Как найти буквы гласных звуков в слове

Русский язык. 2класс

Урок 43. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Определение гласного звука;

2) Буквы, обозначающие гласные звуки.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Буква – графический знак звука.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 89-90.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Если тянется, поёт,

Воздух без преград идёт.

Цветом выделяют красным,

Значит, звук зовётся гласным.

2. Слово «гласный» образовано от устаревшего слова глас, что значит голос. Гласный звук состоит из голоса.

3. В русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Возникает вопрос: «Как это может быть?» Среди гласных есть особые буквы: е, ё,ю, я.

4. Эти особые буквы могут обозначать один звук или два звука. Например:

буква я обозначает один звук [а] в слове мяч и звуки [й’а] в словах якорь, моя, воробья;

буква ё обозначает один звук [о] в слове мёд и звуки [й’о] в словах ёжик, поёт, льёт;

буква е обозначает один звук [э] в слове лес и звуки [й’э] в словах ель, поесть, пьеса;

буква ю обозначает один звук [у] в слове люк и звуки [й’у] в словах юбка, пою, пьют.

Буквы е, ё, ю, я

1. Обозначают мягкость согласного звука и один гласный звук, если стоят после согласной буквы.

2. Обозначают два звука, если стоят:

– в начале слова;

– после гласной буквы;

– после Ь или Ъ.

5. Гласные буквы можно разбить на две группы: буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука.

6. Гласные образуют слог. Например, в слове осень два слога: первый слог «о», второй – «сень».

7. Подведём итог – проверьте, все ли сведения о гласных звуках и буквах правильно запомнились.

Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да».

Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Группы букв.

Разделите буквы гласных звуков на две группы

Подсказка: Помните, что есть 4 особые буквы гласных звуков.

Правильный ответ:

Задание. Гласные в слове.

Вставьте на место гласных звуков буквы, их обозначающие:

Подсказка: Вспомните, какими буквами обозначаются гласные звуки под ударением.

Правильный ответ:

Гласные звуки

Содержание:
• Гласные буквы и звуки
• Ударные и безударные
• Йотированные

В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

гласные звуки

Схема 1. Гласные буквы и гласные звуки русского языка.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок [о] — лёд [’о], лес [’э] — мэр [э], бур [у] — люк [’у],
  • безударными: вода́ [а], суда́к [у], лесо́к [и].

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук [и], в других школьных программах встречается обозначение [э], в институтской программе — [эи] (э с призвуком и).

гласные буквы

Схема 2. Деление гласных на ударные и безударные.

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка [й’олка], Яна [й’ана], енот [й’инот];
  2. после гласного: заяц [зай’иц], баян [бай’ан];
  3. после ь или ъ: ручьи [руч’й’и], подъём [падй’ом].

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о]. Для безударных гласных используется замена: я → [й’и], е → [й’и]. В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

йотированные звуки

Схема 3. Правила для йотированных гласных.

В остальных случаях я, ю, е, ё означают мягкость согласного звука, стоящего перед ними, и создают один звук: я → [а], ю → [у], е → [э] или [и], ё → [о].
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо гласных звуков нужно знать согласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

Гласные звуки — это звуки, которые состоят только из голоса.

Знания о гласных звуках ребята получают в 1 и 2 классе школы.

Узнаем, что такое гласные звуки в русском языке, сколько их, чем они отличаются от согласных.

Что такое гласные звуки?

Наша речь состоит из слов. Каждое слово в свою очередь складывается из звуков. Для того чтобы появился звук, мы используем различные органы: лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, язык, нос и губы. С помощью органов речи человек может произносить звуки, которые сливаются в слово.

Звуки в слове неодинаковые. Одни звуки произносятся голосом, а другие состоят из шума и голоса. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких, который устремляется по дыхательному горлу в гортань. В гортани находятся голосовые связки. Если струя воздуха свободно проходит через них и далее не встречает никаких препятствий на своём пути, то в итоге образуется голосовой звук, состоящий из тона. Если же при выдохе воздух пробирается через разные преграды, то получается характерный шум, типичный для согласных звуков.

Термин «гласный» связан по смыслу со словом «голос».

Гласные звуки это

Достаточно поменять положение губ, как получим с помощью голоса разные гласные звуки. Убедимся в этом, если произнесём следующие слова:

  • дом
  • стул
  • шар
  • рык
  • тир
  • поэма

Чтобы образовать гласный звук [о], достаточно округлить губы, а вытянув их трубочкой, получим звук [у]. Гласный звук [а] произносится с широко открытым ртом. Звук [и] требует растянуть губы в улыбке.

