Как найти чудесный цветок

Славянские предания знают немало историй о чудесных растениях, что могли излечить человека от ран, даже воскресить умершего, а то и одарить счастьем и богатством. К таким принадлежал и перунов цвет, как в народе называли папоротник. 

Современные знатоки-ботаники могут заявить, что это растение не цветёт, и будут совершенно правы, но именно оно повлияло на появление огромного количества интересных сказаний и легенд, наполненных волшебством и невероятными приключениями Перунов цвет действительно считался магическим растением. Он фигурирует в качестве оберега или волшебного «зелья» во время многих торжеств, при проведении различных ритуалов. Чем же интересен Перунов цвет? И что рассказывают о нём старинные предания?

Каким был Перунов цвет?

Папоротник – растение, что играет особую роль в славянских поверьях и легендах. Его также называли Кочедыжником, Свети-Цветом, Жар-Цветом. В народе рассказывали, что самым волшебным временем считается пора расцвета папоротника. Легенды хранят истории о том, что происходит это всегда ночью. В лесной тиши летней ночью внезапно раздаётся негромкий треск. Это бутон папоротника раскрывается, озаряя собою темноту. 

Люди рассказывали, что этот цветок действительно напоминает огонь. В легендах рассказывается, что он расцветал цветком, сияющим золотом, а на лепестках его пылал жар, словно в пламени костра. Яркость его была настолько поразительной, что человек не мог долго смотреть на Перунов цвет – блеск лепестков слепил глаза. 

Перунов цвет часто отождествляли с молниями. В некоторых сказаниях отмечается, что это растение расцветает лишь в грозовые ночи, вторя звукам грома и блеску молнии. Неслучайно цветок этот связывали с Перуном, покровителем гроз и молний, одним из главных славянских божеств.

Цветок папоротника носит имя бога Перуна, покровителя гроз и молний / © Игорь Ожиганов

Цветок папоротника носит имя бога Перуна, покровителя гроз и молний / © Игорь Ожиганов

Когда цветёт папоротник?

Славянские предания рассказывают, что именно перунов цвет может указать человеку местонахождение кладов. В момент цветения этого растения из земли выходят скрытые сокровища, которые, поднимаясь на поверхность, озаряются синим пламенем. 

Конечно, главным временем поиска цветка папоротника считалась Купальская ночь. Именно эта пора отождествлялась с разгулом нечисти и волшебством, что окутывало всё вокруг. В Купальскую ночь происходило немало чудес, и многие из них были связаны с Перуновым цветом. 

Ночь накануне дня Ивана Купалы напоена ароматами трав и цветов. Именно тогда Перун вступает в бой с иссушающими духами, желающими обратить землю в безжизненную пустыню. Он позволяет почве напиться дождями, проливаясь на землю грозами.

В рябиновые ночи нечисть пыталась помешать человеку добыть Перунов цвет / © Anna Tem / artstation.com

В рябиновые ночи нечисть пыталась помешать человеку добыть Перунов цвет / © Anna Tem / artstation.com

Впрочем, не только в Купальскую, но и в любую грозовую летнюю ночь (их славяне называли рябиновыми или воробьиными) Перунов цвет спешит раскрыть лепестки. Считалось, что в году есть три рябиновых ночи. Первая приходится на конец весны (как раз в это время расцветает рябина), вторая – на середину лета (плоды рябины начинают вызревать), а третья – на конец осени, когда плоды уже полностью созрели.

Как добыть Перунов цвет?

В народе рассказывали, что цветёт Перунов цвет не более часа, поскольку нечистая сила находится рядом и стремится как можно скорее сорвать волшебный цветок, приносящий счастье людям. 

Тот, кто мечтал найти чудесное растение, должен был выйти из дома ночью и отправиться в самую глухую часть леса за час до грозы. Согласитесь, для подобного поступка требуются немалая решимость и отвага. 

Кроме того, смельчаку, желающему раздобыть цветок папоротника, следовало захватить с собой необходимые предметы – нож и скатерть. Вы спросите: зачем? Дело в том, что перед зацветанием этого волшебного растения важно было провести соответствующие ритуалы.

Чтобы отправиться за Перуновым цветом в лес, нужна была немалая смелость / © Aleksandr Nikonov / artstation.com

Чтобы отправиться за Перуновым цветом в лес, нужна была немалая смелость / © Aleksandr Nikonov / artstation.com

Когда человек находил Перунов цвет в лесу, он должен был разостлать под ним белую скатерть, помолиться и дождаться поры зацветания. Когда цветок с треском распустится, необходимо было мгновенно срезать его и, укрыв себя и Перунов цвет скатертью, принести домой. 

На этом ритуалы не заканчивались. Человек должен был разрезать себе ладонь и в образовавшуюся ранку вложить чудесное растение. Люди верили, что тогда отважному искателю откроются тайны местонахождения кладов.

Человек не мог долго смотреть на Перунов цвет - блеск лепестков слепил глаза / © Виктор Анатольевич Корольков

Человек не мог долго смотреть на Перунов цвет – блеск лепестков слепил глаза / © Виктор Анатольевич Корольков

Опасности и тайны

Однако добыть заветный Перунов цвет было крайне сложно. Как говорили, в ночь, когда цветок папоротника должен был распуститься, вокруг него собирались всевозможные чудовища и опасные животные. Нечисть прилагала массу усилий, чтобы не позволить человеку добыть это растение. 

Нередко смельчаки, бросающиеся к цветку, видели, будто перед ними разверзается пропасть или колышется земля. Конечно, всё это были лишь иллюзии, навеянные тёмными духами, что не хотели отдавать человеку заветный цветок. 

Поскольку Перунов цвет охраняла нечистая сила, то перед тем, как взаимодействовать с ним, следовало очертить волшебное место кругом – так человек мог обезопасить себя. А сорвав цветок, нужно было бежать домой без оглядки. Если человек обернётся – сокровище, добытое с таким трудом, тут же исчезнет. Не было лишним и использование защитных амулетов и оберегов, что могли защитить от злых сил.

