Цыганка Мария с внуками
Поделиться
В Пермском районе уже несколько лет живут три больших цыганских табора. Семьи выбрали три находящиеся по соседству деревни, купили там участки и построили дома. Мы решили съездить в гости в один из таборов и узнать, как сами цыгане оценивают оседлую жизнь, как их дети учатся в местных школах, почему здесь популярны браки в 15 лет, что такое цыганский суд и как зарабатывают цыганские семьи.
В деревне цыганские дома сильно отличаются от других. Они очень простые, построены из прессованных деревянных панелей, все стоят близко друг к другу. В каждом дворе — кучи металлолома. У одной из таких куч, склонившись, перебирает проволоку старая цыганка. Выходят цыганские девушки в длинных ярких юбках и платках на голове.
Все цыганские дома находятся близко друг к другу
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Для дома используют самые простые стройматериалы
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Некоторые дома стоят на сваях
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Нас встречают настороженно, но уже через несколько минут говорят, что интервью нам надо брать у «знахарки», и ведут в один из дощатых домов.
Внутри топится печь. Нашего фотографа буквально за мгновение окружают маленькие дети.
«Знахаркой» нам представили цыганку Марию. Это крупная женщина с черными длинными косами на висках (такие прически — у всех замужних цыганок), в синем длинном платье и ярком розовом платке на голове. Мария открещивается: «Не-е-ет! Нет! Какая я знахарка? Я обычная бабушка».
В той деревне, куда мы приехали, табор состоит из 12 семей, в каждой семье — по 10 человек. У 55-летней Марии пять детей (три дочери и двое сыновей) и уже 15 внуков. Ее предки — из Молдавии, где Мария никогда не была, а родители переехали в Пермь из Ростова.
— Наши прадеды везде кочевали, а мы уже нет, 50 лет на одном месте сидим, — говорит цыганка. — Живем в Перми. Видишь, как живем? Свои дома построили здесь, сами построили. Купили землю, документы у нас в порядке. Здесь мы живем уже три года. Мы сами это место выбрали, понравилось. Тихое, нормальное место. Мы уже редко переезжаем табором. Выкупаем участки, строим нормальные дома, проводим воду и газ. Сейчас трудно кочевать.
Во дворе дома Марии стоят катушки с медными проводами, какой-то крупный металлолом и очень много промышленных вентиляторов.
Во дворе цыганского дома стоят полуразобранные вентиляторы
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Тут вообще очень много металлолома
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Это железо хранится под навесом. Придомовая территория усеяна металлом и запчастями
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
В гости мы приехали в не самую лучшую погоду: лил дождь, дорогу к цыганским домам сильно размыло
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
— Мужики работают, — коротко объясняет Мария. — Устраиваются разнорабочими или на стройку, еще металл сдают. Собирают, сортируют, сдают. Берут чуть-чуть подешевле, продают подороже. Вот и заработок. С работой вообще по-разному. Бывает, что находят подработку, бывает, что и нет.
Женщины занимаются домашним хозяйством. А вот гадать в город из их табора никто не ходит, говорит Мария.
— Наши женщины раньше гадали, а сейчас уже не гадают. Из-за коронавируса не ходим, — говорит Мария. — Последний год пережили трудно. Сидели дома и никуда не выходили, боимся эту заразу.
Из-за коронавируса в том году в школу — сельскую, где обычно учатся — не ходили и дети. Дистанционно тоже не обучались, сами занимались дома.
— В этом году пойдут и учебную программу догонят, — уверены наши собеседники.
Отвечая на вопрос, во сколько лет она вышла замуж, Мария делает паузу и говорит: «В 18 лет». Улыбается.
— У нас по-разному выходят замуж. В 15 или 16 лет девчат наших замуж выдаем, — рассказывает Мария. — Но в 12 лет — нет! Она же еще маленькая. Это раньше было, что замуж выдавали очень рано. Ну, может, бывает один раз в 12 лет сосватать. Я не помню…
К беседе о насущном присоединяется старшая невестка Марии. Цыганки рассказывают о девичьем приданом, бойко перечисляют: нужно юбки собирать, подушки, одеяла, сережки, кольца. А жених за невесту дает монеты.
— Приходит отец жениха к семье понравившейся девушки. Важно, чтобы она понравилась отцу и матери жениха, тогда и сватают. Жених еще это не знает, — говорит Мария. — Свадьбу организует отец жениха. А после невестка переезжает в дом своего мужа.
За невесту положено отдать калым — это 10–12 золотых монет.
— Обязательно золотом! Можно давать их и брать невесту. Девочка не может отказаться, — говорит Мария. — Мать и отец ее решают, она ничего не знает. Если у жениха хорошая семья — почему нет? Они же зла своей дочке не желают.
— А любовь?
— Какая любовь? Вместе посидят, будут знакомиться. Слюбится.
Пока мы общаемся, Мария курит одну за другой тонкие сигаретки. В беседе участвуют все члены семьи. Все шумно общаются между собой на родном языке, громко смеются, дети кружат рядом.
Детей цыгане очень любят. Здесь простая философия: чем больше родится детей, тем лучше. Рожают девушки нередко с 16 лет. А сосватать девочку могут даже с момента рождения. Сватают двухмесячных девочек, рассказывает Мария, через 15 лет играют свадьбу.
Невестка Марии с детьми. Цыгане никогда не обращаются в детский сад. До 7, а бывает, и до 10 лет — до зачисления в первый класс школы — ребенок находится дома
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Дети табора
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Замужним девочкам нельзя сидеть в соцсетях и в интернете.
— Вдруг влюбится в кого-то. Пусть занимается хозяйством. А то соблазны велики, — рассуждает Мария. — Она должна заниматься кухней. Куда ей?
Замечаем, что у всех девушек в комнате в руках мобильные телефоны. На слова цыганки они тоже улыбаются.
