Как найти дискриминант с большими числами

05
Фев 2014

Категория: Справочные материалы

Об отдельных случаях вычисления дискриминанта

2014-02-05
2021-06-25

Сложно встретить старшеклассника, НЕ умеющего находить корни квадратного уравнения через дискриминант.

155-1

Но, к сожалению, в отдельных случаях, получая громоздкий дискриминант,  многие начинают паниковать (без калькулятора).

А на ЕГЭ по математике, например, в задачах №11, вам вполне может встретиться причудливый дискриминант.

Нет безвыходных ситуаций!


На чем можно сэкономить силы при вычислении дискриминанта

Прежде чем разбирать примеры, вспомним все же  формулу дикриминанта D для вычисления корней квадратного уравнения  ax^2+bx+c=0

D=b^2-4ac

Тогда корни  уравнения находим по формуле

x=frac{-bpm sqrt D}{2a}

Надеюсь, вы помните, что удобно искать корни уравнения через дискриминант в случае, если имеем дело с полным  квадратным уравнением (b и c – ненулевые).

Как решать неполные квадратные уравнения мы уже говорили.


I. Используем формулу «разность квадратов» + показать


II. Используем прием вынесения общего множителя за скобки + показать


III. Формула сокращенного дискриимнанта + показать


IV. Вместо дискриминанта – т. Виета + показать

Автор: egeMax |

комментариев 19

Как извлечь корень из большого дискриминанта без калькулятора.

На экзамене по математике в 11 классе нельзя пользоваться калькулятором и даже таблицей квадратов. Все вычисления производятся вручную.

Поэтому стоит освоить некоторые приемы, позволяющие избежать громоздких вычислений и тем самым сэкономить драгоценные минуты.
Сегодня  разберем актуальный вопрос: как  извлечь корень из большого числа без калькулятора?

Вынесение за скобки общего множителя.

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:

  • Если b = 0, то квадратное уравнение принимает вид ax 2 + 0x+c=0 и оно равносильно ax 2 + c = 0.
  • Если c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 + bx + 0 = 0, иначе его можно написать как ax 2 + bx = 0.
  • Если b = 0 и c = 0, то квадратное уравнение выглядит так ax 2 = 0.

Такие уравнения отличны от полного квадратного тем, что их левые части не содержат либо слагаемого с неизвестной переменной, либо свободного члена, либо и того и другого. Отсюда и их название — неполные квадратные уравнения.

Решение неполных квадратных уравнений

Как мы уже знаем, есть три вида неполных квадратных уравнений:

  • ax 2 = 0, ему отвечают коэффициенты b = 0 и c = 0;
  • ax 2 + c = 0, при b = 0;
  • ax 2 + bx = 0, при c = 0.

Давайте рассмотрим по шагам, как решать неполные квадратные уравнения по видам.

Как решить уравнение ax 2 = 0

Начнем с решения неполных квадратных уравнений, в которых b и c равны нулю, то есть, с уравнений вида ax 2 = 0.

Уравнение ax 2 = 0 равносильно x 2 = 0. Такое преобразование возможно, когда мы разделили обе части на некое число a, которое не равно нулю. Корнем уравнения x 2 = 0 является нуль, так как 0 2 = 0. Других корней у этого уравнения нет, что подтверждают свойства степеней.

Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 = 0 имеет единственный корень x = 0.

Пример 1. Решить −6x 2 = 0.

  1. Замечаем, что данному уравнению равносильно x 2 = 0, значит исходное уравнение имеет единственный корень — нуль.
  2. По шагам решение выглядит так:

Как решить уравнение ax 2 + с = 0

Обратим внимание на неполные квадратные уравнения вида ax 2 + c = 0, в которых b = 0, c ≠ 0. Мы давно знаем, что слагаемые в уравнениях носят двусторонние куртки: когда мы переносим их из одной части уравнения в другую, они надевает куртку на другую сторону — меняют знак на противоположный.

Еще мы знаем, что если обе части уравнения поделить на одно и то же число (кроме нуля) — у нас получится равносильное уравнение. Ну есть одно и то же, только с другими цифрами.

Держим все это в голове и колдуем над неполным квадратным уравнением (производим «равносильные преобразования»): ax 2 + c = 0:

  • перенесем c в правую часть: ax 2 = — c,
  • разделим обе части на a: x 2 = — c/а.

Ну все, теперь мы готовы к выводам о корнях неполного квадратного уравнения. В зависимости от значений a и c, выражение — c/а может быть отрицательным или положительным. Разберем конкретные случаи.

Если — c/а 2 = — c/а не имеет корней. Все потому, что квадрат любого числа всегда равен неотрицательному числу. Из этого следует, что при — c/а 0, то корни уравнения x 2 = — c/а будут другими. Например, можно использовать правило квадратного корня и тогда корень уравнения равен числу √- c/а, так как (√- c/а) 2 = — c/а. Кроме того, корнем уравнения может стать -√- c/а, так как (-√- c/а) 2 = — c/а. Ура, больше у этого уравнения нет корней.

Неполное квадратное уравнение ax 2 + c = 0 равносильно уравнению х 2 = -c/a, которое:

  • не имеет корней при — c/а 0.
В двух словах

Пример 1. Найти решение уравнения 8x 2 + 5 = 0.

    Перенесем свободный член в правую часть:

Разделим обе части на 8:

  • В правой части осталось число со знаком минус, значит у данного уравнения нет корней.
  • Ответ: уравнение 8x 2 + 5 = 0 не имеет корней.

    Как решить уравнение ax 2 + bx = 0

    Осталось разобрать третий вид неполных квадратных уравнений, когда c = 0.

    Неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 можно решить методом разложения на множители. Как разложить квадратное уравнение:

    Разложим на множители многочлен, который расположен в левой части уравнения — вынесем за скобки общий множитель x.

    Теперь можем перейти от исходного уравнения к равносильному x * (ax + b) = 0. А это уравнение равносильно совокупности двух уравнений x = 0 и ax + b = 0, последнее — линейное, его корень x = −b/a.

    Таким образом, неполное квадратное уравнение ax 2 + bx = 0 имеет два корня:

    Пример 1. Решить уравнение 0,5x 2 + 0,125x = 0

  • Это уравнение равносильно х = 0 и 0,5x + 0,125 = 0.
  • Решить линейное уравнение:

    0,5x = 0,125,
    х = 0,125/0,5

  • Значит корни исходного уравнения — 0 и 0,25.
  • Ответ: х = 0 и х = 0,25.

    Как разложить квадратное уравнение

    С помощью теоремы Виета можно получить формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Выглядит она так:

    Формула разложения квадратного трехчлена

    Если x1 и x2 — корни квадратного трехчлена ax 2 + bx + c, то справедливо равенство ax 2 + bx + c = a (x − x1) (x − x2).

    Дискриминант: формула корней квадратного уравнения

    Чтобы найти результат квадратного уравнения, придумали формулу корней. Выглядит она так:

    где D = b 2 − 4ac — дискриминант квадратного уравнения.

    Эта запись означает:

    Чтобы легко применять эту формулу, нужно понять, как она получилась. Давайте разбираться.

    Алгоритм решения квадратных уравнений по формулам корней

    Теперь мы знаем, что при решении квадратных уравнения можно использовать универсальную формулу корней — это помогает находить комплексные корни.

    В 8 классе на алгебре можно встретить задачу по поиску действительных корней квадратного уравнения. Для этого важно перед использованием формул найти дискриминант и убедиться, что он неотрицательный, и только после этого вычислять значения корней. Если дискриминант отрицательный, значит уравнение не имеет действительных корней.

    Алгоритм решения квадратного уравнения ax 2 + bx + c = 0:

    • вычислить его значение дискриминанта по формуле D = b 2 −4ac;
    • если дискриминант отрицательный, зафиксировать, что действительных корней нет;
    • если дискриминант равен нулю, вычислить единственный корень уравнения по формуле х = −b/2a;
    • если дискриминант положительный, найти два действительных корня квадратного уравнения по формуле корней

    Чтобы запомнить алгоритм решения квадратных уравнений и с легкостью его использовать, давайте тренироваться!

    Примеры решения квадратных уравнений

    Как решать квадратные уравнения мы уже знаем, осталось закрепить знания на практике.

    Пример 1. Решить уравнение −4x 2 + 28x — 49 = 0.

    1. Найдем дискриминант: D = 28 2 — 4(-4)(-49) = 784 — 784 = 0
    2. Так как дискриминант равен нулю, значит это квадратное уравнение имеет единственный корень
    3. Найдем корень

    Ответ: единственный корень 3,5.

    Пример 2. Решить уравнение 54 — 6x 2 = 0.

      Произведем равносильные преобразования. Умножим обе части на −1

    Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 3 и — 3.

    Пример 3. Решить уравнение x 2 — х = 0.

      Преобразуем уравнение так, чтобы появились множители

    Ответ: два корня 0 и 1.

    Пример 4. Решить уравнение x 2 — 10 = 39.

