Как найти центр парусности и центр бокового сопротивления?
Posted on 22.02.2013 in КАТЕРА, ЛОДКИ И МОТОРЫ | by
В практике проектирования яхт предполагается, что действующие на парус силы разрежения на его подветренной стороне и давления на наветренной сводятся к равнодействующей силе, приложенной в геометрическом центре площади парусности яхты. Фактически точка приложения аэродинамической силы меняет свое положение в зависимости от курса яхты относительно ветра, угла установки парусов. Как правило, эта точка располагается впереди геометрического центра парусности, причем при угле атаки 10—15° (курс бейдевинд) это опережение у бермудских парусов может достигать 10—15%.
Одновременно точка приложения поперечной гидродинамической подъемной силы, которую при проектировании яхт конструктор помещает в геометрический центр площади диаметральной плоскости яхты, также существенно изменяет свое положение. При лавировке центр бокового сопротивления находится впереди геометрического центра; по мере уваливания судна на попутный ветру курс ЦБС перемещается в корму. .Таким образом, закладываемое в проект опережение ЦП по отношению к ЦБС (величина а) должно компенсировать разницу в вариантах перемещений ЦП и ЦБС на различных курсах при минимальном отклонении руля (см. с. 186).
Для того чтобы найти геометрический центр парусности, каждый парус разбивают на ряд треугольников (рис. 203). Центр тяжести треугольника лежит в точке пересечения его медиан, т. е. линий, соединяющих середины сторон с противолежащими вершинами. Площадь серпа по задней шкаторине грота может быть найдена как 5 =а/3Л, где / — стрелка серпа; I — длина хорды по задней шкаторине. Координаты общего центра парусности по длине (*цП) от носового перпендикуляра 00 и по высоте от КВЛ (гцп) находятся по формуле:
Т
Где ЛSiXi — сумма произведений площадей отдельных треугольников Si на расстояния Xi и их ЦТ от носового перпендикуляра; 2 Stz, — сумма произведений S; на расстояния? j их ЦТ от КВЛ; 2 S{ = S — общая площадь парусности яхты.
Применяется и чисто графический способ нахождения геометрического центра парусности, который поясняется на рис. 203, а. Общий ЦП грота и стакселя расположен на прямой, соединяющей ик
Р рс. 203. Схема-определения центра парусности и центра бокового
Сопротивления яхты: А — графический способ определения ЦП; б — определение ЦП расчетом моментов отдельных элементов и парусов относительно К. ВЛ и носового перпендикуляра 00.
Гр *— грот, Ст — стаксель.
Центры Гр и Ст, а расстояния от ЦП до Гр и Ст обратно пропорциональны площадям этих парусов. Из центров обоих парусов проводятся два параллельных отрезка, направленные в противоположные стороны от прямой Гр—Ст. Длина этих отрезков численно равна пло
щади стакселя SCT (откладывается от центра грота) и грота 5,-р (откладывается от центра стакселя). Точка пересечения прямой, соединяющей концы этих отрезков с линией Гр—Ст, и будет общим ЦП яхты.
Аналогичным способом определяется и геометрический центр бокового сопротивления ЦБС. Площадь ДП разбивается на отдельные элементы — руль, киль или шверт, корпус, плавник и т. п., затем вычисляются моменты их площадей относительно носового перпендикуляра 00 и КВЛ. Иногда ЦБС определяют, уравновешивая на лезвии ножа шаблон погруженной части ДП, вырезанный в масштабе из плотного картона. Определенный таким образом центр тяжести шаблона соответствует ЦБС яхты.
Продолжим серию статей по настройке парусов на яхте. Мы уже научились настраивать стаксель на острых курсах (смотри статью) . Кажется пора переходить к гроту. Но не нужно спешить, яхтинг не любит «торопыг». Как уже упоминалось в вышеназванной статье стаксель является основным тяговым парусом , грот же, в свою очередь, регулирует баланс руля. Поэтому перед настройкой грота на яхте, стоит узнать, что такое баланс, остойчивость, крен и другие не менее интересные в яхтинге вещи. Рассмотрим силы действующие на яхту.
