Как найти бсп с двоеточием

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1684.

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1684.

Бессоюзное сложное предложение (БСП) – сложное предложение, части которого объединяются в одно целое при помощи только интонации. В зависимости от значения предложений в составе БСП, между ними может ставиться запятая, точка запятой, тире или двоеточие. Чтобы понять, когда ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении, нужно определить значение второго предложения в составе БСП.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

В каких случаях употребляется двоеточие

Как проверить

Примеры БСП с двоеточием

Если второе предложение выражает значение причины

Между предложениями можно поставить союз потому что

Катя не дочитала книгу: мама попросила помочь по дому.

Витя прекрасно говорит по-английски: он каждый день занимается с репетитором.

Если второе предложение поясняет первое

Между предложениями можно поставить союзы а именно, то есть

Саша убрался в своей комнате: книги стояли на полках, вещи были сложены в шкаф.

На улице шел сильный дождь: крупные капли стучали в окна.

Если второе предложение дополняет первое

Между предложениями можно поставить союз что, а также словосочетания: и увидел, что; и услышал, что; и понял, что и т. д.

Ученик заглянул в класс: никого не было.

Он помнил: это правило нельзя нарушать.

Постановка двоеточия между частями бессоюзного сложного предложения является обязательной, если в первой части употребляются слова так, таков, такой, одно, конкретное значение которых приводится во второй части. Примеры: Сергею было понятно только одно: всем понравилось его выступление. У нас в школе было так: к Новому году наряжали большую елку.

ТОП-1 статья

которые читают вместе с этой

Топ похожих

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алексей Рыболовлев

    6/7

  • Александр Хоменко

    7/7

  • Адина Серікбаева

    7/7

  • Роза Иманшарипова

    5/7

  • Зоя Туляева

    7/7

  • Светлана Мердух

    7/7

  • Наташа Гришина

    3/7

  • Нури Байрамов

    4/7

  • Максим Безверхов

    7/7

Оценка статьи

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 1684.


А какая ваша оценка?

Двоеточие (:) — это разделительный знак препинания в виде двух точек, которые ставят одну над другой. Двоеточие употребляют после обобщающего слова при перечислении однородных членов предложения, после слов автора при прямой речи. Двоеточие разделяет части бессоюзного сложного предложения с определенными  смысловыми отношениями между ними.

Выясним, что такое двоеточие в пунктуации русского языка, в каких случаях употребляется в предложении. Приведем примеры предложений с двоеточием.

Что такое двоеточие?

В пунктуации русского языка ряд небуквенных орфографических символов используется для разделения слов, словосочетаний и простых предложений в составе сложного. Эти элементы в письменной речи употребляются как разделительные знаки препинания:

  • запятая
  • точка с запятой
  • тире
  • двоеточие

Рассмотрим разделительный знак препинания двоеточие, для чего он используется в предложении.


Двоето́чие (:) — знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек, употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Что такое двоеточие

В русском языке этот пунктуационный знак препинания востребован как в простом, так и в сложном предложении.

Двоеточие ставится в следующих случаях:

  • после обобщающего слова в простом предложении с последующими однородными членами;
  • в бессоюзном сложном предложении;
  • в предложении с прямой речью.

Перед этим пунктуационным знаком тон голоса понижается и делается значительная интонационная пауза.

Двоеточие это

Двоеточие в простом предложении

Двоеточие употребляется в простом предложении, осложненном однородными членами.  Этот пунктуационный знак необходимо поставить после обобщающего слова, находящегося перед  перечисленными однородными членами предложения.

Сюда с реки доносятся разные звуки: радостные крики детей, чей-то смех, шум моторной лодки.

С наступлением весеннего тепла всё: поля, луга, леса — быстро зазеленело.

Если в предложении после обобщающего слова употребляются слова «а именно», «то есть», «как-то», «например», то двоеточие ставится после них. А после обобщающего слова поставим запятую.

В лесу весело перекликаются птицы, как-то: малиновки, зяблики, щеглы.

К берегам лесного озера вплотную подступают хвойные деревья, а именно: ель, сосна, кедр.

Отметим, что в деловой письменной речи двоеточие может быть поставлено и без обобщающего слова как предупреждение о перечислении однородных членов предложения.

