Как найти диктанты с заданиями 3 класс


Категория «Русский язык»

Контрольные и итоговые диктанты по русскому языку для 3 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России — контрольные работы с повторением изученного материала. Объём диктанта для 3 класса: 1 и 2 четверть – 45 — 53 слова / 3 и 4 четверть – 53 — 73 слова.

  • Входной диктант
  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • 4 четверть
  • Итоговый диктант
  • Предложение
  • Безударные гласные в корне слова
  • Слово в языке и речи
  • Имя существительное
  • Состав слова
  • Имя прилагательное
  • Местоимение
  • Глагол


Категория «Диктанты»

Диктант «Осенний лес»

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.


Категория «Диктанты»

Диктант «Любители мастерить»

Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад.


Категория «Диктанты»

Диктант «Пернатые друзья»

Серёжа с папой делали кормушку для птиц. Серёжа подавал гвозди и дощечки. Папа их строгал и сколачивал. Зимой каждое утро Серёжа сыпал в кормушку зерно. Воробьи и синички ждали мальчика. Они слетались со всех сторон, спешили позавтракать. В морозные дни Серёжа кормил своих пернатых друзей часто. Сытая птица легко переносит холод.


Категория «Диктанты»

Диктант «Весной»

Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.


Категория «Диктанты»

Диктант «Лакомства для зверей»

Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.
Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград. Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.


Категория «Диктанты»

Диктант «Весенняя вода»

Над водой пронеслась стая перелётных птиц. Они радостно встречали весну.
Но много бед жителям леса несёт вода. Солнце растопило снег. Вода хлынула в жилища. Жить там стало опасно. Выбежала из норки полевая мышь. Вот низкий куст. Он широко раскинул ветки. Мышь прыгнула на куст и замерла. Трудно и зайцу. Он жил на островке. Кругом холодная вода. Не переплыть бедняжке это море. Надо ждать. 


Категория «Диктанты»

Контрольный диктант «Луковица с радостью»

Папа привёз мне с юга большую луковицу. Он сказал, что в середине этой луковицы спрятана радость. Я удивилась. В такой серой луковице и вдруг – радость! Мама посадила мою луковицу в горшочек и отнесла в подполье. Прошло много дней. И вот однажды мама подает мне горшочек, а там остренький желтый торчок. Мы поставили горшочек на окно. И перед самым праздником он расцвел. Сколько у него было цветов – синих-синих, душистых-душистых! Как красив был каждый цветок! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом. Но я стала называть его Гиней. И я полюбила его больше всех своих игрушек. Игрушки только понарошку живые, а цветок – живой по-настоящему.


Категория «Диктанты»

Контрольный диктант «Май»

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка4. Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени.
Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос1 соловья. Как красиво он поёт! Пришла3 настоящая  весна3.


Категория «Диктанты»

Диктант «Весна»

Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Воздух теплый. Затрещал на реке синий лед. Зажурчал в овраге говорливый ручеек. Выглянула нежная травка. Появились клейкие листочки на березках. Уже прилетели шумные грачи. Они поправляют гнезда на деревьях. Детвора радостно встречает пернатых друзей. Ребята мастерят птичьи домики. Скоро в них запоют весёлые скворцы.


Категория «Диктанты»

Контрольный диктант «Весеннее утро»

Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.


Категория «Диктанты»

Диктант «Друзья»

Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ерш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом. Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.


Категория «Диктанты»

Диктант «Ранняя весна»

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!


Категория «Диктанты»

Диктант «На речке»

Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята. Рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.


Категория «Диктанты»

Диктант «Вокзал»

Вокзал — это большой вход в город. Собрался человек уехать из города. На вокзале ему всё расскажут. Там в справочном бюро дают справки. Когда поезд? Какой это поезд – местный или дальнего следования? Где купить билет? Куда сдать багаж? Где находится багажный вагон? Где можно укрыться от яростного ветра и ненастной погоды? Здесь объявляют приезд и отъезд поездов. Здесь много радостных встреч!


Категория «Диктанты»

Диктант «Цветочные часы»

По цветам можно узнать время. Раннее летнее утро. К шести часам открыл синий глазок колокольчик. Подняли золотые головки одуванчики. Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики. Следом расправляет широкие лепестки шиповник. Вспыхнул яркий огонёк мака. К восьми часам распустились жёлтая кувшинка, белая лилия. Спадает летняя жара. Оживают другие цветы. Распустились душистый табак и луговая дрёма. Посади на клумбах цветочные часы. Они покажут точное время.


Категория «Диктанты»

Диктант «Подъём в гору»

Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов. Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.
Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку. 


Категория «Диктанты»

Диктант «Весна»

Весна долго не открывалась. В апреле стояла ясная морозная погода. Днем под лучами солнца тихо таял снег. Вдруг резко потянуло теплым ветром. Окрестности окутались густым молочным туманом. Мутным потоком полились воды. С яростным треском ломались на реке гигантские льдины. Поздно вечером туман ушел. Небо прояснилось. Утром солнце съело тонкий лед. В теплом весеннем воздухе залились чудным хором жаворонки. Высоко в небе пролетели с радостным криком журавли и гуси. Пришла настоящая весна.


Категория «Диктанты»

Контрольный диктант «Зимний день»

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят красивые птички. Смотрю на птиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка, словно галстучек повязала. Будто жилет синица надела. Хороша птица! Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.


Категория «Диктанты»

Диктант «Поздняя весна»

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца светят над полями, ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка, первые цветочки. На березах и тополях набухли почки. В лесу запахло березовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зеленые язычки. Хорошо весной!
Птицы поют свои веселые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают пушистые синички. Все рады весне!


Категория «Диктанты»

Диктант «Осенью»

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.


Категория «Диктанты»

Диктант «Хлеб»

Лежит на столе тёплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Всё лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.


Категория «Диктанты»

Диктант «Осень в лесу»

Как красив осенний лес! Березки надели золотые платья. Листья клена разрумянились. Густая листва дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелеными. Пестрый ковер листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и желтые опята ждут грибников. 


Категория «Диктанты»

Контрольный диктант «Осенью»

Октябрь. На дворе стоит глубокая осень. Скучная картина! Льют частые дожди. Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. Тропинки в лесу укрыл ковёр из пёстрых листьев. Ласточки, соловьи улетели на юг. Сороки, вороны летят к жилью людей. Звери спрятались в тепло. Скоро утренний мороз затянет льдом лужи. 


Категория «Диктанты»

Диктант «Ноябрь»

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта  ковром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья.  Тишина в лесу.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.


