Логотип — это графическое представление индивидуального образа компании, а также важнейшая основа фирменного стиля. Логотип может состоять из графического элемента, текстового элемента, или их оригинального сочетания.
Изготовление логотипа — это поиск яркой, запоминающейся комбинации графических символов, которая даст полное, объемное представление стиля компании, для которой изготавливается логотип.
Из чего складывается изготовление логотипа и по каким признакам он может быть оценен? Для изготовления логотипа необходимо максимум информации о сферах деятельности компании, выпускаемых продуктах, целевой аудитории, на которую направлены данные продукты. Грамотно изготовленный логотип должен быть лаконичным, универсальным, функциональным, оригинальным знаком.
Профессиональное изготовление логотипа является залогом успешного продвижения компании на рынке аналогичных продуктов, узнаваемости компании потребителем и привлечения новых клиентов.
Доверьте изготовление логотипа Вашей компании профессинальным дизайнерам и обеспечьте успех компании в деле формирования положительного имиджа и прочного закрепления на рынке.
Я работаю с логотипами уже 20 лет, и за это время видел разные логотипы: хорошие и плохие. Плохих было больше.
Логотип — это изображение, написание названия или символ, которые помогают запомнить компанию или бренд. Логотип есть почти у любой компании: у завода релейной защиты, спа-салона, благотворительного фонда для животных и даже у блогера, который продает курсы в «Инстаграме».
Логотип — это не просто клеймо на товаре, а часть имиджа компании. Он помогает быстро опознать бренд визуально, не читая название. Например, когда мы видим на обочине шоссе желто-красную ракушку, сразу понимаем, что это заправка «Шелл».
Я креативный директор коммуникационного агентства и часто работаю с логотипами. К нам приходят заказчики с большими проектами, и обычно работа начинается с разработки айдентики — логотипа и фирменного стиля. В этом случае для клиента я исполнитель: вникаю в проблему, прошу ответить на вопросы брифа, обсуждаю референсы. А для дизайнеров я заказчик: даю им техническое задание и формулирую все пожелания клиента в понятных для дизайнера терминах.
Моя статья будет полезна тем, кто раньше не имел дела с дизайном — например, человеку, который впервые открывает свой бизнес и заказывает логотип. Если вы опытный дизайнер или уже не раз заказывали логотипы, вы вряд ли узнаете что-то новое. В статье я расскажу, где и как найти хорошего дизайнера для создания логотипа, какие вопросы стоит ему задать, сколько это будет стоить и как отличить хороший логотип от плохого.
Из чего состоит логотип
Логотипы обычно состоят из нескольких частей:
- Написание, оно же текстовая часть — обычно это название компании или бренда.
- Графическая часть — изображение.
- Дескриптор — уточняющая надпись. Чаще всего это слоган, дополнение к названию или род деятельности компании.
В одном логотипе не обязательно должны быть все эти части.
Написание и шрифт. Название компании должно быть написано в логотипе, в идеале специально разработанным, оригинальным начертанием литер, часто в сочетании с каким-либо графическим элементом, содержащим определенную символику. Даже если кажется, что бренд использует только графический логотип, это не так — в полной версии логотипа всегда есть написание. Например, обычно «Эпл» использует только графику — надкусанное яблоко, но в полной версии логотипа есть и название компании. Так часто делают известные бренды, например «Макдональдс» или «Найк».
По моему опыту, большинство дизайнеров используют для написания готовые шрифты. Есть системные шрифты, зашитые в MS Office, — ими пользуются не самые профессиональные дизайнеры. У специалистов с опытом такое встретишь редко. Обычно они используют готовый, но малоизвестный шрифт, в лучшем случае слегка дорабатывая его под задачу.
Готовый шрифт — не значит бесплатный. Чаще всего готовые шрифты надо покупать. Самый популярный в России магазин шрифтов — «Паратайп». В среднем лицензия на использование одного из начертаний шрифта для логотипа там стоит 2500 Р. При этом у каждого шрифта может быть 15—20 начертаний и несколько лицензий, например для веба, десктопа, мобильного приложения. Все вместе они обойдутся в сотни тысяч рублей. Но для логотипа не нужен полный комплект — только одно начертание и лицензия «Лого».
Дизайнеры часто используют в работе базу бесплатных шрифтов «Гугла». Этими шрифтами можно бесплатно пользоваться только в веб-среде: на сайтах, в мобильных приложениях. В логотипах их использовать нельзя. Поэтому в первую очередь обратите внимание, какой шрифт выбрал дизайнер для вашего логотипа и есть ли на него лицензия.