      Оставим неизвестное в одной части, остальное перенесем с противоположным знаком в другую

    Ответ: два корня 7 и −7.

    Пример 5. Решить уравнение 3x 2 — 4x+94 = 0.

      Найдем дискриминант по формуле

    D = (-4) 2 — 4 * 3 * 94 = 16 — 1128 = −1112

  • Дискриминант отрицательный, поэтому корней нет.
  • Ответ: корней нет.

    В школьной программе за 8 класс нет обязательного требования искать комплексные корни, но такой подход может ускорить ход решения. Если дискриминант отрицательный — сразу пишем ответ, что действительных корней нет и не мучаемся.

    Формула корней для четных вторых коэффициентов

    Рассмотрим частный случай. Формула решения корней квадратного уравнения , где D = b 2 — 4ac, помогает получить еще одну формулу, более компактную, при помощи которой можно решать квадратные уравнения с четным коэффициентом при x. Рассмотрим, как появилась эта формула.

    Например, нам нужно решить квадратное уравнение ax 2 + 2nx + c = 0. Сначала найдем его корни по известной нам формуле. Вычислим дискриминант D = (2n) 2 — 4ac = 4n 2 — 4ac = 4(n 2 — ac) и подставим в формулу корней:

    2 + 2nx + c = 0″ height=»705″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc11a460e2f8354381151.png» width=»588″>

    Для удобства вычислений обозначим выражение n 2 -ac как D1. Тогда формула корней квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2·n примет вид:

    где D1 = n 2 — ac.

    Самые внимательные уже заметили, что D = 4D1, или D1= D/4. Проще говоря, D1 — это четверть дискриминанта. И получается, что знак D1 является индикатором наличия или отсутствия корней квадратного уравнения.

    Сформулируем правило. Чтобы найти решение квадратного уравнения со вторым коэффициентом 2n, нужно:

    • вычислить D1= n 2 — ac;
    • если D1 0, значит можно найти два действительных корня по формуле

    Формула Виета

    Если в школьной геометрии чаще всего используется теорема Пифагора, то в школьной алгебре ведущую роль занимают формулы Виета. Теорема звучит так:

    Сумма корней x 2 + bx + c = 0 равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней равняется свободному члену.

    Если дано x 2 + bx + c = 0, где x₁ и x₂ являются корнями, то справедливы два равенства:

    Знак системы, который принято обозначать фигурной скобкой, означает, что значения x₁ и x₂ удовлетворяют обоим равенствам.

    Рассмотрим теорему Виета на примере: x 2 + 4x + 3 = 0.

    Пока неизвестно, какие корни имеет данное уравнение. Но в соответствии с теоремой можно записать, что сумма этих корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком. Он равен четырем, значит будем использовать минус четыре:

    Произведение корней по теореме соответствует свободному члену. В данном случае свободным членом является число три. Значит:

    Необходимо проверить равна ли сумма корней −4, а произведение 3. Для этого найдем корни уравнения x 2 + 4x + 3 = 0. Воспользуемся формулами для чётного второго коэффициента:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»215″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/E_X403ETh_88EANRWdQN03KRT8yxP2HO4HoCrxj__c8G0DqmNJ1KDRqtLH5Z1p7DtHm-rNMDB2tEs41D7RHpEV5mojDTMMRPuIkcW33jVNDoOe0ylzXdHATLSGzW4NakMkH2zkLE» width=»393″>

    Получилось, что корнями уравнения являются числа −1 и −3. Их сумма равняется второму коэффициенту с противоположным знаком, а значит решение верное.
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh5.googleusercontent.com/VzGPXO9B0ZYrr9v0DpJfXwuzeZtjYnDxE_ma76PUC8o7jVWwa8kZjTJhq2Lof0TiJXAp_ny3yRwI_OyRzeucv9xUZ63yoozGPP4xd4OxvElVT7Pt-d6xL5w17e_mQNs5qZJQiwfG» width=»125″>

    Произведение корней −1 и −3 по теореме Виета должно равняться свободному члену, то есть числу 3. Это условие также выполняется:
    2 + 4x + 3 = 0″ height=»52″ src=»https://lh4.googleusercontent.com/Cq-LCFmY3YGNSan1VF3l3CqIeojoJYAvGAiTBWnzyoZu_xJFrF5NfQ3xCe59apJklw6uYbmQ4lAkBTeC-TJmEGicN3rgGtsezhuqdNiOWjZT39NziOB5uOmQr3cr9-5fNnepdZDo» width=»112″>

    Результат проделанных вычислений в том, что мы убедились в справедливости выражения:

    Когда дана сумма и произведение корней квадратного уравнения, принято начинать подбор подходящих корней. Теорема, обратная теореме Виета, при таких условиях может быть главным помощником. Вот она:

    Обратная теорема Виета

    Если числа x1 и x2 таковы, что их сумма равна второму коэффициенту уравнения x 2 + bx + c = 0, взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену, то эти числа и есть корни x 2 + bx + c = 0.

    Обычно вся суть обратных теорем в том самом выводе, которое дает первая теорема. Так, при доказательстве теоремы Виета стало понятно, что сумма x1 и x2 равна −b, а их произведение равно c. В обратной теореме это и есть утверждение.

    Пример 1. Решить при помощи теоремы Виета: x 2 − 6x + 8 = 0.

      Для начала запишем сумму и произведение корней уравнения. Сумма будет равна 6, так как второй коэффициент равен −6. А произведение корней равно 8.

    2 − 6x + 8 = 0″ height=»59″ src=»https://user84060.clients-cdnnow.ru/uploads/5fc101ce2e346034751939.png» width=»117″>

    Когда у нас есть эти два равенства, можно подобрать подходящие корни, которые будут удовлетворять обоим равенствам системы.

    Чтобы проще подобрать корни, нужно их перемножить. Число 8 можно получить путем перемножения чисел 4 и 2 либо 1 и 8. Но значения x1 и x2 надо подбирать так, чтобы они удовлетворяли и второму равенству тоже.

    Можно сделать вывод, что значения 1 и 8 не подходят, так как они не удовлетворяют равенству x1 + x2 = 6. А значения 4 и 2 подходят обоим равенствам:

    Значит числа 4 и 2 — корни уравнения x 2 − 6x + 8 = 0. p>

    Упрощаем вид квадратных уравнений

    Если мы ходили в школу всегда одной тропинкой, а потом вдруг обнаружили путь короче — это значит теперь у нас есть выбор: упростить себе задачу и сократить время на дорогу или прогуляться по привычному маршруту.

    Так же и при вычислении корней квадратного уравнения. Ведь проще посчитать уравнение 11x 2 — 4 x — 6 = 0, чем 1100x 2 — 400x — 600 = 0.

    Часто упрощение вида квадратного уравнения можно получить через умножение или деление обеих частей на некоторое число. Например, в предыдущем абзаце мы упростили уравнение 1100x 2 — 400x — 600 = 0, просто разделив обе части на 100.

    Такое преобразование возможно, когда коэффициенты не являются взаимно простыми числами. Тогда принято делить обе части уравнения на наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов.

    Покажем, как это работает на примере 12x 2 — 42x + 48 = 0. Найдем наибольший общий делитель абсолютных величин его коэффициентов: НОД (12, 42, 48) = 6. Разделим обе части исходного квадратного уравнения на 6, и придем к равносильному уравнению 2x 2 — 7x + 8 = 0. Вот так просто.

    А умножение обеих частей квадратного уравнения отлично помогает избавиться от дробных коэффициентов. Умножать в данном случае лучше на наименьшее общее кратное знаменателей его коэффициентов. Например, если обе части квадратного уравнения

    умножить на НОК (6, 3, 1) = 6, то оно примет более простой вид x 2 + 4x — 18 = 0.

    Также для удобства вычислений можно избавиться от минуса при старшем коэффициенте квадратного уравнения — для этого умножим или разделим обе части на −1. Например, удобно от квадратного уравнения −2x 2 — 3x + 7 = 0 перейти к решению 2x 2 + 3x — 7 = 0.

    Связь между корнями и коэффициентами

    Мы уже запомнили, что формула корней квадратного уравнения выражает корни уравнения через его коэффициенты:

    Из этой формулы, можно получить другие зависимости между корнями и коэффициентами.

    Например, можно применить формулы из теоремы Виета:

    Для приведенного квадратного уравнения сумма корней равна второму коэффициенту с противоположным знаком, а произведение корней — свободному члену. Например, по виду уравнения 3x 2 — 7x + 22 = 0 можно сразу сказать, что сумма его корней равна 7/3, а произведение корней равно 22/3.

    Можно активно использовать уже записанные формулы и с их помощью получить ряд других связей между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Таким образом можно выразить сумму квадратов корней квадратного уравнения через его коэффициенты:

    http://urok.1sept.ru/articles/630088

    http://skysmart.ru/articles/mathematic/kak-reshat-kvadratnye-uravneniya

    Квадратные уравнения

    Квадратным называется уравнение, содержащее переменную во второй степени.

