Русский язык
5 класс
Урок № 53
Антонимы
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Какие слова являются антонимами.
2. Что такое «контекстные антонимы».
Тезаурус
Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением.
Контекстные антонимы – слова, которые противоположны друг другу только в рамках одного текста.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
Дополнительная литература:
1. Кузнецова С. А. Большой толковый словарь русского языка. 2-е изд. – СПб – М.: Рипол – Норин., 2000. – 1536 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Отношения между словами одного языка могут быть разными. Некоторые слова внешне выглядят по-разному, но внутри, своим значением, очень похожи! Такие слова мы называем синонимами. Например: большой и огромный.
Есть слова, которые выглядят совершенно одинаково, но вот внутри – ничего похожего! Совершенно разные значения! Такие слова мы называем омонимами. Например: кран (строительный) и кран (водопроводный).
Но есть слова, чьи значения не просто различны, а противоположны! Такие слова мы назовём антонимами. Например: большой – маленький.
У всех ли слов есть антонимы? Конечно, нет. Подумайте. Разве есть что-то, противоположное яблоку? Или Австралии? Или телевизору. Нет. У существительный редко бывают антонимы, так как существительные обозначают предмет или явление, другой предмет может от него отличаться, но почти никогда не будет его противоположностью. Редко встречаются антонимы и среди глаголов. Возьмём глагол стоять. Какое слово будет его антонимом? Идти? Бежать? Лежать? Все эти глаголы обозначают разные действия и их трудно противопоставить друг другу. Но если вы подумаете о глаголе открыть, то сразу назовёте его антоним: закрыть. Одно действие противоположно другому.
Но больше всего антонимов среди прилагательных.
Высокий? Низкий!
Лёгкий? Тяжёлый!
Мелкий? Глубокий?
Но будьте внимательны! Иногда нам кажется, что признаки противоположны друг другу, как, например, чёрный и белый, но на самом деле предмет может быть не чёрным, не белым, а красным или зелёным.
Как и в случае с синонимами, существуют контекстные антонимы, то есть слова, которые будут противоположны в рамках одного текста. Бездомные кошки и собаки населяли этот двор. Собаки ходили стаями, а кошки жили поодиночке, собаки хотели найти хозяина, кошкам нравилась их вольная жизнь.
Кошки и собаки противопоставлены в данном тексте, а значит, здесь они будут антонимами, но вне этих предложений такого противопоставления нет.
Для того чтобы проверить, есть ли у слова антонимы и какие именно, следует воспользоваться специальным словарём антонимов.
Использование антонимов в речи при описании противоположных предметов, явлений помогает ярче показать контраст между ними.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Выберите из списка слова, противоположные по смыслу слову весёлый.
1) грустный;
2) печальный;
3) смутный;
4) мрачный;
5) ликующий.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Сначала нужно определить лексическое значение слова весёлый. Весёлый означает испытывающий веселье, радостный. Значит, противоположным ему будет слово, обозначающее того, кто испытывает грусть. Такими словами будут грустный, печальный, мрачный. Слово смутный означает неясный, то есть не является противоположностью слова весёлый. Слово ликующим будет синонимом для слова весёлый, а не антонимом.
Правильный ответ:
1. грустный;
2. печальный;
4. мрачный.
Установление соответствий между элементами двух множеств
Подберите пары антонимов.
Группа 1: крупный, везение, живой.
Группа 2: неудача, мёртвый, мелкий.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Нужно подобрать к каждому слову то, которое будет противоположностью его лексического значения. Для слова крупный, то есть большой по размеру. Антонимом будет мелкий. Для слова везение, то есть удача, антонимом будет слово неудача. Противоположность слова живой – мёртвый.
Правильный ответ:
Крупный – мелкий, везение – неудача, живой – мёртвый.
Конспект урока русского языка в 5 классе
Составила учитель русского языка и литературы Ибрагимова А.Р.
Тема: Антонимы
Цели урока:
Познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, проводить работу по подбору синонимов и антонимов, раскрыть роль антонимов в речи. Урок нацелен на развитие речи, пополнение словарного запаса учащихся.
Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.
Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.
Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.
Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент.
- Введение в тему.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах. Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Для того, чтобы убедиться в этом, выполните следующее задание.
