Как найти аргументы для сочинения егэ

20 января 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

Как подбирать литературные аргументы

Даже если вы наизусть вызубрите какой-нибудь интересный банк готовых аргументов, на сочинении это может вам никак не помочь. Нужно уметь самостоятельно писать аргументы.

Чтобы были аргументы, надо читать книжки. Что-то вы уже читали (ну или хотя бы слышали на уроках литературы), а что-то ещё всё-таки придется прочесть. И вот тут-то и возникает главная проблема: вы вроде как и читаете разную литературу, а аргументов в голове не прибавляется. Так вот, не то читаете, дамы и господа. На этот год рекомендую отложить любимую young-adult книжки, а также оставить на полке К. Вонненгута и взяться за список книг для сдающих ЕГЭ по литературе.

Не распыляйтесь. Если не хотите наизусть учить стихи, то и не надо, просто не приводите лирику в качестве аргумента. Произведений о войне тоже много не надо, 2-3 вполне хватит. Между «Войной и миром» и «Тихим доном» сейчас уже лучше выбрать что-то одно и всё-таки прочитать. Зарубежную литературу тоже не трогайте, пока не наработаете большой запас аргументов из русской литературы.

Кстати, кладезем ценных аргументов является сборник Цыбулько, который 30 вариантов. Схема действий простая: вводим первое предложение понравившегося текста в гугл, узнаем название. Там даны отрывки текстов с довольно яркими проблемами.

Анализы в интернете читать можно и нужно! Только умейте отличать хороший анализ, от плохого или (упаси боже) от сочинения какого-нибудь школьника.

Ну, отлично, у нас в голове целая Ленинская библиотека. Как из этого вычленить аргумент к нужной проблеме?

1. Мысленно или на бумаге (потом всё равно придется запомнить) составляем себе список всех прочитанных книг. Причем не просто «рассказы Чехова», а каждый прочитанный рассказ отдельным пунктом.
2. Медленно идем по списку и вспоминаем, в каком из произведений была почти аналогичная или просто близкая ситуация к той, что описана у вас в тексте. Помните, что можете подобрать как аргумент, так и контраргумент.
3. Пишем сам аргумент. В аргументе должно быть: автор, произведение, жанр (если помните), краткий (очень-очень-супер краткий!) пересказ нужного вам эпизода и его анализа. Что такое анализ? Это ответ на вопрос «Как в данном произведении раскрывается рассматриваемая проблема?» Вы можете также анализировать всё произведение в целом или даже роль данного произведения в литературе в целом. Главное, не пишите то, насчет чего хоть чуточку сомневаетесь.

Вот и всё. Аргументы — это просто, если иметь в этом достаточный опыт. Не учите аргументы — читайте книги и их анализы

→ Сборник ссылок на материалы к сочинению.
→ Готовые сочинения.

Правила ЕГЭ время от времени корректируются. Последние изменения коснулись и самого массового экзамена – по русскому языку, больше всего – сочинения, в котором ученик анализирует предложенный текст, высказывает отношение к авторской позиции и подкрепляет свое мнение аргументами.

Новые правила

Аргументация, то есть обоснование собственной точки зрения, оценивалась по критерию К4. Раньше за верно сформулированные доводы школьник мог получить максимум 3 балла, теперь же – всего 1. По К2 изменились требования к источникам аргументов. До 2019 года ученик должен был подобрать не менее двух обоснований, причем одно из них взять непременно из художественной литературы и в идеале привести цитату. Источник для второго довода мог быть любым: например, публикация в СМИ и даже собственный жизненный опыт. Тем не менее ученик и здесь должен был указать, откуда он почерпнул сведения. Теперь такого требования нет: в качестве аргумента принимаются любые обоснованные соображения, которые соответствуют проблематике текста и связаны с авторской позицией.

Больше того, понятие «аргумент» вообще исчезло из критериев оценивания.

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2018 года

Теперь разработчики заданий ЕГЭ и, соответственно, критериев оценивания сочинения вместо формулировки «аргумент» используют термин «пример-иллюстрация».

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года

Демоверсия КИМ ЕГЭ 2020 года

Произошедшие изменения объяснимы. За несколько лет в интернете появились базы литературных и других аргументов. В результате большинство доводов в сочинениях школьники черпали оттуда, поэтому задание теряло смысл. Ограничения сняли, чтобы дать ученикам больше простора для самостоятельных рассуждений.

