Как на гитаре найти лады

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов: 

  • • ионийский
  • • дорийский
  • • фригийский
  • • лидийский
  • • миксолидийский
  • • эолийский
  • • локрийский

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

  • • лидийский
  • • ионийский
  • • миксолидийский
  • • дорийский
  • • эолийский
  • • фригийский
  • • локрийский

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный: тоника данного лада
Черный: ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий: нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Апликатура лидийского лада

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Апликатура ионийского лада

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Апликатура миксолидийского лада

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Аппликатура дорийского лада

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Аппликатура эолийского лада

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

аппликатура фригийского лада

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Аппликатура локрийского лада

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2.  Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3.  Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4.  Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5.  Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6.  Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Лады на гитаре

Содержание

  1. Что это такое?
  2. Обзор видов
  3. Материалы
  4. Советы по выбору
  5. Лучшие бренды
  6. Расположение
  7. Как правильно зажимать?

Лады на гитаре – это важные детали грифа инструмента, без которых играть и особенно учиться на гитаре было бы очень трудно. Однако не стоит путать лады грифа струнных инструментов с ладами (фригийский, лидийский, диатонический и так далее), имеющими отношение к музыкальной теории и законам гармонии, благодаря которым сложились самые различные звукоряды, тональности и национальные особенности музыки. Ниже рассмотрим, что же это такое на самом деле – лады на гитаре, для чего они нужны, их виды, материалы и прочее.

Что это такое?

Если посмотреть на гриф гитары, можно увидеть, что он разделён на несколько частей узкими поперечными планками. Часть грифа от любой планки до соседней как раз и считают ладом. Сами планки называются правильно «металлическими порожками», хотя нередко их тоже называют «ладами».

Количество ладов на грифе зависит от модели инструмента:

  • на классической гитаре стандартно сложилось 19 ладов, хотя встречаются экземпляры с 18 порожками;
  • на электрогитаре и «акустике» их количество варьируется от 22 до 27;
  • на бас-гитаре традиционно от 21 до 24 ладов, но бывают модели и с 26-27 металлическими порожками.

Все лады имеют свои номера, а начинается их отсчёт от головки грифа. Таким образом, первым ладом в общем понятии (как части грифа) является площадка от верхнего нулевого порожка, который чаще всего выполняется либо из эбонита, либо из дерева, до первого металлического порожка.

Номера ладов на гитаре обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV и так далее). Металлические порожки также имеют свои номера начиная от первого, находящегося на грифе гитары после нулевого. Нулевой порожек имеет среди гитаристов устоявшееся название «верхнего». Он расположен на границе головки и тела грифа. Имеется ещё и нижний порожек. Он находится на корпусе гитары – там, где струны крепятся к подставке. Расстояние от верхнего порожка до нижнего называется мензурой инструмента, и является, по сути, длиной колеблющихся струн (измеряется в миллиметрах). Металлический порожек – это пластинка особой формы, выполняемая из различных металлов. Она врезается в накладку грифа и слегка выступает над её поверхностью. Её предназначение – служить точкой опоры для прижатых струн, являясь тем самым средством сокращения их длины, за счёт которого происходит изменение звука на строго рассчитанную высоту в сторону её повышения.

Кроме того, музыканту стоит лишь запомнить ноты, которые будут звучать при прижатии струн на том или ином ладу, чтобы найти нужные при игре по нотам или в процессе обучения. На правильно настроенной гитаре одни и те же звуки всегда находятся на том ладу и струне, где им и предназначено выбранным строем инструмента. То есть лады значительно облегчают обучение и исполнительскую технику игры на гитаре. Конечно, имеются модели гитары с безладовыми грифами (по подобию грифов виолончели или скрипки), но на них и играть сложней.

Учитывая тот факт, что гитара и так довольно сложный музыкальный инструмент в плане обучения и исполнительства, безладовые гитары делаются считаными экземплярами, чаще всего на заказ. Можно считать, что безладовыми в основном бывают только бас-гитары.

