Как найти большую секунду

Интервал – это созвучие двух нот. На уроках сольфеджио учат определять интервалы на слух, пропевают их, строят от каждой ноты.

Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.

В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.

Содержание статьи:

  • Разновидности интервалов
  • Простые интервалы
  • Количественная и качественная величина интервала
  • Тритон — Кварта или Квинта
  • Увеличенный и уменьшенные интервалы
  • Составные интервалы
  • Как запоминать и отличать интервалы

Разновидности интервалов

Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.

Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:

Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:

Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.

Простые интервалы

Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:

  • 1 – прима
  • 2 – секунда
  • 3 – терция
  • 4 – кварта
  • 5 – квинта
  • 6 – секста
  • 7 – септима
  • 8 – октава

Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.

Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.

primy ot vsekh not

Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:

sekundy ot vsekh not

Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.

tercii ot vsekh not

Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:

kvarty ot vsekh not

Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:

kvinty ot vsekh not

Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:

seksty ot vsekh not

Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:

septimy ot vsekh not

Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:

oktavy ot vsekh not

На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.

Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.

Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:

Bol'shaya sekunda Do Re

Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

malaya sekunda Do Re bemol

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:

До-Ре:

До-Ре бемоь:

Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».

То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.

Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.

Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Tablica vsekh intervalov ot do

Тритон

Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.

Triton Fa Si

Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:

Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.

А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.

Triton Si Fa

Вот как звучит этот тритон:

Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.

Увеличенные и уменьшенные интервалы

Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:

sekunda Do Re

Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:

Uvelichennaya sekunda DO Re diez

Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.

Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным.  Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.

Уменьшенные интервалы

Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда. 

Tablica uv 2 = m 3

Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».

Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.

Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.

Составные интервалы

Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:

  • 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
  • 10 – Децима (10 ступеней)
  • 11 – Ундецима (11 ступеней)
  • 12 – Дуодецима (12 ступеней)
  • 13 – Терцдецима (13 ступеней)
  • 14 – Квартдецима (14 ступеней)
  • 15 – Квинтдецима (15 ступеней)

Рассмотрим эти интервалы подробнее.

Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:

 nona Do Re

Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.

Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:

malaya nona Do Re bemol'

Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.

decima

Ундецима – Октава + Кварта.

undecima

Дуодецима — Октава + Квинта.

duodecima

Терцдецима — Октава + Секста.

tercdecima

Квартдецима – Октава + Септима.

kvartdecima

Квинтдецима – Октава + Октава.

kvintdecima

Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.

А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:

 vse sostavnye intervaly v tablice

Как научиться отличать интервалы

Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.

Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.

Первый шаг.

Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.

konsonansy i dissonansy tablica

Консонансы:

Диссонансы:

Второй шаг.

Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.

Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:

Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:

Септима — звуки расположены очень широко:

Третий шаг.

Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:

А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:

Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.

Прима – Свадебный марш

Малая Секунда – «К Элизе»

Большая Секунда – «Вальс собачек»

Малая Терция – «Оле-Оле»

Большая Терция – «Чижик Пыжик»

Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ

Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей

Малая Секста – «Прекрасное далеко»

Большая Секста – «В лесу родилась елочка»

Малая Септима – Танго

Большая Септима –  «Sleepy Shores»

Чистая Октава – «Утиные истории»

Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…

Заключение

Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:

  1. Услышать консонанс это или диссонанс
  2. Близко звуки расположены или широко
  3. Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
  4. Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах

Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.

Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте. До новых встреч!

Музыкальный интервал — это соотношение двух нот по их высоте. К простым интервалам относятся те, которые находятся не дальше октавы (6 тонов) от изначальной ноты.

Рано или поздно музыкант сталкивается с необходимостью изучать интервалы и учиться отличать их друг от друга. Это непростая тема, зато даст отличный результат.

Музыкант, который знает и умеет различать интервалы, легче подбирает на слух любую музыку, лучше импровизирует и создает более интересные мелодии. Поэтому обязательно учите их своими силами или на курсах теории музыки по бесплатному демодоступу.

Для тех, кто только начал знакомиться с темой интервалов, мы подготовили простой и понятный материал о том, что они из себя представляют, как их найти и сыграть на гитаре. Для наглядности к каждому интервалу предлагаем популярную песню для лучшего запоминания — интервал будет стоять в начале каждой из этих мелодий.

