Как найти чему равна степень произведения

Обращаем ваше внимание, что в данном разделе разбирается
понятие степени только с натуральным показателем и нулём.

Понятие и свойства степеней с рациональными показателями
(с отрицательным и дробным) будут рассмотрены в уроках для 8 класса.

Итак, разберёмся, что такое степень числа.
Для записи произведения числа самого на себя несколько раз
применяют сокращённое обозначение.

Вместо
произведения шести одинаковых множителей
4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 пишут
46 и произносят «четыре в шестой степени».

4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 = 46

Выражение 46 называют степенью числа, где:

  • 4основание степени;
  • 6показатель степени.

основание и показатель степени

В общем виде степень с основанием «a» и
показателем «n» записывается с помощью выражения:

определение степени в буквенном выражении

Запомните!
!

Степенью числа «a» с натуральным показателем «n»,
бóльшим 1, называется произведение «n»
одинаковых множителей, каждый из которых равен числу
«a».

что такое степень числа

Запись «an» читается так:
«а в степени
n» или «n-ая степень числа
a».

Исключение составляют записи:

  • a2 — её можно произносить как «а в квадрате»;
  • a3 — её можно произносить как «а в кубе».

Конечно, выражения выше можно читать и по определению степени:

  • a2 — «а во второй степени»;
  • a3 — «а в третьей степени».

Особые случаи возникают, если показатель степени равен единице или нулю (n = 1; n = 0).

Запомните!
!

Степенью числа «а» с показателем n = 1 является само это число:
a1 = a

Любое число в нулевой степени равно единице.
a0 = 1

Ноль в любой натуральной степени равен нулю.
0n = 0

Единица в любой степени равна 1.
1n = 1

Выражение 00 (ноль в нулевой степени) считают лишённым смысла.

  • (−32)0 = 1
  • 0253 = 0
  • 14 = 1

При решении примеров нужно помнить, что возведением в степень называется нахождение числового или буквенного значения после его возведения в
степень.

Пример. Возвести в степень.

  • 53 = 5 · 5 · 5 = 125
  • 2,52 = 2,5 · 2,5 = 6,25
  • ()4
    =
    ·

    ·

    ·

    =

    3 · 3 · 3 · 3
    4 · 4 · 4 · 4

    =

Возведение в степень отрицательного числа

Основание степени (число, которое возводят в степень) может быть любым
числом — положительным, отрицательным или нулём.

Запомните!
!

При возведении в степень положительного числа
получается положительное число.

При возведении нуля в натуральную степень получается ноль.

При возведении в степень отрицательного числа в результате может получиться
как положительное число, так и отрицательное число. Это зависит от того чётным или
нечётным числом был показатель степени.

Рассмотрим примеры возведения в степень отрицательных чисел.

разные примеры возведения в степень отрицательных чисел

Из рассмотренных примеров видно, что если отрицательное число возводится в нечётную степень,
то получается отрицательное число. Так как произведение
нечётного количество отрицательных сомножителей отрицательно.

Если же отрицательное число возводится в чётную степень, то получается положительное число.
Так как произведение чётного количество отрицательных сомножителей положительно.

Запомните!
!

Отрицательное число, возведённое в
чётную степень, есть число
положительное.

Отрицательное число, возведённое в
нечётную степень, — число
отрицательное.

Квадрат любого числа есть положительное число или нуль, то есть:

a2 ≥ 0 при любом a.

  • 2 · (−3)2 = 2 · (−3) · (−3) = 2 · 9 = 18
  • −5 · (−2)3 = −5 · (−8) = 40

Обратите внимание!

При решении примеров на возведение в степень часто делают ошибки, забывая, что записи
(−5)4 и
−54 это разные выражения. Результаты возведения
в степень данных выражений будут разные.

Вычислить (−5)4 означает найти значение четвёртой степени отрицательного числа.

(−5)4 = (−5) · (−5) · (−5) · (−5) = 625

В то время как найти «−54» означает, что пример нужно решать в 2 действия:

  1. Возвести в четвёртую степень положительное число 5.

    54 = 5 · 5 · 5 · 5 = 625
  2. Поставить перед полученным результатом знак «минус» (то есть выполнить
    действие вычитание).

    −54 = −625

Пример. Вычислить: −62 − (−1)4

−62 − (−1)4 = −37

  1. 62 = 6 · 6 = 36
  2. −62 = −36
  3. (−1)4 = (−1) · (−1) · (−1) · (−1) = 1
  4. −(−1)4 = −1
  5. −36 − 1 = −37

Порядок действий в примерах со степенями

Вычисление значения называется действием возведения в степень. Это действие третьей ступени.

Запомните!
!

В выражениях со степенями, не содержащими скобки, сначала выполняют
вовзведение в степень, затем умножение и деление, а в
конце сложение и вычитание.

Если в выражении есть скобки, то сначала в указанном выше порядке выполняют действия в скобках,
а потом оставшиеся действия в том же порядке слева направо.

Пример. Вычислить:

пример порядка действийсо степенями

Для облегчения решения примеров полезно знать и пользоваться
таблицей степеней, которую вы можете бесплатно скачать на нашем сайте.

Для проверки своих результатов вы можете воспользоваться на нашем сайте калькулятором
«Возведение в степень онлайн».


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

14 апреля 2020 в 14:01

Bmw Touring
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Bmw Touring
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Скажите пожалуйста почему или как получился такой ответ?
Как именно получилось 104 ?
0,4 · 105  = 4  · 10
спасибо за внимание!

0
Спасибоthanks
Ответить

3 мая 2020 в 20:38
Ответ для Bmw Touring

Денис Волков
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

(^-^)
Денис Волков
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3


0.4 · 105 = 0.4 · 10 · 104=(0.4 · 10 ) · 104=4 · 104

0
Спасибоthanks
Ответить

5 марта 2017 в 17:00

Виктория Горловская
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

(^-^)
Виктория Горловская
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

помогите пожалуйста
нужно правило что такое степень с натуральным показателем

0
Спасибоthanks
Ответить

5 марта 2017 в 18:22
Ответ для Виктория Горловская

Виктория Горловская
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

(^-^)
Виктория Горловская
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2


cry

0
Спасибоthanks
Ответить

7 марта 2017 в 20:29
Ответ для Виктория Горловская

Валерий Шакиров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Валерий Шакиров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1


Степенью числа a с натуральным показателем n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен a. Степенью числа a споказателем 1 называется само число a (a1 = a).. Степенью ненулевого числа a с показателем 0 равна единице (a0 = 1).

0
Спасибоthanks
Ответить

7 декабря 2016 в 8:58

Мирослава Заруцкая
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

(^-^)
Мирослава Заруцкая
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

мне не понятны степени как их упрощать cry23· 24 можно с объяснением

0
Спасибоthanks
Ответить

7 декабря 2016 в 9:01
Ответ для Мирослава Заруцкая

Мирослава Заруцкая
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

(^-^)
Мирослава Заруцкая
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3


СРОЧНО ОТВЕТЬТЕ ПОЖАЛУЙТА

0
Спасибоthanks
Ответить

7 декабря 2016 в 9:03
Ответ для Мирослава Заруцкая

Мирослава Заруцкая
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

(^-^)
Мирослава Заруцкая
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3


ПОЖАЛУЙСТАААА

0
Спасибоthanks
Ответить

7 декабря 2016 в 12:12
Ответ для Мирослава Заруцкая

Евгений Фёдоров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60

(^-^)
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60


А учебник открыть лень?

0
Спасибоthanks
Ответить

20 ноября 2016 в 22:14

Злата Крамаренко
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

(^-^)
Злата Крамаренко
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

2x+ 2y2 — 2xy + 1 — 2y = 1/3

0
Спасибоthanks
Ответить

21 ноября 2016 в 4:21
Ответ для Злата Крамаренко

Евгений Фёдоров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60

(^-^)
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60


x = 1/3; y = 2/3.

