Как найти бомбу в машине

В дополнение к «БЕЗОПАСТНОСТИ ДОМА» запощу «БЕЗОПАСТНОСТЬ АВТОМОБИЛЯ»:

ПОРЯДОК ОСМОТРА АВТОМАШИНЫ НА ВОЗМОЖНО ЗАЛОЖЕННОЕ ВЗРЫВНОЕ УСТРОЙСТВО
Статистика свидетельствует, что каждый второй взрыв происходит в автомашине.
Прежде, чем сесть в оставленную без присмотра автомашину и при угрозе теракта ее необходимо тщательно осмотреть.
Осмотр автомашины начинается с колес:
1. Обычно взрывное устройство в виде гранаты или иное, имеющее чеку, кладут под переднее колесо сзади колеса в случае, если машина припаркована так, что она может двигаться только вперёд. В этом случае освобожденная колесом чека срабатывает через 4 секунды. Взрывное. устройство в это время оказывается под бензобаком и взрывается.
2. В случае, если машина припаркована так, что может двигаться только назад, взрывное устройство закладывается под заднее колесо спереди. В этом случае взрыв происходит под сиденьем водителя или пассажира.
3. Если автомашина припаркована близко к бордюрному камню, то взрывное устройство кладется между колесом и бордюрным камнем. В этом случае оно плохо просматривается и трудно изымается. При начале движения чека освобождается и происходит взрыв. Не рекомендуется ставить автомашину ближе, чем на 20-25 см. от бордюрного камня.
4. Взрывное устройство может быть заложено под сиденьем водителя снаружи корпуса автомашины. Крепится такое устройство к корпусу на машине. В этом случае под сиденьем водителя на асфальте можно обнаружить грязь, счищенную при постановке мины.
5. Взрывное устройство под топливным баком. Необходимо иметь ввиду, что дизельное топливо менее взрывоопасно, чем бензин. В этом случае взрыв тем мощнее, чем меньше бензина в баке. При взрыве мины происходит резкое сжатие паров бензина в баке и взрыв за счет деформации бака от взрыва мины.
6. Взрывное устройство под передним правым крылом автомашины. Крепится такая мина обычно на магните. При взрыве отрывается колесо и машина на скорости выбрасывается на встречную полосу движения. В случае столкновения с идущим навстречу транспортом не сразу устанавливается причина аварии. Признаком установки взрывного устройства может быть осыпавшаяся из-под крыла грязь на колесе и асфальте.
7. Взрывное устройство устанавливается внутри салона между сиденьем водителя и дверью. Зафиксированное в этом месте взрывное устройство взрывается при открыва- нии двери. Устанавливается оно либо через открытое окно или с противоположной стороны. Просматривается при открывании задней двери со стороны водителя.
8. Взрывное устройство под сиденьем водителя внутри автомашины. Взрывное устройство заматывается веревкой, удерживающей взрыватель. По ходу движения веревка ослабевает и происходит взрыв. Взрывное устройство часто закладывается в присутствии водителя. Для этого прокалывается заднее правое колесо автомашины. Водитель садится за руль, обнаруживает прокол и выходит из машины, чтобы заменить колесо. С его позиции не видна дверь со стороны водителя.
Преступники используют этот момент — закладывают под сиденье водителя оборудованное взрывное устройство.
9. Взрывное устройство в промежутке между сиденьем и спинкой (под копчик). Здесь достаточно заложить один взрыватель, чтобы убить человека. Прежде, чем сесть на сиденье, нужно проверить рукой в промежутке между сиденьем и спинкой.
10. Взрывное, устройство между подголовником и сиденьем около шеи. Это так же очень опасное место. Нужно проверить на ощупь и визуально не заложена ли мина Вам под шею.
11. Взрывное устройство в бардачке. Сюда также закладывается взрывное устройство, взрыватель которого удерживается обмотанной веревкой. По ходу движения веревка расслабляется и происходит взрыв. Для проверки возможной закладки мины при выходе из машины бардачок нужно оставлять открытым. Преступник, заложив в барда-чек мину, обязательно его закроет. Если крышка бардачка была закрыта, его нужно проверить.
12. Под солнцезащитным щитком может располагаться пластиковая бомба. Выходя из машины опустите солнцезащитные щитки.
13. Мина, заложенная под чехлом сиденья, может быть обнаружена при прощупывании сиденья рукой. Как правило взрыватели срабатывают при усилии от 1,5 кг. Нужно легко провести рукой по всем местам возможной закладки мины.
14. Закладка взрывного устройства может быть осуществлена под или между педалями сцепления и тормоза. При нажиме на педали освобождается чека взрывателя.
15. Закладка мины между двумя передними сиденьями. Здесь может быть как мина замедленного действия, так и радиоуправляемая. Поэтому машина внутри должна быть чистой, освобожденной от всех ненужных и лишних вещей и предметов.
16. Установка мины в кассете магнитофона. Мину-кассету вставляют в магнитофон или подменяют имеющуюся в салоне автомашины. При включении магнитофона происходит взрыв.
17. Мины, установленные в колонках-динамиках. Преступники заменяют в автомашине динамик на заранее подобранный такой же, но оборудованный взрывным устройством. Признаком установки мины может быть заметная разница в чистоте динамика, в его новизне, отсутствии на одном из динамиков пыли, новые контакты и т.п.
18. Взрывные устройства вставляются в различные, украшения и игрушки, прикрепляемые на машине: собаки, львы, качающиеся ладони и т.п. Украшательство автомашины затрудняет поиск возможно заложенного взрывного устройства.
19. Взрывное устройство может быть заложено в аптечку. Коробка с аптечкой может быть заменена на идентичную по виду, но оборудованную взрывным устройсгвом.
20. В случае, если Вы подвозите пассажира, всегда сажайте его на переднее сиденье. Пассажир, сидящий сзади, всегда может оставить Вам «сюрприз», особенно опасны в этом отношении женщины, всегда имеющие при себе сумки.
21. Закладка радиоактивных элементов в салон автомашины. Выявляется специальным прибором-дозиметром.
22. Бомба может быть заложена в двигателе автомашины:
— рыболовный крючок с леской цепляется за ремень вентилятора, а леска за чеку во взрывном устройстве. Включая мотор, ремень вентилятора вытаскивает чеку и происходит взрыв;
— бомба с тепловым взрывателем крепится к нагревающимся деталям мотора и при нагреве взрыватель срабатывает;
— пакет со взрывчаткой у ветрового стекла в моторном отделении. Взрыватель электрический — один конец к свече или бабине, второй на массу. При заводке мотора замыкается цепь и происходит взрыв. Провод может быть выведен на аккумулятор. Провода ставятся на крокодилах. Это ускоряет установку взрывного устройства, но и облегчает его обнаружение.
23. Отравление с помощью 0В. Закладываются смоченные 0В тряпки или вата в кондиционер воздуха или в вентиляционную систему, подающую воздух в салон автомашины. Иногда на расстоянии выстреливают ампулу с ядом в заборник кондиционера. В этом случае, не садясь в машину, необходимо продуть систему вентиляции.
24. Преступниками разработаны простые зажигательные устройства размером в горошину. Брошенные в бензобак, они через 10-15 минут вызывают взрыв в бензобаке. Обращайте внимание на заслонку и крышку бензобака: не открывали ли их в Ваше отсутствие. В бензобак, могут быть всыпаны сахар или влита вода, глушитель заткнут чем-либо. Это оставит Вас без транспортного средства в нужный момент.
25. Находясь в машине, Вы уязвимы для газовой атаки. Следите за подходящими к машине людьми на остановках. Любой незнакомый или посторонний предмет в салоне, под капотом, в багажнике или под днищем автомашины является сигналом опасности. Это может быть взрывное устройство или пропитанная отравляющим веществом тряпка, бумага и т.п.
Во всех случаях водитель должен быть очень внимательным при проверке автомашины, находившейся без охраны на улице. Для этого могут применяться различные метки, с помощью которых можно контролировать вскрытие дверей, капота, багажника и т.п.