— Ну есть у них телефон, пусть там музыку слушают. Мальчикам можно всё, потому что они по телефону ищут работу, сделки, находят товар. Они кормильцы, — продолжает Мария.
Разводы у цыган бывают, но редко. Для этого собирают цыганский суд.
— Собираются цыгане, в основном мужчины, и могут вызвать даже из другого табора, — рассказывает Мария. — Чаще всего суд собирают, например, когда невестку берешь, а она не хочет тут жить или ее не принимают в семье, и дело идет к разводу. Тогда решают, что делать. Спрашивают мнение отца и свекра. В обычный суд мы не пойдем, только цыганский суд решает. Если скажет: «Держи ее» — будем держать. Переубедим.
Замужние цыганки носят длинные яркие платья и покрывают голову платком. Между тем девочкам до свадьбы разрешено носить джинсы, шорты, короткие юбки и любую молодежную одежду
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Цыганские дети ходят в Баш-Култаевскую школу. Отсюда это семь километров. Цыганки жалуются, что до их деревни нет школьного автобуса.
— Когда есть время, возим детей на машине, а бывает, что нет лишних машин, ребенок в школу не идет. Летом мы хотим собраться и попросить автобус, — говорит Мария. — Мы хотим, чтобы наши дети учились, были грамотными.
Часто цыганские девочки учатся всего 6–7 классов — после свадьбы они занимаются домашними делами. Среди цыганок много молодых бабушек — в таборе бабушкой можно стать раньше 30 лет, а прабабушкой — всего в 50.
Раньше табор жил в Перми, в микрорайоне Чапаевском.
— Там в школе понимали, что у нас девочка в 15 лет уже замуж выходит, — рассказывает Мария. — Ладно мужикам учиться надо, дальше им работать. А девочкам зачем это? Вот мальчики до конца учатся. После свадьбы молодых обеспечивают отец и мать, пока они не повзрослеют. В каждой семье по 3–4 мужчины, все вместе зарабатывают. Так легче. Пособия на детей получаем как многодетные семьи. Девочки наши документы получают. Мы граждане России.
— Девочкам не обидно дома сидеть после шести классов школы?
— Как? Они же дома хозяйством занимаются! Полы моют, стирают, убирают, готовят.
— О вузе тоже нет речи?
— Нет. Зачем это? Я же говорю, наши женщины дома сидят.
— А мальчики могут поступить и получить высшее образование?
— Нет, мужчина работает. Как в таборе принято, он так и делает. Вот сейчас у меня в доме остались только мои сыновья, дочери выданы замуж и уехали к мужьям.
Спрашиваем двух молодых цыган, хотят ли они в вуз. Оба смеются. Им 15 и 17 лет, оба уже женаты.
Самое страшное наказание цыганского суда — изгнание из табора.
— Вот на русской женится — выгонят из табора, — говорит Мария. — И никакой другой табор его не примет. Должен жить отдельно, без табора.
— Цыганское проклятие — самое страшное?
— И такое бывает, да. Для нас главное — сохранить наш род, нашу кровь, — говорит Мария. — Цыганку только за цыгана выдавать замуж. Дети у нас послушные. И женим их рано. Это наши традиции. Что плохого в том, что в 20 лет есть своя семья, свои дети, свой дом?
Около цыганских домов нет огородов, всё покупают в магазинах. Скот тоже не держат или держат редко. Мария год назад «вырастила трех кабанов, но это тяжело».
— Воду получаем из скважины, сами пробурили. Электричество легально, у всех у нас счетчики стоят. Вот газа пока только нет, — перечисляет Мария.
По словам цыган, еще одна проблема — это состояние деревенской дороги. Когда начинаются дожди, там не проедешь.
Такая дорога ведет в деревню, где живут цыгане
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Во дворе дома видим молодых цыган. Мужчины и женщины нам представляются русскими именами.
— Работаю, как и все, вот сейчас распиливаю, разбираю металлолом, — показывает Антон. — Потом в город возим, в приемку.
— Хорошие деньги дают?
— Ну медь стоит по 560 рублей за килограмм. В месяц мы сдаем по 150–200 килограммов. Бывает, и по 2 тонны. А бывает, 70 рублей всего зарабатываю в месяц — на 2 буханки хлеба. Ну как-то проживаем.
Во дворе внимание привлекают большие промышленные вентиляторы.
— Мы их купили, — говорит Антон. — Не сняли, не украли, а купили. А потом дальше продаем подороже. Сколько-то нам остается.
Молодые цыгане (они еще подростки) рассказывают о своих заработках
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
На вопрос, а можно ли увидеть барона, нам говорят, что он уехал. Это самый уважаемый человек с большой репутацией.
— Он поступает правильно, защитит всех, — говорят цыгане.
Идем во второй дом. В комнате сидит мальчик и смотрит телевизор.
— Вот мой внук будет бароном, — смеется Мария.
В интерьерах этого дома много золота. В центре зала стоит большой стол с винтажными массивными золочеными опорами. У окна — скульптура девушки, похожей на греческую нимфу, правда, ее грудь исчеркана ручкой. В гостиной — роскошный диван на позолоченных ножках, рядом — скульптуры павлинов, вазы, позолоченные ангелы держат чаши для фруктов. На столе стоит большая композиция из керамики — 12 апостолов. Своими главными праздниками пермские цыгане называют Пасху и Рождество.
— Мы любим, когда так, — говорит Мария. — Всё золотое любим. Такую мебель заказывали специально из другого города.
Так выглядит гостиная в цыганском доме
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Павлины хороши
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Еще одна скульптура и детское творчество
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Мария зовет нас пить цыганский чай. На стол накрывают девушки, все они уже замужние. У всех длинные юбки в пол, голова покрыта платком. Маленькие девочки могут носить обычные джинсы, шорты, молодежные кофты.
15-летние супруги поодаль держатся друг от друга. Оказывается, молодым при взрослых нельзя ни сидеть рядом, ни разговаривать.
