В некотором роде это будет уместно к посту про образы. Для начала, введу немного терминологии, чисто в рамках этого поста:
— Цель произведения — то, ради чего произведение пишется автором.
— Цель текста — то ради чего автор этот текст (как часть произведения), собственно, пишет.
Здесь важно заметить, что это всё имеет смысл, только с точки зрения автора и никак иначе, потому, что автор может писать исключительно чтобы заработать. Потом произведение объявят шедевром и всё такое. Автор, конечно, согласится, и даже в интервью скажет, что цель и была «сделать шедевр». То бишь, со стороны читателя это всё гадание и предположения.
Цель произведения это: высказаться, заработать денег, развлечь публику, размять мозги, раскрыть глаза людям и т.п.. Это может быть и не одна цель, или цепочка, например, «развлечь публику, чтобы заработать денег». Цель текста сложнее, о ней и поговорим.
В общем случае, если брать весь текст произведения, то его цель приближается к цели самого произведения, но могут быть исключения. Если же брать часть текста, то мы приходим к: цель главы, цель сцены, цель абзаца, и т.п.
И вот тут возникает для многих авторов болезненный вопрос:
Для чего автор использовал это слово, образ, сцену… ?
Если идеи (не-епутать с моралью!) произведения нет, даже интуитивной, то тот вопрос совсем неприятен. Верно, многие авторы, на него ответят «я так вижу». Для человека с развитым чувством вкуса, это вполне себе ответ, да и надо уметь доверять себе. Но если у автора имеется некое сомнение (и лучше, если оно имеется, иначе будет очередное «Кучерявствие»), то хорошо бы приучить себя хотя бы постфактум вводить некие мерила, для ответов на этот вопрос.
Мерило найти не сложно. В тексте обычно есть: настроение произведения, главы, сцены; характер фокального персонажа, и прочие аттрибуты, которые могут подсказать, что уместно использовать.
Кроме того, образы можно «сцеплять». Для примера:
На поляне, усыпанной яркой листвой, рыжую лисицу почти не было видно, казалось, будто звуки скрипки — завывание ветра, хруст ломающихся под ним деревьев, раскаты грома — лились отовсюду.
Денис вздрогнул, когда в рёв скрипичного шторма влилась гитара. Он глянул в сторону Игоря. Тот, с закрытыми глазами, шёл через поляну к лисице и не переставал играть.
Поднявшийся ветер с завыванием бросил листья Денису в лицо, где-то рядом затрещало падающее дерево. Денис потерял из виду и Игоря, и лисицу. Повсюду кружился хоровод листьев, оглушающие звуки концерта сливались с поднявшейся бурей.
Здесь музыка коряво показывает буйство природы, чтобы потом этот образ стал реальным. Это самый примитивный и простой пример, сцепленности. Никто ведь не мешал звуки описывать как-то иначе, упомянуть некое известное произведение, сыпануть терминами, но у нас под рукой кучеряшки образов, чего бы их не использовать? Более того, если есть возможность, то можно все предыдущие «концерты» показать через описание природы.
Иной пример:
Всю ночь, он метался по белой как бумага простыне — ему то мерещилось огромное задумчивое лицо девушки, то казалось, что он становится плоским и бесцветным, как и весь мир.
Здесь девушка на деле рисует ГГ (но об этом читатель ещё не знает), именно поэтому простыня — холст, потому лицо, увиденное ранее. И бесцветность вылезет ещё не раз, и вернётся только в финале, ибо соотвествует настроению и восприятию ГГ.
Собственно таких примеров я могу набросать множество, как и то, что они по сути на читателя не очень то работают. То бишь, подбирать точный образ везде и всюду — дело добровольное и исключительно авторское. Кроме того, стоит делать скидку, на того кто читает. Да, ответ на вопрос, «почему автор использовал это слово» вполне может быть и «потому что ЦА это нужно/понятно». Тут всё от цели произведения зависит, ну вы понимаете?
Как определить цель текста
Для того чтобы школьник сумел в полном объеме освоить учебную программу по литературе и хорошо подготовиться к ЕГЭ, ему необходимо понимать содержание и цель художественных текстов. Причем, если содержание произведения особых трудностей не вызывает, то его цель часто не вполне ясна ученику.
