Как найти числительные математика

До
начала урока класс произвольным образом разбит на четыре группы.

 План
рассадки обучающихся для проведения урока представлен на рисунке.

Учитель русского языка начинает урок:

Ребята, сегодня у нас
необычный урок. Во – первых, таких у вас ещё не было: и русский язык, и
математика одновременно. Во – вторых, к нам пришли гости, учителя нашей школы,
посмотреть, как мы работаем. Надеюсь, вы будете работать серьёзно, отвечать
только полным ответом. Сегодня у нас заключительный урок по имени
числительному, и нам предстоит повторить всё, что изучали в этом году.

Учитель
математики

На уроках математики мы
всегда говорим о том, где можно применить знания по изучаемому материалу.
Например, при изучении химии надо знать тему “Пропорции”, на уроках географии
уметь находить масштаб, на уроках истории пригодится понятие координатной
прямой, на уроках физики нужно уметь переводить одну единицу измерения в другую
и т.п.

А сегодня мы хотим
показать связь между предметами русского языка и математики. Ведь на каждом
уроке мы называем числа, дроби, различные выражения, но не всегда правильно. В
нашем учебнике даже есть рубрика, помогающая правильно говорить. Но, к
сожалению, не все туда заглядывают. Например, как правильно прочитать дроби http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/633689/Image2273.gif?
( Написать их на доске и оставить до конца урока)

– Как называются символы
для обозначения результатов счета? (Цифры)

– Продолжите фразу:
“Цифры составляют …” (Число)

– Составьте слово

ЧИСЛО – О + И + ТЕЛО – О
+ Ь + НОС – С + Е (Числительное)

– Найдите “лишнее слово”: СЧЕТ,
КНИГА, РАЗРЯД, МАТЕМАТИКА, ЧИСЛО. (Книга) На слайде

– Из оставшихся слов
выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте. (Математика)

– Где изучается
числительное?

– Итак, тема нашего урока «Имя
числительное в математике»

Учитель
математики

Математический диктант (учитель
читает задания, а учащиеся переводят их с русского на математический язык ):

1.
Два в кубе (23=8);

2.
сумма цифр числа триста пятьдесят девять (3+5+9=17);

3.
Разность числа сто тридцать пять и частного чисел сто и четыре (135-100:4=115)

4.
Найдите отношение числа двенадцать к числу четыре (12:4=3);

5.
Найдите произведение 25 и суммы чисел 12 и 8 (25*(12+8)=500) Проверка заданий.
Выставление оценок.

Учитель русского языка:

Проверим,
кто самый внимательный.


Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – записывать
числительные.

Двойной,  тройка (лошадей), шестой,
удвоить, четырехэтажный, пятеро, восьмой, десятичная (дробь), три,
две седьмых, пятиклассника, сто, столетний, сотый (по
списку).

Ребята, важно не только
называть правильно числа, не менее важно уметь грамотно записывать
математические термины. Давайте с ними сейчас поработаем.

Словарный диктант: координата,
координатная прямая, отрицательное число, масштаб, отрицательное число,
положительное число, отношение, пропорция, дробь (
по ходу написания —
объяснение орфограмм).

Проверка правильных
ответов – на слайде.

Учитель
математики

 Вы написали математические термины, вспомним, что
они означают.

— Какие числа называются
положительными? Отрицательными?

— Какая прямая называется
координатной?

— Что называется
координатой точки? Как она записывается?

— Где на прямой
расположены положительные числа? Отрицательные?

— Какие два числа
называются противоположными?

— Если число
положительное, то каким будет противоположное число?

— Какое число
противоположно 0?

— Какие числа называются
целыми?

Учитель
русского языка
:

Задание:
определить часть речи.

Для
этого мы поиграем в «Третий лишний».

На
слайде предложены цепочки слов. Нужно выбрать лишнее слово и указать признак,
по которому выбрали.

1)      Один,
одиночка, одиночество;

2)      Пятёрка,
пятерня, пять;

3)      Четырёхугольник,
четыре, четверка;

4)      Два,
двойка, двойняшки;

5)      Тройня,
три, троица;

6)      Седьмой,
семёрочка, семиугольник.

Ответ:
один, пять, четыре, два, три, седьмой.


Почему вы назвали лишними именно эти слова?  (Это числительные.)


Какой частью речи являются остальные слова?   (Имена существительные.)


На каких уроках вам помогают числительные?   (Русский язык и математика)

(Дети выбирают
лишнее слово и отвечают на предложенные вопросы)

Учитель
математики

Кроссворд (уч-ся
работают на карточках) + на слайде

1.
Результат деления двух чисел.

2.
Что используется для записи чисел?

3.
Наименьшее четырехзначное число.

4.
Число, на которое нельзя делить.

5.
Десять в квадрате.

Найдите
ключевое слово. (число)

СЛАЙД

Раздать карточки с
численной записью дробей. Задача учеников – записать свою дробь словами. У
каждой группы – своя дробь на карточке. Далее обсуждение и запись ВСЕХ дробей
каждой из групп.

