Как мужик двух генералов прокормил найти сатиру

Сказка Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил» наглядно показывает несколько вещей, которые можно встретить в нашей жизни.

Без пощады автор конечно же высмеивает двух генералов, которые как дети малые не могут обеспечить себя в трудной ситуации. В данном случае речь идет об острове, где они и оказались. Автор высмеивает их беспомощность и слабость в нестандартной ситуации. Как оказалось добившись таких высот они даже не знают откуда берутся булки. За ними как за детьми нужен уход и забота к которой они так привыкли. И эту заботу они нашли в лице простого мужика.

Теперь что касается мужика, который их по сути спас от голода. Вопросов конечно нет, мужик смекалистый, умный и трудолюбивый. За это его можно только похвалить. Однако в его чинопочитании и робости есть его минус. Автор высмеивает ту крестьянскую привычку привычку служить и повиноваться. Он мог бы бросить их и стать самим по себе. Однако он принял рабскую долю, дав себя привязать веревкой к дереву. Однако его терпению можно только позавидовать.

модератор выбрал этот ответ лучшим

maksi­menko
[365K]

4 года назад 

В сказке Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил» скрыт не только иронический смысл, но и сарказм.

Ведь действительно, оказавшись на необитаемом острове, два генерала повели себя как несмышленые дети. Нет бы, обеспечить себе пропитание самим, ведь умудряются же люди, попав в аналогичные ситуации сами наловить рыбу, собрать плоды, одним словом самим обеспечить себе пропитание, стараться выжить в таких условиях. Но нет же, генералы привыкли только повелевать и командовать. Им так и грезится что еда сама в рот падает.

И в данной ситуации не нашли ничего лучшего, как найти мужика, который все будет делать за них. И пропитание им достанет, и домой благополучно переправит.

Но не только невежество высмеивает автор в данном произведении, но и с негативом относится к чинопочитанию, с которым мужик безропотно подчиняется воле «сильных» генералов. Прислуживает им и рад, у него даже в мыслях не появляется, что генералов можно заставить работать, самим обслуживать себя. Нет, он готов им прислуживать во всем.

А ведь сказка актуальна и в наши дни. Сколько бездарей и неумех находится на вершине власти, представляют высшее общество, и отдают приказы, а простые работяги продолжают обслуживать их и поклоняться рады.

Элени­я
[445K]

4 года назад 

«Как мужик двух генералов прокормил» — сказка Щедрина, написанная с ироничнией, насмешкой. В ней сюжет показывает двух генералов, волею судьбы оказавшихся на необитаемом острове, написана со смыслом.

Привыкшие отдавать приказы, чтобы им подчинялись, в непривычных условиях совершенно не способны о себе позаботиться. На острове можно найти съедобные плоды, поймать рыбу, но те ничего не умеют! Все, что надумали — найти мужика, который им во всем поможет. Тот «прокормил» военных лиц, сам привыкший зарабатывать трудом на хлеб.

Суть в том, что вся Россия так живет, только благодаря обычному мужику, который сеет, пашет, — трудится. А высшие чины, генералы только умеют «муштровать» солдат.

Что высмеивает Щедрин в сказке Как мужик двух генералов прокормил?

Барха­тные лапки
[382K]

4 года назад 

В произведении «Как мужик двух генералов прокормил» автор прежде всего высмеивает совершенную неумение генералов приспосабливаться в тяжелой ситуации, они только и умеют, что рассуждать да командовать. А вот когда нужно проявить себя, как настоящие мужчины генералы находят безотказного мужика, который решает за них все их проблемы.

Также автор высмеивает покорность и безропотность мужика, который выполняет все приказы генералов, он даже и не может им возразить, хотя генералы полностью зависят от него.

Еще один момент: генералы оказались не слишком не благодарные, когда они вернулись домой, то отблагодарили мужика сущей мелочью, а ведь по сути им он жизни спас.

Бульб­озавр
[450K]

4 года назад 

Наверно, читая сказку Салтыкова-Щедрина о двух генералах, задумываешься о то, до чего может деградировать человек, который ни чем не интересуется и не желающий ничего делать.