— Через год или два можно, — поясняет Мария. — Как раз привыкнут друг к другу.
Цыганские дети не ходят в детский сад.
— Женщины ведь дома сидят, всегда есть кому присмотреть за детьми, — говорит Мария. — Полиция и опека к нам приходили. Но у детей всё хорошо: есть где спать, есть где жить. Участковый ходит в табор. Он видит, что мы нормально живем, не воруем, не наглеем. Живем, как все люди.
Невестка Марии приносит нам чай. Он действительно выглядит необычно — в высоких стеклянных кружках, с яблоком.
— А летом мы добавляем в чай клубнику, смородину, вишню, малину, — говорит Мария. — Вы к нам еще приезжайте. Плохо о нас не пишите.
Цыганский чай обязательно подается с яблоком
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Соседи табора тоже охотно с нами общаются. Как рассказала местная жительница Снежана Кашина, землю здесь цыгане выкупили примерно 4 года назад. Однако один цыганский дом снесли, потому что земля под ним не была выкуплена.
— Мы купили здесь дом 4 года назад, цыгане только начинали строиться. Был всего один дом, — говорит Снежана. — Отстроились быстро. Прошлым летом еще один дом поставили. Периодически к их домам приезжают фуры, они всю дорогу и разбили. Но как соседи цыгане неконфликтные. Из детства, конечно, не самые приятные представления о них, я тогда их боялась. Однако эти семьи живут с нами мирно. Но я знаю других соседей, которые выкупили участок, а в итоге из-за близости к цыганским домам не стали строить свое жилье. Мы нормально живем: нас они не трогают — и мы не трогаем. Здороваемся. У себя во дворе они часто выплавляют медь. Из-за этого столбы черного дыма часто вижу. Я первый раз, когда увидела столько дыма, испугалась.
Снежана была свидетелем и цыганских свадеб.
— К ним сюда в деревню приезжал какой-то диджей, они выставили огромные колонки, — вспоминает девушка. — Свадьбы гуляют по 2–3 дня. А машины гостей — штук 30 — стояли вплоть до отворота на дорогу. Вживую пели артисты.
Соседка цыган Снежана Кашина рассказывает, что табор переехал сюда 4 года назад
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
Замдиректора Баш-Култаевской школы Альфия Потапова рассказывает 59.RU, что цыганские семьи отдают своих детей в первый класс очень поздно — в 9–10 лет.
— В школе есть коррекционный класс, и так получилось, что в основном там учатся цыганские дети, — говорит собеседница. — Но среди школьников-цыган есть и очень старательные и трудолюбивые ученики, они учатся в общеобразовательных классах. Сами дети общительные, открытые, вежливые. Кстати, никто из них не состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Они, может, не всегда опрятны, но одеваются хорошо. Часто их родители, в основном мамы, сами не умеют ни читать, ни писать. Но радует то, что современные молодые цыгане всё же понимают, что детей надо учить, и сейчас приводят ребенка в первый класс с 7 лет.
В прошлом году, когда пандемия была в разгаре, у цыганских домов, говорит педагог, дежурил патруль — в таборе были заболевшие, и полиция следила, чтобы они не нарушали режим самоизоляции.
Альфия Потапова подтверждает, что цыганских девочек часто забирают из школ после 15 лет.
В конце нас провожала 15-летняя девочка, она уже замужем
Фото: Тимофей Калмаков
Поделиться
— С этим ничего нельзя сделать. Школа сообщает об этом в комиссию по делам несовершеннолетних, к цыганским семьям выезжают, но всё это больше профилактические беседы, — говорит женщина. — Убеждаем, уговариваем.
Цыганские поселения в России
«Нам бог велел, чтобы мы обманывали»
Наркотики, самострой и почти абсолютное счастье: как живут цыганские поселения в России Цыганская свадьба
В марте новости о цыганах заполнили все российские СМИ: виной тому их столкновение с полицией в поселке Плеханово под Тулой. Подобных поселений России много, так называемые «гетто» есть и в Подмосковье, и в Сибири. По данным переписи, в стране около 200 000 цыган, по неофициальным данным, их число может превышать миллион. «Йод» собрал самые резонансные новости, рассказывающие о жизни этих общин на территории страны.
Тульская область
Плеханово, поселок в Тульской области, который вдруг стал известен всей стране, на самом деле населен цыганами давно: там уже больше полувека находится крупнейшее цыганское «гетто» в России, около 300 семей. В марте поселок остался без газа из-за нелегальных врезок цыган в трубопровод. Приехавших на место происшествия сотрудников газовых служб забросали камнями и подожженными покрышками, после этого в поселок ввели 500 полицейских, в том числе ОМОН. Беспорядки удалось ликвидировать, теперь власти говорят о том, что снесут почти 130 домов цыганской общины, которые признали самостроем еще в 2013-м. А жители Плеханово конфликтуют с цыганами уже не первый год: их возмущают гадалки, попрошайки, воровство и отказ платить за коммунальные услуги. Среди цыган, впрочем, есть уверенные в том, что живут по закону — в том числе по божьему. «Да, украсть, но как украсть? Надо по-хорошему украсть, безобидно. Не то, чтобы залезть в карман на улице, а по нашему цыганскому обычаю — нам бог велел, чтобы мы обманывали», — цитировали СМИ жительницу поселка Плеханово Соню Михай. Столкновение цыган с ОМОНом в Плеханово
КИМРЫ
Этот город в Тверской области стал известным еще в 90-е: тогда его называли наркостолицей всего центра России. За дешевым героином к цыганам сюда ехали из Москвы и Санкт-Петербурга. Ходили слухи, что даже адрес называть было не надо: садишься в такси и просто говоришь — «за дозой» — водитель сам привезет к табору. Цыганский поселок часто упоминался и в новостях, и в разговорах как «Голливуд» — так объясняли простоту доступа к любому виду наркотиков. В 2002-2003 годах в Кимрах каждый день продавали килограмм героина, в распространении его участвовали более 500 человек — после шумных протестов местных жителей в таборе начались проверки. Изрядная часть цыган, у которых не было даже паспортов, отправилась за решетку — дома остались с заколоченными окнами, некоторые из них из мести сожгли жители города. Однако цыгане живут в Кимрах до сих пор, а героин заменил экстази: например, в прошлом году за распространение наркотиков на 13 лет посадили 26-летнюю цыганку, мать пятерых детей.
