Как можно составить предложение по русскому языку

Русский язык относится к синтетическим, поэтому никакого железного порядка слов в нём нет. О порядке слов можно говорить лишь тогда, когда формы именительного и винительного падежа у подлежащего и прямого дополнения совпадают. В этом случае требуется прямой п. сл.

Однажды мне пришлось очень подробно осветить эту тему, см. раздел

Лучше пересказать собственный ответ у меня не получится, там я посталась объяснить основу основ самыми простыми словами, чтобы «человеку с улицы» было понятно.

Свобода располагать слова в предложении как угодно особенно хороша возможностью поставить тему в начале п., а рему дать в самом конце, создав эффект неожиданности. О том, что за звери тема и рема, также объясняла здесь и здесь. Ваш вопрос настолько огромен, что ответить на него можно, лишь сначала до конца прочитав вузовский курс синтаксиса, поэтому и приходится отправлять по другим адресам для детализации частностей.

Правило для составления предложений есть одно — каждое п. должно выражать законченную мысль. Если мысль не выражается, значит, что-то потеряно и его нужно восстановить.

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

 План составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
  2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
  3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
  4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
  5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией  – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
  6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
  7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
  8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
  9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
  10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
  11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

СЛОЖНА-А-А 🙀 Ты же знаешь, что если не разобраться в теме сейчас, то потом придется исправлять оценки. Беги на бесплатное онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

Схемы простых предложений

Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

Shemy -predlozhenij -1

При  этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

Shemy -predlozhenij -2

Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

Обращение: обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения  и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

Shemy -predlozhenij -3

На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

Shemy -predlozhenij -4

Предложения с вводными словами: можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

Shemy -predlozhenij -5

В схеме с причастным оборотом, кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

Shemy -predlozhenij -6

Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

  • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
  • обособленными дополнениями;
  • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

Предложения с прямой речью

Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

Shemy -predlozhenij -7

Схемы сложных предложений

И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

Начнем со сложносочиненного предложения: его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

Shemy -predlozhenij -8

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Shemy -predlozhenij -9

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Shemy -predlozhenij -10

Составляя схему предложения с разными видами связи, легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Shemy -predlozhenij -11

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными. Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Shemy -predlozhenij -12

Параллельное подчинение:

Shemy -predlozhenij -13

Однородное подчинение:

Shemy -predlozhenij -14

Составьте по данным схемам предложения

Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

  1. Предложение с обращением: [ │О?│…  ]?
  2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
  3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
  4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
  5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

Заключение

Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

Молодец! Раз ты дочитал это до конца, вероятно, ты все отлично усвоил.  Но если вдруг что-то еще непонятно — попробуй онлайн-занятие с репетитором (подробности тут + 🎁).

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В тексте обособленной мыслью или завершенной является предложение. Оно представляет собой сочетание слов, которые грамматически и интонационно оформлены. Так они выступают в роли высказывания или исчерпавшей себя мысли. В русском языке порядок слов в предложении поможет правильно поставит вопрос, побудить к действию, просто информировать. Интонация произношения укажет на необходимость расстановки знаков препинания.

Правила русского языка

Что представляет собой единица языка

Главной единицей русского языка является предложение, так как она коммуникативная. Построение происходит по определенному принципу. Предложение состоит из слов, каждое из которых при отдельном употреблении теряет языковую сущность. Их считают синтаксическими составляющими, которые впоследствии становятся членами и связываются составными частями.

Независимо от того, составляют текст письменно или используют в разговоре, придерживаются определенного порядка слов в предложении в русском языке. Если этого не сделать, собеседник или слушатель не сможет понять, о чем хотят рассказать. В некоторых ситуациях возникает двоякое значение.

Подлежащее и сказуемое

Что входит в состав предложения

В предложении присутствуют главные и второстепенные члены. Без главных единица языка существовать не может. Второстепенные могут отсутствовать. Подлежащее необходимо для называния предмета или явления. Выступает любой частью речи, которая отвечает на вопрос «кто?» или «что?».