Прима (унисон)

Первый и самый простой музыкальный интервал называется чистая прима, или унисон — две одинаковые ноты одной высоты (например, два ноты си подряд). Обе ноты образуют консонанс, то есть благозвучное сочетание звуков.

В музыкальной литературе этот интервал обозначается ч.1.

Мы встречаемся с примами, когда настраиваем гитару: первая открытая струна должна звучать в унисон со второй, зажатой на пятом ладу, и так далее для остальных струн.

Музыкальные интервалы

Приму легко запомнить по первым двум нотам композиции «Попробуй спеть вместе со мной» группы Кино.

Малая секунда

Малая секунда — это две ноты, между которыми находятся полтона (один лад), например, ноты си и до. В отличие от примы, малая секунда образует диссонанс, то есть неблагозвучное, неприятное и немного «жалобное» звучание. В литературе обозначается м.2.

Интервалы

Восходящие и нисходящие (то есть двигающиеся вверх или вниз) малые секунды легко запомнить по хроматической гамме или началу произведения «К Элизе» Бетховена.

Большая секунда

Большая секунда — это две ноты с разницей в один тон. Это также диссонанс, но в отличие от малой секунды менее противный и конфликтный, а скорее неэмоциональный. Записывается как б.2.

Интервалы

Запомнить большую секунду на слух можно по двум песням: «Вечерний звон» для восходящего интервала и «Yesterday» The Beatles для нисходящего.

Малая терция

Интервал в три полутона называется малой терцией. Звучание этого интервала красивое, грустное и мягкое, поэтому он считается консонансом и активно используется в музыке — лежит в основе минорного трезвучия. Его записывают как м. 3.

Музыкальные интервалы

Восходящая малая терция используется в песне «Подмосковные вечера», а нисходящая — в «Маленькой елочке холодно зимой». Запомнить очень просто!

Большая терция

Главные отличия большой терции от малой — это расстояние в четыре полутона между нотами и общее мажорное звучание. Речь идет о консонансе, на основе которого строятся мажорные аккорды. Этот интервал записывается как б. 3.

 Музыкальные интервалы

Самый простой способ запомнить большую терцию — это песня «Чижик-пыжик», в начале которой используются и восходящие терции, и нисходящие.

Чистая кварта

Расстояние в пять полутонов в музыке называется квартой — это красивый и торжественный консонансный интервал, который часто используется в современной музыке из-за своего благозвучия, но еще чаще использовался в Средневековье. Его записывают как ч. 4.

Музыкальные интервалы 

Именно с восходящей кварты начинается гимн России, а с нисходящей — «В траве сидел кузнечик».

Увеличенная кварта (или уменьшенная квинта)

Увеличенную кварту часто называют тритоном, и не зря — расстояние между нотами в этом интервале равно трем тонам (или шести полутонам). Это один из самых неприятный и режущих слух диссонансов, который редко встречается в мелодиях популярной музыки. В музыкальной теории значится как ув. 4 (или ум. 5).

Музыкальные интервалы 

Сыграйте тритон на гитаре, после этого без труда будете слышать его в музыке. Хорошим примером использования нисходящих и восходящих тритонов является сирена скорой помощи. Очень неприятный звук!

Чистая квинта

Чистая квинта является одним из самых гармоничных и консонансных интервалов, но звучит пустовато и неинтересно. В этом интервале между нотами расстояние в три с половиной тона, и записывается он как ч. 5.

Музыкальные интервалы 

Восходящую квинту легко запомнить по началу классического саундтрека серии Star Wars, а нисходящую — по детской песне «Дружба крепкая».

Малая секста

Если в интервале расстояние между нотами равно четырем полным тонам, то это малая секста — очень красивый и мелодичный интервал, распевный консонанс. У него грустное, но глубокое звучание, поэтому его часто используют. Записывают в виде м. 6.

Интервалы

Хорошими примерами этого интервала будут: припев песни «Прекрасное далеко» для восходящей малой сексты и «Жил да был черный кот за углом» для нисходящей.

Большая секста

Большая секста — интервал с расстоянием в четыре с половиной тона между нотами. Это тоже приятный консонанс, очень мягкий и веселый, поэтому активно используется музыкантами и композиторами всех жанров музыки. Записывается как б. 6.

