Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.
Узнаем, что такое аллитерация в поэтической речи, какими средствами создается и для чего применяется в художественной литературе.
Что такое аллитерация?
Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами нарисовать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный эмоциональный отклик. Для этого писатели используют различные фигуры художественной речи.
Дополнительный материал
О смысле литературоведческого термина «фигура» узнаем в статье «Что такое эпифора?».
Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором.
Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий — согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор отдельных согласных звуков или их сочетаний, тогда речь идет об аллитерации. Аллитерация — это стилистическая фигура поэтической речи.
Определение
Аллитерация — повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.
Аллитерация, как один из способов звуковой организации речи, рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины. Слова, связанные аллитерацией, при произношении выделяются а речевом потоке и приобретают особую звуковую и интонационную значимость.
Например, читаем у Сергея Есенина:
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.
Аллитерация в художественной литературе
Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их в потоке речи и создавая особый звуковой эффект.
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук…
Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное звучание.
Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Читая эти строки, мы как будто в самом деле слышим чёткую барабанную дробь. Этого эффекта поэт добивается повторением звонких согласных звуков «б» и «р», с помощью которых он достигает имитации барабанного боя.
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
В сто сорок солнц закат пылал…
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Откроем томик стихов Марины Цветаев и прочтем:
Город во мгле засыпает,
Серп серебристый возник,
Звездами снег осыпает
Твой воротник.
Здесь у каждого мысль двоякая,
Здесь, ездок, торопи коня.
Мы пройдем, кошельком не звякая
И браслетами не звеня.
Ресницы, ресницы,
склоненные ниц.
Стыдливостью ресниц
Затменные — солнце в венце стрел!
А вот как создает звуковые эффекты с помощью аллитерации поэт Константин Бальмонт:
-Полночной порой в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн.
Видеоурок «Повтор (анафора, аллитерация, лексический повтор)»
Тест
Средняя оценка: 4.4.
Проголосовало: 49
Аллитерация — это художественное повторение звуков
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком термине в русском языке как АЛЛИТЕРАЦИЯ. Слово это имеет латинские корни, и «litera» переводится как «буква».
Но это мало о чем говорит, поэтому рассмотрим на примерах, что такое аллитерация и где она чаще всего применяется.
Аллитерация — что это на примерах
Аллитерация – это повторение одинаковых или созвучных согласных. Может использоваться как на протяжении всего текста, так и в какой-то отдельной строке. Служит для придания выразительности.
Самый простой и понятный пример аллитерации можно встретить в скороговорках. Это специальные фразы, в которых буквы специально повторяются, чтобы улучшить дикцию.
Например,
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
- Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Подобных скороговорок существует несколько сотен. Но все они строятся на едином принципе – повторе определенных букв. Так, в первом предложении это «С» и «Ш». Во втором – «Ч», «Р» и немного «Н». Ну а в третьем целая россыпь таких согласных – «К», «Р», «Л» и «В».
Немало примеров аллитерации можно встретить в народных поговорках:
Проще пареной репы.
Мели, Емеля, твоя неделя.
От горшка два вершка.
Тише едешь – дальше будешь.
Для чего это делается? Во-первых, так поговорки проще запоминаются и ими проще оперировать в своей речи. А во-вторых, повторение согласных делает фразы более весомыми. Они звучат гораздо выразительнее.
Конечно, можно было в этих поговорках заменить, например, Емелю на Добрыню, а репу на картошку. Смысл бы не слишком изменился, но звучали бы фразы уже не столь убедительно, и они могли бы уже не пойти так в народ.
Аллитерация в поэзии
Именно в поэзии аллитерацию можно встретить чаще всего. Причем этот прием использовали еще при написании очень древних произведений. Вот пример из «Слово о полку Игореве», которое было создано так давно, что даже автор его неизвестен.
Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле.
С помощью повторяющихся звуков «Т» и «С» автор усиливает ощущение тревоги. И действительно момент особый, ведь русские князья узнают о войне. А в строчках
В пятокъ потоптапша поганыя плъкы половецкыя.