Учитель математики: покажите
математическую запись данных чисел,

Дроби:

Одиннадцать восьмых,
двенадцать десятых, одна сорок пятая, две пятьдесят вторых.

Молодцы! С заданием
справились отлично.

Ну а теперь вернемся к
нашим дробям. Как все-таки правильно их прочитать?

(Дети читают дроби http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/633689/Image2273.gif)

Учитель русского
языка:
Я в течение урока
наблюдала за произношением вами числительных и убедилась в том, что знания этой
темы вы успешно применяете не только на уроках русского языка, но и на уроках
математики. Я надеюсь, что и на географии, биологии и других уроках вы не
будете отходить от норм произношения.

Рефлексия (Обратная связь)


Что понравилось на уроке?


Что узнал(а) нового?


Было ли интересно на уроке?


Был ли полезен этот урок?


Чему он тебя научил?


Что ты для себя взял(а) с урока?

(Дети  заполняют
предложенные бланки, отвечая на вопросы)

Домашнее задание.

1.      Решить два
примера, записанных на доске и записать оба выражения словами

2. Составьте сказку или
стихотворение об имени числительном.

3.
Сообщение «Из истории возникновения положительных и отрицательных чисел».

Приложение

Имя числительное в математике

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Имя числительное в математике.docx

До начала урока класс произвольным образом разбит на четыре группы.

План рассадки обучающихся для проведения урока представлен на рисунке.

Учитель русского языка начинает урок:

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Во – первых, таких у вас ещё не было: и русский язык, и математика одновременно. Во – вторых, к нам пришли гости, учителя нашей школы, посмотреть, как мы работаем. Надеюсь, вы будете работать серьёзно, отвечать только полным ответом. Сегодня у нас заключительный урок по имени числительному, и нам предстоит повторить всё, что изучали в этом году.

На уроках математики мы всегда говорим о том, где можно применить знания по изучаемому материалу. Например, при изучении химии надо знать тему “Пропорции”, на уроках географии уметь находить масштаб, на уроках истории пригодится понятие координатной прямой, на уроках физики нужно уметь переводить одну единицу измерения в другую и т.п.

А сегодня мы хотим показать связь между предметами русского языка и математики. Ведь на каждом уроке мы называем числа, дроби, различные выражения, но не всегда правильно. В нашем учебнике даже есть рубрика, помогающая правильно говорить. Но, к сожалению, не все туда заглядывают. Например, как правильно прочитать дроби ? ( Написать их на доске и оставить до конца урока)

– Как называются символы для обозначения результатов счета? ( Цифры )

– Продолжите фразу: “Цифры составляют …” ( Число )

ЧИСЛО – О + И + ТЕЛО – О + Ь + НОС – С + Е (Числительное)

– Найдите “лишнее слово ”: СЧЕТ, КНИГА, РАЗРЯД, МАТЕМАТИКА, ЧИСЛО. (Книга) На слайде

– Из оставшихся слов выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте. (Математика)

– Где изучается числительное?

– Итак, тема нашего урока «Имя числительное в математике»

Математический диктант (учитель читает задания, а учащиеся переводят их с русского на математический язык ):

1. Два в кубе (2 3 =8);

2. сумма цифр числа триста пятьдесят девять (3+5+9=17);

3. Разность числа сто тридцать пять и частного чисел сто и четыре (135-100:4=115)

4. Найдите отношение числа двенадцать к числу четыре (12:4=3);

5. Найдите произведение 25 и суммы чисел 12 и 8 (25*(12+8)=500) Проверка заданий. Выставление оценок.

Учитель русского языка :

Проверим, кто самый внимательный.

— Сейчас я буду называть слова разных частей речи. Ваша задача – записывать числительные.

Двойной, тройка (лошадей), шестой , удвоить, четырехэтажный, пятеро , восьмой , десятичная (дробь), три , две седьмых , пятиклассника, сто , столетний, сотый (по списку).

Ребята, важно не только называть правильно числа, не менее важно уметь грамотно записывать математические термины. Давайте с ними сейчас поработаем.

Словарный диктант: координата, координатная прямая, отрицательное число, масштаб, отрицательное число, положительное число, отношение, пропорция, дробь ( по ходу написания — объяснение орфограмм).

Проверка правильных ответов – на слайде.

Вы написали математические термины, вспомним, что они означают.

— Какие числа называются положительными? Отрицательными?

— Какая прямая называется координатной?

— Что называется координатой точки? Как она записывается?

— Где на прямой расположены положительные числа? Отрицательные?

— Какие два числа называются противоположными?

— Если число положительное, то каким будет противоположное число?

— Какое число противоположно 0?

— Какие числа называются целыми?

Учитель русского языка :

Задание: определить часть речи.

Для этого мы поиграем в «Третий лишний».

На слайде предложены цепочки слов. Нужно выбрать лишнее слово и указать признак, по которому выбрали.