В момент цветения этого растения из земли выходят скрытые сокровища / © Виктор Анатольевич Корольков

В момент цветения этого растения из земли выходят скрытые сокровища / © Виктор Анатольевич Корольков

Как видите, я предоставила вам целую инструкцию по добыванию Перунова цвета, о котором сложено столько легенд. Это магическое растение могло открыть людям тайные знания, секреты кладов или одарить огромным счастьем. Но самое удивительное другое: несмотря на то, что сегодня мы уже не почитаем бога Перуна, не исполняем древние ритуалы, мы по-прежнему помним о заветном цветке папоротника. Конечно, сегодня это растение не ищут, однако оно стало неким символом прекрасной и недосягаемой мечты, что живёт в сердце каждого человека.

На обложке: Перунов цвет / strashno.com

Чудесный цветок (квест)

Материал из ArcheAge

Перейти к: навигация, поиск

Чудесный цветок

Категория
Махадеби
Локация
Махадеби
Уровень
19
Повторяемый
Нет
Выборочный
Нет
Последовател.
Нет
Сообщение о завершении
Да
Начальный NPC
Анфар
Конечный NPC
Анфар
Кор. название
아스트라의 꽃
ID
1517
Код для форума

[url=»https://aa.mail.ru/wiki/index.php/%D0%A7%D1%83%D0%B4%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA_(%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82)»]Чудесный цветок (квест)[/url]

Этапы

Действие.png Взять квест у NPC Анфар
Разговор.png Анфар: Я слышал, в пещере на северо-западе от каменоломни поселились астры.
Разговор.png Анфар: Они владеют особой магией. Там, где они проходят, распускаются цветы, а растения приобретают целительную силу.
Разговор.png Анфар: Моя дочь умирает от болезни, убивающей Махадеби, и лекари только разводят руками. У меня осталась последняя надежда. Помоги мне найти чудесный цветок, пробужденный астрами!..

Отыщите в пещере Белых Птиц чудесный цветок для Анфара.

Действие.png Собрать

Чудесный цветок.png

 [[Чудесный цветок|Чудесный цветок]] из объекта Чудесный цветок (0/1)

Отнесите чудесный цветок Анфару.

Действие.png Поговорить с NPC Анфар
Разговор.png Анфар: Не знаю, спасет ли этот цветок мою дочь, но одно чудо я уже увидел. Чудо доброты. Спасибо тебе от всей души.

Опыт и деньги:

1580 опыта
Серебро 5 Медь

Прохождение и советы

См. также

Загадочный цветок (Arcane Flower) — аксессуар, добавленный в версии 1.4.0.1. При экипировке снижает затраты маны на 8%, автоматически использует Зелье маны Зелья маны, при опустошениях его запаса, а также понижает приоритет персонажа для врагов.

Рецепт

Ингредиенты Рабочее место Результат
  • Putrid Scent Гнилые останки
  • Mana Flower Цветок маны
Tinkerer's Workshop Мастерская изобретателя Arcane Flower Загадочный цветок

Примечания

  • Эффект понижения затрат маны суммируется с Дар природы Даром природы, Цветок маны Цветком маны, Магический плащ Магическим плащом и Магнитный цветок Магнитным цветком.
  • При израсходованной мане, будет использовано первое зелье маны в инвентаре игрока по следующему порядку: слева направо, сверху вниз. Порядок использования зелья маны не зависит от того, сколько маны оно восстанавливает.
  • Как и другие аксессуары, созданные с помощью Гнилые останки Гнилых останков, Таинственный цветок не наследует бонус к урону и шансу критического удара от них.

История

  • Версия 1.4.0.1: Загадочный цветок добавлен в игру.

Наверняка вам приходилось слышать о цветке папоротника. Том самом на поиски которого отчаянные смельчаки отправляются в ночь на Ивана Купала. Как найти цветок папоротника и реально ли это в принципе сделать? На чём основана старинная легенда о Перуновом цвете? Предлагаю найти ответы на поставленные вопросы в сегодняшнем материале.

цветок папоротника

Содержание

  • 1 Реальные факты о папоротниках
  • 2 История появления легенды
  • 3 Цветы Ивана Купала – это миф? Научное объяснение
  • 4 Как найти цветок папоротника
  • 5 Когда расцветает волшебное растение?
  • 6 Где найти цветущий папоротник?
  • 7 Дальнейшие действия
  • 8 Как выглядит Перунов цвет?

Реальные факты о папоротниках

Пожалуй, начать стоит именно с них. Папоротники – являются очень древним растением, которое появилось на нашей планете порядка 400 миллионов лет тому назад! Тогда они имели поистине гигантские размеры. Удивительно, но семейство папоротниковых сохранилось до наших дней. Оно насчитывает в общей сложности порядка 10 000 видов.

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!

Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Может ли папоротник цвести? Для ответа на поставленный вопрос стоит обратиться к научным данным. Учёные единогласно утверждают, что данное растение относится к тайнобрачным (наравне с хвощами, мхами, плаунами и некоторыми другими видами).

Размножение папоротниковых происходит исключительно при помощи спор или отростков (то есть вегетативно). Место расположения спор у растения – тыльная сторона листка, они такие невзрачные, что с первого взгляда совершенно не заметны человеку.

Для некоторых разновидностей папоротников характерно выбрасывание стрелки со спорами, напоминающими соцветие, но уж никак не одиночный цветок. Тогда откуда возник у славян миф о волшебном цветке? Давайте разбираться.

История появления легенды

Эта волнительная и красивая история повествует о солнечном боге Семаргле, приходящемся родным братом богу Перуну. Однажды огненный Семаргл повстречал прекрасную богиню ночной поры Купальницу. Та долгое время была неприступной, но по итогу сдалась ухаживаниям молодого Бога и сама ответила ему взаимностью.