В логотипах с большой историей никакой графики, то есть рисунка, порой просто нет. С начала 20 века и до 1980—70-х годов бренды нередко использовали как логотип только написание, выполненное художником. Это шрифтовые логотипы, в которых само написание и есть графика. Со временем написание стало дополняться графическим элементом, но именно дополняться, оставаясь при этом главной частью логотипа.
Графическую часть логотипа следует рассматривать вместе с написанием. Они должны объединяться в цельную композицию.
Существует понятие так называемых основных фигур. Вот они:
- Квадрат, прямоугольник, ромб.
- Круг, овал.
- Треугольник.
Хорошо, если элементы логотипа по отдельности можно вписать в одну из этих фигур и вместе они образуют единую композицию. Но бывает, что композиция не складывается и логотип рассыпается. Такое случается по трем причинам: в логотипе слишком много элементов, используется больше двух основных фигур или нет визуальной доминанты — самого заметного элемента в составе логотипа.
Неопытные дизайнеры иногда пользуются нехитрым приемом, чтобы спасти композицию: просто обводят логотип кружком или квадратом. Такая обводка может быть признаком того, что с композицией не все хорошо.
Где найти дизайнера
Логотип можно заказать в агентствах и студиях дизайна или напрямую — у конкретного дизайнера. Выбирая определенного дизайнера, вы можете посмотреть примеры именно его работ. В агентстве выбрать конкретного специалиста не получится.
Вот где можно искать агентства и дизайнеров.
Платформы для дизайнеров. Есть несколько площадок, где дизайнеры и студии выкладывают свои работы. Под каждой работой указан автор со ссылкой на его профиль, а в профиле есть контакты и соцсети. То есть это своеобразные маркетплейсы дизайна.
Уровень работ на этих площадках высокий, выбор большой:
- Behance — онлайн-платформа от компании Adobe. Здесь собраны работы дизайнеров во многих сферах: веб-дизайна, брендинга, архитектуры, моды, арт-дизайна. Логотипы удобнее искать, если выбрать область творчества «Бренды».
- Dribble — похожий сервис, но нет русскоязычной версии сайта. Чтобы посмотреть варианты логотипов и их авторов, стоит перейти на вкладку Branding.
- Logobaker — российский сервис, который специализируется именно на логотипах. Там каждый дизайнер как повар, а логотипы как блюда. Лучшая работа в рейтинге становится блюдом месяца.
Биржи фрилансеров. Самые популярные — «Фриланс-ру», «Кворк», fl.ru, «Веблансер». На этих биржах выкладывают предложения из разных сфер, например копирайтинга, разработки сайтов, рекламы и маркетинга, программирования, архитектуры. Чтобы найти дизайнера логотипов, нужно перейти в раздел «Дизайн» и выбрать «Логотипы».
На биржах дизайнеров очень много. Но, по моему опыту, среди них много новичков, и качество работ может быть плохим. Хотя хорошие дизайнеры там тоже встречаются — советую отсекать предложения с самыми низкими расценками и внимательно изучать портфолио.
Поисковая система. Найти дизайнера можно и самым очевидным способом — просто погуглить. Этот вариант лучше всего работает для поиска агентств и студий дизайна.
Если в поисковой строке ввести запрос вроде «разработка логотипа» или «сделать логотип», скорее всего, выдача будет предлагать разные онлайн-генераторы логотипов для их самостоятельного создания — для бизнеса такой вариант вряд ли подойдет. Поэтому лучше формировать запрос конкретнее, например «заказать логотип» или «разработка логотипов Казань». Еще стоит обратить внимание на статьи в духе «Рейтинг лучших дизайн-студий России» — обычно там приводятся списки хороших агентств с примерами работ и ссылками на сайт и соцсети.
Когда выбираете исполнителя, общайтесь сразу с тремя-четырьмя кандидатами, сравнивайте цены, портфолио. Еще обратите внимание, как быстро дизайнер отвечает на ваши сообщения. Есть фрилансеры, которые выходят на связь через пару дней и часто пропадают. Есть те, кто не выполняет с самого начала простые договоренности, например прислать примеры работ. Это должно сразу насторожить.
Сколько стоит логотип
Большинство дизайн-студий не указывают цены, на сайте или в соцсетях может не оказаться прайс-листа. А если и указывают, то в очень широких пределах. Дело в том, что цена логотипа зависит от многих параметров, например срочности, количества вариантов и концепций.
Многое зависит и от дизайнера — его опыта и статуса. Дизайнеры на бирже фрилансеров готовы отрисовать три варианта логотипа и за 1000 Р, условная племянница друга, которая учится в художественном, — за 10 000 Р, а в студии Артемия Лебедева за это попросят пару миллионов. Еще в студии Лебедева есть услуга «Экспресс-дизайн»: за 100 000 Р можно получить логотип и базовый стиль, но в нем ничего нельзя будет поменять.
