Как найти диаметр диафрагмы

Диафрагма фотоаппарата является одним из трех факторов, влияющих на экспозицию. Поэтому понимание действия диафрагмы – это обязательное условие для того, чтобы делать глубокие и выразительные , правильно экспонированные фотографии. Есть как положительные, так и отрицательные стороны использования различных диафрагм, и этот урок научит вас, что они собой представляют и когда какие следует использовать.

Шаг 1 – Что такое диафрагма фотоаппарата?

Лучший способ понять, что такое диафрагма – представить ее как зрачок глаза. Чем шире открыт зрачок, тем больше света попадает на сетчатку.

Экспозицию составляют три параметра: диафрагма, выдержка и ISO. Диаметр диафрагмы регулирует количество света, поступающего к матрице, в зависимости от ситуации. Есть различные творческие варианты использования диафрагмы, но когда речь идет о свете, важно запомнить, что более широкие отверстия пропускают больше света, а более узкие меньше.

Шаг 2 – Как определяется и изменяется диафрагма?

Диафрагма определяется с помощью так называемой шкалы диафрагм. На дисплее вашей камеры вы можете увидеть F/число. Число означает, насколько широкая диафрагма, что, в свою очередь, определяет экспозицию и глубину резкости. Чем меньше число, тем шире отверстие. Это может сначала вызвать путаницу – почему малое число соответствует большей светосиле? Ответ прост и лежит в плоскости математики, но сначала вы должны узнать, что такое диафрагменный ряд или стандартная шкала диафрагм.

Диафрагменный ряд: f/1.4, f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22

Главное, что нужно знать об этих числах – то, что между этими значениями одна ступень экспозиции, то есть при переходе от меньшего значения к большему в объектив будет попадать в два раза меньше света. В современных камерах есть также и промежуточные значения диафрагмы, позволяющие более точно настроить экспозицию. Шаг настройки в этом случае равен ½ или 1/3 ступени. К примеру, между значениями f/2.8 и f/4 будут лежать значения f/3.2 и f/3.5.

Теперь о более сложных вещах. Точнее о том, почему количество света между основными значениями диафрагмы различается в два раза.

Это происходит из математических формул. Например, мы имеем объектив 50 мм с диафрагмой 2. Чтобы найти диаметр диафрагмы, мы должны разделить 50 на 2. Получится 25 мм. Радиус будет равен 12,5 мм. Формула для площади S=Пи х R2.

Вот несколько примеров:

50 мм объектив с диафрагмой f/2 = 25 мм. Радиус получается 12,5 мм. Площадь согласно формуле равна 490 мм2. Теперь посчитаем для диафрагмы f/2.8. Диаметр диафрагмы равен 17,9 мм, радиус 8,95 мм, площадь отверстия 251,6 мм2.

Если разделить 490 на 251, то получится не ровно два, но это только потому, что диафрагменные числа округлены до первого десятичного знака. На самом деле равенство будет точным.

Вот так реально выглядят соотношения отверстий диафрагмы.

Отверстия диафрагмы фотоаппарата

Шаг 3 – Как диафрагма влияет на экспозицию?

С изменением размера диафрагмы изменяется и экспозиция. Чем шире диафрагма, тем сильней экспонируется матрица, тем более светлое изображение получается. Лучший способ продемонстрировать это – показать серию фотографий, где изменяется только диафрагма, а остальные параметры неизменны.

Все изображения  ниже были сделаны на ISO 200, выдержка 1/400 сек, без вспышки, а изменялась только диафрагма. Значения диафрагмы: f/2, f/2.8, f/4, f/5.6, f/8, f/11, f/16, f/22. 

Однако, основное свойство диафрагмы – это не управление экспозицией, а изменение глубины резкости.

Шаг 4 – Эффект глубины резкости

Глубина резкости – сама по себе обширная тема. Чтобы раскрыть ее, нужно несколько десятков страниц, но сейчас мы рассмотрим ее очень кратко. Речь идет о расстоянии, которое будет передаваться резко спереди и сзади объекта съемки.