Обзор видов

Гитарные лады делятся на несколько разновидностей по материалу, форме и размерам. Но прежде чем вести рассказ о видах, необходимо разобраться в конструкции ладового порожка инструментов, имеющих 6 струн. Он представляет собой длинную металлические пластину, состоящую из таких частей:

  • стержня, который и врезается в накладку грифа;
  • зубцов на стержне, являющихся, по сути, крепёжными элементами (распорками) стержня в ладовых пазах, так как не дают порожку выскользнуть из них;
  • кроны – рабочей части порожка, возвышающейся над поверхностью накладки грифа (именно её видно снаружи, всё остальное скрыто в ладовом пазе).

Профиль лада с его торца напоминает гриб, имеющий шляпку (крона) и ножку (стержень) с утолщениями посередине (зубцы). Встречаются и другие формы головки лада – пирамидальные, с асимметрией.

Теперь можно вернуться к разновидностям ладов. Сначала рассмотрим, какие формы и размеры могут иметь металлические порожки. По этому признаку выделяются низкие, медиум джумбо, джумбо, высокие и тонкие, а также просто высокие. Кратко охарактеризуем эти виды.

  • Низкие. Эти разновидности ещё называют винтажными, а отличаются они своей невысокой кроной, если сравнивать с другими моделями изделия (то есть незначительно выступают над поверхностью накладки грифа). Ширина кроны – средняя. Такие лады устанавливались в основном на старых моделях гитар, но встречаются иногда и на новых инструментах. Высота крон таких изделий составляет по стандарту в пределах 0,04-0,05 дюйма, а ширина – от 0,1.
  • Медиум джумбо. Далее по размерам следует группа изделий, имеющих крону чуть выше и шире предыдущих – низких – порожков. Подходят для игры на гитаре в любых стилях.
  • Джумбо. Эти изделия очень нравятся тем гитаристам, которые любят технику игры на гитаре соло. С виду имеют довольно широкие и высокие кроны (больше предыдущих групп).
  • Высокие и тонкие. По высоте эти порожки ещё немного выше изделий джумбо, но по толщине – значительно тоньше (примерно на 1/4). Их выбирают представители акустических и электрогитар, играющие преимущественно на высоких скоростях, а также в технике свип и тэппинг.
  • Высокие. Отдельная группа, отличающаяся высокими и широкими порожками. Стандарта особого не имеют, но их высота примерно равна изделиям предыдущей группы (высоких и тонких), а ширина – порожкам группы медиум джумбо или джумбо. Можно сказать – лады для любителей высокой постановки струн.

Материалы

Рассмотрим материалы, используемые для изготовления металлических ладов:

  • нейзильбер;
  • латунь;
  • бронза;
  • «нержавейка».

Среди них самым распространённым материалом является нейзильбер – сплав меди, никеля и цинка. Самым дорогим является бронза, но цена компенсируется долговечностью материала. По долговечности с бронзовыми порожками конкурируют изделия из нержавеющей стали.

По стоимости наиболее дешёвые – латунные порожки, но они быстро изнашиваются.

Советы по выбору

Сразу стоит отметить, что материал ладов абсолютно не сказывается на звучании музыкального инструмента. На звук имеют влияние форма кроны, её ширина и высота. Для начинающих можно рекомендовать следующие моменты по поводу порожков как для ремонта своей гитары, так и при выборе нового инструмента:

  • для игры аккордами лучше искать винтажные лады или медиум джумбо (легче зажимать аккорды);
  • для игры ритма на электрогитаре – винтажные, медиум джумбо и джумбо;
  • для соло-гитары лучше подходят джумбо, высокие и тонкие;
  • игра на высоких скоростях и специальной техникой предполагает высокие и тонкие порожки.

Но для учёбы в любом направлении лучше всего подобрать гитару с невысокими и широкими кронами – легче менять позиции и зажимать струны. Самый ходовой материал – нейзильбер: недорогой, довольно прочный и приличный с виду.

Лучшие бренды

Из мировых производителей порожков выделяются:

  • Fender;
  • Dunlop;
  • Gibson;
  • Jescar;
  • StewMac.

Но новичку лучше не думать о брендах, а выбирать удобные гитары для себя. Главное, чтобы на инструменте удобно зажимались струны, не было заусенцев на металле и лишних выступов как сверху, так и с боков грифа, не дребезжали струны.

