Биг Бен
[Скрыть]
…Полный список
Сокращенный список
Биг Бен — это символ того Лондона, где старушки пьют чай в пять часов дня, и на улице всегда идёт дождь. Даже в тысячный раз при взгляде на эту монументальную башню я ощущаю трепет!
У меня даже создаётся ощущение, что королева в любую минуту может пройтись где-нибудь рядом в своей безумной шляпке, потому что ей тоже очень нравится смотреть на этот типичный лондонский пейзаж.
Где находится Бин Бен и как к нему попасть
Ближе всего к башне Бин-Бен станция метро Westminster, а также одноимённая автобусная остановка. Кстати, есть и другая остановка рядом: Parliament Square. Доехать можно на автобусах № 3, 11, 12, 34, 53, 87, 88, 148, 159, 453, 748, 750, 751, 758, 786, 788, 789, 790, N2, N109, N155, N381.
Остановки, от которых можно быстро дойти до Биг Бена, отмечены на карте.
Неподалёку находится Вестминстерское аббатство, парк St. James’s, королевская сокровищница (Jewel Tower).
Места для парковки в этой части города найти довольно сложно, поэтому легче всего заказать такси, если вы не хотите пользоваться общественным транспортом. Достаточно попросить водителя довезти вас до Биг Бена — все знают, где он находится, и на всех картах легко распознаётся. Но я всегда предпочитаю метро или пешие прогулки из центра.
История великой башни
Расскажу немного об истории самой башни, колокола и часов.
Башня Елизаветы II (Elizabeth Tower)
Часовая Башня или Clock Tower носит имя Башни Елизаветы II с 2012 года, когда проходило празднование бриллиантового юбилея коронации королевы.
Первую башню построили ещё в 1288 году во времена правления Эдварда I. Она находилась на New Pace Yard в северной части, и также располагала колоколом и часами. Я прочитала, что сначала башню назвали Great Edward, а потом переименовали в Great Tom.
Башню заменили в 1367 году и установили на ней первые в Англии часы с боем для общественного пользования. Но уже в начале XVIII века новая конструкция оказалась в плачевном состоянии и её снесли. На этом месте выставили солнечные часы. Мне кажется, сейчас трудно представить Лондон без Бин Бена, не правда ли?
Во время пожара в 1834 году большая часть Вестминстерского дворца была разрушена. Это сподвигло государство на реконструкцию и установку уже новой колокольни. Окончательный проект сира Чарльза Барри был утверждён двумя годами позже.
Elizabeth Tower строилась изнутри, поэтому работы снаружи не были заметны для окружающих. По реке привозили медь, йоркширский и нормандский камень и корнуэльский гранит, а из Бирмингема везли железные плиты для крыши.
Теперь посетителей города встречает башня в 11 этажей, и к колоколу Big Ben ведут 334 ступеньки.
Колокол Биг Бен
Именно колокол называют Big Ben. Для меня было любопытно узнать, что ранее он назывался Great Bell, но имя изменили в честь министра общественных работ сира Бенджамина Холла — известного уэльского инженера и политика. Он был уважаемым человеком и имел рост выше среднего, отчего его порой называли Big Ben.
Я скажу вам по секрету, что колокол получился не с первой попытки. Сначала отлитием занималась компания Warners of Norton, и в 1856 году 16 белых лошадей торжественно провезли его по городу из порта. Колокол вывесили в New Pace Yard, и до 17 октября следующего года его ежедневно тестировали, пока не появилась 1,2-метровая трещина. Обвиняли конструктора Денисона, который настаивал на увеличение объёма до 660 кг.
Во второй раз отлитием колокола занимался уже Джордж Миарс, а дизайном Чарльз Барри. Он уже весил меньше, чем прежде, на 2,5 тонны, и 1858 году его доставили в Elizabeth Tower. В июле следующего года он впервые зазвонил, однако уже в сентябре снова треснул и молчал более четырёх лет.
Сир Джордж Айри, королевский астроном, смог найти выход из ситуации. Колокол перевернули так, чтобы удары приходились на другое место. Молот был заменён на облегченный вариант, и маленький квадрат вырезали в колоколе для предотвращения дальнейшего расширения трещины.
В итоге все работы с колоколом обошлась в £22000, что на сегодняшний день бы составило около 100 миллионов рублей!
Часы
Конструкцией башенных часов занялись Бенджамин Льюис Виллами и сир Джордж Айри. Они стремились настроить время наиболее точным образом, чтобы каждый час жители города слышали бой колокола.
Два раза в день должны были приходить телеграммы из обсерватории Гринвич. Такие высокие стандарты привели к отсрочке выполнения работ, и это длилось семь лет. По этой причине в 1852 году дизайн сменили на вариант, предложенный Денисоном. Именно его дизайн стал неким эталоном выполнения башенных часов.
Установка состоялась в 1859 году. Внешние орнаменты были предложены Августом Вэлли Пугиным и сиром Барри. Под часами можно заметить надпись Domine Salvam fac Reginam nostrum Victoriam primam, что означает «Боже, храни нашу королеву Викторию I».
Летом 2007 года команда техников занялась чисткой часов. Такие работы повторяются раз в пять лет. То есть последние раз это происходило в 2012 году, и уже совсем скоро, в 2017 году, появиться возможность наблюдать это снова.
Посещение башни Биг Бен
Мне жаль вас расстраивать, однако посетить башню могут только жители Великобритании. При этом им нужно написать члену Парламента или члену палаты Лордов с просьбой спонсировать свой визит Биг Бена. Наверное, письмо должно быть вдохновляющим!