постоянное построение звуков «П», «Ш», «Т» и «К» автор наглядно рисует перед взором читателя, как движется тяжелое войско половцев.
Активно использовали аллитерацию в своих произведениях и самые известные русские поэты. Вот, например, у Александра Пушкина есть следующие строчки:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь.
За счет повторяющегося звука «К», усиливается ощущение неспокойности реки.
А в строчках Сергея Есенина
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
за счет звуков «С» и «Ш» мы действительно слышим свист, о котором пишет поэт.
А вот знакомые всем строчки из стихотворения Федора Тютчева:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
И за счет повторений звука «Г» автор очень ярко передает, как грохочет гром.
Но еще явственней аллитерация читается в стихотворениях Владимира Маяковского. Ну, например:
Бей, барабан!
Барабан, барабань!..
Барбей!
Барбань!
Барабан!
Здесь даже особо ничего додумывать не надо. В стихотворении речь про барабан, и благодаря постоянному звуку «Б» читатель действительно и представляет, и что главное – слышит этот музыкальный инструмент.
Кстати, если вы внимательно изучили эти примеры, то могли заметить интересную особенность. А именно то, что при аллитерации идет повторение чаще всего той согласной буквы, с которой начинается слово, которое и хочет выделить автор.
Так, у Пушкина – это буква «К», так как речь идет о клубнях волн. У Есенина звук «С» говорит о свисте. У Тютчева звук «Г» — это гроза и гром. И наконец, буква «Б» и барабан у Маяковского.
Аллитерация в прозе
В прозе аллитерация встречается гораздо реже, чем в поэзии. Тут дело в том, что использование одинаковых букв и буквенных сочетаний может быть тяжеловато для читателя. Тем не менее можно привести несколько примеров очень удачного использования этого литературного приема.
Так, у Владимира Набокова в рассказе «Слово» есть такая строчка
Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.
Но еще интересней отрывок из знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова:
В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
В первую очередь здесь очень часто повторяется звук «Р», что придает тексту резкость, тревогу и напряжение самому моменту. А также говорит о том, что Понтий Пилат обладает неограниченной властью и его действительно стоит бояться.
Аллитерация в рекламе
Этот литературный прием (как и другие в русском языке) с удовольствием используют в своих целях представители рекламных кампаний.
Дело в том, что повторение одинаковых букв и звуков более запоминающееся. А соответственно, название продукта или слоган с использованием аллитерации будет лучше откладываться в голове потенциального потребителя.
Вот пример таких названий:
- Сникерс
- Киткат
- Вискас
- Китекет
- Чупа-чупс
И слоганы у этих товаров соответствующие. «Ваша киска купила бы вискас», «Не тормози – сникерсни».
Вместо заключения
А есть в русском языке другой прием, когда повторяются не согласные буквы, а, наоборот, гласные. Он также широко используется в поэзии. Например, отрывок из известного «Бородино» Михаила Лермонтова, где почти в каждом слове есть звук «У»:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Называется такой прием АССОНАНС. Но подробнее об этом мы расскажем в другой статье. До скорых встреч на страницах нашего блога.
Слово в стихосложении – это не только элемент предложения, призванный дополнить или украсить лирический образ. Само слово, а конкретнее, буквы и звуки, из которых оно состоит, может формировать картину или её детали в стихотворении. Авторы часто пользуются этим свойством речи, применяя в своих произведениях ряд фонетических приёмов, таких как анафора, эпифора, различные рефрены, ассонанс и аллитерация. Последний является одним из наиболее распространённых способов создания особого звукового рисунка речи. Рассмотрим, что же представляет собой аллитерация в поэзии.