На данном этапе мы рассмотрим такие параметры, как остойчивость лодки, баланс и «чувство» руля. Эти параметры определяют выбор и настройку парусов. Но все эти параметры сложно понять без анализа сил действующих на яхту.
Центр парусности яхты.
Общий геометрический центр парусов яхты называют центром парусности или ЦП. В этой точке приложена результирующая аэродинамическая сила действующая на яхту.
Гидродинамическая сила действующая на яхту. Центр бокового сопротивления.
Погруженная часть корпуса и киль яхты имеют расположенную на боковой проекции судна общую геометрическую точку, в которой приложена гидродинамическая сила действующая на яхту. Эту точку называют центром бокового сопротивления или ЦБС.
В продольном направлении подводная часть яхты имеет центр гидродинамического сопротивления или ЦГС .
Способность судна противостоять кренящим силам действующим на яхту и возвращаться в прямое положение после прекращения их действия называется остойчивостью.
Силы действующие на яхту.Поперечная остойчивость.
Результирующую аэродинамическую силу, действующую на яхту в ЦП, можно разложить относительно корпуса лодки на продольную и поперечную составляющие. Поперечная составляющая V кренит лодку и создает дрейф, а продольная составляющая F двигает лодку вперед. Результирующую гидродинамическую силу действующую на яхту можно разложить на силы R и Н. Сила R возникает вследствие сопротивления дрейфу подводной части корпуса. Это сопротивление, создаваемое, главным образом, килем, позволяет яхте идти круто к ветру. Сила R приложена в ЦБС и действует в противоположном силе V направлении.
Пара сил действующих на яхту V и R, приложенных к ЦП и ЦБС, создают кренящий момент, который кренит лодку. Вес лодки Р и ее плавучесть О создают противодействующий кренящему, восстанавливающий момент. Пока эти моменты имеют равную величину, крен лодки остается постоянным.
Как упоминалось ранее, грот настраивают для получения правильного баланса руля, а стаксель для получения максимальной движущей силы.
Это правило верно и для дробного, и для топового вооружения, так как и на том, и на другом настройка грота оказывает наиболее существенное влияние на рулевой баланс. Но особенно актуален этот принцип настройки для лодок с топовым вооружением, где генуя по размерам больше грота.
Центры сил действующих на яхту. Баланс руля.
Давайте, для начала, рассмотрим поперечные составляющие результирующей силы ветра и результирующей силы бокового сопротивления корпуса. Эти силы действуют на яхту соответственно в ЦП (центре парусности) и в ЦБС (центре бокового сопротивления).
Положение ЦП относительно ЦБС оказывает существенное влияние на ходовые качества лодки.
Представьте яхту, свободно вращающуюся вокруг вертикальной оси, проходящей через ЦБС. Направление вращения, в таком случае, будет зависеть от положения ЦП относительно оси ЦБС. Если будет установлен только стаксель, то лодка увалится, если будет установлен только грот — приведется к ветру. На курсе лодку удерживает руль, на баланс которого влияет взаимное расположение ЦП и ЦБС. Возможны три варианта баланса руля .
Подветренный руль. ЦП находится перед ЦБС, нос яхты стремится отвернуть от ветра, и требуется подворачивать лодку на ветер, чтобы удержать ее на курсе.
Нейтральный руль. ЦП совмещен с ЦБС, силы действующие на яхту уравновешены. Лодка идет точно по курсу практически без отклонения руля от диаметральной плоскости.
Наветренный руль. ЦП находится позади ЦБС, яхта стремится повернуть на ветер, и нам требуется отворачивать лодку от ветра, чтобы удержать ее на курсе.
Незначительная тенденция яхты приводиться к ветру даже желательна. Однако, если тенденция станет чрезмерной, нам придется перекладывать руль на слишком большие углы, чтобы удерживать яхту на курсе. Руль в таких случаях действует как тормоз, уменьшая скорость лодки.