    В общем виде оно выглядит следующим образом:

    (ax^{2} + bx + c = 0,) где (a neq 0, b, c) – некоторые числа.

    ДИСКРИМИНАНТ:

    Корни уравнения можно определить с помощью дискриминанта (D = b^{2} — 4ac) по формулам:

    (leftlbrack begin{matrix} \ x_{1} = frac{- b + sqrt{D} }{2a} \ \ x_{1} = frac{- b — sqrt{D} }{2a} \ \ end{matrix} right. )

    — Если дискриминант больше нуля – уравнение имеет два корня.

    — Если дискриминант равен нулю – уравнение имеет один корень.

    — Если дискриминант меньше нуля – корней нет.

    Пример №1:

    (x^{2} = 6x – 5)

    • Способ 1:

    1. Преобразуем уравнение к стандартному виду, перенеся все слагаемые в левую часть:

    (x^{2} – 6x + 5 = 0)

    2. Определим дискриминант полученного уравнения:

    (D = 6^{2} — 4 cdot 1 cdot 5 = 16 = 4^{2})

    3. С помощью дискриминанта найдем корни по формулам:

    (leftlbrack begin{matrix} \ x_{1} = frac{6 + 4 }{2} \ \ x_{1} = frac{6 — 4 }{2} \ \ end{matrix} right. ) (leftlbrack begin{matrix} x_{1} = 5 \ {text{ }x}_{2} = 1 \ end{matrix} right. )

    Ответ: 5; 1.

    СОКРАЩЁННЫЙ ДИСКРИМИНАНТ:

    Существует второй способ решения квадратного уравнения. В случае, если коэффициент (b) – четное число, запишем его как (2k). Квадратное уравнение примет следующий вид:

    (ax^{2} + 2kx + c = 0),( a neq 0, k, c) – некоторые числа.

    Тогда вместо дискриминанта D будем использовать сокращённый дискриминант (frac{D}{4}), а формула его нахождения будет следующей:

    (frac{D}{4} = k^{2} – ac)

    Корни уравнения определим так же через сокращённый дискриминант:

    (leftlbrack begin{matrix} \ x_{1} = frac{- k + sqrt{frac{D}{4}} }{a} \ \ x_{1} = frac{- k — sqrt{frac{D}{4}} }{a} \ \ end{matrix} right. )

    • Способ 2:

    1. Преобразуем уравнение к стандартному виду, перенеся все слагаемые в левую часть:

    (x^{2} – 6x + 5 = 0)

    2. Выделим коэффициент k:

    (x^{2} – 2 bullet 3x + 5 = 0)

    (k = 3)

    3. Определим сокращённый дискриминант полученного уравнения:

    (frac{D}{4} = 3^{2} — 1 cdot 5 = 4 = 2^{2})

    4. С помощью сокращённого дискриминанта найдем корни по формулам:

    (leftlbrack begin{matrix} \ x_{1} = frac{3 + 2 }{1} \ \ x_{1} = frac{3 — 2 }{1} \ \ end{matrix} right. ) (leftlbrack begin{matrix} x_{1} = 5 \ {text{ }x}_{2} = 1 \ end{matrix} right. )

    Ответ: 5; 1.

    Как мы видим, ответ остался прежним, но числа, используемые при вычислениях, стали меньше. Это значит, что при работе с большими коэффициентами решение через сокращённый дискриминант уменьшает вероятность вычислительной ошибки.

    ТЕОРЕМА ВИЕТА:

    В некоторых случаях (например, (a = 1)) корни проще искать по теореме Виета, решая подбором систему уравнений:

    (left{ begin{matrix} \ x_{1} cdot x_{2} = frac{c}{a} \ \ text{ x}_{1} + x_{2} = — frac{b}{a} \ \ end{matrix} right. )

    Важно, что теорему Виета можно использовать при любом ненулевом коэффициенте а, формула представлена в общем виде. Однако если (a = 1,) то чаще всего нужно работать с целыми числами, а не с дробными, что упрощает подбор.

    Следствия из теоремы Виета:

    Используя теорему Виета, можно увидеть взаимосвязь между коэффициентами b и c и знаками корней уравнения.

    Коэффициент c показывает, будут ли одинаковыми знаки корней:

    1. Если( c > 0), то корни( x_{1}) и (x_{2} ) имеют одинаковый знак.

    2. Если коэффициент (c < 0), корни (x_{1}) и (x_{2}) будут разных знаков.

