Как мы нашли заколдованный клад

Нечистая сила и клады

Складом — спрятанным до поры богатством — связано множество поверьев. Бывают «чистые», то есть не заклятые клады, их может забрать любой человек без вреда для себя. Но большинство кладов «нечистые», заклятые и находятся под охраной нечистой силы. О них говорят, что они положены «со словом», «со свинцом», «с зароком». Иногда считается, что любой клад сначала бывает «чистым», но если владелец не заберет его после установленного срока, то клад переходит черту и становится «нечистым»1. Заклятый клад зарывают в землю голыми руками во время молодого месяца, его окропляют святой водой или кладут в него восковой крестик. Пряча богатство, владелец «кладет зарок», то есть произносит заклинание, где называет условия, при которых можно овладеть кладом: например, выдержать семидневный пост или принести жертву. Клад можно положить «на чью-либо голову» (например, на гусиную, собачью, бычью), это значит, что забрать богатство сможет только тот, кто убьет соответствующее животное на том месте, где лежит клад. Сокровище можно заклясть на голову отца или матери того, кто попытается взять клад; на сорок человеческих голов — тогда сорок человек, попытавшихся овладеть кладом, умрут, и только сорок первый сможет его забрать. Украинцы считают, что владелец клада должен окроплять его святой водой пять раз в год — на Рождество, Новый год, Крещение, Пасху и Троицу, иначе он перейдет к черту. Зарывая клад, произносят: «Пока меня здесь не будет, пусть он черту останется».
Согласно поверьям, клад охраняют особые демоны. У русских это кладенец, кладовик, лаюн, щекотун, копша, кладовые бесы — их в ночь на Ивана Купалу выбирают бесы из своей среды. У белорусов это кладник — демон, одетый в сапоги с золотыми подковами, золотой пояс и шапку, он питается только хлебом, подобранным на улице, а также дзедка, имеющий вид нищего с красной бородой и красными глазами.
У украинцев дух, оберегающий клады, называется скарбником (от украинского скарб «клад»). Часто клады стерегут черти, проклятые люди, «заложные» покойники. Согласно легендам и преданиям, хранителями кладов часто становятся знаменитые в прошлом разбойники, атаманы и короли: у русских — Степан Разин, Емельян Пугачев, Кудеяр, у украинцев — Олекса Довбуш, Мазепа, запорожцы. В русских и белорусских преданиях, сохраняющих память о польско-литовском нашествии, владельцы клада обычно иноземцы — паны, литовцы, шведы. Вот как об этом говорят былички.

В старину здесь по деревням ходили паны. Они грабили у народа имущество, у кого что взять могли, упрямых мучили, жгли их дома, убивали. Деньги паны прятали в землю в намерении на обратном пути взять их с собой. На Сонде-острове, говорят, спрятана ими в землю бочка с деньгами, которая и теперь показывается ночью в виде пылающего огонька. Говорят, кто мог бы перекинуть топор с берега до острова (около шестидесяти сажен), тому бы и клад достался.

Говорят, в старину жили у нас какие-то паны и наезжали грабежом на наши деревни. Наедут они в деревню все больше по праздникам, когда люди разойдутся к церкви или на базар, очистят все, что получше, да и деревню зажгут. Невмоготу стало православным терпеть это лихо от разбойников, принялись ловить их три волости. Окружили их в притоне на Марьине, некуда им стало деваться. Видят они: дело худо. Вот и стали они награбленное добро в землю зарывать в большой кадке и зарывать не спроста, а с приговором, чтобы не досталось никому. Атаман их ударился о землю, обернулся вороном и улетел, а разбойников всех тут схватили и казнили. С тех пор лежит в Марьине клад. Много народу пытались его добыть, да нет — не дается: наговор такой! Есть еще у нас клад — на пустоши, тоже паны зарыли. Лежит он под треугольной плитой. Годов пятнадцать назад собрались человек до пятидесяти этот клад добывать… да, видно, тоже был положен с приговором, а отговора ни кто не знает. Копали, копали … запустят щуп — слышно, как бы в дерево ударяется и близко, покопают еще — все столь же глубоко, потому что клад в землю уходит. Помучились, да так и отступились.