Для тех же, кому посчастливилось иметь британское гражданство: туры снова начнутся только в 2020 году, потому что в башне сейчас проводятся реставрационные работы.
Однако, вы можете посетить палату Парламента и заказать аудиогид на английском языке здесь. Так же вы можете рассмотреть башню изнутри в виртуальном туре. Это не заменит настоящий визит на башню, но всё же такой вариант, как мне кажется, лучше, чем ничего.
Заключение
Фотография на фоне Биг Бена — это обязательный пункт для каждого туриста. В этой башне есть что-то поистине лондонское, часть великой истории туманного Альбиона. Мне не удалось проскользнуть внутрь, как и многим другим туристам, но, если честно, мне достаточно того, что в любой день я могу прийти и поздороваться с дружище Беном. Тогда я словно становлюсь частью Лондона!Приходите сюда, чтобы напомнить себе, в каком удивительном месте вы находитесь.
Биг-Бен — это 96 метровая башня с часами, расположенная в северо-восточной части Британского Парламента в Вестминстере. Достопримечательность включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотя фактическое название башни — Часовая башня, ее часто называют Биг-Бен, Большой Том или Башня Биг-Бен. Часовая башня является одним из самых узнаваемых сооружений в Лондоне и является его визитной карточкой, точно так же, как Эйфелева башня в Париже. С момента своего создания, в 1859 году, башня служила самым надежным часовым механизмом в Лондоне, а также была задействована в праздновании любого события государственного масштаба. Весь город сходится к башне, чтобы отпраздновать Новый год, а все радио и телевизионные станции сверяют время именно с Биг-Беном. Так же бой часов транслируется каждый год в День памяти жертв Первой и Второй мировой войны ровно в в одиннадцать часов одиннадцатого дня одиннадцатого месяца в знак наступившего мира. Колокол слышно на расстоянии до 12 километров.
Биг-Беном зачастую ошибочно называют саму башню. На самом деле это прозвище носит колокол, а сама башня официально называется «Башней Елизаветы». Она была переименована в честь Бриллиантового юбилея Ее Величества Елизаветы II в. 2012 году. Башню с часами также ошибочно называют башней Святого Стефана. Тем не менее, последней фактически является небольшая башня во дворе Дворцового комплекса, которая служит главным пунктом входа для участников дебатов Палаты Лордов и Палаты Общин. Даже в период реконструкции многих туристов совершенно не останавливал тот факт, что Биг-Бен обтянут строительными лесами и выглядит не очень эстетично.
Факты и цифры
Высота: 96 метров;
Площадь: 12 квадратных метров;
Количество ступеней: 334;
Количество использованного камня: 850 кубических метров;
Количество использованных кирпичей: 2600 кубических метров;
Число этажей: 11;
Башня накренена к северо-западу на 8,66 дюйма.
Башня Елизаветы
Британцы всегда славились своим умением делать все оригинально в отличие от других стран, это подтверждает левостороннее дорожное движение, сохранившиеся сквозь века монархические традиции и многое другое. Эта особенность не обошла стороной и Биг-Бен. Башня Елизаветы воздвигалась особым способом — изнутри наружу, то есть строительные леса были установлены внутри конструкции, а не снаружи как это принято делать во всем мире. Материалы перевозились рекой и доставлялись каменщикам при помощи лебёдок. Материалы для строительства Елизаветинской башни поступали со всего Соединенного Королевства: чугунные швеллеры поступали с железоделательного завода на Риджентс-канал, для воздвижения внешних частей стен камень завозили из Йоркшира, гранит из графства Корнуолл, металлические листы для кровли с литейного завода в Бирмингеме.
Фундамент был заложен 28 сентября 1843 года. Котлован для фундамента был вырыт на глубину 3 метра. Все Соединенное королевство приложило руку к созданию знаменитой достопримечательности, но отпраздновать это так и не удалось. Официальной церемонии открытия Биг-Бена не состоялось возможно потому, что сдача ее в эксплуатацию опоздала на 5 лет, в 1859 году. Сконструировал башню Чарльз Берри, главный архитектор при королевском дворе.
Часы
Для поиска первоклассного часовщика был организован конкурс, главным требованием которого стала разработка часового механизма с точностью до одной секунды с начала каждого часа и телеграфирование точного времени в Гринвичскую обсерваторию дважды в день. Архитектор Берри был прекрасным специалистом в своей области, но он не был часовщиком. Столь завышенные требования для тех времен привели к семилетней задержке срока сдачи. Честь заниматься разработкой главных часов Лондона выпала совсем не часовщику, а юристу Эдмунду Беккету Денисону. Следующая задержка возникла вследствие того, что пространство внутри башни оказалось слишком мало для запланированного дизайна часов. Планировалось, что перестройка башни обойдется в 100 фунтов стерлингов, но по факту сумма оказалась гораздо больше — 2500 фунтов, немыслимые по тем временам деньги. Интересно отметить, что если бы Биг- Бен был построен сегодня, это стоило бы около 200 000 долларов США. Денисон сделал огромный вклад в концепцию точности часов: он разработал особый механизм, позволяющий маятнику противостоять воздействиям внешних факторов, как например сила ветра. С тех пор изобретение Денисона использовалось в часах по всему миру.