Категория «Диктанты»

Диктант «Прощание с осенью»

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

В 3 классе ребята продолжают изучать азы русского языка для грамотного письма, знакомясь с новыми орфограммами, а также закрепляя уже пройденные.

Список основных орфограмм для 3 класса:

  • Разделительный мягкий и твердый знак.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные).
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в конце и середине слова (более сложные).
  • Удвоенная согласная.
  • Написание приставок и предлогов.
  • Непроизносимые согласные.
  • Мягкий знак после шипящих.
  • Падежные окончания имен существительных.
  • Падежные окончания имён прилагательных.
  • Род, число, время глаголов.
  • НЕ с глаголами.
  • Сложные слова.

Периодически, для проверки усвоенных правил и орфограмм, дети пишут диктанты и выполняют к ним грамматические задания. Чтобы чувствовать себя более уверенно, порой целесообразно протестировать свои знания заранее и, если нужно, повторить нужные правила и потренироваться в их использовании на практике.

Диктанты для 3 класса по русскому языку с грамматическими заданиями

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 1

Осенью в лесу

Наступила золотая осень. По опушкам лесных тропинок растут грибы. В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. В осенние дни улетают на юг певчие птицы. Уже отправились в полёт ласточки и стрижи. В шумные стайки собрались скворцы. Покидают родные болота журавли. Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи падеж имен существительных.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.
  3. Найди предложение с однородными подлежащими и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 2

Осень

Пришла хмурая осень. Серые низкие тучи закрыли небо. Весь день льёт дождь. Дует сильный осенний ветер. Из стороны в сторону качаются деревья. Земля в саду усыпана листьями. На улицах грязь и лужи. Улетели на юг грачи. Они долго кружились над полями. Птицы прощались с родными местами.

Грамматические задания:

  1. Во втором и четвертом предложениях выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Разбери слова по составу: листьями, осенние, улетели.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 3

Поздняя осень

Незаметно подкралась поздняя осень. Осыпались с деревьев золотые листья. Мягкий слой опавших листьев надёжно укрыл землю. В лесу скучно и холодно. Земля вся пропиталась осенней влагой. Ночью лёг на землю первый снег. Тишина. Все кругом спит. Спрятались в глубокие норы змеи. Свернулся в клубок и заснул колючка-ёж.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении выдели основу и укажи падеж имен существительных.
  2. Подбери по 3-4 однокоренных слова к словам: снег, золотая. Выдели корень. Укажи части речи всех слов.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 4

Лесной трусишка

В наших лесах живёт робкий зверёк. Летом на нём серенькая лёгкая шубка. К зиме он меняет её на пушистую беленькую. Она спасает зверька от мороза. Жилья у бедняги нет. Что у зверька на обед? Горькая кора осины или берёзы. Хорошо служат ему длинные ноги. Большими прыжками убегает трусишка от врагов.

Грамматические задания:

  1. В последнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова обед.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 5

Любитель яблок

Хорошо прогуляться по краешку леса. На рябине лакомится стайка дроздов. По узкой тропинке легко выйти на поляну. Поздней осенью здесь появляются лоси. Рядом заброшенный сад. Деревья засохли и почти выродились. Охотников до кислых мелких плодов нет. А вот лоси их любят. Один лось шагал от яблони к яблоне. Мягкими губами лесной великан захватывал яблоки и съедал.

Грамматические задания:

  1. В последнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова яблоня.
  3. Найди предложение с однородными членами и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 6

Прошла ненастная осень. Солнце греет все меньше. Наступила зима. Ударил сильный мороз. В воздухе чувствуется свежесть. Снег покрыл окрестности деревни. Счастливые мальчишки и девчонки бегут на каток. Лопатами чистят они снег, метлой подметают лед. Каток готов. Хорошо будет кататься по скользкому льду на коньках!

Грамматические задания:

  1. Найди предложение с однородными членами и выдели их.
  2. Подбери по 3-4 однокоренных слова к словам: лед, снег. Выдели корень.
  3. Выпиши из текста слова с непроизносимыми согласными, подбери к ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россии

Диктант 7

Прогулка в лесу

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу!

Грамматические задания:

  1. В первом предложении найди подлежащее и сказуемое. Укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Придумай и запиши еще 3 слова с этой же орфограммой.
  3. Найди предложение с однородными подлежащими и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 8

Зимний лес

Как чудесно прогуляться по зимнему лесу! Белый пушистый снег хлопьями висит на толстых ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины могучих елей. Шустрые синицы пищат в поисках пищи. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Шустрая белочка махнула пушистым хвостом и прыгнула на ветку сосны. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели главные члены предложения. Укажи падеж имен существительных и прилагательных в этом предложении.
  2. Сделай фонетический разбор слова ель.
  3. Выпиши слова с разделительным мягким знаком. Придумай и запиши еще 3 слова с этой же орфограммой.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россии

Диктант 9

Снежная зима

Тонкие гибкие ветки ив согнулись под снегом почти до земли. Молоденькие ёлочки стоят, как маленькие беленькие холмики. Выросшие ели качают на лапах тяжелые снежные массы. Рослые могучие сосны высоко подняли свои редкие кроны. Лёгкие снежинки почти не оседают на них. Низкие пеньки притаились в сугробах. Дикие звери бродят по лесу в поисках корма. Узкие звериные тропки протянулись по всему лесу. Вязкие сугробы мешают пройти. Гигантские лоси обходят снежные места. Их широкие копыта помогают преодолеть только топкие болота.

Грамматические задания:

  1. Во втором и четвертом предложениях выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Разбери слова по составу: снежинки, ёлочки, беленькие.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 10

Доброта

Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидел на снегу слабую олениху. Рядом лиса ждала близкую добычу. Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза её были грустные. Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Подбери по 3-4 однокоренных слова к словам: лес, побежал. Выдели корень.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 11

Часовой

По дорожке сада прыгали молодые воробьи. Старый воробей сидел на дереве и глядел вокруг. Прилетел ястреб. Он хотел схватить птичку и съесть. Часовой увидал разбойника и стал следить. Воробей зачирикал. Воробьята скрылись в кустах. Взмахнул ястреб крыльями. Расправил злодей когти. Яростно кинулся на воробья. Огнём горели жёлтые глаза. А воробей камнем упал в кусты. Полетел ястреб дальше.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши из текста 5 слов с орфограммой парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 12

Лесная полянка

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосне и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

Грамматические задания:

  1. В третьем предложении выдели основу и укажи падеж имен существительных.
  2. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 13

Весна пришла

Весна пришла в лес. В лесу на месте полян появились голубые озёра. Это разлилась речная вода. Загнала вода зверей на маленькие островки. Но и островок сегодня есть, а завтра его зальёт водой. На помощь лесным зверям приходит человек. В высоких сапогах, с сеткой отправляется он спасать лесных жителей.

