Как найти азимут круговой

Что такое азимут и как его определить

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Этот термин хорошо известен людям определённых профессий.

В частности, на вопрос «что такое азимут» вам точно ответят астрономы, геодезисты, картографы, географы.

Азимут

В общих чертах с этим понятием знакомы и многие обыватели, особенно путешественники и грибники. Почему именно они? Об этом ниже.

Азимут — это…

Азимут – это горизонтальный угол, образуемый в точке наблюдения двумя лучами, один из которых проходит по меридиану (линией между северным и южным полюсами), а второй соединяет точку наблюдения и наблюдаемый объект.

Азимут отсчитывается по ходу часовой стрелки либо от северного (в геодезии), либо от южного (в астрономии) конца меридиана и находится в пределах от 0 до 360 градусов.

Азимут — это...

Что такое азимут

Кстати, в артиллерии, как и в астрономии, отсчёт ведётся с юга, только против хода часовой стрелки. Такие вот нюансы.

Определение

Различают два типа азимута: истинный и магнитный, в зависимости от того, какой меридиан принимается за базу отсчёта.

Если географический – то азимут называют истинным, если же направление берётся по магнитному меридиану, то и азимут будет, естественно, магнитным. Вызвано это тем обстоятельством, что направления на географический и магнитный полюс не совпадают.

Компас

Между азимутами (как и между меридианами) существует взаимосвязь, которая выражается через магнитное склонение. Зная его величину (она часто указывается на топографических картах), легко перейти от магнитного меридиана (направление которого указывает компас) к географическому.

Кому и для чего нужен азимут

«Всё перекаты, да перекаты, послать бы их по адресу! На это место уж нету карты, плывём вперёд по абрису» — поётся в известной песне А. Городницкого.

Абрис – это неплохо, но лучше, если бы туристы плыли всё-таки не по сделанному от руки схематическому плану, а по азимуту – тогда они наверняка бы не плутали и обратно вернулись без лишних хлопот.

Навыки ориентирования на местности необходимо знать всем, кто отправляется в путешествие по неизученному маршруту, в лес по грибы, в поход по малоизвестным тропам. Одним словом, в те места, где можно потерять дорогу или просто заблудиться.

Чтобы чувствовать себя уверенно, вам потребуется топографическая карта местности, а в идеале лучше иметь ещё компас или нехитрое приспособление под названием транспортир, хорошо знакомый многим со школьной скамьи.

Определение азимута по карте

Есть два самых распространённых способа: с помощью транспортира и по компасу. В первом случае алгоритм действий выглядит следующим образом.

  1. Раскладываем карту на ровной поверхности.
  2. Отмечаем точку своего местонахождения – от неё будет отсчитываться азимут.
  3. Выбираем интересующую нас точку – по отношению к ней будет определяться азимут.
  4. Обе точки соединяем прямой линией до пересечения с ближайшим меридианом.
  5. Приложив основание транспортира к линии меридиана, измеряем по часовой стрелке угол между проведённой линией и меридианом. Получаем географический (истинный) азимут.

Порядок действий для второго способа такой.

  1. Выбираем направление движения и находящийся на нём хорошо видимый ориентир (дерево, холм, перекрёсток дорог и т.п.).
  2. Становимся лицом по направлению ориентира, держа перед собой карту и компас. При этом следует позаботиться о том, чтобы вблизи не было крупных железных предметов (например, опор линий ЛЭП).
  3. Отпускаем тормоз компаса, чтобы его стрелка смогла самостоятельно найти северный полюс.
  4. Кладём компас на карту и совмещаем отметки севера.
  5. С помощью линейки прочерчиваем направление на ориентир.
  6. Угол между направлением стрелки компаса и прочерченной линией и будет магнитным азимутом. При необходимости конвертируем его в географический (истинный).

Определение азимута на местности

На местности азимут определяется по выбранному направлению или на намеченный ориентир с помощью компаса. Возможен и обратный вариант: по уже известному азимуту найти направление на местности.

Желательно иметь компас с визиром (например, компас Андрианова), тогда можно выставить направление более точно.

Местность

Рассмотрим оба случая:

  1. Найдем азимут на нужное направление.Отпускаем фиксатор – стрелка компаса начинает колебаться, а через некоторый промежуток времени остановится, показывая на север. Поворачивая корпус компаса, совмещаем стрелку с буквой N (или С) на шкале. Положение мушки визира укажет на градуированной шкале (лимбе) магнитный азимут на выбранный ориентир.
  2. Найдем направление, зная азимут. Поворачиваем компас до тех пор, пока указатель не встанет на цифру, которая соответствует значению магнитного азимута. Как и в предыдущем случае, добиваемся совпадения северной стороны стрелки с символом севера на лимбе. После этого можно считать, что искомое направление найдено.

Заключение

Кстати, моряки и авиаторы предпочитают использовать термин «пеленг». Фактически это тот же азимут, только он всегда отсчитывается от северного направления и всегда по часовой стрелке. К тому же моряки часто измеряют пеленг не в градусах, а в румбах (1/32 часть окружности).

Похоже, что рука статуи Ильича тоже показывает какой-то азимут (или пеленг), вот только направление было выбрано, как выясняется, неверно. Пришлось его скорректировать, вот только времени на это ушло, к сожалению, очень много.

Азимут (от араб. سمت‎ симт – направление, путь, цель; араб. السمت‎ ас-симт, или араб. السموت‎ ас-самут – азимут, обозначается «Аз» или «Az») или Азимут направления — в геодезии, навигации и физике угол, отсчитываемый между направлением на какой-либо объект и направлением на заданный предмет. Азимут обычно отсчитывается в направлении видимого движения по часовой стрелке. Азимут допускает вариации отсчёта, как по начальному направлению, так и по направлению самого отсчёта (влево или вправо от начального направления). Дирекционный угол, румб и пр. углы ориентирования являются частными случаями азимута.

Cистемы счёта азимутов

Круговой азимут измеряется всегда от точки N (Север) в сторону E (Восток), т.е. по часовой стрелке от 0 до 360°. При записи азимута в круговом счёте его наименование не указывается: А = 120° (за рубежом – Zn).

При полукруговом счёте азимут измеряется от Северной или Южной части меридиана наблюдателя в сторону E (Восток) или W (Запад) от 0° до 180°. При полукруговом счёте указывается направление отсчёта E (Восток) или W (Запад). В разных традициях отсчёт положительных или отрицательных углов производится по-разному: против часовой стрелки или по часовой стрелке.

При четвертькруговом счёте азимут измеряется от Северной или Южной части меридиана наблюдателя в сторону E (Восток) или W (Запад) от 0° до 90°. При четвертькруговом счёте указывается направление отсчёта NE (Северо — Восток), NW (Северо — Запад) SE (Юго — Восток), SW (Юго — Запад).

Также круговой азимут называют полным или цельным. А некруговые дифференцированными.

Виды азимута

Различают несколько основных видов азимута: ориентированные — географический (истинный), магнитный, прямой и обратный. И не ориентированные.

Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан, азимут называется магнитным.

Абсолютные

Абсолютные — с чёткой ориентацией исходного направления на абстрактный объект (северный или южный полюс, нос или корма судна). К абсолютным азимутам относятся пеленг и румб.

Магнитный азимут Am — горизонтальный, физический угол, измеренный по ходу часовой стрелки от северного направления до направления на предмет. Его значения могут быть от 0° до 360°.

Магнитный азимут всегда прямой.

Географический азимут Ag или Дирекционный угол – Горизонтальный, математический угол, отсчитываемый от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки до ориентируемой линии. Изменяется от 0 до 360°.

Географический азимут направления определяется с помощью транспортира по топографическим картам (планам) или по аэроснимкам. При этом 0 транспортира устанавливается в направлении на север и берётся угловой отсчёт по направлению на заданный объект. Может быть прямым и обратным. Обратный азимут — азимут направления, противоположного определяемому (прямому) и разнится с ним на 180°.

Применяется при прокладывании маршрутов движения по азимутам.

Для перехода от магнитного меридиана к истинному нужно знать магнитное склонение в точке наблюдения. Величина магнитного склонения указывается на многих картах.

Зная склонение магнитной стрелки и имея компас и два ориентира (опознанные характерные точки на карте и местности) можно приблизительно определить магнитный азимут, а затем и Дирекционный угол. По значению магнитного азимута направления ( A m {displaystyle A_{m}} ), измеренного с помощью компаса и карты сориентированной по двум наблюдаемым ориентирам. Путём ввода в полученное измерение (магнитного азимута) поправки направления (значение обратное Склонению магнитной стрелки » — » γ {displaystyle gamma } ), взятое с топографической карты на дату наблюдений. Может быть с точностью порядка 0.5-3 угловых градуса определен дирекционный угол направления ( α {displaystyle alpha } ), на местности. α = A m − γ . {displaystyle alpha =A_{m}-gamma .}

Геодезический азимут

Геодезический азимут — это двугранный угол между плоскостью меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через нормаль, отсчитываемой от направления на север по ходу часовой стрелки от 0° до 360° Устанавливает связь между дирекционным углом и плоскостью, проходящей через отвесную линию.

Для перехода от астрономического азимута к Геодезическому служит формула

A = a − h tan ⁡ φ − ( x sin ⁡ a − h cos ⁡ a ) ⋅ cot ⁡ z {displaystyle A=a-h an varphi -(xsin a-hcos a)cdot cot z} ,

в которой x {displaystyle x} и h {displaystyle h} — составляющие отклонения отвеса в пункте наблюдения в плоскостях меридиана и первого вертикала, φ {displaystyle varphi } — широта этого пункта и z {displaystyle z} — зенитное расстояние наблюдаемой точки в пространстве. Эта формула при z {displaystyle z} , близком к 90°, приводит к уравнению Лапласа: A = a − h tan ⁡ φ {displaystyle A=a-h an varphi }

Азимут Лапласа

Азимут Лапласа — геодезический азимут полученный по астрономическому азимуту a {displaystyle a} , и исправленному с учётом влияния отклонения отвеса..

