Как найти березовый сувель

Кап и сувель — это наросты на стволах деревьев в виде характерных округлых наплывов. Заполучить такую заготовку — мечта для каждого, кто работает с древесиной, и вот почему. Волокна в таких наростах имеют особую деформированную структуру: их извилистый и беспорядочный рост создает неповторимую текстуру, которую принято называть свилью. Но это не та свилеватость, присущая, например, клену. В наростах она очень путанная и имеет ряд особенностей, благодаря которым получается ни с чем несравнимая древесная текстура. Своим рисунком и характерным отливом она напоминает мрамор, перламутр или муаровый узор. Такой материал — настоящее сокровище для всех, кто работает с деревом.

Кап и сувель имеют схожую природу, но это не одно и то же. Они отличаются структурой, фактурным узором, особенностями формирования и рядом других моментов, которые мы собрали в этой таблице.

Березовый сувель и кап отличия

Теперь обо всем этом — более подробно.

1

Кап

В народе кап называют «ведьмин веник». В нем, действительно, есть что-то отталкивающее, но только если не знать, какое чудо природа скрыла под мощным слоем коры.

Чем отличается кап от сувеля

Как выглядит кап

Расположение на дереве
В отличие от сувеля капы встречаются редко. Обычно они возникают на стволах деревьев или в прикорневой части. Намного реже формируются на ветвях. Прикорневые наросты (капокорень) имеют уплощенную форму, в то время как стволовые или комлевые больше напоминают шар, чаще ассиметричного вида. Как правило, капы располагаются с одной стороны ствола в виде характерного наплыва; реже встречаются наросты, охватывающие дерево по всей окружности. Встречаются как единичные экземпляры, так и целые каповые колонии, покрывающие ствол дерева небольшими группами.

Формирование и структура
Принципиальное отличие капа от сувеля в структуре. Если посмотреть на кап в разрезе, он будет наполнен небольшими древесными узелками — это так называемые спящие почки. В то время как сувель — это просто деформированные и хаотично переплетенные годовые кольца. Таким образом каповый нарост представляет своего рода резервный пучок нераскрывшихся почек, созданный природой про запас. Зачем именно? На этот счет у дендрологов нет единого мнения.

Ручки для ножей из капа

Под мощным слоем коры кап и сувель практически неотличимы друг от друга. Единственное, что может выдать кап — небольшие зеленые веточки, растущие на его поверхности. Это часть тех самых спящих почек, только по какой-то причине активизировавшихся. Без коры разница между капом и сувелем становится очевидной. Поверхность капа покрыта конусообразными выпуклостями, в то время как сувель абсолютно гладкий.

Размеры
Размеры капов сильно разнятся: от наростов с грецкий орех до поистине гигантских образований. Самый крупный из задокументированных капов на территории бывшего СССР был обнаружен на березе плосколистной, выросшей на Сахалине. Его высота составляла 1,4 м, а длина окружности 10,8 м. Размеры капов зависят от расположения на стволе и породы дерева. Более крупными традиционно считаются прикорневые капы, но их добыча превращается в непростую задачу и невозможна без спила дерева. Крупные капы, весом 300 кг и более, чаще можно встретить на грецком орехе, березе пушистой, монгольском дубе. Растут они в 3-4 раза медленнее сувеля и попадаются очень редко.

Текстура
Каповая древесина имеет характерную текстуру, благодаря которой ее также довольно просто отличить от сувеля. На каповом срезе спящие почки как бы обернуты в многочисленные слои древесных волокон. Такие узелки чем-то схожи с фактурой «птичьего глаза», но в капе они не распределены столь равномерно. Здесь все хаотично: почки сливаются между собой, проникают друг в друга, на одних участках отсутствуют, а на других скапливаются очень плотно. Все это создает сложные кружевные абстракции, чем-то напоминающие узор малахита.

Древесина птичий глаз и кап

Птичий глаз (свиль клена) и текстура капа

Чем больше спящих почек, тем сложнее и богаче рисунок древесины. В крупных капах почек меньше, поэтому их текстура ближе к сувелям.

Биологическая роль капов
И капы, и сувель нередко называют болезнью. Такая позиция не совсем научна, но и однозначно ошибочной ее назвать нельзя, как минимум потому, что биологическая роль наростов до сих пор не ясна. На этот счет существуют разные гипотезы. Например, кап рассматривают как резервный запас почек, из которого может регенерироваться дерево, например, в случае засухи или при частичной утрате кроны. Также есть мнение, что наросты повышают механическую прочность ствола, защищают его от повреждений или препятствуют попаданию внутрь болезнетворных агентов. Предположений много, и все они в разной степени убедительны. Тем не менее большинство дендрологов сходятся в том, что способность деревьев к капообразованию не имеет четкой функции — это своего рода побочный эффект эволюции, который когда-то имел более важное значение, чем сейчас.

2

Сувель

Сувель — это наросты без спящих почек. Иногда такие образования называют «сувельвал» или просто «свиль». В отличие от капа структура сувеля не имеет древесных узелков, а всю красоту фактуры здесь создают хаотично переплетенные сосуды. Из таких деформированных волокон на стволе образуется наплыв в форме шара или капли. Растет он в три-четыре раза быстрее капа и встречается на деревьях намного чаще.

Березовый сувель как выглядит

Как выглядит сувель

Отличить сувель от капа довольно просто. Из него не пробиваются ни мелкие веточки, ни почки. Под мощным слоем коры поверхность совершенно гладкая, без конических выпуклостей, как у капа. Всю красоту текстуры здесь формирует хаотичная свиль из переплетенных волокон. Она не просто идет легкими волнами, как в некоторых породах деревьев, а сбивается в плотные складки, пучки, жгуты. Вся красота рисунка усиливается благодаря особому отливу, который напоминает мрамор, перламутр или муаровый узор. У капа столь выраженных переливов нет.

Сувель сильнее меняет внешний вид после отделки. Например, при глубокой пропитке бесцветными маслами и тщательной полировке древесина приобретает особую «костную» текстуру. Из-за этого сувель иногда даже называют древесной костью. В некоторых породах после обработки свилеватые прожилки буквально насквозь просматриваются через структуру материала. Этот эффект очень ценят ножевые мастера: чаще всего они делают ручки для ножей из сувеля березы, грецкого ореха, ясеня.

Ручки для ножей из сувеля

Плотность сувеля ниже, чем у капа. При этом она на порядок превосходит твердость стволовой древесины. Обработка сувеля березы и других пород требует определенных навыков, поскольку, как и кап, это не самый податливый материал. Но несмотря на все трудности работать с ним — ни с чем несравнимое удовольствие. Сувель всегда с загадкой: невозможно предугадать какой удивительной красоты рисунок обнажиться после очередного прохода резца.

3

Где найти ценные наросты

Капы и сувели встречаются на всех породах, но в большей степени к их образованию склонны лиственные деревья. В наших широтах такие наросты чаще всего встречаются на березе, причем всех ее видах. Склонными к капообразованию также считаются клен, рябина, грецкий орех, ясень, граб, дуб, вяз. Но, повторимся, это не значит, что на других лиственных деревьях их не бывает.

У хвойных пород способность к образованию наростов значительно ниже. С большей вероятностью их можно встретить на ели европейской, сибирской лиственнице и некоторых других хвойных породах. Сосновая сувель уступает по красоте наростам лиственных деревьев, а вот мороки с заготовкой и обработкой здесь намного больше, из-за высокого содержания смол и склонности к растрескиванию.

Отправляться искать капы лучше с апреля по май. Во-первых, в это время лес еще не покрылся зеленью и хорошо просматривается на предмет наростов. Во-вторых, именно в этот период в деревьях начинается активное сокодвижение, благодаря чему кора со спиленного нароста снимается намного легче. Это актуально в первую очередь для капов, которые, как мы уже выяснили, отличаются коническими выпуклостями, усложняющими съем мощной коры.

Сувель и березовый кап с пробившимися почками

Но заготовка капов весной предполагает и некоторые сложности. Прежде всего в это время древесина сильно насыщена влагой и пилить ее тяжелее. Во-вторых, кап или сувель с избыточной влажностью могут преподнести много «сюрпризов» в процессе сушки: от сильного заплесневения до сложных сквозных растрескиваний, которые безнадежно испортят ценный материал. По этой причине многие мастера предпочитают отправляться на поиск капов в сентябре-октябре, когда интенсивность сокодвижения в деревьях снижается.