Один, одиночка, одиночество;

Пятёрка, пятерня, пять;

Четырёхугольник, четыре, четверка;

Два, двойка, двойняшки;

Тройня, три, троица;

Седьмой, семёрочка, семиугольник.

Ответ: один, пять, четыре, два, три, седьмой.

— Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)

— Какой частью речи являются остальные слова? (Имена существительные.)

— На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык и математика)

(Дети выбирают лишнее слово и отвечают на предложенные вопросы)

Кроссворд (уч-ся работают на карточках) + на слайде

1. Результат деления двух чисел.

2. Что используется для записи чисел?

3. Наименьшее четырехзначное число.

4. Число, на которое нельзя делить.

5. Десять в квадрате.

Найдите ключевое слово. (число)

hello_html_2367bd96.png

Раздать карточки с численной записью дробей. Задача учеников – записать свою дробь словами. У каждой группы – своя дробь на карточке. Далее обсуждение и запись ВСЕХ дробей каждой из групп.

Учитель математики: покажите математическую запись данных чисел,

Одиннадцать восьмых, двенадцать десятых, одна сорок пятая, две пятьдесят вторых.

Молодцы! С заданием справились отлично.

Ну а теперь вернемся к нашим дробям. Как все-таки правильно их прочитать?

(Дети читают дроби )

Учитель русского языка: Я в течение урока наблюдала за произношением вами числительных и убедилась в том, что знания этой темы вы успешно применяете не только на уроках русского языка, но и на уроках математики. Я надеюсь, что и на географии, биологии и других уроках вы не будете отходить от норм произношения.

Рефлексия (Обратная связь)

— Что понравилось на уроке?

— Что узнал(а) нового?

— Было ли интересно на уроке?

— Был ли полезен этот урок?

— Чему он тебя научил?

— Что ты для себя взял(а) с урока?

(Дети заполняют предложенные бланки, отвечая на вопросы)

Домашнее задание.

Решить два примера, записанных на доске и записать оба выражения словами

hello_html_m5f3c1b4a.png

2. Составьте сказку или стихотворение об имени числительном.

3. Сообщение «Из истории возникновения положительных и отрицательных чисел».

числительное

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ — часть речи, объединяющая группу слов со значением количества (количественное числительное). Слова со значением порядка предметов при счете (т. н. порядковые числительные) включаются в систему прилагательных … Большой Энциклопедический словарь

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ — ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ого, ср. или имя числительное в грамматике: слово (существительное или прилагательное), обозначающие количество или количественный признак, порядок предметов при счёте. Количественное ч. (обозначающее количество как число, напр. два … Толковый словарь Ожегова

числительное — сущ., кол во синонимов: 1 • имя числительное (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ — ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, часть речи, обозначающая количество предметов и порядок их при счете и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа, отчасти рода и числа. Различают числительные: количественные ( два , пять ), собирательные ( двое ,… … Современная энциклопедия

Числительное — ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ категория слов, обозначающих определенное число, порядок и кратность (два, второй, дважды и пр.). Иногда к Ч. относят и слова, обозначающие неопределенное число или порядок (много, мало, сколько, столько, несколько, который). Ч.… … Словарь литературных терминов

числительное — символ числа запись числа цифровой числовой — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы символ числазапись числацифровойчисловой EN numeral … Справочник технического переводчика

Числительное — ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, часть речи, обозначающая количество предметов и порядок их при счете и выражающая эти значения в грамматических категориях падежа, отчасти рода и числа. Различают числительные: количественные (“два”, “пять”), собирательные (“двое”,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Числительное — Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия

Числительное — Числительное класс полнозначных слов, обозначающих число, количество, меру и связанные с числом мыслительные категории порядка при счёте, кратности (повторяемости), совокупности. В соответствии с этими значениями выделяются различные виды… … Лингвистический энциклопедический словарь

числительное — самостоятельная часть речи. Общее значение числительного – называть точное количество (для сравнения: неопределённое количество может обозначаться местоимением несколько или существительным море цветов). Числительные делят на количественные и… … Литературная энциклопедия

числительное — часть речи (класс слов), обозначающая количество и порядок предметов при счёте. В русском языке числительные делятся на два разряда: количественные (два, сорок, сто и др.) и порядковые (второй, сороковой, сотый и др.; некоторые лингвисты относят… … Энциклопедический словарь

Что такое числительное?

Что такое числительное?

Иногда случается так, что очень простой вопрос может поставить человека в тупик. Так, на обычный вопрос: что такое числительное, можно услышать в ответ слова пятерка, двойка, пара, либо тройка, дюжина, десятка и прочее. Это все интересно, хотя на самом деле эти слова не являются числительными, так как имеют род, могут изменяться по падежам и числам, их также нельзя записать цифрами. Из этого следует, что вышеперечисленные слова – это имена существительные.

В лингвистике также неоднозначно решается вопрос и о том, к какой части речи следует относить слова биллион, триллион, миллиард, миллион и тысяча. Ведь они обладают как признаками числительных, так и признаками существительных.