Астрономический азимут

Азимутом светила называется дуга математического горизонта от точки юга до вертикального круга светила, или угол между полуденной линией и линией пересечения плоскости математического горизонта с вертикальной плоскостью, проходящей через линию направления на светило.

Астрономические азимуты отсчитываются в сторону суточного вращения небесной сферы, то есть к западу от точки юга, в пределах от 0° до 360°. Иногда азимуты отсчитываются от 0° до +180° к западу и от 0° до −180° к востоку. Светила, находящиеся на одном вертикальном круге, имеют одинаковые азимуты.

В отличие от астрономии, в геодезии азимуты отсчитываются от точки Севера на Восток; а в военном деле – артиллерии [как и астрономии (от точки Юга на Запад)], — от точки Юга (только преим. против хода часовой стрелки!).

Геологические азимуты

Навигационные азимуты

Пеленг

Пеленг — горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект; измеряется по часовой стрелке от нуля (строго направление на север, N) до полной дуги окружности (от 0° до 360°).

Румб

Румб — горизонтальный угол между ориентирным направлением меридиана и направлением на объект; измеряется по часовой стрелке или против. Ориентирные направления меридиана и диапазон отсчитываемых углов, могут существенно отличаться друг от друга.

Относительные

Относительные — с чёткой ориентацией исходного направления «в направления движения». Ориентация осуществляется по направлению движения.

Механика (динамика и кинематика)

Траверз и реверс

Траверз и Реверс по определению ориентированные Азимуты (углы) относительна Курса (Трассы) движения физического тела. Траверс под 90° Реверс 180° Форсаж 0° являются частными и характерными случаями курсового угла.

Углы Эйлера

Углы Эйлера в отличие от Курсовых углов Отсчитываются строго по часовой стрелке в диапазоне (от 0° до 360°) .

Навигация и геодезия

Курсовой угол или относительный пеленг

Курсовой угол — угол между диаметральной плоскостью судна (осью) и направлением на предмет. Отсчёт курсовых углов производится от носовой части судна по часовой стрелке от 0 до 360°. Или полукруговой счёт курсовых углов от 0 до 180° от носовой части судна в сторону борта, по которому расположен предмет.

Угловая засечка

Угловая засечка — без чёткой ориентации исходного направления «на сторону света или направления движения». Ориентация осуществляется, так же как и наблюдение, на физические объекты находящиеся в относительном покое.

Основное понятие что такое азимут

Из школьного курса географии известно, что азимут – это угол между направлением на пункт следования и линией, указывающей на север. Измеряется в градусах (диапазон 0-360°). Обыкновенно азимут отсчитывается в направлении видимого объекта за часовой стрелкой. Применяется он часто при обстоятельствах, когда карта отсутствует или передвижение по ней невозможно.

Интересный факт! Представители некоторых профессий (например, астрономы, артиллеристы) отсчитывают этот угол в направлении против движения стрелки часов.

Примечания

  1. Х. К. Баранов. Арабско-русский словарь: Ок. 42000 слов.: Под ред. В. А. Костина. М., 2001—944 с. — ISBN 5-901278-01-1 — с.372
  2. Энциклопедический словарь юного астронома/ Ред. коллегия, Ерпылев Н. П
    . (сост.) и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика, 1986. — [yunc.org/%D0%9D%D0%95%D0%91%D0%95%D0%A1%D0%9D%D0%AB%D0%95_%D0%9A%D0%9E%D0%9E%D0%A0%D0%94%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%A2%D0%AB С. 189-192 — 336 с.]
  3. [armor.kiev.ua/lib/artilery/13/ Артиллерия. — М.: Воениздат МО СССР, 1953.]

Виды азимутов

На практике применяется четыре разновидности азимутов. Все они имеют свое предназначение, определяются специальными методами.

Истинный

Вычисляется по ландшафтному плану с помощью транспортира. При этом важно ориентироваться лишь на географический полюс: как правило, на картах северное направление находится вверху. Для нахождения такого азимута измерительный инструмент требуется установить так, чтоб нулевой угол совмещался с севером. Затем фиксируется угловой отсчет в направлении требуемого пункта (по часовой стрелке).

Если обыкновенного транспортира будет недостаточно, то его рекомендуется перевернуть и продолжить процесс измерения. В результате к полученным показаниям необходимо прибавить 180°.

Магнитный

Определяется несложно – при помощи самого простого компаса. Такой доступный прибор должен быть у всех путешественников. Дополнительно ориентируясь на северный магнитный полюс Земли, возможно вычислить азимуты иных сторон горизонта, конкретного объекта.

Магнитный и истинный азимуты

Обратный

Чтоб уверенно перемещаться по чужой территории, туристы вычисляют угол движения к нужному пункту. Если от полученного значения отнять 180°, то получится обратный азимут. В будущем он позволит легко вернуться в начальное место путешествия. Стоит заметить, что направление передвижения будет противоположным.

Аварийный

В случае, когда турист потеряется во время путешествия, рекомендуется воспользоваться аварийным азимутом. При этом направление обычно выбирается на крупный площадной объект (например, деревня, озеро) либо линейный (тропинка, автотрасса, речка). Это связано с тем, что к последним проще выйти. Отыскать в незнакомой местности лесничий домик, колодец, иные малозаметные строения достаточно сложно.

Cистемы счёта азимутов[ | ]

Круговой азимут

измеряется всегда от точки N (Север) в сторону E (Восток), т.е. по часовой стрелке от 0 до 360°. При записи азимута в круговом счёте его наименование не указывается: А = 120° (за рубежом – Zn)[2].

При полукруговом

счёте азимут измеряется от Северной или Южной части меридиана наблюдателя в сторону E (Восток) или W (Запад) от 0° до 180°[3]. При полукруговом счёте указывается направление отсчёта E (Восток) или W (Запад). В разных традициях отсчёт положительных или отрицательных углов производится по-разному: против часовой стрелки или по часовой стрелке.

При квадратном счёте азимут измеряется от Северной или Южной части меридиана наблюдателя в сторону E (Восток) или W (Запад) от 0° до 90°. При четвертькруговом счёте указывается направление отсчёта NE (Северо — Восток), NW (Северо — Запад) SE (Юго — Восток), SW (Юго — Запад).

Также круговой азимут называют полным или цельным. А некруговые — дифференцированными.

Направление Круговой азимут Полукруговой азимут (Против Часовой Стрелки «+») Четвертькруговой азимут
север 0° или 360° С 0° или Ю ±180° С 0°
северо-восток 45° В -45° или З +135° СВ 45°
восток 90° В ±90° СВ или ЮВ 90°
юго-восток 135° В -135° или З +45° ЮВ 45°
юг 180° С ±180° или Ю 0° Ю 0°
юго-запад 225° В +135° или 3 -45° ЮЗ 45°
запад 270° 3 ±90° СЗ или ЮЗ 90°
северо-запад 315° В -135° или З +45° СЗ 45°

Как определить азимут объекта на местности

Чтоб быстро узнать угол направления движения, лучше всего запустить программу в мобильном телефоне (ином приборе), определяющую азимут онлайн. Установленное приложение за считанные секунды предоставит точную информацию.

Как найти азимут, если современные устройства не окажутся рядом? Тогда возможно воспользоваться обыкновенным компасом. С такой целью необходимо забраться на любую возвышенность, направить стрелку прибора на север, отметить заданное направление.

Быстрое ориентирование на неизвестной местности по азимутам позволяет уверенно продвигаться по выбранному курсу, в кратчайшие сроки достигнуть туристической цели.

В геодезии [ править ]

Основная статья: Обратная геодезическая задача

Азимут между Кейптауном и Мельбурном по геодезической (кратчайший маршрут) изменяется от 141 ° до 42 °. Азимутальная орфографическая проекция и цилиндрическая проекция Миллера .

Мы стоим на широте , нулевой долготе; мы хотим найти азимут с нашей точки зрения на Точку 2 на широте и долготе L

(положительное значение в восточном направлении). Мы можем получить хорошее приближение, если предположим, что Земля является сферой, и в этом случае азимут
α
определяется как φ 1 { displaystyle varphi _ {1}} φ 2 { displaystyle varphi _ {2}}
загар ⁡ α знак равно грех ⁡ L потому что ⁡ φ 1 загар ⁡ φ 2 — грех ⁡ φ 1 потому что ⁡ L { displaystyle tan alpha = { frac { sin L} { cos varphi _ {1} tan varphi _ {2} — sin varphi _ {1} cos L}}}
Лучшее приближение предполагает, что Земля представляет собой слегка сжатую сферу ( сплюснутый сфероид

);
Таким образом, азимут
имеет как минимум два очень немного разных значения.
Азимут нормального сечения
— это угол, измеренный с нашей точки зрения теодолитом, ось которого перпендикулярна поверхности сфероида;
геодезический азимут
— это угол между севером и
геодезической
; то есть кратчайший путь по поверхности сфероида с нашей точки зрения до точки 2. Разница обычно неизмеримо мала; если точка 2 находится на расстоянии не более 100 км, разница не будет превышать 0,03 угловой секунды.

Различные сайты рассчитают геодезический азимут; например, сайт GeoScience Australia . Формулы для расчета геодезического азимута приведены в статье расстояний .

