Цель: формировать доброе отношение к миру природы, гуманное отношение к живым существам, закрепить знания о домашних животных и птицах (как выглядят, как кричат), научить детей различать по внешнему виду животных и находить их детенышей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Найди маму»
по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе.
Цель: формировать доброе отношение к миру природы, гуманное отношение к живым существам, закрепить знания о домашних животных и птицах (как выглядят, как кричат), научить детей различать по внешнему виду животных и находить их детенышей.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинку с изображением домашних животных и птиц, спрашивает у детей, кто изображен, какой звук издает это животное (корова мычит – му, кошка мяукает – мяу, коза блеет – ме и т.д.). Затем показывает картинки с детенышами. Перед детьми ставиться задача: помочь детенышам найти своих мам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра «Мамы и детки»
Программное содержание:Закрепить знания о животных и их детёнышах;Учить употреблять в речи имена существительные, обозначающие животных и их детёнышей в форме единственного и множественного числа;Восп…
Дидактическая игра «Мамы и детки»
Уважаемые коллеги!Я предлагаю вашему вниманию развивающую игру для детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Мамы и детки». При помощи этой игры ребёнок знакомится с основными домашними животн…
Дидактическое пособие «Мамы и детеныши»
Данное пособие помогает детям закреплять понятия об образе жизни животных, о пользе домашних животных; развивать логическое мышление, речь, словарный запас ребенка; воспитывать гуманное отношение к жи…
Дидактическая игра «Мама и малыш»
Игра сделана своими руками из бросового материала для детей младшего возраста с целью познавательного развития, развития мелкой моторики рук и внимания. Игра может быть полезны в работе с детьми…
- Мне нравится
Отвечает Наталья Костицына
к. б. н., доцент кафедры зоологии позвоночных и экологии ПГНИУ
В отличие от людей, животным родственников по десятое колено знать ни к чему. Исключение — большинство приматов, как пишут в своей книге «У истоков человеческого общества» антропологи Марина Бутовская и Лев Файнберг. Но это уже другая история.
Млекопитающим и птицам, для которых характерна забота о потомстве, крайне важно уметь узнавать именно родителей.
Так, во время отсутствия взрослых особей детеныши зачастую прячутся от хищников и выходят только тогда, когда их зовут родители. А многие птицы в период размножения формируют колонии, которые насчитывают сотни и тысячи пар. Если бы они не обладали способностью к узнаванию, разные особи вполне могли бы кормить одних и тех же птенцов, пока их собственные умирали от голода.
Иногда природу можно обмануть
В середине XX века австрийский зоолог и этолог Конрад Захариас Лоренц изучил этот феномен вместе со своим учителем Оскаром Хейнротом. Явление получило название «импринтинг», или запечатление. Под этим термином понимают особую форму образной памяти, благодаря которой у молодых животных формируются первичные социальные связи. Причем детеныши узнают не только внешний вид родителей, но и их голос, запах.
Импринтинг приурочен к определенному периоду жизни, который еще называют сензитивным, или чувствительным. В зависимости от запечатлевающихся образов, этот период имеет разную продолжительность.
-
Сразу же после рождения козленка мать должна научиться его узнавать. Химические сигналы, необходимые для этого, она получает, облизывая и обнюхивая новорожденного
-
Детеныш зебры узнает свою маму по полоскам. Именно поэтому при рождении детеныша зебра сначала ходит вокруг жеребенка, чтобы он ее хорошенько запомнил. Потерявшийся малыш обречен — его не примет другая зебра
-
Сурикаты способны узнавать друг друга по голосу, более того, у них есть индивидуальные коды
-
Детеныши хищных млекопитающих способны запечатлевать мягкие, теплые предметы, с которыми они соприкасаются в критический период
-
Импринтинг для пингвинов очень важен. Так как у этих животных существуют своеобразные детские сады. Взрослые особи следят за всеми детенышами, пока родители охотятся. Кормление адресное: пара родителей находят в толпе молодняка своего птенца и кормят только его. Интересный факт: еще находящиеся внутри яйца птенцы умеют различать родительские голоса
-
Импринтинг используется при одомашнивании собак, а также при выращивании собак-сирот. Нередко собаки «усыновляют» детенышей другого вида
-
Маленькие кабанята отличаются от взрослых животных — эта окраска должна сбить с толку хищников
-
А вот поросята с первых дней похожи на мать. Потому что спасаться им не от кого
-
Материнский инстинкт развит у обезьян не хуже, чем у людей
У животных, которые рождаются с развитыми органами чувств и двигательными органами, он обычно короткий. Так, коза запоминает своего детеныша в течение первых часов после рождения и потом, если забрать его на некоторое время и снова вернуть, примет малыша. А он узнает ее. Здесь играет роль внешний вид, голос и запах. У гусят, цыплят, страусят образ родителя тоже запечатлевается в течение нескольких часов после вылупления из яйца.