Все, что вам действительно нужно знать, с точки зрения взаимосвязи диафрагмы и глубины резкости, это то, что чем шире диафрагма (f/1.4) тем меньше глубина резкости, а чем уже диафрагма (f/22), тем поле резкости больше. Прежде, чем я покажу вам подборку фотографий, сделанных с разной диафрагмой, посмотрите на диаграмму ниже. Она помогает понять, почему это происходит. Если вы не понимаете точно, как именно это работает, ничего страшного, пока для вас важно знать о самом эффекте.

эффект глубины резкости

На нижнем рисунке представлено фото, сделанное на диафрагме f/1.4. На нем ярко выражен эффект ГРИП (Глубины резко изображаемого пространства)

Эффект диафрагмы ГРИП

Наконец подборка фотографий, сделанных в приоритете диафрагмы, таким образом экспозиция остается постоянной, а меняется только диафрагма. Диафрагменный ряд такой же, как в предыдущем слайд-шоу. Обратите внимание, как меняется глубина резкости при изменении диафрагмы.

глубина резкости при изменении диафрагмы

Шаг 5 – Как использовать различные диафрагмы?

Прежде всего следует помнить, что нет правил в фотографии, есть рекомендации, в том числе когда дело доходит до выбора диафрагмы. Все зависит от того, хотите ли вы применить художественный прием или максимально точно запечатлеть сцену. Чтобы легче принимать решение, привожу несколько наиболее употребляемых традиционно значений диафрагмы.

f/1.4: превосходно для съемки в условиях низкой освещенности, но будьте осторожны, при таком значении очень маленькая ГРИП. Лучше всего применять для небольших объектов или для создания эффекта мягкого фокуса

f/2: Использование то же самое, но объектив с такой диафрагмой может стоить одну треть от объектива с диафрагмой 1,4

f/2.8: Также хорошо применять в условиях низкой освещенности. Лучше всего применяется для съемки портретов, так как глубина резкости больше и в нее попадет все лицо, а не только глаза. Хорошие зум-объективы как правило имеют это значение диафрагмы.

f/4: Это минимальная диафрагма, используемая для съемки человека при достаточном освещении. Диафрагма может ограничивать работу автофокуса, поэтому вы рискуете промахнуться на открытой диафрагме.

f/5.6: Хорошо использовать для фотографии 2-х человек, но для низкой освещенности лучше использовать подсветку вспышкой.

f/8: Используется для больших групп, так как гарантирует достаточную глубину резкости.

f/11: На этом значении большинство объективов имеют максимальную резкость, так что это хорошо для портретов

f/16: Хорошее значение при съемке на ярком солнечном свете. Большая глубина резкости.

f/22: Подходит для съемки пейзажей, где не требуется внимания к деталям на переднем плане.

Как я уже говорил, это только рекомендации. Теперь, когда вы точно знаете, как диафрагма влияет на фото, пробуйте и получайте удовольствие.

  • Просмотров: 3776
  • 5









Диафрагма объектива. Все нюансы и тонкости для новичков-фотографов

Диафрагма объектива. Все нюансы и тонкости для новичков-фотографов понятным языком

Объектив фотоаппарата имеет конструкцию, ключевыми элементами которой являются лепестки диафрагмы.

Диафрагма – это относительный диаметр отверстия, через который объектив пропускает свет на матрицу или плёнку.

Разработчики придумали довольно наглядный пример для объяснения.

Представьте себе обычный водопроводный кран в качестве объектива. Чем больше вы откручиваете кран, тем сильнее напор воды. Можно закрутить кран таким образом, чтобы вода текла диаметром со спичку.

Отверстие диафрагмы как раз таки предназначено для регулирования пропускной способности света объектива.

Хотя утверждать так категорично будет не совсем корректно.

Параметр выбранной вами диафрагмы заранее определяет резкость будущего кадра и его художественную подачу.

Чем шире открыта диафрагма, тем меньше площадь резко изображаемого пространства.

Площадь – это сказано грубо, потому как при диафрагме f/1.4 в портретной фотографии можно сделать резкими разве что глаза и все находящееся на их уровне. Чем дальше от глаз, тем больше становится степень размытия.

При выборе объектива в первую очередь обращают внимание на его светосилу.