0
Спасибоthanks
Ответить

21 ноября 2016 в 22:31
Ответ для Злата Крамаренко

Злата Крамаренко
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3

(^-^)
Злата Крамаренко
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 3


Спасибо. А как разложить данное уравнение? Можно узнать, пожалуйста?

0
Спасибоthanks
Ответить

22 ноября 2016 в 1:12
Ответ для Злата Крамаренко

Евгений Фёдоров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60

(^-^)
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60


Сверни квадраты
 +     = 0.

0
Спасибоthanks
Ответить

1 марта 2016 в 10:42

Екатерина Гулиева
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Екатерина Гулиева
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

какое число больше 7

 в 3 раза, какое число меньше 7

 в 3 раза

0
Спасибоthanks
Ответить

1 марта 2016 в 14:12
Ответ для Екатерина Гулиева

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


Если число больше в 3 раза, это значит, что текущее число, надо умножить на 3, а если меньше в 3 раза-разделить.
1) 7 ·3= ·3==21 
Ответ : 21 в 3 раза больше, чем 7
2)7 : 3 =  : 3 =  = =2 =2 
Ответ: 2 в 3 раза меньше, чем 7

0
Спасибоthanks
Ответить

27 декабря 2015 в 19:36

Надежда Егина
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

(^-^)
Надежда Егина
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

56 · 125 : 254

0
Спасибоthanks
Ответить

10 января 2016 в 1:43
Ответ для Надежда Егина

Татьяна Почтарёва
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

(^-^)
Татьяна Почтарёва
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2


56·53:58=51=5

0
Спасибоthanks
Ответить

25 октября 2015 в 10:21

Валерия Соколова
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Валерия Соколова
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

((?2)?2)?2

0
Спасибоthanks
Ответить

12 июня 2016 в 2:47
Ответ для Валерия Соколова

Евгений Фёдоров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60

(^-^)
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60


2.

0
Спасибоthanks
Ответить

16 октября 2015 в 18:02

Влада Данилова
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Влада Данилова
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Представьте в виде степени с основание 4 число 16

0
Спасибоthanks
Ответить

17 октября 2015 в 0:14
Ответ для Влада Данилова

Людмила Кундина
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Людмила Кундина
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1


42

0
Спасибоthanks
Ответить

7 октября 2015 в 18:02

Елена Облупина
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Елена Облупина
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Число 9 возвели в степень 5, полученный результат возвели в степень2. В какую степень за два раза возвели число 9????

0
Спасибоthanks
Ответить

12 сентября 2016 в 16:02
Ответ для Елена Облупина

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


(95)2=910При возведении степени в степень, степени перемножаются. Свойство №3

0
Спасибоthanks
Ответить

16 сентября 2015 в 15:45

Евгений Куринной
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 4

(^-^)
Евгений Куринной
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 4

Помогите пожалуйста решить: корень 4 степени из дроби: в числителе 81, в знаменателе 16

0
Спасибоthanks
Ответить

16 сентября 2015 в 15:54
Ответ для Евгений Куринной

Евгений Куринной
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 4

(^-^)
Евгений Куринной
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 4


Это я уже решил, помогите решить этот: корень 8 степени из 16 в -4 степени

0
Спасибоthanks
Ответить

16 сентября 2015 в 16:00
Ответ для Евгений Куринной

Евгений Куринной
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 4

(^-^)
Евгений Куринной
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 4


Уже решил

0
Спасибоthanks
Ответить

5 сентября 2016 в 14:24
Ответ для Евгений Куринной

Евгений Колосов
(^-^)
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197

(^-^)
Евгений Колосов
Профиль
Благодарили: 12

Сообщений: 197


Отличная ветка математического форума ) Так держать! =) Если будет необходимо, подробнее о действиях со степенями можно прочесть здесь: http://math-prosto.ru/index.php?page=pages/stepeni/stepeni2.php

0
Спасибоthanks
Ответить


Обращаем ваше внимание, что в данном разделе разбирается понятие степени только с натуральным показателем и нулём.

Понятие и свойства степеней с рациональными показателями (с отрицательным и дробным) будут рассмотрены в уроках для 8 класса.

Итак, разберёмся, что такое степень числа. Для записи произведения числа самого на себя несколько раз применяют сокращённое обозначение.

Вместо произведения шести одинаковых множителей 4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 пишут 46 и произносят «четыре в шестой степени».

4 · 4 · 4 · 4 · 4 · 4 = 46

Выражение 46 называют степенью числа, где:

  • 4 — основание степени;
  • 6— показатель степени.

основание и показатель степени

В общем виде степень с основанием «a» и показателем «n» записывается с помощью выражения:

определение степени в буквенном выражении

Запомните!!

Степенью числа «a» с натуральным показателем «n», бóльшим 1, называется произведение «n» одинаковых множителей, каждый из которых равен числу «a».

что такое степень числа

Запись «an» читается так: «а в степени n» или «n-ая степень числа a».

Исключение составляют записи:

  • a2 — её можно произносить как «а в квадрате»;
  • a3 — её можно произносить как «а в кубе».

Конечно, выражения выше можно читать и по определению степени:

  • a2 — «а во второй степени»;
  • a3 — «а в третьей степени».

Особые случаи возникают, если показатель степени равен единице или нулю (n = 1; n = 0).

Запомните!!Степенью числа «а» с показателем n = 1 является само это число:
a1 = a

Любое число в нулевой степени равно единице.
a0 = 1

Ноль в любой натуральной степени равен нулю.
0n = 0

Единица в любой степени равна 1.
1n = 1

Выражение 00 (ноль в нулевой степени) считают лишённым смысла.

  • (−32)0 = 1
  • 0253 = 0
  • 14 = 1

При решении примеров нужно помнить, что возведением в степень называется нахождение числового или буквенного значения после его возведения в степень.

Пример. Возвести в степень.

  • 53 = 5 · 5 · 5 = 125
  • 2,52 = 2,5 · 2,5 = 6,25
  • (3/4)4 = 3/4 * 3/4 * 3/4 * 3/4 = 81/256

Возведение в степень отрицательного числа

Основание степени (число, которое возводят в степень) может быть любым числом — положительным, отрицательным или нулём.

Запомните!!При возведении в степень положительного числа получается положительное число.

При возведении нуля в натуральную степень получается ноль.

При возведении в степень отрицательного числа в результате может получиться как положительное число, так и отрицательное число. Это зависит от того чётным или нечётным числом был показатель степени.

Рассмотрим примеры возведения в степень отрицательных чисел.

разные примеры возведения в степень отрицательных чисел

Из рассмотренных примеров видно, что если отрицательное число возводится в нечётную степень, то получается отрицательное число. Так как произведение нечётного количество отрицательных сомножителей отрицательно.

Если же отрицательное число возводится в чётную степень, то получается положительное число. Так как произведение чётного количество отрицательных сомножителей положительно.

Запомните!!Отрицательное число, возведённое в чётную степень, есть число положительное.

Отрицательное число, возведённое в нечётную степень, — число отрицательное.

Квадрат любого числа есть положительное число или нуль, то есть:

a2 ≥ 0 при любом a.

  • 2 · (−3)2 = 2 · (−3) · (−3) = 2 · 9 = 18
  • −5 · (−2)3 = −5 · (−8) = 40

Обратите внимание!

При решении примеров на возведение в степень часто делают ошибки, забывая, что записи (−5)4 и −54 это разные выражения. Результаты возведения в степень данных выражений будут разные.

Вычислить (−5)4 означает найти значение четвёртой степени отрицательного числа.

(−5)4 = (−5) · (−5) · (−5) · (−5) = 625

В то время как найти «−54» означает, что пример нужно решать в 2 действия:

  1. Возвести в четвёртую степень положительное число 5.
    54 = 5 · 5 · 5 · 5 = 625
  2. Поставить перед полученным результатом знак «минус» (то есть выполнить действие вычитание).
    −54 = −625

Пример. Вычислить: −62 − (−1)4

−62 − (−1)4 = −37

  1. 62 = 6 · 6 = 36
  2. −62 = −36
  3. (−1)4 = (−1) · (−1) · (−1) · (−1) = 1
  4. −(−1)4 = −1
  5. −36 − 1 = −37

Порядок действий в примерах со степенями

Вычисление значения называется действием возведения в степень. Это действие третьей ступени.