Но перед влюблёнными стояла огромная трудность – задачей Семаргла было находиться на солнечном престоле, тогда как нежная Купальница правила в тёмное время суток. Несмотря ни на что, молодые не устояли перед пламенной любовью и 21 июня соединились воедино. Этот день стал известен как летний солнцеворот.

Через некоторое время в паре родились два малыша – Кострома и Купало. В честь столь знаменательного события брат Перун преподнёс новоиспечённым родителям огненный цветок папоротника. Отсюда и его второе название – Перунов цвет. Последний же имел удивительные свойства и призван был дарить большое счастье.

Цветы Ивана Купала – это миф? Научное объяснение

Выше была описана традиционная славянская версия легенды. Но есть и второй, более приземлённый вариант. В середине июня на природе появляется большое количество светлячков, свечение которых в папоротниковой листве люди принимали за чудесный цветок.

Тогда становится вполне понятно, почему не каждому дано увидеть Перунов цвет, и уж тем более – сорвать его. Безусловно, ведь напуганный светлячок перестаёт излучать свечение, затаившись в листве.

Кроме того, стоит отметить, что в природе встречаются и ядовитые виды папоротников. В жаркую летнюю погоду они производят специфические испарения в воздухе, которые вполне могут приводить к разнообразным зрительным или слуховым галлюцинациям.

Кажется всё, древняя славянская легенда была разбита о гранит науки? Но не тут-то было! У старинного поверья всё же есть определённые основания.

Речь идёт о двух невероятно редких видах растения – Гроздовнике Полулунном (народное название – ключ-трава) и Ужовнике Обыкновенном. Они при размножении выпускают нечто, очень напоминающее цветы – споранги, раскрывающиеся в условиях сухой погоды и высыпающиеся на землю. Так, может быть, именно об этих редкостных видах и шла речь у наших предков? И именно их поиски совершались купальской ночью? Ответа на этот вопрос сегодня, к сожалению, уже не найти.

Остаётся только строить догадки и воспринимать (или не воспринимать) легенду о Перуновом цвете на веру. Если вы относитесь к категории «верящих» — тогда читайте дальше. Ведь мы подобрались непосредственно к процессу поиска таинственного растения.

Как найти цветок папоротника

Как найти цветок папоротника

Предположим, что Перунов цвет – это не просто легендарное, но вполне реальное растение. Тогда возникают вопросы – где заниматься его поисками и для чего оно в принципе необходимо?

По славянским поверьям, в ночь на Ивана Купала, ровно в 12 часов ночи на короткое мгновение распускается волшебное огненно-красное растение. Оно излучает такой яркий цвет, что не каждому дано выдержать его.

Считается, что найти цветок папоротника сможет только тот, кто имеет искреннюю веру. В процессе поиска необходимо читать специальные молитвы. Тот счастливчик, кому повезёт сорвать Перунов цвет, обретёт невиданную силу, а ещё начнёт видеть спрятанные сокровища везде, где они есть, сможет открывать любые двери. Поэтому-то папоротник иначе ещё называют «разрыв-травой».

Кроме того, папоротник у славян всегда символизировал собой удачу, а по одной из версий человек, обнаруживший его, научится понимать язык растений и животных.

Сложность же нахождения жар-цвета состоит в том, что купальской ночью цветок охраняют духи. Они-то и срывают едва распустившийся бутон. Люди верили, что если кому и удастся раздобыть чудесный цвет – ему придётся столкнуться со многими испытаниями от нечисти. Одна из версий гласит, что цветок необходимо оставить там, где он рос, до наступления утра, пока нечистые силы не утратят своей власти.

Интересно! Николай Васильевич Гоголь наглядно продемонстрировал народные традиции, связанные с цветением папоротника, в своей повести «Ночь накануне Ивана Купала».

Когда расцветает волшебное растение?

По тем же преданьям, происходит это единожды за год – ночью с 23 на 24 июня (по старому стилю). Что по современному календарю соответствует ночи с 6 на 7 июля.

Во времена славянского язычества в эту дату наши предки славили сильное, летнее солнце. Впоследствии праздник был трансформирован православной церковью. Он получил другое название – Иванов день. Христиане в указанную дату чтят память святого Иоанна Крестителя.

Интересно! Одна из легенд гласит, что Перунов цвет реально увидать только раз за 100 лет.

Где найти цветущий папоротник?

Растение отдаёт своё предпочтение влажным, тёплым местам. Его лучше всего отправляться искать у берегов озёр, речек или болот. Намного реже, но встречается папоротник на лугах. Не забывайте, что волшебный цвет надёжно прячется от человека, его поиски представляют собой большую сложность. И помните о своей безопасности, ведь прогулка по глухим местам может закончиться весьма печально.

цветок папоротника

Дальнейшие действия

Представим, что желанный цветок всё же найден. Что делать потом? Ведь по легендам его цветение продолжается всего один миг. В разных источниках предлагаются разные советы: например, тщательно спрятать и скорее убегать без оглядки или аккуратно нести в руках. А ещё одна версия говорит о том, что следует нарисовать круг вокруг цветка и просидеть в нём до наступления утра.

Самое важное условие вне зависимости от ваших действий – уходя, не оборачиваться назад.

Что делать с Перуновым цветом дальше – тоже непонятно. Скорее всего, его необходимо засушить. Тогда, бесспорно, он станет самым важным экземпляром домашнего гербария! Хотя другая легенда советует скорее избавиться от растения, бросив его в реку, но при этом загадать своё сокровенное желание.

Как выглядит Перунов цвет?

Неясным остаётся и точный вид мифического цветка. По рассказам одних речь идёт об алом «огненном» растении больших размеров, другие – описывают его оттенок как серебристый, а третьи – и вовсе называют маленьким беленьким цветочком.

