Самые большие числа образуются из девяток. В шестизначном числе этих девяток будет шесть штук — 999999. Если взять другие любые шесть цифр, то однозначно число окажется меньше. Правильным ответом является система выбрала этот ответ лучшим КорнетОболенский 4 месяца назад Этот вопрос имеет общее решение для любой системы счисления. Нужно взять наибольшую цифру из рассматриваемой системы счисления и записать ее 6 раз подряд. тогда наибольшее шестизначное число будет:
Наибольшее шестизначное число в десятичной системе счисления является девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто девять: 999999. Но если взять другую систему счисления, то это число ограничено только тем, какого размера систему счисления мы выберем. К примеру в 16-ричной системе счисления самое большое шестизначное число будет: FFFFFF. Если перевести его в десятичное, оно будет равно: 16777215. vikamar12 9 лет назад Самое большое шестизначное число — 999999 Знаете ответ? |
Привет! Сегодня исследуем 10 Задание из ОГЭ по информатике 2023.
Задание 9 из ОГЭ по информатике Вы можете научиться решать, прочитав статью по 13 заданию из ЕГЭ по информатике. Эту статью Вы можете найти здесь.
Десятое задание проверяет умение работать с различными системами счисления.
Задача (Классическая)
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
1416, 268, 110002.
Решение:
Число 14 находится в шестнадцатеричной системе. Об этом говорит маленький индекс возле числа. Переведём его в нашу родную десятичную систему.
Берём поочередно цифры, начиная с младшего разряда. Первую правую цифру умножаем на 16 в нулевой степени, вторую цифру на 16 в первой степени и т.д. Умножаем на 16, потому что переводим из шестнадцатеричной системы. Степень потихоньку увеличивается на 1.
Необходимо помнить, что любое число в нулевой степени это единица!
Остаётся только посчитать полученный пример. Получается число 20 в десятичной системе.
Переведём число 268 из восьмеричной системы в нашу родную десятичную систему. Делаем аналогично предыдущему примеру.
Аналогично переведём число и из двоичной системы.
Наибольшее из трёх чисел это 24.
Ответ: 24
Задача (Классическая, закрепление)
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
1D16, 368, 110112
Решение:
В шестнадцатеричной системе буквы при переводе в десятичную систему нужно превратить в числа.
A | B | C | D | E | F |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Переведём первое число.
Переведём второе число.
Переведём третье число.
Наибольшее число получается 30.
Ответ: 30
Задача (Из десятичной в двоичную)
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, в двоичной записи которого наименьшее количество единиц. В ответе запишите количество единиц в двоичной записи этого числа.
5910, 7110, 8110
Решение:
Нужно каждое число перевести в двоичную систему счисления.
Переведём число 5910 в двоичную систему.
Получается 5910 = 1110112. Здесь мы делим уголком на 2 (на основание системы, куда переводим) с остатком. Продолжаем делить, пока не получим 1. Затем остатки записываем задом наперёд. Получается число в двоичной системе счисления. Последнее число 1 (единицу) тоже берём.
Переведём число 7110 в двоичную систему.
Получается 7110 = 10001112.
Переведём число 8110 в двоичную систему.
Получается 8110 = 10100012.
Найдём количество единиц для каждого числа, записанного в двоичной системе.
1110112, Кол. ед.: 5
10001112, Кол ед.: 4
10100012, Кол ед.: 3
Ответ: 3
Задача (Из десятичной в восьмеричную)
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, найдите число, сумма цифр которого в восьмеричной записи наименьшая. В ответе запишите сумму цифр в восьмеричной записи этого числа.
8610, 9910, 10510
Решение:
Переведём число 8610 в восьмеричную систему.
Делаем аналогично тому, как мы переводили в двоичную систему, только теперь уголком делим на 8. Остатки могут получатся от 0 до 7.
Как только в результате деления получили число меньшее, чем 8, то завершаем процесс перевода.
Остатки опять записываем задом наперёд. Последнее число тоже участвует в формировании результата наравне с остатками.
Получается 8610 = 1268.
Переведём число 9910 в восьмеричную систему.
Получается 9910 = 1438.
Переведём число 10510 в восьмеричную систему.
Получается 10510 = 1518.
Найдём сумму цифр у полученных чисел.
1268, Сумма цифр: 9
1438, Сумма цифр: 8
1518, Сумма цифр: 7
Наименьшая сумма цифр равна 7.
