Как найти доходы федерального бюджета

2023 год Россия начинает с одним из самых сложных за последнее время федеральных бюджетов.

Планируется, что по итогам года расходы страны превысят ее доходы почти на 3 триллиона рублей. Рекордные суммы потратят на армию и силовые структуры. А дефицит будут покрывать за счет ранее накопленных резервов и наращивания госдолга.

В российском Минфине, где верстался бюджет, его назвали самым сложным за последние годы. Планировать доходы и расходы пришлось в условиях геополитического кризиса и санкций. Ограничения, введенные против России, могут помешать наполнению государственной казны. А события вокруг Украины создают дополнительную нагрузку на расходную часть. Некоторые эксперты называют этот бюджет мобилизационным или оборонным. А еще он станет самым закрытым за всю современную российскую историю. Засекречена почти четверть всех расходов.

Рассмотрим основные параметры бюджета, который многое говорит о перспективах российской экономики.

Каким получился федеральный бюджет

Федеральный бюджет принято называть главным финансовым документом страны. У него статус федерального закона, и документ утверждается президентом. В России бюджеты трехлетние, то есть доходы и расходы у нас планируются сразу на 3 года вперед. Соответственно, новый бюджет — это план на 2023—2025 годы.

Согласно закону, доходы российского бюджета в 2023 году составят 26,1 трлн рублей, в 2024 — 27,2 трлн, в 2025 — 28 трлн рублей. Расходы планируются в объеме 29,1 трлн в 2023 году, 29,4 трлн — в 2024 и 29,2 трлн — в 2025 году.

Из этих чисел следует, что ближайшие три года российский бюджет будет дефицитным. То есть плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов. Так, в 2023 году дефицит составит 2,9 трлн рублей, в 2024 — 2,2 трлн, а в 2025 — 1,3 трлн. Чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования.

Впрочем, для России отрицательный баланс бюджета не редкость. За последние 10 лет лишь трижды доходы страны превышали расходы.

Несмотря на трехлетний формат федерального бюджета, мы уделим основное внимание 2023 году. Чем ближе горизонт планирования, тем вероятнее, что намеченные цели будут реализованы.

Как будут формироваться доходы бюджета

Больше трети российского бюджета будет сформировано за счет нефтегазовых поступлений. Это доходы от экспортных пошлин и налогообложения предприятий нефтегазового сектора. Они пополнят казну почти на 9 трлн рублей. Исторически это главная часть доходов страны, что характеризует нашу экономику как сырьевую.

Еще 7 трлн в 2023 году даст внутренний налог на добавленную стоимость (НДС), почти 3,5 трлн — импортный НДС. Налог на прибыль принесет 1,6 трлн рублей. Внутренние и импортные акцизы — еще 1,2 трлн, пошлины — 0,7 трлн.

А вот доля налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который мы платим со своей зарплаты, в федеральном бюджете ничтожно мала. Но лишь потому, что НДФЛ в России оседает в регионах и муниципалитетах, согласно бюджетному кодексу.

Структура ожидаемых доходов федерального бюджета РФ в 2023 году, трлн рублей

Нефтегазовые доходы 8,94
Оборотные налоги и сборы 12,64
Налоги на прибыль/доходы 1,79
Прочие доходы 2,79

Оборотные налоги и сборы

12,64

Налоги на прибыль/доходы

1,79

Планируется, что в последующем доля нефтегазовых доходов в бюджете страны будет уменьшаться — с 34% в 2023 году до 30% в 2025 году. Для сравнения: в 2022 на фоне рекордных мировых цен на энергоресурсы бюджет России более чем на 40% состоял из доходов от нефти и газа, а годом ранее — на 36%.

Сокращать эту сырьевую зависимость придется не по своей воле. Прогноз основан на том, что цены на энергоресурсы будут снижаться. В дальнейшем появится еще один фактор: структура добычи в России должна измениться в пользу льготных режимов налогообложения, то есть нагрузка на добывающий сектор ослабнет.

Доля нефтегазовых доходов в структуре российского бюджета

2021 35,8%
2022 42,1%
2023 34,2%
2024 31,8%
2025 30,3%

Пока же газовики и нефтяники будут нести повышенное налоговое бремя. А вместе с ними еще ряд секторов промышленности, где в поисках источников пополнения бюджета власти обнаружили сверхдоходы.