Грамматические задания:

  1. В предпоследнем предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Сделай фонетический разбор слова озёра.
  3. Выпиши из текста имена прилагательные, стоящие во множественном числе.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россии

Диктант 14

Ласточки

Радостно светит весеннее солнышко. Прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни. Слетали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи и сделали хорошее гнездо. Скоро появились птенцы с жёлтыми ртами. Узнал об этом кот. Решил полакомиться. Ласточки стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих птенцов.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении найди подлежащее и сказуемое. Укажи какой частью речи они выражены.
  2. Разбери по составу слова: домик, прутик, прилетели, весеннее.
  3. Выпиши из текста по 3 слова с орфограммами безударная гласная в корне слова и парная согласная. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 15

Май

Ласковый май насыпал по лесам целые сугробы черёмухи. Зацвели нежные душистые ландыши. Берега ручьёв пожелтели от лютиков. Вернулись домой перелетные птицы. В лесах запели звонкие дрозды. Над рощами и садами полились чудесные песни соловьёв. Ожили лесные муравьи. Погрелись трудяги на солнышке и принялись за работу.

Грамматические задания:

  1. В первом предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Подбери 5 однокоренных слов к слову сад. Выдели корень, укажи части речи.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 16

Соловьи

На берегу лесной реки в кустах ты можешь услышать самого замечательного певца нашей природы – соловья. Он забирается в густые заросли и начинает петь. Волшебные звуки его заполняют всю окрестность. Соловей поёт вечером, а в мае часто поёт всю ночь. Поющий соловей прижимается к ветке, вытягивается во весь рост, расправляет, потом складывает свои крылышки. Всё его маленькое тело дрожит. Нет песни красивее соловьиной.

Грамматические задания:

  1. Разбери по составу слова: маленькое, крылышки, окрестность.
  2. Сделай фонетический разбор слова соловья.
  3. Найди предложение с однородными сказуемыми и выдели их.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 17

Певчие птицы

Сколько прекрасных мастеров поёт в берёзовой роще, в широком поле! На все лады звенят жаворонки, дрозды, соловьи. В весеннем лесу можно услышать певчего дрозда. Ясным голосом выводит он гимн весне. Русский лес наполняет его звонкая трель.

Жаворонок – ранний певец. Только заиграл на горизонте луч солнца, в ясной лазури уже звучит радостная песня. Самого певца не видно в небесной вышине.

Лучший певец русского леса – соловей. Он запевает поздним вечером. Всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи части речи всех слов.
  2. Выпиши из текста слова с непроизносимой согласной. Подбери в ним проверочные слова.
  3. Выпиши из текста глаголы. стоящие в настоящем времени.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 18

Весной

Теплое солнце пригрело землю. Зазвенела весенняя капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Птицы чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на родину журавли.

Грамматические задания:

  1. Выполни разбор третьего предложения. Указажи части речи, подчеркни главные и второстепенные члены предложения, выпиши словосочетания.
  2. Разбери по составу слова: крикливые, говорливые, голубенькие, прилетят, подснежники.
  3. Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 19

Весной

Наступает чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.

В полдень оживает лесная полянка. Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денек посидеть на пенечке! Птичье пение ласкает ваш слух.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу и укажи части речи всех слов. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Выполни морфологический разбор слова над поляной.
  3. Выпиши из текста 3 слова с орфограммамой безударная гласная в корне слова. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 20

Весенняя ночь

Стояла тихая тёплая весенняя ночь. Вдруг громкий и резкий звук раздался среди деревьев. Это была печальная песня ночной птицы. Высокие деревья слегка качали вершинами. Набухшие почки были уже готовы выпустить клейкие зелёные листочки. Плакучие ивы опускали свои гибкие ветки в речку. Днём они гляделись в это гладкое текучее зеркало. Юные хрупкие сосенки раскинули свои изящные ветки. Апрельский лес был погружён в счастливый весенний сон. Долгая мрачная зима позади. Впереди жаркое радостное лето.

Грамматические задания:

  1. Во втором предложении выдели основу. Выпиши из этого предложения словосочетания.
  2. Выполни морфологический разбор слова изящные.
  3. Выпиши из текста 3 слова с орфограммамой безударная гласная в корне слова. Подбери в ним проверочные слова.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 21

Котёнок

Котёнок забрался в лесную глушь. Кругом тишь. Только шуршал камыш. Вдруг раздался тихий писк. Малыш насторожился и огляделся. Потом стал втягивать воздух маленьким розовым носиком и прислушиваться. На прелых листьях сидела серая мышь. Шерсть котёнка встала дыбом, а по телу пробежала дрожь. Сейчас прыгнет. Но мышь почувствовала опасность и бросилась бежать.

Грамматические задания:

  1. Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые.
  2. Выполни морфологический разбор слова пробежала.
  3. Сделай фонетический разбор слова дрожь.
  4. Подчеркни в тексте существительные с шипящим на конце.

диктанты для 3 класса по русскому языку школа россииДиктант 22

Птичьи заботы

Ещё весной птицы на деревьях, в кустах, в траве строили гнёзда. Там они откладывали яйца и высиживали их. В июне вывелись из яиц птенцы. Сколько забот тогда появилось у родителей. Ведь птенцы быстро росли. Поэтому они всё время очень хотели есть. Пташки сновали туда и обратно, искали корм, ловили мошек, собирали зёрнышки. Птенчики широко открывали свои клювики и требовали ещё и ещё. Но скоро они выросли. Настала для них пора учиться летать.

Грамматические задания:

  1. Найди и подчеркни в тексте однородные сказуемые.
  2. Выполни морфологический разбор слова пробежала.
  3. Сделай фонетический разбор слова яйца.
  4. Выпиши из текста глаголы, стоящие в неопределенной форме.

Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.

Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.

Ольга Наумова «Нейросписывание 3 класс» 

Удивительное по своей эффективности и результативности пособие! Вызывает у ребенка интерес и стимулирует учебную мотивацию!

Задания этого нейропособия направлены на развитие навыков чтения, грамотности, внимания и памяти.

Данное пособие содержит:

  • Зрительно деформированные тексты для чтения и списывания;
  • Различные задания к каждому тексту, позволяющие закрепить знания по русскому языку. а также развить внимание, память и навыки самоконтроля;
  • Методические рекомендации для эффективной работы.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию?

• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания и памяти;
• Улучшение работы мозга;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;

Повышение уровня заинтересованности ребенка в учебе.

Кому необходимо данное пособие?

• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Задания рассчитаны на возраст 9+.
Пособие полезно использовать для учащихся 3 классов, а также во время летних каникул перед 4-Ым классом.

Списывание 3 класс

Списывание 3 класс


Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень

Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.

Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.

«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок! 
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.

Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.

Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.

Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.

Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.

Cамостоятельная работа по русскому языку 2 класс 1 четверть Школа России

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима

как научить ребёнка списывать текст без ошибок

Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Весна

Как научить ребёнка списывать текст без ошибок


О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!

О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речиТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи

Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.

  • 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
  • Гарантированный результат после прохождения.
  • Лучшие приемы.
  • Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
  • Интересные тексты, написанные мастерами слова.
  • Легко распечатать.
  • Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
  • 180 страниц ценных упражнений.
  • Самые результативные приёмы.
  • 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.

Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:

  • Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
  • Развитие речи;
  • Увеличение скорости мышления;
  • Приобретение навыков осознанного чтения;
  • Развитие внимания;
  • Улучшение показателей в учёбе.

Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.

Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!

 20 слоговых таблиц в подарокВесёлые стихи и массаж

слоговые таблицы для скорочтения


Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»

Как развить речь ребенкаКак развить речь у детей


О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные

Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Что даст прохождение ТРЕНИНГА:

  • повышение уровня грамотности;
  • развитие внимания;
  • активацию работы мозга;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • увеличение скорости обработки информации;
  • развитие речи;
  • развитие памяти;
  • улучшение успеваемости в школе и т.д.

Кому нужен этот ТРЕНИНГ?

  • Ребенку, который делает ошибки на письме;
  • Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
  • Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
  • Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.

Что найдете в ТРЕНИНГЕ:

  • Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
  • 200 страниц результативных заданий;
  • 9 уровней сложности нейроупражнений;
  • Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
  • Упражнения для развития речи;
  • Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.

В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:

  • умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
  • умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
  • повышение грамотности в целом;
  • развитие «орфографического чутья»;
  • уменьшение количества ошибок;
  • активацию работы мозга;
  • развитие мышления;
  • увеличение скорости мысли;
  • улучшение показателей в учёбе.

ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.

Карточки: безударные гласные в корне слова 2 класс


Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ

Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга!  Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.

В тренажере вы найдете:

  • 72 таблицы для занятий;
  • 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
  • Четкие и удобные инструкции;
  • Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.

Регулярные занятия позволят:

  • улучшить мышление и память;
  • сделать работу полушарий более слаженной;
  • развить внимание;
  • облегчить процесс чтения и письма;
  • увеличить скорость реакции;
  • повысить работоспособность;
  • выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
  • улучшить показания в учебе.

Кому необходим этот тренажер?

  • Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
  • Дошкольнику при подготовке к школе;
  • Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
  • Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
  • Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.

Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников

упражнения для развития межполушарного взаимодействия младших школьников


Заходите также в Книжную лавку  за другими полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное   учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 56» города Курска

Контрольные  диктанты  

 по  русскому  языку, 3  класс,  УМК  «Школа  России»

                                 Составила

                                                                                                 учитель    начальных  классов                      

             высшей квалификационной категории  

                                                                                     Смирнова  Ю.П.

                                                    Курск, 2013

Контрольный диктант  № 1  по  теме: « Предложение. Слово  и его лексическое значение»

Осенний лес

      Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.

      Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические  задания        

1. Обозначьте   части речи  в  предложении. Выделите  основу предложения.

                            1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод.)                        

                                 2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)                        

2. Выпишите  словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

                1 вариант – из второго предложения

                2 вариант – из пятого предложения

3*. Запишите  омонимы (3 слова)                

Контрольный   диктант  №2 по   теме: « Слово  и слог. Состав слова»

Ноябрь.

     В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта  ковром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья.  Тишина в лесу.                                                                      

     Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

                                                                                                            ( 52 слова)

Грамматические  задания

1.   Выписать  3 глагола   с приставками,   выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из  второй  части текста

2.   Записать  3 однокоренных  слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант — свист

Контрольный  диктант  № 3  по теме:  « Правописание   безударных  гласных  в  корне  слов»                    

Чудесная  ёлка

   Идёт мелкий снежок.  Пушистые  хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая  стройная ёлочка.  Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку.  Под ёлку положили кочан капусты.  

   Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером  прибежали два зайца. Они угощались вкусным  ужином.

                                           ( 54 слова)        

Грамматические  задания

        1. Выписать из текста 3 слова  с  безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.                        

          2.  Записать и разобрать по составу слова

  1 вариант    Кормушка, прилёт, подводники.                         

        2 вариант    Сахарница, заход, заморозки.                        

*  3. К данным словам подобрать  и записать  антонимы  с приставками,

приставку выделить.

 1 вариант    Продавать -….., выходить -……

 2 вариант     Помолчать ….,  приехать- ….

 Контрольный  диктант  № 4     по  теме: «Правописание  слов  с  безударными  гласными,    с парными звонкими    и глухими согласными  и  с  непроизносимым согласным звуком в  корне»

                                                              Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров.

  Ребята выбежали  на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

(52 слова)                

Грамматические  задания

        1. Выписать из текста по  1  слову  с  безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые  проверяются ударением,   указать проверочное слово.                        

          2.  Записать и разобрать по составу слова

1 вариант     Берёзка, подорожник,  капуста.                

2 вариант   Ягодка, подберёзовик, помидоры.

3.  Образуй  однокоренные слова от данных  слов     с  помощью  приставок. Выдели  приставки.

1 вариант          Лететь, …..

2 вариант          Ходить, ….

Контрольный  диктант  № 5  по  теме: «Собственные  и  нарицательные,  одушевлённые  и  неодушевлённые  имена  существительные»

                               На  рыбалке

     Мы  стали   жить  на  берегу   Волги. Зимой  река  замёрзла.  Рыбаки  собрались на  лёд  ловить рыбу.  Рыбак  Андрей   взял   с   собой сынишку Ваню.  Далеко   выехали   рыбаки.    Сделали   во   льду  ямки   и  спустили  в  воду  сети. Светило  солнце. Всем  было  весело.  Ваня  был очень  рад.  Он  помогал  выпутывать   из    сетей рыбу. Рыбы  наловилось  много.                          

        (54  слова)

        Грамматические  задания

1. Укажите  части речи …

  1 вариант  —                       в первом  предложении

   2 вариант  —                         в  десятом  предложении                        

2.  Подчеркните  в тексте  собственные  имена  существительные.                                        

3*   Запишите  одушевлённые    и           неодушевлённые  имена  существительные, по   2  слова.