Что такое имя числительное

В русском языке имя числительное представляет собой самостоятельную часть речи, обозначающую число предметов, их количество и порядок. Вопросами имени числительного являются: который? сколько?

Форма именительного падежа представляется начальной формой имени числительного.

С учетом выражаемого значения и грамматических особенностей имена числительные поделены на две категории:

  1. Количественные числительные (шесть, сорок, тридцать восемь).
  2. Порядковые числительные (седьмой, тринадцатый, двадцать пятый).

Количественные числительные

Количественные качественные числительные поделены на три грамматических разряда:

  1. Числительные, выражающие целые числа.
  2. Числительные, выражающие дробные числа.
  3. Собирательные числительные.

В составе количественных числительных находятся:

  1. Определённо-количественные числительные (обозначают конкретное число: триста, пять, полтораста).
  2. Неопределённо-количественные числительные (обозначают неопределённое количество единиц: много, мало, немного, немало).
  3. Местоименные числительные: столько, сколько, несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

С точки зрения особенностей словообразования выделяют:

  1. Простое числительное. Примеры: семь, второй, двенадцать.
  2. Сложное числительное. Пример: семьдесят, пятидесятый.
  3. Составное числительное. Пример: сто двенадцать, двести пятьдесят первый, две седьмых.

Дробные числительные

Будучи разновидностью количественных числительных, дробные числительные необходимы для обозначения дробного числа. К примеру: пять вторых состава, две трети пути.

Если конструктивно рассматривать дробное числительное, то можно определить, что в его структуре первая часть (числитель) является количественным числительным (пять, два), тогда как вторая часть (знаменатель) является формой родительного падежа порядкового числительного (например: вторых, десятых, шестых).

Обозначать дробные числительные также могут и смешанное число. Пример: пять целых две трети, шесть целых семь вторых.

Имена числительные в русском языке и математике

Автор: Лысенко Лариса Владимировна

Организация: МОУ «СОШ № 5»

Населенный пункт: Тверская область, г.Ржев

Автор: Кузнецова Марина Александровна

Организация: МОУ «СОШ № 5»

Населенный пункт: Тверская область, г.Ржев

Технологическая карта интегрированного урока

УМК Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений 1, 2 части. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; — М., Просвещение, 2012г.

УМК Математика. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений 1, 2 части. С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н. Решетников и др.; — М., Просвещение, 2012г.

Класс 6

Предмет русский язык + математика

Тема интегрированного урока: «Имена числительные в русском языке и математике»

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Цели урока:

образовательная

воспитательная

развивающая

Обучающая: правописание терминов русского языка и математики; умение отличать качественные числительные от порядковых; знание рядов количественных числительных (целые, дробные, собирательные); умение склонять числительные по падежам;решение уравнений, решение смешанных дробей произвольного знака.
Употребление в речи числительных; устная речь; уважение к родному языку и слову.

Способствовать развитию познавательного интереса, общеинтеллектуальной сферы учащихся и наглядно-образного мышления.

Планируемые результаты

Предметный (ПР):

Личностный (ЛР):

Метапредметный (МР):

Участие в определении проблемы и постановке целей урока. Находить известные орфограмма и их объяснять. Планировать деятельность. Работать в парах, аргументировать свою точку зрения. Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Основные понятия, используемые на уроке.

Имя числительное; дробное, целое числительные; уравнение

Организация пространства

Кабинет русского языка

Межпредметные связи

Русский язык+математика

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения и формы работы

объяснительно-иллюстративный, эвристический, поисковый.

Технологии работы с информацией

Технология встречных усилий и здоровьесбережения; проблемного обучения; развивающего обучения; поэтапного формирования умственных действий

Организация деятельности на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (в т.ч. задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов)

Планируемые результаты

УУД

1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

— Cегодня для вас несколько необычный урок? Как вы думаете, почему?

Мы своим уроком вам хотим помочь понять, как все наши школьные предметы близки друг другу, как они дружно живут бок о бок, помогая вам разобраться в трудных вопросах.

Приветствуют учителя, проверяют наличие на парте учебных принадлежностей.

Предполагаемый ответ ученика:

Сегодня на уроке мы не только будем заниматься математикой ,но и русским языком

Личностные: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные:

взаимодействие с учителем.

Регулятивные:

прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.

2.Постановка учебных задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

I. Вступительное слово учителя математики.

Проблема грамотности особенно актуальна. К сожалению, многие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных. Вот и на уроках математики пора задуматься, грамотно ли мы говорим.
Сегодня мы повторим некоторые арифметические действия, решение уравнений с дробями. И все это будет связано со склонением числительных.

Будем надеяться, что на сегодняшнем уроке вы научитесь правильно говорить и не попадете впросак при произношении числительных.

II. Вступительное слово учителя русского языка
Уникальность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены. А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже в древности люди придумали названия.

Слайд1

Личностные: приобретение мотивов учебной деятельности и понимают личностный смысл учения.

Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку.

3.Актуализация знаний

4.Включение в систему знаний и умений

(Слайд2)1 задание. Замените числа словами.

