Что делать, если вы купили или достали каким-то образом эл.двигатель, на котором отсутствует бирка или шильдик с обозначением его мощности, частоты вращения и т.п.?
Либо на старом движке эти данные стерлись и стали нечитабельны.
При этом паспорта или какой-то другой технической документации у вас под рукой нет. Можно ли в этом случае узнать параметры двигателя самостоятельно?
Конечно же да, причем несколькими способами. Давайте рассмотрим самые популярные из них.
Первоначально для точного определения мощности потребуется выяснить синхронную частоту вращения вала, а перед этим узнать, где у нас начало каждой обмотки, а где ее конец.
Обозначение — маркировка обмоток двигателя
Обозначение — маркировка обмоток двигателя
По ГОСТ 26772-85 обмотки трехфазных асинхронных двигателей должны маркироваться буквами:
- U1-U2
- V1-V2
- W1-W2
По старому госту обозначение было несколько иным:
- С1-С4
- С2-С5
- С3-С6
Еще раньше можно было встретить надписи Н1-К1 (начало-конец обмотки №1), Н2-К2, Н3-К3.
На некоторых движках для облегчения распознавания концов обмоток их выводят из разных отверстий на одну или другую сторону. Как например на фото снизу.
Но не всегда можно доверять таким выводам. Поэтому проверить все вручную никогда не помешает.
Если никаких обозначений и букв на барно нет, и вы не знаете, где у вас начало, а где конец обмотки, читайте инструкцию под спойлером.
2 метода определения начала и конца обмоток двигателя (для раскрытия нажмите на плюсик)
В помощники берете мультиметр и устанавливаете его в режим замера сопротивления.
Одним щупом дотрагиваетесь до любого из шести выводов, а другим поочередно прикасаетесь к остальным пяти проводам, тем самым, ища соответствующую пару.
При ее нахождении на табло мультиметра должна высветиться цифра, показывающее некое сопротивление в Омах.
В остальных случаях с другими проводами сопротивление будет равняться бесконечности (обрыв).
Отмечаете данную обмотку бирками и переходите к оставшимся проводам. Таким нехитрым способом буквально за одну минуту можно «вызвонить» концы всех обмоток.
Однако это еще не все. Главная проблема заключается в том, что вы пока не знаете, какой из двух выводов является началом обмотки, а какой ее концом.
Для того, чтобы это выяснить, соединяете между собой по два вывода от разных обмоток. То есть, условное начало V1 первой обмотки, соединяем с условным концом второй обмотки — U2.
При этом у вас пока нет точной информации начало это или конец. Вы их сами так промаркировали для себя, чтобы сделать последующие замеры.
На другие концы этих двух обмоток (U1 и V2) подаете переменное напряжение 220В или меньше. Зависит это от того, на какое напряжение рассчитан ваш движок.
Смысл всего этого действия – замерить какое напряжение появится на концах третьей обмотки W1-W2. Это так называемый метод трансформации.
Если между W1-W2 будет какое-то значение (10-15В или больше), значит первые две обмотки у вас включены согласовано, то есть правильно. Все подписанные концы V1-V2, U1-U2 вы угадали верно.
Бирки на них менять не нужно.
Если же напряжение между W1-W2 будет очень маленьким или его вообще не будет, то получается, что первые две обмотки вы включили по встречной схеме (неправильно). Бирки на одной из обмоток придется поменять местами.
Разобравшись с двумя фазами переходим к третьей. Здесь процедура та же самая. Соединяете между собой условные начало и конец W1 и U2, а на U1 и W2 подаете 220V.
Замеры делаете между выводами V1 и V2. Если угадали, то двигатель может даже запуститься на двух фазах, ну или по крайней мере между V1 и V2 будет несколько вольт.
Если нет, то просто поменяйте местами бирки W1 и W2.
Второй метод определения начала и конца обмоток еще более простой.
Сперва находите три разные обмотки, как было указано выше. Соединяете их последовательно (условный конец первой с началом второй U2-V1, а конец второй с началом третье V2-W1).