Капы и сувели чаще встречаются в лиственных лесах. Причем лесники отмечают некоторую закономерность: больше вероятность найти древесные наросты в районах с редким подлеском, и в особенности тех, которые затапливаются ранней весной.

Тем, кто настроен серьезно, лучше завести знакомство с лесниками и договориться о поставках материала. Здесь нужно понимать следующее. По меркам промышленной деревообработки капы и сувели расцениваются как брак. Из них не делают погонаж, а линия для изготовления, например, того же шпона есть далеко не на всех предприятиях. Также капы не используют в качестве дров — они не податливы в обработке и больше тлеют, чем горят. Конечно, скорее всего лесник понимает, с чем он имеет дело. Но если человек сам не занимается резьбой или точением, он вряд ли будет подготавливать и хранить габаритные заготовки. В итоге капам и сувелям в ходе лесозаготовки нередко уготовлена участь обычных отходов, так что договориться о поставках на взаимовыгодных условиях обычно несложно.

Еще одна рабочая схема — поиск наростов в отходах санитарных вырубок. Кронирование деревьев во дворах, скверах, вдоль дорог является систематической процедурой в большинстве крупных городов. Этим можно пользоваться. Тем более найти общий язык с коммунальщиками часто куда проще, чем с теми же лесниками. Осмотрев отход и найдя ценный нарост, скорее всего, вы без проблем договоритесь, чтобы его отпилили прямо на месте.

4

Заготовка

С наростами на поваленных деревьях все относительно просто: их спиливают вместе с участком ствола, и уже дома в спокойной обстановке решают, на что пойдут заготовки и каким образом рациональнее раскроить массивную чурку. Но найти поваленное дерево с ценным наростом — это сродни выигрышу в лотерею.

Чем резать сувель и кап

Куда чаще кап и сувель приходится выпиливать из растущего дерева. Делать это бензопилой — весьма варварский метод. Да и прогулки по лесу с таким аксессуаром могут вызвать много недопонимания при встрече с лесником.

Чем резать сувель и кап?

Наиболее деликатный и в то же время эффективный метод — использование лучковой пилы. Отдельно отметим важность качественного полотна с правильным разводом зубьев. В противном случае пила будет клинить и увязать в «лохматящейся» каповой древесине, что превратит и без того непростое пиление на весу в настоящее испытание.

Второй инструмент, который не будет лишним — небольшой топорик: им аккуратно подрубывают кору вокруг нароста. На толстых стволах лучше пилить строго по касательной. Это уменьшает полезный размер заготовки, но позволяет избежать безнадежного заклинивания полотна в процессе пиления. На относительно тонких деревьях линию распила можно слегка углубить в сторону ствола. Естественно, закладывать дугу лучше в пределах разумного, особенно, если вы все-таки взялись за бензопилу.

Как отпилить кап и сувель с дерева

Семь потов сошло, и желанный кап наконец-то спилен. Теперь самое важное! Нужно закрыть рану на дереве, чтобы не дать ему погибнуть. Для замазывания часто советуют использовать садовый вар или обычную глину. Это рабочие способы, но недостаточно надежные (особенно глина). Лучше замазывать место спила масляной краской.

5

Как высушить кап без трещин. Два способа

Кто работает с каповой древесиной хорошо знают, что самое сложное при работе с этим материалом — не найти, и даже не спилить желанный нарост, а правильно его высушить. Так чтобы заготовка не оказалась безнадежно испорченной плесенью, короблением или сквозными трещинами.

На всякий случай напомним: с древесиной можно работать только в сухом состоянии. Влажность заготовки должна доходить хотя бы до 15%, еще лучше — 10-12%. Это важно для любого вида обработки: точения, резьбы, столярки. Сырая древесина плохо обрабатывается и почти гарантированно преподносит «сюрпризы» в виде растрескивания, коробления и даже заплесневения. В общем, дерево нужно сушить, и кап или сувель — не исключение.

Несложно догадаться, что из-за аномальной структуры волокон сушка древесных наростов существенно отличается от обычных пиломатериалов. Внутренние напряжения здесь намного сильнее, а характер их проявления совершенно непредсказуем. Из-за этого заготовки часто идут глубокими трещинами, а то и вовсе раскалываются на части.

Сразу скажем, 100% работающей схемы, которая поможет избежать досадных последствий сушки, нет. Каждый кап или сувель непредсказуем. Плюс многое зависит от размеров наростов, породы дерева, время спила. Тем не менее, мы остановимся на двух наиболее эффективных способах, как высушить березовый и любой другой кап без трещин.

Естественная сушка

Здесь речь идет о стандартной атмосферной сушке, но со своими незначительными особенностями. Общий алгоритм действий примерно такой.

  1. Место спила (тыльную сторону капа или сувеля) замазывают импровизированным герметиком. Это может быть масляная краска или, например, клей ПВА. Это нужно для того, чтобы замедлить ускоренный выход влаги через торец. Быстрое высыхание приводит к резкому дисбалансу внутренних напряжений и увеличивает риск трещин. Таким образом, в случае с атмосферной сушкой жертвуют временем в пользу стабильности деревяшки.
  2. Место, где будет сохнуть заготовка, должно хорошо продуваться. Одновременно с этим нужно обеспечить защиту от прямых солнечных лучей и воздействия влаги. Плюс не должно быть сырости. С весны по осень такие условия проще всего обеспечить на улице, сделав для сушки импровизированный стеллаж с защитным настилом. Это особенно актуально, если заготовок много.
  3. Под каждую заготовку лучше подложить две квадратные рейки-проставки, так чтобы воздушные потоки смогли обдувать ее со всех сторон. А вот на период зимы капы и сувели все же лучше переносить в закрытое помещение.

Атмосферная сушка — процесс небыстрый. И это основной его недостаток. На высыхание заготовки среднего размера до 15-17% уходит примерно год. При этом на протяжении всего периода сушки нужно внимательно следить, чтобы на древесине не появлялось очагов биологической активности. Пресечь эту проблему помогает своевременное антисептирование, о котором мы подробно рассказывали в отдельной статье. Но после такой обработки по понятным причинам лучше не использовать капы для изготовления ложек, блюд, разделочных досок и другой посуды.

Ускоренная сушка

Здесь мы подошли к вопросу зачем варить сувель. Вываривание в солевом растворе — один из способов, который помогает быстро вывести влагу из деревянной заготовки, сведя к минимуму вероятность ее растрескивания. То есть, это своеобразная технология стабилизации. Теперь о том, как варить кап и сувель. Но начнем немного издалека. Еще в 2005 году пользователь одного из оружейных форумов под ником Serjant поделился своим способом ускоренной сушки сувеля. Сам метод оказался настолько удачным, что до сих пор в разных вариациях его пересказывают по всему интернету, а старожилы так и называют его: «сушка по методу Сержанта». Максимально кратко пересказываем его суть:

  1. Целую заготовку укладываю в емкость и заливают водой так, чтобы она покрывала деревяшку на 2-3 см. Нарост желательно предварительно очистить от коры для лучшего проникновения солевого раствора.
  2. В воду добавляют соль из расчета 2 столовые ложки (с горкой) на один литр.
  3. В классической версии автор предлагает также добавить в воду опилок смолистых пород. Этого можно не делать. Отвар с опилками действительно придает заготовке приятный охристый оттенок, но только сверху. Внутри текстура остается обычной.
  4. Емкость ставят на огонь и варят кап на медленном огне 6-8 часов, периодически подливая воду и добавляя соль.
  5. После варки заготовку просушивают один-два дня. Не нужно использовать никаких обертываний в газеты. Придерживайтесь стандартных правил атмосферной сушки о которых говорилось выше: используйте рейки-проставки, спрячьте заготовку от солнца, обеспечьте естественный обдув.
  6. Цикл варки-сушки повторяют 2-4 раза в зависимости от размеров заготовки. Суммарно вываривание должно занимать не менее 12 часов.
  7. После последней варки заготовку сушат на протяжении одной-двух недель.