Так, за счет дополнительного налогообложения добывающих отраслей в ближайшие три года бюджет пополнится на 3 трлн рублей. Часть таких мер будет действовать недолго, как, например, повышенная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на уголь, которую ввели до конца 1 квартала 2023 года. А вот повышенный НДПИ на природный газ введен на весь трехлетний период.

В результате в 2023 году только за счет дополнительных налогов и пошлин на газовиков власти планируют добрать в бюджет почти 0,5 трлн рублей. А налоговая нагрузка на производителей угля и удобрений вырастет на 150 млрд рублей. В декабре стало известно, что также под повышенный налог подпадут и производители алмазов.

Такой прием, как внезапное повышение налоговых изъятий в сырьевых отраслях, российское правительство использует не впервые. В 2021 году фискальную нагрузку увеличили для металлургов, получивших сверхдоходы от роста мировых цен.

В Минфине это называют изъятием «части сырьевой сверхренты». Определяя размеры дополнительных налогов, там отталкиваются от «величины нормальной доходности» за предыдущие периоды и прогнозов рыночной конъюнктуры в будущем.

Появились и более экзотические методы пополнения государственной казны. Например, акциз на сахаросодержащие безалкогольные напитки. С июля 2023 года производители сладкой газировки начнут платить государству 7 Р за каждый литр продукции. Это будет ежегодно давать бюджету дополнительные 35 млрд.

Рынок воспринял эту новость негативно. Часть игроков уже заявила, что сократит инвестиции и увеличит отпускные цены. Так что платить за новый акциз, судя по всему, придется рядовым российским потребителям.

Рассматриваются и другие непопулярные меры. По данным РБК, иностранные компании из недружественных стран, которые хотят продать бизнес в России, должны будут уплатить в бюджет не менее 10% от суммы сделки. А Bloomberg пишет о планах собрать еще несколько десятков миллиардов рублей с госкомпаний в качестве дополнительных дивидендов.

Как будет расходоваться федеральный бюджет

В 2023 году Россия планирует потратить 29 трлн рублей федеральных бюджетных денег. Это на 4,3 трлн больше, чем в 2021 году. То есть государство существенно наращивает расходы в сравнении с докризисными периодами.

Армия и силовые структуры. Главная особенность нового бюджета — повышенные расходы на оборону и безопасность. В совокупности они составят больше 9 трлн рублей. Это почти втрое больше, чем объем планируемых трат на всю национальную экономику. И на 60% больше, чем факт расходов на аналогичные статьи в 2021 году.

Распределение бюджета по основным блокам расходов, трлн рублей

Социальная политика 7,34
Национальная оборона 4,98
Нацбезопасность и правоохранительная деятельность 4,42
Национальная экономика 3,51
Общегосударственные вопросы 1,99
Обслуживание государственного долга 1,52
Здравоохранение 1,47
Образование 1,39
Межбюджетные трансферты 1,09
ЖКХ 0,6
Охрана окружающей среды 0,34
Культура, кинематография 0,2
СМИ 0,12
Физкультура и спорт 0,07

Национальная оборона

4,98

Нацбезопасность и правоохранительная деятельность

4,42

Национальная экономика

3,51

Общегосударственные вопросы

1,99

Обслуживание государственного долга

1,52

Межбюджетные трансферты

1,09

Охрана окружающей среды

0,34

Культура, кинематография

0,2

Социальная политика. В сравнении с предыдущими годами заметно вырос не только оборонный бюджет и расходы на силовиков. Почти на триллион рублей увеличиваются траты на социальную политику. Всего в этом блоке заложено 7,3 трлн рублей. Сюда входят различные пенсионные и социальные выплаты и прочие обязательства государства перед россиянами. В их числе, к примеру, новое универсальное детское пособие, которое, по оценкам властей, будут получать семьи, воспитывающие 10 млн детей. Только на них из бюджета планируется потратить 1,7 трлн рублей.

К слову, это больше, чем выделено на всю отрасль здравоохранения в 2023 году, которой достанется 1,5 трлн рублей. Расходы на образование составят 1,4 трлн.

Скромные числа объясняются тем, что текущая деятельность как медицинских, так и образовательных учреждений не финансируется из федерального бюджета.

Так, поликлиники и больницы работают в основном за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, который пополняется отчислениями из заработков россиян. А значительная часть финансирования школ и детских садов идет из местных и региональных бюджетов.