Клады в поверьях обычно лежат в таинственных местах — в лесу, в поле, в пещере, горах, подземельях старых замков. Клады часто зарывали под камнем, корнями дерева. Клад может быть сокрыт во дворе и даже в пределах дома, например, в стене, в погребе, под печкой.

Раз тоже клад положили. Сделали маленький ящичек и где-то под матицу в доме затолкнули. Вот эта старуха умерла, сын вырос, женился. И как уедет сын, молодуха останется, спит спокойно, вдруг орет кто-то: «Отойди — упаду! Отойди — упаду!» Она спичкой чиркнула, подошла — свешивается гробик. Когда муж приехал, она рассказала: «Так и так, третью уж ночь гроб выпадает». Страшно им стало, перекочевали в другую избу. Тут соседи собрались, с ружьями покараулили, но ничего не вышло. Как-то осенью зашел к ним мужчина: «Пустите ночевать, весь перемок». Они и говорят: «Вон, иди, у нас изба соседняя, там ложись на печку, а у нас тут ребятишек полно». Он на печку лег. Вот подошла полночь. Кто-то и заревел: «Отойди — упаду!» А он не сробел и говорит: «Падай!» Ну, упал этот гробик, он посмотрел: ага, самородки золота. Он сказал хозяину: «Вот какое чудо-то было. Это был клад положен на вас, а вы боялись».

Согласно верованиям, клады, закопанные в земле, время от времени поднимаются на поверхность, открываются или светятся из-под земли — тогда их можно увидеть и забрать. Такое случается раз в десять или пятнадцать лет или раз в году, обычно в ночь накануне Ивана Купалы, в Вербное воскресенье или в полночь перед большими праздниками: перед Рождеством, Новым годом, Благовещеньем, Юрьевым днем, Пасхой. Клады ищут в день апостола Симона Зилота (23 мая ст. ст.), имя которого ассоциируется с золотом. Иногда клад заклинается на какой-то определенный срок (например, на 500 лет), а потом любой может его забрать. По истечении срока «чистые» клады постепенно поднимаются на поверхность, а «нечистые» уходят в глубь земли.
Где находится клад, можно определить по некоторым признакам: когда сокровища поднимаются на поверхность земли, на этом месте появляется огонь, виднеются отблески света или бледные огоньки, по ночам горит свечка. Клад может показаться в виде старика, часто сопливого, красивой девушки, а также любого животного — медведя, лошади, барана, собаки, волка, козленка, котенка, петуха, голубя, а также предмета, например, клубка. Вот несколько быличек на эту тему.

Пугало меня около часу дня. Сначала показалось как белая собачка под кустом, потом она обернулась белой птичкой… Ночью мне приснилась моя умершая бабка, которая сказала, что это золото сушилось. Нужно было его чем-нибудь ударить и сказать: «Что ни есть — мое», и тогда в руки брать. Раньше заклятье делали и закапывали золото. Так через десять или пятнадцать лет оно сушится, пересушивается, горит красным огнем и пугает. Нужно было сказать: «Что ни есть — мое», тогда оно бы на месте осталось.

В Глухове около реки закопаны деньги, но никто их не может найти, потому что их черт стережет и прячет в землю, и только издевается над людьми. Ночью часто блестит огонь и перемещается по полю, а баран бегает и блеет. Баран-то — это черт. Кто пойдет искать деньги, то баран и огонь исчезают. Говорят, что если бы найти то место, где баран прячется, и кинуть на землю шапку, кушак или сапог, то деньги можно бы найти. Если шапку кинуть, то нужно копать в рост человека, если кушак — то по пояс, а если сапог — то по колена.

Седьмого июля, на Ивана, клады ищут. Пошли как-то клад искать на Денежную горку. Говорили, что на этой горке клады стали находить. Так и прозвали — Денежная горка. А одна женщина не пошла, говорит: «Бог даст, так и в окошко подаст». Те, кто пошел искать клад, идут по дороге, видят — лежит собака мертвая. Говорят: «Давай пошутим», — ну и кинули той женщине в окошко. А собака и рассыпалась деньгами.