Запомните!!В выражениях со степенями, не содержащими скобки, сначала выполняют вовзведение в степень, затем умножение и деление, а в конце сложение и вычитание.

Если в выражении есть скобки, то сначала в указанном выше порядке выполняют действия в скобках, а потом оставшиеся действия в том же порядке слева направо.

Пример. Вычислить:

пример порядка действийсо степенями

Домашнее задание

Стр. 66 — 67 читать

Упр. 133, 135, 137, 139, 141, 143, 145

Что такое степень?

           Математических действий в математике совсем немного, и четыре из них знакомы нам ещё с начальных классов. Это сложение и вычитание, а также умножение и деление. Про них, думаю, и так всё понятно. :) Но в седьмом классе к данным четырём действиям добавляется ещё одно новое интересное и крайне важное в математике действие — возведение в степень. Что же это такое?

Степень с натуральным показателем. Как возвести в степень?

           Для ответа на вопрос, что такое степень, для начала вспомним, что такое обычное умножение. По своей сути.)

        Например, надо нам найти сумму четырёх одинаковых слагаемых:

a + a + a + a

        Математики, как и большинство людей, народ ленивый. :) И не любят лишнюю писанину. Как кратко можно обозначить результат такого сложения? Правильно, a·4 или 4a. Или умножение числа a на число 4. Откуда взялась четвёрка? А четвёрка нам здесь говорит, сколько раз между собой складывается это самое число a.

        Значит, умножение (любое) на натуральное число n – это просто сложение n одинаковых слагаемых.

        Теперь шагаем на ступеньку выше. Заменяем в нашей конструкции знаки «плюс» на знаки умножения. Получаем новую конструкцию — произведение n одинаковых множителей.) В нашем конкретном случае n = 4:

a · a · a · a

        И тут ленивые математики не захотели каждый раз возиться, выписывая n одинаковых множителей подряд. И тоже придумали отдельное название для такого произведения — степень

        Операция нахождения степени в математике называется легко и просто — возведением в степень. При этом перемножаемое число называется основанием степени, а число, указывающее, сколько раз оно помножается само на себя, — показателем степени. Результат данного действия так и называется — степенью. Так же, как и «сумма/разность» для сложения/вычитания или «произведение/частное» — для умножения и деления. :-) В общем виде степень с натуральным показателем обозначается вот так:

an

        Здесь a — основание, а верхний индекс n — показатель степени. Основание — это число, которое возводится в степень. Показатель — это число, показывающее, в какую именно степень возводится основание.         

        Согласитесь, что так обозначать степень куда удобнее и компактнее, чем в лоб писать что-то вроде

5·5·5·5·5·5·5·5·5·5·5·5…

           Причём ладно, если множителей немного — 3 или 10 там. А если 100? Или 1000? Вот и пришлось вводить отдельное краткое обозначение для степени, не зависящее от хотелок математиков.)

        Итак. Возвести число в натуральную (вторую, третью, четвёртую и т.д.) степень — это просто означает повторить число множителем или, что то же самое, помножить само на себя два, три, четыре и т.д. раз — столько, сколько просят.

        Например, 34 = 3·3·3·3 = 81. Здесь тройка — основание степени, а четвёрка сверху — показатель. Читается: «три в четвёртой степени».

        Ещё примеры:

        25 = 2·2·2·2·2 = 32 (произведение пяти двоек или «два в пятой степени»);

        43 = 4·4·4 = 64 (произведение трёх четвёрок или «четыре в третьей степени»).

        Обратим внимание, что степенью называется именно произведение одинаковых множителей. Если хотя бы один из множителей от остальных отличается, то степенью такое произведение в целом назвать уже нельзя.)

        Внимание! Не путаем степень с произведением! Несмотря на всю родственность этих двух операций. ) Запись, к примеру, 43, означает именно перемножение трёх четвёрок. Ни в коем случае не умножение 4·3! Это — грубейшая ошибка и не одно и то же. Сравним: 43 = 4·4·4 = 64, а 4·3 = 12. Как видно, разница огромная. Шестьдесят четыре и двенадцать. :-)

        Вторая степень (с показателем 2) называется квадратом числа, а третья степень (с показателем 3) — кубом числа.

        Откуда взялись такие особые названия для второй и третьей степени? Из… геометрии. :)  

        Например, есть у нас знакомая ещё с младших классов геометрическая фигура — прямоугольник, имеющий, как мы знаем, длину и ширину.

Назовём их а и b.

                       

        Тогда площадь прямоугольника, как мы знаем, считается как произведение длины и ширины или просто ab.

        А что же происходит со сторонами, когда наш прямоугольник превращается в квадрат? Да! Длина и ширина становятся равны (так как у квадрата, как известно, все стороны равны :-)). И что же тогда произойдёт с нашей площадью (площадью теперь уже не прямоугольника, а квадрата)? Раз а и b у нас стали равны, то площадь нашего квадрата станет равна произведению

a · a = a2.

        Иначе говоря, возведение числа a в квадрат геометрически означает вычисление площади квадрата со стороной a. Отсюда и название степени. :)

        Что же касается куба числа, то тут всё аналогично: третья степень (или, что то же самое, куб) числа a равна только уже не площади, а объёму куба со стороной a.

         Теперь поговорим о показателе. Слово «натуральный» в заголовке не зря написано. :) Почему же показатель называется натуральным? Чего в нём такого уж натурального-то? :-)

        Дело всё в том, что числа 1, 2, 3, 4 и т.д., которые фигурируют в показателе степени и которые говорят нам, сколько раз надо помножить число-основание само на себя, являются натуральными числами. То есть, числами, использующимися при счёте. Именно поэтому и сам показатель — натуральный. :-)

Что такое первая степень числа?

        Особняком стоит такое, очень часто встречающееся в математике понятие, как первая степень числа.

        Поговорим теперь, что же это такое. То есть, a1  («а в первой степени»). Если с любой другой натуральной степенью, большей единицы, — квадратом, кубом и т.д. нам всё уже ясно — это умножение числа самого на себя (или, что то же самое, повторение числа множителем два, три и т.д. раз), то что же такое первая степень, согласно этой логике?  Как можно повторить число множителем один раз ? Процедуру умножения «само на себя» тут вообще никак не пристегнёшь, ибо непонятно, как тут вообще можно что-то умножить (а тем более — само на себя), если «множитель» только один. Математики на этот счёт договорились очень просто — считать первой степенью любого числа просто само это число. Иначе говоря,

Первая степень любого числа — это просто само число: a1 = a.

Работаем с отрицательными числами.

        Отрицательные числа приходится возводить в степень постоянно. Не реже положительных. :) И главным источником дурацких ошибок при работе с ними является, как вы уже, наверное, догадываетесь, путаница в знаках. Есть смысл разобраться, правда?

        Для начала посчитаем вот такую степень: (-2)2

        Всё точно так же. Берём и умножаем минус двойку саму на себя:

(-2)2 = (-2)·(-2) = 4.

        Получили четыре. С каким знаком? С плюсом! Ибо минус на минус всегда даёт плюс. А вот это уже очень важно. :)

        А теперь возведём минус двойку в другую степень. В куб. :)

(-2)3 = (-2)·(-2)·(-2) = 8.

        Получили восьмёрку. С минусом! Минус восемь. Почему так произошло? Потому, что при перемножении трёх отрицательных чисел два минуса дали нам плюс, а вот для третьего минуса уже не оказалось пары. :) И именно этот «лишний» минус и сделал нам всё произведение отрицательным. :) Смотрите сами:

        Идём дальше. Считаем четвёртую степень:

        Здесь для каждого минуса нашлась пара. Поэтому вся степень — положительная. :)

        С пятой степенью, думаю, уже всё ясно: пятёрка — число нечётное, и для одного минуса не найдётся пары. Следовательно, результат возведения получится отрицательным. То есть, (-2)5 = -32.