Несмотря на изменения в правилах, приводить литературные аргументы и вообще ссылаться на внешние источники для подкрепления своей позиции прямо не запрещено, главное, чтобы проблема комментировалась с опорой на предложенный для анализа текст.

Директор ФИПИ Оксана Решетникова в комментариях к нововведениям уточнила, что запасаться шаблонами литературных аргументов для сочинения теперь нет смысла, а любую ссылку на художественные произведения эксперты будут проверять намного строже – а вдруг это домашняя заготовка.  

Виды аргументов

Итак, выражая свое согласие/несогласие с позицией автора, теперь придется обосновывать свое мнение.

Задание К4 с изменениями

К4 с изменениями

Чтобы обосновать свою точку зрения по-прежнему нужны аргументы, условно их можно разделить на несколько типов:

  • Этические. Связаны с нравственными, культурными, общечеловеческими нормами. Подобные доводы помогают читателю спроецировать ситуацию на себя.
  • Логические. Апелляция к разуму, использование причинно-следственных связей.
  • Примеры из личного опыта. Случаи из собственной жизни, рассказы родителей и друзей. Такие аргументы имеют право на существование, но все же лучше от них отказаться, поскольку объективные закономерности личным опытом подтвердить или опровергнуть невозможно.
  • Ссылки на высказывания авторитетов, лидеров мнений. Цитаты из документальных фильмов, ток-шоу, творческих вечеров, дневников, воспоминаний.
  • Народная мудрость. Пословицы, поговорки, архетипы, устойчивые мотивы традиционных культур.

Примеры

Таблица содержит примеры доводов, которые при необходимости можно использовать в сочинении. Но лучше воспринимать их как образцы возможных обоснований и на экзамене мыслить самостоятельно.

Проблема Идея Аргумент
Смысл жизни человека Для любящих родителей основой существования становятся их дети. Фрагмент передачи «Мужское/женское», в котором рассказывается о счастливой молодой паре с ребенком.
Жизнь без цели невозможна. Обломов, главный герой одноименного произведения И. А. Гончарова, так и не смог найти себя, что в конечном итоге привело его к физической смерти.
Конфликт поколений Разрешить этот вечный спор невозможно. «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Взаимоотношения Базарова и Павла Петровича Кирсанова – классический пример противостояния целеустремленной молодости и инертной зрелости.
Взаимное непонимание вызвано в том числе разными ценностями. Статистика популярности книг среди молодежи и представителей старшего поколения. Первые читать не желают, вторые на книгах выросли.
Доброта и черствость Всеобщая бесчеловечность делает жестоким даже того, кто изначально стремился к благу. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Обреченность мира, нищета, бессердечие людей угнетают Раскольникова. Стремясь восстановить справедливость, он превращается в зверя сам.
Добро и зло проявляются в поступках, а значит, зависят от воли людей. Репортаж итоговой программы «Время» на Первом канале о жестоком обращении подростков с уличными собаками. Вторая история, также из СМИ, – об энтузиастах, которые организовали приют для щенят.
Патриотизм Любовь к родине идет рука об руку с мужеством и благородством. «Судьба человека» М. А. Шолохова. За время войны главный герой Андрей Соколов неоднократно доказывал, что достоин считаться патриотом своей страны.
Готовность умереть за идею – признак внутреннего величия. Документальная хроника о легендарном разведчике Рихарде Зорге. Он был так предан родине и политическим идеалам, что не побоялся даже расстаться с жизнью. Историческая справка о его казни.
Война и сила духа Мужество человека не зависит от его пола.

«А зори здесь тихие» Б. Васильева. Стойкость юных героинь повести как показатель несгибаемой воли.

Войны не проверяют людей на прочность, а губят всех без разбора. Фильм Элема Климова «Иди и смотри». В истории главных героев нет романтики, а есть только смерть, боль и бесконечное страдание.

Нужно понимать, что все критерии оценки сочинения взаимосвязаны. Ученик не получит балл за аргументацию, даже если он верно выстроил доводы, но при этом неправильно определил проблему текста и авторскую позицию. Но если подобных ошибок нет, то убедительный довод поможет автору грамотно выстроить риторику, защитить собственное мнение и получить более высокую оценку за задание.

image.png

Тематика сочинений на ЕГЭ очень разнообразная. Для каждого типа работы необходимо подбирать правильные аргументы, которые будут доказывать ваши суждения. В нашей статье разбираемся, как правильно подтверждать факты в зависимости от темы сочинения.