Раньше все клали клады. На ребятишек клали деньги. Одна бабушка и положила деньги на внучку: вот вырастет внучка, пусть ее будут деньги. И никто не знал. Старуха умерла. Внучка выросла до трех лет. Мать вернется с поля, а она ей: «Мама, ты мне оставила молочко, а у меня его кошечка пестренькая вылакала!» А мать закрывала ее в доме, а кошечек никаких не было. Женщина начала бояться, спрашивала старух: де, у меня девочка обижается, что кошечка какая-то ходит и ест ее молочко. А я с подворья окошки замкнула, не должна бы кошка быть. А одна старуха знахаркой была, она и говорит: «Ты купи ленточку метра три. И накажи дочке: как прибежит кошка да станет молоко лакать, пусть она ей покрепче завяжет ленточку на шею». Вот она так и сделала и наказала: «Если будет кошечка молочко лакать, ты ей ленточку на шею завяжи». Закрыла дверь и на работу ушла. Приходит вечером: «Ну что, дочка, завязала?» — «Завязала». Женщина снова пошла к старухе: «Что ж теперь делать-то? Завязала дочка, а кошки нету». — «А пойдем посмотрим». Пришли, залезли в подполье и посветили. А эта ленточка свисает из-под балки. Потянули — а там деньги.

Чтобы завладеть кладом, необходимо знать условия, на которых он зарыт. Для этого нужно подслушать заклятие, произносимое при сокрытии клада. В этот момент можно даже изменить условие заговора, самому произнеся другое, более легкое, так как действует только последнее заклятие. К примеру, бродяга, подслушав владельца, заклинавшего клад «на три головы молодецкие», изменил заклинание, сказав «на три кола осиновых» и, когда владелец ушел, срубил три осиновых кола и забрал сокровище. Клад можно забрать, если владелец его не заклял, а только перекрестил.

Тот, кто пытается забрать клад, не зная магических приемов, подвергает себя и своих близких опасности тяжело заболеть и даже умереть. Демоны, стерегущие богатства, пугают, отгоняют и убивают неосведомленного человека. Клад «не дается» ему, а лишь глубже уходит в землю или превращается в черепки. Если сокровище показывается в виде животного, птицы или предмета, нужно ударить по нему наотмашь и сказать: «Аминь, аминь, рассыпься!» или бросить на него что-либо из одежды — сапог, пояс или шапку. Если бросить шапку, нужно копать в человеческий рост, пока не доберешься до клада, если пояс — в половину человеческого роста, а если сапог — по колена; иногда, наоборот, нужно бросить шапку или часть своих волос — тогда клад окажется у поверхности земли. Если клад выходит на поверхность в виде пламени, нужно трижды его перекрестить и сказать: «Во имя Отца и Сына, мои гроши, твоя судина (сундук)».

Прежде чем раскапывать клад, место нужно зааминить, обвести зажженной лучиной или восковой свечой, и все время, пока копаешь, нужно сохранять молчание, что бы ни грезилось.

Для поиска зарытых сокровищ и овладения ими незаменимы цветок папоротника и плакун-трава. Папоротник показывает то место, где зарыт клад, а плакун-трава прогоняет стерегущую его нечистую силу.

И все же, какие меры ни принимай, человек, нашедший клад, часто бывает несчастлив, тяжело болеет и преждевременно умирает, потому что эти деньги нечистые и закляты чертом. Часто проклятие падает на семью кладоискателя и его потомков. Чтобы обретенное богатство пошло впрок, нужно часть денег отдать в церковь или разделить с бедняком, иначе клад убежит.

Дедушке сон приснился, как кто-то говорит ему: «Будешь ехать, найдешь клад на Денежной горке. Тогда позови бедную вдову и вместе с ней выроете сундучок с деньгами». Поехал он на Денежную горку и нашел клад, да только вдову жалко звать, позвал сына, чтобы все деньги им достались. Пришли — а там одна ямочка пустая.

