Как найти базовый страховой тариф

Содержание статьи


Показать


Скрыть

Стоимость ОСАГО — чувствительная тема для автовладельцев ввиду обязательности этого вида страхования. Тарифы на полисы находятся под пристальным вниманием ЦБ РФ. Разобрались, что такое базовая ставка, КБМ, КВС, КТ, КМ и как они влияют на цену полиса обязательной «автогражданки».

Полис ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) страхует ответственность водителя перед третьими лицами. Это значит, что в случае повреждения чужого имущества, а также причинения вреда жизни и здоровью других лиц ущерб пострадавшей стороне выплатит страховая компания, в которой виновник ДТП приобрел ОСАГО, однако в рамках лимитов. Лимит выплат в настоящее время за ущерб жизни и здоровью составляет 500 тыс. рублей, а по имуществу — 400 тыс. рублей. Если сумма ущерба превысит эти значения, разницу придется доплачивать водителю-виновнику за свой счет. За езду без полиса ОСАГО по закону предусмотрен штраф в размере 800 рублей.

Из чего складывается цена на ОСАГО

Российские страховщики при формировании цены полиса для каждого автовладельца должны следовать правилам (в редакции согласно последним изменениям на данный момент), установленным Банком России. В соответствии с ними, страховой тариф ОСАГО складывается из шести коэффициентов и базовой ставки, границы которой определяет ЦБ РФ.

В настоящее время минимальная базовая ставка ОСАГО для физлиц составляет 1 646 рублей, а максимальная — 7 535 рублей. Для одного и того же страхователя базовая ставка у разных страховщиков может различаться даже более чем в два раза, однако она в любом случае будет в рамках тарифного коридора. Чтобы выбрать оптимальный вариант полиса, можно воспользоваться калькулятором ОСАГО Банки.ру. Он сравнивает тарифы ведущих страховых компаний и позволяет оформить полис с выгодой до 74%.

Размер ставки зависит от набора факторов, который отличается у разных страховщиков. Большинство компаний учитывает марку авто и даже цвет, семейное положение автовладельца, пол, допущенных к управлению лиц, был ли пролонгирован договор и т. д. Однако страховщики не имеют права ставить размер базового тарифа в зависимость от национальности, вероисповедания, политических взглядов и должности автовладельца.

Финальная цена полиса формируется из базовой ставки, умноженной на ряд коэффициентов ОСАГО. В отличие от базовой ставки, которая варьируется в рамках тарифного коридора, коэффициенты остаются у всех страховщиков неизменными.

Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по такой формуле:

БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = итог

Расшифровываем:

  • БТ (базовый тариф) — от 1 646 до 7 535 рублей.
  • КТ (территориальный коэффициент): от 0,64 до 1,88.
  • КБМ (коэффициент «бонус-малус»): с апреля 2022 года — от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, при получении прав он равен 1,17).
  • КВС (коэффициент возраста и стажа): от 0,83 до 2,27.
  • КО (коэффициент ограничения, влияет на стоимость полиса при покупке страховки с неограниченным числом водителей): 1 — если водитель один или их несколько и все вписаны в полис; 2,32 — при оформлении полиса с функцией «мультидрайв».
  • КМ (коэффициент мощности двигателя): от 0,6 до 1,6 (чем мощнее авто, тем выше коэффициент).
  • КС (коэффициент сезонности, зависит от того, сколько месяцев в году используется авто): от 0,5 до 1.

Какие коэффициенты влияют на стоимость ОСАГО

Коэффициент территории (КТ) рассчитывается на основе адреса регистрации, указанного в паспорте, свидетельства о регистрации транспортного средства или ПТС. Его размер зависит от количества страховых выплат в конкретном регионе. Чем выше на улицах автомобильный трафик, тем чаще происходят ДТП и выплаты, по этой логике самые высокие КТ обычно в мегаполисах.

На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) приводится список КТ в некоторых крупных городах.

Территория преимущественного использования ТС

Коэффициент для ТС, за исключением тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин

Коэффициент для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, за исключением ТС, не имеющих колесных движителей

Москва

2

1,2

Московская область

1,7

1

Санкт-Петербург

1,8

1

Ленинградская область

1,3

0,8

Екатеринбург

1,8

1

Уфа

1,8

1

Якутск

1,2

0,7

Краснодар, Новороссийск

1,8

1

Пермь

2

1,2

Владимир

1,6

1

Полный список всех территориальных коэффициентов содержится в указании ЦБ РФ.

Как получить максимум экономии при оформлении ОСАГО: 3 плохих и 3 хороших совета

Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) отражает степень аккуратности вождения автовладельца. Чем чаще водитель попадает в ДТП, тем выше будет КБМ, и наоборот.

Данный коэффициент присваивается ежегодно с 1 апреля и действует до 31 марта следующего года. Если в полис вписано несколько водителей с разными КБМ, то для расчета стоимости полиса используется наибольший КБМ.

Свой КБМ можно проверить на сайте РСА.

1 апреля 2022 года Банк России ввел классы КБМ и заменил старые коэффициенты на новые: от 0,46 до 3,92. Для наиболее аварийных водителей они выросли, а для аккуратных — стали ниже. При получении прав в первый раз присваивается КБМ 1,17.

Что такое КБМ, как он влияет на цену ОСАГО и для кого он изменится с 1 апреля

Коэффициент «бонус-малус» определяется классом водителя, который, в свою очередь, присваивается в зависимости от количества выплат по ОСАГО при ДТП и варьируется от класса М до 13-го.

