Как найти черты романтизма в стихотворении

Романтизм в литературе


Романтизм в литературе

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1098.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1098.

Романтизм – это идейное и художественное направление в искусстве конца XVIII – первой половины XIX века. Это литературное направление выдвигает новую систему ценностей: культ творчества, превосходство воображения над рассудком, следование природе. Так что же такое романтизм?

История возникновения

Он возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем стал распространяться по всей Европе. Предпосылкой для его появления стал кризис рационалистических идеалов Просвещения. Великая Французская революция 1789-1794 годов не принесла ожидаемых результатов, за ней последовали войны, якобинский террор. Разочарование в итогах Французской революции и породило романтизм. Поэтому Французскую революцию можно считать началом эпохи Романтизма.

Основателями романтизма стали писатели Людвиг Тик, Новалис, братья Шлегели.

В каждой из европейских стран темы романтизма в литературе имели свои особенности. В Германии – наиболее теоретическую, философскую форму (представители – Гофман, Гейне). Этот жанр в Англии характеризовался бунтарскими настроениями (творчество Байрона, Шелли) и вниманием к простому человеку. Французский романтизм уделяет большое внимание внутреннему миру, проблеме добра и зла (Гюго, Дж. Санд). Герои американских поэтов-романтиков отличаются целостностью характера, а тема борьбы с темными силами в душе человека раскрывается в творчестве Эдгара По.

Романтизм в России

В России романтизм начал развиваться в первой четверти 19 века. В этот период возникает ранний русский романтизм в творчестве В.Жуковского, К. Батюшкова. Романтизм как литературное направление сменил своего предшественника – сентиментализм, который к началу нового века изжил себя. Безусловной заслугой писателей-сентименталистов было открытие, что у простых людей тоже есть чувства, они также способны любить и страдать. Но сентиментализм, основанный на чувствительности, не шел дальше описания и констатации чувства, тогда как человек устроен гораздо сложнее. Человеческий характер неоднозначен и противоречив до такой степени, что иногда сама личность не в состоянии понять и объяснить свои поступки. Сентименталисты же показывали человека в черно-белом свете, полностью отдающегося одному чувству – хорошему или плохому. Открытие же романтиков начала 19 века заключается в том, что они увидели и показали: человек существо многогранное, он может совершать и плохие и хорошие поступки. Нельзя однозначно определить: этот герой хороший, а этот плохой. Поэтому так много споров вокруг романтических героев: Печорин плохой или хороший, как определить поведение Онегина и тд. Романтики открыли и показали неоднозначность человеческой природы. С приходом романтизма из литературы впервые уходит понятие положительного и отрицательного героя.

в русской литературе романтизм представлен двумя основными направлениями: революционно-дворянским течением (творчество декабристов и Пушкина) и пассивно-элегическим (Жуковский, Батюшков). Жуковский считается основоположником романтизма в России.

Портрет Жуковского

Рис. 1. Портрет Жуковского.

Основные черты романтизма

Для романтизма как направления были характерны следующие особенности:

  • в центре романтического произведения стоял человек, который сталкивается с враждебным миром и противостоит ему.
  • мир романтического произведения всегда стремится быть особенным, поэтому он предстает другим, необычным. Это воплощается либо в отъезде героя в экзотические страны, либо действия в эти страны, либо создание героем своего фантастического мира. Поэтому важной характеристикой романтизма является двоемирие. Первый мир – реальный, от него никуда не деться, второй – нереальный-мир, который существует только в воображении героя.
  • разочарование всегда сопутствует романтическому герою, который обязательно страдает от трагической раздвоенности и от ощущения невозможности осуществления своих намерений. Поэтому романтический герой всегда неудовлетворен существующим положением.Это выражается в его поведении: замкнутость, постоянное печальное состояние, тревожность. Эти черты являются классическими чертами романтического героя.
  • специфика романтизма – конфликт идеала с действительностью и его воплощение в одиноком герое.

Основные жанровые стили в романтизме – баллада, лиро-эпическая поэма, психологическая повесть, элегия.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам разобраться, что же такое романтизм, какие особенности он имеет, и кто является представителем этого литературного направления.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Полина Дадаходжаева

    9/10

Оценка статьи

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1098.


А какая ваша оценка?

Жанры романтизма

История возникновения и определение

Грандиозные исторические события в конце XVIII века сначала обрадовали европейское общество, которое боролось за равенство и свободу. Однако через какое-то время люди разочаровались в новой культуре. Мир уже не представлялся идеальным и справедливым. Во всех сферах жизни начали появляться противоречия и контрасты. Творческие натуры говорили о духовном опустошении личности.

В начале XIX века философы открыто выражали сомнения в идеальности преобразованного мира. Они пытались осмыслить происходящее и в то же время уйти от действительности, что привело к формированию нового идейного направления — романтизма. Это определение возникло в Германии. С 1798 года немецкие писатели стали применять новое понятие в своих произведениях.

Романтизм в литературе

Слово «романтизм» происходит от французского romantisme, что в переводе означает «романтика», «романтичный». В XVIII веке понятие использовали, чтобы описать что-то странное и фантастическое. Именно эти слова отражали суть новой эпохи.

Романтизм быстро распространился по всей Европе и Америке. Этому способствовали кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения. Писатели отошли от культа разума к культу чувств. Между классицизмом и романтизмом был плавный переход в виде сентиментализма. В этом направлении чувства становились рациональными и естественными. Сентиментализм стал своеобразным истоком романтизма, представители которого пошли дальше и полностью погрузились в свои размышления. Романтики нередко замыкались в себе и своих переживаниях.