Единственная общая черта во всех версиях – цвет обязательно светится. Поэтому его и стали в народе именовать светицветом, цвет-светом, горицветом и жар-цветом.

В завершение хочется отметить, что цветение папоротника на Ивана Купала – очень загадочное событие, которое, возможно, вполне реально, а, может быть, является лишь плодом человеческого воображения. К сожалению, истории о счастливчиках, обнаруживших цвет, есть только в литературе, поэтому сделать однозначный вывод здесь крайне сложно.

Напоследок просмотрите тематический видеоматериал:

Волшебные и магические травы на Руси: свойства, описания, легенды, значение разных трав в русском фольклоре.

Какие травы считались на Руси магическими? Цветок папортоника (Перунов цвет), одолень трава, плакун-трава, чертополох, сон-трава, перелет-трава, жар-цвет.

Дата обновления статьи: 08.05.2023

Взявшись писать статью про волшебные травы славян, мы было собирались рассмотреть самые известные в фольклоре названия трав — вроде плакун-трава, одолень-трава, перелет-трава — и связанные с ними верования (в чем заключалась, по мнению наших предков, сила этой травы, в каких случаях и от чего она помогает, какие желания исполняет и проч.), а также поискать в трудах именитых фольклористов версии о том каким реальным растениям они могли соответствовать.

Однако, такой подход на деле оказался в корне неверным, если не сказать примитивным. Дело в том, что для наших предков все травы были по-своему волшебными, если под этим словом понимать целебный эффект. Травники (или зелейники, травознаи, знатоки лютого корня — как их называли раньше) прекрасно знали, что помогает от головной боли, а что от проблем с кожей. Вероятно, знали они и о других более тонких уровнях воздействия растений на уровне вибраций… Аполлон Апполонович Коринфский (1868—1937 гг.) — автор историко-этнографические очерков о народных сказаниях и поверьях («Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа»; «Трудовой год русского крестьянина») пишет что травознаи «ходили по лугам и лесам, как в насажденном собственными руками саду: всякой травы, всякой былинки знали свойство и место.»

Травник

Но если мы возьмем именно «магические травы», с которыми наши предки связывали разные способности вроде умения находить клады, становиться невидимым, открывать замки, привораживать сердце любимой и прочее, то оказывается:

1) Все волшебные травы оказываются неразрывно связаны именно с богом грозы Перуном и поэтому собираются, согласно поверьям, а) в ночь на Ивана Купалу (т.е самую долгую ночь в году, когда солнечный Бог-Громовержец находится на пике могущества); б) в грозовые («воробьиные», «рябиновые» ночи), когда гремит гром;

2) Все волшебные травы (причем не только у славян, но в немецком, скандинавском, индийском эпосе — то есть в целом в культуре индоевропейцев) всегда (!) связываются с рядом устойчивых образов:

  • молния (жар-цвет);
  • мгновенные передвижения (перелет-трава);
  • ключ (разрыв-трава);
  • слезы (плакун-трава);
  • борьба с нечистой силой (одолень-трава);
  • сон-смерть (сон-трава).

При этом внешне они должны иметь яркий / горящий / сверкающий цвет (аналог молнии) и/или напоминать по форме листа птичье перо.

Магические травы

3) В 70% случаев все «волшебные» названия, коих немало, приводят нас к папоротнику, легенды о котором представляют собой квинтэссенцию вышеперечисленных «магических образов».

4) Если же речь НЕ о папоротнике, (например, чертополох, мандрагора…) это значит, что в данном случае речь идет не о всем комплексе волшебных образов, а только о каком-то одном аспекте (например, сон или борьба с нечистой силой). При этом реальные соответствия из мира ботаники устанавливать все труднее, потому что волшебное название (например, сон-трава) «растекается», переходит на разные растения от региона к региону, при этом сами «магические» свойства остаются неизменными;

5) Поэтому составление каких-либо «списков» волшебных трав с их свойствами или поиск соответствий, пожалуй, вовсе не имеет смысла, гораздо важнее и интереснее проследить как зародились те самые устойчивые характеристики-атрибуты «волшебной травы» и различные варианты ее названий. То есть мы пойдем в обратном направлении и будем рассуждать не о ботанике или приметах низведенных до уровня суеверий, а о мифах и богах.

Перун громовержец освобождает солнце, дождь и открывает доступ к сокровищам

Итак, самая невероятная магия в мире наших далеких предков — это ежегодное воскресение, когда нечто/некто побеждает сон-смерть-зиму и начинает новый виток жизни и развития. Он возвращает из-за пелены туч живительное солнце, прогоняет сумрак долгих зимних ночей и открывает скованные, упрятанные его антагонистом-похитителем потоки воды.

Во всех индоевропейских эпосах этим Некто является верховный бог — воин и громовержец. Индра, Тор, Перун, Святовит, Руевит, Белобог — это они побеждают Змея, освобождают похищенных им небесных коров (потоки воды) и являются персонифицированным воплощением справедливости и доблести, торжества Света над Тьмой, Жизни над Смертью и Солнца над Стужей. Этот «побеждающий бог» есть сила неба, сила ветра, дождя и грозы, иными словами — активная, созидательная, кипящая и даже яростная энергия.

Картина Перун побеждает Змея

А.Фанталов. Перун побеждает Змея. Примечательно, что в англоязычном сегменте интернета данная картина массово используется для иллюстрации текстов посвященных бою Индры и Вритры, хотя сам автор, как видно из названия, подразумевал славянский миф.

