Автор: Дмитрий Сироткин
Подготовил обзор фразеологизмов-антонимов.
В него вошло 88 фразеологизмов по 22 темам.
Среди этих тем: хороший-плохой человек, умный-глупый, хитрый-простодушный, враждебно-дружно, высокий-низкий, болтать-молчать, умелый-неумелый, хорошая-плохая работа, легко-тяжело, дорого-дешево, мало-много, далеко-близко, темно-светло, всегда-никогда, и др.
Фразеологизмы – антонимы про хорошего-плохого человека
- Человек с большой буквы – дьявол во плоти
- Добрая душа – черная душа (кстати, фразеологизмы о человеке)
Фразеологизмы – антонимы про сведущего-несведущего человека
- Ходячая энциклопедия – нахвататься по верхам
- Знать как свои пять пальцев — разбираться как свинья в апельсинах
Фразеологизмы – антонимы про умного-глупого
- Ума палата — без царя в голове
- Семи пядей во лбу — пороха на выдумает
Фразеологизмы – антонимы про хитрого-простодушного
- Себе на уме – святая простота
- Лиса Патрикеевна – открытая душа
Фразеологизмы – антонимы про враждебно-дружно
- Как кошка с собакой – душа в душу
- На дух не переносить – водой не разольешь
Фразеологизмы – антонимы про высокий-низкий
- Коломенская верста — от горшка два вершка
- Дядя, достань воробушка – метр с кепкой (кстати, фразеологизмы к высокий)
Фразеологизмы – антонимы про болтать-молчать
- Чесать языком – молчать как рыба
- Язык без костей – будто язык проглотил
Фразеологизмы – антонимы про разглашать–не говорить лишнего
- Выносить сор из избы — держать язык за зубами
- Сболтнуть лишнего – клещами не вытянешь (кстати, фразеологизмы о языке)
Фразеологизмы – антонимы про умелого-неумелого
- Золотые руки – руки не из того места растут
- Мастер на все руки – мастер-ломастер
Фразеологизмы – антонимы про хорошую-плохую работу
- Засучив рукава – спустя рукава (усердно — небрежно (работать))
- Не покладая рук — бить баклуши (работать с усердием – бездельничать)
Фразеологизмы – антонимы про легко-тяжело
- Как по маслу – удовольствие ниже среднего
- Как нечего делать — хоть головой об стену бейся
Фразеологизмы – антонимы про полезное-бесполезное
- Дойная корова – как с козла молока
- Манна небесная — как мертвому припарки
Фразеологизмы – антонимы про дорого-дешево
- Никаких денег не хватит — гроша ломаного не стоит
- Влетать в копеечку — почти даром
Фразеологизмы – антонимы про пьяного-трезвого
- Нажраться как свинья – ни в одном глазу
- (Напиться) до положения риз – трезв как стеклышко
Фразеологизмы – антонимы про богатого-бедного
- Денежный мешок — ни гроша за душой
- Купаться в золоте — сводить концы с концами
Фразеологизмы – антонимы про мало-много
- С гулькин нос — куры не клюют
- Кот наплакал — хоть отбавляй (кстати, фразеологизмы к мало и фразеологизмы к много)
Фразеологизмы – антонимы про быстро-медленно
- Сломя голову — черепашьим шагом
- В мгновение ока – в час по чайной ложке
Фразеологизмы – антонимы про долго-недолго
- Битый час — считанные минуты
- До посинения (спорить и т.п.) – пять минут и готово (кстати, фразеологизмы к долго)
Фразеологизмы – антонимы про далеко-близко
- За тридевять земель — рукой подать
- У черта на куличках – в двух шагах
Фразеологизмы – антонимы про исчезновение-появление
- Как сквозь землю провалиться – вырастать как из-под земли
- Как корова языком слизнула – выскакивать как черт из табакерки
Фразеологизмы – антонимы про темно-светло
- Хоть глаза выколи — хоть иголки собирай
- Не видно ни зги – светло как днем
Фразеологизмы – антонимы про всегда-никогда
- Испокон веков — после дождичка в четверг
- До скончания веков — когда рак на горе свистнет
Как это обычно бывает у лингвистов, с пониманием того, что такое фразеологизмы-антонимы, всё непросто. Имеются широкое и узкое понимание этого термина:
- Широкое понимание состоит в том, что фразеологизмы-антонимы имеют противоположное значение. Таких фразеологизмов можно подобрать достаточно много.
