Как найти добродетельную жену

Толкования:

  • Апостольские постановления
  • Лопухин А.П.
  • Свт. Григорий Богослов
  • Свт. Кесарий Арелатский
  • Свт. Филарет (Дроздов)

Апостольские постановления

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Жена благочестивая благословенна; да хвалит же она страх Господень. Дайте ей от плодов уст её, и да хвалим будет во вратах муж её. И опять: Добродетельная жена — венец для мужа своего (Притч 12:4). И опять: Мудрая жена устроит дом свой (Притч 14:1). Выслушали вы, какие похвалы получает от Господа-Бога жена целомудренная и любящая мужа.

Лопухин А.П.

Ст. 10-22 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее

Добродетельная жена (ср. XII:4) изображается сначала со стороны домашней ее деятельности (ст. 11-22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены — полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы — шерсть и лен — для одежды членам семьи (ст. 13), как затем — изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14-15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeятeльнocть доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее — на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17-18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21-22).

Ст. 10-31 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее

Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению одного исследователя (Дедерлейна) «золотую грамоту женщин». И, действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ «добродетельной жены» Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом жены-христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях (Пс XXXIII, CXVIII и др. Плач. гл. I-IV), в рассматриваемом отделе отдельные стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с определенных сторон — неутомимой деятельности, всеобъемлющей заботливости, милосердия, разумности.

Свт. Григорий Богослов

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Кто найдет добродетельную жену? (Притч 31:10) — говорит, как слышу, Божественное Писание. Это дар Божий, и Господь устраивает доброе супружество. Так рассуждают даже язычники; их изречение таково: «Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете. Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей». И нельзя сказать, чтобы в этом отношении был кто-нибудь счастливее отца моего. Думаю, что если бы кто, ища для себя совершеннейшего супружества, обошел все концы земли и весь род человеческий, то не нашел бы лучшего и согласнейшего. В нем так соединились все превосходные и мужские и женские качества, что брак был не только плотским союзом, но не менее того, и союзом добродетели. Супруги, превосходя других, не могли превзойти друг друга, потому что в обоих добродетель была одинаковой силы и цены.

Похвальное слово отцу.


Божественный Соломон в книге детоводственной мудрости, то есть в Притчах, хвалит жену за то, что она сидит дома и любит мужа; и жене, которая блуждает вне дома, невоздержна, бесчестна, наружностью и языком блудницы уловляет честных, противопоставляет жену, которая усердно занимается домашними делами, неутомима в делах женских, протягивает руки свои к прялке, двойные одежды приготовляет мужу (Притч 31:19-21), благовременно приобретает поле (Притч 31:16), хорошо кормит слуг, угощает друзей обильным столом и исполняет все прочее, что Соломон восхвалил в жене целомудренной и трудолюбивой. Но если бы я стал хвалить за такие качества сестру; то это значило бы хвалить статую за ее тень.

Надгробное слово сестре Горгонии.

Свт. Кесарий Арелатский

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Кафолическая Церковь, братья возлюбленные, не только после пришествия Господа и Спасителя нашего, предсказана, но и от начала мира обозначена многими образами и сокровеннейшими таинствами. Ведь была кафолическая
Церковь и в святом Авеле, и в Ное, и в Аврааме, и в Исааке, и в Иакове, и в
остальных святых до самого пришествия Господа Спасителя. Ведь о ней самой говорит Соломон: Кто найдет добродетельную жену? (Притч 31:10). Что же значит: Кто найдет? Надлежит понимать, что отыскать ее трудно, но не невозможно. Эта добродетельная жена есть Церковь.

Проповеди.

Свт. Филарет (Дроздов)

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Опытный Соломон, видно, почитал не очень обыкновенным явлением доблестную жену, когда сказал: «жену доблю кто обрящет?» Слова сии дают разуметь, что ее надобно искать; и как желательно найдти ее, так сомнительно, чтобы она была найдена удобно. Если такой отзыв неприятным покажется дщерям Евы: то да поревнуют девы и жены христианские, чтобы в них не была редкостью доблесть, которая редкостью была в глазах Соломона; потому что он имел пред глазами жен иудейских и языческих; и потому что не ясно видел в дали времен Благодатную Деву Матерь, и «приводимых Царю» небесному «дев» и жен «в след Ея» (Пс. 44:15), хотя и слышал о них от своего родителя Пророка, и сам был Пророк: «отчасти бо разумеваем, и отчасти пророчествуем» (1Кор. 13:9).

