Как найти берег в океане

Представьте себя одного в открытом море. По каким признакам можно определить где находится берег и далеко ли он?

бонус за лучший ответ (выдан): 1 кредит

По птицам можно определить (но правда не по всем, есть которые на тысячи километров в океан залетают) а вообще, без карты и приборов расстояние до берега определить крайне сложно (подозреваю что не возможно)…Стороны света по звёздам и солнцу можно определить..а расстояние до берега… увы..

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Maria Ch
[10.1K]

10 лет назад 

Если нет сильного ветра, а дует только бриз, то направление на берег можно определить по направлению ветра. Так как море по теплоотдаче более инерционно, то оно нагревается и остывает медленнее суши. Бриз появляется от разности температур и дует днем с берега, в сумерки стихает, а ночью дует с моря на берег. Таким образом, можно определить направление на берег, а по силе ветра оценить расстояние.

alexm­12
[257K]

10 лет назад 

Ну… например по GPS-навигатору.

Или, как настоящие штурманы, по звездам и картам. Этот вариант мне не подходит, ибо про астролябию я знаю только то, что она существует.

Kapit­alist
[7.1K]

10 лет назад 

Единственный способ сориентироваться в открытом море, оставшись без всякой техники и надежды на помощь, это небесные светила, с помощью которых можно хотя бы приблизительно представить, где какая сторона света и куда нужно плыть.

Знаете ответ?

  • avatar
  • Anastasiya_Galeeva
  • 26 апреля 2014, 03:13
  • v
  • 0

А если нет ЖПС? И вообще была аварийная посадка на воду, а из самолета выжили вы один и в жилете находитель в воде? (не дай Бог)
Я просто по поводу этого вопроса спорила с преподавателем, он еще добавил к этой ситуации туман и отсутствие звуков.

свернуть ветку

  • avatar
  • Volga_Chasovikov
  • 27 апреля 2014, 11:13
  • v
  • 0

Важен вопрос какое море? Теплое или холодное. После гибели Титаника люди 15 минут жили всего. В теплой воде можно подольше пожить. В любом случае это лишние волнения. Если берега не видно визуально и вас спасатели не нашли, то вы все равно погибнете. А если по вам проехал банан с визжащими тетьками, то вы рядом с пляжем и самолет вам приснился.

свернуть ветку

  • avatar
  • Anastasiya_Galeeva
  • 27 апреля 2014, 12:32
  • v
  • 0

Я что помню: статичное облако, звук, маяки, птицы, прилив-отлив (утром в одном направлениии, вечером в противоположном).
ну а какие еще мысли будут?

свернуть ветку

  • avatar
  • Dmitriy_Stefanov
  • 27 апреля 2014, 16:44
  • v
  • 0

По возможности не удаляться от места катастрофы — это единственный вариант. Вплавь, на спас-плоту или на весельной лодке благополучно достичь берега за пределами видимости почти невозможно, а работу спасателей это сильно затруднит.

свернуть ветку

  • avatar
  • Anastasiya_Galeeva
  • 28 апреля 2014, 09:23
  • v
  • 0

необходимо отплать от судна минимум на 100 метров. Весельных лодок нет, а спас-плоту обычно сопровождаются маяками.

свернуть ветку

  • avatar
  • Jei_Klenoviy
  • 28 апреля 2014, 23:44
  • v
  • 0

Нарыто в просторах Интернета. Мной не проверено:
«Находясь в открытом море, определи направление на сушу, что бы знать в какую сторону плыть. Приметы, по которым можно судить о близости берега: характер облаков над берегом и над морем бывает разным. Чаще облака располагаются над сушей, поэтому гряда облаков или отдельные облака могут указывать на сушу под ними.
Ледовые поля или земля, покрытая снегом, дают светлое отражение на небе. Небо в районе с открытой водой — темное. Цвет морской воды на глубоком месте бывает темно-зеленого, темно-синего или черного цвета. Переход к более
светлым тонам свидетельствует об уменьшении глубины, о близости земли или отмели.
Ночью в тумане, в условиях плохой видимости, близость земли определяется по звукам и шуму: по шуму прибоя, крику птиц. Птичьи базары характерны сильными криками птиц, которые слышны за несколько километров и помогают определить направление на берег.
Почти все морские птицы не издают криков в полете, поэтому, если слышны крики, то земля рядом. Появление стай птиц говорит о близости земли. Вечером птицы летят быстро, высоко и прямо в сторону берега. Утром, летя от берега в море, птицы летят низко над водой, охотясь за рыбой, часто садятся. Появление бакланов говорит о близости земли. Эта морская птица имеет длинную шею, хищный клюв, охотясь за рыбой, она может нырять и находиться под водой до 2 минут и достигать глубины 10-15 метров. Но баклан не удаляется от берега далее 2-3 км, где в скалах находится его гнездо. »

свернуть ветку

  • avatar
  • Dmitriy_Stefanov
  • 29 апреля 2014, 12:04
  • v
  • 0

Вот это и есть классическое расхождение теории и практики. Я готов подписаться под каждым предложением… в теории. И не в коем случае не пытаться эти приметы использовать в реальности.
В реальности картина обычно выглядит так:
По закону подлости, единственное облако висит над открытым морем или все небо затянуто тучами. Самое светлое место моря находится под вами, потому что ваш корабль разбился об мидиевую банку или коралловый риф. Светлый цвет неба с одной стороны горизонта говорит о том, что там находятся ледовые поля, близится рассвет, солнце просвечивает через тучи, начинается полярное сияние — выбирайте нужное. Два баклана полетели на запад на высоте 15 м., и один на юго-восток на высоте 5 м. Стая чаек кружится у вас над головой и орет, потому что надеются что вы их покормите, или хотя бы утонете. Далекий шум прибоя действительно оказывается берегом, но пристать к нему нет никакой возможности — прибой такой силы размажет по скалам.

свернуть ветку

  • avatar
  • Jei_Klenoviy
  • 29 апреля 2014, 13:48
  • v
  • 0

Ну это как в анекдоте:
» Идут два друга по лесу.
Следует следующий разговор:
-Представь идешь ты по лесу и вдруг на тебя медведь нападает.
— А я его из ружья, бах. Всегда с собой ружье таскаю.
— А в этот день напился и забыл его дома. Что тогда?
— Ну тогда на дерево залезу повыше
— А нет подходящих деревьев, лишь кусты
— Это еще лучше. Быстро в кусты и ползком по земле.
— А кустарник весь колючий — колючий. Цепляется, ползти мешает.
— Ну тогда я побегу прячась за деревья.
— А медведь за тобой. Ты падаешь, ломаешь ногу. Что тогда?
— Претварюсь мертвым. Он понюхает и уйдет.
— А он, наоборот, голодный-голодный попался.
— Послушай. Ты чей друг? Мой или медведя?»
Чем не анекдот эта тема? Действовать всегда нужно по ситуации.
Насчет облаков. Глупо плыть на одинокое облако. (Оно может также означать изменение погоды), надо плыть на скопление статически стоящих облаков.
Птицы не улетают далеко от берега (за исключением странствующих альбатросов). Скопление чаек может свидетельствовать на близость птичьего базара, берега или рыболовной флотилии.
Если на берегу стоит крупный населенный пункт, то ночью часть горизонта играет всеми цветами радуги.
Можно конечно ничего не делать (порой это лучше). Тем вы поможите спасателям (если вас ищут). Большинство течений идет к берегу. Когда-нибудь вас выбросит на берег, ну или ваше тело.
В дальнейшем: оспаривать решения других всегда легче. Предлагайте свои пути решения.

свернуть ветку

  • avatar
  • Anastasiya_Galeeva
  • 29 апреля 2014, 13:49
  • v
  • 0

Как позитивно))) Просто мне преподаватель доказывал, что в условиях густого тумана и полной тишины близость берега можно определить по тому, что возле берега вода не такая мутная, и по наличию мусора в воде. Конечно, это так, если речь идет о Лазаревской в разгар курортного отдыха. На вопрос, как это все я увижу в густом тумане, он не смог мне ответить))))

свернуть ветку

  • avatar
  • Jei_Klenoviy
  • 30 апреля 2014, 13:55
  • v
  • 0

Это вряд ли… Мусор идет по течениям брошенный с кораблей. Иногда в море встречаются целые острова мусора.

свернуть ветку

  • avatar
  • Anastasiya_Galeeva
  • 30 апреля 2014, 14:39
  • v
  • 0

Для меня просто вопрос интересен потому, что мне из-за несогласия с преподавателем снизили оценку. Конечно можно сказать, что он ограниченный идиот, но все-таки интереснее разобраться в вопросе)))))

свернуть ветку

  • avatar
  • Dmitriy_Stefanov
  • 30 апреля 2014, 15:35
  • v
  • 0

Ладно-ладно, не буду. Зато анекдот хороший и в тему услышал :)
В общем, Анна, получается так, что наличие мусора, мутность воды и прибрежные птицы говорят, что берег тут где-то есть. А их отсутствие не говорит ничего.

