Как найти делитель в уравнении с дробями

Урок математики по теме «Деление дробей в уравнениях»

Разделы: Математика

Форма урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Обучающая: выработать навыки учащихся умножать и делить обыкновенные дроби, решать и оформлять задачи на уравнения.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность, аккуратность
  • Развивающая: развивать внимание, математическую речь, вычислительные навыки учащихся, интерес к математике.

Ожидаемые результаты: дети научаться решать задачи и уравнения на дроби.

Этапы урокаВремя (мин)

СлайдыОрганизационный момент.2Слайд 1Устная работа и повторение ранее изученного8Слайды 2, 3, 4, 5,6Формирование новых знаний и умений10Слайды 7, 8Физкультминутка2Слайды 9, 10Закрепление нового материала5Слайд 11Проверка знаний (с/р)10Слайд 12Постановка домашнего задания1Слайд 13Подведение итогов урока2

I. Организационный этап

– Здравствуйте, мы проведем сегодня урок по теме «Деление дробей в уравнених». Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Целью нашего урока является закрепление и проверка умений умножать и делить обыкновенные дроби, а также повторить навыки решения задач и уравнений.

II. Устный опрос учащихся

Чтобы умным в жизни стать
Надо дроби изучать

1) Переведите смешанную дробь в неправильную (Приложение 1, слайд 3)

– Повторим правило умножения двух дробей: Чтобы умножить дробь на дробь нужно перемножить их числители и знаменатели и первое произведение записать числителем, а второе знаменателем.

4) Выполните деление (в тетрадях с последующей взаимопроверкой, сосед у соседа) (Приложение 1, слайд 6)

– Повторим правило деления двух дробей: Чтобы разделить одну дробь на другую, нужно первую дробь умножить на дробь, обратную второй.

III. Формирование новых знаний и умений

– При изучении темы деление большое значение имеет умение решать уравнения. Рассмотрим пример и запишем его в тетрадь. (Приложение 1, слайд 7)

– Чтобы решить уравнение необходимо определить какой компонент в уравнении является неизвестным.
– Какой?
– 1 множитель
– Правильно! Чтобы найти неизвестный множитель, что нужно сделать?
– Чтобы найти неизвестный множитель необходимо произведение разделить на известный множитель.
– Находим корень уравнения, выполняя деление. Выполним проверку и запишем ответ.

– А теперь давайте проверим ваше умение решать задачи.

– Сколько всего прошел лыжник ? (26 км)
– Сколько километров прошел в первый день? (неизвестно)
– Сколько километров прошел во второй день? (неизвестно)
– Какую величину, с какой сравнивают?
– Что возьмем за х?
– Как найти дробь от числа?
– Сколько километров прошел за два дня?
– Как найти?
– Составим уравнение.

– 14 км лыжник прошел во второй день

26 – 14 = 12 км лыжник прошел в первый день.

– Вспомним что такое 1% (одна сотая)
– Какой дробью запишем 75% (75/100 = 3/4)
– Сколько грибов собрала белка? (неизвестно)
– Сколько грибов собрал бельчонок? (неизвестно)
– Какую величину, с какой сравнивают?
– Что обозначим за икс?
– Как найти дробь от числа?
– Сколько собрали вместе белка и бельчонок?
– Составим уравнение.

200 грибов собрала белка
350 – 200 = 150 грибов собрал бельчонок

IV. Физкультминутка

– Встаем и выполняем несколько упражнений.

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

V. Закрепление нового материала

– Сколько собрал Митя?
– Сколько собрал Коля?
– Какую величину, с какой сравнивают?
– Что обозначим за икс?
– Как найти дробь от числа?
– Сколько собрали вместе мальчики?

28 грибов собрал Митя

64 – 28 = 36 грибов собрал Коля

VI. «Математический выбор»

Уравнения, оцениваемые в 3 балла: Уравнения, оцениваемые в 5 баллов:

1) 1)

2) 2)

3) 3)

4) 4)

Уравнения, оцениваемые в 6 баллов:

1)

2)

3)

4)

Оценки: 5 – 12 баллов; 4 – 9 баллов; 3 – 6 баллов.

Каждый выбирает себе уравнения по «плечу».
Учитель во время работы оценивает учеников.

VII. Итог урока

– С каким настроением вы сегодня работали на уроке?
– Какая задача для вас была самой интересной?
– Ребята чему мы научились на сегодняшнем уроке?
– Как найти часть от числа?
– Как найти неизвестный множитель?

VIII. Домашнее задание

– С листов решить любые три уравнения, из тех которые не решали в классе.

Решение уравнений с дробями

О чем эта статья:

5 класс, 6 класс, 7 класс

Понятие дроби

Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.

Дробь — это рациональное число, представленное в виде a/b, где a — числитель дроби, b — знаменатель. Есть два формата записи:

  • обыкновенный вид — ½ или a/b,
  • десятичный вид — 0,5.

Дробь — это одна из форм деления, записываемая с помощью дробной черты. Над чертой принято писать делимое (число, которое делим) — числитель. А под чертой всегда находится делитель (на сколько делим), его называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

Дроби бывают двух видов:

  1. Числовые — состоят из чисел. Например, 2/7 или (1,8 − 0,3)/5.
  2. Алгебраические — состоят из переменных. Например, (x + y)/(x − y). Значение дроби зависит от данных значений букв.

Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 4/9 и 23/57.

Неправильная дробь — та, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 13/5. Такое число называют смешанным — читается так: «две целых три пятых», а записывается — 2 3/5.

Основные свойства дробей

Дробь не имеет значения, если делитель равен нулю.

Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.

Дроби a/b и c/d называют равными, если a × d = b × c.

Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.

Действия с дробями можно выполнять те же, что и с обычными числами: складывать, вычитать, умножать и делить. Также, дроби можно сравнивать между собой и возводить в степень.

Понятие уравнения

Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Наша задача — найти неизвестные числа так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство. Давайте на примере:

  • Возьмем выражение 4 + 5 = 9. Это верное равенство, потому что 4+5 действительно 9. Если бы вместо 9 стояло любое другое число — мы бы сказали, что числовое равенство неверное.
  • Уравнением можно назвать выражение 4 + x = 9, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.

Корень уравнения — то самое число, которое уравнивает выражения справа и слева, когда мы подставляем его на место неизвестной. В таком случае афоризм «зри в корень» — очень кстати при усердном решении уравнений.

Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.

Решить уравнение значит найти все его корни или убедиться, что корней нет.

Алгебраические уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные. Расскажем и про них.

Линейное уравнение выглядит так ах + b = 0, где a и b — действительные числа.

Что поможет в решении:

  • если а не равно нулю, то у уравнения единственный корень: х = −b : а;
  • если а равно нулю, а b не равно нулю — у уравнения нет корней;
  • если а и b равны нулю, то корень уравнения — любое число.
Квадратное уравнение выглядит так: ax 2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, a ≠ 0.

Понятие дробного уравнения

Дробное уравнение — это уравнение с дробями. Да, вот так просто. Но это еще не все. Чаще всего неизвестная стоит в знаменателе. Например, вот так:

Такие уравнения еще называют дробно-рациональными. В них всегда есть хотя бы одна дробь с переменной в знаменателе.

Если вы видите в знаменателях числа, то это уравнения либо линейные, либо квадратные. Решать все равно нужно, поэтому идем дальше. Примеры:

На алгебре в 8 классе можно встретить такое понятие, как область допустимых значений — это множество значений переменной, при которых это уравнение имеет смысл. Его используют, чтобы проверить корни и убедиться, что решение правильное.

Мы уже знаем все важные термины, их определения и наконец подошли к самому главному — сейчас узнаем как решить дробное уравнение.

Как решать уравнения с дробями

1. Метод пропорции

Чтобы решить уравнение методом пропорции, нужно привести дроби к общему знаменателю. А само правило звучит так: произведение крайних членов пропорции равно произведению средних. Проверим, как это работает.

Итак, у нас есть линейное уравнение с дробями:

В левой части стоит одна дробь — оставим без преобразований. В правой части видим сумму, которую нужно упростить так, чтобы осталась одна дробь.

После того, как в левой и правой части осталась одна дробь, можно применить метод пропорции и перемножить крест-накрест числители и знаменатели.

2. Метод избавления от дробей

Возьмем то же самое уравнение, но попробуем решить его по-другому.

В уравнении есть две дроби, от которых мы очень хотим избавиться. Вот, как это сделать:

  • подобрать число, которое можно разделить на каждый из знаменателей без остатка;
  • умножить на это число каждый член уравнения.

Ищем самое маленькое число, которое делится на 5 и 9 и без остатка — 45 как раз подходит. Умножаем каждый член уравнения на 45 и избавляемся от знаменателей. Вуаля!

Вот так просто мы получили тот же ответ, что и в прошлый раз.

Что еще важно учитывать при решении

  • если значение переменной обращает знаменатель в 0, значит это неверное значение;
  • делить и умножать уравнение на 0 нельзя.

Универсальный алгоритм решения

Определить область допустимых значений.

Найти общий знаменатель.

Умножить каждый член уравнения на общий знаменатель и сократить полученные дроби. Знаменатели при этом пропадут.

Раскрыть скобки, если нужно и привести подобные слагаемые.

Решить полученное уравнение.

Сравнить полученные корни с областью допустимых значений.

Записать ответ, который прошел проверку.

Курсы по математике от Skysmart помогут закрепить материал и разобраться в сложных темах.

Примеры решения дробных уравнений

Чтобы стать успешным в любом деле, нужно чаще практиковаться. Мы уже знаем, как решаются дробные уравнения — давайте перейдем к решению задачек.

Пример 1. Решить дробное уравнение: 1/x + 2 = 5.

  1. Вспомним правило х ≠ 0. Это значит, что область допустимых значений: х — любое число, кроме нуля.
  2. Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Решим обычное уравнение.

Пример 2. Найти корень уравнения

  1. Область допустимых значений: х ≠ −2.
  2. Умножим обе части уравнения на выражение, которое сократит оба знаменателя: 2(х+2)
  3. Избавимся от знаменателя. Умножим каждый член уравнения на х.

Переведем новый множитель в числитель..

Сократим левую часть на (х+2), а правую на 2.

Пример 3. Решить дробное уравнение:

    Найти общий знаменатель:

Умножим обе части уравнения на общий знаменатель. Сократим. Получилось:

Выполним возможные преобразования. Получилось квадратное уравнение:

Решим полученное квадратное уравнение:

Получили два возможных корня:

Если x = −3, то знаменатель равен нулю:

Если x = 3 — знаменатель тоже равен нулю.

  • Вывод: числа −3 и 3 не являются корнями уравнения, значит у данного уравнения нет решения.
  • Деление обыкновенных дробей: правила, примеры, решения

    С дробями можно выполнять все действия, в том числе и деление. Данная статья показывает деление обыкновенных дробей. Будут даны определения, рассмотрены примеры. Подробно остановимся на делении дробей на натуральные числа и наоборот. Будет рассмотрено деление обыкновенной дроби на смешанное число.

    Деление обыкновенных дробей

    Деления является обратным умножению. При делении неизвестный множитель находится при известном произведении и другого множителя, где и сохраняется его данный смысл с обыкновенными дробями.

    Если необходимо произвести деление обыкновенной дроби a b на c d , тогда для определения такого числа нужно произвести умножение на делитель c d , это даст в итоге делимое a b . Получим число и запишем его a b · d c , где d c является обратным c d числу. Равенства можно записать при помощи свойств умножения, а именно: a b · d c · c d = a b · d c · c d = a b · 1 = a b , где выражение a b · d c является частным от деления a b на c d .

    Отсюда получим и сформулируем правило деления обыкновенных дробей:

    Чтобы разделить обыкновенную дробь a b на c d , необходимо делимое умножить на число, обратное делителю.

    Запишем правило в виде выражения: a b : c d = a b · d c

    Правила деления сводятся к умножению. Чтобы придерживаться его, нужно хорошо разбираться в выполнении умножения обыкновенных дробей.

    Перейдем к рассмотрению деления обыкновенных дробей.

    Выполнить деление 9 7 на 5 3 . Результат записать в виде дроби.

    Число 5 3 – это обратная дробь 3 5 . Необходимо использовать правило деления обыкновенных дробей. Это выражение запишем так: 9 7 : 5 3 = 9 7 · 3 5 = 9 · 3 7 · 5 = 27 35 .

    Ответ: 9 7 : 5 3 = 27 35 .

    При сокращении дробей следует выделять целую часть, если числитель больше знаменателя.

    Разделить 8 15 : 24 65 . Ответ записать в виде дроби.

    Для решения нужно перейти от деления к умножению. Запишем это в такой форме: 8 15 : 24 65 = 2 · 2 · 2 · 5 · 13 3 · 5 · 2 · 2 · 2 · 3 = 13 3 · 3 = 13 9

    Необходимо произвести сокращение, а это выполняется следующим образом: 8 · 65 15 · 24 = 2 · 2 · 2 · 5 · 13 3 · 5 · 2 · 2 · 2 · 3 = 13 3 · 3 = 13 9

    Выделяем целую часть и получаем 13 9 = 1 4 9 .

    Ответ: 8 15 : 24 65 = 1 4 9 .

    Деление необыкновенной дроби на натуральное число

    Используем правило деления дроби на натуральное число: чтобы разделить a b на натуральное число n , необходимо умножить только знаменатель на n . Отсюда получим выражение: a b : n = a b · n .

    Правило деления является следствием правила умножения. Поэтому представление натурального числа в виде дроби даст равенство такого типа: a b : n = a b : n 1 = a b · 1 n = a b · n .

    Рассмотрим данное деление дроби на число.

    Произвести деление дроби 16 45 на число 12 .

    Решение

    Применим правило деления дроби на число. Получим выражение вида 16 45 : 12 = 16 45 · 12 .

    Произведем сокращение дроби. Получим 16 45 · 12 = 2 · 2 · 2 · 2 ( 3 · 3 · 5 ) · ( 2 · 2 · 3 ) = 2 · 2 3 · 3 · 3 · 5 = 4 135 .

    Ответ: 16 45 : 12 = 4 135 .

    Деление натурального числа на обыкновенную дробь

    Правило деления аналогично правилу деления натурального числа на обыкновенную дробь: чтобы разделить натуральное число n на обыкновенную a b , необходимо произвести умножение числа n на обратное дроби a b .

    Исходя из правила, имеем n : a b = n · b a , а благодаря правилу умножения натурального числа на обыкновенную дробь, получим наше выражение в виде n : a b = n · b a . Необходимо рассмотреть данное деление на примере.

    Делить 25 на 15 28 .

    Нам необходимо переходить от деления к умножению. Запишем в виде выражения 25 : 15 28 = 25 · 28 15 = 25 · 28 15 . Сократим дробь и получим результат в виде дроби 46 2 3 .

    Ответ: 25 : 15 28 = 46 2 3 .

    Деление обыкновенной дроби на смешанное число

    При делении обыкновенной дроби на смешанное число легко можно свети к делению обыкновенных дробей. Нужно совершить перевод смешанного числа в неправильную дробь.

    Разделить дробь 35 16 на 3 1 8 .

    Так как 3 1 8 — смешанное число, представим его в виде неправильной дроби. Тогда получим 3 1 8 = 3 · 8 + 1 8 = 25 8 . Теперь произведем деление дробей. Получим 35 16 : 3 1 8 = 35 16 : 25 8 = 35 16 · 8 25 = 35 · 8 16 · 25 = 5 · 7 · 2 · 2 · 2 2 · 2 · 2 · 2 · ( 5 · 5 ) = 7 10

    Ответ: 35 16 : 3 1 8 = 7 10 .

    Деление смешанного числа производится таким же образом, как и обыкновенных.

    источники:

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/reshenie-uravnenij-s-drobyami

    http://zaochnik.com/spravochnik/matematika/dejstvitelnye-ratsionalnye-irratsionalnye-chisla/delenie-obyknovennyh-drobej/

    Форма урока: объяснение нового
    материала.

    Цели урока:

    • Обучающая: выработать навыки учащихся
      умножать и делить обыкновенные дроби, решать и
      оформлять задачи на уравнения.
    • Воспитательная: воспитывать
      самостоятельность, аккуратность
    • Развивающая: развивать внимание,
      математическую речь, вычислительные навыки
      учащихся,  интерес к математике.

    Ожидаемые результаты: дети научаться
    решать задачи и уравнения на дроби.

    Этапы урока

    Время (мин)

    Слайды

    Организационный момент. 2 Слайд 1
    Устная работа и повторение ранее изученного 8 Слайды 2, 3, 4, 5,6
    Формирование новых знаний и умений 10 Слайды 7, 8
    Физкультминутка 2 Слайды 9, 10
    Закрепление нового материала 5 Слайд 11
    Проверка знаний (с/р) 10 Слайд 12
    Постановка домашнего задания 1 Слайд 13
    Подведение итогов урока 2  

    ХОД УРОКА

    I. Организационный этап

    – Здравствуйте, мы проведем сегодня урок по
    теме «Деление дробей в уравнених». Откройте
    тетради, запишите число, классная работа и тему
    урока.
    Целью нашего урока является закрепление и
    проверка умений умножать и делить обыкновенные
    дроби, а также повторить навыки решения задач и
    уравнений.

    II. Устный опрос учащихся

    Чтобы умным в жизни стать
    Надо дроби изучать

    1) Переведите смешанную дробь в неправильную (Приложение 1, слайд 3)

    2) Выделите целую часть (Приложение
    1
    , слайд 4)

    3) Умножьте дроби (Приложение 1,
    слайд 5)

    – Повторим правило умножения двух дробей:
    Чтобы умножить дробь на дробь нужно перемножить
    их числители и знаменатели и первое произведение
    записать числителем, а второе знаменателем.

    4) Выполните деление (в тетрадях с последующей
    взаимопроверкой, сосед у соседа) (Приложение
    1
    , слайд 6)

    – Повторим правило деления двух дробей: Чтобы
    разделить одну дробь на другую, нужно первую
    дробь умножить на дробь, обратную второй.

    III. Формирование новых знаний и  умений

    – При изучении темы деление большое значение
    имеет умение решать уравнения. Рассмотрим пример
    и запишем его в тетрадь. (Приложение
    1
    , слайд 7)

    – Чтобы решить уравнение необходимо
    определить какой компонент в уравнении является
    неизвестным.
    – Какой?
    – 1 множитель
    – Правильно! Чтобы найти неизвестный множитель,
    что нужно сделать?
    – Чтобы найти неизвестный множитель необходимо
    произведение разделить на известный множитель.
    – Находим корень уравнения, выполняя деление.
    Выполним проверку и запишем ответ.

    – А теперь давайте проверим ваше умение решать
    задачи.

    № 597 (Приложение 1,
    слайд 7)

    – Сколько всего прошел лыжник ? (26 км)
    – Сколько километров прошел в первый день? 
    (неизвестно)
    – Сколько километров прошел во второй день? 
    (неизвестно)
    – Какую величину, с какой сравнивают?
    – Что возьмем за х?
    – Как найти дробь от числа?
    – Сколько километров прошел за два дня?
    – Как найти?
    – Составим уравнение.

    – 14 км лыжник прошел во второй день

    26 – 14 = 12 км лыжник прошел в первый день.

    №  598 (Приложение 1,
    слайд 8)

    – Вспомним что такое 1% (одна сотая)
    – Какой дробью запишем 75% (75/100 = 3/4)
    – Сколько грибов собрала белка? (неизвестно)
    – Сколько грибов собрал бельчонок? (неизвестно)
    – Какую величину, с какой сравнивают?
    – Что обозначим за икс?
    – Как найти дробь от числа?
    – Сколько собрали вместе белка и бельчонок?
    – Составим уравнение.

    200 грибов собрала белка
    350 – 200 = 150 грибов собрал бельчонок

    IV. Физкультминутка

    – Встаем и выполняем несколько упражнений.

    А теперь, ребята, встали,
    Быстро руки вверх подняли,
    В стороны, вперёд, назад
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.

    V. Закрепление нового материала

    № 594

    – Сколько собрал Митя?
    – Сколько собрал Коля?
    – Какую величину, с какой сравнивают?
    – Что обозначим за икс?
    – Как найти дробь от числа?
    – Сколько собрали вместе мальчики?

    28 грибов собрал Митя

    64 – 28 = 36 грибов собрал Коля

    VI. «Математический выбор»

    Уравнения, оцениваемые в 3
    балла:                          
    Уравнения, оцениваемые в 5 баллов:

    1)                                                                      1)

    2)                                                                       2)

    3)                                      
                                 3)  

    4)                                                                  4)

    Уравнения, оцениваемые в 6 баллов:

    1)

    2)

    3)

    4)

    Оценки: 5 – 12 баллов; 4 – 9 баллов; 3 – 6 баллов.

    Каждый выбирает себе уравнения по «плечу».
    Учитель во время работы оценивает учеников.

    VII. Итог урока

    – С каким настроением вы сегодня работали на
    уроке?
    – Какая задача для вас была самой интересной?
    – Ребята чему мы научились на сегодняшнем уроке?
    – Как найти часть от числа?
    – Как найти неизвестный множитель?

    Оценки за урок.

    VIII. Домашнее задание

    – С листов решить любые три уравнения, из тех
    которые не решали в классе.

    Иногда линейные уравнения принимают вид, когда неизвестное оказывается в числителе одной или нескольких дробей.
    Как, например, в уравнении ниже.

    уравнение с неизвестным в дроби

    В таких случаях подобные уравнения можно решить двумя способами.

    I способ решения
    Сведение уравнения к пропорции

    Запомните!
    !

    При решении уравнений способом пропорции необходимо выполнить следующие действия:

    • привести все дроби к общему знаменателю и сложить их как алгебраические дроби
      (в левой и правой части должно остаться только по одной дроби);
    • полученное уравнение решить по правилу пропорции.

    Итак, вернемся к нашему уравнению. В левой части у нас и так стоит только одна дробь, поэтому в ней не нужны
    никакие преобразования.

    уравнение с неизвестным в дроби

    Будем работать с правой частью уравнения.
    Упростим правую часть уравнения так, чтобы там осталась только одна дробь.
    Для этого вспомним правила сложения числа с алгебраической дробью.

    решаем уравнение с неизвестным в дроби

    Теперь используем правило пропорции и решим уравнение до конца.

    решаем уравнение с неизвестным в дроби как пропорцию


    II способ решения
    Сведение к линейному уравнению без дробей

    Рассмотрим уравнение выше еще раз и решим его другим способом.

    уравнение с неизвестным в дроби

    Мы видим, что в уравнении присутствуют две дроби
    «» и
    «».

    Наша задача сделать так, чтобы в уравнении не осталось ни одной дроби.

    Другими словами, необходимо свести уравнение к обычному
    линейному уравнению без неизвестного в дроби.

    Запомните!
    !

    Чтобы избавиться от дробей в уравнении нужно:

    • найти число, которое без остатка будет делиться на каждый из знаменателей;
    • умножить каждый член уравнения на это число.

    Давайте зададим себе вопрос: «Какое число без остатка делится на каждый из знаменателей дробей, то есть и на
    «5», и на «9» ?».
    Таким ближайшим наименьшим числом будет число «45».

    Умножим каждый член уравнения на «45».

    уравнение с неизвестным в дроби

    Важно!
    Галка

    При умножении уравнения на число нужно каждый член уравнения
    умножить на это число.

    уравнение с неизвестным в дроби

    Другие примеры решения уравнений с неизвестным в дроби

    Решение уравнения I способом (через пропорцию)


    • +

      =

      +

      =

      +

      =

      =

      =

      (49 − 23y) · 2 = 15 · (y + 6)

      98 − 46y = 15y + 90

      −46y − 15y = 90 − 98

      −61y = −8     | :(−61)

      y =

      Ответ: y =

    Решение уравнения II способом
    (сведение к уравнению без дробей)


    • 2 − +
      = 0             | ·20

      2 · 20 − +
      = 0 · 20

      40 − 5 ·(3x − 7) + 4 · (x + 17) = 0

      40 − 15x + 35 + 4x + 68 = 0

      −15x + 4x + 40 + 35 + 68 = 0

      −11x + 75 + 68 = 0

      −11x + 143 = 0

      −11x = −143     | :(−11)

      x = 13

      Ответ: x = 13


    Ваши комментарии

    Важно!
    Галка

    Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

    «ВКонтакте».

    Пришелец пожимает плечами

    Оставить комментарий:

    25 августа 2016 в 13:08

    Виктория Лебеденко
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    (^-^)
    Виктория Лебеденко
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 1

    0
    Спасибоthanks
    Ответить

    3 сентября 2016 в 19:36
    Ответ для Виктория Лебеденко

    Юлия Анарметова
    (^-^)
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 11

    (^-^)
    Юлия Анарметова
    Профиль
    Благодарили: 0

    Сообщений: 11


    раскроем скобки x2+3x-x-3-x2-5=0(уничтожим xи-x2) получим  2x-8=0
                           2x=8
                             x=8 :2
                             x=4

    0
    Спасибоthanks
    Ответить


    Описание презентации по отдельным слайдам:

    • 6 КЛАСС.

    • Математика.


Деление обыкновенных дробей.

      2 слайд

      Математика.

      Деление обыкновенных дробей.

    • сказкаЖили-были обыкновенные дроби.
 Были они правильные и неправильные, а та...

      3 слайд

      сказка
      Жили-были обыкновенные дроби.
      Были они правильные и неправильные, а также смешанные, сократимые и несократимые, а ещё взаимно обратные.

    • Какие числа записаны? Правильные и неправильные дроби 
Сократимые и несократи...

      4 слайд

      Какие числа записаны?
      Правильные и неправильные дроби
      Сократимые и несократимые дроби, смешанные числа
      Взаимно обратные числа

    • Жили они дружно и научились выполнять различные действия.

Какие?

Сложение,...

      5 слайд

      Жили они дружно и научились выполнять различные действия.

      Какие?

      Сложение, вычитание, умножение, деление.

    • Устный счет.

    • Устный счёт

Вычислите:

    • ЗадачаБыл в царстве обыкновенных дробей участок прямоугольной формы, площадью...

      8 слайд

      Задача
      Был в царстве обыкновенных дробей участок прямоугольной формы, площадью кв. км. Длина участка была равна км. А ширина была неизвестна.
      И думали – гадали они: « Как же найти ширину?»

    • Ответьте на вопросы:1. Как найти неизвестное делимое.
2. Как найти неизвестны...

      9 слайд

      Ответьте на вопросы:
      1. Как найти неизвестное делимое.
      2. Как найти неизвестный делитель.
      3. Как найти неизвестное частное.

    • Ответьте на вопросы:4. Как найти неизвестное уменьшаемое.
5. Как найти неизве...

      10 слайд

      Ответьте на вопросы:
      4. Как найти неизвестное уменьшаемое.
      5. Как найти неизвестное вычитаемое.
      6. Как найти неизвестное слагаемое.

    • 1.Решить уравнение:УменьшаемоеВычитаемоеРазность

      11 слайд

      1.Решить уравнение:
      Уменьшаемое
      Вычитаемое
      Разность

    • Решить уравнение:13

      12 слайд

      Решить уравнение:
      1
      3

    • МножительМножительПроизведение8151

      13 слайд

      Множитель
      Множитель
      Произведение
      8
      1
      5
      1

    • Ответ:

    • 2.Решить уравнение643

      15 слайд

      2.Решить уравнение
      6
      4
      3

    • МножительМножительПроизведение

      16 слайд

      Множитель
      Множитель
      Произведение

    • Решаем из учебника:№463, №461

      17 слайд

      Решаем из учебника:
      №463, №461

    • В древности на Руси говорили: «Умножение – мучение, а деление –беда.» А мы се...

      18 слайд

      В древности на Руси говорили: «Умножение – мучение, а деление –беда.» А мы сегодня на уроке доказывали обратное. И в этом нам помогла наша сказка. А вы помогли восстановить в царстве обыкновенных дробей мир и спокойствие.

    • 

Всем спасибо за урок.

До свидания.

      19 слайд

      Всем спасибо за урок.

      До свидания.


    Загрузить PDF


    Загрузить PDF

    Если вам дано выражение с дробями с переменной в числителе или в знаменателе, то такое выражение называется рациональным уравнением. Рациональное уравнение — любое уравнение, которое включает в себя не менее одного рационального выражения. Решаются рациональные уравнения так же, как любые уравнения: выполняются те же операции с обеих сторон уравнения, пока переменная не обособляется на одной стороне уравнения. Тем не менее есть два метода решения рациональных уравнений.

    1. Изображение с названием Solve Rational Equations Step 1

      1

      При необходимости перепишите данное вам уравнение так, чтобы на каждой его стороне находилась одна дробь (одно рациональное выражение); только в этом случае вы сможете воспользоваться методом умножения крест-накрест.[1]

      • Например, дано уравнение (x + 3)/4 — x/(-2) = 0. Перенесите дробь x/(-2) на правую сторону уравнения, чтобы записать уравнение в надлежащем виде: (x + 3)/4 = x/(-2).
        • Имейте в виду, что десятичные и целые числа могут быть представлены в виде дробей, если поставить в знаменателе 1. Например, (х + 3)/4 — 2,5 = 5 можно переписать в виде (х + 3)/4 = 7,5/1; это уравнение можно решить при помощи умножения крест-накрест.
      • Если вы не можете переписать уравнение в нужном виде, смотрите следующий раздел.
    2. Изображение с названием Solve Rational Equations Step 2

      2

      Умножение крест-накрест. Умножьте числитель левой дроби на знаменатель правой. Повторите это с числителем правой дроби и знаменателем левой.[2]

      • Умножение крест-накрест основано на основных алгебраических принципах. В рациональных выражениях и других дробях можно избавиться от числителя, соответственно перемножив числители и знаменатели двух дробей.
    3. Изображение с названием Solve Rational Equations Step 3

      3

      Приравняйте полученные выражения и упростите их.[3]

      • Например, дано рациональное уравнение: (х +3 )/4 = х/(-2). После перемножения крест-накрест оно записывается в виде: -2(х +3) = 4x или -2х 2 6 = 4х
    4. Изображение с названием Solve Rational Equations Step 4

      4

      Решите полученное уравнение, то есть найдите «х». Если «х» находится с обеих сторон уравнения, обособьте его на одной стороне уравнения.[4]

      • В нашем примере вы можете разделить обе стороны уравнения на (-2) и получите: х+3 = -2x . Перенесите члены с переменной «х» на одну сторону уравнения и получите: 3 = -3х. Затем разделите обе части на -3 , чтобы получить результат: х=-1.

      Реклама

    1. Изображение с названием Solve Rational Equations Step 5

      1

      Наименьший общий знаменатель используется для упрощения данного уравнения. Этот метод применим в том случае, когда нельзя записать данное уравнение с одним рациональным выражением на каждой стороне уравнения (и воспользоваться методом умножения крест-накрест). Этот метод используется, когда дано рациональное уравнение с тремя или более дробями (в случае двух дробей лучше применить умножение крест-накрест).

    2. Изображение с названием Solve Rational Equations Step 6

      2

      Найдите наименьший общий знаменатель дробей (или наименьшее общее кратное). НОЗ — это наименьшее число, которое делится нацело на каждый знаменатель.[5]

      • Иногда НОЗ — очевидное число. Например, если дано уравнение: х/3 + 1/2 = (3x +1)/6, то очевидно, что наименьшим общим кратным для чисел 3, 2 и 6 будет 6.
      • Если НОЗ не очевиден, выпишите кратные самого большого знаменателя и найдите среди них такой, который будет кратным и для других знаменателей. Зачастую НОЗ можно найти, просто перемножив два знаменателя. Например, если дано уравнение x/8 + 2/6 = (x — 3)/9, то НОЗ = 8*9 = 72.
      • Если один или несколько знаменателей содержат переменную, то процесс несколько усложняется (но не становится невозможным). В этом случае НОЗ представляет собой выражение (содержащее переменную), которое делится на каждый знаменатель. Например, в уравнении 5/(х-1) = 1/х + 2/(3x) НОЗ = 3x(х-1), потому что это выражение делится на каждый знаменатель: 3x(х-1)/(х-1) = 3x; 3x(х-1)/3х = (х-1); 3x(х-1)/х = 3(х-1).
    3. Изображение с названием Solve Rational Equations Step 7

      3

      Умножьте и числитель, и знаменатель каждой дроби на число, равное результату деления НОЗ на соответствующий знаменатель каждой дроби. Так как вы умножаете и числитель, и знаменатель на одно и то же число, то фактически вы умножаете дробь на 1 (например, 2/2 = 1 или 3/3 = 1).

      • Таким образом, в нашем примере умножьте х/3 на 2/2, чтобы получить 2x/6, и 1/2 умножьте на 3/3, чтобы получить 3/6 (дробь 3x +1/6 умножать не надо, так как ее знаменатель равен 6).
      • Действуйте аналогично в случае, когда переменная находится в знаменателе. В нашем втором примере НОЗ = 3x(x-1), поэтому 5/(x-1) умножьте на (3x)/(3x) и получите 5(3x)/(3x)(x-1); 1/x умножьте на 3(x-1)/3(x-1) и получите 3(x-1)/3x(x-1); 2/(3x) умножьте на (x-1)/(x-1) и получите 2(x-1)/3x(x-1).
    4. Изображение с названием Solve Rational Equations Step 8

      4

      Найдите «х». Теперь, когда вы привели дроби к общему знаменателю, вы можете избавиться от знаменателя. Для этого умножьте каждую сторону уравнения на общий знаменатель. Затем решите полученное уравнение, то есть найдите «х». Для этого обособьте переменную на одной из сторон уравнения.

      • В нашем примере: 2x/6 + 3/6 = (3x +1)/6. Вы можете сложить две дроби с одинаковым знаменателем, поэтому запишите уравнение как: (2x+3)/6=(3x+1)/6. Умножьте обе части уравнения на 6 и избавьтесь от знаменателей: 2x+3 = 3x +1. Решите и получите х = 2.
      • В нашем втором примере (с переменной в знаменателе) уравнение имеет вид (после приведения к общему знаменателю): 5(3x)/(3x)(x-1) = 3(x-1)/3x(x-1) + 2(x-1)/3x(x-1). Умножив обе стороны уравнения на НОЗ, вы избавитесь от знаменателя и получите: 5(3x) = 3(х-1) + 2(х-1), или 15x = 3x — 3 + 2x -2, или 15х = х — 5. Решите и получите: х = -5/14.

      Реклама

    Советы

    • Найдя «х», проверьте свой ответ, подставив значение «х» в исходное уравнение. Если ответ правильный, вы сможете упростить исходное уравнение к простому выражению, например, 1 = 1.
    • Обратите внимание, что вы можете записать любой многочлен как рациональное выражение, просто разделив его на 1. Так х +3 и (х +3 )/1 имеют одинаковое значение, но последнее выражение считается рациональным выражением, потому что записано в виде дроби.

    Реклама

    Об этой статье

    Эту страницу просматривали 96 121 раз.

    Была ли эта статья полезной?

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как быстро найти дома нужную вещь
  • Как мне найти пивоварню
  • Как найти свою электронную трудовую почту
  • Андроид как найти приложение для кода qr
  • Как найти плотность в физике через температуру