Азимут нормального сечения вычислить проще; Бомфорд говорит, что формула Каннингема верна для любого расстояния. [ Править

] Если
F
является уплощением и
й
эксцентриситета, для выбранного сфероида (например, 1 /298,257 223 563 дляWGS84), затем
е 2 знак равно ж ( 2 — ж ) 1 — е 2 знак равно ( 1 — ж ) 2 Λ знак равно ( 1 — е 2 ) загар ⁡ φ 2 загар ⁡ φ 1 + е 2 1 + ( 1 — е 2 ) ( загар ⁡ φ 2 ) 2 1 + ( 1 — е 2 ) ( загар ⁡ φ 1 ) 2 загар ⁡ α знак равно грех ⁡ L ( Λ — потому что ⁡ L ) грех ⁡ φ 1 {displaystyle {begin{aligned}e^{2}&=f(2-f)\1-e^{2}&=(1-f)^{2}\Lambda &=left(1-e^{2}right){frac {tan varphi _{2}}{tan varphi _{1}}}+e^{2}{sqrt {frac {1+left(1-e^{2}right)left(tan varphi _{2}right)^{2}}{1+left(1-e^{2}right)left(tan varphi _{1}right)^{2}}}}\tan alpha &={frac {sin L}{(Lambda -cos L)sin varphi _{1}}}end{aligned}}}
Если φ

1 = 0, то
tan ⁡ α = sin ⁡ L ( 1 − e 2 ) tan ⁡ φ 2 {displaystyle tan alpha ={frac {sin L}{left(1-e^{2}right)tan varphi _{2}}}}
Чтобы вычислить азимут солнца или звезды с учетом ее склонения и часового угла в нашем местоположении, мы модифицируем формулу для сферической Земли. Замените φ

2 отклонением и разницей долготы на часовой угол и измените знак (поскольку часовой угол положителен на запад, а не на восток).

Как определить азимут по карте

На случай отсутствия специальных приборов каждый турист должен владеть навыками определения азимута по географической карте. Сделать такие расчеты возможно несколькими простыми методами: используя транспортир, компас на топографической карте выполнить чертеж, позволяющий получить искомую информацию.

С помощью транспортира

В процессе вычисления азимута также пригодится линейка. При этом важно помнить: на географических картах север расположен вверху, юг – внизу, запад, восток, следовательно, слева и справа.

Определение азимута с помощью транспортира

Порядок действий:

  1. Карандашом отметить место нахождения наблюдателя.
  2. Через него провести прямую, перпендикулярную к границам карты (верхней, нижней). Это будет направление С-Ю.
  3. Найти конечный пункт следования, соединить с начальной точкой.
  4. По северо-южной линии приложить транспортир так, чтоб его центр совместился с исходным местом.
  5. На пресечении шкалы измерительного инструмента с прямой, соединяющей отдаленный объект с точкой стояния, прочитать величину истинного азимута.

Внимание! Чтоб получить максимально точные замеры, важно учесть поправку на сближение меридианов.

С помощью магнитного планшетного компаса

Пластиковая коробка с намагниченной стрелкой (расположенной на оси), градуированная шкала – это основные составные части планшетного компаса. Стоит отметить, что коробочка надежно прикреплена к прозрачной поверхности с нанесенной разметкой.

Магнитный планшетный компас

Порядок действий:

  1. Разместить компас на бумажной карте.
  2. Планшет аккуратно совместить с курсом (направить стрелку на конечный пункт похода).
  3. Прокрутить колбу так, чтоб красные линии (расположенные внизу устройства) стали параллельными вертикальным прямым на карте.
  4. Осевая стрелка прибора покажет величину дирекционного угла. Последний возможно легко перевести в нужный вид азимута.

Важно! На сегодня планшетные компасы производятся обыкновенные, жидкостные. В последних коробки полностью заполнены незамерзающей жидкостью, которая способствует стабилизации прибора после интенсивного бега, стремительных передвижений.

С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты

Для вычисления азимута потребуется прибор с намагниченной стрелкой, а также обычная карта, сориентированная на стороны горизонта.

Определение азимута с помощью магнитного планшетного компаса и карты

Порядок действий:

  1. Обозначить исходную точку, провести через нее линию С-Ю.
  2. Найти конечный объект, соединить его с местом наблюдателя.
  3. Положить компас на топографическую карту, стрелку совместить с линиями долготы.
  4. Переместить центр прибора на прямую (начальная точка-конечный пункт).
  5. На пересечении последней и шкалы прочитать значение азимута.

Важно! Если местность открытая, то конечный пункт возможно увидеть на географической карте, территории ландшафта. Это поможет должным образом сориентироваться, выполнить расчеты километража, продолжительности туристических переходов.

Северодвинск

— город в России, областного подчинения, расположен на территории одноимённого городского округа Архангельской области, центр атомного судостроения России.

Город расположен на берегу Белого моря, возле Никольского устья Северной Двины, в 35 км к западу от Архангельска.

Координаты: 64°34′ с.ш. и 39°51′ в.д.

День города

Год основания города Северодвинска — 1936

. В Северодвинске день города отмечают в
последнее воскресенье июля
:

  • в 2012 году — это дата 29 июля (76 лет);
  • в 2013 — 28 июля (77 лет);
  • в 2014 — 27 июля (78 лет);
  • в 2015 — 26 июля (79 лет);
  • в 2021 — 31 июля (80 лет);
  • в 2021 — 30 июля (81 год);
  • в 2021 — 29 июля (82 года);
  • в 2021 — 28 июля (83 года);
  • в 2021 — 26 июля (84 года);
  • в 2021 — 25 июля (85 лет);
  • в 2022 — 31 июля (86 лет);
  • в 2023 — 30 июля (87 лет);
  • в 2024 — 28 июля (88 лет);
  • в 2025 — 27 июля (89 лет);
  • в 2026 — 26 июля (90 лет).

История

31 мая 1936 года

Политбюро ЦК ВКП(б), Совет Труда и Обороны СССР на основании проведённых изысканий приняли постановление № 0-137сс о строительстве судостроительного завода в районе Никольского устья Северной Двины. Единственным капитальным строением на болотистом берегу залива был заброшенный Николо-Корельский монастырь — каменные строения XVII века.

Первые бригады строителей прибыли в Никольское устье на пароходе «Иван Каляев» в июле 1936 года. За четыре месяца была построена железнодорожная магистраль до Архангельска, быстрыми темпами началось строительство эллингов завода, жилых домов и социальных объектов. Строительство было названо Судостроем.

1 апреля 1937 года

Постановлением ВЦИК новый населенный пункт при судостроительном заводе Приморского района Северной области получил свой официальный статус и
отнесён к категории рабочих посёлков.В 1938 году Судострой получил статус города и имя Молотовск в честь советского партийного деятеля Вячеслава Молотова
. Молотовск строился в одно время с судостроительным заводом № 402. Стране был необходим крупный завод на побережье одного из морей Северного Ледовитого океана. Место в дельте Северной Двины было выбрано как наиболее защищённое с моря, благодаря узкой горловине Белого моря.

В 1938—1953-х годах

существовал Ягринский исправительно-трудовой лагерь. Первоначально он размещался на острове Ягры, что и дало ему название, затем появились отделения в других частях современного города. Лагерные пункты имелись и в близлежащих деревнях.

В разное время в лагере содержалось от 5 до 31 тысячи человек (по некоторым данным до 50 тысяч). При этом только за 1940—1945 годы в лагере умерло более 9 тысяч человек.

Заключённые строили заводы, порт, жилые дома и дороги, валили лес и добывали песок для строительства города на болотистой местности.

В 1939 году

на заводе № 402 (с 1959 года – Севмаш) был заложен первый корабль — линкор «Советская Белоруссия». В годы Великой Отечественной войны кораблестроительная программа была приостановлена. Из 40 тысяч жителей города 14 тысяч человек ушли на фронт. Предприятие обеспечивало боеспособность кораблей Северного флота, ремонт иностранных транспортов, участвующих в Северных конвоях. В годы войны было отремонтировано 139 кораблей и судов.
В 1941–1945 годах
Молотовский порт стал одним из основных портов на севере страны, обеспечивающим поставки лендлиза. Местные портовики обработали около 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около 1 млн. тонн военных грузов.

В первые послевоенные годы завод № 402 продолжил строительство кораблей для ВМФ СССР. Основным профилем предприятия стала постройка подводных лодок. В 1955 году

заводу было поручено важное государственное задание — создание первой отечественной подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» была успешно передана в опытную эксплуатацию в 1958 году, а Северодвинск стал центром атомного подводного кораблестроения страны. К настоящему времени здесь построено 128 атомных подводных лодок — больше, чем на любой другой верфи мира.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 733/2 от 12 сентября 1957 года город Молотовск был переименован в город Северодвинск.

Выполняя программу создания атомного подводного флота, Северодвинск до 1992 года имел статус ЗАТО

.

В 2008 году

основные предприятия Северодвинска — ОАО «ПО «Севмаш», ОАО «, ОАО «СПО «Арктика» — вошли в состав «Объединенной судостроительной корпорации». В Северодвинске располагается офис самого крупного холдинга ОАО «ОСК» – ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта». Градообразующие предприятия Северодвинска, развивая военную тематику, выпускают широкий спектр наукоемкой гражданской продукции: суда различных классов и назначений, морские платформы и буровые установки для добычи нефти и газа на шельфе Арктики, экспериментальные энергоблоки, транспортно-упаковочные контейнеры для отработанного ядерного топлива, гребные винты, оборудование для различных отраслей промышленности и народного хозяйства. Городская промышленность представлена заводом дорожных машин «Севдормаш», предприятиями пищевой отрасли, сферы услуг, торговли.