свернуть ветку

  • avatar
  • Anastasiya_Galeeva
  • 01 мая 2014, 17:44
  • v
  • 0

Понятно, но я думаю, что в тумане наличие мусора, мутность воды оценить особо не получится, да и не дает 100% гарантии

свернуть ветку

  • avatar
  • Jei_Klenoviy
  • 01 мая 2014, 18:20
  • v
  • 0

Туман обычно не бывает таким плотным, чтобы ничего не было видно. Вопрос в другом. Спросите у преподавателя, как он поймет глядя в мутную воду и разглядывая мусор вокруг себя в какую сторону плыть к берегу. Сергей прав, это всего лишь может говорить, что берег где-то поблизости.
Если преподаватель и дальше будет настаивать, пригласите его в нашу группу. Нам спецы всегда нужны.

свернуть ветку

  • avatar
  • Anastasiya_Galeeva
  • 01 мая 2014, 19:04
  • v
  • 0

я то уже сдалась и надеюсь с ним больше никогда не общаться, не очень он толковый, а вот по поводу его коллеги можно сказать обратное, но его координатов у меня нет.

свернуть ветку

  • avatar
  • Jei_Klenoviy
  • 02 мая 2014, 00:10
  • v
  • 0

Сдаваться — последнее дело.
Никогда не сдавайся. Уступишь в малом — будешь уступать всегда.

свернуть ветку

  • avatar
  • Jei_Klenoviy
  • 02 мая 2014, 16:14
  • v
  • 0

Молодец. Я же все больше в лесу учился. Там оценок не ставят.
Разумные нам тоже нужны. Не пропадай.

свернуть ветку

  • avatar
  • Artem_Batenev
  • 02 мая 2014, 19:36
  • v
  • 0

Я на своей лодке дальше 20км от берега не уходил (погранцам такие фокусы не нравяца) но скажу одно, дальше двух км обычно чистая и прзрачная как хрусталь вода. Близ берега вода всегда с взвесью всякой хрени. Но это у балтийских песчаных берегов. На белом море вода везде чистая, там берега скалистые. На черном море был не долго, там тоже вода прозрачно-чистая.

свернуть ветку

  • avatar
  • Jei_Klenoviy
  • 02 мая 2014, 20:48
  • v
  • 0

  • avatar
  • Volga_Chasovikov
  • 02 мая 2014, 22:28
  • v
  • 0

Море, наряду с пустыней, очень агрессивная среда. Бывало причалился к берегу, смотришь на лодку и она кажется кораблем. А в море как сопоставишь размеры. Кажется меньше пылинки. Но лодка единственное, что может в море вас спасти. Либо равноценная замена (плот, большой холодильник, какой нибудь контейнер). Иначе 99% вам кирдык, может я и ошибаюсь. На Белом море местные никогда не одевают в море спасжилеты, наплевав на министра МЧС. Ну не понимает он элементарных вещей. Когда спросил почему? Мне ответили, что жизни в море 15-20 минут. Зачем зря мучиться. А двигаться спасик мешает и место занимает полезное. Плыть в спасе хлопотно, это я вам как инструктор по водному туризму утверждаю. Только сплавляться изображая продукт жизнедеятельности. Если море теплое, то вероятно присутствие хищников в чью пищевую цепочку вы отлично вписываетесь. Поэтому шевелясь и распространяя тем самым информацию о себе на многие километры, вы им задачу упрощаете. Приливно-отливные течения бывают очень сильны. Это отлично видно при движении воды среди островов. Бороться с ними так же бесполезно. Близость берега бывает крайне опасна. Сам неоднократно убеждался. Небольшой шторм бьющий в отвесные скалы быстро превратит вас в спасжилете в отличный корм для рыб. Так что мое неравильное мнение такое. Никуда не стремиться, меньше шевелиться чтобы воду не терять и запахи не распространять. и конечно молиться, чтобы вас скорее нашли. Если есть возможность измыслить какое нибудь плавсредство, шансы ваши повышаются на любом море. А близость берега ничего не решает. Вас может колбасить ввиду пляжа неделю не приближая и не удаляя от заветного ларька с пивом.

свернуть ветку

  • avatar
  • Jei_Klenoviy
  • 03 мая 2014, 17:50
  • v
  • 0

Стоит также помнить, что акулы чаще нападают на поверхности воды. Порой при опасности достаточно нырнуть и задержать дыхание, чтобы избежать атаки. Хуже. если вы ранены. Кровь вызывает у акул агрессивность.

свернуть ветку

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Вы задумывались когда-нибудь, какой возраст в вашей жизни самый важный, когда происходят те события, которые определяют всю вашу дальнейшую жизнь? С 20 до 30 лет. Именно такой временной период определяет психолог Мег Джей в своей книге «Важные годы». В это ключевое десятилетие у каждого из нас формируются те привычки, которым мы будем следовать всю дальнейшую жизнь. Самое главное — «не облажаться и провести время с пользой». Если ты все еще не знаешь, в каком направлении хочешь развиваться, если ты потерялся в безграничном море возможностей и не знаешь, в какой стороне находится берег — эта книга для тебя!


Подписывайтесь на наш Telegram-канал — там еще больше важных новостей!

Как моряки прошлого узнавали географические координаты места, где они находятся?

Дальние морские путешествия люди совершали еще в древности. Например около 600 года до н. э. финикийские мореходы обошли вокруг Африки. А в 325 году до н.э. древнегреческий путешественник Пифей, плывя вдоль берегов Европы, добрался до Полярного круга. Однако эти странствия, как и другие, им подобные, не требовали от моряков сложных навигационных знаний. Достаточно было просто плыть вдоль побережья. Если же буря относила корабль в открытое море, направление к берегу узнавалось по Солнцу или звездам.

72315925 resizedScaled 740to415

Всё усложнилось, когда путешественники начали плавать через океаны. Здесь морякам понадобилось как-то определять свое местоположение в пространстве. Это можно было сделать двумя способами. Например всё время следить за направлением и скоростью корабля и на основании этих наблюдений рассчитать, куда он переместился. А можно каждый раз заново определять географическую широту и долготу места, до которого доплыло судно.

С ДОСКОЙ ЗА КОРМОЙ

Первый метод очень неточен. Дело в том, что если направление движения судна (то есть его курс) определялось сравнительно несложно – по Солнцу, звездам или компасу, то измерение скорости было большой проблемой. Обычно для этого использовали лаг – небольшую доску с привязанной к ней веревкой и грузом. На веревке на одинаковом расстоянии друг от друга были завязаны узлы. Лаг выбрасывался за борт и подсчитывалось количество узлов, ушедших за борт за определенное время (например за минуту).

Отсюда, кстати, происходит единица измерения скорости, до сих пор применяемая на флоте, – узел. Понятно, что точность такого измерения оставляла желать лучшего – хотя бы потому, что минуту обычно засекали… читая определенную молитву. Даже если путешествие через океан проходило в идеальных условиях, конечная точка пути нередко определялась с ошибкой 100-150 км.

А уж куда унесло корабль во время бури, когда ни за курсом, ни за скоростью судна уследить было невозможно, оставалось только догадываться. Тем не менее, в течение многих столетий моряки вынуждены были пользоваться именно этим способом навигации. Почему? Сейчас объясним, но сперва расскажем о втором методе.

Определять географическую широту путешественники научились очень давно – для этого были придуманы такие приборы, как квадрант и астролябия. С их помощью с большой точностью можно измерить высоты небесных светил над горизонтом. Легче всего определять широту с помощью Полярной звезды – ее высота над горизонтом равна широте места наблюдения. (В южном полушарии вместо Полярной звезды использовали центр созвездия Южный Крест.) А вот отсутствие надежного метода определения долготы несколько веков было настоящей головной болью для мореходов.

Хотя, казалось бы, проблема решалась просто. Нужно было всего лишь взять с собой в плавание точные часы, показывающие время на нулевом меридиане. Днем, около полудня, выйти на палубу и заметить, когда тень от мачты станет самой короткой. Это время – астрономический полдень. В этот момент нужно посмотреть на часы.

Сколько они показывают? Допустим, час дня. Значит, Солнцу понадобился этот час, чтобы добраться от нулевого меридиана до той точки, где сейчас находится корабль. Но если Солнце обходит всю Землю (360 градусов) за 24 часа, значит, за один час оно пройдет 15 градусов. Вот и всё, долгота измерена! И даже никаких приборов с непонятными названиями, как для измерения широты, не понадобилось – только обычные часы.