Интервалы

Этот интервал легко запомнить по песням: «В лесу родилась елочка» (восходящая секста) и «Бьют часы на старой башне» (нисходящая).

Малая септима

Расстояние в 5 тонов между нотами дает нам малую септиму — интересный конфликтный интервал, который вызывает чувство тревожности и желание перейти в другую ноту. По этим признакам легко понять, что это диссонанс. Его принято записывать как м.7.

Интервалы

Из-за конфликтности интервала его не так просто найти в начале песен: на восходящий интервал нам вспоминается только танго La Cumparsita, которое звучало в мультфильме «Ну, погоди!», а на нисходящую — снова «В лесу родилась елочка», она звучит на словах «Мороз снежком укутывал».

Большая септима

Еще одним неприятным диссонансом является интервал большая септима — по дисгармоничности своего звучания он близок к малой секунде и тритону. Но если малая секунда «жалобная», а тритон «ноющий», то большая септима скорее кричащая и вызывающая. В музыкальной литературе она обозначается б. 7.

Интервалы

Для примера этого интервала нам удалось найти только «The Music Of The Night» Ллойда Уэббера с восходящей большой секстой и «Watermelon Man» Херби Хэнкока с нисходящей.

Октава

Последний интервал в линейке простых — это октава, повторение изначального звука на октаву выше или ниже. Это консонанс, который создает ощущение какого-то движения и грациозности. Октавы принято записывать как ч. 8.

Музыкальные интервалы

Примеров такого звучания очень много, но самый яркий и запоминающийся — «When you wish upon a star», музыка из заставок мультфильмов Disney.

интервалы в музыке

Содержание статьи

  • 1
  • 2 Интервалы в музыке. Общая информация
  • 3 Что такое музыкальные интервалы
  • 4 Как найти интервалы на гитаре
    • 4.1 Прима
    • 4.2 Малая секунда
    • 4.3 Большая секунда
    • 4.4 Малая терция
    • 4.5 Большая терция
    • 4.6 Чистая кварта
    • 4.7 Увеличенная кварта/уменьшенная квинта
    • 4.8 Чистая квинта
    • 4.9 Малая секста
    • 4.10 Большая секста
    • 4.11 Малая септима
    • 4.12 Большая септима
    • 4.13 Октава
  • 5 Классификация
    • 5.1 Простые
    • 5.2 Составные
    • 5.3 Благозвучные
    • 5.4 Неблагозвучные
  • 6 Таблица интервалов в музыке
    • 6.1 Простые интервалы
    • 6.2 Составные интервалы
  • 7 Как использовать музыкальные интервалы
  • 8 Обращение
  • 9 Как научиться слышать интервалы

Интервалы в музыке. Общая информация

Музыкальные интервалы – одна из ключевых основ теории, которую необходимо выучить и знать любому начинающему композитору. Именно из них выстраиваются все композиции в целом и их отдельные элементы. В данной статье мы подробно расскажем, что такое интервалы в музыке, как найти их на гитарном грифе и как они звучат.

Что такое музыкальные интервалы

название интервалов в музыке

Интервалами называют созвучие, которое образуется от одновременной игры двух любых нот. Зажмите любые две струны на двух любых ладах и сыграйте их одновременно – это будет интервал. Ноты, из которых состоит интервал, могут находиться в одной или разных октавах – от этого меняется их звучание и функция, которую они выполняют внутри композиции

Европейская музыкальная теория разделяет интервалы на консонирующие и диссонирующие. Первые – те, которые дают приятный человеческому уху звук, вторые – те, которые вместе не звучат и режут слух. Раньше диссонансы почти не применялись внутри музыкальной гармонии, однако со временем все больше и больше композиторов начали использовать их, и сейчас неблагозвучные интервалы плотно вошли в музыкальный обиход.

Как найти интервалы на гитаре

интервал в музыке гитара

Самый простой интервал, который можно сыграть на гитаре берется просто ударом по двум открытым струнам, к примеру, по 4-ой и 5-ой. Это – кварта, она считается консонирующим звуком.