Целью нового направления было изображение внутреннего мира человека. Романтики, разочарованные настоящим, начинали искать духовную опору в истории. В этом им помогали мотивы прошлого, культурные традиции, народная жизнь, песни и сказания. Романтизм также стал жанром живописи. Выбравшие это направление художники обычно изображали на картинах человека и разбушевавшуюся стихию. С помощью музыкальных средств композиторы выражали глубину и богатство внутреннего мира личности.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

Черты романтизма

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

Романтизм характеризуется созерцанием эстетики и возвышенного. Романтики старались переосмыслить религию. Они называли её ощущением бесконечности. Приверженцы новой эпохи ставили необъяснимость необычных явлений выше атеизма.

Литературный герой

В литературе мировоззрение романтиков отражено в образе героев. Главное действующее лицо представлено сложной личностью с глубоким внутренним миром и стремлением к свободе. Яркая натура противостояла мрачной реальности. В этом проявлялся образ «лишнего человека» и раскрывалась тема одиночества.

В романтических произведениях авторы призывали восстановить единство человека с природой. Образ «благородного дикаря» иллюстрировал естественную добродетель и чувства. Герой, не испорченный цивилизацией, характеризовался простодушием и самоотверженностью.

Признаки романтизма

Он также мог быть сильной личностью с необузданной энергией. В произведениях такая натура выступала против несправедливого общества, которое она считала «мировым злом». Но судьба таких личностей обычно заканчивалась трагично: им приходилось подчиняться законам мира, чтобы выжить.

Следует отметить, что романтический герой не обязательно выступал положительным персонажем. Это могла быть персона, вызывающая неприятие, однако её личность всё равно отражала тоску по идеальному миру.

Основные жанры

Писатели и поэты отражали в своих работах духовный мир и психологию человека, что повлекло за собой развитие литературы. Поскольку романтизму были характерны определённые темы и образы, потребовалось создание и новых жанров. Речевой стиль романтических произведений отличался предельной экспрессией, изобилием символов и принципом контраста на уровне экспозиции.

Основные жанры романтизма:

Романтизм определение

  • новелла;
  • роман;
  • элегия;
  • идиллия;
  • баллада;
  • фантастическая повесть.

Ведущим жанром направления можно назвать новеллу. Но большим художественным открытием новой эпохи стал исторический роман. Его основоположник — В. Скотт. Работы романиста отличались средневековыми сюжетами, народными мотивами и любовью к старине.

Поскольку в начале XIX века возрос интерес к народным обычаям, обрядам и национальной истории, писатели опубликовывали множество романтических сказок. От фольклорных произведений их отличало то, что они принадлежали конкретному автору. Известными представителями этого жанра были братья Вильгельм и Якоб Гримм. Немецкие лингвисты выпустили немало произведений, которые сегодня известны во всём мире:

  • «Бременские музыканты»;
  • «Белоснежка и семь гномов»;
  • «Волк и семеро козлят»;
  • «Горшочек каши» и др.

Бременские музыканты

Люди, которые писали сказки, воспринимались обществом как народные гении. Во Франции литературная сказка как жанр была связана с именем Шарля Перро. Известные примеры его работ — «Спящая красавица», «Красная шапочка» и «Мальчик-с-пальчик».

Во второй половине XIX века понятие жанра романтической сказки было расширено немецким писателем и поэтом Людвигом Тиком. В своих работах он показал связь между человеком и природой, реальностью и фантастикой.

Позже из направления выделился жанр под названием тёмный романтизм. Его представители тяготели ко всему иррациональному, гротескному и демоническому. В произведениях тёмных романтиков было заметно их увлечение меланхолией и безумием, а повествование окутано теневой атмосферой. Яркими представителями тёмного романтизма стали Э. А. По., Н. Готорн и Г. Мелвилл. В их трудах главные герои страдают от склонности к совершению ошибок и греховных поступков. Романтики описывали человеческую природу с помощью символических образов демонов и иных тёмных созданий.

Известные представители направления

Первыми представителями романтизма стали писатели и философы Йенской школы в Германии: В. Г. Ваккенродер, братья Ф. и А. Шлегели, Новалис. Философия направления была отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. В дальнейшем немецкие романтики тяготели к мифологии и сказкам, что выразилось не только в работах братьев Гримм, но и в трудах Э. Гофмана. Г. Гейне тоже начинал своё творчество в рамках романтизма, однако позже раскритиковал это направление.

Развитие литературы в Германии повлияло и на английских поэтов Кольриджа и Вордсворта, которые относились к Озёрной школе. Когда они познакомились с философией и чертами романтизма, то установили свои рамки для этого художественного метода. Западноевропейские романтики интересовались проблемами общества. В своих произведениях они воспевали природу и простые чувства, а также критиковали современное буржуазное общество. Яркие представители английского романтизма:

Представители романтизма

  • Д. Байрон;
  • П. Шелли;
  • У. Блейк;
  • Д. Китс.

Романтизм стал популярным в Италии. В рамках этого направления писали Леопарди, А. Мандзони, Н. Фосколо. В Польше известными романтиками в литературе были А. Мицкевич, З. Красинский, Ц. Норвид, Ю. Словацкий.

Среди французов, которые писали в романтическом стиле, следует отметить В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санда, А. Дюма, Ф. Шатобриана и А. Ламартина. Писатель Стендаль тоже относил себя к романтикам, но он понимал новое направление иначе. Он выбрал реалистичное исследование характеров и поступков людей. Стендаль был против преувеличенной эмоциональности. Он считал, что она привносит в искусство элемент субъективизма, когда литературные произведения должны быть просты и понятны читателю.

Также было много достойных писателей-романтиков в США. Самыми популярными считаются Э. По, У. Брайант, Н. Готорн, Г. Лонгфелло, В. Ирвинг, Ф. Купер и Г. Мелвилл.

Русские писатели-романтики

Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.