Фотографии города Северодвинска:

  • sevska.net — городские Северодвинские фотографии;
  • worldtravelserver.ru — фотографии Северодвинска;
  • petrochenko.narod.ru — фотографии города Северодвинска;
  • severodvinska.net — фотографии Северодвинска;
  • severodvinsk-foto.narod.ru — Северодвинск в фотографиях (рубрики: «Памятники и мемориальные комплексы города», «Природа Северодвинска», «Город ночью», «Культурная жизнь Северодвинска», «Архитектура города», «Будни города», «Осень…», «Северодвинск-СИТИ»);
  • tchaykovsky.com — спутниковые снимки городов России: Северодвинск;
  • etoretro.ru — Николо-Корельский монастырь (6 фото).

Источники информации:

  • ru.wikipedia.org — Википедия: Северодвинск;
  • severodvinsk.info — официальный сайт Администрации города Северодвинска: история города;
  • calend.ru — проект «Календарь событий»: Северодвинск.

Дополнительно на Геноне:

  • Об истории возникновения каких городов можно узнать на Геноне?
  • Сколько насчитывается городов в России?

Как определить азимут по компасу

Процесс определения азимута по компасу несложный, потому часто применяется туристами в случае наличия прибора. Расчет ведется от магнитной стрелки. Отсчитываемое значение будет находиться в диапазоне 0-360°.

Как правильно держать компас

Полученные при ориентировке результаты во многом будут зависеть от правильности удерживания прибора. Ошибочные данные повышают вероятность потери нужного курса. Чтоб избежать оплошностей, во время проведения измерений требуется выполнять правила, разработанные опытными путешественниками.

Определение азимута по компасу

Методика центрального захвата

После раскрытия прибора крышку нужно отбросить так, чтоб она находилась на одной линии с основанием. Затем открыть прицел: поверхность циферблата должна просматриваться в полном объеме.

Способ удерживания компаса:

  1. Локти согнуть, поднять на высоту солнечного сплетения, развести в стороны.
  2. Большой палец правой руки – поддерживает корпус (контролирует равновесие), левой – должен находится между лимбом, задним прицелом.
  3. Указательные пальчики – на основании.

Начинать вычислять азимут можно лишь после принятия описанной позы. Для этого требуется поворачиваться вокруг своей оси. Когда крышка укажет на объект, вычислить угол.

Методика компас к щеке

Крышку устройства необходимо открыть и зафиксировать под прямым углом относительно основания. Затем отвести вперед задний прицел: впоследствии щель должна совпасть с прицельной нитью.

Компас важно приблизить к щеке так, чтоб нужный объект отлично просматривался. В таковом положении результат измерений будет правильным.

Нахождение магнитного азимута

Заядлым путешественникам важно научиться вычислять магнитный азимут. Это поможет узнать направление передвижения относительно конкретного объекта.

Пошаговая инструкция:

  1. Выбрать ориентир, стать прямо.
  2. Прибор расположить перед собой (на одной вытянутой ладони).
  3. Сориентировать компас (направить синюю стрелку на N).
  4. По его центру положить спичку так, чтоб ее конец указывал на конечный пункт путешествия.
  5. Записать результат измерений.

Полученное числовое значение – магнитный азимут, измеряемый в градусах.

Что такое азимут и как его находить. Магнитный азимут

Для того чтобы выяснить нужное направление, нужно следовать небольшой инструкции:

  • Взяв в руки компас и выбрав нужный ориентир, требуется встать прямо.
  • Поднять локти так, чтобы их уровень соответствовал уровню груди.
  • Соотнести стрелку с севером на приборе.
  • Вращать визирное приспособление до тех пор, пока не совпадут его мушка и объект, относительно которого ищется направление.
  • Внимательно контролировать, чтобы магнитная стрелка не отходила от указателя на 0°.
  • Теперь следует посмотреть, на отметке скольких градусов находится стрелка. Именно столько градусов составляет искомый угол — азимут.

Как определить азимут

Что такое азимут и как его определять? Ответ на этот вопрос получен. Но что делать, если у компаса отсутствует визирное приспособление? Нахождение нужного угла проводится с помощью спички, маленькой палочки или зубочистки. Она кладется над циферблатом устройства по центру его корпуса. Конец спички должен быть направлен на объект, а основная часть будет пересекаться с магнитной стрелкой в центре компаса. Азимут в данном случае будет равен стольким градусам, на скольких остановится конец палочки. Таким образом определяется магнитный азимут. Что такое истинный азимут и для чего он нужен, разберем ниже.

Определение азимута по солнцу

Современные устройства (GPS-навигаторы, мобильные телефоны, иные специальные приборы) позволяют человеку получить самые точные данные. Если они отсутствуют, то для определения азимута возможно воспользоваться обыкновенными механическими часиками. Они должны быть настроены по местному времени.

Определение азимута по солнцу и часам

Последовательность действий:

  1. Положить часы на любую доступную поверхность так, чтоб часовая стрелка показывала прямо на солнышко.
  2. Через центральную часть циферблата провести линию к единице (либо двойке – для летнего времени).
  3. Образовавшийся угол разделить ровно надвое. Проведенная биссектриса будет соответствовать направлению С-Ю.
  4. До двенадцати часов север расположен слева, после – справа от солнца. Потому во второй половине дня азимут отсчитывается за часовой стрелкой, в первой – наоборот.

Важно! Дальнейший план передвижения составляется в обычном порядке. При описанном методе погрешности в расчетах будут незначительными.

Истинный азимут

У двух видов азимута разные обозначения. Магнитный указывается как Am, а истинный — Az. Истинный азимут можно найти с помощью карты. Для этого нужно:

  • разложить карту на ровной поверхности;
  • отметить исходную точку;
  • от нее карандашом отложить вертикальную линию;
  • провести прямую линию от начала и пересечь пункт назначения;
  • измерить получившийся угол посредством транспортира.

Определить азимут по карте

Составление маршрута движения по азимуту

При наличии подходящей топографической карты туристам двигаться намного легче. На ней обозначены крупные реки, дороги, ручейки со всеми изгибами, поворотами. Все запланированные групповые походы происходят с применением карт.

Бывают ситуации, когда нельзя миновать передвижения по азимуту. Это может быть в густом лесу, на пустынной местности, при сложных погодных условиях (сильный дождь, туман).

Чтоб побыстрее достичь желаемой цели, важно заранее начертить путь на карте. Поскольку прямолинейное передвижение не всегда возможно, весь маршрут нужно разделить на малые отрезки. В каждом пункте следует выбрать ориентир. При достижении последнего важно каждый раз сверять маршрутный лист, в случае необходимости исправлять, дополнять полезной информацией.

Составленный по таковым правилам путь (в виде ломаной линии) будет несколько длиннее. Но вероятность потеряться в таком походе минимальная.

Важно! В местах остановки ориентиры нужно выбирать крупные, хорошо заметные издали. А точное расстояние между ними необходимо вычислять заранее. Если планируется возвращение в начальную точку, все отклонения в маршруте требуется отмечать на карте либо записывать в блокнот.

Правила перемещения по азимуту с препятствиями

При передвижении по местности всегда нужно помнить о существовании препятствий на пути. Это могут быть пропасти, водопады, огромные скалы. В случае наличия последних рекомендуется прислушиваться к рекомендациям опытных путешественников.

Движение по азимуту с препятствиями

Инструкция при незапланированном изменении маршрута:

  1. Выбрать крупный объект (по вектору намеченного пути), расположенный по иную сторону от преграды.
  2. Определить его азимут.
  3. Обогнуть препятствие (слева или справа).
  4. Обязательно отметить на топографической карте изменения в маршруте.

Если передвижение происходит по однотипной местности, то ориентирами могут выступать любые подручные средства: вкопанная в землю палка, выразительная отметка на высоком дереве, иные заметные обозначения.

В астрономии [ править ]

Азимут,

используемый в астрономической навигации, — это направление небесного тела от наблюдателя. [8] В астрономии
азимут
иногда называют пеленгом . В современной астрономии азимут почти всегда отсчитывается от севера. (В статье о системах координат , например, использует измерение конвенции с юга.) В прежние времена, оно было общим для обозначения азимута с юга, как это было тогда нуль в то же самое время , что часовой угол из звезды было ноль. Однако это предполагает, что звезда (верхняя) достигает своей кульминации на юге, что верно только в том случае, если склонение звездыменьше широты наблюдателя (т. е. южнее) .

Хождение по азимуту

Нередко люди думают, что ходить по азимуту следует таким образом: непрерывно удерживать перед собой компас, регулярно отслеживать его показания. Но на самом деле такой метод хождения дает большую ошибку.

Ориентирование на местности по компасу

Во избежание неточностей рекомендуется использовать иной алгоритм действий:

  1. Пользуясь компасом, найти ориентир на местности (по заранее намеченному азимуту). Чем дальше он будет расположен, тем меньше действий впоследствии придется совершить.
  2. Направиться к выбранной точке. При этом не имеет значение, как к ней добираться: препятствия можно обходить любым удобным способом.
  3. Подойдя к ориентиру, стать позади него, повторить предыдущую процедуру (выбрать новую цель).

Важно! Если природный ориентир отсутствует, то в его качестве может выступать участник похода. Человека отправляют в нужную сторону, а потом жестами показывают, где требуется стать, чтоб оказаться на линии направления.

Упрощенная схема движения при закрытом ориентире

Если на пути появится препятствие, которое будет закрывать ориентир, и на него нельзя будет взобраться, то помогут следующие рекомендации.

