Как найти деньги на свой фильм

Ни для кого не секрет, что киноиндустрия — одно из самых затратных направлений креативного бизнеса. Вместе с идеей фильма у режиссера сразу возникает внушительная статья расходов: оплата работы актеров, съемочной команды, их транспортировка и проживание, если съемки планируются где-то далеко, создание декораций и подготовка локаций, продакшн и постпродакшн, реклама, организация пресс-показа. Сделать все это своими силами практически нереально, и вопрос сбора средств выходит на первый план.

Как собрать деньги на фильм — способы и полезные рекомендации

Какой бы инструмент привлечения финансирования вы ни выбрали, чтобы он сработал, вам придется плотно взаимодействовать с потенциальными инвесторами, партнерами или сотрудниками банка, если вы попробуете взять кредит. Чтобы взаимодействие было успешным, необходимо правильное позиционирование. При этом важно не только красиво представить свой проект, но и доказать его значимость и перспективность. Здесь не обойтись без питч-дека — емкой и лаконичной презентации, в которой должны быть следующие пункты:

  • подробное, детальное описание проекта,
  • информация о его создателях и других членах команды — потенциальным инвесторам важно, кто за этим стоит, какой уровень профессионализма и бэкграунд у этих людей,
  • цель, миссия проекта — чем он интересен в социальном, познавательном или культурологическом плане,
  • бизнес-план с указанием целевой аудитории и ее объема, с полной статьей расходов, в которой учтена каждая деталь, этапы реализации проекта.

Когда презентация готова и вы находитесь на низком старте, можно начинать действовать.

Где найти деньги на съемку фильма?

На каком бы уровне развития вы ни находились, этот вопрос будет оставаться актуальным. Конечно, уровень вашего профессионализма, наличие уже реализованных проектов в портфолио, которые вы можете представить, повышают кредит доверия. Однако, если вы в самом начале пути, не стоит заранее ставить себе препятствия и ограничивать себя: и инвесторы, и рекламодатели интересуются не только представителями кинопроизводства с именем, им интересны и молодые инфлюэнсеры, если проект, который они предлагают, перспективен, а их аудитория — в случае с рекламодателями — совпадает с потенциальной клиентской базой. Поэтому стоит говорить о себе, знакомиться и общаться с людьми, которые могут быть вам потенциально полезны в привлечении инвестиций.

Что учесть перед тем, как начать привлекать инвестиции?

Самое главное — просчитать все финансовые риски. Привлекая инвестиции, вы должны помнить, что, скорее всего, если речь не идет о краудфандинге или меценатстве, средства придется отдавать. Поэтому имеет смысл составить для себя четкий и реалистичный прогноз возврата средств с учетом того, что проект может по различным причинам не окупиться, либо начать приносить доход позже, чем вы ожидаете.

Можно ли снять фильм, не собирая деньги?

Да, если речь идет об очень специфическом, арт-хаусном кино, либо экспериментальном видео, снятом на телефон. Но даже в этом случае вам понадобится хотя бы минимальный монтаж. Конечно, и его можно сделать «на коленке», но качество будет оставлять желать лучшего. Есть малобюджетное кино, которое тем не менее становится популярным, например, «Место встречи» Паоло Дженовезе, где действие происходит в одном кафе, планы почти не меняются, а героев не так много. Однако и в этом случае работали актеры, команда, нужно было арендовать помещение. Поэтому, говоря о полноценном кинопроекте, сделать его бесплатно не получится.

ТОП-5 способов собрать средства на съемку фильма

Мы выстроили рейтинг по нарастающей. От самого компромиссного к самому выгодному варианту.

  • Банковский кредит. На первый взгляд, этот вариант кажется самым очевидным, он понятен и прозрачен по своей схеме. Минус в том, что банки неохотно кредитуют творческие проекты, а если все-таки получить средства удастся, возникают риски, связанные с процентной ставкой.
  • Долг. Вы можете одолжить деньги у знакомых. Если получится это сделать — отлично, но здесь все же есть риск испортить репутацию и отношения, если вы по каким-то причинам не сможете вернуть средства в срок, да и суммы на реализацию кинопроекта обычно таковы, что вам, скорее всего, придется собирать их по частям.
  • Меценатство. Случается и такое, что финансово обеспеченные люди помогают своим любимым креаторам, однако при таких отношениях «покровитель» может претендовать на вмешательство в творческий процесс.
  • Краудфандинг. На сегодняшний день самый популярный способ привлечения финансирования для креаторов, когда автор проекта запускает кампанию на онлайн-платформе, а все желающие «донатят», жертвуют ему любую сумму. Минусы этого способа в том, что, если вы пока не в первом эшелоне популярности, средства очень сложно собрать. При этом в случае успешного завершения кампании в благодарность вы обязаны сделать каждому, кто поучаствовал в ней, какой-то подарок. По опыту многих креаторов затраты на такие подарки как правило автоматически «съедают» часть бюджета, собранного на проект.
  • Краудлендинг — это удобный инструмент привлечения финансирования. Он чем-то похож на банковское кредитование, но кредиторами выступают частные инвесторы. Все документы подписываются онлайн, а деньги на счет после сбора поступают очень быстро. К тому же вам понадобится меньше документов, чем в случае с банком. Минусы этого способа в том, что средства, в отличие от краудфандинга, придется отдавать, а процентная ставка колеблется от 11 до 30%, что выше, чем при обычном кредитовании.

Краудлендинг на Ко-Фи как способ привлечь инвестиции на съемку кино или сериала

Краудлендинговая платформа Ко-Фи создана специально для инвестиций в креативные индустрии. В том числе на нашей площадке успешно проводится сбор средств на съемки фильмов, клипов, их постпродакшн. Для того, чтобы привлечь финансирование на реализацию проекта, вам нужно зарегистрироваться на сайте — эта опция доступна для всех резидентов РФ 18+, затем заполнить подробную заявку со всеми пунктами, указанными выше в описании питч-дека, также добавив прогноз сбора средств и приложив все необходимые документы. В случае с ИП понадобится загрузить только скан паспорта, с ООО — паспортные данные руководителя, устав, сведения о персональном составе органов управления, указать систему налогообложения, состав учредителей и сведения о бенефициарных владельцах.

Вы сами определяете в заявке сумму займа, процентную ставку, срок возврата и объект залога, если вам необходимо более 300 000 рублей. Это могут быть права на интеллектуальную собственность, которая уже приносит доход. Средняя процентная ставка на Ко-Фи составляет 20%. После того, как заявка пройдет модерацию, она окажется на витрине проектов. С этого момента вы в любой момент открываете раунд финансирования, который может длиться 2, 7 или 30 дней. Мы рекомендуем не торопиться и подождать какое-то время, пока потенциальные инвесторы изучат вашу заявку, поставят лайки. Получив такой фидбэк, можно уверенно стартовать. Если средства собраны в обозначенное время, в вашем личном кабинете автоматически появятся договора с инвесторами. Вы подписываете их онлайн, получаете деньги, начинаете реализацию своего проекта, возвращая средства равными ежемесячными платежами с процентами.

Как действовать начинающему режиссеру?

Самое главное — отнестись к своему проекту как к серьезной бизнес-идее, реализация которой требует внимания, подготовки и максимально ответственного отношения к созданию продукта. Такой подход поможет вам как можно раньше вступить во «взрослые» отношения с финансами, партнерами, инвесторами, рекламодателями, в конечном счете — своими зрителями и добиться карьерного роста. И не бойтесь заявлять о себе. Каждый профессионал, селебрити когда-то с чего-то начинал.

Вопросы, как собрать деньги на фильм, где найти спонсоров, и как реализовать замыслы в киноиндустрии, интересуют начинающих режиссеров. Но обилие идей в голове и желание их реализовать — только 50% процентов успеха. Без стабильного финансирования рассчитывать на ожидаемый результат и известность трудно. Ниже поговорим, в чем нюансы привлечения инвестиций в киноиндустрии, как и где быстро найти спонсоров для воплощения замысла в реальность.

Где найти деньги на съемку фильма?

Лучшее решение на начальном этапе — снять видеоролик, клип или короткометражное кино. Некоторые новички планируют сразу снять шедевр, заработать мировое признание и миллионы долларов. Реальный пример — Морган Сперлок, который добился успеха с помощью спонсоров. Сборы его картины составили 1,8 миллиона долларов (при минимальных расхода на начальном этапе). Как ему удалось собрать деньги на фильм?

сперлок

Причин несколько:

  • Харизма Моргана Сперлока. У людей, которые его знали, возникало непреодолимое желание начать сотрудничество.
  • Идея фильма оригинальна и не затерта, поэтому инвесторы проявляли спортивный интерес к проекту — «выгорит» или нет.
  • Активность и настойчивость. Морган постоянно действовал — он обзванивал людей, которые могли дать деньги и не останавливался, когда в ответ на просьбу слышал однозначное «Нет».
  • Презентации. Чтобы продвинуть проект и реализовать задуманное, идею важно правильно преподнести. Сперлок умело выставлял выгоды картины, показывал ее с лучшей стороны.
  • Консультации. Морган постоянно находился в режиме обучения. Он консультировался с такими известными людьми, как Тарантино, Трамп и другие.

Если следовать приведенным рекомендациям, собрать деньги на фильм и реализовать давнюю мечту проще. Но начинающий кинолюбитель должен помнить, что на начальном этапе высок риск ошибки. Кроме того, гарантии привлечения спонсоров также отсутствуют. Часто складываются ситуации, когда проект никто не желает финансировать, и автору приходится отказаться от затеи.

Что учесть перед тем, как собирать деньги на съемки кино?

Чтобы привлечь инвестора, автору важно знать, что он хочет получить, и какой будет аудитория. Если не разобраться в этих вопросах, поиск спонсора — бесполезная трата времени. Люди, которые вкладывают деньги в кино, инвестируют в массовое проекты. Важно, чтобы кино заинтересовало миллионы людей и принесло значительную прибыль. Новичку получить аудиторию и заслужить лестные отзывы трудно — популярность не падает с неба.

Чтобы добиться успеха, важно решить следующие задачи:

  • Кому новое кино интересно?
  • Сколько денег потребуется на съемку и продвижение проекта?
  • Будут ли актеры, и кого вы планируете привлечь?
  • Как планируется продвижение фильма после завершения работы?
  • Кто будет снимать, заниматься звуком, монтажом и прочими вопросами?

Это только небольшой список ,требующий решения. На практике вопросов больше.

создание фильма

Можно ли снять фильм и не собирать на него деньги?

Бытует мнение, что появление спонсора на горизонте — гарантия успеха картины. Это не так. Причины две:

  • За дело берется новичок, поэтому проколы неизбежны.
  • Высок риск того, что работа не понравится людям.

Здесь снова напрашивается пример Моргана, о котором упоминалось выше. Ему удалось снять кино за 65 тысяч долларов, что практические бесплатно (по меркам Голливуда). Итоговые сборы картины составили 28 миллионов долларов. Теоретически для съемки фильма деньги вообще не нужны (при наличии оборудования). Получить Оскар за такую картину не получится, но вот сделать презентацию и привлечь спонсоров для реализации более крупных проектов в будущем — вполне. При съемке первого фильма часто ставится задача разбогатеть. Этот подход ошибочный. Главная цель — привлечь внимание общества, заявить о себе, как о талантливом режиссере.

Как собрать деньги на фильм — ТОП-3 способа

Перейдем к следующему вопросу — где найти источник финансирования, чтобы приступить к съемкам. Здесь имеется три пути:

  1. Воспользоваться одной из площадок для краудфандинга. В Сети работают десятки платформ, доступных для размещения проектов и привлечения финансирования на разные нужды, в том числе и съемку кино. Популярные варианты — Планета, Бумстартер, Кикстартер и другие. Набирает популярности новый ресурс Sbordeneg.com, где отсутствуют комиссии и ограничения по типу размещаемых проектов. Принцип привлечения инвестиций прост. От автора требуется создать проект, снять презентационный видеоролик (по желанию) и продвигать ссылку в Интернете для привлечения максимального числа читателей (потенциальных инвесторов).
  2. Оформить заявку на питчинг. Здесь для раскрутки кинокартины требуется ее представить и заняться поиском инвесторов для проекта. Минус питчнгов в том, что они проводятся в «закрытом» формате и получить доступ трудно. Чтобы не упустить шанс, важно периодически узнавать о возможности подать заявку. Даже при отрицательном результате не стоит отчаиваться. Наличие критики от экспертов — не трагедия, ведь вы получаете неоценимый опыт и знакомства. К слову, для участия в питчинге «Кинотавра» требуется подтверждение трети финансирования. Для начинающих режиссеров такое условие невыполнимо.
  3. Использовать знакомства. Чтобы собрать деньги на фильм, вспомните друзей и знакомых, которые могут быть полезны в вопросе продвижения проекта. Возможно, коллега по работе раньше работал операторам или звукорежиссером. Кроме того, существует вероятность, что в ваше любимое кафе посещает опытный продюсер. Все, что остается — привлечь его внимание. «Правило трех  рукопожатий», позволяющее выйти через знакомых на любого человека, работает. Главное — задействовать возможности на 100% и верить в успех.

съемка кино

Как действовать начинающему режиссеру?

Перед тем как собрать деньги на фильм и приступить к съемкам, важно проанализировать все «за» и «против», после чего принимать решение. Рассмотренные выше рекомендации работают на практике,  но не гарантируют успех. Каждый новичок идет к цели по персональному сценарию, который пишет самостоятельно.

Что касается Моргана Сперлока, один из его проектов потерпел фиаско. Инвесторы ожидали прибыль в  размере более 10 миллионов долларов, но на практике он собрал только 0,6 миллиона. Несмотря на неудачу, автор не расстроился, ведь замыслы он успешно изложил в фильме. Причина низкой популярности заключается в нереализованности многих идей. Ряд важных моментов автору не удалось донести до пользователей.

В завершение выделим еще ряд советов:

  • При создании первого фильма лучше не тратить время на привлечение крупных спонсоров. Оптимальное решение — собрать деньги самостоятельно или использовать краудфандинговые площадки.
  •  Верьте в успех и не отступайте от поставленной цели.
  • Направьте намерение на успех, но будьте готовый к риску потерпеть неудачу. Главное — не «сломаться» и продолжить движение к цели.
  • Помните о зрителе, ведь  именно он дает главную оценку картины.
  • Базовая цель — снять дешевле и продать дороже.

Воспользуйтесь площадкой Sbordeneg.com, чтобы привлечь финансирование и реализовать любые цели, будь это съемка фильма, путешествие за границу, открытие бизнеса или другое.

В течение всего года в редакцию Moviestart поступало очень много вопросов о том, где можно найти финансирование на создание короткометражного фильма. Действительно, данная тема уже долгое время остается одной из самых актуальных. К завершению Всероссийской акции «День короткометражного кино» мы подготовили обзорный материал об источниках финансирования короткого метра в России. Спойлер: их много и практически под каждый проект можно найти что-то подходящее.

Субсидии Министерства культуры РФ

Министр культуры РФ Ольга Любимова

Министерство культуры РФ оказывает значимую поддержку кинопроизводителям и кинопрокатчикам в нашей стране. Ежегодно субсидии на производство и прокат получают несколько десятков дебютных, авторских экспериментальных, семейных и детских картин, документальных и анимационных фильмов.

Отдельной поддержки для производства короткометражных фильмов пока, к сожалению, не предусмотрено. Однако, вы можете объединиться с другими авторами короткометражек и подать свой проект на участие в конкурсе на господдержку в качестве тематического полнометражного альманаха. Такие проекты из нескольких короткометражек не раз получали поддержку в Минкульте и становились значимым культурным событием в мире кино.

Среди фильмов-альманахов недавних лет можно отметить: игровой фильм «Это не навсегда» (2019), в котором представлены четыре истории о воспитанниках детского дома; альманах к 100-летию революции  «20:17» (2017), который состоит из трех фильмов длительностью ровно 20 минут и 17 секунд, связанных между собой отрывками дебютного анимационного фильма Юрия Норштейна «25-е, первый день»; семейный фильм с двумя переплетенными сюжетами «Команда мечты» (2019). В этом году Министерство культуры поддержало альманах режиссера Ивана Соснина «Далекие близкие», роад-муви о путешествии отца и сына в автодоме с Дальнего Востока в Москву.

Конкурс достаточно серьёзный. Он проводится среди юридических лиц — кинокомпаний в 3 этапа. На первом этапе в срок, утверждённый приказом Минкульта, вы собираете и подаёте большой пакет документов, включающий сведения о кинокомпании и создателях проекта, сценарий, синопсис, режиссёрскую экспликацию, смету, календарно-постановочный план, письма поддержки. Верно оформленный пакет документов позволяет вам перейти на второй этап, на котором происходит независимая экспертная оценка художественной ценности проекта. Если эксперты выбирают проект, он допускается на очный питчинг, в ходе которого комиссия голосует за понравившиеся проекты, которые и получают государственное финансирование. 

Питчинг – самый важный этап. Именно здесь вы можете ярко представить свой проект и убедить совет в том, что именно он должен быть реализован. В этом вам помогут советы по защите на питчинге от министра культуры Ольги Любимовой. 

Всероссийский питчинг дебютантов

В России в настоящее время проводится множество разных питчингов в рамках крупных фестивалей, киношкол, кинокомпаний: в среднем, раз в месяц объявляется прием заявок на тот или иной конкурс. Питчинг представляет собой публичную защиту проекта перед экспертами и потенциальными инвесторами и помогает авторам не только получить финансирование на свое кино, но и услышать профессиональную оценку проекта, а также завести полезные знакомства, что порой намного дороже денег.

Всероссийский питчинг дебютантов – один из крупнейших индустриальных проектов для молодых кинематографистов, организаторами которого выступают Союз кинематографистов России, Молодежный центр Союза кинематографистов России. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Создан по инициативе Молодежного центра Союза кинематографистов России в 2013 году. В этом году проект вошел в «Топ-100» Фонда президентских грантов.

Призовой фонд питчинга в 2020 году составил 12,5 миллионов рублей. Проектам-победителям вручается 500 тысяч рублей на реализацию. Авторы могут подать заявки в следующих направлениях: «игровое полнометражное кино», «игровое короткометражное кино», «документальное кино», «телесериалы», «веб-сериалы», «work-in-progress». Питчинг проводится в разных регионах по всей России и в нем могут принять участие не только «местные» дебютанты, но и представители других регионов, в том числе, Москвы и Санкт-Петербурга, желающие снимать кино в том регионе, где проводится питчинг. Помимо самих конкурсов, на которых распределяются денежные средства, а также тренингов для молодых кинематографистов, в рамках питчинга проходит знакомство представителей ведущих продюсерских компаний с локациями, техническими возможностями и кадровым потенциалом региона. Во Всероссийском питчинге дебютантов могут принять участие авторы до 35 лет или сценаристы и режиссеры свыше этого возраста но в соавторстве с дебютантом до 35 лет.

За прошедшие годы состоялось 14 московских и более 60 региональных питчингов, в которых приняло участие более 6000 проектов. 
По итогам прошедших питчингов снято более 100 фильмов, среди них участники ММКФ, «Кинотавра», «Короче», Всероссийской акции «День короткометражного кино» и других престижных проектов. Среди лауреатов Всероссийского питчинга дебютантов – короткометражные фильмы «Взятка», «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!», собравшие миллионы просмотров в сети.

В 2020 году было реализовано несколько короткометражных проектов-участников Всероссийского питчинга дебютантов, которые стали победителями и лауреатами престижных фестивалей. Так, картина Натальи Беляевой  «Соня любит, Соня не любит» победила на кинофестивале «Будем жить» и стала лауреатом Всероссийской акции «День короткометражного кино», а фильм «Спасибо!» Марии Шульгиной получил Гран-при Международного фестиваля «Видение» и стал лауреатом международного смотра «Лучезарный ангел». Документальный фильм «Жизнь-это кайф», посвященный знаменитому педагогу Владимиру Фенченко, стал номинантом «Национальной молодежной кинопремии», а игровой фильм «Хандра» Алексея Камынина вошел в программу «Кинотавра» и вышел в федеральный кинопрокат.

Узнать новости проекта «Всероссийский питчинг дебютантов» и подать заявку на участие можно здесь. Также мы подготовили для вас лайфхаки по участию во Всероссийском питчинге дебютантов, которые помогут ярко представить свой проект.

Институт развития интернета

Один из самых результативных конкурсов этого года – конкурс на создание социально значимого контента для молодежной аудитории Института развития интернета. АНО «ИРИ» функционирует с 2015 года, с 2020-го является оператором конкурса на создание интернет-контента для молодежи. Финансирование проектов осуществляется в рамках реализации федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура». Распорядителем бюджетных средств выступает Росмолодежь. Всего за год ИРИ провел два конкурсных и два внеконкурсных отбора. В результате реализовано 211 интернет-проектов.

В 2021 году Институт развития интернета продолжает прием заявок на создание контента. Заявки принимаются на постоянной основе, но, чем позже подан проект, тем меньше времени у создателей на его реализацию. 

Прием заявок разделен на сессии и победителей объявляют ориентировочно раз в три месяца.

Первая сессия проходила до 23 ноября 2020 года, а проекты-победители станут известны до конца февраля 2021 года. Всего на конкурс поступило 443 проекта, большинство из них категории «видеоконтент» (66%). 

Вторая сессия приема идет в настоящее время, завершится 29 января, а ее победители станут известны ориентировочно в апреле. 

Процедура отбора проектов осталась прежней: сначала заявки проходят валидацию по формальным критериям, после этого их оценивают независимые эксперты от индустрии и эксперты АНО «ИРИ»; далее, исходя из минимального проходного балла, формируется короткий список проектов, который оценивает Конкурсный комитет. На последнем этапе список победителей, сформированный Конкурсным комитетом, утверждает Наблюдательный совет.

Темы конкурсного отбора: «Россия ХХI века», «Будь собой», «Мы вместе», «Делай добро», «Гордимся», «Действуй!». Они дают широкий простор для творческого самовыражения и посвящены будущему России и проблемам молодежи, волонтерству и благотворительности, достижениям в разных областях, профориентированию, культуре и туризму, науке и образованию и т.д.

Направления производства контента: «Видеоконтент», «Контент в блогосфере», «Программный продукт», «Мультиформатный проект». 

При подаче заявки необходимо четко рассчитать ключевой показатель эффективности. Заявленная стоимость проекта в категории «Видеоконтент» должна относиться к заявленному КПЭ проекта как 8 к 1 (из расчета на 8 рублей финансирования – 1 просмотр). 

Просмотры, прослушивания, скачивания, которые выступают в качестве ключевого показателя эффективности проекта, главное основание для оплаты по договору. 

Команда АНО «ИРИ» также оказывает поддержку участникам конкурсного отбора в рамках специальной обучающей онлайн-программы. Она поможет подробно разобраться в конкурсной документации, грамотно составить заявку, рассчитать бизнес-план, определить целевую аудиторию проекта и получить ответы на возникающие вопросы. В программе можно увидеть примеры уже реализованных проектов.

Изучать материалы можно дистанционно в любое удобное время, закрепить знания помогут тесты. Все, кто успешно выполнит задания, получают доступ к ментор-сессии с продюсером АНО «ИРИ». Это возможность задать интересующие вопросы, получить предварительную экспертную оценку своего проекта и рекомендации по его доработке.

Авторы короткометражных проектов могут также подавать свои заявки на участие. За время проведения конкурса реализовано уже множество короткометражек-победителей. Например, проект: «Великая Отечественная: про людей и про войну» представляет собой цикл короткометражных новелл, созданных петербургской киностудией Artel Film Production и основанных на рассказах людей, испытавших на себе тяготы военного времени. Герои сюжетов — молодые люди, у которых были мечты, планы, любовь, счастье. Новеллу «Циркач» посмотрели 20 млн. раз во всех соцсетах за 2 месяца с момента выхода.

Фонд президентских грантов

Уже несколько лет Фонд президентских грантов помогает отличным проектам реализоваться. Очень много инициатив, поддержанных фондом, связаны с кино, например, Всероссийский питчинг дебютантов и Всероссийская акция «День короткометражного кино». 

Фонд поддерживает также и создателей фильмов. Конечно, получить деньги на экспериментальную или провокационную короткометражку здесь будет затруднительно, но если у вас, к примеру, важный документальный проект, направленный на сохранение культурного наследия России или духовно-нравственных ценностей ее граждан и вы искренне верите в то, что делаете, у вас есть все шансы. В среднем, можно рассчитывать на сумму около 2 млн. рублей.

Для получения финансирования от Фонда президентских грантов заявку необходимо подать от общественной или некоммерческой организации, официально зарегистрированной не менее, чем за полгода до подачи заявки. В личном кабинете онлайн заполняется многоступенчатая заявка. Фонд разработал очень понятные и полезные видеоуроки, посмотрев которые, вы обязательно все заполните верно.

Национальный фонд поддержки правообладателей

Национальный фонд поддержки правообладателей (НФПП), созданный для финансирования благотворительных проектов и программ, оказывает материальную помощь талантливым молодым кинематографистам – направляет средства на съемки их дебютных фильмов. Чтобы получить поддержку, автор кинопроекта – режиссер, сценарист, продюсер – должен предоставить всю необходимую информацию о себе и о своем фильме, выслав заявку на info@cfund.ru. Заявка должна содержать такие сведения, как полное название фильма, его жанр, описание, синопсис. Следует приложить к заявке смету предстоящих расходов на съемки, указать запрашиваемую сумму финансирования. Кроме того, предоставляется творческая биография автора, ссылки на его предыдущие работы (если есть). Каждую заявку рассматривает Творческий совет НФПП, в состав которого входят опытные кинематографисты: режиссеры Владимир Котт, Сергей Урсуляк, Александр Муратов, Елена Чавчавадзе, сценарист Аркадий Инин. Фонд не может помочь всем желающим, поэтому задача членов Творческого совета – выбрать те проекты, которые, по их мнению, заслуживают наибольшего внимания. При поддержке НФПП снято уже более 30 фильмов молодых авторов – не считая кинокартин, созданные с участием грантов НФПП для победителей кинофестивалей.

Росмолодежь 

Гранты Федерального агентства по делам молодежи вручаются на конкурсной основе, в том числе, на создание короткометражных фильмов. Размер гранта – до 3 миллионов рублей.

Конкурс проходит в следующих форматах: заочный конкурс для граждан РФ от 14 до 30 лет и публичная зашита проектов граждан РФ от 18 до 30 лет в рамках молодежных образовательных форумов, например, Таврида. Так, на Тавриде грант на съемки фильма «Ваш Ваня» получила Анастасия Меркулова. Она успешно реализовала историю 13-летнего немецкого мальчика, которого война заставила взять в руки оружие, и его встречи с советским солдатом, проявившим снисходительность к маленькому противнику. Фильм вошел в шорт-лист Национальной молодежной кинопремии, а также получил награду за лучший дебют на международном кинофестивале «Лучезарный ангел» в 2020 году.

В производстве находится и другой короткометражный проект о войне – победитель конкурса в рамках форума «Таврида». Это фильм «Сашка. Дневник солдата». В августе этого года проект получил 1 млн. рублей на реализацию. Фильм снимается по повести «Сашка» писателя-фронтовика Вячеслава Кондратьева. Эта книга в 2013 году была включена в список 100 книг, рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения. Над картиной с января 2020 года работает команда в лице Кирилла Зайцева, Валентины Зайцевой и Анны Мелкумовой. Фильм снимали в уникальной северной деревне Кучепалда Архангельской области и на территории комплекса выдающихся исторических сооружений Павловской слободы в Подмосковье.

Подробнее о грантах Росмолодежи можно узнать здесь.

Фонд «Пример интонации» Александра Сокурова

Фонд «Пример интонации», созданный в 2013 году режиссером и педагогом Александром Николаевичем Сокуровым, ориентирован, в первую очередь на поиск и реализацию проектов талантливых дебютантов. 

При поддержке Фонда и его партнеров уже снято несколько полнометражных фильмов, например:

«Мальчик русский», 2019, реж. Александр Золотухин. Фильм принимал участие в Берлинском международном кинофестивале, получил за лучший дебют Премию Российской гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон» (2019).

«Глубокие реки», 2018, реж. Владимир Битоков. Фильм получил Диплом за лучший дебют на фестивале Кинотавр.

«Теснота», 2017, режиссер Кантемир Балагов. На Каннском международном кинофестивале фильм одержал победу в номинации «Лучший дебют», получил «Приз гильдии киноведов и кинокритиков» (ФИПРЕССИ) и был номинирован на «Главный приз» кинофестиваля.

В 2021 году Фонд объявил конкурс среди документальных короткометражных проектов. Важным условием участия проекта в конкурсе было соответствие теме – региональное кино России. Конкурсные проекты должны раскрывать особенности жизни в нашей стране. К участию были приглашены начинающие режиссёры в возрасте от 18 до 35 лет, являющиеся гражданами Российской Федерации.  На данном этапе прием заявок завершен. От 3 до 5 лучших работ будут сняты при полной финансовой и административной поддержке Фонда «Пример интонации» и собраны в альманах. 

За дальнейшими конкурсами Фонда можно следить на сайте.

Сотрудничество с брендами

Некоторые компании предпочитают не тратить миллионы рублей на создание рекламных роликов, а вкладываются в создание короткометражных фильмов, отражающих их ценности. Пожалуй, одна из самых известных коллабораций бренда и молодых творцов – кинопроект «Иваны, помнящие родство», профинансированный брендом «Дядя Ваня». Проект реализуется с конца 2017 года российским производителем консервированной продукции «Дядя Ваня» и екатеринбургским креативным агентством Red Pepper Film. Вместо классической рекламы бренда создаются «душевные» короткометражные фильмы со счастливым финалом. Короткометражки собирают миллионы просмотров и выигрывают призы престижных кинофестивалей.

На данный момент снято уже 10 картин, режиссером которых выступил Иван Соснин. Причем одна из них, «Интервью», в 2019 году получила премию «Золотой Орел» за лучший короткий метр, а картина «Большая восьмерка» в этом году выиграла главный приз Всемирного фестиваля уличного кино.

Все фильмы проекта можно посмотреть здесь.

Еще один яркий и результативный проект бренда – Medialab от Яндекс.Такси. В рамках уже двух проведенных конкурсов участники присылали и реализовывали свои истории, которые происходили в такси. Также был создан мини-сериал «Алиса» из пяти эпизодов, номинант конкурса пилотных серий фестиваля SXSW. По сюжету пятеро водителей такси попадают в смешные, трогательные и жуткие истории в компании бортового компьютера «Алисы».  

DreamApp

На новом онлайн-шоу Тимура Бекмамбетова DreamApp инвесторы дают реальные деньги за контент. Правила шоу просты: у участника есть две минуты, чтобы представить инвестору свой проект. Инвесторы должны решить, вложиться в проект или отказать. Продать проект помогают пушеры – звёздные гости и успешные блогеры.

Проекты должны быть ориентированы, в первую очередь, на Интернет-аудиторию. Это могут быть экспериментальные короткометражки, провокационные веб-сериалы, интерактивные истории и многое другое.

Если у вас есть проект, который может стать новым онлайн-хитом, собрать лайки и просмотры, подавайте заявку и станьте участником шоу. В среднем, на реализацию проекта можно получить от 1 до 3 миллионов рублей. Подать заявку можно здесь.

Краудфандинг

Старый и проверенный способ поиска средств на короткометражное кино – краудфандинг. Краудфандинг – сбор средств на свой проект в Интернете. Вы рассказываете о будущем фильме, а люди переводят вам деньги на его создание просто так или за небольшие подарки, имеющие отношение к проекту. 

Сбор средств проходит на специальных платформах. Крупнейшая российская краудфандинговая платформа – Planeta, один из первых в Рунете сервисов для коллективного финансирования проектов. Вы заключаете договор с платформой, создаете на ней страницу своего проекта и запускаете краудфандинговую кампанию, которая, как правило, длится несколько месяцев. Важно помнить, что сбор средств на платформе – каждодневный труд по привлечению аудитории к своему проекту. Все успешные проекты имеют высокую степень проработки. Редко бывает так, что проект запустился и сам по себе собрал нужную сумму. Подробнее о том, как продвигать краудфандинговый проект можно узнать в специальном разделе сервиса а также, познакомившись с историями успеха на Planeta.

В целом, существует довольно много успешных короткометражных фильмов, которые были реализованы на краудфандинговые средства. В разные годы при помощи краудфандинга были сняты нашумевшие и собравшие немало фестивальных призов картины – «Петух» Алексея Нужного», «Рыба моя» Таи Зубовой, «Еду как хочу» Дениса Филюкова. А из последних примеров — картина Александра Королева «Курчатов» в 2019 году успешно собрала более 800 тысяч рублей на реализацию. Фильм был снят и его премьера состоялась в этом году на кинофестивале «Амурская осень». «Курчатов» продолжает шествие по фестивалям – его международная премьера прошла совсем недавно на Каирском международном кинофестивале.

Конкурс «Быстрый старт»

Онлайн-платформы сейчас активно вкладываются в создание оригинального контента, в том числе, короткометражного. Ярким подтверждением этой тенденции стал конкурс «Быстрый старт», организованный видесервисом START и продюсерским центром Potential.

Конкурс проводился с целью поиска проектов для запуска в производство и привлечения новых авторов к сотрудничеству с платформой START. Сценарные заявки принимались с 6 августа по 7 сентября 2020 года; авторы не были ограничены в жанрах, но могли подавать заявку только при условии, что у них в фильмографии есть хотя бы одна игровая картина. Из сформированного шорт-листа на питчинге были выбраны 7 проектов, каждый получил финансирование в размере 1 млн. рублей. Жанры выбранных проектов абсолютно разные: от черной комедии до психологической драмы. Темы тоже довольно смелые и острые. В ближайшее время проекты будут сняты и размещены на видеосервисе START в линейке оригинальных фильмов.

Питчинг конкурса можно посмотреть здесь. 

Еще больше конкурсов и питчингов с денежными призами можно найти в постоянно обновляемом разделе «Конкурсы» портала Moviestart. Если же по каким-то причинам ничего из вышеперечисленного вам не подошло, уверены, что вы откроете свой, ни на что не похожий путь и обязательно снимете кино мечты. Очень надеемся, что вам в этом поможет наша книга «Сними свой первый фильм», в которой профессионалы индустрии рассказывают о своем опыте создания картины от идеи до фестивального успеха. 

Обзор подготовила Юлия Волкова

Далее о том, где взять деньги на съемки кино. Традиционные источники финансирования находить все сложнее. Поэтому фильм по роману Пелевина Empire V, например, профинансируют криптовалютой. Съемочная группа рассчитывает собрать деньги на финальный этап с помощью ICO. И, кстати, уже собрали почти 90 миллионов рублей.

Ранее более традиционным путем пошли создатели фильма «28 панфиловцев» — петербургская, кстати, студия. Они с помощью краудфандинга получили почти 35 миллионов рублей. Как еще можно собрать деньги на кино, выяснил Дмитрий Тарасов.

Найти деньги на фильм почти так же сложно, как и на стартап. На этапе идеи на финансирование можно надеяться только по правилу трех F: friends, family and fools. То есть друзья, семья и «идейные». Помочь в поиске денег может продюсер. Свой первый большой фильм Александр Хант снял в прошлом году. На кино потратили 25 миллионов рублей.

«Продюсер Федор Попов. И, собственно, он дал мне этот сценарий. Мы пошли в Министерство культуры и, вобщем, деньги, а которые мы снимали, это деньги Министерства культуры».

Хороший продюсер знает, как привлечь финансы и государственные, и частные, и даже иностранные. Иногда он сам ищет режиссера, но чаще происходит наоборот. Судьбоносные встречи случаются на кинофестивалях, киностудиях и в социальных сетях. 

«Есть поток в моем «Фейсбуке» или «Вконтакте». Добавляются какие-то люди, которые пишут: «Я наконец-то придумал. Вот это будет история, которая сейчас как ракета Илона Маска взлетит прямо в стратосферу».

Продюсер возьмется за проект в двух случаях: если заранее понятна окупаемость картины или если он сам загорелся идеей. Но убедить его будет непросто. 

«Должен задеть твои интересы, вы должны их разделить с режиссером, должны смотреть в одну сторону или, конечно же, это может быть супермаркетинговый ход, тогда отметается вся история про интуицию, душевность и прочее. Ты видишь какой-то маркетинговый ход, ты понимаешь сразу, как на этом можно заработать, в какие сроки и сколько».

Вряд ли первый фильм озолотит режиссера. Например, Вуди Аллен говорил, что свои ранние картины он сделал почти за бесплатно. А южнокорейский режиссер Пак Чхан Ук вообще снимал кино на четвертый iPhone. Поэтому на старте гонорар далеко не главное. Ведь первая большая работа — это работа на имя, а не на карман.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Интернет-поддержка

Однако, если вы режиссер, сценарист или даже продюсер и собрались снять свой фильм — так же быстро ли соберете необходимый миллион на подобном сайте и хватит ли вам этих денег? Из знаменитых историй успеха на том же ресурсе можно назвать новые фильмы Гарри  Бардина «Три мелодии» (около 2 млн рублей), «Миры Маргариты Тереховой» (более 1 млн 200 тысяч рублей), «Empire V» по роману Виктора Пелевина (почти 8 млн рублей), «Русский бес» Григория Константинопольского (полтора млн рублей), «Учебник счастья» по Григорию Померанцу (около 1 млн рублей) и другие.

При этом у нас существует онлайн-платформа «Пилигрим», где можно бесплатно смотреть российское авторское и независимое кино и поблагодарить (материально) создателей фильмов. Наугад выбираю фильм Ивана Вырыпаева «Спасение», который уже побывал в прокате. На него пожертвовали… около 13 тысяч рублей. Между тем на сайте можно найти интересные фильмы, в том числе и документальные, и короткометражные, которые не шумели в прокате в отличие от многих отечественных блокбастеров. Если их поддержать рублем, создатели смогут вложить средства в новое кино. По сути, «Пилигрим» открыл в России новую форму онлайн-дистрибьюции, где зрители сами могут решить, кому и сколько им заплатить, исходя лишь из качества фильмов. Среди режиссеров, представленных на «Пилигриме»: Николай Хомерики, Бакур Бакурадзе, Владимир Мирзоев, Роман Либеров, Оксана Карас, Антон Бильжо, Павел Руминов, Михаил Местецкий, Нигина Сайфуллаева, Владимир Бек, Елена Демидова, Аксинья Гог и многие другие.

Но, что же делать кинопроизводителям, если они — не Антон Долин. То есть не медийная раскрученная личность, а фильм снять хочется. Ориентироваться либо на частных инвесторов или спонсоров, либо идти за финансовой помощью к государству.

Эксперты из Фонда кино

Как раз на следующий день после выхода номера в печать начнутся питчинги — представления проектов —  компаний не лидеров отечественного рынка в Фонде кино. Напомним, что организация поддерживает кино коммерческое на возвратной или невозвратной основе. Какие фильмы получат деньги, а значит, имеют все шансы быть снятыми, решает солидный совет экспертов. Правда, некоторые члены совета фигурируют и в списках тех, кто просит денег на кино. Таковы правила. Компании-лидеры в Фонде кино в этом году уже защищались. Из 24 проектов Фонд кино отобрал 16. И, по крайней мере, можно быть уверенным, что мы увидим фильмы «Притяжение 2», «Последний богатырь», «Тренер», «О чем говорят мужчины-3», «Союз Спасения», «Конек Горбунок» и другие. Означает ли, что без денег Фонда кино эти и другие картины не снимут? Нет. Потому что компании просят у государства лишь часть бюджета. Остальные средства обеспечивают сами — из денег своих или тех партнеров, кто готов инвестировать в кино. Средняя цена коммерческого проекта — более 600 миллионов рублей. У Фонда кино, как правило, просят порядка 100  -150 миллионов.

Министерство культуры в среднем дает на авторский фильм 35 млн рублей. Это, примерно, треть его стоимости

Отбор Министерства культуры

Если будущий проект — некоммерческий — авторский, документальный или рассчитан на детскую аудиторию — прямая дорога за финансовой помощью в министерство культуры. Там на защите проектов также встретят строгие эксперты, которые зададут много вопросов по поводу того, сколько и каким образом вы собираетесь потратить на фильм. И как потом окупить затраты. В этом году минкульт уже определился — куда вложить деньги. Так, что касается авторских проектов, из 73 получат деньги 39. Приблизительно 30-35 млн рублей каждый. Еще 17 проектов занесены в резерв. Теперь зрители могут с нетерпением ждать, например, новый фильм Андрона Кончаловского «Грех» — о Микеланджело, и такие картины, как «Элефант» Алексея Красовского, «Подбросы» Ивана И. Твердовского, «Дядя Саша» Александра Гордона и «Феи» Анны Меликян. Кстати, продюсер последней на защите вменяемо объяснила, почему ей нужно много денег. Для фильма, общий бюджет которого 124 миллиона рублей, понадобится создать историческую компьютерную игру. Потому что главный герой в исполнении Константина Хабенского — глава компьютерной империи, который неожиданно видит себя в облике Христа на фреске авторства Андрея Рублева.

Жанр детского кино у нас в упадке, поэтому режиссеров, которые решаются снимать для такой аудитории, нужно холить и лелеять. Но из 19 заявок в министерстве культуры решено поддержать 8, и столько же занесено в резерв. Поддержат, например, новые серии любимого «Ералаша», а также такие фильмы, как «Братство бессмертных» Елены Хазановой — история неизлечимо больного мальчика, который, находясь в хосписе выдумывает для себя другой мир. Гоша Куценко и Чулпан Хаматова уже дали согласие на съемки. Или лента «Зимняя поездка к деду» Евгения Герасимова. Режиссер сыграет и главную роль в картине, собственно деда, к которому отправляется — 14-летний Артем. Мальчик мечтает войти в юношескую сборную страны по сноуборду. Но на соревнования его не отпускают родители. Их, кстати, сыграют Петр Федоров и Юлия Пересильд. В среднем бюджеты детских фильмов составляют около 90 миллионов рублей.

Что удивительно на дебюты режиссеры просят денег поменьше — примерно половину этой суммы. Видимо, еще стесняются. Заявок на дебюты было в этом году подано 28. Деньги даже половина из них не получит. Восемь проектов — в резерве. Тут интересна, скажем, киноистория «Юморист» — режиссерский дебют Михаила Идова. Неделя из жизни вымышленного советского юмориста Бориса Аркадьева, который переживает личностный кризис во время турне в Юрмалу в 1984 году. Или «Рейтинг» — Александра Чернова про парня, который превратился в говорящего пса. Кстати, в первом случае, помимо министерства культуры, авторы обратились в западный фонд «Евримаж» — и это еще один путь поиска денег на свое кино.

Западные фонды, фестивали и киноорганизации охотно поддерживают молодые таланты. Однако обращаются к ним за помощью лишь единицы. Почему так происходит? Иногда из-за незнания иностранного языка, порой из-за неверия, что все возможно. А еще преградой может стать тот факт, что если кинематографисты просят такую финансовую помощь, то проект должен быть интересен и на международном уровне.

Кстати

…Как-то на своем мастер-классе режиссер Даррен Аронофски вышел к аудитории, помахивая золотым айфоном, и начал с того, что даже слушать не хочет про то, что кто-то сегодня не может найти деньги на кино. В наше время фильмы снимаются  и на айфон. Возможности действительно велики — были бы идеи. Но если лень обращаться к специализированным сайтам, а также в фонды и государственные организации — можно попробовать заинтересовать своим проектом отдельно взятого олигарха. По крайней мере, сегодня известен тот факт, что к сфере кино проявляют интерес Роман Абрамович и Александр Мамут. Попытайтесь увлечь их своим кино.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти канонический вид уравнения прямой
  • Как мне найти друга по интернету
  • Как найти период колебаний через силу тока
  • Как найти хороших друзей в роблоксе
  • Как найти работу на яндекс такси