Но если Соломон в одной черте своего изображения соединяет и свет и тень: зато как чисто светла у него другая черта! Если он не щедро уделяет женскому полу доблесть: зато как высоко ценит доблестную жену! «Дражайша есть камения многоценнаго таковая». Почему премудрый судитель обращает особенное внимание на женскую доблесть, и ее превозносит? – Думаю, потому, между прочим, что видит ее в немощной части человечества. Когда видите высокую и сильную доблесть в лице мужа: вы не столько удивлены, сколько удовлетворены, найдя вполне то, чего можно было требовать от сей природы. Но когда такую же доблесть встречаете в немощном естестве жены: ваше ожидание превышено, и вы не только довольны, но и удивлены. Например, смотря на Иакова, который, чтобы угасить несправедливую вражду брата, добровольно осуждает себя на изгнание из родительского дома, и, не взяв ничего из наследства богатого отца, с одним странническим посохом, идет в отдаленную страну, без сомнения, с чувством удовольствия, скажете вы: это великодушно, это достойно сына Исаакова, внука Авраамова. Но если посмотрите на Руфь, которая по любви к свекрови, беспомощной иноплеменнице, и по уважению к ее добродетели и благочестию, решается оставить свое родство и отечество, и, будучи самою Ноемминью удерживаема от сего трудного и, по-видимому, безнадежного подвига, не колеблется и говорит Ноеммини: «идеже идеши ты, и аз пойду, и идеже водворишися ты, водворюся и аз, людие твои людие мои, и Бог твой Бог мой» (Руф. 1:16): при виде сей мужеской в жене крепости духа, сего восторга добродетели, думаю, вы не только довольны, но и удивлены, и тронуты.

Довольно пока сих воззрений на Соломоново изображение доблестной жены. Оно мне представилось, как зеркало, отражающее в себе образ высоко доблестной жены, который, не кистью на полотне, не письменами на хартии, но живыми воспоминаниями начертанный, светит ныне в наших мыслях и сердцах.

«Жену доблю кто обрящет? –» Не редким ли подлинно и неудобно обретаемым явлением была та, которая, произшед от светлого рода вне православной Церкви и России, правым рассуждением и рассудительною любовию переродила Себя в приискреннюю дщерь православной Церкви и нового Своего отечества, – которая, привившись посредством супружества к оскудевавшему отраслями древу царского в России рода, оставила оное по себе обильные цветущие и плодоносные ветви простирающим далее пределов России, – которая венценосною главою и «дражайшими камения многоценнаго» доблестями сердца сияла в трех последовательных царствованиях, – явилась великою матерью двух великих царей? И кто же обрел для сей высокой судьбы высоко доблестную Марию? Прозорливый ум Екатерины? Чистый взор Павла? Это верно. Но это не все. Ее обрело и даровало России особенное, благодеющее России, Провидение Божие.
Но я должен удержать порывы слова, немогущего следовать за многообразными доблестями приснопамятной Императрицы, и стеснить оное в пределы, указуемые местом, временем и предметом настоящего торжества.

Когда Павел Первый восприял самодержавие России: тогда, зная, чего для блага ее может ожидать от своей супруги, он отделил в ее управление и попечение особую область человеколюбия. Не обширна была сия область, когда приняла ее в свою власть Мария: но Мария постепенно расширила ее, создала в ней новые учреждения, благоустроила их, упрочила. Одним из первых созданий ее была сия обитель воспитания благородных дев, которые не имели бы средств получить достаточное образование в семействах, и которые, получив оное здесь, были бы способны внести оное в семейства, устроить свое благосостояние и вспомоществовать своим родителям. При сем ее человеколюбивое чувство объяло весь державный дом, и все его члены оказали ей содействие в сем благотворном учреждении. Двадцать пять лет возделывала и возращала она сей насажденный ею вертоград: и вот, двадцать пять уже лет после нее, он продолжает являться цветущим и приносящим нравственный плод, в ознаменование того, что его насадила искусная и благословенная рука, и что дух человеколюбивой попечительности, одушевлявшей Благочестивейшую Марию, почил и на преемнице ее, благочестивейшей Александре.

Итак, праведно, чтобы мы с благоговейным вниманием остановились на пределе совершившегося ныне полувекового бытия сего учреждения, и, взирая на его прошедшее и настоящее оком радости, на его будущее оком надежды, наипаче «возвели очи наши» и благодарные сердца «к… Живущему на небесах» (Пс. 122:1), «к… Отцу, …из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется» (Еф. 3:14-15), к Царю, из Него же всякое царство на небесех и на земли именуется. Благословен еси, Дающий в Царе отца народу Своему, и в Царице матерь сынам и дщерям людей Своих! «Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей» (Пс. 79:15) и не престани посещать Твоим благословением и Твоею благодатию! Да всегда «радуются сынове» России «о Царе своем» (Пс. 149:2)! Да всегда пребывают Царь и Царица России отцом и матерью о чадах веселящимися!