Содержание

  1. Взрывные устройства, устанавливаемые на автомобиле.
  2. СМИ: закладка бомбы под автомобиль Шеремета попала на видео
  3. Взрывная волна. О заминированных автомобилях

Взрывные устройства, устанавливаемые на автомобиле.

Минирование транспортных средств. Для террористов этот метод весьма удобен еще и потому, что многие, как правило, пользуются одними и теми же принадлежащими им транспортными средствами, которые по целому ряду причин остаются на определенное время без присмотра. Рассмотрим проблему так называемых «автомобильных бомб» и превентивную защиту от них.

Повседневная криминогенная практика пест­рит простейшими приемами минирования автомобилей. Вот один из них. Граната или связка гранат привязываются к автомоби­лю. В кольцо чеки продевают леску, конец которой прикреплен к неподвижному предмету рядом с машиной. Автомобиль трогает­ся, предохранитель выдергивается из гнезда.

Бомба очень хитрое устройство и очень опасное. Почти невозможно предотвратить их установку. Однако есть целый ряд мер превентивного характера, который может препятство­вать закладке взрывных устройств или позволит их своевремен­но обнаружить и предотвратить возможный взрыв.

Итак, ни один неуполномоченный для этого человек не должен иметь доступа к вашему автомобилю. Контроль доступа значительно способствует разрушению планов потенциального подрывника. Если к автомобилю пробраться непросто – гарантия безопасности вам обеспечена.

Дома автомашину лучше всего держать в гараже, даже если вы ее покидаете на несколько минут.

