Как найти акустическую гитару

Эта статья содержит всё, что, на мой взгляд, нужно иметь в виду при выборе акустической гитары. В статье рассмотрены основные типы акустических гитар, даны рекомендации по стоимости, брендам и конкретным моделям, а также подробно описано, чем руководствоваться и на что обращать внимание при выборе инструмента. В конце статьи для удобства приведён контрольный список, обобщающий основные шаги выбора.

Нужно сразу сказать, что речь в статье идёт о выборе вестерн-гитары. Я не считаю себя специалистом по классическим гитарам, хотя многие изложенные соображения справедливы и для них. Если вы выбираете классическую гитару, ознакомьтесь с этой статьёй, но не ограничивайтесь ей — найдите специализированные ресурсы или попросите совета у классического гитариста. Если вы не знаете, чем различаются классические и вестерн-гитары, читайте дальше.

Оглавление

  • Типы акустических гитар
  • Электроакустические гитары
  • Стоимость, бренды и рекомендации
  • Где покупать
  • Главный критерий выбора
  • Колки
  • Повреждения
  • Состояние и обработка ладов
  • Высота струн над грифом
  • Деформации грифа
  • Ширина грифа относительно струн
  • Дребезг струн о лады
  • Мензура
  • Толщина струн
  • Доработка (доводка) инструмента
  • Породы древесины. Цельное дерево и фанера
  • Выбор гитары для занятий с преподавателем
  • Контрольный список

Типы акустических гитар

Из многообразия акустических гитар следует выделить два наиболее распространённых типа.

Первый тип — классическая гитара, которую также называют испанской гитарой. На такие гитары ставят струны, изготовленные из синтетических полимеров, чаще всего из нейлона. При традиционном способе игры классическую гитару кладут на левую ногу, которую, в свою очередь, ставят на специальную подставку, а для извлечения звука используют преимущественно пальцы.

Второй тип — акустическая гитара с металлическими струнами, которую также называют эстрадной гитарой, вестерн-гитарой или просто вестерном. Часто, говоря «акустическая гитара», имеют в виду именно вестерн-гитару, что вносит некоторую путаницу в терминологию. Вестерн-гитару обычно кладут на правую ногу, а звук извлекают как пальцами, так и медиатором — специальным приспособлением, которое чаще всего представляет собой небольшую пластиковую пластинку.

В устройстве классических и вестерн-гитар есть существенные различия. К примеру, по-разному закрепляются струны. Корпус вестерн-гитары обычно больше корпуса классической гитары, зато гриф более узкий — струны на нём расположены ближе друг к другу. На корпусе вестерн-гитаре обычно наклеена специальная накладка, защищающая его от повреждения медиатором, а внутри грифа находится анкер — металлический стержень, который компенсирует силы натяжения струн и позволяет регулировать изгиб грифа.

Я рекомендую приобретать классическую гитару только в том случае, если вы желаете играть преимущественно классическую музыку или музыку специфичных жанров, подразумевающих использование именно классической гитары. К таким жанрам относится, например, фламенко. Для всех остальных случаев я рекомендую вестерн-гитару.

Иногда начинающие гитаристы готовы выбрать классическую гитару только потому, что её нейлоновые струны мягче, чем металлические струны вестерна. Действительно, металлические струны могут в первое время вызывать при игре боль в подушечках пальцев, однако не стоит делать из этого проблему. Во-первых, при регулярных занятиях через некоторое время кожа на подушечках пальцев затвердевает, и неприятные ощущения прекращаются. Во-вторых, установленные производителем металлические струны можно заменить на более тонкие, которые будет легче прижимать к грифу.

В большинстве случаев металлические и нейлоновые струны не являются взаимозаменяемыми, то есть на классическую гитару ставят именно нейлоновые, а на вестерн — именно металлические струны. Более того, натянутые металлические струны больше нагружают гитару, чем нейлоновые. Классическая гитара на такие нагрузки не рассчитана, и установка металлических струн может привести к её поломке.

Электроакустические гитары

Электроакустические гитары отличаются от обычных акустических гитар наличием звукоснимателя, благодаря которому их можно подключать к усиливающей или записывающей аппаратуре с помощью стандартного гитарного кабеля. Неподключенная электроакустическая гитара звучит точно так же, как обычная акустическая. Электроакустической может быть и классическая, и вестерн-гитара.

Есть три вещи, которые нужно помнить об электроакустических гитарах.

Во-первых, путём установки звукоснимателя можно превратить любую обычную акустическую гитару в полноценную электроакустическую. Эту работу лучше всего доверить квалифицированному гитарному мастеру.

Во-вторых, в электроакустические гитары обычно ставят пьезоэлектрические звукосниматели, которые очень практичны, однако выдаваемый ими звук заметно отличается от естественного тембра инструмента. В условиях живого выступления, а также в ряде других случаев этот недостаток с лихвой компенсируется удобством использования, поэтому электроакустические гитары очень широко применяются на сцене.

Однако для точной передачи звука акустической гитары пьезоэлектрические звукосниматели не годятся. Вместо них для высококачественной записи и в студийных, и в домашних условиях применяют внешние конденсаторные микрофоны, причём наличие встроенного в гитару звукоснимателя в этом случае не имеет значения. Конденсаторные микрофоны, кстати, позволяют качественно записывать не только гитару, но и голос, а также другие музыкальные инструменты и многие звуки окружающего мира.

В-третьих, в электроакустические гитары часто встраивают электронные тюнеры, помогающие настроить гитару, однако в этих тюнерах обычно отсутствует большая и наглядная шкала со стрелкой, что делает их неудобными. Отдельный качественный и удобный гитарный тюнер можно купить за относительно небольшие деньги, а можно сделать из смартфона, установив одно из множества существующих приложений-тюнеров, среди которых есть бесплатные. Таким образом, встроенный тюнер является приятным дополнением, но ориентироваться на его наличие при выборе гитары не следует.

Стоимость, бренды и рекомендации

Есть мнение, что начинающему гитаристу следует ориентироваться на гитары стоимостью $300—$500, и лично я с этим мнением согласен. Среди более дешёвых инструментов часто попадаются откровенно плохие, на которых неприятно играть и которые в худшем случае могут вообще уничтожить интерес к гитаре.

Напротив, на хорошей гитаре красиво звучат даже самые простые вещи. Хороший инструмент приятнее брать в руки, и вы будете проводить с ним больше времени, следовательно, будете развиваться быстрее.

При выборе из указанного ценового диапазона обратите внимание на гитары Crafter, Takamine, Yamaha, Sigma, Fender и Taylor, так как многие из них демонстрируют отличное соотношение цена/качество. Это, впрочем, не означает, что гитары других производителей следует игнорировать. Моя любимая модель — Crafter D6/N. Среди гитар похожей стоимости, которые нравятся лично мне, также находятся Yamaha FG730S и некоторые модели гитар Sigma.

Если вы не желаете тратить на инструмент $300, не расстраивайтесь — неплохие гитары попадаются и среди недорогих. К примеру, недавно я играл на гитаре Colombo LF-3800, которая стоит менее $100 и при этом вполне подходит для начинающего гитариста.

Где покупать

Я рекомендую выбирать гитару в большом музыкальном магазине. Во-первых, там обычно представлен широкий ассортимент инструментов. Во-вторых, продавцы-консультанты в таких магазинах часто обладают обширным опытом и смогут помочь вам с выбором.

Покупка музыкального инструмента вслепую очень рискованна, поэтому перед покупкой гитару нужно подержать в руках и послушать собственными ушами. Покупать гитару вслепую можно только в том случае, если ваш опыт позволяет уверенно оценить все связанные с этим риски.

Главный критерий выбора

Самый главный критерий выбора таков: гитара должна понравиться лично вам. Вам должен нравиться её внешний вид, вам должно быть приятно держать её в руках, и, самое главное, вам должен нравиться её звук. Помните, что о вкусах не спорят, а восприятие музыки и звука во многом определяется как раз индивидуальными предпочтениями.

Для полноценного раскрытия звука гитары требуется некоторый опыт игры. Если ваш опыт небольшой или вовсе отсутствует, найдите среди своих знакомых более опытного гитариста и попросите о помощи. Гитаристы часто встречаются и среди сотрудников музыкальных магазинов — не стесняйтесь просить их продемонстрировать звук инструмента.

При просмотре обзорных роликов на YouTube, посвящённых акустическим гитарам, имейте в виду, что они дают лишь частичное представление о звуке инструментов, на которое крайне нежелательно опираться при выборе, и не дают совершенно никакого представления о том, понравится ли лично вам на этих гитарах играть.

Не покупайте гитару, которая нравится не вам, а кому-то другому. Не покупайте гитару только за известность её производителя.

Представьте, что инструменты соревнуются за то, чтобы стать вашим близким другом. Выбирайте тот, который вас больше всего заинтересует, который действительно вызывает у вас личную симпатию!

Когда вы найдёте инструмент, который вам нравится, нужно внимательно проверить качество его изготовления и настройки некоторых параметров, которые влияют на удобство игры. Некоторые из этих параметров зависят от натяжения струн, поэтому перед проверкой настройте гитару с помощью тюнера. Ниже описано, на что именно следует обращать внимание.

Колки

Колки должны вращаться плавно и бесшумно, для их поворота не должно требоваться чрезмерных усилий.

Проверить работу колков можно при настройке гитары. Если гитара уже настроена, вы можете ослабить каждую струну, провернув соответствующий колок на четверть оборота, а затем вернуть её натяжение к прежнему уровню, пользуясь для контроля тюнером или собственным слухом.

Особенно важно проверять колки на бывших в использовании гитарах. При необходимости колки можно заменить.

