Как найти девиацию на судне

 « – Может займёмся девиацией?

–Ой! Что вы! Я –  девушка приличная…»

И тем, кто
начинает своё знакомство с навигацией, и тем, кто уже знаком с ней достаточно
близко, известна базовая формула:

ИК=КК+ΔК 

(запоминалка
для начинающих штурманов: «ика равно кака плюс бяка», простите, дека)
, где ИК – истинный курс, КК – компасный курс, а ΔК
– это общая поправка компаса.

Эта ΔК, в
свою очередь складывается из двух величин:

ΔК =d,
где
d – магнитное склонение, а δ
– девиация.

Магнитное
склонение – это влияние магнитного поля Земли на стрелку судового компаса
(отклонение к западу или к востоку от направления
на истинный или, иначе – географический север).

Девиация
– это влияние магнитных (электромагнитных) полей судна на стрелку судового
компаса, отклоняющих её от истинного направления также к востоку или к западу.

Магнитное склонение – величина постоянная для данной местности в данный
год. Каким бы курсом не следовало судно в данном конкретном месте, магнитное
склонение будет неизменным в этой точке.

Чего нельзя сказать про легкомысленную девиацию. Её значения, в отличие
от магнитного склонения, меняются в зависимости от курса судна. На разных
курсах она может быть разной не только по значению, но и по знаку. Поэтому
нужно определять значения  девиации
компаса для разных курсов

1. С помощью GPS

В этом случае вы заготавливаете табличку по приведённому образцу и сразу заполняете в ней колонки истинных курсов  и магнитного склонения (d). Здесь значения ИК идут через 15°, но можно и через 10° или через 45°, или с другим интервалом: как вам нужно. Именно с таким интервалом вы и будете выстраивать на курс вашу яхту при вычислении девиации.

Значение магнитного склонения берёте с карты (на компасной розе), только не забудьте привести склонение к году плавания, с учётом его ежегодного уменьшения или увеличения. Обращайте внимание на то, с каким знаком записываете значение d в колонку: западное склонение с минусом, восточное с плюсом.

После чего, выбрав место со спокойной водой, начинаете проводить лодку курсами по GPS. Удобнее это делать с помощью автопилота.

Для этого, управляя яхтой с помощью штурвала, ставите её на курс примерно 0°. Включаете автопилот, и сверяясь по GPS (а не по показометру автопилота!!), выводите кнопками автопилота яхту на точный географический север. 

После этого записываете в табличку показания путевого компаса (КК), соответствующее истинному курсу (ИК) 0°. Затем тыкаете в кнопки автопилота, добавляя 15 градусов, и повторяете процедуру, каждый раз вписывая в таблицу значение КК соответствующее выставленному по GPS ИК.

Когда полностью заполните таблицу, вам останется только произвести арифметические действия и вычислить магнитное склонение для каждого курса (δ)

 2. С помощью компаса пеленгатора

Можно рассчитать δ, снимая показания
компаса яхты и второго компаса, не подверженного влиянию судового железа и
электромагнитных полей. Для этого — спускаете на воду «тузик», привязываете его
к корме яхты четырёхметровым линём и, посадив в него человека с
компасом-пеленгатором, начинаете проводить лодку курсами от 0° и дальше (через
15°).

Теперь табличка будет состоять всего из
трёх столбцов. Столбец «ККЯхты» будет заполнен значениями
румбов (0°; 15°; 35°;…345°), по которым вы последовательно, начиная с 0° будете
водить свою лодку. А значения ККТузика, соответствующего вашему ККЯхты,
прокричит ваш коллега на «тузике», сняв показания своего компаса.

Истинные
курсы у яхты (ИКЯ = ККЯ+d+δЯ) и тузика (ИКТ= ККТ+d+δТ) будут одинаковые. Значит правые части этих
уравнений тоже одинаковы ККЯ +d+δ = ККТ+d+δТ.
Девиации на тузике нет, поэтому δТ=0. Магнитное склонение d
одинаково для яхты и для тузика, поэтому при переносе в одну часть уравнения
уничтожится.

Окончательная
формула для расчёта девиации в таблице будет выглядеть так: δ= ККТ
ККЯ.