На собрании присутствовали: директор завода, члены профкома, сотрудники всех заводских служб.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

В бессоюзном сложном предложении постановка двоеточия или тире зависит от смысловых отношений между его частями.

Двоеточие ставится между простыми предложениями:

1. вторая часть объясняет причину действия или события, описанного в первом предложении

Рыбаки быстро направили баркас к берегу: сильный ветер и белые барашки на волнах предупреждали о приближающем шторме.

Между частями такого предложения можно использовать подчинительные союзы «так как», «потому что», которые употребляются в сложноподчиненном предложении с придаточной частью причины.

2. Вторая часть поясняет первую, раскрывает её содержание. Между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить «а именно».

Стояла темная ночь: на небе не было ни луны, ни звезд.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую. После первого предложения можно добавить слова «и увидел, что», «и услышал, что», то есть трансформировать бессоюзное сложное предложение в сложноподчиненное предложение с изъяснительной придаточной частью.

Андрей открыл глаза: сквозь щель в ставнях пробивался солнечный луч. — Андрей открыл глаза и увидел, что сквозь щель в ставнях пробивался солнечный луч.

Охотники примолкли у костра: на озере крякали утки. — Охотники примолкли у костра и услышали, что на озере крякали утки.

4. В бессоюзном сложном предложении вторая часть представляет собой прямой вопрос.

Ответь мне честно на вопрос: что помешало тебе сказать правду?

Двоеточие и прямая речь

Этот пунктуационный знак используется при оформлении прямой речи. Двоеточие ставится после слов автора, находящихся перед прямой речью.

Бабушка попросила внука Сережу: «Приедешь домой, обязательно позвони мне!»

Двоеточие ставится в предложении с прямой речью, если слова автора находятся в середине и в них используется два глагола речи.

«Посмотри на меня! — сказала мама и добавила: — Я вижу, что ты понял меня правильно».

Видео «Двоеточие. ТРИ СИТУАЦИИ, в которых необходимо ставить двоеточие»

Видео «Когда ставить двоеточие, а когда тире?»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 13

Тема. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Цели урока:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

       -формирование умения находить в тексте БСП, определять смысловые
отношения между частями БСП, на этой основе правильно выбирать знаки
препинания;

      -усвоение учащимися особенностей постановки  двоеточия в ПП и
БСП;

      — закрепление умения работать со схемами БСП;

      — формирование универсальных
учебных действий: работа со схемами, таблицами,  умению слушать, объяснять,
анализировать, сравнивать, обобщать и доказывать.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:

       — развитие умения логически излагать свои мысли, используя
литературный язык;

       — развитие умения аргументировать, доказывать;

        -развитие умения слушания и распределения внимания слушания;

        -развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

      —воспитывать эстетический вкус;
вызывать у учащихся интерес к чтению     

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

         1. Запись на доске:

        -тема урока;

        -притча

        2. Справочные тетради учащихся, индивидуальные карточки с
заданием, таблица, рабочие тетради, учебник «Русский язык. 9 класс»

        3. Компьютер, интерактивная доска.

                                                                         
Ход урока

I. Организационно-мотивационный этап.

Слово учителя.

Чтение притчи о
двух птицах.

Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в
воздушный поток. Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и
отдалась провидению. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело,
закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Со всего маху она ударила
слабое существо о камни, разбрызгав кровь, и, собрав разлетевшиеся перья,
понесла их по свету как символ безволия, ибо перо без птицы как тело без
разума. Другая же птица распрямила крылья, вытянула голову, расправила грудь и
полетела навстречу ветру. Когда воздушная круговерть осталась позади, она
почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе и поняла, что теперь она
может лететь даже к солнцу.

    В минуты трудных испытаний нельзя
складывать крылья: судьба не жалует слабых, она разбивает их при первой
возможности. Нужно расправлять крылья и лететь навстречу буре, тогда буря под
натиском силы разобьется о каменную волю и разлетится слабыми перьями воздушных
потоков, которые будут восприниматься на земле как легкий безобидный ветерок.

В минуты трудных
испытаний нельзя складывать крылья: судьба не жалует слабых, она разбивает их
при первой возможности.

