Как найти бюджет страны

2023 год Россия начинает с одним из самых сложных за последнее время федеральных бюджетов.

Планируется, что по итогам года расходы страны превысят ее доходы почти на 3 триллиона рублей. Рекордные суммы потратят на армию и силовые структуры. А дефицит будут покрывать за счет ранее накопленных резервов и наращивания госдолга.

В российском Минфине, где верстался бюджет, его назвали самым сложным за последние годы. Планировать доходы и расходы пришлось в условиях геополитического кризиса и санкций. Ограничения, введенные против России, могут помешать наполнению государственной казны. А события вокруг Украины создают дополнительную нагрузку на расходную часть. Некоторые эксперты называют этот бюджет мобилизационным или оборонным. А еще он станет самым закрытым за всю современную российскую историю. Засекречена почти четверть всех расходов.

Рассмотрим основные параметры бюджета, который многое говорит о перспективах российской экономики.

Каким получился федеральный бюджет

Федеральный бюджет принято называть главным финансовым документом страны. У него статус федерального закона, и документ утверждается президентом. В России бюджеты трехлетние, то есть доходы и расходы у нас планируются сразу на 3 года вперед. Соответственно, новый бюджет — это план на 2023—2025 годы.

Согласно закону, доходы российского бюджета в 2023 году составят 26,1 трлн рублей, в 2024 — 27,2 трлн, в 2025 — 28 трлн рублей. Расходы планируются в объеме 29,1 трлн в 2023 году, 29,4 трлн — в 2024 и 29,2 трлн — в 2025 году.

Из этих чисел следует, что ближайшие три года российский бюджет будет дефицитным. То есть плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов. Так, в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей, в 2024 — 2,2 трлн, а в 2025 — 1,3 трлн. Чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования.

Впрочем, для России отрицательный баланс бюджета не редкость. За последние 10 лет лишь трижды доходы страны превышали расходы.

Несмотря на трехлетний формат федерального бюджета, мы уделим основное внимание 2023 году. Чем ближе горизонт планирования, тем вероятнее, что намеченные цели будут реализованы.

Как будут формироваться доходы бюджета

Больше трети российского бюджета будет сформировано за счет нефтегазовых поступлений. Это доходы от экспортных пошлин и налогообложения предприятий нефтегазового сектора. Они пополнят казну почти на 9 трлн рублей. Исторически это главная часть доходов страны, что характеризует нашу экономику как сырьевую.

Еще 7 трлн в 2023 году даст внутренний налог на добавленную стоимость (НДС), почти 3,5 трлн — импортный НДС. Налог на прибыль принесет 1,6 трлн рублей. Внутренние и импортные акцизы — еще 1,2 трлн, пошлины — 0,7 трлн.

А вот доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который мы платим со своей зарплаты, в федеральном бюджете ничтожно мала. Но лишь потому, что НДФЛ в России оседает в регионах и муниципалитетах, согласно бюджетному кодексу.

Структура ожидаемых доходов федерального бюджета РФ в 2023 году, трлн рублей

Нефтегазовые доходы 8,94
Оборотные налоги и сборы 12,64
Налоги на прибыль/доходы 1,79
Прочие доходы 2,79

Оборотные налоги и сборы

12,64

Налоги на прибыль/доходы

1,79

Планируется, что в последующем доля нефтегазовых доходов в бюджете страны будет уменьшаться — с 34% в 2023 году до 30% в 2025 году. Для сравнения: в 2022 на фоне рекордных мировых цен на энергоресурсы бюджет России более чем на 40% состоял из доходов от нефти и газа, а годом ранее — на 36%.

Сокращать эту сырьевую зависимость придется не по своей воле. Прогноз основан на том, что цены на энергоресурсы будут снижаться. В дальнейшем появится еще один фактор: структура добычи в России должна измениться в пользу льготных режимов налогообложения, то есть нагрузка на добывающий сектор ослабнет.

Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета

2021 35,8%
2022 42,1%
2023 34,2%
2024 31,8%
2025 30,3%

Пока же газовики и нефтяники будут нести повышенное налоговое бремя. А вместе с ними еще ряд секторов промышленности, где в поисках источников пополнения бюджета власти обнаружили сверхдоходы.

Так, за счет дополнительного налогообложения добывающих отраслей в ближайшие три года бюджет пополнится на 3 трлн рублей. Часть таких мер будет действовать недолго, как, например, повышенная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь, которую ввели до конца 1 квартала 2023 года. А вот повышенный НДПИ на природный газ введен на весь трехлетний период.

В результате в 2023 году только за счет дополнительных налогов и пошлин на газовиков власти планируют добрать в бюджет почти 0,5 трлн рублей. А налоговая нагрузка на производителей угля и удобрений вырастет на 150 млрд рублей. В декабре стало известно, что также под повышенный налог подпадут и производители алмазов.

Такой прием, как внезапное повышение налоговых изъятий в сырьевых отраслях, российское правительство использует не впервые. В 2021 году фискальную нагрузку увеличили для металлургов, получивших сверхдоходы от роста мировых цен.

В Минфине это называют изъятием «части сырьевой сверхренты». Определяя размеры дополнительных налогов, там отталкиваются от «величины нормальной доходности» за предыдущие периоды и прогнозов рыночной конъюнктуры в будущем.

Появились и более экзотические методы пополнения государственной казны. Например, акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. С июля 2023 года производители сладкой газировки начнут платить государству 7 Р за каждый литр продукции. Это будет ежегодно давать бюджету дополнительные 35 млрд.

Рынок воспринял эту новость негативно. Часть игроков уже заявила, что сократит инвестиции и увеличит отпускные цены. Так что платить за новый акциз, судя по всему, придется рядовым российским потребителям.

Рассматриваются и другие непопулярные меры. По данным РБК, иностранные компании из недружественных стран, которые хотят продать бизнес в России, должны будут уплатить в бюджет не менее 10% от суммы сделки. А Bloomberg пишет о планах собрать еще несколько десятков миллиардов рублей с госкомпаний в качестве дополнительных дивидендов.

Как будет расходоваться федеральный бюджет

В 2023 году Россия планирует потратить 29 трлн рублей федеральных бюджетных денег. Это на 4,3 трлн больше, чем в 2021 году. То есть государство существенно наращивает расходы в сравнении с докризисными периодами.

Армия и силовые структуры. Главная особенность нового бюджета — повышенные расходы на оборону и безопасность. В совокупности они составят больше 9 трлн рублей. Это почти втрое больше, чем объем планируемых трат на всю национальную экономику. И на 60% больше, чем факт расходов на аналогичные статьи в 2021 году.