Да подвизаются же и дщери России с своей стороны, чтобы оправдывать царские о них попечения и благие чаяния!

Беседа в день совершившегося пятидесятилетия от учреждения Екатерининского Училища благородных девиц

Пр.31:10-12 «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; 11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; 12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей»

Книга притчей начинается с предостережения сына от того, чтобы он не связался с плохой компанией (Пр.1:10-19), а заканчивается гимном добродетельной жене. И это, наверное, не случайно. Эти два вопроса, пожалуй, самые важные и болезненные из тех, с которыми приходится сталкиваться родителям. Когда ребенок подрастает, самая большая головная боль для отца и матери – как бы оградить его от влияния плохих парней. Когда сын взрослеет, у родителей на первый план выходит другая проблема – как бы сделать так, чтобы он удачно женился, чтобы был счастлив сам, и были счастливы они. Поэтому финал Книги притчей можно признать вполне закономерным.

Кто-то подсчитал, что в отрывке Пр.31:10-31 содержится 31 характеристика добродетельной жены (https://www.cai.org/ru/dobrodetelnaya-zhena). Не знаю, я не стал проверять и подсчитывать, а решил ограничиться первыми тремя стихами этого отрывка. Мне кажется, что именно в этих стихах заключены самые важные, универсальные «для все времен и народов» качества хорошей жены. Там дальше, если мы будем читать, то увидим, что добродетельная жена «протягивает руки свои к прялке», «делает себе ковры», «делает покрывала и продает» и т.д. Все это, наверное, хорошо и важно, но, в принципе, в наше время можно обойтись и без всего этого. Но вот то, что сказано в начале этого текста, действительно важно и сегодня. Здесь упоминаются две характеристики жены, без которых трудно себе представить не то что счастливый, а просто нормальный брак.

Первая характеристика – «уверено в ней сердце мужа ее». Другими словами, эта женщина своим поведением вызывает доверие, она заслуживает доверия своего мужа. Это жена, которая ведет себя так, что мужу не придет в голову нанимать детектива, чтобы проследить, где, когда и с кем она встречается, не потребуется изучать ее профили и статусы в социальных сетях и т.п. Я уверен, что каждый мужчина подтвердит: быть уверенным в своей жене на 100% — это самое важное для него. Что она никогда не предаст, не подведет. Это – наш тыл, а тыл должен быть надежно защищен. Самое больное, что может быть в жизни – это удар в спину, удар от человека, от которого ты этого меньше всего ожидал.

Вторая характеристика – «она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей». Заметьте – «во все дни жизни своей», а не только тогда, когда все складывается хорошо, и настроение хорошее. Даже когда муж не прав, или возник какой-то кризис в семейных отношениях, ей не придет в голову причинять зло своему мужу. Если же жена способна на зло, если она причинила зло своему мужу, то в браке возникает трещина, которую очень сложно заклеить.

Итак, повторюсь, что эти два момента являются важными условиями удачного брака. Но основное внимание мы сегодня сосредоточим на 10-м стихе: «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов». Этот короткий стих мы, как правило, проскакиваем, стараясь перейти к дальнейшему описанию, но этот стих порождает множество разных и полезных мыслей.

Первый момент, который вытекает из вопроса «Кто найдет добродетельную жену?»: находит тот, кто ищет. Добродетельная жена – это не «бонус», который падает с небес в наши объятия. Человек может сказать: я все отдаю в руки Бога, пусть он приведет ко мне мою избранницу. И он может ждать очень долго. Он может провести всю свою жизнь в бесплодном ожидании. Добродетельную жену надо искать. Но тогда возникает другой вопрос: «где искать и как искать»?
Есть такое поверье, что каждый мужчина на земле может быть счастлив только с одной-единственной женщиной, своей половинкой. И вот, многие думают: «Пока я не найду свою половинку, я не буду счастлив». Насколько это правильно и реально?

Давайте для начала рассмотрим такую арифметику. Сегодня в мире проживает около 8 миллиардов людей. По последним данным, из них – мужчин чуть больше 4 млрд., женщин – 3,99 млрд. Предположим, чтобы упростить наши расчёты, что 2,9 млрд. женщин на земле уже замужем или еще носят памперсы. Получается, что потенциально женой неженатого парня или мужчины может стать около миллиарда претенденток. Конечно, с учетом возрастного ценза и расовых предпочтений эта цифра может быть существенно снижена, но все равно, в таких условиях искать себе «ту самую, единственную» — даже сложнее, чем иголку в стоге сена. «Стоги» в нашем случае могут быть расположены на разных континентах.

