Как найти часть речи в словосочетаниях

Словосочетание: примеры, как определить в предложении

В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.

Функции словосочетания

Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.

  1. Уточняет информацию. Отдельное слово называет действие, признак, предмет или количество, но не передаёт их особенностей. Для создания чёткого образа требуется пояснение.
дом характеристика предмета отсутствует, создание образа затруднено
высокий дом появление уточняющих понятий конкретизирует образ
деревянный дом
бабушкин дом
старый дом
дом отдыха
  1. Служит материалом для построения предложений. С присоединением к подлежащему и сказуемому зависимых слов предложение становится распространённым, более информативным.
Подлежащие и сказуемое Зависимые слова Более информативное предложение
Шёл дождь. дождь (какой?) тёплый Прошлой ночью шёл первый тёплый весенний дождь.
дождь (какой?) первый
дождь (какой?) весенний
шёл (когда?) ночью
ночью (какой?) прошлой
дождь (какой?) нудный Целую неделю в городе шёл нудный моросящий дождь.
дождь (какой?) моросящий
шёл (где?) в городе
шёл (как долго?) неделю
неделю (какую?) целую

Как определить словосочетание

Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:

  • Состоит из двух или более слов.

Но словосочетание – это не любой набор лексем.

  1. Из-за тучи зелёный семнадцать – слов четыре, однако связь между ними отсутствует. Ни лексические значения, ни грамматические формы не сочетаются.
  2. О сапожном леопарде – грамматических противоречий нет, но смысла также: лексические значения элементов несоединимы.
  3. Синяя тетрадками – лексическая сочетаемость не нарушена, грамматическая связь отсутствует.

Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;

  • Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.

Из двух характеристик складывается общее определение:

Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.

Отличительные признаки словосочетания

  1. Словосочетание имеет в составе более одной самостоятельной части речи.Составные формы – например, времени и наклонения глагола, степеней сравнения прилагательного и наречия – конструкциями из двух разных частей речи не являются:
  • будут знать – глагол в будущем времени;
  • пусть светит – глагол в повелительном наклонении;
  • более сильно – наречие в сравнительной степени;
  • самый известный – прилагательное в превосходной степени.

Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.

  • Мать, скрепя сердце, согласилась (против воли).
  • Сосед бросил работу и вскоре окончательно дошёл до ручки (опустился).
  1. Словосочетание состоит из двух частей (главного и зависимого слова), соединённых подчинительной связью. Зависимое слово отвечает на вопрос, поставленный от главного:
  • садом (каким?) цветущим
  • отправились (куда?) на прогулку
  • работал (как?) молча

Подчинительной связью не соединяются:

Подлежащее и сказуемое небо потемнело
падает снег
лектор начал рассказывать
Однородные члены предложения хотеть и мочь
быстрее, выше, сильнее
вчера, сегодня, завтра

Основой классификации словосочетаний служат:

  • значение словосочетания (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет, признак и его степень);
  • структура (простые и сложные);
  • способ выражения главного слова (глагольные, именные, наречные).

Простые и сложные

Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:

  • лепить из пластилина
  • зимний пейзаж
  • смотреть внимательно

При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:

Простые Сложные
серая река серая от дождя река
идти по тропинке идти по узкой лесной тропинке

В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:

Мишин новый игрушечный автомобиль Мишин автомобиль
новый автомобиль
игрушечный автомобиль
надеть старое пальто брата надеть пальто
старое пальто
пальто брата

Глагольные, именные и наречные

Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.

Главные слова выражаются:

  • именными частями речи;
  • глаголами;
  • наречиями.
Группы Главное слово Примеры
Именные Имя существительное тема урока, свежие овощи
Имя прилагательное слишком нерешительный, тяжело больной
Имя числительное три апельсина, семеро козлят
Местоимение некто неизвестный, что-то умное
Глагольные Глагол выполнять просьбу, искусно шить
Деепричастие увидев друга, зная ответ
Причастие сработанный мастером, громко певший
Наречные Наречие очень далеко, совсем непонятно

Неделимые словосочетания

Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.

  • В теплице поспело четыре огурца .

Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:

  • В теплице поспело четыре … . В теплице поспело … огурца.

Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:

  1. Количественно-именные. Главное слово в них обозначает точное или неопределённое количество, меру, ёмкость, объём.
  • Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
  • Отмерьте полтора метра верёвки.
  • Принеси дедушке стакан воды.
  1. Избирательные – зависимое слово употреблено с предлогом из и подчинено местоимению или числительному.
  • Что-то из приготовленного придётся оставить.
  • Двое из ребят отказались продолжать прогулку.
  • Кто из учеников не решил задачу?
  1. Со значением совместного действия.
  • Бабушка с внучкой затеяли уборку квартиры.
  • Папа с мамой опять помирились.
  • Петя с другом сделали модель самолёта.

Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:

  • Жили-были старик со старухой .

Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:

  • Старик со старухой не посоветовался .
  1. Составные формы сказуемого.
  • Буря начала стихать .
  • Марина собирается стать художником .
  1. Нечленимые названия.
  • Нижний Новгород празднует День города.
  • Театр поставил «Бориса Годунова».
  1. Фразеологизмы – выражения, обладающие устойчивым значением.
  • Николай оказал коллеге медвежью услугу.
  • Ахиллесовой пятой Анны Степановны стал недостаток образования.
  1. Относящиеся к словам, требующим конкретизации.
  • Котёнок с белыми лапками вырастет ловким охотником.
  • Женщина с усталыми глазами сидела у окна.
  • Малыш в пушистой шубке тянул санки.

Виды связи слов в словосочетании

Слова в составе сочетания связываются тремя способами:

При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:

  • в соседнем доме (мужской род, единственное число, предложный падеж);
  • чайными ложками (множественное число, творительный падеж; во множественном числе по родам прилагательные не изменяются).

При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:

Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.

  • Поют фальшиво;
  • Научился летать.
Вид связи Признаки Зависимое слово Примеры
Согласование При изменении главного слова изменяется зависимое:

диких животных.

Отвечает на вопрос «какой?»:
прилагательное полная луна
причастие сданный зачёт
местоимение наш двор
порядковое числительное седьмой этаж
Управление При изменении главного слова зависимое остаётся неизменным:

отвечаешь собеседнику.

Существительное или выполняет функции существительного. крылья бабочек

лечить больных

Примыкание Зависимое слово неизменяемо. наречие виден издалека
деепричастие читать лёжа
инфинитив умею рисовать

В чём отличие предложения от словосочетания

Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.

  1. Выражает законченную мысль:
  • Как найти районную библиотеку? – найти библиотеку.
  • Даль скрыта густым туманом. – густым туманом.
  • Девочка лукаво улыбалась гостям. – лукаво улыбалась.
  1. Имеет грамматическую основу:
  • Сегодня полнолуние . – полная луна.
  • С самого утра подморозило . – крепко сковать.
  1. Может состоять из одного слова:
  • Мороз ! – крепкий мороз.
  • Рассвело . – почти рассвело.
  • Холодно . – холодно взглянул.
  1. Допускает использование сочинительной связи:
  • Светловолосый человек в чёрном плаще открыл калитку. – между подлежащим и сказуемым ( человек открыл ).
  • Хозяйка несла домой сливочное масло , квашеную капусту и бублики с маком. – между однородными членами ( масло , капусту , бублики ).
  • Наступил поздний вечер , и окна деревенских домиков погасли . – между простыми предложениями в составе сложного ( вечер наступил , и окна погасли ).

Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.

Как распознать словосочетания в предложении

Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:

  1. Найти и исключить не являющиеся словосочетаниями конструкции: грамматическую основу предложения, ряды однородных членов, вводные слова, обращения, фразеологизмы, сочетания служебных частей речи с самостоятельными.
  2. Выбрать слово из второстепенных членов предложения.
  3. Найти, к какому слову оно относится.
  4. Связать главное и зависимое слово вопросом.
  5. Поступить аналогично со всеми второстепенными членами.

Разберем пример. Владимир , вероятно, с трудом узнавал давно знакомую, но сильно изменившуюся улицу.