Повреждения

Внимательно осмотрите гитару на предмет наличия повреждений. На новом инструменте их быть не должно, но бывшие в употреблении гитары обычно имеют следы использования. Трещины в слое лака, потёртости и царапины, как правило, не опасны, а вот трещины в дереве могут быстро привести к выходу инструмента из строя.

Состояние и обработка ладов

При игре на гитаре рука часто перемещается по грифу, и концы ладов (металлических полосок на грифе) должны быть обработаны таким образом, чтобы исключить её повреждение. На некоторых гитарах лады обработаны недостаточно хорошо и при игре могут поранить руку.

Для проверки качества обработки ладов возьмите гитару примерно так, как её обычно держат при игре. Обхватите рукой гриф с тыльной стороны так, чтобы пальцы своей внутренней поверхностью касались боковых сторон грифа, на которые выходят концы ладов. При этом большой палец будет касаться одной стороны грифа, а остальные пальцы — другой. Касайтесь грифа, но не сжимайте его — пусть кисть будет расслаблена. Быстро поводите рукой вдоль грифа. Если у вас не возникает неприятных ощущений, а рука не цепляется о лады — всё в порядке.

При покупке бывшего в использовании инструмента обратите внимание на степень износа ладов. Новые лады гладкие и имеют округлый профиль. Со временем струны стачивают лады так, что они либо становятся более плоскими, либо в них появляются канавки прямо под струной. Это может привести к проблемам при игре. Изношенные лады можно отшлифовать или заменить.

Высота струн над грифом

От высоты струн над грифом во многом зависит удобство игры.

Считается, что для вестерн-гитары с металлическими струнами зазор между 12-м ладом (лады нумеруются от колков) и первой, самой тонкой, струной должен составлять около 2 мм, а зазор между тем же ладом и шестой, самой толстой, струной — около 2,4–3 мм. Меньшие значения могут привести к дребезгу струн о лады при игре, а большие — к тому, что будет физически трудно прижимать струны к ладам.

В случае классической гитары с нейлоновыми струнами зазоры для комфортной игры должны быть другими. Как я уже говорил, я не считаю себя специалистом по классическим гитарам, поэтому не буду советовать никаких конкретных значений.

При необходимости высота струн может быть настроена гитарным мастером.

Деформации грифа

Деформации грифа могут приводить к разнообразным проблемам при игре. Один из распространённых способов проверить геометрию грифа заключается в следующем.

Возьмите гитару так, чтобы струны были параллельны полу и находились сверху. Поверните гитару корпусом к себе, а грифом от себя. Поднимите гитару к уровню глаз. Закрыв один глаз, посмотрите вдоль грифа, как будто целясь из винтовки.

Внимательно рассмотрите гриф, особенно его края. Хорошо сделанный и правильно настроенный гриф либо прямой, либо еле заметно выгнут в сторону от струн, напоминая при этом лук с натянутой тетивой, вместо которой выступают струны, с той разницей, что лук обычно изогнут гораздо сильнее. Во всех остальных отношениях гриф не должен иметь искривлений, перекосов, скручиваний или других деформаций. Упомянутый прогиб грифа несложно отрегулировать с помощью анкера, но устранение других деформаций может оказаться трудоёмким и дорогостоящим.

Ширина грифа относительно струн

Крайние струны не должны выходить за пределы грифа на всём его протяжении, иначе эти струны не получится прижать к ладам. Если такой недостаток имеется, он будет особенно хорошо заметен на том конце грифа, который ближе к корпусу гитары.

Дребезг струн о лады

Иногда струны при звучании задевают лады, издавая характерный дребезг. Для выявления этой проблемы нужно отдельно проверить звучание каждой струны на каждом ладу, а также в открытом состоянии, то есть когда струна не прижата к грифу. При умеренной интенсивности звукоизвлечения дребезга быть не должно. На грифе акустической гитары обычно около двадцати ладов, следовательно, в общей сложности нужно прослушать более сотни звуков, но на практике это занимает совсем немного времени.

При особо интенсивной игре дребезг часто неизбежен. Иногда он даже используется намеренно в качестве художественного приёма.

Если дребезг присутствует даже при игре с умеренной громкостью, то это, как правило, означает, что гитара требует дополнительных манипуляций, например, шлифовки ладов или увеличения высоты струн над грифом.

К дребезгу могут приводить не только проблемы с гитарой, но и неправильное прижатие струн к ладам. Если у вас нет опыта игры — попросите кого-нибудь о помощи.

Иногда дребезжат разболтанные колки или другие части гитары, и эти звуки можно спутать с дребезгом струн.

Мензура

Мензурой называют длину звучащей части струны. Эта длина регулируется для каждой струны отдельно и влияет на то, насколько точный по высоте звук издаёт струна, прижатая к грифу.

Неправильно отрегулированная мензура приводит к тому, что струны настроенной гитары, издающие в открытом состоянии точные по высоте звуки, при игре, будучи прижатыми к грифу, издают неточные (фальшивые) звуки, причём степень этой неточности тем больше, чем ближе лады к корпусу гитары.

Мензуру электрогитары несложно отрегулировать самостоятельно, но настройка мензуры акустической гитары связана с механической модификацией струнодержателя и должна выполняться квалифицированным мастером, поэтому при выборе акустической гитары проверка отстройки мензуры имеет особое значение.

Проверка мензуры тем способом, которым обычно пользуюсь я, требует некоторого опыта игры, в том числе умения играть аккорды с баррэ и извлекать натуральные флажолеты. Если такого опыта у вас нет, попросите о помощи знакомого гитариста или сотрудника магазина.

При точно отстроенной мензуре высота звука струны, прижатой на 12-м ладу, совпадает с высотой звука натурального флажолета на том же ладу. Поэтому суть проверки такова: на каждой струне нужно последовательно сыграть эти два звука и сравнить их высоты с помощью тюнера — они должны совпадать.

Сравнивать высоты звуков на слух следует, только если вы можете с уверенностью на него положиться. Такую уверенность можно получить, пожалуй, только в результате длительных занятий музыкой.

Усилие, с которым струна прижимается к 12-му ладу, не должно быть чрезмерным, иначе звук струны может стать выше, и проверка мензуры даст ложный результат.

После такой отдельной проверки каждой струны я обычно играю несколько аккордов с баррэ на 5–10-м ладах — они не должны звучать фальшиво.

Старые или некачественные струны могут плохо строить на разных ладах даже при правильно отстроенной мензуре, и в таких случаях проверять её без предварительной замены струн бессмысленно. Об этом важно помнить при покупке гитары с рук. В музыкальных магазинах гитар с плохими струнами лично мне никогда не попадалось.

Толщина струн

Если в выбранной гитаре вам нравится всё, кроме слишком жёстких струн — не переживайте. Струны несложно менять, и делать это время от времени придётся в любом случае, поэтому вместе с гитарой можно приобрести более тонкие струны и сразу же их установить.

Нужно иметь в виду, что натянутые струны оказывают на инструмент нагрузку, которая приводит к небольшим его деформациям. Эти деформации различны для струн разной толщины. Обычно эти различия несущественны, но иногда установка струн другой толщины приводит к возникновению проблем, которых до этого не было. Например, может появиться ранее отсутствовавший дребезг струн о лады. Если вы решите сразу же менять струны, попытайтесь договориться с продавцом о том, чтобы сделать это на месте, в его присутствии. Тогда в случае, если после замены струн возникнут проблемы, у вас будет возможность выбрать другую гитару, потребовать доводки инструмента (см. ниже) или вообще отказаться от покупки.

Доработка (доводка) инструмента

Некоторые гитары требуют доработки гитарным мастером, в ходе которой могут быть устранены многие недостатки инструмента, а также выполнена настройка его параметров в соответствии с индивидуальными предпочтениями владельца. Такую доработку ещё называют доводкой. Среди прочего, мастер может скорректировать изгиб грифа, отшлифовать лады, изменить высоту струн и настроить мензуру.

Доводка может потребоваться как бывшему в употреблении, так и новому инструменту, и это, вообще говоря, не является признаком брака. При покупке старайтесь выбрать инструмент, не требующий доводки. Но если вы уже влюбились в какую-то гитару, а у неё есть мелкие недостатки — попробуйте договориться о доводке с продавцом. Музыкальные магазины часто имеют собственные мастерские или сотрудничают с мастерами. В ряде случаев при покупке гитары они выполняют доводку бесплатно.

Породы древесины. Цельное дерево и фанера

Для изготовления гитар используют различные породы древесины, которые по-разному влияют на звук. Описывать здесь эти различия, пожалуй, не имеет смысла. Во-первых, лучше всего услышать их своими ушами. Во-вторых, выбирать гитару с учётом пород дерева, из которого она изготовлена, следует только в том случае, если вы точно знаете, почему вам нужна та или иная порода, а этот вопрос в конечном итоге сводится к личному опыту и предпочтениям. В-третьих, на гитаре из любого дерева желательно поиграть перед покупкой. В-четвёртых, если вы поиграли на гитаре, и она вам понравилась или не понравилась, то не всё ли равно, из чего она сделана? 🙂

У дешёвых гитар корпус обычно изготовлен из фанеры, а у дорогих — из цельного дерева. У гитар средней стоимости из цельного дерева часто изготовлена только верхняя дека (лицевая часть корпуса, над которой проходят струны), оказывающая существенное влияние на звук, а все остальные части корпуса сделаны из фанеры. Именно так изготовлены гитары Crafter D6/N и Yamaha FG730S, о которых я говорил выше.