№ п/п

Класс КБМ на период КБМ

Коэффициент КБМ на период КБМ

Класс КБМ

Отсутствие страховых возмещений за период КБМ

Одно страховое возмещение за период КБМ

Два страховых возмещения за период КБМ

Три страховых возмещения за период КБМ

Более трех страховых возмещений за период КБМ

1

М

3,92

0

М

М

М

М

2

0

2,94

1

М

М

М

М

3

1

2,25

2

М

М

М

М

4

2

1,76

3

1

М

М

М

5

3

1,17

4

1

М

М

М

6

4

1

5

2

1

М

М

7

5

0,91

6

3

1

М

М

8

6

0,83

7

4

2

М

М

9

7

0,78

8

4

2

М

М

10

8

0,74

9

5

2

М

М

11

9

0,68

10

5

2

1

М

12

10

0,63

11

6

3

1

М

13

11

0,57

12

6

3

1

М

14

12

0,52

13

6

3

1

М

15

13

0,46

13

7

3

1

М

  • у водителя с классом от М до 12-го за год езды без выплат при ДТП класс повышается на один пункт;
  • у водителя с 13-м классом при вождении без ДТП КБМ на следующий год остается минимальным;
  • если произошло хотя бы одно ДТП с выплатой по ОСАГО, класс падает на несколько пунктов, и вернуться к предыдущему классу можно будет только спустя несколько лет.

Как получить минимальный КБМ

Коэффициент ограничения (КО) касается количества водителей, которые могут управлять авто. Так, если в полис вписаны конкретные водители, то КО будет равен 1. Если же транспортным средством может управлять неограниченный круг лиц, то КО составит 2,32. Для машин, принадлежащих компаниям, КО составляет 1,97.

Функция «мультидрайв» в ОСАГО и каско: что это такое, как работает и кому может быть полезна

Коэффициент «возраст-стаж водителя» (КВС), как следует из названия, учитывает индивидуальные характеристики автовладельца. По статистике, чем моложе и неопытнее водитель, тем чаще он попадает в ДТП, поэтому и ОСАГО для него будет стоить дороже.

Что такое КВС в полисе ОСАГО и на что он влияет

Для начинающих водителей моложе 22 лет и со стажем до одного года коэффициент самый высокий — 2,27. А у автомобилистов старше 59 лет с водительским опытом более 14 лет — самый низкий (0,83). Всего существует 58 групп по сочетанию возраста и стажа.

Стаж ↠

Возраст↡

0

1

2

3–4

5–6

7–9

10–14

>14

16–21

2,27

1,92

1,84

1,65

1,62

22–24

1,88

1,72

1,71

1,13

1,10

1,09

25–29

1,72

1,60

1,54

1,09

1,08

1,07

1,02

30–34

1,56

1,50

1,48

1,05

1,04

1,01

0,97

0,95

35–39

1,54

1,47

1,46

1,00

0,97

0,95

0,94

0,93

40–49

1,50

1,44

1,43

0,96

0,95

0,94

0,93

0,91

50–59

1,46

1,40

1,39

0,93

0,92

0,91

0,90

0,86

>59

1,43

1,36

1,35

0,91

0,90

0,89

0,88

0,83

Обратите внимание! Стаж считается с момента получения водительских прав, даже если вы с тех пор не садились за руль. При смене водительского удостоверения и покупке ОСАГО нужно проконтролировать, чтобы стаж был учтен корректно, иначе цена полиса может вырасти.

Коэффициент мощности автомобиля (КМ) применяют только для легковых авто. Для грузовиков, мопедов и тракторов КМ не используется.

На КМ влияет количество лошадиных сил (л. с.), указанных в паспорте автомобиля. Если же их нет, то страховщик возьмет данные из каталогов заводов-исполнителей. Мощность в киловаттах пересчитывают по формуле: 1 кВт/ч = 1,35962 л. с.

Самый низкий КМ присваивается малолитражкам мощностью до 50 л. с. — 0,6, а самый высокий — 1,6 — мощным автомобилям, у которых под капотом больше 150 л. с. Всего существует шесть градаций КМ (Источник).

Мощность двигателя, л. с.

Коэффициент

До 50 включительно

0,6

Свыше 50 до 70 включительно

1,0

Свыше 70 до 100 включительно

1,1

Свыше 100 до 120 включительно

1,2

Свыше 120 до 150 включительно

1,4

Свыше 150

1,6

Коэффициент сезонности (КС) помогает сэкономить на страховке, если авто используется не круглый год, а, например, только летом. Автовладелец может прописать в полисе период использования и получить пониженный КС. Так, если выбрать период три месяца, то коэффициент составит 0,5. Важно помнить, что полис в любом случае оформляется на один год, изменить можно только период использования авто.

Период использования транспортного средства

Коэффициент

Три месяца

0,5

Четыре месяца

0,6

Пять месяцев

0,65

Шесть месяцев

0,7

Семь месяцев

0,8

Восемь месяцев

0,9

Девять месяцев

0,95

Десять месяцев и более

1

Коэффициенты, которые больше не действуют

До 5 сентября 2020 года для расчета стоимости ОСАГО применялись также еще два коэффициента — нарушений (КН) и использования прицепа (КПр). Однако они были отменены.

Заключение

Формирование цены на ОСАГО довольно прозрачно, стоимость можно не только самостоятельно подсчитать, но и спрогнозировать на следующий год. Сделать это можно как в ручном режиме, узнав и перемножив свои коэффициенты, так и воспользовавшись онлайн-калькулятором.

