Интервалы между двумя одинаковыми нотами называется октавами. Чтобы определить одну из них, достаточно на клавиатуре найти ноту «до» и, двигаясь вниз или вверх по белым клавишам, отсчитать восемь штук, дойдя до следующей одноименной ноты.
С латыни слово «октава» переводится как «восьмой». Эти восемь ступеней разделяют друг от друга ноты двух октав, определяя их частоту – скорость колебания. Например, частота ноты «ля» одной октавы составляет 440 Гц, а частота аналогичной ноты октавой выше равна 880 Гц. Частота нот составляет 2:1 – это соотношение самое приятное для слуха. Стандартное пианино имеет 9 октав, учитывая, что субконтроктава состоит из трех нот, а пятая – из одной.
Октавы на фортепиано
Интервалы между одинаковыми нотами разной частоты – это октавы на фортепиано. Они расположены в том же количестве и таком же порядке, что и на пианино. Вот сколько октав на фортепиано:
- Субконтроктава – состоит из трех нот.
- Контроктава.
- Большая.
- Малая.
- Первая.
- Вторая.
- Третья.
- Четвертая.
- Пятая – состоит из одной ноты.
У нот субконтроктавы самые низкие звуки, у пятой единственная нота звучит выше остальных. Указанные ноты на практике музыкантам приходится играть очень редко. Самые используемые ноты находятся от большой до третьей октавы.
Если на фортепиано столько интервалов, сколько октав на пианино, то октавы на синтезаторе отличаются по количеству от указанных инструментов. Это связано с тем, что синтезатор имеет меньше клавиш. Перед покупкой музыкального инструмента стоит учесть особенность.
Малая и первая октавы
Одними из самых часто используемых октав являются малая и первая октавы пианино или фортепиано. Первая октава на пианино располагается по центру, хотя по счету она является пятой, а первой – субконтроктава. Она содержит ноты средней высоты от 261,63 до 523,25 Гц, обозначается символами С4-В4. Ноты расположенной ниже малой октавы звучат умеренно-низко с частотой от 130,81 до 261,63 Гц.
Ноты первой октавы
Нотами первой октавы заполнены первые три линейки стан скрипичного ключа. Знаки первой октавы пишутся так:
- ДО – на первой добавочной линейке.
- РЕ – под первой основной линейке.
- МИ – заполняет первую линейку.
- ФА – пишется между первой и второй линейками.
- СОЛЬ – на второй линейке.
- ЛЯ – между третьей и второй линиями.
- СИ – на третьей линейке.
Диезы и бемоли
Расположение октав на фортепиано и пианино включает не только белые, но и черные клавиши. Если белая клавиатура обозначает основные звуки – тона, то черная – их повышенные или пониженные варианты – полутона. Кроме белых, первая октава состоит из черных клавиш: ДО-диез, РЕ-диез, ФА-диез, СОЛЬ-диез, ЛЯ-диез. В нотной записи они называются знаками альтерации. Чтобы сыграть диезы, следует нажимать черные клавиши. Исключение составляют только МИ-диез и СИ-диез: их играют на белых клавишах ФА и ДО следующей октавы.
Чтобы сыграть бемоли, следует нажимать на клавиши, расположенные слева, – они выдают звук на полтона ниже. К примеру, РЕ-бемоль играется на клавиши слева от белой РЕ.
Как правильно играть октавы
После того, как музыкант усвоил название октав на фортепиано, стоит играть гаммы – последовательности нот одной октавы. Для учебы лучше всего подойдет до-мажор. Стоит начинать с одной руки, последовательно и медленно, с правильной расстановкой пальцев на клавиатуре. Чтобы узнать, как это делается, можно скачать урок. Когда игра гаммы одной рукой будет уверенной и четкой, стоит делать то же самое второй рукой.
Гамм столько же, сколько полных октав – 7. Их играют по отдельности одной рукой или двумя. По мере роста навыка стоит увеличить темп, чтобы запястья привыкали к растяжке. Важно научиться переносить вес из рук на клавиши, держа плечи свободными. Пальцы и запястья становятся выносливее, привыкают к интервалам.
Если играть гаммы регулярно, в уме откладывается представление об октавах, а руки с каждым разом быстрее будут по ним передвигаться.
Ошибки новичков
Начинающие музыканты совершают следующие ошибки:
- Не имеют общего представления об инструменте, его устройстве.