Инструкция
Читайте произведение внимательно, не торопясь, не пропуская даже малых отрывков. Порой суть произведения, отношение автора к главным и второстепенным персонажам кроется именно в деталях. Если вы их упустите, вам будет трудно понять цель художественного текста.
После прочтения постарайтесь ответить на вопросы:
— О чем это произведение (то есть каково его содержание, тема)?
— Какие проблемы или вопросы автор вынес на суд читателей?
— Какая из этих проблем на первом месте?
После этого вы можете задаться главным вопросом: так какова же цель этого художественного текста? То есть, что хотел донести автор до читателя; над какими вопросами и проблемами заставить поразмыслить его; какие чувства в нем пробудить? Для того чтобы безошибочно определить цель произведения, вам надо научиться отделять главное от второстепенного.
Вот, например, знаменитый рассказ И.С. Тургенева — «Муму». Попробуйте определить, какую цель преследовал автор, создавая его? Может быть, растрогать читателей, вызвать жалость к несчастной собачке, утопленной по прихоти сумасбродной барыни? Может автор хотел вызвать читательский гнев, осуждение барыни? Да, она далеко не положительный персонаж. С другой стороны, не садистка же какая-нибудь вроде печально известной Салтычихи. Особого вреда от нее крепостным нет. Может автор хотел пробудить сочувствие к главному персонажу – глухонемому дворнику Герасиму?
Проанализировав содержание рассказа и авторские приемы, использованные при написании текста, вы сделаете вывод: целью произведения является осуждение крепостного права. Автор доводит до читателей главную мысль: крепостничество – зло. Человек не должен быть собственностью другого человека, не должен подобно Герасиму всецело зависеть от его воли и капризов.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Любое художественное произведение в литературе всегда опирается на чётко продуманную цель. Без неё хорошую задумку не реализуешь даже если автор уже увидел очертания будущей истории и частично продумал сюжет.
Основные понятия
Мы уже разобрались, что основа качественной художественной книги – продуманный до мелочей сюжет.
Об этом подробнее здесь: Хороший сюжет для книги – с чего начать?
Зная мотивы главного героя, можно создать опорные точки сюжета или ключевые события истории. Очертания будущего произведения станут чётче, но что дальше? А дальше самое время определиться, к чему ведёт история и какой посыл нужно вложить в ту или иную сцену.
Как и в деле с поиском мотивации для героя, цель можно задать одним предложением, что позволит не написать лишнего и при этом передать авторскую идею, вложенную в текст.
Когда задумывается произведение, писатель оперирует тремя понятиями: тема, идея и смысл.
Обширное понятие тема задаёт лишь общее направление литературно-художественной истории. Грубо говоря это какой-то хорошо всем знакомый шаблон. И количество этих шаблонов-сюжетов в мировой литературе ограничено. Например, «война», «любовь», «смерть».
Читать: Сколько основных сюжетов в мировой литературе?
А понятие идеи и смысла слишком абстрактно, хотя без него не обходится ни одна книга. У каждой сюжетной линии может быть своя идея и смысл. Поэтому на глобальном уровне из идеи или смысла сложно вывести единую цель всего произведения, которую можно уместить в одно предложение.
Цель нечто иное. Это ответ на вопросы, к чему стремится произведение и почему именно заданная цель важна. Это одно чёткое предложение, позволяющее контролировать всю историю от начала до конца! Очевидно, его формулировка крайне важна для успешного написания книги. Можно даже сказать, что цель гораздо важнее замысла. Цель – это основа основ, костяк. Стержень, на котором всё держится.
Как задать цель?
Цель художественного произведения — это констатация того, что произойдет с главными героями в результате ключевого конфликта. Это не вкладываемая автором мысль, ни смысл, ни идея! Это простое указание факта.
Например, измена приводит к самоубийству. Это цель для «Анны Карениной».
То есть, чтобы определиться с целью нужно знать ответы на два базовых вопроса:
- Что именно является конфликтом? (в чём его суть?)
- К чему это приведёт в итоге?
