Как найти длины ребер когда даны координаты

Аналитическая геометрия — задача на расчет пирамиды (тетраэдра)

Краткая теория


Вузовская аналитическая геометрия отличается от курса школьной геометрии. Главное отличие состоит в том, что она основным своим инструментом имеет набор алгебраических формул и методов вычислений. В основе аналитической геометрии лежит метод координат.
Аналитическая геометрия имеет набор формул, готовых уравнений и алгоритмов действия. Для успешного и правильного решения главное — разобраться и уделить задаче достаточно времени.

Данная задача является типовой в курсе аналитической геометрии и требует использования различных методов и знаний, таких как декартовые прямоугольные координаты и вектора в пространстве.

Пример решения задачи

Задача

Даны координаты
вершин пирамиды 
. Найти:

Сделать чертеж.

На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:

ВКонтакте
WhatsApp
Telegram

Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.

Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.

Решение

Длина ребра

Длину ребра

 найдем по
формуле расстояния между 2-мя точками:

Угол между ребрами

Угол между ребрами

 и

 найдем как угол
между направляющими векторами

  и

:

Косинус угла между
векторами:

Угол между ребром и гранью. Векторное произведение

Вычислим угол между
ребром

 и гранью

.

Для этого вычислим
координаты нормального вектора плоскости

 –им будет
векторное произведение векторов 

 и

.

 

Найдем векторное произведение. Для этого

вычислим определитель:

Нормальный вектор
плоскости:

  

Синус угла:

Площадь грани

Вычислим площадь
грани

. Она будет численно равна половине модуля векторного
произведения векторов

    и 

:

Искомая площадь:

Объем пирамиды. Смешанное произведение векторов

Вычислим объем
пирамиды. Он будет равен шестой части модуля смешанного произведения векторов

  и

:

Для того чтобы вычислить смешанное произведение, необходимо
найти определитель квадратной матрицы, составленной из координат векторов:

Искомый объем
пирамиды:

Уравнение прямой в пространстве

Вычислим уравнение
прямой

.  Направляющим
вектором искомой прямой является вектор

. Кроме того, прямая проходит через точку

 

Уравнение искомой
прямой:

Уравнение плоскости

Вычислим уравнение
плоскости

. Нормальный вектор плоскости

. кроме того, плоскость проходит через точку

 -уравнение
грани

 

Уравнение высоты, опущенной на грань

Составим уравнение
высоты, опущенной на грань

 из вершины

:

Нормальный вектор

 является
направляющим вектором высоты, кроме того, высота проходит через точку

 

Искомое уравнение
высоты:

Сделаем схематический чертеж:

Пример 1:

Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4.

Найти:

1) координаты и модули векторов А1 А2и А1 А4;  

2) угол между ребрами А1 А2и А1 А4;          

3) площадь грани А1 А2 А3;         

4) объем пирамиды;

5) уравнение прямой А1 А2;

6) уравнение плоскости А1 А2 А3;

7) уравнение высоты, опущенной из вершины  А4 на грань А1 А2 А3.

Сделать чертеж.

А1 (0; 4; -4), А2 (5; 1; -1), А3 (-1; -1; 3), А4 (0; -3; 7).

Решение от преподавателя:

Пример 2:

Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4.

Найти: 1) длину ребра А1 А2;

2) угол между ребрами А1 А2и А1 А4;          

3) угол между ребром А1 А4 и гранью А1 А2 А3;

4) площадь грани А1 А2 А3;         

5) объем пирамиды;

6) уравнение прямой А1 А2;

7) уравнение плоскости А1 А2 А3;

8) уравнение высоты, опущенной из вершины  А4 на грань А1 А2 А3. Сделать чертеж.

1. А1 (7; 7; 3), А2 (6; 5; 8), А3 (3; 5; 8), А4 (8; 4; 1).

Решение от преподавателя:

Пример 3:

Решение от преподавателя:

 Уравнение плоскости. 
Если точки A1(x1; y1; z1), A2(x2; y2; z2), A3(x3; y3; z3) не лежат на одной прямой, то проходящая через них плоскость представляется уравнением: 

x-x1

y-y1

z-z1

x2-x1

y2-y1

z2-z1

x3-x1

y3-y1

z3-z1

 