Контрольный  диктант  № 6  по  теме: « Имя  существительное»

На  речке

       Владимир   жил  в тайге. Сторожка  стояла  на берегу  реки  Краснуха. Кругом  тишь.  За  много  лет    Вова   изучил эту местность. Он  хорошо знал всех обитателей.  У берегов тихо  шуршал  камыш. В его зарослях  каждую весну строили свои гнёзда утки.

   Вот появились и первые утята.   Рано    утром     мать  выводила  их на берег. Малыши щипали   нежную  травку. Мать  была  довольна.

                                                                                                  (59 слов)

Грамматические  задания

1.   Подчеркни   грамматическую  основу  

 1 вариант –   6 предложения   ( У          берегов тихо шуршал    камыш.)

 2 вариант  —     9 предложения  (         Рано    утром     мать   выводила   их  на берег.)                

2. Определи падеж  и   род  у имён существительных

          1 вариант – первого предложения  (  Владимир    жил  в тайге.)                        

        2 вариант – десятого  предложения        (         Малыши  щипали   нежную  травку.)                

3.    1 вариант.    Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  в единственном  числе

          2 вариант.    Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  во множественном  числе

Контрольный  диктант  № 7  по теме:  «Имя  прилагательное»                

                                                                    Шаги  весны

         Раннее утро. Небо  серое. Голые  сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот   с  реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце.                                                                                                                                               Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней.  С каждым часом  проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще.  В воздухе  зазвенели  их  голоса.        

        ( 65 слов )

        Грамматические  задания

1.    Подчеркните  имена  прилагательные ,  выделите окончание 

 1 вариант –    в  первой  части текста

 2 вариант  —      во  второй  части  текста        

2. Определите   падеж  и род   у имён  прилагательных…

          1 вариант – пятого предложения  ( На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце.)                        

        2 вариант – девятого  предложения  ( Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще. )

3. *   К данным  прилагательным  в  словосочетаниях  подберите  прилагательные – антонимы,  запишите  новые  словосочетания

        1 вариант     Лёгкая  задача -…..,         широкое  шоссе — ….                

        2 вариант      Сладкое яблоко — ….,  тяжёлый  портфель -…..                        

     Контрольный  диктант  № 8  по  теме:

«Местоимение. Глагол»

Весна

      Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света.  Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки.   Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного  сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

                                                                                     (60 слов )

 Грамматические  задания

 1.   Подчеркните   грамматическую  основу, указав  части  речи  

 1 вариант –    8 предложения    (Она разбудила своих подруг.)

 2 вариант  —     12 предложения   (Она открыла свою чашечку.)          

2.     Выпишите глаголы,  употреблённые …  

 1 вариант  –      в   единственном  числе   (6)

 2 вариант  —      во  множественном  числе  (6)

3. Подберите  глаголы  синонимы, употреблённые  в  неопределённой форме

        1 вариант.        Рассказывать-…,  смотреть-….                

    2 вариант.       Трудиться — …,    видеть -…                         

Контрольный  диктант  № 9  по  теме:  «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие  речи»

                                                   Встреча  с  гадюкой

     Узкая тропинка привела нас  в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные    ели  и  сосны  стояли  угрюмо.  Они  опустили  могучие  ветки.  Вдруг старый    пень зашевелился. Там была нора  гадюки.                        

    Мы    вышли   на  лесную  поляну.  Радостные  песни   птиц  встретили  нас.  Жужжали мохнатые  шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина,  и мы отправились домой. Шипение  гадюки  звучало  в  ушах.  Гадюки  опасны.

                                                                                                   (  65 слов)        

                                            Грамматические  задания

 1.   Подчеркните   грамматическую  основу.   Определите   части  речи.  

 1 вариант –   в 4 предложении    (Они  опустили могучие  ветки.)

 2 вариант  —    в 7 предложении    (Мы    вышли   на  лесную  поляну.)                        

2. Выпишите  имена  существительные  в  именительном  падеже,  определите род

        1 вариант –    из  первой  части  текста;                        

         2 вариант –    из  второй  части  текста.                

        3.*   К   выделенным    словам    в  словосочетаниях  подберите   слова  – антонимы,  запишите  новые  словосочетания.                        

1 вариант.       Высокий  дом —   …..  дом,  громко  смеяться —  громко    ….                        

2 вариант.       Широкая  лента — ……   лента,     долго  говорить —  долго ……                        

Список    использованной   литературы:

  1.   Канакина В.П., Фомичева Г.А. Русский язык: методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 3   класса нач.шк. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-4 классы (тест).  Методическое пособие. – М.: Академкнига /Учебник 2009г.
  3. Тикунова Л.И. Контрольные работы по русскому языку: 1-4 классы.- Тула: Родничок; М.:Астрель:АСТ, 2007.

Диктанты
для 3 класса с заданиями

 Контрольный
диктант №1   по  теме:

 «
Предложение. Слово  и его лексическое значение»

                                      
     Осенний лес.

Октябрь.
Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва
на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной.
Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью
пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.  Слова для
справок: сбросили, рябчик.

 Грамматические 
задания

 1. Обозначьте
части речи в  предложении. Выделите  основу предложения.

           
1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2       
вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

 2. Выпишите
словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1       
вариант – из второго предложения

 2   вариант – из пятого
предложения

 3. *  Запишите 
омонимы (3 слова)

Контрольный  
диктант №2  по   теме: « Слово  и слог. Состав слова»

                                                         
Ноябрь.

В
ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний
ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин листва давно опала. Земля
покрыта  ковром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие
листья.  Тишина в лесу.  Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся.
На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

 Грамматические 
задания

 1. Выписать
3 глагола   с приставками,   выделить их.

            
1 вариант – из первой части текста

2       
вариант – из  второй  части текста

 2. Записать
3 однокоренных  слова, обозначить части речи, выделить корень.

         
1 вариант – корм

         
2 вариант – свист

Контрольный 
диктант  №3 по теме:  « Правописание   безударных 
гласных  в  корне  слов»

 Чудесная 
ёлка

Идёт
мелкий снежок.  Пушистые  хлопья снега легли на землю и деревья. На
поляне стояла молоденькая  стройная ёлочка.  Ребята решили
украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К
нижним веткам прикрепили морковку.  Под ёлку положили кочан
капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером 
прибежали два зайца. Они угощались вкусным  ужином.

Грамматические 
задания

 1. Выписать
из текста 3 слова с  безударной гласной в корне, которая проверяется
ударением, указать проверочное слово.

2. Записать
и разобрать по составу слова

                 
1 вариант    Кормушка, прилёт, подводники

2       
вариант    Сахарница, заход, заморозки

 3 * К
данным словам подобрать  и записать  антонимы  с приставками,
приставку выделить.

