Как найти длительность звука

Содержание

  • 1 Длительность звука в музыке
  • 2 Отчёт времени в музыке
  • 3 Обозначение длительностей нот на нотоносце
    • 3.1 Основные длительности
    • 3.2 Произвольные длительности
  • 4 Обозначение пауз на нотоносце
  • 5 Ритм в музыке
    • 5.1 Ровный ритм
    • 5.2 Неровный ритм
    • 5.3 Запись ритма ударных инструментов
      • 5.3.1 Лига для связи нот
      • 5.3.2 Ритмический рисунок
  • 6 Метр в музыке
  • 7 Темп в музыке

Здравствуйте! Это 4-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка как усвоить длительности нот в музыке и их обозначения вместе с паузами на нотоносце. Рассмотрены понятие ритм, метр и темп — самые важные в ритмиек. Но главное — показано как запомнить ноты обозначения нот и пауз. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.

Урок 4 — Ритм. Метр. Темп | Нотная грамота | Easy Music Learning

ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!

Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим длительности нот, их размещение во времени, понятия ритм, метр и темп. Приступим.

Длительность звука в музыке

Музыка – это звучание нот нужной высоты в нужное время. Про высоту или вертикальное измерение нот мы уже знаем. Теперь о ширине или горизонтали.

У звука есть свойство – длительность или время звучания. В обычной жизни время мерят секундами. Это безусловные единицы: они равны друг другу и всегда одинаковы.

В музыке же звуки чаще короче 1 секунды и для их измерения её пришлось бы дробить на миллисекунды – 1/1000-ные доли, что неудобно.  

То же и с высотой звука: её мерят не безусловно — в герцах, а относительно — в нотах нужных октав. Проще вспомнить, сказать и найти на клавишах и нотоносце до 1-ой октавы, чем звук с частотой 262 Гц.  

Поэтому длительность звука относительна: измеряется не секундами, а отрезками, похожими на %.

Это видно в раскладке пианино.  Самый длинный звук – целая нота или 100%. Она занимает весь такт – участок со своим номером на шкале вверху: 1, 2 и т.д.  Целая длительность — мать других более коротких звуков: они образуются от неё поочерёдным делением на 2.

Так половинная нота – 50% от целой и в 2 раза короче её. Четвертная — 25% или в 4 раза короче целой и в 2 раза короче половинной. Делим 4-ть на 2 – получится 8-ая, 8-ую на 2 – 16-ая.

Их можно записать в виде дроби: числитель в виде 1 — целое, а чётный знаменатель – на сколько частей его делим.

И название длительности ноты образуется от числа, на которое мы делим целую длительность или торт. Разрез его через центр даёт 2 половинки. Ещё разрез – кусочки стали 4-ями и т.д.

Чем на большее число кусочков порезать торт, тем меньше будет каждый из них. Но при этом их сумма образует весь торт. Так в одной целой длительности 2 половинных, 4 четверти, 8 8-ых и 16 16-ых.  Это видно в виде суммы дробей. В одной половинной 2 ¼, в ¼ 2 8-ых и т.д.

Вывод: целая нота – точка отсчёта для длительностей нот. А другие звуки сравниваются с ней: во сколько раз короче её – в 2, 4 и т.д.

Отчёт времени в музыке

В жизни время отображено на часах с круглой шкалой с цифрами от 1 до 12. Между соседними цифрами 5 делений. По ним ходит секундная стрелка.

В музыке суть та же, только шкала времени горизонтальная с цифрами от 1 и до бесконечности – зависит от длины песни.

Каждая цифра – это 1 такт. Между цифрами 4 деления – 4 четверти или 4 доли такта. Они обозначены тонкими вертикальными линиями.

Их отстукивает метроном — прибор, похожий на маятник. Как в часах стрелка тикает каждую секунду, так и в музыке метроном тикает каждую долю такта.

Такт – от лат. толчок. Это один круг работы чего-либо, например, двигателя внутреннего сгорания. Его 1 рабочий такт для вращения колеса машины – это перемещение поршня из 4-х этапов:

  1. 1-ый – спуск и впрыск горючего,
  2. 2-ой – подъём со сжатием горючего,
  3. 3-ий — спуск от теплового расширения топлива,
  4. 4-ый – подъём с выпуском газа.

Время можно отобразить в виде секундомера кнопкой Big Time View.  Оно соответствует положению указателя воспроизведения – движущейся вертикальной линии на шкале тактов и есть 2-х форматов:

1 — обычное время: часы : минуты : секунды : кадры. В 1 часе 60 минут, в 1 минуте 60 секунд, в 1 секунде 30 кадров. Сейчас указатель в 1 секунде и 8 кадрах от начала отсчёта, когда все нули.

2 — музыкальное время: такты : доли : отметки. В 1-ом такте 4 доли, в 1 доле 1000 отметок. И указатель в 1-ом такте в середине 3-ей доли.

Если в жизни время течёт с постоянной скоростью, то в музыке её можно менять. Сейчас целая нота или 1 такт длится 2 секунды.  Это зависит от темпа – скорости отсчётов метронома.