= 0

Уравнение плоскости A1A2A3 

(x-3)(1*2-0*3) — (y-2)((-2)*2-3*3) + (z+2)((-2)*0-3*1) = 2x + 13y — 3z-38 = 0 

Угол между прямой A1A4 и плоскостью A1A2A3
Синус угла между прямой с направляющими коэффициентами (l; m; n) и плоскостью с нормальным вектором N(A; B; C) можно найти по формуле: 
https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=sin%20gamma%20%20%20=%20frac%7b|Al%20%2B%20Bm%20%2B%20Cn|%7d%7bsqrt%7bA%5e%7b2%7d%20%2B%20B%5e%7b2%7d%20%2B%20C%5e%7b2%7d%7dsqrt%7bl%5e%7b2%7d%20%2B%20m%5e%7b2%7d%20%2B%20n%5e%7b2%7d%7d%7d
Уравнение плоскости A1A2A3: 2x + 13y — 3z-38 = 0 
Уравнение прямой A1A4
https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=frac%7bx%20-%203%7d%7b-3%7d%20=%20frac%7by%20-%202%7d%7b0%7d%20=%20frac%7bz%20%2B%202%7d%7b4%7d
γ = arcsin(0.267) = 15.486o 

Уравнение высоты пирамиды через вершину A4(0,2,2) 
Прямая, проходящая через точку M0(x0;y0;z0) и перпендикулярная плоскости Ax + By + Cz + D = 0 имеет направляющий вектор (A;B;C) и, значит, представляется симметричными уравнениями: 
Уравнение плоскости A1A2A3: 2x + 13y — 3z-38 = 0 
https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=frac%7bx%20-%20x_%7b0%7d%7d%7bA%7d%20=%20frac%7by%20-%20y_%7b0%7d%7d%7bB%7d%20=%20frac%7bz%20-%20z_%7b0%7d%7d%7bC%7d
https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=frac%7bx%20-%200%7d%7b2%7d%20=%20frac%7by%20-%202%7d%7b13%7d%20=%20frac%7bz%20-%202%7d%7b-3%7d

Уравнение плоскости через вершину A4(0,2,2) 
Плоскость, проходящая через точку M0(x0;y0;z0) и параллельная плоскости Ax + By + Cz + D = 0 имеет направляющий вектор (A;B;C) и, значит, представляется уравнением: 
A(x-x0) + B(y-y0) + C(z-z0) = 0 
Уравнение плоскости A1A2A3: 2x + 13y — 3z-38 = 0 
2(x-0)+13(y-2)-3(z-2) = 0 
или 
2x+13y-3z-20 = 0

Пример 4:

Решение от преподавателя:

Даны координаты пирамиды: A1(0,1,1), A2(3,4,4), A3(-3,9,3), A4(0,5,4) 

  1. Уравнение плоскости
    Если точки A1(x1; y1; z1), A2(x2; y2; z2), A3(x3; y3; z3) не лежат на одной прямой, то проходящая через них плоскость представляется уравнением: 

x-x1

y-y1

z-z1

x2-x1

y2-y1

z2-z1

x3-x1

y3-y1

z3-z1

 

= 0

Уравнение плоскости A1A2A3 

(x-0)(3*2-8*3) — (y-1)(3*2-(-3)*3) + (z-1)(3*8-(-3)*3) = -18x — 15y + 33z-18 = 0 
Упростим выражение: -6x — 5y + 11z-6 = 0 

2) Угол между прямой A1A4 и плоскостью A1A2A3
Синус угла между прямой с направляющими коэффициентами (l; m; n) и плоскостью с нормальным вектором N(A; B; C) можно найти по формуле: 

Уравнение плоскости A1A2A3: -6x — 5y + 11z-6 = 0 
Уравнение прямой A1A4

γ = arcsin(0.193) = 11.128o 

3) Уравнение высоты пирамиды через вершину A4(0,5,4) 
Прямая, проходящая через точку M0(x0;y0;z0) и перпендикулярная плоскости Ax + By + Cz + D = 0 имеет направляющий вектор (A;B;C) и, значит, представляется симметричными уравнениями: 
Уравнение плоскости A1A2A3: -6x — 5y + 11z-6 = 0 

4) Уравнение плоскости через вершину A4(0,5,4) 
Плоскость, проходящая через точку M0(x0;y0;z0) и параллельная плоскости

Ax + By + Cz + D = 0 имеет направляющий вектор (A;B;C) и, значит, представляется уравнением: 
A(x-x0) + B(y-y0) + C(z-z0) = 0 
Уравнение плоскости A1A2A3: -6x — 5y + 11z-6 = 0 
-6(x-0)-5(y-5)+11(z-4) = 0 
или 
-6x-5y+11z-19 = 0 

5)  Координаты вектора  A1A4(0;4;3) 

Уравнение прямой, проходящей через точку А1(0,1,1) параллельно вектору А1А2(0,4,3) имеет вид:

Пример 5:

Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4.