Охарактеризуйте,
какое это предложение.

Итак, мы продолжаем
изучать БСП. Результаты своей деятельности вы будете заносить в лист контроля.

II.Операционно-познавательный
этап.

1.Лексико-орфографическая разминка.

Учебно-воспитательная
задача:
повторить правописание словарных слов.

Записать слова,
вставить пропущенные буквы.

Ф..лиант,
т..пография, брош..ра, м..муары, д..клад, анн..тация, ф..рзац, р..ферат,
инт..ллект, к..рректор.

Дежурный по
словарю. (Работа со словарем)

*   Объяснить
значение слов

фолиант,
брошюра, аннотация, форзац.

Составьте
словосочетания, используя слова с приставками пре- и при-

Какой темой
объединены словарные слова?

(Тема «Книга»)

2. Повторение правописания  приставок.

Пр..красный
ф..лиант,  пр..вокзальная т..пография, пр..обрести     брош..ру,    пр.
.слать мемуары,  пр…быть    с   д..кладом,   пр..
восходная а..отация, пр..крепить форзац,
пр..словутый реферат,  пр..емник ко..ектора, пр..обладание инт..ллекта.

Самопрверка.

Слово учителя.

2016 год объявлен
Годом Культуры. Книга – составляющая часть культурного наследия. Она и друг, и
источник знаний, и советчик. Всегда встреча с интересной книгой как встреча с
добрым человеком.

Сравните два
предложения, определите, какое из них бессоюзное, и докажите, что оно
бессоюзное.

(Знаки препинания
не расставлены)

Инд. задания.

Исправить ошибки
в схемах. Составить схемы предложений.

Любите книгу –
источник знания: только знание может сделать нас духовно сильными, честными,
разумными людьми.

В каждом доме, в
каждой хате, в городах и на селе начинающий читатель держит книгу на столе.

Народ без книги
похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира

Народ без книги
похож на человека без зеркала: ему нельзя увидеть своё лицо.

3.    
Учебное сообщение учащегося по теме.

Учебно-воспитательная
задача
: закрепить условия постановки двоеточия в
бессоюзном сложном предложении.

Слово учителя.

Назовите основные
случаи постановки двоеточия в предложениях.

Двоеточие

Хорошая
книга может научить нас безошибочно распознавать многие вещи: добро и зло,
истину и ложь, красоту и безобразие.

Как
с живыми спутниками своей жизни, прощался Пушкин с книгами перед смертью:
«Прощайте, друзья!»

Книги
– голоса далеких и усопших: они делают нас наследниками духовной жизни
минувших веков.

Простое
предложение с однородными членами.

Предложение
с прямой речью.

Сложное
бессоюзное предложение.

4.Работа с тестом.

Внимательно
прочитайте текст.
Найдите БСП с
двоеточием.
Объясните постановку
двоеточия в других предложениях

(1)Книга
и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. (2)Еще
при зарождении письменности почти шесть тысяч лет назад в одном египетском
папирусе  было написано:  «Положи свое сердце у чтения». (3)Какие удивительные
и задушевные слова!

(4)Книга
и чтение – это великие учителя и воспитатели человеческих душ. (5)Вдумаемся в
слова А.И. Герцена:  «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге,
племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (6)Она росла вместе с
человечеством: в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все
страсти, потрясавшие сердца».

(7)Русский
историк и писатель Н.М. Карамзин писал, что история ума представляет две
главные эпохи изобретение букв и изобретение типографии. (8)Все другие были их
следствием.

(9)История
письменности – это история человеческой культуры.

5.Чтение
домашних сочинений «Роль книги в моей жизни»

6.Закрепление
ранее полученных знаний, умений и навыков.

Учебно-воспитательная
задача
: систематизировать знания учащихся о бессоюзном
сложном предложении.

Теоретический
материал проверяется методом «Верю – не верю». Если учащиеся согласны с
утверждением, то ставят 1, если нет – 0. В итоге должна
получиться определенная комбинация цифр.

Итак, я утверждаю:

         1. Между предложениями, входящими в состав БСП, могут
ставиться следующие знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие (Да.)