Кстати, противостоит этот Бог-Воин или Бог-Громовержец вовсе не силам абсолютного зла, а просто иной — пассивной и непроявленной силе, которую олицетворяет Велес-Хранитель («ведающий»), почитавшийся у древних славян как бог вселенской мудрости, хранитель всего тайного, неизведанного, непознанного, сакрального, подсознательного, а также — земного и «темного». Он — силы земли, силы текучей воды, ночи и холода, а также Дед, Мороз, Чернобог, Хозяин Леса, Рогатый Бог, покровитель земледелия, ремесел, искусства, кузнечного дела, диких и домашних животных («скотий бог»), волхвов и странников. Читать подробнее про дуальный союз-противоборство Перуна и Велеса в статье про Аркону

Владислав Дзалба. Велес

Владислав Дзалба. Велес

В цикличности этого дуального противостояния активной силы пробуждения и пассивной силы засыпания, пожалуй, заключается сама суть мировоззрения наших предков, из которой в дальнейшем разворачивается бесчисленный ряд образов, мифов, поверий и других культурных отголосков это Первого Мифа. Одним из его проявлений как раз и является сбор волшебных трав в 20-х числах июня (а точнее — 21 июня на Ивана Купалу, в день летнего солнцестояния), то есть в пору когда в наших широтах дни самые длинные в году, а ночи — самые короткие. Именно в это время, согласно дохристианскому мировоззрению, Перун находится на пике могущества и все живое напитано энергией солнца.

Ночь на Ивана Купалу

Возвращаясь к индоевропейским богам-громовержцам: всегда их обязательным атрибутом является молния, что, вероятно, связано с тем, что, с одной стороны, зимой не бывает грозы (ведь это время бога-антагониста, то есть бога-мудреца, бога-хранителя, иначе Деда, Мороза, Змея, Вритры или Велеса), а с другой — с тем что раскаты грома как нельзя лучше иллюстрируют идею борьбы, битвы, разбивания льда или каких-либо оков.

А. Н. Афанасьев, известный большинству в первую очередь как собиратель русских народных сказок, среди прочего оставил потомкам 3-томник под названием «Поэтические воззрения славян на природу», где он подробнейшим образом с (и примерами в форме сказок, поговорок, песен, обрядов) рассматривает ключевые мифологические образы славян и других индоевропейских народов. Там он пишет об этом так:

«С возвратом весны бог-громовник, разбиватель облачных гор, отпирает своею молнией небесные источники и напояет землю росой и дождями; он дает земле производительную силу и отпирает ее замкнутые недра. До первого грома земля, по народному выражению, не растворяется. Как ключ, вложенный в отверстие замкá, снимает запоры и открывает доступ к спрятанным сокровищам, так бурав-молния, сверля горы-тучи, освобождает из них солнечный свет и дождевые потоки, а отмыкая бочки-тучи, льет оттуда небесное вино или живую воду. Потому молния в поэтических сказаниях народа есть золотой Перунов ключ…»

Виктор Корольков. Громовник

Виктор Корольков. Громовник

Соответственно, различные магические способности Перуна и его молний — разрыв замков/оков, изгнание змея-зимы-нечистой силы, преодоление смерти-болезни, открытие сокровищ и прочее переносятся с самого бога на различные травы, которые по каким-то признакам или свойствам напоминают молнию, ключ, перо или другие проявления божественной борьбы двух сил. Отсюда же схожесть слов «светить» и «цвести», а основное название волшебного цветка в народном фольклоре — Перунов цвет.

У этого цветка — как и у самих древних богов (которых, помимо женских образов, всего два + верховный Бог-Создатель/Род/Сварог) — множество ипостасей, то есть устойчивых самостоятельных образов, в каждом из которых наиболее ярко проявляется какая-то особая черта, при этом они по сути являются одной и той же единой, но многогранной сущностью. Рассмотрим эти грани «волшебного Перунова цвета» подробнее.

Жар-цвет (сияющий)

В некоторых русских народных сказках есть упоминание о «жар-цвете» и когда он цветет, то «ночь бывает яснее дня и море (= дождевая туча) колыхается». В легенде хорутан (славяне Восточных Альп) его аналог под названием солнечник «расцветает тогда, когда весеннее солнце победит черного волка (демона зимы), и хотя нечистые духи силятся не допустить его до расцвета, но усилия их постоянно бывают безуспешны». Есть и множество других названий этого цветка — светицвет (на Руси), Перунов цвет (у хорватов) и другие — в каждом из которых на первом место стоит признак «яркий», то есть все они — ни что иное как метафора небесной молнии Перуна-громовержца.

Цветок папоротника

Robert John Tornthon. Kwiat Paproci

Что касается самих легенд, то, конечно, в этих описаниях невозможно не узнать преданий о цветке папоротника, который согласно народным поверьям цветет ярким цветом всего несколько мгновений в самую волшебную и короткую ночь в году:

«В темную, непроглядную ночь, ровно в двенадцать часов, под грозой и бурею, расцветает огненный цветок Перуна, разливая кругом такой же яркий свет, как самое солнце; но цветок этот красуется одно краткое мгновение: не успеешь глазом мигнуть, как он блеснет и исчезнет!» (А. Н. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу»)

«…цветовая почка его разрывается с треском и распускается золотым цветком или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаза не в состоянии выносить чудного блеска; показывается этот цветок в то же самое время, в которое и клады, выходя из земли, горят синими огоньками…» (А. Н. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу»)

Смельчак сорвавший магический цветок среди прочего как раз и получает возможность видеть все земные клады — «темная земная кора кажется ему прозрачною, словно стекло». Другое предание гласит: «узнаешь и увидишь, где какая поклажа (клад) лежит и как что положено и сколь глубоко, и можешь взять без всякого вреда и остановки — для того, что ты уже демонов увидишь; а с ним тебя жестоко бояться станут».

