Как найти директора группы

10 июня 2011 | Максим Иванов

Один из самых популярных вопросов, которые мне задают знакомые музыканты — это как найти менеджера для группы. Довольно давно я занимаюсь организацией концертов и поиском договариваюсь с клубами и организаторами для того, чтобы мои группы могли выступить там на тех или иных условиях.

Самый простой совет, который я даю в таких случаях — это продолжать играть концерты, собирать потихоньку всё больше людей, а менеджер найдёт вашу группу сам. Казалось бы, всё просто. Но с другой стороны проще от такого ответа не становится. Самый лучший способ привлечь менеджера для организации ваших концертов — это вывести группу на такой уровень, когда вы регулярно даёте прибыльные концерты самостоятельно. Когда вы перестанете справляться с обязанностями из-за перегрузки ими, тогда и есть та самая пора для поиска человека на эту должность.

А теперь перейдём к конкретике. В цифрах, хороший концерт — это 100-150 зрителей по 250 р за билет. Начните с изучения вашего рынка. Ваш музыкальный рынок — это ваш родной город + 2-3 близлежащих города. Если вы можете продавать 100-150 билетов на свой концерт по 250 р. за билет на постоянной основе (раз в несколько месяцев), тогда ваш уровень дохода может представлять интерес для менеджера или букинг-агента (как это принято называть на западе). Скорее всего, при таких сборах вас найдут сами. Всё просто, не так ли?

Ладно, оставим сарказм. Добраться до такой точки очень непросто. Наверняка вы себе задаете сейчас вопрос: «неужели, всё дело только в деньгах?» И да и нет. Агенты тоже любят музыку, с другой стороны за бесплатно они работать не станут. Посмотрите на ситуацию с их точки зрения. Если вы не зарабатываете хотя бы 6000 р с концерта, с какого перепугу им напрягаться ради вас и процента от это суммы? Профессиональный менеджер, как правило, получает порядка 15% от суммы сборов на концерте своих подопечных. Так что, если вы не зарабатываете примерно 25000 с концерта, убедить кого-то серьёзного взяться за вашу группу будет очень сложно.

Что делать? (с)

Итак, если вы пока не вышли на эти цифры, что вы можете сделать? Вот несколько ключевых направлений, на которых нужно сосредоточить ваше внимание:

  • Рассылка с числом подписчиков от 1000 человек и более,
  • 1000 человек в вашей группе вКонтакте,
  • 300 человек в Твиттере и Фейсбуке (сумма меньше, так как эти медиа только набирают у нас популярность)

В интернете полным полно групп, у которых нет 1000 подписчиков, нет 1000 фанатов в группе, нет фейсбука и твиттера. Однако, ориентироваться на них не стоит. Если вам нужен результат, вы должны ставить цели перед собой, а не равняться на тех, кому это не важно.

Как только вы выйдете на упомянутые выше цифры, вы автоматически выводите себя на более высокий уровень. На голову выше всех остальных. Вы уже проделали огромный кусок работы по продвижению группы, а это уже интересно для потенциальных менеджеров и спонсоров. Стабильная база поклонников — это залог предсказуемых сборов на концертах. Особенно важно, чтобы в ваших группах и рассылке были подписчики из вашего города / региона, то есть те, кто реально может придти на ваш концерт.

Прокачиваем ваше шоу: часто репетируем и внимательно готовим сет-лист

Доведите ваш концерт до такого состояния, чтобы люди уходили с него в восторге от произошедшего. Нужно играть так, чтобы о вас говорили после концерта. Чем дольше будет этот шлейф сплетен и разговоров — тем лучше вы подготовились. Итак, репетируйте, репетируйте и ещё раз — репетируйте, а потом играйте столько концертов, сколько возможно.

При этом очень важно помнить о том, насколько важен сет лист. Его нужно готовить таким образом, чтобы публика максимально увлекалась просмотром. Это не просто последовательность песен, это намного больше. Очень полезно будет почитать литературу по проведению презентаций и публичным выступлениям. Есть определенные приемы психологического воздействия на зрителя/слушателя, которые реально работают. Надо ими пользоваться!

Например, в последнем документальном фильме о Foo Fighters Дейв Грол сказал, что поначалу группа просто играла песни и только когда народа стало становиться больше, они серьёзно перелопатили свой сет лист. Порядок песен имеет очень большое значение. Нужно знать с чего начать, что должно быть в середине и чем стоит закончить. Написание сет листа на коленке за 5 минут до выхода на сцену — полная фигня.

Работаем над нашим брендом

Группа должна быть узнаваема. Узнаваемость предполагает определённый способ одеваться. Так как зритель в первую очередь оценит вас глазами, а ушами уже потом, если не сбежит, завидев издалека ваши лоснящиеся в свете прожекторов салатовые лосины. Постоянство в одежде на сцене — лучший способ запомниться. Не нужно одеваться в униформу или копировать группу Slipknot (хотя это тоже вариант, причём не самый худший), но то что одежда на сцене должна отличаться от повседневной — это 100%. Так вы показываете слушателю сразу, что вы парни серьёзные.

Развиваем отношения с дирекцией клубов и организаторами

Очень важно производить правильное впечатление на арт-директоров клубов и людей, ответственных за организацию. Здесь помимо вашего внешнего вида и речи имеет значение то, что именно вы говорите и то, как вы себя ведёте. Скорее всего вас примут по одежке, а проводят по уму. Так что задумайтесь о том, кто пойдёт на встречу, что и как он будет говорит и как он будет будет. Важно понимать, что имидж серьезных музыкантов — это не разовая штука, ему нужно уделить внимание и постоянно соответствовать. Вас будут оценивать со стороны еще до того как вы откроете рот. Помните об этом всегда.

Используем свой веб-сайт

Если о вас уже хоть немного говорят на местной сцене, сделайте так, чтобы концертный агент, зайдя к вам на сайт, получил всю необходимую информацию. Создайте отдельный раздел “организация концертов” на сайте, который по сути будет примерно похож на ваш электронный пресс-кит.  Туда должны войти следующие вещи:

  • Число подписчиков на вашу рассылку
  • Число участников ваших групп вКонтакте, на Фейсбуке и в Твиттере
  • Среднее число посетителей ваших концертов: 50 мест, 100 мест — будьте реалистичными.