У животных, которые при рождении не готовы самостоятельно передвигаться и добывать себе пропитание, сензитивный период более длительный. К примеру, у мышей узнавание матери складывается в течение нескольких дней.
Впрочем, не все так просто: исследования показали, что новорожденные цыплята уже знают голос матери, а мышата — ее запах. Более того, иногда природу можно обмануть.
На примере импринтинга у птенцов серого гуся Лоренц доказал, что выступать «родителями» могут представители других видов и даже неодушевленные объекты. Порой «мамами» становятся люди. В таком случае надо быть осторожным: если в дальнейшем животных планируется отпускать на волю, они должны видеть только представителей своего вида. Хороший пример — выращивание птенцов стерха в Окском государственном природном биосферном заповеднике, где люди, которые контактируют с птицами, одеты в специальные костюмы. Впрочем, даже при таком обращении с молодняком часть пернатых все равно запечатлевает человека в качестве желательного социального партнера. Таких детенышей приходится оставлять в вольерах, так как в дикой природе они не выживут.
Если бы птицы не обладали способностью к узнаванию, разные особи вполне могли бы кормить одних и тех же птенцов, пока их собственные умирали от голода
Если мать изначально бросила малыша по какой-либо причине, запечатление может не произойти. У кошки в первые дни после рождения котят при их распознавании большую роль играет запах. Если забрать детенышей и поместить к ним чужака, а через час вернуть всех, она не заметит прибавления в семействе. А для самого «приемыша» кошка станет не мачехой, а самой настоящей мамой. Известны случаи, когда домашние кошки, даже не рожая, кормили котят.
В природе несколько раз наблюдали формирование странных пар: львица и детеныш антилопы. Предположительно, такие семьи образуются, когда львица теряет собственных детей. Материнский инстинкт оказывается направлен на того, кто попался под руку. Правда, судьба таких антилоп чаще всего печальна. Ведь, кроме мамы-львицы, есть и другие львы.
Как видите, полностью отменить импринтинг не удастся, но его результаты можно корректировать. Не надо забывать и о том, что со временем связи с родителями слабеют и формируются другие, в том числе половые.
Кстати, нередко именно отец берет на себя воспитание детенышей.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«НАЙДИ МАМУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Коробкова Т.В., воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 49 г. Апатиты
Цель игры
Воспитывать любовь к маме, формировать понимание того, что у каждого детеныша есть мама, она любит своего малыша. А у каждой мамы есть свой малыш, он любит маму.
Задачи
-
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
-
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят.
-
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия домашних животных и их детенышей.
-
Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Словарь (пассивный): детеныши, ухаживать, любить, заботиться, лошадь — жеребенок, корова – теленок.
Словарь (активный): мама, детеныш, курица — цыпленок, кошка — котенок, собака – щенок.
Игра рассчитана на проведение с группой, подгруппой детей и индивидуально.
Описание игры
Перед детьми на фланелеграфе (магнитной доске, учебной доске, на экране) расположены картинки с изображением домашних животных и их детенышей (кошка, собака, курица, корова, лошадь). Внизу под каждым животным расположены детеныши (цыпленок, котенок, щенок, теленок, жеребенок) См. рис.1.
Дети по предложению воспитателя находят детеныша маме (кошке – котенка).
Усложнение задания – дети находят детенышу маму ( котенку – кошку).
Ход игры
Воспитатель : «Дети, мама кошка пришла на полянку, и ищет своего детеныша. Посмотрите на картинку, покажите кошку ».
Дети показывают кошку, называют ее.
Воспитатель: Как кошка подзывает к себе своего детеныша?
Дети: «Мяу-мяу».
Воспитатель: А как зовут детеныша кошки?
Дети: Котенок.
Воспитатель: Зовет, зовет мама кошка своего котенка, а он ее не слышит, заигрался с друзьями.
Мама-кошка забеспокоилась. Она любит своего малыша и заботится о нем. А он забыл, что ему пора кушать.
— Как мама кошка подзывает своего котенка?
Дети повторяют.
Воспитатель: А твоя мама беспокоится о тебе? Она любит тебя?
Ребенок отвечает.
Воспитатель. А ты любишь свою маму?
Ребенок отвечает.
Воспитатель: Давай поможем котенку дойти до его мамы.
Воспитатель и ребенок вместе нажимают на «мышку» и котенок перебирается к кошке.
Воспитатель: Как обрадовались мама кошка и ее котенок! Она его облизывает, а он к ней ластится, радуется, что мама пришла и говорит «мяу-мяу».
Игра продолжается по этой схеме с другими животными.
После этого воспитатель подводит итог: Как звать детеныша у кошки? — собаки? – коровы? – лошадки и т.д.
Дети отвечают.