Найти: 1) длину ребра А1 А2;

2) угол между ребрами А1 А2и А1 А4;          

3) угол между ребром А1 А4 и гранью А1 А2 А3;

4) площадь грани А1 А2 А3;         

5) объем пирамиды;

6) уравнение прямой А1 А2;

7) уравнение плоскости А1 А2 А3;

8) уравнение высоты, опущенной из вершины  А4 на грань А1 А2 А3. Сделать чертеж.

А1 (4; 4; 10), А2 (4; 10; 2), А3 (2; 8; 4), А4 (9; 6; 9).

Решение от преподавателя:

Пример 6:

Решение от преподавателя:

1) Даны координаты  вершин пирамиды: A1(0,1,1), A2(3,4,4), A3(-3,9,3), A4(0,5,4) 
Координаты векторов
Координаты векторов:       A1A2(3;3;3)        A1A4(0;4;3) 

Модули векторов (длина ребер пирамиды) 
Длина вектора a(X;Y;Z) выражается через его координаты формулой: 


Угол между ребрами.

 Угол между векторами a1(X1;Y1;Z1), a2(X2;Y2;Z2) можно найти по формуле: 
   ,    где a1a2 = X1X2 + Y1Y2 + Z1Z2 
Найдем угол между ребрами A1A2(3;3;3) и A1A3(0;4;3): 

А1 = arccos(0,808)

Найдем площадь грани с учётом геометрического смысла векторного произведения: 
S =
Найдем векторное произведение

=i(3*2-8*3) — j(3*2-(-3)*3) + k(3*8-(-3)*3) = -18i — 15j + 33k 

3) Объем пирамиды
Объем пирамиды, построенный на векторах a1(X1;Y1;Z1), a2(X2;Y2;Z2), a3(X3;Y3;Z3) равен: 

 

Координатывекторов:A1A2(3;3;3)    A1A3(-3;8;2) A1A4(0;4;3) :      

где определитель матрицы равен: 
∆ = 3*(8*3-4*2)-(-3)*(3*3-4*3)+0*(3*2-8*3) = 39 

Пример 7:

Решение от преподавателя:

  1. Угол между ребрами. 
    Угол между векторами a1(X1;Y1;Z1), a2(X2;Y2;Z2) можно найти по формуле: 
    https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=cos%20gamma%20%20%20=%20frac%7ba_%7b1%7da_%7b2%7d%7d%7b|a_%7b1%7d|cdot%20|a_%7b2%7d|%7d
    где a1a2 = X1X2 + Y1Y2 + Z1Z2 
    Найдем угол между ребрами A1A2(-2;1;3) и A1A3(3;0;2): 
    https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=cos%20gamma%20%20%20=%20frac%7b(-2)cdot%203%20%2B%201cdot%200%20%2B%203cdot%202%7d%7bsqrt%7b14%7dcdot%20sqrt%7b13%7d%7d%20=%200
    γ = arccos(0) = 90.0030 
  2. Площадь грани 
    Площадь грани можно найти по формуле: 
    https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=S%20=%20frac%7b1%7d%7b2%7d%20|a|cdot%20|b|%20sin%20gamma
    где 
    https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=sin%20gamma%20%20=%20sqrt%7b1%20-%20cos%20gamma%5e%7b2%7d%7d
    Найдем площадь грани A1A2A3 
    Найдем угол между ребрами A1A2(-2;1;3) и A1A3(3;0;2): 
    https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=cos%20gamma%20%20%20=%20frac%7b(-2)cdot%203%20%2B%201cdot%200%20%2B%203cdot%202%7d%7bsqrt%7b14%7dcdot%20sqrt%7b13%7d%7d%20=%200
    https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=sin%20gamma%20%20=%20sqrt%7b1%20-%200%5e%7b2%7d%7d%20=%201
    Площадь грани A1A2A3 
  3. Объем пирамиды, построенный на векторах a1(X1;Y1;Z1), a2(X2;Y2;Z2), a3(X3;Y3;Z3) равен: 

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=V%20=%20frac%7b1%7d%7b6%7d

 

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=V%20=%20frac%7b1%7d%7b6%7d

https://chart.googleapis.com/chart?cht=tx&chl=%20=%20frac%7b18%7d%7b6%7d%20=%203

где определитель матрицы равен: 
∆ = (-2)*(0*4-0*2)-3*(1*4-0*3)+(-3)*(1*2-0*3) = -18 

Пример 8:

Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4 . Найти:

1) длину ребра А1А2;

2) угол между рёбрами А1Аи А1А4 ;

3) угол между ребром А1А4 и гранью А1А2А3;

4) площадь грани А1А2А3;

5) объём пирамиды;

6) уравнение прямой А1А2;

7) уравнение плоскости А1А2А3;

8) уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1А2А3;

Сделать чертёж.