Темп указан в числе ударов в минуту в поле Tempo — 120. Поэтому каждый отсчёт или доля такта равна половине секунды и такт длится 2 секунды. При 60 ударах в минуту каждый удар или отсчёт равен 1 секунде, а целая нота и весь такт длится в 2 раза дольше — 4 секунды.  

Заметьте: при смене темпа длительность целой и других нот в обычном времени меняется, а в музыкальном – нет.  

Вывод: в музыке длительность величина относительная.

Чем выше темп, тем короче ноты в секундах и наоборот. Поэтому для удобства и без привязки к обычному безусловному времени есть музыкальное относительное.

В нём длительности нот постоянны и отображены в свойствах нот в поле Duration.

Целая нота – 4 доли, ½-ная — 2 доли, ¼-ная – 1 доля, 1/8-ая – 480 отсчётов: почти 500 или половина от 1 доли, 1/16 – 240 отсчётов: почти 250 или четверть 1 доли.  

Обозначение длительностей нот на нотоносце

Если в виде пианино длительность ноты – длина прямоугольника, то на нотоносце она — внешний вид самой ноты: вид овала, штиль и число флажков. Овал может быть белым и чёрным, со штилями и флажками и без них.

Суть проста: чем сложнее вид у ноты, тем она короче. И запомнить их помогут мысленные образы.

Основные длительности

Целая нота – белый или пустой овал без штиля и флажка. Она круглая как торт и звучит весь такт

Половинная — пустой овал со штилем. Она как стекло с одной из 2-х дужек у очков. 2 половинных вместе – это целые очки. Она звучит полтакта.

Четверть – закрашенный овал со штилем. Она как 1 из 4-х ножек стола на колёсиках. И 2 первые буквы похожи: ЧЕтверть – ЧЁрный овал. Она звучит четверть или долю такта.

Дальше ноты укорачиваются добавлением хвостов или флажков – от 1 до 4.

Восьмая – как четверть, но с флажком или хвостиком. Заметьте созвучие: ВОСьмая – хВОСтик. Звучит половину четверти.

Несколько 8-ых и более коротких одинаковых нот подряд можно сгруппировать. При этом хвосты срастаются в единую линию или перекладину — ребро. Это удобно для чтения нот и не нужно вырисовывать флажок у каждой. 2 восьмушки при этом похожи на наушники.

Если у 8-ой ноты 1 флажок, то у 16-ой 2 – звучит четверть от доли такта. 2 флажка у 16-ых нот сливаются в двойное ребро. То есть число рёбер равно числу флажков.

В Sonarе самые короткие и редко применяемые ноты – 32-ые с 3 флажками и объединённые тройным ребром.

Заметьте: более короткая длительность отличается от ближайшей длинной 1 штрихом в рисунке. Овал – штиль – заливка овала – 1 хвост – 2 хвоста – 3 хвоста. Штили есть у всех нот кроме целой, а хвосты – у 8-ой и короче её.  

Чтобы у высоких и низких нот был опрятный вид, штили рисуют так: у нот ниже средней линии нотного стана они справа от ноты и направлены вверх. А у нот на средней линии и выше – слева и вниз.  

Слушаем звучание нот под метроном. В целой длительности 4 удара, в половинной – 2, а в 4 – 1.  1 удар метронома равен 2-ум 8-мым и 4-ём 16-ым нотам.

Совет — для освоения длительностей считать их вслух.

Целая – раз, 2, 3, 4. Половинная – раз, 2. Четверть – раз.  8-ые – раз и, 2 и. Здесь число и слог «и» — половины счета или доли такта.  16-ые – раз-та-и-та, 2-та-и-та. Каждый слог – ¼ счёта.

Для выбора длительностей нот есть кнопки и горячие клавиши. Так под указателем мыши всплывает подсказка с названием длительности на английском и клавишей её выбора.

Клавиша с цифрой 1 – целая нота — Whole, 2 – половинная — Half, 4 – 4-ая — Quarter, 8 – 8-ая — eighth, 6 – 16ая — sixteenth, 3 – 32-ая – thirty second.  

Произвольные длительности

Это основные длительности: получены делением на 2. Их соотношение видно на рисунке.  Но ещё есть произвольные длительности: получены делением не на 2, а на любые другие числа. Чаще всего это 1,5 и 3 — кнопки с точкой и тройкой.

Нота с точкой. Если целую поделить не на 2, а на 1,5, то будет ½ с точкой – по англ. dotted.

Точка справа от ноты добавляет к ней половину её же длительности.

Так половина половинной ноты – четверть. Поэтому ½ с точкой = ½ + ¼.  ¼ с точкой = ¼ + 1/8.  

Если целую поделить не на 2, а на 3, то в 1 такте вместо 2-х ½–ных нот поместится 3 половинных триоли – по англ. triplet.

Триоль – это 3 ноты вместо 2-ух. Они обозначены квадратной скобкой сверху с цифрой 3 посередине.

Триоль можно сделать из любой ноты кроме целой и они есть половинные, 4-ные, 8-ые, 16-ые.

У триолей с ударами метронома совпадает только 1-ая нота из группы.  Произвольные длительности применяются в музыке гораздо реже основных.

Обозначение пауз на нотоносце

Кроме звуков в музыке есть участки тишины – паузы. Они, как и длительности нот, делятся на 2 и имеют те же названия: целая, ½, ¼ и т.д. В виде пианино паузы – пустоты между прямоугольниками.