Итак, в русском языке различают шесть гласных звуков. Эти звуки на письме обозначаются соответствующими буквами:

Гласные буквы

о, а, у, и, ы, э

От согласных звуков гласные отличаются тем, что их можно произносить достаточно долго или пропеть:

  • а-а-ах
  • ау-у-у
  • о-о-ох
  • и-и-ил

Гласные звуки русского языка таблица

Гласные звуки и слог

Важным признаком гласного звука является его способность образовать слог. В одиночку или вместе с одним или несколькими согласными гласный звук составляет слог. Послушаем, как произносится слово «огород»:

Мы произносим его, не сразу выдыхая всю струю воздуха, а выпуская её по небольшим порциям, тремя точками. Гласный звук является главным в каждом звуковом отрезке слова, который называется слогом.

Вывод

Гласные звуки образуют слоги в слове.

Посчитаем количество гласных и слогов в слове «огород». Три гласных звука образуют такое же количество слогов.

Правило

В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

Убедимся в этом, если произнесём и разделим на слоги слова в соответствии с количеством гласных:

  • ко-ра
  • са-ра-фан
  • со-ба-ка
  • у-чи-тель-ни-ца

Итак, гласные звуки можно отличить от согласных по трём главным признакам:

  1. состоят из голоса;
  2. при их образовании воздух свободно проходит через органы речи;
  3. образуют слог.

Ударные и безударные гласные

Гласные в слове произносятся по-разному. Только один гласный всегда выделяется голосом и звучит дольше, чем остальные гласные звуки, например в слове:

со-ба́-ка

Во втором слоге гласный звук, обозначенный буквой «а», звучит с особой силой и длительностью.

Он находится в сильной позиции и звучит ясно и чётко. Этот гласный звук является ударным.

Понаблюдаем:

  • ми́р-ный
  • го́-род
  • у-лы́-бка
  • ри-су́-нок

В русском языке сильной позицией для гласных является позиция под ударением.

Остальные гласные звуки находятся без ударения в слабой позиции. Они звучат менее чётко и подвергаются изменениям при произношении. Такие звуки в слабой позиции называются безударными гласными. Чтобы правильно написать слово с безударной гласной, к нему потребуется проверочное слово.

Видеоурок «Гласные звуки и буквы. 1 класс»

Средняя оценка: 5.
Проголосовало: 14

Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать

Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.

29 741

Как правильно сделать фонетический разбор – инструкция

Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

Ставим ударение

Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.

Делим на слоги

Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.

Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.

Выписываем в столбик все буквы

Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.

Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:

Разбираю слово ёлка

Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

  1. Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
  2. Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
  3. Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.

Давайте подробнее разберем каждую букву.

Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

Две буквы сливаются в один звук

Характеризуем звуки

Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.

Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.

Как дать правильную характеристику гласным

У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.

С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.

Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

Отмечаю ударные гласные в словах

Все, переходим к согласным.

Как дать правильную характеристику согласным

У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.

По твердости/мягкости

Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

  1. Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
  2. Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).

Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.

Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

Шпаргалка по твердым и мягким согласным

Парные по твердости/мягкости

Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.

Характеризую все твердые и мягкие звуки

Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

По звонкости/глухости

Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.

Вот вам хорошая картинка для запоминания:

Глухие и звонкие согласные

Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».

Парные по звонкости/глухости

Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».

Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

Считаем буквы и звуки

Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.

В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

Важные правила, о которых дети всегда забывают

Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

Безударные гласные

В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».

Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».

Оглушение

Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».

Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

Ассимиляция по звонкости и глухости

Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

Например:

  1. Кадка – [катка].
  2. Просьба – [проз’ба].

Смягчение

Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

Смотрите: «мерили» – [м’эр’ил’и].

Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:

  1. Парашют – [парашут].
  2. Жили – [жыли].
  3. Шире – [шыр’и].
  4. Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.

Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:

  1. Тишь – [т’иш].
  2. Молчишь – [малч’иш].
  3. Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
  4. Встань – [фстан’].

Как разбирать и не ошибаться

Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.

Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.

Полезные материалы по теме

Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.

  1. Согласные звуки
  2. Гласные звуки.
  3. Фонетика – что это за наука.
  4. Как делать перенос слова.

Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.

Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.

По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.

У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.

Первый ролик:

Второй:

Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

Спасибо.

( 23 оценки, среднее 4.3 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Гласные звуки в русском языке — главная составляющая красивой артикуляции и плавной, четкой речи. Чтобы добиться правильного произношения и грамотного написания слов, необходимо изучить правила употребления гласных. Уже в 1–2 классе школьники знакомятся с гласными, узнают их количество в русском алфавите, правила сочетания с согласными и формирования слогов.