Федеральные деньги направляются главным образом на программы развития и ввод в эксплуатацию новых объектов. Например, в 2023 году за счет бюджета запланировано строительство 5 тысяч школ и ремонт зданий 2,7 тысячи медицинских организаций.

В бюджете предусмотрены индексация пенсий, маткапитала, зарплат бюджетников, рост прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ). В целом социальные расходы занимают около трети затрат государственной казны. То есть примерно столько же, сколько на армию и безопасность.

Показатели иллюстрируют смену государственных приоритетов. При стремительном росте расходов на нацбезопасность и оборону траты на экономику существенно сокращаются.

Экономика. Экономическим инициативам уготовано более скромное место. Этот блок похудел сильнее остальных — на 800 млрд рублей по сравнению с бюджетом 2022 года.

Сокращается финансирование нацпроектов «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство», «Туризм и индустрия гостеприимства». На развитие промышленности по соответствующей госпрограмме планируют потратить 1,2 трлн рублей. 400 млрд предусмотрено на поддержку АПК. Всего на национальную экономику в 2023 году выделено 3,5 трлн рублей.

Одной из провозглашенных целей бюджетного стимулирования экономики стала технологическая независимость страны. На развитие современных технологий власти намерены выделить 1,7 трлн рублей, тратить которые начнут в 2023 году. Деньги пойдут на «создание современной научно-производственной базы по ключевым направлениям импортозамещения».

Секретные статьи. Еще одна особенность нового бюджета — его повышенная закрытость. В документе детализировано лишь 77% объема расходов. То есть почти четверть всех федеральных денег потратят по секретным и сверхсекретным статьям.

Как подсчитали «Ведомости», речь идет о 6,5 трлн рублей. Часть этих денег пойдет на восстановление и интеграцию новых территорий. О том, что эти деньги заложены в бюджет, власти неоднократно заявляли. Но в бюджете соответствующие расходы решено не показывать.

В целом бюджет 2023 года будет самым закрытым за всю современную российскую историю. Предыдущий максимум был зафиксирован после присоединения Крыма в 2015 году, когда засекретили 21% расходов.

Как будет работать бюджетное правило

До февральских событий в России действовало бюджетное правило, которое помогало удерживать курс рубля относительно стабильным и обеспечивало управляемость бюджетной политики. В 2022 году после заморозки российских валютных резервов правило действовать по факту перестало. А с 2023 года решено использовать принципиально новый механизм.

Как было. При росте цен на российскую нефть свыше определенного порога — в начале 2022 года он составлял 44 $ за баррель — все получаемые сверхдоходы направлялись в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Это правило решало сразу две задачи. Во-первых, ограничивало объем бюджетных расходов, чтобы избежать перегрева экономики деньгами, который чреват высокой инфляцией.

А во-вторых, позволяло снизить влияние нефтяных цен на обменный курс рубля. Деньги ФНБ направлялись на покупку иностранной валюты, что сокращало ее предложение на рынке и не давало рублю переукрепляться.

При дешевой нефти, когда рубль, напротив, становился уязвимым, механизм работал в обратную сторону: валюту из ФНБ продавали, а вырученные деньги направляли в казну для компенсации недополученных доходов.

В итоге российский бюджет был управляемым как при высоких, так и при низких мировых ценах на углеводороды. Бюджетное правило сглаживало эту волатильность, выступая своего рода демпфером.

Как стало. При отсутствии возможности покупать резервную валюту для пополнения ФНБ бюджетное правило в прежнем виде потеряло смысл. Необходимость ограничения расходов тоже стала неактуальной: появилось слишком много новых потребностей, закрывать которые оказалось важнее, чем блюсти бюджетный баланс.

Новый механизм, который приняли в ноябре, отменяет все прежние настройки с ценой отсечения и вводит фиксированный объем нефтегазовых доходов бюджета, который позволительно тратить. На ближайшие три года этот потолок определен в сумме 8 трлн рублей. С 2026 года он будет ежегодно индексироваться на 4%.

Это значит, что поступления от сырьевиков будут расходоваться при любой цене на нефть. До той поры, пока их объем в годовом выражении не превысит 8 трлн, доходы будут считаться «базовыми». А все, что поступит свыше, назовут «сверхдоходами» и отправят в резерв. Правда, исходя из прогнозов трехлетнего бюджета, отправлять в кубышку почти ничего не придется. С 2023 по 2025 год нефтегазовые доходы планируются в пределах 8,5—8,9 трлн рублей в год.