Но это вовсе не означает, что автор должен до последнего предложения представлять себе финальную сцену! Он просто знает, в каком направлении движется вся история. И уже под заданную цель выстраивает сюжетную линию, а за ней и все значимые сцены. Он в курсе, одержит герой победу или проиграет.
Как не допустить ошибку?
При постановке цели для художественного произведения нельзя оперировать абстрактными понятиями. Например, страх или спокойствие. Как их измерить? Эти понятия слишком сложны и многогранны, чтобы показать их читателю одной сценой, одним выбором.
Если автор делает какой-то вывод, он должен чётко понимать, какой сценой, действием главного героя и его выбором будет подтверждён этот вывод. Каренина бросается под поезд, тем самым демонстрируя цель произведения – измена приводит к самоубийству. Читатель воспринимает это именно так, как задумано автором, без собственных домыслов и возражений.
Неприемлемо писать книгу по принципу «напишу-ка вот это, может быть, сцена к чему-то да приведёт в конце». В результате произведение в 90% случаев превращается в кашу, а читатель сразу замечает – цели у истории нет, она писалась наугад.
В заключение
Как правильно пользоваться целью при выстраивании сюжета? Порядок действий следующий:
- Найти ключевую сцену (конфликт, драматическую ситуацию) – то есть, установить отправную точку сюжета.
- Сформулировать конечную точку – чем именно завершится конфликтная ситуация.
- Вложить всё вышеперечисленное в одно предложение – задать цель произведения.
Пример:
Задумка – а что, если молодая женщина теряет сына во время родов и теперь пытается наладить отношения с мужем, пристрастившимся после смерти наследника к наркотикам.
Постановка цели:
- Отправная точка: день родов, трагедия, отчуждение в семье, попытки женщины выстроить отношения заново.
- Конечная точка: муж узнает о новой беременности и срочно отправляется на лечение в наркологический диспансер, чтобы избавиться от зависимости.
- Цель: терпение и любовь приводят к духовному и физическому исцелению.
Пользуясь правильно поставленной целью как стержнем при составлении сюжета, можно повлиять на эмоциональное состояние читателя, поделиться с ним частицей своей духовной энергии – показать красоту мира, доброту, лучшие человеческие качества, в некотором роде преобразить духовно и доставить эстетическое наслаждение.
Every people has right on left
Chia ulo havas rajton sur levo
Каждый человек имеет право на лево
(Н. Фоменко)
CopyLeft (L) Юрий А. Денисов
(yudenisov)
Все права защищены
B. Начало работы над произведением.
B.1. Цель произведения.
B.2. Миссия произведения.
B.3. Задача произведения.
B.4. Идея произведения.
Перед тем, как начать писать произведение, необходимо определить для себя следующие моменты:
- Цель будущего произведения.
- Его миссия.
- Задача произведения.
- Конкурентное сравнение с другими произведениями.
Рассмотрим эти пункты поподробнее.
B.1. Цель произведения.
Она определяет, для чего создается произведение, с точки зрения автора, что оно даст автору. В качестве целей могут выступать:
- Получение большого вознаграждения за труд.
- Получение известности, славы.
- Добиться продвижения по службе.
- Использование работы в качестве доказательства (в суде, с дискуссии и т.п.).
- Просто потешить свое самолюбие, самовыражение.
- Иногда что-либо другое.
Цель не стоит путать с миссией. В отличие от миссии она более прагматична и менее романтична. Но оно в первую очередь определяет, как будет писаться произведение и на что будет сделан акцент в его написании.
B.2. Миссия произведения.
Миссия определяет, для чего будет создано произведение с точки зрения пользы для общества, для чего оно нужно всему обществу и читателю (зрителю, посетителю) в частности.
В качестве миссии могут выступать следующие цели:
- Сделать потребителя произведения образованнее.
- Сделать потребителя произведения более нравственным.
- Разбудить лучшие чувства в людях.
- Побудить человека к какому-либо действию (например, купить товар, поступить учиться и т.п.)
- Попытаться переубедить кого-либо в чем-либо.
- Иное.
Автор должен тщательно продумать миссию своего произведения, чтобы оно не нанесло вред обществу. Также необходимо соответствие цели и миссии. Как правило, чем выше миссия, тем выше и более нравственнее должна быть цель. При завышенной претензии к миссии и низких целях произведение вообще не может быть создано.