По моему опыту, логотип у хорошего дизайнера стоит 25 000—120 000 Р. Нижняя граница — это расценки профессиональных дизайнеров в регионах, верхняя — примерная стоимость в агентстве среднего уровня в городе-миллионнике. В Москве может быть еще дороже.
Как работать с дизайнером
Бриф и техническое задание. Опишите дизайнеру задачу или заполните бриф, если вам его прислали. Не стесняйтесь делать это своими словами, главное — максимально передать свои ожидания. Расскажите, чем конкретно занимается ваша компания, какая у вас целевая аудитория. Опытный дизайнер сумеет перевести ваши пожелания на язык технического задания — ТЗ.
Имейте в виду, что абстрактные понятия визуальным рядом передать сложно. То есть слова «комфорт», «большой опыт работы», «популярность», «клиентоориентированность» отразить напрямую в логотипе не получится.
Скажем, вы изготавливаете массивную мебель из мореного дуба — классическую и в стиле лофт. Пожелания клиенту можно сформулировать примерно так: «Пусть логотип будет со строгим написанием. Цвета — в красно-коричневой гамме, можно в сочетании с серым. Возможен зеленый, но не в качестве основного. Фиолетовый и синий прошу не использовать. Пусть в логотипе будет предмет деятельности — стул. А еще хорошо бы показать динамику. Вот примеры работ, которые мне нравятся, посмотрите».
С подобным набором пожеланий и запретов дизайнеру работать проще.
Референсы. Дизайнер может попросить примеры логотипов, которые вам нравятся, то есть референсы. Дайте их ему. Референсы не обязательно искать среди логотипов компаний вашей или смежной отрасли. Главное — чтобы вам нравилось, как они сделаны. При этом расскажите, что именно вам нравится и почему. Комментарий вроде «этот логотип мне нравится по стилистике» — это разумно и экономит время. А фраза «сделайте мне так же, но по-другому» только усложнит задачу дизайнеру. Важно оценивать именно логотип, а не компанию, чей успех хотелось бы повторить.
Договор. С дизайнером следует составить договор, даже если дизайнер — физическое лицо. В договоре вы фиксируете важные моменты сотрудничества: согласованное техническое задание, цену, сроки, порядок оплаты, количество вариантов логотипа, формат файлов, в котором дизайнер будет передавать работу. Договор дисциплинирует обе стороны.
Сроки. Обычно сроки указывают в договоре. Но, по моему опыту, они часто затягиваются, причем из-за самого заказчика: сначала он медлит с заполнением брифа и согласованием ТЗ, потом долго не дает обратной связи. Поэтому я как исполнитель в договоре прописываю примечание: «Время ожидания материалов и обратной связи от заказчика в сроках договора не учитывается». Если вы хотите получить логотип побыстрее, постарайтесь оперативно отвечать дизайнеру и четко формулировать свои мысли.
В договоре следует прописать срок, когда дизайнер представит первые варианты работ. Обычно это 7—10 рабочих дней. В целом работа над логотипом может занимать от 2 недель до 2—3 месяцев — все зависит от количества итераций.
Количество вариантов. Договоритесь с исполнителем о количестве вариантов логотипа. Как правило, это три разные концепции. Часто у дизайнеров и агентств есть условие: если первые три концепции не устраивают заказчика и при этом соответствуют ТЗ, то следующие варианты оплачиваются дополнительно. Но на моей практике дизайнеры работают до победного конца за сумму договора.
Обратная связь. Порой оказывается, что какая-либо из первых концепций зацепила заказчика, но нуждается в доработке. На основе этой концепции дизайнер может сделать новые варианты. Или заказчик может попросить объединить удачные идеи из разных концепций в одну.
Обратная связь от заказчика должна быть внятной. Фраза в стиле «мне тут ничего не понравилось, давайте переделывайте» — худшее, что может случиться с дизайнером, потому что в ней нет конкретики. Если вам не понравились первые варианты логотипа, нужно объяснить, чем именно и почему. Лучше всего обсудить предложенные версии и предложить другие пути, поискать новые смыслы. Если у вас есть идеи — поделитесь ими. Чтобы приступить ко второй итерации, дизайнер должен понимать, куда двигаться.
Формат файлов. Итоговый логотип — не просто jpeg-рисунок. Дизайнер всегда отдает свою работу в «кривых» — в векторной графике, которая хорошо масштабируется и не рассыпается на пиксели при увеличении. Это форматы AI, EPS, PDF. А уже из векторных исходников изготавливаются растровые варианты: JPG, GIF, PNG.