Нельзя сказать, что этот способ такой уж быстрый. Да и хлопот он требует немало. Но такая стабилизация — не год-полтора атмосферной сушки. Также с варкой можно меньше переживать по поводу трещин. Соль эффективно вытесняет не только свободную, но и связанную влагу, которая находиться в клетках дерева. Таким образом обеспечивается глубокая, быстрая и главное равномерная просушка заготовки. Дерево стабилизируется с минимальным дисбалансом внутренних напряжений, благодаря чему риск образования трещин ощутимо ниже.

6

Для чего нужен березовый кап и сувель. Особенности обработки

Резьба по сувелю и капу сильно отличается от работы с обычной древесиной. Здесь нужны особые навыки и понимание этого нестандартного материала. Привычный богородский нож или резчицкий косяк уже мало чем помогут. Высокая плотность и хаотичное расположение волокон усложняют обработку ручным инструментом. Перед этим материалом пасуют даже острые стамески. Поэтому обработку древесных наростов сегодня чаще проводят с использованием электрического инструмента. Проработку мелких деталей в поделках и других декоративных изделиях делают дремелем, со всевозможными коронками, небольшими дисками, борфрезами.

Что можно сделать из капа и сувели

Древесные наросты широко применяют в декоративном и прикладном искусстве. Существует даже отдельное направление художественного промысла — корнепластика. Из капа и сувеля делают изящные шкатулки, сигаретницы, бижутерию и многое другое. Тот же капокорень традиционно считается лучшим материалом для изготовления курительных трубок.

Что делают из капа и сувели

В промышленной деревообработке капы используют главным образом для изготовления шпона. Также им инкрустируют мебель: изголовья кроватей, столы, буфеты и другие предметы. Особенно ценят этот материал оружейники: кап и сувель — лучший материал для ножевых накладок и ружейных лож.

Отельное направление каповой обработки — создание посуды и токарных изделий. Точение особым образом раскрывает красоту и без того уникальной структуры этого материала.

Деревянная посуда из капа

Чаши, тарелки, блюда и другие токарные изделия выглядят как полноправные произведения искусства, дизайнером которых выступила природа, а скульптором — человек.

Из древесных наростов изготавливают и традиционную посуду. Например, знаменитая кукса — финская чаша, сопровождающая жителей севера всю жизнь и являющаяся своеобразным оберегом — вырезается из капа березы.

Финская кукса из капа березы

Отдельного упоминания заслуживают разделочные доски: они настолько неповторимы в своей красоте, что пока не используются как утварь, служат самодостаточным дизайнерским декором.

Разделочная доска из сувеля

Почитать на перемене:

Что такое березовый сувель и как его заготавливают?

Содержание

  1. Что это такое?
  2. Чем отличается от капа?
  3. Особенности заготовки
  4. Секреты обработки
  5. Применение

Сувель березы – необычное природное образование, которое в народе часто называют березовой костью. Те мастера, что профилируются на обработке дерева, знают цену этому необычному наросту. Работая с сувелем, можно сделать красивейшие изделия с приятными и качественными природными характеристиками.

Что это такое?

Сувель – это ресурсный для человека нарост, но вот для самой березы он не означает ничего хорошего. Появляется этот нарост из-за болезни дерева (если говорить образно, из-за березового рака). Обычно это комок, скрученный и сплетенный, не имеющий четкой геометрической формы. Другое народное название нароста – свиль. И растет этот свиль в 2, а то и в 3 раза быстрее самого дерева.

По форме он напоминает или каплю, или шар, или что-то усредненное. Нарост располагается вокруг ветви либо ствола. На березе такие образования встречаются часто, хотя точно сказать, чем они вызваны и почему развиваются, нельзя. Считается, что появляется сувель вследствие атаки дерева грибком. Но и механическую травму березы исключать нельзя.

А вот древесной костью этот нарост называется потому, что срез сувеля напоминает разводы мрамора, со свойственным материалу сечением и лучами, а тонкие частички сувеля даже можно просмотреть насквозь. Некое сходство со строением костной ткани, действительно, угадывается. Правда, плотности ткани у нароста все же меньше – эта древесина не так прочна, как, например, кап.

Случается, что сувель разрастается до огромных размеров. Если приехать в Ватикан, можно увидеть там купель, которая сделана из цельного куска срезанного с дерева сувеля. Правда, гигантский размер не равен качеству материала. Обычно, чем меньше березовая кость, тем ярче и насыщеннее внутренний рисунок. Но в любом случае внутренний узор нароста мягкий, без щипчиков и иголочек.

Внутри сувель напоминает перламутр – оттенком, конечно. Он бывает разным, может быть белее, темнее, насыщеннее или более блеклым. Иногда сувель внутри точно янтарь, бывает более коричневым, розоватым или даже зеленоватым. То, каким будет оттенок нутра нароста, зависит от того, где растет береза, а также от последующей сушки этой части дерева.

Кстати, сувель можно спровоцировать. Некоторые люди просто перетягивают березовый ствол или конкретную ветку дерева проволокой. На месте перетяжки образуется выпуклость, которая создается годовыми кольцами. Но если бережное отношение к природе в приоритете, делать так не стоит.

Сувель еще тем выгодное природное образование, что отлично ведет себя при обработке. Нарост отлично поддается шлифовке, прекрасно полируется. Наконец, главной ценностью образования является тот самый перламутровый срез, который напоминает мрамор. Он играет разводами на солнце, очаровывает своей текстурой и даже рождает какой-то внутренний свет. Нельзя точно сказать, глядя на нарост на березе, каков он внутри, но определенные прогнозы сделать можно.

Чем более коряв и более кручен нарост, тем его внутренний рисунок богаче и интереснее.

Чем отличается от капа?

Сначала стоит сказать, что такое кап. У него тоже есть альтернативное народное название – «ведьмин веник». Это образование, в отличие от сувеля, имеет доброкачественную природу. На березовом стволе или веточке вырастают узелки. Это не какой-то шар или большая капля, а узелковое образование, с множеством шишечек, которые создают спящие почки (либо придаточные). Эти образования напоминают то ли шипы, то ли бугорки. Неудивительно, если на капе, прямо из его нутра, будут расти мелкие побеги и небольшие веточки. Со свилем это исключено.

Различия между этими образованиями существенны.

Например, кап – редкая и удачная находка. Считается, что обнаружить его можно на одном из 3-5 тысяч деревьев. Сувель найти проще. На березах чаще люди находят прикорневой кап, и он тоже может быть впечатляющих размеров. Обрабатывать кап не так просто, как сувель, все же бугорки, шишечки и шипы дают о себе знать. Но вот со шлифовкой и полировкой проблем возникнуть не должно.

Древесина у сувеля не так прочна, как у капа. Она крепче как минимум вдвое, нежели у той березы, на которой кап вырос. Из капа чаще делают портсигары и шкатулки, серьги, браслеты, заколки, мелкий декор. А вот резной узор на капе не создают никогда (ну, может быть, только отчаянные экспериментаторы), ведь он будет лишним.

Фактура и текстура этого редкого древесного элемента не нуждаются в избыточном декоре.

Особенности заготовки

Искать необычную выпуклость нужно, конечно же, в лесу. И кап, и свиль, кстати, очень часто путают с древесным грибом. Его название даже запомнить сложно – Инонотус скошенный. Но если говорить проще, это то, что люди называют чагой.

Такой гриб растет на березе, и его встретить на дереве можно чаще, чем сувель и тем более кап.

Вот несколько советов по поиску и заготовке свиля.

  1. Спиливание свиля оптимально осенью (как и капа, впрочем). Если они уж очень корявые, осенняя заготовка особенно уместна.

  2. Спиливать нарост непросто – возможно, придется привлечь для этого бензопилу. Правда, и тут может возникнуть проблема – цепи пилы быстро тупятся под действием упрямого, очень прочного нароста.

  3. При отсутствии бензопилы подойдет и ручной инструмент, но только тот, зубья которого остро наточены. Если пила будет туповата, тяжко придется и мастеру, и дереву, которого такие манипуляции опасно ранят.

