Как найди ударный слог

Ударный слог — это слог, в котором гласный произносится с бо́льшей силой голоса и длительностью, чем другие гласные слова.

С понятием «ударный слог» ребят знакомят в 1 классе школы.

Чтобы узнать, что такое ударный слог, вспомним, что обозначает термин «слог».

Понятие о слоге

В нашей речи мы пользуемся словами, с помощью которых в предложении можно сообщить о чём-то, попросить что-либо или спросить о том, что нас интересует. Каждое слово произносится на выдохе. Учтём, что при этом выдыхаемый воздух расходуется постепенно, небольшими порциями или толчками. Чтобы убедиться в этом, поднесём ладошку ко рту и произнесём слова:

  • кры-ша
  • ру-ка
  • гли-на

Как видим, при произношении слова́ делятся на небольшие звуковые части — слоги. Каждый слог произносится одним толчком воздуха. Главным в слоге является гласный звук, который составляет его основу. К гласному впереди присоединяется один или несколько согласных, и так рождается слог. В слоге всегда один гласный звук, который является слогообразующим.

Определение

Слог — это гласный или сочетание гласного с согласными, которые произносятся одним толчком воздуха.

Понаблюдаем:

  • я-ма
  • го-ра
  • ско-рость

Вывод

Итак, звуки в слове объединяются в слоги. Слог — это наименьшая единица звучащего слова.

Что такое ударный слог?

Слоги в словах произносятся по-разному. Послушаем, как звучат эти слова:

  • ве́-тер
  • ка́-ша

В первом слоге гласный звучит более длительно и с бо́льшей силой голоса. Голосом выделяется гласный первого слога.

Понаблюдаем, как произносятся вот эти слова:

  • ба-на́н
  • во-про́с

В них более протяжно звучит гласный звук второго слога. Он произносится ясно и чётко, с бо́льшей силой, чем гласный первого слога. Голосом выделяются гласные второго слога.

При произношении этих слов мы как бы ударяем гласные первого или второго слога с помощью невидимого молоточка. Такой слог в слове является ударным.

Определение

Ударный слог — это слог, в котором гласный произносится с бо́льшей силой голоса и длительностью, чем другие гласные слова.

Остальные слоги в слове являются безударными. Гласные в безударном слоге звучат коротко и менее чётко.

Для обозначений ударного слога используется вертикальная наклонная чёрточка, которая ставится над гласной буквой, обозначающей ударный звук.

Ударение

Ударным может быть не только первый или второй слог слова, но и третий и даже четвёртый, как например в словах:

  • сто́-рож
  • вол-на́
  • кра-со-та́
  • ве-ло-си-пе́д

Чтобы определить ударный слог в слове, произнесем его целиком с интонацией удивления или вопроса:

  • это ра́дуга!
  • это кора́бль?

Итак, в каждом слове можно указать ударный слог. Ударение — это важный фонетический признак слова. С помощью ударения различают некоторые слова, которые пишутся одинаково, но звучат по-разному:

  • за́мок и замо́к;
  • а́тлас и атла́с;
  • и́рис и ири́с;
  • хло́пок и хлопо́к.

Видеоурок «Как определить ударный слог?»

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 17

Ударный слог — это слог, в кото­ром глас­ный про­из­но­сит­ся с бо́льшей силой голо­са и дли­тель­но­стью, чем дру­гие глас­ные слова.

Понятие о слоге

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Слова делятся на слоги. 

Слог – это один или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха: он, ре|ка, у|чи|тель.

В слоге есть только один гласный звук, именно он и образует слог. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог. В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков:

  • сок (1 слог);
  • ю|ла (2 слога);
  • у|че|ник (3 слога);
  • кры|ша (2 слога);
  • ру|ка (2 слога);
  • гли|на (2 слога).

Как видим, при про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на неболь­шие зву­ко­вые части — сло­ги. Каждый слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха. Главным в сло­ге явля­ет­ся глас­ный звук, кото­рый состав­ля­ет его осно­ву.

Ударный слог - это... Как определить ударный слог в слове?

