Как найти черты акмеизма в стихотворении

Представители акмеизма в литературе: Ахматова и Гумилев

Терминология движения

Название акмеизма в литературе происходит от греческого слова «akme», что в переводе на русский означает расцвет. По мнению основоположников творчества, символизм, переживающий в 1912 г. кризис, требовал прихода нового цветущего направления, обобщающего творчество поэтов-предшественников. Особенности и признаки акмеизма:

  1. Самоценность жизненных явлений и конкретных вещей.
  2. Облагораживание природы.
  3. Художественное преобразование несовершенных жизненных явлений.

В 1912 г. Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам и другие поэты Серебряного века основали школу «Цех поэтов». Цель объединения — возрождение жизни.

Поэты Серебряного века основали школу «Цех поэтов».

Символизм, в отличие от акмеизма, имеет общие характеристики с музыкой:

  • загадочность;
  • многозначность.

Структура направления

При анализе акмеизма используются черты пространственных трехмерных направлений (живопись, архитектура, скульптура). Стихи акмеистов, в отличие от символистов, наполнены красотой, точностью, простым изложением. Основные слова передают тот смысл, который в них заложил поэт.

Стихи акмеистов

В стихах нет сравнительных оборотов, преувеличений, метафор. Принцип лирики — отсутствие агрессии, политики, социальных вопросов. На первой позиции находился духовный мир людей. Стихотворения состоят из кратких предложений, которые легко воспринимаются слухом, быстро запоминаются. Для сравнения с символистами, акмеисты были сплоченными между собой. У них отсутствовала конкретная литературная платформа со стандартами, на которые могли опираться единомышленники при создании произведений.

Несмотря на сплочённость и дружбу единомышленников, между Городецким и Гумилёвым возник конфликт. В 1914 году школа распалась. Из её наследия можно выделить 10 выпусков журнала «Гиперборей». Взгляд Гумилёва продолжили следующие молодые поэты:

Георгий Адамович.

  1. Николай Оцуп.
  2. Георгий Иванов.
  3. Георгий Адамович.

Западноевропейские современники считают, что уникальная особенность акмеизма заключается в зарождении и получении развития движения только на территории России. Явление оказало значительное влияние на последующее развитие отечественной поэзии. К заслугам представителей акмеизма относится изобретение тонкого и особенного способа передачи духовного мира персонажей.

Для определения и узнаваемости стиля изложения поэты использовали простую своеобразную «материализацию» чувств. Свои произведения они публиковали в двух журналах: «Гиперборей» и «Аполлон».

Творчество писателей

В современной литературе течение называется акмеизмом. В двадцатые века направление имело следующие названия: адамизм (от имени первого мужчины — Адам) и кларизм (от французского слова «кларе» — ясность). Черты акмеизма как движения в литературе:

  • разрыв с символизмом;
  • преемственность с писателями-предшественниками;
  • отказ от мистики.

 Мандельштам восхищался природой,

Например, Мандельштам восхищался природой, сравнивая её с русским «номинализмом». В отличие от символистов, он не мыслил циклами, а стремился освободить поэзию от дезинтеграции. В 1910 году его стихи впервые опубликовали в журнале «Аполлон». В 1913 году вышло в свет стихотворение «Камень» с одноимённым сборником. Позже Мандельштам решил дописать книгу. Через три года писатель познакомился с Цветаевой, а через год его избрали членом Всероссийского общества литераторов.

Николай Гумилёв — ещё один представитель акмеизма. Лирик родился в Кронштадте, а вырос в Царском селе. В 1902 году вышло его первое стихотворение «Я в лес бежал из городов…». Через год он познакомился со своей будущей женой — Анной Ахматовой. Из-за расставания с ней писатель сильно переживал, что часто отражал в своих произведениях. После гимназии Николай уехал в Париж, поступив в Сорбонну.

Во Франции он работал над сборником «Романтические цветы». После поездки в Россию писатель уехал с экспедицией в Стамбул, Египет, Грецию. В 1912 году поэт объявил о появлении современного течения «акмеизм», а через год он уехал на Восток. С первых дней войны писатель находился на фронте. За храбрость его награждали дважды Георгиевским крестом.

В 1917 году уехал в Париж, где познакомился с Еленой дю Буше. Для неё был написан сборник «К синей звезде». В 1921 году Гумилёва арестовали, обвинив в участии в антиправительственном заговоре. Через 3 недели ему вынесли приговор — расстрел, а на следующий день его исполнили.

Анна Ахматова

В 1889 году в Одессе родилась Анна Ахматова. Яркая представительница акмеизма училась в Мариинской гимназии, а позже поступила в Фундуклеевскую гимназию в Киеве. На протяжении всей своей жизни она училась, посещая исторические и литературные курсы. В 1910 году писательница вышла замуж за Гумилёва.

Ахматова выпустила книгу «Вечер».

Первое стихотворение было опубликовано в 1911 году, а через год она выпустила книгу «Вечер». В 1914 году вышел второй сборник «Четки» с тиражом 1000 экземпляров. Через 3 года Ахматова издала третью книгу «Белая стая». В 1918 году поэтесса развелась с Гумилёвым и вышла замуж за учёного Шилейко. Через несколько лет они рассталась. В 1922 году Ахматова познакомилась с Пуниным.

Можно выделить период 1935—1940. В эти годы Анна Ахматова затрагивала трагические темы, посвящённые арестам Николая Пунина, заключению сына Льва.

В поэме «Реквием» она отразила нелёгкую судьбу женщины, чьи родные люди страдали от репрессий. В 1941 году Ахматова встретилась с Мариной Цветаевой.

Анна Ахматова рассказывала людям правду

С помощью стихов Анна Ахматова рассказывала людям правду. Она проявляла себя как знаток души, искусный психолог. В её творчестве о любви проявлялась высокая нравственность. Особое внимание Ахматова уделяла трагедиям русского народа.

Несмотря на ясность, направление долго отстаивали поэты. На протяжении десятилетий советской истории о представителях акмеизма не говорили. Судьба самого акмеизма, как одного из многих литературных движений Серебряного века, трагична: Н. Гумилева расстреляли, В. Нарбута и О. Мандельштама уничтожили как писателей и личностей. Трагедия присутствовала и в жизни А. Ахматовой. Американский профессор-русист О. Ронен считает, что с акмеизмом исчез «платиновый век» русской поэзии.

ЛЕКЦИЯ 63.

АКМЕИЗМ. ТВОРЧЕСТВО Н.ГУМИЛЕВА.

 РАННЯЯ ЛИРИКА  А.АХМАТОВОЙ

Цель занятия:  дать понятие об акмеизме; изучить
своеобразие такого модернистского течения, как акмеизм через   судьбу и
творчество великих поэтов Серебряного века – А.Ахматовой и Н. Гумилева;
выяснить  особенности  индивидуальной стилевой манеры каждого поэта; отметить
тематическое и художественное богатство лирики поэтов-акмеистов.

Методические приёмы: лекция

Ход занятия

1.                     
Организационный
момент

2.                     
Тема,
постановка целей (на сегодняшнем занятия мы выделим основные черты поэтики
акмеизма, познакомимся с творчеством поэтов – акмеистов).

3.                     
Вступительное
слово

       На
рубеже XIX и XX веков в русской литературе возникает интереснейшее явление,
названное затем «поэзией серебряного века». Это было время новых идей и новых
направлений. Если XIX век все-таки в большей части прошел под знаком стремления
к реализму, то новый всплеск поэтического творчества на рубеже веков шел уже по
иному пути. Этот период был связан со стремлением современников к обновлению
страны, обновлению литературы и с разнообразными модернистскими течениями, как
следствие, появившимися в это время. Они были очень разнообразными как по
форме, так и по содержанию: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм…Благодаря
таким разным направлениям и течениям в русской поэзии появились новые имена,
многим из которых довелось остаться в ней навечно. Великие поэты той эпохи,
начиная в недрах модернистского течения, очень быстро вырастали из него,
поражая талантом и многогранностью творчества. Так произошло с Блоком,
Есениным, Маяковским, Гумилевым, Ахматовой, Цветаевой, Волошиным и многими
другими. Начало 20 века было расцветом символизма, но к 1910-м годам начался
кризис этого литературного направления. Младшие символисты (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов)
проповедовали «жизнетворчество» и «теургию». Брюсов настаивал на автономности
искусства и поэтической ясности. Попытка символистов провозгласить литературное
движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь
остро поднят вопрос об отношениях искусства к действительности, о значении и
месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было
появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и
действительности. Реакцией на кризис символизма стало возникновение акмеизма
как постсимволистского течения. Акмеистов и символистов сближала общая цель –
«жажды культуры», но их разъединяло различие в выборе путей для достижения этой
цели. Именно таким и стал акмеизм.