В описаниях гитар использование цельного дерева обычно акцентируют отдельно. При этом в русскоязычных текстах могут использоваться слова «цельный» или «массив», а в англоязычных — слово «solid», после которого следует название породы дерева. Указание только породы дерева без такого отдельного уточнения обычно означает использование фанеры с верхним слоем из этого дерева. В англоязычных описаниях на использование фанеры также указывает слово «laminate».

Некоторые производители успешно используют синтетические материалы для изготовления гитар. Ярким примером является компания Ovation.

Выбор гитары для занятий с преподавателем

Если вы выбираете гитару для того, чтобы заниматься с преподавателем, посоветуйтесь с ним перед покупкой!

Если вы начинаете учиться с нуля, можете на первое время взять гитару у знакомых при наличии такой возможности. Позанимавшись на ней некоторое время, вы получите дополнительный опыт, который позволит вам более уверенно подойти к выбору собственного инструмента, а также сможете убедиться в серьёзности своих намерений. Бывает, люди покупают дорогие инструменты только для того, чтобы понять, что они не могут выделить время для занятий.

Если вы планируете заниматься со мной, знайте, что при записи на регулярные занятия я при необходимости помогу вам с выбором гитары в Москве. Если будет нужно, мы вместе сходим в музыкальный магазин и выберем инструмент.

Контрольный список

  1. Если ваш опыт игры небольшой или отсутствует, постарайтесь найти среди знакомых более опытного гитариста и попросите его о помощи.
  2. Определитесь, должна ли гитара быть электроакустической.
  3. Выберите из подходящих по стоимости гитар ту, которая вызывает у вас личную симпатию. Вам должны нравиться не только звук инструмента, но и его внешний вид. Кроме этого, гитару должно быть приятно держать в руках.
  4. Настройте гитару, если ещё не сделали этого. Заодно проверьте колки.
  5. Убедитесь в отсутствии серьёзных повреждений.
  6. Проверьте состояние ладов и качество их обработки.
  7. Проверьте высоту струн над грифом.
  8. Убедитесь в отсутствии деформаций грифа.
  9. Убедитесь в том, что крайние струны не выходят за пределы грифа.
  10. Убедитесь в отсутствии дребезга струн о лады.
  11. Проверьте отстройку мензуры.
  12. Помните, что слишком жёсткие струны можно заменить на более тонкие. Попытайтесь договориться с продавцом о том, чтобы сделать это на месте, в его присутствии.
  13. При необходимости доводки попробуйте договориться о ней с продавцом.

Успехов!

Как выбрать акустическую гитару?

Покупка акустической гитары – дело не сиюминутное. Для начала нужно разобраться, какое направление музыки Вы собираетесь исполнять на ней, а также какого уровня Вы уже достигли или собираетесь достичь в игре на этом прекрасном музыкальном инструменте. Чтобы выбрать хорошую модель, которая прослужит не один год, нужно знать, какие характеристики важны при выборе. Полагаться на советы друзей или приятелей музыкантов не стоит, так как во время исполнения произведений важны собственные ощущения, а они, как известно, могут быть субъективными. В сегодняшней статье мы определимся с основными характеристиками акустических гитар, а в конце порекомендуем десять неплохих моделей, приобрести их можно в магазинах наших партнёров.

Тип

Акустические гитары можно разделить на две большие группы: классические и вестерны.

С классическими гитарами всё довольно просто: их конструкция и внешний вид не менялись столетиями. Они имеют достаточно широкий гриф и мягкие нейлоновые струны, что очень удобно на начальном этапе обучения. Корпусы таких гитар довольно узкие, поэтому звук на выходе получается довольно глухим и мягким. Классическая гитара подходит для исполнения переборов и фингерстайл-паттернов, а также для фламенко и другой народной музыки. Для рок-звучания классики недостаточно.

Вестерны имеют огромное количество разновидностей, но при этом их общими чертами являются:

1. широкий массивный корпус;

2. узкий гриф, что упрощает взятие сложных аккордов с баррэ;

3. исключительно металлические струны, которые придают контрастность звучанию на фоне голоса;

4. усиленная конструкция гитары.

Заметим, что у каждого гитарного бренда имеются свои фирменные особенности, технологии изготовления и размеры, которые подгоняются под определённые стандарты.

Поговорим о типах корпусов вестернов.

Дредноут – тип, разработанный компанией Martin. До сих пор остаётся самым популярным среди музыкантов. Дредноуты отличаются массивностью и шириной. Такие гитары имеют свои особенности звучания: они издают глубокий звук с большим количеством низкий частот. Поэтому их идеально использовать в качестве аккомпанемента, для игры в медиаторной технике и исполнения роковых композиций. Некоторые модели предлагают небольшой вырез, который находится в месте прикрепления грифа, таким образом, намного легче играть сольные партии высокой тональности.

Джамбо отличается большими размерами и объёмной округлой нижней частью корпуса, издаёт яркий и звонкий звук, что делает её отличным вариантом для исполнения в стиле кантри.

Парлор – акустическая гитара с уменьшенным размером корпуса в виде восьмёрки. Гитара обладает уникальным звучанием с преобладанием средних и высоких частот. В остальном игра на ней ничем не отличается от игры на стандартной акустической гитаре. Это отличный походный инструмент.

Фолк – напоминает классическую гитару, но с очень узким грифом. Инструмент обладает не слишком мощным звуком, но вполне подойдёт для домашнего использования в кругу друзей.

Укулеле – миниатюрная четырёхструнная гавайская гитара с корпусом в форме ананаса, обладает лёгким звучанием и создана для исполнения несложных композиций.  При игре на ней используются нейлоновые струны.

Гиталеле – мини-акустическая гитара, представляет собой гибрид обычной гитары и укулеле. Шесть струн выполнены на манер классической гитары.

Количество струн

Данный показатель варьируется от типа гитары.

Акустические гитары с 4 струнами – только миниатюрные укулеле. Благодаря особенностям строения грифа научиться играть на такой гитаре не составляет труда.

Подавляющее большинство акустических гитар имеет 6 струн. Их гриф построен по классическому принципу, что позволяет получить разнообразное звучание.

Менее распространённым вариантом являются семиструнные гитары. В них присутствует дополнительная басовая струна, которая придаёт уникальный строй под названием «OpenG». Такое звучание отлично подойдёт для исполнения романсов.

Двенадцатиструнные гитары имеют стандартный строй, при этом гриф оснащён шестью парными рядами струн. Играть на таких гитарах довольно сложно, необходимо прилагать много дополнительных усилий для качественного звукоизвлечения. Поэтому можно смело советовать гитары с 12 струнами профессионалам и исполнителям бардовских песен, именно в них гитара звучит наиболее «сочно».

Мензура

Данный показатель прямо влияет на звучание гитары и ощущения гитариста во время игры. Мензура – часть гитарной струны, которая непосредственно участвует в звукоизвлечении, то есть длина от верхнего до нижнего порожка. Тут работает простое правило, чем мензура больше, тем ниже звучит инструмент. Наоборот, чем мензура меньше, тем выше будет звучание инструмента. Такое явление можно увидеть на примере бас-гитары, её гриф намного длиннее обычных гитар. Мензуру акустической гитары отстроить нельзя, она изначально задана производителем. Для классической гитары данный параметр составляет 650 мм, для акустической – 648 мм (стандарт Fender) или 629 мм (стандарт Gibson). В бывшем СССР выпускались гитары с мензурой длиной 630 мм.

Размер корпуса

Данный параметр напрямую влияет на удобство при игре на гитаре. Он напрямую зависит от роста и размера руки гитариста, а соответственно завязан на возрасте. Конечно, эти характеристики индивидуальны для каждого человека, но в среднем значения для правильного подбора выглядят так:

1. 4/4 – полноразмерная акустическая гитара, предназначена для взрослых пользователей. Длина между крайними точками корпуса и грифа такой гитары составляет 1000 мм, а мензура, как правило, 650 мм. Все остальные размеры являются уменьшенными модификациями.

2. 1/8 – гитара, предназначенная для детей в возрасте от 3 до 6 лет.

3. 1/2 – для детей 6-9 лет.

4. 3/4 – для детей 8-11 лет.

5. 7/8 – для подростков и взрослых с небольшими руками.

Материал верхней деки

Материал акустической гитары оказывает прямое влияние на качество звука. Например, звучание электрогитары складывается не только из характера дерева, но и типа звукоснимателей. Но когда речь идёт об акустике, то дерево правит балом. Верхняя дека является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Именно она является «лицом» инструмента. Для изготовления верхней деки используются лёгкие породы деревьев, которые не утяжеляют инструмент при игре и придают звонкости звучания. Среди самых популярных материалов: разные породы ели, кедр, коа, клён, липа.

Липа обеспечивает выраженное звучание середины и смягчение верхов и низов, что делает такие гитары универсальными для различных исполнителей. При этом данный материал довольно мягкий, а потому стоит обратить внимание на толщину лакового слоя, он должен быть достаточно толстым.

Верхняя дека дорогих моделей изготавливается из: махагони, красного сандала, малайского падука, грецкого ореха. Агатис часто называют бюджетным красным деревом, однако данный сорт относится к семейству сосновых. Сравнение приводится по причине схожего тембра звучания с породами красного дерева, при более низкой стоимости. Данное дерево чаще используется для изготовления электрогитар.

Материал обечайки и задней деки

Материал, из которого изготовлена боковая и задняя стороны корпуса, также влияет на качество звука. Среди распространённых пород используются: палисандр, африканское чёрное дерево (имитация), махагони, клён, грецкий орех, липа.

Махагони, дерево нато, падук придают звучанию гитары мягкий, ровный и сбалансированный звук. Такой материал способствует чёткости звучания, в особенности высоких нот. Гитары подойдут поклонникам сольного исполнения, а также для передачи точного звучания переборов.

Липа обеспечивает выраженное звучание середины и смягчение верхов и низов, что делает такие гитары универсальными для различных исполнителей.

Звучание клёна зависит от сорта древесины. Твёрдые сорта отличаются более звонким чётким звучанием. По причине сложности обработки, такая древесина используется довольно редко.

Как выбрать акустическую гитару?

Гриф и накладка

Практически никак не влияют на звучание. Грифы в большинстве своём изготавливают из красного дерева либо из клёна. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы. На классических гитарах часто можно встретить кедровый гриф с вклеенной полоской эбони (чёрное дерево), которое по своим физическим свойствам очень твёрдое, поэтому из него также принято делать струнодержатели и накладки. Эбони еще и  достаточно дорогое дерево, используют его при создании гитар ручной работы и в элитных моделях именитых брендов.

Комплектация

Чехол/кейс

Долгий срок службы и удобство хранения инструмента обеспечит наличие чехла идущего в комплекте с гитарой. Бюджетные модели могут оснащаться мягкими чехлами с ручками. Такие чехлы плохо защищают от механических воздействий, а также от воздействий пониженных температур, что не особо хорошо сказывается на звучании.  Более дорогие гитары комплектуются жёстким кейсом, с мягкой амортизирующей обивкой на внутренней поверхности. Это позволяет защитить инструмент не только от пыли, но и от механических повреждений, царапин и сколов при хранении и транспортировке.

Как выбрать акустическую гитару?

Выводы

1. В первую очередь оцените свой бюджет. Стоит сказать, что в любом ценовом диапазоне можно найти неплохие модели. Несомненно, чем гитара дороже, тем качественнее звук она может воспроизводить.

2. Дешёвую гитару стоит покупать тогда, когда Вы не совсем уверены, что будете продолжать играть на ней через несколько лет. Конечно, для качественного обучения и получения удовольствия от звука стоит присмотреться к более дорогим моделям. Такая покупка будет служить верой и правдой всю жизнь.

3. Материал непосредственно влияет на качество гитары. Хорошо просушенное дерево будет отлично звучать и держать строй. Более дорогие модели менее притязательны к условиям окружающей среды и переживут негативное воздействие, например, падение.

4. Обращайте внимание на страну изготовления. Если говорить об акустике, то в приоритете инструменты из Японии и США. Классические гитары отличного качества производятся в Испании. Есть и проверенные годами бренды:Perez, Alvaro, Strunal, Ibanez, Yamaha, Takamine.

5. Выбирайте модель только «вживую» в магазине. Проверьте, чтобы гитара комфортно лежала в руках, не вызывала скованности при посадке и играть на ней было удобно.

6. Обратите внимание на внешний вид инструмента: на нём не должно быть сколов, царапин, гриф должен быть идеально ровным.

Топ-10 акустических гитар

 1

Veston KUS 25 Bunny

Особенности:

  • корпус: укулеле
  • количество струн: 4
  • материал верхней деки: шпон липы

 1

Cort AD810 SSB

Особенности:

  • корпус: дредноут, вестерн
  • количество струн: 6
  • мензура: 643 мм
  • колки: chrome
  • материал верхней деки: ель

 1

Yamaha C40

Особенности:

  • корпус: классический
  • количество струн: 6
  • размер инструмента: 4/4
  • мензура: 650 мм
  • колки: chrome
  • материал верхней деки: массив ели

 1

Yamaha FG800

Особенности:

  • корпус: дредноут
  • количество струн: 6
  • размер инструмента: 4/4
  • мензура: 650 мм
  • колки: chrome
  • материал верхней деки: массив ели

 1

Takamine Jasmine S34C

Особенности:

  • корпус: с вырезом, джамбо,
  • количество струн: 6
  • колки: chrome
  • материал верхней деки: массив ели

 1

Yamaha GL1 (черный)

Особенности:

  • корпус: гиталеле
  • количество струн: 6
  • размер инструмента: 1/4
  • мензура: 433 мм
  • колки: chrome
  • материал верхней деки: ель

 1

HORA S1240

Особенности:

  • корпус: классический
  • количество струн: 6
  • мензура: 650 мм
  • материал верхней деки: лайм

 1

Alhambra 1C Black

Особенности:

  • корпус: классический
  • количество струн: 6
  • материал верхней деки: кедр

 1

Sigma OMM-STL+

Особенности:

  • корпус: классический
  • количество струн: 6
  • размер инструмента: 4/4
  • мензура: 645 мм
  • для левшей
  • колки: chrome
  • материал верхней деки: махагони

 1

Yamaha FG720S-12 NAT

Особенности:

  • корпус: дредноут
  • количество струн: 12
  • мензура: 634 мм
  • колки: chrome
  • материал верхней деки: массив ели

На сегодняшний день магазины предлагают огромный выбор гитар на любой вкус и кошелёк, что глаза аж разбегаются. И когда встаёт вопрос о приобретении гитары, многие впадают от такого изобилия в ступор. Так какую же гитару всё-таки выбрать и на что обратить внимание при покупке?

types-c0f.jpg

Для начала давайте определимся с понятием, что же такое акустическая гитара. Чаще всего под словами «акустическая гитара» подразумевается вестерн-гитара с металлическими струнами. Некоторые называют её ещё эстрадной гитарой. Но на самом деле и вестерн-гитара с металлическими струнами, и классическая гитара с нейлоновыми, обе являются акустическими гитарами, из-за чего очень часто возникает путаница и недопонимание в общении между продавцами и покупателями. Поэтому, во избежание оной я рекомендую именовать гитару с металлическими струнами вестерн-гитарой. О том, чем отличаются классическая и вестерн гитара, и какие задачи стоят перед каждым из этих инструментах, вы можете прочесть тут. А тут о том, как выбрать классическую гитару. Здесь же я продолжу тему выбора вестерн-гитары или эстрадной гитары, гитары с металлическими струнами, акустической гитары, как вам будет угодно. Всё нижесказанное относится как к шестиструнным, так и к двенадцатиструнным гитарам.

Прежде, чем приступить к выбору, стоит определиться с целями, задачами и возможностями. Прежде всего, для чего приобретается гитара, и какую сумму вы на него готовы потратить.

В самой нижней ценовой категории акустических гитар (в районе 3000 рублей на конец 2021 года) находятся костровые инструменты. Такие гитары чаще всего покупают в довесок к одноразовому мангалу, отвозят на дачу, и пользуются и тем и другим, пока совсем не развалятся. Сюда попадают инструменты, производящиеся на китайских фабриках для отечественных оптовых сетей по OEM-контракту. Цель – сделать максимально дёшево, и чтобы было похоже на гитару. Китайцам даже не позволяла совесть продавать такие инструменты на Aliexpress, пока этот маркетплейс был ещё китайским и не принадлежал Mail Ru.

firewood-e7b.jpg

На самом деле, эти гитары не настолько ужасны, как вы можете подумать, прочитав абзац выше. Советские гитары, на которых выросло ни одно поколение замечательных музыкантов, несравненно хуже. Тем не менее, я бы не рекомендовал покупать такую гитару в подарок ребёнку. Подарок должен быть подарком, вы же не купите своему ребёнку смартфон той же цены, а выберете дороже и лучше. Вообще, такие гитары не стоит покупать начинающим, это суровые инструменты для тех, кто хотя бы немного умеет играть. Для аккомпанемента в весёлой компании, на даче или в походе, такая гитара, если выбрать не первую попавшуюся, вполне сгодится.

Первое, что должно вас волновать при выборе такой гитары – это комфорт и удобство. Если этого нет, то не стоит даже слушать, как она звучит, и уж тем более тратить время на выявление видимых дефектов. Естественно, за эти деньги, инструмент будет сделан не слишком аккуратно, на скорую руку, но всё-таки стоит выбрать ту гитару, гриф которой удобно лежит в руке, а высота струн позволяет прижимать их без усилий. Ведь не зря иностранцы называют высоту струн словом «экшн», тем же самым, что и фильмы в жанре боевик. Если между грифом и струнами помещается мизинец, игра на такой гитаре превратится в настоящий боевик. Обязательно убедитесь, что высота струн комфортна, и есть запас опустить их ещё ниже. Если струны лязгают о лады при сильной атаке, это не страшно, басисты играющие слэпом придумали из этого целый музыкальный стиль под названием фанк. Главное чтобы струны не зудели как мухи или осы.

Если удобство на первом месте, то на втором месте звук. Звук – вещь субъективная, главное чтобы он нравился. Поскольку гитара будет использоваться для аккомпанемента, она должна звучать звонко, и не слишком гулко. Ну а на третьем месте уже эстетика, нравится ли вам гитара внешне, или она настолько страшная, что даже не хочется даже брать её в руки, не говоря уж о том, чтобы прижать к груди.

monster-5f2.jpg

И, наконец, перед покупкой необходимо проверить гитару на явные дефекты. На косметические недочёты вроде непрокрасов, подтёков лака, вкраплений можно закрыть глаза. Главное убедиться в отсутствии настоящих дефектов. Для начала проверьте гитару на отсутствие трещин, как отдельных узлов, так и их соединений. Покачайте гриф, он должен крепко сидеть на месте и не гулять, иначе скрытая трещина верхнего клёца или пятки даст о себе знать, и в один прекрасный момент гитара просто сложится. Надавите на верхнюю деку и прислушайтесь, не издаётся ли подозрительное шуршание, это может быть признаком отклеившихся пружин.