Распределение бюджета по основным блокам расходов, трлн рублей

Социальная политика 7,34
Национальная оборона 4,98
Нацбезопасность и правоохранительная деятельность 4,42
Национальная экономика 3,51
Общегосударственные вопросы 1,99
Обслуживание государственного долга 1,52
Здравоохранение 1,47
Образование 1,39
Межбюджетные трансферты 1,09
ЖКХ 0,6
Охрана окружающей среды 0,34
Культура, кинематография 0,2
СМИ 0,12
Физкультура и спорт 0,07

Национальная оборона

4,98

Нацбезопасность и правоохранительная деятельность

4,42

Национальная экономика

3,51

Общегосударственные вопросы

1,99

Обслуживание государственного долга

1,52

Межбюджетные трансферты

1,09

Охрана окружающей среды

0,34

Культура, кинематография

0,2

Социальная политика. В сравнении с предыдущими годами заметно вырос не только оборонный бюджет и расходы на силовиков. Почти на триллион рублей увеличиваются траты на социальную политику. Всего в этом блоке заложено 7,3 трлн рублей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты и прочие обязательства государства перед россиянами. В их числе, к примеру, новое универсальное детское пособие, которое, по оценкам властей, будут получать семьи, воспитывающие 10 млн детей. Только на них из бюджета планируется потратить 1,7 трлн рублей.

К слову, это больше, чем выделено на всю отрасль здравоохранения в 2023 году, которой достанется 1,5 трлн рублей. Расходы на образование составят 1,4 трлн.

Скромные числа объясняются тем, что текущая деятельность как медицинских, так и образовательных учреждений не финансируется из федерального бюджета.

Так, поликлиники и больницы работают в основном за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется отчислениями из заработков россиян. А значительная часть финансирования школ и детских садов идет из местных и региональных бюджетов.

Федеральные деньги направляются главным образом на программы развития и ввод в эксплуатацию новых объектов. Например, в 2023 году за счет бюджета запланировано строительство 5 тысяч школ и ремонт зданий 2,7 тысячи медицинских организаций.

В бюджете предусмотрены индексация пенсий, маткапитала, зарплат бюджетников, рост прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ). В целом социальные расходы занимают около трети затрат государственной казны. То есть примерно столько же, сколько на армию и безопасность.

Показатели иллюстрируют смену государственных приоритетов. При стремительном росте расходов на нацбезопасность и оборону траты на экономику существенно сокращаются.

Экономика. Экономическим инициативам уготовано более скромное место. Этот блок похудел сильнее остальных — на 800 млрд рублей по сравнению с бюджетом 2022 года.

Сокращается финансирование нацпроектов «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Туризм и индустрия гостеприимства». На развитие промышленности по соответствующей госпрограмме планируют потратить 1,2 трлн рублей. 400 млрд предусмотрено на поддержку АПК. Всего на национальную экономику в 2023 году выделено 3,5 трлн рублей.

Одной из провозглашенных целей бюджетного стимулирования экономики стала технологическая независимость страны. На развитие современных технологий власти намерены выделить 1,7 трлн рублей, тратить которые начнут в 2023 году. Деньги пойдут на «создание современной научно-производственной базы по ключевым направлениям импортозамещения».

Секретные статьи. Еще одна особенность нового бюджета — его повышенная закрытость. В документе детализировано лишь 77% объема расходов. То есть почти четверть всех федеральных денег потратят по секретным и сверхсекретным статьям.

Как подсчитали «Ведомости», речь идет о 6,5 трлн рублей. Часть этих денег пойдет на восстановление и интеграцию новых территорий. О том, что эти деньги заложены в бюджет, власти неоднократно заявляли. Но в бюджете соответствующие расходы решено не показывать.

В целом бюджет 2023 года будет самым закрытым за всю современную российскую историю. Предыдущий максимум был зафиксирован после присоединения Крыма в 2015 году, когда засекретили 21% расходов.

Как будет работать бюджетное правило

До февральских событий в России действовало бюджетное правило, которое помогало удерживать курс рубля относительно стабильным и обеспечивало управляемость бюджетной политики. В 2022 году после заморозки российских валютных резервов правило действовать по факту перестало. А с 2023 года решено использовать принципиально новый механизм.

Как было. При росте цен на российскую нефть свыше определенного порога — в начале 2022 года он составлял 44 $ за баррель — все получаемые сверхдоходы направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Это правило решало сразу две задачи. Во-первых, ограничивало объем бюджетных расходов, чтобы избежать перегрева экономики деньгами, который чреват высокой инфляцией.

А во-вторых, позволяло снизить влияние нефтяных цен на обменный курс рубля. Деньги ФНБ направлялись на покупку иностранной валюты, что сокращало ее предложение на рынке и не давало рублю переукрепляться.

При дешевой нефти, когда рубль, напротив, становился уязвимым, механизм работал в обратную сторону: валюту из ФНБ продавали, а вырученные деньги направляли в казну для компенсации недополученных доходов.

В итоге российский бюджет был управляемым как при высоких, так и при низких мировых ценах на углеводороды. Бюджетное правило сглаживало эту волатильность, выступая своего рода демпфером.

Как стало. При отсутствии возможности покупать резервную валюту для пополнения ФНБ бюджетное правило в прежнем виде потеряло смысл. Необходимость ограничения расходов тоже стала неактуальной: появилось слишком много новых потребностей, закрывать которые оказалось важнее, чем блюсти бюджетный баланс.

Новый механизм, который приняли в ноябре, отменяет все прежние настройки с ценой отсечения и вводит фиксированный объем нефтегазовых доходов бюджета, который позволительно тратить. На ближайшие три года этот потолок определен в сумме 8 трлн рублей. С 2026 года он будет ежегодно индексироваться на 4%.

Это значит, что поступления от сырьевиков будут расходоваться при любой цене на нефть. До той поры, пока их объем в годовом выражении не превысит 8 трлн, доходы будут считаться «базовыми». А все, что поступит свыше, назовут «сверхдоходами» и отправят в резерв. Правда, исходя из прогнозов трехлетнего бюджета, отправлять в кубышку почти ничего не придется. С 2023 по 2025 год нефтегазовые доходы планируются в пределах 8,5—8,9 трлн рублей в год.

Еще одно важное изменение касается возможности тратить сверхдоходы. Запрета на их использование теперь фактически нет. Предельный объем трат бюджета ограничили суммой четырех составляющих:

  1. Базовые нефтегазовые доходы, то есть 8 трлн рублей.
  2. Прочие поступления — все, что кроме нефти и газа.
  3. Расходы на обслуживание госдолга.
  4. Сальдо предоставления бюджетных кредитов.

То есть сверхдоходами можно без ограничений финансировать долги государства. И уже если и эти расходы они перекроют с лихвой, тогда остаток будет неприкосновенным.

Более того, в 2023 и 2024 годах потолок расходов решили еще немного сдвинуть вверх — на 2,9 и 1,6 трлн рублей соответственно. Это позволит финансировать заложенный в бюджете на эти годы дефицит.

Таким образом, обновленные бюджетные правила заработают в России в полной мере только в 2025 году.

Как будут финансировать дефицит

Дефицит федерального бюджета по итогам 2023 года составит 2,9 трлн рублей. Для его финансирования есть два основных источника.

Фонд национального благосостояния. Ровно такую же сумму — 2,9 трлн рублей — планируется изъять из денег ФНБ. Эту опцию правительство разрешило себе, инициировав смягчение норм бюджетного кодекса. Если раньше подтягивать деньги из фонда можно было только в объеме недополученных доходов при низких ценах на нефть, то теперь это ограничение снято как минимум на два года.

Интересно и то, как проводится списание денег со счетов ФНБ, учитывая, что его активы в валюте недружественных стран сейчас заморожены. Сообщения о расходовании резервов, в том числе заблокированных, появляются регулярно.