       И так далее. Эту славную цепочку можно продолжать до бесконечности… Но не нужно. :) Самые наблюдательные, возможно, уже заметили: при возведении отрицательного числа в чётную степень всегда будет получаться положительное число, а при возведении в нечётную — отрицательное. Респект наблюдательным. :) Совершенно верно! Отсюда правило: отрицательное число в чётной степени даёт положительное число, а в нечётной — отрицательное.

        Здесь пока всё понятно. Но чуть выше я уже упоминал про ошибки в знаках. Где же чаще всего народ ошибается? А типичная ошибка здесь случается вот какая. Решим эту проблемку. Для этого рассмотрим два выражения:

(-2)2 и -22.

        В одном есть скобочки, а в другом — нету. Как вы думаете, одинаковые это выражения или же разные? Ну, для ответа на вопрос надо, разумеется, просто посчитать оба выражения. Считаем сначала (-2)2. Здесь всё ясно. Получится (-2)·(-2), т.е. просто 4.

        А теперь считаем -22. Если вы сразу решите, что это тоже просто 4, то грубо ошибётесь! И причина ошибки — в этих самых скобочках. Точнее, в их отсутствии. :) Скобочек здесь нет, а это значит, что сначала мы должны возвести двойку в квадрат, а уже потом перед результатом поставить минус. :) Именно двойку, а не минус двойку! Для лучшего восприятия напишу то же самое, но со скобочками. Вот так:

-22 = -(22) = -4.

       Уловили разницу? Поэтому, чтобы не косячить в знаках, внимательно следим за тем, сам минус целиком у нас возводится в степень или же минус ставится перед степенью. Отличительная черта — скобочки. И тогда ошибок в знаках не будет. :)

Правила действий со степенями. Умножение степеней.

         В степенях, как и в любых других математических понятиях — корнях, логарифмах, синусах и т.д. есть свой набор правил. И в правилах действий со степенями тоже есть свои неповторимые особенности, которые надо очень хорошо запомнить, а лучше — понять. Начнём с умножения степеней. :)

        Для начала посчитаем вот такое выражение:

22·23

        Можно, конечно, отдельно посчитать 22, отдельно 23 и результаты перемножить. А если показатели большие? 100, например? Будем столбиком перемножать? Хорошо бы уметь перемножать степени с любыми показателями и получать конечный результат уже в виде новой степени. Для этого распишем 22 как 2·2, а 23 как 2·2·2. Вот так:

22·23 = (2·2)·(2·2·2)

        Скобки при перемножении одинаковых двоек сути дела не меняют. Поскольку кроме умножения других действий здесь просто нет.) Поэтому скобки со спокойной душой можно опустить:

(2·2)·(2·2·2) = 2·2·2·2·2

        А что такое 2·2·2·2·2? Это, как мы видим, произведение пяти двоек, т.е. не что иное, как 25. Значит, можно записать:

22·23 = 25

        А теперь анализируем: каким образом у нас образовалась пятёрка в показателе? Не вопрос: мы сложили показатели 2 и 3 у множителей. И получили, знамо дело, пятёрку в журнал.) То есть,

22·23 = 22+3 = 25 = 32.

        И так будет получаться всегда при любом перемножении степеней с одинаковым основанием. Отсюда правило произведения степеней: при перемножении степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней складываются:

am · an = am+n

        Например, 34·32 = 34+2 = 36 = 729.

        Или b5·b7 = b5+7 = b12. И так далее.

        Собственно, а как в общем виде понять, почему так получается? В математике большинство утверждений принято доказывать.) Для двойки мы правило уже доказали. На частном примере. А вдруг, при каких-то других числах оно справедливо уже не будет? Проверим.)

        Представим, что у нас не двойка, а просто какое-то отвлечённое число a. Нам надо записать в виде степени выражение am · an. Для этого распишем каждую степень отдельно:

        Значит,

        Вот и всё, никаких хитростей.) Данное правило справедливо для любого количества множителей. Лишь бы основания были одинаковыми (это важно!):

        К примеру, b3·b4·b5 = b3+4+5 = b14. Ну, и так далее.

        Внимание! Типичные (и очень грубые) ошибки!

        Во-первых. Для применения данного правила основания степеней должны быть одинаковыми! Я не зря ещё раз занудно выделяю это слово. :-) Попробуем, к примеру, применить его, когда основания разные:

34·25 = (….)4+5 = (….)9

        Так, показатели мы сложили. Ну а дальше что? Что писать в итоговое основание будем? Двойку? Тройку? Или, может быть, шесть? Непонятно…

        Именно поэтому для применения данного правила основания степеней и должны быть одинаковыми.)

        А в данном примере можно лишь отдельно возвести тройку в четвёртую степень и двойку — в пятую, а полученные результаты уже перемножить (хотя бы столбиком).

        Во-вторых. Сами степени между собой должны именно перемножаться, а не складываться!  Это показатели в них мы складываем. Но степени между собой перемножаются. Не зря правило называется «произведение степеней«.

        Скажем, в выражениях типа 32 + 34 + 35 или a2 + a3 + a4 показатели складывать уже нельзя! Не имеем права. :-) Именно по той простой причине, что сами степени у нас связаны между собой знаком «плюс», а не умножением. Хотя основания и одинаковые, но плюс здесь всё испортил. :-)

         Переходим теперь к делению степеней.

Правила действий со степенями. Деление степеней.

         Процедура деления степеней ничем не сложнее умножения.) Допустим, надо поделить друг на друга две степени: 25:23. Просто берём и считаем. Два в пятой — это 32, а два в кубе — это 8. Значит,

25:23 = 32:8 = 4.

        А теперь проанализируем наш результат. Что такое 4 как степень двойки? Два в квадрате, верно? Значит, наше деление можно записать вот так:

25:23 = 22.

       Теперь снова анализируем показатели. У делимого показатель пятёрка, у делителя — тройка, а у частного — двойка. То есть, разность показателей делимого и делителя: 5 — 3 = 2. Значит,

25:23 = 25-3 = 22.

        Итак, при делении двух степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней делимого и делителя вычитаются:

am : an = am-n

        Ну, логично: если при перемножении степеней мы показатели складывали, то при делении их тогда надо уже вычитать. Потому что деление — это операция, обратная умножению. :-)

        Например, 35:33 = 35-3 = 32 = 9. Или b10:b7 = b10-7 = b3. И так далее.)

        Здесь одно важное (пока что, на нашем уровне) ограничение: показатель степени делимого должен быть больше показателя степени делителя: m > n.

        В самом деле, что будет, например, если мы попробуем найти вот такое частное:

b3:b5 = b3-5 = b-2 = ?

        Вообще говоря, данное выражение имеет смысл, но что такое степень с отрицательным показателем, мы пока не знаем: в школе это понятие проходится чуть позже, так что придёт время — и мы тоже всё узнаем. В отдельном уроке. :-).

Что такое нулевая степень числа?

         А вот степень с нулевым показателем, пожалуй, рассмотрим уже сейчас, наряду с натуральными показателями. Для этого вновь выпишем нашу формулку деления степеней:

am : an = am-n

        Что произойдёт, если у нас показатели станут равны (m = n)? Согласно данному правилу, мы, вычитая показатели, получим некое число a0. С показателем, равным нулю. И что это за выражение?

        Ведь мы, возводя в степень, повторяем число множителем два, три и т.д. раз. Но что же значит, повторить число множителем ноль раз? Непонятка! Если подходить к понятию степени с нулевым показателем так же, как и к степени с обычным натуральным показателем: ноль ведь не является натуральным числом!)) Как нам быть?