 Диафрагма объектива sigma

Производители используют в маркировке крайнее по широте значение диафрагмы.

Например, обозначение объектива SIGMA 50 mm f/1.4 означает, что максимально широкая диафрагма у него 1.4.

Другими словами, фотографировать конкретно этим объективом на «дырке» 1.2 или 1.0 вы при всём желании не сможете.

Объективы с такими экстремальными значениями диафрагмы — удовольствие не из дешёвых. И не следует слепо гнаться за этой запредельной светосилой.


Есть более значимая качественная характеристика объектива, нежели его светосила и называется она «рисунок».

Чтобы понять, что такое рисунок, который делает объектив, совсем необязательно покупать набор оптики за тысячи долларов для сравнительного теста.

Дело в том, что одинаковые значения диафрагмы на разных объективах дают совершенно отличную друг от друга картинку.

Причина такой разницы в иных школах производства оптики для фотоаппаратов.

Условно эти школы делятся на немецкую и японскую.

Объективы, производимые по японской методике, при широко открытой диафрагме размывают фон попросту в хлам. Нет никакого заметного для глаза перехода между резким и размытым.

Понятное дело, что для новичка в фотографии само наличие размытого фона уже является атрибутом профессионализма.

Но фотограф с опытом сразу видит разницу. 

Так вот, немецкая школа производства объективов делает свою работу, учитывая особенности зрительного восприятия человека.

Когда наш глаз фокусируется на определённом предмете, это совсем не означает, что все находящееся за ним неразличимо для нас.

Предметы, которые находятся непосредственно за объектом нашего внимания, все ещё различимы, хотя и в меньшей степени.

Человеческий глаз так категорично не разделяет предметы на резкие и нет. Существует некоторый плавный градиентный переход.

Полностью открытая диафрагма в любом из объективов может даже и навредить, и подходить к съёмке нужно внимательно. 

Подробнее о диафрагме

Рисунок объектива фото боке

Диафрагму следует рассматривать, как одну из наиболее важных характеристик объектива, влияющих на его возможности и качество получаемых снимков.

Диафрагма – это техническое устройство, которое определяет, какую дозу света во время спуска затвора получит матрица. 

Связанные с диафрагмой термины

Существуют и другие термины, которые тесно связаны с диафрагмой. 

Относительное отверстие – это одно из таких понятий. Этот термин обозначает отношение значения используемого отверстия к фокусу.

Обратное для этого отношения число называют диафрагменным числом.

Например, относительное отверстие может быть равно f=1:10. Это значит, что отверстие объектива в данный момент в 10 раз меньше его фокусного расстояния.

Диафрагменное же число в таком случае, будет равно 10. 

Многие старые объективы имеют на своем корпусе специальное кольцо, с помощью которого можно вручную выставлять значение диафрагмы.

На этом кольце написаны диафрагменные числа. Современные же объективы не обладают таким кольцом, так как полностью управляются зеркальной камерой. 

Светосила – еще один термин, которые некоторые путают с диафрагмой. Эти понятия действительно очень близки.

Однако они обозначают несколько иные вещи. Ведь диафрагма – это чисто механическое явление, которое определяется тем, насколько велик диаметр открытой диафрагмы.

Светосила же – это показатель, который складывается из множества иных параметров. На это свойство объектива может оказывать влияние оптическая схема, количество отражаемого и пропускаемого объективом светового потока, изменение диафрагменного числа при фокусировке на разные расстояния, процент поглощенного света и многое другое. 

Диафрагма оказывает влияние на следующее составляющие процесса фотографирования:

• Количество света, пропускаемого к матрице;

• Величину ГРИП

• На яркость картинки, которую фотограф видит в видеоискателе;

• На качество итогового изображения.

Влияние диафрагмы на глубину резкости

Диафрагма определяет не только то, сколько света поступит на матрицу, но и то, какова будет глубина резкости изображения.

Зависимость следующая: чем больше диафрагменное число – тем больше ГРИП. С помощью управления ГРИП можно сосредотачивать внимание зрителя фотографии на том или ином предмете.

Это особенно важно при создании портретов. Также глубину резкости часто используют в своих работах макрофотографы.