По месту служебной и иной деятельности автомашину следует оставлять в хорошо освящен­ном, контролируемом месте, желательно под наблюдением охраны. Если автомобиль находится на общественных стоянках, он должен хорошо просматриваться со всех сторон.

Однако, как бы мы этого не хотели, автомобили на определенный период времени все-таки остаются без должного контроля. Это позволяет осу­ществить моментальную закладку взрывных устройств.

Если вам стали угрожать и есть основания для опасений минирования, прямой смысл поль­зоваться маленькими хитростями информационной защиты: в са­лоне и на капоте установить свои секреты (такие, как обломок спички на определенном уровне или приклеенный волосок).

И самое главное, если «сигнализация» вашего автомобиля нарушена, не заводите машину, в та­ких случаях необходим тщательный осмотр транспортных средств.

Следует помнить, что интенсивность поиска взрывного устройства определяется временем, в течение которого автомобиль оставался без прис­мотра. Если транспортное средство находится в относительно безопасном, специально и постоянно охраняемом месте, нет не­обходимости в проведении глубокого осмотра. Установленная на автомобиле сигнализация снижает возможность для злоумышлен­ников поместить взрывное устройство непосредственно в самом транспортном средстве или на нем.

Тем ни менее, следует ввести в привычку обходить автомобиль вокруг, прежде чем садиться в него. Обращайте внимание на любые следы ног, домкрата, обломки, грязные и жирные пят­на, следы от инструментов, торчащие провода, странные пред­меты под крыльями колес и т.д. и т.п. В общем, на все то, что выглядит хоть немного подозрительным.

Если на транспортном средстве нет явных следов повреж­дений (взломов, царапин), то наиболее вероятным местом установления взрывного устройства является днище машины.

Удобный инструмент для проверки днища автомобиля – зер­кало, укрепленное на изогнутом под углом шесте. Но более тщательную проверку можно выполнить только лежа под автома­шиной и внимательно рассматривая все места, куда можно что-либо спрятать.

Если автомобиль по каким-то причинам определенное время оставался открытым и без присмотра или имеются явные призна­ки взлома (отметки на дверях, капоте, багажнике, крышке бен­зобака и т.д.), то это может свидетельствовать об установке взрывного устройства внутри автомобиля. В данном случае не­обходим тщательный осмотр транспортного средства.

· входное отверстие и горловина топливного бака;

· выхлопной коллектор двигателя, глушитель (следует помнить, что замыкание контактов в данном случае происходит после нагрева чувствительных элементов взрывателя (контак­тов) до определенной температуры);

· колеса (обратите внимание на возможные надрезы шин), а также на все остальное, что находится под транспортным средством;

· посмотрите через окно, нет ли чего подозрительного на вид, в связи с чем – настойчивая рекомендация для вас: старайтесь не держать в автомашине никаких лишних предметов, пакетов и т.п.;

· далее аккуратно, не торопясь, следует открыть все двери автомобиля и оставить их в открытом состоянии, так как в случае взрыва соответствующая волна будет распределяться по всем направлениям и эффект ее будет значительно снижен.

Желательно осуществлять следующую последовательность осмотра:

· под сиденьями (всегда начинайте с водительского кресла и проверяйте по часовой стрелке);

· под приборным щитком;

· подголовники (даже небольшой взрыв может вызвать контузию, что весьма чревато последс­твием во время движения транспорта);

· за спинкой заднего сиденья;

· под ковриками на полу ( предварительно проведите по ним рукой, проверяя, нет ли выпуклостей, указывающих на то, что под ковриком что-то лежит);

Следует особо обратить внимание на автомобильные аптечки. Возможна подмена либо закладка взрывного устройства или взрывчатых веществ в при­надлежащую вам аптечку. Осмотр ее проводить вне автомобиля и на определенном удалении от людей. Перед вскрытием прислушайтесь – не работает ли часовой механизм. При отсутствии такового, вскрывать медленно – возможно срабатывание взрывателя на натяжение.

· медленно поднять капот (следует помнить, что к взрыв­ному устройству может быть привязан шнур, который при натяжении будет способствовать взрыву). Поэтому, слегка приподняв капот, пос­мотреть, нет ли бечевок и других подобного рода предметов;

· осмотреть аккумуляторные батареи;

4. Багажник (следует помнить о срабатывание взрывного устройства на натяжение).

О возможной закладке взрывных устройств, либо взрывча­тых веществ могут свидетельствовать висящие провода, липкая лента (скотч), прикрепленные свертки или предметы внутри ав­томобиля и на днище, предметы в салоне или багажнике, кото­рые не принадлежат владельцу.

Обычно такого поверхностного поиска взрывных устройств бывает достаточно (он не занимает много времени), кроме тех случаев, когда есть причина полагать, что вероятность нахождения взрывного устройства в машине весьма велика. Детальный обыск займет массу времени. И здесь без специ­алистов просто не обойтись. А поэтому, если у вас есть хоть малейшее подозрение, обращайтесь за помощью к профессиона­лам.