        Попробуем подойти к данному выражению с немного другой стороны. Мы число am делим на число an. Но показатели m и n у нас равны (мы сами так приняли). Поэтому и сами эти числа тоже будут равны! И тогда получается, что мы какое-то число am делим на равное ему число am. Но что мы обычно получаем, когда делим какое-то число само на равное ему же самому? Ну, конечно! Единичку! :)

        Итак, нулевая степень любого не равного нулю числа равна единице:

a= 1

        Например, 20 = 30 = 1000 = 12340 = (-1)0 = (-337)0 =…=1 

        И так далее. Какое бы мы число ни возводили в нулевую степень — целое, дробное, отрицательное, какое хотим — всегда единица получится. Интересно, правда? :-)

        Конечно, это число должно быть не равно нулю. Иначе выражение 00, означающее деление нуля на самого себя, просто не имеет смысла. :-)

Степень произведения. Степень частного.

        Следующие два важных свойства, которые идут рука об руку, — это степень произведения и степень частного (дроби). Эти два правила тоже довольно логичны, просты и понятны.

        Степень произведения равна произведению степеней множителей:

(a · b)n = an·bn

        Ну, давайте посмотрим, почему же так получается. Так получается просто в силу переместительного свойства умножения. :) Смотрите сами:

        Это правило позволяет легко и быстро как возводить в степень произведение, так и наоборот — представлять произведение одинаковых степеней в виде единой степени. Например,

(2·3)2 = 22·32 = 4·9 = 36

x3y3 = (xy)3

       И так далее. Идея, думаю, понятна. Рассмотрим теперь возведение в степень частного. То есть, дроби. Здесь всё аналогично.)

      Степень частного (дроби) равна частному степеней делимого и делителя (числителя и знаменателя):

(a : b)n = an:bn или

        Например,

(6:3)2 = 62:32 = 36:9 = 4

        Я не случайно объединил в данном правиле обычное деление (через две точки) и дробь. Ведь дробь — это по сути то же самое деление (числителя на знаменатель), только действие деления записывается в виде черты дроби. :-)

        Возводить в степень частное через две точки приходится крайне редко, а вот дроби — сплошь и рядом.

        А если дробь десятичная? Никаких проблем! Переводим её в обычную и — вперёд! Например,

        Кстати, при возведении в степень десятичных дробей не стоит их тут же рваться сокращать при переходе к обычным: самим же будет проще записывать ответ в десятичной форме. Поэтому так и оставляем в знаменателе 10, 100 и так далее. :) Например,

       А вот, если бы мы дробь 2/10 до возведения сократили и записали бы как 1/5, то после возведения у нас получилась бы дробь 1/3125, которую потом переводить в десятичную делением «уголком» – не подарок. Поэтому и не делаем лишней работы. :)

Степень в степени.

        Ну, и последнее правило действий со степенями, которое у нас осталось и которое надо хорошенько запомнить — это возведение степени в степень.

        Итак, пусть у нас есть какое-то число a. Возведём его в квадрат. Получим a2. А теперь возведём это самое a2 ещё и в куб.

        Получим вот такую злую конструкцию: (a2)3.

        Что она означает? Она означает, по-русски, квадрат в кубе. Или, по-математически, степень в степени: мы возводим квадрат числа a в куб.

        Как это сделать? Да, точно так же, как и обычно — умножим выражение a2 само на себя три раза. Вот так:

(a2)3 = a2·a2·a2

        А вот теперь вспоминаем правило перемножения степеней с одинаковым основанием (самое первое правило).

        Получим:

(a2)3 = a2+2+2 = a6

        А теперь — разберёмся, как мы в данном примере получили шестёрку в показателе. Мы сложили три одинаковых показателя при перемножении трёх одинаковых степеней. Иначе говоря, мы просто перемножили показатели, умножив два (внутренний показатель) на три (внешний показатель). Ведь можно же записать наше выражение вот так:

(a2)3 = a2+2+2 = a2·3 = a6

        И так будет получаться всегда при возведении любой степени в степень.

        При возведении степени в степень показатели степеней перемножаются:

(am)n = amn 

        Применение данного свойства слева направо даёт нам возможность в уме возводить степень в степень и упрощать всевозможные выражения со степенями:

(4x3y5)2 = 42·(x3)2·(y5)2 = 16x6y10.

        А вот обратное применение формулы (справа налево) резко расширяет наши математические возможности. А именно — оно позволяет представлять какое-либо выражение в виде степени другого выражения. А это, между прочим, поважнее простого возведения в степень будет. Сомневаетесь? Зря. Когда познакомитесь с разложением многочленов на множители и упрощением дробно-рациональных выражений, то этот приём вы ещё не раз вспомните.

        Например, такое задание (для тех, кто повторяет):

        Разложить на множители по формуле разности квадратов:

64x— y12

        Если не уметь представлять отдельные выражения в виде степеней, то пример не решить, да. А вот, если представить 64x6 как (8x3)2, а y12 представить как (y6)2, то сработает формула разности квадратов. Кто в теме, тот запросто дорешает пример.

        Или вот такой навороченный пример, для старшеньких:

        Сократить дробь:

        Здесь то же самое выражение 64x y12 следует рассматривать уже как разность кубов:

64x y12 = (4x2)3 — (y4)3

        Если теперь воспользоваться формулой разности кубов, да разложить числитель на множители, то вся наша жуткая дробь славненько сократится и упростится:

= 4x2 — y4.

        Эффект здоровский, правда? Если уметь какое-либо выражение превращать в степень. При необходимости.)

        Итак, с возведением в степень мы разобрались. Работать со степенями — научились. А теперь — делаем несложные задания. А вы как думали?

        Найдите значение выражения:

        

        Вычислите:

        

        

        

        

        Представьте в виде степени:

                                

         

                     

                                 

                                    

                                    

        Упростите выражение:

        

           

        

        

        

        Ответы (в беспорядке): y; 84; a3n; (-4)10; 0,49; -x7; 1; (-xyz)7; -1/32; cn-1; x7; c30; (-2ab)5; -0,0016; a15; y10-n; 1; 0,0081; (0,1ab)4; -8; 27/125; an+2; 512; 0,96; (0,3abc)3; y5; -81; 125/27.

        Всё получилось? Поздравляю! Значит, вы поняли, что такое степень и как с ней работать. Не всё получилось? Следим за знаками! :) И сокращать не забываем.

Возведение в степень – это такая же математическая операция, как сложение, вычитание, умножение или деление.

Сейчас объясню все человеческим языком на очень простых примерах. Будь внимателен. Примеры элементарные, но объясняющий важные вещи. Начнем со сложения.

Сложение

( 2+2+2+2+2+2+2+2=16 )

Объяснять тут нечего. Ты и так все знаешь: нас восемь человек. У каждого по две бутылки колы. Сколько всего колы? Правильно – 16 бутылок. Теперь умножение.

Умножение

Тот же самый пример с колой можно записать по-другому: (displaystyle 2cdot 8=16).

Математики — люди хитрые и ленивые. Они сначала замечают какие-то закономерности, а потом придумывают способ как быстрее их «считать».

В нашем случае они заметили, что у каждого из восьми человек одинаковое количество бутылок колы и придумали прием, который называется умножением

Согласись, (displaystyle 2cdot 8=16) считается легче и быстрее, чем (displaystyle 2+2+2+2+2+2+2+2=16).

И еще одна важная деталь. Ошибок при таком счете делается гораздо меньше. Математики из Стэнфорда, кстати, считают, что человек, знающий приемы счета, делает это в два раза легче и быстрее и совершает в два раза меньше ошибок. Работы меньше, а результат лучше. 

Круто, да?

Итак, чтобы считать быстрее, легче и без ошибок, нужно всего лишь запомнить таблицу умножения. Ты, конечно, можешь делать все медленнее, труднее и с ошибками, но лучше ее запомнить! Вот таблица умножения. Выучи ее наизусть.

И другая таблица, красивее:

А какие еще хитрые приемы счета придумали ленивые математики? Правильно – возведение числа в степень.

Далее, почему говорят «степень числа с натуральным показателем»?