На два оставшихся вывода U1-W2 подаете напряжение 220В. После этого поочередно подносите лампочку к концам каждой из обмоток (U1-U2, V1-V2, W1-W2).
Если она горит везде с одинаковой яркостью, то вы угадали со всеми выводами.
Если яркость будет отличаться, это говорит о том, что данная обмотка перевернута по отношению к двум другим.
На ней бирки нужно поменять местами. Вообще-то по ТБ с лампочкой в качестве контрольки уже давно запрещено работать, поэтому вместо нее лучше используйте мультиметр с функцией замера напряжения.
Как узнать частоту вращения вала двигателя
Как узнать частоту вращения вала двигателя
Для определения частоты по первому способу вам потребуется обычный китайский стрелочный мультиметр (аналоговый, не электронный!).
Определять частоту нужно при положении переключателя мультиметра в режиме измерения тока (100мА). Далее подключаете измерительные щупы в соответствующие разъемы:
- один в COM (общий)
- другой в V, Ом, мА (замер напряжения, сопротивления, тока)
Вскрываете распредкоробку БРНО (блок расключения начала обмоток движка).
Обязательно отключаете питание и проверяете на клеммах отсутствие напряжения!
После этого одним щупом дотрагиваетесь до начала обмотки (любой), а другим до провода, являющегося концом этой же обмотки. Чтобы ничего не перепутать ориентируйтесь по обозначениям на бирках.
Вручную медленно проворачиваете вал на один оборот. В этот момент стрелка на мультиметре начнет отклоняться от своего нулевого значения.
Причем несколько раз. Вам нужно посчитать количество таких отклонений. Что это в итоге дает?
Дело в том, что количество отклонений на один оборот вала соответствует количеству полюсов и напрямую связано с синхронной частотой вращения двигателя (1500 об/мин, 3000 об/мин и т.д.)
Вот таблица такой зависимости:
Помимо такого простейшего есть и более технологичный способ определения частоты вращения вала.
Определение числа оборотов двигателя по диктофону на смартфоне
Определение числа оборотов двигателя по диктофону на смартфоне
Для этого вам понадобится современный смартфон с установленной на нем программой диктофона.
При этом запись должна сохраняться и отображаться в графическом виде. Такое к примеру умеет делать прога TapeMachine.
Если у вас подобной нет, придется записать файл в формате mp3, после чего открыть его на компьютере в аудиоредакторе. Дабы ничего не скачивать, воспользуйтесь популярными онлайн сервисами.
Кладете смартфон рядом с двигателем и запускаете движок на холостом ходу. После чего к валу, где должна стоять шпонка, прикладываете жало отвертки.
Диктофон в этот момент должен фиксировать и записывать исходящие звуки ударов отвертки о ребра прорези под шпонку. Если у вас на валу установлен ролик, то можно на конец вала накрутить медную проволоку, а вместо отвертки взять кусок плотного картона (наждачку).
Удары в этом случае будут передаваться от проволоки к картонке. Поработав секунд десять, двигатель можно выключать.
После чего приступаете к анализу графической записи. Тонкая полоса — это звук работы вала.
Большие пики – моменты ударов отвертки. Выберите из всей записи наиболее удачный отрезок и посчитайте количество пиков в 1-ой секунде.
Допустим, их получилось 25шт. В минуту это дает 25*60=1500 оборотов.
Это и есть ваша синхронная частота вращения вала.
Определение мощности по габаритам
Определение мощности по габаритам
Итак, частоту вращения мы узнали, переходим к самой мощности. Для этого вам нужно измерить габаритные размеры движка.
Что сюда входит?