Сколько гласных звуков в русском языке

Прежде чем назвать количество гласных русского языка, нужно подчеркнуть, что буквы и фонемы — не одно и то же. Фонемы, то есть звуки, — это то, что слышат наши уши, что создают наши голосовые связки и артикуляционные органы. Буквы — символьные обозначения фонем.

Русский алфавит включает 33 буквы. 22 символа — согласные, 10 — гласные. В алфавитной таблице гласные символы делятся на два ряда по смягчающему или отверждающему влиянию на согласную в слоге: «а» — «я», «у» — «ю», «э» — «е», «о» — «ё», «ы» — «и». А вот гласных фонем меньше, чем букв. В русском языке 6 основных гласных звуков: [а], [и], [о], [ы], [у], [э]. Этим обусловлена разность написания и произношения некоторых русских слов. Например, слово «ёлка» в фонетической транскрипции записывается как [йолка]. В нем 4 буквы, а звуков 5.

В русском языке 6 основных гласных звуков

Именно гласные в словах ответственны за формирование слогов. Определить количество слогов легко по числу гласных в слове. Когда человек выговаривает слова, воздух из дыхательных путей выходит не сплошным потоком, а короткими рывками. Каждый рывок — слог, состоящий из гласной и одной или нескольких согласных. Убедиться в этом можно, неторопливо и четко произнося разные слова: «таб-лет-ка», «са-мо-вар», «вос-пи-та-тель-ни-ца», «ко-рабль».

Внимательно вслушайтесь в произносимые слова. Например, при выговаривании слова «бе-ре-за» четко ощущаются три рывка воздушного потока. Три гласных в слове формируют аналогичное количество слогов.

Согласные фонемы при произнесении слов не участвуют в формировании слогов. Они лишь примыкают к гласным, играющим главную роль в слогообразовании.

Буквы, обозначающие гласные звуки в русском языке

Чтобы было удобно изучать буквы, существуют специальные алфавитные таблицы. В начальной школе их обычно вешают над доской. В таблицах гласные буквы разделены на два ряда: верхний и нижний. Гласные первого ряда в русском языке — это те, которые придают твердость впереди идущей согласной: «а», «у», «о», «э», «ы». Вот несколько слов для примера, в них четко слышна твердость и жесткость согласных: «страна», «мост», «укус», «вода», «колокол», «дым».

Гласные второго ряда — смягчающие: «я», «ю», «е», «ё», «и». Стоящая перед ними согласная превращается в мягкую. Произнесите следующие слова, в них четко слышится мягкость согласных: «клюв», «мята», «клён», «песня», «писк». Нужно запомнить словарное правило: буквы «я», «ы», «ю» в русских словах никогда не употребляются после согласных «ж», «ш», «щ», «ч». Вот несколько примеров правильного написания: «жизнь», «ширма», «щурок», «чайник».

Отдельно следует рассказать о гласной «Ё», появившейся в русском алфавите относительно недавно — в конце XVIII века. Это редко употребляемый символ, который ввели в письмо для правильности прочтения некоторых слов. Обычно для простоты написания в обычных текстах букву «Ё» заменяют родственной «Е». Но употребление «Ё» является обязательным в школьной учебной литературе, поскольку младшие школьники могут неправильно произносить незнакомые им слова: «ведро» вместо «вёдро», «берет» — «берёт», «мел» — «мёл», «осел» — «осёл», «небо» — «нёбо». Букву «Ё» обязательно употребляют в словарях. А также в художественных и публицистических произведениях, если нужно правильно обозначить малознакомое кругу читателей и малоупотребительные слово.

В целом правила правописания гласных русского языка вызывают меньше сложностей, чем согласных. Но есть одно правило, вызывающее у школьников наибольшую сложность при изучении гласных, — правописание чередующихся в корнях букв. Придется запомнить несколько правил:

  1. Корень «лог» употребляется исключительно под ударением: «вложен», «залог», «подлог». А безударным вариантом является «лаг»: «прилагать». В корне «лож» всегда стоит «О». А еще этот корень не употребим без приставки. Поэтому существует слово «положить», но нет слова «ложить», вместо него говорят «класть».
  2. Корень «гар» употребим в ударной позиции, «гор» — в безударной: «огарок», «подгореть».
  3. Корень «кас» ставится только перед суффиксом «а», в остальных случаях положено употреблять «кос»: «касаться», но «коснуться».
  4. В «рос» следует писать только «О», в корнях «раст» и «ращ» ставится «А»: «взрослеть», но «вырастить», «выращивать».
  5. Корень «зор» употребим в ударной позиции, «зар» — в безударной: «заря», но «зорька».
  6. Корень «плов» следует писать исключительно в существительных «пловец» и «пловчиха», а в остальных словах употребляется «плав».
  7. Корень «мок» положено писать в словах, означающих намокание, увлажнение: «намокнуть», «промочить». А «мак» употребляют в значении погружения в жидкость: «обмакнуть».
  8. Корень «ровн» употребим в значении чего-то ровного, гладкого, прямого. А «равн» следует писать, если слово означает равновесие, равенство, правильное распределение, единение.