На практике для крейсерской яхты вполне достаточно определить девиацию
только для главных и четвертных румбов (0°; 45°; 90°; 135° и т. д.). На
основании полученных данных вы сможете построить график девиации. и в будущем
пользоваться им для получения значений девиации на различных курсах.

2. С помощью створной линии

Для того, чтобы
определить девиацию этим способом вам потребуется спокойная и просторная гавань
(залив), где можно определить створную линию по двум береговым объектам,
нанесенным на карту (которые можно идентифицировать на местности). Если есть
существующие створы, можно использовать их.

Перед началом
работы нанесите створную линию на карту и вычислите магнитный пеленг (МП=ИП-d). Запишите его в таблицу.

После
чего на малом ходу начинайте пересекать на яхте створную линию различными
курсами (с выбранным вами интервалом, в нашем примере – через 45°).

На каждом из выбранных
вами курсов, в момент пересечения створной линии (определяется визуально, при
совмещении двух объектов или створов), нужно взять компасный пеленг на створ и записать
его в подготовленную табличку в графу, соответствующую вашему курсу.

Если вы человек
педантичный, то для верности эту процедуру нужно выполнить дважды: под
двигателем и под парусами. Если полученные значения девиации под двигателем и
под парусами значительно отличаются, у вас будут две девиационные таблицы (для
каждого из случаев). 

На схеме показан процесс вычисления девиации по створу (истинный пеленг створа с моря ИП=249°).

На основании
полученных значений можно будет построить кривую девиации. По этой кривой можно
определить девиацию на любом из курсов (например, на КК = 200°).

ΔМК
= d + δ

(3.4)

Магнитное
склонение (d)

меняется со временем и с изменением
координат судна, но его значение на
заданный момент (год плавания) и для
данного района плавания можно всегда
рассчитать по данным морской навигационной
карты.

Девиация
же магнитного компаса (δ)

изменяется не только при изменении
координат места, но и с изменением курса
судна, от вида и размеров груза, от
положения грузовых, поворотных и
выдвижных устройств судна и других
причин.

Значит
определение
поправки магнитного компаса – это
определение его
δ.
Значение девиации не должно быть большим.

Как
правило 2 раза в год, после ремонта,
докования, отстоя и т.д. по специальной
методике «уничтожаются»
все виды девиации

(магнитная, электромагнитная, креновая)
после чего определяется
остаточная

девиация тем или иным способом.

Величина
остаточной девиации оформляется в виде
таблицы или графика. Определение
остаточной девиации производится при
определенных положениях грузовых,
поворотных и выдвижных устройств судна
и дважды → для судов, оборудованных
специальным размагничивающим устройством:

  1. – при
    включенном размагничивающем устройстве
    («РУ включено»);

  2. – при
    выключенном размагничивающем устройстве
    («РУ выключено»).

δ
= МП − КП
МК

(3.5)

δ
= МК − КК
МК

(3.6)

Значение
девиации мы можем получить, если сравним
магнитные направления (МП или МК) с
соответствующими им компасными
направлениями по магнитному компасу
(
КПМК
или
ККМК).

Рассмотрим
способы определения
δ:

I. Определение девиации по створу, магнитное направление которого известно.

В
момент пересечения створа (рис. 3.11) на
выбранном курсе берется отсчет компасного
пеленга (КП).
Наблюденная девиация вычисляется по
формуле:

δ
= МП − КП

(3.7)

где

МП
= ИП − d

где 

d
– значение магнитного склонения для
этого района;

ИП
– значение истинного пеленга приведено
на карте.

Рис.
3.11. Определение девиации магнитного
компаса по створу

II. Определение девиации по створу, магнитное направление которого неизвестно.

При
этом способе в качестве объекта для
пеленгования используется створ любых
неподвижных ориентиров.

При
пересечении линии створа на каждом из
8 равноотстоящих компасных курсах (0°,
45°, 90°, 135°, 180°, 225°, 270°, 315°) снимают
значения компасных пеленгов створа
(КП).

Рассчитывается
значение магнитного пеленга (МП)
по формуле:

(3.8)

где
А
– коэффициент девиации из прежних
наблюдений.