- Узкое понимание заключается в том, что помимо требования противоположности значения у двух фразеологизмов-антонимов должен совпадать состав слов за исключением одного из слов каждого фразеологизма. Например, «засучив рукава» – «спустя рукава». Естественно, таких фразеологизмов-антонимов уже намного меньше.
Честно говоря, узкое понимание кажется мне каким-то надуманным и обедняющим языковую реальность, ведь главное – это противоположность значений, а формальные ограничения мешают найти действительно удачный вариант фразеологизма-антонима для данного фразеологизма. Для чего выдвигаются такие наукообразные построения, создающие лишь лишние сложности, мне как практику понять трудно.
Обычно в конце материала о фразеологизмах с каким-либо словом я пишу, какие из этих фразеологизмов мне самому понравились больше всего. Но сейчас их так много и они такие разные, что, пожалуй, я не смогу выбрать самые понравившиеся.
Возможно, вас заинтересуют и фразеологизмы — синонимы. Могу предложить вам также следующие материалы о фразеологизмах:
- Фразеологизмы
- Фразеологизмы без значения
- Фразеологизмы — сравнения
- Фразеологизмы с частицей ни
- Фразеологизмы с деепричастиями
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.
Комментарии также всячески приветствуются!
В русском языке существуют не только слова с противоположным значением, которые называют антонимами, но и целые группы слов, фразы, фразеологизмы с противоположным значением. Вот несколько интересных примеров таких фразеологизмов-антонимов:
**
**
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Афанасий44 5 лет назад Фразеологизмы-антонимы встречаются реже, чем фразеологизмы-синонимы. Примеры: «кровь с молоком» (краснощёкая) — «ни кровинки» (бледная), «голова — дом советов» (башковитый, умный) — «пороха на выдумает» (недалёкий), «чесать языки» (сплетничать) — «прикусить язык» (помалкивать), «набраться ума» — «лишиться ума», «в двух шагах» — «на краю Вселенной». Бывает, некоторые части фразеологизмов-антонимов идентичны по составу, однако другие компоненты имеют противоположное значение: «спустя рукава» (волокитеть дело) — «засучив рукава» (усердно работать) «повернуться лицом» — «повернуться спиной». «во весь дух» (очень быстро) — «шаг за шагом» (потихоньку). Rogneda 6 лет назад Фразеологизмы-антонимы — это устойчивые выражения с противоположным смыслом. Оказывается, фразеологизмы могут вступать как в синонимические, так и антонимические отношения между собой, как и обычные слова. Ведь зачастую устойчивое выражение, в ключающее в себя несколько слов, равнозначно (синонимично) одному слову, например: бежать сломя голову = быстро. Так почему же, как и обычным лексическим единицам языка, фразеологизмам не быть антонимами? Так, например, к устойчивому выражению «бежать сломя голову» (быстро) подберу выражение «черепашьим шагом» (медленно). Примеры фразеологизмов-антонимов: ни свет ни заря — на ночь глядя; бежать высунув язык — в час по чайной ложке; работать засучив рукава — бить баклуши; жить душа в душу — как кот с собакой; яблоку негде упасть — пусто как в церкви; кот наплакал — куры не клюют; побледнел как полотно — покраснел как рак; молчать как рыба — трезвонить во всю ивановскую. Фраза «фразеологизмы-антонимы» означает имеющиеся в русском языке фразеологизмы, чей смысл противопоставляется друг другу. К таковым относятся —
terli4eno4ka 6 лет назад В русском языке существуют не только слова-антонимы, но и целые фразеологизмы-антонимы, или речевые обороты, словосочетания с противоположным значением. К примеру:
Tatiana3421 6 лет назад это антонимы, т.е. фразеологизмы противоположного друг другу значения, а не отдельные слова фразы , имеющие противоположный смысл например: от горшка два вершка( малыш), верста коломенская( великан) кот наплакал( нет ничего), куры не клюют( всего полно) как кошка с собакой( ругаются), не разлей вода( водой не разольешь), дружат шабалдина 6 лет назад Определение «антонимы» относится к словам, имеющим противоположное лексическое значение. Но можно применить и к фразеологизмам, противоположным по значению. Примеры: как в рот воды набрал — трещит без умолку; как черепаха — во всю прыть; не покладая рук — спустя рукава; темно, хоть глаз выколи — светло, хоть иголки собирай. Агафья 5 лет назад Синомимические фразеологизмы вполне можно заменить другими не изменяя смысла. Фразеологизм сломя голову легко заменяется таким: на всех парусах, другим: во всю прыть… они имеют значение «быстро бежать». Антонимические фразеологизмы совсем наоборот, имеют противоположное значение. Описывают полярные характеристики одного предмета, человека Например: Хоть иголки собирай (яркий свет)-тьма непролазная, кот наплакал (на донышке)-пруд пруди (вдоволь), с лёгким сердцем (радостно)-с тяжёлым сердцем (нехотя), возносить до небес (нахваливать)-втаптывать в грязь (унижать, ругать), небо и земля (отличается)-на одно лицо (близнецы), верста коломенская (долговязый)-мужичок с ноготок (коротышка). Бархатные лапки 5 лет назад Фразеологизмы-антонимы — это выражения с противоположным смыслом На самом деле их не так уж и мало, вот подобрала лишь некоторые примеры: Рукой подать (очень близко) — У черта на куличках (непонятно где, далеко). Песок сыплется (старый, древний) — Молоко на губах не обсохло (молодой и неопытный). Заячья душа (трусливый) — Не робкого десятка (смелый, решительный). Мастер на все руки (человек, умеющий делать все) — Профессор кислых щей (ничего делать не умеет). Гул как сивый мерин (тупой и глупый) — Семи прядей во лбу (необычайно умный и разумный). В темпе вальса (быстро, скоро) — Тянуть волынку (медленно, долго). Возносить до небес (хвалить) — Втоптать в грязь (ругать, наговаривать). Вставлять палки в колеса (всячески мешать) — Дать зеленый цвет (везде помогать). Пчела Жужа 5 лет назад Школьники часто сталкиваются с фразеологизмами на олимпиадах, а также ЕГЭ по русскому языку. Антонимами являются такие слова, которые имеют противоположное значение. К примерам фразеологизмов-антонимов можно отнести:
Знаете ответ? |
Фразеологизмы антонимы примеры словосочетаний
Фразеологизмы-антонимы
В большом горшке на донышке (мало) – сорок сороков (много).
Вдруг откуда ни возьмись (резко появляться) – поминай как звали (резко исчезать).
Возносить до небес (хвалить) – втаптывать в грязь (унижать, оскорблять).
Воспрянуть духом (вернуть бодрость, оживиться) – повесить нос (поникнуть, стать унылым).
Выбиться из сил (устать) – набраться сил (снять усталость).
Душа в душу (дружно жить) – как кошка с собакой (жить ссорясь).
Засучив рукава (усердно) – спустя рукава (небрежно).
Игра не стоит свеч (не имеет смысла) – игра стоит свеч (имеет смысл).
Идти в гору (достигать успеха) – катиться по наклонной плоскости (опускаться в нравственном отношении).
Иметь голову на плечах (быть благоразумным) – без царя в голове (быть глупым).
Как по маслу (легко) – через пень колоду (со сложностями).
Кровь с молоком (здоровое тело) – краше в гроб кладут (бледный человек).
На вес золота (очень дорого) – яйца выеденного не стоит (не имеет никакого значения).
На всех парах (быстро) – черепашьим шагом (медленно).
На край света (далеко) – рукой подать (близко).
На ум не идет (не вспоминается) – с ума не идет (не забывается).
Ни зги не видно (очень темно) – хоть иголки собирай (очень светло).
Прикусить язык (замолчать) – развязать язык (разговориться).
Пустить в дело (потратить на дело) – пустить в трубу (растратить).
От горшка два вершка (маленький) – с коломенскую версту (большой).