На нотоносце у них свои обозначения и в Sonar они ставятся сами при записи и стирании нот.

Целая пауза — прямоугольник под 4-ой линейкой и вместе с ней похожа на перевёрнутую шляпу. Гость положил её на стол, ведь остался у хозяина надолго – на весь такт.

Половинная пауза – прямоугольник на 3-ей линейке. Это не перевёрнутая шляпа: гость держит её в руках и нет времени класть её на стол.  

Четвертная пауза — закорючка в виде молнии. Если средний острый пик справа приподнять – будет похоже на цифру 4.

Восьмая – палочка с хвостиком. Если её дополнить линиями, получится цифра 8.

Суть хвостиков в паузах та же, что в нотах: чем их больше, тем короче пауза. Так в 16-ой паузе 2 хвостика – 2 цифры 8, в 32 – 3 – обе тройки. Сейчас в каждом такте ноты и паузы одной длины. Послушаем. В 1 такт вмещается по 1 ¼, 1/8, 1/16 ноты и паузы и 2 32-ых.

Ритм в музыке

Звуки и паузы – основа для понимания 3-х важных понятий времени в музыке – ритм, метр и темп.

Ритм – это сочетания любых по длительности звуков и пауз друг с другом. С ним мы знакомы из жизни: тиканье часов, сердцебиение, стук колес поезда о стыки рельсов. Вот их ритм на барабане.

При смещении, добавлении, удалении нот получаются разные ритмы.

Ровный ритм

Самый простой ритм у тиканья часов — удары и остановки одинаковые.  Из-за однообразия его скучно слушать в виде одной ноты на фортепиано. Это ровный ритм – игра одних и тех же длительностей. Да, он есть в мелодии «В лесу родилась ёлочка», но её слушать не скучно, так как ноты разные по высоте.

Разнообразим ритм сдвигом нот на 8-ую влево.  Звучит интереснее, ведь ритм более гибкий: кроме 8-ых пауз есть 4-ные и не все ноты попадают на удар метронома и меньше к нему привязаны.

В мелодии «В пещере горного короля» тоже ровный ритм: он звучит слаженно с метрономом.

Сейчас соседние ноты звучат без пауз между ними. Такое звучание называется legato – с итал. «плавно, связанно». Теперь укоротим ноты до появления пауз. Для этого выделим их и нажмём меню Process – обработка –> Length – длина.  Ставим галочку напротив надписи Durations – длительности и пишем 25%. Это укорочение нот в 4 раза с 8-ых до 32-ых. Такое звучание называется staccato – с итал. отрывисто. Звучит задорнее, чем плавные ноты.

Неровный ритм

Это был ровный ритм. Неровный ритм – это когда ноты в основном не совпадают с ударами метронома. Он звучит интереснее ровного.

Важно: даже без смещения нот чередование разных длительностей улучшает звучание. Сейчас все ноты 8-ые. Пусть они чередуются с 16-ыми, а в конце тактов – 4-ные.  

Частный случай неровного ритма – пунктирный.

Пункт от англ. point – точка – это сочетание нот с точками и нот без них. Часто это 8-ая с точкой и 16-ая.  Такой ритм в начале мелодии Happy Birthday – с днём рождения.

Заметьте: обе ноты связаны ребром с 1 длинной линией – от 8-ой ноты и 2-ой короткой – от 16-ой.

Чем короче ноты, тем более неровный и разнообразный ритм можно получить.

Условно: 8-ая и 16-ая – короткие длительности, 4-ть – умеренная, а целая и ½ — долгие.

Запись ритма ударных инструментов

Короткими нотами нужно писать игру ударных, потому что их звуки не продолжительны.

Ещё для них есть свой музыкальный ключключ ударных в виде 2-ух палочек: ими барабанщик и играет на них.

Здесь ноты одной высоты – это отдельный инструмент: большой барабан, малый, тарелка.

Причём у них разные основания: овалы – все барабаны, крестики – все тарелки, треугольники — игра тарелки нажатием на педаль так, что тарелки смыкаются.

Если ритм – короткие звуки, то гармония – длинные, а мелодия – и те, и другие.

Лига для связи нот

Заметьте: кроме нот с точками в мелодии есть ноты, связанные дугой – лигой. То есть звучит одна нота, но её длительность равна сумме 2-х связанных нот. 4-ть, слигованная с 8-ой – то же самое, что и 4-ть с точкой. А вот 8-ая + ½-ная.

Лига также разбивает длинную ноту на 2, если она начинается в одном такте и продолжает звучать в следующем. Важно, что 2-ая нота не извлекается повторно.

У пауз точки ставятся, а вот лигами они не связываются.

Кроме точки, что добавляет к ноте её половину, и лиги, что связывает 2 ноты в 1, есть ещё один знак – фермата.  Это точка с дугой над или под нотой.

Её суть – произвольное увеличение длительности ноты по желанию исполнителя. В Sonar 8 её нет. 

Ритмический рисунок

Ритмический рисунок – это последовательность длительностей звуков отдельно от их высоты. У мелодии Эдварда Грига он ровный и без пауз.