К 11 см, от 25дм, о 100 000 км, 5 ¾,

87 мм (Т.п), 300 т., ½, от 69 км.
Беседа по выполненному заданию:

  1. Как записывают число в математике и в русском языке?
  2. В чем разница записи?

(Выбираем эксперта из класса, который проверяет ученика у доске)

(Слайд3)Учитель математики

  1. Покажите математическую запись данных чисел:

Восемь целых пять шестых, три миллиона двести сорок четыре, полтораста, восемьсот тысяч триста пять, полтора.

  1. Что они обозначают, что можно сделать с ними?

(Выбираем эксперта из класса, который проверяет ученика у доске)

(Слайд4) Учитель русского языка

2задание. (Выполняется на доске)

Решить примеры

1/2+ 3/2=, 2 5/6-1 3/2=

-Что за числительные?

-Как они склоняются? В чем их особенность?

Учитель математики

-Какие виды дробей вы знаете? (Правильные и неправильные.)

(Слайд5) Учитель русского языка:

Лев Толстой как-то заметил, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе.

-Как вы считаете, какой дробью лучше быть – правильной или неправильной? А вы какая дробь?

Ученики заменяют числа словами:

К одиннадцати, от двадцати пяти, о ста тысячах километрах, пять целых три четвёртых…

Эксперт-ученик проверяет

Ученик заменяют запись числами

Эксперт-ученик проверяет

Решают на доске, прописывая числа словами

Дробные числительные склоняются по частям: числитель изменяется как количественное числительное, а знаменатель — как прилагательное.

Ребята рассуждают

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулирование собственного мнения (позиции)

Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

учет правила в планировании и контроле способа решения.

5.

Физкультминутка

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем!

Заодно поверю, как вы хорошо знаете числительные. Умеете их отличать от других частей речи с числовым значением.

Пятерка, удвоить, сто, двенадцатилетний, тройка, утроить, первый, семнадцатилетняя, пятерня, сдвоить, оба, семеро, девятиэтажный.

Выполняют элементарные физические упражнения

Называю сущ.- вы хлопайте в ладоши

Глагол –встаете

Числительное- прыгаем

Прилагательное –руки вверх поднимаем

6.Включение в систему знаний и умений

(Слайд6) Задание по математике:

Ребята, давайте решим уравнения и попробуем правильно произнести их компоненты. При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что склонять названия букв в математике не принято.

Устно и проговариваем, как решить и правильно произнести.

X+ 36= -18

45-x = 12

x- ½= 8

1-x = 4/7

(Слайд7)Письменно : ( с объяснением у доски)

а) Х + 2 1/3 = 5 ( сумма икс и две целых одна третья равна пяти.)

(Слайд8) Учитель русского языка

Редактирование текста. Здесь числа в предложениях записаны цифрами. Ваша задача записать их словами, выбрав в скобках правильный вариант.

В 2022 году в XXIV Зимних Олимпийских играх в Пекине участвуют спортсмены более 90 стран. Это около 4000 спортсменов. Будет разыграно 109 комплектов медалей в 7 видах спорта, насчитывающих 15 дисциплин: лыжный спорт, конькобежный спорт, , сла́лом, сноубо́рдинг, лыжная акробатика, биатлон, бобсле́й, кёрлинг, ске́лето́н.

— Что нужно уметь и знать, чтобы правильно произносить числительные?

— А кто принес нашей команде первую победу?

-Кто еще выступает на олимпиаде из нашего края? (Слайд9)

Ребята, и вы обязательно занимайтесь спортом!

  1. Учитель математики

Математика Ребята, а сейчас давайте повторим и обобщим всю нашу тему, которую мы проходили по математике больше четверти. Ваша задача сейчас самим решить пять примеров и узнать ,какое ключевое слово спрятано в табличке .Кто первый решит поднимает руку. ( дроби).

Проверка : проверяем произношение и правильность решения.

-5 3/4 -5/16 -1/21 -1/33 1/27

и o б р д

Ребята проговаривают числительные и решают устно уравнения

Два уравнения решают на доске.

Приглашается эксперт, который проверяет решение уравнения.

Ребята читают текст и чётко проговаривают числительные.

Нужно знать, как склоняются числительные.

Наталья Непряева, наша уроженка Тверской области, принесла серебро

Даниил Ейбог, конькобежный спорт, -молодой спортсмен, надежда конькобежного спорта. На дистанции 1500 метров , 24-летний спортсмен финишировал четвертым, уступив меньше одной миллисекунды сопернику из Великобритании

Ребята правильно произносят дроби и решают примеры:

( — 1/3) 3

11/27 *

( — 9 /121) -½* 5/6* 12/16 5/7 :(-15) -12 ½+ 6 3/4

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе формирования мотивов достижения и социального признания.

Коммуникативные: учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулирование собственного мнения (позиции)

Познавательные: использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;.

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и, в том числе во внутреннем плане;

учет правила в планировании и контроле способа решения.