Среди большого количества предметов лишения человека жизни специалисты выделяют два основных вида автомобильных бомб.

Бомбы, предназначенные для поражения специальных целей (охраняемого лица, владельца автомобиля, шофера, пассажира, охраны и т.д.). Они могут быть расположены «в», «на» или около транспортного средства. Ранее мы рассмотрели «в» и «на». Ос­тановимся насколько на «около». Мировая практика показывает, что для подобного рода взрывов используются, как правило, зак­ладки в металлические урны, удобно скрывающие предмет наси­лия, в отдельных случаях они способствуют направлению взрывной волны, а также при мощном взрыве имеют свойство делиться на мелкие, поражающие в окружении все живое, металлические ку­сочки. В меньшей мере используют как бы естественно разбро­санный мусор, коробки из под конфет, сигарет и т.д. Исходя из этого, настойчиво рекомендуется в ходе движения не наез­жать на посторонние предметы. Во время стоянок следите, чтобы коробки не находились под вашей машиной и держитесь подальше от заполненных мусором урн. В районе вашего офи­са, жилища, либо иного принадлежащего вам объекта, введите за правило регулярную уборку территории, что значительно облегчит выявление постороннего пред­мета, а также замените металлические урны на пластиковые, что, например, было сделано несколько лет назад в Лондонском метро.

Второй вид «автомобильных бомб» – это бомбы – контейнеры, исполь­зуемые для доставки мощного заряда к месту взрыва (как правило, всевозможные фургоны). Такие взрывные устройства могут использоваться либо в статическом положении, либо направляются на конкретный объект водителем-смертником. Данная посылка настойчиво рекомендует вам обращать присталь­ное внимание на автомобили, припаркованные у здания, где вы живете (работаете), и продолжительное время находящиеся без водителя. Практика настойчиво рекомендует быть весьма внимательными при движении по трассе, стремиться уходить от всевозможных столкновений, даже если вы полностью уверены в своей правоте.

Момент закладки самодельного взрывного устройства под автомобиль, в котором находился Павел Шеремет, попал на камеры видеонаблюдения. Сейчас украинская полиция изучает данное видео. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что целью взрыва был именно Шеремет.

Закладка взрывного устройства под автомобиль, в котором находился известный журналист Павел Шеремет, попала на камеры видеонаблюдения. Об этом сообщает украинское издание «Зеркало недели». Сейчас полиция изучает запись.

Кроме того, у следствия нет сомнений, что целью злоумышленников был именно Павел Шеремет, сидевший за рулем автомобиля. На это указывает направление взрыва.

«Взрывчатки было заложено ровно столько, чтобы хватило только для водителя, и не поразило никого рядом. Если бы взрывная волна пошла вниз, ее бы существенно загасило в земле, но она пошла вверх и влево. Это была охота исключительно на жертву убийства», — приводит слова источника в следственной группе издание «Украинская правда».

По словам источника, судмедэксперты уже закончили работу над телом погибшего журналиста. Они сделали выводы, что смерть наступила в результате несовместимых с жизнью травм и кровопотери. Шансов выжить у Шеремета не было.

Павел Шеремет погиб в среду утром в Киеве. В его автомобиле сработало взрывное устройство. Гибель Шеремета рассматривается как умышленное убийство.

Шеремет родился 28 ноября 1971 года в Минске. Долгие годы он работал на территории России и в 2000 году получил гражданство России. В начале «нулевых» он перебрался на Украину.

Взрывная волна. О заминированных автомобилях

Рано или поздно жертва сядет в свой автомобиль, повернет ключ в замке зажигания, тронется с места, поедет известным маршрутом. Преступникам остается лишь рассчитать, какой именно взрывной заряд, как и куда, заложить, пока машина скучает в ожидании своего хозяина.

Взрыв стал очень популярным инструментом выяснения отношений с конкурентами, должниками или обидчиками. Припугнуть, наказать, а то и вовсе уничтожить. И «безопасным»: случаев, когда удавалось по горячим или остывшим следам раскрыть такие преступления, — единицы. Взрывов — сотни.

Вопрос первый, каким образом в руках злоумышленников оказываются взрывчатые вещества? К сожалению, в России сейчас не составляет проблемы раздобыть не только охотничий порох, но и тротил и даже такие современные взрывчатые вещества, как гексоген, С-4, Semtex или Detasheet. Взрывчатка и боеприпасы поступают в криминальный мир из зон боевых действий и вооруженных конфликтов, их крадут с военных заводов, из воинских частей и с армейских складов, с предприятий горнодобывающей промышленности и даже с раскопок в местах боев Второй мировой войны. Обучение «подрывному делу» тоже поставлено на широкую ногу.

Вопрос второй: как и куда обычно закладывают мины в автомобиле?