Подберите синоним к следующим словам:
- большой —
- смеяться —
- смотреть —
- лгун —
- знойный —
- мрак —
- крохотный —
- несложный —
- беспокойство —
- чудесный
В русском языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.
Посмотрите на картинки, расположенные на доске и скажите, что означают эти слова. Каково их значение?
Правильно, ребята! Значение этих слов противоположное. Их называют «антонимами». Сегодня мы с вами поговорим о них и их роли в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.
Запишите тему урока: «Антонимы»
III. Новая тема
1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Обратимся к учебнику и прочитаем определение слова «антонимы».
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос, например: мокрый– сухой (прилагательное, какой?), друг – враг (существительное, кто?).
Сейчас мы с вами подберём к словам антонимы и определим к какой части речи они относятся:
лето – громкий —
радость – сильный —
утро – светлый –
добро — печальный —
Не все слова могут иметь антонимы. Например: телефон, карандаш, цемент.
Антонимы могут существовать только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться.
2.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».
Ребята, существуют словари антонимов. Мы сегодня рассмотрим примеры из “Словаря антонимов русского языка ” М.Р.Львова. Слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. Грусть — радость
ГРУСТЬ, -и; ж. Чувство и состояние печали, лёгкого уныния.
РАДОСТЬ, -и; ж. Чувство удовольствия, ощущение большого душевного удовлетворения.
Закрепление нового материала.
1. Игра «Слова «неприятели»». Надо закончить предложение и назвать слова «неприятели» (карточки лежат на партах):
Слон большой, а комар…
Дедушка старый, а внук…
Лев смелый, а заяц…
Зима холодная, а лето…
Днём светло, а ночью…
Работать трудно, а отдыхать…
2.Работа по учебнику.
Упражнение 370.
3. Вставьте нужные антонимы (карточки лежат на партах ):
Добро всегда побеждает …(зло)
Встречают по одежке, а… (провожают) по уму.
Корень учения горек, да плод его …(сладок)
Проверим себя
— Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)
— Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)
4. Физкультминутка.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
5. Подберите антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.
А) Бледный луч -….., бледное лицо-…,
Б) Легкий вопрос-…., легкая походка-…,
В) глубокое знание -……, глубокий след -….
6. Тест (раздаточный материал на партах учащихся)
1. Какие пары являются антонимами?
А) холодный — тёплый
Б) закрыть – заснуть
В) жара — пекло
2. Найдите антоним к слову радостный:
А) беспечный
Б) грустный
В) трудный
3.Найдите синоним к слову смелый:
А) щедрый
Б) храбрый
В) хороший
4. Найдите антоним к слову холодный:
А) ледяной
Б) горячий
В) приятный
5. Найдите лишнее слово:
А) грустный
Б) трусливый
В) печальный.
7. Итог урока:
— Что такое антонимы?
— Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
— Где можно найти антонимы к словам?
— Какова роль антонимов в речи?
8. Комментированное выставление оценок.
9. Рефлексия:
Ребята, продолжите предложения:
1.Сегодня на уроке мы повторили…
2. Мы узнали…
3. Мы научились …
4. Самым интересным было…
5. Трудным для меня стало…
6. Я поставил бы себе за урок…
10. Домашнее задание: Прочитать параграф 69, упражнение 371
Урок подготовила: Скрипник
Марина Валерьевна, ГБОУ СОШ №44
Предмет: Русский
язык
Класс: 5
Тема: Антонимы
Место урока в
системе уроков по данной теме: 7-й урок в теме «Лексика»
Цель деятельности
учителя:
1) Показать
способы определения понятия «антонимы»;
2) Учить создавать
антонимические пары и выявлять их в тексте;
3) Обогащать
словарный запас учащихся за счет введения новых слов и понятий.
4) Способствовать
развитию умственных и речевых способностей учащихся.
Тип урока: урок
«открытия» новых знаний
Планируемые
результаты:
Предметные:
·
Находить
в тексте и классифицировать антонимы;
·
уметь
использовать их в своей речи;
Метапредметные:
1) Познавательные:
·
находить
в тексте требуемую информацию,
·
преобразовывать
текст
2) Регулятивные:
·
принимать
и сохранять учебные задачи, вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, адекватно
воспринимать оценку учителя
3) Коммуникативные:
·
уметь
формулировать собственное мнение, корректно оценивать высказывания одноклассников.