4.                     
Лекция

·  
Появление
акмеизма

В 1911 году в среде поэтов,
стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок “Цех
поэтов”, во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. Петербургская
группа акмеистов («акме» – греческое, «акме» – высшая степень, цветущая сила),
иногда они называли себя «адамисты», т.е. в данном случае «первыми людьми»,
проводя параллель с первым человеком – Адамом. Акмеисты не проявляли
агрессивного неприятия всей литературы прошлого, они отрицали только своих
непосредственных предшественников – символистов.

Группа акмеистов – Н.Гумилев,
А.Ахматова, О.Мандельштам, Г.Иванов, М.Зенкевич, В.Нарбут, М.Кузмин –
именовались «Цех поэтов». Фактическое провозглошение нового литературного
направления произошло в феврале 1912 года. Название и устав «Цеха поэтов» было
ориентировано на средневековые традиции ремесленных гильдий, себя они называли
«синдиками» Цеха, были еще ученики. Акмеисты стали издавать свой журнал –
«Гиперборей», но вышло всего несколько номеров (четыре альманаха «Цех поэтов»
(1921 — 1923, первый под названием «Дракон», последний издан уже в Берлине
эмигрировавшей частью «Цеха поэтов»). В дальнейшем поэты-акмеисты печатались в
журнале «Аполлон», где в № 1 за 1913 год появились программная статья
Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Целью акмеистов было обращение к
реальности, возврат к земным ценностям, к ясности или «кларизму» поэтического
текста. Они стремились освободить поэзию от символистских порывов к
«идеальному», излишней многозначности, усложненной образности и символизации.
Вместо устремленности к беспредельному акмеисты предлагали углубиться в
культурный мир образов и значений, они придерживались принципа культурных
ассоциаций. О.Мандельштам назвал акмеизм «тоской по мировой культуре».
«Кларизм» – термин создал М.Кузмин от испанского «claro» – ясный, возвращение
слову его первоначальной ясности, он считает, что надо оставить стилистические
«туманы» символизма и вернуться к нормативной поэтике. 1912-1914 годы период
всплеска акмеизма, многочисленных публичных выступлений. Но в 1914 году, в
связи с уходом Гумилева на фронт, распадается «Цех поэтов», потом были сделаны
попытки возродить былое содружество в 1917 году – Цех II, в 1931 году – Цех
III, но на историю русской литературы позднейшие искусственные образования не
оказали существенного влияния.

Отличательная черта акмеистов –
их асоциальность – отсутствие интереса к общественно-гражданской тематике –
нередко демонстративное. Их темы – приключенческие сюжеты, переносящие читателя
в экзотические страны, интерес к мировой мифологии – связаны с невниманием к
современной жизни в России. Упоение историей культуры, культурно-исторические
стилизации – отличательная черта их поэзии. Акмеизм явился заметным течением
Серебряного века.

·  
Философская
основа эстетики

     В своей
знаменитой статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилёв писал: «На смену
символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от
слова acmh (“акме”) высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора), или адамизм
(мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее
большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и
объектом, чем то было в символизме». В выбранном названии этого направления
утвердилось стремление самих акмеистов постигать вершины литературного
мастерства. Символизм очень тесно был связан с акмеизмом, что его идеологи
постоянно и подчеркивали, в своих идеях отталкиваясь от символизма. Рассуждая
об отношениях мира и человеческого сознания, Гумилёв требовал «всегда помнить о
непознаваемом», но при этом «не оскорблять своей мысли о нём более или менее
вероятными догадками». Отрицательно относясь к устремлённости символизма
познать тайный смысл бытия (он оставался тайным и для акмеизма), Гумилёв
декларировал «нецеломудренность» познания «непознаваемого», «детски мудрое, до
боли сладкое ощущение собственного незнания», самоценность «мудрой и ясной»
окружающей поэта действительности. Таким образом, акмеисты в области теории
оставались на почве философского идеализма.

·  
Основные
принципы акмеизма:

 освобождение поэзии от символистских
призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира
в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; 

— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие
эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

·  
Жанрово-композиционные
и стилистические особенности

       
Основное внимание акмеистов было сосредоточено на поэзии. Конечно, была у них и
проза, но именно стихи сложили это направление. Как правило, это были небольшие
по объему произведения, иногда в жанре сонета, элегии. Самым главным критерием
стало внимание к слову, к красоте звучащего стиха. Говоря об этом, В.М.
Жирмунский в 1916 г. писал: «Внимание к художественному строению слов
подчёркивает теперь не столько значение напевности лирических строк, их
музыкальную действенность, сколько живописную, графическую чёткость образов;
поэзия намёков и настроений заменяется искусством точно вымеренных и взвешенных
слов… есть возможность сближения молодой поэзии уже не с музыкальной лирикой
романтиков, а с чётким и сознательным искусством французского классицизма и с
французским XVIII веком, эмоционально бедным, всегда рассудочно владеющим
собой, но графичным богатым многообразием и изысканностью зрительных
впечатлений, линий, красок и форм». Говорить об общей тематике и стилистических
особенностях довольно сложно, так как у каждого выдающегося поэта, чьи, как
правило, ранние, стихи можно отнести к акмеизму, были свои характерные черты.

Отличательная черта акмеистов – их
асоциальность – отсутствие интереса к общественно-гражданской тематике –
нередко демонстративное. Их темы – приключенческие сюжеты, переносящие читателя
в экзотические страны, интерес к мировой мифологии – связаны с невниманием к
современной жизни в России. Упоение историей культуры, культурно-исторические
стилизации – отличательная черта их поэзии. Акмеизм явился заметным течением
Серебряного века.

        В
поэзии
 Н. ГУМИЛЕВА акмеизм реализуется в тяге к открытию
новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь
воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза
Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как
таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к
неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н. Гумилева несли
впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время,
перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам
символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии
континенты.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ (1886-1921)

Гумилев учился в гимназии в Царском селе, где
директором был известный поэт Иннокентий Анненский, после окончания гимназии
уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбоне, изучает живопись, пишет стихи.
Из Парижа в 1907 году совершает первое путешествие в Африку, потом возвращается
в Россию, поступает в Петербургский университет. В 1910 году женится на
А.Горенко (Ахматовой), снова уезжает в Африку (в 1909 и 1910 гг.).

Можно выделить три периода в его творчестве первый
(1905-1910) – доакмеистический, второй (1911-1916) – раннеакмеистический,
(1917-1921) – позднеакмеистический. Его жизнь закончилась трагически, он был
расстрелян в 35 лет, в 1921 году.

Первая книга стихов – «Путь конквистадоров» (которую
позднее не считал своей первой книгой), 1908 – «Романтические цветы», 1910 –
«Жемчуга», посвященную В.Б – учителю. Уже в первых сборниках обозначена тема
пути, чувствуется влияние Ницше, поэт видит себя магом, сновидцем,
жизнетворцем, способным претворить мечту в действительность. Сюжеты в
стихотворениях разворачиваются в экзотических ситуациях – в безднах, в пещерах,
подземельях, на берегу Нила и озера Чад, в Древнем Риме, Багдаде, Каире и т.д.

Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю в радостном саду.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Часто встречается тема Дьявола-Люцифера («Пещера сна»,
«За гробом», «Умный дьявол», «Баллада»), часты метаморфозы – лирический герой
превращается в ягуара. Тема страсти воплощается в сюжете – укрощения дикого
зверя. Лирическая героиня не верит в волшебный мир, петербургский «туман»
становиться для героини только одной возможной реальностью «Но ты слишком долго
вдыхала тяжелый туман». Она верить не хочет во что-нибудь, кроме дождя. На
антиномии природного и цивилизованного мира построено много стихотворений
героиня стихотворения «Озеро Чад» – негритянка, женщина-африканка, полюбила
белого человека, бежит с ним, он бросает женщину в Марселе, она пляшет
обнаженной перед пьяными матросами. Очень часто герои – выдающиеся люди прошлых
эпох – Помпей, Беатриче, Каракалла, Семирамида, Одиссей, Агамемнон, они все
отстаивают свое право на выбор, вплоть до права – «самому выбирать себе смерть»
(«Выбор»). Часто герои его стихов – лидеры, покорители пространства, искатели
новых земель, архитипический мотив сборника – мотив пути. Путь – это и
преодоление географического пространства, и путешествие в глубины истории
(Одиссей, Капитаны), преодоление ограниченности человеческой жизни.