Чаще всего дизайнер вместе с самим логотипом в разных форматах присылает его презентацию. Она показывает, как логотип будет работать в реальной среде: на визитках, вывесках, сувенирах. Хороший дизайнер готовит сразу несколько вариантов: цветной, монохромный и инвертированный. Инвертированный вариант еще называют «вывороткой»: все белое становится черным и наоборот.
Оплата. Самый удобный вариант — работа по предоплате 50%. Такая схема обязывает обе стороны внимательно относиться к работе. Предоплата не возвращается, если дизайнер сделал много, а заказчик не принял ничего.
Какой логотип можно считать хорошим
Нравится вам и вашим коллегам. Подход «нравится или не нравится» очень субъективный. Но все-таки логотип должен подходить в первую очередь тем, кто с ним работает.
Отражает суть бизнеса. Логотип должен отвечать задачам компании. Например, есть две компании: одна производит мебель, другая — сметану. Логотипы у них будут различаться из-за специфики рынка. Мебельный логотип должен легко становиться шильдом, чтобы его можно было выгравировать или отлить. А логотип молочной компании должен легко читаться и выделяться на полке в супермаркете среди упаковок других сметан.
Есть визуальная метафора — это когда идею, суть бизнеса объясняют через непрямую картинку.
Композиция цельная. В логотипе все должно быть органично: написание сочетается с графической частью, убери что-то одно — пропадет цельность композиции. При этом хороший логотип должен быть лаконичным, без лишних элементов. Если дизайнер использовал кружочки, ромбики или сердечки или еще что-то подобное как основные элементы логотипа, его стоит спросить, зачем и что это значит. Ответ «ну так, просто, элемент дизайна» не засчитывается — в логотипе не должно быть бессмысленных элементов.
Логотип можно адаптировать. Правильный логотип легко адаптировать и использовать для разных ситуаций: чтобы разместить рекламу на баннерах, брендировать служебные автомобили, сделать печать на ручках, футболках или тиснение на обложке ежедневника.
Часто логотипы используют в одном цвете, например в документах или на сувенирах. Поэтому нужно, чтобы цветной логотип хорошо смотрелся также в монохромном и инвертированном варианте, а важные детали не пропали.
Можно менять масштаб. Логотип должен масштабироваться. Это значит, что у вас должна быть возможность увеличивать его или уменьшать без потери значимых деталей и визуальных искажений. Особенно это важно, если в логотипе много мелких деталей или тонкие линии сочетаются с массивными плашками. При сильном уменьшении логотипа линии практически исчезнут, а с ними исчезнет и их смысл.
На шрифт есть лицензия. У дизайнера стоит спросить, какой шрифт он использовал и где его взял. Если это не бесплатный шрифт, на него нужна лицензия. Обычно за нее нужно платить. Желательно, чтобы она была оформлена на вашу компанию, а не на дизайнера.
Логотип уникальный. Если опасаетесь плагиата, проверить логотип легко — например, поиском по картинке в Яндексе или Гугле. Уникальность логотипа особенно важна, если вы собираетесь зарегистрировать товарный знак.
Инструкция: как получить хороший логотип
- Выберите исполнителя — агентство или конкретного дизайнера. Лучше общаться сразу с тремя-четырьмя кандидатами, а потом выбрать одного по портфолио, стилю, цене и срокам.
- Подробно опишите задачу и пожелания или заполните бриф, который пришлет исполнитель. Можете показать референсы. На основе этого вместе составьте и согласуйте техническое задание.
- Договоритесь о деталях: сроках, количестве вариантов, оплате. Все эти детали пропишите в договоре.
- Внесите предоплату — обычно это 50% суммы.
- Когда первые варианты будут готовы, обсудите их с дизайнером и выберите одну из концепций. Если ничего не устраивает, объясните почему. Так может пройти несколько итераций, пока концепция вас не устроит.
- Когда дизайнер пришлет итоговый вариант, проверьте логотип. Он должен быть в векторной и растровой графике, в разных вариантах: цветном, монохромном, инвертированном. Если дизайнер использовал платный шрифт, на него должна быть лицензия.
- Заплатите оставшуюся сумму.
«Полоса препятствий» или где, а главное, как найти дизайнера для вашего бизнеса
Время на прочтение
9 мин
Количество просмотров 2.8K
В этой статье мы попробуем разобраться, как же все таки определить, что имеет ключевое значение при правильном выборе дизайнера, а что второстепенно.
Не секрет, что при всем многообразии фриланс площадок, и обилии исполнителей специализирующихся на разного рода дизайн услугах, у заказчика часто возникает вопрос, кому же действительно можно доверить свой заказ, при этом не потеряв деньги, а главное время, которое чаще всего бывает важнее, чем деньги?