Мой друг имеет очень интересное увлечение. На выходных он ездит с металлоискателем по различным местностям и ищет клады. Часто я езжу с ним. Походы меня изматывали. Очень скучно было ходить по лесам с пустыми руками. Но когда попадалась какая-либо находка, становилось дико интересно.

Ездил он на внедорожнике и всегда с собой возил кучу инструментов. Когда металлоискатель подавал сигнал, мы приступали к раскопкам. Приятель очень интересовался историей. Изучал её, и знал, где раньше были какие древние поселения. В городской музей он навозил кучу старинных вещей. Как-то мы нашли полный горшок с серебряными монетами. Находили множество оружия, и даже наконечники стрел.

Увлечение было прибыльным, ведь часто попадались украшения, как серебряные, так и золотые.

Однажды, в очередной раз, отправившись в поход, мы целый день бродили по лесу. Обыскивали одно и то же место. Судя по картам, именно здесь была деревня. Мы долго ходили вокруг да около, но прибор молчал. И вдруг под деревом мы услышали сигнал. Пару часов раскопок и мы нашли очень красивую шкатулочку, в которой было золотое кольцо с большим красным камнем. Мы очень обрадовались находке. На улице уже смеркалось, и мы решили, что на сегодня достаточно, и начали выдвигаться в сторону автомобиля.

Но не тут-то было. Мы все шли и шли и не могли найти выхода. Мы потерялись на местности, которую проходили сотню раз и знали каждое дерево наизусть. Идя в одну сторону мы снова оказывались подле того самого дерева. И так по кругу. Навигатор будто вышел из строя, а мобильная сеть была не доступна. Мы как будто были в кольце. Мы очень испугались. Тогда друг принял решение, что кольцо следует положить обратно. Так и поступили.

Уже через 10 минут мы стояли возле своего автомобиля и спокойно отправились домой. Об этом случае мы никому не рассказывали, но впредь больше никогда не берём из находок кольца.

ВикиЧтение

Бермудский треугольник и другие загадки морей и океанов
Конев Виктор

Заколдованный клад

Заколдованный клад

На острове Муайен, что лежит у внешнего рейда Виктории, по местным преданиям покоится клад стоимостью тридцать миллионов фунтов стерлингов. Почему его никто так и не поднял? Клад заколдован, считают местные жители.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Заколдованный северо-запад

Заколдованный северо-запад
Впрочем, русский северо-запад так и остался неким странным местом в истории государства Российского, где народ был образованней, активней, предприимчивей других русских, больше склонно к индивидуализму.Русский северо-запад упорно,

Клад

Клад
Было у одного крестьянина два дома: один летний, в котором он с семейством в теплое время жил, другой — зимний, назывался истопкой. Вздумалось хозяину раз летом ночевать в этой истопке одному. Пришел, лег, ночь месячная, спать не хочется, и давай он глазеть по стенам.

Клад в подземелье

Клад в подземелье
Первая крупная добыча зафиксирована 15 апреля 1945 года. По этому поводу уполномоченному майору Сидорову пришлось давать объяснения государственным чиновникам в сентябре 1946 года:«В районе Мезеритц — селе Хохвальде — на линии «Восточного вала» в

Амударьинский клад

Амударьинский клад

Более ста лет тому назад на антикварном рынке в индийском городе Равалпинди (современный Пакистан) появились совершенно необычные для этих мест предметы – золотые и серебряные монеты V—III веков до нашей эры. Чеканены они были в разных странах –

МОЙ ПЕРВЫЙ КЛАД

МОЙ ПЕРВЫЙ КЛАД

Не всякому дураку клад дается.
Русская пословица
Впервые я обнаружил клад, закончив второй курс истфака МГУ. Хотя учебную археологическую практику мы прошли на первом курсе, а специализация начиналась с третьего, все будущие археологи добровольно и

«ЗАКОЛДОВАННЫЙ» КУРГАН И НЕБО В КЛЕТОЧКУ

«ЗАКОЛДОВАННЫЙ» КУРГАН И НЕБО В КЛЕТОЧКУ

Трезвый тракторист теряется и не знает, как управлять трактором.
Советский фольклор
Этот сравнительно небольшой курган раскопать за один год не удалось. Дело в том, что в конце «застойных» семидесятых в Молдавии зачем-то