Он задаёт характер музыки и при его смене мелодия будет не похожей на себя. Да, ноты по высоте те же и в том же порядке, но с паузами и смещениями.

Метр в музыке

Важно: ноты по ритму привязаны к долям тактов и звучат как в их начале, так и посередине.

Если же их играть по времени от балды получится белиберда. Будто человек без чувства ритма впервые играет на фортепиано. Слушать такое и читать в нотах сложно.

Но если выделить ноты и нажать Process – обработка -> Quantize – выровнять по сетке и выбрать в поле Resolution – разрешение — 8-ые ноты, то они встанут на свои места.

Вывод: в ритме или рисунке из нот, ноты не могут звучать в произвольных местах. Они должны быть привязаны к сетке.

В виде пианино эта привязка включена кнопкой Snap To Grid и ноты перемещаются по шагам. При её отключении ноты перемещаются плавно и можно отклониться от сетки.

Ритм – это узор на сетке и он может быть любым, даже сильно от неё отличаться, но быть в её рамках. Без сетки ритм кривой, разваливается и не может существовать.

В музыке сетка всегда ровная и называется метром — линейка со шкалой из тактов и долей.

Метр – это основа, биение, дыхание музыки. Он равномерный и неизменный в течение всей музыки как тиканье стрелки в часах, что привязана к равным отметкам.  

Темп в музыке

Если в часах скорость стрелки постоянна, то в музыке скорость метра или отсчётов метронома можно менять с помощью темпа.

Темп – от итал. tempo – время. В жизни это скорость делания чего-либо. Он есть у ходьбы, речи, дыхания, биения сердца.

В музыке темп – частота или скорость проигрывания ритма.

С ростом темпа рисунок ритма не меняется, а просто играется быстрее.

Темп измеряется числом ударов метронома в минуту или числом ¼ нот, проигранных за 1 минуту. Если темп 60, 1 удар – 1 секунда, а 120 – 1 удар – полсекунды.

Темп управляет напористостью музыки и по скорости есть 3-х видов:

  1. 1 — медленные – от 40 до 90 ударов в минуту – звучат расслабленно и разряженно.  
  2. 2 — умеренные – от 100 до 130 ударов – звучат спокойно и размеренно,  
  3. 3 — быстрые – от 140 до 200 ударов – звучат напряжённо и плотно.  

Темп – это баянист, а музыка – гармошка. Быстрый темп сжимает музыкальное произведение во времени, а медленный — растягивает.

В итоге одна и та же песня в разном темпе звучит разное число минут и секунд.

Заключение. В этом уроке Вы познакомились с музыкальным временем, длительностями нот и пауз и их размещением по ширине или во времени. Поняли, что ноты и паузы образуют рисунок в виде ритма, размещаются на сетке в виде метра и проигрываются с определённой скоростью – темпом.

В следующем уроке мы поговорим о видах расстояний между нотами по высоте – музыкальных интервалах и их звучаниях.

На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»


Ваши отзывы

Отзывы и оценки пользователей

Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.

Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?

Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нота длительностью 

.
1-флажок, 2-штиль, 3-головка ноты

Дли́тельность — одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.). В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре.

Содержание

  • 1 Названия и обозначения
    • 1.1 Варианты
    • 1.2 Модификаторы длительности
  • 2 История

Названия и обозначения

Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. В приведённой ниже таблице каждый символ точно в два раза больше по длительности символа под ним.

Нота Пауза Русское название Итальянское название Дробь
8 целых нот Massima frac{32}{4}
Длинная (4 целых ноты) Lunga frac{16}{4}
Бревис (Двойная целая нота) Breve frac{8}{4}
Целая нота Semibreve frac{4}{4}
Половинная нота Minima frac{2}{4}
Четвертная нота Semiminima frac{1}{4}
Восьмая нота Croma frac{1}{8}
Шестнадцатая нота Semicroma frac{1}{16}
Тридцать вторая нота Biscroma frac{1}{32}
Шестьдесят четвёртая нота Semibiscroma frac{1}{64}
Сто двадцать восьмая нота Fusa frac{1}{128}

Варианты

Бревис встречается в нескольких вариантах, как показано на рисунке справа.

Иногда длинная нота (lunga) используется для обозначения очень длинных нот бесконечной длительности, до конца произведения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположенных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Ноты, связанные рёбрами

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами, как показано справа. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Модификаторы длительности

Длительность ноты может быть увеличена добавлением точки после нее. Эта точка добавляет к длительности ноты длительность следующей «меньшей» ноты, делая ее в 1,5 раза длиннее. Две точки добавляют к длительности ноты длительность двух «меньших» нот, делая её 1,75 раза длиннее. Крайне редко добавляются три точки, делая длительность ноты в 1,875 длиннее.

Продление длительности лигой

В некоторых случаях длительность ноты может быть увеличена лигой. Например, половинная нота, слигованная с другой половинной нотой, фактически равна целой ноте.

Используются также особые виды ритмического разделения, при которых деление ритмических длительностей не совпадает с их основным делением.

К такому делению относятся:

  • Дуоль — деление на 2 вместо 3-х
  • Триоль — деление на 3 вместо 2-х
  • Квартоль — деление на 4 вместо 3-х
  • Квинтоль — деление на 5 вместо 4-х
  • и т. д.