Личностные:
·
уметь
использовать речевые средства с задачей коммуникации для планирования и
регуляции своей деятельности
·
осознавать
лексическое богатство русского языка
Приемы обучения: эвристическая
беседа, самостоятельная работа, работа с учебным текстом, кластер (с. 248), совместная
деятельность учителя и учеников для достижения желаемого результата.
Формы работы на
уроке: коллективная, парная, индивидуальная.
Образовательные
ресурсы: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2
ч. Ч.1/Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др. – 3-е издания. – М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 280с.: ил. – (Инновационная школа).
Оборудование,
наглядность: учебник
Ход урока:
I этап
урока Организационный момент
Здравствуйте,
ребята! Садитесь. Пожелаем друг другу удачи и начнем урок.
II этап
урока Мотивация к учебной деятельности.
Создание
проблемной ситуации, с помощью которой учащиеся сами формулируют тему урока и
его задачи.
Давайте откроем
тетради и запишем число, классная работа. Тема сегодняшнего урока скрыта в игре
«Третий лишний». Для того, чтобы ее определить, необходимо правильно выполнить
задания, записанные на доске.
На доске
записаны слова, из которых учащиеся находят лишнее слово – антоним.
1. Смелый,
храбрый, робкий.
2. Идти,
передвигаться, стоять.
3. Темнота,
мрак, свет.
Ребята анализируют, сопоставляют и
выделяют лишние слова.
По какому признаку вы определили лишние
слова?
Предполагаемый ответ: по
противоположному лексическому значению.
А как называются слова с противоположным
лексическим значением?
Предполагаемый ответ: Антонимы
Правильно. Это и есть тема нашего урока.
Запишите ее в тетрадь.
Подумайте, какая цель и задачи нашего
урока.
Ответы детей: вспомнить, что такое
антонимы, уметь находить их в тексте, правильно использовать в своей речи.
III Изучение
нового материала
Откройте учебники
на странице № 248, прочитайте теоретический материал, обратите внимание на
кластер, расскажите его содержание своему соседу по парте, после чего вы его
восстановите на доске.
Учащиеся
работают в паре, рассказывая содержание кластера друг другу.
На доске
составлен фрагментарно кластер, который дети должны дополнить.
Учащиеся заполнили кластер.
Молодцы, ребята! А теперь эти знания вы
примените на упражнении № 363. Вам следует по вариантам выписать пару
антонимов, опираясь на кластер 1) по размеру, 2) по времени, 3) по действию, 4)
по месту, 5) качество, 6) количеству.
Учитель распределяет класс на шесть
вариантов.
Ответы: 1) длинный – короткий, 2) утром –
вечером, 3) купить – продать, 4) запад – восток, 5) горячий – холодный, 6)
большинство – меньшинство.
Теперь мы будем не выписывать, а сами
придумывать антонимы, выполняя упражнение № 365 на стр. 250.
Учащиеся выполняют упражнение № 365 пункт
1 совместно с учителем, остальные три пункта по рядам самостоятельно.
А теперь проверим.
Проверка самостоятельной работы.
1-й ряд: новый дом, молодой человек,
современная мода
2-й ряд: длинное пальто, длинный
(продолжительный) разговор
3-й ряд: тяжелая ноша, трудное решение.
Молодцы! А теперь составьте предложение с
одним из словосочетаний.
Дети самостоятельно составляют предложения
и зачитывают их классу.
V
Динамическая пауза «Наоборот»
Учитель дает команды, а дети выполняют их
наоборот.
Например: — Руки вверх! Наклониться влево!
Повернуться направо! На месте шагом марш!
VI
Закрепление изученного материала.
Отгадайте, о каком времени годе говорят
поэты.
1.«Люблю грозу в
начале мая,
Когда весенний
первый гром,
Как бы резвяся и
играя,
Грохочет в небе
голубом»
Ф.И.Тютчев
2.«Унылая пора,
очей очарованье
Приятна мне твоя
прощальная краса…»
А.С. Пушкин
Ответы
детей: весна, осень
Сейчас вы будете волшебниками и превратите
весну в осень, а помогут вам в этом волшебные слова – антонимы.
Учащиеся выполняют творческое задание с
предложенным раздаточным материалом. Им необходимо преобразовать текст,
подобрав антонимы так, чтобы текст стал не о весне, а об осени.