  • Я гуляю в парке. (Подлежащее выражено местоимением.)
  • Деревья стоят в золоте. (Существительное.)
  • Учиться – наша задача. (Глагол.)
  • Так прошло несколько минут. (Словосочетание.)

Односоставное назывное предложение включает подлежащее, указывающее на наличие явлений. Однако чаще рядом с ним стоит сказуемое. Это вторая составляющая главных членов. Часть необходима для обозначения действия предмета: «Солнце взошло». В некоторых случаях указывает на признак: «Хлеб был теплым». Чаще всего сказуемое выступает глаголом. Если он присутствует в предложении одним словом, называется простым глагольным сказуемым, состоящее из двух слов – составным глагольным сказуемым.

Простое предложение

Книги в помощь

В зависимости от количества грамматических основ, предложение может быть простым и сложным. Второстепенные члены имеются или отсутствуют, что указывает на такую характеристику, как распространенность и не распространенность. Простое состоит из одного или двух главных членов. Односоставное – простое предложение с одним словом.

Есть несколько разновидностей:

  1. Неопределенно-личное: «Его попросили выйти».
  2. Обобщенно-личное: «Шила в мешке не утаишь».
  3. Безличное: «В воздухе пахнет весной».
  4. Определенно-личное: «Стою и думаю».
  5. Инфинитивное: «Стоять! Нужно подумать».
  6. Назывное: «Весна!».

Порядок слов в простом предложении – это определенное расположение членов в обычном виде или обратном, которое называется инверсией. Первый вид чаще всего используется в деловой речи, в научных статьях. Второй необходим для литературно-художественных произведений, в разговорной речи.

В двусоставном простом предложении варианты такие же. В нем есть подлежащее и сказуемое, второстепенные члены в виде дополнения, определения и обстоятельства. «Мы говорим о новой книге. Солнце вышло из-за тучи. Завтра я поеду в отпуск».

Сложное предложение

Расстановка знаков препинания

В составе сложного предложения находится два и более простых. Они связаны интонационно и по смыслу. Это означает, что грамматических основ будет столько, сколько предложений. Они соединяются знаками препинания и союзами. Отсюда и название бессоюзные.

Бывают двух видов:

  1. Сложносочиненные. Состоят из нескольких частей, которые являются самостоятельными и грамматически связанными. Соединяются с помощью союзов а, да, но, и, однако, зато. Сюда же относят сложные союзы ни…, ни…; то…, то…; не то…, не то… «Он уехал, я и расстроился. Самолет остановился, и пассажиры пошли к выходу. То мама тихо шепчет, то папа громко зовет».
  2. Сложноподчиненные. Два простых предложения соединяются подчинительными союзами. Среди них одна часть подчиняется другой в грамматическом и смысловом отношении. В русском языке порядок слов в предложении такой же, как и при первом виде. Отличается использованием подчинительных союзов если, когда, поэтому. Употребляют со сложными союзными словами вследствие того, что; благодаря тому, что. «Я смогу помочь, если ты мне все расскажешь. Мы справились быстро, благодаря тому что нам помогли».

Есть вид предложений, в которых части соединяются с помощью знаков препинания. В бессоюзной форме они самостоятельны грамматически, но неравноправны по смыслу. Здесь нет союзов и союзных слов: «Солнце грело, птицы пели. Я говорил, она молчала».

Как составить слова в единое целое

Порядок слов в предложении – это определенное расположение частей речи, которые связаны грамматически. Он считается свободным, то есть закрепленного места за каждым из членов предложения нет. «Повар вчера долго украшал торт» — слова можно переставлять несколько раз, что позволит получить разные варианты построения.

Прямой и обратный порядок слов зависит от структуры предложения, употребления членов в контексте. Обратный – инверсия – необходим в художественном тексте. Следует отличать его от разговорного языка, в котором особые предложение строят по специальным правилам. Деловой и официальный стиль подразумевает использование прямого порядка. Передача идеи другому человеку должна соответствовать написанному, чтобы не искажались факты.