Обратившись к словарю иностранных слов, мы выясним, что термин «аллитерация» происходит от латинского «alliteratio» – «сочетание букв», которое восходит к предлогу «ad» (к) и слову «littera», т. е. буква. Согласно определению, аллитерация представляет собой повторение одних и тех же согласных или группы согласных в отрезке текста либо в целом произведении. В русском языке довольно распространены слова с повторяющимися звуками (например, в этом предложении употреблено несколько слов, содержащих «с»). Но для того, чтобы с уверенностью говорить о наличии аллитерации, нужно, чтобы определённые согласные встречались чаще, нежели в обычной речи.
Разновидностью аллитерации является тавтограмма. Это такой текст, все слова которого начинаются с одной буквы. Примером тавтограммы может служить стихотворение В. Я. Брюсова «Мой маяк»:
Мой милый маг, моя Мария, –
Мечтам мерцающмий маяк.
Мятежны марева морские,
Мой милый маг, моя Мария, –
Молчаньем манит мутный мрак…
Мне метит мели мировые
Мой милый маг, моя Мария,
Мечтам мерцающий маяк!
Следует уточнить, что к аллитерации не принято относить повторяющиеся морфемы (части слова). То есть, относительно следующего стихотворения корректнее говорить о морфемном повторе, а не об аллитерации.
Из туч с золотым обрезом –
Такое на краснозём,
Что весь световым железом
Пронизан – пробит – пронзён.
«Ударило в виноградник», М. И. Цветаева.
Интересно, что с аллитерациями мы часто сталкиваемся в обычной жизни, даже если не обращаемся к поэзии. Ещё в детстве, упражняясь в скороговорках, мы произносим повторяющиеся согласные:
- У Сени и Сани в сенях сом с усами.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!
Некоторые русские пословицы и поговорки также построены на аллитерации:
- Домашняя дума в дорогу не годится.
- Сорока скажет вороне, ворона борову, а боров всему городу.
- На полатях лежать – ломтя не видать.
- Шила в мешке не утаишь.
- Проще пареной репы и др.
Но чаще всего, разумеется, этот приём используется в поэзии. Многие авторы применяют его, чтобы передать звуки природы. Вот, например, первая строфа стихотворения «Зимний вечер» А. С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Здесь аллитерация применена, чтобы воспроизвести сразу несколько явлений. В твёрдых громких «б», «в» и «р» слышится грозный голос урагана, а в тихих «с», «з» и «ш» – свист ветра. Создаётся интересный эффект антитезы – первые строки громкие и гулкие, они заставляют читателя напрячься. Последующие же – более спокойные и приглушённые, что подчёркивает мысль поэта о том, что буря безумствует снаружи, а внутри маленького домика безопасно и уютно.
Похожим образом организованы строки из стихотворения «Задрожали листы, облетая…» А. А. Фета:
И грохочет громов перекличка,
И шумящая мгла так черна…
Только ты, моя милая птичка,
В теплом гнездышке еле видна.
В них так же резкая первая часть строфы противопоставлена второй, более мягкой и тихой.
Вот ещё один пример того, как с помощью аллитерации можно настраивать читателя на безмятежный лад. Это снова строки А. А. Фета:
Тёплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь.
Мы видим, что преобладают глухие мягкие согласные, которые внушают умиротворение.
Одно из самых известных стихотворений, построенных на аллитерации, принадлежит перу К. Д. Бальмонта. В произведении, называющемся «Челн томленья», также передаются звуки стихий посредством повтора согласных.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн.Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
Вот ещё одно произведение К. Д. Бальмонта, содержащее аллитерацию:
Она пришла ко мне молчащая как Ночь,
Глядящая как Ночь фиалками-очами,
Где росы кроткие звездилися лучами,
Она пришла ко мне такая же точь-в-точь,
Как тиховейная, как вкрадчивая Ночь.
Как мы видим, аллитерация здесь способствует формированию в воображении читателя особого образа героини. Благодаря обилию шипящих звуков мы представляем себе таинственную незнакомку, словно окутанную волшебным ореолом тишины и страсти.