7.Рефлексия

(Слайд11) Составление синквейна

«Имя числительное»

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Количественное ,порядковое

Сложить, вычесть, умножить

Все возможно с ним сделать

Нужная часть речи

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

уникальное, интересное

Измеряет, считает, определяет

Трудно склоняемое и сложно произносимое

Удивительная часть речи

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

8.Итог

Было ли интересно? Что вам запомнилось больше всего на уроке?

Учитель русского языка

Ребята, вы убедились в том, что математика и русский язык тесны между собой и взаимосвязаны?

Конечно, математика и русский язык всегда вмсете, идут рука об руку, и мы желаем вам никогда не разделять их!

Ребята делятся своими впечатления об уроке.

Да, без чисел нельзя прожить, числа правят миром, но они ничто без слов, с помощью которых мы их записываем, произносим.

8.Домашнее задание

Найдите 7пословиц, где есть числительные и определите их разряд.

Приложения:

  1. file0.docx.. 32,4 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 1,2 МБ

Опубликовано: 25.08.2022

МБОУСОШ п. Алябьевский

                                                     Подготовили и провели  

                                                     учитель математики    

                                                     Соловьёва В.А.

                                                     учитель русского языка

                                                     Шестакова Ю.С.

Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Число. Имя числительное».

Тип урока: интегрированный урок — игра

Класс: 6

Цель урока: обобщение и систематизация знаний имени числительного и действий с рациональными числами.

Задачи урока:

  • создать условия для развития познавательной деятельности;
  • способствовать:

— грамотному усвоению имени числительного;

— формированию практических математических умений и знаний;

     • организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и

       способов деятельности при совмещении знаний по двум

       предметам.

Эпиграф к уроку:

Все науки в грамоте нужды имеют.  М.В. Ломоносов.

Оформление.

  1. Карта города Числительного.
  2. Цифровой сейф.
  3. Письмо от королевы Морфологии.
  4. Карточки с индивидуальными заданиями для учащихся.
  5. Русское лото.
  6. Древесина.
  7. Ладошки двух цветов для рефлексии.
  8. Цветные мелки.
  9. Презентация к уроку.

Индивидуальные задания.

  1. Определи часть речи данных слов: двойной обгон, сорок пять учеников, утроить усилия, одиннадцатый класс, четыреста книг, пятикратный чемпион.
  2. Составь возможные словосочетания с данными числительными: двое, пятеро – лыжи, спортсмен, лыжницы, сани, хоккеист, биатлонистка, лосёнок, коньки.
  3. Выполнить действия: 9/10 – 5/6= 1/15  и  9/10 • 5/6 = ¾
  4. Выполнить действия: 3/5 : 9/25 = 5/3   и  3/5 + 9/25 = 24/25

Зашифрованное письмо.

     У про100го 100рожа –

     Непро100рный дом:

     Ча100 в нём 100ножка

     Бродит под 100лом.

     Дорожит 100ножка

     Чи100тою ног

     И 100личной ваксой

     Чистит 100 сапог.

     Вме100 двух непро100

     Вычистить все 100,

     Сразу 100лько обуви

     Не носил никто!

                                   Ванда Хотомская, перевод Л.Кондратенко

Примеры для расшифровки кода сейфа.

СЛАЙДЫ    (Восстановить цепочки вычилений)

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя русского языка.

     — Добрый день, ребята. Сегодня у нас с вами очень ответственный урок – открытый урок. Ведь нам предстоит сегодня повторить и закрепить знания об имени числительном как части речи; показать умение отличать числительные от других частей речи и от чисел математических; закрепить навык склонения числительных, при этом правильно проговаривая и записывая их.

     Запишите в тетрадях дату и тему урока.

     2. Сегодня, ребята, наш урок будет необычным. Во-первых, вместе со мной его ведёт ваш учитель математики Вера Алексеевна. Во-вторых, это будет не просто урок, а следствие, расследование, которое мы все проведем вместе.

 Вчера мне пришло письмо от Королевы Морфологии, сейчас я вам его зачитаю (зачитывает вслух).

СЛАЙД   

ПИСЬМО.  Уважаемые учителя и ребята, в нашем королевстве Морфологии – великая беда. Все жители города Числительного покинули его, разбежались кто куда, перемешались с жителями других городов. Теперь в нашем государстве хаос, беспорядок. Я прошу вас найти и вернуть жителей на улицы и в дома города Числительного.

                                                                                  Королева Морфологии.

Учитель математики. Видите, без математики в этом деле не обойтись: ведь она тоже пострадавшая сторона – без  числительных нам и в математике нельзя. Давайте с вами вместе  постараемся вернуть жителей в город Числительного.

Я думаю, наши помощники-ребята быстро отыщут и вернут в город те числительные, которые не успели далеко убежать. Успеете их схватить, ребята? Идите сюда, самые быстрые.

  — К доске выходят 4 ученика для выполнения индивидуальных заданий на листочка (садятся за первые парты).