Правописание корней с чередующимися гласными

Как определить гласные звуки

Отличить гласные фонемы от согласных несложно, используя собственных артикуляционный аппарат. Гласные более звучные, ясные, протяжные, обладают певучестью, их можно произносить растянуто, напевать. Согласные такими качествами не обладают, они произносятся отрывисто, более тихо и приглушенно.

Если, встав перед зеркалом, попытаться произнести согласные звуки, то видно, что выдыхаемый воздух, проходя через ротовую полость, натыкается на органы артикуляции: изгибающийся или приподнимающийся язык, сдвигающиеся зубные ряды, сжимающиеся щеки. Огибая препятствия, воздушная струя начинает шуметь, так формируются глухие согласные. Если в добавок подключаются голосовые связки, образуются звонкие согласные.

Как отличить гласные фонемы от согласных

А вот при выговаривании гласных фонем воздушный поток проходит через ротовую полость свободно, не встречая препятствий. Голосовые связки подключаются всегда. Разница в произношении разных гласных образуется только за счет придания губам определенной формы. Так, чтобы выговорить [о], нужно придать губам форму кольца. Чтобы сказать [у], необходимо сложить губы в трубку. Для выговаривания [и] нужно улыбнуться.

Гласные фонемы русского языка делятся на 3 группы по расположению срединной части языка в ротовой полости. При проговаривании определенного звука язык может располагаться чуть выше или ниже. Единственный гласный нижнего подъема — [а]: рот раскрыт широко, язык расслаблено лежит в нижней части ротовой полости, расстояние между срединной частью артикуляционного органа и нёбом максимальное. Фонемы среднего подъема — [е] и [о]: срединная часть языка незначительно поднимается. Несложно догадаться, какие гласные звуки являются гласными верхнего подъема: [и], [у], [ы]. При проговаривании этих фонем язык почти упирается в нёбо, расстояние минимальное.

Гласные фонемы русского языка

Ударные и безударные гласные

Слог, находящийся в ударной позиции, выговаривается более четко, с усилием. Гласные в таких слогах звучат яснее, громче. Ударная — сильная позиция для гласных фонем. А значит, правописание безударных гласных можно определить путем перевода слова в форму, в которой проблемная фонема становится ударной. Безударные гласные в русских словах зачастую звучат настолько невнятно, нечетко, что без проверки правописания не обойтись. Примечательно, что наибольшее затруднение вызывают безударные фонемы в середине слов, в первых слогах они звучат яснее.

Для примера разберем слово «сковорода». Вторая и третья «О» настолько слабые, что в фонетической транскрипции положено писать [сковарада]. Для проверки третьей «О» следует изменить слово — «сковородка», здесь слог «род» становится ударным.

При фонетическом разборе указывается только принадлежность гласной фонемы к ударной или безударной форме. Остальные признаки звуков — парность-непарность, звонкость-глухость — к гласным не применимы. Ударную форму принимают все 6 гласных фонем. Причем [э] и [о] могут находиться исключительно в ударной позиции. Исключения — слова «каноэ» и «какао».

В безударных слогах согласная фонема определяет, какая гласная будет идти после нее. Если согласная твердая, слог будет формировать «а», «ы» или «у». Если согласная мягкая, формирующими будут фонемы «и», «у».

В каждом слове русского языка только одна гласная в ударной позиции. Исключение — сложные, составные слова: «фитокосметический», «авторемонтный» и прочие.

Ударные и безударные гласные

Йотированные гласные звуки

Четыре русские буквы — «Ю», «Е», «Я», «Ё» — формируют два сливающихся звука: [й’] + [у], [й’] + [э], [й’] + [а], [й’] + [о]. Гласные буквы, обозначающие два звука в слове, зовутся йотированными.

Йотированные фонемы обозначаются в транскрипции в следующих случаях:

  • при постановке в начале слов — «ёлка» — [й’олка];
  • при написании за гласной — «заяц» — [зай’ац];
  • при написании за символами «Ъ» и «Ь» — «кальян» — [кал’й’ан].

В ряде учебных программ предлагается при создании фонетической транскрипции писать вместо [й’] латинскую литеру «j».

Йотированные гласные звуки

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить резьбу в пластмассе
  • Notepad как найти одинаковые строки
  • Как найти нули функции в эксель
  • Как найти выключенные apple watch
  • Как найти sсеч конуса