Сочинение по русскому языку

Второй частью ЕГЭ по русскому языку является аргументационное сочинение. Оно отличается от рассуждения тем, что автору необходимо аргументировать свои высказывания. Это помогают сделать примеры из жизненного опыта и литературных источников, которые нужно правильно использовать для получения высокого балла за работу на экзамене.

Виды проблем в сочинении

Чтобы подобрать аргументы для сочинения, необходимо правильно установить проблему, отраженную в тексте. В отрывке, представленном на ЕГЭ, их может быть несколько. Выбирайте тот вариант, который вы сможете раскрыть наиболее полно и четко. Вот основные типы проблем, которые поднимаются в литературных произведениях, представленных на экзамене.

Проблема отцов и детей / поколений

Одна из самых актуальных тем, которая поднимается во многих произведениях из школьной программы. Если в тексте представлены конфликтующие персонажи разных поколений с отличающимися взглядами на жизнь – смело выбирайте проблему отцов и детей темой своего сочинения.

Проблема морали, нравственности и чести

Если герой произведения сталкивается со сложным нравственным выбором, сомневается в правильности своих поступков или рискует жизнью, ради защиты чести – главной проблемой текста является моральный выбор.

Проблема человека и природы / экологии

Человек оказывает большое влияние на природу в процессе своей жизнедеятельности. Эта проблема поднимается во многих произведениях, где герой сталкивается с кардинальными изменениями окружающей среды, в особенности с негативными.

Проблема войны и мира

Вопросы войны и мира необязательно могут рассматриваться в широком смысле. Это может быть личной проблемой конкретного персонажа. Главное – раскрыть внутренний и внешний конфликт героя, а также отразить его позицию.

Проблема любви и верности

Еще одна проблема, которая может рассматриваться как в широком, так и узком смысле. Все зависит от тематики произведения и его героев. Если в тексте поднимаются вопросы взаимоотношения персонажей, верности и самоотверженности ради любви – вы правильно определили тему.

Проблема культурных ценностей

Роль культуры в обществе может рассматриваться в произведениях по-разному. Сюда относятся и проблемы бездуховности, и вопросы влияния ценностей на человека, и даже понятие ложного искусства в жизни персонажа.

Аргументы для сочинения ЕГЭ по русскому

Чтобы найти правильные аргументы для сочинения вам было проще – мы расскажем, какие виды утверждений можно использовать в работе, и как адаптировать их под разные темы.

Виды аргументов

Из литературы

В сочинении по русскому языку вы можете использовать 1-2 аргумента из литературных произведений. Это необязательно должна быть художественная литература из школьной программы. Главное, чтобы ваш источник информации можно было назвать авторитетным и зачесть аргумент, как верный.

Из жизни

Аргументы, приведенные из жизненного опыта оцениваются комиссией более строго. Такой пример можно использовать не более 1 раза, иначе баллы за сочинение могут снизить. Плюс жизненных аргументов в том, что учащийся может придумать подходящую для тематики работы ситуацию, если знаний или других примеров оказалось недостаточно.

Виды аргументов по темам

Тем для данного вида работы может быть огромное количество. Мы приведем несколько примеров для наглядности, которые вы сможете использовать в аргументах для сочинения на ЕГЭ.

Почему человек должен сохранять честь, совесть и достоинство?
Проблема: мораль и нравственный выбор
Аргументы из литературы:

  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка» – Петр Гринев и его нравственные принципы, отказ поступать бесчестно, защита близких и слабых, отстаивание идеалов.
  • А. И. Солженицын «Матренин двор» – Матрена, человек, который живет по совести и помогает окружающим не смотря ни на что; герои, которые поступают бесчестно и заботятся только о своем комфорте.

Почему возникает недопонимание у младшего и старшего поколения?
Проблема: отцы и дети
Аргументы из литературы:

  • И. С. Тургенев «Отцы и дети» – конфликт Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова, противостояние взглядов на жизнь и ценностей разных поколений.
  • А. С. Пушкин «Станционный смотритель» – Дуня, сбежавшая из отчего дома, и ее родитель, Самсон Вырин, который старается смириться и справиться с потерей любимой дочери.