В-общем, везде, где используется размытие фона – используется управление глубиной резкости. 

Диафрагмирование

Для того, чтобы получить хорошее качество фотографии, часто используют так называемое диафрагмирование.

Процесс имеет сложное название, но при этом его суть очень проста: фотограф просто меняет значение диафрагмы.

Как правило, наиболее резкая картинка получается при использовании среднего значения диафрагмы для данного конкретного объектива.

Если выставить большое значение, то фотографии могут приобрести эффекты виньетирования и аберрации.

Если же закрыть диафрагму до минимума, то от этих эффектов не остается и следа. Однако небольшое значение диафрагмы может привести к потере резкости, а также к снижению контраста картинки.

Также при диафрагмировании часто используют свойство объективов давать более насыщенные и яркие цвета с большим значением диафрагмы. 

Как с помощью диафрагмы получить боке

Боке – это одно из самых любимых понятий для многих фотографов.

Красивое боке – яркий показатель качественного объектива и мастерства фотографа. Самое красивое боке может дать максимально раскрытая диафрагма.

Если Вам что-то не понятно по диафрагме, светосиле объектива, не стесняйтесь, обращайтесь к нашим менеджерам-фотографам, которые сделают все возможное, чтобы Вам помочь!

Телефоны: 

+375 29 700-34-69

+375 29 122-92-40

E-mail: sales@sigma-foto.by

Skype: sigma-by

Напишите в чате на сайте, мы поможем! 
 

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОБЪЕКТИВАМ

Диафрагма объектива (иногда ее еще называют «апертурой») — плод хитроумной инженерной мысли. Это отверстие с переменным диаметром, которое позволяет контролировать количество света, проходящего через объектив. Диафрагма и выдержка — два основных способа управления экспозицией. При одной и той же выдержке чем меньше света, тем больше должна быть открыта диафрагма, чтобы через нее на поверхность матрицы попало больше света. Соответственно, чем больше света, тем меньше должна быть открыта диафрагма, чтобы экспозиция была оптимальной. Как вариант, чтобы добиться аналогичных результатов, можно диафрагму не менять, а менять выдержку. При этом следует помнить, что величина отверстия диафрагмы влияет также на то, насколько «направленным» является свет, проходящий через объектив, а это напрямую влияет на глубину резкости. Поэтому нужно контролировать и диафрагму, и выдержку, чтобы результат съемки всегда соответствовал ожиданиям.

F число и математические расчеты

Небольшой технический экскурс и немного математики

Что такое f число? Диафрагменное или f число — это результат деления фокусного расстояния объектива на диаметр действующего отверстия диафрагмы. Например, если взять объектив 35 мм F1.4 G, у которого максимальное значение диафрагмы равно f/1.4, диаметр действующего отверстия диафрагмы можно вычислить так: 35 ÷ 1,4 = 25 мм. Обратите внимание, что при изменении фокусного расстояния объектива также изменяется диаметр отверстия диафрагмы и, соответственно, f‑число. Например для телеобъектива с фокусным расстоянием 300 мм и диафрагмой f/1.4 диаметр действующего отверстия диафрагмы можно узнать, решив пример 300 ÷ 1,4 ≈ 214 мм. Такой объектив будет громоздким, неудобным и очень дорогим. Вот почему так редко можно встретить светосильную длиннофокусную оптику, т.е. оптику с большим отверстием диафрагмы. Фотографам необязательно знать фактический диаметр отверстия диафрагмы в миллиметрах, но полезно понимать сам принцип расчетов.

«F-числа» или «f-ступени» диафрагмы

У всех объективов есть максимальное и минимальное значения диафрагмы (выражаются в «f-числах»), но в технических характеристиках объективов, как правило, приводится именно максимальное значение. Возьмем, к примеру, объектив Sony 35 мм F1.4 G. Здесь фокусное расстояние объектива — 35 мм (об этом чуть позже), максимальное значение диафрагмы — F1.4. Что конкретно значит обозначение «F1.4»? Подробно об этом можно почитать в статье «F число и математические расчеты» выше. Однако на практике достаточно понимать, что чем меньше f-число, тем больше отверстие диафрагмы, и помнить, что значение f/1.4 считается одним из максимальных в случае с универсальными объективами. Объективы с максимальным значением диафрагмы f/1.4, f/2 или f/2.8 обычно называются «светосильными».