МОСКВА
Цыганские поселения периодически находят в Москве и Подмосковье: так, например, в 2010-м целую деревню обнаружили рядом с Кутузовским проспектом, в пойме реки Каменка. Все цыгане, живущие там, «работали» на платформе Матвеевское и на Киевском вокзале, занимались попрошайничеством и кражами. Живут цыганские семьи и в Мытищах: там они рассредоточены — встречаются как цыганские особняки, так и цыганские квартиры в обычных панельных пятиэтажках. В прошлом году прогремела история освобожденного из такой мытищинской квартиры инвалида, которого цыгане пять лет держали в плену: у него отобрали документы, выдали военную форму для легенды и заставляли просить милостыню в метро. По словам лидера движения против рабства «Альтернатива» Олега Мельникова, цыгане часто держат среди рабов-попрошаек людей славянской внешности — таким охотнее подают. Рабов, в том числе и инвалидов, и грудных детей, с которыми женщины сидят в подземных переходах, они покупают на черном рынке.
АРХАНГЕЛЬСК
Несколько нашумевших историй из жизни цыганских таборов связано и с Архангельском: в 2003-м, например, региональные власти прославились тем, что объявили о готовности заплатить цыганам три миллиона рублей, если те уедут из города. 46 человек тогда разбили на окраине Архангельска брезентовые шатры — к ним потянулись родственники из других регионов России.
В этом таборе наркоконтроль ничего подозрительного не нашел, но «давай погадаю, дорогая, всю правду расскажу» местных жителей все равно раздражало — в итоге цыган удалось выдворить, но ненадолго. Уже в 2014-м полиция брала в оцепление вокзал, на который прибыл новый табор из Сибири — с детьми-попрошайками и все теми же гадалками. Выселение цыган в Архангельской области, 2003 год
ТЮМЕНЬ
Цыгане из Тюмени попали в новости несколько лет назад: табор переселился из одного места города в другое — их дома в центре демонтировали, а вместо этого застройщик, получив свой лакомый кусок земли, выделил цыганам 54 земельных участка в микрорайоне Славянском. Местные жители были возмущены, но их обращения в администрацию ничего не дали: цыгане получили бесплатные дома, а тюменцев пообещали обвинить в экстремизме. В Тюмени есть и еще одна цыганская деревня — официально это поселок Нефтяников, но местные называют его «Нахаловка»: слава наркотического центра у этого места давно, и периодически ее подтверждают публикации в СМИ об очередной молодой цыганке, задержанной с килограммом героина. Впрочем, есть в Тюмени и барон, у которого даже берут интервью местные издания: в его таборе — кузнецы, жестянщики, сварщики и кровельщики, а для детей он построил школу — правда, учатся в ней только до 4 класса, по цыганским меркам этого более чем достаточно.
КРАСНОЯРСК
В Красноярском крае цыганские кланы, занимающиеся торговлей наркотиками, известны с 90-х: таборы располагаются неподалеку от Минусинска и Ачинска, а также в деревне Киндяково — там цыгане организуют преступный бизнес под видом торговли лошадьми. Главу одного из таких кланов, которую уже однажды привлекали к уголовной ответственности, вновь задержали в прошлом году. А за несколько лет до этого краевое управление наркоконтроля сообщало, что за год задерживает около 100 представителей цыганской народности по подозрению в продаже наркотиков, и 75% этого количества составляют нигде не работающие женщины. Периодически попадаются цыгане с наркотиками и в Красноярске, а в центральном районе города есть знаменитое цыганское кладбище с потрясающими воображение памятниками — его называют Аллеей цыганской славы.
КАЛИНИНГРАД
Поселок Дорожный, который в Калининградском районе до сих пор называют просто «Табор» — одна из самых резонансных историй о цыганах в современной России. Дома там снесли бульдозерами еще в 2006 году. Борьба за это продолжалась на протяжении нескольких лет, после того, как выяснилось, что на территории Дорожного оседает около 80% наркотиков, поступающих в регион. Большинство из проживающих там цыган переселились из Литвы и не имели ни прописки, ни российского гражданства, а из 46 домов поселения лишь один был построен на законных основаниях. После сноса цыгане при поддержке правозащитников готовили иск в Европейский суд по правам человека — обвиняли российские власти в нарушении своих прав на жизнь и неприкосновенность жилья. Однако, часть цыган живет в поселке до сих пор — во времянках и на съемных квартирах.
ЦЫГАНСКОЕ СЧАСТЬЕ
23 марта глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов озвучил результаты исследования ВЦИОМ, посвященного проблемам цыган в России. Так вот, согласно опросу, 81% цыган вполне довольны своей жизнью, и могут считать себя счастливыми людьми. «Эксперты отмечают, что данный факт обусловлен особой смысловой нагрузкой, которой наделяется понятие „цыганское счастье“ — оно включает в себя в первую очередь благополучие в семье, возможность воспитывать детей, быть рядом со своими близкими и своей семьей», — рассказал он РИА «Новости». Многие цыгане зарабатывают сдачей металлолома
Наличие стабильного дохода стоит в цыганском внутреннем рейтинге только на третьем месте и значимым финансовое благополучие считают только 27% цыган. Согласно всё тому же исследованию, абсолютное большинство цыганских семей (85%) проживает в частных домах, чаще все они расположены за пределами крупных населенных пунктов и возведены незаконно. Только 7% цыган имеют трудовые договоры с работодателями, а главное препятствие для трудоустройства — низкий образовательный уровень, лишь 4% цыган имеют высшее образование.
