Как найти амплитуду температуры воздуха за день

Амплитуда – это разница между самой высокой и самой низкой температурой.

Чтобы определить суточную амплитуду, необходимо знать эти два показателя, самую высокую и низкую температуру в течение суток.

Если знак у показателей одинаковый, необходимо из большей температуры вычесть меньшую температуру. Например, +5 и +15 градусов. 15 – 5 = 10. Температура отрицательная – 5 и – 15. 15 – 5 = 10. В том и другом случае амплитуда равняется 10 градусам.

Если максимальная и минимальная температуры с разными знаками, необходимо показатели складывать, не обращая внимания на знаки. Например, минимальная –5°, максимальная температура + 7°. 5+7 = 12. Суточная амплитуда равняется 12°.

Опубликовано 5 декабря, 2019

Пожалуй, для меня это несложный вопрос. Сразу вспомнилось, как ещё в 4 классе нам сказали неделю вести дневник погоды и каждый день вычислять амплитуду температуры. И это не столько сложно, сколько надоедает со временем из-за необходимости постоянно проверять, что показывает градусник.

Вычисляем суточную амплитуду температуры

Сначала всё-таки напомню, что это за зверь такой: амплитудой температуры считается разница между самым высоким её показателем и самым низким. Считать можно не только суточные колебания, но и месячные, годовые и т. д. Но сейчас речь именно об изменениях в течение суток. Чтобы вычислить амплитуду нужно:

  • определить, через какой промежуток времени вы будете измерять температуру воздуха (чем чаще, тем точнее результат);
  • сделать все необходимые замеры, записать;
  • в своих записях за сутки найти самое большое и самое маленькое число;
  • отнять от большего меньшее;
  • записать полученный результат, который и будет суточной амплитудой.

А чтобы было понятнее, покажу на примере, а заодно и расскажу, зачем эти вычисления нужны.

Зачем нужно знать амплитуду

К примеру, мы замеряли температуру 4 раза в сутки: в 3 часа ночи было +18, в 9 утра +21, в 3 часа дня +30 и в 9 вечера +27. Наименьшее +18, наибольшее +30. Соответственно 30-18=12. Это и есть амплитуда температуры за сутки. Может, с помощью одной суточной амплитуды мало что можно сказать, но сбор этих показаний в течение месяца, года и, тем более, многих лет отлично характеризует климат местности. Знание нормальной погоды региона позволяет увидеть любые аномалии, определить, как лучше организовать промышленность и, особенно, сельское хозяйство на местности. Ну и, главное, что это даёт человеку возможность знать, примерно чего ждать от погоды через какое-то время.

А по самой амплитуде можно многое сказать о местности. К примеру, чем выше над уровнем моря находится территория, тем меньше там будет меняться температура в течение суток. А годовая амплитуда будет меньше у приморских регионов (отсюда и климат возле моря более мягкий).

Амплитуда — этот ни что иное, как разница между максимальным и минимальным значением, в данном случае температуры. Следовательно, чтобы найти любую амплитуду температуры нам следует отнять от максимального значения минимальное. И вот она получена — амплитуда.

Обычно используют суточную, месячную или годовую амплитуды температур, но принцип их нахождения одинаков.

Для годовой мы берем разницу между максимальной и минимальной среднемесячной температурами, для месячной разницу между максимальной и минимальной среднесуточной температурой, ну а для суточной амплитуды мы берем разницу между максимальной и минимальной температурой воздуха, достигнутой в течении этих суток.

Определение

Перед тем, как вычислить годовую амплитуду температур по графику, необходимо вспомнить, что представляет собой данное определение. Итак, амплитуда, сама по себе, определяется как разность максимального и минимального показателя. В случае вычисления годовой температуры амплитудой будут служить показания термометра. Для точности результатов важно, чтобы термометр всегда использовался только один. Это позволит самостоятельно в конкретном регионе определить график хода температур. Как вычислить годовую амплитуду в климатологии? Специалисты используют для этого средние показания месячных температур за прошедшие годы, поэтому их показатели всегда отличаются о тех, что вычислены самостоятельно для своего населенного пункта.

Важность показателей

Помимо вычисления температуры воздуха для различных географических целей, разность температур важна и в других науках. Так, палеонтологи изучают жизнедеятельность вымерших видов, вычисляя амплитуды температурных колебаний в целых эпохах. Для этого им помогают различные пробы грунтов и другие методы термографии.

Исследуя работу двигателей внутреннего сгорания, специалисты определяют периоды как определенные интервалы времени, составляющие доли секунд. Для точности измерений в таких ситуациях применяют специальные электронные регистраторы.