В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.

А.С. Пушкин

Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.

Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.

В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.

РОМАНТИЗМ — это основное литературное направление (течение) середины XVIII — середины XIX в.

В XVIII в. романтическим именовалось всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII – XIX вв. «романтизмом» начинает именоваться новое литературное направление. 

Коротко о романтизме.

Противопоставляет себя классицизму. Ориентация на изображение внутреннего мира человека, личности. Конфликт идеала и реальности, идеал ценностно выше реальности. Обращенность к миру запредельному, «иному», к духовным началам. Иррационализм, стихийность, свобода поэтического самовыражения. Новое представление о творчестве, идея «вдохновения» (чего не было в классицизме). Религиозно-мистический пафос, средневековые мотивы (Ф. Шиллер — «Рыцарь Тогенбург», переведен В. А. Жуковским). Интерес к «народной душе», к фольклору, к его жанрам, темам и языку. Расцвет лирики и лиро-эпических жанров (поэма, баллада). Ломка жанровых перегородок, отмена канона. Тексты «открытого» типа (жанр «отрывка», стихотворение без названия, без начала и конца). Единство автора и лирического героя, ощущение своей жизни как произведения искусства, «поэзия — это судьба» (этим подготовляется «жизнетворчество» и «теургия» в символизме).

Главные черты романтизма:

1. Романтизм опирается на философские теории «двоемирия», т.е. представление о том, что художественный мир состоит из существующей реальной действительности, которую они критикуют и от которой бегут в другой мир — подсознания, сновидений, в идеальный мир мечты, идеалов. 

Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романтическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный мир (например, в произведениях Гофмана «Золотой горшок», «Щелкунчик», Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность автора с его правом на преображение реального мира: писатель создаёт свой, особый мир, более прекрасный и истинный.

2. В центре изображения — человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности. 

3. Герой романтических произведений — исключительная, необыкновенная личность, наделенная или злыми чертами («печальный демон, дух изгнаний», Алеко из «Цыган»), или светлыми, добродетельными (черкешенка из «Кавказского пленника» А.С. Пушкина).

Исключительность героя определяет его одиночество. Он противопоставлен толпе, которая его не понимает и от которой он бежит. Отсюда «мотив странствий», путешествия героя, во время которых с ним случаются различные приключения. Странствует байроновский герой Чайльд Гарольд. Странствия Печорина – один из главных мотивов и композиционных принципов в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени».

4. Отрицание всех правил классицизма. 

5. Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок. 

6. Обращение к фольклору и к истории в поисках идеальной, героической личности. Почти все романтики были собирателями фольклора и создали жанр литературной сказки: братья Гримм, А.С. Пушкин, Ш.Перро.

7. Оригинальное, таинственное, возвышенное содержание невозможно изображать в серых тонах. Содержание требует соответствующей формы. Поэтому красочен, патетичен язык произведений, много в нем всего яркого – эпитеты, олицетворения, символы, гиперболы, риторические фигуры, пафосные монологи, музыкальность стиха, его особый прерывистый ритм, повторы, архаизмы. 

Основные темы:

  • Тема смерти и посмертной жизни, 
  • Тема сна, 
  • «Двоемирие», 
  • Связь земного и потустороннего, 
  • Христианский этический принцип.

  • лирическое стихотворение, 
  • поэма, 
  • трагедия, 
  • роман

Основные жанры в русской поэзии:

  • элегия, 
  • послание, 
  • песня, 
  • баллада, 
  • поэма. 

В Европе — Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия).
В России — Жуковский, позднее — Ф. И. Тютчев

Элементы романтизма В.Г.Белинский находил в поэзии античных авторов, ибо считал романтизм духовным стремлением человека в те периоды, когда возникало неудовольствие действительностью.

«Сфера романтизма — вся внутренняя задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда подымаются все непреодоленные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией».
В.Г. Белинский

Формирование романтической эстетики в конце ХVIII — начале ХIХ веков происходило в Германии, но во многом определилось позже событиями великой французской революции 1789-1794 гг. Поражение революции, которую ждали и надеялись, что она приведет мир к лучшему, вызвало разочарование, охватившее всю эпоху, всю Европу. Романтизм стал идеологическим выражением этого разочарования, крушения иллюзий.

Романтизм охватил не только все виды искусства, но и все области культуры, науки, особенно гуманитарные, философию, историю, религию, литературу.

Романтическая эстетика складывалась в Германии, Франции, России, в ней было немало различных течений, школ. Главное направление эстетики романтизма — критика классицизма, поэтому сентиментализм, который тоже выступал против классицизма, иногда называют предромантизмом. Особенно возмущали романтиков «три единства» и деление поэзии на «высокую» и «низкую», ибо они считали, что эта регламентация искусства мешает его свободному развитию.

Романтики тоже восхищались античностью, но ей не подражали, так как это нарушало принцип историзма, который ввели романтики. Романтики уделяли внимание устному народному творчеству и национальным особенностям истории и культуры, религии. Герой исторического романа обладает теми же чертами характера, что и романтический герой, а фольклор – один из принципов жанра исторического романа. Заслуга романтиков в том, что они ввели принцип историзма в литературу, хотя их историзм еще находился в начальной стадии.

В истории они искали и часто находили героические образы великих людей, противопоставляя это современности, в которой не находили ничего светлого. Это внимание к прошлому приводило к его идеализации и было своеобразным бегством от действительности. Размышления о прошлом выливались в мечты о том, как могло бы все быть прекрасным, если бы оно возродилось.