Так, в ноябре 2022 года Минфин отчитался о продаже 2,3 млрд евро, 1,7 млрд фунтов стерлингов и 78,5 млрд японских иен, что позволило пополнить госказну на 300 млрд рублей.

Разгадка в том, что такие операции проводятся сейчас без реальных расчетов в валюте, которые невозможны без посредничества иностранных банков. Банк России, хранящий деньги ФНБ, просто номинально переписывает валюту со счетов Минфина на свои, а правительству зачисляет реальные рубли. По сути, это эмиссия: в оборот вводится дополнительный объем денег, поскольку на валютный рынок ни фунты, ни евро не поступают.

В резервах страны также велика доля китайской валюты, которую можно тратить в обычном режиме, продавая юани на бирже. С их расходованием прежде осторожничали. Но в январе 2023 года ЦБ и Минфин решили распечатать и эту кубышку на фоне дешевеющей нефти. Пополнять ФНБ тоже будут в основном в юанях, если в будущем для этого найдется достаточно сверхдоходов.

Государственные заимствования. Еще один заявленный источник финансирования бюджетного дефицита — государственные заимствования, которые должны помочь сохранить деньги ФНБ.

Доступ к внешнему долговому рынку у России по понятным причинам сейчас сильно ограничен, так что пользоваться предстоит рынком внутренним. В 2023 году планируется размещение государственных ценных бумаг на 2,5 трлн рублей, в 2024 году объем составит 3,4 трлн, в 2025 — примерно столько же.

В январе Минфин начал плановое размещение ОФЗ. По итогам первого аукциона удалось привлечь 41 млрд рублей. План на первый квартал — 800 млрд. Эксперты оценили спрос на госбумаги как невысокий, поскольку инвесторы проявляют осторожность из-за выросших инфляционных рисков.

В перспективе для расширения потенциальной аудитории покупателей рассматривается создание новых инструментов, например бескупонных ОФЗ. Предполагается, что они могут заинтересовать людей с невысокими доходами в качестве инструмента для долгосрочных сбережений.

Что будет с экономикой

Показатели федерального бюджета рассчитываются на основе прогнозов развития российской экономики. Минфин взял за основу социально-экономический прогноз Минэкономразвития на предстоящие три года. От того, насколько он окажется точным, зависит исполнимость бюджета. Поэтому имеет смысл заглянуть в прогноз и узнать его основные параметры.

Валовой внутренний продукт. После снижения в 2022 году на 2,9% спад экономики должен замедлиться. В 2023 году ВВП снизится на 0,8%, а в 2024 и 2025 должен уже расти на 2,6% в год. В денежном выражении показатель увеличится за три года на 25 трлн рублей — до 170,6 трлн в 2025 году.

Валютный курс. Среднегодовой курс рубля к доллару ожидается в диапазоне от 68,3 до 72,2 Р. То есть власть верит, что национальная валюта сохранит устойчивость в течение всего трехлетнего срока.

Инфляция. После инфляции в районе 12% в 2022 году авторы прогноза ждут ее более чем двукратного снижения в 2023 году — до 5,5%. Это близко к нижней границе ожиданий ЦБ, который анонсировал рост цен в диапазоне 5—7% по итогам этого года. Правительство и регулятор едины в убеждении, что в дальнейшем инфляция устаканится на целевом уровне 4%.

Инвестиции. Планируется, что вложения в российскую экономику за 3 года превысят 88 трлн рублей. Из них инвестиции почти 27 трлн должны быть профинансированы в 2023 году. Это на 4 трлн рублей больше, чем в досанкционном 2021 году, так что и эти планы можно считать весьма оптимистичными.

Внешняя торговля. С высоких показателей 2022 года в 581 млрд долларов российский экспорт сократится на 8% и будет балансировать в районе 530 млрд в течение трех лет. В первую очередь это связано с ожидаемым снижением мировых цен на нефть и газ. Импорт, напротив, будет расти. В 2023 году — на 11%, а далее — на 5—6% в год.

Получается, что федеральный бюджет на ближайшие три года сверстан с учетом крепкого рубля, бодрого роста инвестиций, относительно высоких цен на нефть и стабильно низкой инфляции. При значимом отклонении от этой оптимистичной картины параметры придется пересматривать.

Цены на российскую нефть, которые закладывает правительство в бюджет, выше санкционного потолка в 60 $ за баррель и сильно выше фактических цен декабря 2022 года. Источник: «Коммерсант»
Цены на российскую нефть, которые закладывает правительство в бюджет, выше санкционного потолка в 60 $ за баррель и сильно выше фактических цен декабря 2022 года. Источник: «Коммерсант»

Сбудутся ли прогнозы

О многочисленных рисках неисполнения принятого бюджета в своем заключении к его проекту высказались аудиторы из Счетной палаты. Они не согласились с прогнозами инфляции, объемов экспорта и импорта, а главное, сочли завышенной оценку будущего потребительского спроса.

По замыслу авторов бюджета, устойчивый рост потребления должен стимулировать российскую экономику. Планируется, что каждый год россияне будут тратить на 3—4% больше, чем в предыдущем году, — и это в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.

Прогноз основан на предполагаемом увеличении доходов людей и росте кредитования. Но по факту в условиях неопределенности эти ожидания могут не оправдаться, предупредили аудиторы. Люди стали гораздо более склонны сберегать деньги, а не тратить их, обрастая новыми кредитами.

Экспорт нефти и нефтепродуктов также может не принести планируемых доходов в казну. В Счетной палате считают, что авторы бюджета недооценили последствия санкций и высокую вероятность рецессии в мировой экономике, которая всегда сбивает цены на сырьевые ресурсы.

Опасения аудиторов нашли подтверждение уже в декабре 2022 года. По данным Минфина, средняя цена на российскую нефть с ноябрьских 66 $ за баррель опустилась до 50 $. А по отдельным январским контрактам она стоила уже около 42 $. При таких ценах в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться на четверть ниже планируемого объема, увеличив дефицит еще на 2 трлн рублей.

Реальность таких перспектив косвенно подтверждается данными об исполнении бюджета 2022 года. Если еще осенью в бюджетном пакете фигурировал дефицит в размере 1,3 трлн рублей, то уже в декабре Минфин признал, что его реальный размер составит 2% ВВП, то есть 2,9 трлн.

А вскоре стало известно, что и это не финальные числа. Расходы бюджета превысили его доходы на 3,3 трлн рублей. То есть всего за несколько месяцев, прошедших от оценки до факта, сумма изменилась в 2,5 раза. Это красноречиво говорит о качестве прогнозов Минфина в текущих условиях.

В целом, как считают эксперты, многие показатели федерального бюджета носят откровенно целевой характер. Это значит, что за основу берутся скорее желаемые результаты, а не объективные прогнозы с учетом всех возможных рисков.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Бюджет

В настоящее время поиск по КБК доступен только для полных строк КБК (20 значимых разрядов, допускаются пробелы-разделители) и только для расходов федерального бюджета

Расходы бюджета за 2022 г.

