Твёрдые и мягкие согласные определяются просто. Мягкие — это согласные, следующей буквой после которых является Ь. Но существует обязательное условие: слово должно быть написано грамотным человеком. Понимаете, о чём я — да? дольфаника 7 лет назад Найти в словах только твердые согласные звуки и только мягкие согласные звуки можно с подсказкой в таблицах. На мягкость согласных звуков оказывают влияние гласные буквы, мягкий знак. И как определить твердые согласные звуки также смотрите по таблицам. Знаете ответ? |
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Звуки и буквы
- Согласные звуки и буквы, их обозначающие
- Мягкие и твёрдые согласные
Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.
Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком [ ’ ].
Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:
Группы согласных | Парные | Непарные |
Твёрдые | [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] | [ж], [ш], [ц] |
Мягкие | [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] | [й’], [ч’], [щ’] |
На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) — парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].
Мягкость согласных звуков на письме обозначается:
- мягким знаком ь — мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
- гласными буквами е, ё, и, ю, я — пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].
Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными — з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’].
Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.
Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].
Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).
Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.
Например:
[ж] — жара [жара], жёлтый [жолтый’]
[ш] — шар [шар], шью [шй’у]
[ц] — цапля [цапл’а], цирк [цырк]
Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.
Например:
[й’] — йогурт [й’огурт], мой [мой’]
[ч’] — час [ч’ас], чек [ч’эк]
[щ’] — щука [щ’ука], щель [щ’эл’]
Советуем посмотреть:
Глухие и звонкие согласные
Сонорные согласные
Алфавит
Гласные звуки и буквы, их обозначающие
Согласные звуки и буквы, их обозначающие
Слог
Ударение
Фонетический разбор
Звуки и буквы
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 44,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Страница 47,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 160,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 171,
Климанова, Макеева, Учебник
Страница 22,
Климанова, Рабочая тетрадь
Страница 45,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 65,
Полякова, Учебник
Упражнение 160,
Полякова, Учебник
Упражнение стр. 30,
Чуракова, Учебник
Упражнение стр. 55,
Чуракова, Учебник
2 класс
Упражнение 125,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 14,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 97,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 55,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 108,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 139,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 142,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 166,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 194,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 124,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 52,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 39,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 43,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 29,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 30,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 25,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 239,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2
Упражнение 45,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
4 класс
Упражнение 57,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 54,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 174,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 277,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 278,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 279,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 312,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 33,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 47,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 48,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр.26,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
Упражнение 51,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Что такое твёрдые согласные?
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
В русской речи согласный звук, обозначенный на письме одной и той же буквой, может быть в слове твёрдым, а в другом — мягким:
- соло [с о л а] — сера [с’ е р а]
- тыл [т ы л] — тина [т’ и н а]
- рама [р а м а] — рябь [р’ а б’]
Чтобы понять, что такое твёрдые согласные, сравнив их с мягкими.
Мягкие согласные образуются с помощью дополнительной артикуляции языка. При их произнесении средняя спинка языка одновременно с основной артикуляцией продвигается к твёрдому нёбу.
Согласные, которые произносятся с подъёмом языка, являются мягкими. Произнесите мягкие звуки и убедитесь в этом:
[к’], [c’], [т’], [п’], [р’] и т. д.
Согласные, которые произносятся с подъёмом языка являются мягкими. Соответственно те же согласные, но не имеющие этой дополнительной артикуляции языка, являются твёрдыми.
Твёрдые согласные — это звуки, которые произносятся без подъёма языка к нёбу.
Твёрдые согласные — это шумные звуки, в произношении которых отсутствует дополнительная артикуляция языка по сравнению с мягкими согласными.
При произношении твёрдых согласных воздух выходит более широкой струёй, так как язык не выгибается и не создает дополнительного препятствия, как при артикуляции мягких согласных.