Ответ: 7
Разберём несколько нестандартных тренировочных задач для подготовки к 10 заданию ОГЭ по информатике.
Задача(Неожиданная)
Число 3322n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наименьшее возможное значение n. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
Наименьшее значение n в этой задаче может быть равно 4, потому что самая большая цифра — это тройка. Мы берём на 1 больше, т.к. в четверичной системе могут применяться только цифры: 0, 1, 2, 3. Тоже самое, как в нашей родной десятичной системе могут применяться 10 цифр: от нуля, до девяти. Самая большая цифра в нашей родной десятичной системе девятка.
Осталось перевести данное число из четверичной системы в десятичную.
Ответ: 250
Задача (Уже знаем)
Число 2023n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите значение n, при котором данное число минимально. Для этого значения n в ответе запишите представление данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
Здесь нужно, чтобы само число 2023n было минимальным. Но это число будет минимальным, если мы выберем самое маленькое значение n при данных цифрах.
Самое маленькое основание системы может вновь 4. Переведём наше число 20234 из четверичной системы в десятичную.
Получается число 139.
Ответ: 139
Задача (Крепкий орешек)
Число 121n записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите наибольшее возможное значение n, для которого 121n < 10810. Для этого значения n в ответе запишите представления данного числа в десятичной системе счисления. Основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
Мы не знаем в какой системе счисления записано число. Но всё равно начнём переводить его в десятичную систему, оставив переменную n в виде неизвестной.
Попробуем подобрать n.
При n=10
1*100 + 2*101 + 1*102 = 121 > 10810
Перебор. Ну это и так было понятно.
Значит, нужно уменьшать n. Возьмём n = 9.
1*90 + 2*91 + 1*92 = 100 < 10810
Как раз получилось число, которое меньше числа 10810. Это и есть наибольшее n!
В ответе просили перевести исходное число в десятичную систему. Это и есть число 100, уже всё переведено.
Ответ: 100
Задача (Не все цифры одинаковые)
Десятичное число 511 записано в системе счисления с основанием n (n > 1). Определите минимальное значение n, при котором в полученной записи числа не все цифры одинаковые. В ответе запишите запись числа в системе счисления с найденным основанием n. Основание системы счисления указывать не нужно.
Решение:
Начнём перебирать основание системы n, начиная с наименьшего значения 2. Переведём число 51110 в двоичную систему.
Можно переводить стандартно, через деление уголком на 2. Но в данном случае видно, что число 511 близко к 512. Число 512 = 29.
Существует правило:
24 = 100002
26 = 10000002
Т.е. степень двойки показывает, сколько после единицы нулей у числа в двоичной системе.
Это касается любой системы счисления.
32 = 1003
33 = 10003
Наше число
51110 = 51210 — 1 = 29 — 1 = 10000000002 — 1
Сделаем вычитание столбиком.
Вычитание или суммирование столбиком в любой системе счисления выполняются так же, как и в нашей системе счисления. Здесь мы вычитаем единицу из нуля. Ноль идёт занимать у более старшего разряда и т.д. В итоге обращаемся к самой старшей единице. Эта единица превращается в младшем разряде в двойку, потому что работаем в двоичной системе. Как и в нашей системе, когда занимаем у старшего разряда единицу, она превращается в десяток. В итоге каждая двойка отдаёт единицу в младший разряд. В самом младшем разряде получается действие 2-1=1. А все разряды, т.к. отдали единицу в младший разряд превратятся в 1.
Получается 51110 = 2002213.
Видим, что не все цифры у числа одинаковые в троичной системе. И число n = 3 — это минимально возможное число.
Ответ: 200221
Задача(Диапазон чисел)
Сколько существует целых чисел x, для которых выполняется неравенство
2B16 < x < 628?
В ответе укажите только количество чисел, сами числа писать не нужно.
Решение:
Нам нужно узнать сколько чисел находятся в диапазоне от 2B16 до 628.
Переведём числа 2B16 и 628 в нашу родную десятичную систему счисления. Затем, мы уже сможем сообразить, сколько чисел вмещается в этот диапазон.
Чтобы перевести число из любой системы счисления в нашу родную десятичную, необходимо воспользоваться методом «возведения в степень».
Начинаем с младшего разряда. Цифра «B» превращается в 11. 2B16 = 4310. Теперь переведём число
628 в десятичную систему.