Будь капитаном! Просим! Просим!

Вместо весла вручаем жердь…

Только в Китае мы якорь бросим,

Хоть на пути и встретим смерть!

Сюжеты странствия, образы странников, образы,
заимствованные из античной и библейской мифологии, даже из мировой литературы
(Гомер, Данте, Рабле, даже Иисус Христос – странник). «Капитаны» – центральный
цикл в «Жемчугах» – это классическая неоромантическая лирика – старые форты,
таверны, страны, куда не ступала людская нога, но у Капитанов – отсутствие
цели.

Второй период творчества (1911-1916) – новый этап.
Поэт меняет свое отношение к символистскому искусству, он стал искать новых
путей в искусстве. В 1911 году был создан «Цех поэтов», в манифестах которого
декларировались «самоценность» каждой вещи, не символ, а живая реальность где
все «весомо», все плотно. Эта установка на целостность мира отразилась в новых
книгах Гумилева «Чужое небо» (1912), «Колчан» (1916). В 1913 году поэт
возглавил экспедицию в Африку, был в Абессинии, где собирал фольклор,
знакомился с жизнью африканских племен. В 1914 году Гумилев уходит добровольцем
на фронт, он награжден двумя Георгиевскими крестами, но не забывает о
творчестве, пишет пьесы, очерки.

В этих книгах особенно отчетливо изменяется образ
лирической героини «Она», «Из логова змиева», «У камина», «Однажды вечером».
Между героями скрытое противоборство, а победительницей всегда выходит женщина,
это не «поединок роковой» а поединок воль, характеров. «У камина» – герой
рассказывает о своих экзотических путешествиях, когда он ощущал себя чуть ли не
богом, и неожиданный финал «И, тая в глазах злое торжество  Женщина в углу
слушала его». Герой Гумилева не слаб, но подобная развязка часто встречается в
стихах. «Маргарита», «Отравленный» – новый тип стихотворения, построенный по
новеллистически-балладному принципу. Меняется и сам лирический герой, если
раньше герой свой путь отождествлял с путем сверхлюдей ницшеанского типа, то
теперь он пытается понять современную жизнь, она стала его «единой отрадой» «Я
вежлив с жизнью современной». В стихотворении «Я верил, я думал» герой делает
вывод, что его прежний путь как покорителя «вершин, морей» может привести к
пропасти, к падению в бездну. Выход из этой ситуации Гумилев видит в обращении
к восточному миросозерцанию, принимает слияние «всего со всем» «И вот мне
приснилось, что сердце мое не болит,  Оно – колокольчик фарфоровый в желтом
Китае на пагоде пестрой… Висит и приветно звенит  В эмалевом небе, дразня
журавлиные стаи». Интерес к Востоку сохраняется надолго; поэт даже создает
книгу вольных переводов, подражание древнекитайским поэтам «Фарфоровый
павильон». Эта размышления прервала война 1914 года. Лирический герой Гумилева
обрел себя, его путь стал предначертанным. Это ярко отразилось в «Пятистопных
ямбах» «И в реве человеческой толпы  В гуденье проезжающих орудий, В немолчном
зове боевой трубы  Я вдруг услышал песнь моей судьбы  И побежал, куда бежали
люди».

В сборнике «Колчан» отражена история России, военные
впечатления, личная судьба поэта

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня,

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного,

В этот страшный и светлый час,

Оттого что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

– его credo стали слова

Золотое сердце России

Мирно бьется в груди моей.

Третий период представлен сборниками «Костер» (1918);
«Шатер» (1921, вся книга посвящена Африке); «Огненный столп» (1921, название
книги имеет сложный подтекст, так называется один из символов Будды).

Современность, события 1917-1920 годов Гумилев
трактует как стихийный взрыв, несуший в себе зерна хаоса и демонизма. Для
объяснения этих разрушительных процессов он обращается к древнерусской истории
и мифологии «Змей» – ключ к проблематике всего сборника; «Змей крылатый» – из
фольклора – прятался в саду полночью майской, он похищает ночью девушек, но ни
одна не была в его дворце, они умирают в пути, и «тела я бросаю в Каспийское
море», в роли змееборца появляется Вольга (в фольклоре был Добрыня), ведь
именно Вольга в фольклоре охранял Святую Русь от иноверческих набегов. В этом
стихотворении угроза национальной и государственной целостности перенесены в
прошлое, а в стихотворении «Мужик» описано то страшное настроение, которое
связано с появлением в России Распутина – Антихриста

В диком краю и убогом

Много таких мужиков,

Слышен по вашим дорогам

Радостный гул их шагов.

Стихотворение «Я и вы» – пророчество, предвидение, каких много в
творчестве Гумилева

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

В «Эзбекие» – описан большой каирский сад, а герой был
измучен женщиной, он хотел уйти из жизни, но эта красота, этот сад позволили
ему вдохнуть вкус жизни, он восклицает «Выше горя и глубже смерти – жизнь». В
«Огненном столпе» (сборник вышел в августе 1921
г., когда Гумилев был уже арестован) появляется новое понимание личности. В
стихотворении «Память» автор пересказывает свою жизнь, свои переживания, он
хотел стать богом и царем, «Но святой Георгий тронул дважды  Пулею нетронутую
грудь», теперь он не знает, как кончится его жизнь «Крикну я … но разве кто
поможет, чтоб моя душа не умерла». Автора в последней книге все время занимает
вопрос о значении его как поэта, о его конце, о его отношениях с читателями
«Мои читатели». Сила его пророческих видений особенно наглядна в стихотворении
«Заблудившийся трамвай», которое интерпретируется по-разному. Трамвай
появляется внезапно, он летит по «трем мостам», уносит поэта «через Неву, через
Нил и Сену», они «обогнули стену» и «проскочили рощу пальм». Смещение времени и
пространства, соединение всех воспоминаний – следствие того, что трамвай
«заблудился в бездне времен». Смещение ориентиров вызывает появление образов
умерших

И, промелькнув у оконной рамы,

Бросил нам вслед пытливый взгляд

Нищий старик – конечно, тот самый,

Что умер в Бейруте год назад.

Литературные герои предстают как реальные действующие
лица, смерть которых вызывает острую боль. Нарушение связей приводит к тому,
что действие перенесится в 18 век

Как ты стонала в своей светлице,

Я же с напудренной косой

Шел представляться к Императрице,

И не увиделся вновь с тобой.

Машенька – имя героини, не ясно, что за образ, вроде
бы из «Капитанской дочки» Пушкина, но опять все не так просто. В этом
произведении все нереально, а вопрос «Где я» остается без ответа «видишь
вокзал, на котором можно  В Индию Духа купить билет». Здесь есть и совершенно
страшные и пророческие образы

Вместо капусты и вместо брюквы

Мертвые головы продают.

и голова аврора «лежала вместе с другими  Здесь в
ящике скользком, на самом дне». Поэт видит и прошлое и настоящее причудливый
ландшафт Петербурга с Медным всадником, реминисценции, воспоминания, образы из
русской и мировой литературы, философское начало в поэзии.

Гумилев считал «Заблудившийся трамвай» мистической
поэзией; его прозрения связаны с его размышлениями о духовной судьбе России.
Стихотворения заканчивается мотивом церковного отпевания самого себя как
умершего и признанием «Трудно дышать и больно жить».

Как в прозе, так и в стихах Гумилева прошлое,
настоящее и будущее представлено в виде «потока сознания», скрещиванием и
переплетением психических состояний. Поэт назвал его «галлюцинирующим
реализмом; сплавом в единой картине состояние сознания и состояние мира».