Установка внутри салона — самый сложный вариант, поскольку злоумышленникам надо получить доступ внутрь машины. Но зато это гарантирует «успех» операции. Если будущая жертва — водитель, то взрывное устройство размещают под сиденьем или за приборной панелью. При этом не требуется большой мощности заряда — достаточно и 50—100 граммов по тротиловой шкале. Эдакий точечный удар. Поэтому взрывное устройство оказывается довольно компактным, что существенно облегчает его незаметную установку.

Привести в действие «внутрисалонную» мину можно механическим способом, когда взрыватель срабатывает при перемещении педали или рулевого колеса. Но чаще используется электрическое управление. Если замыкатель мины включается в низковольтную цепь системы зажигания автомобиля, то взрыв происходит совсем как в кино. Водитель сел в автомобиль, повернул ключ в замке зажигания — и взлетел на воздух. Если хотят, чтобы взрыв произошел не сразу после пуска двигателя, а в движении, то в качестве замыкателей используют вторичные элементы системы электрооборудования — например, цепь стоп-сигналов, указателей поворота, стеклоочистителей.

Иногда мину или гранату крепят к деталям подвески или выпускной системы. А иногда просто подбрасывают под автомобиль.

Под капотом взрывное устройство прячут редко. А в салоне взрывчатку закладывают или под передней панелью (например, у рулевой колонки), или под сиденьем.

Но часто применяют дистанционное управление по радиоканалу. Причем сам пульт управления может быть сверхминиатюрным и замаскированным подо что угодно — калькулятор, электронные часы. Известны случаи, когда приемная часть взрывного устройства была замкнута на управляющий блок сигнализации, установленной на автомобиле. Для управления миной применяли даже обычный пейджер, включая приемную часть в цепь светодиода или бипера. Для приведения такого устройства в действие достаточно было отправить на пейджер любое сообщение. Тут, правда, из соображений личной безопасности необходим механизм дальнего взведения. А вдруг именно на этот пейджер кто-нибудь по ошибке отправит сообщение в тот момент, когда подрывник только ставит мину?

Кстати, взрывное устройство может быть установлено внутри салона автомобиля не только незаметно, в отсутствие хозяев, но даже на их глазах. Просто такое устройство должно быть замаскировано под какой-нибудь безобидный предмет, не вызывающий особых подозрений, — например, под пакет сока, книгу, игрушку, барсетку, бумажник. В середине 90-х годов в Москву из Приднестровья завозились сделанные в заводских условиях объектные мины замедленного действия в виде пивных банок объемом 0,33 л. Когда такая банка вскрывалась, начинал работать электронный блок управления с таймером обратного отсчета. Сделал пассажир вид, что пивком побаловался, потом незаметно «забыл» емкость где-нибудь под сиденьем или в бардачке и тепло простился с водителем. А через несколько минут ка-ак. Встречались подобные мины, только меньшей мощности, и в виде сигаретных пачек. С ними хлопот еще меньше. Курящий водитель за такой «подарок» еще и спасибо успеет сказать.

Москва, июнь 1996 года — покушение на префекта Южного округа столицы Валерия Шанцева, который баллотировался на должность вице-мэра Москвы. Заложенное у дома префекта самодельное взрывное устройство взорвалось в момент, когда Шанцев и его помощник выходили из подъезда. Оба получили осколочные ранения и ожоги.

Самое простое — поставить мину под днищем автомобиля. Если делать это аккуратно, то, скорей всего, сигнализация даже не пикнет. Конечно, чтобы пробить днище, устройство должно иметь немалую мощность. Но часто такой взрыв лишь калечит жертву. Летом 1996 года в Зеленограде таким способом пытались взорвать одного коммерсанта в его собственном автомобиле. С этой целью было использовано радиоуправляемое безоболочечное взрывное устройство мощностью целых 200 г по тротиловой шкале, установленное под днищем в районе водительского сиденья. В результате взрыва в полу образовалось отверстие диаметром около 50 см, а водителю, оставшемуся, к счастью, в живых, оторвало ногу.

Как правило, под днищем ставят мины на магнитном основании или крепят взрывные заряды к балкам мостов, деталям подвесок и выпускной системы. Вместо радиоуправляемых устройств применяют и более простые мины (а иногда и просто гранаты) с механическим способом взрывания. Кольцо детонатора заряда с помощью лески или бечевки соединяется либо с неподвижным предметом на дороге, либо с карданным валом или другой вращающейся деталью трансмиссии. В обоих случаях заряд срабатывает при трогании автомобиля с места и часто сопровождается взрывом топливного бака и пожаром. Если мощность заряда не превышает 100 г в тротиловом эквиваленте, то водитель и пассажиры, возможно, отделаются травмами, но останутся живы.

Тбилиси, февраль 1998 года — покушение на президента Грузии Э. Шеварднадзе. Отряд боевиков обстрелял кортеж Шеварднадзе, подбив автомобиль президента выстрелом из гранатомета «Муха». Шеварднадзе не пострадал — его спас «Mercedes» заводского бронирования.