Стандартные f-числа, которые вам могут встретиться в маркировке объективов (в порядке убывания): 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22, иногда 32. Специально для математиков: это всё степени квадратного корня от числа 2. Эти цифры соответствуют целым значениям (ступеням) диафрагмы. Бывают еще промежуточные значения, соответствующие половине или трети целого значения. Увеличение отверстия диафрагмы на одну ступень вдвое увеличивает количество света, попадающего через объектив на матрицу. Уменьшение отверстия диафрагмы на одну ступень наполовину уменьшает количество света, попадающего через объектив на матрицу.

[1] Эффективная диафрагма (размер входного отверстия диафрагмы) [2] Диафрагма [3] Фокусное расстояние Примечание: значения диафрагмы и фокусного расстояния на рисунке указаны приблизительно.

Диафрагма и глубина резкости

С помощью термина «глубина резкости» обозначается диапазон расстояний от объектива камеры, при которых можно достичь приемлемой резкости изображения.

Если рассматривать в качестве примера крайние случаи, то при малой глубине резкости в фокусе оказывается очень узкая область всего в несколько миллиметров, а при большой глубине резкости можно снимать пейзажи, на которых каждый миллиметр снимка получится рассмотреть в мельчайших деталях. Умение работать с глубиной резкости является одним из базовых приемов в художественной фотографии.

Основной принцип такой: чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше фокусное расстояние. Поэтому если вы хотите сделать портрет, на котором фон будет художественно размыт, необходимо открыть диафрагму максимально широко. Однако, здесь важно помнить и о других факторах. Чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем больше шанс получить минимальную область резкости. Отчасти об этом уже шла речь выше: диаметр отверстия диафрагмы для объектива с фокусным расстоянием 85 мм при значении f/1.4 будет намного больше, чем для широкоугольного объектива с фокусным расстоянием 24 мм при том же значении f/1.4. Более того, фактическое расстояние между объектами в кадре также может повлиять на восприятие зрителем глубины и объема изображения.

Диафрагма (слева направо): открытая (большое отверстие) — закрытая (маленькое отверстие) Глубина резкости (слева направо): малая — большая

Три фактора, влияющие на рисунок размытия фона

Советы по съемке

Чтобы добиться художественного размытия фона, недостаточно просто выбрать светосильный объектив и снимать на полностью открытой диафрагме. Это первый важный фактор, конечно, но иногда одной лишь полностью открытой диафрагмой желаемого результата не получить. Второй важный фактор — расстояние между объектом съемки и задним планом. Если задний план расположен очень близко за объектом, он может попасть в зону резкости или оказаться настолько близко к ней, что «размыт» не будет. По возможности оставляйте максимальное расстояние между фотографируемым объектом и планом, который вы хотите «размыть». Третий важный фактор — фокусное расстояние объектива, который вы используете. Как мы уже говорили, чем больше фокусное расстояние, тем проще получить небольшую глубину резкости, так что это тоже следует учитывать. Многие фотографы считают, что идеальные фокусные расстояния для портретов с художественным размытием фона — от 75 до 100 мм.

что такое диафрагма

Одно из первых понятий, которые узнает человек, когда начинает серьезнее относиться к процессу фотографирования, – это что такое диафрагма. Устройство в объективе, через которое проходит свет, принято называть диафрагмой. В зависимости от ее размера мы можем получить определенную глубину резкости. Большая диафрагма создает малую глубину резкости, а узкая, соответственно, отвечает за большую. Давайте поближе рассмотрим это фундаментальное понятие в фотографии, чтобы никогда не путаться и совершенно точно знать, что можно получить в результате, применяя те или иные значения размера диафрагмы на практике.

как диафрагма влияет на глубину резкости

1. Двойной эффект

Диафрагма измеряется с помощью «f-числа», которое иногда называют «f-стоп», оно показывает величину диаметра отверстия. Необходимо помнить, что меньшее f-число соответствует больше открытой диафрагме, при которой большее количество света попадает на светочувствительный элемент, в то время как более высокое f-число означает более узкую диафрагму (меньше света).