Примером несоответствия цели и миссии можно привести некоторые статьи из журнала “Вопросы философии”80-х годов двадцатого века. В этих статьях, занимающих порой полжурнала и посвященные великим событиям истории России, мысли были несвоевременными, устарелыми и затасканными. Явно, что они были написаны на заказ за большое вознаграждение.
B.3. Задача произведения.
Задача произведения определяет список вопросов, рассматриваемых в произведении, их раскрытие и решение в рамках данного произведения. Обычно в произведении рассматриваются 1—2 вопроса на раздел. Более масштабные произведения со множеством поставленных вопросов (типа эпопеи “Война и Мир» Л.Н. Толстого) требует очень хорошей подготовки пользователя произведения к его изучению.
К задаче произведения не следует относиться пренебрежительно. Если вопросы, поставленные в произведении, не актуальны (см. раздел “Фактор времени”), то автору трудно рассчитывать на популярность.
Вообще же к содержанию произведения предъявляются более низкие требования, чем к форме. Содержание может быть реалистичным и фантастичным, логическим и алогичным, трансцендентальным, основанным на фактах либо чисто вымышленное. Необходимо только соблюсти несколько ограничений, накладываемых на содержание:
1. Описывая какие-либо факты, произошедшие в действительности, автор должен быть точен в деталях. Если по смыслу произведения он должен несколько исказить факты (типа исторических романов А. Дюма), автор должен предупредить об этом читателей и получить разрешение от участников событий (или их потомков). Иначе Вас затаскают по судам и, в лучшем случае, испортят Вашу репутацию.
2. Заимствуя у других авторов сюжет или идеи, необходимо руководствоваться существующим законодательством об авторских и смежных правах. Иногда для этого необходимо просто сделать ссылку на авторов, иногда требуется письменное разрешение авторов.
3. При использовании художественных приемов (гиперболе, искажении, алогизма) необходимо чувство меры. Иначе произведение может оказаться неумным и неинтересным (не достигнет своей задачи). Идеальный прием —чередование гиперболы и реальности, правды и вымысла, логики и софизмов. Пример —передачи Сергея Доренко, которые при всей бедности содержания обладают 100% доходчивостью. При использовании художественных приемов помните о моральной стороне своего произведения, (чего так не хватает Сергею Доренко!) об уместности вымысла или искажения фактов в данном конкретном случае. Даже такой простой прием — зеркальное отражение фотографии через вертикальную плоскость, — может привести к моральным осложнениям (не на той руке кольца у замужних женщин, солдаты отдают честь левой рукой и т.п.)
B.4. Идея произведения.
Через все произведение должна проходить основная мысль, “общая нить» произведения. На нее “насаживаются» вопросы. При отсутствии идеи произведение превращается в набор фактов. Нить, сюжет произведения должен быть интересен и динамичен. Обычно идея произведения может формулироваться двумя — тремя предложениями.
К предыдущей странице К содержанию К следующей странице…
В настоящее время проект закрыт (в версии 0.3.0 alpha) Автор приносит извинения за прекрашение разработки.
В данной статье делимся с вами рекомендациями по написанию анализа произведения. Данный вид работы (или сочинения) очень популярен в школьной программе, поэтому данная инструкция будет полезна как школьникам, так и учителям.
Анализ произведения – работа, предполагающая проведение углубленного, тщательного исследования произведения, а также извлечение наиболее значимой и полезной информации и идеи из анализируемого текста.
Другими словами, под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять написанное, отследить не только сюжетную линию, но и внутренний смысл, ключевую идею и основной посыл, который автор намеревался передать.
Перед тем, как проводить анализ произведения, необходимо внимательно с ним ознакомиться, не пропуская детали и отмечая для себя важные моменты. Говоря о прочитанном, важно исходить из того, какого рода произведение следует разобрать. Если анализируем рассказ, повесть или роман, то имеем дело с эпосом, эпическим произведением, если стихотворение -то скорее имеем дело с лирикой, лирическим произведением.