Постановка подлежащего и сказуемого

Разновидности предложений

Порядок слов в предложении, интонация отличается при выборе стилистического направления текста. Имеют значение главные члены. Подлежащее указывает на то, кто самый важный, сказуемое – что он делает. Их ставят в произвольном порядке. Важно не нарушать и не искажать передаваемые данные.

В повествовательных предложениях первым чаще стоит подлежащее. «Мама сказала, что собирается на встречу с одноклассниками». Возможна и другая постановка: «Сначала посмотрела мама, а затем решил убедиться папа».

Написание сказуемого, а далее подлежащего может происходить в нескольких случаях:

  1. В авторских словах при прямой речи. «Идем в кино!» — решительно сказал папа.
  2. Когда подлежащее – это явление природы, а сказуемое – бытие, течение действия. «Наступила осень. Была солнечная погода».
  3. В рассказе при использовании описания. «Танцуют листья, подмигивает луна».
  4. В качестве инверсии. «Трудна работа спасателя».
  5. Если вначале, употребляют обстоятельственное слово. «С Кавказа приехали гости».

В вопросительных предложениях сначала ставят сказуемое: «Спасет ли он меня?». Побудительные выделяются наличием приказа, совета, поэтому они категоричны. Сначала ставят подлежащее. В обратном случае смягчают тон. «Ты закончи перебирать овощи сегодня. Закончи ты перебирать овощи сегодня». В разговорной речи связку именного сказуемого используют перед подлежащим: «Был я нетерпеливым, своенравным».

Определение и его постановка

Обучение правилам составления предложений

Какой порядок слов в предложении в русском языке необходимо знать, так как второстепенные члены также имеют свое значение для передачи информации. Согласованное определение стоит перед связанным существительным: проверенные данные, неприступные горы. Если их несколько, порядок зависит от морфологии.

На первый план попадает местоимение: в этот радостный день, ваши дальнейшие действия. Сюда же относятся качественные прилагательные: ранняя светлая весна. Несогласованные определения ставят после определяемого слова. Когда личное местоимение имеет притяжательное значение, пишется перед главным словом: «Его возражения никто не услышал».

Дополнение в предложении

Среди второстепенных членов важное место занимает дополнение. Оно представлено местоимением, именем существительным. При написании ставят после управляющего слова: посмотреть телевизор, готов к диалогу. Важно обращать внимание на передачу определенных сведений.

Предложение может быть написано в нескольких вариантах.

  • Мне понравилась работа.
  • Мне работа понравилась.
  • Работа мне понравилась.
  • Работа понравилась мне.
  • Понравилась мне работа.

В безличных предложениях дополнение ставится перед управляющим словом. «Ему придется выходить на улицу в дождь. Девочке нездоровится». Если дополнений несколько, все они относятся к одному управляющему слову. В русском языке порядок слов в предложении предполагает несколько вариантов. Сначала стоит прямой вид: «Объясните свое поведение всем присутствующим». Косвенный вариант в дательном падеже, наоборот, пишут перед прямым: «Сообщите нам свои пожелания относительно праздника».

Типы предложений

Постановка других членов предложения

Перед сказуемым употребляют наречие на – о и – е: «Мы точно пойдем на каток». Некоторые слова сочетаются в обратном порядке. Обстоятельство образа действия зависят от других второстепенных членов: «Туристы шли медленно. Туристы медленно шли по крутой тропе». Если подразумевается мера и степень, их ставят перед словом, от которого зависят. Временные слова используют перед глаголами-сказуемыми. Обстоятельства места пишут в начале предложения, затем сказуемое и подлежащее: «Слева опускалось красивое красное солнце».

Вводные слова, частицы и предлоги не являются членами предложения. Их употребление происходит в свободной форме. «К сожалению, я не смогу прийти. Я, к сожалению, не буду присутствовать». Обращение также ставится свободно, однако, чаще всего используется в начале предложения. Это можно увидеть на примере: «Ваня, пойдем гулять. Пошли, Ваня, посмотрим на павлинов. Мы сегодня не сможем к вам прийти, Ваня». Частицы ставят перед словом, к которому относятся. Предлог нельзя отрывать от управляемого существительного.