Но это сейчас мы можем пойти в соседний магазин и приобрести там часы с точным ходом. А в XVI, XVII и даже в начале XVIII века единственным способом измерять время на корабле были склянки – песочные часы, которые надо было переворачивать каждые полчаса. Разумеется, это – не лучший прибор для определения времени. Но на стрелочные часы надеяться и вовсе не приходилось: достаточно сказать, что на большинстве часов тех лет была только одна стрелка – часовая. Конечно, плавать через Атлантический океан из Европы в Америку можно, и не умея определять долготу: плыви себе на запад, и рано или поздно упрешься в материк. А вот найти небольшой острое посреди океана, не зная его долготу, было гораздо сложнее. Поэтому многие острова в Тихом океане открывали, а затем опять теряли на долгое время. Например Соломоновы острова были открыты в 1568 году испанским мореплавателем Альваро Менданья де Нейра. Через 27 лет Альваро отправился их колонизировать. Однако, из-за того, что долгота этих островов была неизвестна, найти их вторично не удалось (хотя в ходе поисков экспедиция открыла несколько других островов). И лишь через 200 лет после открытия, в 1767 году, на Соломоновы острова случайно наткнулся англичанин Филипп Картерт.

Словом, понятно, что не имея возможность точно определить свою долготу, корабли нередко проплывали мимо цели, садились на мель и разбивались о скалы даже у европейских берегов, казалось бы, давно и хорошо известных. Особенно от этого страдала Великобритания, обладавшая большим флотом. Поэтому в 1714 году британский парламент предложил премию 10 000 фунтов стерлингов (огромные деньги по тем временам!) тому, кто придумает метод, позволяющий определять долготу с погрешностью не более одного градуса. Причем для получения преми, определение долготы должно было производиться в Вест-Индии, путь до которой занимал тогда почти два месяца. А так как Солнце проходит один градус за четыре минуты, то задача сводилась к следующему: нужно было сделать часы, которые спешили или отставали бы не более чем на четыре минуты за два месяца. В 1728 году за эту работу взялся часовщик-самоучка Джон Харрисон. Первые несколько его моделей оказались неудачными. Наконец, после 32 лет работы, Харрисону удалось создать корабельный хронометр с требуемыми характеристиками и получить заслуженную премию и прозвище Долгота в придачу. Вскоре хронометрами модели Харрисона обзавелись капитаны всех судов – сначала в Великобритании, а затем и в других странах.

Ну а в XX веке определение координат вышло на совсем другой уровень: сперва появилось радио, передающее сигналы точного времени, затем – электронные часы и, наконец, спутниковые системы навигации. Сегодня, используя GPS-навигацию вкупе со специальным методом, можно определить координаты с точностью до… 1 см! И, тем не менее, на кораблях многих стран мира вахтенные матросы по традиции отбивают склянки – звонят в колокол каждые полчаса, а все штурманы морского флота умеют пользоваться старинными приборами: мало ли что может случиться с электроникой…

Источник

Навигационные приборы и устройства

Из истории мореплавания.

Чтобы оценить чрезвычайное мужество мореплавателей, которые осваивали ближнюю, а затем и дальнюю Атлантику, надо вспомнить, какими жалкими средствами они располагали для определения своего местонахождения в открытом море. Перечень будет краток: моряки XV века, в том числе и Христофор Колумб, не обладали практически ничем, что помогло бы им решить три главных задачи любого мореплавателя, отправляющегося в дальнее плавание:
держать курс,
измерять пройденный путь,
знать с точностью свое настоящее местоположение.

Для успешных плаваний в море были необходимы не только карты и лоции, но приборы, позволяющие вычислять время и координаты корабля, а для планирования путешествий – компас и измерители скорости.

У моряка XV века в распоряжении имелись всего лишь примитивная буссоль (в различных вариациях), грубые песочные часы, кишащие ошибками карты, приблизительные таблицы склонения светил и, в большинстве случаев, ошибочные представления о размерах и форме Земли! В те времена любая экспедиция по океанским просторам становилась опасной авантюрой, часто со смертельным исходом.

Морской хронометр. (или корабельное время)

0 78da1 2ee404d7 L

Морской хронометр: 1 — хронометр; 2 — футляр; 3 — карданный подвес.

В 1530 году голландский астроном Гемма Фризий (1508-1555) в своем труде «Принципы астрономической космографии» предложил способ определения долготы с помощью хронометра, но отсутствие достаточно точных и компактных часов надолго оставили этот метод чисто теоретическим.
Этот способ был назван хронометрическим. Почему же способ оставался теоретическим, ведь часы появились много ранее?

Дело в том, что часы в те времена редко могли идти без остановки в течение суток, а их точность не превышала 12–15 минут в сутки. Да и механизмы часов того времени не были приспособлены для работы в условиях морской качки, высокой влажности и резких перепадов температуры. Конечно, кроме механических, в морской практике долгое время использовались песочные и солнечные часы, но точность солнечных часов, время «завода» песочных часов были совершенно недостаточными для реализации хронометрического метода определения долготы.

Сегодня считается, что первые точные часы были собраны в 1735 англичанином Джоном Гаррисоном (1693-1776). Их точность составляла 4–6 секунд в сутки! По тем временам это была просто фантастическая точность! И более того, часы были приспособлены для морских путешествий!

До изобретения механических часов проблема измерения времени была одной из наиболее сложных. Вплоть до 17 века песочные часы оставались единственным средством измерения времени в море. Песочные часы состояли из двух стеклянных сосудов, соединенных тонким отверстием. Сосуды заполнялись песком и запаивались, а количество песка было таким, чтобы за 1 час он полностью пересыпался из одного сосуда в другой, после чего часы переворачивали. Разумеется, что изменяя количество песка, можно было изменять промежуток времени, за которые песок пересыпался из одного сосуда в другой.

С появлением механических часов ими стали оснащать все морские суда, причем этот прибор считался настолько важным, что его запрещалось выносить с корабля для корректировки и навигатор брал на берег маленькие переносные часы, выставлял на них точное местное время и уже по их показаниям корректировались корабельные часы.

Первые часы, редко могли идти без остановки в течении суток, а точность их хода не превышала 12-15 минут в сутки. Лишь в 1735 году морские часы, изготовленные англичанином Джоном Гаррисоном, достигли точности 4-6 секунд в сутки.

Лаглинь.
Помимо необходимости измерения координат корабля морякам также было важно знать и третью координату – глубину под кораблем. Особенно важно было знать глубину в гаванях, устьях рек и других прибрежных водах, чтобы избежать повреждения судна о дно. Для этого использовался простой прибор, который представлял из себя свинцовый груз весом в несколько килограмм, подвешенный на легком лине, длина которого достигала десятков метров и на котором через определенное расстояние вешались метки или завязывались узлы. Такой измеритель глубины использовался со времен Древнего Египта до XX века. Лаглинь бросали за борт вперед по ходу судна и, когда он достигал дна, считывали маркировку на лине.

Дощечка бросалась в воду с кормы корабля и после ее падения в воду подсчитывалось число узелков, прошедших за 30 секунд. Дощечка удерживалась в воде, в то время как судно двигалось вперед и линь начинал разматываться с бобины. Число узелков и была скорость корабля, измеренная в узлах, то есть в морских милях в час. Этот метод измерения давал весьма грубый результат, но длительное время оставался единственным, который позволял измерять скорость судна.

Если рассчитать расстояние между узелками, то с первого взгляда оно должно составлять 15,43 м, ведь если период измерения это 1120 часа, то 1120 морской мили будет именно 15,43м ( 1852/120), тем не менее принято расстояние 14,46м, так как за счет этого компенсируется неточность измерения за счет проскальзывания дощечки по воде.

Астролябия.
Астролябия предназначалась для определения высота стояния небесных тел, так как, зная высоту и точное время, можно было определить широту, на которой находится судно. Плоско-сферическая астролябия была известна еще в Древней Греции приблизительно в 240 году до нашей эры, тогда же этот инструмент получил и свое название. На протяжении двух тысячелетий этот научный инструмент оставался практически неизменным.

0 78da3 e77f0ab8 L

Арабские ученые и математики разработали это простой, но точный механизм, способный определять время и находить небесные тела. Обычно морская астролябия состояла из сбалансированного металлического кольца с нанесенными на нем отметками, в центре которого находилась свободно вращающаяся планка с визиром (диоптр). Визир при повороте отсчитывал градусы, что позволяло измерять угол подъема солнца или звезд.

0 78da2 20c5d2f7 L

Мореплаватели, начиная с 1480 года, и вплоть до середины 18 века использовали астролябию и специальные таблицы, по которым определялась широта местоположения корабля. Для уменьшения погрешности измерения диаметр астролябии составлял 13-15 см, но многие английские мореплаватели использовали более точные астролябии диаметром до 20 см.