δ
= МП − КП

III. Определение девиации по пеленгам отдаленного предмета (рис. 3.12).

Рис.
3.12. Определение поправки магнитного
компаса

по пеленгам отдаленного
ориентира

Условия:  

1.
Координаты места предмета (ориентира)
и судна известны.

2.
Расстояния между предметом (ориентиром)
и судном не < 2 миль.

Если
акватория стеснена
для маневрирования, то для покладки
судна на каждый из 8 компасных курсов
используется обеспечивающий буксир.

(3.9)

где
ИП
и d
– с карты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В общем случае магнитный и компасный меридианы не совпадают, а составляют некоторый угол, который называется девиацией магнитного компаса. Как известно, судовое магнитное поле оказывает заметное влияние на ориентацию картушки магнитного компаса. Причем, угол отклонения картушки от положения магнитного меридиана зависит от курса судна, и носит название девиации магнитного компаса. Различают три основных составляющих де­виации магнитного компаса по характеру их изменения при изменении
курса судна:

— круговая девиация (?к), величина которой не зависим от курса суд­на,

— полукруговая девиация (?п), сохраняющая свой знак (направление отклоне­ния картушки) неизменным при изменении курса на угол 180° ,

— четвертная девиация (?ч), сохраняющая свой знак при изменении курса на 90°.

Для оценки ве­личины девиации магнитного компаса определяют ее значе­ние на 8-ми главных и четвертных компасных курсах судна. Для этого на этих курсах пеленгу­ют один и тот же не­подвижный ориен­тир. В результате получают 8 значений компасного пеленга (КП) или обратного компасного пеленга (ОКП). Под компасным пеленгом понимают угол между направлением на север, пока­зываемым МК и направлением на пеленгуемый ориентир.

Под обратным компасным пеленгом понимают угол между направ­лением на север по компасу и направлением с ориентира на судно.

Значения КП или ОКП усредняют, в результате чего исключаются полукруговая и четвертная девиации МК. Учитывая, что круговая девиа­ция, как правило, невелика, можно считать, что осредненное значение КП или ОКП соответствует магнитному пеленгу (МП) или обратному магнит­ному пеленгу (ОМП). Под МП или ОМП понимают указанные выше углы, из измеренные относительно направления магнитного меридиана. Разница между значением ОМП (МП) и ОКП (КП) на данном курсе и есть девиация МКВ лабораторной установке МК смонтирован на поворачивающейся платформе, что позволяет имитировать изменение курса судна. Следует иметь в виду, что измерения следует проводить при после­довательном изменении курса по часовой стрелке и против часовой стрел­ки. Для дальнейших расчетов использовать среднее значение ОКП (КП) для каждого курса.