Эти салтыковские генералы, всю жизнь просидевшие непонятной «регистратуре», оказавшись в непривычной для себя ситуации, оказались просто неспособны выжить и обеспечить себя.

Эта сказка про неучей-невежд, беспомощных и не приспособленных к жизни, без посторонней помощи.

Автор высмеивает невежество, причем невежество в самой его крайнем состоянии, когда некоторые вполне верят, что и «булки растут на деревьях».

Еще один не маловажный человеческий порок – лень, не оставлен без внимания Салтыковым-Щедриным. Человек, не привыкший работать, даже под страхом голодной смерти, не пытается себя обеспечить, а это не такой уж и редкий случай, даже в нынешнее время .

Салтыков-Щедрин на самом деле был действительно мастером сатиры. Несмотря на то что он высмеивал в своих произведениях обличительные пороки своего времени, они не теряют частично актуальности даже сейчас в 21 веке. Ведь у нас же тоже сейчас есть богатая прослойка общества которая себя абсолютно не умеет обслуживать. В своем произведении «Как мужик двух генералов накормил» автор высмеивает полнейшую беспомощность людей в чинах и высшего общества. Они были не только неумехами, но еще и глупыми. Например их уверенность, что хлеб на деревьях произрастает. Генералы бы не выжили на острове без мужика. Так же высмеивается и то что простой мужик рад прислуживать этим неумехам увальням. Генералы ему дают приказы, а он как волшебная рыбка их исполняет.

Ната лия
[138K]

4 года назад 

В сказке «Как мужик двух генералов прокормил» автор Салтыков- Щедрин смеется над всеми героями, но немного по разному :

Если говорить о генералах, то автор смеется над их бесполезностью, они не могут сами себя прокормит на острове где полно еды и чтобы умереть с голоду надо очень постараться.

Они абсолютно лишние и не нужные люди, за всю жизнь не чего не сделали для государства и в итоге их самих и место их работы упразднили.

Но далее автор переходит к мужику и злой смех сменяется на грустный, мужик умеющий делать все, рукастый и приспособленный к жизни, по итогу сам привязывает себя к дереву и мало того сам плетет веревку для этого дела.

Марин­а Волог­да
[295K]

4 года назад 

Сказка Щедрина «Как мужик двух генералов прокормил» высмеивает беспомощность людей, которые при чинах. Они попали на остров, где по сути много еды, но как добыть эту еду генералы не знают, да и не могут, так как не привыкли к тому, что им самим надо что-то искать, добывать. Таким образом, высмеивается неприспособленность высших чинов позаботиться о себе.

Но на этом не все. В произведении Щедрин высмеивает и простого мужика, который поклоняется чинам, спасая их от голода. По сути высмеивается то, что мужик сам рад прислуживаться, ведь и свобода вокруг и не обязан он этим генералам, но все равно он кормит генералов.

Алиса в Стран­е
[364K]

4 года назад 

Вспомнив в каком обществе жил Щедрин, можно сказать, что главная мысль его сказки, что в конечном итоге в существующем положении дел виноваты обе стороны — и угнетатели и угнетенные. Отвратительное явление — крепостное право, практически рабство, не могло бы сохраняться столько времени без рабской покорности, к сожалению, свойственной во все времена русскому человеку. И Щедрин в своей сказке, высмеивая в первую очередь, двух генералов, их паразитизм, их никчемность, прикрытую высоким званием, привычку к тому, чтобы их обслуживали, их неблагодарность, наглость, показывает и то, что мужик им служит добровольно, он так привык, для него это нормально. Он сам привязывает себя к дереву на свитой им же веревке. Он кормит двух паразитов вместо того, чтобы заставить их работать.

РУДЬК­О
[257K]

4 года назад 

Как один мужик двух генералов прокормил. Сказка Салтыкова- Щедрина. Совершенно очевидно на мой личный субъективный взгляд, что в этом произведении автор в ироничной форме показывает всю сущность так называемых «Штабных генералов», которые являются генералами только на бумаге, а в действительности оказываются крайне беспомощными и неприспособленными к жизни в ситуации, которую можно назвать близкой к экстремальной.