А.Пиотровский. Сказка о цветке папоротника

А.Пиотровский. Сказка о цветке папоротника

Но что это за клады и за демоны? Почему последние одновременно и тянутся к волшебному цветку, и мешают его сорвать и бояться его? Разгадка в мифе о Перуне: если сам волшебный цветок — это его молния, то клады — это как раз те самые «небесные сокровища», которые он отпирает/выпускает своим ударом — то есть потоки воды, по которым там истосковалась земля. Демоны же, всячески мешающие как самому цветку распускаться, так и смельчакам добывать сокрытые клады — это аналог колдовских сил зимы, с которыми и сражается Перун-громовержец.

Именно поэтому на магический цветок папоротника переносятся все способности палицы Перуна, а также и самого бога-громовержца (ниже цитаты из книги А. Н. Афанасьева, «Поэтические воззрения славян на природу», Глава XVIII Облачные скалы и Перунов цвет):

  • Всемогущество, победа над нечистой силой: «обладая им, человек не боится ни бури, ни грома, ни воды, ни огня, делается недоступным влиянию злого чародейства и может повелевать нечистыми духами; для этих последних цвет папороти так же страшен, как и громовые стрелы: завидя пламенный цветок, они, по одному представлению, стараются овладеть им и запрятать в облачные пещеры, а по другому — в ужасе разбегаются от него по своим трущобам и болотам».

Виктор Корольков. Перунов цвет

Виктор Корольков. Перунов цвет 

  • Возможность открывать любые клады, а также цепи и замки: «цветок этот отмыкает все замки и двери (только приложи его — и железные запоры, цепи и связи вмиг распадаются!), открывает погреба, кладовые, казнохранилища и обнаруживает подземные клады — подобно тому, как удары молнии, разбивая облачные скалы, обретают за ними золото солнечных лучей».
  • Дар предвидения и мудрости: «всякий, кто достанет цвет папоротника, становится вещим человеком, знает прошедшее, настоящее и будущее, угадывает чужие мысли и понимает разговоры растений, птиц, гадов и зверей»… «кто владеет чудесным цветком, тот видит все, что кроется в недрах земли»… «все узнаешь, что где есть, или лежит, или делается, и как, куда и в коем месте; просто сказать — все будешь знать».

Живая вода

  • Ключ к живой воде и дар исцеления болезней: миф о Перуне неразрывно связан с живой водой, то есть изначально — живительной водой из небесных источников. Она пробуждает природу весной, возвращает к жизни после сна, что и отразилось в образе живой воды. А обладатель цветка папоротника, в свою очередь, получает возможность черпать напрямую из волшебных источников, а значит — и исцелять любые болезни.
  • Молниеносность перемещений (то есть невидимость, неуловимость): «…поди куды хошь: никто тебя не увидит; что хошь — делай!»… «всякий, кто носит при себе цвет папоротника, делается незримым для всех присутствующих».
  • Любовные стрелы: «…он может по собственному произволу насылать в сердце девицы горячее чувство любви, для чего заговоры постоянно обращаются к богу-громовнику и его молниеносным стрелам».

Именно поэтому «брать» волшебный цветок полагается также с соблюдением особых ритуалов, которые хоть и разняться в разных регионах, но тем не менее всегда содержат некую символику молнии (нож, четверговая свеча, рябиновая палка или лучина), и упоминают о защитной силе круга и скатерти/покрывала (круг — как универсальный обережный символ, скатерть — как аналог облачного покрова, «одеваясь которым становишься невидимкою; на те же облачные покровы опадает и цвет-молния»).

«…кто желает добыть цвет папоротника, тот должен… отправиться в лес, взявши с собою скатерть, на которой хотя раз святили пасху, и нож, которым ее разрезывали; потом найти куст папоротника, очертить около него ножом круг, разостлать скатерть и, сидя в замкнутой круговой черте, не сводить глаз с растения; как только загорится цветок, тотчас же должно сорвать его и спешить домой, накрывши себя скатертью…» (А. Н. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу»).

Звездное небо в лесу ночью

И опять же — именно из-за прямой связи появления волшебного цветка с громом, грозой, в более поздних преданиях момент его расцветания сопровождается криками, хохотом, стрельбой, ударами хлыстов, огненными языками и т. д., которые приписываются уже нечистой силе, мешающей искателям удачи сорвать цветок.

«…едва сорвет он цветок, как вдруг земля заколеблется под его ногами, раздадутся удары грома, заблистает молния, завоют ветры, послышатся неистовые крики, стрельба, дьявольский хохот и звуки хлыстов, которыми нечистые хлопают по земле; человека обдаст адским пламенем и удушливым серным запахом; перед ним явятся звероподобные чудища с высунутыми огненными языками, острые концы которых пронизывают до самого сердца. Пока не добудешь цвета папоротника — Боже избави выступать из круговой черты, или оглядываться по сторонам: как повернешь голову, так она и останется навеки!»

Остается прояснить — почему же именно папоротник стал аналогом молнии Перуна, тем самым сияющим и сверкающим цветком — ведь папоротники вовсе никогда не цветут! Но и в этом нет противоречия — согласно народным легендам жар-цвет добыть необычайно трудно, неуловимый как молния, он вспыхивает всего на несколько секунд — находится на грани «существует-не существует». Очевидно, что таким волшебным божественным цветком не могли бы стать ни шиповник, ни, скажем, дикая гвоздика — которые найти и сорвать может абсолютно каждый без каких-либо усилий.

Ростки папоротника, Перунов цвет

Но не только это важно — говоря о папоротнике, не стоит забывать о необыкновенной форме его листа. Древний реликтовый свидетель эры гигантских ящеров, он сам по себе, со скрученными в тугие шары побегами и резными листьями выглядит нездешним, сказочным, непохожим ни на что другое… а главное — он напоминает одновременно стрелу и птичье перо, что ведет нас к новой грани волшебного цветка.