Если вы заметите, что ваши подсчеты не совпадают с предложенной ценой, то всегда можно обратиться за разъяснениями в компанию.

Наиболее часто ошибки возникают при расчете КБМ. Например, водитель замечает, что его КБМ завышен. В этом случае нужно написать обращение в свободной форме своему страховщику, указав, где и когда вы покупали ОСАГО в предыдущие годы, а он направит данные для перепроверки в РСА. Союз проверит сведения в течение пяти дней и направит результаты проверки страховой компании. Если в базе будет значиться несколько КБМ, то вам присудят наименьший из них. Если разногласия разрешить не удастся, вы имеете право обратиться с жалобой в Банк России.

  • Как рассчитать стоимость полиса ОСАГО
  • Что такое базовый тариф
  • Что такое КТ — коэффициент территории
  • Как рассчитывается коэффициент бонус-малус
  • Как рассчитывается коэффициент ограничения
  • Как рассчитывается коэффициент возраста и стажа
  • Как рассчитывается коэффициент мощности
  • Как рассчитывается коэффициент сезонности
  • Возможные проблемы при оформлении полиса ОСАГО
  • Как вернуть деньги за неверно рассчитанный ОСАГО
  • Страховая отказывается продавать ОСАГО: что делать

как рассчитать полис осаго

Полис ОСАГО необходим для возмещения ущерба другим участникам ДТП

Система ОСАГО — страхование гражданской ответственности автомобилиста. Полис нужен для компенсации ущерба, который водитель может нанести третьим лицам, если попадет в аварию.

В 90-е была популярна такая схема мошенничества. Водитель на дорогой, но разбитой машине провоцировал ДТП. Жертве предлагалось компенсировать нанесенный ущерб. Это называлось «автоподставой».

Благодаря ОСАГО такие мошеннические схемы ушли в прошлое. Сейчас водить автомобиль без обязательного страхового полиса незаконно. Сотрудник ГИБДД может проверить его наличие, а если водитель не предъявит документ — выпишет штраф.

За отсутствие ОСАГО придется заплатить 800 рублей, если полис есть, но водитель туда не вписан, — 500 рублей. Такая же сумма — если документы забыли дома.   В сочетании с 50-процентной скидкой получается не так уж дорого.

Некоторые водители  предпочитают не оформлять ОСАГО, а просто время от времени платить штраф. Так, по их мнению, дешевле.

Но в случае аварии придется возмещать ущерб самостоятельно. У ОСАГО тоже есть ограничение. Максимальная сумма компенсации составляет 400 000 рублей, остальное придется оплачивать самим.

Как рассчитать стоимость полиса ОСАГО

Обязательное страхование жестко регулируется государством. Казалось бы, тарифы должны быть абсолютно прозрачными, но для многих водителей они становятся сюрпризом.

Дело в том, что в формуле расчета много переменных. Государство последовательно проводит политику дифференциации тарифов.

То есть чем дисциплинированнее и опытнее автовладелец, тем дешевле будет обходиться полис. Цена ОСАГО для автовладельцев может различаться в 10 раз. Она зависит от стажа, опыта, аварийности и даже региона проживания.

Рабочие лайфхаки как сэкономить на ОСАГО

Что такое базовый тариф

Это цена полиса, определяемая страховой. Но сумма должна находиться в допустимых пределах. Центробанк установил тарифные коридоры, выше или ниже они быть не могут.

При этом разброс довольно широк. Например, тариф для легковой машины с владельцем — физическим лицом составляет от 1646 до 7535 рублей.

В этих пределах страховые компании имеют право варьировать стоимость, принимая в расчет конкретные характеристики водителей. Они тоже не берутся «с потолка». Страховщики обязаны указывать на сайтах методологию расчета. Обычно у них есть калькуляторы, где все желающие могут онлайн проверить стоимость полиса.

Страховые не должны учитывать должность, национальность, политические взгляды или вероисповедание автовладельца. Также они обязаны  ориентироваться не на штрафы, которые выписывают дорожные камеры, а только на нарушения, зафиксированные инспекторами ГИБДД.

Зато страховщики могут учитывать любые «недискриминирующие» факторы  — семейное положение, уровень образования, марку и цвет автомобиля.

Обычно расчеты базируются на анализе данных статистики аварийности. Например, если известно, что по статистике водители BMW чаще попадают в аварии, то для них базовый тариф будет выше.

Хотите приобрести автомобиль, но пока копите деньги — цены растут. Воспользуйтесь предложением Совкомбанка.

Вам не придется затягивать с покупкой машины, если вы возьмете автокредит в Совкомбанке. С помощью него можно купить как новое, так и подержанное авто. Выберите подходящую программу и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас!

Что такое КТ — коэффициент территории

Это общая обязательная переменная; базируется на той же статистике. Вполне понятно, что аварийность в разных регионах России различается. Она зависит от плотности трафика, состояния дорог, погодных условий, покрытия дорожных камер и просто местных традиций.

Статистику по страховым выплатам регулярно анализируют. В тех регионах, где их больше, действует коэффициент, повышающий тариф, а где ниже — наоборот.

Например, в маленьких городах и поселках аварии случаются реже. Значит, автовладельцы из этих регионов будут платить меньше.

Актуальные территориальные коэффициенты определяет Банк России. Например, для водителя из Красноярска он будет равен 1, а для жителя деревни в Красноярской области всего 0,6. Для москвичей территориальный тариф равен 1,8, а для петербуржцев — 1,64.