Объясните, на какую аудиторию вы ориентируетесь и в каких местах выступаете

Важно, чтобы на сайте была галерея со множеством концертных фотографий в хорошем качестве (если в кадре есть зрители — это плюс, если зрителей много — это два плюса) Видео хорошего качества также очень важно иметь на сайте. Позаботьтесь о том, чтобы видео были хорошо сняты, звучало всё разборчиво, в зале были зрители, а разговоров было мало. Если аудитория подпевает — это супер. Также в разделе «организация концертов» должен быть технический райдер с подробной схемой расположения оборудования на сцене
Примерный сет лист

Цитаты от зрителей и СМИ насчёт ваших концертов. То есть реальные отзывы. Отзывы от организаторов и дирекции клубов. На сайте обязательно должен быть блог, в котором вы рассказываете о предстоящих и прошедших выступлениях. Пишите о том, как реагировала публика, размещайте фотографии и видео. Чем больше, тем лучше. Это поможет создать впечатление о том, что вы — серьёзный коллектив, который ответственно подходит к своим концертам.

А может мне попросить родных/друзей помочь с организацией концертов?

Последний момент, который стоит выделить отдельно — это работа с родными и друзьями. Всегда кажется самым простым попросить друга заняться вашими концертами. Дело в том, что ваши друзья как правило не понимают, на что они подписываются. Так что, если хотите сохранить семью и друзей, лучше не пытайтесь. Иначе вы просто получите тот же самый негативный опыт, что и все остальные. А потом сделаете как надо.

Если совсем уж невмоготу, можно привлечь друзей/родню, но это будет лишь временным решением. Большинство людей бросают начатое на пол пути. А тем более, если это не приносит отдачи.

Я считаю, что лучше всегда рассчитывать только на свои силы, а людей привлекать уже за вознаграждение. Так вы сможете с них спросить как следует. Для начала вы получите необходимый опыт, будете знать много деталей и мелочей, что только поможет вам в дальнейшем контролировать ваших подчинённых. Развивайтесь постепенно, не пытайтесь прыгнуть выше головы. Если вы сможете организовать себе 200 концертов и пару туров самостоятельно, у вас будет правильное понимание того, как и что делается в этом бизнесе, вы поймете, чего нужно ждать от менеджера, за что платить, а что должно быть по умолчанию.

Хорошего менеджера сможет нанять только хороший менеджер. Когда-нибудь для вас это станет реальностью.

Главное, играйте музыку!

Максим Иванов (с), KOMBIK.COM


Версия для печати

КАК НАЙТИ МЕНЕДЖЕРА ДЛЯ СВОЕЙ ГРУППЫ?

25.11.2015

КАК НАЙТИ МЕНЕДЖЕРА ДЛЯ СВОЕЙ ГРУППЫ?

Мы уже писали о том, какими качествами должен обладать менеджер группы и кого вы никогда не захотите видеть в качестве такового. Но так и не написали о том, где его найти. Группам, укомплектованным командой людей, окружающих их и решающих важные вопросы, отлично известно, сколько работы проделывают эти люди. Группам, которые на протяжении долгого времени самостоятельно решают все задачи, зачастую очень хочется отдать всю работу кому-то другому и заниматься исключительно музыкой. 

Перед тем, как начинать поиск менеджера, убедитесь в том, что вы осознаете, что речь идет об инвестициях. В данном случае, не традиционных. Инвестируется здесь самая большая ценность: время. Если потенциальный менеджер не видит долгосрочных перспектив, не ценит вашего увлечения своим делом и т.д., то едва ли у вас смогу сложиться какие-то отношения и продуктивное сотрудничество. Вот несколько советов по тому, где и как искать менеджера для своей группы.

1. ОТКРЫТО ВЫРАЖАЙТЕ ИНТЕРЕС И НАМЕРЕНИЕ НАЙТИ МЕНЕДЖЕРА

Первое, что, возможно, удерживает вас о нахождения нужного человека – это отсутствие осознания того, что вы в нем действительно нуждаетесь. Вам может казаться, что вы в состоянии поделать весь путь самостоятельно (это действительно иногда удается, но единицам, с определенными запросами и философией) – но раз за разом большинство из вас убеждается, что помощь все-таки не просто не помешала бы, а она необходима. Выражая заинтересованность, вы не показываете слабость или неспособность самостоятельно решать задачи, вовсе нет – вы показываете лишь то, что серьезно относитесь к своему делу и не боитесь искать помощи окружающих для того, чтобы добиться своих целей. 

Необязательно посылать сообщение сотням людей с безумными призывами. Сконцентрируйтесь на том, что вам нужно, сделайте посты в соцсетях и тематических сообществах, опишите того, кого вы ищете и укажите способы связи с вами. Если описание будет грамотным, это увеличит ваши шансы найти нужного человека – будь то кто-то, кто любит ваше творчество (или, по крайней мере, знает о вашем существовании) или же кто-то, кто знает менеджера, который может вам подойти. 

2. ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ БЛОГГЕРОВ

Возможно, вы не обращали внимания, но многие блоггеры занимаются делами каких-либо исполнителей. Просмотрите тематические блоги, вспомните паблики, в которых упоминались ваши релизы и концерты. Разумеется, хорошо, если потенциальный менеджер будет жить в одном с вами городе, но возможности связи сейчас так велики, что если идеальный кандидат живет в тысяче километров от вас, то и от него можно ждать достойной помощи. Эти люди знакомы со всеми представителями локальной сцены, и если конкретный блоггер не может исполнить роль менеджера, то наверняка он будет знать кого-то, кто мог бы вам подойти.

3. (И СНОВА) ХОДИТЕ ПО КОНЦЕРТАМ И БУДЬТЕ В КУРСЕ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ВОКРУГ

Вы можете знать всех «из тусовки», устать от этого и перестать ходить на местные концерты. Велики шансы, что очень быстро вы превратитесь в ворчливого зануду, ностальгирующего по тусовке, имевшей место быть всего несколько лет назад. Однако каждый месяц появляются новые люди, и не нужно этому противиться – кто-то, кто младше вас на пару лет, может оказаться очень смышленым и полным свежих идей человеком. Держите руку на пульсе, узнавайте информацию о тех, кого вы не видели раньше – никто не знает, чем в будущем вы можете оказаться полезны друг другу.