Современные суда строят в основном из специальных сталей и железа. Занимая во время строительства неизменное положение по отношению к магнитному полю Земли, корпус надстройка и другие части судна постепенно намагничиваются и создают собственные магнитные поля. К ним добавляются магнитные поля, создаваемые судовым электричеством и перевозимым грузом, обладающим магнитными свойствами. Все эти поля образуют судовое магнитное поле, которое неодинаково в различных местах судна.
Магнитная система картушки компаса, установленного на судне, подвергается совокупному влиянию судового магнитного поля в данном месте судна и магнитного поля Земли в данном районе плавания. В результате этого ее магнитная ось и, следовательно, диаметр картушки 0—180° устанавливаются в определенном направлении, которое в общем случае отличается от направления магнитного меридиана.
Вертикальная плоскость, проходящая через магнитную ось картушки компаса, установленного на судне, называется плоскостью компасного меридиана. След от пересечения плоскости компасного меридиана с плоскостью истинного горизонта называется линией компасного
меридиана, или компасным меридианом, и обозначается Nk—Sk.
Угол, на который плоскость компасного меридиана отклоняется от плоскости магнитного меридиана, называется девиацией магнитного компаса δ.
Девиация магнитного компаса отсчитывается в плоскости истинного горизонта от нордовой части магнитного меридиана к Е или W до 180°. Если при этом северная часть компасного меридиана отклонена от магнитного меридиана к востоку, то девиацию называют восточной (остовой) и приписывают ей знак «плюс», если к западу, то девиацию называют западной (вестовой) и приписывают ей знак «минус»
Величина девиации зависит от целого ряда факторов, прежде всего от места установки компаса на судне. У компаса, установленного на верхнем мостике и, таким образом, несколько удаленного от основных масс судового железа, девиация будет меньше, чем у путевого, установленного внутри рулевой рубки. Выбор места при установке магнитного компаса имеет важное значение. Обычно его устанавливают в диаметральной плоскости ближе к миделю, чтобы в непосредственной близости от него не было значительных железных масс и особенно подвижного железа (кранов, стрел, шлюпбалок и т. п.).
Все судовое железо в магнитном отношении подразделяется на «твердое» и «мягкое». Твердое обладает сильно выраженной способностью удерживать в себе однажды полученный магнетизм, на который не влияет более слабый по силе земной магнетизм. Мягкое железо не удерживает полученный магнетизм и способно перемагничиваться при изменении даже слабого магнитного поля.
Девиация магнитного компаса будет зависеть и от курса судна. При перемене курса положение судна и всех его железных частей по отношению к магнитному меридиану и магнитной оси картушки изменится. Мягкое судовое железо, заняв новое положение в магнитном поле Земли, перемагнитится
и, кроме того, будет влиять на картушку с иных направлений. Твердое железо, не меняя своего магнетизма, но изменив вместе с судном положение по отношению к картушке, тоже будет действовать на нее с новых направлений. Взаимодействуя с магнитным полем Земли, эти изменившиеся по величине и направлению силы вызовут изменение девиации компаса.
Девиация магнитного компаса будет изменяться также с изменением широты района плавания судна. При перемене широты изменяется напряженность магнитного поля Земли, и в связи с этим мягкое железо перемагничивается. В результате девиация компаса на одном и том же курсе, но в разных широтах будет неодинакова.
По характеру возникновения различают полукруговую, четвертную и креновую девиации. Полукруговая создается твердым железом, четвертная — мягким, креновая возникает при качке судна.
На современном судне девиация магнитного компаса может достигать нескольких десятков градусов. Пользование компасом в таком случае крайне затруднительно, а в некоторых случаях даже невозможно. Силы, производящие столь большую девиацию, на некоторых курсах могут сложиться и направиться так, что уравновесят направляющую силу компаса, которая удерживает магнитную ось картушки в плоскости компасного меридиана. В результате компас на этих курсах просто не будет работать, так как его картушка будет находиться в положении безразличного равновесия и при повороте судна силами трения увлекается в ту же сторону, показывая один и тот же курс. Если
же ослабленная направляющая сила и сможет преодолеть это трение, то ее будет недостаточно для быстрого приведения картушки в компасный меридиан, картушка будет крайне вяло устанавливаться в положении Nk—Sk.
При большой девиации разница между компасными и магнитными курсами очень велика и пришлось бы иметь две таблицы девиации: одну для компасных, другую для магнитных курсов, что в практической работе доставляло бы большие неудобства.
Наконец, при большой девиации определение ее значений на промежуточные табличные курсы путем простой интерполяции было бы не только сложным, но и неверным, так как изменение девиации не
пропорционально изменению курсов, что сказалось бы на вычислениях в значительной степени.
Таким образом, для обеспечения надежных и точных показаний магнитного компаса необходимо принимать меры по уничтожению девиации. Принцип уничтожения девиации заключается в искусственном создании вблизи картушки компаса магнитных полей, равных, но противоположных по знаку полям, образуемым судовым железом. Таким образом происходит компенсация полей и сил, вызывающих девиацию компаса.
Полукруговая девиация производится силами В’λH и C’λH. Сила В’λH – продольная, т.е. составляет с магнитным меридианом угол, равный магнитному курсу к, если она положительная. И угол. Равный к+180, если она отрицательная. Сила C’λH – поперченная и составляет с магнитным меридианом угол, равный к+90, если она положительная, и угол, равный к-90, если она отрицательная. Обе силы происходят в основном от твердого судового железа, поэтому и уничтожение полукруговой девиации будет состоять в соответствующей установке у компаса (в нактоузе) продольных (для компенсации силы В’λH) и поперечных (для компенсации силы C’λH) магнитов.
Четвертная девиация производится силами D’λH и E’λH. Сила D’λH составляет с магнитным меридианом угол, равный 2к, если положительная, и угол, равный 2к+180, если отрицательная. Эта сила происходит от продольного и поперечного мягкого судового железа, расположенного симметрично относительно центра компаса.
Сила E’λH составляет с магнитным меридианом угол, равный 2к+90, если она положительная, и угол, равный 2к-90, если она отрицательная. Эта сила происходит от продольного и поперечного мягкого судового железа, расположенного несимметрично относительно центра компаса.
Уничтожение девиации, производимой силами D’λH и E’λH состоит в соответствующей установке у компаса брусков или шаров из мягкого железа снабжения, расположенных симметрично или несимметрично относительно центра компаса.
Постоянная девиация производиться силой A’λH, действующей перпендикулярно к плоскости магнитного меридиана. Эта сила происходит от несимметрично расположенного относительно центра компаса продольного и поперечного мягкого судового железа. Силу A’λH обычно не компенсируют, так как максимальная девиация, производимая этой силой, не превышает 0.5°-0.8°