Слог может состоять:

  • из одного гласного звука: а|у
  • из одного гласного и одного согласного звуков: мо|ре
  • из одного гласного и нескольких согласных звуков: шкаф, лес|ной

В разных словах разное количество слогов. Слова могут состоять из:

  • одного слога (я, май, стол, стриж) – односложные слова;
  • двух слогов (ки|но, стра|на, тет|радь) – двусложные слова;
  • трёх слогов (со|ба|ка, ка|ра|ван, ма|лень|кий) – трёхсложные слова;
  • четырёх и более слогов (че|ре|па|ха, ве|ли|ко|леп|ный, ква|ли|фи|ка|ци|я) – многосложные слова.

Итак, зву­ки в сло­ве объ­еди­ня­ют­ся в сло­ги. Слог — это наи­мень­шая еди­ни­ца зву­ча­ще­го слова.

Что такое ударный слог?

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который выделяется большей силой голоса, называется ударным слогом.

Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или с вопросительной интонацией.

Ударение всегда падает на гласный звук. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными. Гласные звуки в безударных слогах также называются безударными.

Знак ударения ставится над гласным ударного слога: ли|си́|ца.

Знак ударения не ставится в следующих случаях:

  • в словах из одного слога: дом, сын, дочь;
  • в словах с буквой ё, т.к. слог с гласной буквой ё всегда ударный: чёрный, ёжик, берёза.

Под ударением гласные звуки слышатся чётко, а в безударной позиции более кратко, их труднее различить. Например: в слове собака на месте безударной гласной о слышится звук [а] – [саба́ка].

Особенности русского ударения

В отличие от некоторых других языков, в русском языке ударение свободное, оно может падать на любой слог в слове: са́|ни, во|ро́|на, ба|ра|ба́н.

Ударение может:

  • отличать одно слово от другого: за́мок – замо́к,
  • быть показателем грамматической формы слова: во́ды (мн. ч.) – воды́ (род. п. ед. ч.).

Проверить правильность постановки ударения в слове можно по толковым, орфографическим и орфоэпическим словарям.

Итак, в каж­дом сло­ве мож­но ука­зать удар­ный слог. Ударение — это важ­ный фоне­ти­че­ский при­знак сло­ва. С помо­щью уда­ре­ния раз­ли­ча­ют неко­то­рые сло­ва, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во, но зву­чат по-разному:

  • за́мок и замо́к;
  • а́тлас и атла́с;
  • и́рис и ири́с;
  • хло́пок и хлопо́к.

Ударный слог - это... Как определить ударный слог в слове?

Как легко научить ребенка определять ударение в слове

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Как бы я ни относилась к фонетическому разбору слов на уроках русского в 1 – 2 классе – от него никуда не денешься, учить его придется.

Но среди всего, что связано с этим разбором, есть одна реально нужная и полезная вещь: определение ударения. В жизни пригождается многим, независимо от рода профессии.

Помните, ударение мы изображаем, как косую чёрточку, которая «падает» на какую-то гласную в слове.

Если гласная в слове одна (как в слове «кОт», например) ударение определить легко: ударение всегда падает на гласную – и тут без вариантов.

А если гласных несколько, начинаются сложности.

Учителя в школах тоже иной раз как-то странно объясняют. Например, я впервые узнала, что Шурик в школе проходит ударение, застав его за растягиванием слов, вроде «ооокноооо» вместо «окно».

Гласные – они на то и гласные, чтобы любую можно было «спеть»: растянуть сколько угодно. Вот дети и ошибаются с ударением.

Научу вас верному беспроигрышному «физиологическому» способу определения ударения в словах. А вы научите этому детей и удивитесь, насколько это просто.

  • берем любое слово, в котором нужно найти ударение.
  • поднимаем руку вверх (правую, если вы правша, левую – если левша)
  • произносим нужное слово громко и торжественно, как на параде

В момент произнесения слова громко и торжественно – ваша рука, поднятая вверх, автоматически дёрнется (будто ударит) РОВНО в том месте, где гласная под ударением.

Дело в том, что для громкого произнесения ударной гласной нам приходится «подкачать» воздуха из лёгких, и поднятая вверх рука автоматически используется в нужный момент вроде рычага для насоса

Так что этот способ будет гарантированно работать всегда и у всех (кроме тяжелых расстройств вроде ДЦП).

Научите этому своих детей, можно даже дошкольников – и проблема определения ударения в слове будет снята на раз

Видеоурок «Как определить ударный слог?»