История

Уже в мензуральной нотации (XIII век) длительность обозначалась различным начертанием нот и пауз. Указания «пропорции» могли увеличивать или уменьшать в определённое число раз собственное значение всех нот.

В тактовой нотации (с XVII века) ноты стали указывать лишь относительную длительность (половину, четверть, восьмую и т. д. от целой ноты), реальное значение которой зависело от темпа.

Дробление нот, удлиняющие точки и лиги, триоли, квинтоли и т. д. создают бесконечное множество длительностей, соотношения которых во многих случаях не могут точно восприниматься и воспроизводитья.

В такте временны́е соотношения подчиняются акцентным (по тяжести). Как одно из средств акцентуации длительность может быть заменена другими средствами, что открывает широкий простор агогике.

В музыкальном исполнении реальные длительности отклоняются (иногда очень далеко) от указанных нотами.

Современная музыкальная нотация

Нотный стан Акколада . Ключ . Размер такта . Ключевые знаки . Такт
Нотные знаки Случайные знаки . Добавочные линейки . Длительность . Паузы
Обозначения Артикуляция . Аппликатура . Динамика . Октавный пунктир . Мелизмы . Темпы . Ориентиры
Лиги Фразировочные . Соединительные . Французские . Вокальные . Штриховые . Пунктирные . Петитные

Wikimedia Foundation.
2010.

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительности нот – это тема нашего сегодняшнего разговора.

Вы, наверное, замечали, что ноты не только пишутся на разных линейках нотного стана, но еще и по-разному выглядят? Одни почему-то закрашенные и с хвостами, другие – без хвостов, третьи вообще внутри пустые. Это и есть различные длительности.

примеры длительностей нот в музыке

Основные длительности нот

Сначала мы предложим вам просто рассмотреть все часто встречающиеся в музыке длительности и запомнить их названия, а чуть позже разберемся с их значением в музыкальном ритме и с тем, как их чувствовать.

Основных длительностей не так уж и много. Это:

основные длительности нот

ЦЕЛАЯ – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный. В музыкальных кругах целые ноты любят обзывать «картошками».

ПОЛОВИННАЯ – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Например, если целую ноту держать 4 секунды, то половинную – всего 2 секунды (все эти секунды сейчас чисто условные единицы, чтобы вы только лишь поняли принцип). Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка (картошка) у нее не такая жирная, а еще у нее имеется палочка (правильно говорить – штиль).

ЧЕТВЕРТНАЯ – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Значит, если целая звучит 4 секунды, половинная – 2 секунды, то четвертная будет играться всего лишь 1 секунду. Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.

ВОСЬМАЯ – как вы уже, наверное, догадались, восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой). А длиться она будет, соответственно, всего половину секунды (0,5 с). Восьмая или, как любят говорить музыканты, восьмушка – это хвостатая нота. От четвертной она отличается наличием хвоста (гривы). Вообще, по-научному, этот хвост называется флажком. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (правильно говорить – ребро).

ШЕСТНАДЦАТАЯ – в два раза короче восьмушки, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 штучек таких нот. А на одну секунду приходится по нашей условной схеме аж четыре шестнадцатых нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмушку, только вот хвоста у нее целых два (две косички). Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра (две «крыши», две перекладины).

запись восьмых и шестнадцатых под одим ребром

Конечно, существуют и длительности более мелкие, чем шестнадцатые – например, 32-е или 64-е, но пока ими забивать голову не стоит. Сейчас самое главное – понять базовые принципы, тогда остальное придет само собой. Кстати, есть длительности, которые больше целой (например, бревис), но это тоже тема отдельного разговора.

Соотношение длительностей между собой

На следующей картинке будет показана схема-таблица дробления длительностей. Каждая новая, более мелкая длительность возникает при делении более крупной на две части. Этот принцип называется «принципом четного деления». Целая нота делится на число два в разных степенях, то есть на 2, 4, 8, 16, 32 или другое, большее количество частей. Отсюда, кстати происходят и названия «четвертная», «восьмая», «шестнадцатая» и другие. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь ее понять.

таблица длительностей нот

Пожалуй, самым важным в изучении длительностей является понимание их соотношения между собой. Дело в том, что музыкальное время условно, оно не измеряется точно выверенными секундами. И поэтому мы не можем сказать точно, сколько будет длиться целая или половинная нота в секундах. Примеры, которые мы приводили, условны – всего лишь один из возможных вариантов. Что же тогда делать? Как тогда точно соблюдать ритм?

Что такое музыкальное время?

Оказывается, в музыке есть своя единица измерения времени. Это удар пульса. Да, в музыке, как и у любого живого организма, бьется пульс. Удары пульса равномерные, но они могут быть разные по скорости. Пульс может биться быстро, учащенно, а может – медленно, спокойно. Таким образом, получается, что биение пульса как единица измерения времени непостоянна, изменчива. Она зависит от темпа произведения. Но одновременно это измерение является очень важным. Почему?