Для проведения измерений необходимо было навести астролябию на солнце или звезду. Зафиксировав разницу в показаниях между направлением на небесное тело и горизонт, а также зная местное время, можно было с помощью специальных таблиц определить широту места. Круг этот подвешивался на кольце в вертикальной плоскости, и посредством алидады, снабженной диоптрами, наблюдались звезды, высота которых отсчитывалась на лимбе, к которому впоследствии приделывался нониус. Если широта была известна, то по тем же таблицам можно было с высокой точность определить местное время.
Современным потомком астролябии является планисфера — подвижная карта звёздного неба, используемая в учебных целях.

0 78da5 f6b91a54 L
Начиная со второй половины 19 века, на смену астролябии пришли квадранты, позволявшие проводить более точные измерения.

Квадрант.

0 78da7 34d04996 L0 78da6 e70542b L

Примитивный инструмент для измерения высоты звезд и определения широты
Как уже стало ясно, понятия географической широты и долготы для однозначного определения местоположения на поверхности Земли, впервые возникли в Древней Греции. Днем (в полдень) широту определяли по длине солнечной тени, ночью — по высоте определенных звезд над горизонтом. Сегодня пальма первенства в использовании широты и долготы присуждается Гиппарху из Никеи (ок. 190–125 гг. до н. э.), который предложил метод определения долготы разных точек по измерению местного времени при наблюдении лунного затмения. Кроме того, Гиппархом была изобретена астролябия (греч. astron — «звезда», и labe — «схватывание») — угломерный инструмент, служивший с древнейших времен до начала XVIII века для определения положения небесных светил. Раньше для тех же целей использовался квадрант.

Секстант.

0 78da8 5e837444 L
Устройство прибора, основанного на принципе двойного отражения, впервые разработал Исаак Ньютон в 1699 году, но его открытие не было опубликовано и не нашло практического применения.

В 1731 году английский оптик Джон Хэдли усовершенствовал астролябию. Новый прибор, получивший название октант, позволял решить проблему измерения широты на движущемся судне, так как теперь два зеркала позволяли одновременно видеть и линию горизонта и солнце. Но октанту не досталась слава астролябии: за год до этого Хадли сконструировал секстант — прибор, позволявший с очень большой точностью измерять местоположение судна.

Секстант это наиболее современный и совершенный прибор для измерения угловых координат небесных тел. Секстант позволяет измерять как широту, так и долготу точки наблюдения, причем с довольно высокой точностью.

Секстант состоит из двух зеркал: указательного и неподвижного наполовину прозрачного зеркала горизонта, а также измерительной линейки и указательной трубы. Для измерений секстант настраивают таким образом, чтобы его зрительная труба была направлена на линию горизонта. Свет от небесного объекта (звезды или солнца) отражается от указательного зеркала и падает на неподвижное зеркало горизонта. Угол наклона указательного зеркала, отсчитываемый по указательной линейки и есть и есть высота стояния небесного тела.

Зная точное местное время по специальному астрономическому справочнику можно определить широту и долготу места нахождения наблюдателя. Секстант имел указательную линейку с сектором в 60 градусов, а более компактный октант – только 30 и у него отсутсвует зрительная труба, так как вместо нее применяется простой визир. Во всем остальном эти приборы совершенно одинаковы.

Компас.

0 78da9 25869d2d L
Одним из первых навигационных «приборов» можно считать соларстейн (в переводе с древнескандинавского — «солнечный камень»). С его помощью можно было определить положение солнца в туманную погоду. Он несколько раз упоминается в текстах древних викингов.
Явление магнетизма было подмечено людьми еще в глубокой древности. История магнетизма богата наблюдениями и фактами, различными взглядами и представлениями.

Сегодня считается, что впервые свойства магнитного железняка описал Фалес Милетский в VI веке до н. э. Это были чисто теоретические выкладки, не подтвержденные опытами. Фалес дал маловразумительное объяснение свойствам магнита, приписывая ему «одушевленность». Через столетие после него Эмпедокл объяснял притяжение железа магнитом некими «истечениями» из него какой-то нематериальной субстанции.

В морской навигации магнитные явления использовались со времени раннего средневековья. В конце XII века в трудах англичанина Некаме и француза Гио де Провенс впервые описана простейшая буссоль (фр. boussole)- устройство, позволяющее определять магнитный азимут в море. Хотя в Китае буссоль применялась для навигации еще до нашей эры. В Европе же она приобрела распространение лишь в XIII веке.

Первым экспериментатором, занявшимся магнитами, был Петр Перегрин из Марикура (XIII век). Он опытным путем установил существование магнитных полюсов, притяжение разноименных полюсов и отталкивание одноименных. Разрезая магнит, он обнаружил невозможность изолировать один полюс от другого. Он выточил сфероид из магнитного железняка и пытался экспериментально показать аналогию в магнитном отношении между этим сфероидом и землей. Этот опыт впоследствии (в 1600 году) еще более наглядно воспроизвел Гильберт.

Первые компасы, изобретенные независимо друг от друга в Азии и в Скандинавии около XI века, пришли на Средиземноморское побережье Европы в XII веке и представляли собой плавающую в наполненной водой раковине дощечку. К одному из ее концов был прикреплен кусочек каламита — камня, обладающего природными магнитными свойствами, привозимого из Магнезии в Греции, где он очень распространен. Такой компас хорошо действовал лишь при незначительной качке на корабле.

Лисица (вахтенная доска, траверса)

0 78daa 25474fe0 L
Вахтенная доска использовалась навигаторами как своеобразная записная книжка. Наибольшее распространение этот инструмент получил в Англии и Дании. С помощью вахтенной доски можно было записывать важнейшие события, произошедшие на корабле – смена курса или заступление на вахту и затем производить различные путевые вычисления.

Вахтенная доска представляла собой простую деревянную доску, в которой просверливалось множество отверстий. На доске укреплялось несколько стержней, которые соответствовали различным событиям. Верхняя часть доски, выполненная в виде диска имела 32 сектора, аналогично секторам компаса. Каждый сектор имел по 8 отверстий, расположенных радиально. Набор из 8 стержней закреплялся в центре диска. Каждые 30 минут вахтенный офицер сверял курс по компасу и вставлял стержень в отверстие того сектора, который соответствовал направлению движения корабля. Через 4 часа происходила смена вахты и стержень, установленный 4 часа назад вставлялся в новое отверстие и так далее.

Для фиксации скорости в нижней части был аналогичный участок квадратной формы, каждая строка которого соответствовала 30-минутным интервалам, а столбцы – скорости. В конце каждого 4 часа вахтенный офицер подсчитывал количество стрежней и легко мог рассчитать расстояние, пройденное кораблем. Дополнительный участок доски позволял вести счет вахтам. Вахтенная доска была простым и надежным способом расчета движения корабля, который к тому же никак не зависел от погоды.

Источник

Как моряки прошлого узнавали географические координаты места, где они находятся?

Дальние морские путешествия люди совершали еще в древности. Например около 600 года до н. э. финикийские мореходы обошли вокруг Африки. А в 325 году до н.э. древнегреческий путешественник Пифей, плывя вдоль берегов Европы, добрался до Полярного круга. Однако эти странствия, как и другие, им подобные, не требовали от моряков сложных навигационных знаний. Достаточно было просто плыть вдоль побережья. Если же буря относила корабль в открытое море, направление к берегу узнавалось по Солнцу или звездам.

14

Всё усложнилось, когда путешественники начали плавать через океаны. Здесь морякам понадобилось как-то определять свое местоположение в пространстве. Это можно было сделать двумя способами. Например всё время следить за направлением и скоростью корабля и на основании этих наблюдений рассчитать, куда он переместился. А можно каждый раз заново определять географическую широту и долготу места, до которого доплыло судно.

С ДОСКОЙ ЗА КОРМОЙ

Первый метод очень неточен. Дело в том, что если направление движения судна (то есть его курс) определялось сравнительно несложно – по Солнцу, звездам или компасу, то измерение скорости было большой проблемой. Обычно для этого использовали лаг – небольшую доску с привязанной к ней веревкой и грузом. На веревке на одинаковом расстоянии друг от друга были завязаны узлы. Лаг выбрасывался за борт и подсчитывалось количество узлов, ушедших за борт за определенное время (например за минуту).

Отсюда, кстати, происходит единица измерения скорости, до сих пор применяемая на флоте, – узел. Понятно, что точность такого измерения оставляла желать лучшего – хотя бы потому, что минуту обычно засекали… читая определенную молитву. Даже если путешествие через океан проходило в идеальных условиях, конечная точка пути нередко определялась с ошибкой 100-150 км.