Крупнейшие ГРБС

по объёму расходования бюджетных средств

База сайта содержит информацию по 116 распорядителям бюджетных средств

Крупнейшие разделы бюджета

по объёму расходования бюджетных средств

База сайта содержит информацию по 14 разделам бюджета

Крупнейшие госпрограммы

по объёму расходования бюджетных средств

База сайта содержит информацию по 54 госпрограммам

Крупнейшие нацпроекты

по объёму расходования бюджетных средств

База сайта содержит информацию по 15 нацпроектам

Главная задача модуля «Бюджет» – обеспечить пользователям портала доступ к информации о расходах федерального бюджета как по завершенным периодам исполнения бюджета, начиная с 2016 года, так и по текущему году в различных разрезах, с несколькими вариантами агрегирования и детализации информации, с возможностью выгрузки данных для дальнейшего анализа и со ссылками на источники информации.

В качестве первичных источников данных в модуле используются ежемесячные отчеты Казначейства России об исполнении федерального бюджета, публикуемые на официальном сайте Казначейства России. Модуль состоит из нескольких разделов, в каждом из которых представлены детализированные записи об отдельных расходах («строки бюджета» или «строки КБК»), сгруппированные по выбранному признаку классификации. Бюджетные расходы можно просматривать в разрезе: разделов и подразделов бюджета (также известном как «функциональная классификация расходов» или ФКР), главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС), государственных программ, национальных и федеральных проектов.

Федеральный бюджет России на 2023 год: разбираем статьи доходов и расходов

Госдума уже согласовала основные параметры бюджета РФ 2023 года. Должно быть, впервые за последнее десятилетие проект доходов и расходов страны вызвал такой интерес и дебаты. Огромные суммы потратят на армию, оборону, силовиков. Но и на здравоохранении экономить не собираются, наряду с образованием и социальной сферой. На начало декабря бюджет России на 2023 год уже находится на финальной стадии принятия, поэтому есть смысл заглянуть в окончательную редакцию документа. Главный вопрос, который может задать аналитик и простой гражданин, – откуда возьмём деньги?

Содержание статьи

  • 1 Бюджет России на 2023 год
  • 2 Статьи доходов бюджета РФ в 2023 году
  • 3 Статьи расходов бюджета РФ на 2023 год
    • 3.1 Оборона и национальная безопасность
    • 3.2 Социальная сфера
    • 3.3 Национальная экономика
    • 3.4 Образование
    • 3.5 Здравоохранение
    • 3.6 ЖКХ
    • 3.7 Развитие сельских территорий
    • 3.8 Развитие транспорта
    • 3.9 Инфраструктура регионов
    • 3.10 Модернизация промышленности
    • 3.11 Устранение цифрового неравенства
    • 3.12 Прочие статьи расходов
    • 3.13 Итоговая таблица
  • 4 Источники финансирования дефицита бюджета в 2023 году
  • 5 Ожидаемая инфляция и ВВП
  • 6 Планируемый курс доллара
  • 7 Государственный долг России в 2023 году
  • 8 Импорт и экспорт в 2023 году
  • 9 Фактические доходы и расходы бюджета в 2023 году
    • 9.1 Январь
    • 9.2 Февраль
    • 9.3 Март
    • 9.4 Апрель

Бюджет России на 2023 год

В начале декабря 2022 года законопроект №201614-8, который и представляет собой проект бюджета на 2023 год, уже принят во всех трёх чтениях, одобрен Советом Федерации, подписан президентом и официально опубликован. Окончательно документ вступит в силу с начала 2023-го.

закон о бюджете на 2023 год

Бюджет России на 2023 год в цифрах выглядит так:

  • ВВП составит 149,95 трлн руб. (в эквиваленте – около 2,4 трлн долларов);
  • доходы федерального бюджета – 26,13 трлн руб., в том числе нефтегазовые – 8,9 трлн руб.;
  • дополнительные нефтегазовые доходы – 939 млрд руб. (это деньги, которые государство решило разово собрать с крупных компаний отрасли);
  • расходы федерального бюджета – 29,05 трлн руб.;
  • дефицит бюджета – 2,92 трлн руб.;
  • максимальный внутренний госдолг – 20,7 трлн руб., внешний долг – 66,6 млрд долларов;
  • уровень инфляции в декабре 2023 года к декабрю 2022 года – 5,5%.

Как и всегда, бюджет составлен на трехлетку: следующий 2023 год и прогнозный период 2024-2025 годов. И основные параметры его такие:

Год 2023 2024 2025
Размер ВВП, трлн руб. 149,949 159,714 170,598
Прирост к прошлому году, % -0,8 6,51 6,81
Инфляция, % 5,5 4 4

Для наглядности вы можете сравнить эти цифры с бюджетом Москвы и Санкт-Петербурга 2023 года.

Если подсчитать прогнозируемый ВВП в сопоставимых ценах (то есть с учётом инфляции), рост в ближайшей трёхлетке ожидается минимальным – на уровне 1-2 процентов в год. При этом уровень инфляции в 4% – это цель Центробанка, которую он планирует достичь к 2024 году.

Статьи доходов бюджета РФ в 2023 году

Для детализации доходов и расходов необходимо заглянуть в программный документ Министерства финансов – «Основные направления… на 2023 год». Коридор планирования широкий – до 2025 года включительно. Документ позволяет сопоставить доходы и расходы с предыдущими периодами. Бюджет на 2023 год отводит нефтегазовым доходам 8% ВВП (меньше, чем в 2022 году), или 34% от общих поступлений.

Что касается других статей, то НДС прогнозируют на уровне 7 трлн руб. (27% от всех доходов), в том числе импортный НДС – 3,44 трлн руб. (13%). Ещё 1,63 трлн руб., что эквивалентно 6%, даст налог на прибыль.

Соответственно, бюджет все еще серьёзно зависит от нефтегазовых поступлений, которые, в свою очередь, подтягивают оборотные налоги.

В цифрах (млрд руб.) доходы и их структура выглядят так:

Статья доходов, млрд руб. 2021 (факт) 2022 (оценка) 2023 (прогноз)
Нефтегазовые 9056,5 11 666,2 8939, из них базовые – 8000
Ненефтегазовые (включают статьи ниже) 16 229,9 16 027 17 191,3
— оборотные налоги 11 216,6 11 181,8 12 614,1
— налоги на доходы 1643,1 1705 1786
— дивиденды 550,7 850,1 544,1
— рентные налоги ГМК 279,5 269,6 367,7
— прочее 2540,0 2020,5 1879,4
Всего 25 286,4 27 693,1 26 130,3

Кстати, изначально на рентные налоги от горно-металлургического комплекса прогнозировались более высокие суммы. Это дополнительный НДПИ на предприятия отрасли в связи с тем, что они получили сверхдоходы из-за высоких цен на сырье. Их планировали поднять вдвое, но по факту в бюджет включили более скромные цифры.

Статьи расходов бюджета РФ на 2023 год

По сравнению со сбалансированной расходной частью предыдущих лет, федеральный бюджет на 2023 год предполагает, что расходы будут выше доходов (то есть, будет дефицит).

Главные драйверы роста – национальная оборона (плюс 1,2 трлн руб. по сравнению с 2022 годом), безопасность (на 1,4 трлн. больше, чем в 2022-м), социальная политика, обслуживание госдолга. Остальные расходы статьи изменились незначительно, а на физкультуру и спорт даже просели (минус 31,5 млрд руб. к 2022 году).