Допустим, что пульс в пьесе бьется четвертями (то есть четвертными нотами). Тогда, зная соотношение длительностей между собой можно высчитать и почувствовать, как будут звучать другие ноты. Например, половинные будут занимать по своей продолжительности два удара пульса, целая – четыре удара пульса, и на один удар пульса надо успеть произнести две восьмушки или четыре штуки шестнадцатых нот.

длительности и удары пульса

Ритмические упражнения на разные длительности

Давайте теперь постараемся познать все то же самое, только уже на практике.

УПРАЖНЕНИЕ №1. Допустим, что пульс у нас отбивается ровными четвертями на ноте СОЛЬ. Все, что мы здесь описываем, будет представлено и на нотном примере, под которым также размещена аудиозапись. Послушайте, как это звучит. Уловите этот ровный ритм. Хлопайте его в ладоши, щелкайте пальцами или отбивайте ручкой по столу, а после того, как мелодия закончится, попытайтесь продолжить этот же ритм или повторить самостоятельно без аудио.

ritm-upr-001

УПРАЖЕНИЕ №2. Теперь попробуйте уловить звучание других длительностей. Например, половинных. Половинные звучат, конечно же, в два раза медленнее, чем четверти, которыми у нас в данном случае отбивается пульс. В начале следующего примера вы услышите удары пульса четвертями – мы напомним таким образом вам этот тепм. Четвертные ноты прозвучат четыре раза, а затем пойдут половинные длительности. В каждой половинной постарайтесь уловить, прочувствовать продолжение тех же самых ударов. То есть второй удар в половинной ноте вам нужно как бы представить, ощутить внутри себя.

ritm-upr-002

Получилось? Если да, то хорошо. Если нет, то попробуйте другой вариант упражнения. Сейчас на нотном примере вы увидите двухголосие. Нижний голос будет тихо играть ровными четвертями на ноте СОЛЬ в басовом ключе, а верхний голос после первых четырех ударов переключится на половинные, которые будет играть погромче на ноте СИ. Таким образом, в каждой половинной вы сможете услышать реальный отголосок второго удара пульса, который будет подыгрывать второй голос. После этого варианта упражнения вы можете вернуться к первому варианту.

ritm-upr-003

УПРАЖНЕНИЕ №3. Сейчас нужно будет ловить ритм из восьмых нот. Восьмые ноты исполняются быстрее, чем четвертные, и поэтому на каждый удар пульса будет приходиться сразу по две восьмушки. В приведенном ниже примере сначала, как всегда, пройдут четыре удара четвертями, а затем пойдет пульсация восьмыми. Вы при этом стучите про себя пульс ровными четвертями. Почувствуйте, как на один ваш удар приходится две восьмых ноты.

ritm-upr-004

И второй вариант этого упражнения. С двухголосием, во втором голосе от начала и до конца сохранена пульсация ровными четвертями на ноте СОЛЬ. В верхнем голосе идет переключение на восьмушки.

ritm-upr-005

УПРАЖНЕНИЕ №4. Эта задача познакомит вас с ритмом шестнадцатых нот. Их на один удар пульса приходится сразу четыре штуки. Разгоняться мы будем постепенно. Сначала будет 4 удара четвертями, затем 8 ударов восьмушками, и только потом пойдут шестнадцатые. Шестнадцатые здесь для удобства собраны в группы по четыре штуки под одну «крышу» (под одно ребро). Начало каждой группы совпадает с ударом основного пульса.

ritm-upr-006

И второй вариант этого же упражнения: один голос — в скрипичном ключе, другой — в басовом. У вас все должно получиться.

ritm-upr-007

Как считать длительности нот?

Когда начинающие музыканты разучивают произведения для своего инструмента, им часто приходится считать вслух. Считаются именно удары пульса. Счет может вестись до двух, до трех или до четырех. Причем, для того чтобы легче было делить удар пульса пополам при игре восьмыми длительностями, после каждого счета вставляется разделительный слог «и». Вот и получается, что музыкантский счет выглядит так: РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И или РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, а иногда просто РАЗ-И, ДВА-И.

Как в этом разобраться. Здесь все довольно просто. Целая нота просчитывается до четырех, так как в ней помещается четыре удара пульса (РАЗ-И, ДВА-И, ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И). Половинная – это два удара, поэтому она просчитывается до двух (РАЗ-И, ДВА-И или ТРИ-И, ЧЕТЫРЕ-И, если половинная приходится на третий и четвертый удары пульса). Четвертные считаются по одной штуке на каждый счет: одна четверть на РАЗ-И, вторая четверть на ДВА-И, третья – на ТРИ-И, и четвертая – на ЧЕТЫРЕ-И.

счет музыкальных длительностей

Эта добавка «И» существует для удобного счета восьмушек. Одиночные восьмушки встречаются редко, чаще они попадаются парами или по четыре штуке. И тогда одна восьмушка считается на само число счета (на РАЗ, ДВА, ТРИ или ЧЕТЫРЕ), а вторая восьмушка всегда на «И».

Правописание штилей

Напоминаем, что ШТИЛЬ – это палочка у ноты. Эти палочки присоединяют к головке и направляют как вверх, так и вниз. Направление штилей зависит от положения ноты на нотном стане. Правило очень простое: до третьей линейки палочки смотрят вверх, а начиная с третьей и выше – вниз.