В последних произведениях Гумилева расширяется
культурно-временное пространство. Для объяснения разрушительных процессов
1914-1920 годов он обращается к древнерусской истории и мифологии. Причины
русской – «мужичьей» революции он осмысливает в духе гротеска, фантасмагории, а
революционный бунт поэт связывает с возрождением дохристианского, языческого
начала (см. стих. «Мужик»). В поисках сил, способных усмирить «стихийную
вольницу», Гумилев обращается к историческому прошлому России, в нем он находит
аналогичные ситуации «смутного» времени, разброда – казнь Гришки Отрепьева,
появление «двойников». Пытаясь осмыслить перелом в своей собственной судьбе,
как оказалось, связанной со всеобщей судьбой, Гумилев обращается к «родовым
истоком», ищет родовую, коллективную память – «Прапамять». Мотив «прапамяти»
проецируется одновременно на несколько философско-мифологических теорий, но
главное – поиски своей духовной родины и своего истинного «я»

И понял, что я заблудился навеки

В слепых переходах пространств и времен,

А где-то струятся родимые реки,

К которым мне путь навсегда запрещен.

       
Иной характер носил АКМЕИЗМ
 А. АХМАТОВОЙ (РАННЯЯ ЛИРИКА), лишенный тяготения к
экзотическим сюжетам и пестрой образности. Своеобразие творческой манеры
Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление
одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира
Ахматова отображает целый душевный строй.

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА (1889-1966)

Анна Андреевна Горенко (Ахматова – псевдоним) родилась
под Одессой, в семье офицера, родители разошлись, жила с матерью, в Царском
Селе, под Петербургом, потом я Киеве, училась на Высших женских курсах, вышла
замуж за Гумилева в 1910 году, уже в 1913 разошлись. Развод оформили в 1918.
Жила преимущественно в Ленинграде, умерла в Москве. Главный принцип акмеизма –
быть высшей степенью чего-либо – нашел воплощение в ее творчестве, оно
продолжалось полвека и стало мерилом поэтического мастерства. Ахматова –
крупный поэт ХХ века, к ней не примеримо слово «поэтесса». Личные переживания,
судьба страны и народа нашли отражения в ее поэзии.

Первые ее книги – «Вечер» (1912), «Четки» (1914) –
начальный период творчества (1907-1914). Первыми же книгами она показала, что
любовная лирика может быть «женской», не уступая своим совершенством и
трагичностью «мужской» лирике, но даже в первых книгах тематика ее стихов
многолика – это и стихи о любимом городе («Стихи о Петербурге»), это тема о
роли и назначении поэта, особенностях поэтического дара. Лирика Ахматовой
исповедальна и часто носит автобиографический характер, но героиня в стихах
имеет разный облик, разные обличья – наивная девушка, искушенная красавица,
брошенная любовница, старуха, простая русская баба. С самого же начала критики
отмечали такую особенность ее поэзии как «новеллистичность», психологическая
проза. Ее стихи называли маленькими повестями, новеллами, но это не надо
понимать буквально, в большинстве стихов не изложение событий, а «наложение»
одного восприятия на другое, это рассказы о «миге», но обычно в них два
аспекта, они присутствуют одновременно

Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна»

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна –

Первая же фраза драматически-многозначительна, но
информация ясна, читатель сразу же понимает, что произошла драма – не важно,
кто задает вопрос, дальше автором вводится уже оставшийся в прошлом
кульминационный эпизод.

Как забуду Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула «Шутка

Все, что было. Уйдешь, я умру».

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне «Не стой на ветру».

Этот ответ еще более впечатляющ, чем руки, сжатые под
вуалью. Трагизм ситуаций присутствует во многих стихах Ахматовой, но в них
часто есть и светлые ноты. Внутренной мир героев Ахматовой передается через
описание внешнего облика героев, их портретных черт («твой профиль тонок и
жесток»), прически («И в косах спутанных таится  Чуть слышный запах табака»),
фигуры («Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней»), через отражение в
зеркале или в восприятии чужих людей («И осуждающие взоры  Спокойных загорелых
баб»). Внешний облик героев меняется очень быстро мимика («Плотно сомкнуты губы
сухие»), жесты («Взлетевших рук излом больной»), взгляд («Как я знаю эти
упорные  Несытые взгляды твои»), походка («Он вышел, шатаясь»), характер самой
речи, часто прерываемый («Это все… Ах, нет, я забыла  Я люблю вас»).

Для передачи внутреннего состояния своих героев
Ахматова использует «вещные» образы («На столе забыты  Хлыстик и перчатка»),
детали интерьера («Протертый коврик под иконой»), особенности одежды («В сером
будничном платье,  На стоптанных каблуках»), украшения («Как красиво гладкое
кольцо») и т.д. Ахматова активно пользуется цветовой символикой, символикой
цветов («Я несу букет левкоев белых», «И только красный тюльпан, Тюльпан у тебя
в петлице»), деревьев, птиц (аист, павлин), минералов («Там ликует алмаз и
мечтает опал»).

Психологически окрашены в лирике Ахматовой и время
суток, время года, даже погода – этот прием восходит к традициям фольклора, к
психологическому параллелизму («Сероглазый король», где вечер, осень, закат
предскзывают угасание, близость смерти, когда героиня узнала о смерти своего
былого возлюбленного). Одно из самых известных ранних стихотворений – «Песня
последней встречи» – передает физические ощущения походку, поступок («на правую
руку одела перчатку с левой руки»), субъективные ощущения. Героиня обернулась и
увидела, что она покинула темный дом, развнодушный желтый огонь свечи.

Второй период (1915-1923) совпал, по мнению Ахматовой,
с тем, что пришел настоящий ХХ век, она вела его отсчет с 1914 года. В эти годы
вышли книги «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), Anno Domini (1922, «В
лето Господне» – лат.). расширяется тематический круг ее поэзии; любовная тема
не отступает на второй план, но меняется сама героиня. Если в ранней лирике
преобладали ситуации торжества мужчины над героиней, то теперь женщина чаще
всего сильна, она не только молит, но и требует, сопротивляется чужой воле, она
способна ответить мужчине «Тебе покорной Ты сошел с ума  Покорна я одной
Господней воле».

В поэзии Ахматовой появляется тема, которая станет со
временем основной в ее творчестве – она осознает, что может быть голосом народа.
Ахматова и в ранней лирике часто употребляла местоимение «мы», но это означало
объединение со своим возлюбленным («Мы хотели муки жалящей  Вместо счастья
безмятежного»), то теперь это «мы» чаще означает единение с народом («Думали,
нищие мы…»)

Вообще тема изгнания и эмиграции – одна из самых
болезненных в этот период для поэта. Она имела для Ахматовой и личное значение,
поскольку ее друг Борис Анреп решил покинуть страну и звал Анну с собой (он жил
в Англии, мозаичист, они увиделись в старости, для нее имело большое
символическое значение черное кольцо, которое она подарила перед расставанием,
а мужчина об этом не помнил). Решение остаться на родине и разделить со своим
народом его участь – принципиально для Ахматовой, это нравственный выбор. Анализ
стихотворения «Когда в тоске самоубийства» может служить примером
«политического» подхода к художественному творчеству в эмиграции не печатали
последние четыре строчки, получалось, что ангел призывает поэтессу покинуть
Родину. В советских изданиях не печатались первые восемь строк, и получалось,
что это дьявол-искуситель призывает бросить Родину. Смысл и соль этого
стихотворения как раз в соседстве начальных и финальных строк. «Приневская
столица» поругана, но миссия лирической героини в том, чтобы попытаться спасти
этот город.

Спустя несколько лет Ахматова пишет не менее известное
стихотворение, в котором вновь говорит миру жестокую правду о тех испытаниях,
которые выпали на долю оставшихся в России, но оно и о вере в то новое,
непонятное, что народилось в русской жизни.

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же ним стало светло

Она здраво приняла решение остаться на родине,
считала, что в будущем трудно будет эмигрантам, которые потеряли родину. она
верит, что «в оценке поздней  Оправдан будет каждый час».

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник.

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

В поэзии Ахматовой очень много размышлений о
творчестве, о «святом ремесле», как она его называла – это отдельные
стихотворения и целые циклы. Свою Музу она возводит на высокий пьедестал, не
стесняется соотнести свою музу с той, которая служила самому Данте.

И вот вошла. Отклунив покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада» Отвечает «Я».

Она считает себя наследницей великих мастеров, у нее
очень часты царскосельские мотивы, например, стихи из цикла «В Царском селе»
(1911).