Источник: http://yodnews.ru/2016/03/25/gypsy
44
19405
Экскурсия в цыганский табор
«Не балуйся, а то цыганке отдам!» — не раз слышал я, как мамы пугают так детей. Но кто такие цыгане, и почему их все так боятся? Действительно ли они гипнотизируют людей и выманивают деньги? Кто такой барон и как он живет? За ответами на эти вопросы я отправился в цыганский табор.
Однажды я выезжал из города и заметил по обочине странные картонные домики. Посмотрев дома на карту, я увидел, что это цыганский поселок. Я был очень удивлен — никогда бы не подумал, что такое бывает по-настоящему и в Челябинске. С тех пор мысль наведаться туда не покидала меня. И вот, волей случая мы уже едем.
Оба табора находятся на выездах из города, с противоположных сторон. Мы выбираем тот, в котором, как оказалось, у нашего водителя есть знакомый. По дороге все шутят, вспоминая цитаты из фильма «Большой куш», ожидая, как нам попытаются «впарить» фургон и «собаку в нагрузку»…
И вот мы на месте. Я вижу перед собой одноэтажные дома, сколоченные из фанерных досок. Домики серые и грязные, их всего около 25–30. Первой мы видим цыганку, которая гонит гусей в загон, я тороплюсь достать фотоаппарат, но не успеваю.
Смотрите также — Жизнь цыган в Европе до Второй Мировой войны
Инфобизнес: Деньги все-таки пахнут!
Источник: Ridus
— А вот с русскими вы дружите? Бывает такое, что они приходят в табор? — спрашиваю я и понимаю, что задаю глупый вопрос. Сам ведь сижу, пью вкусный чай и угощаюсь нехитрой едой.
— Конечно, у нас часто гостят русские друзья, и мы общаемся с соседним поселком.
— А бывает брак между русскими и цыганами?
— Нет, ни в коем случае! Это недопустимо!
С Юрием общаться очень интересно. Он рассказывает нам про проблемы.
— Администрация города не хочет давать бумаги, подтверждающие право владения землей, поэтому мы не можем строить уже нормальные, хорошие дома. Вдруг нас выгонят? Сейчас у меня идут переговоры с Давыдовым, и я надеюсь, что скоро все у нас получится, и мы сможем законно жить на свей земле.
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Что происходит внутри цыганского табора? Несмотря на кажущуюся сторонним наблюдателям хаотичность устройства цыганского табора, на самом деле в нем существует четкая иерархия. Любой табор построен по кастовой системе, аналогичной той, что существует в Индии.
Классическую кастовую структуру табора можно наблюдать у цыган-лудильщиков, которые называют себя кэлдэрарами.
Индийские цыгане
Как образовывался табор
Существует два способа образования табора. Первый — когда из соображений безопасности объединяются несколько разных семей. У кэлдэрар такое объединение называлось «кумпанией». Любая семья при желании могла выйти из табора (но это случалось редко). Жили цыгане-кочевники в палатках. В одной кумпании могло насчитываться от 10 до 25 палаток. В наше время бродячая кумпания преобразовалась в общину, проживающую оседло в том или ином районе.
Также табор мог образоваться по принципу товарищества, во главу угла которого было положено какое-то общее занятие, профессия. Это объединение называлось «вортэчией» (у русских цыган — «амалом»). В таборе мужчины жили отдельно от женщин, доходы делились на всех поровну, включая древних стариков. Меньше выделяли только холостякам, поскольку им не нужно было кормить детей.
Управление в цыганском таборе
Все семьи цыган-кочевников многодетные и зачастую сложные, то есть включают несколько поколений родственников. Во главе табора всегда стоит вожак, самый мудрый, опытный и «заслуженный» цыган. Обязательно женатый. Помимо него в семью могут входить его престарелые родители (если еще живы), дети, зятья и невестки, их дети и т.д. Все, как один, обязаны подчиняться вожаку. Его слово — закон для всех членов семьи в частности и табора в целом. Вожаку не перечат даже его родители.
Метод управления цыганским табором — резко авторитарный. Мнение вожака не обсуждается. Он априори является выразителем древней цыганской мудрости и неписанных законов, которые все обязаны свято чтить. В исторических хрониках вожака табора обычно рисуют эдаким деспотом, который может послать любого члена табора на преступление, и тот не посмеет ослушаться. Это справедливо лишь отчасти.
Лидер-вожак цыганского табора
Обычно вожаком становится авторитетный человек, который заслужил это право и доказал всем членам табора, что способен защитить их интересы в любой ситуации. Вожака беспрекословно слушались все, но он обязан был являться выразителем мудрости и придерживаться цыганских законов. Если же он был несправедлив, мог остаться вообще без табора (но это случалось крайне редко).
Цыгане вожака нередко называют «баро» (не «барон»!), что в переводе обозначает «главный», «большой». Никаких цыганских баронов на самом деле не существует. Этот миф придумали не сведущие в цыганских обычаях европейцы. Сами же ромалэ просто поддерживают его, не считая нужным спорить с окружающими. У этого народа принято говорить то, что посторонние хотят услышать.
Английские кочующие цыгане
Вожак решает все споры, подтверждает браки, назначает наказание провинившимся и пр. Самым суровым наказанием раньше считалось изгнание из табора. Оно могло привести наказанного к скитаниям и лишениям, поскольку в другом обществе цыгане-одиночки практически не могли прижиться и обычно оказывались за решеткой.
Иерархия цыганского общества и традиции
После вожака по важности идут другие мужчины-главы семейств и старейшины. Затем — старшие женщины, на которых ложится основная забота о заработке и пропитании. Мнение дам в таборе почти никогда не спрашивают, а они сами, зная устав, на нем и не настаивают. Самыми бесправными, практически лишенными права голоса являются молодые холостяки, незамужние девушки и дети.