правило правописания штилей


На сегодня это все, но тема ритма таит в себе еще немало интересных открытий. Мы обязательно обратим ваше внимание на них в следующих выпусках. А теперь еще раз просмотрите пройденный материал, подумайте, какие вы хотите задать вопросы. Все что придумали, напишите в комментариях.

И напоследок – порция хорошей музыки для вас. Пусть это будет знаменитая Прелюдия соль минор Сергея Рахманинова в исполнении пианистки Валентины Лисицы.

Основы ритма

Давайте рассмотрим как в музыке отобразить длину звука (сколько по времени звучит каждая нота?), это поможет Вам определить ритм мелодии, написанной на бумаге. Рассмотрим сначала относительную длину ноты (звука).  Мы будем считать в слух: РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И, РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И…

Длительность ноты будем выражать с помощью этого счёта (буква «И» нам тоже очень нужна во время счёта).

 длительности нот и пауз

Итак, исходя из простой математики:

  1. Целая нота – это длительность, когда мы успеваем посчитать: Раз и Два и Три и Четыре и (звук ноты длится столько, сколько  вы проговариваете то, что написано жирным шрифтом, причём каждое слово проговариваете без пауз с одинаковой скоростью — монотонно)
  2. Половинная (длительность ноты в два раза короче) – Раз и Два и
  3. Четверть или четвертная нота (ещё короче в 2 раза) – Раз и
  4. Восьмая (ещё короче в 2 раза) – Раз   (или И в зависимости от того на чём мы закончили счёт до этого)
  5. Шестнадцатая (ещё короче в 2 раза) – на счёт «Раз» их две штуке успевает пройти (или на счёт «И» тоже две нотки успевают)
  6. Целая с точкой, четверть с точкой и другие ноты с точкой – увеличение длительности ровно в полтора раза (для четверти с точкой «Раз и Два»)

Теперь об абсолютной скорости

Ведь можно считать Раз и Два и Три и Четыре И  быстро, а можно ооооочччееееенннннььь ммммеееедддддлллллееееенннноооо. Для этого есть метроном — с помощью него задаётся сколько четвертных длительностей умещается в минуту и эта скорость в музыке обозначается специальными словами на итальянском (пример adagio – довольно медленно, не будем сейчас точно приводить в каких пределах ставится абсолютная скорость для adagio на метрономе). Вместо adagio могут в нотах написать по-русски Довольно медленно

Метроном издаёт равномерный стук заданной частоты и используется, что бы Вы держали ровный ритм – не ускорялись и не замедлялись. Он отмеряет звуки соответствующие четвертям и скорость 100 ударов в минуту соответствует 100 четвертям в минуту. Электронный метроном можно найти в интернете (просто введите в яндексе)

механический метроном

Что такое «Раз»,  что такое «и»?

Это всего лишь Ваш равномерный счёт («Раз» и «и» по длительности абсолютно одинаковы и соответствуют длительности восьмая). 

Если вы видите  две разных по высоте ноты (в нотной тетради) и дугу, соединяющую их – значит вы плавно с одной переходите на другую. Если же это две абсолютно одинаковые ноты (разной или одинаковой длительности) и между ними дуга – то просто сложите их длительность и сыграйте эту длинную ноту.

Музыка делится на отрезки – такты. В каждом такте суммарная длительность всех нот может составлять, например, 4/4 (четыре четверти) – а именно «раз и два и три и четыре и», или 3/4  — а именно «раз и два и три и» (кстати, это размерность для  вальса), 2/4 – «раз и два и» и другие.

Паузы – это заполнение тишины между звуками, аналогично нотам есть целые, половинные паузы и так далее.

Давайте рассмотрим пример. Пусть, первая нота у нас восьмая (считаем РАЗ),  вторая нота четвертная (мы не останавливаем счёт, поэтому считаем  И ДВА), затем снова восьмая (считаем дальше И), затем четвертная пауза (считаем ТРИ И), далее восьмая нота (ЧЕТЫРЕ), далее восьмая пауза (И).  Мы полностью заполнили один такт размера 4/4. Далее следует такой же такт 4/4, который мы так же заполняем различными нотами и паузами, но общая сумма будет такой же — четыре четвертных ноты. В некоторых песнях используются такты 3/4, их мы заполняем Раз И Два И Три И. Затем новый так, такого же размера.

Самый первый счёт каждого такта «Раз» более сильный и акцентированный, потому что он первый! Он самый устойчивый (если по-простому, он громче и увереннее звучит). Счета «Два», «Три», «Четыре» менее устойчивы. Между ними есть «и» — это совсем неустойчивые счета, они играются тише и скромнее. Например, рассмотрим стихотворение:

Буря Мглою Небо Кроет. Жирным шрифтом я выделил ударные (устойчивые звуки – аналогично «Раз», «Два», «Три» и так далее. Это простая аналогия для вашего понимания сильных и слабых долей такта.

Переставляем руку на новый аккорд мы НЕ между тактами, потому что между тактами нету даже миллисекунды перерыва – они следуют один за другим, мы переставляем аккорд на последнем неустойчивом счету «и» каждого такта (например Раз и Два и Три И – на этот счёт «и» мы должны успеть отпустить один аккорд и переставить на другой в момент Раз следующего такта)

Далее идет привести пример как выглядит музыка, записанная длительностями.Некоторые флажки направлены вниз, другие вверх – это для красоты, чтобы флажки за пределы нотного стана не выпирали сильно. ВНИМАНИЕ – вы видите 5 полосок и ноты на них, это не струны, это нотная запись музыки – считайте это шифром который надо раскодировать, часто можно встретить музыку в виде табулатур (их еще называют табами) — там 6 линеек, каждая соответствует своей струне. Это похоже на координатную сетку. 

Мы видим в начале размер 4/4 (этот размер может писать просто 4/4 или с помощью значка похожего на букву  С – как в песне о медведях из кавказской пленницы). Темп счёта умеренно скоро (ведь мы можем очень быстро и очень медленно проговаривать «раз и два и три и четыре и» — это как раз относится к абсолютной длительности музыки – это примерно 90 ударов метронома в минуту).

Сейчас узнать скорость игры не проблема – мы же будем разучивать известные мелодии и у нас всегда есть аудио или видео для сравнения (вы можете скачать любимую песню с интернета).

Просмотрите ноты двух песен ниже. Обратите внимание, как пишутся группы одинаковых длительностей. Например, в слове «Далёка». Там две шестнадцатые (с двумя полосками наверху) объединены и выглядят не так, как в слове «голос». Мы так же видим, что две ноты могут иметь один общий  флажок сверху или снизу – всё это для красоты и лучше наглядности. Ещё мы видим, что размер 4/4 может поменяться в течение песни на 2/4, а так же что песня начинается с неустойчивого звука (первый такт маленький и в нём нет начала «Раз и два и три и четыре», есть только последнее «и»). Это основы ритма, Вам не надо на данном этапе сильно углубляться в эту тему, она будет продолжена в музыкальной теории.

Используйте метроном для поддержания скорости. 

Потренируйтесь с длительностями – попробуйте простучать ритм песен, написанных ниже, карандашом (уверен всё получится, вы же их слышали). Если трудно – используйте метроном, считайте самостоятельно «один два три четыре, один два три четыре»

Не все музыкальные знаки Вам известны, не волнуйтесь – ещё успеете выучить.  Найдите другие ноты в интернете (знакомые песни) и попробуйте их простучать

 Песенка о медведях

Очень часто многие пользователи задаются вопросом: «А сколько по времени у меня занимает папка Музыка» или «Какой продолжительностью эти файлы», или «Какая общая продолжительность звучания моих клипов». Если папка «Музыка» содержит только аудиофайлы, то подсчитать общую длительность их звучания не составляет труда. Для этого достаточно воспользоваться любым аудиоплеером (Winamp, AIMP и другие). А если папка «Клипы» содержит только видео, то это также легко сделать в любом видеоплеере, поддерживающем плейлисты. Но что делать, если «Музыка» содержит еще и клипы, то есть видеофайлы или, наоборот, папка «Клипы» содержит аудиофайлы? Или, например, некоторые типы музыкальных файлов не воспроизводятся обычными плеерами?

Вот тут-то на помощь и приходит LossPlay. Если у вас есть много мелких файлов, причем неважно, аудио это файлы или видео, или сборник из аудио и видеофайлов, то подсчитать общую продолжительность звучания или воспроизведения всех этих файлов не составляет особого труда.

Узнаем длительность с помощью плеера

Для этого просто перетаскиваем нужные файлы или сразу целиком папку, а может быть, даже несколько папок и файлов в окно плеера и ждем, когда он закончит подсчет.

Скорость этого процесса напрямую зависит от производительности компьютера, а также наличия «разношерстных» файлов. Так, например, подсчет длительности видеофайлов в плеере осуществляется заметно медленнее, чем аналогичное действие со звуковыми файлами. Тем не менее, в конце вы обязательно увидите общую продолжительность всего списка воспроизведения.

Общая длительность файлов

Кстати, при необходимости этот список можно скопировать в Excel таблицу. Для этого нужно всего лишь вызвать контекстное меню плейлиста в плеере и выбрать пункт «Скопировать список файлов» — «Со временем для таблицы».

копирование списка

При этом, если в настройках плеера стоит убрана галочка «Округлять секунды при копировании списка в таблицу»,

Настройка

то вставляться в эту самую таблицу время будет в обычном формате. Выглядит это примерно так:

Таблица

Здесь, в таблице, у меня собственный формат для удобства в ведении статистики при расшифровке (транскрибации) файлов. Первая колонка — это название трека, вторая сейчас пустая и заполняется количеством знаков, третья — это временной интервал расшифровываемого файла. Ну а четвертая колонка и есть то самое время длительности каждого файла по-отдельности.

Знатокам Excel не составит большого труда написать нужную формулу для подсчета общей длительности всех перечисленных в таблице файлов. Если это нужно, конечно. А если общая длительность в самой таблице не нужна, то ее по-прежнему можно наблюдать в окне плеера.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить страницу загруженную с ошибкой
  • Как найти барсука черная шляпа
  • Телевизор показывает зеленым цветом какая причина как исправить
  • Beat cop как найти бриллианты
  • Как составить кроссворд на компьютере в excel