Ты уже наверное, догадался: потому что показатель степени – это натуральное число. Да, но что такое натуральное число? Элементарно! Натуральные это те числа, которые используются в счете при перечислении предметов: один, два, три… Мы же когда считаем предметы не говорим: «минус пять», «минус шесть», «минус семь». Мы так же не говорим: «одна третья», или «ноль целых, пять десятых». Это не натуральные числа. А какие это числа как ты думаешь?

Числа типа «минус пять», «минус шесть», «минус семь» относятся к целым числам.

Вообще, к целым числам относятся все натуральные числа, числа противоположные натуральным (то есть взятые со знаком минус), и число (  displaystyle 0) . Ноль понять легко – это когда ничего нет.

А что означают отрицательные («минусовые») числа? А вот их придумали в первую очередь для обозначения долгов: если у тебя баланс на телефоне (  displaystyle -100) рублей, это значит, что ты должен оператору (  displaystyle 100) рублей.

Всякие дроби — это рациональные числа. Как они возникли, как думаешь? Очень просто. Несколько тысяч лет назад наши предки обнаружили, что им не хватает натуральных чисел для измерения длинны, веса, площади и т.п. И они придумали рациональные числа… Интересно, правда ведь?

Есть еще иррациональные числа. Что это за числа? Если коротко, то бесконечная десятичная дробь. Например, если длину окружности разделить на ее диаметр, то в получится иррациональное число (  displaystyle 3,141592…).

Итак…

Откуда взялись, например, первые два свойства? Сейчас покажу.

1. (  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{a}^{m}}={{a}^{n+m}})

Посмотрим: что такое ( displaystyle {{a}^{n}})  и (  displaystyle {{a}^{m}}) ? 

По определению:

(  displaystyle left. begin{array}{l}{{a}^{n}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}\{{a}^{m}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{mtext{ множителей}}text{ }end{array} right|Rightarrow text{ }{{a}^{n}}cdot {{a}^{m}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}cdot underbrace{acdot acdot …cdot a}_{mtext{ множителей}}text{ }leftarrow )

Сколько здесь множителей всего?

Очень просто: к (  displaystyle n) множителям мы дописали (  displaystyle m) множителей, итого получилось (  displaystyle n+m) множителей.

Итак, в правой части этого выражения получается такое произведение:

(  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{a}^{m}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{n+mtext{ множителей}})

Но по определению это степень числа (  displaystyle a) с показателем (  displaystyle n+m) , то есть: (  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{a}^{m}}={{a}^{n+m}}) , что и требовалось доказать.

Пример: Упростите выражение (  displaystyle {{5}^{4}}cdot {{5}^{7}}cdot {{5}^{9}}) .

Решение: (  displaystyle {{5}^{4}}cdot {{5}^{7}}cdot {{5}^{9}}={{5}^{4+7+9}}={{5}^{20}})

Пример: Упростите выражение (  displaystyle {{3}^{5}}cdot {{3}^{8}}cdot {{5}^{7}}) .

Решение: 

Важно заметить, что в нашем правиле обязательно должны быть одинаковые основания!

Поэтому степени с основанием (  displaystyle 3) мы объединяем, а (  displaystyle {{5}^{7}})  остается отдельным множителем:

(  displaystyle {{3}^{5}}cdot {{3}^{8}}cdot {{5}^{7}}={{3}^{5+8}}cdot {{5}^{7}}={{3}^{13}}cdot {{5}^{7}})

Еще одно важное замечание: это правило – только для произведения степеней!

Ни в коем случае нельзя написать, что (  displaystyle {{2}^{4}}+{{2}^{6}}={{2}^{10}}).

Начнем с показателя, равного (  displaystyle 0) .

Любое число в нулевой степени равно единице:

(  displaystyle {{a}^{0}}=1, ane 0)

Как всегда, зададимся вопросом: почему это так?

Рассмотрим какую-нибудь степень с основанием (  displaystyle 3). Возьмем, например (  displaystyle {{3}^{5}}), и домножим на (  displaystyle {{3}^{0}}):

(  displaystyle {{3}^{5}}cdot {{3}^{0}}underset{text{по правилу умножения}}{mathop{=}},{{3}^{5+0}}={{3}^{5}})

Итак, мы умножили число (  displaystyle {{3}^{5}})  на (  displaystyle {{3}^{0}})  и получили то же, что и было – (  displaystyle {{3}^{5}}). А на какое число надо умножить, чтобы ничего не изменилось? Правильно, на (  displaystyle 1) . Значит (  displaystyle {{3}^{0}}=1) .

Можем проделать то же самое уже с произвольным числом (  displaystyle a):

(  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{a}^{0}}underset{по правилу умножения}{mathop{=}},{{a}^{n+0}}={{a}^{n}}={{a}^{n}}cdot 1text{ }Rightarrow text{ }{{a}^{0}}=1)

Повторим правило:

Любое число в нулевой степени равно единице.

Но из многих правил есть исключения. И здесь оно тоже есть – это число (  displaystyle 0) (в качестве основания).

С одной стороны, (  displaystyle 0) в любой степени должен равняться (  displaystyle 0) – сколько ноль сам на себя ни умножай, все-равно получишь ноль, это ясно. Но с другой стороны, (  displaystyle {{0}^{0}}) , как и любое число в нулевой степени, должен равняться (  displaystyle 1) . Так что из этого правда? Математики решили не связываться и отказались возводить ноль в нулевую степень.

То есть теперь нам нельзя не только делить на ноль, но и возводить его в нулевую степень.

Поехали дальше. Кроме натуральных чисел и числа (  displaystyle 0) к целым относятся отрицательные числа.

Чтобы понять, что такое отрицательная степень, поступим как в прошлый раз: домножим какое-нибудь нормальное число на такое же в отрицательной степени:

(  displaystyle {{3}^{5}}cdot {{3}^{-5}}underset{text{по правилу умножения}}{mathop{=}},{{3}^{5+left( -5 right)}}={{3}^{5-5}}={{3}^{0}}=1)

Отсюда уже несложно выразить искомое (  displaystyle {{3}^{-5}}) :

(  displaystyle {{3}^{5}}cdot {{3}^{-5}}=1text{ }Rightarrow text{ }{{3}^{-5}}=frac{1}{{{3}^{5}}})

Теперь распространим полученное правило на произвольную степень:

(  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{a}^{-n}}={{a}^{n+left( -n right)}}={{a}^{0}}=1text{ }Rightarrow text{ }{{a}^{-n}}=frac{1}{{{a}^{n}}})

Итак, сформулируем правило:

Число в отрицательной степени обратно такому же числу в положительной степени. Но при этом основание не может быть нулевым: (  displaystyle ane 0) (т.к. на (  displaystyle 0) делить нельзя).

(  displaystyle {{a}^{-n}}=frac{1}{{{a}^{n}}}, ane 0)

(  displaystyle {{a}^{-n}}=frac{1}{{{a}^{n}}}, ane 0)

(  displaystyle {{a}^{-n}}=frac{1}{{{a}^{n}}}, ane 0)

Подведем итоги:

I. Выражение (  {{0}^{k}}) не определено в случае (  kle 0) . Если (  k>0) , то (  {{0}^{k}}=0) .

II. Любое число в нулевой степени равно единице: (  displaystyle {{a}^{0}}=1, ane 0) .

III. Число, не равное нулю, в отрицательной степени обратно такому же числу в положительной степени: (  displaystyle {{a}^{-n}}=frac{1}{{{a}^{n}}}, ane 0).

(  displaystyle {{6}^{-1}}=frac{1}{6})

(  displaystyle {{left( frac{3}{2} right)}^{-2}}=frac{4}{9})

Чтобы понять, что такое «дробная степень», рассмотрим дробь (  displaystyle frac{1}{n}) :

пусть (  displaystyle {{3}^{frac{1}{n}}}=x) .