Конечно, эти произведения будут различаться. Во-первых, содержанием (темой, проблемой, идеей, сюжетом – четким эпическим или неявным лирическим, системой образов – в том числе образов героев), а во-вторых – формой, способами воплощения авторской идеи (композицией, языком – использованными приемами, изобразительно-выразительными средствами).
План анализа литературного произведения
Мы приводим план анализа произведения, а чуть ниже подробно рассмотрим каждый пункт и дадим советы, как его раскрыть.
- История создания (название, автор, когда и где написано, с какими историческими событиями связано, кому посвящено).
- Смысл названия (как название раскрывает через себя основную мысль произведения).
- Жанр произведения (роман, повесть, поэма, комедия, ода и т.д.).
- Время и место действия (когда и где происходят описываемые в произведении события).
- Тема и идея (о чём идет речь в произведении, что хотел сказать автор этим произведением, чему научить).
- Проблематика (какие проблемы поднимает автор в произведении).
- Композиция и ключевые моменты сюжета (построение, взаимная соотнесенность и последовательность частей произведения).
- Конфликт (какой конфликт лежит в основе произведения, в чём заключается столкновение противоположных взглядов действующих лиц).
- Система образов (в чем особенность системы образов произведения, взаимодействие литературных героев между собой, а также их роль в сюжете и раскрытии авторского замысла).
- Художественные средства и особенности языка произведения (общее звучание, стиль речи, образные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.).
- Позиция автора (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).
- Значение произведения (место произведения в творчестве писателя, значение в истории русской и мировой литературы);
- Выводы (подведение итогов анализа произведения).
Остановимся подробнее на каждом пункте, а в качестве примера разберем роман Отцы и Дети.
История создания
Необходимо кратко пересказать сопутствующие написанию книги события, а также упомянуть условия, в которых автор создавал свое детище.
Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.
Пример: Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Именно тогда он задумал крупную повесть, героем которой должен был стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.
Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа.
Смысл названия
В некоторых случаях этот пункт можно пропустить, но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.
К примеру, название романа «Отцы и дети» символизирует конфликт взаимоотношений между родителями и детьми, разрыв поколений, взаимное непонимание.
Жанр
Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Чтобы правильно определить жанр произведения, необходимо обратить внимание на его форму, специфику, особенности, характер повествования и пр.
Пример: «Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом. Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. А споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.
Время и место действия
Время и место действия произведения – это структурные элементы художественного произведения, определяющие временную и пространственную локализацию описываемых событий.
Пример: Действия в романе «Отцы и дети» происходят весной 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.
Место действия – глубинка Российской империи: Марьино – имение Кирсановых, Никольское – имение Одинцовой, имение родителей Базарова, город ***, Хохловские выселки.
Тема и идея
Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в произведении. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.
Пример: Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений.
Проблематика
Проблематика произведения представляет собой совокупность проблем, которые волнуют автора. Как правило, в литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.
Пример: Основная проблема, поднятая И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» заключается в кризисе отношений между поколениями и в столкновении двух идеологий: консерваторов (Кирсановы) и радикально настроенных разночинцев-демократов (Базаров).
Композиция и ключевые моменты сюжета
В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах: экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке и постпозиции. Иногда в произведении еще присутствует пролог или эпилог.
- Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия.
- Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
- Развитие действия – часть, в которой конфликт углубляется, обрастает подробностями.
- Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
- Развязка – часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению
- Постпозиция – сообщение о дальнейшей судьбе героев.
Пример композиции в романе «Отцы и дети»:
- Экспозиция – повествование о жизни Николая Петровича и усадьбе Кирсановых.
- Завязка – приезд Аркадия и Базарова.
- Развитие действия – споры Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой.
- Кульминация – признание Базарова в любви Одинцовой, ее отказ.
- Развязка – смерть Базарова.
- Постпозиция – события, описанные после смерти Базарова. Повествование о дальнейшей судьбе Аркадия, Кати, Фенечки, Николая Петровича, Павла Петровича, Ольги Одинцовой, Кукшиной и Ситникова.
Конфликт
Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (столкновение главного героя с обществом или конкретным человеком) либо внутренний (столкновение главного героя с самим собой).