  4. Чтобы на дереве не образовалось невзначай ненужное дупло, места среза сувеля нужно скорее замазать садовым варом. Вместо вара сгодится и глина, и замазка масляной краской.

  5. Если найден свиль огромных размеров, стоит серьезно подумать, спиливать ли образование. Если отнять у дерева такой нарост, можно нанести ему сильный урон: рана будет столь серьезной, что дерево рискует погибнуть.

  6. Начальная обработка вариативна. Можно оставить древесину на воздухе в самых натуральных условиях, но на естественную сушку уйдет год, а то и два. Можно ускорить процесс так: кора снимается с заготовки, оборачивается газетой, помещается в черный пакет из полиэтилена. Бумага не даст материалу поспешить с нагреванием, а пакет создаст парниковый эффект. Если сувель сушится на улице, черный полиэтилен быстро нагреется от солнца, если дома – от батареи. Процесс равномерен, а значит, можно не переживать о растрескивании дерева. Пакет завязывается с оставлением небольшой отдушины. На все уйдет примерно 25 дней.

Но сбор, сушка – это еще только начало процесса. Далее сувель надо варить.

Секреты обработки

Нижеописанный способ варки довольно популярен. Более того, он годится, и чтобы придать древесине желаемый оттенок, и чтобы форсировать сушку, и чтобы сделать выразительнее натуральный рисунок.

Варка сувели производится по определенной схеме.

  1. В кастрюлю укладываются только очищенные от коры заготовки. Водой они заливаются так, чтобы жидкость на 3 см покрывала материал. Потом в 1 л воды добавляют 2 столовые ложки соли, емкость ставится на огонь. В раствор вносят опилки: подойдут ольховые или березовые, хвоя тоже сгодится. Они нужны в качестве натурального красителя.

  2. Как только вода закипела, огонь уменьшают, и варка длится 4 часа. Если приходится обрабатывать очень крупную заготовку – все 6 часов. После чего воду сливают, древесину оставляют подсыхать. На второй и третий день процессы повторяются. Суммарно варка должна занимать не менее 12 часов (до 18) в течение трех суток подряд.

Почему варить надо именно в солевом растворе – срабатывает простая физика. В дереве есть сок, и его плотность ниже плотности солевого раствора. При варке вода попадает в материал, начинается обезвоживание. Древесный сок вытесняется, впитывается солевой раствор. Так происходит элементарная диффузия жидкости, и нарост высушивается.

После варки материал надо обернуть газетой и отправить в пакет. На следующий день свиль все еще влажный, может досыхать без каких-либо лишних мер. В крайнем случае подсушить материал можно еще один день в газете.

Обработка нароста бывает черновой и чистовой. При черновой делается спил в материале такой, какой угоден будущей форме изделия. Если это, например, чаша, внутренняя часть выбирается сверху вниз. Лишняя древесина удаляется движением от стенок к центру с соблюдением угла в 45 градусов. Поможет в этом дрель или стамеска. Истончать стенки особенно не нужно: при высыхании они могут оказаться слишком хрупкими, даже растрескивания не исключены. Когда изделию придана первоначальная форма, его оставляют на пару дней на открытом воздухе не под прямыми солнечными лучами.

Чистовая отделка – это удаление угловатости форм, максимальное продвижение к конечному виду изделия, раскрытие структуры березовой кости.

Если в ходе этой работы выявляются недостатки материала, небольшие трещинки, выручит смесь клея и опилок. После этого можно зачищать шероховатости: рашпилем или скребком, проволочная щетка тоже работает. Действовать надо часто и мелко, аккуратно. Отшлифовать изделие можно дрелью, а лучше вручную – шкуркой.

Останется только очистить от пыли готовое изделие, протонировать, если таков замысел. Древесный нарост иногда обрабатывают лаком, иногда воском, используется и горячая олифа. И этот процесс долгий, трудозатраты существенны. Но ведь и стоят изделия из сувеля немало.

Применение

Поделки из березовой кости разнообразны – чего только не создаст фантазия автора. Самыми ходовыми считаются украшения: оригинальная бижутерия, которая сегодня, в эпоху экостиля, бохо-направления в дизайне особенно востребована. Такие украшения подойдут тем, кто любит натуральные материалы, природные цвета – бежевый, молочный, зеленый, песочный.

Делают из березовой кости и очень красивую посуду. Самым популярным наименованием сегодня наверняка можно считать разделочные доски. Но и рукоятки ножей, конечно, конкурируют с досками – и это уже традиция. Материал плотный, простой в обработке, очень красивый, потому рукоятки ножей будут заведомо востребованы. Ножи служат годами, даже десятилетиями. Ремонт на кухне может поменяться, немалая часть посуды тоже, потому ножи нужны добротные и красивые, вне времени и изменчивой моды. И рукоятки из березовой кости как нельзя лучше подходят.

Фигурки птиц и животных тоже позволяет сделать сувель, ведь древесный узор так здорово визуально повторяет оперенье птиц, кожу змеи или шерстку животных. Изгибы материала сами вдохновляют автора, подсказывают мастеру, что именно ему сделать. Древесный рисунок может быть не самостоятельной поделкой, а частью оформления картины, панно, другого художественного объекта.

Словом, у того, кто любит возиться с деревом, знает цену деревянному декору, возникнет 100 и 1 идея относительно березового нароста под названием сувель. И можно быть уверенным, что прослужит изделие из березовой кости долгие годы.

Сувель

  Пролетело лето, как легкое дуновение ветерка по проселочной дороге.Березы сбросили кружевной наряд, небо наполняется косматыми тучами.Дикая яблоня нага и тревожна : выживет ли она в эту зиму?Изредка протяжно и тоскливо крикнет лесная птица.Только мыши деловито шуршат в опавшей листве, подбирают последние крохи осени.
В такую тихую осеннюю погоду я люблю выходить в лес на охоту — искать сувели и капы, различные кривые ветки и коряги, которые могут сгодиться для корнепластики.Здорово брести, загребая ногами листья, совсем как в детстве.Никто не видит и я чувствую себя тем, кем был много лет назад…Немало лесных троп исхожено мною в поисках сувелей и капов, но оно того стоит.
Свойства древесины сувелей и капов.
Сувели и капы — ценный материал для резьбы по дереву.Ценный из-за очень красивого и оригинального рисунка древесины.Резчики по дереву издавна это знают и многие стремятся поработать с таким прекрасным материалом.В статье одного автора я столкнулся с попыткой классифицировать тип рисунка древесины сувелей. Автор привел 4 или 5 типов.На самом деле текстура у каждого сувеля разная и она никогда не повторяется — это и пламя, и причудливые кольца, и лучи, и сияние, и морозный узор, и мрамор, и перламутр…С капами проще.Рисунок древесины у них схож.При поперечном разрезе это так называемые «павлиньи глазки» : кольца с точечками внутри.А при продольном разрезе -это рисунок, напоминающий морозный узор на стекле.Есть и другие варианты рисунка, но это основные.Кап на практике встречается реже, чем сувель (свиль). И по размерам кап чаще всего много меньше, чем сувель.

Типичный стволовой сувель
Типичный кап, без коры

Мы выяснили, чем ценен сувель — красотой древесины.Говорят, что в старые времена сувель по весу приравнивался к весу серебра.И что спилить сувель можно было только по специальному разрешению.Нарушителю якобы отсекали руку.Так это или нет, не суть важно.Все это только еще раз подтверждает ценность сувеля.Говоря о красоте древесины сувелей и капов не могу не упомянуть еще об одной очень оригинальной и своеобразной красивой древесине —шпальте.
   Что же можно вырезать из сувеля?Да все, на что хватит фантазии резчика по дереву.В Ватикане, например, есть купель, вырезанная из цельного сувеля.Такая заготовка достигает в размерах более метра и весит несколько центнеров!А есть и такие сувели, величиной с орех.Чаще всего из сувелей вырезают вазы, чаши, кубки, декоративные настенные тарелки, различный декор, различные украшения, письменные приборы, кухонную утварь и т.д. и т.п.