Если звук произносится только голосом, а выдыхаемый воздух свободно выходит наружу, причём меняются только очертания губ, то возникают гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
В образовании других звуков участвует обязательно шум, который возникает, если выдыхаемая струя воздуха встречает на своём пути препятствие в виде языка, зубов, губ и пр. Так образуются согласные звуки, состоящие из шума и голоса или только из шума, то есть звонкие и глухие согласные.
Согласные звуки различаются не только способом образования, степенью участия шума и голоса, но и признаком твёрдости и мягкости. И звонкие, и глухие согласные делятся на твёрдые и мягкие.
Парные твёрдые и мягкие согласные
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Большинство согласных образуют между собой пары по признаку твёрдости/мягкости. Таких пар в современном русском языке 15.
Каждой букве русского алфавита соответствуют парные твёрдые и мягкие согласные звуки:БукваТвёрдый звукМягкий звук
б | [б] | [б’] |
в | [в] | [в’] |
г | [г] | [г’] |
д | [д] | [д’] |
з | [з] | [з’] |
к | [к] | [к’] |
л | [л] | [л’] |
м | [м] | [м’] |
н | [н] | [н’] |
п | [п] | [п’] |
р | [р] | [р’] |
с | [с] | [с’] |
т | [т] | [т’] |
ф | [ф] | [ф’] |
х | [х] | [х’] |
С помощью парных твёрдых и мягких согласных отличаются разные по значению слова:
- томный — тёмный;
- мыло — мило;
- лук — люк.
В письменной речи после твёрдых согласных пишутся буквы «а», «о», «у», «э», «ы», а после мягких — «е», «ё», «и», «ю», «я» и «ь».
Всегда твёрдые согласные
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Учтем, что в фонетике русского языка не все согласные образуют пары по признаку твёрдости/мягкости.
Существуют согласные как всегда твёрдые, так и мягкие.
В русском языке всегда твёрдые согласные — это звуки [ж], [ш], [ц].
Эти согласные произносятся только твёрдо, хотя после них пишутся буквы «е», «ё», «и» или мягкий знак. В звуковой записи слова (транскрипции) после этих согласных никогда не ставится апостроф.
Сравним, как звучат непарные твёрдые согласные.
Всегда твёрдый согласный [ж]:
- жаба [ж а б а]
- жираф [ж ы р а ф]
- жёлтый [ж о л т ы й’]
- за́лежь [з а л’ и ж]
Всегда твёрдый согласный [ш]:
- шаги [ш а г’ и]
- шорты [ш о р т ы]
- шёлк [ш о л к]
- шиповник [ш ы п о в н’ и к]
- плешь [п л’ э ш]
Всегда твёрдый согласный [ц]:
- царапина [ц а р а п’ и н а]
- цокот [ц о к о т]
- цех [ц э х]
- цифра [ц ы ф р а]
При написании слов с всегда твёрдыми согласными пользуемся правилами орфографии, а не их звучанием.
Твердые согласные, обозначенные буквами «ж» и «ш», пишутся только с буквой «и».
В написании букв «и» и «ы» после «ц» обратимся к правилу.
После этих непарных согласных не пишутся буквы «ю», «я», а только в некоторых иностранных словах (парашют, жюри, брошюра, Цюрих).
Мягкий знак после твёрдых шипящих служит не для выражения их мягкости, а для обозначения форм слов:
- существительных женского рода (ложь, ветошь);
- форм 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (ты рисуешь, отдашь, справишься);
- форм повелительного наклонения глаголов (вырежь, утешьте).
Как научить ребенка различать звуки
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.
Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.
Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.
Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.
Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.
Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.
Запись звуков
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
В транскрибировании мягкость согласного звука обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘. Это апостроф, который встречается в некоторых заимствованных словах.
Например, чтобы обозначить мягкость звука Р в транскрипции необходимо написать [р’]. Твердость звука не обозначается.
В этом нет ничего сложного. Предложите ребенку простое задание. Ему необходимо выписать из группы слов только те, в которых присутствуют мягкие согласные, а затем сделать их транскрипции с апострофом. Всего несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.