По статьям плановые расходы бюджета России на 2023 в миллиардах рублей составят:

Отдельные статьи расходов 2021 (факт) 2022 (оценка) 2023 (прогноз)
Общегосударственные вопросы 1 759,5 2 628,6 1 994,4
Безопасность и охрана правопорядка 2 335,9 2 788,4 4 417,1
Национальная оборона 3 573,6 4 678,7 4 981,6
Национальная экономика 4 356,6 4 317,5 3 514,1
Образование 1 064,4 1 319,2 1 392,8
Здравоохранение 1 473,9 1 533,0 1 469,4
Социальная политика 6 675,8 6 453,3 7 343,1
Прочие расходы 3 522,4 3 895,4 3 943,1
Всего 24 762,1 27 614,1 29 055,6

Разберем дальше, что поменяется в расходах по отдельным статьям на следующий год.

Оборона и национальная безопасность

Данная статья – одна из самых чувствительных для проекта бюджета на 2023 год. На национальную оборону планируют направить 4,98 трлн руб. В 2022 году сумма составила 4,67 трлн руб., а в 2019 году – около 3 триллионов.

Расходы увеличились по понятным причинам – в связи с проведением СВО, колоссальной поддержкой контрактников и мобилизованных. Примерно 30% из 4,98 триллионов рублей будет потрачено непосредственно на финансирование военных (денежное довольствие и другие выплаты). Также ст. 8 закона «О федеральном бюджете» предусмотрено увеличение взноса на каждого военнослужащего в программе военной ипотеки до 349,6 тыс. руб. (взнос индексируется каждый год).

Правда, на все это можно посмотреть и с другой стороны – если геополитическая ситуация изменится и финансировать военный блок в таком размере не придётся, будут высвобождены колоссальные ресурсы.

Социальная сфера

Расходы на социальную политику в 2023 году вырастут до 7,34 трлн руб. В 2022 году эта статья составила около 6,45 трлн руб., а в допандемийный 2019 год – всего 4,88 триллиона. За счёт этих средств оплачиваются пенсии, пособия, адресная помощь, ведётся борьба с беспризорностью и многое другое.

Среди изменений в следующем году:

  • Запуск универсального пособия для малоимущих семей с детьми – все семьи с детьми в возрасте от 0 до 17 лет с доходами ниже прожиточного минимума будут охвачены пособиями. На детей до 3 лет также оставят возможность оформить выплаты из материнского капитала.
  • Очередная индексация пенсий с 1 января 2023 года на 4,8%. Напрямую из бюджета пенсии не платятся, но перечисляется трансферт на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда (Социального фонда с 2023-го).
  • Повышение материнского капитала в 2023 году – он вырастет на 11,9% с февраля.

Кроме того, будет и дальше развиваться программа социальных контрактов, в дополнение к существующим десяткам и сотням мер поддержки по регионам.

Национальная экономика

А вот расходы по этой статье резко снизятся в 2023 году. Относительно 2022 года (4,31 трлн руб.) снижение – около 800 миллиардов, до 3,51 трлн руб. На этом же уровне расходы на национальную экономику запланированы и дальше. Если бюджет 2023-2025 годов не будет скорректирован, значение останется около 3,5 трлн руб.

В эту категорию входят расходы на господдержку разных отраслей экономики – субсидии (например, на закупку общественного транспорта городами), льготные кредиты и лизинг, другие меры поддержки. Соответственно, расти это направление не будет, а кое-где и сократится.

Образование

Прибавка относительно предыдущего года незначительная: 1,39 трлн. в 2023 году против 1,31 трлн. в 2022 году. Важно понимать, что это не все расходы на образование, которые несёт государство – значительная часть финансируется по линии муниципальных образований (почти все школы и детские сады) и регионов (специализированные школы и профессиональное образование).

Соответственно, федеральный бюджет фактически будет финансировать и эти расходы, но не прямо, а через дотации выравнивания регионам и городам (бюджеты которых часто далеки от сбалансированности).

Средства из федерального бюджета будут направлены на все виды обучения: от дошкольного до послевузовского. Как правило, это финансирование программ развития – например, ремонта школьных пищеблоков. Тем не менее, «федеральные» траты на образование в структуре ВВП продолжают оставаться небольшими, что критикует экспертное сообщество.

Здравоохранение

Статья бюджета остаётся одной из самых скромных. В 2023 году на нужды здравоохранения направят всего 1,39 трлн руб., в то время как годом ранее – 1,31 трлн руб. Бюджет на строительство медицинских учреждений составит 8,5 млрд руб., инвестиции в медицинскую отрасль превысят 110 миллиардов рублей.

Любопытно, что здравоохранение в значительной степени оплачивают потенциальные пациенты. Из заработков граждан проводятся значительные отчисления в ФОМС (базовый тариф 5,1%) – они и финансируют работу учреждений. А уже в развитие инфраструктуры и технологий вкладывается государство.

ЖКХ

Вложения в эту отрасль народного хозяйства в ближайшие годы также планируют сокращать. Если в 2023 году на ЖКХ потратят почти 605 млрд руб., то в 2024 году – 513,9, а в 2025 – лишь 320 миллиардов. Эти деньги будут направлены на модернизацию систем ЖКХ, развитие и расширение инфраструктуры.

Как видно, в ближайшем будущем власти планируют либо экономить на данной сфере, либо переложить её на плечи потребителей. Открытым остаётся вопрос, как будут решать вопрос ЖКХ в новых регионах.

Развитие сельских территорий

В ст. 6 закона о бюджете на 2023 год отдельно оговорены отчисления на госпрограммы, связанные с развитием сельского хозяйства и территорий, вовлечением в оборот сельхоз земель. В будущем году расходы составят до 179,58 млрд руб., в 2024 году – 128,56 млрд руб., в 2025 году – 102,52 млрд.

В программе комплексного развития сельских территорий поставлены амбициозные цели. В их числе – достигнуть доли благоустроенных жилых помещений в сельской местности до 50% к 2025 году (в 2017 году таковых было лишь 32,6%).

Также в 2022 году была бессрочно продлена программа «Сельской ипотеки», которая тоже финансируется через эту статью бюджета. Однако здесь все упирается в наличие (точнее, отсутствие) выделенного лимита, из-за чего кредит оформить достаточно сложно.

Развитие транспорта

Расходы в 2023 году составят: на местные и региональные дороги – 29,1 млрд руб., на городской пассажирский электротранспорт – до 9 млрд руб. В проекте ФЗ о бюджете есть и другие упоминания об инвестициях в транспорт, например, 41,2 млрд руб. – на реализацию госпрограмм, связанных с данной сферой, в том числе – на развитие транспортной системы.

Кроме прочего, по этой статье проходят субсидии на газомоторную технику и строительство инфраструктуры – например, в 2022-м такие выплаты даже увеличили.

Инфраструктура регионов

Документ от Минфина затрагивает вопросы взаимодействия федерального центра с субъектами РФ. За 2021-2024 годы будет «высвобождено» 673 млрд руб. на реализацию инвестпроектов в регионах. До 2028 года будет предоставлено бюджетных кредитов до 420 млрд руб.

Должностные лица не скрывают, что из бюджета РФ 2023 года значительная часть средств будет потрачено на восстановление и развитие инфраструктуры в регионах, присоединённых к РФ в текущем году.