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Ударный слог

Ударный слог — это слог, в кото­ром глас­ный про­из­но­сит­ся с бо́льшей силой голо­са и дли­тель­но­стью, чем дру­гие глас­ные слова.

С поня­ти­ем «удар­ный слог» ребят зна­ко­мят в 1 клас­се школы.

Чтобы узнать, что такое удар­ный слог, вспом­ним, что обо­зна­ча­ет тер­мин «слог».

Понятие о слоге

В нашей речи мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, с помо­щью кото­рых в пред­ло­же­нии мож­но сооб­щить о чём-то, попро­сить что-либо или спро­сить о том, что нас инте­ре­су­ет. Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе. Учтём, что при этом выды­ха­е­мый воз­дух рас­хо­ду­ет­ся посте­пен­но, неболь­ши­ми пор­ци­я­ми или толч­ка­ми. Чтобы убе­дить­ся в этом, под­не­сём ладо­шку ко рту и про­из­не­сём слова:

Как видим, при про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на неболь­шие зву­ко­вые части — сло­ги. Каждый слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха. Главным в сло­ге явля­ет­ся глас­ный звук, кото­рый состав­ля­ет его осно­ву. К глас­но­му впе­ре­ди при­со­еди­ня­ет­ся один или несколь­ко соглас­ных, и так рож­да­ет­ся слог. В сло­ге все­гда один глас­ный звук, кото­рый явля­ет­ся слогообразующим.

Понаблюдаем:

Что такое ударный слог?

Слоги в сло­вах про­из­но­сят­ся по-разному. Послушаем, как зву­чат эти слова:

В пер­вом сло­ге глас­ный зву­чит более дли­тель­но и с бо́льшей силой голо­са. Голосом выде­ля­ет­ся глас­ный пер­во­го слога.

Понаблюдаем, как про­из­но­сят­ся вот эти слова:

В них более про­тяж­но зву­чит глас­ный звук вто­ро­го сло­га. Он про­из­но­сит­ся ясно и чёт­ко, с бо́льшей силой, чем глас­ный пер­во­го сло­га. Голосом выде­ля­ют­ся глас­ные вто­ро­го слога.

При про­из­но­ше­нии этих слов мы как бы уда­ря­ем глас­ные пер­во­го или вто­ро­го сло­га с помо­щью неви­ди­мо­го моло­точ­ка. Такой слог в сло­ве явля­ет­ся ударным.

Остальные сло­ги в сло­ве явля­ют­ся без­удар­ны­ми. Гласные в без­удар­ном сло­ге зву­чат корот­ко и менее чётко.

Для обо­зна­че­ний удар­но­го сло­га исполь­зу­ет­ся вер­ти­каль­ная наклон­ная чёр­точ­ка, кото­рая ста­вит­ся над глас­ной бук­вой, обо­зна­ча­ю­щей удар­ный звук.

Ударным может быть не толь­ко пер­вый или вто­рой слог сло­ва, но и тре­тий и даже чет­вёр­тый, как напри­мер в словах:

Чтобы опре­де­лить удар­ный слог в сло­ве, про­из­не­сем его цели­ком с инто­на­ци­ей удив­ле­ния или вопроса:

Итак, в каж­дом сло­ве мож­но ука­зать удар­ный слог. Ударение — это важ­ный фоне­ти­че­ский при­знак сло­ва. С помо­щью уда­ре­ния раз­ли­ча­ют неко­то­рые сло­ва, кото­рые пишут­ся оди­на­ко­во, но зву­чат по-разному:

  • за́мок и замо́к;
  • а́тлас и атла́с;
  • и́рис и ири́с;
  • хло́пок и хлопо́к.

Видеоурок «Как определить ударный слог?»

Слоги и ударение в словах

Слова делятся на слоги. Слог — это звук (или сочетание звуков) в слове, произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха. Определить количество слогов в слове несложно: сколько гласных в слове, столько и слогов. Без гласного звука нет слога.

Слог может состоять как из одного звука, так из двух и более: стол — 1 слог, мол-ва (мо-лва) — 2 слога, ка-пус-та (ка-пу-ста) — 3 слога.