Возведем обе части уравнения в степень (  displaystyle n) :

(  displaystyle {{left( {{3}^{frac{1}{n}}} right)}^{n}}={{x}^{n}})

Теперь вспомним правило про «степень в степени»:

(  displaystyle {{x}^{n}}={{left( {{3}^{frac{1}{n}}} right)}^{n}}={{3}^{frac{1}{n}cdot n}}={{3}^{1}}=3)

Какое число надо возвести в степень (  displaystyle n) , чтобы получить (  displaystyle 3) ?

Эта формулировка – определение корня (  displaystyle n) -ой степени.

Напомню: корнем (  displaystyle n) -ой степени числа (  displaystyle a) ((  displaystyle sqrt[n]{a}) ) называется число, которое при возведении в степень (  displaystyle n) равно (  displaystyle a) .

То есть, корень (  displaystyle n) -ой степени – это операция, обратная возведению в (  displaystyle n) степень: (  displaystyle sqrt[n]{a}=btext{ }Leftrightarrow text{ }a={{b}^{n}}) .

Получается, что (  displaystyle x={{3}^{frac{1}{n}}}=sqrt[n]{3}) . Очевидно, этот частный случай можно расширить: (  displaystyle {{a}^{frac{1}{n}}}=sqrt[n]{a}) .

Теперь добавляем числитель: что такое (  displaystyle {{a}^{frac{m}{n}}}) ? Ответ легко получить с помощью правила «степень в степени»:

(  displaystyle {{a}^{frac{m}{n}}}={{a}^{frac{1}{n}cdot m}}={{left( {{a}^{frac{1}{n}}} right)}^{m}}={{left( sqrt[n]{a} right)}^{m}})  или (  displaystyle sqrt[n]{{{a}^{m}}}) .

Но может ли основание (  displaystyle a) быть любым числом? Ведь корень можно извлекать не из всех чисел.

Например, можно ли посчитать число (  displaystyle sqrt[4]{-16}) ? То есть, какое число нужно возвести в (  displaystyle 4) степень, чтобы получить (  displaystyle -16) ?

Никакое!

Вспоминаем правило: любое число, возведенное в четную степень – число положительное. То есть, извлекать корни четной степени из отрицательных чисел нельзя!

А это значит, что нельзя такие числа возводить в дробную степень с четным знаменателем, то есть выражение (  displaystyle {{left( -1 right)}^{frac{1}{2}}})  не имеет смысла.

А что насчет выражения (  displaystyle {{left( -1 right)}^{frac{1}{3}}}) ?

Его уже вроде бы можно посчитать: это (  displaystyle sqrt[3]{-1}=-1) .

Но тут возникает проблема.

Число (  displaystyle frac{1}{3}) можно представить в виде дргих, сократимых дробей, например, (  displaystyle frac{2}{6}) или (  displaystyle frac{4}{12}) .

И получается, что (  displaystyle {{left( -1 right)}^{frac{1}{3}}})  существует, но (  displaystyle {{left( -1 right)}^{frac{2}{6}}}) не существует, а ведь это просто две разные записи одного и того же числа.

Или другой пример: раз (  displaystyle sqrt[3]{-8}=-2) , то можно записать (  displaystyle {{left( -8 right)}^{frac{1}{3}}}=-2) . Но стоит нам по-другому записать показатель, и снова получим неприятность: (  displaystyle {{left( -8 right)}^{frac{1}{3}}}={{left( -8 right)}^{frac{2}{6}}}=sqrt[6]{{{left( -8 right)}^{2}}}=sqrt[6]{64}=2)  (то есть, получили совсем другой результат!).

Чтобы избежать подобных парадоксов, рассматриваем только положительное основание степени с дробным показателем.

Итак, если:

  • (  a>0);
  • (  m) – натуральное число;
  • (  n) – целое число;

Тогда:

(  {{a}^{frac{n}{m}}}=sqrt[m]{a^n})

Примеры:

(  {{a}^{frac{1}{2}}}=sqrt{a})

(  {{a}^{frac{1}{5}}}=sqrt[5]{a})

(  {{a}^{-frac{3}{4}}}=frac{1}{sqrt[4]{a^3}})

(  displaystyle frac{{{5}^{-frac{1}{2}}}cdot {{left( {{5}^{frac{5}{6}}} right)}^{frac{3}{10}}}cdot {{3}^{-frac{5}{4}}}}{{{3}^{-frac{3}{2}}}}={{5}^{-frac{1}{2}}}cdot {{5}^{frac{5}{6}cdot frac{3}{10}}}cdot {{3}^{left( -frac{5}{4}+frac{3}{2} right)}}=)

(  displaystyle={{5}^{left( -frac{1}{2}+frac{1}{4} right)}}cdot {{3}^{frac{1}{4}}}={{5}^{-frac{1}{4}}}cdot {{3}^{frac{1}{4}}}={{left( frac{3}{5} right)}^{frac{1}{4}}}=sqrt[4]{frac{3}{5}})

Степени с рациональным показателем очень полезны для преобразования выражений с корнями, например:

(  displaystyle frac{sqrt[9]{6}cdot sqrt[18]{6}}{sqrt[6]{6}}=frac{{{6}^{frac{1}{9}}}cdot {{6}^{frac{1}{18}}}}{{{6}^{frac{1}{6}}}}={{6}^{frac{1}{9}+frac{1}{18}-frac{1}{6}}}={{6}^{frac{2+1-3}{18}}}={{6}^{0}}=1)

При изучении степеней с натуральным, целым и рациональным показателем, мы каждый раз составляли некий «образ», «аналогию», или описание в более привычных терминах.

Например, степень с натуральным показателем – это число, несколько раз умноженное само на себя; число в нулевой степени – это как-бы число, умноженное само на себя (  0) раз, то есть его еще не начали умножать, значит, само число еще даже не появилось – поэтому результатом является только некая «заготовка числа», а именно число (  1) ; степень с целым отрицательным показателем – это как будто произошел некий «обратный процесс», то есть число не умножали само на себя, а делили.

Вообразить степень с иррациональным показателем крайне сложно (так же, как сложно представить 4-мерное пространство). Это, скорее, чисто математический объект, который математики создали, чтобы расширить понятие степени на все пространство чисел.

Между прочим, в науке часто используется степень с комплексным показателем, то есть показатель – это даже не действительное число. Но в школе мы о таких сложностях не думаем, постичь эти новые понятия тебе представится возможность в институте.

Итак, что мы делаем, если видим иррациональный показатель степени? Всеми силами пытаемся от него избавиться!:)

Например: (  {{3}^{sqrt{2}}}cdot {{3}^{1-sqrt{2}}}={{3}^{sqrt{2}+1-sqrt{2}}}=3)

Или: (  frac{{{2}^{3sqrt{3}}}}{{{8}^{sqrt{3}-1}}}=frac{{{2}^{3sqrt{3}}}}{{{2}^{3left( sqrt{3}-1 right)}}}={{2}^{3sqrt{3}-3sqrt{3}+3}}=8)

И еще: (  {{left( {{5}^{sqrt[3]{4}}} right)}^{sqrt[3]{2}}}={{5}^{sqrt[3]{8}}}={{5}^{2}}=25).

Определение степени

Степенью называется выражение вида: (  {{a}^{b}}), где (  a) – основание степени и (  b) – показатель степени.

Степень с натуральным показателем {n = 1, 2, 3,…}

  • (  {{a}^{1}}=a)
  • (  {{a}^{2}}=acdot a)
  • (  {{a}^{3}}=acdot acdot a)

Возвести число в натуральную степень n — значит умножить число само на себя (  n) раз:

  • (  {{a}^{n}}=underbrace{acdot acdot acdot …a}_{n})

Степень с целым показателем {0, ±1, ±2,…}

Если показателем степени является целое положительное число:

(  {{a}^{n}}={{a}^{n}}, n>0)

Возведение в нулевую степень:

(  {{a}^{0}}=1, ane 0) . (  {{0}^{0}}) – выражение неопределенное, т.к., с одной стороны, (  0) в любой степени – это (  0) , а с другой – любое число в (  0) -ой степени – это (  1) .