Мечтательность – основа романтизма. Идеализация природы, поиски идеальной личности, яркой и красивой, делали романтизм возвышенным, необычным, таинственным и этим привлекательным. Романтиков интересовал мир детства, приключения, суеверия, порожденные вниманием к таинственной, подсознательной жизни человека, борьба добра и зла, мрачных, злых сил против наивных и добрых людей. Подобные конфликты обуславливали создание сказок, фантастических повестей. Они создавали исторические, «готические» (страшные) романы, романы-воспитания, поэмы, баллады. Для их творчества характерна связь с музыкой, живописью, архитектурой.

Русский романтизм возник в начале ХIХ века под воздействием событий Отечественной войны 1812 года. Опираясь на русскую историю, русский фольклор, он отличался патриотическим пафосом. Русские романтики выступили против подражания античности.

  • Грибоедов. Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии «Горе от ума». 
  • Пушкин. Романтический период творчества (1813—1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах «Евгений Онегин»; неоконченный роман «Дубровский». 
  • Лермонтов. Романтический период творчества (1828—1836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837—1841); романтические мотивы в поэмах «Песня про… купца Калашникова», «Мцыри», «Демон», в романе «Герой нашего времени»; образ поэта-романтика Ленского в стихотворении «Смерть Поэта». 
  • Тютчев, Фет, Блок. Черты романтизма в лирике. 
  • Горький. Романтическая составляющая раннего периода творчества (1892—1905): рассказ «Старуха Изергиль». 
  • Бунин. Черты романтизма в рассказах о любви: «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник». 

Понятия романтизм и романтика не тождественны, хотя у них общий корень. Романтика – это состояние души, особенность характера и пафоса. Романтиком — человеком, склонным к героическим поступкам, стремящемся к чему-то необычному, возвышенному, может быть герой любого произведения. Романтиком был Дон-Кихот у Сервантеса, Павел Корчагин у Н.Островского («Как закалялась сталь»), старик Сантьяго у Э.Хемингуэя («Старик и море») и др. 

Рубежи веков часто отличаются кризисными ситуациями, так как происходит смена формации (общественно-экономических ступеней развития), старое еще не уходит, а новое зарождается и вызывает сомнения. Наиболее активное проявление романтизма, как разочарование в современных идеалах действительности, было не только на рубеже ХVIII — ХIХ вв., но и на рубеже ХIХ – ХХ вв. (неоромантизм). 

Неоромантизм возник в конце ХIХ века в Англии как протест против социальной жестокости капитализма. Писатели-романтики искали необычные ситуации, создавали, как и их предшественники в начале века, героические характеры. Но, критикуя власть золота, наживу, их герои отправлялись на поиски сокровищ («Остров сокровищ» Стивенсона). Особо следует отметить роман Э.-Л. Войнич (1864-1960) «Овод», в котором создан мужественный образ Артура-Овода, отдавшего жизнь за освобождение, свободу Италии. В американской литературе Д. Лондон (1876-1916) в своих «Северных рассказах» тоже создает сильные, мужественные характеры людей, не боящихся трудностей, умеющих дружить и любить. Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, сколько умонастроением, общими принципами поэтики, отрицанием всего обыденного, прозаического, склонностью к гротеску и фантазии и пр. 

Список литературы:

  1. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987;
  2. Берковский И.Я. Немецкий романтизм. Л., 1973;
  3. Веселовский A.N. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. Пг., 1918;
  4. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991;
  5. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965;
  6. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975;
  7. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978;
  8. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб, 1996;
  9. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975;
  10. Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. М., 2007;
  11. Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М., 1993;
  12. Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие
  13. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988;
  14. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.
  15. Curran S. Poetic Form and British Romanticism. 1986;
  16. Kremer D. Romantik. Stuttgart; Weimar, 2001;
  17. Reid R. (Ed.) Problems of Russian Romanticism. Aldershot; Brookfield, 1986;
  18. Schanze H. (Hrsg.) Romantik-Handbuch. Stuttgart, 1994;
  19. Schmitz-Emans M. Einfuhrung in die Literatur der Romantik. Darmstadt, 2007;
  20. Schulz G. Romantik. Geschichte und Begriff. München. 2002. 

Дисклеймер:

  • Данная статья больше фокусируется на
    романтизме как таковом, а стихотворение используется как иллюстрация ключевым
    идеям. Пересказа сюжета стихотворения не будет (оно все равно короткое). Будут
    использованы только отрывки для наглядности. Ознакомление с текстом
    стихотворения рекомендуется, но не требуется.
  • Иногда автор использует повествование от
    первого лица для большей наглядности.
  • Можно спорить о том, что является
    основными чертами жанра. Автор выделил для себя те, которые будут упомянуты в
    статье.

Романтизм – это одно из самых важных направлений в искусстве 19 века. «Увидеть мир в зернышке песка и узреть вечность в часе», – так писал в “Auguries of innocence” («Предзнаменования невинности») Уильям Блейк, выделяя один из главных философских принципов романтизма. Романтик стремится увидеть в окружающем мире больше, чем в нем есть на самом деле, так как окружающая реальность – это лишь продолжение его собственного внутреннего мира. Данная идея будет раскрыта далее в статье, а пока она важна в контексте той задачи, которую ставит перед собой автор, считающий, что существует одно поэтическое произведение, которое, словно песчинка Уильяма Блейка, содержит в своих пяти абзацах всю значимую часть того огромного и прекрасного мира философии и эстетики, каким является романтизм.

File:1881 Siemiradzki Tanz der Schwerter anagoria.JPG
Генрих Семирадский «Танец среди мечей» (1881)

Речь пойдет об “Ode on a Grecian urn” или «Оде к Греческой вазе» английского поэта Джона Китса, который за свою печально короткую жизнь, прервавшуюся в 25 лет, смог оставить значительное литературное наследие, вдохновившее целые поколения деятелей искусства, среди которых были такие известные имена, как Оскар Уайлд и Уильям Батлер Йетс.