                  
1 вариант    Продавать -….., выходить -……

                  
2 вариант     Помолчать ….,  приехать- ….

Контрольный 
диктант №4  по  теме: «Правописание  слов  с 
безударными  гласными,    с парными
звонкими    и глухими согласными  и  с 
непроизносимым согласным звуком в  корне”.

 Снеговик

Стоит
чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты
в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле
лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали  на
улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых
льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и
весело всем!

 Грамматические 
задания

 1. Выписать
из текста по 1  слову  с  безударной гласной в корне, с парным
согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые 
проверяются ударением,   указать проверочное слово.

 2. Записать
и разобрать по составу слова

            
1 вариант     Берёзка, подорожник,  капуста. 

2       
вариант   Ягодка, подберёзовик, помидоры.

 3. Образуй
однокоренные слова от данных  слов     с 
помощью  приставок. Выдели  приставки.

            
1 вариант   Лететь, …                      2 вариант  Ходить, …

Контрольный 
диктант №5   по  теме: «Собственные  и 
нарицательные,  одушевлённые  и  неодушевлённые 
имена  существительные»

  На 
рыбалке

Мы 
стали   жить  на  берегу   Волги. Зимой 
река  замёрзла.  Рыбаки  собрались на  лёд  ловить
рыбу.  Рыбак  Андрей   взял   с  собой
сынишку Ваню.  Далеко   выехали  
рыбаки.    Сделали   во  
льду  ямки   и  спустили  в  воду  сети.
Светило  солнце. Всем  было  весело.  Ваня  был
очень  рад.  Он  помогал  выпутывать  
из    сетей рыбу. Рыбы  наловилось  много.

 Грамматические 
задания

 1. Укажите
части речи …

            
1 вариант  – в первом  предложении

3       
вариант  – в  десятом  предложении

 2. Подчеркните
в тексте  собственные  имена  существительные

 3 * Запишите 
одушевлённые    и   неодушевлённые  имена 
существительные, по   2  слова.

Контрольный 
диктант №6  по  теме: « Имя  существительное»

 На 
речке

Владимир  
жил  в тайге. Сторожка  стояла  на берегу  реки 
Краснуха. Кругом  тишь.  За  много  лет   
Вова   изучил эту местность. Он  хорошо знал всех обитателей
У берегов тихо  шуршал  камыш. В его зарослях 
каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые
утята.   Рано утром     мать 
выводила  их на берег. Малыши щипали   нежную  травку.
Мать  была  довольна.

 Грамматические 
задания

 1. Подчеркни
грамматическую  основу

            
1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2       
вариант  – 9 предложения  (
Рано  утром  мать выводила  их  на берег)

 2. Определи
падеж и род  у имён существительных

           
1 вариант – первого предложения  ( Владимир  жил  в
тайге)

2       
вариант – десятого  предложения ( Малыши 
щипали   нежную  травку)

 3.  1
вариант. Запиши   3  имени  существительных,
употребляемых  только  в единственном  числе
     2 вариант.  Запиши   3  имени  существительных,
употребляемых  только  во  множественном  числе

Контрольный 
диктант №7  по теме:  «Имя  прилагательное»

                                               
Шаги  весны

Раннее
утро. Небо  серое. Голые  сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но
вот   с  реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном  небе 
показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа
ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых
пней.  С каждым часом  проталины становились шире и длиннее.
Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще.  В
воздухе  зазвенели  их  голоса.

 Грамматические 
задания

 1. Подчеркните
имена прилагательные, выделите окончание

           
1 вариант – в  первой  части текста

2       
вариант  – во  второй  части  текста

 2. Определите
падеж и род   у имён  прилагательных…

            
1 вариант – пятого предложения  (На тёмном  небе  показались
просветы, и выплыло  яркое солнце)

2       
вариант – девятого  предложения  (Весёлая стайка 
грачей  подлетела к берёзовой  роще)

 3. *
К данным прилагательным  в  словосочетаниях  подберите 
прилагательные – антонимы,  запишите  новые  словосочетания

           
1 вариант  Лёгкая  задача -….., широкое  шоссе – …

           
2 вариант   Сладкое яблоко – ….,  тяжёлый  портфель -…

Контрольный 
диктант №8 по  теме «Местоимение. Глагол»

                                              
Весна.

Наступила
весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень
много
света.  Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие
зелёные листочки.   Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг.
Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели
синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою
чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного  сока
и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

 Грамматические 
задания

1.
Подчеркните   грамматическую  основу, указав  части 
речи

            
1 вариант – 8 предложения    (Она разбудила своих подруг)

2       
вариант  – 12 предложения   (Она открыла
свою чашечку)

 2. Выпишите
глаголы, употреблённые … 

1       
вариант  – в единственном  числе   (6)

            
2    вариант  –  во  множественном  числе  (6)

 3. Подберите
глаголы синонимы, употреблённые в  неопределённой форме

            
1 вариант. Рассказывать-…,  смотреть-…

            
2 вариант. Трудиться – …,    видеть -…

Контрольный 
диктант №9  по  теме:  «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и
развитие  речи»

                                        
Встреча  с  гадюкой

Узкая
тропинка привела нас  в лесную глушь. Редко сюда проникал
солнечный луч. Громадные    ели  и  сосны 
стояли  угрюмо.  Они  опустили  могучие 
ветки.  Вдруг старый    пень зашевелился. Там была
нора  гадюки.  Мы    вышли на  лесную 
поляну.  Радостные  песни   птиц  встретили 
нас.  Жужжали мохнатые  шмели. Появился лесник. Он успокоил
нас. Подъехала машина,  и мы отправились домой.
Шипение  гадюки  звучало  в  ушах.  Гадюки  опасны.

 Грамматические 
задания

 1. Подчеркните  
грамматическую  основу.   Определите   части 
речи.

1       
вариант – в 4 предложении (Они  опустили
могучие  ветки)

 2. Выпишите
имена существительные  в  именительном  падеже,  определите
род

           
1 вариант – из  первой  части  текста

2       
вариант – из  второй  части  текста

 3. *К  
выделенным    словам    в 
словосочетаниях  подберите   слова  – антонимы, 
запишите  новые  словосочетания.

           
1 вариант. Высокий  дом –   …..  дом, 
громко  смеяться – громко …

           
2 вариант. Широкая  лента – …  лента,  долго  говорить
–  долго ……

КОНТРОЛЬНОЕ
СПИСЫВАНИЕ № 1

( 1 четверть)

Цель: проверить
навыки списывания.

                                                    
В ноябре.