А уж куда унесло корабль во время бури, когда ни за курсом, ни за скоростью судна уследить было невозможно, оставалось только догадываться. Тем не менее, в течение многих столетий моряки вынуждены были пользоваться именно этим способом навигации. Почему? Сейчас объясним, но сперва расскажем о втором методе.

Определять географическую широту путешественники научились очень давно – для этого были придуманы такие приборы, как квадрант и астролябия. С их помощью с большой точностью можно измерить высоты небесных светил над горизонтом. Легче всего определять широту с помощью Полярной звезды – ее высота над горизонтом равна широте места наблюдения. (В южном полушарии вместо Полярной звезды использовали центр созвездия Южный Крест.) А вот отсутствие надежного метода определения долготы несколько веков было настоящей головной болью для мореходов.

Хотя, казалось бы, проблема решалась просто. Нужно было всего лишь взять с собой в плавание точные часы, показывающие время на нулевом меридиане. Днем, около полудня, выйти на палубу и заметить, когда тень от мачты станет самой короткой. Это время – астрономический полдень. В этот момент нужно посмотреть на часы.

Сколько они показывают? Допустим, час дня. Значит, Солнцу понадобился этот час, чтобы добраться от нулевого меридиана до той точки, где сейчас находится корабль. Но если Солнце обходит всю Землю (360 градусов) за 24 часа, значит, за один час оно пройдет 15 градусов. Вот и всё, долгота измерена! И даже никаких приборов с непонятными названиями, как для измерения широты, не понадобилось – только обычные часы.

Но это сейчас мы можем пойти в соседний магазин и приобрести там часы с точным ходом. А в XVI, XVII и даже в начале XVIII века единственным способом измерять время на корабле были склянки – песочные часы, которые надо было переворачивать каждые полчаса. Разумеется, это – не лучший прибор для определения времени. Но на стрелочные часы надеяться и вовсе не приходилось: достаточно сказать, что на большинстве часов тех лет была только одна стрелка – часовая. Конечно, плавать через Атлантический океан из Европы в Америку можно, и не умея определять долготу: плыви себе на запад, и рано или поздно упрешься в материк. А вот найти небольшой острое посреди океана, не зная его долготу, было гораздо сложнее. Поэтому многие острова в Тихом океане открывали, а затем опять теряли на долгое время. Например Соломоновы острова были открыты в 1568 году испанским мореплавателем Альваро Менданья де Нейра. Через 27 лет Альваро отправился их колонизировать. Однако, из-за того, что долгота этих островов была неизвестна, найти их вторично не удалось (хотя в ходе поисков экспедиция открыла несколько других островов). И лишь через 200 лет после открытия, в 1767 году, на Соломоновы острова случайно наткнулся англичанин Филипп Картерт.

Словом, понятно, что не имея возможность точно определить свою долготу, корабли нередко проплывали мимо цели, садились на мель и разбивались о скалы даже у европейских берегов, казалось бы, давно и хорошо известных. Особенно от этого страдала Великобритания, обладавшая большим флотом. Поэтому в 1714 году британский парламент предложил премию 10 000 фунтов стерлингов (огромные деньги по тем временам!) тому, кто придумает метод, позволяющий определять долготу с погрешностью не более одного градуса. Причем для получения преми, определение долготы должно было производиться в Вест-Индии, путь до которой занимал тогда почти два месяца. А так как Солнце проходит один градус за четыре минуты, то задача сводилась к следующему: нужно было сделать часы, которые спешили или отставали бы не более чем на четыре минуты за два месяца. В 1728 году за эту работу взялся часовщик-самоучка Джон Харрисон. Первые несколько его моделей оказались неудачными. Наконец, после 32 лет работы, Харрисону удалось создать корабельный хронометр с требуемыми характеристиками и получить заслуженную премию и прозвище Долгота в придачу. Вскоре хронометрами модели Харрисона обзавелись капитаны всех судов – сначала в Великобритании, а затем и в других странах.

Ну а в XX веке определение координат вышло на совсем другой уровень: сперва появилось радио, передающее сигналы точного времени, затем – электронные часы и, наконец, спутниковые системы навигации. Сегодня, используя GPS-навигацию вкупе со специальным методом, можно определить координаты с точностью до… 1 см! И, тем не менее, на кораблях многих стран мира вахтенные матросы по традиции отбивают склянки – звонят в колокол каждые полчаса, а все штурманы морского флота умеют пользоваться старинными приборами: мало ли что может случиться с электроникой…

Источник

 Конспект лекций курса SSI «Navigation»

Природная навигация

  • стены, уклоны, коралловые рифы, зоны водорослей — можно использовать как ориентиры, обозначать ими маршруты и точки входа и выхода

  • рукотворные ориентиры — обломки кораблей, доки, буйки, — тоже можно использовать для ориентирования

  • освещение

    • лучи солнца и света — помогут определить направление солнца, наиболее полезны рано утром или поздно вечером

    • тени — также помогут определить направление солнца

    • луна — запомните ее положение перед погружением, это поможет переориентироваться под водой

    • свет — помечайте точки входа-выхода и другие важные элементы маршрута источниками света

  • состав породы дна — во многих местах состав породы дна меняется по мере перемещения, обращая внимание на эти изменения, вы можете сориентироваться по ним на обратном пути

  • наклон дна — если вы плывете вверх или на мелководье, скорее всего, вы направляетесь к берегу

  • вертикальная поверхность или стена — скорее всего, свидетельствуют о глубине и удалении от берега

  • песчаная рябь — благодаря действию волн она идет параллельно линии берега

  • накат волн — вода перемещается вперед-назад перпендикулярно берегу

  • течения — лучше всего плыть против течения в начале погружения и по течению — на обратном пути

    • бывают локализованные течения — береговое, разрывное, приливно-отливное — используйте их как указатель направления

  • глубина — вода на большей глубине будет темнее и холоднее

  • шум — звук под водой распространяется в четыре раза быстрее, будет усиливаться по мере приближения к его источнику и снижаться в случае удаления

Ориентирование в воде

  • один из самых важных аспектов природной навигации — планирование на поверхности

  • пообщайтесь с кем-то, кто знаком с местностью, чтобы узнать, чего ожидать от воды, структуры дна и других географических и рукотворных ориентиров

  • осмотритесь — подводный ландшафт схож с поверхностными объектами, такими как линия берега, породы, водоросли и обломки затонувших кораблей

  • прослушайте инструктаж перед погружением, задайте вопросы инструктору или более опытным дайверам

  • запишите общие указания и составьте карту: зафиксируйте направление и расстояние до географических объектов и ориентиров, а также течения и положение лодки, отметьте положение солнца или луны и угол падения их лучей

  • определитесь с общим направлением, глубиной и временем и другими факторами при планировании погружения

  • когда окажетесь в воде, постарайтесь сориентироваться до того, как начать погружение

  • во время погружения следит, чтобы ваш спуск был обращен по направлению, в котором вы планировали двигаться

  • достигнув дна, уделите некоторое время изучению окружающей среды

  • обратите внимание на движение воды, на отображение перемещения солнца или луны под водой, наклон дна и его состав и т.д.

  • выберите контрольные точки

  • можете отметить контрольную точку, прикрепив к ней химический источник освещения, поплавок, рукавичку или другой предмет небольшого веса — не навредите при этом окружающей среде

  • зафиксируйте глубину — так вы будете знать, на какую глубину вам нужно вернуться, чтобы найти точку поднятия на поверхность

  • запомните или запишите свое направление

  • иногда оглядывайтесь, чтобы знать, как выглядит обратный путь

  • отмечайте ориентиры, которые помогут на обратном пути: например, зафиксируйте, что обломки корабля находятся слева от вас, тогда на пути назад они будут справа

  • следите за временем и воздухом

  • правило одной трети: одна треть воздуха — чтобы доплыть до места назначения, одна треть — чтобы вернуться, еще одна треть — на всякий случай

Если заблудились

  • остановитесь и осмотритесь

  • попробуйте определить направление течения

  • попытайтесь определить расположение солнца/луны

  • оцените, изменился ли состав дна

  • вспомните, когда видели какой-нибудь из ориентиров в последний раз

  • посмотрите наверх

  • вернитесь на глубину контрольной точки и осмотритесь еще раз

  • поищите других дайверов из вашей группы

  • в крайнем случае, поднимитесь на поверхность и осмотритесь — не забудьте сделать аварийную остановку на глубине 5 метров

  • если хватает воздуха — можете вновь погрузиться, в противном случае плывите по поверхности или подайте сигнал о помощи

Компас

  • помогает дайверу поддерживать чувство направления, когда навигация по природным ориентирам невозможна или нереализуема

  • самое сложное — научиться доверять компасу, а не собственному чувству направления — ночью или в мутной воде оно может полностью отказать