А1(3; 5; 4),        А2(8; 7; 4),            А3(5; 10; 4),          А4(4; 7; 8).

Решение от преподавателя:

1) Длина ребра A1A2;

2) угол между ребрами А1А2 и А1А4;

3) угол между ребрами А1А4 и гранью А1А2А3;

Найдем уравнение стороны А1А4:

Вектор нормали:  к плоскости А1А2А3.

4) площадь грани А1А2А3;

5) объем пирамиды;

6) уравнение прямой А1А2;

7) уравнение плоскости А1А2А3;

Итак: z=4 – уравнение плоскости А1А2А3.

8) уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1А2А3.

A4O – высота:

Уравнение A4O:

Т.к. , то

В результате получаем уравнение высоты:

Пример 9:

Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4.

Найти: 1) длину ребра А1 А2;

2) угол между ребрами А1 А2и А1 А4;          

3) угол между ребром А1 А4 и гранью А1 А2 А3;

4) площадь грани А1 А2 А3;         

5) объем пирамиды;

6) уравнение прямой А1 А2;

7) уравнение плоскости А1 А2 А3;

8) уравнение высоты, опущенной из вершины  А4 на грань А1 А2 А3. Сделать чертеж.

А1 (4; 4; 10), А2 (4; 10; 2), А3 (2; 8; 4), А4 (9; 6; 9).

Решение от преподавателя:

Примечание: дробные числа записывайте
через точку, а не запятую.

Округлять до -го знака после запятой.

Векторы в пространстве и метод координат

Существует два способа решения задач по стереометрии

Первый — классический — требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мозги и пространственное воображение.

Другой метод — применение векторов и координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Он очень удобен, особенно когда времени до экзамена мало, а решить задачу хочется.

Если вы освоили векторы на плоскости и действия с ними — то и с векторами в пространстве разберетесь. Многие понятия окажутся знакомыми.

Система координат в пространстве

Выберем начало координат. Проведем три взаимно перпендикулярные оси X, Y и Z. Зададим удобный масштаб.

Получилась система координат в трехмерном пространстве. Теперь каждая его точка характеризуется тремя числами — координатами по X, Y и Z. Например, запись M(−1; 3; 2) означает, что координата точки M по X (абсцисса) равна −1, координата по Y (ордината) равна 3, а координата по Z (аппликата) равна 2.

Векторы в пространстве определяются так же, как и на плоскости. Это направленные отрезки, имеющие начало и конец. Только в пространстве вектор задается тремя координатами x, y и z:

Как найти координаты вектора? Как и на плоскости — из координаты конца вычитаем координату начала.


Длина вектора в пространстве – это расстояние между точками A и B. Находится как корень квадратный из суммы квадратов координат вектора.

Пусть точка M – середина отрезка AB. Ее координаты находятся по формуле:

Для сложения векторов применяем уже знакомые правило треугольника и правило параллелограмма

Сумма векторов, их разность, произведение вектора на число и скалярное произведение векторов определяются так же, как и на плоскости. Только координат не две, а три. Возьмем векторы и .

Произведение вектора на число:

Скалярное произведение векторов:

Косинус угла между векторами:

Последняя формула удобна для нахождения угла между прямыми в пространстве. Особенно если эти прямые – скрещиваются. Напомним, что так называются прямые, которые не параллельны и не пересекаются. Они лежат в параллельных плоскостях.

1. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и K — середины ребер соответственно A1B1 и B1C1. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.

Если вам достался куб — значит, повезло. Он отлично вписывается в прямоугольную систему координат. Строим чертеж:

Длина ребра куба не дана. Какой бы она ни была, угол между AE и BK от нее не зависит. Поэтому возьмем единичный куб, все ребра которого равны 1.

Прямые AE и BK — скрещиваются. Найдем угол между векторами и . Для этого нужны их координаты.

Запишем координаты векторов:

и найдем косинус угла между векторами и :

2. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точки E, K — середины ребер SB и SC соответственно. Найдите косинус угла между прямыми AE и BK.

Лучше всего выбрать начало координат в центре основания пирамиды, а оси X и Y сделать параллельными сторонам основания.

Координаты точек A, B и C найти легко:

Из прямоугольного треугольника AOS найдем

Координаты вершины пирамиды:

Точка E — середина SB, а K — середина SC. Воспользуемся формулой для координат середины отрезка и найдем координаты точек E и K.

Найдем координаты векторов и

и угол между ними:

Покажем теперь, как вписать систему координат в треугольную призму:

3. В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, точка D — середина ребра A1B1. Найдите косинус угла между прямыми AD и BC1

Пусть точка A — начало координат. Возьмем ось X параллельно стороне BC, а ось Y перпендикулярно ей. Другими словами, на оси Y будет лежать отрезок AH, являющийся высотой треугольника ABC. Нарисуем отдельно нижнее основание призмы.