Учащиеся получают раздаточный материал,
который преобразовывают текст, используя антонимы.
Весна. Распускаются зеленые листочки. Дни
стали длиннее и теплее. Вернулись с юга птицы. После зимней спячки проснулся
медведь. Всех радует приход весны. Весело и радостно.
Ответ детей: Осень. Опадают желтые
листочки. Ночи стали длиннее и прохладнее. Улетели на юг птицы. К зимней спячке
готовится медведь. Всех печалит приход осени. Грустно и уныло.
— Огромной силой обладает слово. Сейчас вы
умело воспользовались волшебной способностью антонимов превращать понятия и
явления в их смысловые противоположности. Я предлагаю вам в преддверии
сказочного праздника – Нового года – написать пожелание нашему классу
(небольшое, но с применением антонимов). Пишем это пожелание совместно с
соседом по парте.
Учащиеся зачитывают свои пожелания с
антонимами.
VII
Рефлексия
Что для меня было полезным на уроке?
Что на уроке было мне интересным?
Какие затруднения я испытывал на уроке?
На что мне следует обратить внимание при
выполнении домашнего задания?
VIII Домашнее
задание ( разноуровневое):
п.62, упр. 364
Начальный уровень
– списать упражнения, подчеркивая антонимы.
Базовый уровень –
найти и выписать антонимы парами, указать, какими частями речи они выражены.
Высокий уровень –
придумать небольшой рассказ, озаглавив его одной из данных пословиц.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1. Формировать лингвистическую компетенцию:
умения и навыки подбирать антонимы и находить их
в тексте.
2. Формировать коммуникативную компетенцию:
коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
использование в речи антонимов.
3. Формировать умения и навыки пользования
словарем, познакомить со словарем антонимов.
Развивающие:
1. Совершенствовать грамматический строй речи,
обогащать словарный запас языка учащихся.
2. Развивать творческое мышление, память, речь
учащихся.
3. Развивать способности анализировать,
сравнивать, строить аналогии.
Воспитательные:
1. Формировать отношение к языку как к основному
средству общения.
2. Воспитывать чувство ответственности,
сотрудничества, общительности.
3. Воспитывать внимательное, доброе отношение
друг к другу.
4. Воспитывать потребность оценивать свою
деятельность и работу товарищей.
Оборудование урока:
1. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради,
ручки и карандаш.
2. “Школьный словарь антонимов русского языка”
М.Р.Львова.
3. Материал для самостоятельной работы.
4. Презентация урока.
5. Эстафетная палочка.
6. Оценочный лист.
7. Маршрутный лист.
Структура урока:
I. Организационный этап (2 мин.).
II. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
III. Объяснение нового материала (5 мин.).
IV. Закрепление нового материала:
1. Эстафета (3 мин.).
2. Знакомство со “Школьным словарём антонимов
русского языка” М.Р.Львова (2 мин.).3. Использование антонимов в поэтических
текстах (2 мин.).4. Работа с текстом (4 мин).
5. Правильное употребление антонимов в речи (2
мин.).6. Станция “Многозначная” (2 мин.).
7. Физкультминутка (1 мин.).
8. Заполнение таблицы “Синонимы – антонимы”. (3
мин).9. Работа со стихотворением (2 мин.).
10. Отгадайте загадки (3 мин.).
11. Фразеологизмы (2 мин.).
12. Самостоятельная работа (3 мин.).
V. Подведение итогов урока, домашнее задание (3
мин.).
Приложение 1.
I. Организационный этап (2 мин.).
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно. (А.Шибаев)
— Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня мы
отправляемся в поход в страну “Лексика”. Это
большая и не совсем ещё нами познанная страна.
Посмотрите, пожалуйста, отрывок из мультфильма
“Ну, погоди”. Почему волк называет себя зайцем?
(Заяц – безбилетный пассажир). Всем необходимо
получить “маршрутные листы” (Приложение
2).
II. Этап проверки домашнего задания (3 мин.).
— Проверяем домашнюю работу. Ответьте на
вопросы:
1. Лексикология (наука о языке, которая изучает
словарный состав языка).
2. Лексика (словарный состав языка).
3. Слово (значимая единица языка)
4. Лексическое значение слова (то, что
обозначает слово).
5. Однозначные слова (слова, имеющие одно
лексическое значение).
6. Многозначные слова (слова, имеющие несколько
лексических значений).