Кто-то может возразить в том смысле, что если Бог создал для меня половинку, то Он обязательно меня к ней приведет. И даже место из той же Книги притчей вспомнит:
Пр.19:14 «Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа»

Но мы можем вспомнить то, что было сказано в этой книге немного выше:
Пр.16:11 «Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме»

Означает ли это, что Господь дает нам верные весы – и говорит: «вот вам верные весы, пользуйтесь на здоровье»? Нет, речь идет о том, что если человек торгует честно, не подкручивает весов, не обманывает покупателей, то он поступает так, как угодно Господу. Тут больше говорится о состоянии сердца продавца, чем о состоянии весов. Подобным образом и слова «разумная жена — от Господа» не говорят о том, что Бог привел к мужчине эту жену. Это значит, что эта жена – по сердцу Божьему. Конечно, Бог может помочь в поиске, но нельзя всю ответственность за свой брак перекладывать на Бога.

Еще одно место мы можем вспомнить в связи с этой темой.
1Кор.7:39 «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе»

Вспомним, что эти слова были сказаны Павлом в условиях патриархального общества. И если женщина тогда была свободна выйти «за кого хочет», то мужчина – тем более. Есть только одно условие – «только в Господе». Об этом мы еще поговорим.

Можно еще один довод привести против идеи одной-единственной половинки. Помните, как к Иисусу подошли саддукеи и рассказали ему историю о том, как в одной семье было семь братьев, и они умирали бездетными один за одним, а женой им становилась по очереди одна и та же женщина? Саддукеи, наверное, тоже были сторонниками идеи одной-единственной половинки. И они спросили Иисуса: чьей же женой будет она в вечности, если в этой жизни она была женой всех семерых? Мы помним, что им ответил Иисус, но возникает другой вопрос: если Бог предназначил для каждого мужчины только одну «половинку», то почему Он допустил, чтобы в Его народе возник такой обычай, чтобы младший брат женился на жене своего умершего старшего брата? Чьей половинкой в этом случае она является – первого мужа или второго?

Надеюсь, никто не обвинит меня в том, что я учу многоженству или тому, чтобы христиане разводились и женились снова. Речь идет о том, что каждый из неженатых мужчин и незамужних женщин имеет свободу выбора. Господь дает стандарты семейной жизни, требования, которые он предъявляет к браку, к мужу и жене, но не навязывает каждому из нас какого-то конкретного человека. Мы свободны выбирать спутника жизни – соответственно своим вкусам, своим предпочтениям, своему характеру – но с учетом Божьих установлений. Слова «кто найдет добродетельную жену» говорят нам о том, что такая жена – это результат поиска, результат выбора. Потенциально каждый христианин может быть счастлив не с одной, а с разными женщинами, а каждая христианка – не с одним, а с несколькими мужчинами. Но это – потенциально, т.е. до того, как они сделали свой выбор. А когда выбор сделан – начинается созидание христианского брака без оглядки на чужих мужей или жен или неженатых-незамужних парней и девушек. И вот тогда муж и жена действительно становятся половинками, они проходят через различные испытания, притираются и становятся единым целым.

Чтобы развить тему выбора спутника жизни, давайте вспомним случай, как Авраам выбирал жену своему сыну Исааку.
Быт.24:1-8 «Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.
2 И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое
3 и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу,
4 но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку.
5 Раб сказал ему: может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?
6 Авраам сказал ему: берегись, не возвращай сына моего туда;
7 Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: «потомству твоему дам сию землю», — Он пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда;
8 если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда»

Вообще вся эта история довольно странная и необычная. Почему так поздно встал вопрос о женитьбе Исаака? Мы видим, что в предыдущей главе Авраам похоронил свою жену, в первом стихе сказано, что он сам уже состарился. Почему желание женить сына не возникло у Авраама и Сарры раньше? Но это так, мысли вслух. Нас же интересует в этом отрывке то, какие требования Авраам предъявляет своему слуге Елиезеру, кого он должен привести своему сыну в жены. И главное требование – чтобы она не была из язычниц, чтобы она была из семьи, которая поклоняется истинному Богу. Это то, о чем говорит и Павел, когда пишет о повторном браке вдовы: «свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».

Мы не будем сейчас углубляться в историю того, как Елиезер искал невесту Исааку. Для нас важен сам принцип. Если человек стоит на правильных духовных позициях, то и Господь на его стороне, Он направляет, помогает в поисках. Но все равно у человека есть свобода. Помните, как Елиезер спрашивал Авраама: «если не захочет женщина идти со мною в эту землю»? Авраам ответил: «если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от сей клятвы моей; только сына моего не возвращай туда». Т.е. женщина тоже имеет свое мнение, она свободна принять предложение или отказать.