Фразеологизмы — антонимы
Автор: Дмитрий Сироткин
Подготовил обзор фразеологизмов-антонимов .
В него вошло 88 фразеологизмов по 22 темам.
Среди этих тем: хороший-плохой человек, умный-глупый, хитрый-простодушный, враждебно-дружно, высокий-низкий, болтать-молчать, умелый-неумелый, хорошая-плохая работа, легко-тяжело, дорого-дешево, мало-много, далеко-близко, темно-светло, всегда-никогда, и др.
Фразеологизмы – антонимы про хорошего-плохого человека
- Человек с большой буквы – дьявол во плоти
- Добрая душа – черная душа (кстати, фразеологизмы о человеке)
Фразеологизмы – антонимы про сведущего-несведущего человека
- Ходячая энциклопедия – нахвататься по верхам
- Знать как свои пять пальцев — разбираться как свинья в апельсинах
Фразеологизмы – антонимы про умного-глупого
- Ума палата — без царя в голове
- Семи пядей во лбу — пороха на выдумает
Фразеологизмы – антонимы про хитрого-простодушного
- Себе на уме – святая простота
- Лиса Патрикеевна – открытая душа
Фразеологизмы – антонимы про враждебно-дружно
- Как кошка с собакой – душа в душу
- На дух не переносить – водой не разольешь
Фразеологизмы – антонимы про высокий-низкий
- Коломенская верста — от горшка два вершка
- Дядя, достань воробушка – метр с кепкой (кстати, фразеологизмы к высокий)
Фразеологизмы – антонимы про болтать-молчать
- Чесать языком – молчать как рыба
- Язык без костей – будто язык проглотил
Фразеологизмы – антонимы про разглашать–не говорить лишнего
- Выносить сор из избы — держать язык за зубами
- Сболтнуть лишнего – клещами не вытянешь (кстати, фразеологизмы о языке)
Фразеологизмы – антонимы про умелого-неумелого
- Золотые руки – руки не из того места растут
- Мастер на все руки – мастер-ломастер
Фразеологизмы – антонимы про хорошую-плохую работу
- Засучив рукава – спустя рукава (усердно — небрежно (работать))
- Не покладая рук — бить баклуши (работать с усердием – бездельничать)
Фразеологизмы – антонимы про легко-тяжело
- Как по маслу – удовольствие ниже среднего
- Как нечего делать — хоть головой об стену бейся
Фразеологизмы – антонимы про полезное-бесполезное
- Дойная корова – как с козла молока
- Манна небесная — как мертвому припарки
Фразеологизмы – антонимы про дорого-дешево
- Никаких денег не хватит — гроша ломаного не стоит
- Влетать в копеечку — почти даром
Фразеологизмы – антонимы про пьяного-трезвого
- Нажраться как свинья – ни в одном глазу
- (Напиться) до положения риз – трезв как стеклышко
Фразеологизмы – антонимы про богатого-бедного
- Денежный мешок — ни гроша за душой
- Купаться в золоте — сводить концы с концами
Фразеологизмы – антонимы про мало-много
- С гулькин нос — куры не клюют
- Кот наплакал — хоть отбавляй (кстати, фразеологизмы к мало и фразеологизмы к много)
Фразеологизмы – антонимы про быстро-медленно
- Сломя голову — черепашьим шагом
- В мгновение ока – в час по чайной ложке
Фразеологизмы – антонимы про долго-недолго
- Битый час — считанные минуты
- До посинения (спорить и т.п.) – пять минут и готово (кстати, фразеологизмы к долго)
Фразеологизмы – антонимы про далеко-близко
- За тридевять земель — рукой подать
- У черта на куличках – в двух шагах
Фразеологизмы – антонимы про исчезновение-появление
- Как сквозь землю провалиться – вырастать как из-под земли
- Как корова языком слизнула – выскакивать как черт из табакерки
Фразеологизмы – антонимы про темно-светло
- Хоть глаза выколи — хоть иголки собирай
- Не видно ни зги – светло как днем
Фразеологизмы – антонимы про всегда-никогда
- Испокон веков — после дождичка в четверг
- До скончания веков — когда рак на горе свистнет
Как это обычно бывает у лингвистов, с пониманием того, что такое фразеологизмы-антонимы, всё непросто . Имеются широкое и узкое понимание этого термина:
- Широкое понимание состоит в том, что фразеологизмы-антонимы имеют противоположное значение. Таких фразеологизмов можно подобрать достаточно много.