         2. Если второе предложение указывает на причину того, о чем
говорится в первом, то между частями БСП ставится двоеточие (Да.)

         3. Запятая между частями БСП ставится, если в них
перечисляются какие- то факты (Да.)

         4. Если второе предложение дополняет смысл первого,
распространяя один из его членов, то между частями БСП ставится тире (Нет.)

         5. Некоторые БСП синонимичны СПП с придаточным времени (Да.)

         6. В БСП со значением одновременности и последовательности
одно предложение отделяется от другого запятой (Да.)

         7. Если части БСП осложнены, между ними ставится точка с
запятой (Да.)

         8. В БСП  ставится тире, если вторая часть поясняет содержание
первой (Нет.)

         9. В БСП со значением противопоставления обычно ставится тире
(Да.)

        10. Частями БСП могут быть распространенные и
нераспространенные предложения (Да.) 
  Работа в
парах.

         Итоговый ответ: 1110111011.

Оцените свою работу.

7.
Мини-исследование «Роль БСП в романе Пушкина «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

8.
Работа с текстом. Выполнить упражнение 274.

План текста

1.    
А. А. Реформатский – выдающийся русский языковед.

2.    
Наклонности и увлечения.

3.    
Главное увлечение А. А. Реформатского –
лингвистика.

4.    
Язык работ ученого.

5.    
Научные интересы.

6.    
А. А. Реформатский – прекрасный педагог, лектор.

7.    
Любовь к молодежи и «молодым» идеям в науке.

               К. Паустовский писал:  «Знаки препинания существуют,
чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе
легкость и правильное звучание. Они твердо держат текст и не дают ему
рассыпаться».

III. Рефлексивно-оценочный
этап.

Выполнение проверочного теста

Проверочный тест

Укажите номера
бессоюзных сложных предложений, в которых необходимо поставить двоеточие.

1.    
Я люблю книги каждая из них мне кажется чудом.

2.    
Нет таких книг у которых нельзя было бы чему-нибудь
научиться.

3.    
Не бегите от книги она ключи золотые принесет.

4.    
Любите книгу она поможет разобраться в пестрой
путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

5.    
Общение с книгой высшая и незаменимая форма
интеллектуального развития человека.

6.    
Книги для меня как хлеб насущный необходимы.

7.    
Книга есть верный бескорыстный и наиболее сведущий
друг.

8.    
Я убедился на своем опыте книга умный и честный
советчик в жизни.

9.    
Искусство выполняет работу памяти оно выбирает из
потока времен наиболее яркое волнующие значительное и запечатлевает его в кристаллах
книг.

10.
Настоящая литература начинается там где происходит
открытие.

Вариант 2

Укажите номера бессоюзных сложных предложений,
в которых необходимо поставить двоеточие.

1.     Книг я читаю много  это доставляет мне
удовольствие. 

2.      Все хорошие книги похожи друг на друга 
потому что  они правдивее жизни.

3.      Вовремя прочитанная книга огромная удача  она
способна изменить жизнь. 

4.      Я убежден лишь в одном вдохновение приходит
во время труда.

5.      Мне нравится читать книги из них узнаешь много
интересного.

6.     А.Моруа верил  что время  самый честный критик.

7.     Взгляд художника на явления жизни отличается
от обыкновенного он более страстен и более холоден.

8.     Мои любимые  жанры детективы и фантастика.

9.     Книга есть верный бескорыстный и наиболее
сведущий друг.

Метод «пяти пальцев»

М (мизинец) – мыслительный процесс.
Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что
я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким
было сегодня мое настроение, состояние духа?

У (указательный) – услуга, помощь.
Чем я сегодня помог и кому? Чем и кого порадовал?

Б (большой) – бодрость, физическая
форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего
здоровья?

Домашнее задание

Параграф 31,
упражнение 271 или 272, повторить знаки препинания в ССП.    Повторить прав.
окончаний имен сущ.   

Работа с экзамен
текстом.

Сочинение-миниатюра
«Рука друга»       

                  1. Бессоюзные сложные предложения с предложениями,
которые разделяются запятой или точкой с запятой, часто используются
художниками слова в описаниях природы. Анализ текста, записанного под диктовку.