Зачем извлекать уроки из поражений и побед на войне?
Проблема: война и мир
Аргументы из литературы:

  • Л. Н. Толстой «Война и мир» – Андрей Болконский, его жажда подвигов и сражений, дальнейшее разочарование и осознание бессмысленности войны, ее разрушительности.
  • М. А. Шолохов «Судьба человека» – влияние войны на жизнь главного героя, добровольца Андрея Соколова; его отношение к событиям, разочарование, потеря близких и отсутствие желанного счастья после окончания войны.

Смысл жизни: как и для чего стоит жить?
Проблема: культурные ценности и смысл жизни
Аргументы из литературы:

  • И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» – главный герой, его жизненные ценности и стремления; отсутствие полноценной и разнообразной жизни, ради работы и светлого будущего; итог – годы прожитые без смысла и скоропостижная смерть.
  • А. С. Грибоедов «Горе от ума» – общество, которое интересуют исключительно материальные ценности и высокое положение; Чацкий, противостоящий глупости героев и старающийся показать другую сторону жизни.

Почему верность – это важно?
Проблема: любовь и верность
Аргументы из литературы:

  • Л. Н. Толстой «Война и мир» – Наташа Ростова и ее взаимоотношения с Андреем Болконским; попытка Наташи сбежать с Курагиным, расставание и дальнейшее воссоединение с бывшим возлюбленным.
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин» – главный герой и его жизнь, знакомство с Татьяной, отвергнутая героиня; Татьяна, которая сохраняет верность своему мужу и прощается с Онегиным.

Не знаете, как выполнить работу? Закажите сочинение у экспертов Студворк! Вашу задачу выполнят по всем требованиям в самые коротки сроки.

Аргументы к проблемам для сочинения единого государственного экзамена по русскому языку с примерами из литературы.

Проблема литературной безграмотности и низкого уровня образованности среди молодежи

  • В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.
  • Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

Проблема преданной любви

  • В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда «просит милости» у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.
  • Самоотверженная любовь — одна из тем романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

Проблема обманчивости внешнего вида

  • В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни — деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.
  • В романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Квазимодо — горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

Проблема изменений в русском языке

  • А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.
  • В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

Проблема солдатской судьбы на войне

  • Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.
  • В повести В. Быкова «Сотников» рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

Проблема стойкости и мужества русской армии во время военных испытаний

  • В романе Л.Н. Тостого «Война и мир» Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.
  • В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

Проблема разрушительных последствий войны

  • В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.
  • В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

Проблема роли женщины в ВОВ

  • В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.
  • В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

Проблема нежности

  • Примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.
  • В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

Проблема значимости жизненного опыта для писателей

  • В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго — свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.
  • Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой — матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

Проблема воспитания детей

  • В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.
  • В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

Проблема роли профессионализма

  • В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.
  • В повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

Проблема раскаяния

  • В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории «разрешения крови по совести», главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

Проблема эгоизма влюбленного человека

  • В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.
  • Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй — пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

Проблема предательства

  • В романе В.А. Каверина «Два капитана» Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь, но и судьбы других людей.
  • Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

Проблема предательства на войне

  • В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.
  • В повести В. Быкова «Сотников» партизан Рыбак предает родину и соглашается служить «великой Германии». Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

Проблема влияния любви к родине на творчество

  • Ю.Я. Яковлев в рассказе «Разбуженный соловьями» пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.
  • Любовь к родному краю — главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. «Жнецы», «Захарка», «Спящий пастушок» — вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

Проблема выбора жизненного пути

  • Главная тема романа И.А. Гончарова «Обломов» — судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.
  • Из книги М. Мирского «Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко» я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
  • Д.С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» утверждает, что «нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

Проблема собачьей преданности

  • В повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.
  • В романе Эрика Найта «Лесси» семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

Проблема русской деревни

  • В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.
  • В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

Проблема мастерства

  • В повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.
  • В рассказе А.И. Куприна «Тапёр» мальчик Юрий Агазаров — музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

Проблема влияния детских воспоминаний на жизнь человека

  • В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича.
  • В стихотворении «Мой путь» С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

Проблема влияния музыки на душевное состояние человека

  • В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.
  • В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».

Проблема материнской любви

  • В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.