Еще одно важное изменение касается возможности тратить сверхдоходы. Запрета на их использование теперь фактически нет. Предельный объем трат бюджета ограничили суммой четырех составляющих:

  1. Базовые нефтегазовые доходы, то есть 8 трлн рублей.
  2. Прочие поступления — все, что кроме нефти и газа.
  3. Расходы на обслуживание госдолга.
  4. Сальдо предоставления бюджетных кредитов.

То есть сверхдоходами можно без ограничений финансировать долги государства. И уже если и эти расходы они перекроют с лихвой, тогда остаток будет неприкосновенным.

Более того, в 2023 и 2024 годах потолок расходов решили еще немного сдвинуть вверх — на 2,9 и 1,6 трлн рублей соответственно. Это позволит финансировать заложенный в бюджете на эти годы дефицит.

Таким образом, обновленные бюджетные правила заработают в России в полной мере только в 2025 году.

Как будут финансировать дефицит

Дефицит федерального бюджета по итогам 2023 года составит 2,9 трлн рублей. Для его финансирования есть два основных источника.

Фонд национального благосостояния. Ровно такую же сумму — 2,9 трлн рублей — планируется изъять из денег ФНБ. Эту опцию правительство разрешило себе, инициировав смягчение норм бюджетного кодекса. Если раньше подтягивать деньги из фонда можно было только в объеме недополученных доходов при низких ценах на нефть, то теперь это ограничение снято как минимум на два года.

Интересно и то, как проводится списание денег со счетов ФНБ, учитывая, что его активы в валюте недружественных стран сейчас заморожены. Сообщения о расходовании резервов, в том числе заблокированных, появляются регулярно.

Так, в ноябре 2022 года Минфин отчитался о продаже 2,3 млрд евро, 1,7 млрд фунтов стерлингов и 78,5 млрд японских иен, что позволило пополнить госказну на 300 млрд рублей.

Разгадка в том, что такие операции проводятся сейчас без реальных расчетов в валюте, которые невозможны без посредничества иностранных банков. Банк России, хранящий деньги ФНБ, просто номинально переписывает валюту со счетов Минфина на свои, а правительству зачисляет реальные рубли. По сути, это эмиссия: в оборот вводится дополнительный объем денег, поскольку на валютный рынок ни фунты, ни евро не поступают.

В резервах страны также велика доля китайской валюты, которую можно тратить в обычном режиме, продавая юани на бирже. С их расходованием прежде осторожничали. Но в январе 2023 года ЦБ и Минфин решили распечатать и эту кубышку на фоне дешевеющей нефти. Пополнять ФНБ тоже будут в основном в юанях, если в будущем для этого найдется достаточно сверхдоходов.

Государственные заимствования. Еще один заявленный источник финансирования бюджетного дефицита — государственные заимствования, которые должны помочь сохранить деньги ФНБ.

Доступ к внешнему долговому рынку у России по понятным причинам сейчас сильно ограничен, так что пользоваться предстоит рынком внутренним. В 2023 году планируется размещение государственных ценных бумаг на 2,5 трлн рублей, в 2024 году объем составит 3,4 трлн, в 2025 — примерно столько же.

В январе Минфин начал плановое размещение ОФЗ. По итогам первого аукциона удалось привлечь 41 млрд рублей. План на первый квартал — 800 млрд. Эксперты оценили спрос на госбумаги как невысокий, поскольку инвесторы проявляют осторожность из-за выросших инфляционных рисков.

В перспективе для расширения потенциальной аудитории покупателей рассматривается создание новых инструментов, например бескупонных ОФЗ. Предполагается, что они могут заинтересовать людей с невысокими доходами в качестве инструмента для долгосрочных сбережений.

Что будет с экономикой

Показатели федерального бюджета рассчитываются на основе прогнозов развития российской экономики. Минфин взял за основу социально-экономический прогноз Минэкономразвития на предстоящие три года. От того, насколько он окажется точным, зависит исполнимость бюджета. Поэтому имеет смысл заглянуть в прогноз и узнать его основные параметры.

Валовой внутренний продукт. После снижения в 2022 году на 2,9% спад экономики должен замедлиться. В 2023 году ВВП снизится на 0,8%, а в 2024 и 2025 должен уже расти на 2,6% в год. В денежном выражении показатель увеличится за три года на 25 трлн рублей — до 170,6 трлн в 2025 году.