Я сейчас открою братьям (особенно неженатым) страшную тайну. Вы знаете, наши незамужние сестры, девушки, женщины тоже ищут. Для того, кто вырос на народных сказках, это может звучать шокирующе. Помните, как в сказках часто описывают ситуацию, когда за руку принцессы сражаются претенденты, а она сидит и ждет – «кто победит, тому и достанусь». Очень странная ситуация, которая полностью соответствует патриархальному мышлению прошлого. В реальности оказывается, что «принцессы» тоже ищут. Они тоже о чем-то мечтают. И это, на самом деле, отрезвляющий момент для каждого мужа. Каждый из нас должен время от времени задавать себе вопрос: «действительно ли я тот, о ком мечтала моя жена»? Не стоит, правда, задавать себе этот вопрос слишком часто, антидепрессанты нынче стоят недешево, но время от времени (хотя бы и перед 8-м марта) такой вопрос задавать нужно.

«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов». Ищут, на самом деле, все. Ищут мужчины, ищут женщины. Но очень часто не того и не там ищут.

Езд.9:12 «Итак дочерей ваших не выдавайте за сыновей их, и дочерей их не берите за сыновей ваших, и не ищите мира их и блага их во веки, чтобы укрепиться вам и питаться благами земли той и передать ее в наследие сыновьям вашим на веки»

Очень часто люди при выборе спутника жизни руководствуются меркантильными интересами, главное их желание – получше устроиться в этой жизни. Иногда и христиане так думают: «ну и что, что неверующий? Зато будет мое чадо жить, как сыр в масле». Это очень опасное заблуждение. Авраам говорит четко: «только сына моего не возвращай туда». Если мы – дети Царства Божьего, то не стоит и заглядываться за ограду этого Царства. Во избежание серьезных проблем.

Обратим внимание и на вторую часть стиха. «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов». Это тоже важные слова, о которых стоит порассуждать. Во-первых, эти слова говорят, что добродетельную жену не купишь ни за какие деньги. Ее «стоимость» действительно превышает любую сумму, какую мы могли бы предложить. Во-вторых, кто способен так высоко оценить добродетельную жену? Только тот, кто сам добродетелен, для кого добродетель – ценность. Цена ее – выше жемчугов. Для кого? Для знатока. Для ценителя.

Однажды один искусствовед купил в селе домик для дачи. Как-то он услышал, что по соседству умерли старики, и приехал сын из города, чтобы распродать, что можно. Наш искусствовед решил зайти, посмотреть, может, какую мебель для дачи прикупить. Когда он вошел в дом, он обомлел: на стене висела картина знаменитого художника, которую считали утраченной. Он решил не подавать вида, походил, посмотрел, купил для вида пару стульев, а потом и говорит: «Я бы взял заодно и эту картину». Наследник обрадовался, ему на самом деле никогда не нравилась эта картина, досталась она им от прадеда и просто, как говорят, закрывала дырку на обоях. В общем, купил этот искусствовед картину за бесценок, а продал потом ее за несколько миллионов долларов.

Что-то похожее может произойти и с добродетельной женой. Слово Божье говорит: «цена ее выше жемчугов». Но это – оценка Божья. Но каждый ли муж способен осознать это и по достоинству оценить?

Бывает нередко, что человеку из мира, который пару раз обжегся во взаимоотношениях с противоположным полом, приходит гениальная мысль: «я пойду в Церковь, притворюсь верующим, и выберу себе верующую жену». Как вы думаете, кого, скорее всего, такой человек найдет? Если ищет притворщик, то он найдет жену, соответствующую себе – такую же притворщицу. Помните Ананию и Сапфиру, которым Петр сказал: «что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян.5:9). Они стоили друг друга, и, наверное, пожили какое-то время в любви и согласии, только закончилось у них все очень печально. Может быть, правда, и другая ситуация – человек притворился благочестивым и сумел-таки найти себе истинно благочестивую жену. Но что из этого в итоге выйдет? Нельзя притворяться всю жизнь, поэтому рано или поздно их семейная жизнь превратится в кошмар. Если ценности супругов разные, то построить гармоничную жизнь, основанную на взаимопонимании, им будет очень сложно, практически невозможно.

Поэтому каждому, кто ищет себе спутницу жизни, важно разобраться со своими ценностями и предпочтениями. Что я ищу в своей будущей жене? Каким качествам она должна соответствовать? Конечно, когда люди только начитают встречаться, они стараются скрыть свои недостатки и подчеркнуть свои достоинства. Поэтому никогда не стоит торопиться принимать окончательное решение. Надо присмотреться и попытаться ответить на некоторые вопросы, например: как она относится к родителям? Если есть братья и сестры, какие у них взаимоотношения? Умеет ли она прощать? И т.п.