Парные и непарные по твердости-мягкости звуки
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Согласные создают 15 пар, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.
[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].
Согласные, которые могут образовывать подобные тандемы, называют парными. Непарные звуки — это те самые непокорные мятежники, которые могут быть либо только мягкими, либо только твердыми.
Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.
Например:
Советы родителям
[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще до того, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
В русском языке есть такие понятия, как твёрдость и мягкость звуков. Они позволяют правильно произносить слова, расставляя акценты так, как нужно. С помощью мягкости и твёрдости можно отличать похожие друг на друга слова, играть с фонетикой в стихотворениях и многое другое. Характеристика звуков нужна еще и потому, что на ней базируются очень многие правила русского языка.
Различение мягких и твёрдых согласных помогает правильно делать фонетический разбор слов, одно из обязательных заданий в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Разберёмся вместе в специфике этого вопроса.
Понятие согласного звука
Согласные звуки — это те звуки, в которых есть шум, возникающий из-за особенности положения языка во время артикуляции. Согласные звуки довольно часто звучат грубее гласных и чаще всего произносятся с характерной голосоподачей.
В отличие от гласных звуков, согласные могут быть:
Мягкими и твёрдыми | Звонкими и глухими | Парными и непарными |
Звонкие звуки подаются с дрожанием артикуляционного аппарата, а глухие — с незначительным шумом. Разница заключается в том, как будет звучать слово в конечном счёте.
Парные согласные имеют пару из глухого или звонкого звука.
Например
Б — П | З — С | В — Ф | Д — Т |
И так далее. Непарные согласные представлены сонорными звуками (например: Р, Л, М). Они не имеют пары и всегда являются звонкими.
Твердые и мягкие согласные: теория и примеры
Мягкость и твёрдость согласных звуков во многом зависит от гласной, которая идёт после согласного звука. Именно гласные звуки дают твердость или мягкость.
Например
- Палка — всё согласные в этом слове твердые (оно и произносится твёрдо) как раз из-за наличия в нем гласной А.
- Тяжесть — в этом слове есть как твердые, так и мягкие согласные. Мягкие — Т (из-за звуков Я и Ь), Ж, С — твердые.
- Включи — мягкие согласные — Л и Ч.
Мягкие согласные дают звуки, при произнесении которых середина языка приподнимается, а кончик приближается к зубам. Они звучат более мягко и протяжно, чаще всего подаются с легкой паузой. Мягкие согласные получаются из-за соседства с мягкими гласными.
Твердые согласные — звуки, при которых язык не делает дополнительных движений. Твёрдые согласные могут образоваться из-за соседства с другими согласными или если после согласного идёт твёрдая гласная.
Рассмотрим твердые гласные:
А | О | У | Э | Ы |
Мягкие гласные:
Я | Ю | Е | Ё | Ю |
Твёрдость и мягкость согласных звуков дают мягкий и твёрдый знаки.
Одну и ту же согласную букву можно произносить по-разному как раз из-за последующей гласной, дающей ту или иную твердость или мягкость. Но бывают всегда мягкие или твердые согласные буквы. Рассмотрим их.
Всегда твердые согласные:
Ж | Ц | Ш |
Независимо от того, какая гласная будет стоять после этих трёх согласных, они всегда будут твёрдыми. Исключений из правила не существует.
Всегда мягкие согласные:
Й | Ч | Щ |
Всегда мягкие согласные звуки будут мягкими независимо от того, какая гласная или согласная будет идти после них. Запомните это правило и постарайтесь не совершать ошибок в произношении или разборе таких слов. Во время фонетического разбора следует учитывать, что в транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. (апострофа) в квадратных скобках.
Так обозначается твёрдый звук:
[Б]
А вот так мягкий:
[Б’]
Для упрощения усвоения темы следует запомнить парные по твердости-мягкости согласные звуки. Существуют несколько крупных групп:
- Непарные твёрдые согласные;
- Непарные по твердости-мягкости согласные;
- Парные твёрдые согласные звуки.