- Не знают, сколько октав на рояле, как они называются.
- Привязываются только к первой октаве или начинают гамму только с ноты ДО, не переключаясь на другие октавы и ноты.
Ответы на частые вопросы
Как лучше играть октаву: всей рукой или ударом кисти?
Легкие октавы стоит играть с активным использованием кисти, низко расположив руку, сложные – высоко подняв руку.
Как играть октавы быстро?
Кисть и рука должны быть немного напряжены. Как только чувствуется усталость, положение следует менять с низкого на высокое и наоборот.
Подводим итоги
Общее количество октав на пианино, фортепиано или рояле – 9, из них 7 октав – полные, состоящие из восьми нот. На синтезаторе количество октав зависит от количества нот и может отличаться от классических инструментов. Чаще всего используются малая, первая и вторая октавы, очень редко – субконтроктава и пятая октава. Чтобы освоить октавы, следует играть гаммы, начиная с медленного темпа, одной рукой и с правильной расстановкой пальцев.
Что такое октава на пианино? В уроке «Название нот на пианино»октавой с Вами мы назвали интервал одинаковых нот, например: До-До, Ре-Ре и т. д. Но это именно значение октавы в нотной грамоте.
А вот на пианино (да и на любом другом клавишном инструменте) физические октавы считаются по клавишам. От «До» до «Си» — одна октава, от следующей «До» до следующей «Си» — другая октава и так далее. На настоящем пианино таких октав 9 (7 полных и 2 неполных), взгляните на картинку:
Название октав на пианино (Рис. 1)
Сравните этот рисунок с Вашим пианино, если он у вас есть (если у Вас синтезатор или midi-клавиатура, то о них читайте ниже — «Октавы на синтезаторе»). Ну что, октавы похожи? Теперь попробуйте найти эти октавы на своем пианино, отделяя их мысленно друг от друга.
Октавы на пианино
Теперь рассмотрим каждую из этих октав.
1. Субконтроктава. Самая первая октава неполная, состоит всего из трех нот: Ля, Ля диез, си.
2. Контроктава. Это уже полная октава на пианино, начинается с ноты До, как и полагается.
3. Большая октава. Обычно в этой октаве играется бас-партия левой рукой.
4. Мaлая октава. И в этой октаве тоже играются бас-партии на пианино.
5. Первая октава. Самая часто употребляемая, особенно по ней учатся читать ноты на нотном стане.
6. Вторая октава. Не менее популярна, чем первая.
7. Третья октава.
8. Четвертая октава.
9. Пятая октава. Состоит всего из одной ноты — До, которая очень высока по звучанию, сравнить ее можно с писком комара!
Важно: запишите себе в блокнот названия этих октав в том порядке, в каком они написаны выше.
Октавы на синтезаторе
«Но на синтезаторе ведь не 9 октав?», скажете Вы. Давайте рассмотрим октавы на примере 5-ти октавного синтезатора:
Название октав на синтезаторе (Рис. 2)
Я это к тому, что на цифровых синтезаторах, где количество октав нечетное, в середине будет «Первая октава». Также и на 7-ми октавном синтезаторе. А чтобы узнать, как называются остальные октавы — смотрите по рисунку (рис. 1).
Бывает, что первая октава не всегда находится в центре, потому что производители могут ее расположить по своему предпочтению (но октавы все равно останутся в том же порядке). Как тогда определить первую октаву? Можно на слух…
Как определить «Первую октаву» на слух?
Первая октава — это удобная октава для спокойного женского голоса. Когда Вы возьмете, например, До первой октавы, у Вас должны возникать ассоциации, как будто Вы разговариваете с женщиной спокойным голосом. Если у вас не возникает такое ощущение — нота До слишком в басах, значит, это не первая октава, а малая.
Я приготовил Вам видео, где Вы услышите, как звучит первая октава. И если Вы не сможете отыскать на своем синтезаторе первую октаву, то Вы вседа можете обратиться к этому видео. Я лично в интернете так и не нашел, где показывают, как именно звучит первая октава. Показывают только, как ее определить на пианино. Но а если у нас нестандартный синтезатор или миди-клавиатура? Тогда смотрим, а, главное, слушаем видео:
Звучание «Первой октавы»:
Как звучит первая октава
Но на синтезаторе же можно переключать октавы? Да, если Вы их переключаете, то они все как бы сдвигаются или влево, или вправо, смотря куда Вы их переключили. Но сдвигается звучание, сами-то клавиши остаются на месте. Поэтому лучше, если Вы запомните звучание хотя бы первой октавы, а остальные Вы уже найдете, ориентируясь на первую.