В географии изменения температур тоже могут фиксироваться в долях, но для этого необходим термограф. Такой прибор представляет собой механическое устройство, непрерывно фиксирующее данные о температуре на ленту или цифровой носитель. Он же определяет и амплитуду изменений, учитывая выставленные интервалы времени. Такие точные приборы применяются в тех областях, куда закрыт доступ человеку, к примеру, в зонах ядерных реакторов, где важны каждые доли градусов, и следить за их изменениями необходимо постоянно.

Как определить среднегодовую температуру воздуха?

Узнать температуру самого холодного и самого теплого месяца, найти их сумму и разделить на 2. Например, средняя температура января -10°C, средняя температура июля – +14°C. Среднегодовая температура будет равна (-10+14):2. средняя годовая температура будет равна +2°C.

Как определить амплитуду температуры воздуха за месяц?

как посчитать месячную амплитуду колебания температуры воздуха? Взять самую высокую за месяц и из нее вычесть самую низкую за тот же месяц. Например, самая высокая плюс 15 градусов, самая низкая минус 5 градусов. Амплитуда: 15-(-5)=15+5=20 градусов.

Теги

КГУ
«Средняя школа № 10»

ГУ
«Отдел образования акимата Житикаринского района»

Урок
географии

«Понятие амплитуды температур.
Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха»

Класс: 6

Учитель Кудинова Людмила Николаевна

2014
г.

Тема: Понятие  амплитуды
температур. Среднесуточная и среднемесячная температура воздуха.

Цель урока:

1.Формировать 
представления учащихся о суточном ходе температур воздуха, о суточной амплитуде
температуры воздуха, среднесуточной, среднемесячной температуре воздуха.
Создать  условия  для развития  навыков работы с цифровыми данными в табличной
форме, анализа графиков хода температуры.

2.Развивать  умения извлекать
необходимую информацию, совершенствовать  вычислительные навыки  действий с
положительными и отрицательными числами. Развитие навыков саморегулируемого
обучения, умения составлять  вопросы высокого порядка.

3.Способствовать  воспитанию  у
учащихся личностных качеств: взаимопомощи, взаимоподдержки,
дисциплинированности, адекватной самооценки.

Критерии
успеха:

Учащиеся:

1.     Знают
понятие амплитуды, факторы, влияющие на изменение суточного хода температуры
воздуха.

2.     Умеют 
объяснять причины изменения суточного хода температур воздуха;  умеют 
совершать действия с отрицательными и положительными числами,вычислять
среднесуточную температуру и суточную амплитуду колебания  температуры;

Тип урока: изучение
нового материала

Оборудование:
презентация, флипчарт, карточки с заданиями, тестами, сигнальные карточки,
критерии оценивания.

Ход
урока
:

1.     Организационный
момент.

Приветствие.

Учитель: Мы продолжаем с вами изучение
атмосферы.

 Тема нашего урока: Понятие
амплитуды. Нахождение среднесуточной и среднемесячной температуры воздуха. (
запись
темы в тетрадь
)

Привлечение учащихся к
целеполаганию:

Как вы думаете, чему мы можем научиться на
уроке? Какие действия мы можем предпринять, чтобы изучить тему?

(Учащиеся отвечают: узнать, что такое
амплитуда, научиться совершать действия с числами, решать задачи)

Для проверки, насколько вы готовы к
изучению новой темы, я предлагаю вам выполнить следующие задания

2.     Актуализация
опорных знаний.
(Устный счет)

1)
— на какую высоту поднялся самолет, если за его бортом температура — — 300С,
а у поверхности Земли +120С? (7 км)


какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте   4 км, если
температура воздуха у земной поверхности +200С?( — 4
С)

2). Работа у
доски  на флипчарте:

А) Вставьте
пропущенные слова

Б)
Найдите соответствие

Игра «Что за цифра?» (на экране)

78% — содержание азота

60С – понижение температуры на каждый км

21% — содержание кислорода в составе атмосферы

1% — содержание прочих газов в составе атмосферы

18 — 20 км – мощность тропосферы над экватором

50-55 км – верхняя граница стратосферы

2
м – высота, на которой расположена будка для измерения  температуры

4.).Индивидуальный
опрос (тест):4 ученика

Самоконтроль:

«5» — нет ошибок,

«4» — 1 ошибка,

«3» — 2 ошибки,

«2» — 3 и более
ошибок. Ну что ж, ребята, молодцы. С заданиями вы справились

3.     Изучение
нового  материала.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску. Тема
нашего урока: Понятие амплитуды. Нахождение среднесуточной и среднемесячной
температуры воздуха.

— Постоянна ли температура воздуха
в течение дня? (нет)

— Когда наблюдается самая высокая
температура? ( после полудня)

-От чего зависит  температура
воздуха? ( от угла падения солнечных лучей, от высоты солнца над горизонтом,
географической широты, подстилающей поверхности, движения воздушных масс)

— Какой прибор
необходим для измерения температуры воздуха? (Термометр).

Рассказ
ученика о термометре.