Незначительная тенденция яхты приводиться дает рулевому «чувство руля» и помогает идти остро к ветру. Увеличивается и безопасность яхтинга, поскольку в случае потери рулевым контроля над управлением лодка сама приводится к ветру и сбрасывает ход, давая экипажу возможность среагировать на ситуацию.
Отклонение руля на ветер 3-5° считается оптимальным в яхтинге.
Регулировка положения ЦП и ЦБС для уравновешивания сил действующих на яхту с помощью изменения площади парусов, наклона мачты и дифферента называется центровкой яхты.
Влияние крена на поведение яхты.
Пока крен отсутствует, форма ватерлинии остается симметричной относительно диаметральной плоскости, гидродинамические силы действующие на яхту приложены к ДП и лодка будет идти прямо.
При появлении крена форма ватерлинии станет асимметричной. Гидродинамическое давление носовой волны со стороны борта, в направлении которого накренена яхта, увеличится. Волна начнет выталкивать нос в противоположном крену направлении. В результате у лодки появится стремление повернуть в наветренную сторону.
С увеличением крена тенденция яхты приводиться к ветру растет. Дело здесь в следующем: приложенной в ЦП силе тяги F, движущей лодку вперед, противодействует сила гидродинамического сопротивления Н, состоящая из силы трения и силы волнового сопротивления. Сила Н имеет противоположное силе F направление и приложена в центре гидродинамического сопротивления ЦГС .
При появлении крена ЦП смещается в подветренную сторону. С ЦГС происходит то же самое, но в гораздо меньшей степени. Возникает плечо, на котором пара сил действующих на яхту F и Н создают крутящий момент, направленный в наветренную сторону. С ростом крена плечо увеличивается, и тенденция лодки приводиться к ветру усиливается.Тенденция яхты приводиться к ветру увеличивается с ростом крена из-за появления асимметричности погруженной части корпуса и смещения ЦП к подветренной стороне.
Методы, помогающие уменьшить тенденцию лодки приводиться к ветру.
- Смещение ЦП вперед:
-Переместите мачту вперед.
-Уменьшите наклон мачты .
-Уменьшите площадь грота (возьмите рифы).
-Увеличьте размер генуи - Смещение ЦБС в корму:
-Переместите экипаж в корму.
-Приподнимите шверт (если он конечно есть). - Уменьшение крена:
-Переместите экипаж на наветренный борт.
-Сгладьте паруса и потравите гика-шкот.
-Откройте заднюю шкаторину грота (увеличьте твист).
Если нужно увеличить тенденцию яхты приводиться к ветру — произведите действия, противоположные указанным выше. Однако чаще всего в яхтинге приходится бороться с чрезмерным стремлением лодки привестись, особенно в сильный ветер. И в заключение, необходимо всегда понимать и помнить , что грот приводит яхту , стаксель ее уваливает.
На этом увлекательный разбор сил действующих на яхту закончим. Надеюсь он поможет в дальнейшем разобраться с настройкой грота, рассмотренной в следующей статье.
По материалам книги "Настройка парусов и такелажа" Ивар Дедекам
—
площадь парусности, определяется по
рисунку 5.1;
—
плечё парусности, оно измеряется по
вертикали до середины осадки судна.
Для определения
площади и центра парусности изобразим
в масштабе боковой вид судна, боковую
надводную поверхность судна изобразим
в виде равновеликих прямоугольников и
наметим аппликату центра тяжести каждой
фигуры (прямоугольника) относительно
условной оси, за которую возьмём след
грузовой ватерлинии – ось x
(рисунок
5.1). Расчёт приведён в таблице 5.2.
Таблица 5.2
Определение
площади и центра парусности.
№ п/п |
Наименование |
Площадь |
, |
|
1 2 3 4 5 6 7 |
Надводный корпус Бак
Надстройка 1-го
Надстройка 2-го Рубка Труба |
224.8 36 84 60.48 8,96 24 |
1 3.8 3 5.8 9,4 7,8 |
224.8 136.8 252 350.78 84,22 187,2 |
Суммы |
438,24 |
— |
1235,8 |
Парусность не
сплошных поверхностей рекомендуется
учитывать путём увеличения площади
парусности на 5 % и статического момента
площади парусности на 10 % .