Цыганская детвора в России
Все спорные моменты решает цыганский суд. В какой бы стране табор ни жил, на государственное судопроизводство он никогда не полагает надежд. Даже при столкновении с официальной властью вожак всегда отстаивает право решить проблему внутри табора при помощи цыганского суда, полагая, что чужаки просто не способны понять устройство жизни и законы цыганского общества.
Одной из самых больших проблем современных цыган являются принятые у них ранние браки. Мальчиков женят в 14-15, девочек могут выдать замуж и в 12 лет. Во многих регионах цыгане почти не дают возможности своей молодежи учиться. В лучшем случае, ребенок может окончить 2-3 класса средней школы, научиться сносно читать и отлично считать деньги.
Румынские цыгане празднуют рождение Девы Марии
Получение нормального образования цыгане считают бессмысленным. Подростка зачастую забирают из школы и насильно женят. Так в 12-14 лет дети оказываются отягощены собственной семьей с детьми. Браки заключают только со своими. Союзы с представителями других наций для ромал — нонсенс, незаконное деяние. За это могут выгнать из табора. Такая практика повторяется из поколения в поколение, образуя очень закрытую, в какой-то степени «окаменелую» структуру цыганского общества.
отсюда
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Цыгане: история, традиции, обычаи
Египетские корни, культ семьи и другие факты о народе
Цыгане — это весёлый и загадочный народ, вокруг которого ходит немало мифов. Рассказываем, почему цыгане веселятся на похоронах, едят жареных ежей и по какой причине никто не знает, сколько их проживает в мире.
Долгие годы вопрос, где находится историческая родина цыган, оставался без однозначного ответа. Дело в том, что их предки не оставили письменных памятников. Именно поэтому существовали самые разные теории, связанные с происхождением цыган: по одной из версий (особенно популярной у европейцев), они могли быть потомками египтян, по другой — жителями исчезнувшей Атлантиды.
В 1783 году немецкий историк и географ Гейнрих Грелльман (он, кстати, был профессором Московского университета) выдвинул гипотезу о том, что родиной кочевого народа могла быть Индия. В начале XXI века исследователи из Роттердамского университета, изучив геном цыган, подтвердили предположение учёного. Сегодня на вопрос, откуда взялись цыгане, можно дать ответ: скорее всего, их родина — северо-запад Индии.
Цыгане Восточной Европы и России называют себя «рома» (как известно, в Москве на Ленинградском проспекте расположен «Ромэн» — единственный в мире репертуарный цыганский театр). Существует предположение, что это самоназвание восходит к касте, которая в сегодняшней Индии называется «вом». Другая версия: точно установлено, что в Европу цыгане пришли с территории Византии, где жили «ромеи».
Интересно, что когда-то широко распространённая теория о «египетских корнях» цыган повлияла на то, как их стали называть некоторые европейцы. Английское слово gypsies произошло от egyptians — «египтяне». Испанское слово gitanos тоже произошло от «египтян» — egiptanos. А жители Венгрии, например, когда-то называли представителей цыганской общины «фараоновым племенем» (fáraók népe).
Интересно, что используемое в русском языке слово «цыган» произошло от сербохорватского «циганин», которое, в свою очередь, имеет греческие корни.
Существует много этнических групп цыган (эрроминчела — на севере Испании или люли — в Центральной Азии) — не только с разными традициями, но и с разными диалектами. Однако у исследователей нет единого мнения о том, почему предки цыган когда-то стали активно покидать Южную Азию.
Скорее всего, они уходили небольшими группами и разными маршрутами — кто-то обосновался на территории Византийской империи, кто-то — в Северной Африке. Как бы там ни было, но в XV столетии цыганский народ оказался в Европе, а уже в XIX веке — в странах Западного полушария и в Австралии.
Не стоит забывать и о богатом фольклоре цыган. Объяснение расселения вольнолюбивой народности по всей планете можно, например, найти в одной старинной легенде. Она гласит: бог так полюбил цыган за их радостное отношение к жизни и талант, что решил не ограничивать определённой страной, а подарил весь мир.
Относится к индийской языковой группе и из-за постоянных переселений его носителей по разным регионам планеты насчитывает около 80 диалектов.
Интересно, что в начале 1930-х в Советском Союзе на основе языка русских цыган была создана цыганская письменность и стали издаваться книги — как публицистическая литература, так и, например, произведения детских писателей — А. Л. Барто или Б. С. Житкова.
Сейчас цыганский язык есть и в интернете. Например, в группе «
Цыганский язык для всех ~ Романы чиб ваш сарэнгэ
» много информации для интересующихся ромским и его диалектами
Не только богата, но и уникальна: в ней можно найти элементы культурного наследия народов тех стран, на территории которых живут цыгане.
Взять, к примеру, сказки: среди их персонажей есть как колдуны и ожившие мертвецы — эти образы можно встретить в волшебных историях индусов, так и хорошо знакомые нам герои русского фольклора — домовые и лешие.
Культура цыган, в свою очередь, повлияла на развитие европейской музыки — классической и современной. Когда-то в Андалусии не без помощи динамичного цыганского фольклора появилось фламенко. Сегодня эта страстная песенно-танцевальная традиция жителей юга Испании включена в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.
В другом конце Европы в XIX столетии любовь Ференца Листа к цыганскому фольклору нашла отражение в знаменитом фортепианном цикле «Венгерские рапсодии» (кроме того, великий композитор написал книгу «Цыгане и их музыка в Венгрии»).
А уже в конце ХХ века во Франции цыганская семья Рейес сформировала группу Gypsy Kings — зажигательную и успешную (её нетленный хит Bamboléo, наверное, знают во всех уголках мира).