Проблема воздействия произведений искусства о войне на человека

  • В повести Льва Кассиля «Великое противостояние» Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню «Священная война». Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

Проблема лженауки

  • В романе В.Д. Дудинцева «Белые одежды» профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.
  • Г.Н. Троепольский в повести «Кандидат наук» выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

Проблема позднего раскаяния

  • В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.
  • В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

Проблема исторической памяти

  • В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.
  • В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

Проблема жизненного пути одаренного человека

  • В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.
  • В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

Проблема выбора профессии

  • В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.
  • В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

Проблема противоречивости внутреннего мира человека

  • В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.
  • В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

Проблема справделивого отношения к людям

  • В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.
  • А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.

Проблема взаимосвязи человека и природы

  • В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.
  • В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

Проблема вытеснения книг телевидением

  • В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.
  • В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.

Проблема отношения к детям-сиротам

  • В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.
  • В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

Проблема отношения к поэтам и их творчеству

  • А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.
  • В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

Проблема влияния учителя на учеников

  • В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.
  • В сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

Проблема сохранения чести

  • В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.
  • Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап — честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий — романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

Проблема поиска смысла жизни в современном мире

  • В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.
  • В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

Проблема роли музыки в жизни человека

  • В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.
  • В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

Список остальных тем убран под спойлер. Аргументы к проблеме из литературных произведений вы найдете в прикрепленном ниже pdf-файле.

Показать все темы

Влияние искусства на жизнь человека, роль искусства
В чем состоит загадка русской души?
Каким должен быть настоящий писатель, актер, художник? Ремесленником, нацеленным на получение материальных благ, или же бескорыстным служителем муз?
Роль книг в жизни человека
Роль личности в истории
Роль музыки, искусства
Проблема сохранения исторической памяти
Проблема подвига людей в годы войны (проблема мужества солдат на войне)
Проблема самопожертвования, героизма
Проблема воздействия природы на человека
Проблема определения роли природы в жизни человека, проблема влияния природы на духовный мир человека, проблема замечать красоту в простом и обыденном
Проблема исчезновения памятников истории и культуры
Проблема определения роли Родины в жизни человека, проблема ответственности людей за судьбу своей Родины, патриотизм и любовь к Родине, проблема отношения человека к своей родине
Проблема нравственной оценки факта войны, проблема влияния войны на человека
Проблема влияния войны на человека
Проблема роли семьи, родного дома в жизни человека
Проблема отношения человека к жизненным потрясениям
Проблема роли (ценности) детских воспоминаний в жизни человека
Проблема одиночества людей в старости
Проблема обмана при общении
Проблема переживания детьми военных событий, посильного участия в войне
Проблема двойственного отношения взрослых к участию детей в военных событиях
Проблема негативного влияния деятельности человека на жизнь Земли. (Проблема губительного влияния человеческой деятельности на природу)
Проблема определения счастья в подростковом возрасте
Проблема нравственного выбора между лицемерием и искренностью
Проблема необходимость дружной семьи в жизни каждого ребенка
Проблема потребности любви у каждого ребёнка
Проблема веры в счастливое будущее
Проблема благодарности близким людям, чувство долга перед ними
Проблема проявления неуважения, неблагодарности
Проблема выражения благодарности
Проблема значимости поддержки близких людей
Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия к пленному врагу
Проблема нравственного выбора
Проблема отношения к птицам и животным
Проблема взаимоотношений человека и собаки
Проблема невнимательного отношения детей к своим родителям
Проблема проявления родительской любви
Проблема прекращения отношений между людьми
Проблема вклада в отечественную культуру
Проблема творческого долголетия
Проблема качеств личности настоящего гражданина, общественного деятеля
Проблема судьбы русских деревень. (проблема угасания жизни в русской деревне)
Проблема отношения к родному дому
Проблема памяти о своём прошлом. Проблема сохранять и восстанавливать память о прошлом
Проблема осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей
Проблема понимания природы гениальности и самого гения
Проблема отказа от книг
Проблема последствий научных открытий
Проблема важности процесса познания в жизни человека
Проблема различий науки и искусства
Проблема влияния учителя на учеников
Проблема противостояния человека и сложившейся системы
Проблема отношения учителей к своим ученикам
Проблема способности человека признать свою вину и принести извинения
Проблема отношения к обывателям, к пошлости
Проблема истинной и ложной порядочности, проблема хамства
Проблема умения постоять за себя, не уронить собственное достоинство, столкнувшись с пошлостью и хамством
Проблема ценности детства
Проблема восприятия окружающего мира ребёнком
Проблема восприятия детства как счастливой поры
Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны
Проблема проявления заботы о ближних в годы войны
Проблема единения людей в годы войны
Проблема значения культуры в нашей жизни
Проблема определения понятия ограниченности
Проблема бездуховности нашего общества
Проблема памяти о Великой Отечественной войне
Проблема силы материнской любви
Проблема отношения к родителям (преувеличивают их возможности)
Проблема проявления детьми трусости
Проблема ощущения вины перед родителями
Проблема силы поэтического слова
Проблема воспитания любви к поэзии
Проблема восприятия красоты художественного слова
Проблема определения качеств настоящего поэта
Проблема очищающей силы поэзии
Проблема любви к родному народу
Проблема сходства жизни природы и жизни человека
Проблема доброго и сострадательного отношения к природе
Проблема отношения к выдающимся личностям, кумирам
Проблема силы таланта
Проблема несоответствия наших представлений о человеке и действительности
Проблема несоответствия наших представлений о человеке и действительности
Проблема соотношения внешнего облика человека и его внутреннего мира
Проблема причин победы на войне
Проблема необходимости извлекать уроки из побед и поражений на войне
Проблема проявления слабости на войне
Проблема отношения победителей к поверженному врагу
Проблема ценности языка
Проблема взаимодействия языка и культуры
Проблема обогащения русского языка
Проблема отношения к учёбе, к науке
Проблема выбора профессии, своего жизненного пути
Проблема отношения к проявлению невежества и лени
Проблема определения интеллигентности
Проблема поиска смысла жизни
Проблема особенности профессии врача
Проблема пьянства в современном обществе
Проблема менталитета русского человека
Проблема любви
Проблема экологической катастрофы.

Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык.

Задание № 27.

Готовимся к сочинению.

Как написать аргументы?

Основная часть сочинения на ЕГЭ – это аргументы к проблеме текста. За них (включая смысловую связь аргументов) можно получить целых 6 баллов!

Как написать аргументы? Каких ошибок не допустить?

Поговорим об этом.

Проблема определена, связь между аргументами продумана, на черновике кратко записано, о чём вы будете писать в первом и во втором аргументах. То есть что писать в аргументах, какие аргументы подобрать – вы уже решили.

Что делать дальше?

Как написать аргументы? РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Уже думая о смысловой связи аргументов, вы помнили, что аргументы должны отражать весь текст, поэтому и проблему определяли как можно более широкую. Отсюда рекомендация № 1: аргументы должны «охватывать» весь текст, в тексте нет лишних абзацев, всё подчинено раскрытию проблемы. Иногда учащиеся пропускают, не анализируют несколько больших абзацев, часто очень важных, то есть чуть ли не половина текста оказывается «лишней», а так не бывает. Всё в тексте подчинено раскрытию проблемы.
  • Рекомендую мысленно разделить текст на две части (они могут быть разными по объёму). Любой текст делится на эти две части. Если автор противопоставляет что-то, то в 1-ой части, например, положительный пример, а во 2-ой – отрицательный; если рассуждает от общего к конкретному примеру, то в 1-ой – его рассуждения, а во второй – пример или примеры и т.д.
  • Помните, что каждый аргумент – это мини-сочинение, в нём есть тезис, который вы доказываете, аргументы и микровывод. Ни одну из частей нельзя пропускать.
  • Тезис к аргументу – это своеобразное объяснение использования именно этого аргумента. Он зависит от того, какова смысловая связь аргументов.

Пример тезиса.

Размышляя над поставленной проблемой, тезис автор противопоставляет разное отношение людей к природе. Как это проявляется? Сначала он приводит примеры безжалостного уничтожения природы (доказательства далее из текста примеры). вывод Загрязняя природу, человечество разрушает «дом», в котором он живёт.