Важно: для своих расчетов страховщики берут только данные постоянной регистрации автовладельцев, а не фактического проживания. Информации о последней у них просто нет.

Здесь появляется лазейка: многие московские водители, прописанные в регионах или области, платят за ОСАГО меньше москвичей. Даже если фактически водят автомобиль по тем же столичным улицам.

Изменить место регистрации машины можно через «Госуслуги» или при личном визите в ГИБДД. Но для этого необходимо самому получить регистрацию в новом месте. Многие жители регионов с более дешевыми коэффициентами территории не спешат это делать.

Как рассчитывается коэффициент бонус-малус

Это самая важная и одновременно самая спорная переменная в формуле ОСАГО. КБМ — аналог кредитной истории для водителя. Показатель рассчитывается исходя из аварийности.

коэффициент кбм в осаго

Коэффициент бонус-малус зависит от того, насколько редко водитель попадает в аварии

Чем меньше аварий по вине водителя происходит, тем меньше коэффициент бонус-малус. С каждым годом безаварийного вождения он снижается, доходя до минимального в 0,46. А чем больше ДТП произошло по вине водителя и чем больше были выплаты, тем выше бонус-малус. Максимальный — 3,92. Сразу после получения коэффициент будет составлять 1,17.

Причем улучшить свой рейтинг гораздо сложнее, чем ухудшить.

Сравните: для минимального бонус-малус потребуется 10 лет стажа без аварий. Для максимального — достаточно в первый год попасть в два ДТП по своей вине.

Информация о бонус-малус хранится в Российском союзе автостраховщиков. Можно получить эти данные о любом водителе, зная его ФИО и дату рождения.

Коэффициент бонус-малус обновляется ежегодно 1 апреля и действует весь следующий год. Учтите, что эта информация привязана только к водителю, но не к его транспортному средству.

В 2022 году Центробанк обновил методику расчета, что вызвало бурю негодования. Коэффициент бонус-малус стал более дифференцированным. То есть скидка для дисциплинированных водителей выросла, но гораздо большим стал рост тарифов для тех, кто часто попадает в аварии.

Важно: когда в полисе фигурирует несколько водителей, то коэффициент бонус-малус считается по самому большому. Для полисов, в которых нет ограничения на число водителей, он будет составлять 1,17.

Как рассчитывается коэффициент ограничения

На этот показатель влияет то количество водителей, которые будут пользоваться транспортным средством. Когда в ОСАГО указан всего один человек, то коэффициент ограничения — 1.

Можно приобрести полис без ограничения по количеству водителей. Тогда коэффициент автоматически увеличивается до 2,32. А бонус-малус становится равен 1,17 — как у начинающего водителя.

Для автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, свои коэффициенты ограничений.

Как рассчитывается коэффициент возраста и стажа

Оба показателя серьезно влияют на уровень аварийности. Так что они входят в число переменных для расчета цены полиса.

Корреляция максимально прозрачная: чем старше автовладелец и чем больше его стаж, тем дешевле он сможет купить полис.

Именно поэтому водительские права советуют получать как можно раньше, даже если пока вы не собираетесь покупать автомобиль. В дальнейшем сможете сэкономить на ОСАГО.

Всего есть 58 типов КВС, исходя из разных комбинаций этих двух параметров и статистики по их аварийности.

Меньше всего заплатят водители старше 59 со стажем вождения 15 лет. Их КВС равен 0,83. Больше всех платят водители младше 22 лет со стажем менее года. Их коэффициент — 2,27.

Эта методика кажется не совсем честной, с учетом того, что дата получения водительских прав не равна фактическому началу вождения. Но, по всей видимости, иначе эту информацию не собрать

Если в ОСАГО вписывают нескольких застрахованных, то применяют больший коэффициент. То есть сэкономить, вписав в полис своего дедушку, не получится.

Для ОСАГО с неограниченным количеством водителей КВС равен 1.

Как рассчитывается коэффициент мощности

Его используют исключительно для легковых автомобилей. КМ рассчитывается исходя из количества лошадиных сил под капотом машины. Чем выше мощность, тем он больше; тем дороже обойдется полис ОСАГО владельцу.

Минимальный коэффициент мощности у машин до 50 лошадиных сил — 0,6. Максимальный у машин с более чем 150 лошадиных сил — 1,6.

Мощность берут из свидетельства о регистрации ТС. Когда она указана в киловаттах, эту цифру нужно умножить на 1,35962. Если же показатель мощности в свидетельстве не фигурирует, страховые компании узнают ее самостоятельно, ориентируясь на каталоги производителей.

Как рассчитывается коэффициент сезонности

Это необязательная переменная, ее нужно использовать только тем, кто пользуется автомобилем в определенный сезон. Соответственно, и ОСАГО будет действовать только этот срок. Но получить скидку на весь период не получится.

Как это работает?

Если водитель собирается эксплуатировать автомобиль девять месяцев в году и больше, то скидки не будет вообще. Максимальная скидка дается при получении ОСАГО на три месяца в году. Тогда коэффициент сезонности будет равен 0,5. Если полис нужен на полгода, то КС равен 0,7.

Минимальный срок ОСАГО

Возможные проблемы при оформлении ОСАГО

Разобрав формулу, можно увидеть, что ничего сложного в ней нет. Сфера обязательного страхования максимально зарегулирована государством. Простора для самодеятельности здесь мало, но водители стабильно недовольны расчетами.

Тарифы ОСАГО регулярно растут, и в этом мало приятного. Но иногда возникают ошибки, которых не избежать даже страховым компаниям.