Нужно определить, какой конфликт присутствует в произведении, сколько их, как они показаны в произведении. Зачастую, конфликт определяет сюжетную линию и, как правило, разрешается в конце произведения.
Пример: Основным конфликтом романа Тургенева «Отцы и дети» является спор между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Именно в их ссоре проявляется непонимание двух поколений. Мы видим, как люди разного времени совершенно отличаются друг от друга. Они имеют разные взгляды, идеи, ценности. Писатель пытается понять, какую сторону нужно принять. В итоге автор приходит к выводу: необходимо искать согласие. Родители должны принимать новую точку зрения детей. А ребёнок, в свою очередь, должен с уважением относиться к традициям прошлых лет.
Система образов
В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев. Важно отметить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными. Необходимо обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на характеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения.
Кроме того, следует тщательнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.
Пример: Главные герои романа – Базаров и семья Кирсановых (Аркадий, его отец и дядя). Второстепенные герои – родители, друзья и знакомые Базарова, слуги.
Если охарактеризовать Евгения Базарова кратко, то это взрослый человек, примерно тридцати лет. К окружающему миру относится скептически. В его образе преобладают холодные и жёсткие черты. Беспринципная и не высоконравственная личность. Он сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете. Умирает от заражения крови.
Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали аристократы «от нечего делать». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом.
Художественные средства и особенности языка произведения
Этот пункт чрезвычайно важен при анализе произведения. С помощью художественных средств и особенностей языка произведения можно понять замысел автора, раскрыть образы персонажей, дать максимально точную оценку героям и событиям.
Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности: эпитеты и метафоры; гиперболы и литоты; метонимии и синекдохи и пр.
Пример: Роман «Отцы и дети» – бесспорное доказательство умения И.С. Тургенева виртуозно владеть языковыми средствами. В этом произведении и аристократическая, и разговорная речь, и монологи насыщены общественно-политической терминологией.
Пейзажи, портреты, описание многих событий в основном оформлены как авторская речь. Языковое оформление её отличается богатством лексических единиц и стройными синтаксическими конструкциями.
В тексте без труда можно найти:
- Эпитеты: патрuархально-добродушная певучесть, зловещие пятна, ощuпанные дepeвцa, скудная зелень;
- Сравнения: говоря об избраннике Одинцовой, автор описывает его как человека молодого и доброго, но “холодного как лед”;
- Метафоры: вспоминая об Аркадии на смертном одре Базаров назовет его сперва птенцом, а потом – галкой (перенос значения по сходству).
Позиция автора
Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.
Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.
Пример: Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь полотно повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.
Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и, чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.
Значение произведения
В данном пункте анализа необходимо определить, какое место занимает анализируемое произведение в творчестве автора, и какое влияние оказало на русскую и мировую литературу. Также следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.
Пример: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» однозначно признан критиками знаковым произведением как в творчестве великого русского писателя, так и в общем контексте эпохи 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение все современные автору общественно- политические противоречия; живо представлены как злободневно-приходящие, так и вечные проблемы взаимоотношений между поколениями «отцов» и «детей». Роман читали во всех слоях общества — от революционно настроенной молодежи до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Тип социально-психологического романа, созданный Тургеневым, оказал огромное влияние на развитие общественной и литературной жизни.
Заключение и выводы
В конце анализа следует представить собственные соображения, относительно содержания и формы произведения, его особенностях и способах выражения авторского замысла, а также дать объективную оценку прочитанному.
Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём ещё раз отмечается ключевая идея произведения, даётся комплексная характеристика прочитанному. Также стоит отметить, какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного.
Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.
Анализируя произведение, каждый исследователь вправе самостоятельно решать, какой путь анализа применять, и на каких моментах следует акцентировать свое внимания, а какие проигнорировать. Поэтому не обязательно при анализе следовать каждому пункту плана. Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа.
Особенности анализа разных типов художественных произведений
Анализ прозы
В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и пр. Все они имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания. При анализе прозы следует уделить внимание главным героям, основной сюжетной линии и ключевым проблемам, затронутым в них. В некоторых случаях, сведения для литературного анализа прозы можно почерпнуть в кратком содержании к произведению. Зачастую там описывается основной конфликт, представлены имена центральных персонажей, а также присутствует информация о стиле автора и его предпочтениях
Анализ поэзии
Поэтическое произведение – это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение. Анализ произведений такого типа может не предполагать освещение сюжетного конфликта и характера главных героев. Важную роль в стихотворении или поэме играют художественные средства. Задача исследователя – выявить, при помощи каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Также следует определить ритм стиха, стихотворный размер, рифму.
Анализ драмы
Драматические произведения – это творческий труд, в котором описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. Такие произведения называют пьесами. Они сочетают в себе эпический и лирический способы изображения. Особое внимание в процессе анализа драматических произведений обращается на речь действующих лиц, а также выяснение подтекста их реплик. Обилие диалогов помогает раскрыть духовный мир героев, их чувства, свидетельствует о культуре персонажей, их социальном положении. Довольно часто основная идея пьесы заложена в ее названии. Кроме того, при анализе образов пьесы не следует ограничиваться только выяснением поступков действующих лиц. Необходимо обратить внимание на то, как персонаж осуществляет свои поступки и учесть это при составлении анализа.
Анализ фольклора
При составлении анализа сказки, былины, исторических и лирических песен, народных драм, эпосов, саг и прочих фольклорных произведений важнейшее значение приобретают традиции, менталитет, религиозные убеждения определенного народа. Именно взаимосвязь между этими понятиями следует отобразить в анализе такого рода.
Общая цель литературного анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, раскрытии символики, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.
Общие советы по написанию анализа произведения
1. Делайте заметки и формулируйте аргументы.
В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание — основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования, время и место действия. Выделяйте отрывки текста, которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. Также обращайте внимание на литературные приемы, которые использует автор для доказательства своей точки зрения.
2. Определите тему и цель автора.
При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача — определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Затем сосредоточьтесь на ключевых темах, чтобы определиться с аргументами. Темы — это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Также обратите внимание на форму произведения. Форма — это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия.
2. Составьте план, сформулируйте тезис.
Тезис — это основная идея вашей работы. Важно охватить свои основные доводы, чтобы читатель понимал, что вы собираетесь обосновать. В литературном анализе нужно связать ключевую идею или тему с особым подходом автора к реализации этой темы в выбранном произведении. Затем продумайте структуру своих аргументов. Вы сами определяете способ организации вашего анализа. Распространенный вариант — последовательный разбор книги от начала и до конца с примерами и доказательствами из текста.
Упорядочьте основные идеи или абзацы. Присвойте римские цифры каждой идее, которую нужно рассмотреть в анализе, а также введению и выводам. Напротив римской цифры кратко запишите идею, а затем добавьте важные пункты, которые нужно рассмотреть в каждом абзаце. Под римскими цифрами используйте буквы и арабские цифры, чтобы добавить подробные сведения по каждому абзацу. Будьте максимально конкретны или укажите только самые главные моменты. Учтите — чем больше конкретики, тем проще написать анализ
3. Напишите анализ.
Начинайте каждую главную тему парой вводных предложений. Каждое ваше утверждение должно начинаться с краткого введения в начале абзаца. Просто опишите свою идею. Также можно связать идею с основным текстом. Не забывайте подкреплять свои утверждения цитатами из текста. При работе над литературным анализом важно показать, где вы нашли подтверждения своих мыслей в тексте. Все утверждения должны сопровождаться цитатами или пересказом событий.
Далее проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте, что ваши доказательства связаны с утверждением. Напишите введение, частью которого должен быть главный тезис. Изложите утверждения, которые вы собираетесь доказать в своем анализе, а затем напишите вывод. В заключении необходимо снова вернуться к своим доводам и четко увязать их с тезисом.
4. Отредактируйте текст.
Убедитесь в логичности ваших доводов от начала и до конца. Вам удалось проследить цепочку доводов по своим утверждениям, доказательствам и аналитическим разборам? Если нет, то начните сначала и заполните все пробелы.
Проверьте грамотность написания. Прочитайте текст вслух, для того чтобы не пропустить ни единой ошибки. Обратите внимание на неуместные слова или громоздкую структуру предложений.
Даниил Романович | Просмотров: 1.9k