- Узкое понимание заключается в том, что помимо требования противоположности значения у двух фразеологизмов-антонимов должен совпадать состав слов за исключением одного из слов каждого фразеологизма. Например, «засучив рукава» – «спустя рукава». Естественно, таких фразеологизмов-антонимов уже намного меньше.
Честно говоря, узкое понимание кажется мне каким-то надуманным и обедняющим языковую реальность, ведь главное – это противоположность значений, а формальные ограничения мешают найти действительно удачный вариант фразеологизма-антонима для данного фразеологизма. Для чего выдвигаются такие наукообразные построения, создающие лишь лишние сложности, мне как практику понять трудно.
Обычно в конце материала о фразеологизмах с каким-либо словом я пишу, какие из этих фразеологизмов мне самому понравились больше всего . Но сейчас их так много и они такие разные, что, пожалуй, я не смогу выбрать самые понравившиеся.
Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже .
Комментарии также всячески приветствуются!
Скороговорки
Не каждый человек правильно понимает и использует фразеологизмы в своей речи.
В олимпиадах по русскому языку школьники часто сталкиваются с заданиями, связанными с фразеологическими оборотами. Также фразеология встречается в материалах ЕГЭ по русскому языку.
Как выяснил сайт Скороговорки.ком, только трое из десяти школьников на олимпиадах по русскому языку могут полностью выполнить задание — «подобрать фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы к данным словам и выражениям«. И ведь это ребята, которые отобраны как лучшие в классе по знанию русского языка.
Чтобы справиться с заданиями, посвященными фразеологизмам (идиомам), следует обратить пристальное внимание на изучение темы «Русская фразеология». Заниматься этим необходимо, так как знания фразеологических оборотов у школьников оставляют желать лучшего.
**Фразеологизмы-синонимы**
Фразеологизмы-синонимы к выражению «Усердно, прилежно трудиться»: не покладая рук, засучив рукава, не жалея сил, до седьмого пота, в поте лица.
Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию «Быстро бежать»: со всех ног, сломя голову, что есть сил, что есть духу, во все лопатки, во всю прыть, только пятки засверкали, мчаться на всех парусах.
Фразеологизмы-синонимы к выражению «Все без исключения»: все как один, как один человек, от мала до велика, и стар и млад.
Фразеологизмы-синонимы к слову «Мгновенно»: в одно мгновение, в один миг, не успел оглянуться, не успел глазом моргнуть.
Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию «Совсем близко»: в двух шагах, рукой подать, быть под боком.
Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию «Очень бледный»: как мел, как полотно, ни кровинки в лице, на нём лица нет.
Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию «Очень тесно»: повернуться негде, яблоку негде упасть, как сельдей в бочке.
Фразеологизмы-синонимы к словосочетанию «Говорить вздор»: нести ахинею, молоть ерунду, нести галиматью, нести околесицу, пороть чепуху.
Фразеологизмы-синонимы к выражению «Не оставлять следов преступления»: замести следы, спрятать концы в воду.
Фразеологизмы-синонимы к выражению «Все одинаково хороши»: все как на подбор, молодец к молодцу, один к одному.
**Фразеологизмы — антонимы**
Возносить до небес — Втаптывать в грязь.
Ни зги не видно — Хоть иголки собирай.
Кот наплакал — Куры не клюют.
Спустя рукава — Засучив рукава.
Как кошка с собакой — Водой не разольёшь.
За словом в карман не полезет — Язык проглотил.
источники:
http://burido.ru/602-frazeologizmy-antonimy
http://skorogovorki.com/frazeologizmy/sinonimyantonimyi/
Антонимичные
отношения в фразеологии развиты меньше,
чем синонимия. Антонимичные отношения
фразеологизмов поддерживаются
антонимичными отношениями их лексических
синонимов (умный – глупый; семи пядей
во лбу – пороха не выдумает).