Итак, мы с вами увидели, что этот стих, «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов», очень ёмкий и содержательный. Первая часть стиха говорит нам о том, что такую жену нужно искать. С другой стороны, пока вы ищете, не надо уподобляться той принцессе, которая сидит и ждет, когда меня выберут. Надо работать над собой, надо разобраться в своих ценностях, надо заботиться о том, чтобы стать хорошим мужем, больше, чем о том, чтобы найти хорошую жену. И девушкам, женщинам тоже следует заботиться больше о том, как стать хорошей женой, а не о том, чтобы заполучить хорошего мужа.

Вторая часть стиха говорит нам о ценности добродетельной жены. Наверное, не случайно в Книге Притчей говорится, что от Господа – верные весы и разумная жена. Весы созданы для того, чтобы взвешивать. С помощью весов мы определяем цену, ценность того, что находится на чаше весов. Разумная жена – это тоже ценность. И это – от Господа. Но насладится этой ценностью только тот, чьи ценности совпадают с ценностями Бога. Помните, как сказано в самом начале Библии?

Быт.2:18 «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему»

Мы видим, что жена должна соответствовать своему мужу. Тогда она будет ему помощницей. Иначе может оказаться так, что жена будет мужу противницей. Знатоки Торы говорят о том, что на самом деле в Быт.2:18 сказано «создам ему помощь напротив него». Мудрецы указывают здесь на две возможности в отношениях между мужем и женой: “удостоился – будет ему “помощь”; не удостоился – будет “против него”, то есть воевать с ним”. Поэтому, выбирая себе благочестивую жену, следует и самому быть благочестивым, иначе в семейной жизни неизменно будут проблемы.

Содержание

Апостольские постановления

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Жена благочестивая благословенна; да хвалит же она страх Господень. Дайте ей от плодов уст её, и да хвалим будет во вратах муж её. И опять: Добродетельная жена — венец для мужа своего (Притч 12:4). И опять: Мудрая жена устроит дом свой (Притч 14:1). Выслушали вы, какие похвалы получает от Господа-Бога жена целомудренная и любящая мужа.

Свт. Григорий Богослов

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Кто найдет добродетельную жену? (Притч 31:10) — говорит, как слышу, Божественное Писание. Это дар Божий, и Господь устраивает доброе супружество. Так рассуждают даже язычники; их изречение таково: «Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете. Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей». И нельзя сказать, чтобы в этом отношении был кто-нибудь счастливее отца моего. Думаю, что если бы кто, ища для себя совершеннейшего супружества, обошел все концы земли и весь род человеческий, то не нашел бы лучшего и согласнейшего. В нем так соединились все превосходные и мужские и женские качества, что брак был не только плотским союзом, но не менее того, и союзом добродетели. Супруги, превосходя других, не могли превзойти друг друга, потому что в обоих добродетель была одинаковой силы и цены.

Похвальное слово отцу.


Божественный Соломон в книге детоводственной мудрости, то есть в Притчах, хвалит жену за то, что она сидит дома и любит мужа; и жене, которая блуждает вне дома, невоздержна, бесчестна, наружностью и языком блудницы уловляет честных, противопоставляет жену, которая усердно занимается домашними делами, неутомима в делах женских, протягивает руки свои к прялке, двойные одежды приготовляет мужу (Притч 31:19-21), благовременно приобретает поле (Притч 31:16), хорошо кормит слуг, угощает друзей обильным столом и исполняет все прочее, что Соломон восхвалил в жене целомудренной и трудолюбивой. Но если бы я стал хвалить за такие качества сестру; то это значило бы хвалить статую за ее тень.

Надгробное слово сестре Горгонии.

Свт. Кесарий Арелатский

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Кафолическая Церковь, братья возлюбленные, не только после пришествия Господа и Спасителя нашего, предсказана, но и от начала мира обозначена многими образами и сокровеннейшими таинствами. Ведь была кафолическая
Церковь и в святом Авеле, и в Ное, и в Аврааме, и в Исааке, и в Иакове, и в
остальных святых до самого пришествия Господа Спасителя. Ведь о ней самой говорит Соломон: Кто найдет добродетельную жену? (Притч 31:10). Что же значит: Кто найдет? Надлежит понимать, что отыскать ее трудно, но не невозможно. Эта добродетельная жена есть Церковь.

Проповеди.

Свт. Филарет (Дроздов)

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Опытный Соломон, видно, почитал не очень обыкновенным явлением доблестную жену, когда сказал: «жену доблю кто обрящет?» Слова сии дают разуметь, что ее надобно искать; и как желательно найдти ее, так сомнительно, чтобы она была найдена удобно. Если такой отзыв неприятным покажется дщерям Евы: то да поревнуют девы и жены христианские, чтобы в них не была редкостью доблесть, которая редкостью была в глазах Соломона; потому что он имел пред глазами жен иудейских и языческих; и потому что не ясно видел в дали времен Благодатную Деву Матерь, и «приводимых Царю» небесному «дев» и жен «в след Ея» (Пс. 44:15), хотя и слышал о них от своего родителя Пророка, и сам был Пророк: «отчасти бо разумеваем, и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13:9).