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетия мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни…

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Конечно, Ахматова могла высказаться о поэтическом
творчестве и прямо, без всевозможных высокопарных намеков, аллюзий на классику
предыдущих веков;

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Со второй половины 20-х годов исследователи ведут
отсчет третьего периода творчества Ахматовой (1924-1966). Но надо сказать, что
в 20-30 годы ее практически не печатали, по сравнению с предыдущими годами она
писала мало, часто «в стол». В эти годы Ахматова изучает творчество Пушкина, ее
пушкинские штудии могут составить отдельный том. У Ахматовой и Гумлева был один
сын, знаменитый ученый-историк евразийства Лев Гумилев. За этот период сына
арестовывают трижды в 1935, 1938 и 1949 годах. Страшный личный опыт многомесячного
стояния в тюремных очередях стал одной из причин, побудивших Ахматову к
написанию поэмы «Реквием» (1935-1940), лейтмотив поэмы – «Я была тогда с моим
народом  Там, где мой народ, к несчастью, был…». Материнское горе позволило
ей не только ощутить свою причастность к трагедии народа, но и стать его
голосом

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки.

Смертный пот на челе не забыть.

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

Личная трагедия и трагедия народа осмысливается через евангельские
параллели и образ Богородицы, стоящей у распятия Сына-Спасителя.

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

Но туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Отдельные части «Реквиема» создавались в разное время,
но поэма обладает единством, единством проблематики, структуры, лирического
сюжета (Арест – Ожидание – Приговор к смерти – Распятие), есть посвящение,
вступление и эпилог. Многие отрывки близки народному плачу, похоронным
причитаниям «Муж в могиле, сын в тюрьме  Помолитесь обо мне». Ею создан и образ
человека, уходящего из жизни «И синий блеск возлюбленных очей  последний ужас
застилает». Скорбящая героиня в поэме становится выразительницей общенародной
скорби и как «вопленница» выражает всю боль женского страдания, и как поэт –
высоким штилем говорит о том, что ее «измученным ртом» кричит «стомильонный
народ». Образ памятника в конце поэмы подсказывает еще один сквозной мотив –
мотив окаменения от горя «И упало каменное слово  На мою еще живую грудь»,
«Надо, чтоб душа окаменела», «Сына страшные глаза – окаменелое страданье».
Поэма обладает несколькими уровнями обобщения – судьба автора, судьба
советского народа в 30-ые годы ХХ века, судьба русского народа в разные периоды
трагической российской истории (Стрелецкий бунт в конце 17 века, судьба донских
казаков в советское время и др.), и, наконец, судьба человечества в Священной
истории («Распятие»), причем основная мысль автора – в утверждении
равновеликости судеб отдельных людей и народа в целом.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова становится
народным, национальным поэтом, ее лирика приобретает гражданский пафос
«Ленинград в марте 1941 года», «А вы, мои друзья последнего призыва!» В
стихотворении «Мужество» (1942) звучит мысль о важности сохранения русского
языка, без которого нет русской нации и русской истории

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова –

Но мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Ее сосед по коммунальной квартире, мальчик Валя Смирнов погиб под
бомбежкой, его образ приобретает символическое обобщенное значение, это
эпитафия всем погибшим детям

Постучись кулачком – я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром, за зноем,

Но тебя не предам никогда.

Свое итоговое произведение «Поэму без героя» Ахматова
пишет долго, с 1940 по 1962 годы. Это произведение отразило эпоху Серебряного
века, революцию, даже порыв к свободе во время ВОВ. В основу сюжета легла
давняя история – самоубийство молодого юноши, поэта Всеволода Князева в 1913
году, он был безответно влюблен в красавицу Ольгу Глебову-Судейкину, подругу
Ахматовой. На этом фоне воссоздана атмосфера жизни и быта довоенного
Петербурга, это молодость поэтессы и ее окружения, а так же драматические
события последующих лет, когда наступил «не календарный – настоящий двадцатый
век». В изображаемом калейдоскопе лиц мелькают многочисленные образы и мотивы –
Фауст, Дон Жуан, Саломея. В этой взвинченной атмосфере всеобщего распада звучат
и мистические мотивы – например, появляется фигура Мефистофеля, владыки мрака.
Один из центральных образов – Петербург, который поэтесса воспринимала как свой
родной город, над которым тяготеет проклятье. Среди узнаваемых «героев» поэмы –
Блок (Демон), Маяковский (Верстовой столб), Исайя Берлин (Гость из будущего),
О.Мандельштам, О.Глебова-Судейкина. М.Кузмин и др. Автор не упоминает имя
Гумилева, хотя она указывает, что его напрасно искала цензура, но многое в
поэме основано на его отсутствии. Из-за насыщенности поэмы личными
воспоминаниями и переживаниями в ней особая тайнопись, из-за чего поэма многим
кажется малопонятной «У шкатулки ж – тройное дно  Но сознаюсь, что применила 
Симпатические чернила». Все время появляется образ зеркала, он становится
сквозным лейтмотивом «Я зеркальным письмом пишу». В поэме много реминисценций,
аллюзий, причем они отсылают не к конкретным текстам, а к различным
произведениям авторов Серебряного века и их предшественников. Точная фиксация
атмосферы Серебряного века с его творческим и анархическим духом проецируется
на дальнейшую судьбу России, ее мученичества и героизма в годы ВОВ.
Заканчивается поэма образом расколотой родины, распавшейся надвое России. За
переплетением авторских ассоциаций и намеков встает ясная мысль отказавшись от
трагической или героической позы, автор берет на себя грехи и заблуждения
целого поколения, разделяя с ним ответственность за судьбу своего народа.

В 1946 году Ахматова вместе с М.Зощенко стала
предметом резкой критики, в духе партийной кампании по ужесточению политики в
области культуры. Ее вновь перестали печатать – до 1950 года. Ахматова в эти
годы занималась художественным переводом, писала литературоведческие статьи.
Последний прижизненный сборник стихов – «Бег времени» (1965). В последние годы
своей жизни она была в почете, выезжала за границу – во Францию, в Италию, где получила
литературную премию, в Англию, где ей было присвоено звание почетного доктора
Оксфордского унверситета.

     
  
ОТ АКМЕИЗМА ГУМИЛЕВА, АХМАТОВОЙ И МАНДЕЛЬШТАМА СУЩЕСТВЕННО ОТЛИЧАЛСЯ
АДАМИЗМ С. ГОРОДЕЦКОГО, М. ЗЕНКЕВИЧА, В. НАРБУТА
, которые составили
натуралистическое крыло движения. Адамизм- это ещё одно название акмеизма,
подразумевающее «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»ю Несходство
адамистов с триадой Гумилев – Ахматова – Мандельштам неоднократно отмечалось в
критике. В 1913 Нарбут предлагал Зенкевичу основать самостоятельную группу или
перейти «от Гумилева» к кубофутуристам. Полнее всего адамистическое
мироощущение выразилось в творчестве С. Городецкого.

Просторен мир и многозвучен,

И многоцветен радуг он,

И вот Адаму мир поручен,

Изобетателю имен.

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн, и ветхой мглы –

Вот первый подвиг. Подвиг новый-

Живой земле воспеть хвалы

С. Городецкий в своей
декларации «Некоторые течения в современной русской поэзии» выступил
 против размытости символизма. «Борьба между акмеизмом и символизмом…..
есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий красочный, имеющий формы, вес и
время….», — писал Городецкий

   Рассматривая
поэзию акмеистов, сложно найти что-то общее.      Но тем не
менее можно выделить основные черты поэзии акмеизма. Во-первых, внимание к
красоте окружающего мира, к мельчайшим деталям, к далеким и непознанным местам.
При этом акмеизм не стремиться познать иррациональное. Он помнит о нем, но
предпочитает оставлять нетронутым. Что же касается непосредственно
стилистических особенностей, то это стремление к простым предложениям,
нейтральной лексике, отсутствию сложных оборотов и нагромождения метафор.
Однако при этом поэзия акмеизма остается необычайно яркой, звучной и красивой.

5.                     
Самостоятельная
работа (анализ стихотворений поэтов-акмеистов – на выбор)

6.                     
Подведение
итогов (заключительное слово)

      Акмеизм как литературное
направление объединил исключительно одаренных поэтов  — Гумилева,
Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых
проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть
рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его
представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных
поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута,
которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов
от триады Гумилев — Ахматова — Мандельштам неоднократно
отмечалось в критике.

Как литературное направление акмеизм
просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять
номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также
несколько альманахов.