Генералы не могли буквально ничего кроме того, чтобы отдавать приказы мужику.

Ну и, конечно, Салтыков- Щедрин показал и холопскую сущность русского мужика периода 19-го века, когда даже оказавшись на острове, где никого нет кроме него и двух никчемных генералов, мужик вёл себя как преданный слуга данных господ.

Но это всего лишь личное моё мнение.

КатяЛ­идер
[6.4K]

6 лет назад 

Высмеивается безропотность, покорность мужика, а также неприспособленность двух богатых людей позаботиться о самом себе.

TheDi­maNoi­se
[-3]

6 лет назад 

В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика.

Чиновники, которые “родились, воспитались и состарились” в какой-то регистратуре, ничего не знали, не понимали. И кроме слов: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности”, генералы делать-то ничего не умели и совершенно были уверены, что булки растут на деревьях. И вдруг их осеняет мысль: надо найти мужика! Ведь он должен обязательно быть, просто “где-нибудь спрятался, от работы отлынивает”. И мужик действительно нашелся. Он накормил двух генералов и тут же по их приказу послушно вьет веревку, которой те привязывают его к дереву, чтобы не убежал.

В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам. Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами.. . а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.

Знаете ответ?

                                                                   Технологическая
карта урока в 7 классе          

Разработала:  Ряполова   Оксана Станиславовна,  учитель  русского
языка и литературы  МБОУ СОШ №3 г. Красного Сулина Ростовской области

Тема урока: «Сатирическое изображение героев в сказке Салтыкова –
Щедрина    «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»

 Тип урока:
урок комплексного применения знаний и умений

Цель  урока :

Содержательные: определить нравственные пороки общества, изображенные в
сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», выявить 
 средства сатиры,  используемые
автором ,  совершенствовать навыки анализа литературного произведения

Деятельностные: продолжить формирование творческих способностей обучающихся
при написании мини-сочинений в жанре художественной публицистики(интервью с
героем, ответ на поставленный вопрос)

                                                                     Прогнозируемые
результаты:

 Предметные:  совершенствовать навыки анализа литературного произведения , дать
характеристику героям «Повести..», повторить литературоведческие термины:
гротеск, сатира, юмор.

Метапредметные:

познавательные: ставить  учебные цели с помощью учителя и самостоятельно,
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, извлекать
информацию из прочитанного текста

коммуникативные: владеть монологической и диалогическими формами в соответствии с
нормами русского языка, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем

Личностные:  формулировать собственную точку зрения, работая в группе;
осуществлять поиск нужной информации; формировать устойчивый познавательный
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

Оборудование: портрет М. Салтыкова –Щедрина, текст «Повесть о том,
как мужик двух генералов прокормил»,  раздаточный материал, рисунок с
необитаемым островом, высказывание Ф. Рабле.

Сценарий
урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

      УУД

Организационный момент

 Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение

В долгой истории годы глухие
Мглы и реакции знала Россия,
Но сквозь безвременье слышен был в ней
Голос правдивых и смелых людей.
Гневным укором горящее слово
Страстно звучало из уст Салтыкова.

Добрый день, ребята! Голос
правдивого и смелого человека  замечательного писателя Салтыкова- Щедрина
звучит сегодня на уроке

Слушают учителя, готовность включения в диалог

Личностные: положительное отношение к учению,
познавательной деятельности, желание приобретать новые знания

Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и
познавательных задач

Вступительное слово

Вы уже знакомы с его
творчеством. Еще раз вглядитесь в его портрет. Проницательный взгляд,
спокойное выражение лица, удивительная прозорливость писателя волнует не одно
поколение читающих и думающих людей.  Его знаменитые сказки привлекают
читателей интересными сюжетами.  Ещё французский писатель Рабле сказал так:
«Сказки сказками, но кроме сказки вы найдете здесь кое-что   и
посерьёзнее.

Обращают внимание на портрет писателя

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с
учителем

Целеполагание. Совместное исследование проблемы

Ребята, как вы понимаете это
высказывание? Что же посерьёзнее мы найдем в этой сказке? Какие
нравственные   проблемы волнуют автора?

Итак, цель нашего урока-
определить нравственные пороки общества, изображенные в сказке “Повесть о
том, как один мужик двух генералов прокормил, какие средства сатиры
использует.

Осознанно строят речевые высказывания, воспринимают  ответы
обучающихся

Коммуникативные

Формулирование цели урока, составление
небольших монологических высазываний

Реализация индивидуального задания  к уроку

Для начала  предлагаю
вспомнить , что же такое сатира. У меня на уроке есть помощник, который
всегда даст ответ на любой вопрос – это Всезнайкин. Ему слово.

Спасибо, эти понятия будут
определять нашу работу.

Подготовленный ученик

Ребята, сатира это..

https://prezentacii.org/upload/cloud/18/11/97558/images/screen6.jpg

Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью
свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические
приемы: гротеск(
одна из
разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме
ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое,
сочетает несочетаемое,
ирония, фантастика,
аллегория, сарказм – для характеристики изображаемых героев и описания той
ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала.
Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению,
по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том, что «служили
генералы всю жизнь в какой-то регистратуре, там родились, воспитались и состарились,
следовательно, ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний
вид героев: «они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену».
Салтыков-Щедрин высмеивает элементарное неумение генералов найти себе еду:
оба думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею
подают». Изображая поведение героев, писатель использует сарказм: «начали
медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились.
Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем
каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил». Герои
начали терять свой человеческий облик, превращаясь в голодных животных, и
только вид настоящей крови отрезвил их.

Познавательные: извлечение необходимой
информации из прослушанного высказывания одноклассника, систематизация
собственных знаний

Актуализация опорных знаний

А теперь ,
ребята, вооружившись  знаниями, предлагаю погрузиться в сюжет сказки. Нас
ждёт викторина. Определяем лучшего знатока
сказки.

( верный ответ- жетон)

Где служили генералы всю жизнь?

В регистратуре

Что висело на шее у генералов?

орден

Какую газету нашел генерал?

«Московские
ведомости»

Что готов был съесть один из генералов?

Сапог

Какой запах навел генералов на след мужика?

Запах мякинного хлеба и кислой овчины.

Какую птицу поймал мужик генералам?

Рябчика

Что мог сварить мужик в пригоршне?

суп

Чем мужик устлал дно лодочки?

Пухом лебяжьим

Чем кормил мужик генералов во время путешествия?

Селёдкой

Что выслали генералы
на память мужику?

Рюмку водки да пятак серебра.

Отвечают на вопросы викторины, получают за правильные ответы
жетон

 Личностные:
интерес к чтению

Регулятивные:
определение совместных действий для решения учебной задачи, взаимодействие со
сверстниками в учебной деятельности

Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации

Промежуточный контроль

Итак, ребята! Вы вспомнили
основные моменты «Повести» Какими вы увидели двух генералов? Как можете их
охарактеризовать?

Строят развёрнутое
высказывание,  аргументируют свое мнение

 Личностные:

эмоциональное
«проживание» текста, выражение своих чувств и эмоций;

— понимание
эмоций других людей, умение сочувствовать, сопереживать;

— высказывание
своего отношения к героям, их поступкам;

— уважение
мнения собеседника

-высказывание
своего отношения к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Отработка умений анализа
сказки

Давайте поработаем с
таблицей у вас на столе(раздаточный материал) Вам необходимо в паре с
соседом по парте соотнести данные понятия с образами героев.

Итак, давайте на основе
выбранных вами понятий проанализируем  образы главных героев. Не забываем
приводить в качестве аргумента текст.

Групповая  работа с таблицей

 Развёрнутый ответ ученика с
опорой на текст

Ловкость, Мастерство. Эти
качества  присущи мужику, поскольку он  быстро приготовил для генералов обед.