Заключение
Вот мы и рассмотрели с Вами октавы на пианино и на синтезаторе. Переходим на следующий урок, где научимся читать ноты!
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Всего на клавиатуре фортепиано есть 88 клавиш, среди которых 52 штуки белых, остальные 36 – черные. Белые клавиши расположены все подряд без каких-либо особенностей, а черные – группами по две или по три. Посмотрите на картинку:
На белых клавишах регулярно повторяются семь одних и тех же нот: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Каждое такое повторение от одной ноты ДО до следующей ноты ДО называется ОКТАВОЙ. Любая нота ДО находится перед группой из двух черных клавиш, то есть слева от них, как бы «под горкой». Рядом с клавишей ДО на пианино находится клавиша РЕ и так далее все клавиши пианино располагаются по порядку. Смотрим на картинку:
Итак, вот что мы выяснили:
- Нота ДО всегда находится слева от двух черных клавиш.
- Нота РЕ расположена на пианино между двумя черными клавишами.
- Нота МИ занимает положение справа от группы из двух черных клавиш.
- Нота ФА находится слева от группы из трех черных клавиш.
- Ноты СОЛЬ и ЛЯ находятся внутри группы из трех черных клавиш.
- Нота СИ соседствует с нотой ДО и находится справа от группы из трех черных клавиш.
Какие бывают октавы на фортепиано?
Мы выше уже сказали, что каждое повторение набора всех семи звуков называется октавой. Октавную систему можно сравнить с многоэтажным домом. Те же самые ступеньки музыкальной лестницы (ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ) повторяются каждый раз на новой высоте, как будто бы постепенно повышается этаж расположения лесенки.
Октавы имеют свои названия, они очень простые. Средние и высокие звуки находятся в октавах, которые называются: ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ. Первая октава обычно находится в середине инструмента, в середине диапазона. Вторая, третья, четвертая октавы находятся выше, то есть с правой стороны по отношению к первой октаве. Пятая октава считается неполной, так как в ней всего лишь один звук – одна только нота ДО без продолжения.
Про ноты, находящиеся в разных октавах так и говорят: до первой октавы, до второй октавы, до третьей октавы и т.д., соль первой октавы, соль третьей октавы, соль четвертой октавы и т.д.
Низкие, басовые звуки занимают левую сторону клавиатуры фортепиано. Они располагаются в октавах, которые называются: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА, СУБКОНТРОКТАВА. Малая октава находится ближе всех к первой, непосредственно слева от нее. Ниже, то есть левее, на пианино – клавиши большой октавы, далее – контроктавы. Субконтроктава является неполной, в ней две белые клавиши – ля и си.
Для чего нужны черные клавиши?
С белыми клавишами пианино мы немного разобрались – на них в разных октавах располагаются основные ноты ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А для чего же тогда нужны черные клавиши на фортепиано? Разве только для ориентировки по ним? Оказывается, нет. Дело в том, что в музыке есть ноты (ступени) основные, их семь, а кроме них есть ступени производные, которые получаются при повышении или понижении основных. Повышение ступени обозначается словом ДИЕЗ, а понижение – словом БЕМОЛЬ.
В нотах для обозначения диезов и бемолей применяются специальные знаки. Диез по начертанию представляет собой небольшую решетку (совсем такая решетка как на клавиатуре вашего телефона), которая ставится перед нотой. Бемоль (с французского – мягкая «бэ») напоминает русский мягкий знак, только более заостренный к низу или латинскую букву b, этот знак также как и диез ставится перед нотой (заранее).
ВАЖНО! Диез и бемоль повышает или понижает, то есть изменяет ноту на ПОЛУТОН. Полутон – много это или мало? Полутоном на фортепианной клавиатуре считаемся наименьшее расстояние между двумя клавишами. То есть, если играть все клавиши фортепиано подряд, не пропуская белые и черные, то между двумя соседними клавишами будет расстояние в полутон.
