Как найти дома для всего местоимений

Все местоимения в русском языке
Как найти дома для всего местоимений. Все местоимения в русском языке Исключение тот случай, когда местоимение кое- пишется с использованием предлогов.

Все местоимения в русском языке

К таким относятся местоимения я, ты, он, она, оно (единственное число), мы, вы, они (множественное число).

Особенностью является то, что у личных местоимений есть грамматические категории лица, числа и рода (только для местоимений 3 лица единственного числа).

Возвратное

К такому разряду относится только одно местоимение: себя. Оно указывает на то, что совершаемое действие направлено на сам субъект.

Данное местоимение не обладает категориями рода, лица, а также оно не имеет формы именительного падежа.

По своему значению местоимение себя похоже на постфикс –ся. Сравним: причесался – причесал себя. Действие субъекта направлено на самого субъекта.

Притяжательные

В данный разряд входят местоимения мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Они указывают на принадлежность определенному лицу.

Необходимо разграничивать притяжательные местоимения его, ее, их и падежные формы личных местоимений.

Указательные

Указательные местоимения указывают на предмет, признак или количество, при этом выделяя его из числа других. Сюда относятся такие местоимения, как то, это, тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные

Местоимения весь, любой, всякий, каждый, сам, другой, самый, иной, относящиеся к данному разряду, указывают на обобщенный признак предмета.

Вопросительные

К этому разряду относятся местоимения кто, что, какой, каков, чей, сколько, причем они должны употребляться только в вопросительных предложениях.

Относительные

В данный разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных местоимений. Только они употребляются не в вопросительных предложениях, а в сложноподчинённых, выполняя функцию связи (являются союзными словами).

Отрицательные

Отрицательные местоимения, которые образуются от вопросительных местоимений с помощью добавления частиц ни и не, указывают на отсутствие предмета, признака или количества.

Неопределенные

Неопределенные местоимения указывают не неопределенность предмета, признака или количества. Сюда относятся местоимения, образованные по схемам кто, что, какой, сколько + -то / + -нибудь /+ -либо / кое- + / не- +.

Таблица

Все местоимения разграничить поможет таблица «Все местоимения в русском языке»:

Разряд местоимений

Местоимения

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их

то, это, тот, этот, такой, таков, столько

весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, иной, другой

кто? что? какой? каков? чей? сколько?

кто, что, какой, каков, чей, сколько

никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько

кто-то, кое-кто, кто-нибудь, кто-либо, что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, некто, нечто, некоторый, некий и др.

Что мы узнали?

Местоимения в русском языке делятся на 9 лексико-грамматических разрядов, которые имеют свойственные только им признаки: личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные.

Тест по теме

  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 224.

  • Все
  • Литература
  • Русский язык
  • Чтение
  • География
  • Окружающий мир
  • Физика
  • Английский язык
  • Биология
  • Геометрия
  • Алгебра
  • Математика
  • Обществознание
  • Химия
  • Информатика
  • История России
  • История

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Личные
  2. Возвратное
  3. Притяжательные
  4. Указательные
  5. Определительные
  6. Вопросительные
  7. Относительные
  8. Отрицательные
  9. Неопределенные
  10. Таблица
  11. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме
  • Все местоимения в русском языке
  1. 1. Роман Гончаренко 333
  2. 2. Александра Волкова 276
  3. 3. Надя Боровая 233
  4. 4. Михаил Оганян 229
  5. 5. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″ />Игорь Проскуренко 225
  6. 6. Артём Белогорцев 218
  7. 7. Ольга Титаренко 184
  8. 8. Alina 145
  9. 9. alt=»Владислав Крюков» width=»32″ height=»32″ />Владислав Крюков 142
  10. 10. Алина Максутова 134
  1. 1. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″ />Игорь Проскуренко 25,911
  2. 2. Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. alt=»AC DC» width=»32″ height=»32″ />AC DC 15,433
  10. 10. Liza 15,165

Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки

Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.

Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он [то есть папа] ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же [то есть тоже кирпичный]».

Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.

Разряды местоимений по значению

Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.

Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.

Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.

Если мы хотим показать принадлежность предмета лицу мужского или среднего рода, то используем одно и то же местоимение – «его». Лапа медведя – его лапа. Лучи солнца – его лучи.

Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.

Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.

Для запоминания

Вытяните указательный палец. Покажите на отдаленный предмет и произнесите: «Вон тот». Теперь покажите на предмет рядом с вами и скажите: «Вот этот». Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем УКАЗЫВАЕТЕ на предмет. И при этом произносите два указательных местоимения: тот и этот. Можно даже соединить их в одно предложение: «Мне нужен вон тот [пистолет], а не этот».

Представьте, вы идете по улице с мамой. Рядом идет незнакомая тетя с собакой. Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем показываете на собаку и говорите: «Я хочу ТАКУЮ собаку». Именно такую, на которую указал палец.

Ваш сосед привез гору песка. Вы эту гору сфотографировали, отправили своему другу и говорите: «Мне тоже нужно вот СТОЛЬКО песка».

Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?

Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».

А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».

Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!

Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.

Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:

  • Кто там? – вопрос.
  • Я знаю, кто там – связь двух простых.
  • Какой цвет вам нравится? – вопрос.
  • Я знаю, какой цвет вам нравится – связь двух простых.

Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.

Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.

На это «е» всегда падает ударение: «нЕсколько человек», «нЕкоторые сомнения».

Неопределенные местоимения также образуются с помощью приставки «кое-», например: кое-кто, кое-что. А еще с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь: кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.

Разряды по грамматическим признакам

Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.

Местоимения-существительные – это такие, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» или «Кого?» . Например: (Кто?) Я, Он, Мы, (Кого?) Себя, Некого, (Что?) Ничто, Нечто. Они очень похожи на имена существительные.

Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.

К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.

Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.

Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.

Постоянные морфологические признаки местоимений

Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…

Лицо есть только у личных местоимений. Они поэтому и называются «личными».

Непостоянные признаки

Их три: род, число, падеж.

Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).

Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).

Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.

Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак.

Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.

Зачем нужны местоимения

Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это [учеба] интересно».

Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»

Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».

Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».

источники:

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/vse-mestoimeniya-tablica.html

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/mestoimenie-chto-takoe

Лица местоимений в русском языке
Как найти лицо и число местоимений. Лица местоимений в русском языке am, is и are формы глагола to be быть , каждая из которых соответствует своему набору местоимений.

Лица местоимений в русском языке

Лица место­име­ний — это посто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак у неко­то­рых слов этой части речи.

Грамматическая кате­го­рия лица при­над­ле­жит семан­ти­че­ско­му раз­ря­ду лич­ных место­име­ний. Все место­име­ния это­го раз­ря­да рас­пре­де­ля­ют­ся по 3 лицам.

Категория лица у местоимений

В рус­ском язы­ке все части речи обла­да­ют сово­куп­но­стью грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков, сре­ди кото­рых мож­но ука­зать как посто­ян­ные, так и непо­сто­ян­ные, например:

у гла­го­лов вид и пере­ход­ность — это посто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии, а накло­не­ние и вре­мя непостоянные.

Среди место­име­ний раз­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов ука­жем сло­ва, кото­рые обла­да­ют такой мор­фо­ло­ги­че­ской осо­бен­но­стью, как грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия лица. Эти место­име­ния так и назы­ва­ют­ся — «лич­ные».

У лич­ных место­име­ний кате­го­рия лица явля­ет­ся их посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком. В этой семан­ти­че­ской груп­пе мож­но ука­зать место­име­ния, принадлежащие

  • к пер­во­му лицу — я, мы;
  • ко вто­ро­му лицу — ты, вы;
  • к тре­тье­му лицу — он, она, оно (они).

Лица местоимений

Каждое из трех лиц место­име­ний обла­да­ет сво­им зна­че­ни­ем и име­ет уни­каль­ные грам­ма­ти­че­ские фор­мы, при­чем при скло­не­нии у них обра­зу­ют­ся суп­пле­тив­ные фор­мы:

  • я — мной;
  • ты — о тебе;
  • мы — нас;
  • он — его

В речи лич­ные место­име­ния заме­ща­ют, как пра­ви­ло, существительные:

  • я, мы, ты, вы — оду­шев­лен­ные существительные;
  • он, она, оно (они) — как оду­шев­лен­ные, так и неоду­шев­лен­ные существительные.

Местоимения первого лица

К этой груп­пе при­над­ле­жат место­име­ния пер­во­го лица — «я» и «мы».