Базовое число диафрагмы – единица. Хотя в мире не так много объективов, у которых диафрагма может раскрыться до 1, тем не менее, они существуют. Умножая на 1,4, получаем стандартный диафрагменный ряд: 1; 1,4; 2; 2,8; 4 и т.д. каждое последующее число говорит о том, что количество света, проходящего через объектив, стало больше или меньше почти в два раза. То есть снимок на 2,8 с выдержкой 1/60 секунды будет засвечен также, как снимок на 4 с выдержкой 1/30. Чем больше число диафрагмы, тем сильнее она закрывается и тем с меньшим количеством света экспонируется снимок.

Полный ряд значений диафрагмы выглядит следующим образом: f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22 и f/32. Большинство современных камер позволяют управлять диафрагмой с шагом в 1/3 стопа, поэтому при регулировке диафрагмы на современном фотоаппарате между числами 2,8 и 4,0 можно найти такие промежуточные значения, как 3,2 и 3,5.

Понимание работы двойного увеличения пропускной способности при изменении числа диафрагмы на 1 стоп полезно при настройке экспозиции и выборе выдержки и/или настройки чувствительности. Разница в экспозиции кадра при открытии диафрагмы с f/8 до f/5,6 как при смене чувствительности ISO 100 до 200 будет одинаковой – т.е. на один стоп светлее в обоих случаях. Аналогичным образом можно получить снимок на один стоп светлее, если чувствительность сохранить прежней, а экспозицию скорректировать выдержкой, сменив 1/125 на 1/60 с. И будет тот же самый результат, как если бы изменили диафрагму с f/8 на f/5,6.

о чем говорят числа диафрагмы

2. F-количество

Многих начинающих фотографов смущает тот факт, что небольшое отверстие имеет большее значение f (или f/число), в то время как большие значения диафрагмы имеют небольшие f-числа. Все дело в том, что значение диафрагмы – это отношение диаметра выходного зрачка объектива к его фокусному расстоянию, выражается дробью с числителем, равным единице. В фотографии вместо единицы часто используют латинскую букву f, которая конкретизирует назначение дроби: например, относительное отверстие 1/5,6 обозначается f/5,6. Из этого видно, что для разных объективов одно и то же значение диафрагмы будет обозначать разный диаметр. Например, диафрагма f/11 на объективе 100 мм (100/11) будет составлять 9,09 мм. Для 50-мм объектива та же самая диафрагма будет уже (50/11) равна 4,54 мм.

Теперь наглядно понятно, что не может пройти одинаковое количество света через отверстие в 9,09 мм и 4,54 мм.

как влияет диафрагма на изображение

by Tets

3. Дифракция

что такое дифракция и на что она влияет

Дифракция – это искривление лучей света, когда они проходят по краю лепестков диафрагмы. При закрытии диафрагмы для увеличения глубины резкости увеличивается дифракция, которая смягчает изображение, так как лучи не сходятся в одну точку на поверхности датчика, а преломляются и, следовательно, дают мягкий образ. Для получения принципиально четкого изображения по всей площади картинки обычно не используют при съемке наименьшее возможное значение диафрагмы.

4. Оптимальная диафрагма

Для большинства объективов характерно, что на максимально открытой диафрагме сложно добиться максимальной резкости в кадре. Как правило, диафрагму чуть прикрывают. Оптимальное значение диафрагмы для каждого объектива получают экспериментальным путем. Нужно проследить за дифракцией – при каких значениях f она будет минимально приемлемой для фотографа, то значение диафрагмы можно считать оптимальным для работы.

Для тестирования объектива важным моментом является использование прочного штатива для фотоаппарата. Необходимость в этом продиктована тем, что следует фокусироваться на одном и том же месте. После того, как тестовые снимки сделаны, просмотрите их в 100% увеличении на экране монитора. Вы сможете выбрать наиболее резкие и, проверив данные EXIF, определить при какой диафрагме была сделана та или иная фотография. Это и будет оптимальное значение диафрагмы для данного объектива.