    Коэффициент b показывает, какой именно знак у корней, если он один, либо какой корень положительный, а какой отрицательный, если знаки разные.

    1. Если (x_{1} + x_{2} = — b > 0) (т.е. сумма корней положительна), то возможны 2 варианта:

    а) либо оба корня положительны;

    б) либо модуль положительного корня больше модуля отрицательного.

    1. Если( x_{1} + x_{2} = — b < 0) (т.е. сумма корней отрицательна), то опять же есть 2 варианта:

    а) либо все корни отрицательны;

    б) либо модуль положительного корня меньше модуля отрицательного.

    Пример №2:

    (x^{2} — 5x + 6 = 0)

    1. Составим систему:

    (left{ begin{matrix} \ x_{1} cdot x_{2} = 6 \ \ text{ }x_{1} + x_{2} = 5 \ \ end{matrix} right. )

    Из следствий из т. Виета видим, что (c > 0), значит у корней одинаковые знаки.

    Коэффициент (b > 0), значит оба корня положительные

    2. Подберем (x_{1}, x_{2}) так, чтобы оба равенства выполнялись.

    Видим, что произведение больше нуля, значит, либо оба числа отрицательные, либо оба положительные. Сумма положительна, значит, оба положительные.

    Произведение корней раскладываем всеми способами на множители:

    (6 = 2 cdot 3 = 1 cdot 6)

    Через сумму делаем проверку:

    (2 + 3 = 5)

    (1 + 6 = 7)

    В данном случае подходят числа

    (x_{1} = 2, x_{2} = 3).

    Ответ: 2; 3.

    ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ РЕШЕНИЯ КВАДРАТНЫХ УРАВНЕНИЙ:

    • Если (a + b + c = 0), то (x_{1} = 1, x_{2} = frac{c}{a})

    Пример №3:

    (x^{2} + 3x – 4 = 0)

    1. Сложим все коэффициенты уравнения, чтобы проверить, является ли это уравнение примером частного случая. Действительно, коэффициенты в сумме дают 0:

    (1 + 3 – 4 = 0)

    2. Тогда по правилу: (x_{1} = 1, x_{2} = frac{c}{a}) получаем:

    (leftlbrack frac{x_{1} = 1}{x_{2} = frac{–4}{1} = –4} right. )

    Ответ: 1; -4.

    • Если (a + c = b), то (x_{1} = –1, x_{2} = – frac{c}{a})

    Пример №4:

    (x^{2} + 9x + 8 = 0)

    1. Сложим коэффициенты a и c, чтобы проверить уравнение на соответствие второму частному случаю. Действительно (a + c = b):

    (1 + 8 = 9)

    2. Тогда по правилу: (x_{1} = –1, x_{2} = – frac{c}{a}) получаем:

    (leftlbrack frac{x_{1} = –1}{x_{2} = – frac{8}{1} = –8} right. )

    Ответ: – 1; – 8.

    НЕПОЛНЫЕ КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

    Неполное квадратное уравнение вида

    (ax^{2} + bx = 0.)

    Если отсутствует свободный член, то:

    1.Раскладываем левую часть на множители:

    (x(ax + b) = 0)

    2. Приравниваем каждый из множителей к нулю:

    (leftlbrack begin{matrix} \ begin{matrix} \ x = 0 \ ax + b = 0 \ \ end{matrix} \ end{matrix} right. )

    3. Решаем каждое из полученных уравнений, получаем:

    (leftlbrack begin{matrix} \ x = 0 \ x = — frac{b}{a} \ end{matrix} right. )

    Неполное квадратное уравнение вида

    (ax^{2} + c = 0.)

    Если отсутствует слагаемое с переменной в первой степени, то:

    1.Делим левую и правую часть на коэффициент (a neq 0.)

    (x^{2} + frac{c}{a} = 0)

    2. Смотрим на знак слагаемого без переменной.

    Если (frac{c}{a} < 0), то раскладываем по формуле разности квадратов, приравниваем каждую из скобок к нулю и решаем полученные уравнения.

    Если (frac{c}{a} = 0), то получаем единственное решение (x = 0.)

    Если (frac{c}{a} > 0), то решений нет.

    На чтение 7 мин. Просмотров 8.2k.

    Важная характеристика квадратных уравнений — их дискриминант. По значению этой величины определяют, сколько корней у данного уравнения и есть ли они.

    В 8 классе по алгебре начинают изучать квадратные уравнения и самый популярный способ их решения —  через дискриминант. Формула вычисления дискриминанта известна

        [D=b^2-4ac]

    Дискриминант в математике используется чтобы определить сколько корней в уравнении — 1 корень, 2 корня или действительных корней нет. В этой статье определим, что такое дискриминант и выведем формулу дискриминанта.

    Определение

    Определим что такое дискриминант и зачем он нужен в математике, а также как его рассчитать.

    Дискриминантом называют число, описывающее свойство коэффициентов квадратного многочлена. Хотя есть дискриминанты и кубических многочленов.

    По этому числу определяют характер корней уравнения, полученному если многочлен приравнять к нулю. Так, если дискриминант больше нуля, то уравнение будет иметь два корня, равен нулю, то 1 корень, а если будет меньше нуля, то корней не будет.

    Дискриминант (определение) помогает определить наличие или отсутствие корней квадратного уравнения, не решая его.

    Обозначается дискриминант квадратного уравнения буквой D или знаком Δ. И находится по формуле:

    D=b^2-4ac , где

    b, a и c — коэффициенты уравнения:

    ax^2+bx+c=0

    Корни через дискриминант определяются по формулам:

    displaystyle x_1=frac{-b-sqrt{D}}{2a} и displaystyle x_2=frac{-b+sqrt{D}}{2a}

    Пример вычисления дискриминанта:

    Вычислим дискриминант в уравнении 6x^2+4x+2=0 .

    По формуле находим:

    D=b^2-4ac=4^2-4cdot 6 cdot 2=16-48=-32

    Мы получили отрицательный дискриминант, значит, данное уравнение не имеет действительных корней. Действительно, так как корни квадратного уравнения находят по формулам:

    displaystyle x_1=frac{-b-sqrt{D}}{2a} и displaystyle x_2=frac{-b+sqrt{D}}{2a}

    Подставим значения для исходного уравнения:

    displaystyle x_1=frac{-4-sqrt{-32}}{12} и displaystyle x_2=frac{-4+sqrt{-32}}{12}

    Как видим, мы никак не сможем посчитать корни — у нас отрицательное число под знаком радикала. И, действительно, если вы построите график функции f (x)=6x^2+4x+2 — он нигде не пересечет ось Ox, то есть ни при каком x мы не получим ноль.

    график функции

    График функции 6x^2+4x+2

    Геометрический смысл дискриминанта

    Что означает дискриминант на графике, каков его геометрический смысл? Графически дискриминант квадратного уравнения характеризует расстояние по оси абсцисс между точкой — вершиной параболы (парабола — график квадратичной функции) и точкой пересечения графика с осью абсцисс. Посмотрите на рисунок. На нем видно:

    1. Если дискриминант равен нулю (D=0), это значит, что вершина параболы и является точкой пересечения с осью абсцисс — расстояние между точкой пересечения и вершиной параболы равно нулю.
    2. Когда D>0, то справа и слева от точки абсцисс вершины параболы на одинаковом расстоянии displaystyle frac{sqrt{D}}{2a} будут находиться точки пересечения параболы ax^2+bx+c=y, которые являются корнями уравнения ax^2+bx+c=0.
    3. Когда D<0 — это означает, что точек действительных отметить на оси абсцисс нельзя, то есть от вершины отложить расстояние до точек пересечения графика с осью абсцисс невозможно, то есть этих точек пересечения нет. График не пересекает ось абсцисс и корней уравнения [katex]ax^2+bx+c=0[/katex] нет.

    Значение дискриминанта геометрический смысл

    Значение дискриминанта и его геометрический смысл

    Корни квадратного уравнения через дискриминант.

    Полное квадратное уравнение

    Пусть нам дано уравнение вида ax^2+bx+c=0. Вычисляем дискриминант по известной формуле. Затем определяем корни уравнения.

    1. Если D>0 получаем два вещественных корня displaystyle x_1=frac{-b-sqrt{D}}{2a} и displaystyle x_2=frac{-b+sqrt{D}}{2a}.
    2. Если D=0 корни будут совпадать: displaystyle x_1=x_2=frac{-b}{2a}
    3. Если D<0, вещественных корней нет, но есть мнимые корни или так называемые комплексные корни (обычно изучаются в курсе математического анализа в ВУЗах, хотя иногда и встречаются в алгебре 9-11 классов).

    Неполное квадратное уравнение

    Неполным называется такое квадратное уравнение, когда один из коэффициентов такого уравнения равен нулю.