Эта информация универсальна, и будет полезна вне зависимости от того, необходим ли вам логотип, фирменный стиль, дизайн сайта и т.п.
❖ Где найти дизайнера
Как правило, на специализированных интернет площадках дающих возможность опубликовать свое портфолио.
Приведу пример наиболее популярных, без уклона в какую либо специализацию, это: Behance, Dribbble, Coroflot, DeviantArt, на самом деле их гораздо больше, есть например с уклоном только в дизайн логотипов такие как Logopond, Logobaker и т.п.
Так-же можно опубликовать Вашу задачу на так называемых «фриланс биржах», где заказчик публикует задание, и ожидает отклики исполнителей.
Наиболее популярные фриланс биржи: Fl, Freelance, Яндекс.Услуги, YouDo и т.п.
Многие дизайнеры размещают портфолио в соцсетях, чаще всего это Instagram, FaceBook, Telegram, Вконтакте
❖ Как определить, что дизайнер которого вы нашли, квалифицированный специалист
Предположим, что дизайнер уже найден, на что же прежде всего стоит обратить внимание при рассмотрении кандидатуры:
❖ Портфолио, «портфель» он же «кейс»
Это визитная карточка любого дизайнера, по портфолио заказчик может в большей степени понять, стоит ли ему начинать обсуждение заказа с конкретно взятым исполнителем или имеет смысл продолжить поиски.
❖ Количество работ представленных в портфолио
Если в портфолио представлено небольшое количество работ, как правило, 1-10, то вы можете поинтересоваться, есть ли у дизайнера где-то еще работы, если таковых нет, то скорее всего это начинающий или мало практикующий дизайнер, со всеми вытекающими отсюда последствиями, работа с таким исполнителем будет стоить дешево, но скорее всего, качество будет на уровне начинающего.
❖ Стилистика (стиль) работ
У каждого дизайнера так или иначе вырабатывается свой стиль, т.е. работы имеют некую преемственность.
Визуально (на глаз) это можно определить следующим образом, если вы видите, что работы кардинально разнятся как по стилю, так и по качеству исполнения, то скорее всего перед вами:
а) Дизайн студия, в которой работают разные дизайнеры, поэтому и работы имеют разный стиль и разное качество
б) Посредник, т.е. человек который хоть и представляется дизайнером, но сам ничего не создает, а занимается перезаказом работ
в) Дизайнер, который выложил в портфолио свои ранние, например студенческие работы, но такое бывает не часто.
г) Мошенник, который «прошелся» по чужим портфолио, взяв из каждого по 12 работы и теперь выдает их за свои.
❖ Наличие выполненной работы на сайте заказчика
Если речь идет например о Логотипах, или WEB дизайне, то наличие работы на сайте заказчика, прежде всего говорит о том, что дизайнер не просто что-то там создал в свободное время, но что работа была действительно выполнена и принята.
Если вы не видите ссылок, по которым можно посмотреть работу так сказать «в реале», то имеет смысл спросить об этом самого дизайнера.
В случае полного отсутствия ссылок, скорее всего реальных заказчиков у такого человека было мало, или вообще не было, а представленные в портфолио работы, чистой воды экспромт на вольную тему. Само по себе это не говорит о низкой квалификации, но свидетельствует о возможном отсутствии реального опыта сотрудничества с кем-либо.
Однако, бывают и исключения, когда например дизайнер практикует давно, портфолио у него большое, но ссылок мало, поскольку многие компании, для которых создавался тот или иной дизайн, либо как говорится «заработали свое» и закрылись, либо перепрофилировались на другой вид бизнеса, но все-же, хоть какая-то часть живых ссылок, должна присутствовать.
⚠ Важно ! Если Вам, из всего портфолио дизайнера нравится менее 10% работ, это скорее говорит о том, что такой исполнитель вряд ли Вам подойдет.
❖ Расценки на дизайн
Все зависит от конкретно взятой специализации, и может варьироваться. На примере разработки логотипа это выглядит следующим образом:
Если Вам обещают полноценный, охраноспособный логотип (т.е. тот, который гарантированно пройдет регистрацию в ФИПС, Роспатент) да еще в нескольких вариациях, за сумму в пределах до 10 000р, то скорее всего это будет:
а) логотип от профессионала, но в эконом варианте, который хотя и будет создан с нуля, но в большей степени вероятности, не будет нести в себе креативной составляющей, и не будет претендовать на уникальность, и возможно вам об этом даже не скажут, но именно так это бывает в эконом сегменте
б) логотип от начинающего дизайнера — в данном случае вы получите результат на уровне начинающего, который будет подвержен типичным ошибкам, всегда преследующим новичков, и которые в последствии довольно накладно, а зачастую и невозможно исправить, начиная от проблем в графической части, заканчивая невозможностью полноценно пользоваться исходниками (например лого сделан в растре, а не в векторе) и т.д.;
в) скачанный на просторах интернета шаблон (клипарт), в который просто впишут название вашей компании;
г) плагиат, т.е. когда в готовый логотип существующей, как правило, зарубежной компании, вносятся минимальные изменения, и работа в таком виде выдается заказчику.