Благодаря специфике и схеме настройки этого инструмента, вы можете взять на нем один и тот же интервал разными способами, однако аппликатуры этих интервалов будут схожими для всех струн.

Самое простое расположение интервалов выглядит так.

Прима

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу и сыграйте ее вместе с открытой струной выше.

Малая секунда

Зажмите 5-ую струну на пятом ладу, а соседнюю выше на первом; или зажмите на этой же струне шестой лад.

Большая секунда

То же самое, но соседняя зажимается на втором ладу или седьмом этой же струны.

Малая терция

Струна на пятом, соседняя выше на третьем.

Большая терция

То же самое, но соседняя зажимается на четвертом ладу

Чистая кварта

Обе струны зажимаются на одном и том же ладу

Увеличенная кварта/уменьшенная квинта

Зажмите любую струну на пятом ладу, соседняя выше на шестом.

Чистая квинта

5-ая струна на пятом ладу, соседняя выше на седьмом.

Малая секста

То же самое, но соседняя выше зажимается на восьмом ладу

Большая секста

То же самое, соседняя выше зажимается на девятом; или же вторая нота берется четвертом ладу через одну струну выше.

Малая септима

5-ая струна на пятом ладу, струна выше через одну зажимается так же на пятом.

Большая септима

То же самое, струна выше через одну зажимается на шестом.

Октава

То же самое, струна выше через одну зажимается на седьмом.

Как только вы найдете все интервалы таким способом, вы одновременно с этим найдете и их формы. Таким образом, вам не придется каждый раз вспоминать, как выстраивать их от разных нот – даже если зажмете не пятый, а девятый лад, и через струну вверх возьмете ноту на одиннадцатом – это все равно будет октава.

Стоит отметить, что если в качестве второго звука берется нота на второй струне, то на ней вся схема сдвигается на один лад выше.

Классификация

Как уже было сказано выше, интервалы в музыке по-разному классифицируются. В этом разделе мы расскажем, каким именно образом.

Простые

Стандартный тип интервалов – два звука, звучащие вместе на расстоянии какого-то количества полутонов. Из простых интервалов выстраиваются простые аккорды – из большой и малой терций строятся мажорные трезвучия, а малая и большая, построенные подряд, дают минорные трезвучия.

Кроме этого, существует понятие качества интервала, и оно определяется количеством ступеней второй ноты относительно тоники. Обозначается эта классификация терминами «большая», «малая», «дважды большая» и «дважды малая».

Составные

Составными интервалами называют простые, в которых вторая нота выходит за пределы одной октавы. Если обе ноты находятся в соседних октавах, то эти интервалы приобретают свои собственные названия и музыкальные краски.

К ним относятся:

  1. Нона – секунда, взятая через октаву от тоники.
  2. Децима – терция через октаву.
  3. Ундецима – кварта.
  4. Дуодецима – квинта.
  5. Трецдецима – секста.
  6. Квартдецима – септима.
  7. Квинтдецима – двойная октава от тоники.

Благозвучные

Как уже было сказано выше, благозвучные интервалы – те, которые приятны человеческому уху. Эти интервалы разделяются на «весьма совершенные», «совершенные» и «несовершенные». Каждый из этих типов обладает своим настроением и музыкальной краской.

Весьма совершенные интервалы – это чистая прима и чистая октава. Они не имеют какого-то настроения и могут украшать или дополнять музыкальное полотно.

Совершенные интервалы – это чистая квинта и кварта. Квинта нейтральна по настроению, а кварта обладает торжественной краской.

Несовершенные интервалы – это малая и большая терции и сексты. Они имеют минорное и мажорное настроение, служат для построения аккордов и выстраивания настроения общей гармонии.

Неблагозвучные

Неблагозвучные, или диссонирующие интервалы – те, которые неприятны человеческому слуху. К ним относятся секунды и септимы. Они обладают напряженным звучанием, и могут служить добавочными интервалами в аккорды, а также создавать мрачное и недружелюбное настроение.

Таблица интервалов в музыке

Ниже представлена таблица, в которой находятся названия интервалов в музыке, количество ступеней, их виды и как они звучат.

Простые интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Звучание
Прима 0 Чистая Плотное, нейтральное
Секунда 0,5; 1 Малая (0,5 тонов)

Большая (1 тон)

Колючее, жалобное, напряженное
Терция 1,5; 2 Малая (1,5 тонов)

Большая (2 тона)

Малая – грустное, мягкое

Большая – мажорное, радостное, мягкое

Кварта 2,5; 3 Чистая (2,5 тона)

Увеличенная (3 тона)

Чистая – уверенное, торжественное

Увеличенная – диссонирующее, напряженное

Квинта 3; 3,5 Уменьшенная (3 тона)

Чистая (3,5 тона)

Уменьшенная – диссонирующее, напряженное

Чистая – пустое, нейтральное

Секста 4; 4,5 Малая (4 тона)

Большая (4,5 тона)

Малая – певучее, грустное, широкое

Большая – торжественное, веселое, размашистое

Септима 5; 5,5 Малая (5 тонов)

Большая (5,5 тонов)

Малая – напряженно, неблагозвучно

Большая – напряженное, кричащее

Октава 6 Чистая Нейтральное, более плотное

Составные интервалы

Название Количество тонов Возможные виды Как звучит
Нона 6,5; 7 Малая (6,5 тонов)

Большая (7 тонов)

Почти аналогично секундам
Децима 7,5; 8 Малая (7,5 тонов)

Большая (8 тонов)

Почти аналогично терциям
Ундецима 8,5; 9 Чистая (8,5 тонов)

Увеличенная (9 тонов)

Почти аналогично квартам
Дуодецима 9; 9,5 Уменьшенная (9 тонов)

Увеличенная (9,5 тонов)

Почти аналогично квинтам
Терцдецима 10; 10,5 Малая (10 тонов)

Большая (10,5 тонов)

Почти аналогично секстам
Квартдецима 11; 11,5 Малая (11 тонов)

Большая (11,5 тонов)

Почти аналогично септимам
Квинтдецима 12 Чистая Аналогично октавам

Читайте также: Знаки альтерации

Как использовать музыкальные интервалы

Таблица интервалов в музыкеВ первую очередь – построение аккордов. В зависимости от того, как вы расположите терции относительно друг друга, можно получить минорное или мажорное трезвучие. Добавляя к уже готовым аккордам новые интервалы, вы можете изменять его звук и настроение.

Квинты – стандартный инструмент рок-музыки, которая почти вся построена на использовании этого интервала. Не обладая серьезным перекосом в сторону настроения, с его помощью можно задавать тональность и текстуру композиции, а комбинируя вместе с другими интервалами – и создавать мелодику и движение.

При помощи октав вы можете дополнить свою сольную партию, выстраивая ноты по гамме. Благодаря тому, что одновременно играют сразу два звука, данная партия будет звучать плотнее обычного соло.

Кроме этого, вы можете выстраивать партии других инструментов в соответствии с тональностью и интервалами внутри нее. Например, чтобы бэк-вокалы пели партии в терцию основному голосу. Благодаря таким дополнениям и раскладыванию того, что играют отдельные инструменты, можно добиться красочного и мелодичного музыкального полотна.

Не стесняйтесь так же пользоваться диссонирующими интервалами. С их помощью можно создать напряженное, зловещее настроение, которое может подойти некоторым композициям.

Обращение

Обращением называется прием, когда тоника интервала переносится на октаву вверх относительного второго звука. В этом случае интервал инвертируется, и мы получаем другое настроение и другой окрас всей мелодии.

Ниже приведена таблица обращений интервалов

Основной Обращенный
Прима Октава
Секунда Септима
Терция Секста
Кварта Квинта
Квинта Кварта
Секста Терция
Септима Секунда
Октава Прима
Нона Септима
Децима Секста
Ундецима Квинта
Дуодецима Кварта
Терцдецима Терция
Квартдецима Секунда
Квинтдецима Октава

Обращения можно использовать для того, чтобы поменять гармонию или настроение отдельного куска композиции. Особенно это помогает, если вы не можете придумать, как развить или продолжить ее.

Как научиться слышать интервалы

Мало того, чтобы выучить расположение интервалов – очень полезно научиться слышать их. Понимая то, как звучит то или иное сочетание, вы сможете более подробно разбирать чужие песни, а также лучше понимать, как сочинять свои. Кроме этого, это положительно скажется на ваших музыкальных навыках солирования.