Учитель математики. Кроме этого нам надо выполнить ещё одно ответственное задание: достать из сейфа зашифрованный текст. Код этого сейфа состоит из 4 цифр. Но помните, сейф реагирует не только на точность подсчёта, но и на правильность произношения. Давайте подсчитаем и откроем первую цифру кода. Я буду следить за правильностью счёта, а Юля Сергеевна – за верностью произношения. Ну, ребята, кто откроет первую цифру?

  — (Проводится устный счёт; постепенно открываются все цифры).

СЛАЙД

Учитель математики.   Вот мы и открыли сложный сейф.

Учитель русского языка. Ну-ка, ну-ка, что там в сейфе? Зашифрованный текст! Сейчас его прочитаю. Нет, ничего не понимаю! Как же узнать, что в нём написано?

Учитель математики.    А может дети смогут отгадать?

СЛАЙД (сейфа) и там текст зашифрованный

У про100го 100рожа –

Непро100рный дом:

Ча100 в нём 100ножка

Бродит под 100лом.

Дорожит 100ножка

Чи100тою ног

И 100личной ваксой

Чистит 100 сапог.

Вме100 двух непро100

Вычистить все 100,

Сразу 100лько обуви

Не носил никто!

 (учащиеся читают вслух зашифрованное письмо).

Учитель русского языка.   А почему мне было так трудно читать этот текст?

           — Когда же удобно пользоваться записью числа цифрами, а когда –

             буквами?

  — Объясните разницу между понятиями «число» и «имя числительное»

                                          (числительное – это буквенное обозначение числа,

               число – его цифровое  обозначение;

имя числительное имеет морфологические признаки).

          — Какое числительное вы встретили в стихотворении? (100) В чём его

            особенность? Какие ещё числительные склоняются так же? (90, 40)

Учитель математики.  А сейчас проверяем индивидуальные задания ребят.  Посмотрим, какие числительные они нашли и вернули в наш город.

СЛАЙД  (Индивидуальные задания)

По математике 1. Выполнить действия: а) 9/10 – 5/6 = 1/15

                                                                       б) 9/10 • 5/6 = ¾

                             2. Вычислить: а) 3/5 : 9/25 = 5/25

                                                      б) 3/5 + 9/25 = 24/25

Учитель математики. Какие числительные вернули ребята?

Учитель русского языка.

По русскому языку  1. Определи часть речи данных слов: двойной обгон, сорок

                                        пять учеников, утроить усилия, седьмой класс,

                                        четыреста книг, пятикратный чемп

                               2. Составь возможные словосочетания с данными

                                   числительными: двое, пятеро – лыжи, спортсмен,

                                   лыжницы, сани, хоккеист, биатлонистка, лосёнок,

                                   коньки.

Учитель русского языка. (задаёт вопросы всему классу)..

   1. Как вы нашли среди стольких слов имена числительные?

 (необходимо задать вопрос и определить общее грамматическое значение, числительные отвечают на вопросы Сколько? Который? Какой? и имеют общее грамматическое значение число, количество, порядок предметов при счете).

2. Чем различаются эти числительные (по составу: простое, сложное, составное)

3. Почему ты числительные двое и пятеро соединил не со всеми

   существительными?

 4. Как они справились с такими мелкими и непонятными числительными? Как

    они называются? Как читаются?

5. Какие числительные мы вернули в наш город? Сделаем вывод.

 Вывод: Вот мы и вернули в город часть беглецов: собирательные, дробные, простые, сложные  и составные числительные

(нужные таблички устанавливаются на карте города).

СЛАЙД

Учитель математики. Хорошо поработали ребята. А только что мне сообщили, что многие числительные скрылись в английском клубе города. Чтобы нам попасть в этот клуб мы должны проверить свои языковые и математические знания, и что эти знания мы можем применить на практике. Сейчас попробуем испытать свои силы? Решим уравнения по рядам. С каждого ряда по одному человеку решают у доски.

СЛАЙД (уравнения)

1 ряд   3,4 х = 102

2 ряд    4 5/8 + у = 10 3/4

3 ряд    6а – 2,5а = 7

(Проверка уравнений)

Вывод: ребята вернули мы числительные? А какие?

Учитель математики.   Ну что устали? Давайте отдохнём.

Ф И З М И Н У Т К А.

СЛАЙД (забросить шары в корзины)

Учитель русского языка. Я вижу, а ,в да х, у вы произносить умеете, иначе бы вас в клуб не пустили. А теперь пора спуститься в клубный тир, где я видела сообщников сбежавших числительных. Проверим, кто из вас самый меткий стрелок и попадает всегда в десятку.

   ( Проводится словарный диктант)

(у доски 2 уч-ся пишут на задних половинках доски словарные слова, которые им называют остальные: меры веса, длины 10 слов).

Учитель русского языка. Проверим результаты.

 (Учащиеся на местах меняются тетрадями для взаимопроверки.)

 Кто же попал в десятку?

(Написавшие без ошибок поднимают руку.)

 Вывод: Молодцы, меткие у нас стрелки. А какое отношение имеют все эти слова к именам числительным? Итак, сообщники числительных у нас в руках, значит, где-то рядом и сами беглецы.