Термометр
изобретен очень давно. Изобретателем термометра принято считать Галилея: в его
собственных сочинениях нет описания этого прибора, но его ученики, Нелли и
Вивиани, утверждали, что уже в 1597 г. он устроил нечто вроде термобароскопа
(термоскоп). Современный термометр состоит из тонкой трубки, куда налита
жидкость (спирт или ртуть). Действие термометра основано на свойстве жидкостей
при нагревании расширяться, при охлаждении сжиматься.

Шкала
термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 00
расположены деления с положительной температурой, а ниже 00 с
отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а
отрицательную – низкой.

Разница
между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной
амплитудой температуры воздуха.

Как
же правильно определить амплитуду колебания температуры воздуха?

 
Амплитуда рассчитывается по следующей формуле:
A = maxt0mint0.

Алгоритм
определения суточной амплитуды температуры воздуха

1.                    
Найдите
среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;

2.                    
Найдите
среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;

3.От
самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха. 
Амплитуда
рассчитывается по следующей формуле:
A = max t0min t0.

4. Запись
решения учащимися в тетрадь.
+40С – (–10С) = 50С.

Примеры
на закрепление.

Хорошо,
ребята, давайте немного отдохнем.

 Физминутка
«Солнышко лучистое»

В
прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение
(цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня
меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное,
вечернее или какое-то другое)? Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни
или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать
среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм
определения среднесуточной температуры воздуха

1.      Сложите
все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;

2.      Сложите
все положительные показатели температуры воздуха;

3.      Сложите
сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;

4.      Значение
полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Решение
записать в тетрадь

4.Закрепление
полученных знаний.

Практикум по
группам.

 А сейчас 
ребята, мы с вами проверим, как вы усвоили материал урока. Каждая группа
учащихся получает задание. Как вы думаете, может быть нужно распределить
задания внутри группы для скорейшего и правильного  выполнения?
(Роль
консультантов выполняют Даша, Жанна, Лиза, Ульяна).

1 группа:
Определить амплитуду  и среднесуточную температуру воздуха в  Житикаре (за
18.02.14)

Время:          
6ч               12ч               18ч                        24ч

Темпер.        
-13             -11                 -10                          -12

Ср.сут.t=
-46:4=-11,5                            А=3

2 группа: Определите среднюю
годовую температуру  и годовую амплитуду температур:

Январь       
-20              Июль      +22°

Февраль -15°               
Август    +10°

Март       -5°               
Сентябрь  +5°

Апрель      
+5°              Октябрь     0°

Май           
+16°            Ноябрь     -5°

Июнь        
+20°            Декабрь    -15°

Ср t
год.

= (78° + (-60°)):12= +18°:12 =+1,5°С

А год. = +22° –
(-20°) = 22°+20° = 42

3 группа: 
Рассчитайте среднегодовую температуру и определите амплитуду температур за год


Месяц


я


ф


м


а


м


и


и


а


с


о


н


д

Ср.

годовая
C


Ср.температура


-16


-12


-5


4


11


18


22


16


10


5


-5


-12

Ср. годовая = 80-56=36:12=3 СА= 38

4 группа:
Рассчитайте среднемесячную температуру воздуха и найдите амплитуду колебаний
температуры.

Индивидуальное
задание у доски

Рассчитайте среднесуточную
температуру и амплитуду температур


Часы


0


3


6


9


12


15


18


21


Температура,0С


-1 


-4


-6


-2


0


+3


0


-2

Среднесуточная -1,5 С          А= 9

(проверка
правильности выполнения учителем и консультантами)

4.Оценивание.
Анализ деятельности учащихся на уроке.

В начале урока мы
с вами ставили задачи, которые планировали решить во время урока. Используя
предложенные критерии,  оцените свою индивидуальную работу на уроке, а также
работу в  составе группы. Итак, какие оценки вы себе поставили? Почему вы себе
поставили такую оценку?

 ( учащиеся
оценивают свою работу согласно выработанным критериям)

5.Домашнее задание:

обязательное: понаблюдать за  погодой,
измерить температуру воздуха, рассчитать амплитуду и среднесуточную
температуру;

 по желанию: составить кроссворд
«Атмосфера»

6.Рефлексия: Какая
цель стояла перед нами?

Что нового вы
узнали сегодня на уроке? Как вы думаете, нужны математические знания в
географии?

Понравилась вам такая форма  проведения
урока? Мне очень важно Ваше мнение
.  Рефлексия  «Две звезды
и пожелание» (на стикерах),  учащиеся прикрепляют к корзинке воздушного шара.

Спасибо за
сотрудничество!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти крылья в hollow
  • Как найти нок чисел если нод известно
  • Как найти список отозванных сертификатов
  • Как исправить старую счет фактуру
  • Ошибка 104103 zoom как исправить