КЛАД В ПОДВАЛЕ

КЛАД В ПОДВАЛЕ

Мы не ищем, клады сами находятся.
Т. Авдусина — археолог, сотрудник Музеев Московского Кремля
Этот клад находился в подвале снесенного дома на улице Герцена, в восточной части древнего Владимира. На этот раз повезло археологам — он был найден во время

Клад Наполеона

Клад Наполеона
С озером связана еще одна загадка Отечественной войны — только не Великой Отечественной, а войны против Наполеона. 19 октября 1812 года армия «непобедимого» Наполеона покинула Москву. Французы разграбили древнюю русскую столицу, не пощадив ни церквей, ни

Призрачный клад

Призрачный клад
Скважина «Шурф 10Х», находившаяся в 200 футах к северо-востоку от «денежной шахты», впервые была пробурена в октябре 1969 года. Тогда ее диаметр не превышал 15 сантиметров. Трудно сказать, почему Блэнкеншип заинтересовался именно ею. Как бы то ни было, он

КЛАД ПРИАМА

КЛАД ПРИАМА

Груды золота…
«Глазами, воспаленными от ветра, солнца, леска и бессонницы, он еще раз оглядывает стены: не заговорят ли они и не подтвердят ли его правоту? В этот момент прямо перед Шлиманом от стены отваливается кусок земли, и лучи солнца падают на какой-то

КАК НАЙТИ КЛАД

КАК НАЙТИ КЛАД
Попытки сконструировать детектор для обнаружения металлов делались еще более ста лет назад. Однако серийно такие приборы начали выпускаться лишь после первой мировой войны. Пионером в этой области стал американский ученый Герхард Фишер. В те годы он

АМУ-ДАРЬИНСКИЙ КЛАД

АМУ-ДАРЬИНСКИЙ КЛАД

ПОЧТИ ПО КИПЛИНГУЭта удивительная история могла бы стать сюжетом романа в духе английских колониальных романов конца прошлого века.Но и огромный, богато иллюстрированный труд известного английского искусствоведа О. Дальтона «Аму-Дарьинское

Клад

Клад
Земля богата не только природными сокровищами, тем, что она рождает, но еще и тем, что спрятано в ней. О кладах есть много преданий, легенд, рассказов. Народная фантазия неудержима в поисках чуда. Она сотворила и чудесные сказки о кладах и духах, охранниках кладов.

Бывшая столица золотой тайги поселок Баргузин (Бурятия) и окрестные села и леса окружены кладами. Так говорят старожилы еще с тех времен, когда золотоискатели на севере Бурятии прятали в укромных местах Баунта, Еравны и Баргузинской тайги золото.

—  Недавно узнал о том, что уроженец села Поперечное  Еравнинского  района  откопал  золото своего деда. Сейчас богатый внук живет на Кипре, — пишет Геннадий Скворцов.— В Баргузинском районе тоже часто находят припрятанное золото. Оказывается,  кладоискательство  было  довольно распространённым занятием у жителей северных золотоносных районов Бурятии, хотя и считалось весьма рискованным.

—  Рассказывали,  что  тот,  кто  прячет  свои сокровища от посторонних глаз, совершает над ними  всевозможные  заклинания-обереги.  Есть поверье  о  зарывании  клада  на  определённое количество голов. Это значило, что, к примеру, клад, спрятанный на  тридцать  голов, приносит тридцати кладоискателям смерть и открывается лишь тридцать первому, — приводит жуткую статистику Геннадий.

На  самом  деле  тайна  баргузинских  кладов объясняется  просто.  За  удачливыми  добытчиками золота охотились бандиты. Знали все тропы, по которым уходили, например, китайцы на родину с золотом. Их называли фазаны, а ограбление — «пощипать фазана». Вот  и  приходилось старателям часть золота припрятывать. А уж кто возвращался к своему кладу, кто нет…

—  Клады показываются под ногами в виде огоньков  над  тем  местом,  где  они  схоронены. Еще рассказывали, что клады являются в виде горящей  свечи.  В  этом  случае  рекомендуется ударить по свече рукой и проговорить: «Аминь, аминь,  рассыпься!». После  чего  клад  будто  бы тотчас должен появиться сундуком, котлом или бочонком, набитым монетами или драгоценностями, — продолжает рассказ Скворцов.