Часы были установлены в башне в апреле 1859 года. Сначала они не сработали, поскольку чугунные минутные стрелки были слишком тяжелыми. Как только их заменили более легкими медными стрелками, механизм успешно начал показывать время с 31 мая 1859 года, незадолго до установки колокола Биг Бен. Каждый циферблат выполнен из чугуна, имеет диаметр 7 метров и содержит 312 отдельных кусочков опалового стекла с непрозрачной отделкой. Под каждым циферблатом в камне высечена надпись на латыни: «Domine Salvam fac Reginam nostrum Victoriam primam», что означает «Боже, храни нашу королеву Викторию I». Раз в 5 лет циферблаты Биг-Бена моют профессиональные мойщики окон, которые спускаются вниз на тросах и предельно осторожно моют витражи циферблатов особым моющим раствором, стараясь не надавливать на них руками и не повредить историческую реликвию. Каждый год часы корректируются с помощью монетки. Если часы работают быстро, к маятнику добавляется пенни. Если часы работают медленно, из маятника удаляется пенни. Часы получают две с половиной секунды от каждого добавленного пенни. Часы отстали на четыре с половиной минуты в августе 1949 года, когда стая скворцов сидела на минутной стрелке.
Факты о часах
- Количество циферблатов: 4;
- Диаметр часовых дисков: 7 метров;
- Размер цифр: 60 сантиметров;
- Материал циферблата: чугун;
- Витраж: 312 элементов опалового стекла;
- Освещение каждого циферблата: 28 энергоэффективных ламп мощностью 85 Вт каждая;
- Срок службы каждой энергоэффективной лампы: 60 000 часов.
Минутные стрелки:
- Материал: медь;
- Вес: 100 килограмм, включая противовесы;
- Длина: 4,2 метра;
- Расстояние, пройденное минутными стрелками в год: эквивалент 190 километров.
Часовые стрелки:
- Вес: 300 килограмм, включая противовесы;
- Длина: 2,7 метра;
- Часовая цифра 4 обозначена римской цифрой IV, а не IIII, как на других часах во всем мире.
Великий Колокол
Официально колокол Элизабет-Тауэр называется Великий колокол, хотя во всем мире он известен под названием «Биг-Бен». Существует две теории происхождения этого имени: он назван в честь сэра Бенджамина Холла, первого члена парламентской комиссии (1855–1858), либо назван в честь Бена Каунта, чемпиона по боксу в супертяжелом весе 1850-х годов, также известному как «Большой Бен». Это прозвище обычно давалось обществом всему, что было самым тяжелым в своем классе. Считается, что первая теория наиболее вероятна. В августе 1856 года колокол был доставлен по железной дороге и морю в Лондон. По прибытии в Лондонский порт его переместили на пассажирский экипаж и тянули через Вестминстерский мост на 16-и белых лошадях. Сначала колокол был установлен в Новом дворцовом дворе и тестировался каждый день до 17 октября 1857 года, когда на нем образовалась трещина размером 1,2 метра.
Второй колокол увидел свет 10 апреля 1858 года. Он был на 2,5 тонны легче первого. Его установили 11 июля 1859 года, но и его успех был недолгим. В сентябре 1859 года новый колокол также треснул, и Биг Бен молчал четыре года. В 1863 году решение было найдено сэром Джорджем Эйри, Королевским астрономом. Биг-Бен повернули на четверть оборота, чтобы часовой молоточек ударял в другое место и заменили его на более лёгкий. С тех самых пор Биг-Бен почти всегда исправно функционирует. Интересно, что четыре малых колокола, которые звонят каждые 15 минут безымянны.
Факты о Великом Колоколе
- Вес: 13,7 тонны;
- Высота: 2,2 метра;
- Диаметр: 2,7 метра;
- Музыкальная нота при ударе: E;
- Вес молотка: 200 килограмм.
Остановка часов
Остановка 2007 года была самой продолжительной приостановкой с 1990 года. Механизм часов также был приостановлен на два дня в октябре 2005 года, чтобы провести осмотр тормозного вала. Предыдущие остановки часовых механизмов произошли в 1934 году на 2 месяца и в 1956 году на 6 месяцев. На протяжении многих лет часы останавливались абсолютно случайно — погодой, рабочими, поломками или птицами. Наиболее серьезный сбой произошел в ночь на 10 августа 1976 года, когда часть механизма шиминга отпала из-за старости металла. Это нанесло большой урон, но, к счастью, никто не пострадал.
Реконструкция Биг-Бена
Программа основных работ по сохранению Башни Елизаветы, Великих часов и Большого Колокола, также известного как Биг Бен, началась в начале 2017 года и продлилась 5 лет. Хотя рабочие леса сняли еще в конце 2021 года, полностью завершили реконструкцию только к концу 2022. Колокольный механизм протестировали, подключили электропитание и новую энергосберегающую подсветку. Общая стоимость проекта оценивается в £ 80 млн, а не 29 млн фунтов стерлингов, как было заявлено весной 2016 года. Биг-Бен, который посещают около 12 000 человек каждый год, тщательно опекается командой Наследия Парламента.
К весне 2023 года были проведены работы, в ходе которых Башню подготовили к приему посетителей, первые экскурсии начнутся в апреле.
Обзорные экскурсии по Биг-Бену
После длительного перерыва экскурсии вновь возобновлены, однако, пока посещение возможно только в ограниченном формате. Первые ознакомительные туры начнутся в апреле 2023 года и будут проводиться только на английском языке. Сам тур включает в себя посещение башни с подъемом к колокольне, во время которого гид расскажет участникам об особенностях проекта реконструкции и работе Биг-Бена в целом. Работы по подготовке выставки все еще продолжаются, официальномое открытие запланировано на лето 2023 года.
Билеты можно приобрести онлайн (билеты распроданы), по телефону или в день посещения в билетной кассе при входе. Стоимость ознакомительного тура — 10 фунтов.