Креновая девиация производится в основном силой R, действующей перпендикулярно палубе. Силы P, Q, B’λH; C’λH и D’λH, которые могут вызвать креновую девиацию, считаются скомпенсированными при уничтожении полукруговой и четвертной девиации.
Сила R происходит от твердого судового железа, поэтому уничтожение креновой девиации следует производить при помощи кренового магнита, устанавливаемого вертикально в трубе девиационного прибора. При этом не будут компенсированы изменения креновой девиации, происходящие при перемене судном магнитной широты.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

     Определение остаточной девиации может быть полным и частичным. Полное — это часть девиационных работ, оно производится после уничтожения девиации магнитного компаса, однако может быть произведено и в других случаях, когда в этом появляется необходимость. Определяют девиацию в тихую погоду и при хорошей видимости, без крена и дифферента судна. При этом все подвижные ферромагнитные предметы должны быть закреплены по-походному.      При полном определении девиации все способы сводятся к сравнению наблюдаемых с помощью главного компаса компасных пеленгов КП (ОКП) с вычисленными значениями магнитных пеленгов МП (ОМП): δ = МП — КП; δ = ОМП — ОКП.     Определение девиации путевого магнитного компаса производится по сличению курсов с главным компасом, так как первым нельзя производить пеленгование.     Частичное определение девиации магнитных компасов производится во время плавания. Для этого определяют поправки компасов при всех возможных случаях и как можно чаще для каждого нового курса судна. Если судно следует постоянным курсом, то такие наблюдения производятся на каждой вахте или не реже двух раз в сутки: после восхода Солнца и незадолго до его захода.     При частичном определении девиации вначале определяют поправку магнитного компаса, а затем, исключив из полученной поправки величину магнитного склонения, получают девиацию на данный компасный курс:δ = ΔМК — d      У дистанционного магнитного компаса остаточную девиацию определяют на основном компасе (датчике) и одновременно определяют погрешность дистанционной передачи по всем репитерам. Для этого сличают показания курсов по основному компасу и по репитерам. Если по основному компасу невозможно определить девиацию, то ее определяют по одному из репитеров, снабженному пеленгатором.
Определение девиации по пеленгам створов, истинное направление которых известно.      Сущность этого способа заключается в том, что в момент пересечения линии створа замечают с точностью до 0,1° его пеленг по компасу. При сравнении истинного направления створа с его компасным направлением получают поправку магнитного компаса. Из нее вычитают значение магнитного склонения данного района на год плавания и получают девиацию на данный курс.      Обычно на акваториях портов устраивают специальные девиационные полигоны, служащие для уничтожения и определения девиации. На этих полигонах устанавливают створные знаки (их бывает различное количество), истинное направление которых точно определено. В районе полигона известно также с высокой точностью и склонение. Сведения об истинных направлениях девиационных створов на полигонах приводятся на картах или в лоциях, а иногда в специальных изданиях.      Определяют девиацию в следующей последовательности: 1. Ложатся на выбранный компасный курс (на восемь главных и четвертных компасных курсов при полном определении остаточной девиации) так, чтобы до начала наблюдений судно удержалось на курсе около 1—2 мин, что необходимо для стабилизации магнитного состояния судна и преодоления картушкой инерции.
2. До прихода на линию створа устанавливают нить предметной мишени на задний створный знак и удерживают ее на этом знаке до прихода на линию створа. В момент, когда знаки состворятся, быстро замечают ОКП (ГКП — для определения ΔГК). 3. Все действия повторяют на других выбранных компасных курсах. Если при определении девиации или поправок компасов судно пересекает не один створ, а веер створов (три или четыре, как это обычно бывает на девиационных полигонах), то девиацию на каждом курсе (а равно и поправки компасов) определяют по каждому створу, а ее действительную величину рассчитывают как среднее из наблюденных на курсе девиаций:
где где δi, ΔМКi, ΔГКi, — величины девиации или поправок компасов на данном курсе, определенные по одному из створов;ОМПi ОИПi — обратные магнитные или истинные пеленги каждого створа;ОКПi — обратные компасные пеленги каждого створа;δ, ΔМК, мГК — средние из полученных девиаций и поправок компасов, т. е. действительная их величина на данном курсе.
Определение девиации по пеленгам створа, направление которого неизвестно.      Если в районе определения девиации нет створа, направление которого известно, но на берегу имеется хорошо видимый с моря и достаточно чувствительный створ двух ориентиров (или веер створов), то для определения девиации можно воспользоваться последним.     Для этого необходимо лечь на восемь главных и четвертных компасных курсов и на этих курсах взять восемь компасных пеленгов выбранного створа (веера створов). Средний из взятых восьми компасных пеленгов может быть принят с достаточной степенью точности за магнитный пеленг створа, т. е.
Определяют девиацию в следующей последовательности.1. Выбирают на берегу два хорошо видимых ориентира (или несколько ориентиров, которые образуют веер створов) так, чтобы их разнос знаков d был не менее одной мили. Расстояние D от судна до переднего знака не должно превышать 3—4 мили.2. Составляют схему маневрирования, в которой предусматривают время нахождения на курсе до пересечения створа, необходимое для установки картушки компаса в равновесное положение (1—2 мин до пересечения створа).3. На каждом курсе берут компасные пеленги створа (см. п. 2 предыдущего способа).4. Рассчитывают магнитный пеленг створа.5. Сравнивают компасные пеленги с рассчитанным магнитным и получают девиацию по заранее подготовленной схеме:
6. Для проверки правильности расчетов магнитного пеленга после вычисления девиации берут суммы всех положительных и всех отрицательных девиаций. Если они равны или разница между ними не превышает 0,5°, то расчет верен. В противном случае необходимо заново рассчитать магнитный пеленг.     Поправку магнитного компаса для любого курса можно определить по формулам:ΔМК = ОИП — ОКП;ΔМК = ИП-КП,а поправку гирокомпаса по формулеΔГК = МП + d — ГКП.     При этом ГКП необходимо брать на первом курсе, пока гирокомпас не накопил погрешностей за время маневрирования. Знание величины магнитного склонения в районе будет ощутимо влиять на правильность определенной поправки ΔГК


I. Таблицы девиаций магнитных компасов

Общее понятие о девиации компаса

Стальной набор корпуса судна, его обшивка приобретают магнитные свойства с момента постройки. В магнитном поле Земли все продольные, поперечные и вертикальные связи судна намагничиваются неодинаково.
Судовое железо в магнитном отношении принято делить на твердое и мягкое.

Твердое судовое железо обладает свойством постоянных магнитов. Постоянный магнетизм, приобретенный судном во время постройки, сохраняется годами.
Мягкое в магнитном отношении судовое железо не «задерживает» магнитное состояние надолго. Оно обладает индуктивным магнетизмом, зависящим от положения корпуса судна относительно магнитного меридиана.

Таким образом, на магнитную стрелку компаса, установленного на судне, оказывают влияние магнитные силы твердого и мягкого в магнитном отношении железа, причем действие их различно.
Кроме того, в результате действия магнитных сил, возникающих от магнитного поля, создаваемого различными работающими судовыми агрегатами, контурами с током, стрелка компаса отклоняется от магнитного меридиана.

Компасный меридиан — это воображаемая линия пересечения плоскости истинного горизонта наблюдателя с плоскостью компасного меридиана, проходящей через данную точку на судне.