Но если Соломон в одной черте своего изображения соединяет и свет и тень: зато как чисто светла у него другая черта! Если он не щедро уделяет женскому полу доблесть: зато как высоко ценит доблестную жену! «Дражайша есть камения многоценнаго таковая». Почему премудрый судитель обращает особенное внимание на женскую доблесть, и ее превозносит? – Думаю, потому, между прочим, что видит ее в немощной части человечества. Когда видите высокую и сильную доблесть в лице мужа: вы не столько удивлены, сколько удовлетворены, найдя вполне то, чего можно было требовать от сей природы. Но когда такую же доблесть встречаете в немощном естестве жены: ваше ожидание превышено, и вы не только довольны, но и удивлены. Например, смотря на Иакова, который, чтобы угасить несправедливую вражду брата, добровольно осуждает себя на изгнание из родительского дома, и, не взяв ничего из наследства богатого отца, с одним странническим посохом, идет в отдаленную страну, без сомнения, с чувством удовольствия, скажете вы: это великодушно, это достойно сына Исаакова, внука Авраамова. Но если посмотрите на Руфь, которая по любви к свекрови, беспомощной иноплеменнице, и по уважению к ее добродетели и благочестию, решается оставить свое родство и отечество, и, будучи самою Ноемминью удерживаема от сего трудного и, по-видимому, безнадежного подвига, не колеблется и говорит Ноеммини: «идеже идеши ты, и аз пойду, и идеже водворишися ты, водворюся и аз, людие твои людие мои, и Бог твой Бог мой» (Руф. 1:16): при виде сей мужеской в жене крепости духа, сего восторга добродетели, думаю, вы не только довольны, но и удивлены, и тронуты.

Довольно пока сих воззрений на Соломоново изображение доблестной жены. Оно мне представилось, как зеркало, отражающее в себе образ высоко доблестной жены, который, не кистью на полотне, не письменами на хартии, но живыми воспоминаниями начертанный, светит ныне в наших мыслях и сердцах.

«Жену доблю кто обрящет? –» Не редким ли подлинно и неудобно обретаемым явлением была та, которая, произшед от светлого рода вне православной Церкви и России, правым рассуждением и рассудительною любовию переродила Себя в приискреннюю дщерь православной Церкви и нового Своего отечества, – которая, привившись посредством супружества к оскудевавшему отраслями древу царского в России рода, оставила оное по себе обильные цветущие и плодоносные ветви простирающим далее пределов России, – которая венценосною главою и «дражайшими камения многоценнаго» доблестями сердца сияла в трех последовательных царствованиях, – явилась великою матерью двух великих царей? И кто же обрел для сей высокой судьбы высоко доблестную Марию? Прозорливый ум Екатерины? Чистый взор Павла? Это верно. Но это не все. Ее обрело и даровало России особенное, благодеющее России, Провидение Божие.
Но я должен удержать порывы слова, немогущего следовать за многообразными доблестями приснопамятной Императрицы, и стеснить оное в пределы, указуемые местом, временем и предметом настоящего торжества.

Когда Павел Первый восприял самодержавие России: тогда, зная, чего для блага ее может ожидать от своей супруги, он отделил в ее управление и попечение особую область человеколюбия. Не обширна была сия область, когда приняла ее в свою власть Мария: но Мария постепенно расширила ее, создала в ней новые учреждения, благоустроила их, упрочила. Одним из первых созданий ее была сия обитель воспитания благородных дев, которые не имели бы средств получить достаточное образование в семействах, и которые, получив оное здесь, были бы способны внести оное в семейства, устроить свое благосостояние и вспомоществовать своим родителям. При сем ее человеколюбивое чувство объяло весь державный дом, и все его члены оказали ей содействие в сем благотворном учреждении. Двадцать пять лет возделывала и возращала она сей насажденный ею вертоград: и вот, двадцать пять уже лет после нее, он продолжает являться цветущим и приносящим нравственный плод, в ознаменование того, что его насадила искусная и благословенная рука, и что дух человеколюбивой попечительности, одушевлявшей Благочестивейшую Марию, почил и на преемнице ее, благочестивейшей Александре.

Итак, праведно, чтобы мы с благоговейным вниманием остановились на пределе совершившегося ныне полувекового бытия сего учреждения, и, взирая на его прошедшее и настоящее оком радости, на его будущее оком надежды, наипаче «возвели очи наши» и благодарные сердца «к… Живущему на небесах» (Пс. 122:1), «к… Отцу, …из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется» (Еф. 3:14-15), к Царю, из Него же всякое царство на небесех и на земли именуется. Благословен еси, Дающий в Царе отца народу Своему, и в Царице матерь сынам и дщерям людей Своих! «Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей» (Пс. 79:15) и не престани посещать Твоим благословением и Твоею благодатию! Да всегда «радуются сынове» России «о Царе своем» (Пс. 149:2)! Да всегда пребывают Царь и Царица России отцом и матерью о чадах веселящимися!