Запишем координаты точек:

Точка D — середина A1B1. Значит, пользуемся формулами для координат середины
отрезка.

Найдем координаты векторов и , а затем угол между ними:

Смотрите, как легко с помощью векторов и координат найти угол между прямыми. А если требуется найти угол между плоскостями или между прямой и плоскостью? Для решения подобных задач нам понадобится уравнение плоскости в пространстве.

Плоскость в пространстве задается уравнением:

Здесь числа A, B и C — координаты вектора, перпендикулярного этой плоскости. Его называют нормалью к плоскости.

Вместо x, y и z можно подставить в уравнение координаты любой точки, принадлежащей данной плоскости. Получится верное равенство.

Плоскость в пространстве можно провести через любые три точки, не лежащие на одной прямой. Поэтому для того, чтобы написать уравнение плоскости, берем координаты трех принадлежащих ей точек. Подставляем их по очереди в уравнение плоскости. Решаем полученную систему.

Покажем, как это делается.

Напишем уравнение плоскости, проходящей через точки M (1; 0; 1), N (2; −2; 0) и K (4; 1; 2).

Уравнение плоскости выглядит так:

Подставим в него по очереди координаты точек M, N и K.

То есть A + C + D = 0.

Аналогично для точки K:

Получили систему из трех уравнений:

В ней четыре неизвестных: A, B, C и D. Поэтому одну из них мы выберем сами, а другие выразим через нее. Правило простое — вместо одной из переменных можно взять любое число, не равное нулю.

Пусть, например, D = −2. Тогда:

Выразим C и B через A и подставим в третье уравнение:

Решив систему, получим:

Уравнение плоскости MNK имеет вид:

Умножим обе части уравнения на −3. Тогда коэффициенты станут целыми:

Вектор — это нормаль к плоскости MNK.

Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку имеет вид:

Угол между плоскостями равен углу между нормалями к этим плоскостям:

Не правда ли, знакомая формула? Скалярное произведение нормалей поделили на произведение их длин.

Заметим, что при пересечении двух плоскостей вообще-то образуется четыре угла.

Мы берем меньший из них. Поэтому в формуле стоит модуль скалярного произведения — чтобы косинус угла был неотрицателен.

4. В кубе ABCDA1B1C1D1 точки E и F — середины ребер соответственно A1B1 и A1D1. Найдите тангенс угла между плоскостями AEF и BDD1.

Строим чертеж. Видно, что плоскости AEF и BDD1 пересекаются где-то вне куба. В классическом решении пришлось бы строить линию их пересечения. Но векторно-координатный метод значительно всё упрощает. Не будем ломать голову над тем, по какой прямой пересекаются плоскости. Просто отметим координаты нужных нам точек и найдем угол между нормалями к плоскостям AEF и BDD1.

Сначала — нормаль к плоскости BDD1. Конечно, мы можем подставить координаты точек B, D и D1 в уравнение плоскости и найти коэффициенты, которые и будут координатами вектора нормали. А можем сделать хитрее — увидеть нужную нормаль прямо на чертеже. Ведь плоскость BDD1 — это диагональное сечение куба. Вектор перпендикулярен этой плоскости.

Итак, первый вектор нормали у нас уже есть:

Напишем уравнение плоскости AEF.

Берем уравнение плоскости и по очереди подставляем в него, вместо x, y и z, соответствующие координаты точек A, E и F.

Пусть С = -1. Тогда A = B = 2.

Уравнение плоскости AEF:

Нормаль к плоскости AEF:

Найдем угол между плоскостями:

5. Основание прямой четырехугольной призмы BCDA1B1C1D1 — прямоугольник ABCD, в котором AB = 5, AD = √33. Найдите тангенс угла между плоскостью грани AA1D1D и плоскостью, проходящей через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D, если расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3.

Эта задача наглядно показывает, насколько векторный метод проще классического. Попробуйте, для разнообразия, построить необходимые сечения и провести все доказательства — как это делается в «классике» :-)

Строим чертеж. Прямую четырехугольную призму можно по-другому назвать «параллелепипед».

Замечаем, что длина и ширина параллелепипеда у нас есть, а вот высота — вроде не дана. Как же ее найти?

«Расстояние между прямыми A1C1 и BD равно √3». Прямые A1C1 и BD скрещиваются. Одна из них — диагональ верхнего основания, другая — диагональ нижнего. Вспомним, что расстояние между скрещивающимися прямыми равно длине их общего перпендикуляра. Общий перпендикуляр к A1C1 и BD — это, очевидно, OO1, где O — точка пересечения диагоналей нижнего основания, O1 — точка пересечения диагоналей верхнего. А отрезок OO1 и равен высоте параллелепипеда.