И если нам нужно сыграть какой-нибудь диез, то мы просто берем клавишу на полутон выше, то есть не обычную белую ДО, РЕ или МИ, а следующую за ним черную (или белую, в случае когда черной рядом не имеется). Давайте посмотрим примеры:
Так получилось, что две ноты – ми-диез и си-диез совпадают с другими клавишами. МИ-ДИЕЗ совпадает с клавишей ФА, а СИ-ДИЕЗ – с клавишей ДО. Для этих диезов не нашлось отдельных черных клавиш, поэтому их «выручили» соседние белые. Тут нечему удивляться, в музыке часто такое бывает. Это интересное свойство, когда звуки совершенно одинаково звучат, но по-разному называются, имеет имя ЭНГАРМОНИЗМ (ЭНГАРМОНИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО).
Если нам нужно взять на фортепиано какой-нибудь бемоль, то нужно наоборот играть клавишу на полутон ниже, то есть левее, ту клавишу, которая идет перед основной. И здесь тоже будут случаи энгармонического равенства: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с клавишей СИ. Давайте посмотрим теперь все остальные бемоли:
Таким образом, черные клавиши на клавиатуре пианино выполняют очень интересную двойную функцию: для одних нот они являются диезами, а для других – бемолями. Если вы хорошо усвоили сегодняшний урок, то вы без труда эти совпадения клавиш можете назвать. Если вы занимаетесь с ребенком, то попросите его об этом обязательно, чтобы эта мысль в его голове лучше отложилась. Кстати, если вы собираетесь разучить с ребенком написание нот, то в помощь вам у нас есть неплохое пособие – Как выучить ноты с ребенком? Милости просим вас на эту страничку!
Дорогие друзья! Помог ли вам как-то этот материал? Какие вопросы у вас остались неразрешенными? Что еще вам хотелось бы узнать от нас о мире музыки? Напишите свои мысли и пожелания в комментариях. Ни одно ваше сообщение не останется без внимания.
В данной статье мы будем знакомиться с клавиатурой пианино и других клавишных музыкальных инструментов. Вы узнаете о том, как называются клавиши фортепиано, что такое октава и как сыграть диез или бемоль.
Как известно, число клавиш на пианино – 88 (52 белых и 36 чёрных), и они расположены в определённом порядке. Прежде всего, сказанное относится к чёрным клавишам: они расположены по принципу чередования – две, три, две, три, две, три и т.д. Почему именно так? – для удобства игры и для простоты навигации (ориентирования). Это первый принцип. Второй принцип – при движении по клавиатуре слева направо возрастает высота звука, то есть в левой половине клавиатуры находятся звуки низкие, в правой половине – высокие. Когда мы перебираем клавиши подряд – мы как бы поднимаемся по ступенькам от низких звучностей во всё более высокий регистр.
Белые клавиши фортепиано называются также как и 7 основных нот – до ре ми фа соль ля си. Этот «набор» клавиш повторяется по всей клавиатуре несколько раз, каждое его повторение называется октавой. Другими словами, октава – это расстояние от одной ноты «до» до следующей (можно откладывать октаву как вверх, так и вниз). Все остальные клавиши (ре ми фа соль ля си) между двумя до входят в данную октаву, помещаются внутри неё.
Где находится нота до?
Вы уже поняли, что нота до на клавиатуре не единственная. Помните про то, что чёрные клавиши располагаются группами по две и три? Так вот, любая нота до примыкает к группе из двух чёрных клавиш, и находится слева от них (то есть как бы впереди них).
Ну и вот посчитайте, сколько нот до на клавиатуре вашего инструмента? Если вы за пианино – то их аж восемь штук, если за синтезатором, то будет поменьше. Все они принадлежат разным октавам, в этом мы сейчас разберёмся. Но сначала, смотрите – теперь вы знаете, как сыграть и все остальные ноты:
Можете сами придумать для себя какие-нибудь удобные ориентиры. Ну, например, типа таких: нота фа слева от трёх черных клавиш, или нота ре между двумя чёрными клавишами и т.п. А мы перейдём к октавам. Теперь сосчитаем их. Полная октава должна содержать все семь основных звуков. Таких октав на фортепиано семь. На краешках клавиатуры у нас нот в «набор» не хватает: снизу есть только ля и си, а сверху и вовсе одна нота – до. Эти октавы неполные, тем не менее, они будут иметь собственные названия, поэтому и эти кусочки мы будем считать отдельными октавами. Итого у нас получилось 7 полных октав и 2 октавы «огрызочные».