Принцип работы

  • ранние версии компасов были представлены всего лишь магнитной стрелкой, которую соломинка удерживала на поверхности жидкости, она указывала направление на северный магнитный полюс

  • с течением времени была разработана более точная система навигации: четыре основных направления, север, юг, запад и восток, стали сторонами светами, откуда дули ветра

  • позже эти направления подразделялись на более мелкие направления, пока в конце концов не превратились в тридцатидвухконечный анемометр

  • шло время, люди продолжили совершенствовать способности к ориентированию, разработав «решетку» для всей планеты

    • Землю разделили по горизонтали, получив северное и южное полушария

    • экватор стал начальной точкой на уровне 0 градусов

    • чтобы разделить планету по вертикали, было решено начать с нулевой долготы или нулевого меридиана, который проходит в Гринвиче, Англия

    • от этой точки линии долготы делят Землю на равные участки на уровне 180 градусов в каждом направлении

    • компас, как и планета, разделен на две равные части по 180 градусов

Долгота и широта1. Линии широты 2. Линии долготы 3. Истинный северный полюс 4. Магнитный северный полюс

  • стрелка компаса указывает на магнитный северный полюс

    • магнитный северный полюс на самом деле находится за 1000 миль (1609 км) на юг от настоящего северного полюса

    • впрочем, в большинстве погружений, этим различием можно пренебречь

  • металлический предмет может притягивать стрелку компаса, не позволяя ему указывать на север — это быстро приведет к сбою курса

  • до погружения проверьте, не приводит ли какой-либо элемент вашего снаряжения к отклонениям компаса

  • отклонения могут возникать, когда проплываете над значительными залежами полезных ископаемых или недалеко от обломков кораблей

Выбор компаса

Компас1. Курсовая линия 2. Поворотный лимб 3. Картушка

  • основные детали компаса идентичны

    • магнитная стрелка — указывает на север

    • деления на 360 градусов — на некоторых компасах могут быть нанесены на картушку компаса, плавающую на поверхности жидкости; на других они могут находиться на внешней стороне безеля и фиксироваться на корпусе компаса

    • корпус, наполненный жидкостью, — чтобы стрелка могла свободно вращаться

    • курсовая линия — твердая линия или стрелка, которая прикреплена к корпусу компаса, указывает, в каком направлении вы должны плыть, чтобы следовать курсу

  • чем выше качество компаса, тем дольше он будет работать, тем проще его использовать, тем точнее будут его показатели

  • характеристики качественного компаса

    • магнитная стрелка — должна свободно двигаться, не контактируя при этом с корпусом компаса, даже если он не настроен

    • подвижный безель — может вращать маркировку по градусам или указательные маркеры, должен свободно вращаться под водой под водой и оставаться зафиксированным, когда курс установлен

    • указательная маркировка — должна быть нанесена на лицевую часть или на безель компаса, должна быть выполнена жирным шрифтом и быть люминесцентной, чтобы ее легко было увидеть

    • маркировка обратного курса — должна располагаться напротив указательных линий, это позволяет установить обратный курс, просто повернувшись на 180 градусов, пока стрелка, указывающая на север, не совпадет с указанной маркировкой

    • крупная маркировка — указатели градусов должны быть достаточного размера и легко считываться на расстоянии вытянутой руки

    • освещенный циферблат — маркировка должна быть люминесцентной

    • корпус, заполненный маслом — масло замедлит движение стрелки, соответственно она станет более устойчива

    • устойчивость к коррозии

  • если на компас не нанесена маркировка обратного курса, можете вырезать его на безеле (точно 180 градусов напротив указательной маркировки) заостренным предметом, а затем заполнить небольшим количеством белой, водостойкой краски

Виды компасов

  • существует четыре категории компасов: с верхними, боковыми данными, наручные компасы на ремешке и цифровые компасы

Чтение показаний компаса1. Показания сверху 2. Показания в окошке сбоку 3. Цифровой компас

  • Компас с верхним отображением данных

    • наиболее распространен

    • самое важное для этого компаса — подвижный безель, который позволит установить начальный курс, а затем перенастроить компас для обратного пути

    • должен быть достаточно чувствительным, чтобы оперативно воспринимать малейшие отклонения от курса

    • может быть представлен в двух разработках: с прямым и непрямым считыванием, в зависимости от расположения маркировки

      • на компасе с прямым считыванием градусы отображаются на безеле и вращаются при движении безеля

      • на компасе с непрямым считыванием градусу отображаются на корпусе компаса и при движении безеля вращаются ориентирующие отметки

    • компас с непрямым считыванием проще в использовании, поэтому предпочтительнее

  • Компасы с боковым отображением курса

    • не нужно опускать взгляд на верхнюю часть компаса, чтобы настроить и следовать курсу

    • чтобы настроить такой компас, нужно сравнять показатель градусов в окошке сверху на компасе сбоку, вместо того, чтобы обеспечивать совпадение стрелки, указывающей на север, и указательных линий

    • многие люди предпочитают использовать этот тип компасов, потому что им проще научиться использовать его, чем надлежащим образом устанавливать безель и указатель на компасе с верхним отображением курса

    • с его помощью легче придерживаться курса, который предполагает определенный угол по градусам, например, если обломки корабля находятся по курсу 240 градусов

    • компасы с боковым отображением курса позволяют дайверу распределять поле зрения: он может осуществлять навигацию и при этом видеть, куда плывет

    • но с ними проще сбиться с курса, если вы корректируете его только благодаря положению рук, а не всего тела

  • Компасы на ремешке

    • наименее популярная модель компаса

    • просто крепится к ремешку часов, компактен и доступен по цене

    • не очень точен и должен использоваться только для определения общего направления

    • не должен использоваться в ночное время или при ограниченной видимости, а также в тех случаях, когда точность навигации жизненно важна

  • Цифровые компасы для использования под водой

    • более компактны и могут обладать дисплеем по выбору пользователя, а также способностью фиксировать информацию по курсу для дальнейшего анализа

    • некоторые подводные компьютеры имеют встроенный цифровой компас

  • Глобальная навигационная спутниковая система (GPS)

    • используя приемник GPS, можно эффективно осуществлять навигацию на поверхности

    • в упрощенном виде GPS приборы запрограммированы принимать данные со многих спутников на орбите Земли

    • прибор фиксирует данные и предоставляет пользователю большое количество информации: дату и время, текущую широту и долготу, высоту, скорость движения, направление и средний показатель времени и расстояния

    • большинство коммерческих судов для дайвинга, а также многие частные лодки оснащены GPS приборами

Уход за компасом

  • мойте в чистой воде после каждого погружения

  • иногда разбирайте компас и смазывайте механизм, если это возможно

  • храните в защитном футляре и берегите от прямых солнечных лучей

  • проверяйте компас на суше

Использование компаса

Использование компаса1. Дайвер берет курс на 270º из пункта А по направлению в пункт Б и фиксирует стрелку-указатель севера при помощи вращающегося безеля. Затем дайвер плывет по направлению к пункту Б
2. Когда дайвер достигает пункта Б, он поворачивается на 180º назад в пункт А
3. Затем дайвер фиксирует карту компаса при помощи обратного указателя на вращающемся безеле для удержания направления в 90º

Установите контрольную точку

  • это могут быть обломки корабля, о которых вам рассказал капитан вашей лодки или бухта на противоположном конце озера

  • чем больше информации о месте погружения вы получите на поверхности, тем проще будет осуществить навигацию под водой

  • если профессиональный руководитель погружения указывает направление к обломкам корабля, единственное, что вам нужно, — это начать погружение в этом направлении и установить курс по компасу

  • убедитесь, что вы начинаете в том же месте, откуда взяли курс, иначе собьетесь с него

Установите курс по компасу

  • поверните курсовую линию в направлении контрольной точки и подождите, пока стрелка, указывающая на север, остановится

  • выставите указатель по стрелке

  • когда будете в воде и готовы погружаться, просто скорректируйте стрелку по отношению к указателю, так вы будете уверены, что движетесь в правильном направлении

  • пока плывете согласно курсовой линии, и при этом стрелка и указатели совпадают, вы будете двигаться в нужном направлении

  • если используете компас с боковым отображением направления, нужно поддерживать соответствие между знаками градусов

Использование компаса1. Направьте курсовую линию по направлению к точке отсчета 2. Подождите, пока стрелка-указатель севера остановится по направлению магнитного севера 3. Выровняйте указательный маркер на вращающемся безеле со стрелкой-указателем

  • если погружаетесь с лодки, подождите, пока ее положение установится, прежде чем настраивать компас

Использование компаса1. Начало точки отсчета 2. Новый курс, вызванный течением 3. Неправильный конечный пункт по причине отсутствия корректировки курса из-за течения

  • если осуществляете погружение с пляжа, помните, что вы должны начинать его с той точки, в которой установили курс