- диаметр вала
- длина вылета вала
- его высота над лапами (высота оси вращения)
- расстояние между лапами (длина, ширина)
Если у вас движок фланцевый, в этом случае необходимо сделать:
- замер диаметра фланца
- а также диаметр самих отверстий на фланце
Для более точных замеров используйте штангенциркуль, а не линейку. Получив и записав результаты, переходим к заводским табличным данным. Вот эти параметры:
Таблица 1 – Определение мощности по валу двигателя
Таблица 2 – Определение мощности по расстоянию между лапами
Таблица 3 – Определение мощности по диаметру фланца
Сравнив полученные цифры с табличными данными, вы без какого-либо подключения к эл.сети узнаете мощность вашего движка.
Определение мощности по току
Определение мощности по току
Если у вас “в поле” нет под рукой вышеуказанных таблиц, зато имеются токоизмерительные клещи, рассчитать мощность электродвигателя можно по результатам замеров при его работе под напряжением.
Для этого отключаете рубильник питания агрегата и вскрываете брно. Провода в нем уложены как правило очень плотно, чтобы подлезть к ним клещами, придется их временно распрямить и развести между собой.
С самих клемм ничего откидывать не нужно. После этого включаете эл.двигатель под напряжение и даете ему несколько минут поработать под нагрузкой (не на холостом ходу!)
Токоизмерительными клещами обхватываете одну из фаз и записываете данные замера.
Помимо тока нужно знать еще и фактическое напряжение. Измерение делаете между фаз приходящего кабеля питания.
Далее, чтобы вычислить мощность, воспользуйтесь известной формулой:
Подставив в нее данные (U в киловольтах!, а ток в амперах) вы узнаете полную мощность движка в кВа. При этом следует учесть, что мощность эл.двигателя не зависит от схемы соединения обмоток статора, будь то треугольник или звезда.
Просто вы получите другие данные по току и напряжению, значение же самой мощности останется прежним.
Дабы узнать мощность электродвигателя в кВт, т.е. на валу, достаточно умножить полученное значение на cosϕ (коэфф. мощности=0,75-0,85) и на КПД (0,75-0,95).
Если у вас нет точных данных этих величин (что чаще всего и наблюдается), подставьте усредненные параметры:
- cosϕ=0,8
- ⴄ=0,85
Полученный результат округляете до целого и узнаете искомую мощность.
Источники — //cable.ru, Кабель.РФ
Возникла необходимость узнать мощность или частоту оборотов вала и другие параметры электродвигателя, но после внимательного осмотра на его корпусе не нашлось таблички (шылдика) с его наименованием и техническими параметрами. Придется определять самому, для этого есть несколько способов и мы их рассмотрим ниже.
Мощность электродвигателя представляет из себя скорость преобразования электрической энергии, ее принято определять в ваттах.
Чтоб осознать, как это работает, нам понадобится 2 величины: сила тока и напряжение. Сила тока — численность тока, которое проходит через поперечное сечение за некий отрезок времени, ее принято определять в амперах. Напряжение — значение, равная работе по перемещению заряда меж 2-мя точками цепи, ее принято определять в вольтах.
Для расчета мощности используется формула N = A/t, где:
N — мощность;
А — работа;
t — время.
Часто электродвигатель поступает с завода с уже указанными техническими параметрами. Но заявленная мощность не всегда соответствует фактической, а скорее всего она может значить лишь максимальную мощность электропотока.
Так что если на вашем электроинструменте указана, например, мощность в 500 ват, это совсем не значит что инструмент будит потреблять точно 500 ват.
Электродвигатели производят стандартной дискретной мощности, линейки типа 1.5, 2.2, 4 кВт.
Опытный электрик может легко отличить 1.5 от 2.2 кВт всего лишь взглянув на его габариты. Помимо этого он сможет определить количество оборотов двигателя по размеру статора, количеству пар полюсов и диаметра вала.
Еще более опытным в этом деле окажется обмотчик, специалист который занимается перемоткой электродвигателей со 100%-ой уверенностью определит технические параметры вашего электродвигателя.
Если табличка с характеристиками двигателя потеряна для подсчета мощности двигателя нужно измерить силу тока на обмотках ротора и с помощью стандартной формулы найти потребляемую мощность электродвигателя.