Но  разбогатеть  от  клада  человеку  трудно, гласит народное поверье, так как большинство из них заговорено и без заклинаний в руки простому смертному не дается. Согласно древнему сказанию,  клад,  зарытый  в  земле,  из  кучи монет и сокровищ превращается в некое самостоятельное существо, которое  охраняют  незримые силы.

В старину прятали клады под зарок, то есть до того, как зарыть клад, хозяин произносил некую магическую фразу. Чаще всего в зароке содержится информация о том, кто и как сможет этот  клад  достать.

Имеются  клады «на  первого  встречного», «на  везучего».  А  бывают  и  такие, которые требуют человеческих жертв и заговариваются на одну/несколько человеческих жизней. Нередко  в  прошлые  века  прятали  сокровища на определенное время, то есть определенный  хозяином  срок  клад  должен  пролежать в земле, и найти его раньше срока никому не удастся.

По истечении этого времени любой первый встречный сможет обнаружить зарытый клад.  Еще  кладоискатели  любят  рассказывать о кладах, которые «показываются» искателям в виде огоньков, дымных шлейфов, блуждающих светлячков  и  пр.  В  болотистой  местности  такие клады якобы выходят на поверхность, чтобы просохнуть.

—  Говорят,  что  многие  сокровища  зарыты рядом с дорогами, особенно со знаменитым Баргузинским  трактом.  Потому  что  у  грабителей времени на зарывание награбленного было мало, вот и рыли недалеко от места преступления. Особенно когда золота много, его далеко не унесешь, — объясняет наш читатель.

Поэтому делали ямы как для погибших лошадей. Под труп лошади, а иногда и погибших людей, клали скарб, который с собой нельзя было унести. Яма с кладом на скорую руку закапывалась, сверху ставился простой крест. Так прятали свои сокровища очень долгое время, на протяжении веков.

В могилах прятали клады и в гражданскую,  и  в  Великую  Отечественную  войну. Охотников  разрушать  чужие  могилы  не  слишком много, а вот сами хозяева кладов далеко не всегда могли вернуться за своими сокровищами.

Необычные свинка и петушок

Считается, что найти клад можно и в обычный день. В виде необычной свиньи является людям серебро,  в  виде  петушка —  золото.  Согласно поверьям, если ударить по таким животным рукой, то тут же откроется счастливчику россыпь ценных монет.

Еще считается, что клады являются людям в виде добрых путников-старичков. Такой старец обычно обращается к случайным путникам  с  несложной  просьбой.  Если  найдете время помочь страннику, то он отблагодарит вас несметными сокровищами. Если нет, пойдет путник с ними мимо вас. Здесь сокровища служат неким  вознаграждением  за доброту.

Особыми считаются клады Степана Разина, ибо народная молва  упорно  считала  и  считает Разина великим колдуном. Согласно народным преданиям, клады мятежного атамана спрятаны в землю на «человеческую голову» или «несколько голов». Чтобы их добыть, кладоискатель должен  погубить «заговоренное»  число  людей,  и тогда клад ему достанется без особых затруднений.

 Иногда клад бывает на «счастливого», но это бывает очень редко. Тогда знак клада является в виде черной кошки или собаки. В этом случае человек должен идти за такой кошкой и, когда она остановится и замяучит, не оплошать, ударить ее изо всех сил и сказать: «Рассыпься!». А потом в этом месте копать.

Ангарский клад

Считалось,  что  сокровища  одного  клада  показываются  лишь  единожды,  другим же  можно  пользоваться  несколько  раз.  Так,  в  газете «Иркутские  ведомости»,  выходившей  в  начале XX века, была опубликована  статья о  том, как один  рыбак  нашёл  на  берегу  Ангары  клад  золотых монет.