Гостиницы и отели
Рядом с Башней Елизаветы очень много отелей и небольших хостелов в ценовом диапазоне на любой кошелек. Башня находится в самом сердце города бок о бок с другими достопримечательностями мирового масштаба, в районе Вестминстера не составит трудности подобрать себе жилье.
Как добраться до Биг-Бена
Прямо возле Вестминстерского дворца находится станция метро «Westminster». На этой станции пересекаются желтая ветка Circle, зеленая ветка District и серая ветка Jubilee.
На пароме № RB1, RB1X можно добраться до паромной станции «Westminster Pier». Паром идет по Темзе, а значит с борта можно рассмотреть все достопримечательности.
Ближайшая к Биг-Бену автобусная остановка — «Westminster». До нее курсируют автобусы № 12, 53, 159, 453, N109, N155, N381. Чуть дальше находится остановка «Westminster Station Bridge St.» с маршрутами № 148 и 211. На автобусе, № RT1 можно доехать до остановки «Westminster Pier». Этот автобусный маршрут особо интересен, так как по пути следования огибает Темзу и из окна открывается живописный вид.
Биг-Бен находится в старейшем районе Лондона. Концентрация достопримечательностей в историческом квартале настолько высока, что иногда невозможно сразу уловить сколько культурных объектов попало в поле зрения за один раз. Вместе с Биг-Беном нельзя не посетить Вестминстерский дворец. Именно там до сих пор с давних веков проходят дебаты Палаты Лордов и Палаты Общин. Прямо напротив башни раскинулось Вестминстерское Аббатство — одна из самых важных в мире религиозных достопримечательностей, в которой с 1090 и по сей день проводятся службы. С противоположной стороны можно прогуляться по старейшему в Лондоне королевскому Сент-Джеймс парку, где одна достопримечательность плавно перетекает в другую.
Биг-Бен на google-панораме:
Биг-Бен на видео:
Отзывы с FOURSQUARE
Aragami
декабрь 2022
Здесь Все Хорошо🐘😎
Oksana
июль 2019
Биг Бен в рекламе нуждается 😊
Alexander
ноябрь 2018
На реконструкции, весь в лесах.
Смотреть отзывы на
Другие интересные места Лондона
Куда сходить и что посмотреть в Лондоне
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Фото: pixabay.com
Биг-Бен: Обзор
Часовая башня Вестминстерского дворца является одной из главных достопримечательностей Лондона и в целом Англии. Более известное её название и привычное слуху – Биг-Бен (Big Ben). Фактически, это название, данное массивному колоколу внутри часовой башни, вес которого превышает 13 тонн. Особенно эффектно Биг Бен выглядит ночью в подсветке — словно он вылит из золота.
Существует две основные версии происхождения названия Биг-Бен. Согласно первой из них, название дано в честь видного политического деятеля и комиссара — Бенджамина Холла, который и руководил установкой колокола Биг-Бен на Часовой башне Вестминстерского дворца. Вторая версия предполагает происхождение названия в честь знаменитого боксера-тяжеловеса Бенджамина Каунта, который носил кличку «Биг-Бен».
Каждый циферблат Биг-Бена насчитывает семь метров в диаметре, а минутные стрелки имеют длину 4 метра 20 сантиметров и вес около 100 килограммов. В каждом из циферблатов часов содержится 312 кусочков стекла. Биг-Бен практически никогда не останавливался. Даже после того, как бомба разрушила часть сооружения во времена Второй Мировой Войны, башня с часами сохранилась и Биг-Бен продолжал исправно показывать время. Над циферблатом есть надпись на латыне, которая в переводе звучит, как: «Господи, храни нашу Королеву Викторию I».
Booking.com
Биг-Бен: Как добраться
Буквально в нескольких десятках метров от Биг-Бена расположена станция метро Вестминстер (Westminster), которая обслуживается поездами трёх разных линий: Кольцевая (желтая), Дистрикт (зелёная) и Юбилейная (серая). Поэтому, из любой точки Лондона сюда будет несложно и бюджетно добраться – 1.5 GBP при наличии карты «Oyster». Кроме того, в районе Биг-Бена и Вестминстера пролегает огромное количество автобусных маршрутов, в том числе и ночных (перед номером маршрута стоит буква «N») – 1.5 GBP за один билет с «Oyster» картой.
Можно также воспользоваться услугами такси, однако стоить это будет на порядок дороже (в среднем – 7 GBP за каждую милю проезда). Если вы путешествуете, как говорится, «на легке» — возьмите на прокат велосипед в одной из многочисленных точек самообслуживания в городе, с надписью «Santander» на велосипедах. Так вы избавитесь от пробок и получите массу удовольствия от велопрогулки (2 GBP за каждые 30 минут поездки).
Биг-Бен: Лайфхаки
Попасть в сам Биг-Бен не получится, если вы не являетесь гражданином Великобритании. Однако, есть возможность посетить здание Парламента, частью которого является Биг-Бен. Сделать это можно в субботу и исключительно в составе экскурсионной группы. Билет имеет смысл приобретать заранее и сделать это можно через Интернет. Существует возможность посетить здание Парламента в другой день, но только тогда, когда не заседает Парламент (информация есть на сайте Парламента Великобритании).
Экскурсионный тур по Вестминстерскому дворцу длится около 90 минут и стоит порядка 25 GBP (для взрослых), для студентов, пенсионеров и военнослужащих – скидки, а дети до 5 лет – бесплатно. Если же у вас не получается посетить Парламент в указанный день или не хочется тратить деньги – не беда, наиболее гармоничные фотографии Биг-Бена получаются как-раз с улицы, то-есть заходить в само здание нет большой необходимости.