как определить оптимальную диафрагму

by Helena Kuchynková

5. Резкость объектива и боке – почувствуйте разницу

Боке (бокэ) – японское слово и обозначает художественное размытие фона. Хорошим боке считается такое, которое как бы скругляет основные моменты изображения, нежели оставляет стороны предметов, которые находятся вне фокуса, резко очерченными, например, образующими четкий шестиугольник. Боке следует отнести к свойствам объектива, результату работы его оптических элементов и диафрагмы, а не к возможностям камеры, которой сделана фотография.

что такое боке

by Yukie Wago

что такое bokeh

by Tillmann van de Maan

Наилучшее боке получается у тех объективов, которые имеют большее количество лепестков и закругленные края.

6. АФ и диафрагма

почему не работает автофокус

Для начала достаточно будет знать, что чем шире угол лучей света, тем точнее будет автофокус. На приведенной схеме угол лучей, полученных от объектива f/2,8 (синие линии), будет больше, чем от объектива f/4 (красные линии), которые в свою очередь больше, чем от объектива f/5,6 (желтые линии). При использовании объектива с максимальной диафрагмой f/8, только самые точные датчики способны работать, но фокусировка будет медленной и менее точной. Именно по этой причине прекращают автофокусироваться объективы f/5,6, когда фотограф пытается использовать телеконвертер, снижающий их максимальную светосилу до f/8 или f/11.

Это, конечно же, не все те знания, которые необходимы опытному пользователю, тем не менее, для начала следует очень хорошо ориентироваться в данных технических тонкостях. Мы будем и дальше давать уроки по фундаментальной теории фотографии – оставайтесь с нами, делитесь уроками с друзьями и с удовольствием используйте свой творческий потенциал.

Нам уже известно из предыдущего урока, что диафрагма – это регулируемое отверстие в объективе, через которое на матрицу попадает свет.

Теперь рассмотрим такое понятие, как диафрагменное число, и разберемся, что же означают эти странные цифры на объективе и откуда они вообще взялись.

Будет немного математики, чуть-чуть геометрии и максимум пользы. Также в конце статьи вас ждут 5 интересных фактов о фотографии, о которых вы и не догадывались.

Поехали!

Диафрагма и диафрагменное число

Новые термины:

  • Диафрагменный ряд;
  • Диафрагменное число;
  • Фокусное расстояние.

Что такое диафрагменное число

Вы возможно сталкивались при настройке диафрагмы примерно с похожей комбинацией чисел: 1.2, 1.4, 1.8, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11 и т.д. Это есть диафрагменный ряд. Он представляет собой последовательность чисел, указывающих на величину диафрагмы. Другими словами, на сколько диафрагма открыта или закрыта.

Диафрагма и диафрагменное число

Диафрагменное число – это отношение фокусного расстояния объектива к диаметру диафрагмы в миллиметрах. Обозначается как f/x или f:x, где:
f – фокусное расстояние, мм;
x – числовое значение диаметра диафрагмы, мм.

Фокусное расстояние, не вдаваясь в подробности, это расстояние от точки фокусировки в объективе до матрицы. Измеряется в миллиметрах. Чем оно меньше, тем угол охвата кадра больше, а чем оно больше, тем угол меньше и большее увеличение кадра.

Итак, ряд диафрагменных чисел напрямую связан со ступенями экспозиции. Одна ступень экспозиции равна изменению интенсивности пропускаемого света в два раза. Соответственно, изменив диафрагму на одно число, мы изменяем уровень освещенности на одну ступень экспозиции.

Обратите внимание

Чем меньше диафрагменное число, тем больше открыта диафрагма.

Здесь главное не перепутать. Для лучшего понимания давайте рассмотрим рисунок ниже.

Диафрагма и диафрагменное число
Размер диафрагмы уменьшается с увеличением диафрагменного числа.

Каждое увеличение диафрагменного числа на одну ступень способствует уменьшению площади отверстия диафрагмы в два раза. Соответственно, освещенность также уменьшается в два раза, то есть на одну ступень экспозиции.