Взяв столько, сколько мог унести за один раз, он пообещал кладу к определённому  сроку вернуть одолженные деньги. В означенное время он сдержал слово, а вскоре вновь воспользовался  сокровищами  клада.  Так  продолжалось  несколько  лет.

Рыбак  разбогател, занялся торговлей и стал весьма уважаемым в Иркутске купцом. Но однажды то ли по забывчивости, то ли из жадности он не вернул взятые у клада монеты. В итоге клад исчез и более ему не открывался. Вскоре  купец разорился,  потерял всё имущество, нажитое за годы общения с кладом, проворовался и закончил свои дни в… Илимском остроге.

Старые кладбища

В Сибири до наших дней живо поверье о том, что многие клады спрятаны на старых кладбищах. Покойники и всякая нечисть зорко стерегут богатства, созданные на крови и слезах, и горе тому, кто рискнёт потревожить их покой.

Например, жительница Ирина  вспоминает рассказы  о  том,  что  на  старом баргузинском  кладбище  некоторые видели  светящиеся  фигуры. Старики объясняли это тем, что призраки никак не могут успокоиться или умершие не успели закончить свои земные дела.

—  Мой брат был атеистом и  хохотал  над  моими  рассказами.  Объяснял  свечения  выбросом  газов  от  разложения трупов, в состав которого входят  испарения фосфора. Он  и светится  в  темноте  и  двигается  от  ветра  или  перепадов атмосферного  давления.  На мои робкие возражения, что в Баргузине  кладбище  старое и тела давно разложились, брат глумливо  предлагал  проверить, — говорит Ирина. — Его одернула все та же прабабушка,  сказав,  что  в  полнолуние такие  светящиеся  тени  появляются у могил убитых людей. Таковых в начале века в Баргузине, столице криминальной золотой тайги, было немало.

 В Томском краеведческом музее хранится «Колдовская тетрадь» — потрёпанная рукописная книжица в чёрном кожаном переплёте, датированная девяностыми годами XIX века, в которой, помимо заговоров, колдовских обрядов и знахарских рецептов, описывается леденящий кровь ритуал «схорона кладезя на упокой».

Безымянный  автор «Колдовской  тетради» советует взять горсть земли с девятидневной могилы  утопленника  или  самоубийцы,  перемешать её с драгоценностями, поместить всё это в сосуд и запечатать его сургучной печатью  с  изображением  перевёрнутого  креста.

Затем  рекомендуется  поймать  чёрную  кошку,  умертвить  её,  содрать  с  животного  шкуру  и  обернуть  ею  запечатанный  сосуд.  После  этого  в  полнолуние  следует  прийти  на кладбище,  найти  самую  свежую могилу,  разрыть её и положить туда драгоценности, трижды  произнеся  при  этом: «Разойдись,  река, разойдись,  небеса,  а  старая  кошка  восстань из праха. Печать моя крепка, слово моё верно.  Аминь!».  Закопав  могилу,  нужно  трижды плюнуть  на  неё  и  уйти  с  кладбища  спиной вперёд.

Мода на поиск заколдованных кладов, обязана своим рождением английскому профессору Джеральду Хопкинсу, который в 1940 году обнаружил древний манускрипт графа Дракулы. В котором было написано, по всей Великобритании закопано 666 заколдованных кладов.

сокровища дракулы

Почувствовав свою смерть за шестьсот шестьдесят шесть дней, граф-вампир потому и закапывал каждую ночь по кладу с какой-то личной вещью обладающей ано­мальными свойствами, предварительно заколдовав ее. Этот манускрипт не давал покоя явным и тайным поклонникам вам­пира по всей Англии, да и в других странах. Они бросились разыскивать эти заколдованные клады, имея лишь туманную информацию, что клад, к примеру, можно обнаружить в один из поне­дельников июля, но обязательно когда гремит гром, сверкает мол­ния, льет проливной дождь.