Методологию расчета стоимости тарифов полностью расшифровывают в полисе. Там указывают все коэффициенты и базовый тариф.

Где обычно возникают ошибки:

  1. Коэффициент возраста и стажа — иногда определяют неверно, если во время замены водительских прав были потеряны данные. При покупке ОСАГО страховщики могут внести данные только о новом удостоверении. Обычно достаточно указать им на эту ошибку.
  2. Коэффициент бонус-малус — если вы меняли страховую компанию, то данные могли бы утеряны. При смене водительских прав нужно передать данные своей страховой компании. 

Бывают ситуации, когда информацию о правах не передали в Российский союз автостраховщиков. Водитель теряет предыдущую историю и начинает числиться новичком. В этом случае нужно обратиться в свою страховую компанию и написать заявление в свободной форме с просьбой проверить КБМ. В документе требуется указать все свои предыдущие полисы ОСАГО. Союз автостраховщиков обязан провести проверку в течение пяти дней и дать ответ.

Как вернуть деньги за неверно рассчитанный ОСАГО

Если вы прочитали эту статью, проверили показатели и заметили, что купили ОСАГО по завышенной цене — деньги можно вернуть. Если инцидент произошел в течение последних трех лет, страховая компания обязана проверить данные и сделать возврат.

Для этого нужно прийти в офис и написать заявление. В тексте указать основания для перерасчета стоимости ОСАГО и написать реквизиты банковского счета.

Страховая компания должна изменить неверные данные, на основе которых производились расчеты. А если необходимо — выдать новый полис.

На это отводится два дня. Деньги обязаны вернуть в течение 14 дней.

Если страховая не удовлетворила претензию, обратитесь в интернет-приемную Банка России.

Страховая отказывается продавать ОСАГО: что делать

У определенных категорий водителей наблюдались проблемы с покупкой полиса последние пять лет. Но в 2022 году эта ситуация приобрела системный характер. Тысячи автовладельцев жалуются, что им отказывают в покупке ОСАГО без объяснения причин.

При этом полис — обязательный, ездить без него незаконно, а штрафы пусть и маленькие, но их все равно нужно платить.

осаго расчет стоимости

Вождение машины без ОСАГО — это экономия, которая в перспективе может лишить сотен тысяч рублей

Кому отказывают в ОСАГО:

  • водителям из убыточных для страховщиков регионов;
  • владельцам машин старше 10 или 15 лет;
  • тем, кто использует авто как такси;
  • обладателям коэффициента бонус-малус выше единицы;
  • водителям со стажем менее трех лет.

Сочетание хотя бы двух этих факторов уменьшает шансы оформить полис ОСАГО.

Почему так происходит?

С начала пандемии стоимость автозапчастей растет ускоренными темпами, гораздо выше инфляции. Государство в свою очередь строго регулирует тарифы ОСАГО.

Стоимость полисов увеличивается, но гораздо медленнее фактических затрат страховых компаний. А в 2022 году из-за санкций проблема с автозапчастями дополнительно усилилась. Страховые компании обязаны оплачивать стремительно дорожающий ремонт. А значит, целый пласт клиентов становится для них убыточным.

К сожалению, эта проблема будет только разрастаться, средний возраст автомобилей в России продолжает увеличиваться.

Новые проблемы требуют новых решений. Нужных марок машин нет в автосалонах?

Воспользуйтесь кредитом от Совкомбанка на подержанное авто без первоначального взноса. Оставьте заявку на сайте и получите быстрое решение банка.

Что делать водителям, которые столкнулись с отказом в продаже полиса ОСАГО:

  • попытать счастье на агрегаторах, там указаны те же актуальные расценки и можно подать заявление сразу в несколько страховых компаний;
  • тщательно проверить данные на предмет ошибок, не забывать указывать информацию о старых правах;
  • если страховые продолжают отказывать, имеет смысл приехать в офис и запросить письменный отказ. Согласно ст. 426 ГК, они не имеют право это делать. На них можно пожаловаться в Российский союз автостраховщиков и Центробанк.

  Вся информация о ценах актуальна на момент публикации статьи.

Главная цель реформы ОСАГО — сделать цену полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс/минус одинаково. Есть лишь пять факторов, влияющих на стоимость: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем, и как часто он попадает в аварии.

Этот набор факторов не менялся с 2003 года. И за это время многое изменилось. Самое главное — страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.

Основные изменения в тарифах ОСАГО

Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. За последние годы он расширился и вверх, и вниз.

— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ.

С сентября 2022 года минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 1646 рублей, а максимальная — 7535 рублей. Для юридических лиц и таксистов с лицензией свои ставки.

— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.

Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2023 году (руб.)*:

Легковые (категории B и BE) ТС юрлиц 852 – 5722
Легковые (категории B и BE) ТС физлиц и ИП 1646 – 7535
Легковые (категории B и BE) такси 1490 – 15 756
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (категории А и М) физлиц и юрлиц 324 — 2536
* Ставку нужно умножить на региональный коэффициент от 0,64 до 1,99. Полный перечень региональных коэффициентов в приложении к Указанию ЦБ. Обращаем внимание, что часть населенных пунктов с сентября 2022 году нужно смотреть в еще одном Указании ЦБ.

Тарифный коридор ОСАГО с учетом регионального коэффициента в Москве в 2023 году (руб.):

Легковые ТС юрлиц 1533,6 – 10 299,6
Легковые ТС физлиц и ИП 2962,8 – 13 563
Легковые такси 2682 – 28 360,8
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц 583,2 — 4564,8

Что изменилось в системе ОСАГО в 2021 году

  • Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Однако страховщики вправе решать, какой временной лимит устанавливать.
  • Можно дистанционно расторгнуть или внести коррективы в договор автогражданки (в стадии тестирования).
  • Продажа полисов не зависит от прохождения техосмотра — действует только для физлиц.

Изменения в ОСАГО в 2022 году

  • С 1 апреля появились новые коэффициенты«бонус-малус» — КБМ. Они нужны, чтобы поощрять водителей за безаварийную езду. И наоборот: для частых участников ДТП (по их вине) полисы выйдет дороже. В 2022 году минимальный коэффициент по которому рассчитывается размер страховой премии (то есть цены ОСАГО), уменьшился с 0,5 до 0,46. То есть теперь максимальная скидка за полис 54%. Ее получат те, кто не допускал аварий десять и более лет. Не повезло тем, кто был виновником автотраспортных происшествий. Для них максимальный коэффициент повышен: до 3,92 (был 2,45). Новые коэффициенты действуют до 31 марта 2023 года.
  • Три раза за год (последний раз в сентябре 2022 года) обновили справочники автозапчастей. По ним рассчитывают суммы компенсации. Цены за последние годы скакнули вверх, так что документы это учитывают.
  • С 11 сентября, в справочники автозапчастей включили аналоги деталей. То есть выпускаемые не оригинальными автоконцернами, а другими компаниями. Страховщики будут учитывать цены аналогов, если оригинальная деталь отсутствует на рынке. Также аналогами разрешили использовать в случаях, когда владелец авто выбрал «натуральное урегулирование» — то есть взял не деньги страховой, а согласился отремонтировать машину в сервисе за счет компании.

Следующий пакет изменений начал работать с 1 октября 2022 года.

  • Об изменении госномера авто больше не нужно уведомлять страховую. Компания сама получит данные из специальной системы. Если обнаружат смену номера, то уведомят об этом владельца (хотя он итак об этом должен знать), чтобы внести изменения в действующий полис ОСАГО. До этого автовладельцы сами должны были уведомлять страховые.
  • Если продали автомобиль — обязаны уведомить об этом страховую письменно. Раньше это делали только в том случае, если хотели вернуть деньги за оплаченный страховой полис.
  • В извещении о ДТП (этот бланк выдают при оформлении полиса ОСАГО) не нужно указывать данные очевидцев. Раньше участники аварии должны были фиксировать ФИО и контакты свидетелей, чтобы их можно было вызвать в ГИБДД или в суд в случае спорных ситуаций. Однако прохожие и другие водители не горят желанием тратить личное время. Поэтому часто отказывают.
  • Страховые компании будут выдавать по просьбе пострадавшего участника аварии результаты независимой технической экспертизы или оценки автомобиля. Ранее его тоже выдавали, но только после того, как человек напишет заявление.

Какие именно факторы влияют на цену ОСАГО

Их довольно много. Они четкие и понятные. Есть целые таблицы коэффициентов. Например, по региону регистрации, мощности автомобиля или возрасту водителя. При этом часть персональных факторов для определения базовой ставки отдали на откуп самим страховым компаниям. Им запретили только откровенно дискриминационные: например, по национальности или религии.

— Говорить о точном перечне факторов, который будет использоваться, нет смысла. Но на ум приходят те примеры, которые мы видели у иностранных коллег. Это время эксплуатации автомобиля и частота использования. При использовании телематики можно посмотреть стиль вождения автомобилиста. Косвенные факторы — наличие семьи у автовладельца и других объектов собственности. Это обычно говорит о более сдержанном стиле вождения, — пояснил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Подорожают ли полисы ОСАГО

В Центробанке считают, что актуальные тарифы сбалансированные. Сейчас на них влияет не только обозначенный коридор, но и страховые компании. Тем не менее завышать цены вряд ли будут. Рынок очень конкурентный. За хороших водителей идет борьба.

Тем не менее, чтобы избежать завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф с учетом региона более чем в три раза. К примеру, если вы живете в Москве (где региональный коэффициент — 1,8) и страховщик рассчитал базовый тариф для вас в 5000 рублей, то максимальная стоимость полиса для вас составит 4140 рублей (5000 х 1,8 х 0,46). А если вы напротив частый виновник ДТП с максимальный КБМ (3,92), то расчет будет таким 5000 х 1,8 х 3,92 = 35 280 руб.

Обращаем внимание, что страховщики учитывают также возраст водителя и стаж за рулем, поэтому в вашем случае расчеты могут быть иными.

Какие еще коэффициенты изменятся

Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.

При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планировали отменить на следующем этапе реформы в 2022 году. Так как выяснилось, на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно. Пока неясно, будет ли отмена региональной привязки в 2022 году с учетом нестабильной экономической ситуации.

— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.

По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 1,88; минимальный — 0,68.

Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту. Фото: pixabay.com

Новые правила техосмотра в 2023 году

Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту. Но это касается только частного транспорта — физлиц. Связано это с тем, что не везде в России исправно работают пункты техосмотров. К тому же аварий по причине неисправного состояния машин в общем числе ДТП мизерный процент (0,1% по данным ГИБДД).

Однако теперь страховые вправе продавать полисы дороже тем автовладельцам, которые не прошли техосмотр. При этом послабления в законе не освобождают от обязательства все равно проходить процедуру. С 1 марта 2022 года штраф за управление авто, которое не прошло осмотр, составит 2000 рублей (до этого максимум 800 рублей). К тому же его смогут выписывать камеры.

Популярные вопросы и ответы

Какая минимальная премия по полису ОСАГО?

Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2023 году минимальная премия не может быть ниже 2224 рублей.

Какие документы нужны для оформления полиса в В 2023 году?

Чтобы купить ОСАГО приготовьте:

• заявление (пишут в страховой);
• паспорт;
• документы на автомобиль;
• водительские права;
• договор купли-продажи (для тех, кто только приобрел машину).

Как рассчитать размер полиса ОСАГО?

БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = цена полиса ОСАГО.

Базовый тариф для легковых машин физлиц и ИП: 1646 – 7535 рублей.

Коэффициент территории: от 0,68 до 1,88.

Коэффициент бонус-малус: от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, а при получении прав он равен 1).

Коэффициент возраста и стажа: от 0,83 до 2,27 (полный список в приложении к указу ЦБ).

Количество водителей авто: 1 или 2,32 (если указан четкий перечень лиц или страховка открытая).

Коэффициент мощности двигателя: от 0,6 до 1,6 (чем больше л.с., тем выше, максимум начинается со 151 л.с.)

Коэффициент сезонности: от 0,5 до 1 (сколько месяцев в году используется авто, если более 10, то 1).

Также встречается редкий коэффициент КП (0,2 — 1) — нужен для машин, которые зарегистрированы за рубежом, но используются в РФ, а также когда купили машину в одном регионе и погнали ее на регистрацию в другой. К тому же страховые вправе использовать свои коэффициенты, например, для семейных людей или тех, кто не предоставил диагностическую карту техосмотра.

Когда встает вопрос об оформлении полиса обязательного страхования, каждый надеется получить максимум выгоды и минимум вложений. Но такого не бывает, ведь страховой фонд формируется именно из сумм, собранных при оформлении услуги в компании.

Что такое базовый тариф ОСАГО?

Из чего складывается базовый тариф ОСАГО?

Преимущества и недостатки базового тарифа ОСАГО

Стоимость базового тарифа ОСАГО

Страховой полис представляет собой гарантию получения помощи и возмещения ущерба пусть не в полном объеме, но в большей степени, когда это нужно. Поэтому страхование должно являться обязательным этапом в жизни каждого водителя и если тариф окажется дорог, то страховая компания ОСАГО предлагает базовый с приемлемой ценой, но и с меньшим набором возможностей.

Именно базовый тариф используется для подсчета ОСАГО на авто, но если потребуется владельцу транспортного средства увеличить пакет услуг, то всегда можно оформить пакет максимальный. Но пока остановимся на базовом.

Согласно постановления, изданного еще в апреле 2015 года, стоимость базового тарифа увеличена на 40%. Но также и в 2016 году тарифы вновь были изменены, что, конечно, стало проблемой для многих автолюбителей, но при этом и гарантией возмещения ущерба в случае ДТП.

В любом случае даже базовый тариф оказывается выгоден со всех сторон. Это было принято в связи с тем, что годом ранее установленные тарифы стали причиной банкротства многих страховых компаний и чтобы обеспечить хорошую финансовую подушку, было решено повысить тариф базовый.

Что такое базовый тариф ОСАГО?

Обязательное страхование – это идеальное решение всех проблем, возникающих при ДТП. Именно благодаря ему участники происшествия расстаются без конфликтов и судебных разбирательств, предварительно уплачивая установленный тариф в страховую компанию. Но чтобы в ее фонде было достаточно средство возместить причиненный ущерб, ей требуются для этого деньги. Притом уплата страхового взноса является обязательным условием для нахождения автомобиля на дороге, поэтому это вовсю контролируется законом РФ.

Для определения страхового взноса или автогражданки применяется ряд параметров и переменных, одним из которых является базовый тариф ОСАГО. Под ним понимается конкретный размер денежной платы, устанавливаемая на каждый автомобиль в одинаковом денежном эквиваленте. Сумма является обязательной к выплате и контролируется государственными органами. При этом ставка меняется и зависит от региона РФ, где зарегистрировано транспортное средство. И, конечно, не каждому жителю нашей страны под силу уплачивать этот взнос, но это является вынужденной мерой, которую должны соблюдать все без исключения.

Из чего складывается базовый тариф ОСАГО?

Из чего складывается ОСАГО при расчете цены нового тарифа на базовых условиях? Первым делом при осуществлении подсчета обязательного страхового взноса берется в учет вид транспортного средства. К примеру, страховой полис на мотоцикл или мопед составит всего 1579 р. при максимальном пакете в рамках выбранного тарифа.

А на легковой автомобиль и для физических лиц эта сумма составит 4118 р., что не так много по сравнению с тем выплатами, которые осуществляет страховая компания при возникновении происшествия. Данные актуальны на момент 2016 года. Следующим моментом при расчете являются страховые выплаты на момент прошлого периода.

При этом величина взноса для всех транспортных средств, относящихся к одной категории, остается единой. Приведенная в качестве примера сумма взноса является ориентировочной и максимально возможной с учетом всех дополнительных параметров. Минимальный платеж составит на 20-40% меньше от максимального, что зависит от ранее указанных переменных.

Изначально базовый тариф ОСАГО был установлен еще в 2003 году и удерживался на неизменном уровне вплоть до 2014. После был увеличен на 40% и в 2016 еще раз подвергся изменениям. Одновременно с увеличенными растрами со стороны автовладельцев выросли и выплаты со стороны страховых компаний.