Основные способы определения мощности двигателя
Определение мощности по току. Для этого подключаем двигатель в сеть и контролируем напряжение. Затем поочередно, в цепь каждой из обмоток статора включаем амперметр и замеряем потребляемый ток. После того как мы нашли суму потребляемых токов, полученное число необходимо умножить на фиксированное напряжение в результате получим число определяющее мощность электродвигателя в ваттах.
Определяем мощность по габаритам. Нужно измерить диаметр сердечника (с внутренней стороны) и его длину.
Дальше если знаем частоту сети нужно узнать синхронную частоту вращения вала.
Умножаем синхронную частоту вращения вала на диаметр сердечника (в сантиметрах) полученную цифру умножаем на 3.14 затем разделяем на частоту сети умноженную на 120. Полученное значение мощности будит в киловаттах.
Замер по счетчику. Способ считается самым простым. Для этого, для чистоты эксперимента, отключаем все нагрузки в доме. Дальше необходимо включить двигатель на определенное время (например 10 минут) На щетчике будит видно разницу в киловаттах по ней уже легко можно высчитать сколько киловаттах потребляет двигатель. Удобней всего будит воспользоваться портативным электросчетчиком который показывает потребление в киловаттах (ваттах) в режиме реального времени.
Для определения реального показателя мощности, которую выдает двигатель, необходимо найти скорость валового вращения, измеряемую в числе оборотов за секунду, тяговое усилие двигателя.
Частота вращения умножается последовательно на 6,28, показатель силы и радиус вала, который можно вычислить при помощи штангенциркуля. Найденное значение мощности выражается в ваттах.
Определяем рабочее количество оборотов двигателя.
Самый быстрый способ — посчитать количество катушек (катушечных групп)
Определяем мощность по расчетным таблицам. С помощью штангенциркуля замеряем диаметр вала, длину мотора (без выступающего вала) и расстояние до оси.Замеряем вылет вала и его выступающую часть, диаметр фланца если он есть, а также расстояние крепежных отверстий.
По этим данным с помощью сводной таблицы можно легко определить мощность двигателя и другие характеристики
1,1 КВТ
Обороты в минуту | 3000 об/мин | 1500 об/мин | 1000 об/мин |
Габариты h, мм | 71 | 80 | 80 |
Диаметр вала d1, мм | 19 | 22 | 22 |
Крепление лап по ширине b10, мм | 112 | 125 | 125 |
Крепление лап по длине L10, мм | 90 | 100 | 100 |
Крепление фланца по центрам отверстий d20, мм | 165 | 165 | 165 |
Замок фланца d25, мм | 130 | 130 | 130 |
1,5 КВТ
Обороты в минуту | 3000 об/мин | 1500 об/мин | 1000 об/мин |
Габариты h, мм | 80 | 80 | 90 |
Диаметр вала d1, мм | 22 | 22 | 24 |
Крепление лап по ширине b10, мм | 125 | 125 | 140 |
Крепление лап по длине L10, мм | 100 | 100 | 125 |
Крепление фланца по центрам отверстий d20, мм | 165 | 165 | 215 |
Замок фланца d25, мм | 130 | 130 | 180 |
2,2 КВТ
Обороты в минуту | 3000 об/мин | 1500 об/мин | 1000 об/мин |
Габариты h, мм | 80 | 90 | 100 |
Диаметр вала d1, мм | 22 | 24 | 28 |
Крепление лап по ширине b10, мм | 125 | 140 | 160 |
Крепление лап по длине L10, мм | 100 | 125 | 140 |
Крепление фланца по центрам отверстий d20, мм | 165 | 215 | 215 |
Замок фланца d25, мм | 130 | 180 | 180 |
4 КВТ
Обороты в минуту | 3000 об/мин | 1500 об/мин | 1000 об/мин |
Габариты h, мм | 100 | 100 | 112 |
Диаметр вала d1, мм | 28 | 28 | 32 |
Крепление лап по ширине b10, мм | 160 | 160 | 190 |
Крепление лап по длине L10, мм | 112 | 140 | 140 |
Крепление фланца по центрам отверстий d20, мм | 215 | 215 | 265 |
Замок фланца d25, мм | 180 | 180 | 230 |
Требуемая частота
вращения вала электродвигателя
определяется по формуле
nэд
= n2
∙ i,
где i
− передаточное отношение привода.