                  Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя
стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги,
перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина.
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва
шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев).

                 Почему во втором предложении мы поставили запятые
между частями БСП, а в последнем предложении – точку с запятой?

         (  Во втором предложении автор
перечисляет то, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые
представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная
интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует
постановки запятой.

                В последнем предложении автор описывает картину лесной
тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся
продолжительными (о тишине нельзя говорить громко и быстро), голос понижается
почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания;
перечислительная интонация. Следовательно,  в этом предложении необходимо
поставить точку с запятой.)

Зачем нужно двоеточие?

                 На письме без двоеточия, как и без других знаков
препинания, обойтись невозможно.

                 Двоеточие останавливает наше внимание, требует паузы и
предупредительной интонации. Двоеточие предупреждает: после обобщающего слова
обязательно последует ряд однородных членов предложения; после слов автора
прозвучит прямая речь. Важную роль играет двоеточие в бессоюзных сложных
предложениях. Если вторая часть предложения имеет значение причины или значение
пояснения, то на границе частей сложного предложения надо поставить двоеточие.
Двоеточие ставится и в тех случаях, когда вторая часть имеет значение
изъяснения.

          Двоеточие помогает нам избежать тяжеловесности
сложноподчиненных предложений: опустить подчинительные союзы.

                  Таким образом, знание правил постановки двоеточия
открывает перед нами широкие возможности для творчества, для совершенствования
языкового мастерства.

Умение правильно употреблять двоеточие в бессоюзном предложении зависит не столько от заучивания правила, сколько от умения устанавливать отношения между частями БСП. Рассмотрим типичные случаи употребления двоеточия в БСП.

1. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
[  ]: /потому что/ [  ].

Вторая часть БСП обозначает причину того, о чем говорится в первой части (между частями можем вставить потому что).

2. Отряд как бы проснулся: в рядах послышались говор, движение, смех.
[  ]: /а именно/ [  ].

Вторая часть БСП раскрывает содержание первой, поясняет ее (между частями можем вставить а именно).

3. Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.
[  ]: /что/ [  ].

Вторая часть БСП дополняет первую часть (между частями можем вставить что).

4. Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.
[  ]: /и увидел, что; и услышал, что и т.д./ [  ].

Вторая часть БСП также дополняет первую часть, в первой части чаще всего есть глаголы «видеть», «смотреть», «слышать», «взглянуть» и др. (между частями можем вставить и увидел, что; и услышал, что; и почувствовал, что и др.).

5. Я много думал: живет или не живет на Земле зло?
[  ]:[  ]?

Вторая часть БСП представляет собой косвенный вопрос (в конце предложения ставится «?»).

Успешного изучения русской пунктуации!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

1. если вторая часть указывает на причину того, о чём сообщается в первой части.

Пример:

[Мы очень озябли]: [на улице было холодно и ветрено].

Такое предложение можно перестроить в сложноподчинённое с придаточной причины с союзом потому что.

Пример:

[Мы очень озябли], (потому что на улице было холодно и ветрено).

2. Если после первой части следует пояснение того, о чём идёт речь в первой части.

Пример:

[Со мною происходит что-то странное]: [не помню событий недельной давности].

В эти предложения между частями можно вставить слова а именно, то есть.

Пример:

[Со мною происходит что-то странное, а именно]: [не помню событий недельной давности].

3. Если вторая часть дополняет содержание первой части.

Пример:

[Я выглянул в окно и увидел]: [соседская собака с лаем бегала за нашей кошкой].

Такое предложение можно перестроить в сложноподчинённое с придаточной дополнительной частью с союзом что.

Пример:

[Я выглянул в окно и увидел], (что соседская собака с лаем бегала за нашей кошкой).

Обрати внимание!

Вторая часть бессоюзного предложения дополняет первую и в том случае, если в первой отсутствуют слова увидел, услышал, почувствовал… 

Пример:

[Я выглянул в окно]: [соседская собака с лаем бегала за нашей кошкой].

Эти слова легко можно вставить в первую часть.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить раздел восстановления
  • Как найти непрочитанное сообщение на iphone
  • Как составить свою собственную песню
  • Как найти число аутосом
  • Как найти катеты внутри окружности