Названия октав
Теперь о том, как называются октавы. Называются они очень просто. В центре (на пианино обычно прямо напротив названия) находится первая октава, выше неё будут вторая, третья, четвёртая и пятая (одна нота до в ней, помните, да?). Теперь от первой октавы движемся вниз: слева от первой находится малая октава, дальше большая, контроктава и субконтроктава (это в которой белые клавиши ля и си).
Смотрим ещё разок и запоминаем:
Итак, октавы у нас повторяют один и тот же набор звуков, только на разной высоте. Естественно, все это отражается в нотной записи. Вот, к примеру, сравните, как записываются ноты первой октавы и, как записываются ноты в басовом ключе для малой октавы:
Наверное, давно уже назрел вопрос: а для чего вообще нужны чёрные клавиши, не для одной ведь навигации? Разумеется. На чёрных клавишах тоже играют, и нажимают их нисколько не реже, чем белые. Так в чём же дело? Дело вот в чём: кроме основных ступеней-нот (это те, что мы только что играли на белых клавишах), есть ещё и производные – они то и располагаются в основном на чёрных клавишах. Черные клавиши фортепиано называются точно так же, как и белые, только к названию добавляется одно из двух слов – диез или бемоль (например, до-диез или соль-бемоль). Сейчас разберёмся, что такое диез и что такое бемоль.
Как играть диезы и бемоли?
Рассмотрим все клавиши, которые входят в любую октаву: если посчитать вместе черные и белые, то, оказывается, что их в сумме выходит 12 (7 белых + 5 чёрных). Получается, что октава разделена на 12 частей (12 равных ступенек), и каждая клавиша в данном случае – одна часть (одна ступенька). Вот, расстояние от одной клавиши до самой близкой соседней – это полутон (неважно, куда откладывать полутон: вверх или вниз, между двумя белыми или между чёрной и белой клавишей). Итак, октава состоит из 12 полутонов.
Диез – это повышение основной ступени на полутон, то есть, если нам нужно сыграть, скажем, ноту до-диез, то мы нажимаем не клавишу «до», а ту ноту, которая на полутон выше. До-диез – соседняя чёрная клавиша (справа от клавиши «до»).
Бемоль имеет обратное действие. Бемоль – это понижение основной ступени на полутон. Если нам нужно сыграть, к примеру, си-бемоль, то мы играем не белую «си», а нажимаем соседнюю чёрную клавишу, которая ниже этой «си» (слева от клавиши «си»).
Теперь понятно, что каждая чёрная клавиша – это или диез или бемоль какой-нибудь из соседних «белых» нот. Но не всегда диез или бемоль занимает именно чёрную клавишу. Например, между такими белыми клавишами, как ми и фа, или си и до, нет чёрных. И как тогда играть до-бемоль или ми-диез?
Очень просто – все по тому же правилу: диез на полтона выше, бемоль на полтона ниже. Напоминаю, что полутон – это кратчайшее расстояние между любыми двумя соседними клавишами. Значит, для того чтобы сыграть до-бемоль, спускаемся на полтона – получаем, что до-бемоль совпадает по высоте с нотой си. Аналогично, нужно играть ми-диез – поднимаемся на полутон: ми-диез совпадает с клавишей фа. Звуки, которые одинаковы по высоте, но по-разному записываются, называются энгармоническими (энгармонически равными).
Ну, вот и всё! Я думаю, всё понятно. Мне осталось добавить по поводу того, как диез и бемоль обозначают в нотах. Для этого используют специальные значки, которые записываются перед той нотой, которую нужно изменить.
Небольшое заключение
Мы с вами в данной статье разобрались в том, как называются клавиши фортепиано, какие ноты соответствуют каждой клавише и как легко ориентироваться на клавиатуре. Также мы выяснили, что такое октава и узнали, названия всех октав на фортепиано. Ещё вы теперь знаете, что такое диез и бемоль, и как найти диезы и бемоли на клавитуре.
Клавиатура фортепиано – универсальна. Многие другие музыкальные инструменты оснащены клавиатурами подобного типа. Это не только рояль и пианино, но аккордеон, клавесин, орган, челеста, клавишные гусли, синтезатор и т.д. По образцу такой клавиатуры расположены пластинки на ударных инструментах – ксилофоне, маримбе, вибрафоне.