Часто поэты прибегают к аллитерации, чтобы выразить собственные чувства. Вот, как И. Северянин передаёт радость и оптимистичный настрой в своём знаменитом произведении «Увертюра (Ананасы в шампанском)»:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
Повторяющиеся согласные «с», «т», «р», «к» и их сочетания ассоциируются с искрами бенгальских огней, шелеста мишуры и хруста упаковки для подарков. Благодаря аллитерациям стихотворение буквально наполняется ощущением праздника.
Удивительно, но те же самые звуки могут выражать и совершенного другие эмоции. Рассмотрим фрагмент произведения А. Белого «Родине».
Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия, –
Мессия грядущего дня!
В этих строках чаще встречается рокочущая согласная «р», чьё звучание усилено соседством других грубых согласных («б», «г», «д»). Вследствие этого сочетания «с», «т» и «к» больше напоминают не радостные искры, а скрежет зубов в приступе бессильной ярости.
Можем мы найти аллитерации и в творчестве современных поэтов.
а были лица хоть куда
в соседский сад спешит орда
мы дети терра-перестройки
в портфелях яблоки и тройки
забродин в классики айда«Пока завязывал шнурки…», М. Кабир.
На виду у злата и булата
возле патриаршего болота
та еще пастушка свою телку
теребит за титьки…«На виду у злата и булата…», Л. Горалик.
Таким образом, можно говорить о том, что аллитерация – это многофункциональный приём, с помощью которого можно передавать звуки природы, выражать эмоциональное состояние человека и даже дополнять образ лирического героя. Также аллитерация может придавать стихотворению ритмичность или, наоборот, мирный лад, служит созданию комического эффекта и т. д.
Поэты используют приём аллитерации, чтобы придать своему произведению яркость и образность наряду с другими приёмами и средствами выразительности. С этой целью используются не только лексические средства, к ним подключаются синтаксис и стилистика.
Аллитерация сразу обращает на себя внимание, так как говорит о звуковом составе стихотворения. Создать произведение, соблюдая правила данной фигуры речи, требует навыков и умений. Существует риск не вписаться в законы аллитерации, о которых поговорим дальше.
Выразительности речи поможет аллитерация
«Каким образом?» — спросите вы. Действительно, мы говорим о согласных звуках, так при чём здесь предложения и тексты? Не следует забывать, что именно звуки являются мельчайшими единицами, из которых складываются слова, а в конечном счёте — текст.
На помощь должна приходить аллитерация – повтор согласных звуков для усиления выразительности речи произведения. Конкретные примеры будут содействовать доказательству этого высказывания.
Образность приёма
Иногда звукоподражание, использующееся в аллитерации, создают яркую картину явления или события. В качестве яркого примера хочется привести отрывок, автором которого является Ф. И. Тютчев:
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом».
Звуки (р и г) помогут читателю ощутить, как где-то вдали уже надвигается что-то ужасное, и уже совсем рядом раздаётся грохот грома. Эти орфоэпические тонкости помогают поэту создать яркую картину весны и частого природного явления в это время года. Невозможно не заметить повторов указанных выше согласных звуков.
Эти звуки любят многие авторы. Можно вспомнить стихотворение Г. Р. Державина «Водопад»:
«Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам».
Примеры аллитерации
Таким образом, данный приём создаёт фонетический эффект шумов, свиста, крика. Это помогает читателю точнее представить ситуацию, описанную автором в произведении. Воссоздать ту обстановку, в которой живёт и действует литературный герой.
Сергей Есенин мастерски использовал этот фонетический приём. Чтобы не быть голословными, можем подтвердить своё утверждение такими строками:
«Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума».
В этом примере чётко слышен свист ветра зимой с шелестом снега, падающего на землю.
Владимир Маяковский в своём стихотворении столько раз употребил звук (б), чтобы читатель явственно услышал барабанную дробь:
«Бей,барабан!
Барабан, барабань!..
Баарбей!
Баарбань!
Баарабан!»