Окончательно:
5.4 Определение метацентрической высоты с учётом свободных поверхностей жидкостей.
Полученная ранее
метацентрическая высота не учитывала
свободную поверхность жидкостей, поэтому
учтём уменьшение метацентрической
высоты ∆h
за счёт свободной поверхности жидкостей
во всех цистернах. Цистерны в плане
считаются прямоугольными и их
характеристики приведены в таблице
5.3.
∆,
где
—
плотность забортной воды,
;
—
плотность для питьевой воды и сточных
вод
;
для топлива и
подсланиевых вод
;
V
– объёмное водоизмещение судна в грузу.
Таблица 5.3
Моменты инерции
свободных поверхностей жидкостей в
цистернах запаса.
№ п/п |
Наименование |
∆h, |
||
1 2 3 4 |
Цистерны — Цистерна Цистерна Топливная |
3.75 3.75 1.33 256 |
0.0007282 0.0007282 0.0002327 0.044 |
|
СУММА: |
0,0457 |
Исправленная
метацентрическая высота равна:
Соседние файлы в папке 5 Пункт
- #
- #
ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ судна
- ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ судна
- точка приложения аэродинамических сил давления ветра на надводную часть судна. Принимается в центре тяжести проекции надводного борта, надстроек, рубок, дымовых труб, рангоута и пр. на диаметральной плоскасти судна. Для парусных судов Центр Парусности принимается в геометрическом центре тяжести площади всех парусов, поставленных строго в диаметральной плоскости.
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение.
.
1986.
Смотреть что такое «ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ судна» в других словарях:
-
ЦЕНТР ПАРУСНОСТИ — (Centre of the sail) точка приложения равнодействующей силы ветра на парус или вообще на поверхность. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Центр парусности общий центр пло … Морской словарь
-
ЦП — цветной пигмент ЦП циркпромывка АЭС Источник: http://news.mail.ru/news.html?402788 ЦП центр плавучести судна Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство … Словарь сокращений и аббревиатур
-
ЦП — цветной пирометр цена производства центральное правление центральный пост центральный прибор центральный процессор центральный пункт центр парусности (судна) центр переподготовки центр питания центр плавучести (судна) … Словарь сокращений русского языка
-
РЫСКЛИВОСТЬ ПАРУСНЫХ СУДОВ — если центр парусности у парусного судна лежит позади центра бокового сопротивления, то такое судно стремится поворачиваться носом к ветру; это свойство парусного судна называется рыскливостью. Р. является недостатком, т. к. для удержания судна на … Морской словарь
-
УВАЛЬЧИВОСТЬ ПАРУСНЫХ СУДОВ — если центр парусности у парусного судна находится впереди центра бокового сопротивления, то такое судно будет постоянно уклоняться носом под ветер. Это свойство парусного судна и называется увальчивостью. У. П. С. является безусловным пороком… … Морской словарь
-
Йол — Яхта Odyssey, вооруженная иолом У этого термина существуют и другие значения, см. Йол (значения). Йол (или иол) тип косого вооружения двухмачтового судна, у котор … Википедия
-
Луч (класс яхт) — У этого термина существуют и другие значения, см. Луч. Луч … Википедия
-
Бушприт — дерево, выдвинутое за борт в носу судна горизонтально или под некоторым углом. Наибольший угол к горизонту доходит до 35°. Б. бывает или неподвижный, или вдвижной, т. е. такой, которого забортная часть может быть уменьшаема вдвиганием ее внутрь… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Морские термины — Эта страница глоссарий. # А … Википедия
-
ЦЕНТРОВКА ЯХТЫ — расстояние по горизонтали между условным центром парусности и центром бокового сопротивления на парусном судне. Обычно центр парусности располагают впереди центра бокового сопротивления, чтобы компенсировать действие приводящего к ветру момента,… … Морской энциклопедический справочник