Мини-сувель величиной с орех

Древесина сувеля твердая, гораздо тверже самого ствола.А вываренный и правильно высушенный сувель становится твердым, как кость.Отсюда его второе название — древесная кость.Стволовые сувели по красоте рисунка древесины превосходят комлевые сувели. Древесина комлевых сувелей, как правило темнее, чем у стволовых и не такая твердая.У старых, поросших мхом сувелей, чуть тронутых гнилью, древесина самая красивая.Она окрашена в бурые, красные, сиреневые, фиолетовые тона.Текстура сувеля богаче внутри, а не снаружи.Поэтому, чтобы лучше проявить рисунок древесины, снаружи нужно снимать не менее 1 см древесины и «раскрывать»сувель изнутри, т.е. со стороны спила.У стволовых сувелей древесина по рисунку очень разнообразная и сложная, всегда отливает перламутром, отличается переливчатым сиянием.У сувелей сложной формы, с наплывами и изгибами и древесина обычно более красивая, чем у сувели простой формы.Внутри сувеля древесина разнонаправленная, не так, как в стволе дерева.Но общее направление годичных линий все-таки можно выделить : они идут чаще всего сверху вниз по направлению ствола дерева (закон тяготения никто же не отменял). Если немного обработать место спила рубанком и наждачной бумагой, можно увидеть, как идет направление рисунка свили.И тогда резчик по дереву может выбрать расположение своего изделия, например, вазы, вдоль, поперек или под углом к общему направлению рисунка.Конечно, это возможно не всегда.У комлевых сувелей перламутровый отлив не такой сильный, а текстура — это, чаще всего, сложно переплетенные годичные линии.Красиво, но не так, как у стволовых свилей.
Поиск и хранение сувелей.
Как искать сувели и как хранить?Искать можно везде, где растут деревья.Сувели растут на всех деревьях.На одних они встречаются чаще, например, на березе.На других реже, например на хвойных деревьях.Чаще всего сувели образуются на стволах деревьев, реже — на ветках.Это стволовые сувели.

Сувели на осине
Стволовой сувель

Стволовой сувель в форме круга

Стволовой сувель

Часто свили растут у самого корня — это комлевые сувели.Встречаются сувели и прямо на корнях — это корневые сувели.

Комлевой сувель

Огромный комлевой сувель

Сувели бывают круговые, как-бы обнимающие ствол дерева и односторонние, растущие с одной стороны ствола.По форме сувели могут быть самыми разнообразными.Чаще всего округлой формы.А бывают и вот такими замысловатыми.

У этого сувеля должна быть красивая текстура

Сувель сложной формы

При поиске сувелей нужно в первую очередь обращать внимание на отдельно стоящие деревья на опушке или вблизи опушки леса.На деревьях из двух-трех стволов  сувели находил 2-3 раза,  мало их и в чаще леса.Часто встречаются в лесополосах вдоль автомобильных трасс.Располагаются сувели на стволе чаще всего не выше человеческого роста или ниже.Совсем недавно вблизи трассы спилил вот такой огромный сувель  весом около 60-70 кг.А совсем рядом есть еще один, еще больше, килограммов на 90 — 100!

Березовый сувель-гигант

Это говорит в пользу наследственной теории распространения сувелей.Мне больше всего попадались наросты в местах, где береза растет вперемежку с хвойными, где есть достаточно много травы и подлеска.А вот там, где преобладает береза, мало травы и подлеска,  чаще попадаются капы.Причем это комлевые капы, растущие по кругу ствола.Заметить их не так просто.Первый признак — это тонкие торчащие веточки пучком, «ведьмин веник». Встречаются капы и на стволах, но почему-то всегда довольно высоко.Мне не раз приходилось таскать по лесу лестницу, чтобы добраться до капа.Я часто вижу в Москве ясенелистные клены, сплошь усыпанные капами!А в лесу ни разу не находил кленовый кап.
   Когда запасать материал?Я делаю это круглый год.Весной или летом, спиленный сувель очень влажный, сок из него буквально течет.Я снимаю кору и сушу такие заготовки в газетах и в пакете.Иначе они потрескаются.На сушку сувеля средних размеров, с волейбольный или футбольный мяч, уходит около 20-25 дней.Можно ускорить этот процесс.Для этого сувель вываривают в соляном растворе и затем сушат в газетах и пакете.Время сушки сокращается до 8-12 дней.Результат хороший.В дальнейшем с такими заготовками можно работать или отложить их на хранение.Сувель, спиленный осенью или зимой, хранить проще.Движение сока в древесине замедляется или останавливается с конца августа — начала сентября.С этого времени лучше всего запасать материал.Со спиленных в этот период сувелей я снимаю частично кору, а спил закрашиваю масляной краской МА-15 или клеем ПВА.Чтобы снять напряжения в древесине при сушке, в заготовке можно насверлить отверстий.Сверху для надежности наклеиваю газету.Храню в сарае, периодически перекладывая с места на место.Можно хранить и на улице, укрытыми от осадков и в проветриваемом месте.По мере необходимости я беру нужную заготовку и варю ее, добавляя или мелкие хвойные опилки или измельченную березовую кору.Чем больше заготовка, тем дольше процесс варки.С вываренным или влажным сувелем можно сразу начинать работать.Но чтобы заготовка не растрескалась, в конце рабочего дня ее нужно увлажнить и поместить в пакет.По окончании работы сувель досушивают окончательно в газетах и пакете. (Подробно о сушке сувелей и капов различными методами читайте здесь). А можно после проварки сувель сразу высушить ускоренным методом, а затем уже работать с ним.Если сувель пролежал год и более, то ничего этого делать не нужно, он высохнет сам по себе.На этом заканчиваю маленькую обзорную экскурсию в лес на поиски сувелей и капов.

Береза

Березовый сувель: что это такое и где применяется?

Березовый сувель: что это такое и где применяется?

Содержание

  1. Описание
  2. Отличие от капа
  3. Как обработать и заготовить?
  4. Где применяется?

В народе сувель березы называют древесной костью. Это необычное природное образование особенно ценят мастера, которые пускают материал на самые разные изделия, в основном декоративные.

Описание

Березовый сувель (иногда говорят свиль) – не что иное, как округлый нарост, который можно найти на стволах березы. Растет он быстро, и представляет собой скрученные или деформированные древесные волокна. Сувель может расположиться по кругу дерева, может быть представлен сразу группой наростов, может быть строго на одном участке ствола или на нескольких.

Если распилить этот нарост, можно увидеть удивительное явление – практически перламутровый узор внутри древесного образования. Рисунок такого среза неповторим, он составлен самой природой и, отражаясь от солнечного света, излучает какое-то совершенно уникальное свечение. Он может быть коричнево-охристым, или нежно-розовым, или соломенным с перламутровым блеском. Изредка он имеет болотный отлив на темно-коричневом фоне.

Какой будет цветовая гамма сувеля, зависит от конкретной породы березы, от тех условий, где она растет, от ее возраста. Если сувель взяли с березы, что растет в болотистой местности, темный цвет с зеленоватым отливом будет естественным для такого образования. Если его нашли на комлевой части, и сувель зарос мхом, он, скорее всего, будет темно-коричневым с розовыми прожилками. А может быть желтовато-золотистым с выразительными темными годовыми кольцами.

Такой материал чаще заготавливают на лесопилках или буреломах. Интересно, что доподлинно узнать, как же образуется сувель, почему и какие точно механизмы заложены в этот процесс, пока не представляется возможным.

Есть мнение, что на березу оказано какое-то внешнее воздействие, или это даже конкретная болезнь, в определенном месте в результате негативного влияния образуется залом. Через какое-то время залом обрастает волокнами и формируется сувель.

Отличие от капа

Кап – это тоже нарост на стволе дерева. Обычно он округлый, покрыт корой. Бывает, что кап полностью окольцовывает ствол березы. Нарост может образовывать спящие, придаточные почки. Они выглядят как бугорки, имеют кольцевую структуру. Такие спящие почки могут «проснуться», и из нароста станут проглядывать молодые побеги. Обычно капы появляются на лиственных породах, на хвойных – куда реже. Для березы это в целом привычное явление.

Первое отличие сувеля от капа заключается в том, что он растет быстро, а кап медленно, на счету десятки лет. На одном стволе может быть несколько капов, а может быть и один, в этом они с сувелем схожи.