Падеж Единственное чис­ло Множественное чис­ло
И. п. я мы
Р. п. меня нас
Д. п. мне нам
В. п. меня нас
Т. п. мной (мною) нами
П. п. обо мне о нас

Местоимение «я» ука­зы­ва­ет на лицо, сооб­ща­ю­щее о чем-то, или на субъ­ект, непо­сред­ствен­но совер­ша­ю­щий опре­де­лен­ное действие.

Местоимение «мы» ука­зы­ва­ет на груп­пу лиц, кото­рая вклю­ча­ет и само­го гово­ря­ще­го или действующего.

Мы встре­тим­ся перед нача­лом спек­так­ля око­ло театра.

Что харак­тер­но, что эти лич­ные место­име­ния не соот­но­сят­ся друг с дру­гом в чис­ле. «Я» и «мы» — это само­сто­я­тель­ные место­име­ния, кото­рые не явля­ют­ся фор­мой един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва (срав­ни­те: река- реки, дом — дома). Местоимение «мы» не обо­зна­ча­ет «мно­го я», а ука­зы­ва­ет на гово­ря­ще­го вме­сте с груп­пой лиц, участ­ву­ю­щих в бесе­де или сов­мест­но совер­ша­ю­щих опре­де­лен­ное действие.

Мы (я и еще кто-то) пла­ва­ем в озере.

Местоимения второго лица

Местоимения вто­ро­го лица «ты», «вы» точ­но так­же не соот­но­сят­ся друг с дру­гом в грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии чис­ла. Личное место­име­ние «ты» ука­зы­ва­ет на собе­сед­ни­ка гово­ря­ще­го или участ­ву­ю­ще­го в дей­ствии, а место­име­ние «вы» ука­зы­ва­ет на него вме­сте с дру­ги­ми лицами.

Падежи Единственное чис­ло Множественное чис­ло
И. п. ты вы
Р. п. тебя вас
Д. п. тебе вам
В. п. тебя вас
Т. п. тобой (тобою) вами
П. п. о тебе о вас

Семантической осо­бен­но­стью место­име­ния «вы» явля­ет­ся его спо­соб­ность ука­зы­вать на одно лицо, если оно исполь­зу­ет­ся как фор­ма веж­ли­во­го и ува­жи­тель­но­го обращения.

Иван Петрович, вы под­пи­ши­те это заявление?

Местоимения третьего лица

Они изме­ня­ют­ся по числам:

Склонение местоимений 3 лица

Местоимения тре­тье­го лица ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, о кото­рых сооб­ща­ет­ся в речи.

Витя взял удоч­ки и пошел на реч­ку. Он заки­нул удоч­ку и стал тер­пе­ли­во ждать поклёвки.

Мама гото­вит варе­нье из виш­ни. Она сни­ма­ет розо­вую пен­ку с кипя­ще­го варенья.

Солнце уже вста­ло из-за леса. Оно шлет свет и теп­ло вокруг.

Туристы сидят у кост­ра. Они ждут, пока сва­рит­ся вкус­ная каша, пах­ну­щая дымком.

Морфологической осо­бен­но­стью место­име­ний тре­тье­го лица явля­ет­ся то, что при скло­не­нии в падеж­ных фор­мах с пред­ло­га­ми появ­ля­ет­ся началь­ная бук­ва «н»:

  • он — у него, с ним, воз­ле него;
  • она — при ней, мимо неё, у неё;
  • оно — к нему, без него, от него;
  • они — у них, к ним, воз­ле них.

Как определить лицо местоимений

Чтобы опре­де­лить лицо место­име­ний, опи­ра­ем­ся на зна­ние их падеж­ных форм, кото­рые пред­став­ле­ны в сле­ду­ю­щей таблице.

Единственное чис­ло Множественное чис­ло
И.п. я ты он, оно она мы вы они
Р.п. меня тебя его её нас вас их
Д.п. мне тебе ему ей нам вам им
В.п. меня тебя его её нас вас их
Т.п. мной
(мною)
тобой
(тобою)
им ею нами вами ими
П.п. обо мне о тебе о нём о ней о нас о вас о них

Личные местоимения в английском языке: он, она, оно, они и другие местоимения по-английски

личные местоимения в английском языке

Личные местоимения в английском языке указывают на лицо или предмет, к ним относят местоимения I, you, he, she, it, we, they. Личные местоимения – это первые слова, с которых начинают изучать английский язык.