(Чтение текста)

Полез
сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков,
а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю;
потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом
из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и
напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать
ли и тунеядцу частичку?»

В этом
состояло и мастерство Мужика.

Познавательные: осуществляют
для решения учебных задач операции анализа. синтеза, сравнения, 
дифференциации

Физминутка

Мы с вами хорошо поработали,
а сейчас предлагаю немного отдохнуть.

 Молодцы! Вы были очень
внимательны

Мы с вами сейчас на
необитаемом острове с нашими генералами. Они сидят напротив нас , а мы им
продемонстрируем , какими качествами харакера нужно обладать, чтобы выжить на
этом острове.  Я показываю карточки со словами и жду вашу реакцию. Если это
необходимое качество- вы встаете и хлопаете в ладоши, если нет- то топаем
ногами. Готовы?

  ЛЕНЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

ПАССИВНОСТЬ

БЕСПОМОЩНОСТЬ

ТАЛАНТ

НАХОДЧИВОСТЬ

ЛОВКОСТЬ

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Регулятивные:
определение совместных действий для решения учебной задачи, взаимодействие со
сверстниками в учебной деятельности

Инсценировка эпизода

Анализ образов сказки

Этап рефлексии учебной деятельности

Домашнее задание

Мы , ребята,  ещё не покидаем наш остров с генералами, и сейчас мы
увидим ещё раз наших героев.

 (Инсценировка
эпизода «Генералы  попали на необитаемый остров)

Ребята, в
нашем сказочном мире можно всё и сейчас вам предоставляется возможность взять
интервью у генералов. А шапка-самобранка поможет вам . Ребята вытаскивают
вопросы из шапки

1.     
Как вы оказались на
необитаемом острове ?

2.     
Где вы работали?

3.     
Почему вы оказались
безработными?

4.     
Какую газету вы нашли на
необитаемом острове?

5.     
Как вам удалось найти мужика?

6.     
Что сделал для вас мужик?

7.     
Как вы его отблагодарили?

Спасибо вам ,
генералы за интервью.  Ребята, вы заметили, что автор сказки смеётся над
героями, а как вы думаете что больше всего
веселит автора?

Смех разный. Автор относится к своим героям по-разному. Над
генералами смеется зло, издевается над их беспомощностью и над их
самомнением. Салтыков показал, как быстро возникает у них звериный инстинкт.

— А как высмеивает Михаил Евграфович 
мужика?
Высмеивает его по- другому. Писатель  восхищается им, его
трудолюбием, способностью выполнить самую трудную работу. В то же время автор
недоумевает, как мужик может быть таким покорным и безропотным?

Как вы считаете, почему мужик ведёт покорно и безропотно?

Итак, давайте
подведём итог нашей работы. Как вы думаете, что бы случилось с генералами,
если бы они не встретили мужика? Как бы сложилась их судьба? Какие же
нравственные пороки высмеивает автор? И вопрос нашему помощнику Всезнайкину-
напомните, какие средства   сатиры использует Салтыков- Щедрин в своей
«Повести?

Ребята, мы  
продолжим знакомство с творчеством Салтыкова- Щедрина в старших классах. 
Надеюсь, сегодня вы нашли что-то серьёзное в сказках Салтыкова-Щедрина. А
дома свой поиск продолжите, написав небольшую письменную работу . Вам
необходимо ответить на вопрос «Над чем смеётся Салтыков- Щедрин в «Повести..»
( 5-10 предложений)

Спасибо вам
за работу!