Преимущества и недостатки базового тарифа ОСАГО

Базовый коэффициент в отличие от максимально имеет куда меньшую величину, но при этом все же является своего рода повинностью перед государством. Но учитывая вероятность возврата средств при их утрате во время ДТП, то вложения вполне оправданы, хоть и введены в качестве обязательных платежей. Но имеются и некоторые ограничения, которые внесены.

Правительством для исключения повторного банкротства страховых компаний, которые заключаются в сумме выплат. При базовом тарифе покрываются не все материальные потери, а только их большая часть. Также к нему не могут быть подключены дополнительные услуги.

Как упоминалось ранее, в базовом тарифе появились максимальный и минимальный уровни, что сделано не только для дифференцированного расчета взноса с учетом определенных условий, но также это сделано для предоставления возможности страховым компаниям вести конкурентную борьбу, а их клиентам выбор между ними.

Этот предел получил название валютный коридор, а базовый коэффициент стал рассчитываться с учетом определенных переменных, относящихся к определенной категории лиц и виду транспорта. Поэтому страховая компания, которая будет хотеть получить больше клиентов, будет снижать цену взноса до минимальной планки.

Стоимость базового тарифа ОСАГО

Хоть базовый тариф ОСАГО и является единым и относящимся к одной категории транспортных средств, но все же происходит некоторый дифференцированный расчет, поэтому в таблицах приведены данные в виде пределов от минимального до максимального значения. Для того, чтобы наиболее точно определить размер ставки, можно воспользоваться калькулятором.

Его можно найти на официальном сайте Российского Союза Страховщиков. Удобный интерфейс позволяет быстро сориентироваться и получить конкретный размер ставки в той или другой Страховой компании. А для того, чтобы ознакомиться с тарифными коридорами относящимися к базовым ставкам ОСАГО, можно посмотреть таблицу, которая также имеется на официальном сайте и на нашем ресурсе.

Кроме конкурентной борьбы тарифный коридор также станет своего рода инструментом, с помощью которого можно регулировать без участия государства правила расчета, осуществлять расчет тарифа в убыточных регионах страны. Поэтому при его подсчете необходимо учитывать местность, где зарегистрирован транспорт.     

ТБ х КТ х КБМ х КО х КВС х КМ х КС = цена нового полиса

ТБ — Базовый тариф
Значение, которое выбирает каждая страховая компания в рамках тарифного коридора. Именно это значение перемножается на все остальные коэффициенты.
С 09.01.2022 Центробанком установлен тарифный коридор в пределах от 2224 руб. до 5980 руб. на страхование автомобилей категории B для физлиц (см. Указание ЦБ РФ от 08.12.2021 № 6007-У).

КМ — коэффициент мощности
Коэффициент мощности (КМ) рассчитывается с учетом показателя мощности двигателя ТС. Чем больше показатель, тем выше коэффициент. Так, если для транспортных средств с двигателями до 50 л. с. он составит 0,6, то для авто мощностью более 150 л. с. КМ увеличивается до 1,6 (см. Указание ЦБ РФ от 08.12.2021 № 6007-У).

До 50 включительно 0,6
Свыше 50 до 70 включительно 1,0
Свыше 70 до 100 включительно 1,1
Свыше 100 до 120 включительно 1,2
Свыше 120 до 150 включительно 1,4
Свыше 150 1,6

КТ — территория преимущественного использования

Водители в крупных городах чаще попадают в аварии, чем жители сельской местности. Поэтому для мегаполисов коэффициент выше, чем для регионов. Например, страховые тарифы ОСАГО в 2022 году для автовладельцев из Москвы включают территориальный коэффициент 1,8, а для подмосковных водителей — уже 1,56.

Полный список городов и населенных пунктов с указанием КТ по каждому отражен в указании Центрального банка (см. Указание ЦБ РФ от 08.12.2021 № 6007-У).

КВС — Коэффициент возраста и стажа водителя.

Чем меньше возраст и стаж автовладельца, тем выше будет стоимость полиса. Если он оформляется на несколько водителей, коэффициент КВС будет определяться по самому младшему и неопытному из них. А при открытом полисе (с неограниченным списком водителей) коэффициент составит 1,94  (см. Указание ЦБ РФ от 08.12.2021 № 6007-У).

КО — Коэффициент ограничений
Коэффициент учитывает число водителей, допущенных к управлению ТС. При неограниченном списке базовый страховой тариф ОСАГО умножают на коэффициент КО (2,32 для собственников физлиц, 1,97 для юрлиц).

При отражении в полисе ограниченного перечня лиц, если водители имеют достаточный возраст и стаж, этот коэффициент будет равен 1 и значит не будет участвовать расчете.

КС — Коэффициент сезонности
Коэффициент отражает период использования транспортного средства в течение года, на который оформляется договор страхования. Минимальный период использования в договорах с физлицами составляет 3 месяца, действовать при этом будет коэффициент 0,5. Полная стоимость начинается с 10 месяцев страхования (см. Указание ЦБ РФ от 08.12.2021 № 6007-У).

N п/п

Период использования транспортного средства

Коэффициент

1

3 месяца

0,5

2

4 месяца

0,6

3

5 месяцев

0,65

4

6 месяцев

0,7

5

7 месяцев

0,8

6

8 месяцев

0,9

7

9 месяцев

0,95

8

10 месяцев и более

1

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти формулу касательную окружности
  • Как найти куда пойти учиться
  • Статус как найти свое статье
  • Как найти таблицу пифагора
  • Как найти алексея жукова