Струнодержатель вестерн-гитар, как правило, не просто приклеивается к верхней деке, но и фиксируется парой саморезов. Их шляпки закрывает пара круглых пластиковых заглушек, таких же, что используются для маркеров грифа. Если их нет, это должно вас насторожить. Есть шанс, что натяжение металлических струн вырвет струнодержатель в самый неподходящий момент, и он отлетит прямо вам в лоб. Убедитесь, что косточка нижнего порожка стоит ровно, без наклона и плотно сидит в пазу. Очень часто при предпродажной подготовки, продавцы подсовывают под косточку спички, чтобы поднять струны и уменьшить дребезг струн об лады кривого грифа. Внимательно осмотрите и накладку грифа в районе соединения с корпусом. На ней не должно быть видимого горба. Прогиб грифа должен быть равномерным, без волн, и без загиба на первых ладах. Убедитесь, что гитара строит и не затыкается хотя бы на первых пяти ладах, идеальную гитару за эти деньги вы всё равно не найдёте, но она должна быть хотя бы пригодна для элементарного дворового аккомпанемента. Покрутите колки, они должны двигаться ровно, без усилий, без рывков и заеданий. Анкерный механизм не стоит даже трогать.

Следующая категория инструментов – бюджетные гитары, на которых вполне можно учиться и музицировать (в районе 5000 рублей на конец 2021 года). Это по-прежнему ноунейм, то есть инструменты, изготовленные по OEM для крупных розничных сетей, как российских, так и зарубежных. Хотя сюда и попадают «фирменные» инструменты дочерних брэндов, именитых компаний. Между ними, и следующим классом инструментов огромная пропасть, и не стоит переплачивать лишних денег. Лучше купить на лишние деньги аксессуаров, например чехол, стойку, и ещё что-нибудь полезное. Как понять, что это ноунейм? Попробуйте найти официальный сайт производителя. Если его нет – то это и есть ноунейм. Даже бюджетные гитары HarleyBentonнемецкой сети Thomann можно по праву считать вполне себе «фирмой», в отличие от тех, кто работает по принципу: «сделайте-ка мне вот эту гитару с моим лейблом», совершенно не вкладываясь в маркетинг, и не контролируя производство. Тем не менее, даже ноунеймовые гитары могут быть вполне неплохими, если оправдывают потраченные на них деньги. Выбор в этой категории очень большой.

cheap-fb1.jpg

Самое первое, на что стоит обращать внимание при выборе гитары этой категории – её внешний вид. Гитара должна радовать глаз эстетически, ведь такие инструменты предназначены главным образом для новичков, которые ещё не знают, что такое хороший звук, и что такое удобство. И звук, и удобство – понятия относительные. Первый зависит не только от самого инструмента, но и от окружающего пространства. Одна и та же гитара может совершенно по-разному звучать в огромном зале и небольшом камерном помещении, в крупном магазине-салоне или небольшом магазинчике. А что касается второго, кто-то со временем приходит к толстым грифам, кто-то к тонким, кому-то нравится гриф пошире, кому-то поуже, но чтобы это понять, нужно время. Единственное, что стоит учесть, человеку небольшой комплекции будет не очень удобно играть сидя на гитаре типа Джамбо, а маленькому ребёнку даже на Дредноуте. Что означают эти названия, и какой формы вообще бывают акустические гитары, опять же можно прочесть в одной из статей, на которые я ссылался выше или дочитав материал до конца.

Выбирая гитару, обратите внимание на то, нравится ли вам или тому, кому вы её покупаете форма корпуса, головы, форма и конструкция бриджа. Нравятся ли маркеры грифа, оформление розетки, цвет инструмента и механики, матовое или глянцевое покрытие корпуса и грифа. Что же касается материалов, в этой категории они значения не имеют, скорее всего, это будет дешёвая фанера, даже если в спецификациях указаны какие-либо породы дерева.

Перед покупкой обязательно проверьте инструмент на выявления дефектов. Проверьте инструмент на отсутствие трещин и косметическое состояние в целом. Проверьте, чтобы гриф имел ровный прогиб, без горба в районе соединения с корпусом и загиба на первых ладах, а также на отсутствия поперечного скручивания, так называемого «винта». Проверьте состояние верхнего клёца и пружин описанным выше способом. Убедитесь, что струны стоят достаточно низко, что их высота над двенадцатым ладом не более 2,5мм позволяет играть без дребезга, и есть запас косточки, если понадобится опустить их ещё ниже. Для этого возьмите с собой кого-нибудь, кто уже умеет сносно играть на гитаре, поскольку новичку на первых порах не всегда удаётся правильно прижимать струны, максимально близко к порожку соответствующего лада, пока пальцы ещё не приобрели необходимую силу и ловкость. Проверьте, чтобы косточка стояла в бридже вертикально без наклона. Убедитесь, что анкерный механизм работает, а колки крутятся ровно, без рывков и заеданий.

Следующая категория, народные гитары – самая массовая. Их можно порекомендовать как новичкам, готовым потратить вдвое большую сумму, чем на бюджетную гитару предыдущей категории (ценник на конец 2021 года начинается в районе 10 000 рублей), так и тем, кто уже достаточно неплохо играет, но не хочет сильно тратиться, а также заморачиваться за уходом. Это уже инструменты не из фанеры, а из ламината, как правило, трёхслойного, либо из композитных материалов вроде HPL. Сюда попадают и электроакустики (гитары со звукоснимателем) и трэвел-гитары (компактные инструменты для путешественников и экспатов. Именно здесь начинаются брэндовые инструменты, то есть производителей с именем, имеющих своих людей на фабриках, контролирующих производство, а также собственная продукция самих производителей. Под производителями подразумеваются такие компании, как Cort, выпускающие гитары под собственным брэнднеймом, Samickс собственным брэндом GregBennett, и другие. Это может быть и франшиза, как например Deviser, когда OEM-производителю предоставлена лицензия на брэнднейм в счёт серьёзного дискаунта на оплату производства HeadwayUniverse. Что же касается брэндовых гитар, это те, названия на голове которых вы видите в клипах популярных зарубежных исполнителей. Каждый брэнд дорожит своей репутацией и отвечает за качество продукции, так что если вдруг у гитар вылезают какие-либо дефекты, это, скорее всего последствия транспортировки (морем или ЖД) или хранения на складе. Склады самых крупных отечественных дистрибьюторов – это огромные неотапливаемые ангары, где зимой всё промерзает, а летом раскаляется. Они то и виноваты в появлении дефектов.

consumer-bee.jpg

Критерии выбора инструмента те же, что и в предыдущей категории, плюс ещё удобство и звук. Я вернусь к ним после того, как представлю ещё одну категорию — крепкие рабочие лошадки.

В эту категорию (на конец 2021 года цена начинается примерно от 30 000 рублей) попадают инструменты, с которыми уже не стыдно показаться на сцене или в студии. Верхняя дека этих инструментов изготавливается из массива, и они действительно звучат, хоть и не так богато, как профессиональные гитары целиком из массива.

Характер звучания гитары формируется множеством факторов: Форма и размеры корпуса, материалы, мензура, геометрия пружин, число открытых ладов и другие нюансы… Большинство вестерн-гитар можно условно отнести к четырём формам и размерам: Дредноут, Фолк, Джамбо и Парлор.

Самый распространённый тип корпуса – это Дредноут, и я полагаю не из-за спроса, а из-за технологичности. Обечайка не имеет таких глубоких изгибов, благодаря чему гораздо проще наладить массовое производство. Эти гитары легко узнать по почти квадратным плечам и широкой талии. Как правило, эти гитары выделяются своими гулкими басами, и хорошо служат в качестве аккомпанирующего вокалу инструмента. Я пишу «как правило» потому что помимо формы и размера корпуса, на звучание коллективно влияют все приведённые выше факторы. Если верхние деки гитар производят из хвойных пород древесины, лёгких и хорошо раскачивающихся, то выбор материала для нижних дек и обечаек гораздо шире. Палисандр звучит глубоко и басовито. Красное дерево ярче, не так полно, но по-прежнему с хорошими басами. Овангол где-то посредине между ними. Клён, коа и ясень звучат ещё ярче, но более поверхностно без глубины. Орех близок к красному дереву, но басы не такие гулкие, более очерченные. Встречаются гитары и целиком из красного дерева, включая верхнюю деку. Они звучат теплее и, чем инструменты с еловыми или кедровыми деками, более «компрессировано» и сдержанно, с меньшей динамикой, впрочем, как и реже встречающиеся гитары с верхней декой из клёна или коа. Те вообще для «пузочёсов», фонового шелестящего подклада в группе. Вернувшись к верхней деке из красного дерева, добавлю что они звучат тише хвойных, как будто очень спокойный бархатистый голос. Они очень хороши как аккомпанирующий инструмент певца недостаточно уверенного в своих вокальных денных. Они не перебивают даже тихий голос, создавая ему красивый фон. Выше я упоминал ещё об инструментах с корпусами из композита, о них я расскажу ниже, когда дело дойдёт до электроакустик.

dreadnought-179.jpg

Размеры дредноутов у разных производителей могут отличаться. Например, у Yamaha корпус чуть шире и чуть короче, что тоже сказывается на звучании. Ещё больше влияет на звучание гриф, точнее то, на каком ладу он соединяется с корпусом, ведь от этого зависит расположение резонаторного отверстия. У гитар с 14 открытыми ладами оно смещено в сторону струнодержателя, а у 12-ладовых смещено дальше от него. Электрогитаристы очень хорошо поймут каким образом от этого зависит звук. Это очень похоже на расположение звукоснимателя, бриджевого и нэкового (конечно утрировано). 14 ладовые гитары звучат звонче, 12-ладовые глубже и мягче, первые больше ориентированы на игру боем и медиатором, вторые на перебор. Способствует этому и то, что гитары с 12 открытыми ладами обычно делают в винтажном стиле, с более широким грифом. У них ещё обычно штоки колков расположены в прорезях головы грифа, так называемых слотах. Влияет на звучание и мензура. Чем больше мензура, тем сильнее натяжение струн, чем мягче натяжение, тем мягче и звук. Производятся и баритон-гитары с увеличенной мензурой, для игры в более низком строе. О влиянии геометрии пружин я писать не буду, всё равно вы не увидите как они расположены. Всё выше сказанное относится и к инструментам других форм и размеров.