Угол между магнитным и компасным меридианами называют девиацией магнитного компаса.
Этот угол отсчитывают от нордовой части магнитного меридиана к Ost или W от 0 до 180°.

Величина и знак девиации зависят от влияния, которое оказывает на магнитную стрелку компаса магнитное поле судна совместно с земным магнитным полем.

По характеру возникновения различают полукруговую, четвертную и креновую девиации.
Полукруговая создается твердым в магнитном отношении железом, четвертнаямягким, креновая возникает во время качки судна.

Значительная девиация создает большие неудобства при пользовании магнитным компасом.
Поэтому на судах уничтожают девиацию путем искусственного создания в центре компаса сил, одинаковых по характеру, равных по величине и противоположных по направлению силам, вызывающим девиацию.
Для этого бруски твердого и мягкого железа располагают около компаса в специальных приспособлениях.
Компас будет автономным и надежным курсоуказателем в том случае, если силы, вызывающие девиацию, компенсируются.

Уничтожение девиации компаса на судне — трудоемкая работа, обычно выполняемая специалистами девиаторами, а иногда и судоводителями.

После уничтожения девиации у судовых магнитных компасов определяют остаточную девиацию, которая обычно не превышает 2—3°. Ее находят из наблюдений на восьми равноотстоящих главных и четвертных курсах.
Определив остаточную девиацию, по специальным формулам вычисляют таблицу девиации для компасных курсов через 15 или 10°

Для определения остаточной девиации компасов существует несколько способов. Чаще всего ее определяют по:
— створам;
— пеленгу отдаленного предмета;
— взаимным пеленгам;
— пеленгам небесных светил.

Правилами технической эксплуатации предусмотрено уничтожение девиации магнитного компаса не реже раза в шесть месяцев.
Если на судне производились ремонтные работы с применением электросварки, а также после погрузки грузов, изменяющих магнитное состояние судна (металлические конструкции, трубы, рельсы и т.п.), необходимо дополнительно уничтожить девиацию.

Таблица девиации главного и путевого магнитных компасов

Таблица девиации главного магнитного компаса и Таблица девиации путевого магнитного компаса вычисляются с точностью до 0,1° и составляются по форме Ф.51 -162 с указанием коэффициентов, размеров и положения магнитов-уничтожителей и мягкого железа.
В замечаниях к таблице указывается состояние судна, род груза, положение судовых устройств, место и условия определения девиации.

Таблицы девиации подписываются девиатором из ЭРНК или капитаном (с указанием даты) и заверяются соответствующей печатью.

Таблица девиации (образец)

Т/х УПС «Иван Ползунов», компас путевой № 813
Коэффициенты: A=-0,01°; В = -0,02°; С = -0,41°; D = — 1,20°; Е=+0,32°; λ(1 -D)=0,82
Мягкое железо: 2 ǿ 30 см продольные бруски;
2 поперечные индукционные пластинки ℓ=13 см

Положение магнитов:
Прод. 1-T12, в нос, F=10,5
Попер. 1-С20, в л/б, F = 34,5
Вертик. 1-Kзо, вверх, F = 2,16
Замечания: Судно по-походному.
Груз — зерно 1500 т.
Остаточная девиация определялась по сличению с гирокомпасом. МП

КК

δ

КК

δ

N 0 -0,1° S 180 +0,7°
15 -0,7° 195 0,0°
30 -1,2° 210 -0,5°
45 -1,5° SW 225 -0,9°
60 -1,4° 240 -1,0°
75 -1,0° 255 -0,8°
Еst 90 -0,3° W 270 -0,3°
105 +0,3° 285 +0,2°
120 +1,1° 300 +0,7°
135 +1,5° NW 315 +0,9°
150 +1,5° 330 +0,8°
165 +1,2° 345 +0,5°
S 180 +0,7° N 360 -0,1°

«______»______________20___г. Девиатор ____________________________
МП (подпись, фамилия)

Таблица девиации главного магнитного компаса оформляется аналогичным образом.

II. Радиодевиация. Таблица радиодевиации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Прочитайте еще раз материал параграфа составьте план сообщения числительное как часть речи
  • Как найти приложение транспортной карты
  • Как найти диагональ параллелограмма на клетчатой бумаге
  • Как найти человека люди ташкент
  • Как настроить функцию найти свой айфон