  • полезно записать настройки компаса (градусы), чтобы можно было найти обратный путь к лодке, даже если случайно сдвинете безель или перенастроите компас

Следование курсу по компасу

  • держите компас на ровной поверхности

  • положение рук играет большую роль в получении точного курса

    • если применяете наручный компас, вы можете положить руку с компасом на предплечье другой руки — при долгом использовании компаса такое положение может стать утомительным

    • возможно, более удобным вариантом будет снять компас с запястья и держать его обеими руками

    • если вы применяете компас с боковым отображением курса, нужно вытянуть руки вперед, чтобы следить за его показаниями

    • если вы пользуетесь компасом с верхним отображением — прижмите локти к корпусу, тогда вы сможете смотреть непосредственно на него, опустив взгляд

Использование компаса1. Держите компас на ровной плоскости 2. Наклон компаса может дать Вам неверные показания 3. Правильное положение руки, в котором одна рука на другой руке 4. Правильное положение руки, когда компас удерживается двумя руками 5. Держите положение тела в прямом положении при плавании

  • неверное положение тела — одна из основных причин, по которым дайверы не могут получить точные показания компаса

  • нужно рассматривать курсовую линию так, словно она проходит через ваше тело

  • спина должна быть прямой, а ноги на уровне головы

  • лучший способ оставаться в правильном положении — это предложить одному из членов команды выполнять руководящую функцию

    • например, если вы осуществляете навигацию, пусть партнер плывет немного позади, но рядом с вами, чтобы обеспечить, что вы не натолкнетесь на преграду, а также будете поддерживать необходимое положение тела

    • это также минимизирует магнетическое влияние оснащения вашего партнера на компас, а соответственно предотвратит отклонения от курса

  • поддерживайте постоянную глубину — это может быть сложно, если плывете по дну, поскольку будете пытаться поддерживать одинаковое расстояние от дна, а не глубину

  • двигайтесь по ориентирам

    • когда следуете за компасом под водой, оглянитесь вокруг по предполагаемому курсу в пределах видимости и выберите два ориентира, которые находятся на одном уровне друг с другом и с вашим курсом

    • плывите к этим объектам, удерживая их на одной линии

    • это не только проще, чем «следовать за стрелкой», но также позволяет немного полюбоваться видами по пути

    • перед тем, как доплыть до ближайшего ориентира, выберите еще два впереди

    • повторяйте эту процедуру по мере необходимости

  • установите компас на специальную панель

    • если требуются более точные показатели, установите компас на специальную панель — его будет проще удержать, а курсовую черту можно продлить на панель, чтобы установить более точный курс

    • чем длиннее курсовая линия, тем проще заметить наименьшие изменения курса

    • некоторые из панелей представлены обыкновенной аспидной доской с отверстиями, проделанными так, чтобы соответствовать наручному компасу

    • другие разработаны таким образом, чтобы удерживать дорогой, качественный компас, а также датчик глубины

Расчет курса на обратный путь

  • самый простой способ — повернитесь так, чтобы стрелка, указывающая на север, совпала с маркером обратного пути, а не указателем

  • установите курс по переднему концу курсовой черты

  • если на вашем компасе нет обратной отметки — нужно рассчитать и переустановить курс

  • нужно добавить или отнять 180 градусов от начальной установки, результат не должен превышать 360 градусов: если начальный угол был ниже 180 градусов, выполните суммирование, если начальный угол выше 180 градусов — вычитание

  • как только рассчитали новый курс, сначала поверните грань в этом направлении, а затем сами повернитесь таким образом, чтобы стрелка, указывающая на север, совпала с указательным знаком

Использование компаса1. Дайвер берет курс на 270º из пункта А по направлению в пункт Б и фиксирует стрелку-указатель севера при помощи вращающегося безеля. Затем дайвер плывет по направлению к пункту Б
2. Когда дайвер достигает пункта Б, он поворачивается на 180º назад в пункт А
3. Затем дайвер фиксирует карту компаса при помощи обратного указателя на вращающемся безеле для удержания направления в 90º

10 шагов установки простого обратного курса по компасу

  1. Установите свою контрольную точку

  2. Определите курс по компасу

  3. Зафиксируйте курс на доске

  4. Установите стрелку по направлению на север после погружения

  5. Плывите, придерживаясь соответствующего положения тела и рук

  6. Не спешите и насладитесь участком, на котором вы погружаетесь

  7. Рассчитайте параметры возвращения, добавив или отняв 180 градусов

  8. Переустановите компас для обратного пути

  9. Перенастройте стрелку, чтобы она вновь указывала на север

  10. Плывите, придерживаясь соответствующего положения тела и рук

Сочетание навигации по природным объектам и по компасу

Движение от точки погружения и в обратном направлении

  • в прозрачной воде или на знакомых участках, можно ориентироваться по природным объектам и брать с собой компас просто на всякий случай

  • привычка устанавливать курс по компасу может оказаться полезной, т.к. видимость может ухудшиться из-за шторма, дождя или других природных явлений как под водой, так и на поверхности

Путь с отклонением от места погружения

  • если вы погружатесь вдоль стены или береговой линии, вы не потеряете чувство направления

  • но если вдруг решите отплыть от ориентира — сверьте показания компаса, это поможет вернуться к контрольной точке

Общее ориентирование

  • можете не устанавливать показания компаса до погружения, но стоит заметить, что берег находится на западе, лодка — на севере, а место погружения — на востоке

  • если под водой запутаетесь, сможете взглянуть на компас и понять, где находится север, а значит, и лодка

  • или просто тренируйте свое чувство направлений под водой, сверяясь с показаниями компаса

Для ориентации на поверхности

  • если вы все-таки заблудились под водой — вернитесь на поверхность и осмотритесь

  • возьмите курс по компасу и, если хватает воздуха, опуститесь под воду снова

Возвращение на место погружения

  • если вы нашли место, куда бы хотели вернуться, сразу же вернитесь на поверхность — плывите против течения, чтобы удержать свое положение над необходимой точкой

  • когда поднимитесь на поверхность — зафиксируйте угол по компасу для каждого из двух значимых ориентиров на берегу, лучше всего если они будут находиться под углом 90 градусов друг от друга

  • отметьте эти ориентиры на доске, указав угол и обратный пеленг

  • линии, проведенные вдоль угла по компасу соответственно этим ориентирам, пересекутся в новом участке для дайвинга

Маркеры места погружения

  • другой метод — надстроечная навигация по природным объектам

  • используйте два дополнительных набора маркеров, один, стоящий за другим (впереди и сзади), которые называют «рядом»

  • два ряда, разделенные по крайней мере 90 градусами, позволят «зафиксировать» место

Маркеры места погружения

Особые случаи

Ограниченная видимость

  • очень сложно использовать навигацию по природным объектам — только опытные дайверы, которым хорошо известен данный участок, могут к ней прибегнуть

  • в очень мутной воде вы можете даже не понять где верх, а где низ, не говоря уже о севере и юге

  • умение пользоваться компасом повышает уровень безопасности, уверенности и наслаждения

Дайвинг в ночное время

  • во многом схож с дайвингом при ограниченной видимости, поскольку в таком случае сложно увидеть цельную картину

  • видимость будет ограничена расстоянием, которое будет освещаться фонариком или лунным светом

  • компас особенно удобно использовать ночью, потому что определять точку всплытия нужно с большой точностью

  • ночью хорошо бы использовать компас с подсветкой или с люминесцентной маркировкой

Глубоководные погружения

  • дайвер должен сделать все возможное, чтобы не потеряться и не возвращаться на поверхность для ориентирования

  • нужно уметь быстро ориентироваться под водой, чтобы не тратить время и воздух, — они понадобятся для остановок безопасности

Дайвинг в прибрежной зоне

  • течения могут сбить с курса сбивают его с курса и усложнить навигацию

  • течения вдоль берега

    • проходят приблизительно параллельно береговой линии и порождаются волнами и/или ветром, который приближается к берегу под определенным углом

    • поскольку течения вдоль берега проходят в одном направлении, вы также будете дрейфовать с течением при погружениях — придется регулировать курс

    • начните с установки компаса в направлении точки назначения — скажем, она перпендикулярна берегу при 270 градусах

    • теперь, если течение направлено к северу, нужно будет плыть на юг под углом — 260, 240 градусов и так далее в зависимости от силы течения, чтобы компенсировать дрейф на север, вызванный течением

    • при возвращении вы все еще будете дрейфовать в северном направлении, поэтому вместо прямого курса на обратном пути на 90 градусов, нужно использовать курс от 100 до 120 градусов и т. д., чтобы противостоять течению

  • разрывные течения

    • когда волны достигают берега через риф на мелководье или песчаный вал, принесенная таким образом вода обычно возвращается в море через разрывное течение