Плоскость AA1 D1 D — это задняя грань призмы на нашем чертеже. Нормаль к ней — это любой вектор, перпендикулярный задней грани, например, вектор или, еще проще, вектор .

Осталась еще «плоскость, проходящая через середину ребра CD перпендикулярно прямой B1D». Но позвольте, если плоскость перпендикулярна прямой B1D — значит, B1D и есть нормаль к этой плоскости! Координаты точек B1 и D известны:

Координаты вектора — тоже:

Находим угол между плоскостями, равный углу между нормалями к ним:

Зная косинус угла, находим его тангенс по формуле

Получим:

Ответ:

Угол между прямой m и плоскостью α тоже вычисляется с помощью скалярного произведения векторов.

Пусть — вектор, лежащий на прямой m (или параллельный ей), — нормаль к плоскости α.

Находим синус угла между прямой m и плоскостью α по формуле:

6. В кубе ABCDA1B1C1D1 точка E — середина ребра A1B1. Найдите синус угла между прямой AE и плоскостью BDD1.

Как всегда, рисуем чертеж и выбираем систему координат

Находим координаты вектора .

Нужно ли нам уравнение плоскости BDD1? В общем-то, без него можно обойтись. Ведь эта плоскость является диагональным сечением куба, а значит, нормалью к ней будет любой вектор, ей перпендикулярный. Например, вектор .

Найдем угол между прямой и плоскостью:

Ответ:

Расстояние от точки M с координатами x0, y0 и z0 до плоскости α, заданной уравнением Ax + By + Cz + D = 0, можно найти по формуле:

7. В основании прямоугольного параллелепипеда BCDA1B1C1D1 лежит прямоугольник ABCD со сторонами AB = , AD = . Высота параллелепипеда AA1 = . Найдите расстояние от точки A до плоскости A1DB.

Построим чертеж и выпишем координаты точек:

Запишем уравнение плоскости A1DB. Вы помните, как это делается — по очереди подставляем координаты точек A1, D и B в уравнение Ax + Be + Cz + D

Решим эту систему. Выберем

Тогда

Уравнение плоскости A1DB имеет вид:

Дальше все просто. Находим расстояние от точки A до плоскости A1DB:

В некоторых задачах по стереометрии требуется найти расстояние от прямой до параллельной ей плоскости. В этом случае можно выбрать любую точку, принадлежащую данной прямой.

источники:

http://mathhelpplanet.com/static.php?p=onlayn-resheniye-piramidy

http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/matematika/vektory-v-prostranstve-i-metod-koordinat/

Онлайн решение Пирамиды по координатам вершин

Данный онлайн-сервис вычисляет (показываются промежуточные расчёты) следующие параметры треугольной пирамиды (тетраэдра):

1) чертёж пирамиды по координатам её вершин;

2) длины и уравнения рёбер, медиан, апофем, высот;

3) площади и уравнения граней;

4) система линейных неравенств, определяющих пирамиду;

5) основания и точка пересечения медиан (центроид);

6) уравнения плоскостей, проходящих через вершины параллельно противолежащим граням;

7) объём пирамиды;

8) основания, площади и уравнения биссекторов;

9) углы между рёбрами, между рёбрами и гранями, двугранные (внутренние между гранями), телесные;

10) параметры и уравнения вписанной и описанной сфер;

Внимание! Этот сервис может не работать в браузере Internet Explorer.

Запишите координаты вершин пирамиды и нажмите кнопку.

Математический форум (помощь с решением задач, обсуждение вопросов по математике).

Кнопка "Поделиться"

Если заметили ошибку, опечатку или есть предложения, напишите в комментариях.



0 Голосов

Оводкова Ален
Posted Декабрь 17, 2013 by Оводкова Алена Александровна
Категория: Аналитическая геометрия
Всего просмотров: 57694

Даны координаты вершин пирамиды (А_1А_2А_3А_4).