slotted-7a2.png

Очень похожи на дредноуты гитары слопшолдер, отличающиеся более покатыми плечами. Форма, по сути, как у 12-ладовых дредноутов. Gibson ещё называет их Jumbo (эти вообще могут назвать словом джамбо что угодно, даже дредноуты), но все остальные под Джамбо подразумевают совершенно другой бодишейп, тот что Gibson именует Super Jumbo, а MartinGrandJumbo. Это огромные гитары с округлыми бёдрами и узкой талией. Разброс размеров среди производителей здесь ещё больше, чем у дредноутов. У кого-то габариты чуть больше, у кого-то чуть меньше. Глубина обечайки этих гитар также обычно больше, чем у дредноута, хотя встречаются так называемые мини-джамбо с глубиной стандартного дредноута, ведь не всякий может обхватить столь огромную гитару, особенно при игре сидя в классической посадке. Гитары Джамбо звучат очень громко и глубоко, но басы не такие гулкие, как у дредноутов. Звучание обволакивает и заполняет собой всё пространства. Эти инструменты хороши как для аккомпанемента, так и для подклада при игре в ансамбле. Естественно, как и в случае с дредноутами, на характер звучания влияют и материалы, из которых сделана гитара. 12-ладовые джамбо-гитары встречаются крайне редко, во всяком случае, в этом сегменте.

jumbo-f76.jpg

Ещё одна распространённая форма корпуса – фолк гитары, они же известны как оркестровые, гранд аудиториум, и т.д. Из размеры и глубина меньше дредноута, а талия заужена, хотя встречаются и фолки с дредноутовской глубиной обечайки, а также и наоборот, ещё более тонкие. Последние чаще берут в электроакустическом варианте для игры в группе, выступая стоя. Фолк гитары, на мой субъективный взгляд, самые сбалансированные инструменты, как с точки зрения удобства, так и в плане звучания. Их звук очень разборчивый, басы чёткие, не бубнящие, а верха звонкие. Эдакий Суперстрат в мире акустических гитар. Фолк-гитары очень любят фингерстайлеры. Тем более, что среди них очень часто встречаются инструменты в винтажном стиле с широким грифом, преимущественно среди 12-ладовых. На них здорово звучат произведения, с голосоведением поверх шагающего баса. К разновидности фолк-гитар можно отнести и Парлор – компактные салонные гитары. Звучат они не так громко, но также очень сбалансировано и собрано.

folk-4e1.jpg

У разных производителей существуют гитары своих собственных форм и размеров, это фишка каждого отдельно взятого производителя. Собственные бодишейпы есть у Yamaha, Washburn, Ibanez, Takamine и многих других, возможно они приглянутся вам больше, чем те, что распространены массово.  Кроме того, производятся всевозможные джазовые арктопы, джаз-мануш-гитары, добро и прочее прочее. Поскольку они менее распространены, я не буду уделять им такого внимания, а посвящу этому отдельный материал. Равно как и трэвел-гитарам. Это сугубо специфические и не такие массовые инструменты для определённых целей и задач.

Гитары с верхней декой из массива, которые я отнёс к крепким рабочим лошадкам, звучат богаче и живее тех, что целиком из ламината, но они требуют особого ухода. В статье о выборе классической гитары этому посвящена отдельная глава, которую можно прочесть тут. Так как инструменты с верхней декой из массива можно назвать полупрофессиональными, у многих покупателей гитар этого сегмента стоит задача приобрести инструмент оборудованный звукоснимателем, то есть электроакустическую гитару для выступления на сцене или записи творчества в студии, в том числе и домашней. Не путайте их с полуакустиками, совершенно другим классом гитар. Электроакустика – это акустическая гитара со звукоснимателем, а полуакустика – электрогитара с полым корпусом и резонаторными отверстиями, как правило, в виде скрипичных эф, хотя бывают и другой формы. Конечно же, существуют и электроакустики среди народных гитар, и даже бюджетных, но, чтобы снять звучание «мёртвой» верхней деки из ламината нужна очень хорошая электроника, а на гитарах в этом ценовом сегменте вряд ли вы её встретите, так что пьезодатчик этих гитар снимает лишь сигнал самих струн, но не гитары.

Как правило, электроакустические гитары сопровождаются катавэем, вырезом, облегчающим доступ к высоким нотам за 12 или 14 ладом. Встречаются, конечно же, и электроакустики без катавэя, и даже катавэйные акустики без звукоснимателя, но гораздо реже, во всяком случае в этой категории, хотя среди бюджеток в последнее время встречается довольно часто.

Самый распространённый тип звукоснимателя для классической гитары – подпорожковый. Он представляет собой тонкую палочку или проволочку, которая устанавливается под косточку нижнего порожка. Сам по себе звукосниматель обладает очень высоким выходным сопротивлением и склонен к потерям полезного сигнала и собиранию паразитных шумов и наводок при подключении к усилителю длинным проводом. Для борьбы с этим в гитару встраивают предусилитель. Он может быть как без регулировок, просто как блок электроники, встроенный в гнездо выходного джека, так и с дополнительным темброблоком. Темброблок может быть либо приклеен к розетке, либо врезан в обечайку. Помимо банальных ручек громкости и тембра, в темброблок может быть встроен эквалайзер, подавитель обратной связи, процессор эффектов и даже электронный тюнер. Может даже быть встроен отцифровщик, позволяющий записываться в компьютер миную звуковую карту, прямо в USB-вход, или даже блютуз-передатчик, транслирующий сигнал в мобильный гаджет. Кроме того, в последнее время приобретают популярность трансакустические гитары, то есть гитары со встроенным усилителем, использующими в качестве динамика сам корпус гитары, заставляя вибрировать деку посредством линейного двигателя с очень коротким ходом и быстрым откликом. Такая электроника даже позволяет гитаре играть с эффектами, не через усилитель и колонки, а самой по себе. Есть даже такие трансакустические гитары, что позволяют воспроизводить музыку через корпус гитары, передаваемую по блютуз или с флэшки. Но опустим все эти современные чудеса техники, а вернёмся к обещанному рассказу об альтернативных материалах, не деревянного происхождения, используемых в производстве акустических гитар. Пионером этих технологий был Марио Маккафери, американец итальянского происхождения, прославившийся во Франции. Именно ему мы обязаны гитарами, используемыми музыкантами направления джаз-мануш, или цыганский джаз. Маккафери продвигал идею пластиковых гитар, укулеле и скрипок, а также пластиковых тростей для кларнетов, саксофонов и прочих духовых инструментов, но современники не горели энтузиазмом принимать его идеи, и Марио разбогател на совершенно другом – пластиковых прищепках для белья.

Альтернативные материалы всё чаще и чаще используются в современных гитарах. Композитные материалы применяются как для накладок грифа, пружин, так и для нижних дек с обечайками и даже верхних дек. Они более стабильны и предсказуемы, чем массив древесины или ламинат, и практически не подвержены влиянию внешней среды, но не такие живые акустически. Зато очень хорошо поддаются обработке эффектами и эквализацией, и стойки к возникновению обратной связи, возникающей при выступлении на небольшой сцене вблизи акустических колонок. Именно две последних причины делают их популярными в области электроакустик. Ярким примером таких гитар являются Ovation с их ложкообразным параболическим корпусом, работающим как акустическая линза, предотвращающая возникновение стоячих волн, интерференция которых создаёт неравномерность спектра, гасящую или выделяющую обертона отдельных нот. Благодаря фокусировке звуковых отражений округлой нижней деки, объединённой с обечайками в самую чувствительную область верхней деки, все ноты, взятые в любом месте грифа, звучат равномерно, без выпадений и резких, непредсказуемых всплесков динамики. В качестве материала Ovation использует патентованный материал лирахорд, используемый также в производстве вертолётных лопастей, представляющий собой гибрид стеклопластика и карбона, и обладающий замечательными акустическими свойствами. Их подражатели используют дешёвый пластик вроде ABS или ПЭТ, поэтому никому пока ещё не удалось повторить узнаваемое звучание Ovation. Ещё один популярный материал, используемый в производстве гитарных дек и обечаек – ламинат высокого давления, или HPL можно встретить в производстве гитар Enya и даже Martin.

ovation-97f.jpg

В принципе, всего выше сказанного должно быть достаточно, чтобы иметь представление о том, что влияет на звучание инструмента. На самом деле, всё это лишь теоретическая база и ряд тезисов, которые могут подсказать направление, в поиске своей гитары, но каждый человек воспринимает звуки, запахи и вкусы по своему. Кто-то предпочитает сухие вина, кто-то полусладкие, кто-то бельгийские фруктовые сорта пива, кто-то евролагер, так что не стоит слишком сильно увлекаться теорией, а полагаться лишь на собственные уши и руки. Кроме звучания, инструмент должен соответствовать и тактильным ощущениям в плане удобства, индивидуальным для каждого. Профиль грифа, его толщина, покрытие, также не менее важны при выборе инструмента, как и многие другие детали. И в этом плане советы вообще бесполезны. Одним нравятся тонкие грифы, другим приятнее держать в руке что-то более массивное и осязаемое.