(Учитель поясняет почему они сообщники)

Учитель математики. И опять ребята неприятная весть. Здесь

действительно были числительные. Только что в верхнем зале они играли в русское лото, но теперь исчезли, а вместе с ними пропали и бочонки для игры. Нам нужно срочно вернуть бочонки на место. Как быть? Я предлагаю обменять древесину, которая у нас имеется, на бочонки. Но меня волнует вопрос, хватит ли имеющейся древесины? Я прошу вас помочь ответить на этот вопрос, решив задачу. Кто выполнит это ответственное задание?

 (Вышедший к доске ученик решает задачу).

Задача. Для изготовления одного бочонка потребуется 0,5 дм³ древесины. Можно ли изготовить 90 бочонков из 47,5 дм³    древесины?  

СЛАЙД  (решение задачи с краткой записью)

Вывод: Ещё с одним подвохом числительных мы справились. Вернули бочонки.

СЛАЙД (бочонки)

Учитель русского языка.  Раз числительные играли в лото попробуем и мы сыграть в эту азартную игру по правилам числительных.

(выходят к доске и берут бочонки,  выполняют задание ставят числительные в нужную форму)

СЛАЙД  (вопросы к игре с лото)

Вывод. Вот мы и вернули в город целые количественные и порядковые числительные.

СЛАЙД (нужные таблички устанавливаются на карте).

Учитель математики и русского языка. Задают домашнее задание.

СЛАЙД

Учитель математики.   Ребята вы дома выполняли творческие задания по математике. Проверим домашнее задание. Индивидуальные задания презентации ребят.

СЛАЙД

Учитель русского языка. Проверим домашнее задание по русскому языку. Индивидуальные задания презентации ребят

СЛАЙД

ИТОГ  УРОКА:

Учитель математики. Хорошо мы сегодня поработали, дружно. Не удивительно, что все числительные вернулись в свой город, и мы теперь можем смело использовать их как на уроках русского языка, так и математики.

Учитель русского языка. Молодцы вы, ребята. Есть что написать нам в ответном письме королеве Морфологии. Просьбу её мы выполнили: имена числительные нашли, указали их признаки; показали, как правильно их писать и произносить.

Учитель математики. В это письмо мы вложим список ребят, отличившихся в поиске числительных, за что они и получили соответственные награды

(называем оценки учащихся). 

Учитель русского языка. Я надеюсь, что имена числительные теперь никуда не убегут, станут вашими друзьями и помощниками не только в школе, но и в жизни.

Рефлексия, поднимают цветные ладошки:

красного цвета — те, кому урок понравился, все было понятно, кто считает, что поработал сегодня хорошо, плодотворно;

синего — те, кому было не совсем все понятно.

      Урок окончен. Всем спасибо.  

Числитель и знаменатель

  • Как читать запись обыкновенных дробей

Числитель и знаменатель обыкновенной дроби

Числитель дроби — это число, стоящее в записи обыкновенной дроби над дробной чертой, то есть сверху. Числитель показывает количество долей.

Знаменатель дроби — это число, стоящее в записи дроби под дробной чертой, то есть снизу. Знаменатель показывает, какие это доли и на сколько равных частей разделена единица.

Дробная черта — это горизонтальная черта в записи дроби, которая отделяет числитель и знаменатель друг от друга.

Вместе, числитель и знаменатель дроби, называются членами дроби.

Условились считать, что дробная черта означает деление верхнего числа на нижнее, поэтому:

Любую операцию деления можно записать в виде дроби. И наоборот, любую дробь можно записать в виде операции деления.

Как читать запись обыкновенных дробей

Запись обыкновенных дробей читается так: сначала называется числитель, затем — знаменатель. При чтении числителя, он всегда должен отвечать на вопрос: сколько долей?. Например, одна, две, три и т. д. При чтении знаменателя, он всегда должен отвечать на один из вопросов: какая? или каких?. На какой именно из этих вопросов он должен отвечать, зависит от количества долей. Если в числителе стоит число  1,  то знаменатель будет отвечать на вопрос какая?, если число больше единицы, то на вопрос каких?. Если в числителе стоит число  0,  то знаменатель всегда будет отвечать на вопрос каких?.

По этому правилу читаются все обыкновенные дроби.

Пример 1. Прочитайте дробь  ,  назовите числитель и знаменатель.

Решение:

Дробь    читается так: одна восьмая (сколько долей взято? — одна, одна какая? — восьмая). Числитель — один (или единица), знаменатель — восемь.

Пример 2. Прочитайте дробь  .

Решение:

Дробь    читается так: три седьмых (сколько долей взято? — три, три каких? — седьмых).

Пример 3. Прочитайте дробь  .

Решение:

Дробь    читается так: ноль третьих.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти запчасти в роблоксе
  • Как найти свой личный кабинет в интернете
  • Как в компе найти настройки браузера
  • Как составить документы для торговли
  • Как найти общую площадь всех фигур