Таким образом, наше неравенство принимает вид 43 < x < 50. Кажется, что нужно сделать 50 — 43 = 7. Но если мы подставим небольшие числа 4 < x < 6, то мы увидим, что метод 6-4=2 неверен. Число будет только одно: 5 (пять). Поэтому и от нашего числа 7 мы тоже должны отнять единицу. 7 — 1 = 6. И ответ будет 6.
Если бы у нас было в одном месте знак «больше или равно»: 2B16 ≤ x < 628, то мы бы оставили число 7. А если было бы два знака «больше или равно», то даже прибавили единицу.
Ответ: 6
Сравнение чисел в различных системах счисления.
Системы счисление:
-
Двоичная
-
Восьмеричная
-
Десятичная
-
Шестнадцатеричная
Двоичные числа – каждая цифра обозначает значение одного бита (0 или 1), старший бит всегда пишется слева, индекс обозначает основание системы счисления. Например, .
В восьмеричной системе счисления используется восемь знаков-цифр (от 0 до 7).
Десятичные числа – наиболее привычные для обычного человека в повседневной жизни (от 0 до 9). Обозначаются индексом 10. Например, .
Шестнадцатеричная система счисления, так же как восьмеричная, широко используется в компьютерной науке из-за простоты перевода в нее двоичных чисел. В случае шестнадцатеричной записи числа получаются более компактными. В качестве алфавита шестнадцатеричной системы счисления используются цифры от 0 до 9 и шесть первых латинских букв – A, B, C, D, E, F.
Для того чтобы сравнить числа в различных системах счисления, необходимо выполнить перевод из различных систем счисления в десятичную.
Для перевода чисел в десятичную систему счисления выполняют развернутую запись исходного числа.
-
Перевод из двоичной в десятичную.
В двоичной системе счисления с увеличением значения количество разрядов растет очень быстро. Как определить, что значит двоичное число 10001001? Нам сложно понять, сколько это, мы привыкли мыслить в десятичной системе. Поэтому часто используется перевод двоичных чисел в десятичные.
В десятичной системе счисления любое число можно представить в форме суммы единиц, десяток, сотен и так далее. Например:
5476 = 5000 + 400 + 70 + 6
Можно пойти еще дальше и разложить число, используя основание системы счисления, возводимое в показатель степени, равный разряду цифры, уменьшенному на единицу:
5476 = 5 * 103 + 4 * 102 + 7 * 101 + 6 * 100
После равенства числа 5, 4, 7 и 6 – это набор цифр, из которых состоит число 5476. Все эти цифры умножаются на десять, возведенную в ту или иную степень. Десять – это основание десятичной системы счисления. Степень, в которую возводится десятка – это разряд цифры за минусом единицы. Так, например, 6 находится в первом разряде, поэтому она умножается на 10. Натуральное число в нулевой степени равно единице. Таким образом, мы умножаем 6 на 1.
Точно также производится разложение числа в двоичной системы счисления, кроме того, что основанием выступает двойка, а не десятка. Здесь до знака равенства число представлено в двоичной системе счисления, после «равно» запись идет в десятичной:
10001001 = 1 * + 0 * + 0 * + 0 * + 1 * + 0 * + 0 * + 1 *
Результат вычислений дает десятичное число, количественно равное двоичному 10001001:
1*27 + 0*26 + 0*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20 = 128 + 0 + 0 + 0 + 8 + 0 + 0 + 1 = 137
То есть число 10001001 по основанию 2 равно числу 137 по основанию 10:
=
-
Перевод из восьмеричной в двоичную.
Для преобразования двоичного числа в восьмеричное надо разбить его на тройки цифр и заменить каждую тройку соответствующей ей одной цифрой из восьмеричной системы счисления. Разбивать двоичное число на тройки следует с конца, а вместо недостающих цифр в начале можно записать нули.
1011101 = 1 011 101 = 001 011 101 = 1 3 5 = 135
В примере число 1011101 в двоичной системе приводится к числу 135 в восьмеричной системе счисления.
=
Как перевести восьмеричное число в десятичное? Здесь действует тот же алгоритм, как при преобразовании двоичного числа в десятичное. Однако в случае восьмеричного числа за основание степени берется десятичное число 8:
-
Перевод из шестнадцатеричную в десятичную.
Перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную выполняется аналогично переводу из двоичной и восьмеричной. Только здесь в качестве основания степени выступает число 16, а цифры от A до F заменяются десятичными числами от 10 до 15.
Максимальное двухразрядное число, которое можно получить с помощью шестнадцатеричной записи, – это число FF.
-
Перевод из десятичной в двоичную
О дним из алгоритмов перевода десятичного числа в двоичное является деление нацело на два с последующим «сбором» двоичного числа из остатков. Переведем разобранное уже нами число 137 в двоичное представление.
Получаем, что
-
Преобразование десятичного числа в восьмеричное также похоже на перевод в двоичное, за исключением того, что делить надо на 8
-
Для перевода чисел из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную используют тот же «алгоритм замещения», что и при переводе из десятичной системы счисления в двоичную и восьмеричную, только в качестве делителя используют 16
-
Перевод двоичного в шестнадцатеричную
При переводе двоичного числа в шестнадцатеричное, первое разбивается на группы по четыре разряда, начиная с конца. В случае, если количество разрядов не кратно четырем, первая четверка дописывается нулями впереди. Каждой четверке соответствует одноразрядное число шестнадцатеричной системы счисления.
Двоичное число |
Шестнадцатеричное число |
0000 |
0 |
0001 |
1 |
0010 |
2 |
0011 |
3 |
0100 |
4 |
0101 |
5 |
0110 |
6 |
0111 |
7 |
1000 |
8 |
1001 |
9 |
1010 |
A |
1011 |
B |
1100 |
C |
1101 |
D |
1110 |
E |
1111 |
F |
Пример:
Теперь попробуем прорешать Задание №10 из ОГЭ
№ 10324
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
3816, 758, 1101002.
Решение:
Переведем каждое число в десятичную систему счисления. Алгоритм как это делать представлен выше в теории.
Таким образом, наибольшим среди этих трех чисел является чисто 61.
Ответ: 61.
№ 10325
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
1416, 268, 110002.
Решение:
Переведем каждое число в десятичную систему счисления. Алгоритм как это делать представлен выше в теории.
Таким образом, наибольшим среди этих трех чисел является чисто 24.
Ответ: 24.
№ 10329
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите минимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
4116, 778, 10000102.
Решение:
Переведем каждое число в десятичную систему счисления. Алгоритм как это делать представлен выше в теории.
Таким образом, наименьшим среди этих трех чисел является чисто 63.
Ответ: 63.
На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 10 задания. Объясняется тема двоичного представления информации.
Содержание:
- ОГЭ по информатике 10 задания объяснение
- Двоичная система счисления
- Восьмеричная система счисления
- Шестнадцатеричная система счисления
- Разбор 10 задания ОГЭ по информатике
- Актуальное
- Тренировочные
10-е задание: «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации».
Уровень сложности
— базовый,
Максимальный балл
— 1,
Примерное время выполнения
— 3 минуты.
* до 2020 г — это было задание № 13 ОГЭ
Двоичная система счисления
Количество цифр (основание системы): 2
Входящие цифры (алфавит): 0, 1
Перевод чисел из 10-й системы счисления в двоичную:
Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в двоичную
Егифка ©:
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную:
Перевод чисел из 2-й сист. сч-я в 10-ую
Егифка ©:
При работе с большими числами, лучше использовать разложение по степеням двойки:
Разложение по степеням двойки
Егифка ©:
Восьмеричная система счисления
Количество цифр (основание системы): 8
Входящие цифры (алфавит): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Перевод чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную
Перевод чисел из 10-й сист. сч-я в 8-ую
Перевод чисел из восьмеричной сист. сч-я в десятичную
Перевод чисел из 8-й системы счисления в 10-ую
Перевод чисел из 8-й сист. сч-я в 2-ую и обратно триадами
Перевод из восьмеричной сист. сч-я в двоичную и обратно триадами
Егифка ©:
Шестнадцатеричная система счисления
Количество цифр (основание системы): 16
Входящие цифры (алфавит): 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A (10), B (11), C (12), D (13), E (14), F (15)
Перевод чисел из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную
Перевод из десятичной сист. сч-я в шестнадцатеричную
Перевод из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную
Перевод из 16-й сист. сч-я в 10-ую
Перевод чисел из двоичной сист. сч-я в шестнадцатеричную и обратно тетрадами
Перевод из двоичной с. сч-я в шестнадцатеричную и обратно тетрадами
Егифка ©:
- желательно выучить таблицу двоичного представления цифр от 0 до 7 в виде триад (групп из 3-х битов):
X10,X8 X2 0 000 1 001 2 010 3 011 4 100 5 101 6 110 7 111
X10 X16 X2 0 0 0000 1 1 0001 2 2 0010 3 3 0011 4 4 0100 5 5 0101 6 6 0110 7 7 0111 8 8 1000 9 9 1001 10 A 1010 11 B 1011 12 C 1100 13 D 1101 14 E 1110 15 F 1111
Разбор 10 задания ОГЭ по информатике
Актуальное
Решение задания 10.3. Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г.
Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
2316, 328, 111102
✍ Решение:
- Последовательно переведем все данные числа в 10-ю систему счисления.
10 23 = 2*161 + 3*160 = 35
10 32 = 3*81 + 2*80 = 26
11110 = 1*24 + 1*23 + 1*22 + 1*21 + 0 = 30
Ответ: 35
Тренировочные
Решение задания 10.1:
Переведите число 120 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите двоичное число.
✍ Решение:
- Так как перевод осуществляется в двоичную систему счисления, то используем деление на 2:
рез-т остаток
120 | 60 | 0
60 | 30 | 0
30 | 15 | 0
15 | 7 | 1
7 | 3 | 1
3 | 1 | 1
Ответ: 1111000
Решение задания 10.2:
Переведите двоичное число 1101010 в десятичную систему счисления. В ответе укажите десятичное число.
✍ Решение:
- Выполним быстрый перевод. Для начала над каждым разрядом исходного двоичного числа подпишем степени двойки справа налево:
64 32 16 8 4 2 1 1 1 0 1 0 1 0
64 + 32 + 8 + 2 = 106
Ответ: 106
✍ Решение:
- В шестнадцатеричной с-ме счисления числа от 10 до 15 представлены буквами латинского алфавита: A-10, B-11, C-12, D-13, E-14, F-15.
- Необходимо вспомнить двоичные коды чисел от 1 до 15 (см. теорию выше на странице), так как для перевода 16-ричного в двоичную с-му достаточно каждую цифру отдельно записать в виде четверки двоичных цифр (тетрады):
2 A C 1 0010 1010 1100 0001
Результат: 6
Подробный разбор 10 задания с объяснением просмотрите на видео:
📹 Видео youTube
Решение задания 10.4:
Сколько существует целых чисел x, для которых выполняется неравенство 2A16<x<618?
В ответе укажите только количество чисел.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Переведем 2A16 в десятичную систему счисления:
2A16 = 2*161+10*160 = 32 + 10 = 42
618 = 6*81+1*80 = 48 + 1 = 49
42 < x < 49
<
), то количество целых, удовлетворяющих условию:49 - 42 - 1 = 6
Результат: 6
Подробное решение данного 1 задания из демоверсии ЕГЭ 2018 года смотрите на видео:
📹 Видео youTube
Решение задания 10.5:
Вычислите значение выражения AE16 – 1916.
В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.
Подобные задания для тренировки
✍ Решение:
- Переведем уменьшаемое и вычитаемое в десятичную систему счисления:
1 0 A E = 10*161 + 14*160 = 160 + 14 = 174* A16 соответствует числу 10 в десятичной системе счисления
* E16 соответствует числу 14 в десятичной системе счисления
1 0 19 = 1*161 + 9*160 = 16 + 9 = 25
174 - 25 = 149
Результат: 149
1. Порядковый счет в различных системах счисления.
В современной жизни мы используем позиционные системы счисления, то есть системы, в которых число, обозначаемое цифрой, зависит от положения цифры в записи числа. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить только о них, опуская термин «позиционные».
Для того чтобы научиться переводить числа из одной системы в другую, поймем, как происходит последовательная запись чисел на примере десятичной системы.
Поскольку у нас десятичная система счисления, мы имеем 10 символов (цифр) для построения чисел. Начинаем порядковый счет: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Цифры закончились. Мы увеличиваем разрядность числа и обнуляем младший разряд: 10. Затем опять увеличиваем младший разряд, пока не закончатся все цифры: 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19. Увеличиваем старший разряд на 1 и обнуляем младший: 20. Когда мы используем все цифры для обоих разрядов (получим число 99), опять увеличиваем разрядность числа и обнуляем имеющиеся разряды: 100. И так далее.