В дальнейших
расчетах вместо передаточного отношения
i
= nэд
/ n2
применяют передаточное число u
= z2
/ z1,
где z2
− число зубьев колеса, а z1
− число зубьев шестерни ().
Применение u
вместо i
связано только с принятой формой
расчетных зависимостей для контактных
напряжений, значения которых не зависят
от того, какое из зубчатых колес является
ведущим.
Руководствуясь
рекомендациями по выбору значений
передаточных чисел в соответствии с
заданным типом передачи в редукторе
(см. табл. 1.3), определяют возможный
диапазон частот вращения вала
электродвигателя
nэд
= n2
∙ (umin…umax).
По рассчитанной
мощности Р
и диапазону nэд
из табл. 1.4 выбирают электродвигатель
таким образом, чтобы его номинальная
мощность
,
а номинальная частотаnном
вращения вала была самой близкой (из
возможных вариантов) к большему значению
диапазона nэд.
В этом случае размеры и стоимость
электродвигателя будут наименьшими.
При этом следует иметь в виду, что большая
частота вращения вала электродвигателя
при
одинаковой мощности вызывает увеличение
передаточного числа редуктора, а,
следовательно, увеличение его длины и
высоты. Меньшая частота вращения вызывает
увеличение размеров электродвигателя
и увеличение ширины зубчатых колес, а
следовательно, уменьшение размеров
редуктора.
Если скоростной
диапазон достаточно большой, т.е. по
скоростной характеристике можно выбрать
несколько двигателей, окончательное
решение принимается с учетом следующих
соображений. Быстроходные двигатели
легче и дешевле тихоходных,
поэтому предпочтительнее. Однако выбор
быстроходного двигателя приводит к
увеличению общего передаточного
отношения редуктора и, как правило, к
увеличению его габаритов, массы и
стоимости. Если позволяет скоростной
диапазон, рекомендуется выбирать два
двигателя с различной
скоростной
характеристикой и последующий расчет
вести параллельно. В конце расчета
производится анализ вариантов по
кинематическим, технико-экономическим
и другим признакам и выбирается
окончательный вариант.
Одновременно
необходимо учитывать рекомендуемые
значения передаточных чисел различных
типов передач (табл. 1.3). Значения
передаточных чисел редуктора не должны
выходить за пределы допускаемых
отклонений, предусмотренных ГОСТ
12289-76.
По выбранному
электродвигателю определяют расчетное
передаточное число зубчатой передачи
редуктора
u
= nном
/ n2.
Таблица 1.3.
Рекомендуемые значения передаточных
чисел одноступенчатого редуктора
Тип |
u |
umax |
Допускаемые |
зубчатая |
2…5 |
6,3 |
при при |
зубчатая |
1…4 |
6,3 |
|
червячная |
8…63 |
80 |
|
цепная |
1,5…4 |
10 |
|
ременная |
2…4 |
8 |
При окружных
скоростях более 6 м/с целесообразно
применять колеса косозубые и шевронные.
Номинальные
значения передаточных чисел в зубчатых
редукторах общего назначения, выполненных
в виде самостоятельных агрегатов по:
1-й ряд: 1,0; 1,25; 1,6;
2,0; 2,5; 3,15; 4,0; 5,0; 6,3; 8; 10; 12,5;
2-й ряд: 1,12; 1,4; 1,8;
2,24; 2,8; 3,55; 4,5; 5,6; 7,1; 9,0;11,2.
Примечание. 1-й ряд
следует предпочесть второму ряду.
Соседние файлы в папке Волков
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #