Как найти центр парусности

Как найти центр парусности и центр бокового сопротивления?

Posted on 22.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by

В практике проектирования яхт предполагается, что действующие на парус силы разрежения на его подветренной стороне и давления на наветренной сводятся к равнодействующей силе, при­ложенной в геометрическом центре площади парусности яхты. Факти­чески точка приложения аэродинамической силы меняет свое положе­ние в зависимости от курса яхты относительно ветра, угла установки парусов. Как правило, эта точка располагается впереди геометри­ческого центра парусности, причем при угле атаки 10—15° (курс бей­девинд) это опережение у бермудских парусов может достигать 10—15%.

Одновременно точка приложения поперечной гидродинамической подъемной силы, которую при проектировании яхт конструктор по­мещает в геометрический центр площади диаметральной плоскости яхты, также существенно изменяет свое положение. При лавировке центр бокового сопротивления находится впереди геометрического центра; по мере уваливания судна на попутный ветру курс ЦБС пе­ремещается в корму. .Таким образом, закладываемое в проект опере­жение ЦП по отношению к ЦБС (величина а) должно компенсировать разницу в вариантах перемещений ЦП и ЦБС на различных курсах при минимальном отклонении руля (см. с. 186).

Для того чтобы найти геометрический центр парусности, каждый парус разбивают на ряд треугольников (рис. 203). Центр тяжести тре­угольника лежит в точке пересечения его медиан, т. е. линий, соеди­няющих середины сторон с противолежащими вершинами. Площадь серпа по задней шкаторине грота может быть найдена как 5 =а/3Л, где / — стрелка серпа; I — длина хорды по задней шкаторине. Ко­ординаты общего центра парусности по длине (*цП) от носового пер­пендикуляра 00 и по высоте от КВЛ (гцп) находятся по формуле:

Т

Где ЛSiXi — сумма произведений площадей отдельных треуголь­ников Si на расстояния Xi и их ЦТ от носового перпендикуляра; 2 Stz, — сумма произведений S; на расстояния? j их ЦТ от КВЛ; 2 S{ = S — общая площадь парусности яхты.

Применяется и чисто графический способ нахождения геометри­ческого центра парусности, который поясняется на рис. 203, а. Об­щий ЦП грота и стакселя расположен на прямой, соединяющей ик

Как найти центр парусности и центр бокового сопротивления?

Р рс. 203. Схема-определения центра парусности и центра бокового

Сопротивления яхты: А — графический способ определения ЦП; б — определение ЦП рас­четом моментов отдельных элементов и парусов относительно К. ВЛ и носового перпендикуляра 00.

Гр *— грот, Ст — стаксель.

Центры Гр и Ст, а расстояния от ЦП до Гр и Ст обратно пропорци­ональны площадям этих парусов. Из центров обоих парусов прово­дятся два параллельных отрезка, направленные в противоположные стороны от прямой Гр—Ст. Длина этих отрезков численно равна пло­
щади стакселя SCT (откладывается от центра грота) и грота 5,-р (от­кладывается от центра стакселя). Точка пересечения прямой, соеди­няющей концы этих отрезков с линией Гр—Ст, и будет общим ЦП яхты.

Аналогичным способом определяется и геометрический центр бокового сопротивления ЦБС. Площадь ДП разбивается на отдельные элементы — руль, киль или шверт, корпус, плавник и т. п., затем вычисляются моменты их площадей относительно носового перпенди­куляра 00 и КВЛ. Иногда ЦБС определяют, уравновешивая на лезвии ножа шаблон погруженной части ДП, вырезанный в масштабе из плот­ного картона. Определенный таким образом центр тяжести шаблона соответствует ЦБС яхты.

Баланс, остойчивость и крен яхтыПродолжим серию статей по настройке парусов на яхте. Мы уже научились настраивать стаксель на острых курсах (смотри статью) . Кажется пора переходить к гроту. Но не нужно спешить, яхтинг не любит «торопыг». Как уже упоминалось в вышеназванной статье стаксель является основным тяговым парусом , грот же, в свою очередь, регулирует баланс руля. Поэтому перед настройкой грота на яхте, стоит узнать, что такое баланс, остойчивость, крен и другие не менее интересные в яхтинге вещи. Рассмотрим силы действующие на яхту.

На данном этапе мы рассмотрим такие параметры, как остойчивость лодки, баланс и «чувство» руля. Эти параметры определяют выбор и настройку парусов. Но все эти параметры сложно понять без анализа сил действующих на яхту.

Центр парусности яхты.

Общий геометрический центр парусов яхты называют центром парусности или ЦП. В этой точке приложена результирующая аэродинамическая сила действующая на яхту.

силы действующие на яхтуГидродинамическая сила действующая на яхту. Центр бокового сопротивления.

Погруженная часть корпуса и киль яхты имеют расположенную на боковой проекции судна общую геометрическую точку, в которой приложена гидродинамическая сила действующая на яхту. Эту точку называют центром бокового сопротивления или ЦБС.
В продольном направлении подводная часть яхты имеет центр гидродинамического сопротивления или ЦГС .
Способность судна противостоять кренящим силам действующим на яхту и возвращаться в прямое положение после прекращения их действия называется остойчивостью.

Силы действующие на яхту.Поперечная остойчивость.

Результирующую аэродинамическую силу, действующую на яхту в ЦП, можно разложить относительно корпуса лодки на продольную и поперечную составляющие. Поперечная составляющая V кренит лодку и создает дрейф, а продольная составляющая F двигает лодку вперед. Результирующую гидродинамическую силу действующую на яхту можно разложить на силы R и Н. Сила R возникает вследствие сопротивления дрейфу подводной части корпуса. Это сопротивление, создаваемое, главным образом, килем, позволяет яхте идти круто к ветру. Сила R приложена в ЦБС и действует в противоположном силе V направлении.
Пара сил действующих на яхту V и R, приложенных к ЦП и ЦБС, создают кренящий момент, который кренит лодку. Вес лодки Р и ее плавучесть О создают противодействующий кренящему, восстанавливающий момент. Пока эти моменты имеют равную величину, крен лодки остается постоянным.

Как упоминалось ранее, грот настраивают для получения правильного баланса руля, а стаксель для получения максимальной движущей силы.

Это правило верно и для дробного, и для топового вооружения, так как и на том, и на другом настройка грота оказывает наиболее существенное влияние на рулевой баланс. Но особенно актуален этот принцип настройки для лодок с топовым вооружением, где генуя по размерам больше грота.

центры сил действующих на яхту

Центры сил действующих на яхту. Баланс руля.

Давайте, для начала, рассмотрим поперечные составляющие результирующей силы ветра и результирующей силы бокового сопротивления корпуса. Эти силы действуют на яхту соответственно в ЦП (центре парусности) и в ЦБС (центре бокового сопротивления).
Положение ЦП относительно ЦБС оказывает существенное влияние на ходовые качества лодки.
Представьте яхту, свободно вращающуюся вокруг вертикальной оси, проходящей через ЦБС. Направление вращения, в таком случае, будет зависеть от положения ЦП относительно оси ЦБС. Если будет установлен только стаксель, то лодка увалится, если будет установлен только грот — приведется к ветру. На курсе лодку удерживает руль, на баланс которого влияет взаимное расположение ЦП и ЦБС. Возможны три варианта баланса руля .

Подветренный руль. ЦП находится перед ЦБС, нос яхты стремится отвернуть от ветра, и требуется подворачивать лодку на ветер, чтобы удержать ее на курсе.
Нейтральный руль. ЦП совмещен с ЦБС, силы действующие на яхту уравновешены. Лодка идет точно по курсу практически без отклонения руля от диаметральной плоскости.
Наветренный руль. ЦП находится позади ЦБС, яхта стремится повернуть на ветер, и нам требуется отворачивать лодку от ветра, чтобы удержать ее на курсе.

Незначительная тенденция яхты приводиться к ветру даже желательна. Однако, если тенденция станет чрезмерной, нам придется перекладывать руль на слишком большие углы, чтобы удерживать яхту на курсе. Руль в таких случаях действует как тормоз, уменьшая скорость лодки.

Незначительная тенденция яхты приводиться дает рулевому «чувство руля» и помогает идти остро к ветру. Увеличивается и безопасность яхтинга, поскольку в случае потери рулевым контроля над управлением лодка сама приводится к ветру и сбрасывает ход, давая экипажу возможность среагировать на ситуацию.

Отклонение руля на ветер 3-5° считается оптимальным в яхтинге.
Регулировка положения ЦП и ЦБС для уравновешивания сил действующих на яхту с помощью изменения площади парусов, наклона мачты и дифферента называется центровкой яхты.

крен яхты

Влияние крена на поведение яхты.

Пока крен отсутствует, форма ватерлинии остается симметричной относительно диаметральной плоскости, гидродинамические силы действующие на яхту приложены к ДП и лодка будет идти прямо.
При появлении крена форма ватерлинии станет асимметричной. Гидродинамическое давление носовой волны со стороны борта, в направлении которого накренена яхта, увеличится. Волна начнет выталкивать нос в противоположном крену направлении. В результате у лодки появится стремление повернуть в наветренную сторону.
С увеличением крена тенденция яхты приводиться к ветру растет. Дело здесь в следующем: приложенной в ЦП силе тяги F, движущей лодку вперед, противодействует сила гидродинамического сопротивления Н, состоящая из силы трения и силы волнового сопротивления. Сила Н имеет противоположное силе F направление и приложена в центре гидродинамического сопротивления ЦГС .
При появлении крена ЦП смещается в подветренную сторону. С ЦГС происходит то же самое, но в гораздо меньшей степени. Возникает плечо, на котором пара сил действующих на яхту F и Н создают крутящий момент, направленный в наветренную сторону. С ростом крена плечо увеличивается, и тенденция лодки приводиться к ветру усиливается.Тенденция яхты приводиться к ветру увеличивается с ростом крена из-за появления асимметричности погруженной части корпуса и смещения ЦП к подветренной стороне.

Методы, помогающие уменьшить тенденцию лодки приводиться к ветру.

  1.  Смещение ЦП вперед:
    -Переместите мачту вперед.
    -Уменьшите наклон мачты .
    -Уменьшите площадь грота (возьмите рифы).
    -Увеличьте размер генуи
  2. Смещение ЦБС в корму:
    -Переместите экипаж в корму.
    -Приподнимите шверт (если он конечно есть).
  3. Уменьшение крена:
    -Переместите экипаж на наветренный борт.
    -Сгладьте паруса и потравите гика-шкот.
    -Откройте заднюю шкаторину грота (увеличьте твист).

Если нужно увеличить тенденцию яхты приводиться к ветру — произведите действия, противоположные указанным выше. Однако чаще всего в яхтинге приходится бороться с чрезмерным стремлением лодки привестись, особенно в сильный ветер. И в заключение, необходимо всегда понимать и помнить , что грот приводит яхту , стаксель ее уваливает.

На этом увлекательный разбор сил действующих на яхту закончим. Надеюсь он поможет в дальнейшем разобраться с настройкой грота, рассмотренной в следующей статье.

По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам


площадь парусности, определяется по
рисунку 5.1;


плечё парусности, оно измеряется по
вертикали до середины осадки судна.

Для определения
площади и центра парусности изобразим
в масштабе боковой вид судна, боковую
надводную поверхность судна изобразим
в виде равновеликих прямоугольников и
наметим аппликату центра тяжести каждой
фигуры (прямоугольника) относительно
условной оси, за которую возьмём след
грузовой ватерлинии – ось x
(рисунок
5.1). Расчёт приведён в таблице 5.2.

Таблица 5.2

Определение
площади и центра парусности.

п/п

Наименование

Площадь
,
м

,
м

1

2

3

4

5

6

7

Надводный корпус

Бак

Надстройка 1-го
яруса

Надстройка 2-го
яруса

Рубка

Труба

224.8

36

84

60.48

8,96

24

1

3.8

3

5.8

9,4

7,8

224.8

136.8

252

350.78

84,22

187,2

Суммы

438,24

1235,8

Парусность не
сплошных поверхностей рекомендуется
учитывать путём увеличения площади
парусности на 5 % и статического момента
площади парусности на 10 % .

Окончательно:

5.4 Определение метацентрической высоты с учётом свободных поверхностей жидкостей.

Полученная ранее
метацентрическая высота не учитывала
свободную поверхность жидкостей, поэтому
учтём уменьшение метацентрической
высоты h
за счёт свободной поверхности жидкостей
во всех цистернах. Цистерны в плане
считаются прямоугольными и их
характеристики приведены в таблице
5.3.

,

где

плотность забортной воды,
;


плотность для питьевой воды и сточных
вод
;
для топлива и

подсланиевых вод
;

V
– объёмное водоизмещение судна в грузу.

Таблица 5.3

Моменты инерции
свободных поверхностей жидкостей в
цистернах запаса.

п/п

Наименование
и размеры
,
м

h,
м

1

2

3

4

Цистерны
пресной воды:


первая

Цистерна
сточных вод

Цистерна
подсланиевых вод

Топливная
цистерна

3.75

3.75

1.33

256

0.0007282

0.0007282

0.0002327

0.044

СУММА:

0,0457

Исправленная
метацентрическая высота равна:

Соседние файлы в папке 5 Пункт

  • #
  • #

ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ судна

ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ судна
точка приложения аэродинамических сил давления ветра на надводную часть судна. Принимается в центре тяжести проекции надводного борта, надстроек, рубок, дымовых труб, рангоута и пр. на диаметральной плоскасти судна. Для парусных судов Центр Парусности принимается в геометрическом центре тяжести площади всех парусов, поставленных строго в диаметральной плоскости.

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение.
.
1986.

Смотреть что такое «ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ судна» в других словарях:

  • ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ — (Centre of the sail) точка приложения равнодействующей силы ветра на парус или вообще на поверхность. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Центр парусности общий центр пло …   Морской словарь

  • ЦП — цветной пигмент ЦП циркпромывка АЭС Источник: http://news.mail.ru/news.html?402788 ЦП центр плавучести судна Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ЦП — цветной пирометр цена производства центральное правление центральный пост центральный прибор центральный процессор центральный пункт центр парусности (судна) центр переподготовки центр питания центр плавучести (судна) …   Словарь сокращений русского языка

  • РЫСКЛИВОСТЬ ПАРУСНЫХ СУДОВ — если центр парусности у парусного судна лежит позади центра бокового сопротивления, то такое судно стремится поворачиваться носом к ветру; это свойство парусного судна называется рыскливостью. Р. является недостатком, т. к. для удержания судна на …   Морской словарь

  • УВАЛЬЧИВОСТЬ ПАРУСНЫХ СУДОВ — если центр парусности у парусного судна находится впереди центра бокового сопротивления, то такое судно будет постоянно уклоняться носом под ветер. Это свойство парусного судна и называется увальчивостью. У. П. С. является безусловным пороком… …   Морской словарь

  • Йол — Яхта Odyssey, вооруженная иолом У этого термина существуют и другие значения, см. Йол (значения). Йол (или иол)  тип косого вооружения двухмачтового судна, у котор …   Википедия

  • Луч (класс яхт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Луч. Луч …   Википедия

  • Бушприт — дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Б. бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Морские термины — Эта страница глоссарий. # А …   Википедия

  • ЦЕНТРОВКА ЯХТЫ — расстояние по горизонтали между условным центром парусности и центром бокового сопротивления на парусном судне. Обычно центр парусности располагают впереди центра бокового сопротивления, чтобы компенсировать действие приводящего к ветру момента,… …   Морской энциклопедический справочник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти давление на объект
  • Как правильно составить бренд
  • Программа как найти телефон по хлопку
  • Как исправить стыки обоев после высыхания флизелиновые обои
  • Как найти друга сослуживца по