Да подвизаются же и дщери России с своей стороны, чтобы оправдывать царские о них попечения и благие чаяния!

Беседа в день совершившегося пятидесятилетия от учреждения Екатерининского Училища благородных девиц

Лопухин А.П.

Ст. 10-22 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее

Добродетельная жена (ср. XII:4) изображается сначала со стороны домашней ее деятельности (ст. 11-22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены — полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы — шерсть и лен — для одежды членам семьи (ст. 13), как затем — изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14-15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeятeльнocть доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее — на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17-18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21-22).

Ст. 10-31 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее

Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению одного исследователя (Дедерлейна) «золотую грамоту женщин». И, действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ «добродетельной жены» Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом жены-христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях (Пс XXXIII, CXVIII и др. Плач. гл. I-IV), в рассматриваемом отделе отдельные стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с определенных сторон — неутомимой деятельности, всеобъемлющей заботливости, милосердия, разумности.

10 

Кто найдет добродетельную жену?

 
цена ее выше жемчугов.

11 

Уверено в ней сердце мужа ее,

 
и он не останется без прибытка.

12 

Она воздает ему добром, а не злом,

 
во все дни жизни своей.

13 

Добывает шерсть и лен,

 
и с охотою работает своими руками.

14 

Она, как купеческие корабли,

 
издалека добывает хлеб свой.

15 

Она встает еще ночью

 
и раздает пищу в доме своем

 
и урочное служанкам своим.

16 

Задумает она о поле, и приобретает его;

 
от плодов рук своих насаждает виноградник.

17 

Препоясывает силою чресла свои

 
и укрепляет мышцы свои.

18 

Она чувствует, что занятие ее хорошо,

 
и — светильник ее не гаснет и ночью.

19 

Протягивает руки свои к прялке,

 
и персты ее берутся за веретено.

20 

Длань свою она открывает бедному,

 
и руку свою подает нуждающемуся.

21 

Не боится стужи для семьи своей,

 
потому что вся семья ее одета в двойные одежды.

22 

Она делает себе ковры;

 
виссон и пурпур — одежда ее.

23 

Муж ее известен у ворот,

 
когда сидит со старейшинами земли.

24 

Она делает покрывала и продает,

 
и поясы доставляет купцам Финикийским.

25 

Крепость и красота — одежда ее,

 
и весело смотрит она на будущее.

26 

Уста свои открывает с мудростью,

 
и кроткое наставление на языке ее.

27 

Она наблюдает за хозяйством в доме своем,

 
и не ест хлеба праздности.

28 

Встают дети — и ублажают ее, —

 
муж, и хвалит ее:

29 

«много было жен добродетельных;

 
но ты превзошла всех их».

30 

Миловидность обманчива и красота суетна;

 
но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.

31 

Дайте ей от плода рук ее,

 
и да прославят ее у ворот дела ее!

Добродетельная жена -фантастика.Нет идеальных жен ,как и мужей. А в Притче 31-гл.10- описывается Возлюбленная Церковь.

не могу согласиться с Вами Софья, конечно Библия это духовная книга, но 31 притча это результат акро стиха, говорят в оригинале она звучит так что каждый стих начинается с новой буквы в порядке алфавита. Причем понимаю ( имхо) — такую жену не найдешь , такой может стать женщина в браке, но тут также описан идеал к которому можно стремиться. А что каксается церкви , то вероятно духовный смысл притча всё ж таки имеет :lol: . но мы ведь тут не об этом ))
Идеал добродетельной жены дан в книге Притчей 31:10-31, так в конце притчи внимание автора фокусируется на её семье – на её муже, «Встают дети и ублажают её, — муж, и хвалит её: «много было жён добродетельных, но ты превзошла всех их» (Пр.31:28-29) .- «Таким образом, описание добродетельной жены – во истину преуспевающей женщины – в начале, в середине и в конце, сосредоточенно на её муже. Он является её высшим достижением, по сравнению со всеми другими, которые по своей сути, второстепенны» — Дерек Принс. — вполне можно это спроэцировать и на отношения церкви с Богом.

x_c581b4601.jpg

Так бывает не только с женщинами, но и с мужчинами :(

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Меню ресторана как его составить
  • Как составить завещание у нотариуса в москве
  • Как найти код отделения фсс
  • Как составить контрольный срез
  • Как найти порядок фактор группы