Инсценирование  группой
обучающихся  эпизода сказки

 Участие обучающихся в
интервью с героями

Кратко подготовленный ученик
напоминает о средствах сатиры

В сказке «Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические
приемы: гротеск(
одна
из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме
ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое,
сочетает несочетаемое,
ирония,
фантастика, аллегория, сарказм – для характеристики изображаемых героев и
описания той ситуации, в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала

Регулятивные:
определение совместных действий для решения учебной задачи, взаимодействие со
сверстниками в учебной деятельности

Личностные; формирование
самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное
понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

                                                                      
Раздаточный материал

https://www.memotest.ru/ImageUpload/f14283a9-1c72-4732-b88f-08a11baa88a8/486.pngМУЖИК

Легкомысленность

Ловкость

Мастерство

 Беспомощность

 Необразованность

Смекалка

Лень

Глупость

Жадность

Грубость  
Трудолюбие

Покорность

Зависимость

https://shareslide.ru/img/thumbs/8453a8ccd149d4de8c4f3488f20f6d76-800x.jpgГЕНЕРАЛЫ https://orenburgkniga.ru/wp-content/uploads/b/d/0/bd0f2404d10fb3bdd501f1ba8670f5e1.jpeg  https://orenburgkniga.ru/wp-content/uploads/b/d/0/bd0f2404d10fb3bdd501f1ba8670f5e1.jpeg

Легкомысленность

Ловкость

Мастерство

 Беспомощность

 Необразованность

Смекалка

Лень

Глупость

Жадность

Грубость  
Трудолюбие

Покорность

Зависимость

Сатира: Генерал не может сорвать яблока с дерева

Ирония: Щедрин проводит параллель между генералами и обращает внимание на то, что один генерал работает учителем каллиграфиии поэтому является более умным, чем второй.

Гипербола: Пища в том самом виде родится, в каком ее к столу подают Гротеск: сцена остервенения генералов; Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны то в скором времени по щучьему велению по моему хотению, очутились на необитаемом острове.

Сарказм:

1.Булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.

2.Начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был мастером сатирической прозы, в которой он ловко обличал социальные и нравственные пороки, свойственные его современникам. Автор выбирал для многих своих произведений жанр сказок, благодаря этому выбору цензура пропускала те его произведения, в которых гротескно изображалась российская действительность второй половины девятнадцатого века, вписанная в волшебный сказочный мир. На примере таких известных сказок, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» видно, насколько автор преуспел в жанре сатирических сказок, сочетая в них современный российский быт и русские фольклорные мотивы. В этом и состоит своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Многомудрый Литрекон предлагает Вам два эссе на эту тему: в первом разбирается произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», а во втором — «Дикий помещик». Универсальное вступление к ним дано в выше следующих строках (над Многомудрым Литреконом). Приятного просвещения!

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Разберем пример. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — это сказка о двух глупых и беспомощных, генералах и о крестьянине, так и не избавившегося от рабского сознания даже после отмены крепостного права. Генералы — это два персонажа, потратившие всю свою жизнь на перебирание бумажек в регистратуре, которая в один прекрасный день закрылась за ненадобностью. Пережив это событие, генералы поселились на Подьяческой улице, начали получать каждый месяц пенсию и держать у себя кухарок, продолжая и дальше бессмысленно прожигать свою жизнь. Уже здесь совершенно ясно видна авторская насмешка над подобными людьми, не делающими никакого вклада в развитие страны, но живущими за её счёт. 

Однажды оба генерала проснулись на необитаемом острове — элемент фантастики в этом событии является одним из сатирических приёмов автора, а сам этот момент описывается писателем с помощью использования классического сказочного зачина:

«Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове.» 

На острове они очутились в одних ночных рубашках и с орденами на шеях — деталях, подчёркивающих их верность своей бессмысленной службе. Оба сразу же начали думать о том, как им выбраться. Однако ни один из них не знал как найти нужные части света, как прокормить себя, ведь до этого момента генералы думали, что булки, которые они ели каждое утро в Петербурге, не пекутся, а изначально существуют в таком виде. Их глупость и беспомощность в данной ситуации гиперболизирована писателем, подчеркивающим таким образом несостоятельность подобных людей. Генералы голодали целые сутки, и после того, как они чуть не съели друг друга, проявили свою крайнюю глупость в попытках вести диалог и прочитали все статьи в «Московских ведомостях», им в голову пришла спасительная мысль: они решили отыскать мужика, который, по их мнению, обязательно должен был оказаться где-то рядом и помочь господам. Действительно, вскоре они нашли мужика, который спал под деревом и «самым нахальным образом уклонялся от работы.» Возмущенная реакция генералов и страх крестьянина перед их гневом описываются в произведении, как что-то абсолютно естественное, несмотря на то, что сказка была создана уже после отмены крепостного права. Используя приём гротеска, свойственный сатирическим произведениям, автор изображает попытки крестьянина угодить генералам:

«Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. «

Таким образом, Салтыков-Щедрин и высмеивает беспомощность высшего класса и указывает на проблему рабского мышления, оставшуюся у крестьян даже после освобождения. Однако автор в то же время ценит и трудоспособность крестьян, ведь один единственный мужик смог и сходить на охоту, и приготовить обед, и даже построить судно, доставившее обленившихся от эксплуатации чужого труда генералов домой. Финал сказки звучит печально и насмешливо одновременно: генералы остались такими же бесполезными, ничего не значащими членами общества, живущими на всём готовом, только теперь после жизни на острове, они стали ещё более толстыми и рыхлыми, мужик же получил от них в награду серебряный пятак, рюмку водки и остался довольным, не требуя большего за свой великий труд, спасший чужую жизнь. Умеренные аппетиты крестьянина и лень генералов смешны, однако, грустно то, что так будет всегда, и ничего в российской жизни не изменится, автор подчёркивает эту мысль саркастичной фразой, завершающей рассказ: «Веселись, мужичина!»

В сказке «Дикий помещик»

«Дикий помещик» — ещё одна сказка, в которой труженики противопоставлены беспомощному высшему классу, в данном случае барству. 

Сатира в произведении проявляется в авторской иронии над глупостью помещика, мечтающего избавиться от крестьян, портящих ему в поместье воздух, но не понимающего, к чему это приведёт. Когда мужики, наконец, исчезают с его территории, барин думает, что это произошло, потому что небеса услышали его просьбы, на самом же деле они просто пожалели крестьян, живущих в нищете. 

После того как глупый помещик начинает жить один, писатель, используя гиперболу, изображает его беспомощность. Без крестьян герой не может ни одеться, ни умыться, ни даже прогнать мышонка из комнаты. Его поместье приходит в запустение, и, описывая эту разруху, автор уже использует приём гротеска: 

«В саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют.» 

Сам помещик обрастает волосами, его ногти становятся похожими на когти, и он даже начинает разговаривать с медведем. Таким образом, Салтыков-Щедрин создаёт «сказку наоборот»: не животное наделено человеческими качествами, а человек уподобляется животному. Это ещё одно из проявлений злой сатиры автора. 

Губернское начальство, недовольное тем, что из-за глупого барина в губернии начались проблемы с торговлей, приказывает изловить дикого помещика. В итоге всё встаёт на свои места, даже крестьяне возвращаются в поместье. Однако герой так и не становится прежним, он продолжает вести себя как животное и скучает по жизни в лесах. Финал этой сказки так же комичен, но и печален: комична дикая глупая натура помещика, но грустно то, что подобные неприспособленные к жизни дворяне, не ценящие крестьян и не понимающие их вклада в жизнь страны, являются частью реальности, в которой живёт Салтыков-Щедрин, понимающий, что так будет продолжаться ещё очень долго.

Сатира как творческий принцип Салтыкова-Щедрина — это его «оружие», которым он выявляет все недостатки российского общества, используя при этом такой простой и лёгкий жанр, как сказки. Однако эти сказки особенные: большое количество сарказма и иронии, глупые персонажи, фантастические фольклорные события, сочетающиеся с современным российским бытом — всё это делает сказки писателя сатирическими и позволяет ему изображать важные проблемы в фантастическом жанре. В этом и заключается мастерство гениального прозаика Салтыкова-Щедрина и особенности его сатиры.

Автор: Дарья Гевший

Сатира
проявление
комического в искусстве, состоящее в
уничижающем осмеянии явлений, которые
представляются автору порочными.