Таблица личных местоимений английского языка: он, она, оно, они и др. по-английски

Все личные местоимения представлены в этой таблице:

Единственное число Множественное число
1 лицо I — я We — мы
2 лицо You — ты You — вы
3 лицо He, she, it — он, она, оно They — они

Как правило, личные местоимения учат не отдельно, а сразу с соответствующей формой глагола to be и каким-нибудь существительным, прилагательным. Во-первых, так они лучше запоминаются, во-вторых, убиваете двух зайцев – учите и местоимения, и формы to be.

Пройдите тест на уровень английского:

I am calm. – Я спокоен.

You are tired. – Ты устал Вы устали.

He is polite. – Он вежлив.

She is kind. – Она добрая.

It is tall. – Оно высокое (о здании).

We are alone. – Мы одни.

They are happy. – Они счастливы.

Особенности некоторых личных местоимений

У английских личных местоимений есть несколько особенностей.

1. “Ты” и “вы” в английском языке

В русском языке можно обратиться на “ты” и на “вы”, в английском только одно местоимение you. Раньше в английском языке тоже были “ты” и “вы”, местоимение thou служило для обращения на “ты”, а you – на “вы”. Но со временем you полностью вытеснило thou в связи с повсеместным обращением на “вы”. Есть такая известная шутка: англичанин даже к своей собаке обращается на “вы”, то есть на “you”.

Для нас эта особенность с “ты” и “вы” в английском языке только кстати: не нужно лишний раз думать к кому как обращаться. Разве что только если вы не обращаетесь к Богу – в религиозных текстах и обрядах устаревшее местоимение thou использутеся при обращении к Богу.

2. Почему местоимение I (я) в английском всегда пишется с большой буквы?

Англичане пишут “я” (I) только с большой буквы. Дело вовсе не в каком-нибудь высокомерии, причина куда проще. Староанглийское “я” выглядело так: “ic” или “ich”, со временем язык изменился, изменилась орфография, в Средние века “ic” превратилось в “i”. Проблема была в том, что “i” на письме часто сливалась с другими знаками, в особенности с римской единицей, поэтому нормой стало писать “i” как прописную “I”.

3. Местоимение it – это не только “оно”

Местоимение it в английском языке указывает на неодушевленные предметы, а также на животных и младенцев. Для нас это непривычно, но по-английски, говоря о младенце, могут использовать it, а не he или she. То же самое касается животных. Впрочем, домашних любимцев, которые уже как члены семьи часто “очеловечивают”, называя he или she.

4. Местоимение it как формальное подлежащее

Местоимение it часто используется как формальное подлежащее в безличных предложениях. Безличные предложения отличаются тем, что в них нет “действующего лица”, то есть кого-то или чего-то, что играет роль подлежащего в предложении. Но по правилам английской грамматики, в безличных предложениях подлежащее присутствует, хоть и формально – его роль выполняет местоимение it. Обычно это предложения, где сообщается о каком-то состоянии, погоде, настроениии, говорится о времени.

It is cold. – Холодно.

It is sad. – Грустно.

It is five o’clock. – Сейчас пять часов.

Личные местоимения в объектном падеже

В английском языке личные местоимения могут использоваться как дополнения (объект действия). В этом случае они принимают форму объектного падежа. Кстати, в русском языке личные местоимения тоже меняют форму, когда используются в качестве дополнения: я – меня, ты – тебя, вы – вас и т. д.

Объектные местоимения приведены в этой таблице:

Единственное число Множественное число
1 лицо I — Me We — Us
2 лицо You — You You — You
3 лицо He, she, it — Him, Her, It They — Them

Did you see me? – Вы меня видели?

I heard you. – Я вастебя слышал.

We can ask himher. – Мы можем спросить у негонее.

Don’t touch it! – Не трогай это!

You don’t know us. – Вы нас не знаете.

Find them. – Найдите их.

Личные местоимения: частые ошибки

Личные местоимения никогда не употребляются в качестве дополнения.

  • Правильно: Did you see me? – Ты меня видел?
  • Неправильно: Did you see I? – Ты меня видел?