На
улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами
хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое.
Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая
и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51
слово)

(По
И. Соколову-Микитову)

КОНТРОЛЬНОЕ
СПИСЫВАНИЕ № 2

(
3 четверть)

Цель: проверить
навыки списывания.

                                                           
Россия.

В
России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а
группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.

До
наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда
хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».

Хмель
– это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не
утонет!

КОНТРОЛЬНОЕ
СПИСЫВАНИЕ № 3

(за
год)

Цель: проверить
умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без
пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно,
применять правила написания орфограмм в словах.

                                                       
Липки.

Светит
горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они
стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко
смеялись.

Дождь
быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это
были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы
любят липовый цвет.

Диктанты по русскому языку за 3 классРебятишки в третьем классе уже все глубже осваивают русский язык и диктанты становятся все более сложными. Но, какой бы ни был диктант, он должен соответствовать программе. Программы отличаются, поэтому мы предлагаем вашему вниманию сборник контрольных и проверочных диктантов для 3 класса в соответствии со ФГОС и с разными УМК. И несколько слов о точках в конце заголовков. Вообще, по правилам русского языка точка в конце заголовка не ставится. Но в начальной школе, дабы приучить детей ставить точку в конце всех предложений, ставят ее и в заголовке. Узнайте требования учителя своего ребенка по этому поводу и проверяйте диктант с этой поправкой.

Объем диктанта:

1-й класс — 15 — 17 слов.
2-й класс — 1-2 четверть – 25 — 35 слов.
2-й класс — 3-4 четверть – 35 — 52 слова.
3-й класс — 1-2 четверть – 45 — 53 слова.
3-й класс — 3-4 четверть – 53 — 73 слова.
4-й класс — 1-2 четверть – 58 — 77 слов.
4-й класс — 3-4 четверть – 76 — 93 слова.

Контрольный диктант   по  теме: « Предложение. Слово  и его лексическое значение»

Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу.  Слова для справок: сбросили, рябчик.

Грамматические  задания

Обозначьте части речи в  предложении. Выделите  основу предложения.

1 вариант – 5 предложение (Они клевали гроздья сладких ягод)

2 вариант – 8 предложение (Рябчики пролетели в лесную чащу)

Выпишите словосочетание (прил. + сущ.) из предложения

1 вариант – из второго предложения

2 вариант – из пятого предложения

*. Запишите  омонимы (3 слова)

Контрольный   диктант  по   теме: « Слово  и слог. Состав слова»

Ноябрь

В ноябре похолодало. Стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.   С берёз и осин листва давно опала. Земля покрыта  ковром  из листьев. Только на дубах желтеют сухие листья.  Тишина в лесу.  Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу речки сидела птичка. Это запела синичка.

Грамматические  задания

Выписать 3 глагола   с приставками,   выделить их.

1 вариант – из первой части текста

2 вариант – из  второй  части текста

Записать 3 однокоренных  слова, обозначить части речи, выделить корень.

1 вариант – корм

2 вариант – свист

Контрольный  диктант  по теме:  « Правописание   безударных  гласных  в  корне  слов»

Чудесная  ёлка

Идёт мелкий снежок.  Пушистые  хлопья снега легли на землю и деревья. На поляне стояла молоденькая  стройная ёлочка.  Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку.  Под ёлку положили кочан капусты. Утром над ёлкой кружилась стайка птиц. Вечером  прибежали два зайца. Они угощались вкусным  ужином.

Грамматические  задания

Выписать из текста 3 слова с  безударной гласной в корне, которая проверяется ударением, указать проверочное слово.

Записать и разобрать по составу слова

1 вариант    Кормушка, прилёт, подводники

2 вариант    Сахарница, заход, заморозки

*К данным словам подобрать  и записать  антонимы  с приставками, приставку выделить.

1 вариант    Продавать -….., выходить -……

2 вариант     Помолчать ….,  приехать- ….

Контрольный  диктант   по  теме: «Правописание  слов  с  безударными  гласными,    с парными звонкими    и глухими согласными  и  с  непроизносимым согласным звуком в  корне”.

Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий пушистый снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. На земле лежит толстый снежный покров. Ребята выбежали  на улицу. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!

Грамматические  задания

Выписать из текста по 1  слову  с  безударной гласной в корне, с парным согласным в корне, с непроизносимой согласной в корне, которые  проверяются ударением,   указать проверочное слово.

Записать и разобрать по составу слова

1 вариант     Берёзка, подорожник,  капуста. 

2 вариант   Ягодка, подберёзовик, помидоры.

Образуй однокоренные слова от данных  слов     с  помощью  приставок. Выдели  приставки.

1 вариант   Лететь, …

2 вариант  Ходить, …

Контрольный  диктант   по  теме: «Собственные  и  нарицательные,  одушевлённые  и  неодушевлённые  имена  существительные»

 На  рыбалке

Мы  стали   жить  на  берегу   Волги. Зимой  река  замёрзла.  Рыбаки  собрались на  лёд  ловить рыбу.  Рыбак  Андрей   взял   с  собой сынишку Ваню.  Далеко   выехали   рыбаки.    Сделали   во   льду  ямки   и  спустили  в  воду  сети. Светило  солнце. Всем  было  весело.  Ваня  был очень  рад.  Он  помогал  выпутывать   из    сетей рыбу. Рыбы  наловилось  много.

Грамматические  задания

Укажите части речи …

1 вариант  – в первом  предложении

2 вариант  – в  десятом  предложении

Подчеркните в тексте  собственные  имена  существительные

* Запишите  одушевлённые    и   неодушевлённые  имена  существительные, по   2  слова.

Контрольный  диктант   по  теме: « Имя  существительное»

На  речке

Владимир   жил  в тайге. Сторожка  стояла  на берегу  реки  Краснуха. Кругом  тишь.  За  много  лет    Вова   изучил эту местность. Он  хорошо знал всех обитателей.  У берегов тихо  шуршал  камыш. В его зарослях  каждую весну строили свои гнёзда утки. Вот появились и первые утята.   Рано утром     мать  выводила  их на берег. Малыши щипали   нежную  травку. Мать  была  довольна.

Грамматические  задания

Подчеркни грамматическую  основу

1 вариант – 6 предложения ( У берегов тихо шуршал камыш)

2 вариант  – 9 предложения  ( Рано  утром  мать выводила  их  на берег)

Определи падеж и род  у имён существительных

1 вариант – первого предложения  ( Владимир  жил  в тайге)

2 вариант – десятого  предложения ( Малыши  щипали   нежную  травку)

1 вариант. Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  в единственном  числе

2 вариант.  Запиши   3  имени  существительных, употребляемых  только  во множественном  числе

Контрольный  диктант  по теме:  «Имя  прилагательное»

 Шаги  весны

Раннее утро. Небо  серое. Голые  сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот   с  реки потянул лёгкий ветерок. На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло яркое солнце. Вся природа ожила и засверкала. Струйки тёплого пара шли от серых бугров и старых пней.  С каждым часом  проталины становились шире и длиннее. Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще.  В воздухе  зазвенели  их  голоса.