Найти:
1) Найти длины ребер (А_1А_2); (А_1А_3); (А_1А_4).
2) Угол между ребрами (А_1А_2) и (А_1А_4).
3) Площадь грани (А_1А_2А_3).
4) Уравнение прямой (А_1А_2).
5) Уравнение плоскости (А_1А_2А_3).
6) Уравнение высоты,опущенной из вершины (А_4) на грань (А_1А_2А_3).
7) Угол между ребром (А_1А_4) и гранью (А_1А_2А_3)
8) Объем пирамиды.
Координаты точек:А1(4;-1;3) А2(-2;1;0) А3(0;-5;1) А4(3;2;-6)

Теги: уравнение прямой, уравнение плоскости, свойства прямых, объем пирамиды

Лучший ответ



0 Голосов

Вячеслав Морг
Posted Декабрь 17, 2013 by Вячеслав Моргун

Даны координаты вершин пирамиды (А_1А_2А_3А_4). Координаты точек:А1(4;-1;3) А2(-2;1;0) А3(0;-5;1) А4(3;2;-6)
1) Найти длины ребер (А_1А_2;А_1А_3;А_1А_4).
Длину ребер пирамиды (любой фигуры) будем рассматривать как расстояние между точками. Расстояние между точками ищется по формуле $$d = sqrt{(x_2-x_1)^2+(y_2-y_1)^2+(z_2-z_1)^2}$$подставляем координаты точек в формулу и получаем длины ребер
$$А_1А_2 = sqrt{(-2-4)^2+(1+1)^2+(0-3)^2} = 7$$
$$А_1А_3 = sqrt{(0-4)^2+(-5+1)^2+(1-3)^2} = 6$$
$$А_1А_4 = sqrt{(3-4)^2+(2+1)^2+(-6-3)^2} = sqrt{91}$$
2) Угол между ребрами (А_1А_2) и (А_1А_4).
Для того чтобы найти угол между ребрами, найдем уравнения прямых этих ребер, а затем угол между прямыми. Уравнения прямых будем искать как уравнение прямой, проходящей через две заданные точки $$ frac{x-x_1}{x_2-x_1} = frac{y-y_1}{y_2-y_1} = frac{z-z_1}{z_2-z_1}$$ Подставляем координаты точек и получаем уравнения прямых (А_1А_2 = frac{x-4}{-2-4} = frac{y+1}{1+1} = frac{z-3}{0-3} =>) $$ А_1А_2 = frac{x-4}{-6} = frac{y+1}{2} = frac{z-3}{-3} $$
(А_1А_4 = frac{x-4}{3-4} = frac{y+1}{2+1} = frac{z-3}{-6-3} =>) $$ А_1А_4 = frac{x-4}{-1} = frac{y+1}{3} = frac{z-3}{-9}$$
Угол между прямыми находится по формуле $$ cosphi = frac{l_1l_2+m_1m_2+n_1n_2}{ sqrt{l_1^2+m_1^2+n_1^2} sqrt{l_2^2+m_2^2+n_2^2}}$$ где ( S_1(l_1;m_1;n_1)) направляющий вектор первой прямой ( S_2(l_2;m_2;n_2))  — второй прямой. Поставляем координаты направляющих векторов $$ cos widehat{A_4A_1A_2} = frac{(-6)(-1) + 2*3+(-3)(-9)}{ sqrt{(-6)^2+2^2+(-3)^2} sqrt{(-1)^2+3^2+(-9)^2}} = frac{6+6+27}{sqrt{36+4+9} * sqrt{1+9+81}} = frac{39}{7*sqrt{91}} => widehat{A_4A_1A_2}  approx 34^0$$
3) Площадь грани (А_1А_2А_3).
В основании лежи треугольник у которого уже известны стороны (A_1A_2 = 7) и (A_1A_3 = 6), координаты всех точек, т.е. можно найти длину третьей стороны и воспользоваться формулой Герона для нахождения площади, можно зная длину основания (A_1A_2 ) и уравнение прямой ( A_1A_2) найдем расстояние от точки (A_3) до этой прямой это будет высота треугольника и найдем площадь по формуле ( S = frac{1}{2}ah ).
Найдем третью сторону и воспользуемся формулой Герона $$S = sqrt{p(p-a)(p-b)(p-c)}, quad p = frac{a+b+c}{2}$$ $$А_2А_3 = sqrt{(0+2)^2+(-5-1)^2+(1-0)^2} = sqrt{41}$$ тогда полупериметр равен ( p = frac{6+7+sqrt{41}}{2} = frac{13+sqrt{41}}{2}) $$S = sqrt{ frac{13+sqrt{41}}{2}* frac{13+sqrt{41}-12}{2}* frac{13+sqrt{41}-14}{2}* frac{13+sqrt{41}-2sqrt{41}}{2}} = $$$$ = sqrt{ frac{13+sqrt{41}}{2}* frac{1+sqrt{41}}{2}* frac{sqrt{41}-1}{2}* frac{13-sqrt{41}}{2}} = $$ воспользуемся формулой сокращенного умножения — формулой разности квадратов (a^2-b^2 = (a-b)(a+b)) $$ = frac{1}{4}sqrt{ (13^2-41)(41-1)} = frac{32}{4} sqrt{5} = 8 sqrt{5}$$