Открытый и закрытый слог

В словах русского языка большинство слогов являются открытыми. Открытые слоги организуют все гласные в одиночку или в сочетании с согласным звуком:

Открытый слог оканчивается на гласный звук:

Закрытые слоги образуют все согласные в конце слов:

Закрытый слог оканчивается на согласный звук:

Непарные звонкие согласные [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] могут образовать закрытый слог в любой фонетической позиции: в начале, в середине и в конце слов:

Правила переноса

Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Ударные и безударные слоги

Если слово состоит из нескольких слогов, то один из них ударный (т.е. произносится с большей силой), а на который не падает — безударным. Ударение — выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.

Обычно ударение на письме не обозначается. Однако, когда при чтении возникает затруднение, над соответствующей гласной ставят значок «».

Иногда слова имеют не одно, а два и даже больше ударений. Такое явление наблюдается в сложных словах (ки́нокарти́на, а́вто́мо́тове́лого́нки).

Ударение позволяет различать слова за́мки — замки́ и разные формы одного и того же слова ле́са — р.п., ед.ч. и леса́ — им.п., мн.ч.

В русском языке ударение не закреплено за определённым слогом (разноместное ударение) и может переходить в слове с одного слога на другой. Ударение в слове может быть постоянным, когда при изменении слова ударным всегда остаётся один и тот же слог (аге́нт, аге́нта), но может быть и подвижным, то есть с изменением слова переносится на другой слог (при́нял — приняла́).

Для выделения ударного слога надо произнести слово целиком (не по слогам) с интонацией обращения или с вопросительной интонацией.

Ударение всегда падает на гласный звук. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Слог или слоги, на которые ударение не падает, называются безударными. Гласные звуки в безударных слогах также называются безударными.

Знак ударения ставится над гласным ударного слога: ли|си́|ца.

Знак ударения не ставится в следующих случаях:

  • в словах из одного слога: дом, сын, дочь;
  • в словах с буквой ё, т.к. слог с гласной буквой ё всегда ударный: чёрный, ёжик, берёза.

Под ударением гласные звуки слышатся чётко, а в безударной позиции более кратко, их труднее различить.

Например: в слове собака на месте безударной гласной о слышится звук [а] – [саба́ка].

В отличие от некоторых других языков, в русском языке ударение свободное, оно может падать на любой слог в слове: са́|ни, во|ро́|на, ба|ра|ба́н.

  • отличать одно слово от другого: за́мок – замо́к,
  • быть показателем грамматической формы слова: во́ды (мн. ч.) – воды́ (род. п. ед. ч.).

Проверить правильность постановки ударения в слове можно по толковым, орфографическим и орфоэпическим словарям.

Как считать безударные слоги?

Каждый знает, что слоги в слове можно посчитать. Слово я состоит из 1 слога, она —из 2, машина — из 3, телевизор— из 4 и т. д. Как определить, какой слог ударный? Произнести слово отчётливо и послушать себя. А потом сосчитать: счёт идёт от начала слова. В слове она 2-й слог ударный, в слове телевизор — 3-й.

Какие слоги бывают в слове, кроме ударных? Безударные. Они делятся на предударные и заударные. Предударные слоги — это слоги перед ударным, а заударные — за ним. В слове телевизор слоги теле — предударные, а зор — заударный.

Безударные слоги считают от ударного:

ле — 1-й слог перед ударением, значит, это 1-й предударный,

те — 2-й слог перед ударением, значит, это 2-й предударный,

зор — 1-й слог за ударением, значит, это 1-й заударный слог.

Видите, предударные слоги считаются справа налево, а заударные — слева направо.

Рассмотрим пример: освежа ´ ющий, в нём 3-й слог ударный.

Считаем предударные слоги:

1-й предударный — све

2-й предударный — о

Считаем заударные слоги:

1-й заударный — ю

2-й заударный — щий

Зачем нужно считать безударные слоги? Их считают, для того чтобы правильно выполнить фонетическую транскрипцию слова. В школьной практике процедура транскрибирования слов упрощена. Но в профильных классах требуют учитывать характер редукции безударных гласных в зависимости от позиции. Нужно понимать, что редукция в разных слогах неодинакова. Так, во 2-м предударном слоге после твёрдых согласных на месте «о» и «а» произносится звук, больше напоминающий [ы], чем [а] — его принято обозначать так: [ъ], в то время как в 1-м предударном произносится [а]. Пример:

Догово ´ р — [дъгаво ´ р], звук [ъ] обозначает безударный гласный во 2-м предударном слоге после твёрдого согласного.