4. ВЫЯСНИТЕ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ МЕНЕДЖМЕНТОМ ГРУПП, ПОХОЖИХ НА ВАШУ

Зачастую люди, занимающиеся делами какой-либо группы, этой группой не ограничиваются. Проведите исследование – кто и за что отвечает у ваших коллег. Не бойтесь узнавать о тех, кто по статусу выше – вполне возможно их менеджеры могут заинтересоваться новичками. 

5. ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ИМЕННО ВАМ НУЖНО

Конечно, на первых порах самое важное – это организация концертов и пиар, но подумайте более детально, что вам сейчас важнее? Например, вы без труда организовываете концерты сами, но у вас не хватает времени и энергии заниматься их продвижением. Или вы знаете, как сделать яркую афишу, но понятия не имеете, как организовать тур по ближайшим городам. Или даже знаете места и людей в этих городах, но когда речь заходит о логистике и перемещениях, вы впадаете в ступор. Поймите, где именно вам нужна помощь, и это поспособствует скорейшему появлению нужного человека в вашей жизни. 

Вы хоть раз видели, сколько всего необходимо делать современному музыканту, чтобы продвигать свое творчество? Если вы внимательно следите за моим блогом, то наверняка уже осознали, что музыканту приходится заниматься буквально всем: коммерческие контакты, документооборот, финансы, поиск спецов, организация концертов, записей, промо, съемки клипов, PR и многое другое. Как при этом все успеть? Если заниматься этим самому, то времени на творчество просто не останется.

Поэтому на Западе очень популярны музыкальные менеджеры, которых можно назвать личными ассистентами или бизнес-помощниками.

Как и в других сферах, такого человека найти очень непросто, а если брать музыкальную сферу России, то грамотных спецов и того меньше.

К тому же есть национальная особенность в России — размыть функции музыкального менеджера между самим музыкантом и агентством, продюсером или концертным директором. Чаще всего из этого вообще получается творческий винегрет, когда совершенно разные люди ведут многочисленных дела исполнителя без единого центра принятия решений и ответственности. Точнее он есть — сам музыкант. Однако, как показывает практика — это неэффективное решение.

На фоне этого уже не раз слышал желание исполнителей нанять себе толкового музыкального менеджера. Но чтобы это сделать, стоит разобраться: «А кто это вообще такой?»

Чем обычно занят музыкальный менеджер?

Любые предложения о сотрудничестве, рекламе, выступлениях и прочем поступают именно менеджеру, который рассматривает и фильтрует все то, что не интересно исполнителю. Он так же прорабатывает интересные предложения, договаривается по условиям и готовит к подписанию контракт.

Эти переговоры могут касаться чего угодно: от промо и туров до услуг бухгалтера и поиск продюсера. Среди обязанностей менеджера может быть также активное взаимодействие с фанатами и фанатскими группами, PR сфера в части работы со СМИ, а также любые рекламные интеграции.

Кстати, работа с лейблами, контрактами и прочими коммерческими вопросами — обязанности менеджера.

Фактически, менеджер музыканта — это его большая нянька, серая тень, которая является важным связующим звеном между артистом и остальным миром.

Где правая рука музыканта? Нет, не в кармане его широких штанов. Именно музыкальный менеджер или, как его еще называют, артист менеджер становится такой правой рукой.

Функции и компетенции музыкального менеджера

Музыкальный менеджер — это не девочка-помощница, которая организует завтраки в номера отелей в разных городах концертного тура и он не большой боди-гард, который отбивает музыкантов от разгоряченных фанатов.

Музыкальный менеджер — это человек, который отвечает за продвижение артиста и создает условия для его коммерческого успеха. Это, в том числе организация завтраков в номера отелей. Просто стоит понимать из какой роли работает менеджер.

По сути этот человек администрирует все процессы, которые так или иначе касаются творчества артиста: написание и запись треков, гастроли, туры. Он создает условия для развития: как творческого, так и коммерческого — часто одно без другого не бывает.

Разберем детально то, чем же на самом деле занимается наш герой музыкального мира.

Функции артист менеджера

Все обязанности менеджер музыкального проекта можно разделить на 2 большие группы:

  • управление проектом
  • развитие проекта

Функции артист-менеджера можно разделить на несколько групп, которые относятся как к управлению проектом, так и к его развитию:

  • PR и брендинг артиста: представление в прессе, контроль что, где и о ком пишут; согласование публикаций, работа, чтобы эти публикации появились; взаимодействие со СМИ, и т.д.В больших компаниях PR-направлением занимается отдельный PR-менеджер или PR-директор.
  • Директор артиста: продажа выступлений артиста как через входящие обращения, и иногда даже исходящий трафик — то есть сам менеджер обзванивает клубы, площадки, договаривается и организует выступления.
  • Промоутер: например, у артиста может быть какой-то большой концерт в Москве и в данном случае артист-менеджер может находить площадку, договариваться с организаторами по цене и по условиям, искать свет, звук и т.д. Если вдруг группа не полностью укоплектована, то артист-менеджер будет заниматься подбором музыкантов. В каких случаях такое может быть? На большие выступления артист ездит везде сам, но ему нужна команда, которая с ним будет играть — подбор такой команды также относится к функционалу менеджера.В больших компаниях на такой части может быть отдельный человек, который специализируется именно на этой части. Должность такого человека называется «Концертный директор».
  • Помощь с творческой частью: поиск подрядчиков, чтобы, например, снять клип — ищет подрядчиков, договаривается по цене, ведет документооборот.
  • Юридическая часть: ведение документооборота — чтение договоров, выбивать лучшие условия для артиста, то есть выступать таким юрист-консультантом. В том числе, когда артист-менеджер видит свою недостаточную компетенцию в этом, он может привлекать юристов со стороны.
  • Дизайн: для выступлений могут понадобиться баннеры, задники, необходима настройка света — поиск 3D-художника, согласование ТЗ и макетов.
  • Релизы: поиск подрядчиков для продвижения, дизайнеров для отрисовки обложек, подрядчики по видео, съемки сниппетов. Все эти вопросы в любом масштабе организации ложатся на плечи артист-менеджера.
  • SMM, контент-мейкер и построение комьюнити: делает фото, видео, выкладывает в соцсети, пишет текст, общается с аудиторией, и т.д. Занимается продвижением — таргетированная реклама, договоренности о коллаборациях, реклама у блогеров.Соответственно у больших артистов или в лейблах эту функцию выполняет отдельный специалист.