Мина, установленная в подкапотном пространстве, дает водителю куда больше шансов остаться в живых. Очень часто такие мины имеют химические взрыватели или состоят из термочувствительных пирофоров — самовоспламеняющихся при нагревании веществ. Однажды у одного бизнесмена сожгли один из двух его автомобилей. Как, оказалось, собирались спалить и второй. Но водитель второго автомобиля имел привычку перед каждой поездкой осматривать двигатель и проверять уровень масла. Во время одной такой проверки он и обнаружил подозрительный предмет, засунутый между блоком цилиндров и выпускным коллектором. Внутри «предмета» оказался термитный состав, самовоспламеняющийся при нагреве. А водитель первой машины в то утро капот не открывал, и через несколько минут после начала поездки в моторном отсеке возник сильный пожар. Люди спастись успели, а вот автомобиль. Как определили эксперты, жар в эпицентре достигал 6000°С. Сгорел даже алюминиевый блок цилиндров!

Кстати, известен случай, когда пакет со взрывным устройством был сброшен сверху на крышу автомобиля. Действовал явно большой оригинал. На этот случай спецмашины инкассации и легковые броневики в обязательном порядке имеют броневую защиту крыши.

Наконец, взрывное устройство может быть заранее установлено где-нибудь на маршруте следования и приведено в действие дистанционно (по проводной линии или по радиоканалу) в тот момент, когда жертва окажется рядом. Такой «подарок» готовят обычно для хорошо охраняемой персоны, к автомобилю которой и к ней самой близко не подступиться. Мощность заряда здесь берется с большим запасом и уже измеряется килограммами (и даже десятками килограммов!) тротилового эквивалента.

Москва, февраль 1999 года. Во дворе дома номер 44 по Ленинскому проспекту взорвался и сгорел легковой автомобиль. Пожарные, приехавшие по вызову жильцов, нашли в машине труп.

Используют и заминированные автомобили-камикадзе. Например, в начале 90-х годов в Екатеринбурге организованная преступная группировка, таким образом пыталась ликвидировать лидера конкурирующей банды. Для этого был использован специально угнанный Mercedes, в который установили мощную мину с дистанционным управлением (такая вот «заряженная» версия). Причем бандиты не посчитались ни с чем и взорвали автомобиль-брандер на оживленной магистрали в час пик. Пострадали посторонние.

Если мина обнаружена, самостоятельных действий по ее обезвреживанию нельзя предпринимать ни в коем случае. Даже опытный сапер бывает не в состоянии определить тип взрывного устройства. Если это мина замедленного действия, то ее хоть ногами пинай, — все равно раньше положенного срока не взорвется. Но когда истекает этот самый «положенный срок»? А вот если замыкателем мины является датчик положения (шариковый, ртутный) или датчик вибрации, то такую мину не то, что трогать — дышать на нее нельзя!

Оренбург, август 1998 года. На одной из центральных улиц города около полуночи взорвана иномарка, припаркованная возле ночного кафе. Два пассажира тяжело ранены, пострадали прохожие. На снимке: пожарные тушат взорванный автомобиль.

Поиском и разминированием взрывных устройств занимаются специалисты ОТУ — оперативно-технического управления ФСБ. В их распоряжении есть и специалисты-саперы, и аппаратура — например, рентгеновские сканеры. Однако одним из самых верных детекторов взрывчатки по-прежнему остается собачий нос. Правда, пластит (и прежде всего вещество С-4, которое используется вооруженными силами США) унюхать чрезвычайно трудно даже специально натасканным собакам. Кстати, еще в 1991 году была принята международная конвенция об обязательном введении в состав взрывчатых веществ специальных легколетучих добавок, которые упрощают их обнаружение. Существуют и специальные детекторы, которые способны обнаружить молекулы этих добавок и пары взрывчатки.

Москва, март 2001 года. Автомобиль ВАЗ-21099 взорван на улице Борисовские пруды у дома 13. Пострадали 31-летний владелец автомобиля и его 9-летняя дочь. По одной из версий, под сиденьем водителя сработала ручная граната.

Если бы потенциальные жертвы были хоть чуточку осторожней и внимательней, то добрую половину взрывов можно было бы легко предотвратить. Вот реальный случай, который произошел в середине 90-х годов. Молодой парень-бизнесмен садится утром в свою иномарку. Ночью выпал снег, но вокруг машины он весь кем-то истоптан. Рядом валяется обрывок изоленты. Это ничуть не смущает нашего героя, и он решительно поворачивает ключ в замке зажигания. Однако то ли ангел-хранитель вмешался, то ли аккумуляторная батарея подсела, но только двигатель запустить не удалось. Тогда водитель, чертыхаясь, вылезает из машины и. чуть не спотыкается о леску, идущую из-под его машины к ближайшему столбику. Второй конец лески ведет к гранате РГД, примотанной к выхлопной трубе в районе передних сидений.