В
особую группу выделяются антонимичные
фразеологизмы, частично совпадающие
по составу, но имеющие компоненты
противопоставленные по значению (с
тяжёлым сердцем – с лёгким сердцем; не
из храброго десятка – не из трусливого
десятка). Компоненты, придающие этим
фразеологизмам противоположное значения,
часто являются лексическими антонимами
(храбрый – трусливый), но некоторые
слова вступают в антонимичные отношения
только связанными в фразеологизме (лицо
– спина).
Для
писателей и публицистов представляют
интерес антонимические фразеологизмы,
имеющие в своём составе общие компоненты,
так как их столкновение особенно оживляют
речь и придают ей каламбурное звучание:
«Столь жёсткий бюджет необходим, чтобы
поставить Англию на ноги, — утверждал
Джекинс. «Не знаем, как Англию, но нас,
англичан, он сбивает с ног», — горько
произносит человек с улицы.
47.Структура фразеологизмов. Соотношение фразеологических оборотов с различными частями речи.
По своему строению
фразеологические обороты делятся на
два разряда:
-
Фразеологические
обороты структурно равнозначные
предложению. Они построены по модели
предложения, но по смыслу равны слову:
не велика важность = пустяк; куры не
клюют = много. -
Фразеологические
обороты представляющие собой
словосочетание. Они разнообразны по
строению: а) прилагательное + сущ. (бабье
лето, первые шаги, абсолютный ноль); б)
сущ. в Им.п. + сущ. в Род.п. (муки слова,
подруга жизни, узы дружбы); в) сущ. в Им.п
+ сущ. с предлогом (путёвка в жизнь, нож
в спину, кровь с молоком); г) предлог +
прилагательное + существительное (за
длинным рублём, до последнего дыхания,
в добрый час); д) существительное с
предлогом + существительное в Род.п.
(до конца дней, по гроб жизни, на вес
золота); е) глагол + существительное
(помянуть добром, стереть в порошок,
пялить глаза)
Соотношение
фразеологических оборотов с различными
частями речи. Фразеологизмы
соотносительны к определённым частям
речи. они аналогичны существительным,
глаголам, наречиям. С точки зрения
эквивалентности фразеологизмов той
или иной части речи, их можно разделить
на 7 групп:
-
Глагольные
фразеологизмы (стать в тупик = запутаться) -
Супстантивные
фразеологизмы (существительные) (игра
слов = каламбур) -
Наречные (хоть
пруд пруди = много) -
Адъективные
(прилагательные) (кожа да кости = худой) -
Междометные
(скажите пожалуйста = ну и ну) -
Модальные (что за
вопрос = конечно) -
Союзные (не смотря
на то, что)
Наиболее богатые
первые три группы. Фразеологизмы могут
иметь в своём оформлении слова антонимы,
синонимы, каламбуры, тавтологические
сочетания, рифмованные компоненты:
-
Антонимы. Нет худа
без добра, чёрным по белому. -
Синонимы. Ум за
разум заходит, судить да рядить, вокруг
да около. -
Каламбуры. Без
ножа зарезать, без году неделя, ноль
без палочки. -
Тавтологические.
Зуб за зуб, кровь за кровь. -
Рифмованные
компонеты. На своих двоих, ни кожи ни
рожи, шито крыто.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Цели:
- познакомить обучающихся с новыми фразеологизмами ,обогащая их
словарный запас; - познакомить с фразеологизмами-антонимами;
- учить находить фразеологизмы-антонимы в тексте, объяснять их значение и
употреблять их в речи.
Оборудование: мультимедийный проектор; экран; набор карточек с
фразеологическими оборотами; карточки к заданию №4;учебник “Русский язык”(2
часть); мультимедийная презентация.
Ход урока
Организационный момент.
1. Актуализация знаний.
На экране появляется Слайд 1.
– Прочитайте. Разберите слово по буквам. На каждую букву слова придумайте
слово, которое ассоциируется со словом “словарь”.(Учащиеся называют слова.)
С – слово
Л – любознательность
О – обучение
В – внимание
А – алфавит
Р – развитие
Ь —
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(– О словарях.)