В Upsound этими функциями занимается influence-маркетолог, SMM специалист, коммьюнити-менеджер, контент-менеджер, а также таргетологи по направлениям Youtube, VK.

  • Тур-менеджер: у начинающих артистов эту функцию также выполняет менеджер артиста — ездить по городам, решать административные вопросы, договариваться о саундчеке, решать проблемы, проверять соответствие райдеру по техническим и бытовым условиям, чтобы артист был максимально сосредоточен на выступлении.В больших компаниях отдельный человек занимается организацией туров и решает все эти задачи.
  • Дистрибуция: отгружать релизы, заполнять карточки, отправлять на питчинг. В больших лейблах этим занимается отдельный специалист. У нас в Upsound этим также занимается отдельный человек.
  • Реклама: привлекать интеграции в клипы, договариваться с рекламодателями о рекламе в блогах артиста, то есть выполнять функцию продавца рекламы. В лейблах и у больших артистов этим занимается отдельный человек.
  • Финансовая часть: ваш менеджер должен быть на “ты” с цифрами и табличками. Как правило у самих артистов с этим сложно, поэтому обязательно нужен человек, который возьмет финансовые вопросы на себя. При больших форматах этим занимается отдельный финансовый директор.

Основная задача — развитие карьеры артиста, поэтому он также может помогать в последующем в выборе материала для альбомов, последовательность выпуска треков, поиск финансирования под проект — это, конечно, уже больше функция продюсера, но этим может заниматься также менеджер артиста.

Еще одна важная задача — снятие максимального количества административных вопросов с артиста. Если для выполнения функций со временем набирается команда, то артист-менеджер занимается руководством этой команды, всеми согласованиями. Но пока команды нет, артист-менеджер выполняет все самостоятельно.

На основе этих функций больших групп, что должен уметь и знать музыкальный менеджер?

  • коммуникативные и продающие навыки. Шоу-бизнес — это бизнес только на 50%, а на 50% — это шоу и творчество, в котором часто преобладают эмоции. Успешный менеджер должен уметь общаться с людьми, выстраивать с ними отношения, обладать навыком ведение переговоров и умением договариваться. Исходя из этого сильной стороной успешного артист менеджера станет еще и стрессоустойчивость. А так как музыкальная индустрия — это еще и бурная ночная жизнь с множеством выступлений, то артист менеджер должен быть на связи в в музыкальной тусовкой постоянно.Как понять, что этот навык есть? Посмотрите на то, как общается ваш будущей менеджер. Он больше слушает или говорит? Умеет ли он задавать вопросы? Насколько он убедительно разговаривает. Попробуйте вывести его на какой-то спор или разговор, в котором вы можете с ним обсудить какую-то спорную ситуацию.
  • быть фанатом своего музыканта. Дело в том, что менеджер отвечает за раскрутку музыкального проекта. Невозможно продать то, что тебе не нравится.Как понять, что это есть?Спросите у человека, какую он музыку слушает, что он любил слушать в детстве, любит ли он танцевать, что он при этом чувствует. На самом деле довольно легко понять предпочтения человека: просто спросите его об этом и пообщайтесь о разных направлениях. Если человек решил притвориться, то по его ответам все станет понятно. И, кстати, так вы тоже сможете выяснить его коммуникативные и продающие навыки.К тому же всегда видно, увлечен человек шоу-бизнесом, музыкой и конкретно вами, или нет.
  • разбираться в digital-сфере. Главная сфера продвижения музыкантов сегодня — это соцсети. Главная задача музыкального менеджера — продвижение проекта и приведение его к коммерческому успеху. Арифметика проста — если артист менеджер хочет привести музыкальный проект к успеху, ему просто обязательно нужно разбираться в продвижении.Как понять, что эти навыки есть?Просто посмотрите, ведет ли соцсети, попросите написать какой-то короткий текст. Поспрашивайте, какие аккаунты каких музыкантов ему нравятся больше всего и попросите аргументировать его выбор.
  • быть маркетологом и продавцом — это вытекает из прошлых пунктов. Коммерческий успех музыкального проекта и его популярность — это главные задачи менеджера. Именно на это и должны быть нацелены все действия.Как понять, что этот навык есть?Узнайте о идеях продвижения: что он будет делать для коммерческого продвижения вашего проекта.
  • обладать навыками управленца: организовать, все учесть, спланировать, поставить задачи и т.п. Перечень в этом направлении очень обширный.Попросите организовать простое событие для вас и посмотрите за тем, как он будет действовать — если уточнит у вас все детали, а потом организует все легко и без лишних проблем, то вам повезло.
  • любовь к цифрам: достаточно будет вопроса про математический или гуманитарный склад ума. Вам не нужен человека, который беззаветно влюблен в цифры, но однозначно они не должны пугать вашего потенциального кандидата.
  • понимание музыкального бизнеса. Это про опыт и об этом я напишу ниже.

Что в итоге мы имеем? Огромное количество обязанностей и навыков. И менеджеров, которые работают с артистами, можно условно разделить на две группы.

Главный менеджер — партнер по проекту, который занимается стратегией и развитием коммерческой составляющей. Все его действия — манимейкинговые. Договориться, обсудить, подписать контракт, согласовать стоимость, и т.п.

Исполнительный менеджер — принеси, подай, проконтролируй, напиши, напомни, проверь, убедись и все, что связано с тем, чтобы сделать жизнь музыканта легкой, понятно и прозрачной. Больше подходит название бизнес-ассистент. Это очень важная роль, которая берет на себя все организаторские функции.

В итоге важным становится опыт человека, с которым вы планируете работать. Это же напрямую влияет и на вознаграждение менеджера.

Опытный или нет: кого ищем?

Ответ на этот вопрос зависит от того, что у вас за проект и какие перспективы. Если вы выпустили всего лишь один трек и перспективы туманны, то стоит сразу понимать: вряд ли к вам пойдет опытный менеджер. Если только это не ваш друг или он вдруг разглядит в вас невероятный потенциал.

В противном случае удел начинающих проектов — неопытные менеджеры. Либо высокая зарплата опытному. Как видно из этого сообщения, при найме менеджера важен еще и бюджет, которым вы располагаете.

Зачем вам опытный менеджер?

Опытный человек: это связи, знания и понимание того, как устроен мир шоу-бизнеса. Такой человек обладает нужными контактами, есть понимание бизнес-процессов и digital-маркетинга, он знает как продвинуть проект в СМИ или сделать максимум действий коммерчески успешными.