  • Диафрагма и диафрагменное число
  • Диафрагма и диафрагменное число

Иными словами, диафрагменное число определяет интенсивность света, попадающего на матрицу или пленку.

Далее давайте сравним два фото ниже.

  • Диафрагма и диафрагменное число
  • Диафрагма и диафрагменное число
Вопрос

Теперь проверьте себя, не подглядывая в прочитанное. В каком из двух случаев диафрагменное число будет больше?

Посмотреть ответ

Если вы ответили что в первом, то вы абсолютно правы и можете двигаться дальше.

Итак, на первом фото свет попадает на матрицу через отверстие диафрагмы с площадью S1 и с диаметром d1, а во втором случае площадь S2 в два раза больше.

Диафрагма и диафрагменное число

С увеличением площади S2 увеличился и диаметр d2, но не в два раза. Чтобы определить диаметр d2, воспользуемся формулой расчета площади круга.

Диафрагма и диафрагменное число

Чтобы найти соотношение между d1 и d2, заменим площади из первого уравнения на формулу, выраженную через диаметры.

Диафрагма и диафрагменное число

Производим сокращения:

Диафрагма и диафрагменное число

Извлечем корень и получим следующую формулу:

Диафрагма и диафрагменное число

И мы видим, что при увеличении площади отверстия диафрагмы в два раза её диаметр увеличится в 1.4 раза.

Отсюда следует, что в ряде диафрагменных чисел каждая ступень различается с предыдущей в 1.4 раза.

Далее, начиная с единицы, построим очередность из диаметров так, чтобы каждое последующее отверстие имело площадь в два раза меньшую.

Диафрагма и диафрагменное число

Вот теперь нам стало понятно, откуда берутся эти числа.

Такой ряд диафрагменных чисел, где площадь изменяется в два раза (т.е. на одну ступень экспозиции), называется основным. Помимо них, в фотоаппарате имеются и промежуточные значения, необходимые для более точной настройки экспозиции.

Диафрагма и диафрагменное число

Вот мы с вами разобрались с этими диафрагменными числами и они уже не кажутся нам такими загадочными.

На объективах указывается минимальное диафрагменное число. Например, на маркировке объектива Nikon 50mm f/1.8G AF-S
цифры обозначают: 50мм — фокусное расстояние, f/1.8 — минимальное диафрагменное число.

Но на зум-объективах, например на Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G ED, два минимальных значения диафрагмы: f/3.5 при 18 мм (минимальное фокусное расстояние) и f/5.6 при 105 мм (максимальное фокусное расстояние).

Также на зум-объективах может быть только одно минимальное диафрагменное число, например у Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. На этом объективе минимальное f/2.8 и на 24 мм, и на 70 мм.

Диафрагма и диафрагменное число

Диафрагменное число напрямую связано с регулированием глубины резкости (ГРИП).

Пять интересных фактов о фотографии

А сейчас, как и было обещано, несколько интересных фактов о фотографии:

1. При ярком свете диафрагменное число человеческого глаза изменяется от f/8.3 при ярком свете до f/2.1 в темноте.

2. Самая старая в мире фотокамера была продана на аукционе в Вене в 2007 году, установив при этом абсолютный рекорд и став самой дорогой фотокамерой, когда-либо проданной на аукционе. Раритет под названием «Дагерротип братьев Сюсс» (Daguerrotype Susses Freres) был продан почти за восемьсот тысяч долларов США. Стартовая цена составляла 100 000 евро.

3. Знаменитый американский фотограф Мэттью Б. Брэди был первым человеком, который сфотографировал самого себя, т.е. сделал автопортрет.

4. Ретушировать снимки и по желанию заказчика делать их «цветными» при помощи акварели, стали в далеком 1840 году.

5. На спутнике Земли находятся 12 «лунных» фотоаппаратов марки Hasselblad — несколько экспедиций оставляли их на поверхности Луны, чтобы модуль смог собрать еще больше грунта.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти поставщика на свой товар
  • Как найти все свои комментарии на яндекс
  • Все заказанные товары либо получены либо их нет в наличии как исправить
  • Как найти профиль инстаграмм по телефону
  • Как составить график работы сторожа суммированному учету рабочего времени