Биг-Бен — Лондон
Лондонский Биг Бен давно уже стал одним из самых узнаваемых символов Англии. Название это исторически принадлежит не огромным часам, как принято считать. Биг Бен – огромный колокол, весящий около 13 тонн, диаметр его основания составляет 3 метра. Колокол находится в башне, являющейся частью архитектурного ансамбля Вестминстерского дворца. Постепенно так стали называть и огромные часы, и башню высотой 96 метров. Часы Биг Бена тоже имеют впечатляющие размеры (диаметр циферблата – 7 метров); они до сих пор являются одними из самых больших в мире.
Биг-Бен с высоты
История создания Биг-Бен
Часовая башня была построена в 1858 году. Спроектировал ее Аугустес Пьюджин, английский архитектор. Через год на высоте 55 метров на башне были запущены часы. Оригинальный колокол был отлит заранее – в 1856 году, вес его составлял 16 тонн, именно тогда ему и присвоили имя Биг Бен. Но во время испытаний он дал трещину, после чего был переделан и потерял в весе, а вскоре треснул вновь. Несколько лет часы работали без него, пока, наконец, после незначительного ремонта колокол не был поднят на башню. Именно он и сейчас звонит на башне вместе с четвертными колоколами, воспроизводя Кембриджские перезвоны.
Происхождение названия Биг-Бен
О том, почему же колоколу было дано такое нехарактерное имя – Биг Бен, нет единого мнения до сих пор. По одной из версий, главная достопримечательность Лондона своим названием обязана боксеру, которого так прозвали из-за веса. Настоящее имя его – Бенджамин Каунт. По другой, Бенджамин Холл, руководивший изготовлением колокола стал родоначальником этого названия, так как из-за комплекции его самого звали Большим Беном.
Особенности часов Биг-Бен
Часовой механизм был изготовлен по проекту королевского астронома и часовщика-любителя (Джорджа Эйри и Эдмунда Бекетта Денисона). Точностью и надежностью он обязан двойному трехступенчатому ходу, изобретенному Денисоном. Настройку часов можно произвести с помощью монет в 1 пенни – они изменяют скорость на 0,4 секунды.
Огромные циферблаты находятся в железных рамах и состоят из отдельных кусков опалового стекла, окружность дисков покрыта позолотой. Однако увидеть все это великолепие нет возможности – сейчас вход в башню закрыт для посетителей. Кроме того, в башне нет подъемника, и желающие могли бы подняться наверх только по ступеням.
Биг-Бен – часовой механизм
Как добраться до Биг-Бен
Автобусом можно доехать до Трафальгарской площади Уатхолла или Парламентской площади с остановкой недалеко от Вестминстерского дворца. На метро проезд до станций – Виктория или Вестминстер.
Часовая башня занимает центральное место в праздновании Нового года у англичан, и, вероятно, это самое лучшее время для туристической поездки в Лондон. 31 декабря вы сможете не только полюбоваться самым знаковым для британцев местом, но и услышать бой курантов.
Видео: Биг-Бен
Содержание
- Основные моменты
- Из истории Биг-Бена
- Циферблаты и часовой механизм
- Колокола часовой башни
- Происхождение названия
- Интересные факты
- Биг-Бен: день сегодняшний
- Как добраться
Основные моменты
Часы Биг-Бена
В узком смысле Биг-Беном именуется находящийся внутри нее 13-тонный колокол, а само сооружение в 2012 году было официально переименовано в Башню Елизаветы в честь 60-летия пребывания на престоле нынешнего британского монарха.
Туристы, приезжающие в Лондон, считают своим долгом посетить эту достопримечательность или хотя бы взглянуть на Биг-Бен издалека. Но «посетить» вовсе не означает побывать в башне. В настоящее время её внутренние помещения для иностранцев закрыты, туда иногда получают доступ лишь местные чиновники и представители масс-медиа. Строгие меры введены властями в целях безопасности, и о том, что послужило поводом для таких ограничений, мы расскажем ниже.
Но никакие запреты, пусть даже обусловленные уважительными причинами, не повлияли на популярность Биг-Бена. Путешественники из разных уголков планеты обязательно находят свободную минутку, чтобы прийти сюда и полюбоваться архитектурным великолепием башни. И, конечно, сверить время: ведь часы Биг-Бена по праву считаются самыми точными в мире!
Биг-Бен в туманеЭкскурсионный автобус направляется к Биг-Бену
Из истории Биг-Бена
Вид на Биг-Бен в 1950 году
Строительство Часовой башни Вестминстерского дворца – такое название она носила до переименования – началось в 1837 году. Автором проекта выступил известный английский архитектор Огастес Пьюджин. В тот период на престол как раз взошла королева Виктория, правившая Британской империей 63 года. Тогда же реконструкции подвергли здание парламента, пострадавшее в 1834 году от сильного пожара. Новая башенная постройка, расположившаяся в северной части Вестминстерского дворца, обогатила собой его архитектурный комплекс, сделала его облик еще более узнаваемым.
По своим параметрам Башня Святого Стефана (это второе название достопримечательности) уступает «старшей сестре» – 98-метровой Башне Виктории, которая находится в юго-западной части дворца. Ее высота вместе со шпилем составляет 96,3 метра. Первый 61 метр башни выложен из кирпича, а наружная облицовка (сайдинг) – из эстонского известняка, применяемого в строительстве на протяжении 700 лет. Остальные 35,3 метра – это отлитый из чугуна шпиль. Основу башни составляет бетонный фундамент, его глубина 4 м.