Ба ´ бушка — [ба ´ бушкъ], тот же звук произносится в заударных слогах после твёрдых согласных.

В Фонетическом словаре на этом сайте даются варианты транскрипции: одна из них — более подробная, учитывающая характер реализации гласных в разных безударных слогах, другая — упрощённая. В примечаниях говорится, какие особенности произношения опущены в упрощённой транскрипции. Для этого используются условные обозначения: * или цифры: 1, 2, 3 .

источники:

http://litfest.ru/fonetika/slog-ydarenie.html

http://russkiy-na-5.ru/articles/637

Понятие ослоге

В нашей речи мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, с помо­щью кото­рых в пред­ло­же­нии мож­но сооб­щить о чём-то, попро­сить что-либо или спро­сить о том, что нас инте­ре­су­ет. Каждое сло­во про­из­но­сит­ся на выдо­хе. Учтём, что при этом выды­ха­е­мый воз­дух рас­хо­ду­ет­ся посте­пен­но, неболь­ши­ми пор­ци­я­ми или толч­ка­ми. Чтобы убе­дить­ся в этом, под­не­сём ладо­шку ко рту и про­из­не­сём слова:

  • кры-ша
  • ру-ка
  • гли-на

Как видим, при про­из­но­ше­нии сло­ва́ делят­ся на неболь­шие зву­ко­вые части — сло­ги. Каждый слог про­из­но­сит­ся одним толч­ком воз­ду­ха. Главным в сло­ге явля­ет­ся глас­ный звук, кото­рый состав­ля­ет его осно­ву. К глас­но­му впе­ре­ди при­со­еди­ня­ет­ся один или несколь­ко соглас­ных, и так рож­да­ет­ся слог. В сло­ге все­гда один глас­ный звук, кото­рый явля­ет­ся слогообразующим.Определение Слог — это глас­ный или соче­та­ние глас­но­го с соглас­ны­ми, кото­рые про­из­но­сят­ся одним толч­ком воздуха.

Понаблюдаем:

  • я-ма
  • го-ра
  • ско-рость

ВыводИтак, зву­ки в сло­ве объ­еди­ня­ют­ся в сло­ги. Слог — это наи­мень­шая еди­ни­ца зву­ча­ще­го слова.

Слог

Слова делятся на слоги. Слог – это один или несколько звуков, которые произносятся одним выдыхательным толчком воздуха: он, ре|ка, у|чи|тель.

В слоге есть только один гласный звук, именно он и образует слог. Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков: сок (1 слог), ю|ла (2 слога), у|че|ник (3 слога).

Слог может состоять:

  • из одного гласного звука: а|у
  • из одного гласного и одного согласного звуков: мо|ре
  • из одного гласного и нескольких согласных звуков: шкаф, лес|ной

В разных словах разное количество слогов. Слова могут состоять из:

  • одного слога (я, май, стол, стриж) – односложные слова;
  • двух слогов (ки|но, стра|на, тет|радь) – двусложные слова;
  • трёх слогов (со|ба|ка, ка|ра|ван, ма|лень|кий) – трёхсложные слова;
  • четырёх и более слогов (че|ре|па|ха, ве|ли|ко|леп|ный, ква|ли|фи|ка|ци|я) – многосложные слова.

Видео

Правила переноса

Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Функции ударения

Ударение явля­ет­ся важ­ным фоне­ти­че­ским при­зна­ком сло­ва. Если непра­виль­но поста­вить уда­ре­ние, сло­во поте­ря­ет свой смысл.

Примеррука́ и ру́ка

Никто не пой­мёт, что такое «ру́ка».

С  помо­щью уда­ре­ния мож­но раз­ли­чить пох

С  помо­щью уда­ре­ния мож­но раз­ли­чить похо­жие по напи­са­нию сло­ва, име­ю­щие раз­ное значение:

  • а́тлас и атла́с;
  • за́пах и запа́х (хала­та).

Теги

Сквозная 
тема:

 «Все обо мне»

Школа:

Дата: «18»
сентября2017г.