Стихотворение представляет собой пламенный полет фантазии чуткой души поэта, вызванный выцветшими сюжетами, запечатленными на стенках реликвии далеких и священных времен. Как и во многих других своих работах, Джон Китс начинает вступление с обращения к центральному предмету своих рассуждений, спрашивая вазу о том, какие истории таят молчаливые фигуры на ее плавных изгибах, принадлежат ли они смертным или богам, находятся ли они в веселой пляске или в дикой погоне? Он пленен ее таинственностью, очарован ее молчаливой историей, он видит в ней вечность – «холодную пастораль», как он напишет в последнем абзаце стихотворения, пытаясь описать тот восторг, который он ощущает, когда могильно ледяная река времен, которая, как в стихотворении Державина: «…в своем стремленьи уносит все дела людей…», превращается в вечную пасторальную идиллию, полную горячей страсти юности, искреннего веселья, зеленой природы Аркадии и постоянно живущей счастливой любви. Именно так Джон Китс видит «мир в зернышке песка и вечность в часе».

File:Caspar David Friedrich - Wanderer above the sea of fog.jpg
Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана» (1818)

Почему так важно обладать чуткостью и силой фантазии и уметь видеть в малом великое? Потому что окружающей реальности для романтика не существует – она лишь является отражением его собственного внутреннего мира. В картине «Странник над морем тумана» кисти Фридриха Каспара загадочный путник не просто созерцает леса и горы, объятые пеленой белой дымки, наслаждаясь величием и одухотворенностью природы – он смотрит на зеркало, которое отражает его самого. Он сам непроизвольно наделяет природу той одухотворенностью, которую в ней ощущает. Когда поэт становится внимательнее к искусству и природе, он глубже всматривается внутрь себя, чувствуя полноту и богатство своей вечно ищущей личности, которую он выплескивает в свое творчество, сохраняя ее если не для будущих поколений, то для самого себя. Эту ярчайшую черту романтизма принято называть самоценностью духовной жизни, так как для истинного романтика другой жизни не существует. Духовная жизнь выстроена на том, что поэт считает прекрасным: “Beauty is truth, truth beauty, – that is all ye know on earth, and all ye need to know” («В прекрасном – правда, в правде – красота. Вот знания земного смысл и суть.» – перевод В. Микушевича), «Красота – есть правда» – этим иконическим манифестом заканчивается стихотворение, провозглашая главную ценность в жизни поэта-романтика. Можно сказать, что вся суть романтизма запечатлена в этих двух строках.

Вильям Адольф Бугро. Юность Вакха
Вильям Адольф Бугро «Юность Вакха» (1884)

Тема важности силы фантазии и самоценности духовной жизни раскрывается в оде еще и за счет таких образов как, например, молодой любовник, который склонился над возлюбленной для поцелуя, но который не способен добиться удовлетворения своей страсти, поскольку он лишь изображение, которое не может двигаться, из-за чего поэт утешает его: «Ты никогда не поцелуешь ее, но не печалься: она всегда будет юна и очаровательна, а твоя любовь никогда не увянет!», что очень красиво и метко перекликается с реальной жизнью: чувства обогащают нас, они выше преходящей действительности, когда мы запечатлеем их в искусстве, поэтому любая любовь всегда счастливая. Китс восклицает: “More happy love! More happy, happy love!” («Счастливая, счастливая любовь!» – перевод В. Микушевича). Любовь юноши, изображенного на вазе, вечна, потому что он на века застыл в краске в своем сладостном и мучительном нетерпении, однако наша любовь должна быть точно такой же. Не стоит печалиться, если чувство безответно, ведь из-за него наша жизнь становится ярче.

File:Europe a Prophecy copy K plate 01.jpg
Уильям Блейк «Ветхий днями» (1794, 1827)

Как писал А. С. Пушкин: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Испытывать как можно больше высоких и прекрасных чувств – вот цель жизни романтика. Не служить мещанскому «половинчатому богу удовольствия», которому так сильно противился Гарри Галлер у Германа Гессе в «Степном волке», хотя его представление о раздробленности личности и нельзя назвать романтическим; а спасать себя от несовершенства этого мира, создавая свой собственный, где любовь никогда не иссыхает, где царит вечная весна, и пастухи водят хороводы, как на стенках блаженной вазы. Эту черту романтизма можно назвать идеализмом в чувствах.

File:Leighton-Tristan and Isolde-1902.jpg
Эдмунд Лейтон «Конец песни» (1902)

В самом названии стихотворения кроется еще одна важнейшая черта романтизма – он льнет к временам античности и средневековья, когда жизнь была по меткому выражению Йохана Хейзинги: «ярче и острее». Хоть средневековье и не фигурирует в работах Джона Китса, важно упомянуть, почему многие романтики вроде Вальтера Скотта так воспевали этот период истории: тогда все крайности жизни сосуществовали рядом друг с другом и были напоказ. Величественные, поражающие воображение, благоухающие ладаном соборы соседствовали с грязными и отвратительно пахнущими городскими кварталами, по улицам разъезжали богатые вельможи, одетые в золото и шелка, а рядом на папертях вопили нищие, обнажая свои уродства. Вряд ли кто-то из живущих в наше время испытывал то ощущение, которое сопровождает одинокий крик на улицах кромешно темного ночного городка или тот животный ужас, который охватывает, когда на горизонте появляется черная стена вражеской армии. Небывало тонкая грань между жизнью и смертью, красотой и уродством, добром и злом, счастьем и горем порождала невиданную ни в одну другую эпоху чувствительность людей, которые, даже по самым сухим хроникам, разражались плачем на проповедях или в неистовом гневе поступали безрассудно и импульсивно. Романтизм склонен представлять жизнь в ее ярких и идеализированных гранях, в ее сложной чувственности, в сильных характерах и поступках, которые творцы не находят в своей среде, возвращаясь к возвышенному образу старины. Отсюда вытекает подобная любовь к Средним векам.