Папоротники в лесу

Перелет-трава, скакун-трава, спрыг-трава и папороть (птицеподобные)

Другое название Перунова цвета в фольклоре — перелет-трава. По преданиям она сама собой переносится с места на место и напоминает то птицу, то падающую звезду:

«…ни минуты не остается в покойном состоянии, а беспрерывно движется взад и вперед и прыгает, как живая птичка; самый распустившийся цветок быстро носится над землею, словно яркая звезда, и упадает на то место, где зарыт клад…»

Здесь отражено представление о том, что волшебный цветок перемещается и вспыхивает с неуловимой быстротой — подобно молнии, которую многие индоевропейские народы представляли в виде птицы.

В этой связи папоротник с его перьеобразными листьями как нельзя лучше подходит на роль перелет-травы. Более того — само название этого растения в русском языке — «папоротник» или «папороть» — также связано с темой полета и происходит от слова «парить» путем удвоения его корневой основы «па(р)-пар» (то есть парить/лететь очень быстро с удвоенной скоростью). Сравните: пол. раргоć, луж. papruš, илл. и хорват. praprat, preprut, хорут. praprot, др.-чешск. paprut, новочешск. papradj. Вероятно, от этого же корня происходит слово «ПеРо» и «нетоПыРь». На санскрите patra означает «лететь», «падать».

Иллюстрация В царстве папоротника

Е.Смиронова. В царстве папоротника

Кстати, один из видов папоротника в наших широтах носит название орляк, что отсылает нас уже к орлу и соколу — священным птицам славян, которые, в свою очередь, также неразрывны с богом воинской доблести Перуном.

Интересно, что птичье перо в мифологии индоевропейских народов очень часто является неким магическим артефактом — что, возможно, также связано с представлениями о божественных молниях. Так, индийский громовержец Индра, добывая сому (то есть напиток бессмертия или живую воду) из облачных гор, оборачивается соколом, а его упавшее перо также превращается на земле в волшебный цветок.

И.Билибин. Жар-птица

И.Билибин. Жар-птица

В наших же русских сказках тема волшебного пера представлена в истории о Жар-птице и в сказке о Вороне Вороновиче (или — в других версиях — о Медном, серебряном и Золотом царствах). В последней именно посошок-перышко оброненный (или вытребованный) у Ворона Вороновича (ворон = добыватель живой воды) позволяет главному герою невредимым вернуться/перелететь в свой мир из некой параллельной реальности («заоблачного» или «подземного» царства). Аналогичная история есть в немецком фольклоре — там, герой, вложив себе в рот и уши по три перышка, получает возможность летать с невероятной быстротой.

Иллюстрация к сказке про Медное, Серебряное и Золотое царства

Иллюстрация к сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое»

Разрыв-трава (отпирающая замки)

Как молнии громовержца освобождают скованную воду, разрубая «небесные замкИ», так и Перунову цвету приписывают способность разрывать замки и снимать оковы. В этом качестве волшебный цветок на Руси чаще всего именовался «разрыв-травой», у сербов же, например, — «расковник» (в значении расковывать, снимать оковы). Интересно, что метафора срыва оков перешла и на различные металлы как класс в целом.

«Если приложить разрыв-траву к запертой двери или замку — они немедленно разлетятся на части, а если бросить в кузницу — ни один кузнец не в состоянии будет сваривать и ковать железо, хоть бросай работу! Разрыв-трава ломает и все другие металлические связи: сталь, золото, серебро и медь…»

Старый замок на двери

Бытовало предание, что неуловимые воры вживляли себе в палец кусочек этой сказочной травы и тогда — стоило такому человеку дотронуться до любого замка — как он распадался от простого прикосновения.

Метод добывания разрыв-травы несколько отличается от «классического» способа взятия Перунова цвета с помощью круга, скатерки и ножа. Хотя время действия не меняется — это по-прежнему ночь на Ивана Купалу. В данном случае предлагалось косить траву на диком поле до тех пора пока не переломится железная коса — что будет сигналом к тому, что она налетела на разрыв-траву. После скошенную траву нужно бросить в воду, где обычная устремится вниз по течению, а разрыв-трава — двинется против течения.

Волшебная таинственная ночь в лесу, луна, деревья

Интересно, что и в Италии есть схожие предания о траве разрывающей железо. Там считалось, что если лошадь наступит на такую, то с нее сразу же отскочит подкова.

Другой образ, связанный с размыканием замков — это ключ, открывающий небо. У славян носителем подобных ключей от неба (а позднее — рая) традиционно считались птицы. Прилетая весной, они «открывали» небесные замки и выпускали на землю дожди. Отсюда же, скорее всего идет и предание о том, что ворон знает где добыть живую и мертвую воду, или же вовсе — является хранителем этих источников и носителем ключей от них.

Плакун-трава (выпускающая росы, дожди и слезы)

В знаменитой «Голубиной книге»
 — удивительном памятнике словесности, сохранившем дохристианские верования наших предков в форме христианского стиха, есть часть, где перечисляются наивысшие и наиглавнейшие сущности среди разных групп — «что есть всем птицам мати», «всем зверям мати», «всем городам мати»… Так вот именно плакун-трава обозначена там как «трава всем травам мати».

Трава с росой

В других народных преданиях она связана с небесными слезами и усмирением чего-либо или кого-либо. Такое проявление волшебной травы также исходит из корня единого мифа о борьбе Перуна-громовержца с демоном Зимы: когда молния или волшебный ключ открывают замкнутое небо, вся накопленная там вода устремляется на землю потоками дождя, или иначе — слез. Это момент полной и окончательной победы над противником, поэтому и плакун-траве приписывались свойства обезвреживания:

«…смиряют нечистых духов, делают их послушными воле человека, уничтожают чары колдунов и ведьм, спасают от дьявольского искушения и всяких недугов…»

«…открывает клады и заставляет демонов плакать, т. е. заставляет тучи проливать дождь…» — заметим, что ей также приписывается и способность открывать клады, что подтверждает еще раз тот факт, что плакун-трава это всего лишь одно из названий волшебного Перунова цвета, а не какое-то другое растение, отличное, скажем, от перелет-травы или разрыв-травы.