Вид на Биг-Бен из башни Виктории в 1920 году
Биг-Бен, к тому же, и тоньше Башни Виктории. Однако, несмотря на сравнительно меньшие габариты, именно он практически сразу завоевал симпатии и лондонцев, и гостей города. В построенный в неготическом стиле объект архитектор заложил некую харизму, неизменно приковывающую к нему внимание на протяжении уже стольких лет. А еще мастер привнес черты одной из своих ранних работ – башни Скарисбрик-Холла. Только он так и не успел увидеть при жизни собственное творение: Биг-Бен стал последней проектной работой Пьюджина. Вскоре архитектор тяжело заболел и скончался.
Разгадка популярности Биг-Бена не только в особенностях башни как таковой. Она знаменита, прежде всего, своими легендарными часами, которые располагаются на 55-метровой высоте от поверхности земли. Диаметр заключенных в стальные рамки циферблатов огромен: 7 метров. Длина стрелок – часовая 2,7 м, минутная 4,2 метра – тоже впечатляет. Долгое время этот хронометр являлся самым большим в мире. Когда в 1962 году в г. Милуоки (штат Висконсин, США) была введена в эксплуатацию часовая башня Аллен-Брэдли, лондонской знаменитости пришлось уступить пальму первенства.
Биг-Бен и Вестминстерский дворец
Циферблаты и часовой механизм
Циферблат Биг-Бена. Часовая стрелка длиной 2,7 м, а минутная — 4,3 м
Циферблатов на Биг-Бене имеется четыре – по числу сторон света, и они, соответственно, «смотрят» на север, юг, запад и восток. Массивные часовые стрелки отлиты из железоуглеродистого сплава (чугуна), а минутные изготовлены из более лёгкого и тонкого медного листа. Материал циферблатов – минералоид, известный под названием бирмингемский опал. Только опаловое стекло в циферблатах Биг-Бена не цельное, оно «разбито» на 312 отдельных кусочков. Такая фрагментарность или мозаичность визуально придает им вид окон. Но не это главное: эти части легко достаются, что позволяет при необходимости проникать внутрь циферблатов и проводить осмотр или какие-то профилактические мероприятия.
Часы Биг-Бена, показывающие время по Гринвичу, являются самыми точными не только на Туманном Альбионе, но и в мире. Каким образом обеспечивается и поддерживается их безупречный ход? Чтобы дать ответ, обратимся, что называется, к истокам. Разработчиками хронометра стали люди, которые имели к этому делу самое отдаленное отношение. Не считая часовщика Эдмунда Беккета Денисона (и то любителя), к проекту приложили руку… адвокат Джордж Айри и королевский астроном. Сборкой часового механизма занимался часовщик-профессионал Эдвард Джон Дент, завершивший свой труд в 1854 году.
Часовой механизм Биг-БенаОбратная сторона циферблата
Строительство самой башни на тот момент еще не было окончено, и мастер Денисон, личность исключительно творческая, задумал поэкспериментировать. Он решил пойти на риск и отказаться от апериодического хода ключа, с помощью которого заводился механизм часов. И это несмотря на то, что его наличие было предусмотрено проектом. Взамен он разработал двойной трехступенчатый ход, что обеспечило оптимальное разделение часового механизма и маятника. Последний установили внутрь ветро- и влагонепроницаемого короба, который находится ниже часовой комнаты. Он имеет длину 3,9 метра и весит 300 килограммов – на 2 тонны меньше механизма. Ходит маятник каждые две секунды.
Маятник Биг-Бена
Итак, вернемся к вопросу о точности часов Биг-Бена. Время от времени они отстают, и это общеизвестный факт. Только никаких проблем из-за этого не возникает. И всё благодаря… английскому пенни. Когда хронометр начинает «обманывать», на маятник просто кладут старинную монетку весом в полтора грамма. Трудно сходу сказать, какие законы физики при этом задействуются, но такое «вмешательство» гарантированно ускоряет ход часов на 2,5 секунды в сутки. Смотритель, добившись таким способом точности, потом убирает монетку – до следующего раза. Часовой механизм за 150 лет ни разу не подвел, доказав свою надежность. Периодически проводятся работы по техническому обслуживанию, заменяются некоторые детали. Раз в два дня механизм тщательно смазывается. Но в целом его конструкция остаётся неизменной.
Во время двух мировых войн часы Биг-Бена работали в особом режиме. Так, в 1916-1918 годах колокол не отбивал время, а ночью не включали подсветку башни. Не включали подсветку и с 1 сентября 1939 года, когда гитлеровская Германия вероломно напала на Польшу, развязав самую кровавую мировую войну в истории человечества. Правда, часы работали исправно, и даже звонил колокол. В июне 1941 года во время бомбардировок Лондона нацистской авиацией главные куранты Великобритании получили повреждения. Но, к счастью, они оказались несерьезными, и хронометр продолжил ход. Потом его всё же остановили на сутки, но только чтобы отремонтировать саму Башню Святого Стефана.
Мытье часов
Колокола часовой башни
Колокола Биг-Бена
Самым большим в Башне Елизаветы является главный колокол – это и есть Биг-Бен, давший название всему сооружению. Он был отлит 6 августа 1856 года мастерами предприятия «Джон Уорнер и сыновья» в городке Стоктон-он-Тис (северо-восточная Англия). 16-тонную махину к башне подвезли на телеге, в которую впрягли 16 лошадей. Событие оказалось настолько значимым, что повозку всю дорогу сопровождала восторженная толпа. Только радость оказалась преждевременной: когда колокол испытали, он взял да и треснул. Пришлось отправлять на ремонт. 10 апреля 1858 года он был заново отлит на заводе Whitechapel («Уайтчепел»). Второй колокол оказался «худее», его вес составил 13,76 тонн.