– Что такое словарь?
(– Справочная книга.)
– Какие бывают словари?
(Толковый, Обратный, фразеологический….)
Для чего нужны словари?
(– Чтобы быть грамотными, уметь объяснять, растолковывать смысл, значения слов.
объяснять происхождения слов.)
– Сегодня мы поработаем с одним из этих словарей. А каким, вы сейчас поймёте
сами.
(Появляется Слайд 2.)
– Прочитайте выражения на слайде.
(– Бить ключом. – Яблоку негде упасть. – Кот наплакал.)
– Какие мысли возникли? Что это за выражения?
(– Это фразеологизмы.)
– Что такое фразеологизмы?
(– Устойчивые (постоянные) сочетания слов.)
– Значит, с каким словарём будем работать?
(Фразеологическим.)
– Кто сформулирует тему нашего урока?
(– Я думаю, тема урока “Фразеологизмы”.)
(Появляется Слайд 3 с темой урока.)
– Давайте попробуем объяснить значение представленных фразеологизмов.
(Дети высказывают свои предположения: яблоку негде упасть – много народу, кот
наплакал – очень мало.)
– Обратимся к словарю из учебника и проверим, правильно ли мы объяснили
значение фразеологизмов.
– Какой словарь понадобится?
(– Фразеологический. Дети открывают в учебнике “Русский язык” 2 ч.)
Дети высказывают свои предположения: бить ключом – бурно протекать, яблоку
негде упасть – много народу, кот наплакал – очень мало.)
2. Проверка индивидуальной работы.
– 1-й ряд объясняет первый фразеологизм.
– 2-й ряд объясняет второй фразеологизм.
– 3-й ряд объясняет третий фразеологизм.
– (Учащиеся находят толкование фразеологизмов по рядам. Зачитывают свои
ответы.)
Появляется следующая строка, Слайд 3.
– Правильны ли были наши предположения?
(-Да.)
3. Мотивация.
– Для чего выполняли задание?
(– Познакомиться с новыми фразеологизмами, обогатить свой словарный запас.)
Целепологание.
– Это первая цель нашего урока.
(Появляется Слайд 4)Учитель высвечивает поочерёдно строки).
– А что это за вопрос у нас появился?
(Дети предполагают, что их ждёт на уроке новое открытие).
– Согласна.
– Сегодня откроем тайну русского языка с помощью фразеологического словаря.
4. Открытие нового знания.
– (Учитель обращает внимание детей на Слайд 5, на нём 1 и 2
предложение.)
– Прочитайте предложения.
(Дети читают 1 и 2 предложение на слайде.)
– Вера Сергеевна объясняла решение задачи, а Петя не слушал.
– Вера Сергеевна объясняла решение задачи, а Петя ловил ворон.
– Сравните эти предложения. Кто хочет высказаться?
(– Выражение: Петя не слушал – прямое значение. Петя ловил ворон – с
фразеологизмом.)
– Как изменилось 2 предложение?
(– Выражение: Петя не слушал – прямое значение.
Петя ловил ворон – с фразеологизмом.
– 2-е предложение более яркое, интересное.
– Это синонимы (обозначают одно и то же).
На слайде появляется 3-е предложение.
– Прочитайте. Сравните 3 и 2 предложение. Что изменилось?
– Объясните.
(– Во втором предложении Петя не слушал учителя, а потом стал слушать
внимательно.)
– Что можем сказать об этих фразеологизмах?
(– Они противоположны по смыслу.)
– Как называются слова ,противоположные по смыслу?
(– Антонимы.)
– Так какое же открытие мы сделали?
(– Мы узнали, что есть фразеологизмы-антонимы.)
– Какую учебную задачу поставим дальше?
(– Учиться находить в словаре фразеологизмы-антонимы, объяснять их значение,
употреблять в речи.)
(Появляется Слайд 6 с целями3, 4.)
5. Закрепление знаний.
Работа в парах.
Поработаем по карточкам с фразеолгизмами – антонимами.
– Хотите проверить свои силы? (– Да.)