Определившись с кандидатами на выбор, можно приступить и к кастингу, отсеивая инструменты с выявленными дефектами. Основные правила всё те же, что и для гитар предыдущей категории. Особое внимание стоит заострить на грифе, чтобы не было горба. Это один из самых распространённых дефектов, особенно когда дело касается массива, и верхняя дека склонна менять свою геометрию под действием окружающей среды. Очень важно, чтобы инструмент не был пересушен, иначе в нём уже могут появиться скрытые трещины, ещё не проявившие себя и незаметные при внешнем осмотре. Первым признаком пересушки являются царапающиеся торцы ладов. И это не брак, а следствие неправильного хранения на витрине или на складе. Следом за торчащими ладами появляются ступеньки в местах склейки разных пород дерева, кривые грифы, и трещины. Не забывайте следить и за состоянием гитары после её приобретения. Как только заметили, что лады начинают царапаться, немедленно наполняйте увлажнитель водой, и убирайте гитару в кейс.

В следующей категории начинаются профессиональные инструменты, изготовленные целиком из массива. Обычно те, кто выбирают такие гитары, уже сами достаточно в этом разбираются. Здесь я уже не буду давать никаких советов. Главное выбрать правильный магазин. Чем дороже и лучше гитара, тем она капризнее, и требует соблюдения условий хранения. Соблюдаются ли они легко выявить, всё тем же описанным в предыдущем абзаце способом, проведя рукой по краям накладки. Если большинство гитар в магазине царапает пальцы, значит, условия хранения никто не соблюдает. Хороший продавец ежедневно делает хотя бы беглый обход, и при первом же признаке царапающихся ладов, немедленно убирает гитару в кейс с увлажнителем. Ещё раз не лишним будет повторить: не забывайте и сами хранить гитару в кейсе и пользоваться увлажнителями и гигрометрами.

Автор — Сергей Иванов

Акустическая гитара — один из самых популярных инструментов на свете. Возможно поэтому выбор подходящей модели — процесс достаточно сложный. Ведь гитары различаются использованной при производстве древесиной, формой корпуса, шириной грифа у верхнего порожка, а также его длиной. В этой статье мы рассмотрим ключевые особенности различных моделей и поможем вам разобраться во всем многообразии представленных на рынке инструментов.

Однако первое, что вам надо решить — какую музыку вы собираетесь исполнять. Именно от этого будет зависеть выбор первого инструмента.

Акустика или классика?

Разница между акустикой и классикой

Многие не понимают, в чем разница между классической и акустической гитарами. Путаница заключается в том, что оба эти инструмента — акустические, для игры на них не требуется подключение к звукоусиливающей аппаратуре. Однако, под словосочетанием «акустическая гитара» принято понимать инструмент, получивший распространение в Америке в 20-х годах прошлого века. Такая гитара, в первую очередь, предназначена для исполнения эстрадной музыки, в отличие от классической, которая используется в академическом искусстве. У этих инструментов есть несколько основных отличий:

  • размер корпуса;
  • размер и ширина грифа;
  • струны;
  • звучание.

Корпус классической гитары меньше основных форм акустической. Это влияет на громкость инструмента. Гриф у классики короче, он соединяется с корпусом на 12-ом ладу, тогда как в большинстве акустик соединение происходит на 14-ом. Кроме того, в классической гитаре он значительно шире (в среднем 52 мм), что усложняет использование некоторых приемов игры, например баррэ. Однако это компенсируется струнами. В отличие от акустических гитар, где, как правило, стоят стальные струны, в классиках используется нейлон. Все эти различия сказываются на звучании инструментов. Классическая гитара обладает мягким бархатным тембром, идеально подходящим для исполнения классической музыки, тогда как акустическая звучит ярко и звонко, уровень высоких частот в ее тембре значительно выше.

Если вы ищете инструмент для обучения в музыкальной школе, то вам нужна именно классическая гитара. В других случаях выбор инструмента зависит сугубо от ваших музыкальных предпочтений. Бытует мнение, что на нейлоновых струнах проще учиться, ведь они мягче стальных, но это весьма распространенное заблуждение: учиться играть можно без проблем на любом из этих инструментов. Главное желание и регулярная практика.

В данной статье мы не будем рассматривать классические гитары, речь пойдет про акустику с металлическими струнами.

Форма корпуса

Это, пожалуй, один из самых важных параметров, который стоит учитывать при выборе инструмента. Именно от формы корпуса зависит характер звучания гитары, ее громкость и тембральная окраска. Но для начала стоит отметить, что вне зависимости от формы корпуса и древесины, все гитары обладают одинаковым строением. Важно знать и понимать все эти детали, чтобы сделать грамотный выбор.

Части гитары | Блог musicmarket

Теперь перейдем к формам корпуса. В качестве основных можно выделить следующие: Dreadnought, Jumbo, Auditorium, (Orchestra, Grand Auditorium), Parlor, Folk (Concert), Travel. Рассмотрим их подробнее.

Dreadnought

Это одна из самых популярных форм акустических гитар, разработанная в 20-х года прошлого века. Гитары в корпусе дредноут являются громкими и мощными, а в их звучании достаточно много плотного, тяжелого низа. Сегодня эта форма корпуса невероятно популярна и встречается в ассортименте практически всех производителей гитар на мировом рынке. Но из-за достаточно большого размера и широкой верхней части она может показаться весьма неудобной для людей с небольшой комплекцией.

Дредноут очень универсален и встречается как в руках сольных кантри-исполнителей, так и среди рок-музыкантов в составе групп, предпочитающих весьма агрессивную манеру звукоизвлечения. Однако любители фингерстайла или академические музыканты свое предпочтение дредноутам не отдают; это связано с тем, что из-за размера корпуса и очень насыщенного низа ясность и читаемость нот существенно теряется.

Jumbo

Самый большой корпус из всех существующих. От дредноута его отличают округлые формы и еще больший размер. Инструмент в форме джамбо обладает наиболее громким и мощным звучанием. Благодаря достаточно тонкой «талии» тембр гитары весьма сбалансированный с насыщенными низкими частотами и хорошо читаемым верхом.

Несмотря на преимущества в звучании, огромный корпус джамбо не всегда удобен, особенно для детей и людей с небольшой комплекцией.

Auditorium (Orchestra) и Grand Auditorium

По сути, Auditorium и Orchestra — названия одного и того же корпуса, используемые разными производителями. Эта средняя по размеру форма корпуса сегодня невероятно популярна благодаря высокому комфорту и сбалансированному звучанию, которые она предлагает. Помимо баланса такая форма обеспечивает достаточно высокую громкость, сохраняя ясную читаемость каждой ноты. Считается, что гитары в корпусе Auditorium изначально создавались для тех музыкантов, которые играют сидя: они удобно ложатся на колено, практически нивелируя зазор между инструментом и исполнителем. Такие гитары весьма универсальны, наибольшей популярностью они пользуются у фингерстайл-гитаристов, но ничуть не меньше подходят для игры медиатором или для исполнения в составе группы.

Немного больший размер корпуса Гранд Аудиториум позволяет гитаре звучать ярче, но при этом баланс частотной составляющей сохраняется.

Parlor

Инструмент достаточно изящный и элегантный. Эта форма корпуса является квинтэссенцией ностальгии*, удобства и портативности. Гитары в корпусе парлор традиционно на 15% меньше полноразмерных инструментов, звучат они ярко и сфокусировано, а в тембре преобладают средние частоты. Конечно же они гораздо тише традиционных дредноута и аудиториума, поэтому точно не подойдут, например, для игры на сцене, но зато на них очень удобно играть пальцами. А еще они будут идеальным компаньоном в путешествии или в посиделках с друзьями.


*Гитары в таком миниатюрном корпусе активно производились во второй половине/в конце XIX века и использовались зачастую для аккомпанемента голосу. Пользовались большой популярностью в светских салонах, откуда и получили свое название (parlor – (с англ.) гостиная, зал).Гитары в корпусе отличаются маленьким размером и достаточно широким грифом. На них комфортно играть, особенно людям с небольшой комплекцией. Кроме того, такой инструмент очень удобно взять с собой, отправляясь в путешествие.

Folk (Concert)

Эта форма значительно меньше дредноута и аудиториума, поэтому гитара в корпусе фолк (Concert) звучит тише. Низкочастотная составляющая не забивает тембр, насыщенная середина выступает на передний план, но при этом верх читается достаточно хорошо. В целом звучание такой гитары более мягкое и приглушенное.

На гитаре в корпусе фолк одинаково удобно играть как пальцами, так и медиатором (все зависит от ширины грифа). Фолк хорошо подходит для занятий, в особенности для людей с небольшой комплекцией.

Travel

Как можно понять из названия, гитары в таком корпусе созданы специально для путешествий. Они обладают наименьшим размером среди всех описанных выше форм. При этом гриф и длина мензуры у такой гитары не сильно отличаются от стандартных — вся разница в величине корпуса. Стоит отметить, что у разных производителей корпус трэвел может быть выполнен в различных вариациях. Но при этом их всех объединяет маленький размер.

Звучание у этой гитары не очень громкое, зато ее всегда можно взять с собой, куда бы вы не отправились!

Гитары с вырезом (cutaway)

Большинство описанных выше гитарных корпусов изготавливаются в форме с вырезом. Это очень удобно, так как упрощается доступ к верхним позициям, а значит вы с легкостью сможете играть выше 14 лада. Корпус с вырезом отлично подойдет тем, кто хочет играть полноценные соло на акустической гитаре.