Если вы интересуетесь внутренним устройством фортепиано, если вам любопытно узнать, как и откуда берётся звук у этого дивного инструмента, то рекомендую ознакомиться со статьей «Устройство пианино». До встречи! Оставляйте свои комментарии внизу, нажимайте «Мне нравится», чтобы поделиться найденным материалом с друзьями и единомышленниками в контакте, моём мире и фейсбуке.
Вверх
Занятия музыкой дома или с хорошим преподавателем не только развивают
слух, но и расширяют словарный запас. Ваш вокабуляр пополнится новыми терминами, один из которых – октава. Также вы
узнаете, какие октавы бывают на пианино и как они расположены.
Что такое октава на пианино?
В музыкальных словарях вы найдёте такой ответ: «Восьмая ступень гаммы или интервал между ближайшими одноимёнными
звуками разной степени высоты». А теперь рассмотрим подробнее на наглядном примере.
Подойдите к фортепиано – перед вами чёрно-белая дорожка из 88 клавиш. Она делится на отдельные отрезки – это и есть
октавы. Хотите узнать, как они считаются и с какой октавы начинается отсчёт? Первая октава на пианино начинается
посередине клавиатуры (поэтому её ещё называют средняя октава звукоряда), вам нужно нажать белую клавишу «до»,
располагающуюся прямо перед двумя маленькими чёрными – с неё начинаются все октавы. Нажмите и послушайте, как звучит
«до» первой октавы – низко, мягко, слегка приглушённо. Пробегаем все клавиши до следующей одноимённой, там,где
находится ближайшая нота «до», начинается вторая октава. В её пределах тоны и полутоны будут звучать чуть выше, в
чём вы можете сами убедиться, сыграв все ноты от «до» до «си». Далее идёт следующее стартовое «до» и открывается
третья октава, звучание нот которой ещё выше и нежнее. Затем до конца клавишного «пути» остаются ещё две октавы –
четвёртая и пятая. Они «поют» всё тоньше, оставив за последними клавишами «летящие» хрустальные звуки.
Стоимость уроков на клавишных. Записывайтесь!
Какие бывают октавы на фортепиано?
Мы уже рассказали вам и ученикам нашей школы музыки, как считать интервалы – с
середины клавиатуры, продвигаясь от центра направо. Легко запомнить названия по порядку, так как используется
простая нумерация от 1 до 5. А теперь попробуем двигаться от центрального «до» первой октавы в другую сторону –
налево. Перед вами малая октава на фортепиано, она является ближайшим «соседом» первой, однако здесь звучание на
порядок ниже – её ноты подходят для голоса типа «бас-баритон».
Левее малой располагаются большая октава и контроктава, ноты которых исполняются ещё более мощно – среди голосов им
соответствует бас. Как называется самая низкая октава? Это субконтроктава, самая «басовая», нижняя — с неё и
начинается клавишная раскладка.
Как правильно играть октавы?
В фортепианной игре пальцы нумеруются числами от одного до пяти. Так, 1-ый палец — большой, 2-ой — указательный,
3-ий — средний, 4-ый — безымянный, и 5-ый — мизинец.
Одиночные октавы чаще берутся сочетанием первого и пятого пальцев. Если музыканту надо сыграть сразу несколько октав
подряд, в аппликатуру лучше внести изменения. Октавы на белых клавишах исполняйте по-прежнему с пятым пальцем, а на
чёрных – старайтесь задействовать четвертый.
Вам предстоит научиться брать как октавы-миноры, так и мажорные октавы. Первые исполняются нежно и грустно, вторые –
ярко и жизнерадостно. Разницу в звучании определяют музыкальные интервалы — тоны и полутоны, вернее, их соотношение.
Если полутон – это расстояние между ближайшими клавишами (чёрными и белыми), то тон – интервал через одну клавишу.
Например, сочетание ноты «до» и ближайшей черной именуется полутоном. А последовательность нот «до» и «ре»,
разделённых тёмной клавишей – это уже тон.
Схема для минора следующая: Тон — Полутон — Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон. В мажоре раскладка другая: Тон — Тон —
Полутон — Тон — Тон — Тон — Полутон. Выучите эти последовательности и попробуйте сыграть гаммы в обеих тональностях.
Это даст возможность прочувствовать музыкальное настроение каждого звукоряда.
Спасибо!
Данные успешно отправлены
Подпишись на мой TELEGRAM
И узнай, как научиться петь во взрослом возрасте!
ПОДПИСАТЬСЯ