  • Приводя примеры из текста, нужно использовать цитаты. Но это не должны быть просто переписанные огромные предложения из текста, часто данные даже без их пояснения. Цитата – это и часть предложения, отдельное слово или словосочетание.
  • Не нужно пересказывать текст. Но надо избегать и другой ошибки – вообще не «вводить в курс дела» (например, писать, что герой своими действиями …, а какими действиями? что герой… , а что за герой?) Каждое слово в вашем сочинении должно быть понятно (не писать по принципу – «догадайтесь сами»). Представьте, что читающий ваше сочинение не знает текста вообще. Вы так проанализируйте проблему, чтобы было всё понятно.
  • Как избежать пересказа текста и в то же время написать так, чтобы содержание текста было понятно? Один из удобных способов – это задать вопрос и на него ответить. В этом случае примеры из текста будут уже не пересказом, а ответом на ваш вопрос.
  • В аргументах не нужно писать о позиции автора (путь даже по поводу того примера, который вы описываете). Позиции будет посвящён отдельный абзац. Пишите обобщённо.
  • Не нужно в аргументах использовать и личные местоимения (например, как часто мы…, многие из нас тоже…). В тексте нет же ничего о «нас», а вы анализируете именно текст. Свои мысли вы выскажете в отдельном абзаце сочинения.
  • Как перейти ко второму абзацу? Здесь снова поможет вам уже продуманная смысловая связь аргументов. Можно второй аргумент тоже начать с вопроса (например, Как сохранить природу? Что человек должен сделать для этого? Далее автор приводит примеры защиты природы…)

Подведём общие итоги:

  • В аргументах должен быть отражён весь текст, а не только его часть (поэтому верно определяйте проблему, чтобы в ней был отражён именно весь текст).
  • Каждый аргумент – это мини-сочинение, в котором должно чётко выделяться три части: тезис, примеры, вывод.
  • Нужно приводить цитаты из текста, но избегать огромных предложений.
  • Аргументы – это не пересказ текста, а его анализ.
  • Избежать пересказа помогут вопросы, которые вы себе задаёте и на которые отвечаете.
  • Чётко продуманная смысловая связь аргументов до того, как вы эти аргументы начнёте записывать, поможет вам верно определить, о чём же конкретно писать в каждом аргументе.

И ещё. Мне кажется, что не нужно писать слова типа – «первым примером может служить..», «в качестве второго примера я хочу привести..» Это делает текст вашего сочинения каким-то «канцелярским,» словно вы пишете отчёт. Это же сочинение, ваше творчество. Давайте попробуем обойтись без этих «во-первых» и «во-вторых».

Кстати, помните, что это сочинение не на ОГЭ. Это там нужно было указывать номера предложений. Здесь обойдитесь без всяких номеров.

Немного о клише.

 В Интернете можно найти много разнообразных примеров клише, то есть фраз-заготовок, которые можно использовать в сочинении. Я всегда против подобных клише. Они делают все сочинения похожими друг на друга. Лучше, как я советовала выше, задавайте вопросы. Именно они станут связующей нитью в ваших рассуждениях.

Исключением может служить первое предложение. Здесь можно написать, например, «Рассуждая над поставленной проблемой, автор…». Вот это единственное клише, уместное в сочинении. (Но, повторяю, это лично моя точка зрения. Вам нравится использовать клише – используйте, если это помогает написать сочинение.)

Пример.

         Размышляя над проблемой, автор противопоставляет отношение   героя произведения к крепостным, показывает, как оно может резко измениться в результате всего одного случая. Каким же было восприятие крепостных ребёнком сначала? Простые люди  всегда казались ему «опасными, разбойными». Их «грубые» лица, «узловатые» руки отталкивали мальчика. Ребёнок мало общался с ними, не понимал их и оценивал лишь по внешнему виду.

     Что же изменилось в жизни мальчика? Почему его восприятие крепостных резко поменялось? Причиной этого стал случай, когда ему вдруг почудилось, что за ним бежал волк. Мальчик  вынужден был искать помощи у крепостного Марея. Каким же добрым и отзывчивым оказался этот мужчина лет пятидесяти! Боясь и тревожась за мальчика, он «с материнской улыбкой» успокаивал ребёнка. Несколько раз автор повторяет эти слова — «материнская улыбка», чтобы подчеркнуть, как нежен был Марей,  каким «глубоким чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека», как до глубины души тронула мальчика его забота. Будучи девятилетним ребёнком, герой вдруг осознал, как внешность может не соответствовать внутреннему миру человека, его доброму и отзывчивому характеру.

 Оба эпизода помогают автору глубже раскрыть проблему. Противопоставляя разное отношение ребёнка к крепостным, он ярче показал те изменения, которые произошли в мальчике, в его восприятии простых людей.

 Материал к заданию № 27  ЗДЕСЬ.

E-mail

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти закрытый аккаунт в тик ток
  • Как составить программу раннего развития детей
  • Far cry 3 как найти однорогого
  • Fallout 4 как найти потерянных спутников
  • Как можно исправить оценку в зачетке