ФИО
учителя: Исмаилова Б.Е.

Класс: 1 «Д» класс.

Количество
присутствующих
:

                       
отсутствующих
:

Тема урока:

Как найти ударный
слог?

Цели обучения, которые достигаются
на данном уроке (ссылка на учебную программу):

Цели обучения,
которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

1.1.1.1
Понимать, что такое речь, текст, предложение, слово.

1.2.1.1
Читать схемы предложений; составлять предложения по заданной схеме.

1.2.5.1
Формулировать вопросы к иллюстрациям/тексту (с помощью учителя), отвечать на

вопросы по
содержанию прочитанного.

1.3.3.1
Составлять картинный план, план-схему текста и озаглавливать (с помощью учителя).

Цели
урока:

дать
представление о слоге, учиться находить ударный и безударный слог.

Критерии
успеха

Все
учащиеся смогут:

Отвечать на
вопросы учителя по иллюстрации.

Контролировать
свои действия при делении слов на слоги, определении ударного слога.
Определять на слух ударный слог в словах. Различать понятия «ударный» и
«безударный» слоги.

Большинство
учащихся смогут:

Составлять
предложения по схеме с соответствующей интонацией.

Классифицировать
слова по группам.

Обозначать
ударный слог на схеме слова условным знаком.

Отвечать на
итоговые вопросы урока.

Оценивать
свою работу на уроке.

Некоторые
учащиеся смогут:

Формулировать
вопрос по содержанию текста.

Составлять
рассказы по иллюстрации и на основе жизненных впечатлений.

Называть
способы выделения ударного слога в слове («позвать» слово, «спросить» слово).

Привитие

ценностей

Ценности,
основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и
гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество;
открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные

связи

Взаимосвязь
с предметами:  самопознание, познание мира, естествознание, музыка,
математика

Навыки

использования

ИКТ

На
данном уроке учащиеся не используют ИКТ

Предварительные

знания

Посадка
при письме, речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в
предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение.

Ход урока

Этапы
урока

Запланированная
деятельность на уроке

Ресурсы

Начало
урока

Создание положительного
эмоционального настроя.

Аутотренинг. Для настроя на
работу учитель просит детей произнести

следующие предложения:

«Я в школе на уроке, сейчас
я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов(-а) к работе.

Работаю!»

Актуализация жизненного
опыта. Целеполагание. (Г) Дифференцированная работа.

   Для нечитающих детей:
распределить предметные картинки по группам.

  
Для
читающих детей: прочитать на карточках слова и распределить по группам.

               
Для      хорошо
читающих детей: прочитать и отгадать загадки и распределить слова по группам.

Читающие дети
читают загадку, 2 группа показывает карточку со словом, 1 группа — картинку.
Учащиеся объясняют, в какую группу поместили слово.

Группы
слов:

одежда, посуда, обувь (по 5 слов в группу).

Как одним словом назвать все
эти предметы? (вещи, необходимые человеку)

Для чего эти
предметы нужны человеку?

Могут ли эти
предметы рассказать о хозяине?

Предметные
картинки, карточки со словами, карточки с загадками.

Критерии
успеха

Умеют классифицировать и находить общий признак,
называя предметы одним словом

Середина
урока

Работа над новой темой.

Учитель читает отрывок из
произведения К. Чуковского «Федорино горе».

  
Какая
речь сейчас прозвучала?

  
Задайте
вопрос по сказке. (О чем говорится в сказке? Что произошло с Федорой?)

   Какой речью мы пользуемся,
когда рассказываем сказку? Работа по учебнику.

(К) Выделение ударного слога
голосом.

Задание № 1. Учащиеся помогают Федоре
позвать посуду. Идет Федора по лесу и зовет свою посуду. Почему?

   Позови посуду и ты. Подбор
схем к словам.

Задание № 2. Произнеси слова, выделяя
голосом ударные слоги. Какой по счету ударный слог?

  
Какая
схема подходит к этому слову?

 
Что мама
дома делает, ухаживая за посудой? Как вы помогаете маме?

 
(Г)
Дифференцированная работа. «В гостях у бабушки Федоры».

1.  группа: Назови, какой посуды на
кухне у Федоры много. (У Федоры много голубых чашек, красных сахарниц и т.д.)