Валютный курс. Среднегодовой курс рубля к доллару ожидается в диапазоне от 68,3 до 72,2 Р. То есть власть верит, что национальная валюта сохранит устойчивость в течение всего трехлетнего срока.

Инфляция. После инфляции в районе 12% в 2022 году авторы прогноза ждут ее более чем двукратного снижения в 2023 году — до 5,5%. Это близко к нижней границе ожиданий ЦБ, который анонсировал рост цен в диапазоне 5—7% по итогам этого года. Правительство и регулятор едины в убеждении, что в дальнейшем инфляция устаканится на целевом уровне 4%.

Инвестиции. Планируется, что вложения в российскую экономику за 3 года превысят 88 трлн рублей. Из них инвестиции почти 27 трлн должны быть профинансированы в 2023 году. Это на 4 трлн рублей больше, чем в досанкционном 2021 году, так что и эти планы можно считать весьма оптимистичными.

Внешняя торговля. С высоких показателей 2022 года в 581 млрд долларов российский экспорт сократится на 8% и будет балансировать в районе 530 млрд в течение трех лет. В первую очередь это связано с ожидаемым снижением мировых цен на нефть и газ. Импорт, напротив, будет расти. В 2023 году — на 11%, а далее — на 5—6% в год.

Получается, что федеральный бюджет на ближайшие три года сверстан с учетом крепкого рубля, бодрого роста инвестиций, относительно высоких цен на нефть и стабильно низкой инфляции. При значимом отклонении от этой оптимистичной картины параметры придется пересматривать.

Цены на российскую нефть, которые закладывает правительство в бюджет, выше санкционного потолка в 60 $ за баррель и сильно выше фактических цен декабря 2022 года. Источник: «Коммерсант»
Цены на российскую нефть, которые закладывает правительство в бюджет, выше санкционного потолка в 60 $ за баррель и сильно выше фактических цен декабря 2022 года. Источник: «Коммерсант»

Сбудутся ли прогнозы

О многочисленных рисках неисполнения принятого бюджета в своем заключении к его проекту высказались аудиторы из Счетной палаты. Они не согласились с прогнозами инфляции, объемов экспорта и импорта, а главное, сочли завышенной оценку будущего потребительского спроса.

По замыслу авторов бюджета, устойчивый рост потребления должен стимулировать российскую экономику. Планируется, что каждый год россияне будут тратить на 3—4% больше, чем в предыдущем году, — и это в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.

Прогноз основан на предполагаемом увеличении доходов людей и росте кредитования. Но по факту в условиях неопределенности эти ожидания могут не оправдаться, предупредили аудиторы. Люди стали гораздо более склонны сберегать деньги, а не тратить их, обрастая новыми кредитами.

Экспорт нефти и нефтепродуктов также может не принести планируемых доходов в казну. В Счетной палате считают, что авторы бюджета недооценили последствия санкций и высокую вероятность рецессии в мировой экономике, которая всегда сбивает цены на сырьевые ресурсы.

Опасения аудиторов нашли подтверждение уже в декабре 2022 года. По данным Минфина, средняя цена на российскую нефть с ноябрьских 66 $ за баррель опустилась до 50 $. А по отдельным январским контрактам она стоила уже около 42 $. При таких ценах в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета могут оказаться на четверть ниже планируемого объема, увеличив дефицит еще на 2 трлн рублей.

Реальность таких перспектив косвенно подтверждается данными об исполнении бюджета 2022 года. Если еще осенью в бюджетном пакете фигурировал дефицит в размере 1,3 трлн рублей, то уже в декабре Минфин признал, что его реальный размер составит 2% ВВП, то есть 2,9 трлн.

А вскоре стало известно, что и это не финальные числа. Расходы бюджета превысили его доходы на 3,3 трлн рублей. То есть всего за несколько месяцев, прошедших от оценки до факта, сумма изменилась в 2,5 раза. Это красноречиво говорит о качестве прогнозов Минфина в текущих условиях.

В целом, как считают эксперты, многие показатели федерального бюджета носят откровенно целевой характер. Это значит, что за основу берутся скорее желаемые результаты, а не объективные прогнозы с учетом всех возможных рисков.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Контактная информация

117292, Москва,
ул. Кржижановского, 6 (центральный офис)

+7 (495) 956-82-83

+7 (495) 787-92-92

contact@consultant.ru

Федеральный бюджет России

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 марта 2021; проверки требует 1 правка.