7. Омонимы (слова одной и той же части речи,
одинаковые по звучанию и написанию, но
совершенно разные по лексическому значению).
8. Синонимы (слова одной и той же части речи,
которые обозначают одно и тоже, но могут
отличаться друг от друга оттенками лексического
значения и употреблением в речи).
Учитель называет слова из домашней работы, а
ребята подбирают к ним синонимы. Один из учеников
помогает раздавать “маршрутные листы”.
- Холод — мороз, стужа.
- Быстрый — проворный, прыткий, резвый.
- Печальный — грустный, скорбный, безутешный,
огорченный, унылый, тоскливый. - Праздник — торжество, триумф.
- Удача — счастье, везение, фортуна.
- Верный — надежный, преданный.
- Искренний — бесхитростный, откровенный.
- Воевать — бороться, биться, ополчаться,
сражаться. - Скрывать — таить, прятать.
- Кавалерия – конница.
- Миг – момент.
- Иностранный – заграничный, зарубежный,
иноземный, заморский, чужестранный.
— Среди нас зайцев нет, записываем сегодняшнее
число, “Классная работа”.
III. Объяснение нового материала (5 мин.).
— Ребята, мы продолжаем изучать раздел
“Лексика”. Знакомство с ним помогает нам
увидеть, какой необыкновенный и богатый наш язык.
Послушайте, как выразительно говорит о языке
писатель Лев Николаевич Толстой. (Чтение цитаты).
“Слово – дело великое. Великое потому, что
словом можно соединить людей, можно и
разъединить их, словом можно служить любви и
миру, словом же можно служить вражде и
ненависти”.
— Мне бы хотелось, чтобы вы в конце урока,
используя данную цитату, ответили на вопрос:
“Какие слова делают это высказывание ярким и
выразительным”.
— Мы идём в поход с уже знакомыми нам героями.
Посмотрите отрывок из мультфильма про Оха и Аха.
Охарактеризуйте героев, заполнив таблицу:
— с точки зрения настроения (весёлый — грустный);
— с точки зрения скорости выполнения действий
(быстро – медленно);
— с точки зрения отношения к жизни (шутник –
ворчун, оптимист – пессимист);
ОХ АХ грустный Весёлый медленно быстро ворчун шутник
— На какой вопрос отвечают слова в этих парах,
какой частью речи они выражены? Одинаковы ли они
по написанию? (Нет).А каково лексическое
значение этих слов относительно друг друга? (Противоположное).Вот
о таких словах мы и будем с вами говорить.
Кто-нибудь знает, как называются такие слова? (Антонимы).
Тема нашего урока “Антонимы”.
— Слово антоним похоже на слова синоним,
омоним. Чем? (У них одинаковая вторая
часть).Что означает вторая часть этих
слов-терминов? (онима— по-гречески означает —
имя, слово). А если к этому добавить первую часть анти
(что значит против, противоположный), то и
получится слово антоним.Дайте
определение антонимам. (Антонимы – слова одной и
той же части речи с противоположным значением).
IV. Закрепление нового материала:
1. Эстафета (3 мин.).
— Ох и Ах уже собрались в дорогу.Продолжаем и мы
наш поход. Посмотрите на особенности антонимов:
1. Существуют в антонимической паре (правда —
ложь).
2. Антонимы – это обязательно слова одной и той
же части речи (плакать – смеяться).
3. Различают однокорневые (входить – выходить,
прилив – отлив) и разнокорневые антонимы.
Следующая станция “Эстафета”.
Можно использовать флажок (эстафетную палочку,
мячик, кубик). Учитель произносит заранее
подобранные слова, имеющие антонимы. Ученик
быстро называет антоним и передает предмет
другому участнику игры. Побеждает тот, кто назвал
антонимы ко всем словам.В случае задержки
отвечает следующий, а тот, кто не ответил,
выбывает из игры.
большой (маленький) высокий (низкий) длинный (короткий) широкий (узкий) нежный (грубый) толстый (тонкий) прямой (кривой) первый (последний) |
верхний (нижний) тяжелый (легкий) острый (тупой) горячий (холодный) |
хвалить (ругать) заболеть (выздороветь) здороваться (прощаться) поднимать (опускать) поломать (починить) нагревать (охлаждать) труд (безделье) добро (зло) правда (ложь) мир (война) холод (жар) свобода (рабство) |
2. Знакомство со “Школьным словарём
антонимов русского языка” (2 мин.)