Пошаговая инструкция:

  1. Выбрать направление обхода преграды, замерить его азимут.
  2. Вычислить разницу между азимутом главного курса и выбранного.
  3. Двигаться по ней, считая шаги, пока справа не появится окончание препятствия.
  4. Рассчитать азимут для возвращения на предыдущее направление: к основному значению прибавить полученную ранее разницу.
  5. Сделать такое же количество шагов.
  6. Продолжить движение по азимуту начального курса.

В указанной схеме допустим вариант, когда после смещения в сторону, турист тотчас не возвращается на прежний путь: проходит какой-то отрезок дороги по основному азимуту. Это целесообразно в тех случаях, когда препятствие расположено (вытянуто) по длине запланированного направления.

Описанным способом возможно успешно обходить разные преграды. Но иногда могут и возникнуть сложности, большей частью это обусловлено особенностями местности.

Как превратить истинный азимут в магнитный

При необходимости можно преобразовать истинный в магнитный азимут. Это достигается следующими шагами.

  • По карте определяется истинный азимут.
  • Он же находится на данной местности.
  • В том случае, когда магнитное склонение является восточным, нужно сместить в левую сторону линию направления на столько градусов, скольким равно отклонение.
  • Если же представлено западное магнитное склонение, то линия направления смещается в правую сторону. Количество градусов равно отклонению.

Обычно величина магнитного склонения обозначена на географической карте снизу. Но если она отсутствует, перед туристическим походом нужно обязательно об этом осведомиться. В противном случае карты и компас будут бесполезными.

В ситуации, когда требуется прийти к невидимой точке, профессионалы советуют для начала рассчитать по карте истинный азимут. А затем, чтобы вычислить направление, по которому следует идти, определить магнитный. Особенно нахождение азимута спасает в сложных погодных условиях: туман, снежная буря, а также в ночное время суток, в лесах и горах. Морские суда и самолеты не могут полноценно работать без данного способа ориентирования.

Ошибки и их причины

Большинство неточностей, которые допускают туристы, связаны с такими факторами:

  • поломка компаса;
  • близость металлических предметов, электроприборов;
  • наличие поблизости линий электропередач;
  • магнитное склонение.

Первые три причины легко предупредить либо устранить, если в походе быть предельно бдительным. С последней нужно разобраться подробнее.

Смещение с правильного курса часто возникает из-за магнитного отклонения. Нужно знать, как его рассчитать. Обыкновенно все данные ищут на картах, где они должны быть обязательно. Однако информация из старых источников может быть ложной (устаревшей), так как это значение постоянно меняется. Рекомендуется обновлять карты каждый год.

Высоковольтные линии

Высоковольтные линии искажают положение магнитной стрелки компасаМагнитная девиация имеет место поблизости высоковольтных линий, а также предметов, обладающих магнитными свойствами. В таком случае наблюдается отклонение стрелки компаса, сам прибор показывает неправильное значение. Максимальные погрешности возникают около машин, мотоциклов, железной дороги, следующей техники: планшетов, смартфонов, компьютеров, радиооборудования.

Накануне ориентирования важно отдалить от себя все устройства, которые могут повлиять на правильность показаний. Не лишним будет снять рюкзак. Находящееся в нем снаряжение также может стать причиной ошибочных данных.

Самый простой метод проверить исправность компаса – приблизить магнит. Стрелка исправного прибора должна среагировать на воздействие и отклониться в его сторону. Когда же убрать магнитное влияние, то она вернется в исходное положение. Иные результаты проверки будут свидетельствовать о поломке компаса.

Если же в туристическом походе магнита рядом не оказалось, можно воспользоваться ножом либо смартфоном. Мало кто знает, что оба они обладают малозаметными магнитными свойствами. Однако их будет вполне достаточно для проведения вышеописанной проверки.

Внимание! При возникновении малейших подозрений относительно достоверности показаний компаса, важно тотчас же проверить прибор. Это не позволит допустить ошибку в определении направления движения, а значит туристы будут уверенно приближаться к пункту назначения.

См. Также [ править ]

  • Географический портал
  • Высота (астрономия)
  • Азимутальное квантовое число
  • Азимутальная эквидистантная проекция
  • Пеленг (навигация)
  • Положение часов
  • Курс (навигация)
  • Наклон
  • Долгота
  • Широта
  • Магнитное склонение
  • Панорамирование (камера)
  • Относительный подшипник
  • Секстант
  • Солнечный азимутальный угол
  • Звуковая локализация
  • Зенит

Погрешности и почему они возникают

Знание азимута не гарантирует, что путешественник доберется до конечного пункта согласно рассчитанному времени. Даже небольшое отклонение способно повлиять на результат. Погрешность в 5° дает ошибку в сто метров на каждый километр. Чтоб минимизировать неточности, важно внимательно планировать маршрут, придерживаться таких правил передвижения:

  1. Запланированный путь разделить на отрезки, каждый из которых должен заканчиваться в промежуточном пункте с выбранным ориентиром.
  2. При возникновении преград их нужно обходить слева или справа поочередно. Таким образом будет сглаживаться общая погрешность.
  3. Если препятствие большое, то впоследствии важно проверить возвращение на запланированный вектор движения.
  4. Дальность похода, азимут для всего пути, а также отдельно для отрезков лучше измерять еще до начала передвижения. В таком случае сбережется время в пути, снизится риск совершения ошибки во время вычислений.
  5. При движении по неизвестной местности пройденный маршрут следует периодически контролировать: оглядываться, отслеживать линейность передвижения.

Внимание! Когда путь лежит вдоль линейного ориентира, то к последнему нужно периодично выходить, сверять азимут основного направления. Тогда ориентироваться на местности будет проще, а риск возникновения неточности сведется к минимуму.

Сверка азимута

Была ли полезна для Вас данная информация? Поделитесь в комментариях!

Вопрос
№22.Теоретич. и практич. Основы определения
поправки компаса. Общим способом, по
восходу и заходу солнца, и по полярной
звезде.

Поправка
= Истиное — Измеренное
ГК
= ИП – ГКП

В
открытом море единственным и надежным
способом определения поправки компаса
является астрономический. Для получения
истинного пеленга необходимо решить
параллактический треугольник, вычислив
азимут светила.
Существует 3 способа
задания параллактического треугольника
и нахождения азимута.

Метод
моментов(общий способ)
A = f(,
,t)


Метод
высот(Восход и Заход Солнца)
A = f(,
,h)

Метод
высот и моментов(по полярной звезде)
A = f(,h,t)

Влияние
ошибок счислимых кординат на вычисляемый
азимут. Выгодные условия наблюдений.

Для
вычисления азимута необходимо использовать
координаты места судна, которые как
правило, являются счислимыми. Азимут,
вычесленный по счислимым координатам,
также будет счислимым Ас.
Для получения поправки компаса требуется
истинный азимут светила Аи.
Погрешности в счислимых координатах
и
вызывают
погрешность в азимуте
А
=
А
+
А
,
которая входит в поправку компаса.
Определим,
при каких условиях погрешностями
А
и
А
можно
пренебречь.

Погрешность
в А вызвана погрешностью в широте.

Погрешность
в азимуте за широту определяется на
основе дифференциальных
формул мореходной астрономии.

A
=
tghsinA

 
      (1.6)

Анализируя
эту фомулу, приходим к следующему
выводам.

Чтобы
минимизировть погрешность
A
и
получить точную поправку компаса
необходимо:

В
северном полушарии по второй причине
в этом случае является Полярная звезда
(её азимут близок к 0°).

Погрешность
в А, вызванная погрешностью в
долготе.

Долгота
входит в расчет местного часового угла
tм
= tгр
±
EW.
Гринвичский часовой угол определён
точно, поэтому погрешность часового
угла будет полностью определяться
погрешностью в долготе
t
=
.
Следовательно, используя основые
дифференциальную формулы мореходной
строномии, имеем

A
t
= -cosqcosqsech
t

        (1.8)

Анализируя
эту фомулу, приходим к следующему
выводам.

  1. Погрешность
    в
    А
    зависит
    от высоты светила и будут меньше при
    его малой высоте. Т.е. необходимо
    пеленговать светила на малой высоте.

2.При
пеленговании приполярных светил (если
90°,
то cos
0)
погрешность в
А
0.
Таким
идеальным светилом является Полярная
звезда.

В
заключении отметим еще один факт. На
точность поправки компаса влияет не
только погрешности ИП, которые мы уже
расмотрели, но и погрешности в самом
гирокомпасном пеленге ГКП. Погрешность
ГКП также зависит от высоты пеленгуемого
светила и определяется следующим
выражением:

А
= ktgh

        (3.1)

k
— угол наклона пленгатора.
Следовательно,
для точного взятия гирокомпасного
пеленга (и для точного определения
поправки компаса) необходимо пеленговать
светило на малой высоте.

Определение
поправки компаса методом моментов.

Теория
метода.

Метод
моментов
получил свое название, потому что в
момент пеленгования светила фиксируется
гринвичское время, т.е. момент
времени
.

Т.е.
измерения дают нам два параметра:
гирокомпасный пеленг — ГКП и гринвичское
время — Тгр.
Далее с карты снимаются счислимые
координаты
с,
с.
По гринвичскому времени по МАЕ вычисляется
местный часовой угол tм
и склонение светила
.
Применив
формулу
котангенсов

к параллактическому треугольнику PNZC,
выведем формулу

ctgA
= cos
tgcosect
— sinctgt
        (1.2)

(Подробный
вывод этой формулы есть в параграфе
«Параллактический
треугольник и его решение»
.)

По
данной формуле азимут получается в
полукруговом
счете.
Первая буква одноименна с
широтой, вторая буква одноименна с
часовым углом
.
Азимуты
по таблицам ВАС-58 вычисляются по данной
формуле. Из табличных методов определения
поправки компаса таблицы ВАС-58 являются
наиболее удобными.

Порядок
наблюдений.

1)Порядок
наблюдений покажем на следующем
примере.
24-го марта 2001 года на вахте
16ч
— 20ч
необходимо определить поправку компаса.

Выбрать светило как можно ближе к
горизонту. В данном случае это будет
Солнце перед заходом.
Взять пеленг
светила. В момент взятия пеленга запустить
секундомер.

ГКП
= 264,6°

2)В
штурманской рубке выполнить следующие
действия.
По приемоиндикатору остановить
секундомер и записать:
Гринвичское
время в момент остановки секундомера
и показания секундомера.

Тгр.ост.сек=
19ч42м55с
Тост.сек=0м50с.

3)Судовое
время и ОЛ.

Тс
= 19ч42м

4)По
ОЛ с карты (или с приемоиндикатора) снять
счислимые координаты.
=
21°45,6’S;
=
33°14,6’W.

Порядок
вычислений.

1)Найти
приближенное гринвичское время и
гринвичскую дату.

2)Найти
точное гринвичское время и по МАЕ на
данное время рассчитать местный часовой
угол и склонение светила.

3)Войти
в таблицы ВАС-58 по аргументам и найти
азимут в полукруговом счете.

4)Перевести
азимут в круговой счет.

5)Найти
поправку компаса

Напоминаем,
что при расчете азимута поправка азимута
за часовой угол находится путем
интерполирования из основных таблиц.

At
= +0,4°х(11,5/60)=+0.1.
Поправка азимута за
склонение выбирается из таблицы 1 по
аргументам
и
q, а знак определяется из основных таблиц
путем сравнения двух азимутов,
расположенных в двух соседних колонках
склонений в 2° и 1°. Но если склонение
светила < 29° (для Солнца, Луны и планет),
то шаг по склонению составляет 1°, поэтому
поправку азимута за склонение можно
выбрать по основным таблицам.
A
=
+1,0°х(19,2/60) = +0,3°.
При определении поправки
компаса пеленгуют светило на малой
высоте. Тогда, согласно формуле
A
=
tghsinA

поправка
не превосходит 0,1°, а чаще всего она
равняется нулю. Поэтому при малых высотах
можно данной поправкой пренебречь. Это
был рассмотрен рациональный способ
определения поправки компаса по таблицам
ВАС-58.

Достоинства
и недостатки метода.

Данный
способ является наиболее универсальным,
т.к. он применяется к любым светилам, в
любых счислимых координатах, в любое
время.

Большой
объем вычислений. Этот недостаток можно
свести к минимуму, если азимут считать
на калькуляторе или использовать при
работе с таблицами ВАС-58 рассмотренный
выше рациональный прием.

Определение
поправки компаса методом высот.

Теория
метода.

Метод
высот

получил свое название, потому что в
момент пеленгования светила иксируется
не момент времени, а с помощи секстана
измеряется
высота

пеленгуемого светила. Построив
параллактический треугольник и применив
формулу
косинуса стороны

к стороне PNC,
получим cos(90

)
= cos(90 — h)cos(90 —
)
+ sin(90 — h)cos(90 —
)cosA
.

Применив
формулы приведения, получим sin
= sinhsin
+ coshcoscosA
,
откуда

 
      (3.2)

Формула
cosA, как и ctgA является функцией 3-х
переменных, но таблиц аналгичных таблицам
ВАС-58 для данного метода нет по следующей
причине. В чистом виде этот способ не
употребляется, т.к. невозможно одному
судоводителю одновременно двумя
приборами (пеленгатором и секстаном)
измерить два навигационных параметра
(пеленг и высоту).
Но как частный случай
данный метод получил широкое
распространение. Речь идет об определении
поправки компаса в момент видимого
восхода/захода верхнего края Солнца. В
этом случае нет необходимости измерять
высоту Солнца, т.к. она заранее известна
и составляет
h = -57,8′.

Для
данного случая азимут рассчитывается
по преобразованной формуле

Зная,
что в момент восхода/захода Солнца
h=-57,8′, формула примет вид

По
данной формуле в «Мореходных таблицах
— 75» составлены таблицы 20а для
одноименных
и
и
20б для разноименных
и
.
Азимут
по данным таблицам получается в
полукруговом счете. Первая
буква азимута одноименна с широтой, а
вторая Е при восходе Солнца или W при
заходе.

Порядок
наблюдений.

Необходимо
7 сентября 2001 года, находясь в координатах:
34°50’N;
170°15’W,
на вахте 4ч-8ч
определить поправку компаса по восходу
Солнца

1)Чтобы
не пропустить момент восхода Солнца
требуется по МАЕ на заданую дату для
заданных координат рассчитать судовое
время данного явления.

2)В
момент появления диска Солнца утром
утром (или его исчезновения утром) взять
пеленг и заметить судовое время.

ГКП
= 84,7°
Тс
= 5ч55м

3)С
карты снять счислимые координаты:  
c
= 34°50’N;
c
= 170°15’W.

Порядок
расчета.

1)Найти
приближенное гринвичское время и
гринвичскую дату. Войти в МАЕ с гринвичской
датой и гринвичским временем и выбрать
склонение Солнца.

2)Войти
в МТ-75 в таблицы 20а или 20б с широтой и
склонением, и интерполируя, найти азимут.
Дать азимуту наименование.

3)Перевести
азимут в круговой счет и найти поправку
компаса

Достоинства
и недостатки метода.

  1. Малый
    объём вычислений. Следовательно,
    поправка компаса определяется быстро,
    и вероятность допустить промах в
    расчетах при таком объеме вычислений
    очень мала.

  2. Т.к.
    высота Солнца h = 0, то данный способ в
    полной мере удовлетворяет требованиям
    точного определения поправки компаса.

  3. Из-за
    малого объёма вычислений, азимут
    восхода/захода можно заранее до
    наблюдений рассчитать, что позволяет
    определить поправку компаса практически
    мгновенно.

  1. Данный
    способ требует идеальных погодных
    условий. Облачность (дымка) на горизонте
    не позволяют судоводителю применить
    этот простой метод. Тогда судоводителю
    приходится применять более объёмный
    метод моментов.

  2. Однократность
    явления таит в себе опасность допустить
    промах. Неправильно снял пеленг, после
    расчетов получил подозрительно большую
    поправку компаса, а использовать данный
    метод уже нельзя — Солнце давно уже или
    взошло или зашло.

Чтобы
обезопасить от данной неприятности,
рекомендуется заранее рассчитывать
азимут Солнца. При определении поправки
компаса по восходу необходимо дополнительно
по МАЕ рассчитать судовое время восхода
Солнца. При западных курсах судна, когда
Солнце будет всходить по

корме,
незнание судового времени восхода
Солнца может привести к пропуску данного
явления.

Определение
поправки компаса по Полярной (Метод
высот и моментов).

Теория
метода.

Данный
метод получил такое название, потому
что в момент пеленгования светила
фиксируется не только момент
времени
,
но измеряется и высота.
В чистом виде способ не применяется
из-за трудоемкости наблюдений, но
употребляется как частный способ при
определении поправки компаса по Полярной
звезде.

Полярная
зведа в своём суточном движении описывает
параллель очень малого радиуса r =
46′.
Поэтому азимут Полярной звезды изменяется
в небольших пределах 0°< А <2°NE/NW.
Из
праралактического треугольника имеем
по теореме
синусов

имеем

или

sinA
= sinsechsint
м

Последняя
формула наглядно показывает название
данного метода. В формуле присутствует
высота (следовательно, это метод высот)
и местный часовой угол, который можно
рассчитать, зная время (следовательно,
это метод моментов). Но после пребразований
данной формулы эта наглядность обоснования
метода пропадает. Произведем эти
преобразования.
Учтём следующие
факторы:

  • по
    основной
    формуле

    времени имеем, что tм
    = Sм

    т.к.
    полярное расстояние Поляной звезды
    мало (
    <1°), то

  • sin
    =
    и
    sinA = A

  • h

После
этих упрощений получаем окончательную
формулу:

A
=
sec
sin(S
м

)

        (3.4)

И
так азимут Полярной звезды зависит от
широты места наблюдателя и звездного
времени. По этой формуле, принимая для
данного года средние значения
и
Полярной
звезды (на 2001 г.
=
43,7′ и
=
38°,3) составлена таблица «Азимут
Полярной», которая находится в МАЕ
на странице 276.
Фрагмент этой таблицы
представлен рядом. Аргументами для
входа в таблицу служит звездное время
Sм
и широта места. Шаг аргументов — 5°;
правило наименования азимута указано
внизу таблицы.

Порядок
наблюдений и вычислений.

1.
Измерить пеленг Полярной звезды и
заметить судовое время. ГКП = 1,2°
Тс
= 20ч12м

28 мая 2001 г.

2.
На данное время с карты снять счислимые
координаты.
=
18°42’N;
=
116°21’E

3.
Найти гринвичское время и гринвичскую
дату.

4.По
МАЕ расчитать звездное местное время.

5.Из
таблицы «Азимут Полярной» (см.
фрагмент выше) по широте и звездному
местному времени выбрать азимут Полярной
звезды. Дать наименование азимуту. А =
0°24’NW

6.
Округлить азимут до десятых долей
градуса и перевести его в круговой счет.
Расчитать поправку компаса.

Достоинства
и недостатки метода.

  1. Простота
    и малый объём вычислений. Следовательно,
    допустить промах при вычислениях очень
    мала.

  2. Данный
    метод в наиболее полной мере удовлетворяет
    точным и наивыгоднейшим
    условиям определения поправки компаса.