Модернизация промышленности

Исходя из обнародованных документов, огромных вливаний в промышленность не планируется. Определенные ресурсы предусмотрены для ракетно-космической промышленности и ОПК. В 2023 году – около 755 млн руб., в 2024 и 2025 – по 1,36 млрд руб.

На развитие электро- и водородного автотранспорта в будущем году заложили 2,4 млрд руб.

Устранение цифрового неравенства

На эти цели в бюджете отведено 6,8 млрд руб. Критики отмечают, что сумма отчислений сотовых операторов выше. Проблема цифрового неравенства, то есть, неравномерного доступа к коммуникациям и интернету, в России действительно имеется. Поступившие в бюджет средства будут направлены на обеспечение мобильной связью и доступом к глобальной сети небольших поселений.

До 2024 года планируется распространить широкополосный интернет на 97% домовладений в России.

Прочие статьи расходов

Отдельной строкой в ФЗ идёт СМИ: на них планируют потратить в 2023 году 118 млрд руб. Это меньше, чем на культуру и кинематограф (196,1 млрд руб.), но больше, чем на спорт (68 млрд руб.). Обращает на себя внимание солидная сумма на охрану природы – 342 млрд руб., а также межбюджетные трансферты – 1,09 трлн руб.

Итоговая таблица

С учетом всех доходов и расходов, итоговый вид у бюджета России на 2023 год будет таким:

Расходы, млрд руб. Доходы, млрд руб.
Социальная политика 7343,1 Нефтегазовые 8939,0
Национальная оборона 4981,6 Оборотные налоги 12614,1
Национальная безопасность и правоохранительная система 4417,1 Налоги на доходы 1786,0
Национальная экономика 3514,1 Дивиденды 544,1
Общегосударственные вопросы 1994,4 Рентные налоги 367,7
Обслуживание государственного долга 1519,3 Другие доходы 1879,4
Здравоохранение 1469,4 Всего 26130,3
Образование 1392,8
Межбюджетные трансферты 1094,6
ЖКХ 604,9
Охрана окружающей среды 342,1
Культура 196,1
СМИ 118,0
Физкультура и спорт 68,0
Всего 29055,6
Сальдо (-дефицит/+профицит) -2925,3

Чтобы читателю было проще понять весь масштаб бюджета, стоит посмотреть на инфографику. Дисбаланс по некоторым статьям доходов и расходов становится очевидным. Также бросается в глаза зависимость от нефтегазового сектора, который должен сформировать треть всех денежных поступлений:

инфографика доходы бюджета на 2023 год

Структура доходов бюджета на 2023 год

инфографика расходы бюджета на 2023 год

Структура расходов бюджета на 2023 год

Для сравнения – сопоставим данные с 2022 годом:

Сравнение расходов бюджета в 2022 и 2023 годах

Сравнение расходов бюджета в 2022 и 2023 годах

Источники финансирования дефицита бюджета в 2023 году

В качестве главного источника финансирования дефицита бюджета РФ на 2023 год выступят внутренние заимствования. Всего за год планируют привлечь 2,19 трлн руб. Для сравнения, в 2022 году сумма была ниже примерно на 60% – 1,31 трлн руб., но в 2020 году – выше (4,1 трлн руб.).

В качестве внутреннего источника финансирования бюджета может использоваться Фонд национального благосостояния, хотя его применение достаточно жестко регламентировано законом.

Стоит понимать, что дефицит бюджета значительно меньше, чем суммарные резервы государства. Но в сложившейся ситуации, когда активы заморожены за границей, Минфин предпочитает привлекать средства через ОФЗ.

Ожидаемая инфляция и ВВП

Прогнозные значения можно назвать смелыми: инфляция в 2023 году ожидается на уровне 5,5% и по 4% – в следующие два года. В проекте закона не содержится сведений о том, как будет достигнута цель. Но по сравнению с текущими значениями, а инфляция за 2022 год превысит 12 процентов, прогнозы выглядят весьма оптимистичными. Достичь таких значений можно будет лишь при отсутствии громких вызовов как на мировом рынке, так и во внутренней экономике.

Что касается ВВП, то прогнозы на следующий год пока неоднозначные, кто-то ждет незначительного роста, кто-то – такого же незначительного спада (в пределах 1%). Но уже с 2024 года экономика будет расти быстрее, чем на 6% в год, полагает Минфин. Очевидно, в планах учтено, что к тому моменту во внутренней и внешней политике уже наметится хотя бы какая-то стабилизация.

Планируемый курс доллара

Законодатель видит курс доллара в 2023 году в размере 68,3 рубля, в 2024 году – 70,9 руб., в 2025-м – 72,2 руб. Но поскольку отечественная экономика значительно отвязалась от иностранной валюты, стоит уделить внимание цене на нефть. В 2023 году она прогнозируется на уровне 70,1 долл./баррель, с последующим снижением до 67,5 долларов в 2024 году и 65 долларов – в 2025 году. К слову, в будущем году планируется добыть почти 250 миллионов тонн нефти.

Но и здесь не все гладко. Многие страны ввели эмбарго на поставки российской нефти, а ЕС уже согласовал потолок цен в 60 долларов. На этом фоне российские официальные лица объявили, что поставлять нефть в страны, которые ввели «потолок», Россия не будет в принципе. Но и это еще не все – сейчас наметился рекордный разрыв между маркерным сортом нефти Brent и российской Urals. Россия вынуждена продавать нефть в страны Азии со скидками до 30%, поэтому фактические поступления от нефти будут меньше.

С курсом валют ситуация парадоксальная – чем меньше будет ограничений против России, тем сильнее ослабнет рубль, и наоборот. Учитывая всю неопределенность, прогнозы по курсам, скорее всего, будут пересматриваться еще не раз.

Государственный долг России в 2023 году

Максимальная планка госдолга запланирована на уровне 20,7 трлн руб. (внутренний) и 66,6$ млрд (внешний). На обслуживание планируется потратить 1,519 трлн рублей. Это на 435 млрд руб. больше, чем в 2022 году, и почти в 2 раза больше, чем в 2020 (784,2 млрд руб.).

Как размер госдолга, так и расходы на его обслуживание считаются безопасными для экономики. Минфин привлекает деньги через ОФЗ, потому что это дешево – российские облигации считаются надежными, а потому и доходность по ним низкая.

Импорт и экспорт в 2023 году

Законодатель признаёт грядущую трансформацию внешнеторгового баланса. В «Основных направлениях» экспорт товаров в 2023 году ожидается на уровне 529$ млрд., а импорт – лишь 303,3$ млрд. В 2024-2025 годах дисбаланс сохранится: при схожем уровне экспорта (522-520$ млрд.) импорт повысится незначительно (317,5-330,3$ млрд.).

Определённые надежды возлагаются на инвестиционную активность. Значительные ресурсы потратят на импортозамещение. Можно констатировать, что при столь низком объёме импорта многие позиции товаров перейдут в разряд дефицитных.

В целом, спад импорта и связанное с ним избыточное укрепление рубля – один из самых больших вызовов перед финансово-экономическим блоком правительства. И от того, насколько успешно будут решаться проблемы, зависит в итоге реалистичность согласованного бюджета.

Фактические доходы и расходы бюджета в 2023 году

Утверждаемый бюджет на предстоящий год — это лишь план по доходам и расходам. И исполняется он далеко не всегда так, как запланировано изначально. Поэтому важно оценивать не только плановые, но и фактические данные.