Если вы нашли реального профессионала, то такой человек способен дать импульс вам, как артисту и быстро дать результат.

Стоит понимать, что результат в этом случае — это количество просмотров, подписчиков, выступлений и, как следствие, приток денег.

Стоимость такого менеджера напрямую зависит от его опыта, связей и в конечном итоге результата, который он способен принести. Проще говоря: опытнее — дороже.

Опытного менеджера можно рассматривать на роль стратегического партнера, который будет заниматься развитием вас как музыкального проекта.

Как определить его опыт?

  • Кого знает в индустрии и к кому может обратиться?
  • Какими проектами занимался и что конкретно делал?Почему это важно? Потому что проект может быть громким, а занимался он лично лишь страничкой в Инстаграм. И не только поверить менеджеру на слово, но и проверить.
  • Что было трудного, а что давалось легко?

В целом стоит поговорить с человеком: задавайте конкретные вопросы и старайтесь выводить на конкретные ответы. Если таких конкретных ответов нет, значит человек пытается пустить вам пыль в глаза.

Как еще узнать, что за человек перед вами? Индустрия шоу-бизнеса довольная узкая и всегда можно пообщаться с другими менеджерами или даже артистами, чтобы узнать мнение о человеке, с которым вы рассматриваете сотрудничество.

Однозначно, в таком случае не стоит обращать внимание на мнение одного человека и лучше опросить 3-5. Так как при общении только с одним человеком, можно наткнуться на личную неприязнь или просто отдельное субъективно взятой мнение.

Зачем вам неопытный менеджер?

У музыкального менеджера, кроме развития, есть еще и пул задач по администрированию. И вот это вполне подойдет неопытному менеджеру. Черновая часть работы, которую музыканты с радостью передают другим.

На такую роль подойдет друг, брат, девушка и даже родственник, если он горит вашим творчеством и искренне стремится вам помогать. Также можно найти начинающего специалиста среди выпускников курсов и факультетов музыкального менеджмента. Множество молодых людей ищет интересные проекты для старта.

Плюсов работы с неопытным менеджером я вижу несколько:

  • стоимость — он сильно дешевле. С ним можно работать либо за небольшой гонорар, либо за процент с продаж, если вам прямо совсем нечем платить, а он верит в ваш проект.
  • энтузиазм — наглость горы способна свернуть. Нередко у начинающего менеджера нет границ и он в хорошем смысле может быть наглым, что может позитивным образом отразиться на каких-то знакомствах, перспективах и выступлениях.
  • совместное развитие — вы растете вместе с ним, а он с вами. Может получиться очень тесная коллаборация, завязанная на приятельских началах. Но лучше все равно не забывать про контракт и четко прописанные должностные обязанности и финансовые условия. Так вы сможете избежать неудобных вопросов в будущем.

Где искать музыкального менеджера?

Уже пару вариантов я упомянул: выпускники специализированных курсов и среди собственных знакомых, которые готовы попробовать.

Где еще?

Банально: среди знакомых музыкантов. Вопрос «А знаешь ли кого-то адекватного, кто хотел бы?..» может познакомить вас с людьми, которые рассматривают для себя новую сферу или обладают уже каким-то мало-мальским опытом. Этот метод работает как в части с неопытными менеджерами, так и вполне подходит для поиска специалиста с опытом.

Вне музыкальной сферы. Дело в том, что музыкальный менеджер — это человек с хорошими навыками коммуникаций и продаж, знанием PR-сферы или понимание проектного менеджмента. Есть много людей, которые не прижились в своей сфере, но вполне могут захотеть попробовать свои силы музыкальной индустрии.

Вы можете также схантить или привлечь себе уже опытного менеджера через контакты на официальной страничке знакомых и незнакомых музыкантов.

К примеру, вы видите, что какой-то артист вполне активно развивается. Значит, вероятно, у него есть тот, кто качественно управляет и развивает музыканта. На самом деле работу адекватного артист менеджера (да и неадекватного тоже) сразу видно. Все мерится по коммерческому успеху и появлению артиста в больших проектах, в новостях, и в прочих событиях.

Найдите контакты и напишите ему аккуратно напрямую. Классно иметь Marketing Kit о себе и своем проекте. Даже если он откажет, спросите у него, а есть ли кто-то среди знакомых, кто мог бы взяться за ваш проект. Простой вопрос может сэкономить вам время и нервы.

Простой пример: вы влюблены в творчество Тимура Родригеза и вам нравится и вы видите, что его менеджер ведет его достаточно успешно. Вбейте в поисковике «официальная страничка в ВК Тимура Родригеса» или, может быть, вы уже подписаны на Тимура. Вы попадете в официальный паблик, где на первой странице указаны контактные данные его менеджера.

Дальше все просто — напишите менеджеру, опишите максимально лояльно и качественно свой проект и ждите. Может быть он лично возьмет вас на сопровождение, порекомендует кому-то или пришлет контакт менеджера, который сможет помочь в продвижении и администрировании.

Тимур Родригез приведен в качестве примера и мы никак не рекламируем ни его, ни его менеджера. Просто слушайте его новый трек и наслаждайтесь дивным голосом!

Нередко артист менеджером могут стать бывшие музыканты, которые не снискали славу в сфере шоу-бизнеса или просто чувствуют свое призвание именно в этом направлении.

Вот вам конкретный пример. Забиваете в поисковике браузера: «чаты для музыкантов в Телеграм», переходите по нескольким ссылкам и подписываетесь в разные чаты. Ищите там. В таких чатах можно найти как опытного человека, который не прочь попробовать себя в роли музыкального менеджера, так и совсем новичков, которые влюблены в музыку, но по-прежнему находятся в поиске своего места под солнцем шоу-бизнеса.

Если же вы нигде не нашли спеца, который сможет закрывать все направления — качественно заниматься администрирование проекта и успешно его развивать, мы предлагаем обратиться к нам в Upsound.

Хотя нет. Мы сразу предлагаем обратиться к нам, в Upsound, по ссылке. Это сэкономит вам много времени, нервов, а в результате и денег.

Сколько стоит музыкальный менеджер. Возможные схемы оплаты

Надеюсь, уже стало очевидно, что вознаграждение артист-менеджера зависит от его квалификации и опыта, а также перспектив вашего проекта.