– Составьте из данных фразеологизмов пары антонимов (данные выражения
представлены в хаотичном порядке):
Кот наплакал.
Как воды в рот набрал.
Язык без костей.
Спустя рукава.
Хоть пруд пруди.
Засучив рукава.
Проверка.
– А теперь сравните свою работу с эталоном.
(Появляется Слайд 7.)
– Проведём упражнение “Встали-сели сели ниже” (физкультминутка).
– Кто справился со всеми заданиями – встали.
– Кто допустил ошибку – сели.
– Кто не справился с заданием – сели ниже.
(Самопроверка по эталону на слайде. Упражнение “Встали – сели – сели ниже”.)
(Дети проверяют свою работу и оценивают себя.)
– Спасибо за эту работу. Молодцы.
Фронтальная работа.
Появляется Слайд 8.
– Посмотрите на словари, изображённые на слайде.
– Что вы о них знаете?
(Этимологический – объясняет происхождение слов.)
– Почему они вместе? Что вы думаете?
(Может быть, фразеологические обороты тоже откуда-то возникли.)
– Давайте понаблюдаем, откуда пришли эти выражения?
(Появляется Слайд 9.)
– Что увидели?
(– На нём даны фразеологизмы.)
– Прочитайте первую группу выражений.
(– Ход конём. Привести к общему знаменателю. Сгущать краски.)
– Откуда пришли эти фразеологизмы?
Я думаю в одном случае так говорили художники или маляры.
(– Я думаю шахматисты или хлебороб. Значит из профессий.)
– Согласна.
– Молодцы.
(Появляется на Слайде 9 название выражений: “Профессии”.)
– Прочитайте вторую группу выражений.
(– Не от мира сего.
– Как зеницу ока.)
– Какие мысли возникли?
(– Я думаю это говорили люди в давние исторические времена.)
– Эти выражения пришли к нам из старославянского языка.
(Появляется следующая строка Слайда 9: “Старославянский язык”.)
Работа на перспективу.
– Прочитайте третью группу выражений.
(– Ахиллесова пята.
– Авгиевы конюшни.)
– Интересно?
(– Да.)
– Если заинтересовались 3-ей группой фразеологизмов, то узнаете о них на
следующих уроках.
6. Работа в группах.
Появляется Слайд 10.
– Прочитайте.
(Мой друг Юра гонял лодыря. Дома он бил баклуши. Родители
снимали с него стружки.)
– Понравился вам мальчик Юра?
(– Нет.)
– Почему?
(– Ленивый, равнодушный, огорчает родителей.)
– Замените подчёркнутые фразеологизмы, выбрав в скобках подходящие по смыслу
антонимы.
– Обратитесь к словарю, если испытываете затруднения.
(Дети работают в группах по карточкам со словами-помощниками.)
– Проверим. Что получилось?
– Теперь вам мальчик нравится ?
– Что нам помогло изменить смысл текста?
(От каждой группы выступает эксперт.)
– Запишите текст. Проверьте.
Появляется Слайд 11.
1-я группа – 1-е предложение.
Мой друг Юра мастер на все руки.
2-я группа – 2-е предложение.
Дома он работал, засучив рукава.
3-я группа – 3-е предложение.
Родители в нём души не чаяли.
(Дети оценивают себя.)
– Оцените себя цветной фишкой (красный цвет – отлично, жёлтый – хорошо,
зелёный – не справились).
Рефлексия.
Слайд 12.
– Давайте проанализируем наш урок: вспомним цели. (по ходу ответа детей
появляются строки на слайде)
– Какие открытия сделали?
(– Я узнал, что есть фразеологизмы – антонимы.
– А я узнал новые фразеологизмы.
– А я учился употреблять фразеологизмы в речи.)
Слайд 13.
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами
на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
– Зачитайте. Объясните.
(Дети зачитывают. Объясняют.)
7. Д/з Дифференцированная работа
Учитель предлагает выбрать детям задание пожеланию.
1) по учебнику упр.78;
2) работа со словарем: найти пару фразеологизмов – антонимов и составить
предложения.
3) творческая работа: проиллюстрируй любой фразеологизм.
Слайд 14.
“Спасибо за урок …”