Поднимали исполина на башню почти целые сутки. Он мало того, что был тяжелый, так еще и габаритный: высота 2,2 метра, ширина – 2,9 м. И вот свершилось: 31 мая 1859 года лондонцы впервые услышали звон Биг-Бена. И хотя вес наносившего удары молотка тоже уменьшили, колокол через два месяца опять дал трещину. По новой отливать его уже не стали, ограничились «косметическим» ремонтом, который продлился 3 года. Всё это время колокол молчал.
Колокола Биг-Бена сверху
Сначала сделали пропил в форме квадрата, который бы предотвратил дальнейшее распространение трещины. Потом развернули сам колокол, чтобы молотком не попадать на повреждение. Наличие дефекта как раз и создаёт тот неповторимый резонирующий звук, благодаря которому звон Биг-Бена не спутаешь ни с каким другим. С тех пор жители и гости города на Темзе слышат его каждые 60 минут, и первый удар молотка совпадает с первой секундой нового часа.
Главный колокол окружен колоколами меньшего размера. Каждые пятнадцать минут они играют мелодию «Вестминстерские Четверти», известную также как «Кембриджские Перезвоны» – по названию церкви св. Марии Великой (Кембридж). Ими отбивается ритм такого изречения: «В этот час Господь хранит меня, и его сила не даст никому отступиться». 31 декабря 1923 года бой курантов Часовой башни Вестминстерского дворца впервые прозвучал по радио ВВС, ныне самой большой телерадиокомпании в мире по охвату аудитории. С тех пор звучание Биг-Бена в течение суток звучит на канале ВВС Radio дважды: в 18:00 и в полночь. Что интересно, он транслируется не с заранее заготовленной записи, а в прямом эфире. Такое стало возможным благодаря установленному внутри башни микрофону.
Вид на Биг-Бен с набережной Квин Уолк
Происхождение названия
Часовая башня Вестминстерского дворца, Башня Святого Стефана и, наконец, Башня Елизаветы – это официальные названия достопримечательности. Но откуда взялось наименование «Биг-Бен», ставшее, к тому же, самым известным? Версий на этот счет существует несколько. Остановимся на этом чуть подробнее.
По одной из них, колокол назвали именем лорда Бенджамина Холла, господина с крупным телосложением и весьма зычным голосом. Он якобы выступил на специальном заседании парламента по вопросу этого самого названия. Только говорил он очень долго, чем наскучил коллегам. Один из парламентариев не выдержал и выкрикнул с места: «Давайте назовем колокол Биг-Беном и покончим с этим безнадежным делом». А словосочетание «Big Ben» с английского переводится как «Большой Бен». Участники заседания по достоинству оценили шутку, в зале раздался хохот, который не мог означать ничего, кроме всеобщего согласия.
Другая версия привязывает название колокола к имени известного в то время боксера в тяжелом весе Бенджамина Каунта. На уровне слухов до наших дней дошло, что «голосистой» махине даже хотели дать имя королевы Виктории, и что якобы с таким предложением выступил один из членов верхней Палаты лордов. Только официальных подтверждений этому в отчетах о заседаниях парламента не нашлось. И даже если предположить, что такая инициатива всё же подавалась, то по каким-то причинам ей не суждено было воплотиться в жизнь.
Биг-Бен в лучах заката
Интересные факты
Британские парламентарии, принимавшие в 1844 году решение о постройке башни, настаивали на том, что установленные на ней часы непременно должны стать самыми точными в мире. Только при этом условии они соглашались выделить необходимое финансирование. Из чего можно заключить, что если проектировщики не смогли бы убедить их, что так оно и будет, то строительство Биг-Бена могло не начаться.
Биг-Бен в роли тюрьмы, карикатура
Биг-Бен побыл и в роли… тюрьмы. В башню заключали парламентариев, слишком буянивших на заседаниях. Последней её узницей стала представительница феминистского движения Эммелин Панкхёрст, боровшаяся за равноправие женщин. Рядом с Вестминстерским дворцом ей установлен памятник.
Однажды, в 1949 году, часы Биг-Бена неожиданно отстали на целых четыре минуты, что стало настоящим ЧП. Все начали грешить на механизм: мол, старый уже, не выдержал испытания временем. Но оказалось, что так «пошалила» стая скворцов, решившая усесться прямо на минутную стрелку.
В следующий раз – на дворе была зима 1962 года – часы подверглись обледенению. Специалисты пришли к заключению, что при механическом откалывании кусков льда они могут повредиться, поэтому решили не рисковать. Смотрителям дали указание отключить маятник от часового механизма, чтобы не произошла масштабная поломка. С наступлением оттепели его запустили вновь.
Однако часы Биг-Бена однажды всё же сломались. Они остановились 5 августа 1976 года и замерли на целых девять месяцев. Причина – в усталости металла, из которого была выполнена торсионная подвеска маятника, передававшая его нагрузку. Эта авария нанесла часовому механизму значительный ущерб. После ликвидации его последствий часы запустили 9 мая 1977 года. Случившееся стало уроком на будущее: отныне техническое обслуживание Биг-Бена проводили регулярно и более тщательно. С этой целью часы могут останавливать и на час, и на два. Причем такие паузы не фиксируются как остановка. Незначительные поломки тоже случались, но редко.