Одолень-трава и прострел-трава (разящие демонов)

Если плакун-трава заставляет демонов плакать, то в иной своей ипостаси — одолень-трава — она заставляет их разбегаться в страхе и являет собой активную жизненную силу солнца (=Перуна), побеждающую Зиму (=болезни, бесы, смерть). Отсюда, вероятно, идет и иной визуальный образ — здесь уже важно не сходство с пером (как у жар-цвета), а наличие колючек, поэтому одолень-трава нередко ассоциировалась с чертополохом или другими растениями из семейства репейников. Название же «одолень» происходит от слова «одолевать», подразумевая различных недругов и силы, тот же смысл несет и название «чертополох» (=всполошить чертей). Он же был известен под наименованиями волчец, игольчатка, колючка.

Цветок чертополоха

А. Н. Афанасьев сохранил и записал заговор, которым ограждали себя на Руси от злых сил путники, отправляясь в долгую дорогу:

«еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! не я тебя поливал, не я тебя породил; породила тебя мать сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки (т. е. вещие, облачные девы и жены). Одолень-трава! одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили; отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды… Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке.»

Впрочем, одолень-трава может быть и иной. Другое название этой волшебной травы — «прострел». Бытовало предание, что она возникла когда стрела бога вонзилась в некое живое растение (=прострелила его). В этом случае визуальное проявление Перунова цвета опять меняется — им становится растение со стеблем полым внутри (=простреленное). Поэтому на роль прострела чаще всего выбирают кувшинку (причем не только в разных регионах Руси, но и, например, в Германии). Интересную аналогию на этот счет предложил в своем исследовании Якоб Гримм — он отметил, что кувшинка — это локальный аналог лотоса, то есть цветка, с которым непосредственно связан индоевропейский миф о сотворении мира:

Цветок лотоса

«Гигантский и роскошный цветок Индии, возникающий из лона вод, ближе всего мог служить эмблемою небесного цвета-молнии, какой зарождается в недрах туч и цветет посреди дождевого моря; так как, по древнему воззрению, все сущее на земле вызывается к бытию творческою силою весенних гроз, то с лотосом соединяли миф о создании мира».

Независимо от разницы в названиях и внешнем виде свойства одолень-травы и прострела одинаковы. Оба фигурируют повсеместно в обрядах связанным с излечением от болезней домашнего скота, а также:

«…чертополох прогоняет колдунов и чертей, оберегает домашний скот, врачует болезни и унимает девичью зазнобу; ружье, окуренное травой колюкою, стреляет так метко, что ни одна птица не ускользнет от его удара и ни один кудесник не в состоянии заговорить его…»

«…кто хочет, чтобы дом его был безопасен от грозы и пожара и чтобы житье в нем было счастливое, тот должен сорвать прострел-траву…»

Сон-трава (погружающая в смертельный сон в конце цикла жизни)

Последняя важная аватара Перунова цвета — это сон-трава, усыпляющая, сковывающая, смертоносная, погружающая в непробудный сон. Казалось бы тут есть некое противоречие — ведь все время до этого речь шла о противоположных понятиях — жизнь, пробуждение, живая вода. Но для наших предков здесь противоречия не было. Жизнь циклична и после «отпирания» небесной воды (т. е.жизни) идет новое ее «запирание» на замки — новая зима. Причем новый виток цикла жизни-смерти также связан с молнией.

В.ВАснецов. Спящая царевна

В.Васнецов. Спящая царевна

По одним легендам сам Перун, воскресивший природу к жизни, усыпляет ее когда подходит время. Так, у чехов существовало предание о двух молниях — весенней огневой (т.е возжигающей пламя) и осенней ледяной (то есть гасящей его). По другим версиям ледяные молнии принадлежат не Громовержцу Перуну, а уже его противнику Вритре/Змею/Велесу — то есть молнии это общее для них орудие сражения, а гром — это звуки их битвы. Как бы то ни было смертоносная сила молний не подвергалась сомнениям, поэтому происхождение от молний же некой травы со свойствами усыпления понятно и логично. Другими словами сон-трава — это аналог мертвой воды.

Виктор Корольков. Поединок Перуна с демоном зимы

Виктор Корольков. Поединок Перуна с демоном зимы

Примечательно, что сбор сон-травы также связывают с ночью на Ивана Купалу (день летнего солнцестояния 21 июня), ведь именно тогда происходит поворот на зиму — т. е. дни постепенно становятся короче, а ночи длиннее. Иными словами — природа достигла некого условного расцвета и начнет постепенно погружаться в сон.

Всеволод Иванов. Купальская ночь

Всеволод Иванов. Купальская ночь

Завершить наше фольклорное исследование волшебным трав хотелось бы поэтичной цитатой Апполона Апполоновича Коринфского (автора историко-этнографических очерков о народных сказаниях и поверьях «Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа»; «Трудовой год русского крестьянина»:

«Травы, долженствующие обладать таинственной силою, собирали в ночь на Ивана Купалу или Аграфену Купальницу, или Аграфену Лютые Коренья (с 23 на 24 июня), когда все земное зелие-былие получало сверъестественную мощь: как злую, так и добрую. И говорят, была (а может, по сию пору есть!) такая трава — колдовская, расчудесная! — что если отыщешь ее… пройдешь по любому морю — и ноги твои не промокнут. В эту ночь травы цвели огнем. Таковы были черная напороть, царе-царь, голубь и другие. Иной цвет пылал неподвижным, сильным пламенем, иной имел вид молнии, летучего, призрачного огня…»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фонотеку ютуб на телефоне
  • Как найти высоту куба если масса
  • Фильм про то как нашли динозавров
  • Много сплю как исправить
  • This is not a bootable disk как исправить