Отдельно хотелось бы сказать и по поводу неоправданно завышенных цен, например если это дизайн логотипа от 60 000р и выше, и речь не идет о какой-либо известной студии, или именитом дизайнере, который работал на известные компании, имеет обширное портфолио, упоминается на каких либо дизайнерских ресурсах как пример подражания, имеет международные награды и т.д., то скорее всего вы получите возможно и очень хорошую работу, но определенно переплатите.
Сколько же в итоге придется заплатить за полноценный дизайн логотипа?
Если ваша цель не тотальная экономия, а получение качественного результата за разумные деньги, и вы решили сотрудничать с дизайнером в удаленном режиме, то адекватная цена за разработку лого будет находиться в пределах от 10 000р до 30 000р — 40 000р, в зависимости от:
a) количества предоставляемых на выбор вариантов логотипа;
б) количества доработок;
в) прочих опций, например это может быть «гайдлайн», так называемый паспорт логотипа, и/или предварительная проверка лого по базе ФИПС (Роспатент), на предмет возможности его регистрации, какие-то дополнительные версии самого лого, Ч/Б для печати, для WEB и т.д. т.п.
❖ Сроки исполнения работы Здесь так-же все зависит от конкретно взятой специализации.
На примере разработки лого, если речь конечно о полноценном логотипе, то адекватными временем разработки, скажем 2-3х вариантов лого на выбор, будут сроки от 5-7 дней и выше, а если присутствуют дополнительные опции в виде гайдлайна и т.д. то это может занять и все 15 дней и даже более того.
⚠ Важно ! С полной уверенностью можно сказать только одно, если Вам предлагают разработку логотипа за 1-2 дня, а то и несколько часов, то вероятнее всего, работа будет происхордить в крайней спешке, при этом зачастую страдает именно качество работы, а то и вовсе работа не выполняется, а происходит перепродажа шаблонов (клипартов) и откровенный плагиат.
❖ Брифинг (Тех Задание)
У любого мало мальски состоявшегося дизайнера, рано или поздно появляется определенный свод одних и тех же вопросов, которые он задает заказчикам на стадии обсуждения заказа.
Правилом хорошего тона, и частично индикатором профессионализма, будет наличие у дизайнера так называемого «Брифинга» (опросника), он же «Тех Задание» или просто «ТЗ», где воедино собраны все значимые вопросы касающиеся нового задания.
Такой подход значительно позволяет сократить время интервьюирования заказчика, сохраняя тем самым время для обеих сторон.
Кроме того заказчик может быть уверен, что никакая важная информация о заказе не будет утеряна или забыта.
⚠ Важно ! Если вы как заказчик не любите писать и заполнять брифинги а любите решать все вопросы по телефону, имейте в виду, что скорее всего та информация которую вы подадите на начальном этапе задания, через 3-6 дней работы скорее всего будет уже забыта и Вами и самим дизайнером, что зачастую приводит к недопониманию, конфликтам и срыву сроков выполнения задания. Как бы Вам не хотелось поговорить по телефону, в данном случае все-же стоит не говорить а писать, все что вами записано, никогда не будет забыто, утеряно или неправильно понято.
❖ Отзывы о выполненной работе
В настоящее время подавляющее большинство интернет площадок где предлагаются услуги дизайна позволяют заказчику оставить отзыв о работе исполнителя.
Если вы встретили дизайнера где-то за пределами таких площадок, например в соцсетях, то имеет смысл поинтересоваться может ли он предоставить ссылки на отзывы/рекомендации о своей работе.
Не лишним будет и «погуглить», вдруг где-то вскроется негатив (обманул, просрочил со сроками, сделал некачественно и т.п.).
Но так-же стоит принять во внимание, если дизайнер практикует давно, то возможно у него скорее всего будет некий % негативных отзывов, ведь не ошибается тот, кто не работает, да и разные заказчики бывают и разные ситуации.
⚠ Важно ! Если соотношение позитивных и негативных отзывов составляет примерно 90% к 10% то работать можно, если более, то тут уже имеет смысл хорошо подумать, стоит ли предлагать такому исполнителю заказ или нет.