Шведский иллюстратор John Bauer (Йон Бауэр) Часть 2
Иллюстрация Йона Бауэра из серии «Среди гномов и троллей» (1907-1915)

Когда мы говорим о Китсе, он склоняется к греческим буколикам и позаимствованным из классицизма пасторальным сюжетам, которые фигурируют в очень большом количестве его работ, и «Ода к греческой вазе» не исключение. Здесь на стенках вазы мы видим и пастуха, ведущего коров в цветочных гирляндах, и молодых свободных любовников, и хороводы античных мужчин и женщин на лугах среди зеленых деревьев, и все нарисованные сюжеты разворачиваются в Аркадии – области счастливой и беззаботной жизни. Стремление вернуться в старину также противопоставляется воинствующему, стремящемуся к отказу от нее рационализму, который пропитывает весь 19 век.

Важно упомянуть,
что в художественном пространстве романтиков в подавляющем большинстве произведений
фигурируют именно природные образы, и в гораздо меньшей степени то, что
создано или построено человеком. В «Оде к греческой вазе» «маленький городок на
побережье реки или моря» играет роль иллюстрации идеи эскапизма, так как
он будет вечно пребывать в запустении, а все его население навсегда покинуло
его. Жизнь в стихотворении кипит среди деревьев и лугов.

Автор надеется,
что эта статья помогла немного лучше понять, что такое романтизм, и дала яркий
литературный ориентир, по которому легче запомнить основные черты жанра.

Помните:

“Beauty is truth, truth beauty – that is all

Ye know on earth and all ye need to know”.

File:John Keats by William Hilton.jpg
Портрет Джона Китса кисти Уильяма Хилтона (около 1822)

Обложка статьи: Вильям-Адольф Бугро «Fardeau agréable» («Приятная ноша») (1895).

The following two tabs change content below.

  • Bio
  • Latest Posts

Введение

Литература в 19 веке в России

Русская
литература 19 века заслужено названа «золотым веком. XIX век – это время
развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем
благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного
становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но
главной фигурой того времени был Александр Пушкин.

Его восхождение на олимп литературы началось в 1820 году с поэмы «Руслан и
Людмила». А «Евгений Онегин» — роман в стихах назвали энциклопедией русской
жизни. Эпоху русского романтизма открыли «Медный всадник», «Бахчисарайский
фонтан», «Цыгане». Для большинства поэтов и писателей А. С. Пушкина был
учителем. Традиции, заложенные им в создании литературных произведений,
продолжали многие из них. Среди них был М. Лермонтов. В произведениях авторы
пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Они призывали
власть прислушиваться к их словам. Поэт того времени считался пророком,
проводником божественной истины. Это можно проследить у Пушкина в стихотворении
«Пророк», в оде «Вольность», «Поэт и толпа», у Лермонтова «На смерть поэта» и
многих других.

На протяжении 19 века основными художественными типами были тип «маленького
человека» и тип «лишнего человека».

От 19 века литература унаследовала сатирический характер и публицистичность.
Это прослеживается у Гоголя в «Мертвые души», «Нос», в комедии «Ревизор», у
М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Господа Головлевы».

Становление русской реалистической литературы происходит с середины 19 века.
Она остро реагировала на общественно-политическую ситуацию в России. Между
славянофилами и западниками возникает спор о путях исторического развития
страны.

Начинается развитие жанра реалистического романа. В литературе прослеживается
особый психологизм, преобладает философская, общественно-политическая проблематика.
Несколько затихает развитие поэзии, но, несмотря на общую тишину, не молчит
голос Некрасова, который в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» освещает тяжелую и
беспросветную жизнь народа. —

Конец века дал нам А.П. Чехова, А.Н. Островского, Н. С. Лескова, М. Горького. В
литературе «красной нитью» проходят предреволюционные настроения. Начинала
угасать реалистическая традиция, на смену которой пришла декадентская
литература, с мистицизмом, религиозностью, а также предчувствием перемен в
общественно-политической жизни России. Затем все переросло в символизм.

Романтизм в русской
литературе 19 века: черты, примеры произведений

Зарождаться романтизм
начал на Западе (во Франции, Англии, Германии) после Великой французской
революции 1789—1799 годов. Свобода, равенство и братство для многих стали не
просто словами лозунга, а идеалами, к которым стремились. После эти идеалы
перешли в искусство и литературу..

Романтизм – художественное направление конца VIII – первой половины
XIX веков, которое провозгласило наивысшей ценностью духовно-творческую жизнь
личности, свободу и независимость.

Как художественное
явление романтизм возник в 1790-е годы в Германии, затем быстро распространился
по Западной Европе и постепенно дошел до России.

В русской литературе
романтизм появился в начале 19 века. Его предпосылками называют Отечественную
войну 1812 года и выступление декабристов в 1825 году.

Романтизму в русской
литературе предшествовал предромантизм. Его основное отличие от романтизма
заключалось в характере героя. Романтический герой – бунтарь и противоречивая
личность. Герой предромантизма – страдалец, являющей, однако, личностью
цельной, гармоничной.

Основателем романтизма в
русской литературе считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Его баллады
(«Светлана», «Лесной царь») и элегии («Море», «Сельское кладбище») изучаются в
школе.

Основные черты романтизма
в литературе, характеристика романтического героя

·                   
Двоемирие – это одна из главных особенностей романтического
мировосприятия. Существует два мира: реальный и идеальный. Писатели-романтики
переносили действие в несуществующий (идеальный) мир. Он был волшебен,
мистичен, фантастичен. Герой романтического произведения часто существовал в
двух мирах.