— Если вы затрудняетесь подобрать антоним к
слову, необходимо воспользоваться словарём.
Ребята, мы с вами уже знакомы с различными
словарями. Какими именно? (Толковым,
орфографическим, орфоэпическим, словарем
синонимов). Станция “Словарная”. Существует и
словарь антонимов. Посмотрите на “Школьный
словарь антонимов русского языка” Михаила
Ростиславовича Львова. В словаре собраны
наиболее употребляемые антонимы, объединенные в
пары, слова в нем расположены в алфавитном
порядке. Вот так выглядит словарная статья в этом
словаре:
Щедрый — скупой. Щедрый человек – скупой
человек. Щедрый на слова – скупой на слова. Люди,
знавшие Репинанедостаточно близко, считали его
скупым. Действительно, он тратил на себя очень
мало, но зато был щедр для других. К.Чуковский.
Илья Репин.
В словарных статьях раскрывается значение
антонимов, приводятся примеры из произведений
художественной литературы, показывающие
употребление антонимов.
— В начале урока мы видели портрет Л.Н.Толстого.
Кто автор этого портрета?
3. Использование антонимов в поэтических
текстах (2 мин).
— Антонимы часто используют и в поэтических
текстах.
Чем ночь темней,
тем ярче звезды (А. Майков)
Так мало пройдено дорог,
так много сделано ошибок (С. Еcенин)
— Найдите в стихотворениях слова с
противоположным значением.
— Как называется этот художественный приём в
литературе (антитеза).
— В каких словах встречается анти?
(Антибиотики, антифашист, антиподы,антисанитарный).
— Употребление антонимов, как и синонимов,
делает речь более яркой, богатой, выразительной.
4. Работа с текстом (4 мин).
Ох и Ах отправились в поход.
— Не все слова могут иметь антонимы.Нет
антонимов у имен собственных, местоимений,
числительных, прилагательных, обозначающих
цвета (кроме черный — белый), прилагательных,
образованных от названия металлов. Например:
железо, доска, мел, дом.
— Прочитайте текст. Определите тему текста.
Озаглавьте его. Подберите антонимы к выделенным
словам.
Жили-были Ох и Ах. Рано утром они вышли из домика
и отправились в путь по тропинке вглубь леса.
Ярко светило солнце. Дул тёплый ветерок.
Через час Ох и Ах свернули с тропинки влево, а
ещё через час – вправо. Расставили палатку,
разожгли костёр, вкусно пообедали.
К вечеру стало холодно, и путешественники
отправились домой. Они шли всё быстрее и быстрее.
Впереди можно было рассмотреть крышу родного
домика, а позади ещё виднелись лесная полянка и
какие-то далёкие огоньки.
Каждое путешествие – прикосновение к чему-то
значительному и прекрасному.
— Найдите антонимы и заполните таблицу. Что
могут обозначать антонимы? Добавьте в каждую
группу по 2-3 примера.
ВРЕМЯ | ПРОСТРАНСТВО | РАЗЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, СВОЙСТВА | ЧУВСТВА, НАСТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА |
5. Правильное использование антонимов в
речи (2 мин).
— Но иногда маленькие дети допускают ошибки в
употреблении антонимов. Ребята, правильно ли
употреблены антонимы?
Вера, 3 года.
Просит маму попрыгать с нею вместе, мама
отказывается:— Я уже старенькая, прыгать не могу!
Внимательно оглядела маму:
— Нет, мамочка, ты новенькая.
— Какую ошибку допустила Вера в употреблении
антонимов?
Старенький – достигший старости.
Старенький —
Старость, старости, мн. нет, жен. Период жизни
после зрелости, в который происходитпостепенное
ослабление деятельности организма.
Маша, 6 лет.
— Мама, а что это такое?
— Проигрыватель. Он пластинки проигрывает.
— А кто выигрывает?
— Какую ошибку допустила Маша в употреблении
антонимов?
Проигрыватель, -я, муж.Аппарат для проигрывания
грампластинок.
Проигрывать – воспроизводить.
Проигрывать —
6. Станция “Многозначная”. (2 мин).
— Ох и Ах взяли с собой в поход… Сколько
антонимов у слова “свежий”, “лёгкий”.