Природа образования капа тоже не до конца ясна. По первой версии, это рост придаточной почки под корой, к месту которой стремятся все питательные вещества и растительные ресурсы. Почки пытаются пробиться сквозь кору, стимулируя рост капа. По другой версии, придаточная почка из-за определенных повреждений меняет линию развития, и деформированная, развивается, выливаясь в образование таких капов. Наконец, по третьей версии, после формирования придаточной почки береза вскармливает кап из-за ряда факторов – бактерий и грибов, вирусов, насекомых, ранних заморозков.

Словом, природа и одного, и другого образования не выяснена до конца, и общим могут быть травмы, которые и ведут к росту капа или сувеля. В чем еще сходство между ними, так это в уникальности рисунка. В капе можно увидеть перекрученные годичные слои, сердцевину мелких веток, свилеватую сложную структуру. Каждый кап эксклюзивен, что сравнимо с отпечатками человеческих пальцев.

Важные отличия сувеля от капа:

  • присущ в равной степени и лиственным, и хвойным породам;

  • плотность ткани сувеля ниже, чем у капа, что облегчает его обработку;

  • сувели – более частое явление, чем капы;

  • под корой у сувелей гладкая поверхность, а у капов – пупырчатая;

  • структура сувеля волнообразная и извилистая, очень напоминающая отполированную кость.

Сувель легче обнаружить, легче отсоединить от дерева, легче обрабатывать. Из него делают мебель, декор, украшения, рукоятки и многое другое. Но и кап идет примерно на те же цели.

Как обработать и заготовить?

После отделки сувель значительно меняет внешний вид. Если глубоко пропитать бесцветными маслами, а потом тщательно отполировать, древесина приобретать «костную» текстуру. Отсюда и второе название материала. Бывают такие породы, в которых свилеватые прожилки проглядываются практически насквозь – для ножевых ручек такой материал особенно ценен.

Если просто гулять по лесу, сувель не заметишь: нужно знать, что ты ищешь. Если искать образования целенаправленно, он обязательно встретится, потому что считается частым явлением. Сувели могут расположиться у подножия ствола, либо находиться в его верхней части. Иногда придется взять с собой лестницу, чтобы срезать сувель. Что касается местности, чаще сувели наблюдаются в заболоченных низинах и песчано-каменных равнинах.

Не всегда получается сразу же спилить сувель. С капом все еще сложнее, но и сувель может поддаться не с первого раза. Надо постараться делать ровный срез, параллельный стволу. А чтобы при этом не навредить дереву, спил обрабатывают раствором для заживления древесных ран (купить такой можно в любом садовом маркете). Но нельзя спиливать сувель, который опоясывает березовый ствол – это действие приведет к гибели дерева.

Варианты начальной обработки разнятся: можно оставить образование на воздухе, но это займет целый год или даже два, а можно ускорить процесс. Чтобы засушить образование правильно, нужно снять с него кору, обернуть в несколько газетных слоев и отправить в черный полиэтиленовый пакет. Благодаря бумаге материал не нагреется слишком быстро, а пакет создаст необходимый парниковый эффект. Процесс будет постепенным, потому дерево не будет растрескиваться, что и необходимо мастеру.

Пакет завязывают, только оставляют маленькую отдушину. Первые полторы недели газеты меняют 2 раза в день на сухие, следующие 2 недели можно проделывать это только 1 раз. К концу срока сушки бумага уже становится буквально сухой. Процесс займет около месяца или чуть меньше, естественный цвет образования сохранится, трещин не будет.

Варка сувеля.

  1. В кастрюлю уложить освобожденные от коры заготовки. Залить их водой так, чтобы она на 2-3 см покрыла древесину. Добавить 2 столовые ложки крупной соли на 1 л воды, поставить на огонь. В раствор добавить опилки (березовые, хвойные либо ольховые). Опилки добавляют, чтобы насытить сувель цветом, придать ему янтарный, золотистый, богатый оттенок.

  2. После кипения воды огонь делают более спокойным, на тихом огне сувель варят 4 часа. Но если заготовка крупная, время варки увеличивается до 6 часов. Жидкость сливают, древесина остается сохнуть. На второй и третий дни процесс дублируют. Так получится 12-18 часов варки за 3 суток.

  3. Почему солевой раствор так работает – в основе процесса элементарная физическая реакция. В дереве есть сок, по плотности он уступает солевому раствору. В ходе варки жидкость оказывается внутри образования, обезвоживая его. Древесный сок вытесняет раствор соли, он впитывается в ткани дерева. Осуществляется жидкостная диффузия, сувель высушивается.

  4. После варки древесину следует обернуть газетой, упаковать в полиэтилен. На следующий день газета будет немного влажной, сувель может оставаться на досыхание без помощи подручных средств.

Следующим этапом станет черновая обработка вываренного и высушенного материала. Если планируется делать вертикальную поделку (например, подсвечник), спил предстоит так и сделать, учитывая направление будущего изделия, сразу же формируя его дно. Нужно убирать лишнюю древесину, продвигаясь от стенок к центру, выдерживая угол в 45 градусов. Лучше, если работа будет проводиться с помощью дрели либо полукруглой стамески.

Не нужно очень истончать стенки, потому что, просохнув, они могут стать слишком хрупкими. Да и относительно толстенькие бортики только украсят будущее изделие. После того как форма поделке придана, еще пару дней заготовка должна оставаться на открытом воздухе, но не под палящим солнцем. А дальше последует чистовая отделка.

Во время чистовой обработки устраняется угловатость форм, изделие приобретает завершенный вид, структура древесного образования будет максимально раскрыта.

Если же обработка показала, что материал имеет значительные дефекты, трещинки, придется с ним повозиться – заделать смесью клея и опилок. Иногда в процессе чистовой отделки мастер отказывается от первоначальной идеи, видит какой-то маленький сучок или глазок, решает его сохранить и как-то концептуально обыграть.

После того как завершена и черновая, и чистовая отделки, следует зачистить все шероховатости. Это делают или скребком, или рашпилем. Может также использоваться проволочная щетка. Двигаться нужно частыми и маленькими шагами, в противном случае материал можно случайно травмировать. Останется отшлифовать поделку дрелью с насадками, если нет такого инструмента (или насадок), можно пройтись по ней вручную шкуркой – начинают с крупнозернистой шкурки, заканчивают мелкозернистой.

Готовая работа обеспыливается и, если такова задумка мастера, тонируется. Можно покрыть изделие лаком, можно натереть воском, либо воспользоваться горячей олифой.

Процесс долгий, кропотливый, но очень творческий и увлекательный.

Где применяется?

Тут пределом может быть лишь фантазия автора: начинают очень часто с оригинальной бижутерии – бусы, серьги и кулоны получаются в экостиле, очень выразительные и теплые. Из сувеля нередко делают посуду, в том числе разделочные доски. Пример частого использования березового нароста – рукоятки для ножей. Из него вырезают трогательные фигурки птичек и животных, потому что материал прекрасно справляется с имитацией перьев и шкурок.

Шкатулки, рамки, различные мундштуки, основы для тростей, декор для офисных товаров – это все богатая сфера для использования сувеля. Из него получаются очень необычные, стильные интерьерные предметы: вазы-фруктовницы, всевозможные емкости для декоративных мелочей. Их красота раскрывается при игре солнца на изделии, если комната солнечная, стоящая на столике ваза будет бликовать, менять свои оттенки. Это словно маленький перформанс в отдельном интерьере.

Деревянные скульптуры на самые абстрактные темы также делают мастера, занимающиеся деревом. Это тонкие и современные работы, при этом соответствующие принципам экологичности. Они стоят своей цены, и будут долгие годы радовать взгляд.

Оригинальным решением для творческих идей мастеров по дереву является создание декора или сувенирных изделий, используя кап или сувель березы. Эти материалы отличаются от другой древесины уникальностью рисунка на срезе.

Кап березы представляет собой нарост на дереве, из которого торчат тоненькие веточки дерева, с образовавшимися на них почками. У него очень высокая плотность, выше даже, чем у ствола самого дерева. Узор на срезе капа оригинален и неповторим. Годичные кольца дерева переплетаются с точечными вкраплениями и создают уникальный рисунок.