    Ошибки в широте не сказываются на
    точности вычислений азимута. К этому
    выводу можно прийти, сравнивая соседние
    колонки азимутов таблицы «Азимут
    Полярной». Ошибки в долготе также не
    сказываются на точности вычислений
    азимута. К этому выводу можно прийти,
    сравнивая соседние строчки азимутов
    таблицы «Азимут Полярной».
    Т.к.
    азимут Полярной звезды изменяется во
    времени очень медленно, то нет особой
    необходимости точного знания времени,
    т.е. для измерения времени не надо
    использовать хронометр — судовое время
    обеспечивает необходимую точность.

    Способ ограничен по широте. Полярную
    звезду можно наблюдать только в северном
    полушарии. Наиболее благоприятный
    диапазон широт 5°N<
    <20°N. При больших широтах необходимо
    использовать откидное зеркало, что
    увеличивает погрешность в измеренном
    гирокомпасном пеленге.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Для ориентирования на незнакомой территории туристы используют азимут. Он позволяет максимально точно следовать нужному курсу, не отклоняться от правильного пути при пересечении равнин, лесных массивов, иных мест, где отсутствуют какие-либо ориентиры. Таким образом возможно передвигаться ночью, в непогоду, когда видимость ограниченная, зная где находятся стороны света.

Содержание

  1. Основное понятие что такое азимут
  2. Виды азимутов
  3. Истинный
  4. Магнитный
  5. Обратный
  6. Аварийный
  7. Как определить азимут объекта на местности
  8. Как определить азимут по карте
  9. С помощью транспортира
  10. С помощью магнитного планшетного компаса
  11. С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты
  12. Как определить азимут по компасу
  13. Как правильно держать компас
  14. Методика центрального захвата
  15. Методика компас к щеке
  16. Нахождение магнитного азимута
  17. Определение азимута по солнцу
  18. Составление маршрута движения по азимуту
  19. Правила перемещения по азимуту с препятствиями
  20. Хождение по азимуту
  21. Упрощенная схема движения при закрытом ориентире
  22. Ошибки и их причины
  23. Погрешности и почему они возникают
  24. Видео по теме

Основное понятие что такое азимут

Из школьного курса географии известно, что азимут – это угол между направлением на пункт следования и линией, указывающей на север. Измеряется в градусах (диапазон 0-360°). Обыкновенно азимут отсчитывается в направлении видимого объекта за часовой стрелкой. Применяется он часто при обстоятельствах, когда карта отсутствует или передвижение по ней невозможно.

Интересный факт! Представители некоторых профессий (например, астрономы, артиллеристы) отсчитывают этот угол в направлении против движения стрелки часов.

Виды азимутов

На практике применяется четыре разновидности азимутов. Все они имеют свое предназначение, определяются специальными методами.

Истинный

Истинный азимут вычисляется по ландшафтному плану с помощью транспортира. При этом важно ориентироваться лишь на географический полюс: как правило, на картах северное направление находится вверху. Для нахождения такого азимута измерительный инструмент требуется установить так, чтоб нулевой угол совмещался с севером. Затем фиксируется угловой отсчет в направлении требуемого пункта (по часовой стрелке).

Если обыкновенного транспортира будет недостаточно, то его рекомендуется перевернуть и продолжить процесс измерения. В результате к полученным показаниям необходимо прибавить 180°.

Магнитный

Определяется несложно – при помощи самого простого компаса. Такой доступный прибор должен быть у всех путешественников. Дополнительно ориентируясь на северный магнитный полюс Земли, возможно вычислить азимуты иных сторон горизонта, конкретного объекта.

Магнитный и истинный азимуты

Магнитный и истинный азимуты

Обратный

Чтоб уверенно перемещаться по чужой территории, туристы вычисляют угол движения к нужному пункту. Обратный азимут – это если от полученного значения отнять 180°. В будущем он позволит легко вернуться в начальное место путешествия. Стоит заметить, что направление передвижения будет противоположным.

Обратный азимут

Обратный азимут

Аварийный

В случае, когда турист потеряется во время путешествия, рекомендуется воспользоваться аварийным азимутом. При этом направление обычно выбирается на крупный площадной объект (например, деревня, озеро) либо линейный (тропинка, автотрасса, речка). Это связано с тем, что к последним проще выйти. Отыскать в незнакомой местности лесничий домик, колодец, иные малозаметные строения достаточно сложно.

Аварийный азимут

Аварийный азимут

Как определить азимут объекта на местности

Чтоб быстро узнать угол направления движения, лучше всего запустить программу в мобильном телефоне (ином приборе), определяющую азимут онлайн, или воспользоваться компасом в айфоне. Установленное приложение за считанные секунды предоставит точную информацию.

Как найти азимут, если современные устройства не окажутся рядом? Тогда возможно воспользоваться обыкновенным компасом. С такой целью необходимо забраться на любую возвышенность, направить стрелку прибора на север, отметить заданное направление.

Быстрое ориентирование на неизвестной местности по азимутам позволяет уверенно продвигаться по выбранному курсу, в кратчайшие сроки достигнуть туристической цели.

Как определить азимут по карте

На случай отсутствия специальных приборов каждый турист должен владеть навыками определения азимута по географической карте. Сделать такие расчеты возможно несколькими простыми методами: используя транспортир, компас на топографической карте выполнить чертеж, позволяющий получить искомую информацию.

С помощью транспортира

В процессе вычисления азимута также пригодится линейка. При этом важно помнить: на географических картах север расположен вверху, юг – внизу, запад, восток, следовательно, слева и справа.

Определение азимута с помощью транспортира

Определение азимута с помощью транспортира

Порядок действий:

  1. Карандашом отметить место нахождения наблюдателя.
  2. Через него провести прямую, перпендикулярную к границам карты (верхней, нижней). Это будет направление С-Ю.
  3. Найти конечный пункт следования, соединить с начальной точкой.
  4. По северо-южной линии приложить транспортир так, чтоб его центр совместился с исходным местом.
  5. На пресечении шкалы измерительного инструмента с прямой, соединяющей отдаленный объект с точкой стояния, прочитать величину истинного азимута.

Внимание! Чтоб получить максимально точные замеры, важно учесть поправку на сближение меридианов.

С помощью магнитного планшетного компаса

Пластиковая коробка с намагниченной стрелкой (расположенной на оси), градуированная шкала – это основные составные части планшетного компаса. Стоит отметить, что коробочка надежно прикреплена к прозрачной поверхности с нанесенной разметкой.

Магнитный планшетный компас

Магнитный планшетный компас

Порядок действий:

  1. Разместить компас на бумажной карте.
  2. Планшет аккуратно совместить с курсом (направить стрелку на конечный пункт похода).
  3. Прокрутить колбу так, чтоб красные линии (расположенные внизу устройства) стали параллельными вертикальным прямым на карте.
  4. Осевая стрелка прибора покажет величину дирекционного угла. Последний возможно легко перевести в нужный вид азимута.

Важно! На сегодня планшетные компасы производятся обыкновенные, жидкостные. В последних коробки полностью заполнены незамерзающей жидкостью, которая способствует стабилизации прибора после интенсивного бега, стремительных передвижений.

С помощью магнитного планшетного компаса и ориентированной карты

Для вычисления азимута потребуется прибор с намагниченной стрелкой, а также обычная карта, сориентированная на стороны горизонта.

Определение азимута с помощью магнитного планшетного компаса и карты

Определение азимута с помощью магнитного планшетного компаса и карты

Порядок действий:

  1. Обозначить исходную точку, провести через нее линию С-Ю.
  2. Найти конечный объект, соединить его с местом наблюдателя.
  3. Положить компас на топографическую карту, стрелку совместить с линиями долготы.
  4. Переместить центр прибора на прямую (начальная точка-конечный пункт).
  5. На пересечении последней и шкалы прочитать значение азимута.

Важно! Если местность открытая, то конечный пункт возможно увидеть на географической карте, территории ландшафта. Это поможет должным образом сориентироваться, выполнить расчеты километража, продолжительности туристических переходов.

Как определить азимут по компасу

Процесс определения азимута по компасу несложный, потому часто применяется туристами в случае наличия прибора. Расчет ведется от того, куда показывает стрелка компаса магнитная. Отсчитываемое значение будет находиться в диапазоне 0-360°.

Как правильно держать компас

Полученные при ориентировке результаты во многом будут зависеть от правильности удерживания прибора. Ошибочные данные повышают вероятность потери нужного курса. Чтоб избежать оплошностей, во время проведения измерений требуется выполнять правила, разработанные опытными путешественниками.

Определение азимута по компасу

Определение азимута по компасу

Методика центрального захвата

После раскрытия прибора крышку нужно отбросить так, чтоб она находилась на одной линии с основанием. Затем открыть прицел: поверхность циферблата должна просматриваться в полном объеме.

Способ удерживания компаса:

  1. Локти согнуть, поднять на высоту солнечного сплетения, развести в стороны.
  2. Большой палец правой руки – поддерживает корпус (контролирует равновесие), левой – должен находится между лимбом, задним прицелом.
  3. Указательные пальчики – на основании.

Начинать вычислять азимут можно лишь после принятия описанной позы. Для этого требуется поворачиваться вокруг своей оси. Когда крышка укажет на объект, вычислить угол.

Методика компас к щеке

Крышку устройства необходимо открыть и зафиксировать под прямым углом относительно основания. Затем отвести вперед задний прицел: впоследствии щель должна совпасть с прицельной нитью.

Компас важно приблизить к щеке так, чтоб нужный объект отлично просматривался. В таковом положении результат измерений будет правильным.