«Символизм угасал» — в этом Гумилев
не ошибся, но сформировать течение столь же мощное, как русский
символизм, ему не удалось. Акмеизм не сумел закрепиться в роли
ведущего поэтического направления. Причиной столь быстрого его угасания
называют, в том числе, «идеологическую неприспособленность направления
к условиям круто изменившейся действительности». В. Брюсов отмечал,
что «для акмеистов характерен разрыв практики и теории», причем «практика
их была чисто символистской». Именно в этом он видел кризис
акмеизма. Впрочем, высказывания Брюсова об акмеизме всегда были резкими;
сперва он заявил, что «…акмеизм — выдумка, прихоть, столичная
причуда» и предвещал: «…всего вероятнее, через год или два
не останется никакого акмеизма. Исчезнет самое имя его»,
а в 1922 г. в одной из своих статей он вообще
отказывает ему в праве именоваться направлением, школой, полагая, что
ничего серьезного и самобытного в акмеизме нет и что
он находится «вне основного русла литературы».

Однако попытки возобновить деятельность
объединения впоследствии предпринимались не раз. Второй «Цех поэтов,
основанный летом 1916 г., возглавил Г. Иванов вместе
с Г. Адамовичем. Но и он просуществовал недолго.
В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней
попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию. Под его крылом
объединились поэты, причисляющие себя к школе акмеизма: С. Нельдихен,
Н. Оцуп, Н. Чуковский, И. Одоевцева, Н. Берберова,
Вс. Рождественский, Н. Олейников, Л. Липавский, К. Ватинов,
В. Познер и другие. Третий «Цех поэтов» просуществовал
в Петрограде около трех лет (параллельно со студией «Звучащая
раковина») — вплоть до трагической гибели Н. Гумилева.

Творческие судьбы поэтов, так или иначе
связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии
заявил о своей непричастности к деятельности содружества;
Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие
принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм
не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время
поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали
Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.

В сравнении с другими поэтическими
направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам
видится явлением национальным. В других европейских литературах аналогов
ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме);
тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева,
заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь
именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы.
Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова».
Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей
жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие
спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что
с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное
влияние на судьбу русской поэзии XX века.

7.                     
Домашнее
задание. Выучить наизусть стихотворение поэтов – акмеистов (на выбор)

Начало 20 века ознаменовалось появлением в русской литературе новым, особым направлением, получившем название акмеизм. Оно возникло в противовес символизму, в котором преобладали недосказанность и загадочность. Последователи акмеизма воспринимали поэзию более конкретной и точной, понятной простому человеку. Это течение объединило лучших представителей поэзии Серебряного века, а также достигло в произведениях предельной сдержанности и лаконичности, стройности структуры. 

Суть понятия 

Название течения «акмеизм» имеет греческое происхождение. Слово «acme» с греческого языка переводится как цветение, расцвет. Акмеизм появился практически в недрах символизма, в тот период, когда молодые поэты, перенимая опыт старших товарищей, зачитывали свои стихи и выслушивали критику. Но постепенно молодежь объединились в поэтический кружок, отделившись от товарищей. Их объединило отрицательное отношение к символизму, с его недомолвками и недосказанностью, таинственностью и мистицизмом. Стихи о том, чего и познать не дано, и увидеть может не каждый, широкой публике были вовсе не понятны.

Так вскоре появился «Цех поэтов». В «Цех поэтов» вошли не только представители «чистого акмеизма» А. Ахматова, Н. Гумилев и О. Мандельштам, но и несколько последователей адамизма — С. Городецкий, В. Нарбут и М. Зенкевич. Также, периодически в кружке появлялись и другие начинающие поэты, но акмеистами они не были. 

Для акмеизма характерны строгая композиция, предметность образов, точность в деталях. Стихи передают истинные чувства человека, красоту реального мира. 

Борис Эйхенбаум говорил, что основой направления была «идея равновесия, прочности, зрелости».

Молодые поэты-акмеисты начали издавать журнал «Гиперборей», печатая в нем статьи о новом направлении в литературе и стихи. Журнал выпускался в течение 5 лет, а номеров с напечатанными стихами поэтов-акмеистов было 10. Некоторое время, примерно год, журнал выпускался за границей, при поддержке эмигрантов из поэтических кругов. Название издания было выбрано не случайно – люди, живущие в атмосфере праздника, вечно молодые и приближенные к богам в древнегреческой мифологии, назывались гипербореями. Таким образом, в названии журнала сформирована основная идея акмеизма. Во время одного из заседаний «Цеха» и было принято решение назвать новое направление акмеизмом. 

Так как художественные рамки направления были слишком тесны для столь талантливых поэтов, долго акмеизм не просуществовал. Незадолго до начала Первой мировой войны среди представителей акмеизма произошел раскол, объединение было закрыто, просуществовав всего два года, и все дальнейшие попытки возродить его оказались безуспешны. Причиной распада «Цеха поэтов» стала ссора между Н. Гумилевым и С. Городецким. Таким образом, акмеизм так и не стал ведущим направлением в мировой литературе. 

Основные черты акмеизма 

Для русского акмеизма характерной чертой является точность и ясность образа, реалистичный взгляд на предмет. Поэзия склоняется в сторону камерности, при этом возвышаются первозданные чувства. По мнению акмеистов, слово приобретает свое первоначальное значение. Акмеисты часто обращались к мифологическим образам и сюжетам. Основными ориентирами часто становились архитектура, скульптура и живопись. 

Стихи акмеистов интересны своей лаконичностью, строгостью поэтической структуры. В них смысловое значение слова и текста расширяется, и хоть написано немного, но за деталями, между строк, скрыто множество чувств и эмоций. 

Принципы акмеизма

Главные черты акмеизма строятся на противопоставлении символизму и другим течениям того времени.

  1. Неприятие символизма и идеализации. 
  2. Предметность и точность образа.  
  3. Обращение к человеку и его чувствам. 
  4. Возвращение к первозданным, подлинным чувствам. 
  5. Внимание к деталям. 
  6. Обращение к прошлым эпохам. 
  7. Мировая культура – основа общей памяти человечества. 
  8. Точность и четкая структура композиции. 

Примечательно, что акмеизм в литературе серебряного века получил распространение только в России, но при этом жизнь и творчество его последователей оказали огромное влияние на поэзию в целом. 

Стиль 

Среди представителей акмеизма встречались и прозаики, но по большей части это направление развивали поэты. Произведения акмеистов были написаны в жанрах элегии или сонета, как правило, небольшого объема. Огромное значение придавалось красоте звучания текста. Одной из особенностей акмеизма было то, что стихи несли в себе отпечаток пессимизма, и некоторую долю трагизма. Причем, пессимизм акмеистов передавал не отношение автора к действительности, а скорее, присутствие в ней посредством поэзии. Возможно, акмеисты стремились вернуться к идее чистого искусства, но понимание ими культуры связано с взаимоотношениями с миром и этическими ценностями. В их произведениях важнейшие духовные качества человека находят отражение в образах и мотивах. Физическое и духовное начала человека взаимосвязаны, и любое явление может стать проявлением некоего божественного замысла. У акмеистов принципы историзма и сопричастности также играют важную роль. 

История в их произведениях – это то пространство, где герой осуществляет выбор. При этом, представители акмеизма не отстраняются от действительности и того мира, в котором живут. 

Представители и примеры 

Акмеизм в литературе был распространен только в России, представителями направления стали талантливейшие молодые поэты того времени. Самыми ярким представителями акмеизма считаются Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам. У каждого из них в произведениях были свои черты, характерные для автора. Читая их стихи, даже не зная автора, по определенным признакам, можно легко догадаться, кто их написал. 

Например, Н. Гумилев в стихах реализует тягу к открытию миров, новых, непознанных человеком. В них он — первооткрыватель, воин. Гумилева вдохновляет муза странствий и приключений. Путешествуя по землям неведомых миров, он отдает дань уважения «явлению как таковому». Впечатления от реальных путешествий в Африку он передал в своих стихотворениях, искусно переплетая с вымышленными странствиями в загадочных мирах. Таким образом, открывая в своих произведениях новые континенты, он противопоставляет их символизму. В период позднего акмеизма Гумилев написал несколько сборников, ведущей темой которых все также были путешествия по Африке. Но в его стихах были не только вымышленные миры и странствия. В сборнике «Огненный столп» нашли отражение события, происходящие в революционной России. Поэт ассоциировал тот период с демонизмом и хаосом, а в его произведениях появились фольклорные и мифические герои. Вот разборы его работ:

  1. «Конквистадор«
  2. «Капитаны«
  3. «Перстень«

Творчество Анны Ахматовой в акмеизме было более одухотворенным, наполненным любовной лирикой. Ее произведения отличались трагичностью. В текстах, особенно ранних, отразились трагедии судьбы поэтессы, ее переживания в период смены двух эпох. В период позднего творчества Ахматова уже меньше соблюдала теорию акмеизма, но такие важные принципы, как созидание и бережное отношение к слову, детальность образов, просвещение и связь времен, в ее произведениях оставались всегда. Ахматова смогла воплотить в своих произведениях лирический образ героини, идеала женщины. Она была первой в России поэтессой, писавшей о любви. Причем, в лирике Ахматовой переплетались личное и национальное – приняв на себя скорбь о смерти эпохи, она отразила в произведениях трагедию женской судьбы. Вот разборы ее работ:

  1. «Сжала руки…«
  2. «Заплаканная осень, как вдова…«
  3. «Приморский сонет«

Другие ее стихотворения и их анализ Вы найдете в поиске по сайту.