Составлять предложения несложно, так как разрешается свободное выражение мысли. Определение понятия «порядок слов в предложении» необходимо знать, чтобы передавать конкретный смысл. Изменение и неправильное построение приводит к искажению фактов, поэтому слушатель может не понять, о чем ему сообщают.

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы будем учиться строить предложения по-русски. Чтобы более или менее уметь составлять фразы, выражения, словосочетания и предложения, вам необходимо заучивать, в первую очередь, слова, а затем уже понимать, из чего строится предложение в русском языке, и учитывать такие составные части, как ударение, интонацию.

Интонация [intanatsiya] intonation — это свойство в любом языке, которое показывает в устной речи собеседнику мелодичность, чувства и, например, концовку предложения.

Я иду по дорожке, и тут вылетает мне навстречу серый волк! [Ya idu pa darozhke, i tut vylitaet mne nafstrechu seryj volk] I am walking on the path and suddenly the grey wolf appears!

В зависимости от того, как вы прочитаете это предложение, с интонацией или без, собеседник сможет вас понять и прочувствовать ситуацию. Если вы произнесете предложение без интонации, ваша речь будет звучать сухо и неинтересно. Но, например, в таком предложении, выделять что-то интонацией не стоит, т.к. она здесь и не требуется:

Погода сейчас хорошая [Pagoda sichas kharoshaya!] The weather is good now

Многие считают, что порядок слов в русском языке свободный, т.е. как бы вы не переставляли слова, смысл все равно останется прежним и собеседник сможет без проблем вас понять, например:

Я люблю жёлтый цвет [Ya lyublyu zhyoltyj tsvet] I love yellow color

Я жёлтый цвет люблю [Ya zhyoltyj tsvet lyublyu] I love yellow color

В этих двух примерах смысл не меняется, только лишь идёт перестановка слов «люблю» и «жёлтый цвет». Я считаю, что хоть порядок слов не строгий, но нужно быть очень внимательным при составлении предложений на русском языке, в любом случае, у вас должно быть существительное + глагол.

Давайте для начала попробуем составить совсем простенькое предложение, используя всего 4 слова, думаю, что для начала этого достаточно:

Я люблю красные яблоки [Ya lyublyu krasnye yablaki] I love red apples

Когда вы только начинаете учить язык, лучше пытаться составлять предложения из 4-5 слов, но, когда вы уже знаете достаточно большое количество существительных, прилагательных, глаголов и наречий, то тогда можно пытаться разнообразить ваше предложение дополнительными словами. Такие приемы, конечно, сделают вашу речь богаче и интереснее. Например:

Я очень люблю красные яблоки, потому что они самые вкусные! [Ya ochin’ lyublyu krasnye yablaki, patamu shta ani samye fkusnye!] I love red apples because they are the most delicious ones.

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 5

Раздел: «Предложение»

Тема: Как построить предложение?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически. Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введённых на данном уроке): предложение, диалог.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 15-16.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 8-9.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 7.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

http://resh.edu.ru

www.prosv.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Потренируемся. Прочитаем.

Наступила золотая осень. Осень, моросить, деревья.

Первый пример – предложение. Докажем это.

  1. Предложение состоит из слов. В этом предложении три слова: наступила, золотая, осень. Слова в предложении выражают законченную мысль, связаны по смыслу. Нам понятно, что речь идёт об осени, что она золотая, уже наступила.
  2. Все слова в предложении связаны грамматически, то есть, по форме. Пора (какая?) золотая. Пора (что сделала?) наступила.

Второй пример – слова. Докажем это.

  1. Данные слова не связаны друг с другом по смыслу. Их нельзя соединить в одно предложение так, чтобы был понятен смысл. Но с каждым из этих слов предложение составить можно:

Пришла осень.

Дождь тихо моросит за окном.

Ветер срывает листья с деревьев.

  1. Данные слова не связаны по смыслу. Каждое из слов выражает смысл, имеет значение (осень, моросить, деревья), но вместе эти слова смысл не отражают.
  2. Данные слова не связаны грамматически (по форме).

Осень, моросить, деревья.

Как составить из слов предложение?