·                   
Мистицизм. Мир реальный и идеальный сосуществуют и взаимодействуют. В
произведениях писателей-романтиков появляются колдуны и ведьмы, происходят
мистические и сверхъестественные события.

·                   
Фатализм. Писатели-романтики считали, что судьба человека
предопределена. В их произведениях нередки гадания, предсказания. Герой может
совершать странные поступки, как будто какая-то сила ведет его по определенному
пути.

·                   
Экзотика. Появление в произведениях писателей-романтиков экзотических
стран, иногда несуществующих, тоже связано попыткой уйти от реальности,
противопоставить ей другой мир.

·                   
Историзм. Обращение к прошлому тоже характерно для многих
романтических произведений русской литературы.

·                   
Фольклор. Внимание к народному творчеству – еще одна черта романтизма,
в том числе и в русской литературе начала 19 века.

·                   
Природа. Уделяется много внимания пейзажным зарисовкам. Природа,
наделена душой, она может сопереживать людям, нередко имеет мистические
явления.

·                   
Глубокий психологизм. Личность представлена противоречивой, эмоциональной. Ее
буквально терзают, разрывают страсти.

·                   
Герой-творец (демиург). Нередко в центре внимания оказывались художники и музыканты.
Предполагаясь, что творческие личности легче преодолевают границы между мирами
(реальным и идеальным).

Высшими ценностями для
писателя-романтика являлись:

·        
любовь;

·        
искусство;

·        
свобода.

В центре романтического
произведения находится романтический герой. Ему присущи следующие
особенности:

·                   
он противопоставлен обществу, реальному миру,
вступает в конфликт с ним;

·                   
он является бунтующей личностью, неспокойной, непокорной,
противоречивой;

·                   
нередко одинок;

·                   
зачастую исключителен, необычен, неординарен;

·                   
стремится к прекрасному, восприимчив к искусству;

·                   
рассуждает о бытии, старается познать тайное,
понять смысл жизни.

Жанры романтических
произведений, примеры
:

·                   
роман (в том числе исторический);

·                   
повесть (в том числе фантастическая);

·                   
новелла;

·                   
сказка;

·                   
идиллия;

·                   
баллада;

·                   
лиро-эпическая поэма;

·                   
элегия;

·                   
лирическое стихотворение.

Примерами романтических
произведений могут служить исторические романы «Айвенго» Вальтера Скотта и
«Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго; новелла «Кармен» Проспера Мериме,
сказка «Городок в табакерке» Владимира Одоевского, волшебная повесть «Черная
курица, или Подземные жители» Антония Погорельского, «Идиллия» Антона Дельвига,
«Элегия» Евгения Баратынского, баллады «Светлана» и «Людмила» Василия
Жуковского,  поэма «Мцыри» Михаила Лермонтова и его же лирическое
стихотворение «Парус».

Своеобразие романтизма в
русской литературе, представители

Одной из особенностей
романтизма именно в русской литературе является социальная острота конфликта
героя и общества, окружающего мира.

Тема социальной
несправедливости часто возникает в связи с неприятием крепостного права.

В русской литературе
выделяют два основных течения романтизма:

·                   
консервативное, когда писатели и поэты черпали вдохновение в прошлом,
философствовали, погружались в воспоминания или мечтания. В этом течении
творили Батюшков, Баратынский, Тютчев, Жуковский;

·                   
революционное (или гражданско-героическое), когда авторы стремились к
воплощению идеалов свободы и равенства. К этому течению относят творчество
Рылеева, Одоевского, Вяземского, Кюхельбекера.

Отдельно иногда выделяют
лермонтовское течение в русском романтизме. Из этого становится очевидно, что
многие произведения Михаила Юрьевича Лермонтова относятся именно к
романтическому направлению. Примерами могут служить поэмы «Мцыри» и «Демон», а
также стихотворения и пьесы (особенно ранние), прозаические произведения (в том
числе и «Герой нашего времени»).

Раннее творчество
Александра Сергеевича Пушкина тоже принадлежит романтизму. Это поэма «Цыганы»,
стихотворение «К морю», разбойничий роман «Дубровский», повесть «Пиковая дама».

Первые произведения
Николая Васильевича Гоголя тоже можно считать романтическими (точнее,
романтически-юмористическими). Речь идет о сборниках «Вечера на хуторе близ
Диканьки», «Арабески», «Миргород». Сюда же можно отнести и «Тараса Бульбу».


Реализм утверждается в 30-40-е года наряду с романтизмом, но к середине 19 века
он становится господствующим направлением в культуре.

Реализм
– идейно-художественное направление в мировой культуре XIX— XX веков,
стремящееся к объективному, всестороннему и глубокому отображению
действительности во всей ее сложности, многогранности и изменчивости в типичных
чертах.

У
истоков его стояли баснописец И. А. Крылов и автор комедии «Горе от ума» А. С.
Грибоедов. Однако основоположником интересующего нас направления в русской
литературе считается А.С. Пушкин.

Одним
из первых исследователей реализма в русской литературе был Белинский, но он
называл это направление «натуральной школой», говоря о творчестве Н.В. Гоголя.

Хронологически
реализм в искусстве следовал за романтизмом, во многом вступая с ним в спор.

Характерные
особенности реализма

Все
события в романе, повести или рассказе происходят в какую-то конкретную эпоху и
в конкретном реально существующем месте. Исторические персонажи, действующие в
этих произведения, существовали в действительности.

·        
Происходящие в произведении события были или могли бы быть на
самом деле. Они имеют причинно-следственные связи.

·        
Поступки героя детерминированы событиями реальной жизни,
описанными в произведении.