Парные по твердости-мягкости согласные буквы:
[б] — [б’];
[в] — [в’];
[г] — [г’];
[д] — [д’];
[з] — [з’];
[с] — [с’];
[к] — [к’];
[л] — [л’];
[м] — [м’]
[н] — [н’];
[п] — [п’];
[р] — [р’];
[т] — [т’];
[ф] — [ф’];
[х] — [х’].
Для наглядности можно представить согласные твердые и мягкие звуки в таблице:
Твёрдые и мягкие согласные звуки | Непарные твёрдые и мягкие согласные звуки |
---|---|
[б] — [б’]; [в] — [в’]; [г] — [г’]; [д] — [д’]; [з] — [з’]; [с] — [с’]; [к] — [к’]; [л] — [л’]; [м] — [м’][н] — [н’]; [п] — [п’]; [р] — [р’]; [т] — [т’]; [ф] — [ф’]; [х] — [х’]. |
[ж] — [щ’][ц] — [й’]; [ш] — [ч’]. |
Твёрдые и мягкие согласные, таблица которых указана выше, имеют свойство изменяться при наличии последующих мягких и твёрдых гласных. Наглядная информация позволит быстрее разобраться в теме и запомнить все звуки.
Понаблюдайте за тем, как разные согласные звуки изменяются при наличии последующих гласных букв:
Слова с мягкими согласными звучат более плавно и мягко. Если появляются затруднения при выявлении твёрдых согласных букв, достаточно произнести слово вслух.
Попробуйте самостоятельно определить, в каких словах встречаются мягкие и твёрдые согласные звуки:
Запомним, что:
✅ Твердый согласный звук образуется в ходе сочетания согласных букв с другими согласными, твёрдым знаком или твёрдыми гласными, если согласный звук изначально не является всегда твёрдым;
✅ Мягкий согласный звук образуется в ходе сочетания согласной буквы с мягкой гласной или мягким знаком, если согласный звук изначально не является всегда мягким;
✅ Такие согласные всегда твёрдые: Ж, Ш, Ц;
✅ Всегда мягкими будут согласные: Щ, Ч, Й;
✅ Во время фонетического разбора слова следует учитывать последовательность согласных звуков и расположение мягких и твёрдых гласных звуков;
✅ Определить мягкость или твёрдость согласного звука можно по голосоподаче при произнесении слова вслух.
Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.
Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме
На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.
Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении
баран | [б] | [б`] | белье |
ворс | [в] | [в`] | вяз |
горб | [г] | [г`] | гиря |
дом | [д] | [д`] | дядя |
золото | [з] | [з`] | земля |
кот | [к] | [к`] | кит |
лыжи | [л] | [л`] | лимон |
мусор | [м] | [м`] | мяч |
нора | [н] | [н`] | Нюра |
полы | [п] | [п`] | пение |
робот | [р] | [р`] | река |
солнце | [с] | [с`] | семя |
тон | [т] | [т`] | темя |
фурор | [ф] | [ф`] | финал |
хомяк | [х] | [х`] | хижина |
Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.
§ Понятие о звонких и глухих звуках
В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.
Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.
Звонкие звуки | Глухие звуки | ||
[б] | [ж] | [к] | [х] |
[в] | [з] | [п] | [ц] |
[г] | [л] | [с] | [ч] |
[д] | [м] | [т] | [ш] |
[й] | [н] | [ф] | [щ] |
Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.
Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!». Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.
Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].
Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».
§ Таблица твердых и мягких звуков
Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.
Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:
Твердые и мягкие согласные | |
Твердые | перед гласными: а, о, у, э, ы. |
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан. | |
ж, ц, ш. | |
Мягкие | после согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь. |
перед гласными: е, е, и, ю, я. | |
й, ч, щ. |
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
✍ Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
✍ Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
✍ Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
§ Вместо заключения
Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.