Екатеринбург, май 2000 года — покушение на промышленника Павла Федулева. В момент проезда кортежа Федулева был взорван припаркованный у тротуара автомобиль-брандер ВАЗ-2101 (на фото — его останки), заминированный взрывчаткой и стальными шариками. Взрыв прозвучал, когда бронированный Mercedes Федулева уже вышел из зоны поражения, — вся мощь бомбы пришлась на замыкающий автомобиль охраны, который отбросило на обочину. Мощность заряда эксперты оценили в 1 кг тротилового эквивалента. Сразу после взрыва кортеж начали обстреливать из автоматов, но охрана предпринимателя открыла ответный огонь, и нападавшим пришлось бежать.

Кстати, уже существуют системы самодиагностики, которые перед каждым запуском проверяют электросистему на предмет постороннего вмешательства. Электроника запоминает состояние всех электрических цепей автомобиля и в момент очередного включения зажигания сравнивает его с текущим состоянием. Если обнаружено новое неопознанное подключение к любой из цепей, система блокирует запуск двигателя и включает сигнал тревоги.

Пригород Грозного, июль 1998 года — покушение на президента Чечни Аслана Масхадова. Взрывом заминированного УАЗа повреждены два бронированных внедорожника из президентского кортежа. Оба автомобиля полностью сгорели, один из телохранителей скончался на месте. Но остальные охранники и сам Масхадов, несмотря на шоковое состояние, сумели выбраться из горящих машин и спастись.

Но все это, включая броневую защиту автомобилей и разработку маршрутов движения, — удел профессионалов. А большинству автомобилистов, к счастью, не надо иметь многочисленную службу безопасности с дорогой аппаратурой и собачками, натасканными на запахи взрывчатки. Хотя пренебрегать такой опасностью — особенно тем, чья деятельность хоть как-то связана с бизнесом, — в наши времена не следует. В голове у каждого водителя должна быть своя «служба безопасности».

Таджикистан, февраль 2000 года — покушение на мэра Душанбе Махмадсаида Убайдуллаева. Взрывное устройство было смонтировано под задним сиденьем служебного бронированного внедорожника Chevrolet, на котором ездил Убайдуллаев. Но на этот раз на любимом месте мэра сидел бывший замминистра безопасности генерал-майор Шамсулло Джабиров — взрывом ему оторвало ноги, и он скончался на месте. Сидевший рядом Убайдуллаев не пострадал.

Также читайте:

Подполковник запаса Попов рассказал, как в машину Прилепина могли установить самодельную бомбу

Сегодня в Нижегородской области около 11 утра произошла детонация самодельного взрывного устройства в машине Audi Q7, в которой ехал Захар Прилепин. Член Ассоциации ветеранов группы антитеррора «Альфа» Андрей Попов рассказал в комментарии 5-tv.ru, как злоумышленники могли подобраться к авто писателя.

Взрывное устройство находилось под днищем автомобиля, на котором передвигался писатель. Эксперт считает, что детонация могла быть запрограммирована по определенному времени, также преступники могли использовать GPS-трекер. Не стоит исключать и вариант того, что диверсанты могли использовать комбинацию этих систем управления, чтобы исключить вариант невыполнения задачи.

По предварительной информации, бомба была мощностью не менее трех килограммов в тротиловом эквиваленте. Подложить ее не так сложно, как кажется, считает Попов. Он уточнил, что те, у кого есть джипы, подобные тому, на котором передвигался Прилепин, знают, что днище защищено большим количеством пластиковых кожухов. Немного отодвинув или надломив один из них, туда можно незаметно установить взрывное устройство. При этом оно может быть тонким, а в случае с тремя килограммами тротила — толщиной как две книги. Все это помещается под пластик.

«Человек, который устанавливал, определенно потренировался на таких же марках машин. Так что это может быть и тот, кто занимается ремонтом автомобилей. Ему больше 30 секунд не требуется. <…> Человек легко под джип залезает, спокойно устанавливает и выходит. Даже если водитель проверил бы дно машины с помощью досмотрового зеркала, он бы ничего не увидел. Это не так как в фильмах, где магнит и горит, мигает красная лампочка», — уточняет Андрей Попов.

Член Ассоциации ветеранов группы антитеррора «Альфа» также подчеркивает, что у того, кто совершил теракт, были задача ликвидировать известного человека и сделать информационный бум. А также для того, чтобы уничтожить следы самодельного устройства, поскольку это дает следователям возможность понять его происхождение и способ изготовления.

«Поэтому, я думаю, что (под днищем автомобиля Захара Прилепина — Прим. ред.) было дублирующее устройство управления и детонации», — добавил собеседник 5-tv.ru.