Ещё интересное про аллитерацию
Где используется данный приём, кроме поэзии? Мы знаем, что проза не изобилует этой фигурой речи, а вот скороговорки, пословицы и поговорки очень часто пользуются аллитерацией, потому что она позволяет их лёгкому запоминанию. Для рекламодателя самое главное – отложить в памяти потенциального покупателя название своего продукта: «Ваша киска купила бы “Вискас”» и другое.
Скороговорки используют аллитерацию для того, чтобы обратить внимание на тот звук, который плохо выговаривает человек: «Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали».
Аллитерация в переводе с латинского означает «буква». Эти буквы часто повторяются в поговорках: «Тише едешь – дальше будешь». В этом случае рекомендация ехать с меньшей скоростью выражается в звуке (ш). Из-за использованного приёма поговорки становятся выразительными.
Размещение аллитерации по тексту
Аллитерация иногда разбрасывается автором по всему тексту произведения. Её можно найти и в словах, которые идут следом друг за другом. Для примера снова стоит внимательно изучить одно из поэтических произведений А. А. Фета:
«Тёплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь».
Аллитерация – это самый древний приём выразительности речи. Об этом можно судить, если внимательно изучить «Слово о полку Игореве». Оно пришло к нам с Древней Руси, даже неизвестен его автор. Одной фразы будет достаточно, чтобы понять, как часто повторяющиеся звуки (в тексте они выделены) передают тревогу от приближающейся войны: «Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле».
Значит, исходя из всего вышесказанного об аллитерации, можно заявить, что эта фигура речи достойна изучения и употребления в своей речи.
Что такое Аллитерация
Аллитерация (от лат. alliteratio – созвучие) — это приём, который используют поэты и писатели для выразительности произведения. Состоит он в повторяющихся согласных звуках.
Аллитерация может встречаться в прозе, поэзии, скороговорках, пословицах и даже рекламе.
Примеры аллитерации
Повторение согласных звуков «р» и «ж»:
«С весёлым ржанием пасутся табуны,
И римской ржавчиной окрасилась долина…».Осип Мандельштам
Повторение согласных звуков «ш», «ст», «с», «сн», «х», «т»:
«Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен».Борис Пастернак
Повторение согласных звуков «з» и «гр»:
«Вам
и памятник ещё не слит, —
где он,
бронзы звон
или гранита грань?».Владимир Маяковский
Повторение согласного звука «в»:
«Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля».Николай Некрасов
Аллитерация в скороговорках и поговорках
Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
От топота копыт пыль по полю летит.
Борода росла — разума не принесла.
Аллитерация в рекламе
Люди любят Доширак (реклама «Доширак»).
Пельмешки без спешки (реклама пельменей «Сам Самыч»).
Аллитерация и ассонанс
Ассонанс же — это повторение гласных звуков.
Как, например, звуков «у», «е» и «о» в стихотворениях ниже.
«У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут».Михаил Лермонтов
«Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра».Николай Заболоцкий
«В нём тяга к сонному осеннему листу,
В своих тревожностях он ласково спокоен».Игорь Северянин
Нередки ситуации, когда аллитерация употребляется вместе с ассонансом.
Например, в скороговорках:
У ёлки иголки колки (аллитерация — повторение согласных звуков «лк», а ассонанс — гласного звука «и»).
Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться (аллитерация — повторение согласного звука «ж», а ассонанс — гласного звука «у»).
Отличие аллитерации от рифмы
Отличием является положение в тексте двух литературных приёмов.
Рифма может находиться в начале, середине или конце фразы. Но положение рифмованных слов должно совпадать.
То есть если автор поместил рифму в конце, то такой строй продержится до конца стихотворения.
«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет«.Анна Ахматова
Аллитерация может быть разбросана по всему тексту. Она может встречаться в идущих друг за другом словах или «прыгать» с места на места.
Как, например, согласный звук «т» в стихотворении Афанасия Фета.
«Тёплый ветер тихо веет,
Жизнью свежей дышит степь,
И курганов зеленеет
Убегающая цепь».
Узнайте также про другие литературные приёмы: Метафору, Анафору и Эпитет.