Подберите антонимы к выделенным словам. При
подборе антонимов не следует упускать из виду
явления многозначности и омонимичности.
- Свежий хлеб – черствый хлеб.
- Свежий журнал – старый журнал.
- Свежий ветер – теплый ветер.
- Легкий труд – тяжелый труд.
- Легкий путь – трудный путь.
- Легкий ветер – сильный ветер.
7. Физкультминутка (1 мин).
— Ребята, сейчас мы проведём физкультминутку.
(Один из учеников проводит физкультминутку). А
некоторые ребята в это время выписывают из
физкультминутки антонимы и синонимы.
Ручки вместе, ручки врозь.
Глазки прямо, глазки вкось.
Ножки здесь, и ножки там.
Что за шум и что за гам?
— Назовите антонимы в физкультминутке
(Вместе-врозь, прямо-вкось, здесь-там). Какой
частью речи являются данные слова? (Наречия).
Обратите внимание на написание этих слов.
Назовите синонимы (Шум, гам).
8. Заполнение таблицы “Синонимы –
антонимы”. (3 мин).
— Заполните таблицу, подобрав синонимы и
антонимы к данным словам.
Слова | Синонимы | Антонимы |
Мрак | тьма | Свет |
Торопиться | спешить | медлить |
Боязливый | пугливый | смелый |
Смеяться | хохотать | плакать |
9. Работа со стихотворением (2 мин.).
— В походе всегда хочется есть. Выразительно
прочитайте стихотворение Генриха Сапгира.
Выпишите антонимы.
ЯБЛОКО
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок – высоко,
Воробей сказал, что близко,
А улитка – далеко,
А теленок озабочен
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем, что очень
Велико и тяжело.
А котенку все равно.
– Кислое, зачем оно?
– Что вы? –
Шепчет червячок –
Сладкий у него бочок.
— Найдите в тексте все пары антонимов. Антонимы: низко
– высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый
– сладкий. 21 октября в Англии проводится День
яблока – празднование и демонстрация
многообразия и богатства природы.
10. Отгадайте загадки (3 мин.).
— Немного отдохнем и на загадки дадим отгадки.
Запишите пары антонимов и объясните орфограммы в
отгадках.
Я — антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна.
Да и в школе я нужна.
Называюсь…(тишина).Я — антоним к слову “лето”,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я… (зима).Я – антоним к слову “смех”,
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды неудач,
Догадались? Это…(плач)
Знать назубок. Знать что-то очень хорошо. А было
время, когда поговорка возникла из обычая
проверять подлинность золотых монет, колец и
других изделий из благородного металла.
Прикусишь монету зубами, и если не осталось на
ней вмятин, значит, подлинная. А то ведь могла
попасться фальшивая : внутри полая или залитая
дешёвым металлом.
11. Фразеологизмы (2 мин.).
— Соедините крылатые выражения,
противоположные по значению.
Душа в душу – как кошка с собакой.
3. Самостоятельная работа (2 мин.).
— Посмотрите, пожалуйста, на кроссворд (Приложение 3), который
называется “Антонимы”. Подберите антонимы к
данным существительным и запишите в
соответствующие клетки.
V. Подведение итогов урока, домашнее
задание (3 мин.).
— А сейчас давайте вернемся к высказыванию Л.Н.
Толстого о языке. Прочитайте текст еще раз и
скажите, что же делает высказывание ярким,
выразительным? Какие слова его делают таким?
(Антонимы). Назовите их.
Использованная литература.
1. Шустина И.В. Кроссворды для школьников.
Русский язык. – Ярославль, 1997.
2. Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в
картинках. – М., 1987.
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого понятия.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы, дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
В русском языке антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- отнести — принести;
- вставить — выставить;
- убегать — прибегать;
- раздеваться — одеваться;
- закрыть — открыть;
- загадать — отгадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — невеселый вид;
- близкий — неблизкий путь;
- громкий — негромкий шепот;
- простая — непростая задача;
- мало — немало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают, по уму провожают.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сытый голодного не разумеет.
Утро вечера мудренее.
Меньше говори, а больше делай.
Сначала густо, а под конец пусто.
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Кто много знает, тот мало спит.
Рано сделали, да поздно поскакали.
Полный колос к земле клонится, а пустой к небу тянется.
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 89