И в заключение игры воспитатель задает вопрос : А вы любите свою мамочку?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы тоже радуетесь, когда мама приходит за вами?
Дети отвечают.
Воспитатель читает детям стихотворение о маме.
Кто нас крепко любит?
Мама, мама.
Кто нас утром будит?
Мама, мама.
Книжки нам читает
Мама, мама.
Песни напевает
Мама, мама.
Кто нас обнимает?
Мама, мама.
Хвалит и ласкает
Мама, мама. (И. Арсеев)
Игру можно использовать как в индивидуальной работе, так и в проведении ООД, в работе с группой и подгруппой детей.
Можно использовать любое художественное слово про маму, песенки и потешки по желанию педагога.
В нашем ДОО эта игра оформлена в интерактивной форме (флэш –игра).
Рисунок 1
Развивающая игра — Найди детенышу маму
Здесь вы найдете увлекательную и красочную игру онлайн «Найди детенышу маму» для детей дошкольного возраста. В игре несколько заданий, в каждом из которых ребенок должен внимательно посмотреть на детеныша, прослушать его название и выбрать ему маму среди трех животных. Каждый раз, когда ребенок будет делать правильный выбор, он будет видеть большую картинку с детенышем и его мамой, а также услышит звук этого животного (мяуканье, рык, мычание, рёв и т.д.).
Развивающая игра — Найди детенышу маму
- Просмотров: 3939
Добавить комментарий
Конспект итогового
открытого НОД для детей и родителей во второй младшей группе
Подготовила
воспитатель МК ДОУ Детский сад 11 Савина Т.И.
Тема
НОД: « Помоги детёнышам найти его маму».
Цель:
закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних
животных, их детёнышах, о месте проживания; а также о геометрических фигурах
(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Задачи:
1.Образовательные:
—
закреплять знания детей о диких и домашних животных;
—
формировать умение различать животных и их детенышей, правильно соотносить их
названия;
—
расширять кругозор и активизировать словарный запас детей через ознакомление с
новыми животными;
—
помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и
множественного числа, обозначающие животных и их детёнышей (волк – волчонок —
волчата);
—
закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник).
2.
Развивающие:
—
развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;
—
способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата .
3.
Воспитательные:
—
воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой
природы;
-продолжать
формировать интерес к живой природе;
— воспитывать чуткое отношение к диким животным, желание помочь;
— наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда.
Предшествующая
работа:
Рисование
животных по трафаретам.
Игры-перевоплощения
в животных.
Дидактическая
игра «Кто где живет?»
Дидактическая
игра «Помоги детёнышу найти его маму».
Лепка
животных из пластилина.
Чтение
сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
Заучивание
стихов о животных.
Русские
народные потешки и загадки о животных.
Ход
НОД.
1.
Вводная часть (беседа).
Воспитатель. Дети,
представляете, я узнала, что Леший в лесу похулиганил и перепутал всех диких
животных – мам с их детёнышами, а ещё поменял местами их «дома». Нам нужно
отправиться в лес, чтобы навести там порядок. Поможем братьям нашим меньшим?
—
Дети соглашаются: «Конечно, поможем!»
Воспитатель. Тогда
нам предстоит отправиться в путешествие. Когда люди отправляются на прогулку в
далекие места – это называется путешествием.
—
Как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.)
—
Можно путешествовать не только пешком, но и на самолете, корабле, поезде. У нас
с Вами волшебное занятие, поэтому мы отправимся в путешествие на воздушном
шаре.
Воспитатель
выносит воздушный шарик на длинной веревочке.
2.
Основная часть (путешествие)
Воспитатель: —
Беритесь скорее за веревочку и начнем наше путешествие.
Дети,
взявшись за веревочку воздушного шара, повторяют за воспитателем:
«На
воздушном шаре мы летим,
На
воздушном шаре мы летим, как птицы.
Вот
и лес виден там вдали,
Поскорей
бы нам на землю опуститься.
В
лес зеленый мы скорей спешим,
На
полянку мы опустимся в тиши».
Воспитатель. А какие
животные живут в лесу? (Ответы детей.)
—
Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)
—
Посмотрите на экран. К диким животным относятся: медведь, волк, лиса, заяц,
белка, ёж, лось. (Просмотр презентации «Лесной хоровод – дикие животные нашего
леса и их детёныши»).
Дети
рассматривают животных, которые появляются на экране. Воспитатель загадывает
загадки про диких животных. Дети их отгадывают.
Отойди-ка от берлоги.
Уноси скорее ноги,
А не то начну реветь.
Я не ежик, а …(медведь)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса,
А зовут ее — … (лиса)
С ним играть опасно в прятки.
Мчит бедняжка без оглядки.
След запутал и прилег:
Обмануть лисицу смог (заяц).