Вопреки распространённому мнению, изначально цыгане не были кочевниками. Исследователи считают, что их активное перемещение с места на место началось уже в Европе. Вначале к ним относились с уважением, но со временем стали притеснять, считая и шпионами, и вероотступниками.
Со второй половины XVI века в разных европейских странах начали издавать откровенно геноцидные законы, направленные против цыганского народа. В 1554 году, например, в Англии вышло постановление, по которому для всех цыган мужского пола вводилась казнь, а в 1637-м всех мужчин-цыган на территории Швеции приговорили к повешению. Другими словами, кочевой образ был единственным способом выжить.
Сегодня большинство европейских цыган ведут оседлый образ жизни — самые крупные общины находятся на территории стран Восточной Европы, включая Болгарию, Словакию, Венгрию и Румынию (здесь может проживать около четырёх миллионов человек).
При этом мироощущение вечных странников — их жизнерадостность, стремление к свободе и любовь к природе — восхищало европейцев разных эпох и, более того, находило отражение в искусстве.
В 1845 году француз Проспер Мериме написал своё самое знаменитое произведение — новеллу «Кармен» о трагической любви гордой андалузской цыганки и баска-кавалериста (по мотивам этого произведения другой француз — композитор Жорж Бизе — в 1874-м создал свою самую знаменитую оперу). Одна из известных работ художника-примитивиста Анри Руссо — «Спящая цыганка» (1897), а уже в ХХ веке молдавский режиссёр Эмиль Лотяну снял «Табор уходит в небо» (1976) — популярный советский фильм (только за год его посмотрели почти 65 миллионов зрителей).
В нашу страну цыгане пришли в XVII веке. Через сто лет после этого их впервые официально упоминает Анна Иоанновна — в налоговом указе от 1733 года, а в конце 1783-го, документом Екатерины II, цыган причислили к крестьянам. На территории Российской империи они вели как кочевой, и так и оседлый образ жизни.
Кочевники объединялись в таборы, которые достигали порой 25 палаток. Оказавшись на новой локации, женщины шли в ближайшие сёла — гадать, а также просить еду. Мужчины же отправлялись на ярмарки — продавать лошадей.
Оседлые цыгане жили, как правило, в Санкт-Петербурге, Москве и других больших городах. Многие из них были артистами — участниками хоров (самый первый из них организовал граф А. Г. Орлов-Чесменский ещё в 1774 году) — и неплохо зарабатывали. Интересно, что в 1876-м солистка тульского цыганского хора М. М. Шишкина вышла замуж за известного аристократа С. Н. Толстого — одного из старших братьев автора «Войны и мира».
1931 год. Москва, театр «Ромэн» • 1941-1945 год. Виктор Беляков (девятнадцатилетний цыган из «Ромэна», служивший снайпером), А. Т. Стученко (командир дивизии), П. Иванов (комиссар дивизии Герман). Фото: архив РГАЛИ • 1946 год. Кочующий табор. Фото: архив цыганской национально-культурной автономии Краснодара
Встречались среди цыган и купцы. В Уфе, например, у торговца Санко Арбузова был успешный бизнес по продаже лошадей.
Руководство молодого советского государства почти сразу же решило «привязать к месту» кочевников. В конце 1920-х, в рамках поддержки малочисленных народов, появились цыганские артели, школы, где шло преподавание на цыганском языке, а в 1931-м в Москве открылся театр «Ромэн».
В годы Великой Отечественной часть цыган вступила в ряды Красной армии, а также присоединилась к партизанскому движению: 11 представителей цыганского народа получили звание Героя Советского Союза.
Уже в хрущёвские времена был издан закон, фактически запрещавший кочевой образ жизни. В самых разных районах большой страны появились цыганские посёлки. Сегодня в Российской Федерации проживает 220 тысяч цыган. Больше всего (около 31 тысячи) — на территории Ставропольского края.
Когда-то разноцветные кибитки цыган считались символом романтики, но в XXI веке потомки кочевников предпочитают жить в частных домах.
В одном здании могут проживать сразу несколько семей — родители, их сыновья с жёнами, внуки. К оформлению фасада хозяева часто подходят творчески: его могут украшать и колонны, и большие статуи, и лепнина. При этом одна из самых важных деталей цыганского дома — обязательное наличие «общественного пространства»: большого зала, где могло бы разместиться максимальное количество людей, приглашённых, например, на юбилей или свадьбу.
Исследователи считают, что на кухню цыган оказали влияние и гастрономические традиции тех народов, среди которых они жили, и кулинарное искусство их индийских предков.
Среди традиционных блюд у современных цыган в нашей стране — борщ, разные виды каш, запечённое мясо, холодец, солянка. Любят цыгане и голубцы, правда, используют для их приготовления листья солёной капусты. А для праздничного стола пекут пироги с разными начинками и сывьяко — традиционный рулет с творогом и орехами.
Невероятно, но факт: национальным блюдом цыган (не всех, а проживающих на территории Западной Европы) считается жареный ёж. Когда-то цыгане, кочующие с места на место в поисках лучшей жизни, спасались от голода именно благодаря этим грызунам. Готовили ежей так: обмазывали глиной, а потом запекали. Вытащив «колючее жаркое» из огня и дав ему остыть, глиняную корку разбивали — иглы оставались на ней.
Если элементы мужского национального костюма (среди них — широкие рубахи, расшитые жилеты, шляпы и символ достатка — сапоги) ушли в историю, то «классический» наряд цыганки (считается, что он окончательно сформировался на территории Румынии) знаком каждому.
Знаменитая пышная юбка с воланами появилась в результате постоянных переездов: традиции запрещают женщинам открывать ноги, и поэтому, когда подолы превращались в лохмотья, цыганки обновляли их обрезками ткани — иногда от старых платьев. Замужние женщины надевают поверх юбки фартук, повязывают на голову платок и носят на шее монисто — украшение из монет.