Если показателем степени является целое отрицательное число:

(  {{a}^{-n}}=frac{1}{{{a}^{n}}}, ane 0) (т.к. на (  0) делить нельзя).

Еще раз о нулях: выражение (  {{0}^{k}}) не определено в случае (  kle 0). Если (  k>0) , то (  {{0}^{k}}=0) .

Примеры:

(  {{6}^{-1}}=frac{1}{6})

(  {{left( frac{3}{2} right)}^{-2}}=frac{4}{9})

Степень с рациональным показателем

Если,

  • (  a>0);
  • (  m) – натуральное число;
  • (  n) – целое число;

Тогда:

  • (  {{a}^{frac{n}{m}}}=sqrt[m]{{{a}^{n}}})

Примеры:

(  {{a}^{frac{1}{2}}}=sqrt{a})

(  {{a}^{frac{1}{5}}}=sqrt[5]{a})

(  {{a}^{-frac{3}{4}}}=frac{1}{sqrt[4]{{{a}^{3}}}})

Свойства степеней

Произведение степеней (  {{a}^{n}}cdot {{a}^{m}}={{a}^{n+m}}) 
(  {{a}^{n}}cdot {{b}^{n}}={{left( acdot b right)}^{n}})
Деление степеней (  frac{{{a}^{n}}}{{{a}^{m}}}={{a}^{n-m}}) 
(  frac{{{a}^{n}}}{{{b}^{n}}}={{left( frac{a}{b} right)}^{n}})
Возведение степени в степень (  {{left( {{a}^{m}} right)}^{n}}={{a}^{mcdot n}})

Чтобы проще было решать задачи, попробуем понять: откуда эти свойства взялись? Докажем их.

Доказательства свойств степени

1. (  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{a}^{m}}={{a}^{n+m}})

Посмотрим: что такое (  displaystyle {{a}^{n}}) и (  displaystyle {{a}^{m}}) ?

По определению:

(  displaystyle left. begin{array}{l}{{a}^{n}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}\{{a}^{m}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{mtext{ множителей}}text{ }end{array} right|Rightarrow text{ }{{a}^{n}}cdot {{a}^{m}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}cdot underbrace{acdot acdot …cdot a}_{mtext{ множителей}})

Сколько здесь множителей всего? Очень просто: к (  displaystyle n) множителям мы дописали (  displaystyle m) множителей, итого получилось (  displaystyle n+m) множителей.

Итак, в правой части этого выражения получается такое произведение:

(  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{a}^{m}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{n+mtext{ множителей}})

Но по определению это степень числа (  displaystyle mathbf{a}) с показателем (  displaystyle mathbf{n}+mathbf{m}), то есть:

(  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{a}^{m}}={{a}^{n+m}}) , что и требовалось доказать.

Пример: Упростите выражение (  displaystyle {{5}^{4}}cdot {{5}^{7}}cdot {{5}^{9}}) .

Решение: (  displaystyle {{5}^{4}}cdot {{5}^{7}}cdot {{5}^{9}}={{5}^{4+7+9}}={{5}^{20}}) .

Пример: Упростите выражение (  displaystyle {{3}^{5}}cdot {{3}^{8}}cdot {{5}^{7}}) .

Решение: Важно заметить, что в нашем правиле обязательно должны быть одинаковые основания. Поэтому степени с основанием (  displaystyle 3) мы объединяем, а (  displaystyle {{5}^{7}}) остается отдельным множителем:

(  displaystyle {{3}^{5}}cdot {{3}^{8}}cdot {{5}^{7}}={{3}^{5+8}}cdot {{5}^{7}}={{3}^{13}}cdot {{5}^{7}}) .

Еще одно важное замечание: это правило – только для произведения степеней!

Ни в коем случае нелья написать, что (  displaystyle {{2}^{4}}+{{2}^{6}}={{2}^{10}}) .

2. (  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{b}^{n}}={{left( acdot b right)}^{n}})

Так же, как и с предыдущим свойством, обратимся к определению степени:

(  displaystyle left. begin{array}{l}{{a}^{n}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}\{{b}^{n}}=underbrace{bcdot bcdot …cdot b}_{ntext{ множителей}}end{array} right|Rightarrow text{ }{{a}^{n}}cdot {{b}^{n}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}cdot underbrace{bcdot bcdot …cdot b}_{ntext{ множителей}}) .

Перегруппируем это произведение так:

(  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{b}^{n}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}cdot underbrace{bcdot bcdot …cdot b}_{ntext{ множителей}}=underbrace{left( acdot b right)cdot left( acdot b right)cdot …cdot left( acdot b right)}_{ntext{ множителей}}).

Получается, что выражение (  displaystyle acdot b) умножается само на себя (  displaystyle n) раз, то есть, согласно определению, это и есть (  displaystyle n) -я степень числа (  displaystyle acdot b) :

(  displaystyle {{a}^{n}}cdot {{b}^{n}}={{left( acdot b right)}^{n}}), ч.т.д.

По сути это можно назвать «вынесением показателя за скобки». Но никогда нельзя этого делать в сумме: (  displaystyle {{2}^{4}}+{{3}^{4}}ne {{left( 2+3 right)}^{4}}) !

Вспомним формулы сокращенного умножения: сколько раз нам хотелось написать (  displaystyle {{left( a+b right)}^{2}}={{a}^{2}}+{{b}^{2}}) ? Но это неверно, ведь (  displaystyle {{left( a+b right)}^{2}}={{a}^{2}}+2ab+{{b}^{2}}) .

3. (  displaystyle frac{{{a}^{n}}}{{{a}^{m}}}={{a}^{n-m}})

И снова используем определение степени:

(  displaystyle left. begin{array}{l}{{a}^{n}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}\{{a}^{m}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{mtext{ множителей}}text{ }end{array} right|Rightarrow text{ }frac{{{a}^{n}}}{{{a}^{m}}}=frac{underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}}{underbrace{acdot acdot …cdot a}_{mtext{ множителей}}})

Здесь, очевидно, можем сократить. Но с одной оговоркой: чтобы степень получилась натуральная, нам придется предположить, что (  displaystyle n>m) (то есть, в числителе множителей должно быть больше, чем в знаменателе). Тогда (  displaystyle m) множителей числителя сокращаются со всеми (  displaystyle m) множителями знаменателя. Таким образом множители остаются только в числителе, причем в количестве (  displaystyle n-m) штук:

(  displaystyle frac{{{a}^{n}}}{{{a}^{m}}}=frac{underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}}{underbrace{acdot acdot …cdot a}_{mtext{ множителей}}}=frac{underbrace{acdot acdot …cdot a}_{n-mtext{ множителей}}}{1}={{a}^{n-m}}) , ч.т.д.

4. (  displaystyle frac{{{a}^{n}}}{{{b}^{n}}}={{left( frac{a}{b} right)}^{n}})

Все как обычно – записываем определение степеней (  displaystyle {{a}^{n}}) и (  displaystyle {{b}^{n}}) , делим их друг на друга, разбиваем на пары (  displaystyle frac{a}{b}) и получаем:

(  displaystyle left. begin{array}{l}{{a}^{n}}=underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}\{{b}^{n}}=underbrace{bcdot bcdot …cdot b}_{ntext{ множителей}}end{array} right|Rightarrow text{ }frac{{{a}^{n}}}{{{b}^{n}}}=frac{underbrace{acdot acdot …cdot a}_{ntext{ множителей}}}{underbrace{bcdot bcdot …cdot b}_{ntext{ множителей}}}=underbrace{frac{a}{b}cdot frac{a}{b}cdot …cdot frac{a}{b}}_{ntext{ множителей}}={{left( frac{a}{b} right)}^{n}}) , ч.т.д.

Прежде чем разобрать последнее правило, решим несколько примеров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как быстро найти книгу в читатель
  • Как найти алексея чадова
  • Как найти работу в дубае для русских
  • Как молодому парню найти женщину старше
  • Как найти стороны основания прямоугольной пирамиды