И не так важно, какой производитель поставляет лады для замены старых или в мастерские по изготовлению музыкальных инструментов. Все они придерживаются стандартов по материалу и размерам, вряд ли у разных компаний значительно будут отличаться одни и те же модели изделий.

Расположение

Расстояние от лада до лада – это забота производителя инструмента, а не музыканта. Для гитариста важно подобрать для себя гитару по возможностям – как физическим с учётом анатомических особенностей индивидуума, так и по материальным и духовным. Последнее означает желание игры в том или ином стиле.

Отсюда выводы:

  • для детей и подростков до 10-12 лет нужен инструмент небольшого размера, имеющего подходящее для длины их рук и пальцев расстояние между ладами;
  • полноразмерную модель гитары следует приобретать всем остальным возрастным категориям учащихся.

Нужно учитывать, что расположение порожков друг от друга на грифе не является одинаковым: самое большое расстояние на первом ладу (от нулевого до первого металлического). Далее каждый раз расстояние уменьшается. Поэтому нужно ориентироваться именно на возможность игры ребёнка на первых ладах (в первой позиции). В ином случае следует отказаться от предлагаемого инструмента, либо приобрести в комплекте с ним каподастр, с помощью которого на первых порах ограничить длину грифа в пределах досягаемости для ребёнка.

Однако каподастр считают первым врагом порожков (быстро изнашиваются), поэтому рекомендуется чаще менять лад, на котором его использовать (например, одно время на 5 ладу, затем на 3 и так далее).

Как правильно зажимать?

Струны зажимаются между порожками. При этом зажимать лучше как можно ближе к порожку, к которому и производится прижатие струны. Во всяком случае – во второй половине межладового пространства. Такое положение объясняется несколькими причинами.

  • На инструменте с широкими порожками прижатие струн вдалеке от порожка может вызывать их дребезжание. Виной этому является широкая площадка кроны, о которую «бьются» колеблющиеся струны. На узких либо пирамидальных ладах этого не отмечается.
  • Возможны неточности звукового воспроизведения той или иной ноты из-за слабого натяжения струны.
  • Требуется излишнее напряжение пальцев и кисти руки для зажатия струн на относительно дальнем расстоянии от лада.

На самих порожках или же впритык к ним также зажимать струны не рекомендуется, во избежание их «перетяга», вследствие чего появляются неточности звуков (или так называемые бенды). Особенно это актуально у инструментов, оснащённых узкими порожками на грифе. Классические гитаристы прижимают струны на ладах исключительно кончиками (подушечками) пальцев, кроме приёма баррэ, который предполагает одновременный их зажим в основном указательным пальцем поперёк грифа. Но и здесь нужно стараться производить прижатие ближе к порожку.

Рок-гитаристы действуют несколько иначе – у них нередко один из пальцев может зажимать сразу от двух до трёх струн. Чаще всего при этом используются первый и третий пальцы (игра ритма квинтаккордами). То же самое относится и к музыкантам, играющим в стилях фингерстайл, джаз, блюз и кантри.


Загрузить PDF


Загрузить PDF

В отличие от клавиш фортепиано, расположение нот на грифе гитары не имеет никакой очевидной повторяющейся схемы. Чтобы выучить аккорды, риффы и песни, сначала вам нужно запомнить названия нот на грифе. Если запастись терпением, а также базовым пониманием музыкальной теории и устройства гитары, то любой сможет знать ноты на грифе как свои пять пальцев.

Примечание: в статье идет речь о стандартном строе, самом распространенном варианте настройки струн гитары. В стандартном строе открытым струнам соответствуют следующие ноты (сверху вниз): E (ми), A (ля), D (ре), G (соль), B (си) и E (ми).

  1. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 1

    1

    Выучите ноты на открытых струнах. Гитара имеет шесть струн, самая толстая из которых является верхней, а самая тонкая струна — нижней. Гитарные струны обычно перечисляют снизу вверх, поэтому самая тонкая струна будет первой, а самая толстая — шестой. Струнам с первой по шестую соответствуют ноты E B D G A E. Существуют различные способы запомнить ноты на этих струнах. Вот один из простых примеров, когда по созвучности с названиями нот получается словосочетание «Меси соль ремнями»:

    • E (ми)
    • B (си)
    • G (соль)
    • D (ре)
    • A (ля)
    • E (ми)[1]
  2. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 2

    2

    Ноты соответствуют латинским буквам. В западной музыкальной культуре ноты записываются в виде букв от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты «ля». Двигаясь по грифу к корпусу гитары, ноты повторяются в той же последовательности. Итак, E будет выше на грифе, чем F, а затем G и последующая A.

    • Предшествующая нота считается более низкой. Поэтому B — ниже, чем следующая за ней C.
    • Последующая нота считается более высокой. Так, E будет выше, чем предшествующая ей D.
  3. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 3

    3

    Диезы и бемоли между буквенными обозначениями. В промежутке между натуральными нотами находятся диезы (обозначаются символом # ) и бемоли (обозначаются символом ♭). Диезы идут сразу за буквенным обозначением, например A→ A#, а бемоли — сразу перед нотой, как D♭→ E. Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми в зависимости от песни. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭. Все множество нот выглядит так:

    • A, A#, B, C, C#, D, D#, E, F, F#, G, G#
    • Обратите внимание на отсутствие E# или B#. Ноты E и B не имеют диезов, поэтому переход осуществляется просто как E→F. По той же причине не существует C♭ или F♭. Запомнив это простое исключение из правила, вы легко запомните ноты на грифе гитары.
  4. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 4

    4

    Спускаясь по ладам грифа вниз, вы повышаете ноту на полтона. Гитарные лады нумеруются, при этом открытая струна обозначается как 0, первый от головки грифа лад будет 1 и так далее. Такой полушаг (полутон) — это простой переход между нотами (A→ A# ), включая диезы и бемоли, тогда как полный тон будет соответствовать двум нотам (A→ B, B→ C#). Каждый лад представляет собой именно такой полутон. Таким образом:

    • На верхней шестой струне первой нотой (открытая струна) будет E.
    • На первом ладу шестой струны находится F (не забываем, что E# не существует).
    • На втором ладу шестой струны находится F#.
    • На третьем ладу шестой струны находится G.
    • И так далее до конца грифа. Старайтесь называть каждую ноту на струне. Если вы все поняли правильно, то на 12 ладу вы снова придете к ноте E.
  5. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 5

    5

    Найдите все ноты натурального ряда на первой струне. Ноты натурального — это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Лучше всего начинать запоминание нот с верхней (шестой) струны E (ми). Для этой струны первые несколько основных нот обозначены точками на грифе.[2]

    • E (ми) — открытая струна;
    • F (фа) находится на первом ладу;
    • G (соль) находится на третьем ладу;
    • A (ля) находится на пятом ладу;
    • B (си) находится на седьмом ладу;
    • C (до) находится на восьмом ладу;
    • D (ре) находится на десятом ладу;
    • E (ми) находится на двенадцатом ладу, после чего схема повторяется.
  6. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 6

    6

    Представьте, что у гитары только 12 ладов. Лады — это тонкие металлические вставки в накладке грифа. Прижимая струну к ладу, вы окрашиваете ее в другую ноту, двигаясь по звукоряду. А после 12 лада (обычно на гитаре он обозначается 2 точками) все повторяется. Таким образом, 12 лад каждой из струн соответствует нотам на открытых струнах, а далее схема повторяется. Это значит, что вам нужно выучить ноты на ладах 0–12, после чего вы будете знать ноты на всем грифе.[3]

    • На 12 ладу с первой по шестую струну будут находиться ноты E B G D A E.
    • Все дело в том, что в западной музыкальной культуре существует лишь 12 нот — A, A#, B, C, C#, D, D#, E, F, F#, G, G#. Спустя 12 нот все начинается сначала.

    Реклама

  1. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 7

    1

    Запоминайте ноты на грифе по очереди, а не все сразу. Сначала запомните ноты на первой струне, а затем полностью сосредоточьтесь на одной ноте. Для начала найдите все ноты E (ми) от первого до двенадцатого лада, а затем переходите к следующей ноте. Пытаясь запомнить все ноты сразу, вы лишь собьете себя с толку, поэтому разделите задачу на подзадачи. Существует множество вариантов, в каком порядке лучше запоминать ноты, но мы советуем попробовать следующий: E — G — B — F — D — A — C.

    • Репетируйте, играя одну и ту же ноту и зажимая ее одним и тем же пальцем. Постепенно наращивайте скорость, пока не научитесь находить каждую ноту без подглядывания.
    • Используя верхнюю струну, вы можете найти расположение практически любой ноты. Запомнив все ноты на самой низкой по звучанию шестой струне E, далее вы сможете найти любую ноту на грифе.
  2. 2

    Используйте октавы, чтобы найти эту же ноту на струнах ниже. Октавы — это одни и те же ноты, но с разной высотой звучания. Чтобы понять, что такое октава, представьте себе двух отлично гармонирующих певцов, один из которых поет высоко, а второй низко и глубоко, но при этом одну и ту же ноту. На гитаре с помощью октав можно легко находить ноты на грифе. Просто спуститесь на две струны ниже, а затем на два лада вправо. Там и будет находиться октава. Например, поместите палец на третий лад шестой струны. Это нота G (соль). Спустившись на пятый лад четвертой струны, вы также получите ноту G.

    • Это правило имеет одно исключение. Вторая струна (открытая B) на полтона ниже остальных. Поэтому, чтобы найти октавные пары для второй струны, нужно спуститься на две струны и только на один лад вправо.
  3. 3

    Помните, что идентичные ноты находятся на расстоянии одной струны и пяти ладов друг от друга. Спуститесь на одну струну и сместитесь на пять ладов влево, чтобы прийти к той же ноте, с которой вы начали. Например, если начинать на десятом ладу четвертой струны, то идентичную ей ноту вы найдете на пятом ладу третьей струны (это будут ноты C).

    • Также можно идти в обратном порядке. Поднимитесь на струну выше и сместитесь на пять ладов вправо, чтобы снова прийти к этой ноте.
    • Как и с октавами, исключением является вторая струна. Придя на вторую струну, смещайтесь на 4, а не на 5 ладов влево. Поэтому для четвертого лада третьей струны соответствующая нота будет попадать на открытую вторую струну B, иначе говоря, нулевой лад.[4]
  4. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 10

    4

    Повторяющиеся схемы на грифе. Существует множество хитростей и схем поиска нот на грифе. Помимо октав и парных нот для поиска нужной ноты можно также использовать следующие уловки:

    • верхняя и нижняя струна звучат как нота E;
    • четвертая струна D — это та же струна E, только со смещением на два лада вниз;
    • третья струна G — та же струна A, только со смещением на два лада вниз;
    • вторая струна B — та же струна A, только со смещением на два лада вверх.[5]
  5. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 11

    5

    Во время каждого занятия уделяйте 5–10 минут на поиск всех нот на грифе. Например, в первую неделю можно тратить первые 5 минут занятия на поиск всех нот E на грифе. На протяжении всей недели найдите и сыграйте каждую ноту E, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или искать их. На следующей неделе переходите к ноте F. Спустя лишь несколько недель вы уже будете знать расположение всех нот на грифе.

    • Выберите часть на грифе и двигайтесь по нему вверх и вниз по всем шести струнам, играя только ноты E. Постепенно увеличивайте скорость, пока вы не будете знать назубок все ноты E данной части грифа.
    • Не нужно особо напирать на диезы и бемоли — хорошо зная расположение нот натурального звукоряда, вы легко отыщите все остальное.[6]
  6. Изображение с названием Learn All the Notes on the Guitar Step 12

    6

    Для проверки своих знаний учитесь играть по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе — отличный способ быстро выучить все ноты. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда лишь глянув на нотный стан, вы можете найти нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, значит вы отлично запомнили все ноты.

    Реклама

Советы

  • Для запоминания нот от вас требуется терпение и регулярная практика. Особо хитрить не получится, но вам ведь нужно выучить и находить на грифе всего 12 разных нот.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 176 738 раз.

Была ли эта статья полезной?

Об уроке[править]

В этом уроке вы узнаете об аккордах и табулатурах, и их обозначениях.
Узнаете немного теории и расположении нот на грифе гитары.
И вы узнаете, как запоминать названия аккордов (до мажор, до минор и т. п.) и читать их.

Обозначения[править]

Аккорд[править]

Аккорд – это одновременное звучание нескольких звуков. Говоря простым языком, аккорд — это когда левой рукой на грифе зажато несколько струн. Для простоты аккорды обозначают латинскими буквами, иногда с добавочными символами: D, C, Eb, G#.


Вот пример аккорда:

Это схематичное изображение грифа гитары.

  • Слева-направо: 1, 2, 3, 4 лады.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны.
  • В левом верхнем углу стоит название аккорда G7.
  • Чёрные закрашенные кружки обозначают места где пальцы левой руки должны прижимать струны на грифе.
  • Цифры в этих кружках обозначают номера пальцев(1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец).
  • Незакрашенные кружки обозначают, что 2, 3 и 4 струны звучат как открытые.
  • Римская цифра три III обозначает номер лада.

Вот другой вариант изображения аккорда:

Это такое же схематичное изображение грифа гитары, как и прошлое, только повёрнутое на 90°.

  • Справа-налево: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5 лад.
  • Здесь изображен один из самых простых аккордов Am(ля минор).
  • Чёрные закрашенные кружки обозначают места, где пальцы левой руки должны прижимать струны на грифе.
  • Незакрашенные кружки обозначают, что 1, 5 и 6 струны звучат как открытые.
  • На этом рисунке лишь отсутствует нумерация лада, и пальцев.
  • Но номер лада здесь можно определить по жирной линии сверху, обозначающую верхний порожек. Значит лад под ней является первым.
  • Расстановка пальцев: 2 струна — 1 палец, 3 струна — 3 палец, 4 струна — 2 палец.

Отображение аккордов с помощью табулатур:

О том что такое табулатура и как ей пользоваться, вы узнаете чуть ниже. Хотя, думаю, здесь всё понятно.

e|—-0——— 1-я стpyна, откpыта
B|—-1——— 2-я стpyна, 1-й лад
G|—-O——— 3-я стpyна, откpыта
D|—-2——— 4-я стpyна, 2-й лад
A|—-3——— 5-я стpyна, 3-й лад
E|—-X——— 6-я стpyна, не игpается


Отображение аккордов в текстах песен:

    C
Мы вышли из дома,
    G
Когда во всех окнах
   Am
Погасли огни,
  F
Один за одним,
    C              G
Мы видели, как уезжает
               Am  F
Последний трамвай.

Это песня исполняется «гитарным боем». То есть, левая рука зажимает аккорд C(До мажор), правая играет фигуру боя, потом левая рука зажимает G(Соль мажор), правая повторяет фигуру, и так далее.

Аккорды стоят в тексте над теми словами, когда они начинают звучать. Т. е. сначала начинаете петь «Мы…» и на слове «вышли» начинаете играть аккорд C до конца строки. И так далее….


Табулатура[править]

Табулатура — это схема, в которой мелодия показана на нескольких горизонтальных линиях, соответствующих струнам гитары. Они нужны в основном для изучения соло партий, и для игры перебором.

  • Плюс табулатуры в том, что она наглядно показывает расположение пальцев на грифе;
  • недостатком является то, что табулатура показывает только позицию пальца, но не несёт информации о длительности и звучании ноты. Поэтому, чтобы правильно играть мелодии по табулатурам, надо знать, как они звучат.

Основой для гитарной табулатуры является гитарный гриф.

Вот пример гитарной табулатуры:

e|-12-9—————————|
B|——12-9———————-|
G|————11-9-11b-9————|
D|———————-11-9-9h11-|
A|———————————|
E|———————————|

  • Слева-направо идет мелодия, которую нужно исполнить, в порядке извлечения звука.
  • Сверху-вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 струны. Буквы обозначают ноты.
  • Цифры на струнах обозначают номер зажатого лада, на грифе гитары.
  • Латинские буквы b и h обозначают специальные приёмы извлечения звука. В данном случае bend(бэнд) и hammer on(восходящее легато)

Ещё можно встретить табулатуру скрещённую с нотами. По такой можно определить звучание. Подобные табулатуры можно встретить в специальной программе: табулатурном редакторе Guitar Pro.

Теория[править]

Звукоряд[править]

Звуковой ряд идёт от самых низких по частоте звуков (басы) до самых высоких (дисканты). Весь этот диапазон делится на равные отрезки, называемые «октавы».

Обыкновенно в привычной нам музыке используется 9 октав (все сразу их можно увидеть на клавиатуре рояля): субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава — из которых диапазон гитары — 3,5 октавы: от середины большой — до конца второй октавы.

Каждая октава состоит из 7 основных нот, расстояния по высоте между которыми в основном[1] равно тону:
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ — …

и 5 повышенных (повышение называется «диез») или пониженныхбемоль») между ними:
ДО-диез (она же ре-бемоль), РЕ-диез (ми-бемоль), ФА-диез (соль-бемоль), СОЛЬ-диез (ля-бемоль), ЛЯ-диез (си-бемоль).

Таким образом, если брать в ней все ноты подряд, через полтона, октава состоит из следующих 12 нот:
ДО, ДО-диез, РЕ, РЕ-диез, МИ, ФА, ФА-диез, СОЛЬ, СОЛЬ-диез, ЛЯ, ЛЯ-диез, СИ.

  • Диез (повышение на полтона) обозначается знаком «♯» (по-простому — «#»):
    ДОДО♯.
  • Бемоль (понижение на полтона) обозначается знаком «♭»[2]:
    РЕРЕ♭.

Буквенное обозначение нот[править]

Основные ноты: Альтерированные ноты:
ДО C ДО (диез) С#
РЕ D РЕ (бемоль) Db
МИ E МИ (бемоль) Eb
ФА F ФА (диез) F#
СОЛЬ G СОЛЬ (бемоль) Gb
ЛЯ A СОЛЬ (диез) G#
СИ H ЛЯ (бемоль) Ab
СИ (бемоль) B (то есть B=Hb или по-другому B#=H) ЛЯ (диез) A#
СИ (бемоль) Hb или B

Чтобы развернуть таблицу, нажмите [показать]:

Струна Обозначение
в классической
теории музыки
Альтернативное
обозначение
1-я струна e e
2-я струна H B
3-я струна G G
4-я струна D D
5-я струна A A
6-я струна E E

См. также: Нотация Гельмгольца (англ.)


Ноты на гитарном грифе[править]

Теперь научимся находить на грифе гитары любую ноту.

№ струны Название ноты Буквенное обозначение ноты
1 МИ E
2 H
3 СОЛЬ G
4 РЕ D
5 ЛЯ A
6 МИ E

Как вы заметили, 1-я и 6-я струны имеют одну и ту же ноту, но это ноты разных октав.
Дальше. Так как один лад — это полтона, вы теперь можете посчитать на грифе гитары любую ноту.

Как запоминать аккорды?[править]

Аккорды бывают:

  • Мажорные. Пишутся без добавлений, к примеру G (Соль мажор) или C (ДО мажор).
  • Минорные. Пишутся с добавлением буквы строчной латинской «m», к примеру Cm (ДО минор), Gm (СОЛЬ минор).

Аккорды, построенные от альтерированных нот, пишутся с добавлением соответственно знака диез («#») или бемоль («b»).

Ещё есть септаккорды, к примеру A7 (ЛЯ-мажорный септаккорд) или G7 (СОЛЬ-мажорный септаккорд).

Называть аккорды можно по буквам, то есть C — «це» или Dm — «дэ-эм», а можно говорить так: С — «ДО-мажор», Dm — «РЕ-минор».

Примечания[править]

  1. Между некоторыми (МИ и ФА, СИ и ДО) основными нотами — всего полтона:
    ДОТОНРЕТОНМИполтонаФАТОНСОЛЬТОНЛЯТОНСИполтонаДО →…

  2. Как видите, он похож на латинскую «b» с заострённым низом, поэтому в текстовой компьютерной записи часто на неё и заменяется.
  3. Крунтяева Т. С. и др. Словарь иностранных музыкальных терминов — Л.: Музыка, 1985. — 143 с. С. 17
  4. Музыкальный энциклопедический словарь/Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. С. 27

Джазовый гитарист. Автор курсов по Теории музыки для гитариста и Джазовой гитаре на PimaSCHOOL

При сочинении музыки и импровизации мы сталкиваемся с системой натуральных ладов, которая вызывает много вопросов у начинающих музыкантов и даже в курсе теории музыкальных училищ занимает недостаточно места.

Интересно, что в курсе гармонии Бостонского колледжа Беркли натуральные лады разбираются в самом начале обучения как основу основ мелодического мышления.

Давайте вместе разберемся, что такое натуральные лады и как можно их использовать.

Натуральные лады: что это?

В настоящее время наиболее распространенным способом организации музыкальной ткани является гомофонно-гармонический склад. Это значит, что мы можем наблюдать четкое разделение мелодии и аккомпанемента в виде аккордов с басом.

В основе такой организации лежит четкое соответствие музыкальной вертикали (аккорда) и музыкальной горизонтали (гамма, лад). Каждому аккорду в музыке соответствует определенная гамма и наоборот. Здесь и появляется необходимость в ладах, так как натурального мажора и минора недостаточно для покрытия всего разнообразия аккордов.

Сперва давайте разберемся со страшным названием «лад». На самом деле это иное название гаммы и ничего более.

Два самых известных лада — это мажорный лад и минорный лад. Речь о системе звуков, которые следуют друг за другом в пределах октавы. В этой системе существует главный звук — тоника. Главное свойство лада, отличающее его от всех остальных — система интервалов между его ступенями. В натуральном мажоре она представлена в виде «тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон».

Чтобы понять, что такое натуральные лады, вспомним о существовании параллельных тональностей (или ладов).

Параллельными называются лады, состоящие из одинаковых звуков (например, до мажорный лад и ля минорный лад), как следствие они имеют одинаковые ключевые знаки. При этом натуральный мажор является главным, а минор образуется от него, когда мы начинаем играть те же ноты от VI ступени. VI ступень мажора становится I ступенью параллельного минора. Далее мы используем и остальные ноты мажора по порядку. 

Параллельные тональности

То же самое можно сделать и для других ступеней мажора. Например, построить гамму от II ступени До мажора — это будет нота Ре. Как и в случае с Ля минором, Ре становиться новой тоникой, то есть II = I, и далее мы также используем ноты до мажора по порядку. 

Дорийский лад

Таким образом мы получаем новый лад, параллельный До мажору, так как оба они состоят из одинаковых нот. По структуре (последовательности интервалов) лад не совпадает ни с натуральным мажором, ни с натуральным минором и имеет свое название — Дорийский лад. Давайте познакомимся с его структурой. Первым делом определяем наклонение: мажорное или минорное? Для этого смотрим на третью ступень, в данном случае это bIII ступень, что указывает на минорный лад.

Обратите внимание: ступени всегда нумеруются относительно одноименного мажора. Далее смотрим остальные ступени и видим, что Ре дорийский также имеет VI ступень вместо bVI в натуральном мажоре. То есть его шестая ступень повышена относительно натурального минора.

Такую же процедуру можно провести и для других ступеней мажора:

  1. От III ступени будет строиться Фригийский лад — минор с bII ступенью.
  2. От IV ступени Лидийский лад — мажор с #IV ступенью.
  3. От V ступени Миксолидийский — мажор с bVII ступенью.
  4. От VI ступени Натуральный минор или Эолийский лад.
  5. От VII ступени Локрийский лад — уменьшенный лад с bII и bV ступенями.

Натуральные лады

Обратите внимание на расположение полутонов в новых ладах. Именно это определяет их особенность и уникальное звучание. Мажор, от которого мы образуем лады (в том числе и натуральный минор), называется родительской гаммой.

Хорошая новость для гитаристов: поскольку все натуральные лады параллельны натуральному мажору (состоят из его нот), то, зная аппликатуру мажора, мы уже можем сыграть и все остальные лады! Например, если вызнаете гамму до мажор в открытой позиции с тоникой на пятой струне, просто попробуйте играть ее от ноты Ре до ноты Ре под аккомпанемент Ре минорного септаккорда или под минус «ре дорийский». Так можно сделать с любой аппликатурой мажора, например, с гаммами Сеговии.

Если хотите более подробно и системно разобраться в теории музыки и подготовить себя к сочинительству или импровизации, ждем вас на курсе теории для гитары: здесь вы сможете заложить прочный фундамент своих теоретических знаний и практических навыков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти закономерность числовой последовательности
  • Как можно составить рассказ про свою семью
  • Как составить электронную формулу для химических элементов
  • Как найти раст в папке
  • Как исправить проблему с соединением в кс го