Сейчас Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту произошедшего по статье 205 Уголовного кодекса РФ «Террористический акт». Специалисты ведут поиск лиц, причастных к совершению преступления.

Ранее 5-tv.ru сообщал, что причиной покушения на российского писателя Захара Прилепина могла быть месть украинских боевиков.

Как добрые намерения становятся большой проблемой

Каждый раз убеждаюсь, что если что-то плохо продумать, то с большой вероятностью спонтанные действия будут иметь плохой финал. Снова убедился в этом осенью, взявшись помочь другу перевезти в багажнике из загородного дома в городскую квартиру несколько габаритных вещей и банки с заготовками.

Моя ошибка № 1

Казалось бы, все просто. Поставили в багажник банки, подпёрли их другими вещами, сели и поехали. Дорога не длинная, ровная, все время асфальт. Ни ям, ни кочек, ни спусков, ни подъемов. Погода прекрасная, солнышко светит. Не поездка, а сплошное удовольствие. Едем, разговариваем о том, о сём. В общем казалось, что воскресная вылазка на природу удалась.

Настроение испортилось сразу, как только мы приехали и открыли багажник. Из двенадцати трехлитровых банок пять разбились и все содержимое – а это варенье, компот, соленые огурцы, помидоры вылилось и растеклось по багажнику, залилось во все щели, отверстия, в нишу запасного колеса, испачкало коврик, инструменты и все, что находилось в багажнике.

То есть, необдуманное действие «просто плотненько поставить банки» превратилось в мою первую проблему. Сами понимаете, доставать из багажника осколки стекла перемешанные с кашей из варенья-соленья-огурцов-помидоров-ягод то ещё «удовольствие». Полчаса ехали, три часа потом я всю эту грязь выгребал.

Да ещё с другом поругался. Мол, я водитель, я хозяин машины, я должен был подумать о крепеже. Да и ехать я мог бы более плавно. Ладно, что случилось – то случилось. Неприятно, но пережил.

Моя ошибка № 2

Обидно, что при устранении последствий первой ошибки, я совершил вторую, борьба с последствиями которой потребовало от меня гораздо больших усилий, времени, демонтажа всей обивки багажника и мытья его внутренностей со специальными моющими средствами.

Да, вы правы. Моя вторая ошибка состояла в том, что я оставил тщательную уборку багажника «на завтра». То есть на потом, когда будет свободное время. Как оказалось, надолго.

Результат. Через сколько-то дней я почувствовал, что в салоне появился и усиливается неприятный запах. Потом откуда-то появились… пчёлы. Представьте себе. Вы несётесь по трассе на скорости «за сотню», а у вас перед глазами возникает пчела, угрожающе гудит и пытается сесть на лицо!

Расплата

Я сразу понял, откуда растут ноги у этой напасти. Вечером полез в багажник и ужаснулся. Всё то, что я в первый вечер не стал убирать, засохло, покрылось пылью, стало портиться, вонять и привлекать в машину пчел, мух и прочую живность.

На другой день мне пришлось разбирать и вынимать все внутренности багажника, всё что можно было демонтировать. Всё снятое я отнёс домой и замочил в ванной со стиральным порошком. Иначе было не отмочить, не отмыть, не вычистить, не отстирать.

В сам багажник налил воды с моющим составом и оставил так на несколько часов, чтобы засохшая грязь отмокла. Потом еще пару-тройку часов я отмывал багажник со щетками, тряпками, палочками, отвертками, пока не вернул девственную чистоту и благоухание.

На всё про всё я убил целый выходной, на который у меня имелись другие, куда более приятные планы.

Мораль. Если перевозите в автомобиле что-то, что может разбиться, пролиться, рассыпаться и т.д. – всегда тщательно крепите перевозимые вещи. Продумывайте крепеж заранее. Если везете с дачи стеклянные банки с соленьями, или краску или ещё что-то подобное – не доверяйте даже плотно закрытой крышке и сумкам, куда вы банки хотите поставить. Всегда исходите из того, что самое плохое обязательно случится. Крепите груз как можно крепче и надёжнее.

Еще вариант для перевозки бьющихся вещей или разливающихся составов – берите емкость с ними в салон, ставьте в ноги или держите в руках, на коленях, если не тяжелое. Потому, что даже не очень резкое торможение может превратить плохо закреплённый предмет в источник больших неприятностей!

В следующей статье я расскажу о том, как решить проблему подобных перевозок раз и на всегда.


«Узелки» на память:

  • Всё, что может упасть — упадёт
  • Всё, что может разбиться — разобьётся
  • Всё, что может разлиться — разольется

Text.ru - 100.00%   Защищено от копирования Copyscape

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти ошибки в техническом задании
  • Как найти заказы по электромонтажу
  • Как можно найти нужное видео
  • Как составить заявление на вычеты на детей
  • Как на триколор найти каналы 2 часа