    1. Пусть коэффициент a=0, тогда уравнение сводится к линейному уравнению вида kx+b=0 и уже не будет считаться неполным.
    2. Если равны нулю два коэффициента: b=0 и c=0, тогда ax^2=0. Решением такого уравнения будет: x=0.
    3. Если равен нулю коэффициент b, то имеем D=-4ac и displaystyle x_1= frac{sqrt{D}}{2a} и displaystyle x_2= -frac{sqrt{D}}{2a}.
    4. При равенстве нулю свободного члена c=0 имеем D=b^2 и displaystyle x_1=frac{-b-sqrt{D}}{2a} и displaystyle x_2=frac{-b+sqrt{D}}{2a}.

    Приведенное квадратное уравнение

    Приведенным квадратным уравнением называется такое уравнение вида ax^2+bx+c=0, в котором старший коэффициент равен a=1. Оно решается обычно по теореме Виета.

    Дискриминант находится по формуле: D=b^2-4c.

    Если второй коэффициент кратен 2

    Если коэффициент b можно разделить на 2 (с четным вторым коэффициентом), то тогда вычисляется не полный дискриминант, а displaystyle frac{D}{4} по формуле:

    displaystyle frac{D}{4}=left ( frac{b}{2} right)^2-ac,

    а корни: displaystyle x_1=frac{-frac{b}{2}-sqrt{frac{D}{4}}}{a} и второй корень displaystyle x_2=frac{-frac{b}{2}+sqrt{frac{D}{4}}}{a}.

    Примеры нахождения корней уравнения с помощью дискриминанта

    Пример 1

    Решим уравнение: 4x^2+5x-5=0

    Находим дискриминант: D=25-4 cdot 4 cdot (-5)=25+80=105

    Корни: displaystyle x_1=frac{-5-sqrt{105}}{2cdot 4}, displaystyle x_2=frac{-5+sqrt{105}}{2cdot 4}
    или

    displaystyle x_1=frac{-5-sqrt{105}}{8}, displaystyle x_2=frac{-5+sqrt{105}}{8}

    Пример 2

    Сколько корней в данном уравнении 2x^2-3x+6=0?

    Для ответа на этот вопрос необходимо найти дискриминант:

    D=3^2-4 cdot 2 cdot 6=9-48=-39
    D<0[/katex] — действительных корней нет.</p> <h3>Пример 3</h3> <p>[katex]x^2-6x-72=0 — найти корень.
    D=b^2-4ac=(-6)^2-4 cdot (-72)=36+288=324

    Так как D>0, имеем два корня:

    displaystyle x_1=frac{6-sqrt{324}}{2},      x_2=frac{6+sqrt{324}}{2}
    displaystyle x_1=frac{6-18}{2}=-6,      x_2=frac{6+18}{2}=12   

    Пример 4

    Решить неполное уравнение

    x^2-4=0

    Способ 1

    Разложим левую часть по формуле разность квадратов:

    (x-2)(x+2)=0

    Тогда корни:

    x_1=-2,  x_2=2

    Способ 2

    Решим задачу с помощью дискриминанта: D=0^2-4(-4)=16, тогда displaystyle x_1=sqrt{D}/2=sqrt{16}/2=4/2=2,

    displaystyle x_2=-sqrt{D}/2=-sqrt{16}/2=-4/2=-2

    Пример 5

    Придумайте такое квадратное уравнение, в котором будет нулевой дискриминант.

    Решение:

    Так как формула дискриминанта: D=b^2-4ac, то выберем любые коэффициенты a и b, а c найдем, если приравняем D=b^2-4ac к нулю.

    Пусть a=7, a b=4, тогда displaystyle D=4^2-4cdot 7cdot c=0
    4^2-4cdot 7cdot c=0
    16-28c=0
    -28c=-16 Разделим левую и правую части на -4.

    7c=4
    displaystyle c=frac{4}{7}

    И, получаем: displaystyle 7x^2+4x+frac{4}{7}=0

    Ответ: displaystyle 7x^2+4x+frac{4}{7}=0

    Выводы

    Самое важное, что надо запомнить, это формулу:

    D=b^2-4ac

    и как определяются корни квадратного уравнения:

    displaystyle x_1=frac{-b-sqrt{D}}{2a} и displaystyle x_2=frac{-b+sqrt{D}}{2a}

    Можно забыть, как определяются корни в разных видах квадратных уравнений, неполных, приведенных, но если вы знаете главное — как определяется дискриминант и корни в полном квадратном уравнении, то вы сможете решить любое уравнение второй степени.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Vibrancegui initializing как исправить
  • Как найти эпитеты в стихе саша
  • Как найти чистую рентабельность в процентах
  • Data format error power query как исправить
  • Как найти сумму в калькуляционной карте