То рыжая, то серая,
А названьем белая (белка)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками, за мышами (ёж)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)
—
А теперь поиграем в игру: выберите картинку с животным и найдите его детеныша.
Дети берут картинки и соотносят картинки взрослых животных с их детенышами.
Назовите
животное и его детеныша.
Ответы
детей:
У
медведя – медвежонок – медвежата.
У
волка – волчонок – волчата.
У
лисы – лисёнок – лисята.
У
зайца – зайчонок – зайчата.
У
белки – бельчонок – бельчата.
У
ежа – ежонок – ежата.
У
лося – лосёнок – лосята.
Воспитатель. Дети,
какие вы молодцы! Всех детёнышей вернули своим мамам. Если бы звери могли
говорить, как люди, то обязательно сказали бы вам «спасибо»!
Воспитатель.
Нашим
ребятам так понравилось играть со зверятами, что они сами ненадолго решили
стать зайчиками. Поддержим наших мальчиков. Мальчики одевают «заячьи уши».
Звучит
песня «Заинька» в обработке Н. Римского-Корсакова. Дети подпевают и
делают разные движения в соответствии с текстом.
1.
Заинька, походи.
Серенький, походи.
ПРИПЕВ: Вот так, эдак
походи! – 2р.
2.
Заинька, повернись,
Серенький, повернись. ПРИПЕВ:
3.
Заинька, топни ножкой
Серенький, топни ножкой.
ПРИПЕВ:
4.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись. ПРИПЕВ:
5.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши. ПРИПЕВ:
Воспитатель:
Молодцы, ребята!
Воспитатель. Теперь
нам пора возвращаться. Ой, что случилось с нашим воздушным шариком?! Он
лопнул! Что же делать? Придется идти пешком, тем более прогуляться по лесу и
подышать свежим воздухом очень полезно.
Отправляемся
в путь!
Физкультминутка
– проводится
под звуки леса.
По
ровненькой дорожке ,
По ровненькой дорожке
Шагают наши
ножки.
Мы топаем
ногами,
Топ-топ-топ!
Мы хлопаем
руками,
Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
И бегаем кругом.
Воспитатель. Дети,
вот мы и вышли к дороге, смотрите, а что это у нас здесь такое? Воспитатель
достаёт заранее приготовленные геометрические фигуры (квадрат, круг,
прямоугольник, треугольник).
—
Дети, что это такое?
—
Геометрические фигуры.
—
Назовите их. Ответы детей: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник.
—
Что же мы сможем из них придумать. На что они похожи?
Квадрат
похож на кабину грузовика, прямоугольник на кузов, круг – на колесо. Детям
предлагается из геометрических фигур собрать грузовик (с помощью воспитателя).
А из треугольника мы сделаем дорожный знак: «Осторожно, дети!». На нашем
волшебном грузовике мы и отправимся дальше в путь.
«Мы
едем, едем, едем
В
далёкие края
Хорошие
соседи — весёлые друзья!»
Воспитатель. Дети,
посмотрите, я вижу впереди ферму с домашними животными. Давайте сделаем
остановку и заедем к ним в гости.
Какие
животные живут рядом с человеком?
—
Собака, кошка, лошадь, корова, свинья, коза, овца, крольчиха.
—
А как они называются?
—
Домашние животные.
Просмотр
презентации «Домашние животные».
А
теперь поиграем в игру, которая вам уже знакома: выберите картинку с животным и
найдите его детеныша. Дети берут картинки и соотносят картинки взрослых
животных с их детенышами.
Назовите
животное и его детеныша.
Ответы
детей:
Собака
– щенок – щенята.
Кошка
– котёнок – котята.
Лошадь
– жеребёнок – жеребята
Корова
– телёнок – телята.
Свинья
– поросёнок – поросята.
Коза
– козлёнок – козлята.
Овца
– ягнёнок – ягнята.
Крольчиха
– крольчонок – крольчата.
Воспитатель: Молодцы,
ребята, всё правильно сделали.
«Наше
путешествие кончается,
Нам пора
обратно в детский сад.
С нашими
зверями не прощаемся,
Каждый их
увидеть будет рад».
Вот и
вернулись мы в нашу группу детского сада. А теперь девочки исполнят танец
«Весёлые матрёшки» (девочки надевают платочки).
Девочки
выполняют ритмические движения под музыку «Весёлые матрёшки» (муз. Ю. Слонова,
сл. Л.Некрасовой).
Мы
– весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки!
На
ногах у нас сапожки. Ладушки, ладушки!
Завязали
мы платочки, Ладушки, ладушки!
Раскраснелись
наши щёчки. Ладушки, ладушки!
В
сарафанах наших пёстрых. Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сёстры, Ладушки, ладушки.
Воспитатель: Молодцы,
ребята!
Рефлексия:
Куда мы с вами путешествовали? Каким животным помогали?