Схемы оплаты

При работе с артист-менеджером есть две основные схемы оплаты:

  • фиксированная оплата;
  • за процент со стримов, мерча, рекламы, выступлений, туров, и любых других действий, которые приносят деньги.

Фиксированная оплата

Рассмотрим минимальную планку по фиксу. На самом деле ее нет. Вы можете начать работу со студентом или знакомым, который будет готов работать сначала за опыт или за минимальную зарплату в 20 тысяч рублей. Но средний размер по рынку равен в 60-70 тысяч рублей.

Хороший менеджер артиста, который со многими работал и работает, и обладает большими связями, может стоить 200-250 тысяч рублей в месяц.

Минус такой схемы в том, что очень мало людей, которые могут эффективно работать за фикс. Даже по нашему опыту найма: когда есть фиксированная схема оплаты, многих людей она демотивируют.

Конечно, есть и такие спецы, которые сами по себе заряжены на работу и на результат — для таких не так важно, какая схема оплаты. Однако, таких людей мало и неопытному нанимателю очень трудно определить кто перед ним на самом деле: замотивированный менеджер или тот, чья мотивация заканчивается после переговоров о зарплате — соответственно такой человек заряжен на качественную самопрезентацию, но не на дальнейшую работу.

Процентная система

Во многих западных книгах и в самой музыкальной индустрии Америки процентная система более распространена. В среднем уровень такой системы составляет до 10% от всех доходов артиста.

При этом важно понять, от чего высчитывается процента: с валовой выручки — то есть со всех доходов, или с чистой прибыли

Конечно, все зависит от договоренности и от уровня менеджера. Если это начальный этап развития музыкального проекта, то там может быть совсем другой расклад — разделение может быть и 50/50. Может быть и больше, если менеджер вкладывает какие-то свои деньги, однако это уже формат продюсера.

Плюс этой схема оплаты в том, что нормальный менеджер максимально заинтересован в том, чтобы как можно быстрее развивать проект и зарабатывать как можно больше.

Минус в том, что нет денег. Если проект не начнет генерировать доход в ближайший срок, в течение нескольких месяцев, то постепенно, как правило менеджер теряет мотивацию, и сотрудничество заканчивается.

Когда нет никакой оплаты, то и требовать с такого специалиста можно минимально: менеджер может пообещать артисту что-то сделать и, затем, не сделать это. В таком случае можно, конечно, спросить, почему он этого не сделал. Однако в отсутствие оклада, когда человеку надо на что-то жить, он может легко приоритеты отдать другому проекту, который приносит ему реальные деньги.

Чаще всего по такой схеме работают неопытные менеджеры, которых находят неопытные артисты. По такой же схеме могут работать опытные менеджеры с опытными артистами — они на старте понимают, сколько можно заработать и как, поэтому каждый легко идет на работу по такой схеме.

Как работают опытные менеджеры с начинающими артистами? Чаще всего такой менеджер может не взяться работать за процент, так как его статус и опыт уже позволяют найти более интересный проект с большими перспективами или лучшими условиями оплаты.

Бывают, конечно, и такие ситуации, когда менеджеру очень нравится проект и он решает взяться за работу. Но это скорее исключение из правил и если так получилось, то можно сказать, что вам повезло.

Смешанная схема: фикс + процент

На мой взгляд в большинстве ситуаций это наиболее интересная стратегия как для артиста, так и для менеджера. В теории окладной части должно быть достаточно, чтобы менеджер мог бы прожить на эту сумму, но недостаточно для амбиций менеджера.

Плюс этой схемы в том, что менеджеру при таком вариант можно уже выставлять какие-то требования к срокам и качеству его работы.

Чтобы привлечь опытного менеджера, ему можно предложить зарплату повыше, договориться с ним на KPI — при достижении определенных показателей по стримам или продаж мерча.

Условия определяете лично вы. Нет правильной или достаточной суммы: есть конкретно ваша ситуация, ваш бюджет и менеджер с его определенным мыслями и видением.

Либо только за процент, либо только за зарплату, либо понижайте зарплату и добавляйте процент.

Стоит ли заключать договор с менеджером?

Я бы сказал — обязательно. Фиксируйте все именно письменно: четкие финансовые условия, важные элементы работы, KPI, если есть, и т.д.

Если вы работаете с опытным артист-менеджером, то в договор обязательно включайте любые переходы права собственности, передачу лицензий, ведение бухгалтерии, и т.п.

Когда вы только начинаете работать и взаимодействуете с неопытным менеджером, который еще сам всего не знает, то не стесняйтесь подписывать дополнительные соглашения к договору, в котором вы будете фиксировать важные моменты.

Шаблонов в этом вопросе быть не может, так как работа менеджера с артистом — это очень тонкая индивидуальная настройка, в которой каждый день могут добавляться новые функции.

Надеюсь теперь вам стало более ясно, кто такой музыкальный менеджер, где его искать и как определить его коммерческий интерес.

Если вы музыкант, желающий развивать свою карьеру, вы можете рассмотреть возможность сотрудничества с музыкальным менеджером. Музыкальные менеджеры — это профессионалы, которые могут консультировать артистов по вопросам их карьеры и помогать им увеличивать аудиторию. Информация о том, как найти музыкального менеджера, поможет вам наладить контакт с нужным специалистом для развития вашей карьеры.

В этой статье мы объясним, что такое музыкальный менеджер, зачем он вам нужен, какие шаги вы можете предпринять, чтобы найти его, а также дадим общие советы, которые помогут вам в поиске.

Чем занимается музыкальный менеджер?

Музыкальный менеджер — это профессионал, который помогает музыкантам продвигать свою карьеру и увеличивать продажи. Общие обязанности менеджера могут включать:

  • Бронирование концертов для музыканта или группы

  • Ведение переговоров и сбор платежей для музыкантов

  • Продвижение группы или музыканта для увеличения их продаж или количества заказов на мероприятия

  • Обсуждение карьерных планов и стратегий с музыкальными исполнителями

  • Планирование мероприятий, включая выступления, интервью и рекламные акции

  • Соединять артистов с продюсерами или звукозаписывающими лейблами

  • Составление плана поездки, включая транспорт, питание и проживание для артиста

  • Разработка мерчандайзинговых товаров для музыкального исполнителя

Преимущества наличия музыкального менеджера

Музыканты могут работать с музыкальным менеджером, чтобы начать или улучшить свою музыкальную карьеру. Потенциальные преимущества поиска музыкального менеджера включают в себя:

  • Увеличение заказов и продаж: Музыкальные менеджеры продвигают и рекламируют музыканта или группу, что может помочь увеличить общий объем продаж. Менеджеры связываются с местами проведения мероприятий и пытаются найти больше заказов для своих клиентов, а также проводят маркетинговые мероприятия, чтобы увеличить продажи музыканта или количество скачиваний.