В целом, это отличное упражнение для тренировки слуха. Для начала возьмите каждый интервал и сыграйте его. Запомните, как он звучит, какое у него настроение, как ноты сочетаются относительно друг друга.

После этого запишите эти интервалы на диктофон, или же скачайте простейший секвенсор вроде Fruity Loops и там выстройте все интересующие вас на данный момент интервалы.

Запустите запись и отвернитесь от компьютера. На слух попробуйте угадать, какой из них сейчас звучит. Помните про их свойства – секунда звучит очень напряженно и неприятно, а малая терция – грустным, «минорным» звуком.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день – сначала играйте интервалы сами и слушайте их, а потом пытайтесь услышать в готовой записи.

Бесплатный ВИДЕО КУРС «Мастер медиатора» на сайте Pereborom.ru. 10 видео уроков по игре медиатором на акустической гитаре + 4 тренажёра. Курс для начинающих гитаристов.

Поддержать проект и создание уроков можно на Cбер 2202 2004 1296 6077

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).

Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

 Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

примы от всех нот

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

секунды от всех нот

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

терции от всех нот

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

кварты от всех нот

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

квинты от всех нот

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

сексты от всех нот

септимы от всех нот

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

октавы от всех нот

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

интервалы от ноты до вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

интервалы от ноты соль вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

интервалы от ноты до вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

интервалы от ноты ля вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

интервал секунда на фортепиано

Упражнение 3. Играем терции

Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.

Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.

интервал терция на пианино

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние.  Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.

кварты и квинты на клавиатуре фортепиано

Упражнение 5. Играем сексты

Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.

интервал секста на клавиатуре пианино

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

интервал октава как играть на фортепиано

Упражнение 7. Играем септимы

Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

интервал септима на пианино

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

интервал септима на фортепиано

Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!

Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «интервал»? Скорее всего, первым словом может быть слово «расстояние». И это правильно. Интервалы в музыке — это расстояния между
двумя нотами. А так как расстояния могут быть самые разные: через одну ноту, а может быть, и через десять нот, то и интервалы тоже бывают разными. 

Нажмите на картинку и файл скачается.

Интервалы в музыке — это как кирпичи для строительства дома. Если разбираешься в интервалах, то грамотно сможешь придумать главную мелодию, аккордовую последовательность, сможешь правильно
передать нужную эмоцию в музыке. Сложнее бывает, если в интервалах не разбираешься, или не слышишь их (путаешься при опознавании интервалов). Рассмотрим в этой статье, какие бывают интервалы, чем
отличаются они в характеристике звучания друг от друга, и как можно развивать слух при помощи интервалов. Также подскажу несколько приемов, как запоминать интервалы при помощи ассоциаций. 

В музыке для обозначения интервалов используются латинские названия чисел. Значит если интервал имеет расстояние в 5 ступеней, то такой интервал будет называться «квинта» — значит «пятый». Для
расстояния нот в семь ступеней существует название «септима» — «седьмой», и т.д. Важно понимать, что существует теоретическое и фактическое расстояния в интервалах. Они отличаются. Если
посмотрите на таблицу выше, то сможете обнаружить эту особенность. 

Названия интервалы получили от теоретического расстояния. В зависимости от того, расстояние из скольких нот используется в интервале, даются следующие числовые названия:

Прима — дословно переводится как «первый», «один». Играя приму, вы просто повторяете
одну ноту два раза. 

Часто повторение одной ноты много раз встречается в речитативах, либо в мелодических партиях, где нужно как-бы раскачать выбранную ноту. Чаще всего приму
используют на главной ноте тональности — тонике (нота, в честь которой названа тональность). 

Cекунда —  переводится как «второй», «два». Используются две ноты, рядом стоящие.

Секунды бывают двух видов: малая и большая. Малая секунда — это звучание двух рядом стоящих клавиш. Если между ними больше нет никаких клавиш, то — это малая секунда. А ещё такое
расстояние называется полутон

Если вы хотите получить большую секунду, тогда нужно играть расстояние в один тон. На клавишах это будет выглядеть как две стоящие рядом клавиши, внутри которых умещается
ещё одна (см. рисунки).