❖ Предоплата или «палка о двух концах»
Если дизайнер работает без предоплаты, то у заказчика создается впечатление, что он особо ничем не рискует, но… в таком случае, нужно понимать, что кроме устной договоренности между вами и дизайнером ничего нет, другими словами, исполнитель может сделать работу спустя рукава, притом с чистой совестью, ведь большинство полагает, что если не было оплаты, то значит можно особо и не «париться».
Кроме вышесказанного, чаще всего, работу без предоплаты практикуют начинающие и невостребованные дизайнеры, из-за неуверенности в своих силах и боязни взять на себя какую либо ответственность.
Если же дизайнер работает только по предоплате, то это во первых говорит о том, что он востребован, а во вторых уверен в своих силах настолько, что не боится взять предоплату, т.е. обязательства перед вами еще в начале сотрудничества, а значит в большинстве случаев, вы можете быть уверены, что пообщавшись и взяв ваше задание, он/она не будет «тянуть резину», и не пропадет куда нибудь на пару недель.
С другой стороны, это конечно может оказаться и просто мошенник, собирающий предоплаты с доверчивых заказчиков.
Как же отличить «грешное» от «праведного», если вы не «человек рентген», видящий всех насквозь.
Просто следуйте простым но эффективным рекомендациям — см. портфолио, гуглите, читайте отзывы, чем больше вашего дизайнера в интернете (профили в соцсетях, наличие портфолио на профильных сайтах типа Dribble, Behance, Coroflot, DeviantArt и т.п) тем вероятнее всего, что вы не будете обмануты.
Профессионалы как правило ни от кого не прячутся, работают не первый год, не боятся взять предоплату и ответственность перед заказчиком, дорожат своей репутацией.
⚠ Важно! Всегда обращайте внимание на дату регистрации пользователя, и дату размещения работ в портфолио, например на Behance, Dribble и т.п. Случается так, что все это есть, но было зарегистрировано и опубликовано буквально вчера, а дизайнер позиционирует себя как профессионал, который в профессии вот уже 3-5-10 лет и т.д. Это уже повод задуматься о правдивости предоставленной информации.
❖ Гарантии положительного результата
Это очень широкий вопрос, и так-же зависит от конкретно взятой специализации. Но! Стоит понять, и принять одну простую истину, дизайн это не математика, где можно достоверно со 100% точносью сказать, что например 2+2 это точно будет 4.
Дизайн, как и любое творчество, так или иначе будет подвержено критике, т.к. вкусы у всех разные.
Зачастую, на результат работы, влияет не только личное видение и опыт дизайнера, но и то, насколько точно сам заказчик смог сформулировать свои пожелания и донести их до исполнителя, другими словами, все, что не было упомянуто вами на этапе обсуждения, не является для вашего дизайнера очевидным по умолчанию.
Не редкость, что заказчик и сам толком не знает, чего же он хочет, и дизайнер, пусть даже и очень опытный, все же не в состоянии прочесть мысли заказчика, притом те, которые даже не успели возникнуть в его голове.
Единственно реальную 100% гарантию, которую может предоставить дизайнер, это то, что работа будет выполнена в оговоренные сроки (если Ваш исполнитель профессионал, он вполне способен адекватно оценить свои силы и время выполнения заказа)
Если же вы слышите что-то на подобие «даю 100% гарантию положительного результата», стоит задуматься о двух вещах, либо дизайнер очень начинающий, и еще не способен адекватно оценивать свои силы, либо это просто рекламный трюк нацеленный на получение заказа любой ценой, или же мошенник, который расскажет, и пообещает вам, абсолютно все, что вы хотите услышать, лишь бы только получить от вас предоплату.
Правилом хорошего тона, со сторны дизайнера может быть например небольшой договор или условия сотрудничества, где дизайнер еще на этапе обсуждения, сразу сообщает заказчику о том, какие обязанности он на себя возлагает и как будет проходить ваше с ним сотрудничество.
❖ Доработки
И в заключении, хотелось бы обратить внимание на такой момент как доработки и их количество.
Все конечно зависит от специализации, но если например взять дизайн логотипа или фирменного стиля, то как правило в цену дизайна по умолчанию уже входит несколько бесплатных доработок, сколько именно, стоит сразу поинтересоваться у дизайнера, т.к. это может стать камнем преткновения, и если вы сразу не уточните этот момент, в процессе работы может выяснится, что все доработки платные.
Так-же не стоит ожидать, что абсолютно все доработки будут бесплатны, ведь в процессе доработок и поиска «того самого» может потребоваться далеко не 1 день или даже неделя, и в итоге получится, что дизайнер по обьему выполнил задачу равную не одному заказу а 21, следовательно глупо полагать, что дизайнер все это будет выполнять на бесплатной основе.