1. Прочитаем слова.

Осень, перелётный, птицы, улетать, юг.

2. Объединим слова по смыслу.

3. Изменим форму некоторых слов: осень – осенью, перелётный – перелётные, улетать – улетают.

4. Добавим слово: на.

5. Составим предложение.

Осенью перелётные птицы улетают на юг.

Перелётные птицы осенью улетают на юг.

Улетают на юг осенью перелётные птицы.

На юг улетают осенью перелётные птицы.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Прочитаем предложения так. В первом предложении выделим голосом слово «осень», во втором – «наступила».

Осень наступила.

Осень наступила.

Выделяя голосом слово «осень», мы сообщаем, что наступила осень, а не зима. Выделяя голосом слово «наступила», мы сообщаем, что осень уже наступила.

Послушайте фрагмент стихотворения С. Маршака «Волк и Лиса».

— Лисавета, здравствуй!

— Как дела, зубастый?

— Ничего идут дела. Голова ещё цела.

— Где ты был?

— На рынке.

— Что купил?

— Свининки.

— Сколько взяли?

— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке!

— Кто отгрыз?

— Собаки!

— Сыт ли, милый куманёк?

— Еле ноги уволок!

О ком же идёт речь в этом стихотворении? Они же и являются героями стихотворения! Прочитаем только слова (реплики) лисы.

— Как дела, зубастый?

— Где ты был?

— Что купил?

— Сколько взяли?

— Кто отгрыз?

— Сыт ли, милый куманёк?

Прочитаем только реплики волка.

— Лисавета, здравствуй!

— Ничего идут дела. Голова ещё цела.

— На рынке.

— Свининки.

— Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост отгрызли в драке!

— Собаки!

— Еле ноги уволок!

Можно сказать, что лиса и волк разговаривают друг с другом, ведут диалог.

Вспомним, что такое диалог.

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 1. Базовый уровень сложности.

Тип – выделение цветом.

Текст вопроса.

Выделите цветом, какие записи можно назвать предложением?

Рано утром Маша и Витя пошли в лес.

Они нашли много грибов.

Гриб день.

Маша устала и присела на пенёк.

Трава.

Витя похвастался, что нашёл белый гриб.

Правильный ответ.

Рано утром Маша и Витя пошли в лес.

Они нашли много грибов.

Гриб день дети.

Маша устала и присела на пенёк.

Трава дерево утро.

Витя похвастался, что нашёл белый гриб.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, что такое предложение; прочитать записи; определить, какие из них являются предложением.
  5. Прочитать или найти определение предложения.
  6. Прочитать записи.
  7. Определить, какие из них являются предложением (выражена законченная мысль, слова связаны по смыслу и грамматически).
  8. Выделите цветом предложения.

Разбор типового тренировочного задания

ТВ – 6. Базовый уровень сложности.

Тип – ввод с клавиатуры пропущенных элементов текста.

Текст вопроса.

Прочитайте отрывок из рассказа Н. Носова «Телефон». Определите, сколько здесь предложений. Покажите границы предложений.

Прибегаю я к Мишке батюшки Мишка телефон ломает он из аппарата вытащил батарею и уже трубку развинчивает

Правильный ответ

Прибегаю я к Мишке. Батюшки! Мишка телефон ломает. Он из аппарата вытащил батарею и уже трубку развинчивает.

Алгоритм выполнения задания:

  1. Прочитайте задание.
  2. Определите опорные слова задания.
  3. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
  4. Проверьте, правильно ли рассказали: вспомнить, что такое предложение; определить, о ком или о чём рассказывается в записи (сколько законченных мыслей можно выделить), расставить знаки препинания.
  5. Вспомните, что такое предложение.
  6. Прочитайте запись. Определите, сколько мыслей высказано.
  7. Определите границы предложения.
  8. Расставьте знаки препинания.
  9. Проверьте, получилось ли выполнить задание.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти в телефоне фоновый режим работы
  • Как составить иск в суд на возмещение ущерба после дтп
  • Как найти ящики корпуса
  • Как жить где найти силы
  • Kernel responsiveness как исправить