Акмеизм О. Мандельштама отличался и от Н. Гумилева, и от А. Ахматовой. В его произведениях преобладали конкретность, классические мотивы и торжественные интонации. Его герои пытаются преодолеть хрупкость человека, закостенелость мироздания, пустоту небытия. В его стихах каждый предмет был вписан в культурный подтекст, и герой был окружен не безликой вещью, а окутанной библейским контекстом «утварью» В своих произведениях он отразил и отношение к революции в России – для него это настоящая катастрофа – высказывает надежду на улучшение ситуации, возможно, даже при помощи представителей старой культуры. Мандельштам отличался остро развитым чувством историзма. Вот разборы его работ:

  1. «Мы живем, под собою не чуя страны«
  2. «Ленинград«
  3. «О свободе небывалой»

Другие его работы мы тоже проанализировали, ищите в поиске)

Акмеизм объединил лучших поэтов своего времени, с разными судьбами, взглядами на мир, подходом к творчеству. Они стремились очистить поэзию от излишнего иррационализма и мистицизма, привнеся в лирику твердость и ясность, возвращая традиции мировой культуры. Акмеизм оставил значительный след в российской и мировой литературе Серебряного века, очистив поэзию от излишней недосказанности, многозначности, сделав образы яркими и красочными.

Автор: Светлана Новикова

Акмеизм

Содержание:

  • Что такое акмеизм

    • Акмеизм в литературе Серебряного века
    • Русский акмеизм как литературное направление
  • Теоретическое обоснование акмеизма
  • Основные представители акмеизма
  • Творчество писателей

Что такое акмеизм

Акмеизм — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. 

Основные характеристики: простота и ясность, отсутствие многозначных символических смыслов, стремление описать мир конкретных вещей и образов.

Происхождение понятия спорно. По одной версии, автором названия является поэт Вячеслав Иванов, по другой — Николай Гумилев. Существуют 3 основных объяснения термина:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • άκμη — в переводе с греческого языка означает «вершина, острие»;
  • ακμαίος — это по-гречески «пора цветения, расцвет»;
  • псевдоним «Ахматова» — по-гречески звучит как «akmatus».

Все три версии имеют право на существование. Акмеисты считали, что их течение — это вершина поэтического творчества, расцвет поэзии. Анна Ахматова — наиболее талантливая представительница данного направления.

Акмеизм в литературе Серебряного века

Возникновение акмеизма произошло в рамках другого литературного течения — символизма.

По средам одаренные писатели и поэты собирались в «Башне» — петербургской квартире В. Иванова. Между ними часто возникали споры. Группа молодых поэтов, для которых стали узки рамки символизма, решила отделиться. В 1911 г. они образовали союз «Цех поэтов». У его истоков стояли Н. Гумилев и С. Городецкий. Секретарем объединения выбрали А. Ахматову. В «Цех» входили М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева, О. Мандельштам и другие поэты. В этом объединении были сформулированы основные принципы нового литературного движения.

Примечание

По одной из версий, во время спора В. Иванов окрестил отсоединившихся поэтов «адамистами» и «акмеистами». Н. Гумилеву понравилось последнее слово, и он предложил его использовать для представителей нового направления поэзии.

«Адамистами» их называли потому, что они считали первым поэтом ветхозаветного персонажа Адама. Согласно Библии, первый человек на Земле придумывал имена всем живым созданиям. Акмеисты были убеждены, что это первый в истории поэтический акт.

По отношению к акмеистам использовался также термин «кларизм». Название происходит от французского слова «clair» — «ясный, светлый, чистый». Это определение подчеркивает один из главных признаков акмеизма — стремление к максимальной ясности в поэзии.

Русский акмеизм как литературное направление

Акмеизм существовал только в русской литературе. Подобных ему аналогов не было ни в одной стране мира. Он оказал значительное влияние на русскую поэзию XX в., хотя просуществовал совсем недолго.

Началом акмеистического движения считают создание «Цеха поэтов», окончанием — период накануне Первой мировой войны.

Впервые для широкой публики художественная и эстетическая программа акмеистов была озвучена в декабре 1912 г. Это произошло в известном петербургском литературном кафе «Бродячая собака». Уже в 1914 г. в движении акмеистов произошел раскол. Главной его причиной стала невозможность существования в рамках одного течения таких талантливых и самобытных личностей. В 1916 г. и 1920 г. делались попытки возродить «Цех поэтов», но это не имело большого успеха.  

В 1930-е гг. многие представители движения были подвергнуты политическим репрессиям. На несколько десятилетий их имена были вычеркнуты из истории русской литературы. В 1990-е гг. возродился интерес к этому оригинальному поэтическому течению. 

Теоретическое обоснование акмеизма

Программные заявления и стихотворения акмеистов публиковались в основном на страницах двух журналов — «Аполлон» и «Гиперборей». Одной из первых статей, где были изложены художественные принципы акмеизма, является публикация Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Она была напечатана в 1913 г.

Основные принципы акмеизма:

  1. Ясность и лаконичность — предметы и образы в поэзии должны быть легко узнаваемы и считываемы.
  2. Стремление к простоте — акмеисты критиковали усложненные формы и многозначные символы. Они считали, что поэзия должна быть понятной для любого читателя.
  3. Интерес к духовному миру человека во всех его проявлениях.
  4. Использование предыдущего поэтического опыта, насыщение поэзии образами из мировой культуры и искусства.
  5. Связь с природой — внутренний мир лирического героя часто показывался через природные явления.
  6. Внимание к деталям, предметам. Признание самоценности каждой вещи.
  7. Осознание высокой роли поэзии — она призвана возвышать и облагораживать человека.

В качестве примера ранние акмеисты рассматривали творчество Иннокентия Анненского. Он начинал как символист, но затем перешел к более простым и конкретным образам.

Основные представители акмеизма

  1. Анна Ахматова.
  2. Николай Гумилёв.
  3. Осип Мандельштам.
  4. Сергей Городецкий.
  5. Михаил Зенкевич.
  6. Михаил Лозинский.
  7. Владимир Нарбут.
  8. Георгий Иванов и др.

Важной чертой акмеистического движения была его сплоченность. Представители «Цеха поэтов» дружили между собой и обменивались опытом.

Творчество писателей

Один из основателей акмеизма — Николай Гумилев. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Много странствовал, совершил несколько экспедиций в Северо-Восточную Африку. В его стихотворениях присутствуют восточные образы, прослеживается тяга к экзотике, открытию новых миров. Он часто описывал в произведениях свои конкретные впечатления от путешествий.

Другой характер носит акмеистическая поэзия Анны Ахматовой. Она одухотворяет мир предметов и поразительно точно воспроизводит психологический настрой своих героев с помощью предметов. Ее стихотворения предельно лаконичны и имеют отточенные формулировки.

Осип Мандельштам передает вещественный мир через культурные образы: готические башни, древнегреческие корабли, ветхозаветные  персонажи. Его поэзия насыщена представлением о хрупкости человеческой жизни. Маленький человек перед лицом безликой вечности — одна из его основных тем.

Сергея Городецкого называют представителем натуралистического крыла акмеизма. В его стихотворениях — мечта о первобытном рае и об обретении единства человека с природой.

Интересно творчество Владимира Нарбута. Он уходит от привычной для акмеистов эстетики и изображает мир безобразных вещей.

Развитие акмеизма продолжилось в среде русской эмиграции. Г. Адамович, Г. Иванов, И. Одоевцева, Н. Оцуп заимствовали у лучших представителей акмеистического движения основные черты их поэзии: тонкий лиризм, сдержанность изложения, выразительность.