    • вы можете плыть по разрывному течению и позволить ему отнести вас за пределы прибоя

    • но при возвращении нужно выбрать точку всплытия вне разрывного течения, поскольку оно направлено в открытое море

    • другой метод состоит в полном избегании разрывного течения — осмотрите пляж на предмет наилучшего места для погружения и поднятия на поверхность, используйте эти области при установке курса компаса для погружения

Течения

Течения1. Береговое течение 2. Отбойное течение, вызванное подводной косой 3. Отбойное течение из залива бухты

Отклонение на дрейф по течению

Отклонения на дрейф по течению1. Точка вхождения 2. Береговое течение 3. Место назначения 4. Подкорректированное направление

Чтобы рассчитать поправку на отклонение, вызванное течением, нужно знать основные параметры:

  • скорость течения

    • можно узнать у старшего по погружению или капитана лодки, или определить по схемам и таблицам приливно-отливного течения

    • можно оценить, рассчитав время, за которое плывущий по течению предмет преодолеет определенное расстояние

  • расстояние до пункта назначения

    • можно рассчитать по картам или оценить приблизительно

  • скорость движения

    • можно определить до погружения, проплыв установленное расстояние, например, 30 метров

    • скорость считается в метрах на секунду или метрах на удар

Пример: плывем от лодки, точки А, до обломков затонувшего корабля, точки Б

  • Скорость течения = 1 узел

  • Расстояние = 90 метров

  • Скорость движения = 0,9 м/с

  • Шаг 1 — рассчитаем примерное время плавания от точки А до точки Б

    • 90 / 0,9 = 100 секунд

  • Шаг 2 — рассчитаем отклонение из-за течения в секунду

    • 1 узел — это 1 морская миля в час

    • 1 морская миля = 1852 метра

    • 1 час = 3600 сек

    • 1852 / 3600 = 0,5 м/с

  • Шаг 3 — рассчитаем поправку на дрейф

    • 0,5 × 100 = 50 метров

  • Пока плывем от лодки до затонувшего корабля, нас отнесет на 50 метров по направлению течения — к точке Б1

  • Скорректируем наш изначальный курс с учетом дрейфа — настроим компас по направлению к точке Б2, которая находится на расстоянии 50 метров от затонувшего корабля в сторону против течения

Расчет поправки на дрейф

Навигация как спорт

  • навигация может рассматриваться как своего рода спорт

  • с товарищами по дайвингу или с местным дайв-клубом можете устраивать веселые соревнования, чтобы повысить квалификацию и наработать опыт

Курс со сменой направления

  • Трехсторонний курс

    • предполагает 3 направления по компасу, также как и 3 угла в треугольнике

    • самый простой расчет может быть осуществлен на основе треугольника с тремя равными поворотами на 120 градусов

    • для усложнения задачи можно использовать любые три угла, сумма которых составляет 360 градусов

Трехсторонний курс

  • Четырехсторонний курс

    • в качестве примера может выступать навигация вокруг высокого скалистого образования

    • навигация при четырехстороннем курсе проста, т.к. нужно просто устанавливать правильные углы в 90 градусов

    • четыре поворота в сумме составят 360 градусов и помогут вернуться к начальной точке

Четырехсторонний курс

  • предположим, что мы начали погружение по направлению компаса при 30 градусах, а затем столкнулись с препятствием

  • первый поворот должен составить 90 градусов налево

  • вычитаем 90 градусов из 30 — новый курс составит 300 градусов

  • когда доплывем до края препятствия, нужно будет снова повернуть, теперь на 90 градусов вправо

  • складываем 90 и 300 градусов — новый курс составляет 30 градусов

  • чтобы рассчитать следующий поворот направо, нужно добавить к курсу еще 90 градусов — получаем 120 градусов

  • как только обогнули преграду, можно совершить четвертый поворот на 90 градусов

  • теперь поворачиваем налево

  • снова вычтем 90 градусов из нашего курса в 120 градусов — и вернемся к первоначальному курсу на уровне 30 градусов

Четырехсторонний курс

  • чтобы описать точный квадрат, нужно постоянно отслеживать время, за которое проплываем одну сторону, и проплывать остальные с такой же скоростью

  • в противном случае траектория будет представлена прямоугольником или другим четырехугольником, а значит, мы не сможем вернуться в начальную точку

Расчет пути

  • расчет пути — это определение своего положения на основе расстояния по различному курсу компаса по отношению к последней точно установленной точке, при этом как можно более точная поправка делается на течения, изменения скорости, ошибки компаса и т. д.

Пример

  • дайвер проплывает около 50 метров при небольшом течении

  • он поворачивается на северо-восток и плывет еще 150 метров, гоняясь за скатом

  • затем дайвер поворачивает на юг и проплывает еще 150 метр, чтобы сфотографировать старый якорь

  • затем он поворачивает на запад и проплывает 100 метров, чтобы найти лодку

  • дайвер знает, что он недалеко от лодки, но он также знает, что небольшое течение могло его снести

  • он разворачивается и плывет 20 метров на север против течения, чтобы убедиться, что он поднимется на поверхность непосредственно перед лодкой

Расчет пути дайвера

Исследования с помощью компаса

  • исследования при помощи компаса — это еще более прогрессивный способ применить навигационные навыки

  • доставайте только небольшие предметы, которые можно положить в карман или поднять с помощью небольшого буя

  • крупные предметы: якоря, моторы и целые лодки, — пусть поднимают специалисты по спасательным работам или профессиональные дайверы

  • исследования с помощью компаса позволяют соединить модели поиска и навыки по использованию компаса, чтобы осмотреть заданный участок в пределах видимости

Поиск1. Последняя увиденная точка определяет место поиска 2. Маркеры 3. Запасной дайвер или поддержка на поверхности

Алгоритм поиска

  • определите область поиска — чем сильнее вы ее сузите, тем эффективнее и быстрее найдете то, что ищете

  • выберите наилучшую модель для исследования — например, два дайвера, компас и спасатель на берегу

  • установите систему слежения — она поможет отслеживать те области, которые вы уже осмотрели, модель, которую вы использовали, и насколько тщательно данный участок был изучен

Распределение водоема

  • распланировать участок можно только для небольших, мелких, изолированных водных масс, таких как озера, источники, резервуары или колодцы

  • если вы занимаетесь дайвингом в океане, небольшую бухту или залив также можно распределить на участки

Распределение озера на участки при помощи компаса

Разделение озера на участки

  • разбейте регион на участки, которые можно исследовать за одно погружение

  • размер участков будет зависеть от видимости, местности и того, насколько тщательное исследование вы планируете

  • если вы разбиваете на отдельные участки озеро, где только одно доступное место погружения, все показатели компаса должны сниматься по отношению к этой точке

  • если погружение возможно из любой точки вдоль берега, делите его на равные вертикальные и горизонтальные участки

  • не стоит планировать участок, погружение на котором не доступно

  • пример:

    • вы всегда осуществляете погружение в доке, потому что это единственное безопасное место

    • первое, что необходимо знать, — это уровень видимости в воде и сколько времени займет доплыть до противоположной стороны водоема

    • если это требует 20 минут, а вы планируете погружение на 45, можете рассчитывать только добраться до противоположной стороны и вернуться назад при каждом погружении

    • если видимость составляет 3 метра, вы должны строить направления по компасу, которые не превышают 3-6 метров, иначе не осмотрите весь участок за одно погружение

    • следующий шаг — составить ориентировочную карту или использовать уже существующую

    • фиксируйте на ней свои погружения: если увидите какой-нибудь интересный объект — нанесите его на карту

    • вы можете даже указать на ней глубину и отклонения по дну

    • когда закончите, получите навигационную карту местного водоема

    • вы можете поделиться ею с друзьями или местным дайвинг-клубом

Разделение озера на участки1. Разнообразные точки вхождения 2. Точка интереса

  • чтобы определить курс, просто станьте лицом по направлению первого погружения в начальной точке

  • можете начать с левой или правой стороны озера

  • поставьте курсовую метку в контрольной точке или в месте, которое находится приблизительно в 3 метрах от берега

  • как только стрелка, указывающая на север, остановится, установите указательные знаки по стрелке, например, курс 10 градусов

  • предположим, вы сможете проплыть новый участок в 10 градусов при каждом погружении, тогда разбивайте карту на сектора по 10 градусов

  • если однажды видимость окажется хуже, чем ожидалось, — разделите сектор пополам

  • если видимость улучшилась — можно увеличить курс на 15-25 градусов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти сумму углов правильного n угольника
  • Как найти кажущуюся степень диссоциации
  • Как найти ускорение в физике зная массу
  • Как найти произведение по описанию сюжета
  • Как найти заряд одной пластины