Кап березы

Обработка капа березы своими руками непроста из-за высокой твердости материала. После обработки изделие напоминает малахит и отливает перламутром. Цвет узора молочный с черными и коричневыми оттенками.

Сувель вырастает на дереве из-за его болезни или повреждения и растет гораздо быстрее, чем кап. Этот материал мягче и податливее капа в обработке. Имеет уникальные узоры, напоминающие мрамор, которые образовываются за счет его положения на дереве.

Что это такое?

Сувель (свиль) — это округлый нарост на стволах деревьев березы. Может встречаться и на других породах. Разрастается довольно быстро. Состоит из скрученных или деформированных древесных волокон. Сувели могут быть расположены по кругу дерева или находиться группами на одном участке ствола.

Обработанный брусок

Обычно заготавливают этот материал в местах бурелома или на лесопилках. Природа образования наростов до сих пор полностью не известна. Некоторые утверждают, что связано это с внешним воздействием на ствол дерева или болезнью, в результате чего образуется залом, который спустя некоторое время обрастает волокнами.

С чем не перепутать?

Новички из тех, кто не очень знаком с тем, что такое сувель березы, могут спутать его с капом. К слову, второй встречается гораздо реже и считается более ценным. Главным отличием их является наличие сучков при продольном срезе, отчетливо выделяющаяся сердцевина, мелкий узор, выраженные витиеватые слои. Более того, в природе нет повторяющихся узоров капов, все они имеют уникальный рисунок.

Поверхность сувеля под корой гладкая, реже — с крупными буграми. У капов она мелкопупырчатая, из нее растут мелкие веточки. Сувели не настолько плотные и легче поддаются обработке.

Удивительное явление

При правильном распиле сувеля березы можно увидеть поразительные явления. Если быть точнее, переплетения древесных волокон образуют перламутровые участки с неповторимым рисунком. Они начинают излучать особое свечение, отражаясь от солнечного света. Эффект очень красиво смотрится в готовых изделиях, например в наборной рукояти из сувеля березы.

Рукояти ножей из сувеля

Рисунок и цвет отличаются своей уникальностью, как правило, это коричневато-охристый, нежно-розовый, соломенный с перламутровым блеском, реже — темно-коричневый с болотным отливом.

Как собрать сувель?

Люди, просто гуляющие в лесу, собирающие ягоды или грибы, совсем не замечают наростов на деревьях. Если же целенаправленно искать капы или сувели, то встретить их можно довольно часто. Они могут быть расположены у подножия или в верхней части ствола, где достать их без лестницы практически невозможно. Если говорить о местности, это может быть заболоченная низина или песчано-каменная равнина.

Арт-декор из сувеля березы прикорневого

Нередко попадаются гниющие наросты, создавая впечатление, что дерево пытается избавиться от свилей. Если срезать какую-либо неповрежденную часть, она тоже сгниет через определенный отрезок времени.

Чем медленнее растет дерево в неблагоприятных условиях, тем плотнее будут сплетения волокон и тверже материал. Невозможно предугадать рисунок сувели, но чем она корявее, тем красивее будет узор. При этом изготовить из него объемный кусок получается лишь в исключительных случаях.

Ввиду того что материал твердый, спилить его с первого раза довольно сложно, полотно быстро тупится. Со второго захода дело идет намного быстрее. При заготовке березового сувеля нужно стараться, чтобы срез был ровный, шел параллельно стволу. Чтобы дерево не погибло, желательно обработать спил ранозаживляющим раствором. Его можно приобрести в садовом отделе магазина.

Если нарост опоясывает ствол, то его спиливать нельзя, так как дерево может погибнуть.

Как мы сувель добывали

Знаете ли вы, что такое сувель? Любите ли вы сувель так, как люблю ее я?

Рассказываю: сувель — это нарост на дереве, достаточно редкий, образуется она в результате травмы ствола и может находиться на разной высоте дерева. Растет несколько десятков лет, имеет разную причудливую форму . На срезе древесина сувели достаточно красива, переплетенные волокна создают причудливый рисунок. Встречается она довольно редко. А используют сувель для разного рода красивых поделок — чаш и кубков, кулонов, ручек ножей, разнообразных фигурок.

После недельных холодных дождей выдался денек без осадков. Итак , бак автомобиля заправлен, бензопила в багажнике, и мы с женой отправляемся в путь по окрестностям.

Места наши — это холмистая равнина с лесами, рощами и перелесками, вперемешку с полями, и без внедорожника тут не обойтись.

Мы живем в селе Большое Болдино. Болдинская осень — это про нас. Вот это окрестности леса Резолюд, упомянутого Александром Пушкиным в «Дубровском». Слышите: резо-люд — там разбойнички баловались. Неподалеку, в селе Покровское проходили большие ярмарки, куда съезжался торговый народ. А через лес с полными после удачной торговли карманами возвращались домой — другого пути не было. Ну вот, кто добирался домой, а кто и нет.

Вот оно, Покровское, внизу, за холмами и оврагами.

Удача улыбнулась в первом же перелеске. Не очень большая сувель на сломанной ветром березе на высоте около 4 метров.

Подъехать удалось достаточно близко, благодаря мудрому руководству моей жены. И тут же принялись за дело.

Некоторые вначале хотели отсидеться, вернее,отстояться в кустах.

Но все же потом совесть проснулась — оказали помощь.

Так как свежий думский закон разрешил собирать валежник и охотиться с луком в лесу, то закон мы не нарушили, а сломанная береза- уже почти валежник.

Еще немного , и сувель наша благополучно перекочевала в машину.

Можно сказать, что поездка уже удалась, но я решил продолжить поиски уже в другом лесном массиве и в соседней республике, благо до нее всего несколько километров.

И здесь удача не отвернулась. На окраине леса я обнаружил еще две сувели , достаточно больших и старых. Одна на очень старой березе и достаточно высоко.

Пилить такое дерево целиком достаточно проблематично, да и страна другая, можно напроситься на большие неприятности. Нарост на другой березе несколько ниже, и можно выпилить его, не сваливая дерево целиком. Похоже, кто-то лет 20-30 назад уже обнаружил его: к березе была прислонена сгнившая лесенка из толстых сучков . Но проблема возникла из того , что подьехать туда невозможно из-за оврагов, а сама сувель на глаз около пятидесяти килограммов, да и без лестницы не обойтись. Так что придется отложить добычу этой сувели – к тому же зарядили опять дожди, ну и подготовиться надо.

Осенний день клонится к вечеру. Отлично мы его провели. Флора шлет нам последние приветы от лета.

Солнце тоже не отстает: летом не получилось, так я уж хоть сейчас постараюсь…

И старается — украшает как может осенний лес.

Но на этом дело не окончилось. По пути домой, довольные прогулкой и сувелью в багажнике, мы заехали к соседу за молоком. А он, оказывается, целое стадо овец завел — шесть штук. Но главный у них, естественно, баран. Назвали Александром. Баран Александр ходит за хозяином везде как верный пес и всех людей и животных от него отгоняет. Мы накормили его шоколадными конфетами, он их съел, но на нашу доброту не повелся. Пришлось срочно ретироваться — как бы чего не вышло.

А молоко-то и забыли…

PS: а кто всё же так и не понял, что такое сувель — посмотрите вот тут

Как сушить сувель березы?

От метода подготовки сырья зависит внешний вид его, а потом и готового изделия. Существует несколько разных способов начальной обработки. Древесину можно оставить на воздухе в естественных условиях на год или два либо ускорить этот процесс другими методами. Ниже опишем более быстрый способ.

Ваза из сувеля

Для сушки с заготовки снимают кору, оборачивают газетой в несколько слоев, затем помещают в черный полиэтиленовый пакет. Бумага не дает материалу быстро нагреться, пакет создает эффект парилки. Черный полиэтилен быстро нагревается от солнечных лучей (при сушке сувеля на улице) или от батареи. Процесс происходит равномерно, что препятствует растрескиванию дерева. Пакет нужно завязать, оставив небольшую отдушину. Первые 10 дней газеты меняют дважды в день на сухие, следующие 15 дней достаточно одного раза. К концу срока бумага должна оставаться практически сухой. В целом процесс занимает 25-30 дней, древесина сохраняет естественный цвет и не растрескивается.