В чистом виде, проигрывая одновременно две стоящие рядом клавиши, получается довольно диссонирующее сочетание (грязноватое, не строящее). Однако, если такие сочетания играются одновременно с
другими звуками, то в общем и в целом, мы получаем различные приятные на слух, гармонии. 

Для облегчения узнаваемости интервалов и быстрого развития слуха, есть смысл создавать для каждого интервала, свои образные ассоциации. Так как каждый интервал имеет свой персональный характер
звучания, при таком подходе, вам в дальнейшем будет легче узнавать тот или иной интервал. 

Так вот, согласно такому методу, и большую и малую секунду легче представить в виде небольшого животного, например ёжика, за то, что он колючий. А большинство музыкантов дают характеристику для
интервала «секунда» как «колючая», или «жалобная». 

После ряда сравнений и прослушиваний различных интервалов, вы самостоятельно сможете назначать на каждый интервал свои образные ассоциации, а это в свою очередь, очень сильно разовьет ваш слух и
ассоциативный ряд. Все это очень сильно пригодится при музицировании. 

Терция — переводится «третий», «три», расстояние в три ноты.

Интервал «терция» тоже бывает двух видов: большая и малая терции. Для того, чтобы построить терции, вы можете нажать на любые две белые клавиши, которые друг от друга стоят через одну белую (см.
рисунок). 

В зависимости от того сколько полутонов в каждом случае выйдет, вы получите звучание либо малой терции, либо большой.

В большой терции 4 полутона (это 4 самых маленьких расстояний между клавишами, сложенных вместе). А в малой терции три полутона. Зная такую схему этого интервала, вы сможете построить нужную для
вас терцию от любой клавиши.

Согласно нашему методу добавления образной ассоциации, для терции легче назначить какое-нибудь мягкое пушистое животное, например кошку. Терция очень гармонично звучит, по-другому, это называется
консонанс. Также можно сказать о терции как о «добром», «теплом» интервале.

В идеале, чем лучше вы слышите разницу между разными интервалами, тем лучше и легче вы их будете распознавать в разных мелодиях. 

Кварта —  переводится как «четвертый», «четыре» и включает в себя расстояние из четырех нот.

В зависимости от того сколько полутонов в каждом случае выйдет, вы получите звучание либо малой терции, либо большой.

В кварте 5 полутонов (это 5 самых маленьких расстояний между клавишами, сложенных вместе). 

Кварта часто звучит очень торжественно. Этот интервал нередко играют фанфары в какие-либо яркие моменты жизни общества. Именно кварта может точно передать яркость, торжественность, важность
звучания в мелодии. 

Например, нынешний гимн РФ в самом начале своей мелодии имеет именно кварту, что позволяет этому произведению иметь максимально подходящий настрой. Кстати, во многих гимнах кварта часто
встречается именно из-за такого особого звучания.

Тритон —  расшифровывается как «три тона» (шесть полутонов), и включает в себя расстояние из четырех или пять нот, в зависимости от типа обозначения.

Этот интервал относится к разряду уменьшенных или увеличенных. Соответственно, он может быть одновременно и «увеличенной квартой» (чуть большее расстояние, чем у обычной кварты), либо
«уменьшенной квинтой» (чуть меньшее расстояние, чем у обычной квинты).

Этот уникальный по составу интервал является сильно диссонирующим, с достаточно тревожным и даже пугающим  звучанием.  

Также вы можете почитать более подробную статью про необычные интервалы тритоны. И название их не связано с конкретным животным.

Квинта —  переводится «пятый», «пять». Расстояние в
пять ступеней. 

Квинта часто звучит весьма таинственно, иногда полупустой.

В ней 7 полутонов. Такое ощущение может происходить, возможно, потому что внутри квинты условно может поместиться еще одна нота. И тогда мы услышим обычный аккорд. Но так как в квинте мы не
слышим эту серединную ноту, то наш мозг воспринимает такой интервал как какой-то «недоделанный», пустой. 

Интервал квинта часто можно встретить в самой кульминационной части в композициях с довольно серьезным содержанием. Еще при помощи квинты можно хорошо передать
пространство и объем в произведении. Можно сказать, что при использовании квинт в важных частях произведения создается неземное, не бытовое звучание и настроение.