Исключения составляют только комплексные, высокобюджетные проекты под ключ, где в цену сразу закладываются все риски и все возможные нюансы, но такая цена вам врядли понравится, т.к. она скорее всего нивелирует все преимущества от работы с фрилансером (т.е. приемлемую цену в сравнении с предложениями от студий).
⚠ Важно! Есть один нюанс который довольно часто «срабатывает» на неопотных заказчиках, это так называемые «доработки до утверждения» или «бесплатный сыр от дизайна».
Все нижесказанное не претендует, на истину в последней инстанции, но такие случаи к сожалению имеют место быть.
Если кто-либо обещает вам такую опцию, при невысоком ценнике, то при наличии большого количества правок, скорее всего произойдет следующее:
a) Первые несколько доработок будут выполнены вовермя и согласно вашим требованиям, но когда дизайнер поймет, что конца им не предвидится, то скорее всего он либо начнет выдавать одну доработку через длительные промежутки времени, и/или начнет дорабатывать без должного внимания, выдавая в качестве правок, что-нибудь для наличия, в надежде, взять вас «измором», т.е. когда вы сами уже устанете ожидать правки, и либо согласитесь на то, что уже есть, либо сами откажетесь от дальнейшего сотрудничества.
б) Просто перестанет выходить с вами на связь, когда решит, что уже и так все отработал, в лучшем случае отправив вам все исходники как есть.
Благодарю за внимание! Надеюсь эта статья, была Вам полезна.
Если у Вас возникли дополнительные вопросы, обращайтесь:
all.designmail@gmail.com, Skype: alldesign_skype, Telegram: @allaavitko
© FL.ru, 2005 – 2023
О проекте
Правила
Безопасность
Помощь
© FL.ru, 2005 – 2023
О проекте
Правила
Безопасность
Помощь
Наши партнеры
Сведения об ООО «Ваан» внесены в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. ООО «Ваан» осуществляет деятельность, связанную с использованием информационных технологий, по разработке компьютерного программного обеспечения, предоставлению доступа к программе для ЭВМ и является правообладателем программы для ЭВМ «FL.ru 2.0».
Давайте разберемся, почему одни агентства просят за свою работу 500 000 рублей, а другие 15 000 рублей.
Оценить стоимость творческой работы достаточно сложно. Например картины одного художника стоят миллионы, а другого никому не нужны даже бесплатно. Мы подойдем к этому вопросу рационально и постараемся расставить всё на свои места. Ключевые факторы — вкус, чувство композиции и умение сочетать цвета и формы.
Как определить хорошего дизайнера?
Первое, на что необходимо обратить внимание — портфолио. Посмотрите внимательно, есть ли в портфолио у дизайнера работы, которые вам нравятся. Не важно, если эти работы не относятся к вашей тематике.
Второй признак — стоимость. Ни один уважающий себя специалист с опытом не будет разрабатывать логотип за 5000 рублей. Это вовсе не значит, что нужно обращаться только к студиям с высокими ценами. Большие студии включают в стоимость своих услуг аренду и содержание офиса, зарплату менеджеров. Также большие студии ставят высокую цену за свое имя.
Также следует обратить внимание на предлагаемое количество вариантов. Приведем пример, вы заказали такси и попросили водителя отклонится от маршрута и проехать на 10 км больше запланированного пути, естественно стоимость вашей поездки увеличится. Тот же принцип работает и с дизайнером.
Если дизайнер не возражает и делает 10 вариантов, вместо оговоренных трех, без дополнительной оплаты, следовательно этот дизайнер не уважает свой труд и время. А значит и качество выполняемой им работы будет под большим вопросом. Вы, наверное, обращали внимание на объявления «5 вариантов логотипа — 5000 рублей, готовность через 3 дня». Если вы увидели такую информацию на сайте, где собираетесь заказать логотип, бегите от туда как можно быстрее.
Хороший дизайнер заинтересован выполнить работу качественно. Он предоставит меньше вариантов, но гораздо лучшего качества. Настоящий профессионал погрузится в специфику вашего бизнеса или услуги. Проведет анализ рынка, определит ключевых конкурентов. Только после этого наметит основные концепции, наиболее выгодные для вашего бизнеса.
Обязательно обратите внимание на стиль коммуникации с дизайнером. Если дизайнер долго отвечает на письма, допускает фамильярность или увиливает от прямого ответа на вопросы — можно предположить, что и в работе этот человек будет вести себя подобным образом, а значит сроки проекта будут сдвигаться и работа может быть выполнена не надлежащим образом.
Хороший дизайнер адекватно оценивает свои услуги и знает им цену. Хороший дизайнер приложит максимум усилий, чтобы вы остались довольны результатом.
*Статья подготовлена Руководителем отдела проектов Hardy Branding Дарьей Фроловой