Нахождение магнитного азимута

Заядлым путешественникам важно научиться вычислять магнитный азимут. Это поможет узнать направление передвижения относительно конкретного объекта.

Пошаговая инструкция:

  1. Выбрать ориентир, стать прямо.
  2. Прибор расположить перед собой (на одной вытянутой ладони).
  3. Сориентировать компас (направить синюю стрелку на N).
  4. По его центру положить спичку так, чтоб ее конец указывал на конечный пункт путешествия.
  5. Записать результат измерений.

Полученное числовое значение – магнитный азимут, измеряемый в градусах.

Определение азимута по солнцу

Современные устройства (GPS-навигаторы, мобильные телефоны, иные специальные приборы) позволяют человеку получить самые точные данные. Если они отсутствуют, то для определения азимута возможно воспользоваться методом ориентирования по часам. Они должны быть настроены по местному времени.

Определение азимута по солнцу и часам

Определение азимута по солнцу и часам

Последовательность действий:

  1. Положить часы на любую доступную поверхность так, чтоб часовая стрелка показывала прямо на солнышко.
  2. Через центральную часть циферблата провести линию к единице (либо двойке – для летнего времени).
  3. Образовавшийся угол разделить ровно надвое. Проведенная биссектриса будет соответствовать направлению С-Ю.
  4. В зависимости от того, где садится солнце, до двенадцати часов север расположен слева, после – справа от солнца. Потому во второй половине дня азимут отсчитывается за часовой стрелкой, в первой – наоборот.

Важно! Дальнейший план передвижения составляется в обычном порядке. При описанном методе погрешности в расчетах будут незначительными.

Составление маршрута движения по азимуту

При наличии подходящей топографической карты туристам двигаться намного легче. На ней обозначены крупные реки, дороги, ручейки со всеми изгибами, поворотами. Все запланированные групповые походы происходят с применением карт.

Бывают ситуации, когда нельзя миновать передвижения по азимуту. Это может быть в густом лесу, на пустынной местности, при сложных погодных условиях (сильный дождь, туман).

Чтоб побыстрее достичь желаемой цели, важно заранее начертить путь на карте. Поскольку прямолинейное передвижение не всегда возможно, весь маршрут нужно разделить на малые отрезки. В каждом пункте следует выбрать ориентир. При достижении последнего важно каждый раз сверять маршрутный лист, в случае необходимости исправлять, дополнять полезной информацией.

Составленный по таковым правилам путь (в виде ломаной линии) будет несколько длиннее. Но вероятность потеряться в таком походе минимальная.

Важно! В местах остановки ориентиры нужно выбирать крупные, хорошо заметные издали. А точное расстояние между ними необходимо вычислять заранее. Если планируется возвращение в начальную точку, все отклонения в маршруте требуется отмечать на карте либо записывать в блокнот.

Правила перемещения по азимуту с препятствиями

При передвижении по местности всегда нужно помнить о существовании препятствий на пути. Это могут быть пропасти, водопады, огромные скалы. В случае наличия последних рекомендуется прислушиваться к рекомендациям опытных путешественников.

Движение по азимуту с препятствиями

Движение по азимуту с препятствиями

Инструкция при незапланированном изменении маршрута:

  1. Выбрать крупный объект (по вектору намеченного пути), расположенный по иную сторону от преграды.
  2. Определить его азимут.
  3. Обогнуть препятствие (слева или справа).
  4. Обязательно отметить на топографической карте изменения в маршруте.

Если передвижение происходит по однотипной местности, то ориентирами могут выступать любые подручные средства: вкопанная в землю палка, выразительная отметка на высоком дереве, иные заметные обозначения.

Хождение по азимуту

Нередко люди думают, что ходить по азимуту следует таким образом: непрерывно удерживать перед собой компас, регулярно отслеживать его показания. Но на самом деле такой метод хождения дает большую ошибку.

Ориентирование на местности по компасу

Ориентирование на местности по компасу

Во избежание неточностей рекомендуется использовать иной алгоритм действий:

  1. Пользуясь компасом, найти ориентир на местности (по заранее намеченному азимуту). Чем дальше он будет расположен, тем меньше действий впоследствии придется совершить.
  2. Направиться к выбранной точке. При этом не имеет значение, как к ней добираться: препятствия можно обходить любым удобным способом.
  3. Подойдя к ориентиру, стать позади него, повторить предыдущую процедуру (выбрать новую цель).

Важно! Если природный ориентир отсутствует, то в его качестве может выступать участник похода. Человека отправляют в нужную сторону, а потом жестами показывают, где требуется стать, чтоб оказаться на линии направления.

Упрощенная схема движения при закрытом ориентире

Если на пути появится препятствие, которое будет закрывать ориентир, и на него нельзя будет взобраться, то помогут следующие рекомендации.

Пошаговая инструкция:

  1. Выбрать направление обхода преграды, замерить его азимут.
  2. Вычислить разницу между азимутом главного курса и выбранного.
  3. Двигаться по ней, считая шаги, пока справа не появится окончание препятствия.
  4. Рассчитать азимут для возвращения на предыдущее направление: к основному значению прибавить полученную ранее разницу.
  5. Сделать такое же количество шагов.
  6. Продолжить движение по азимуту начального курса.

В указанной схеме допустим вариант, когда после смещения в сторону, турист тотчас не возвращается на прежний путь: проходит какой-то отрезок дороги по основному азимуту. Это целесообразно в тех случаях, когда препятствие расположено (вытянуто) по длине запланированного направления.

Описанным способом возможно успешно обходить разные преграды. Но иногда могут и возникнуть сложности, большей частью это обусловлено особенностями местности.

Ошибки и их причины

Большинство неточностей, которые допускают туристы, связаны с такими факторами:

  • поломка компаса;
  • близость металлических предметов, электроприборов;
  • наличие поблизости линий электропередач;
  • магнитное склонение.

Первые три причины легко предупредить либо устранить, если в походе быть предельно бдительным. С последней нужно разобраться подробнее.

Смещение с правильного курса часто возникает из-за магнитного отклонения. Нужно знать, как его рассчитать. Обыкновенно все данные ищут на картах, где они должны быть обязательно. Однако информация из старых источников может быть ложной (устаревшей), так как это значение постоянно меняется. Рекомендуется обновлять карты каждый год.

Высоковольтные линии

Высоковольтные линии искажают положение магнитной стрелки компасаМагнитная девиация имеет место поблизости высоковольтных линий, а также предметов, обладающих магнитными свойствами. В таком случае наблюдается отклонение стрелки компаса, сам прибор показывает неправильное значение. Максимальные погрешности возникают около машин, мотоциклов, железной дороги, следующей техники: планшетов, смартфонов, компьютеров, радиооборудования.

Накануне ориентирования важно отдалить от себя все устройства, которые могут повлиять на правильность показаний. Не лишним будет снять рюкзак. Находящееся в нем снаряжение также может стать причиной ошибочных данных.

Самый простой метод проверить исправность компаса – приблизить магнит. Стрелка исправного прибора должна среагировать на воздействие и отклониться в его сторону. Когда же убрать магнитное влияние, то она вернется в исходное положение. Иные результаты проверки будут свидетельствовать о поломке компаса.

Если же в туристическом походе магнита рядом не оказалось, можно воспользоваться ножом либо смартфоном. Мало кто знает, что оба они обладают малозаметными магнитными свойствами. Однако их будет вполне достаточно для проведения вышеописанной проверки.

Внимание! При возникновении малейших подозрений относительно достоверности показаний компаса, важно тотчас же проверить прибор. Это не позволит допустить ошибку в определении направления движения, а значит туристы будут уверенно приближаться к пункту назначения.

Погрешности и почему они возникают

Знание азимута не гарантирует, что путешественник доберется до конечного пункта согласно рассчитанному времени. Даже небольшое отклонение способно повлиять на результат. Погрешность в 5° дает ошибку в сто метров на каждый километр. Чтоб минимизировать неточности, важно внимательно планировать маршрут, придерживаться таких правил передвижения:

  1. Запланированный путь разделить на отрезки, каждый из которых должен заканчиваться в промежуточном пункте с выбранным ориентиром.
  2. При возникновении преград их нужно обходить слева или справа поочередно. Таким образом будет сглаживаться общая погрешность.
  3. Если препятствие большое, то впоследствии важно проверить возвращение на запланированный вектор движения.
  4. Дальность похода, азимут для всего пути, а также отдельно для отрезков лучше измерять еще до начала передвижения. В таком случае сбережется время в пути, снизится риск совершения ошибки во время вычислений.
  5. При движении по неизвестной местности пройденный маршрут следует периодически контролировать: оглядываться, отслеживать линейность передвижения.

Внимание! Когда путь лежит вдоль линейного ориентира, то к последнему нужно периодично выходить, сверять азимут основного направления. Тогда ориентироваться на местности будет проще, а риск возникновения неточности сведется к минимуму.

Сверка азимута

Сверку азимута основного направления необходимо регулярно производить

Каждый турист должен уметь правильно ориентироваться на неизвестной территории. От его внимательности, практических навыков зависит то, насколько быстро он достигнет поставленной цели. Нельзя отправляться в поход без предварительного планирования маршрута, грамотного определения азимута. Если для представителей некоторых профессий (пилотов, геологов, моряков) такая подготовка обязательна, то для грибников, туристов она необходима с целью обеспечения безопасности, выживания в естественных условиях.

Была ли полезна для Вас данная информация? Поделитесь в комментариях!

Видео по теме

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти хорошего гаранта
  • Как найти тел если не доступен
  • Как исправить вне диапазона в играх на виндовс 10
  • Как найти пациентов через интернет
  • Как найти клиентов на обслуживание в банк