И что удивительно, сингоманы — а так стали называть людей, стре­мящихся найти запрятанное Дракулой клады — действительно обнаружива­ли спрятанное. Правда, ничего ценного в них не было: ларцы с черепами крыс, бутылки с непонятной жидко­стью, монеты, кресты — обязатель­но без одной крестовицы… Нездо­ровый ажиотаж настолько растрево­жил власти, что при английской раз­ведке было даже создано специаль­ное подразделение, которое в те­чение двух лет проводило расследо­вание. Его представители пытались убедить население, что никаких заколдованных кладов вообще не суще­ствует. Но людям хотелось верить в мистическое наследие вампира. А их веру питали слухи о таинственных находках.

…В 1949 году некая мисс Джес­сика Бирчиноу в один из понедель­ников июля ночью у ограды сельс­кого кладбища откопала клад. От­важная женщина тем не менее по­боялась открыть серебряный ларец и принесла его домой. Позвала сес­тру. Но та тоже испугалась. Тогда послали за священником. Тот наот­рез отказался открывать ларец, а посоветовал его закопать обратно в землю, и как можно глубже. Но хо­зяйка не утерпела и подняла крыш­ку, В ящичке ничего не было, кроме пожелтевшего зуба, слегка окровав­ленного. Следствие показало, что зуб был человеческий. А утром мисс Бирчиноу была обнаружена мерт­вой, и при вскрытии в ее желудке нашли этот злополучный зуб. Как он туда попал, осталось для всех за­гадкой.

Специалисты по эзотерике счи­тают, что смысл таких заколдованных кладов в од­ном: завладеть душами живых людей посредством страха. Сами мистифи­каторы делают ставку на людей, которым страшно жить только из-за того, что они не обладают сверхъ­естественными способами защиты от злодеев или вампиров, — кому как хочется думать. А сингоманы пола­гают, что в найденных вещах может быть заключена сила колдуна или дьявола. В недавнем прошлом по рукам еще ходили руководства, как закопать подобный клад, как пра­вильно подсунуть “ярлычок”, чтобы на него кто-нибудь «клюнул” и при­ступил к розыскам. Страсть ищуще­го понять еще можно. А вот что тол­кает тех, кто закапывает подобные таинственные клады? Это уже воп­рос к психологам или даже психи­атрам.

В начале прошлого века русское дворянство особенно бурно увлека­лось мистикой — спиритизмом, ма­сонством и прочими загадками. Так что вполне закономерно появление в 1807 году в Санкт-Петербурга то­ненькой брошюры “О тайных поте­хах. Издано графиней Несвитской к собственному удовольствию”. В ней рассказывалось, что заколдованный клад должен представлять собой шкатулку, вло­женную в другую, а та еще в ящи­чек. Причем чем меньше ларец, тем он по возможности должен быть до­роже. Ящичек же, который зарыва­ется в землю, вообще может быть ржавым, грубо сколоченным. “В оном кладе, — пишет графиня, — не столько вложение вещи смысл име­ет, сколько к нему грамотка умная, страхом завораживающая”. Дальше она перечисляет и вещи, которыми можно разыграть страстного кладо­искателя. Хороши крысиные черепа, кожа змеи, ножи, окропленные го­лубиной кровью…

Приводится и слу­чай, происшедший со смоленской графиней Варварой Мещерской, младшей дочерью Мещерских, ко­торая была очень романтична и меч­тала найти какой-нибудь страшный клад. Однажды ее разыграли двое молодых повес из Москвы, гостив­шие у Мещерских. Подсунули ба­рышне почитать старую-старую кни­гу, в которую вложили “ярлык” кла­да, то есть записку, что в саду за­копан некий заколдованный клад с ожерельем знамени­той странницы — черной колдуньи Пелагеи. К тому времени она была уже пятьдесят лет как мертва. Вар­вара Мещерская действительно об­наружила заранее закопанную шка­тулку в саду, а в ней — черное оже­релье. В ту же ночь нетерпеливая барышня надела его перед зерка­лом. К утру она была вся седая…

Понравилась статья ? Поделись с друзьями

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти текущую доходность облигации
  • Как найти центр окружности только циркулем
  • Как найти учеников отзывы
  • Как найти урезанное среднее арифметическое
  • Как найти скорость резания при фрезеровании