Заготовка древесины для поделок

Обсуждение: 14 комментариев

  1. Ангелина:
    06.08.2014 в 2:09 пп

    Немногие люди занимаются таким ремеслом, а на пилорамах их вообще выбрасывают или сжигают

    Ответить

  2. Павел:

    29.09.2015 в 1:10 пп

    Действа по выварке капов в солёной воде, многолетней сушке, запарке в стружках и т.п. – суть бессмысленное “колдовство”, отвращающее людей связываться с наростами. Варка нужна только в случае, если надо удалить кору, обнажив игольчатую структуру поверхности древесины.

    В остальных случаях замените выварку на СВЧ прогрев капа с последующей сушкой и распиловкой на пластины. Цвет капу лучше придавать на стадии прокраски готового изделия с последующей тонкой шлифовкой и полировкой. 1. Прокрашивание лучше осуществлять жирорастворимыми красителями. Остальные так или иначе маскируют текстуру материала. 2. Можно использовать “внутренние” возможности древесины к проявлению её текстуры. Древесина представляет собой сложный композит из целлюлозы и лигнина. Каждый из них имеет свои области и направления термического разложения. Например, карамелизация целлюлозы при нагревании придаёт капу цвета от жёлтых до медовых и далее – до тёмнокоричневых. Нагревание можно осуществлять “сухим” пропариванием или вывариванием в масле. Последнее само даёт красители при подгорании: чем старее (чернее) масло, тем лучше. Лигнин, как производное от оксикоричного спирта, хорошо связывает ионы металлов, например железа, но об этом здесь уже писали – как протравливать поверхность солями железа. Скажу лишь, что дополнительная термическая обработка древесины, пропитанной некоторыми ионами металлов, даёт красивый контрастный чёрно-белый рисунок поверхности. Но при этом теряется “глубина”, перламутровость капа.

    Ответить

    Александр:

    14.10.2015 в 7:15 пп

    К чему такие безапелляционные заявления на счет варки заготовки?Как правило,такие заявления делают люди,сами не имеющие опыта в этом деле.Я достаточно много работаю с сувелями и капами и смею Вас заверить,что варка в соленой воде-отличный способ сушки.А если нужно еще при этом и окрасить древесину,то в раствор добавляют опилки или кору.Именно они красят заготовку.Пробовал я и сушку в печке СВЧ.Да,метод пригоден,но только для небольших заготовок.

    Ответить

    Павел:

    23.10.2015 в 12:29 пп

    Смею Вас заверить, что работаю по капу с 93-го. И технологию полностью сам разрабатывал – как профессиональный химик (тогда ещё не было чудо-интернета:)). Не нашёл разницы между “пассивной” сушкой капа с покрытым нитролаком спилом и “сушкой” вываркой. Хлопот только меньше. Изделия предпочитаю прокрашивать уже после их изготовления: легко менять палитру и полутени, из одного куска можно делать изделия с разной насыщенностью цветов, а не как повезёт в “традиционной” технологии.

    Ответить

  3. наталья:

    22.11.2019 в 4:40 пп

    есть в наличии заготовки и даже законченные изделия . этим ремеслом занимался папа, его уже нет, жалко что они лежат, их достаточно много. напишите, может они вам нужны

    Ответить

    Владимир:

    10.12.2019 в 11:42 дп

    Здравствуйте, а буквально случайно нет ли нескольких брусочков капа или сувели?

    Ответить

  4. Людмила:

    15.01.2020 в 4:19 пп

    Ваше сообщение о заготовках капов вызвало интерес… Оно ещё актуально? Или вы с ними расстались? Если есть возможность скиньте фото на электронку. Спасибо и до связи.

    Ответить

  5. андрей:

    02.03.2020 в 11:42 пп

    добрый день! Ваше предложение еще в силе касательно заготовок и готовых изделий? может есть инструмент ?

    Ответить

  6. вера:

    19.03.2020 в 3:05 пп

    Наталья, если предложение актуально, напишите на почту Интересуют деревяшки. Спасибо, Вера

    Ответить

  • Павел:

    23.10.2015 в 12:42 пп

    …вот и сейчас взглянул на кусочек размером с голову, пропаренный 40 мин в СВЧ в 4 подхода с промежуточной выдержкой для выхода пара. Через две недели он сухой, без трещин. Сушу с корой, ибо люблю включать в композицию и участки коры. Чтобы они не отскакивали и не давали усадки при контрастировании текстуры, делаю предварительную пропитку участка “эпоксидкой”, предварительно прогрев изделие до 100-110 С. Её остатки снаружи затем тщательно сошлифовываются.

    Ответить

      Сергей:

      11.03.2018 в 6:58 дп

      Можно Вам задать несколько вопросов,очень заинтересовался этой темой.Напишите ,пожалуйста,на почту

      Ответить

  • Павел:

    02.11.2015 в 1:30 пп

    Ждал продолжения дискуссии… Придётся монологом:)

    Сушка варкой в подсоленой воде, конечно, выглядит оригинально. Намочить, чтобы высушить. Вся “соль” такой сушки – в соли. Из-за осмотического давления лопаются клетки в древесине. Это способствует быстрому удалению воды из этих клеток. СВЧ обработка даёт то же самое – клетки взрываются изнутри паром.

    Растрескивание при обычной сушке вызвано тем, что более тонкие части древесины высыхают быстрее, давая усадку. Все напряжения “на разрыв” при этой усадке уходят в более толстые, ещё влажные, части и вызывают их растрескивание. Для устранения этого явления можно перенять приёмы из технологии керамики – прокрашивать водонепроницаемой краской (или парафином) именно тонкие части, оставляя свободное пятно древесины как раз напротив её толстой части. Тогда не будет коробления и растрескивания. Не пробовал, ибо с большими капами, не вмещающимися в СВЧ печь, почти не работал, а если и бывали редкие таковые – полностью закрашивал и сушил в кладовке “через кору” в течение года.

    Ответить

      Александр:

      17.02.2017 в 12:24 дп

      Попался мне кап вяза 1 метр диаметр. Подскажите как сушить? Буду пробовать работать с ним..

      Ответить

  • Иван:

    02.03.2019 в 5:16 пп

    Павел, можно подробнее про сушку в СВЧ. Сколько всего времени? Сколько перерывов? Продолжительность перерывов? Температура?

    Ответить

  • Как правильно варить?

    Этим способом пользуются многие мастера. Во время варки материала тем или иным способом можно придать древесине нужный оттенок, ускорить сушку или проявить имеющийся рисунок. От этого будет зависеть внешний вид изделия из сувеля березы.

    Процесс происходит следующим образом:

    1. В кастрюлю укладывают заготовки, предварительно очищенные от коры. Далее заливают водой таким образом, чтобы она покрывала древесину на 2-3 см. Затем добавляют 2 ст. ложки крупной соли на литр воды и ставят на огонь. Помимо этого в раствор добавляют хвойные, березовые или ольховые опилки. Они придают сувелю цвет от темно-янтарного до золотистого.
    2. После того как вода закипит, огонь делают медленным и варят материал 4 часа, если заготовка крупная — 6 часов. Затем жидкость сливают и оставляют древесину подсыхать. На второй и третий день процесс нужно повторить. В результате должно получиться 12-18 часов варки за 3 суток.
    3. Варка в солевом растворе обусловлена простой физической реакцией. В дереве содержится сок, плотность которого ниже соляного раствора. Во время варки жидкость проникает в материал и обезвоживает его. Это происходит путем вытеснения древесного сока и впитывания раствора соли. В результате происходит диффузия жидкости и сувель высушивается. После варки древесину оборачивают газетой и упаковывают в полиэтиленовый пакет. На следующий день бумага должна быть чуть влажная, сувель можно оставить досыхать в естественных условиях. При желании можно еще один день подсушить материал с помощью газеты.

    Быстрая сушка древесины и немного про кап и сувель

    Метод «Запаривание». Статья дополненная и переработанная, и даже с картинками!

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить проблему с наушниками на компьютере
  • Как составить акт об отсутствии лица
  • Фраза ты как меня нашел видео
  • Как найти фанфик по строчке
  • Как исправить ошибку 0x000014c