Секста —  переводится «шестой», «шесть». Расстояние в шесть ступеней. 

Секста бывает двух видов: большая и малая (см. рисунок).  По звучанию она достаточно мягкая и относительно нежная. 

Малая секста чаще всего звучит минорно, в отличие от большой.  

И большая и малая секста звучат достаточно широко. Позволяют передать певучесть в звучании, особенно если играть ноты поочередно. Но даже и одновременно сыгранные ноты в этом интервале создадут
достаточно благозвучное сочетание. По характеру сексты чем-то напоминают терции, только более широкие по звучанию.  

Кстати, есть очень интересная особенность всех интервалов: если нижнюю ноту интервала перекинуть на диапазон выше Например, интервал С3-A3 переделать на A3-C4, т.е. верхнюю ноту
интервала оставить без изменений, а нижнюю перекинуть наверх в следующую октаву, то можно получить новый интервал, по характеру очень близкий к первоначальному.

Септима — переводится как «седьмой», «семь». Это расстояние в семь ступеней. 

Септимы также как и сексты бывают большие и малые. Но в отличие от секст, септимы звучат далеко не «мягко». Некоторые находят их звучание «кричащим», «резким».
Особенно если обе ноты интервала звучат одновременно. 

Большие септимы еще более диссонирующие по звучанию относительно малых. При прослушивании большой септимы, у большинства слушателей будет сильное желание верхний звук перевести на полутон выше
(тогда получится октава — очень чистый по звучанию интервал).

Септимы и большие и малые являются крайними нотами септаккордов. Т.е. если внутри интервала септима дописать еще две ноты, то можно получить весьма гармоничные и достаточно мягкие по звучанию
сочетания нот. Однако в чистом виде септимы всегда звучат диссонирующе (негармонично). 

Октава — переводится как «восьмой», «восемь». Расстояние в восемь ступеней.

Октава всегда звучит очень чисто, и от любой ноты, октава прекрасно сочетается с остальными партиями. В большинстве случаев интервал октава передает в произведении объем и масштаб. 

Представленные выше интервалы используются гораздо чаще, чем, те которые пойдут ниже. После октавы, которая по сути — построение одной и той же ноты в разных диапазонах, идут еще бОльшие
интервалы. 

Такие большие интервалы как нона («девятый»), децима («десятый»), ундецима («одиннадцатый»), дуодецима («двенадцатый») и
терцдецима («тринадцатый») чаще используются не по отдельности, а в составе больших аккордов — например, таких как ноннаккорды, ундецимаккорды и терцдецимаккорды. Но как и сами
такие большие аккорды, так и сами большие интервалы в действительности встречаются реже. Например, большие аккорды чаще можно встретить в джазовой музыке, а большие интервалы при сочетании
нескольких инструментов в композиции. 

Расстояния между нотами могут быть и больше)

Интервалы делятся на малые, большие и чистые. Чистыми всегда будут прима, кварта, квинта и октава. Это означает, что в любой тональности и при любом раскладе такие интервалы
всегда будут звучать одинаково и не будут менять своего оттенка звучания. Оттого они чистые, т.е. безызменные. В то время, как другие оставшиеся интервалы могут быть как малыми, так и большими.

Также все интервалы могут быть уменьшенными либо увеличенными, когда их фактическое расстояние чуть меньше или больше основных базовых расстояний. Такая
особенность может возникать, когда ноты пишутся на нотном стане с использованием знаков альтерации: диезов и бемолей. Если происходит несостыковка по фактическому и теоретическому расстоянию
между нотами (а такое частенько бывает в классической теории музыки), то и появляются особенные интервалы. На практике это выглядит как написание одного интервала. а звучание другого (тогда и
ставится знак «уменьшенный» либо «увеличенный»). 

В случае с электронным отображением нот все гораздо проще )). Такой объем информации по интервалам вряд ли пригодится, если вы планируете изучать создание музыки в электронных программах. Разве
только захотите расшифровывать строение аккордов в буквенно-цифровом отображении. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить структуру лендинга
  • Циклическая ошибка в экселе как найти
  • Как найти нематериальные активы в балансе формула
  • Как исправить первичный документ правильно
  • Как найти значение элементарного заряда