Федеральный бюджет Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Является частью бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемой и исполняемой федеральными органами власти.

  • С экономической точки зрения федеральный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства для аккумулирования, распределения и дальнейшего расходования на исполнение расходных полномочий в рамках компетенций Российской Федерации[1].
  • С материальной точки зрения федеральный бюджет это сконцентрированный в границах государства централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении федеральных органов власти[1].
  • С юридической точки зрения федеральный бюджет есть ни что иное, как правовой акт, утверждаемый в форме федерального закона и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений[1].

Вместе с консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации. Разрабатывается правительством и утверждается Федеральным собранием РФ в форме федерального закона. Выражает экономические отношения, опосредствующие процесс аккумулирования, распределения и использования денежного фонда России[1].

В ведении Российской Федерации федеральный бюджет находится в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71, п. «з»), а Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует порядок его формирования и исполнения. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами России. Территориально, доходы федерального бюджета распределены неравномерно, так 28 % всех поступлений дает Ханты-Мансийский автономный округ, 16 % — Москва, 10 % — Ямало-Ненецкий автономный округ, 5 % — Санкт-Петербург, таким образом, четыре субъекта Российской Федерации дают до 60 % всех поступлений налогов в федеральный бюджет.

Бюджетный процессПравить

Составление проектаПравить

Проект федерального бюджета готовится федеральными исполнительными органами власти (Минфином, Минэкономразвитием и др.). Предварительно разрабатываются планы и прогнозы по территориям, отраслям; создается сводный финансовый баланс[1].

Рассмотрение и утверждениеПравить

Правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета, иные обязательные документы и материалы не позднее 1 октября текущего года. Данный проект рассматривается Госдумой в трёх чтениях:

  • В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством.
  • Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам.
  • В третьем чтении Госдума утверждает бюджет по подразделам.

После принятия федерального бюджета Госдумой он одобряется Советом Федерации и отправляется на подпись Президенту РФ. В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. После этого ФЗ о бюджете должен в обязательном порядке быть опубликован в СМИ и обнародован.

ИсполнениеПравить

Федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Непосредственно исполняют бюджет Минфин России, распорядители и администраторы бюджетных средств. Кассовое обслуживание исполнения производится Федеральными казначейством[1].

Работа по исполнению бюджета завершается 31 декабря.

Составление и утверждение отчетаПравить

По итогу исполнения бюджета принимается федеральный закон, заключающий в себе фактические показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.

Структура федерального бюджетаПравить

Фактические доходы федерального бюджета
год трлн. руб.
2007 7,781
2008 9,276
2009 7,338
2010 8,305
2011 11,368
2012 12,856
2013 13,020
2014 14,497
2015 13,659
2016 13,460
2017 15,089
2018 19,454
2019 20,188
Единый портал бюджетной системы России[2]
Фактические расходы федерального бюджета
год трлн. руб.
2007 5,987
2008 7,567
2009 9,637
2010 10,116
2011 10,926
2012 12,895
2013 13,343
2014 14,832
2015 15,620
2016 16,416
2017 16,420
2018 16,713
2019 18,220
Единый портал бюджетной системы России[2]

Исполнение федерального бюджета Российской Федерации за 2019 год[3]Править

Доходы, всего 20 188,8 млрд. рублей
Нефтегазовые доходы 7 924,3 млрд. рублей
Ненефтегазовые доходы 12 264,5 млрд. рублей
Связанные с внутренним производством 6 389,6 млрд. рублей
НДС (внутренний) 4 257,8 млрд. рублей
Акцизы 946,7 млрд. рублей
Налог на прибыль 1 185,0 млрд. рублей
Связанные с импортом 3 644,5 млрд. рублей
НДС на ввозимые товары 2 837,4 млрд. рублей
Акцизы на ввозимые товары 90,3 млрд. рублей
Ввозные пошлины 716,9 млрд. рублей
Прочие 2 230,4 млрд. рублей
Расходы, всего 18 214,5 млрд. рублей
Общегосударственные вопросы 1 363,5 млрд. рублей
Национальная оборона 2 997,4 млрд. рублей
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 083,2 млрд. рублей
Национальная экономика 2 827,1 млрд. рублей
Жилищно-коммунальное хозяйство 282,2 млрд. рублей
Охрана окружающей среды 197,6 млрд. рублей
Образование 826,5 млрд. рублей
Культура, кинематография 122,4 млрд. рублей
Здравоохранение 713,0 млрд. рублей
Социальная политика 4 882,8 млрд. рублей
Физическая культура и спорт 81,4 млрд. рублей
Средства массовой информации 103,5 млрд. рублей
Обслуживание государственного и муниципального долга 730,8 млрд. рублей
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 1 003,1 млрд. рублей
Профицит 1 974,3 млрд. рублей

История измененияПравить

Расходы на оборону и безопасность в федеральном бюджете в первой половине 2000-х годов возрастали опережающими темпами (в млрд руб.)