Сатира
беспощадное,
уничтожающее осмеяние, критика
действительности, человека, явления.

Сарказм
– язвительная насмешка, злая ирония.

Юмор
изображение
героев в смешном виде, весёлый
доброжелательный смех.

С
помощью сатиры автор (Салтыков-Щедрин)
высмеивает генералов с их многочисленными
пороками. У мужика их нет, но и тут автор
его высмеивает с помощью иронии
(добрый смех). Мужик все умеет, но зависим
от рабства.

Здесь
проявляется гротеск
в характере генералов, приведенный до
фантастических размеров. Они ведут себя
как дети и для них очень дорого звание.

Здесь
присутствует много символики.
Например: «Мужик
сплел из волос силок»,
т.е.
простой человек может из ничего сделать
то, что ему нужно. Это же доказывает то,
что мужик смог из конопли сделать крепкую
веревку.

«Выслали
ему рюмку водки да пятак серебра» —
через это
автор показывает, что человеку для
счастья нужно очень мало, но это не
только выпивка.

Билет № 11 Тема дома и семьи в повести Льва Николаевича Толстого «Детство» (1852)

Повесть
эпический
жанр с развернутой сюжетной системой,
двумя-тремя действующими лицами, но
одним главным героем, которому посвящена
главная сюжетная линия.

Повесть
один из
видов этического произведения, больше
чем рассказ и меньше чем роман, с одной
сюжетной линией.

Произведение
разделено на главы, которые как части
мозаики, составляют единое целое,
целостный взгляд на мир, принадлежащий
ребенку.

В
главе «Maman»
рассказывается о маме, о любви к ней.

В
главе «Кто же был мой отец?» автор
рассказывает о папе. В главе стоит
вопрос, так как для героя образ отца
более сложный, он его почти никогда не
видел.

В
главе «Классы» рассказывается о Карле
Ивановиче, его учителе.

В
главе «Наталья Савишна» он рассказывает
о своей няне и горничной как о доброй
женщине.

В
главе «Детство» описываются воспоминания
о прекрасной поре, о счастье. Он подводит
общий итог.

Центральное
значение в жизни ребенка занимает
усадьба (Ясная поляна). В центре дома
мать — центр семьи, символизирующий
тепло, уют. В сознании ребенка объединяются
образы матери и сестры (Любочка). Там же
и искусство. Оно занимало особое место
в его жизни. Его духовная жизнь.

Билет
№ 12 Мир глазами ребенка в повести М.
Горького «Детство»

«Детство»
Горького очень насыщено событиями
которые главный герой постоянно
анализирует. Мальчик сравнивает поступки
героев и их поведение. Герои которые
чужды мальчику глубоко им проанализированы.
Ребенок ожидает от них только хороших
поступков. Он постигает не только людей,
но и сложные события жизни, такие как
смерть или же появление новой жизни.

Билет
№ 13 Тема чинопочитания в рассказах
Чехова «Хамелион» и «Смерть чиновника».

В
произведении «Хамелион» Чехов затрагивает
тему чинопочитания. Как мы видим, главный
герой очень боится власти а точнее
наказания, по этому прямо на глазах
меняет свое решение то в одну то в другую
сторону. Очумелов приклоняется перед
властью , страх и выгода которую сулит
спасение собачки не ясны , но они зависят
от «сильных» мира сего. Но в рассказе
«Хамелион» от власти зависит лишь
решение, когда в повести «Смерть
чиновника» от мнения чина зависит сама
жизнь главного героя. Червяков это
человек, которым движет страх,
замаскированный под вежливость. У нашего
чиновника нет чувства собственного
достоинства, что можно доказать гиперболой
(кол-во раз визитов к генералу) и гратезком
(внезапная смерть чиновника).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти степень окисления элемента формула
  • Как найти богатую женщину телефоны
  • Как составить письменный кодекс
  • Как найти средний доход семьи
  • Как составить доверенность на управление автомобилем от руки образец