Попробуем сделать то же самое в 2-ной, 3-ной и 5-ной системах (введем обозначение для 2-ной системы, для 3-ной и т.д.):
0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 10 | 2 | 2 |
3 | 11 | 10 | 3 |
4 | 100 | 11 | 4 |
5 | 101 | 12 | 10 |
6 | 110 | 20 | 11 |
7 | 111 | 21 | 12 |
8 | 1000 | 22 | 13 |
9 | 1001 | 100 | 14 |
10 | 1010 | 101 | 20 |
11 | 1011 | 102 | 21 |
12 | 1100 | 110 | 22 |
13 | 1101 | 111 | 23 |
14 | 1110 | 112 | 24 |
15 | 1111 | 120 | 30 |
Если система счисления имеет основание больше 10, то нам придется вводить дополнительные символы, принято вводить буквы латинского алфавита. Например, для 12-ричной системы кроме десяти цифр нам понадобятся две буквы ( и ):
0 | 0 |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 5 |
6 | 6 |
7 | 7 |
8 | 8 |
9 | 9 |
10 | |
11 | |
12 | 10 |
13 | 11 |
14 | 12 |
15 | 13 |
2.Перевод из десятичной системы счисления в любую другую.
Чтобы перевести целое положительное десятичное число в систему счисления с другим основанием, нужно это число разделить на основание. Полученное частное снова разделить на основание, и дальше до тех пор, пока частное не окажется меньше основания. В результате записать в одну строку последнее частное и все остатки, начиная с последнего.
Пример 1. Переведем десятичное число 46 в двоичную систему счисления.
Пример 2. Переведем десятичное число 672 в восьмеричную систему счисления.
Пример 3. Переведем десятичное число 934 в шестнадцатеричную систему счисления.
3. Перевод из любой системы счисления в десятичную.
Для того, чтобы научиться переводить числа из любой другой системы в десятичную, проанализируем привычную нам запись десятичного числа.
Например, десятичное число 325 – это 5 единиц, 2 десятка и 3 сотни, т.е.
Точно так же обстоит дело и в других системах счисления, только умножать будем не на 10, 100 и пр., а на степени основания системы счисления. Для примера возьмем число 1201 в троичной системе счисления. Пронумеруем разряды справа налево начиная с нуля и представим наше число как сумму произведений цифры на тройку в степени разряда числа:
Это и есть десятичная запись нашего числа, т.е.
Пример 4. Переведем в десятичную систему счисления восьмеричное число 511.
Пример 5. Переведем в десятичную систему счисления шестнадцатеричное число 1151.
4. Перевод из двоичной системы в систему с основанием «степень двойки» (4, 8, 16 и т.д.).
Для преобразования двоичного числа в число с основанием «степень двойки» необходимо двоичную последовательность разбить на группы по количеству цифр равному степени справа налево и каждую группу заменить соответствующей цифрой новой системы счисления.
Например, Переведем двоичное 1100001111010110 число в восьмеричную систему. Для этого разобьем его на группы по 3 символа начиная справа (т.к. ), а затем воспользуемся таблицей соответствия и заменим каждую группу на новую цифру:
Таблицу соответствия мы научились строить в п.1.
0 | 0 |
1 | 1 |
10 | 2 |
11 | 3 |
100 | 4 |
101 | 5 |
110 | 6 |
111 | 7 |
Т.е.
Пример 6. Переведем двоичное 1100001111010110 число в шестнадцатеричную систему.
0 | 0 |
1 | 1 |
10 | 2 |
11 | 3 |
100 | 4 |
101 | 5 |
110 | 6 |
111 | 7 |
1000 | 8 |
1001 | 9 |
1010 | A |
1011 | B |
1100 | C |
1101 | D |
1110 | E |
1111 | F |
5.Перевод из системы с основанием «степень двойки» (4, 8, 16 и т.д.) в двоичную.
Этот перевод аналогичен предыдущему, выполненному в обратную сторону: каждую цифру мы заменяем группой цифр в двоичной системе из таблицы соответствия.
Пример 7. Переведем шестнадцатеричное число С3A6 в двоичную систему счисления.
Для этого каждую цифру числа заменим группой из 4 цифр (т.к. ) из таблицы соответствия, дополнив при необходимости группу нулями вначале:
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Системы счисления. Перевод из одной системы в другую.» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в ВУЗ или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
08.05.2023