2.   группа: Расскажи, какие
предметы посуды убежали от Федоры и без какой части они остались. (От Федоры
убежал чайник. Чайник без носика.)

3 группа: Посчитай, сколько предметов посуды
вернулось. Назови их. (Вернулось пять желтых тарелок.)

Трехьязычие: тэртш, порядок, order.

Интерактивная (презентация).

По выбору учителя.

Работа в прописи.

Задание № 1. Упражнение «Помощники».
Раскрашивание и письмо элементов.

Задание № 2. Прописывание элемента
«прямая линия с закруглением внизу вправо».

Работа по учебнику.

(К, Г) Задание № 3.
Разноуровневые задания.

1группа — меняет местами
слоги, образуя новые слова (кабан — банка.) Составляет схемы, определяет
ударный и безударный слоги.

2группа — меняет слоги местами
(камыш — мышка, сосна — насос) и составляет предложения с этими словами.

(П) Задание № 5. Развитие внимания, наблюдательности,
мышления.

Каждому ученику учитель предлагает навести порядок на
картинке и объяснить, почему он так сделал. Составление предложений по схеме.

Учебник стр 28-29

Пропись стр 15

Критерии
успеха

Каждый ученик  наводит  порядок и объяснить, почему он
так сделал. Составляют предложений по схеме.

Конец
урока

Пальчиковая гимнастика. «Помощник».

Повторяют упражнение несколько раз.

Работа в прописи.

Задание № З.Раскрашивание «Где чья чашка?»

Детям предлагается образец. Нужно закрасить
соответствующим

цветом.

На свободных линиях можно
прописать изучаемые элементы или составить и записать план-схему к тексту
«Помощники» (читает учитель или составляют дети).

К Игра.

Слоговик
предлагает детям 3 задания:

1.
Измените слова так, чтобы в каждом было два слога: дом, сад, дуб, лист, куст,
мак, мост, крот, дождь.

2.
Измените слова так, чтобы в каждом был только один слог: блины, грибы, звери,
двери, кони, колья, гвозди, сучья, друзья.

3.
Образуйте от данных слов трехсложные слова: кот, мышь, лист, нож, дуб, роза,
ваза, коза, петух, перо, зерно.

За
каждый правильный ответ игрок получает очко. Побеждает тот, кто наберет
наибольшее число очков.

Итог урока. Рефлексия.

Критерии
успеха

Мы изучали сегодня … Мы хорошо
поработали над … Первая группа хорошо справилась с … Вторая группа правильно сделала … Третья группа
работала … Мы хотим узнать о …

Дифференциация

Каким
образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете
поставить перед более способными учащимися?

Оценивание

Как
Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Используйте
данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для
оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровье и соблюдение техники безопасностиЗдоровьесберегающие
технологии.

Используемые
физминутки и активные виды деятельности.

Задание № 3.
Разноуровневые задания.

1группа — меняет
местами слоги, образуя новые слова (кабан — банка.) Составляет схемы,
определяет ударный и безударный слоги.

2группа — меняет
слоги местами (камыш — мышка, сосна — насос) и составляет предложения с этими
словами.

Наблюдая за
работой учащихся в группе, их самостоятельной работой. Задавая вопросы по
ходу урока. Просматривая работы учащихся в тетради (задания). Задавая вопросы
во время просмотра мультфильма. Анализируя результаты ученической рефлексии.
(Ступеньки успеха).

«Помощник». Посуду моет наш Антошка.
(Потереть ладони друг об друга) Моет вилку, чашку, ложку.

(Разгибать
пальцы из кулачка, начиная с мизинца) Вымыл блюдце и стакан. И закрыл
покрепче кран. (Имитирующее движение кистью руки)

Наши пальцы сжались тесно. Что
такое? Интересно?

Видно, им прохладно стало. Их укроем
одеялом.

(Дети сжимают левую руку в кулачок,
а правой обхватывают его и

сильно сжимают. Затем меняют руку.
Потом опускают руки и слегка

трясут ими. Повторяют упражнение
несколько раз.)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свой образ стиль одежды
  • Как правильно составить анкету пример анкеты
  • Как найти вкл телефон
  • Ошибка 3000 на твиче как исправить
  • Как найти остаток числа java