  • Больше времени для практики и записи: Музыкальный менеджер занимается финансовыми и логистическими вопросами для музыкантов, такими как оплата, проживание и составление расписания. Это может оставить вам больше времени, чтобы сосредоточиться на музыке.

  • Более прочные сетевые связи: Музыкальные менеджеры могут соединять артистов с продюсерами или звукозаписывающими лейблами. Наличие музыкального менеджера может стать важным шагом к созданию сетевых связей.

  • Специализированные консультации по вопросам индустрии: Музыкальный менеджер часто обладает важными знаниями о музыкальной индустрии, и он может дать конкретный совет по карьере, чтобы помочь вам продвинуться по службе и расширить свою аудиторию.

Как найти музыкального менеджера

Если вы музыкант, который ищет музыкального менеджера, рассмотрите следующие шаги:

1. Развивайте свою музыку

Менеджеры часто предпочитают работать с талантливыми музыкантами, которые развили свои музыкальные способности. Многие музыканты начинают свою карьеру, самостоятельно занимаясь заказами и финансами, пока не обретут аудиторию. Подумайте о том, чтобы заниматься музыкой, посещать курсы и выступать в местных заведениях, чтобы развить свои навыки работы в индустрии. Помимо совершенствования своих навыков, приобретение опыта может помочь вам определить, какую музыку вы хотите создавать. Когда у вас есть сильное чувство идентичности как музыканта или группы, это может сделать вашу музыку более востребованной на рынке, что может повысить ваши шансы найти менеджера.

2. Создание записей

Потенциальные менеджеры могут попросить прослушать образец вашей музыки, прежде чем они согласятся управлять вашей карьерой. Рассмотрите возможность создания музыкального образца, заказав профессиональную запись в местной студии. Вы также можете снять одно из своих выступлений и предоставить отснятый материал менеджерам, чтобы показать им, как вы выступаете вживую.

3. Изучите свою сеть

Музыканты могут найти своих менеджеров через семью, друзей и сетевые связи. Рассмотрите возможность связаться с теми, кого вы знаете в музыкальной индустрии. Когда вы начинаете свою карьеру и выступаете на музыкальных мероприятиях, вы можете познакомиться с другими музыкантами и владельцами местных заведений. Эти специалисты могут направить или соединить вас с менеджером.

4. Свяжитесь с агентствами и менеджерами

Некоторые музыканты находят своих менеджеров, звоня или обращаясь непосредственно в агентства или к менеджерам. Вы можете найти менеджеров в вашем жанре или регионе, просматривая музыкальные группы в Интернете. Многие менеджеры указывают свою контактную информацию на своем сайте или предоставляют инструкции по подаче музыкального образца.

5. Продолжайте продвигать свою музыку

Изучая свою сеть и контактируя с агентствами, вы можете продолжать расширять свою аудиторию и продвигать свою музыку. По мере того как вы будете развивать свои таланты и строить карьеру, менеджеры могут связаться с вами. Иногда менеджеры слышат артиста в Интернете или видят его выступление на живом концерте и предлагают свои услуги. Продвигая свою музыку и увеличивая число поклонников, вы можете помочь менеджерам найти вас.

6. Встречайтесь и обсуждайте свои карьерные цели

Как только вы установите контакт с менеджером, вы сможете встретиться и обсудить свои карьерные цели. Важно найти руководителя, которым вы восхищаетесь и которому доверяете. Выбор менеджера с опытом работы в отрасли и историей успеха, который разделяет ваше видение своей карьеры, может привести к позитивным рабочим отношениям. Во время этой первоначальной встречи вы можете обсудить желаемую аудиторию и карьерные шаги. Вы также можете обсудить гонорары и обязанности управляющего, чтобы убедиться, что вы согласовали стратегию управления. Кроме того, вы можете встретиться с несколькими потенциальными менеджерами, прежде чем выбрать того, кто лучше всего соответствует вашим потребностям.

7. Проведите переговоры и подпишите контракт

Музыкальные менеджеры устанавливают плату за свои услуги. Эта сумма обычно является процентом от общих продаж или дохода от бронирования. Менеджер может иметь установленный гонорар, а может вести переговоры. Вы можете просмотреть договор и обсудить любые изменения, которые вы хотите внести. Убедитесь, что вы согласны со всеми деталями, прежде чем подписывать документ.

Советы по поиску эффективного музыкального менеджера

Следуйте этим советам, которые помогут вам найти хорошего музыкального менеджера:

Подумайте, какие управленческие навыки нужны вашей группе

Менеджеры могут специализироваться в различных музыкальных областях и иметь опыт работы на различных отраслевых рынках. Они могут быть финансовыми экспертами или искусными переговорщиками. Прежде чем искать менеджера, подумайте, в каких областях вам нужна помощь. Например, если вам нужен человек, который сможет управлять вашими финансами, вы можете искать менеджеров с опытом работы в бизнесе. Если вам нужен человек, который занимается дизайном товаров, вы можете предпочесть специалиста с опытом работы в области маркетинга и дизайна продукции. Заблаговременное планирование желаемых требований может помочь вам найти подходящего менеджера.

Найдите человека с общим видением

Важно найти менеджера, который любит вашу музыку и разделяет ваше художественное видение. При поиске менеджеров в первую очередь учитывайте свои карьерные цели и отраслевые убеждения. Некоторые артисты хотят выступать на больших стадионах, в то время как другие хотят оставаться в местных, независимых заведениях. Подумайте о том, как выглядит ваша идеальная карьера, и постарайтесь найти менеджера, который разделяет эти идеалы.

Сохраняйте терпение

Поиск отличного музыкального менеджера может занять время. Постарайтесь сохранять терпение, сосредоточившись на своей музыке. Развивая свои таланты, вы можете увеличить свои шансы найти подходящего менеджера. При встрече с потенциальными менеджерами не торопитесь знакомиться с ними и внимательно изучите их контракты, прежде чем соглашаться. Практика терпения поможет вам найти лучшего менеджера для вашей музыкальной карьеры.