Январь

По информации Минфина России, фактические данные по исполнению бюджета показывают, что из 2,9 триллионов рублей запланированного дефицита 1,7 триллиона зафиксировано за первый же месяц года.

В частности, за январь 2023 года данные такие:

  • доходы — 1 356 млрд руб., в том числе 426 млрд нефтегазовых и 931 млрд руб. ненефтегазовых;
  • расходы — 3 117 млрд руб.;
  • дефицит — 1,76 трлн руб.

Значительный рост расходов и сокращение расходов, на самом деле, не говорят о бюджетной катастрофе. Дело в том, что недостача доходов связана с особенностями перехода на систему Единого налогового счета. А рост расходов объясняется увеличенным объемом финансирования по госконтрактам, что было запланировано ранее.

Февраль

В феврале федеральный бюджет был исполнен с еще большим дефицитом — он составил 3,96 триллионов рублей (за первые 2 месяца года):

  • доходы составили 1,42 триллиона рублей;
  • расходы — 5,38 триллионов.

Это следует из данных на портале «Электронный бюджет». Сумма уже больше, чем плановый дефицит на весь 2023 год — он должен составить 2,9 триллиона рублей.

Однако серьезной проблемы пока нет — дефицит по-прежнему связан с кассовым разрывом из-за введения Единого налогового платежа. Значительная часть фактически внесенных на счета налогов будут списаны и зачтены в доходы бюджета позже согласно новым правилам. А пока налогоплательщик вправе вывести эти деньги со счета, в доходы они зачислены не могут быть.

Кроме того, итоговые данные за ферваль могут быть скорректированы позже — датой зачисления налогов считается 28 число, а статистика собрана на 27 февраля.

Март

По данным системы «Электронный бюджет», к концу первого квартала 2023 года дефицит федерального бюджета достиг 4 триллионов рублей.

Расхождение достаточно серьезное:

  • доходы — 3,497 триллиона рублей;
  • расходы — 7,505 триллионов рублей.

Однако данные приведены по состоянию на 28 марта, а не на 1 апреля. Причем уже 28 марта на счет в Федеральном казначействе поступило дополнительно платежей на 2,5 триллиона рублей. Заместитель министра финансов Владимир Колычев связал это поступление с тем, что в рамках Единого налогового платежа деньги списываются с ЕНС именно 28 марта по всем налогам.

Соответственно, итоговый дефицит бюджета по итогам квартала может быть ниже.

Апрель

По итогам апреля дефицит федерального бюджета вырос сразу на 1,024 трлн рублей. И в итоге бюджет за первые 4 месяца года был исполнен с дефицит ом в 3,424 трлн рублей.

Это уже больше, чем заложенные в годовую смету цифры — по плану на 2023 год расходы должны превысить доходы всего на 2,925 трлн рублей.

В апреле доходы бюджета составили около 2,1 трлн рублей, по итогам четырех месяцев они составили 7,782 трлн.

Основная проблема — падение нефтегазовых доходов. С начала года они упали на 52,3% — всего до 2,282 трлн рублей. При этом государство должно получать в год не меньше 8 триллионов, чтобы просто финансировать обязательные расходы. Власти планируют, что во втором полугодии смогут нарастить поступления от нефти и газа за счет сокращения дисконта по отношению к мировым ценам.

Конспект по теме «Государственный бюджет»

Анна Маркс

Конспект по теме «Государственный бюджет»

Для того чтобы осуществлять свои функции, например, производить общественные блага или выделять средства на социальные нужды, государству требуются денежные средства. Государственные органы разрабатывают и принимают определенный план, в котором прописываются предполагаемые расходы и доходы государства на определенный отрезок времени. Такой план называется государственным бюджетом.

Государственный бюджет– это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов на определенный период времени.
Важное замечание:бюджет – это именно план, а не реальная сумма денег. Но при этом можно сказать, что он финансово обеспечивает проведение экономической политики государства.

В Российской Федерации есть три уровня бюджета: федеральный (бюджет страны), региональный (бюджет субъектов) и местный (муниципальный).

Государственный бюджет включает в себя несколько частей: доходную (поступления в бюджет и его наполнение) и расходную (траты государства).

Рассмотрим статьи расходов и доходов в государственном бюджете.

У государственного бюджета существует ряд функций. Рассмотрим их.

Какие виды государственного бюджета существуют?

Не всегда доходы и расходы государственного бюджета равны. На это влияют множество факторов, например, фаза экономического цикла в стране (страна находится на подъеме или на спаде) или текущая политика государства. Ситуация, когда расходы превышают доходы называется бюджетным дефицитом, превышение доходов над расходами – профицитом, а их равенство означает сбалансированный государственный бюджет.

Исходя из этого можно выделить виды государственного бюджета:

Самый оптимальный вид бюджета – сбалансированный. Именно такой тип бюджета свидетельствует о том, что планируемые расходы равны доходам.

Профицитный бюджет свидетельствует о том, что средства и ресурсы распределяются неэффективно: появляются «свободные» деньги, которые «лежат на полке» и их «кушает инфляция».

У дефицитного бюджета тоже есть свои риски. Рассмотрим их.

В чем опасность бюджетного дефицита?

— Дефицитный бюджет нередко покрывается за счет эмиссии денег и/или государственных займов, что стимулирует инфляцию и тормозит развитие экономики
— Снижается инвестиционная активность предпринимателей
— Растет социальная напряженность
— Не хватает средств на развитие инфраструктуры

При дефицитном бюджете необходимо найти источник средств для погашения дефицита и решения проблемы дефицитного государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета ведет к появлению государственного долга.
Государственный долг – это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

В зависимости от того, перед кем государство имеет долги выделяют 2 вида государственного долга.

Резидентами считаются физические лица, постоянно проживающие в РФ, юридические лица, созданные по законодательству РФ и находящиеся на территории РФ и некоторые другие субъекты.

Как принимается государственный бюджет?

Государственный бюджет РФ принимается федеральным законом. Чтобы закон о государственном бюджете вступил в силу, ему нужно пройти несколько стадий.

Стадии принятия государственного бюджета в РФ:

Проверь свои знания по этому конспекту

Пройди короткий тест до конца, чтобы закрепить материал и получить новые материалы

Ниже приведены термины экономического содержания. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «государственный бюджет». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда.

Выберите верные суждения о государственном бюджете.

Государственный бюджет называют профицитным, если доходы государства равны расходам.

Государство перераспределяет через бюджет полученные доходы и направляет средства на обеспечение проводимой им внутренней и внешней политики.

В доходную часть государственного бюджета поступают таможенные пошлины и сборы.

Социальные выплаты — одна из статей доходов государственного бюджета.

Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план государства.

Выберите верные суждения о государственном бюджете и бюджетной политике в РФ.

Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Превышение доходов над расходами свидетельствует о дефиците бюджета.

Средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твёрдой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците, называют федеральными налогами.

С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (национального богатства) между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.

Студент готовит реферат о государственном бюджете. Что из пере­численного ниже он должен включить в свой текст, характеризуя виды расходов бюджета?