4)Уравнение прямой (А1А2).
Уравнение прямой было найдено в п.2
$$ А_1А_2 = frac{x-4}{-6} = frac{y+1}{2} = frac{z-3}{-3} $$
5) Уравнение плоскости (А_1А_2А_3).
Известны координаты точек (А_1(4;-1;3), А_2(-2;1;0), А_3(0;-5;1))
Запишем уравнение плоскости, которая проходит через три заданные точки в координатной форме $$left|begin{array}{c} x-x_1 & y-y_1 & z-z_1\ x_2-x_1 & y_2-y_1 & z_2-z_1 \ x_3-x_1 & y_3-y_1 & z_3-z_1 end{array}right| = 0$$ Подставляем координаты точек $$left|begin{array}{c} x-4 & y+1 & z-3\ -2-4 & 1+1 & 0-3 \ 0-4 & -5+1 & 1-3 end{array}right| = left|begin{array}{c} x-4 & y+1 & z-3\ -6 & 2 & -3 \ -4 & -4 & -2 end{array}right| = $$$$ = (x-4)*2*(-2)+(y+1)(-3)(-4)+(-6)(-4)(z-3)-(-4)2(z-3)-(-4)(-3)(x-4)-(-2)(-6)(y+1)=$$$$ =-4(x-4)+12(y+1)+24(z-3)+8(z-3)-12(x-4)-12(y+1) = -16(x-4)+32(z-3)= $$$$ =-16x+64+32z-96=-16x+32z-32 = 0$$ Уравнение плоскости $$-16x+32z-32 = 0 => -x+2z-2=0$$
6) Уравнение высоты, опущенной из вершины (А_4) на грань (А_1А_2А_3).
Известны координаты точки  (А_4(3;2;-6) ), уравнение плоскости, в которой лежит грань (A_1A_2A_3) (-x+2z-2=0) з этого уравнения получим координаты нормального вектора к плоскости ( vec{N}=(-1;0;2) ). Этот вектор является направляющим вектором прямой, подставим координаты вектора в каноническое уравнение прямой и координаты точки (A_4) ( frac{x-3}{-1} = frac{y-2}{0} = frac{z+6}{2} ) получили, что прямая перпендикулярна оси Oy, уравнение прямой можно записать еще и так $$frac{x-3}{-1}  = frac{z+6}{2}, quad x=1 $$
7) Угол между ребром (А_1А_4) и гранью (А_1А_2А_3).
Есть прямая, на которой лежит ребро, ее уравнение (А_1А_4 = frac{x-4}{-1} = frac{y+1}{3} = frac{z-3}{-9}).
Есть плоскость, которой принадлежит грань (A_1A_2A_3) (-x+2z-2=0).
Запишем каноническое уравнение прямой (frac{x-x_0}{m} = frac{y-y_0}{n} = frac{z-z_0}{p}), каноническое уравнение плоскости (Ax+By+Cz+D=0), тогда угол между прямой и плоскостью будет рассчитываться по формуле $$ sin phi = frac{|Am + Bn + Cp|}{ sqrt{A^2+B^2+C^2} sqrt{m^2+n^2+p^2}}$$Подставляем данные из задачи в формулу $$sin phi = frac{|(-1)(-1) + 0*3 + 2(-9)|}{ sqrt{(-1)^2+0^2+2^2} sqrt{(-1)^2+3^2+(-9)^2}} = frac{17}{ sqrt{455}} => arcsin (frac{17}{ sqrt{455}}) approx 52,84^0$$

8) Объем пирамиды.
Объем пирамиды равен $$V_{пир} = frac{1}{3}Sh$$ где  ( S = 8 sqrt{5}) — площадь основания. Нужно найти высоту, опущенную на это основание, а это есть расстояние от точки до плоскости, которое рассчитывается по формуле $$d = |frac{Ax_0+By_0+Cz_0+D}{sqrt{A^2+B^2+C^2}}|$$ где ((x_0;y_0;z_0)) — координаты точки (А_4(3;2;-6)), а (Ax+By+Cz+D=0) — уравнение плоскости, которое равно (-x+2z-2=0). Подставляем координаты и получаем $$h = |frac{-3+2*(-6)-2}{sqrt{(-1)^2+2^2}}| = frac{17}{sqrt{5}} $$ Подставляем в формулу объема $$V_{пир} = frac{1}{3} 8 sqrt{5}*frac{17}{sqrt{5}} = frac{136}{3}$$

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Есть мыло как найти пароль
  • Как найти длину параболы на отрезке
  • Как я нашел работу в швеции
  • Как найти кошелек столото в приложении кошелек
  • Как найти шифратор в мультисим