Используйте официальные контракты

Важно пройти через определенные формальные процессы, чтобы обеспечить юридическую защиту вас, вашей работы и работы вашего потенциального менеджера. Это означает наличие официального контракта, в котором прописаны особенности деловых отношений между вами и вашим менеджером. Контракты гарантируют наличие письменных доказательств вашего партнерства, что может обеспечить вам и вашему менеджеру юридическую защиту и гарантировать справедливые, позитивные рабочие отношения.

Оцените успехи вашего руководителя

Поиск подходящего менеджера для вашей карьеры не заканчивается, когда вы принимаете человека на работу. Иметь план для оценки своего продвижения к карьерным целям под руководством руководителя. Определите, эффективно ли ваш нынешний менеджер помогает вам в достижении ваших целей, или вы предпочитаете работать с кем-то другим, исходя из ваших ожиданий или изменений в ваших карьерных планах. Смена руководителя может быть важна, если вы решите использовать другие возможности в своей карьере, поэтому подумайте о своих отношениях с руководителем и своих целях.

Итак вы артист. У вас уже есть какой-то репертуар- не важно авторский или вы поёте каверы чужих песен. Что дальше? Хорошо было бы начать зарабатывать, не так ли? Вероятно, первое, что придет вам в голову— это зарабатывать выступая. И правильно. В России- это основной источник дохода для музыканта. На него приходится до 90% всех доходов.

Ок. А где, собственно, выступать? В зависимости от вашего проекта это могут быть ночные клубы, корпоративы, свадьбы. Тут кончается творчество и начинается классический бизнес. Ваша задача себя продать, как бы цинично это не звучало. И желательно почаще и подороже. Если у вас чисто творческие мозги это может оказаться не простым делом. Продажи— штука стрессовая (особенно для не опытного человека). Вот тут вам очень сильно может помочь концертный директор.

Кто же это?

Думаю, прочитав текст выше вы уже поняли основные функции концертного директора. Он продаёт ваши выступления на арт-директорам ночных клубов, на свадьбы и корпоративы, фестивали или какие-то другие мероприятия. Если проводить аналогию с традиционным бизнесом— это менеджер по продажам.

В зависимости от вашего уровня он может работать на входящих или на исходящих заявках. Поясню. Если вы— большая звезда (я вас поздравляю!), то вашему концертному директору поступает куча предложений для ваших выступлений. В этом случае, его задача- отсеять весь «мусор», и выбить для вас максимально интересные (выгодные) условия. Впрочем, если вы уже работаете только на входящих заявках, скорее всего, это статья для вас мало чем полезна— вы и так в курсе, для чего вы платите вашему концертному директору.

Другое дело, если вы только начинаете. В этом случае, о вас ещё никто не знает, и выступления приходится добывать потом и сотнями телефонных звонков. В этом случае от правильного выбора концертного директора будет зависеть будете ли вы есть просто хлеб, или он будет ещё и с маслом. Будет ли это одно выступление в месяц, и по выступлению каждые два дня. Как правило, в такой ситуации концертный директор зарабатывает больше чем артисты, особенно если речь идёт о группе, когда гонорар делиться среди участников. Кто-то скажет, что это несправедливо, но на начальном этапе вашей карьеры— это более чем оправдано. Тем более, что труд концертного директора начинающей группы едва ли проще, чем труд самих музыкантов.

Если вам посчастливилось, и с вами стал работать амбициозный и энергичный концертный директор— он золотой человек, который верит в вас. Да, он хочет с вами заработать. Но это абсолютно нормально— у него так же есть семья, и свои амбиции и интересы.

Когда пора искать концертного директора?

В принципе, ответ на этот вопрос был дан уже в первом абзаце этой статьи. То есть его следует искать как только у вас есть репертуар и вы готовы выступать. Лучше даже сделать это немного раньше. Пока директор будет налаживать свою работу и находить вам первые выступления вы успеете сформировать программу и всё отрепетировать. К тому же так вы сделаете это быстрее— когда у вас есть жесткий дедлайн (к примеру, у вас выступление в следующую субботу) вы не будете до бесконечности вылизывать своё выступление. Это произойдет само собой по ходу работы.

Где его искать?

Тут ответить сложнее. Если вы только начинаете, вероятно, вам будет нечем ему платить. То есть он будет зарабатывать только на процентах с ваших выступлений. Значит он должен быть: а) готовым идти на риск; б) верящий в вас и в ваше творчество; в) энергичным, амбициозным и коммуникабельным. Еще хорошо бы, чтобы у него был опыт в этой сфере, ну или хотя бы в общем в продажах (конечно, опыт можно наработать, но все же так ваши шансы на успех будут выше). Теперь подумайте, есть ли среди ваших знакомых такой человек? Нет? Жаль. Тогда спросите ваших знакомых, может у них есть такой друг. Дайте объявления на досках объявлений в интернете. Напишите на вашей стене ВКонтакте, что вы в поисках директора. Сами вручную находите подходящих кандидатов в социальных сетях и пишите им. В общем, сделайте что-нибудь, вы ведь звездой, в конце концов, хотите стать!)

Можно ли обойтись без него?

Конечно, вы само можете организовывать свои выступления, и, теоретически— зарабатывать больше. Но тогда вам будет просто некогда заниматься творчеством. К тому же, это не круто, когда артист сам продаёт свои выступления и сам про себя рассказывает, какой он классный. К этому доверия гораздо меньше, чем если вас будет представлять ваш директор. Соответственно количество продаж у него будет выше при том же количестве звонков. У любого мало-мальски успешного артиста есть концертный директор. Может больше никого не быть, но уж этот человек обязателен.
В начинающих коллективах концертный директор может соединять сразу несколько функций— и PR-менеджера, и продюсера. Ну тут все индивидуально, обычно все происходит само собой— каждый занимается именно тем, что ему ближе.

Надеюсь, статья была вам полезна. В дальнейшем, я расскажу о остальных членах команды артиста. И да прибудет с вами крутой концертный директор!)

Друзья, если у вас есть опыт поиска директора— поделитесь с коллегами, как вы это делали!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как в гта 5 найти парковку
  • Как найти свой расчетный счет втб
  • Как найти номинал резистора
  • Как составить перечень локальных актов в организации
  • Как найти сумму арифметика