Грамматические  задания

Подчеркните имена прилагательные, выделите окончание

1 вариант – в  первой  части текста

2 вариант  – во  второй  части  текста

Определите падеж и род   у имён  прилагательных…

1 вариант – пятого предложения  (На тёмном  небе  показались просветы, и выплыло  яркое солнце)

2 вариант – девятого  предложения  (Весёлая стайка  грачей  подлетела к берёзовой  роще)

* К данным прилагательным  в  словосочетаниях  подберите  прилагательные – антонимы,  запишите  новые  словосочетания

1 вариант  Лёгкая  задача -….., широкое  шоссе – …

2 вариант   Сладкое яблоко – ….,  тяжёлый  портфель -…

Контрольный  диктант  по  теме «Местоимение. Глагол»

Весна

Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света.  Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие зелёные листочки.   Проснулась пчёлка. Она разбудила своих подруг. Пчёлки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчёлки напились вкусного  сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!

Грамматические  задания

Подчеркните   грамматическую  основу, указав  части  речи

1 вариант – 8 предложения    (Она разбудила своих подруг)

2 вариант  – 12 предложения   (Она открыла свою чашечку)

Выпишите глаголы, употреблённые … 

1 вариант  – в единственном  числе   (6)

2 вариант  –  во  множественном  числе  (6)

Подберите глаголы синонимы, употреблённые в  неопределённой форме

1 вариант. Рассказывать-…,  смотреть-…

2 вариант. Трудиться – …,    видеть -…

Контрольный  диктант по  теме:  «Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие  речи»

Встреча  с  гадюкой

Узкая тропинка привела нас  в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные    ели  и  сосны  стояли  угрюмо.  Они  опустили  могучие  ветки.  Вдруг старый    пень зашевелился. Там была нора  гадюки.  Мы    вышли на  лесную  поляну.  Радостные  песни   птиц  встретили  нас.  Жужжали мохнатые  шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина,  и мы отправились домой. Шипение  гадюки  звучало  в  ушах.  Гадюки  опасны.

Грамматические  задания

Подчеркните   грамматическую  основу.   Определите   части  речи.

1 вариант – в 4 предложении (Они  опустили могучие  ветки)

Выпишите имена существительные  в  именительном  падеже,  определите род

1 вариант – из  первой  части  текста

2 вариант – из  второй  части  текста

*К   выделенным    словам    в  словосочетаниях  подберите   слова  – антонимы,  запишите  новые  словосочетания.

1 вариант. Высокий  дом –   …..  дом,  громко  смеяться – громко …

2 вариант. Широкая  лента – ……   лента,     долго  говорить –  долго ……

Вторая подборка диктантов по темам, «Школа России» 3 класс

Осенью

   Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Прощание с осенью

   В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался    пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Идет зима

   Ночью выпал снег. Он мягкий, белый, пушистый. На березках и дубках снежные хлопья.
   Надеваю пальто, шапку, варежки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугроб. Беру лопатку и с радостью чищу дорожку. Скользко! Под снежком гладкий лед.

Хмурый лес

Хмурый и унылый стал лес. Звери попрятались в норы. Птицы улетели в теплые края. Робкий зайка лежал под низким кустиком. Кругом все пожелтело. Небо накрыли тучи. Посыпались легкие, белые снежинки. Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось. Выглянули яркие звезды. Они осветили поля и леса. Зайчишка боялся выйти из-под куста.

На экскурсию

    В воскресенье намечалась интересная поездка в Новгород. Поезд отходил поздно ночью. Автобус остановился у подъезда вокзала. По местному радио объявили посадку. Мы заняли места. Проводник объяснил, как вести себя в дороге. Позади оставались Москва, разъезды, деревни.
    Ранний подъем. Поезд подъехал к Новгороду. Мы вышли на перрон. На холме раскинулся древний русский город.

Словарный диктант

Чувство, спасибо, ветеран, до свидания, яблоко, медаль, орден, офицер, солдат, пожалуйста, герой, пальто, посуда, квартира.

На рыбалку

    Хорошо летом у реки. У берега шумит камыш. Луч солнца играет в волне. Под корнями старой сосны бьет холодный ключ. Вокруг тишь.
    Мы идем к речке ловить рыбу. Поставили шалаш из еловых веток. Мой товарищ закинул удочку. Потянул за леску и вытянул щуку. Мне попадалась одна мелочь. В ведре лежали лещ да ерш. Вот и весь улов.

Словарный диктант

Хорошая погода, желтый помидор, около дороги, вокруг магазина, картофель на обед, кровать в комнате, северная сторона улицы.

Еловый лес

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковер из хвои. Травы и кустов мало. Кругом лесная тишь и прохлада. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пестрый дятел. Свистнул рябчик. Снова тишина. Быстрой тенью перемахнула с елки на елку белка. А какие шишки на елках! Белки, дятлы, клесты добывают из шишек пищу. Еловые семена – это лучшая еда для птиц.

Словарный диктант

Чувство, улица, погода, лестница, месяц, деревня, завтрак, праздник, черный, растение, хороший.
Русский язык, желтый карандаш, душистая черемуха.

Весной

    Стояла поздняя весна. С черемухи осыпались последние белые лепестки. Птицы свили гнезда и затихли. Подросли и осмелели зайчата. Они стали похожими на взрослых красивых зайцев. Я подъехал к лугу. Он был мокрый и холодный от росы. Я тихо бродил около полянки. Вдоль поляны тянулась узкая тропа. Вот нора крота. Она осыпалась и заросла травой. Хрустнул сук. Мелькнула серая тень. Это пробежала серая мышь.

Итоговый годовой диктант

Апрель

    Апрель – веселый радостный месяц. Солнце сгоняет последний снег. По оврагам журчат ручьи. Пробуждаются и оживают каждый кустик, дерево и травинка.
    От корней вверх начинают подниматься весенние соки. Они очень нужны дереву. Без них дерево не зацветает, ветки его не покроются густой зеленой листвой.
    С каждым днем все теплей.
    Начинают цвести деревья. На ветках ивы и вербы появились пушинки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти кос в остроугольном треугольнике
  • Ошибка при запуске приложения 0xc06d7363 windows 7 как исправить
  • Как найти удаленное письмо на почте майл
  • Как найти работу электротехника
  • Как можно исправит оценку для диплома