Циферблат ночью
Еще один раз погодный фактор сказался на работе часов 27 мая 2005 года. В Лондоне невыносимо палило солнце, и по этой причине механизм замирал дважды в течение дня. Правда, прямая связь между зноем и остановкой Биг-Бена доподлинно не установлена, но другого объяснения тогда просто не нашлось. В том же 2005 году механизм остановили на 33 часа – проводили плановые технические работы. Такая их продолжительность стала своеобразным рекордом. В августе 2007 года технические работы впервые проводились без остановки часового механизма. Они длились целых 6 недель, мастера в это время заменяли подшипники и системы крепления главного колокола. А стрелки продолжали свой бег при помощи специально подключенных электродвигателей.
30 января 1965 года Британия и весь мир прощались с самым известным премьер-министром в истории страны сэром Уинстоном Черчиллем. В этот день колокола Биг-Бена время не отбивали.
В следующий раз часы замолчали 30 апреля 1997 года, за день до выборов в Палату общин британского парламента. И, наконец, последняя остановка башенных часов имела место 17 апреля 2013 года, когда хоронили баронессу Маргарет Тэтчер. Она была первой женщиной на посту главы правительства Соединенного Королевства. За решительность в проведении непопулярных реформ еще при жизни получила прозвище «железная леди».
Красная телефонная будка на фоне Биг-Бена
На каждом циферблате выведена позолоченная надпись по-латыни: «Domine Salvam fac Reginam nostram Victoriam Primam». Высказывание переводится как «Боже, храни нашу королеву Викторию Первую». Есть еще одна надпись – по всему периметру башни, справа и слева от часов – и она тоже на латинском: «Laus Deo» («Слава Богу» или, как вариант, «Хвала Господу»).
Когда в Вестминстерском дворце проходят вечерние заседания парламента Великобритании – кстати, одного из старейших в мире – наверху башни обязательно включают освещение. Не все знают, почему. Это такая традиция или символ чего-либо? Скорее, первое. Придумала ее Виктория как способ своими глазами видеть, парламентарии действительно заняты работой или только имитируют таковую. Электрическими лампами часы освещаются с 1912 года. До этого источником света служили газовые рожки, представлявшие собой трубки с регулируемой подачей газа, а также оснащенные механизмом по увеличению притока воздуха к горелке.
Несмотря на то, что часы Биг-Бена уступили мировое лидерство, как уже было сказано, хронометру «Аллен-Брэдли» в США, они по-прежнему остаются самыми большими четырехсторонними часами с боем, потому что американцы добавить бой своим курантам то ли забыли, то ли не захотели.
Салют из башни
Биг-Бен: день сегодняшний
Осмотреть внутреннее убранство Башни Елизаветы мечтают многие иностранные туристы, но экскурсии для них здесь не проводятся – так решили власти. Постоянный доступ в Биг-Бен разрешен избранному кругу высокопоставленных лиц. Они поднимаются наверх по узкой 334-ступенчатой винтовой лестнице. Поскольку лифта в башне нет, такой подъем становится сродни подвигу.
Лестница на вершину Биг-Бена
Почему существует этот запрет? В качестве причины называется риск террористической угрозы: ведь достопримечательность входит в архитектурный комплекс здания действующего парламента – высшего представительного и законодательного органа страны. Между тем, для граждан Великобритании время от времени экскурсии по Биг-Бену проводятся. Только в качестве организатора должен выступить не кто иной, как член Палаты лордов или депутат Палаты общин.
Остальным остаётся довольствоваться лишь внешним видом знаменитого сооружения, фотографируясь на его фоне. Путешествуя по Лондону, вы наверняка столкнетесь с множеством уменьшенных копий Биг-Бена. Дубликаты представляют собой нечто среднее между башней и напольными часами в домах британцев. «Клоны» стали устанавливать едва ли не у всех городских перекрестков.
Знаете ли вы, что Биг-Бен постепенно наклоняется? До показателей Пизанской башни в Италии ему, конечно, далеко, но факт остаётся фактом. С момента возведения состояние грунта претерпело изменения, что и обусловило «падение» Биг-Бена. Роль катализатора сыграла и прокладка подземной линии лондонского метрополитена «Джубили». Но строители успокоили: мол, они это предвидели и потому ничего страшного не произошло.
Сувениры в форме Биг-Бена
Башня Елизаветы на сегодняшний день сместилась примерно на 220 мм, что в соотношении с высотой дает наклон в 1/250 в направлении северо-запада. На этот показатель влияет и внешняя среда: колебания то в одну, то в другую сторону зависят от погодных условий и составляют несколько миллиметров.
Но несмотря ни на что Биг-Бен был и остаётся значимым символом для Великобритании – как Московский Кремль для России, Эйфелева башня для Парижа или Статуя Свободы для Соединенных Штатов. В ночь с 31 декабря на 1 января лондонцы вживую слушают бой курантов, возвещающий о наступлении Нового года, чтобы вовремя поднять праздничные бокалы.
Образ башни давно стал самостоятельным брендом и широко используется в культуре и искусстве. Знакомые очертания можно встретить в кино, телепередачах, комиксах, компьютерных играх, а также на конвертах, открытках, различной сувенирной продукции.
Как добраться
В непосредственной близости от Биг-Бена находится станция метро Вестминстер (Westminster), которая обслуживается поездами трех разных линий: Circle line (желтая), District line (зеленая) и Jubilee line (серая). Кроме того, в районе Биг-Бена и Вестминстерского дворца пролегает огромное количество автобусных маршрутов, в том числе и ночных (перед номером маршрута стоит буква «N»).