И наоборот, объектные местоимения не употреблятся в качестве подлежащего.

Личные местоимения в английском языке: он, она, оно, они и другие местоимения по-английски

личные местоимения в английском языке

Личные местоимения в английском языке указывают на лицо или предмет, к ним относят местоимения I, you, he, she, it, we, they. Личные местоимения – это первые слова, с которых начинают изучать английский язык.

Таблица личных местоимений английского языка: он, она, оно, они и др. по-английски

Все личные местоимения представлены в этой таблице:

Единственное число Множественное число
1 лицо I — я We — мы
2 лицо You — ты You — вы
3 лицо He, she, it — он, она, оно They — они

Как правило, личные местоимения учат не отдельно, а сразу с соответствующей формой глагола to be и каким-нибудь существительным, прилагательным. Во-первых, так они лучше запоминаются, во-вторых, убиваете двух зайцев – учите и местоимения, и формы to be.

Пройдите тест на уровень английского:

I am calm. – Я спокоен.

You are tired. – Ты устал Вы устали.

He is polite. – Он вежлив.

She is kind. – Она добрая.

It is tall. – Оно высокое (о здании).

We are alone. – Мы одни.

They are happy. – Они счастливы.

Особенности некоторых личных местоимений

У английских личных местоимений есть несколько особенностей.

1. “Ты” и “вы” в английском языке

В русском языке можно обратиться на “ты” и на “вы”, в английском только одно местоимение you. Раньше в английском языке тоже были “ты” и “вы”, местоимение thou служило для обращения на “ты”, а you – на “вы”. Но со временем you полностью вытеснило thou в связи с повсеместным обращением на “вы”. Есть такая известная шутка: англичанин даже к своей собаке обращается на “вы”, то есть на “you”.

Для нас эта особенность с “ты” и “вы” в английском языке только кстати: не нужно лишний раз думать к кому как обращаться. Разве что только если вы не обращаетесь к Богу – в религиозных текстах и обрядах устаревшее местоимение thou использутеся при обращении к Богу.

2. Почему местоимение I (я) в английском всегда пишется с большой буквы?

Англичане пишут “я” (I) только с большой буквы. Дело вовсе не в каком-нибудь высокомерии, причина куда проще. Староанглийское “я” выглядело так: “ic” или “ich”, со временем язык изменился, изменилась орфография, в Средние века “ic” превратилось в “i”. Проблема была в том, что “i” на письме часто сливалась с другими знаками, в особенности с римской единицей, поэтому нормой стало писать “i” как прописную “I”.

3. Местоимение it – это не только “оно”

Местоимение it в английском языке указывает на неодушевленные предметы, а также на животных и младенцев. Для нас это непривычно, но по-английски, говоря о младенце, могут использовать it, а не he или she. То же самое касается животных. Впрочем, домашних любимцев, которые уже как члены семьи часто “очеловечивают”, называя he или she.

4. Местоимение it как формальное подлежащее

Местоимение it часто используется как формальное подлежащее в безличных предложениях. Безличные предложения отличаются тем, что в них нет “действующего лица”, то есть кого-то или чего-то, что играет роль подлежащего в предложении. Но по правилам английской грамматики, в безличных предложениях подлежащее присутствует, хоть и формально – его роль выполняет местоимение it. Обычно это предложения, где сообщается о каком-то состоянии, погоде, настроениии, говорится о времени.

It is cold. – Холодно.

It is sad. – Грустно.

It is five o’clock. – Сейчас пять часов.

Личные местоимения в объектном падеже

В английском языке личные местоимения могут использоваться как дополнения (объект действия). В этом случае они принимают форму объектного падежа. Кстати, в русском языке личные местоимения тоже меняют форму, когда используются в качестве дополнения: я – меня, ты – тебя, вы – вас и т. д.

Объектные местоимения приведены в этой таблице:

Единственное число Множественное число
1 лицо I — Me We — Us
2 лицо You — You You — You
3 лицо He, she, it — Him, Her, It They — Them

Did you see me? – Вы меня видели?

I heard you. – Я вастебя слышал.

We can ask himher. – Мы можем спросить у негонее.

Don’t touch it! – Не трогай это!

You don’t know us. – Вы нас не знаете.

Find them. – Найдите их.