Насколько полезной была для вас статья?

Рейтинг: 4.51 (Голосов: 35)

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Текст с ошибкой:

Расскажите, что не так

Поиск по содержимому

Акмеизм

Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты – на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью. То есть «преодоление» символизма происходило не столько в сфере общих идей, сколько в области поэтической стилистики. В этом смысле акмеизм был столь же концептуален, как и символизм, и в этом отношении они, несомненно, находятся в преемственной связи.

Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность». По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. У символистов ничего подобного не было: попытки Брюсова воссоединить собратьев оказались тщетными. То же наблюдалось у футуристов – несмотря на обилие коллективных манифестов, которые они выпустили. Акмеисты, или – как их еще называли – «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». А начало новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не «обязательным условием» возникновения в России новых поэтических групп) положил скандал.

Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущенные уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма. Надежда Мандельштам так описывает этот случай: «„Блудный сын“ Гумилева был прочитан в „Академии стиха“, где княжил Вячеслав Иванов, окруженный почтительными учениками. Он подверг „Блудного сына“ настоящему разгрому. Выступление было настолько грубое и резкое, что друзья Гумилева покинули „Академию“ и организовали „Цех Поэтов“ – в противовес ей».

А через год, осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов. Они организовали новое содружество, назвав себя «акмеистами», т. е. вершиной. При этом «Цех поэтов» как организационная структура сохранился – акмеисты остались в нем на правах внутреннего поэтического объединения.

Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1), издававшемся под редакцией С. Маковского. В первой из них говорилось: «На смену символизму идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme – высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».

С. Городецкий считал, что «символизм… заполнив мир „соответствиями“, обратил его в фантом, важный лишь постольку, поскольку он… просвечивает иными мирами, и умалил его высокую самоценность. У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще».

В 1913 г. была написана и статья Мандельштама «Утро акмеизма», увидевшая свет лишь шесть лет спустя. Отсрочка в публикации не была случайной: акмеистические воззрения Мандельштама существенно расходились с декларациями Гумилева и Городецкого и не попали на страницы «Аполлона».

Однако, как отмечает Т. Скрябина, «впервые идея нового направления была высказана на страницах „Аполлона“ значительно раньше: в 1910 г. М. Кузмин выступил в журнале со статьей „О прекрасной ясности“, предвосхитившей появление деклараций акмеизма. К моменту написания статьи Кузмин был уже зрелым человеком, имел за плечами опыт сотрудничества в символистской периодике. Потусторонним и туманным откровениям символистов, „непонятному и темному в искусстве“ Кузмин противопоставил „прекрасную ясность“, „кларизм“ (от греч. clarus – ясность). Художник, по Кузмину, должен нести в мир ясность, не замутнять, а прояснять смысл вещей, искать гармонии с окружающим. Философско-религиозные искания символистов не увлекали Кузмина: дело художника – сосредоточиться на эстетической стороне творчества, художественном мастерстве. „Темный в последней глубине символ“ уступает место ясным структурам и любованию „прелестными мелочами“». Идеи Кузмина не могли не повлиять на акмеистов: «прекрасная ясность» оказалась востребованной большинством участников «Цеха поэтов».

Другим «предвестником» акмеизма можно считать Ин. Анненского, который, формально являясь символистом, фактически лишь в ранний период своего творчества отдал ему дань. В дальнейшем Анненский пошел по другому пути: идеи позднего символизма практически не отразились на его поэзии. Зато простота и ясность его стихов была хорошо усвоена акмеистами.

Спустя три года после публикации статьи Кузмина в «Аполлоне» появились манифесты Гумилева и Городецкого – с этого момента принято вести отсчет существованию акмеизма как оформившегося литературного течения.

Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут. На роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов, но подобная точка зрения была опротестована А. Ахматовой, которая заявляла, что «акмеистов было шесть, и седьмого никогда не было». С ней был солидарен О. Мандельштам, считавший, впрочем, что и шесть – перебор: «Акмеистов только шесть, а среди них оказался один лишний…» Мандельштам объяснил, что Городецкого «привлек» Гумилев, не решаясь выступать против могущественных тогда символистов с одними «желторотыми». «Городецкий же был [к тому времени] известным поэтом…». В разное время в работе «Цеха поэтов» принимали участие: Г. Адамович, Н. Бруни, Нас. Гиппиус, Вл. Гиппиус, Г. Иванов, Н. Клюев, М. Кузмин, Е. Кузьмина-Караваева, М. Лозинский, В. Хлебников и др. На заседаниях «Цеха», в отличие от собраний символистов, решались конкретные вопросы: «Цех» являлся школой овладения поэтическим мастерством, профессиональным объединением.

Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов – Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. Вместе с тем от «чистого» акмеизма вышеназванных поэтов существенно отличался адамизм Городецкого, Зенкевича и Нарбута, которые составили натуралистическое крыло течения. Отличие адамистов от триады Гумилев – Ахматова – Мандельштам неоднократно отмечалось в критике.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет. В феврале 1914 г. произошел его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» (редактор М. Лозинский), а также несколько альманахов.

«Символизм угасал» – в этом Гумилев не ошибся, но сформировать течение столь же мощное, как русский символизм, ему не удалось. Акмеизм не сумел закрепиться в роли ведущего поэтического направления. Причиной столь быстрого его угасания называют, в том числе, «идеологическую неприспособленность направления к условиям круто изменившейся действительности». В. Брюсов отмечал, что «для акмеистов характерен разрыв практики и теории», причем «практика их была чисто символистской». Именно в этом он видел кризис акмеизма. Впрочем, высказывания Брюсова об акмеизме всегда были резкими; сперва он заявил, что «…акмеизм – выдумка, прихоть, столичная причуда» и предвещал: «…всего вероятнее, через год или два не останется никакого акмеизма. Исчезнет самое имя его», а в 1922 г. в одной из своих статей он вообще отказывает ему в праве именоваться направлением, школой, полагая, что ничего серьезного и самобытного в акмеизме нет и что он находится «вне основного русла литературы».

Однако попытки возобновить деятельность объединения впоследствии предпринимались не раз. Второй «Цех поэтов, основанный летом 1916 г., возглавил Г. Иванов вместе с Г. Адамовичем. Но и он просуществовал недолго. В 1920 г. появился третий «Цех поэтов», который был последней попыткой Гумилева организационно сохранить акмеистическую линию. Под его крылом объединились поэты, причисляющие себя к школе акмеизма: С. Нельдихен, Н. Оцуп, Н. Чуковский, И. Одоевцева, Н. Берберова, Вс. Рождественский, Н. Олейников, Л. Липавский, К. Ватинов, В. Познер и другие. Третий «Цех поэтов» просуществовал в Петрограде около трех лет (параллельно со студией «Звучащая раковина») – вплоть до трагической гибели Н. Гумилева.

Творческие судьбы поэтов, так или иначе связанных с акмеизмом, сложились по-разному: Н. Клюев впоследствии заявил о своей непричастности к деятельности содружества; Г. Иванов и Г. Адамович продолжили и развили многие принципы акмеизма в эмиграции; на В. Хлебникова акмеизм не оказал сколько-нибудь заметного влияния. В советское время поэтической манере акмеистов (преимущественно Н. Гумилева) подражали Н. Тихонов, Э. Багрицкий, И. Сельвинский, М. Светлов.

В сравнении с другими поэтическими направлениями русского Серебряного века акмеизм по многим признакам видится явлением маргинальным. В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова Блока, литературного оппонента Гумилева, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы. Ахматовой и Мандельштаму удалось оставить после себя «вечные слова». Гумилев предстает в своих стихах одной из ярчайших личностей жестокого времени революций и мировых войн. И сегодня, почти столетие спустя, интерес к акмеизму сохранился в основном потому, что с ним связано творчество этих выдающихся поэтов, оказавших значительное влияние на судьбу русской поэзии XX века.

Основные принципы акмеизма:

– освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

– отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

– стремление придать слову определенное, точное значение;

– предметность и четкость образов, отточенность деталей;

– обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

– поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

– перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Поэты-акмеисты

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить гороскоп на год по натальной карте онлайн бесплатно
  • Как найти второй наушник airpods pro дома
  • Как исправить ситуацию в отношениях с мужем
  • Как исправить число на чеке
  • Уши торчком как исправить