·        
Возникающие в произведении ситуации типичны для соответствующего
времени и места.

·        
Герой типичен для своего времени. Возникают такие литературные
типы как «маленький человек» (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» и
Евгений из «Медного всадника» А.С. Пушкина, Акакий Акакиевич из «Шинели» Н.В.
Гоголя, Мармеладов из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского), «лишний
человек» (Чацкий, Печорин, Обломов), «новый человек» (Базаров).

·        
Демократизм, внимание к простым людям.

·        
Характеры героев и обстоятельства, описанные в произведении,
связаны между собой и влияют друг на друга.

·        
Искусство служит средством познания, и оно всегда
жизнеутверждающе.

·        
В центре произведения драматический конфликт между героем и
обществом.

·        
Решение конфликта находится в реалистичной плоскости.

·        
Действительность находится в развитии. Развивается сюжет, а вместе
с ним развиваются и меняются характеры героев.

·        
В произведении показано влияние общества на становление личности
героя.

·        
В описании событий и характеров присутствует много деталей. Для
большей реалистичности в произведение вводится разговорная речь.

·        
Объективность вкупе с различимой авторской позицией.

Важным
признаком реализма является аналитичность произведения: автор не только
описывает события, но и устанавливает его связь с другими обстоятельствами,
определяет их влияние на становление характера героя.

Реализм и романтизм: общие черты и основные различия

Общие
черты:

·        
историзм. С одной стороны, реализм
стремился исследовать действительность здесь и сейчас, но не оставлял без
внимания и исторические события, деятельность исторически персонажей. Внимание
к истории, хоть и идеализированной, характерно и для романтизма;

·        
психологизм. И реализм, и романтизм
стремятся к глубокому погружению во внутренний мир героя, к анализу его мыслей
и поступков. И реалисты, и романтики заставляют своих героев меняться. Однако в
романтических произведениях преображение героя происходит под влиянием внутренних
переживаний и постижений, а в реалистических – под влиянием внешних
обстоятельств, заставляющих пересмотреть свое отношение к миру и окружающим
людям.

Различия между реализмом и романтизмом

Романтизм

Реализм

Идеализация
(исключительный герой, исключительные обстоятельства)

Типизация
(типический герой, типические обстоятельства)

Личность
самоценна и не зависима от окружающих людей и обстоятельств, ее качества
определены природой

Личность
– «чистый лист», ее становление зависит от окружающих людей и обстоятельств

Читатель
знает лишь о нескольких наиболее ярких чертах характера главного героя

Характер
героя передан во всей его многогранности и противоречивости

Концепция
двоемирия

Мир
– один, а художественное произведение отражает его, как зеркало

Во
главе угла находится внутренний конфликт в душе героя

Главным
является конфликт между личностью и социумом

Разрешение
конфликта находится за гранью реальности

Пути
разрешения конфликта ищутся в конкретно-исторической действительности

События
реальной жизни не являются определяющими поведение героя

Поступки
героя мотивированы событиями реальной жизни

Невозможность
полного решения конфликта

Конфликт
может быть разрешен в действительности

Разновидности реализма

·        
Классический реализм обращается к теме
становления, развития, перерождения личности человека, характер и поступки
которого социально детерминированы. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина,
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Воскресение» Л.Н. Толстого
служат его примерами.

·        
Критический реализм отличается аналитическим
подходом к изображению действительности и обличением социальных пороков. Много
его примеров можно найти в русской литературе 19 века: «Парадный подъезд» Н.А.
Некрасова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «История одного города» М.Е.
Салтыкова-Щедрина, «Записки охотника» И.С. Тургенева и многие другие
произведения этих и других авторов.

·        
Социалистический реализм сложился после Великой
Октябрьской революции. Целью его было воспитание граждан в духе социализма.
Действительность изображалась в ее революционном развитии. К этому направлению
можно отнести произведения большинства писателей, творчество которых приходится
на сталинскую эпоху.

·        
Магический реализм предполагает обращение к
фантастическим сюжетам, фольклору, далекому прошлому, использование
фантастических элементов, образов, искажение времени или пространства, но при
этом все равно в центре находятся обыденные ситуации и предметы, хоть и
показанные с чудесной стороны, под особым углом зрения. К магическому реализму
обычно относят «Пиковую даму» А.С. Пушкина, «Нос» Н.В. Гоголя, «100 лет
одиночества» Г.Г. Маркеса. Этот вид реализма нельзя привязать к какому-либо
конкретному историческому периоду, но можно отметить, что он часто
ассоциируется с неореализмом.

Примеры реалистических произведений в русской и зарубежной
литературе:

·        
«Человеческая комедия», «Шагреневая кожа», «Папаша Горио» (Оноре
де Бальзак);

·        
«Красное и черное» (Стендаль);

·        
«Приключения Оливера Твиста» (Чарлз Диккенс);

·        
«Госпожа Бовари» Гюстава Флобера;

·        
«Мартен Иден» и другие произведения Джека Лондона;

·        
«Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести
Белкина» А.С. Пушкина;

·        
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова;

·        
«Ревизор», «Шинель» и другие произведения Н.В. Гоголя;

·        
«Обломов» И.А. Гончарова;

·        
«Бедные люди», «Белые ночи», «Идиот» и другие работы Ф.М.
Достоевского;

·        
«Анна Каренина», «Война и мир» и другие творения Л.Н. Толстого.

Реалистическому
направлению принадлежат также рассказы и повести А.П. Чехова, А.И. Куприна, В.Г.
Короленко и других известных литераторов 19-20 веков.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти суточный рацион
  • Психолог как найти хорошего психолога
  • Как найти свое призвание кратко
  • Как найти время простоя станка
  • Как найти массу ваз 2115