Платежи по государственному долгу

Поступления от государственного сектора экономики

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

Финансовая помощь, полученная от бюджетов других уровней

Материальное обеспечение внешней политики

Оххх… Лучше все-таки перечитать конспект и выделить самые важные моменты, дерзай! Все получится!

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ

Неплохо! Обязательно разбери ошибки и на всякий случай повтори конспект еще раз ;)

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ

Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.

Ты топ, материал усвоен отлично!

Понравилось? Можешь похвастаться своими результатами в ВК или Twitter. Жми на кнопку ниже.

Оу! Что это там? Впереди тайник стобальника… Посмотришь что внутри? ВОЙТИ

Понравился материал? Оцени!)

Век репетиторов
в прошлом

Мы официально хороним этот скучный формат, как айфон однажды глубоко закопал кнопочное безобразие, которое валялось в кармане у ваших предков.

Вебинары с проверкой домашек под контролем кураторов — это «Чудо чудное!», как говорит наша ученица Лиза.

Есть запись урока, удобная платформа и куча знакомств с ребятами со всей России. Да ещё и дешевле — в среднем в 3 раза. Дерзай!

Мы работаем с заданиями из ФИПИ. Часто ученикам на экзаменах попадается до 80% заданий, которые они уже решали.

Были случаи, когда абсолютно все задания с реального экзамена ученик уже решал дома или на вебинаре. Есть большой шанс, что повезёт и тебе!

Мы не тешимся тем, что абсолютно все хотят сдать ЕГЭ на сотку или выиграть олимпиаду.

Если нужно просто «пройти» на платку — подберем соответствующую группу и организуем щадящий формат подготовки.

Безумно можно быть первым

>>> Ну, ничего страшного! <<<

Если формат не подойдёт — вернём 100% суммы за подготовку. Главное намекни нам об этом в течение первых трёх дней занятий.

Некоторым кажется, что с репетитором эффективнее. Но мы в это не верим. А результаты наших учеников укрепляют нашу идею с каждым годом.

Эти отзывы ребята записали от души

Все они уже учатся в выбранном вузе

МарксТим

Каждый человек и каждая семья постоянно тратят и стараются заработать деньги. Самые продвинутые ведут семейный и личный бюджет — считают и планируют свои расходы и доходы. Каждое государство делает это в обязательном порядке. Бюджет — главный финансовый документ страны. Рассказываем, как он устроен и почему об этом полезно знать каждому взрослому человеку

Что такое государственный бюджет

Для эффективного управления доходами и расходами государство планирует их заранее. 

Государственный бюджет — это сводный план доходов и расходов страны. В России государственный и региональные бюджеты составляют на 3 года. Отвечает за формирование госбюджета Министерство финансов.

Из чего состоит консолидированный бюджет России

Общий, или, как его принято называть, консолидированный бюджет России состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Как устроены расходы бюджета

Все расходы государственного бюджета расписаны по разделам и 97 подразделам. В каждом подразделе указано, на какие цели направляются конкретные суммы.

Рассмотрим на примере консолидированного бюджета России за 2020 год, как распределяются бюджетные расходы.

36% расходной части бюджета 2020 года были направлены на социальную политику (пенсии, пособия, охрана семьи и детства), 14% на национальную экономику, 12% на здравоохранение, 10% на образование, 7% на оборону, 6% на общегосударственные вопросы, не входящие в другие разделы, 4% на ЖКХ, 2% на обслуживание государственного долга, 1% на культуру, и 2% — это иные расходы (на СМИ, охрану окружающей среды, переводы средств между бюджетами разного уровня и другое).

Кроме того, существуют закрытые, засекреченные расходы. Причём такие расходы могут находиться не только в разделе, относящемся к обороне, но и в гражданских областях бюджета — например, в разделе «национальная экономика».

Как формируются доходы бюджета

Доходы бюджета состоят из налогов, штрафов (в том числе тех, которые платят автомобилисты за нарушение правил), административных платежей и сборов, доходов от продажи активов (приватизации предприятий) и безвозмездных поступлений — грантов и пожертвований.

Рассмотрим на примере консолидированного бюджета за 2020 год, как формируются бюджетные доходы.

83,55% — налоговые доходы. Из них 25,9% — налоги на прибыль, а из этой суммы примерно половина — налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Так что примерно 11% доходов бюджета России формируется за счёт налогов, взимаемых с доходов граждан. 12,72% — неналоговые доходы (те самые штрафы и сборы), 3,73% — безвозмездные поступления.

Кроме того, отдельно от доходов определяются источники финансирования дефицита бюджета. Это поступления денег в бюджет, которые или покрывают разницу в том случае, когда расходы бюджета превышают его доходы, или идут на погашение прежних долгов государства.

Если расходы бюджета превышают доходы, бюджет называется дефицитным. Если доходы выше расходов — профицитным.

В отличие от человека, для государства ощутимое превышение доходов над расходами скорее плохо, чем хорошо. Если у государства в конце года осталось много свободных, непотраченных бюджетных денег — значит, не были профинансированы и реализованы какие‑то важные проекты.

А значительный дефицит бюджета означает, что государство в какой-то момент может оказаться не в состоянии исполнять свои обязательства, и тогда произойдёт дефолт. В России это случилось в августе 1998 года.

Государство всегда заранее определяет источники покрытия дефицита бюджета. Это могут быть займы в виде государственных ценных бумаг (например, облигации федерального займа), кредиты международных финансовых организаций (например, Международного валютного фонда), кредиты одного уровня бюджета другому (например, федерального бюджета региональному) и другие.

Зачем обычному человеку знать об основных параметрах государственного бюджета

Это особенно важно для бюджетников — работников госпредприятий, вузов, школ и больниц, для пенсионеров. Понимая, что означает та или иная статья бюджета, вы можете определить, какие последствия повлечёт любое изменение закона или правил бюджетных выплат лично для вас. Можно понять, какие профессии и отрасли государство считает наиболее важными для себя, и учиться или переучиваться, исходя из этого. Можно сравнить заложенные в бюджет прогнозы инфляции с другими прогнозами и отложить покупку недвижимости — либо, наоборот, купить её заранее.

Знание устройства государственного бюджета — способ лучше понимать мир вокруг себя и принимать более взвешенные и осознанные решения.

Где смотреть информацию о государственном бюджете

Начать изучение государственных финансов лучше всего с посещения сайта http://budget.gov.ru/epbs/. Это единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», информационная платформа Минфина России. Здесь вы найдёте все открытые данные о государственном бюджете нашей страны. Например, даже далёкий от финансовых тонкостей человек может легко изучить на нём расходы и доходы бюджета по регионам с помощью графического интерфейса.

Кроме того, полезно зайти на сайт Федерального казначейства https://roskazna.gov.ru/. Здесь вы найдёте витрины данных и различные новости, касающиеся государственных финансов.

Узнать много интересного про бюджет можно и с помощью государственного проекта «Бюджет для граждан». Туда загружают данные разные ведомства. Например, «Бюджет для граждан» Минфина России рассказывает о федеральном бюджете, а «Бюджет для граждан» от правительства Москвы — о московском. Такой проект есть в каждом регионе.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти флешку в телефоне зте
  • Как исправить фамилию в трудовой книжке при ошибке
  • Как найти своего яндере парня
  • Как составить акт разногласий к договору образец
  • Как найти попутный груз до краснодара