За 2000—2005 годы расходы на межбюджетные трансферты возрастали наибольшими темпами (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Также это объясняется увеличением госаппарата (в 2005 году, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 %, или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).

Доходы от природных ресурсовПравить

Как одна из крупнейших в мире нефтегазодобывающих стран Россия получает значительные доходы от использования своих ресурсов, часть из этих доходов изымаются в бюджетную систему страны в виде налогов и сборов. При этом степень изъятия менялась со временем. Так, в ходе масштабной налоговой реформы, осуществлённой в России в 2000-х годах, была радикально изменена система налогообложения сырьевого сектора: проведена перенастройка механизма экспортных пошлин и введён налог на добычу полезных ископаемых, что позволило увеличить долю нефтегазовой ренты, улавливаемой государственным бюджетом, с менее чем 40 % в 2000 году до 84 % в 2005 году[4].

При этом в настоящее время свыше 98 % всех налогов за пользование природными ресурсами и 100 % всех доходов от внешнеэкономической деятельности (включая экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и т. п.) идут в федеральный бюджет, а не в региональные. Поэтому доля «сырьевых» доходов в федеральном бюджете относительно высока по сравнению с той же долей в консолидированном бюджете (включает, помимо федерального, все бюджеты регионов и бюджеты государственных внебюджетных фондов). Так, если федеральный бюджет 2008 года на 50 % состоял из нефтегазовых доходов, то аналогичный показатель для консолидированного бюджета того же года — чуть более 30 %[5][6].

Бюджет 2011 года был сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель[7].

С 2013 года официально начало действовать так называемое бюджетное правило, определяющее максимальный уровень расходов бюджета, исходя из цены на нефть[8].

По некоторым оценкам, до падения цен на нефть в 2015 году, экспорт энергоносителей (нефть, газ и др.) составлял около половины доходов российского бюджета[9].

По данным Минфина в 2019 году нефтегазовые доходы в федеральном бюджете России составили 39% от общего дохода или 7 924.3 млрд рублей[10][11]

Расходы, связанные с употреблением табакаПравить

В сумме совокупные косвенные потери от курения из-за более низкой производительности труда (неподтвержденная информация) и дополнительных потерь от нетрудоспособности курильщиков, соответствуют 21,59 % расходов консолидированного бюджета на здравоохранение[12].

Экономические потери от курения составляют около 3 % ВВП России[13].

Прозрачность бюджетаПравить

В рейтинге прозрачности (открытости) бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership (IBP), Россия заняла 15-е место в мире (из 100 исследованных стран) по итогам 2017 года. IBP указывает на то, что правительство России предоставляет общественности существенную информацию о бюджете, но в то же время у общественности мало возможностей для участия в бюджетном процессе[14][15].

В 2019 году журналисты отмечали рост засекреченной части государственного бюджета РФ: так, в документе на 2020 год скрыты траты на 17% от общей суммы расходов[16].

Бюджетная классификацияПравить

Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Существуют унифицированные коды бюджетной классификации (КБК)[17]. Их использование позволяет формировать базу для наблюдения за движением бюджетных средств и факторного анализа бюджетных статей. Применение бюджетной классификации заметно упрощает объединение смет и бюджетов в общие сводные документы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления— КОСГУ).

В 2019 году введен в действие новый порядок применения КОСГУ по Приказу Минфина №209н от 29.11.2017[18].

Бюджетный учётПравить

Бюджетный учёт в российском законодательстве — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства[19].

Кроме того, Минфин несколько уточняет данное определение. Согласно его приказу, бюджетный учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств[20].

Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

См. такжеПравить

  • Конституционная экономика
  • Конституционный суд РФ
  • Коды бюджетной классификации
  • Межбюджетные отношения
  • Внешний долг России
  • Экономика России
  • Экономика СССР

ПримечанияПравить

  1. 1 2 3 4 5 6 Крохина Ю. А. Финансовое право России / Крохина Ю. А.. — 4-е изд., перераб. и доп.. — Москва: Норма, 2011. — С. 318. — 719 с. — ISBN 9785917681627. — ISBN 5917681627.
  2. 1 2 Конструктор данных, набор INYR03.DB // Электронный бюджет
  3. Минфин России :: Федеральный бюджет. minfin.gov.ru. Дата обращения: 12 августа 2020.
  4. Безопасные финансы опасны для экономики. expert.ru. Дата обращения: 3 февраля 2019.
  5. Чистый отток капитала из России за два месяца — $33 млрд. Газета.Ru. Дата обращения: 3 февраля 2019.
  6. КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ, 2015 г.. www.gks.ru. Дата обращения: 3 февраля 2019.
  7. Бюджет без дефицита. expert.ru. Дата обращения: 3 февраля 2019.
  8. Яковенко Дмитрий. Здесь уже ничего не исправишь. «Эксперт» №18-19 (897) (28 апреля 2014). Дата обращения: 3 мая 2014.
  9. Oil prices: How are countries being affected? (англ.) (18 January 2016). Дата обращения 3 февраля 2019.
  10. Минфин России :: Краткая информация об исполнении федерального бюджета. minfin.gov.ru. Дата обращения: 12 августа 2020.
  11. Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом :: Экономика :: РБК
  12. Борисов К. Н. Курение — опасный вирус для экономического развития России — Модернизация. Инновации. Развитие. — 2014. — № 1(17).
  13. Всероссийское родительское собрание  (недоступная ссылка с 03-01-2016 [1972 дня])
  14. The Open Budget Survey (англ.). International Budget Partnership. Дата обращения: 26 августа 2019.
  15. Обзор Открытости Бюджета (Россия) (PDF)
  16. Александр Виноградов. Бюджет РФ на 2020 год: светлого будущего как такового не просматривается. БИЗНЕС Online. Дата обращения: 30 сентября 2019.
  17. КБК в реквизитах: 20 важных цифр (недоступная ссылка). PPT.ru. Дата обращения: 21 октября 2019. Архивировано 25 декабря 2018 года.
  18. Инструкция 209н Порядок применения КОСГУ. Учет в учреждении (23 сентября 2019). Дата обращения: 11 октября 2019.
  19. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2014)
  20. Инструкция по бюджетному учёту

СсылкиПравить

  • Электронный бюджет. ЕПБС РФ. Дата обращения: 3 февраля 0219.
  • Федеральный бюджет России на сайте Минфина
  • Воронов В. Реалии и мифы военного бюджета России // Московский комсомолец. 2007, 1 февраля.
  • Зацепин В. Б., Лебедева А. В. Военные расходы в федеральном бюджете 2006 года // Экономико-политическая ситуация в России, 2006 (то же для 2007 и, 2008 г. и среднесрочного бюджета на 2008—2010 гг.).
  • Denis V. Kadochnikov (2019) Fiscal decentralization and regional budgets’ changing roles: a comparative case study of Russia and China, Area Development and Policy, DOI: 10.1080/23792949.2019.1705171

Исследования18 марта 2022 в 07:0037 419

При этом темп прироста ВВП установил рекорд, а размер внешнего госдолга в три раза меньше средств ФНБ — анализируем оперативный доклад Счётной палаты РФ об исполнении федерального бюджета за прошлый год

Макроэкономические показатели

Рис. 1. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 1. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 2. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 2. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 3. Источник: данные Банка России

Рис. 3. Источник: данные Банка России

Исполнение доходов федерального бюджета

Рис. 4. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 4. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Обзор деятельности ПАО «Сбербанк».

Рис. 5. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 5. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Исполнение расходов федерального бюджета

Рис. 6. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 6. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 7. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 7. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

ФНБ и госдолг России

Рис. 8. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Рис. 8. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

*по состоянию на 1 января каждого года Рис. 9. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

*по состоянию на 1 января каждого года
Рис. 9. Источник: оперативный доклад Счётной палаты об исполнении федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г.

Что будет с федеральным бюджетом в ближайшие годы?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти девушку парню которая хочет секса
  • Could not obtain a license for solidworks standard как исправить
  • Внешний компонент создал исключение как исправить
  • Как найти элемент по электронной схеме атома
  • Как найти подходящую книгу для чтения