Воланы и обилие вышивки сейчас встречаются в основном в сценических костюмах. В повседневной жизни современные цыгане одеваются достаточно сдержанно, хотя против традиций не идут. Самые мягкие правила — для детей: до определенного возраста и мальчики, и девочки вольны выбирать себе практически любые наряды.
1912 год, Беларусь. Цыгане на ярмарке • 1989 год. Санкт-Петербург. Цыгане на набережной • Цыганский ансамбль «Бричка» в традиционных костюмах • Современный табор с Евгением Черняевым, христианским миссионером • Фото: Исаак Сербов, Pieter Waterdrinker,
портал
«Про Город»,
«Елицы Медиа»
Мы уже сказали, что разные этнические группы цыган отличаются не только диалектами, но и социально-культурным наследием. Вот лишь некоторые цыганские традиции и обычаи в нашей стране, которые бережно передаются из поколения в поколение.
Культ семьи
Семейная сплочённость — главный ориентир в системе жизненных приоритетов.
Для цыган нет ничего важнее семьи. Муж — это хозяин, защита и опора, а главное предназначение жены — быть продолжательницей рода и хранительницей семейного очага.
К представителям старшего поколения у цыган — особое и исключительно уважительное отношение. Одно из важных правил: младший сын должен жить в доме с родителями, именно он должен обеспечить им достойную старость.
«Цыганские путешествия» — проект фотографа Йоакима Эскильдсена и писательницы Сии Ринне. В течение 6 лет они ездили по миру и запечатлевали жизнь цыган в разных странах мира: России, Греции, Индии, Румынии, Финляндии и др.
Не только важное событие в жизни, но и яркая церемония, на которую не жалеют денег и которая обычно продолжается три дня.
На выбор жениха и невесты часто влияют родители: они подбирают своему сыну или дочери вторую половину. Но молодые могут познакомиться и самостоятельно. Если семьи одобрят выбор детей, начинается подготовка к церемонии. Свадебные расходы обычно ложатся на плечи родных жениха.
Перед началом застолья под ноги молодым выливают ведро воды, а затем осыпают конфетами — чтобы их жизнь была и чистой, и сладкой. Мужчин и женщин сажают за отдельные столы, и вскоре торжество превращается в весёлый музыкальный праздник с нескончаемыми танцами. По традиции на свадьбу может прийти любой цыган — родители жениха и невесты должны принять его как дорогого гостя.
Один из самых важных ритуалов — подтверждение собственной правоты или доказательство невиновности.
Распространённая клятва — с иконой в руках. Гораздо менее употребительная (используется у котляров; представители этой этнической группы пришли в Россию из Молдавии и Румынии) — клятва в гробу. Для этого ритуала изготавливают специальный гроб: человек в него ложится и говорит, что если не прав или врёт, то скоро умрёт.
Погребение усопших у цыган — многодневная церемония, на которой не принято грустить.
Смерть у цыганского народа ассоциируется с чем-то нечистым, поэтому человека, которому осталось жить считаные дни, переносят в отдельный шатёр. Возле него постоянно находится кто-то из родных.
Когда же он умирает — ещё до похорон, — проводятся трёхдневные поминки, на которых принято и петь, и танцевать. Только на третий день родственники покойника отправляются с гробом на кладбище: в могилу опускают и личные вещи усопшего, среди которых могут быть предметы мебели, мобильные телефоны и даже деньги. Считается, что всё это может ему пригодиться на том свете. Иногда вещей набирается так много, что семья почившего использует сразу несколько мест для захоронения.
Через некоторое время после похорон на могиле устанавливают памятник. На нём — изображение покоящегося в полный рост. Здесь же строят беседки: каждый год в Радоницу (день поминовения усопших) цыгане приходят на кладбище для проведения поминальных трапез.
Ответа на вопрос, сколько в мире проживает цыган, нет из-за их нежелания участвовать в переписях населения. В Болгарии, например, официальная численность цыган — около 400 тысяч, однако неофициально их (по данным общественных организаций) — в два раза больше. Тем не менее исследователи предполагают, что больше всего цыган проживает на территории Турции — до пяти миллионов человек.
В нашей стране всего несколько мест, где можно познакомиться с богатым историко-культурным наследием одного из самых загадочных народов мира.
Во-первых, столичный театр «Ромэн» (Ленинградский проспект, 32/2). Одна из его визиток — «народное музыкальное зрелище» под названием «Мы — цыгане». Спектакль, премьера которого состоялась более 40 лет назад, рассказывает о происхождении цыганского народа, его истории и богатых традициях. Представление примечательно и тем, что в проекте занята вся труппа. Кроме того, в фойе можно познакомиться с экспозицией, посвящённой прошлому театра: здесь есть афиши, архивные фотографии, а также сценические наряды.
Ещё одна московская локация — Музей кочевой культуры (улица Авиамоторная, 30а). В этом этническом центре есть не только шатёр с предметами быта восточноевропейских цыган, но и кочевая кузница, ведь кузнец — одна из самых распространённых у свободолюбивого народа профессий. Посетители музея могут не только узнать много интересного об истории и традициях цыган, но и поучаствовать в мастер-классе и сделать огниво.
А в Костроме — старинном городе на Волге — расположен единственный в нашей стране Музей цыганской культуры и быта имени Сличенко (улица Козуева, 3/46). Здесь, например, можно познакомиться с исторической экспозицией «Цыгане в битве за Родину», оценить работы современных художников из разных городов страны, а также сделать оригинальные селфи на память в музейной фотозоне.
Цыгане — это уникальный жизнерадостный народ, к богатой культуре которого может прикоснуться каждый желающий, будь то спектакли московского театра «Ромэн», экспозиция музея в Костроме или даже получившие мировое признание фильмы о вечных странниках — «Скупщики перьев» Александра Петровича и «Время цыган» Эмира Кустурицы.
Автор: Максим Тувим
Ещё на тему путешествий
Экскурсии в Гранаде
Посмотреть все