  1. Владимир узнавал – грамматическая основа, к словосочетаниям не относится.
  2. Вероятно – вводное слово, синтаксически не связано с остальными членами предложения.
  3. Узнавал (как?) с трудом (глагол + наречие, глагольное, действие и его признак, примыкание).
  4. Узнавал (что?) улицу (глагол + существительное, глагольное, действие и предмет, управление).
  5. Улицу (какую?) знакомую (существительное + прилагательное, именное, предмет и его признак, согласование).
  6. Знакомую (как долго?) давно (прилагательное + наречие, именное, признак и его степень, примыкание).
  7. Улицу (какую?) изменившуюся (существительное + причастие, именное, предмет и его признак, согласование).
  8. Изменившуюся (насколько?) сильно (причастие + наречие, глагольное, признак и его степень, примыкание).

Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:

Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.

Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

Словосочетание. Его строение и грамматическое значение

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.

источники:

http://grammatika-rus.ru/glavnaya/sintaksicheskij-razbor/razbor-slovosochetaniya/

http://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/slovosochetanie-ego-stroenie-i-grammaticheskoe-znachenie

вернуться на главную, перейти на стр. «Синтаксис словосочетаний«, «Синтаксический разбор«, «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях»

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Пример: 

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около —  предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы словбуду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

             ×——————-↓               ×—————-↓          ×———————-↓
тропинка (какая?) леснаябежать (куда?) домойдумать (о чём?) об экзамене.

Грамматическая связь  слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

—         ×——————↓                   ×———————↓
рабочее (какое?) месторассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительныммайский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождяжелание понять, езда верхом;

прилагательнымполезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестныйспособный простить;

числительнымтри товарища, пятеро из нас;

местоимениемчто-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголомвыйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеятьсяидти подпрыгивая;

причастиемсообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастиемчитая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересноналево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности. 
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазамичеловек высокого роста
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь;  Она выглядела усталой.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Несвободные словосочетания

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на главную, перейти на стр. «Синтаксис словосочетаний«, «Синтаксический разбор«, «Синтаксис в таблицах«, «Синтаксис в песнях«

  1. Синтаксис
  2. Словосочетания
  3. Синтаксический разбор

Синтаксический разбор словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетания различается в разных учебных программах и учебных заведениях. Как правило, синтаксический разбор словосочетаний показывается в школе на 2-3 примерах и уделяется им менее одного урока. Мы покажем здесь план и пример разборов, которые приводятся в ряде школьных справочных материалов.

План

Устный план разбора:

  1. Найти главное и зависимое слова.
  2. Определить части речи, вид словосочетания.
  3. Определить способ синтаксической связи.

Письменный план разбора:

  1. Найти главное слово, пометив крестиком.
  2. Определить части речи слов.
  3. Поставить вопрос от главного слова к зависимому и соединить схематически стрелкой.

Примеры

Дано предложение: Мокрый снег падал с крыш хлопьями.
Сделать синтаксический разбор словосочетаний: 1) мокрый снег, 2) падал с крыш, 3) падал хлопьями.

1 В словосочетании «мокрый снег» главное слово «снег» выражено именем существительным. Зависимое слово «мокрый» выражено именем прилагательным. Снег (какой?) мокрый. Словосочетание именное. Способ синтаксической связи — согласование.

разбор словосочетания

2 В словосочетании «падал с крыш» главное слово «падал» выражено глаголом, зависимое слово «с крыш» выражено именем существительным с предлогом. Падал (откуда?) с крыш. Словосочетание глагольное. Способ синтаксической связи — управление.

разбор словосочетания

3 В словосочетании «падал хлопьями» главное слово «падал» выражено глаголом, зависимое слово «хлопьями» выражено существительным. Падал (как?) хлопьями. Словосочетание глагольное. Способ синтаксической связи — управление.

разбор словосочетания

На сайте можно подобрать предложения и подобрать словосочетания к словам в режиме онлайн.

Синтаксический разбор словосочетания


Синтаксический разбор словосочетания

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 984.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 984.

В школе выполняются различные виды лингвистических разборов. Важное место среди них занимает синтаксический разбор словосочетания, о котором пойдет речь в нашей статье.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Что такое словосочетание

Словосочетание – это сочетание двух или более слов, связанных по смыслу и грамматически. В школе рассматриваются сочинительные, в которых слова равны между собой, и подчинительные словосочетания, то есть такие, в которых одно слово главное, а второе – зависимое. От главного к зависимому можно поставить вопрос.

Сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа) словосочетанием не является.

В словосочетании слова могут быть связаны по-разному.

В большинстве словосочетаний между словами существует и грамматическая связь (“веселая синица” – словосочетание, а “веселая грач” – нет), и по смыслу (“стоит (где?) у кормушки” – словосочетание, а “олень у кормушки” – это не словосочетание). Но некоторые словосочетания включают в себя неизменяемые части речи, так что грамматическая связь между словами невозможна. В этом случае присутствует только смысловая связь.

Как можно охарактеризовать словосочетание

Сначала стоит обратить внимание на главное слово.

  • Если это имя (существительное, прилагательное и т.д.), то словосочетание именное.
  • Если главное слово глагол – словосочетание глагольное.
  • При главном слове – наречии словосочетание наречное.

Затем необходимо определить виды связи слов в словосочетании.

Если это согласование, слова согласованы в роде, числе и падеже; изменяется главное слово – изменяется и зависимое.

При управлении зависимое слово не изменяется вместе с главным: оно стоит в форме, предписанной главным словом. Главное слово управляет падежом зависимого.

Примыкание – вид связи, который возникает в том случае, если зависимое слово неизменяемое (наречие, деепричастие, инфинитив).

Как сделать синтаксический разбор словосочетания

Сначала надо выяснить, какое слово главное, а какое – зависимое, а для этого поставить вопрос. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Над главным словом поставить крестик, а от него к зависимому провести стрелку и над ней написать вопрос.

Если главное слово – именная часть речи, написать “именное”, если глагол – “глагольное”, если наречие – “наречное”.

Затем записать тип связи слов: согласование, управление или примыкание.

Осталось только надписать над словами части речи.

Если в словосочетании главное слово глагол, наречие или деепричастие, а зависимое – существительное или местоимение, в этом случае тип связи – управление («заметив друзей», например).

Приведем пример синтаксического разбора словосочетания.

Вышила картину – главное слово «вышила», вышила что? картину – глагольное, тип связи – управление. Вышила – глагол, картину – существительное.

Заключение

Что мы узнали?

Чтобы правильно выполнить синтаксический разбор словосочетания, надо поставить вопрос, найти главное и зависимое слова. Затем определить вид словосочетания по главному слову (именное, глагольное, наречное) и тип связи (согласование, управление, примыкание). Надписать части речи.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Lisa Lake

    5/5

  • Никита Ногин

    5/5

  • David Kamalov

    5/5

  • Ванна Лавы

    4/5

  • Марк Аракелян

    4/5

  • Римма Азисова

    5/5

  • Елена-Викторовна Дмитриева

    5/5

  • Альберт Сабиров

    5/5

  • Галина Дорошенко

    5/5

  • Сара Тихомирова

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 984.


А какая ваша оценка?



Синтаксический разбор словосочетаний

Синтаксический разбор словосочетаний входит в школьную программу русского языка. Покажем план разбора и приведём примеры.

План разбора словосочетания

  1. Вычленить словосочетание из предложения и поставить его в начальную форму.
  2. Указать главное слово и зависимое, поставить вопрос к зависимому. Главное слово принято указывать крестиком.
  3. Определить, какими частями речи выражены слова и какими средствами связи соединены.
  4. Определить вид словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  5. Указать вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
  6. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, реже комплетивные и субъектные).

Примеры разбора словосочетаний

Дано предложение: На краю деревни стоял большой дуб.

Разберём словосочетания: большой дуб, стоял на краю, краю деревни.

Разбор словосочетания 1

Словосочетание именное; способ связи — согласование; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.

Разбор словосочетания 2

Словосочетание глагольное; способ связи — управление; средство связи — предлог + окончание зависимого слова; смысловые отношения — обстоятельственные.

Разбор словосочетания 3

Словосочетание именное; способ связи — управление; средство связи — окончание зависимого слова; смысловые отношения — определительные.



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Webgl builds are not supported on mobile devices как исправить
  • Как найти высоту в равностороннем треугольнике формула
  • Как найти амплитуду по осциллографу
  • Как найти годовую процентную ставку по кредиту
  • Как найти суррогатную мать для рождения ребенка