Гитара с вырезом в корпусе | Блог musicmarket

Материал корпуса

Кроме формы корпуса ключевым фактором при выборе акустической гитары является материал, из которого она сделана. Первое, на что стоит обратить внимание — это древесина верхней деки, потому что именно она формирует характер звучания инструмента. Верхние деки бывают двух видов: массив (цельный кусок древесины) и ламинат (дека из нескольких спрессованных кусков). Ламинат не обладает такими резонирующими свойствами как массив, поэтому он не может передать всей тембральной окраски инструмента, все богатство звучания. Однако это отличный вариант для начинающих музыкантов, позволяющий сэкономить деньги на покупке первой гитары.

Рассмотрим основные виды древесины, используемые при изготовлении акустических гитар.

Ель

Эта древесина является самым популярным материалом для верхней деки и отлично подходит для игры в самых различных стилях с использованием самых разнообразных техник исполнения. Ель имеет весьма сбалансированный тембр с быстрым откликом, ярким звуком и отличной читаемостью во всех регистрах.

Гитары с верхней декой из ели универсальны и подойдут как для фингерстайла, так и для игры медиатором.

Кедр

Это еще один популярный материал для верхней деки, который обеспечивает более темное, тяжелое звучание в сравнение с елью. Кедр обладает уникальным характером, его тембр насыщен богатыми обертонами, которыми не может похвастаться другая древесина, но при игре медиатором с сильной атакой прозрачность и читаемость нот теряется.

Именно поэтому большая часть гитар с верхней декой из массива кедра предназначена, в первую очередь, для любителей фингерстайла. Со своими богатыми обертонами, великолепным качеством звучания и узнаваемым характером, кедр отлично подходит для этого стиля исполнения.

Ель и кедр | Блог musicmarket

Махагони

Эта древесина мгновенно узнается по своему красно-коричневому цвету. Она обладает теплым звучанием, которое часто называют «древесным» или «суховатым». Со временем звучание гитары из махагони (красного дерева) раскрывается и становится более наполненным. Махагони используется не только для верхней деки, но также для нижней деки и обечайки. И именно отдельные элементы из этой древесины позволяют сбалансировать звучание верхней деки, расширяя его диапазон и добавляя в спектр множество обертонов.

Палисандр

Еще один традиционный вид древесины, используемый при производстве акустических гитар. Чаще всего его можно встретить в качестве материала для накладки грифа. Однако встречаются гитары с нижней декой и обечайкой из палисандра. Такие инструменты обладают богатыми обертонами и очень четким звучанием, т.к. все частоты, даже низкие, отлично читаются, не забивая спектр.

Махагони и палисандр | Блог musicmarket

Клен

В первую очередь, клен известен своей красивой фактурой и великолепной эстетичностью. Это очень плотная древесина, и именно это свойство делает ее звучание ярким, а отклик мгновенным. Однако сустейн у клена весьма непродолжительный. Клен отлично подходит для электроакустических гитар, т.к. обеспечивает очень сфокусированное и ясное звучание и прекрасно проявляет себя в использовании со звукоснимателями. Кроме того, благодаря повышенной читаемости он отлично подходит для подзвучивания микрофоном, что делает инструмент идеальным выбором для живых выступлений.

Из клена изготавливают нижнюю деку и обечайку и за свои акустические свойства эта древесина пользуется достаточно большой популярностью среди концертирующих музыкантов.

Коа

Это гавайское дерево, обладающее приятным золотистым оттенком. Оно отлично передает звучание средних частот, сохраняя при этом общий баланс. Коа используется для изготовления различных частей гитары, но практически не встречается на бюджетных моделях ввиду своей редкости.

Орех

Орех имеет темный оттенок. Это плотная древесина, которая обладает ярким, блестящим звучанием, которое, однако, со временем становится более мягким.

В гитарах орех используется в качестве материала для нижней деки и обечайки. Он не так распространен, как махагони, но пользуется популярностью среди тех музыкантов, которые ищут инструмент с ярким тембром, хорошей читаемостью и мощным резонансом.

Клен, коа и орех | Блог musicmarket

Особенности грифа

Все грифы отличаются шириной. Это, в свою очередь, обычно зависит от формы корпуса. Стандартная ширина грифа у верхнего порожка — 43 мм. Но в зависимости от модели она может составлять от 41 до 48 мм. Профиль грифа также может различаться. Тут нельзя дать какой-то определенный совет — каждый подбирает инструмент под себя. Но стоит отметить, что более широкий гриф приближен к классическому варианту и лучше подходит для игры пальцами.

Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание — наличие в грифе анкерного стержня, который позволяет регулировать прогиб грифа. При недостатке или избытке влажности, а также при резких перепадах температуры гриф может выгибаться и деформироваться. В таких случаях не обойтись без регулировки анкера. Если его нет, то несоблюдение условий хранения и эксплуатации инструмента приведет к выходу его из строя и дорогостоящему ремонту вплоть до замены грифа.

12-ти струнные гитары

Это разновидность акустической гитары, которая имеет шесть пар струн. В стандартном строе две пары верхних струн настраиваются в унисон, а остальные — в октаву. Принцип игры на такой гитаре аналогичен обычному. Просто пальцы левой руки зажимают не одну струну, а две одновременно. На 12-ти струнной гитаре гораздо удобнее играть медиатором, чем пальцами. Этот инструмент обладает ни с чем не сравнимым объемным звучанием, которое поистине завораживает. Но если вы ищете инструмент для начала обучения, то это не самый подходящий вариант. 12-ти струнная гитара требует предварительной подготовки, играть на ней несколько сложнее.

Ценовые категории

Если вы определились с формой и назначением будущего инструмента, то самое время задуматься о его стоимости. Гитары начального уровня стоят в среднем до 800 BYN и в большинстве своем изготавливаются из шпона (ламината). Они подойдут для обучения, но в будущем такой инструмент захочется заменить на более профессиональный. Среди производителей можно выделить такие бренды как Randon, Baton Rouge, Cort, и Flight.

Верхние деки гитар из средней ценовой категории (от 800 до 2500-3000 BYN) как правило изготавливают из массива. При этом гораздо чаще можно встретить инструменты из экзотических пород древесины. В этой категории особой популярностью пользуются фирмы Baton Rouge, LAG и Crafter.

Стоимость профессиональных инструментов начинается в среднем от тысячи/полутора тысяч долларов. Они обладают великолепным качеством и могут похвастаться тщательно подобранными материалами. В этой ценовой категории лидирует все тот же Crafter, легендарный бренд Maton и другие.

Акустические гитары в musicmarket | Блог musicmarket

Вам пригодится

При покупке акустической гитары вам будут полезны некоторые аксессуары, без которых не обходится ни один гитарист:

  • чехол;
  • медиаторы;
  • ремень;
  • тюнер;
  • средства по уходу;
  • метроном.

Чехол не пригодится лишь тем, кто не собирается выносить гитару из дома и хранить ее будет в коробке. Для всех остальных это приобретение номер один. К выбору чехла стоит отнестись серьезно — именно он гарантирует сохранность вашего инструмента, а значит и экономит бюджет. Ведь на древесину крайне негативно сказываются перепады температуры и влажности, а также прямое попадание воды. Поэтому чехол должен быть прочным, водоотталкивающим и достаточно утепленным.

Гитарные аксессуары | Блог musicmarket

Медиаторы также пригодятся почти всем, даже если вы собираетесь учиться играть пальцами. Рано или поздно вам захочется поэкспериментировать со звучанием, поэтому этот маленький и недорогой аксессуар лучше приобрести сразу. Медиаторы различаются по форме, материалу и толщине, по этому поводу у нас даже есть отдельная статья. Но выбирать лучше исходя из личных предпочтений, попробовав множество вариантов.

Ремень понадобится тем, кто планирует играть стоя и выступать на сцене. Вы всегда сможете отрегулировать его длину для нахождения оптимального положения.

Тюнер позволит вам поддерживать строй вашего инструмента в любых условиях. Подробнее о выборе этого незаменимого аксессуара вы можете прочитать здесь.

Средства по уходу за гитарой помогут вам сохранить инструмент в первозданном состоянии. Полироли и чистящие средства позволят удалить загрязнения и мелки царапины с корпуса гитары, лимонное масло и кондиционеры не дадут накладке на гриф высохнуть и деформироваться, увлажнитель позаботится об оптимальном состоянии инструмента в отопительный сезон, а средство для чистки струн существенно продлит срок их службы.

Важно! Полироли и любые чистящие средства для корпуса предназначены исключительно для гитар, покрытых глянцевым лаком. Инструменты с покрытием Open Pore должны обрабатываться только мягкой безворсовой тканью.

Что же качается метронома — то это, пожалуй, самый лучший друг любого музыканта. Если вы хотите профессионально овладеть мастерством игры, то вам не обойтись без его помощи.

Еще несколько советов

Подводя итог, хочется сказать, что самый лучший способ выбрать гитару — это взять ее в руки и поиграть. Ведь даже два одинаковых инструмента одной и той же фирмы могут отличаться своим звучанием. Этот совет подойдет и тем, кто только планирует научиться играть. Очень важно, чтобы инструмент было удобно держать. И тут нет универсальных вариантов — слишком индивидуально строение человека. Гриф не должен казаться слишком узким или неоправданно широким. Последнее особенно важно при выборе гитары для детей.

Внешний вид инструмента также имеет значение: на корпусе и накладке грифа не должно быть сколов и царапин. Обратите внимание на гриф — в качественных инструментах он прямой, без каких-либо явных искривлений. Ну и, конечно же, инструмент обязательно должен строить на всех ладах. Иначе, какой от него толк?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Часто включается насосная станция причины неисправности как исправить
  • Как найти статую сундука в террарии
  • Как исправить кислый вкус домашнего вина
  • Как составить заявку на рейс
  • Как найти в instagram заблокированных людей