Личные местоимения: частые ошибки

Личные местоимения никогда не употребляются в качестве дополнения.

  • Правильно: Did you see me? – Ты меня видел?
  • Неправильно: Did you see I? – Ты меня видел?

И наоборот, объектные местоимения не употреблятся в качестве подлежащего.

Разряды местоимений — это лексико-грамматические группы слов этой части речи, имеющие характерные грамматические признаки.

По значению и грамматическим признакам в русском языке выделяют разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, определительные и указательные.

Таблица «Разряды местоимений»

Разряд — это постоянный грамматический признак местоимений. В зависимости от  того, на что указывает местоимение (предмет или лицо, признак или количество), их делят на разряды по значению.

Чтобы правильно определить разряды местоимений, узнаем, какие значения эти слова имеют в речи, и выделим их основные грамматические признаки.

Разряд Примеры Синтаксическая функция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подошла к окну.
У меня зазвонил телефон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зеркало.
Кошки способны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мнение мне известно.
Его лицо стало грустным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
который? чей? сколько?
Кто стучится в дверь?
У чьего окна сидят голуби?
Сколько яблок на столе?
Относительные кто, что, какой, каков, который, чей, сколько Не могу понять, что могло их так задержать.
Вот дом, в стенах которого прошло мое детство.
Отрицательные никто, ничто, некого,
нечего, никакой,
ничей, нисколько
Никто не ответил мне.
Некого теперь спросить об этом.
Никакой ошибки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, некоторый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел песню.
Чей-то голос послышался во дворе.
Пометь чем-нибудь саженец.
Определительные сам, самый, каждый,
любой, всякий, целый,
иной, весь, другой
Другой путь предстоит нам.
Завтра все покажется иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столько, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радости было в ее глазах!
Суть вопроса такова, что лучше решить его вместе.

В таблице мы познакомились с разрядами местоимений с примерами их использования в русском языке. Ранее мы узнали, что такое местоимение как часть речи.

Далее более подробно рассмотрим синтаксическую роль местоимений в предложении.

Личные местоимения

Личные местоимения

Личные местоимения «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» указывают на лицо или предмет.

Местоимения «я», «мы» относятся к первому лицу; «ты», «вы» — ко второму; «он», «она», «оно» — к третьему.

Я влез на высокую сосну и стал кричать (К. Паустовский).

Мы шли по лосиному следу (К. Паустовский).

Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы, как под хвойной крышей гуляет в сапожках сафьяновых рыжик..? (А. Коваленко)

У местоимений «он», «она», «оно» определяется мужской, женский и средний род.

Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо-широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша перерыла сочинения, она остановилась на романах (А. Пушкин).

Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука (А. Чехов).

Личные местоимения имеют категорию единственного и множественного числа.

Сравним:

  • я, ты — мы, вы;
  • он, она, оно — они.

Тем не менее имеем в виду, что местоимения «я» и «мы», «ты» и «вы» не являются формами единственного и множественного числа одного и того же слова.

Местоимения «мы« и «вы» не обозначают «много я» или «много ты». Они указывают на говорящего или собеседника вместе с другими лицами, участвующими в разговоре или в определенном действии.

Все личные местоимения изменяются по падежам. При их склонении в косвенных падежах появляются совсем другие слова:

  • я — меня;
  • ты — тебя;
  • она — её;
  • они — их.

Стоит только мне коснуться математики, я опять забуду все на свете (С.Ковалевская).

Так возникают супплетивные формы местоимений.

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение

Возвратное местоимение «себя» указывает на то лицо, о котором говорят.

В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа (М. Лермонтов).

Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А. Пушкин).

У этого местоимения нет формы именительного падежа, грамматических категорий лица, рода, числа. Оно изменяется только по падежам:

  • и.п.  —
  • р.п.  себя
  • д.п.  себе
  • в.п.  себя
  • т.п.  собой
  • п.п.  о себе

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения «мой», «твой», «свой», «наш», «ваш», «его», «её», «их» указывают, какому лицу принадлежит предмет.

Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз (А.Пушкин).

Жарко… Ваш кучер рассказывает что-то, часто указывая кнутом в сторону, что-то длинное и ненужное… (А.Чехов).

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась ( М. Лермонтов).

Несмотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачёва разнеслась по крепости (А. Пушкин).

Притяжательные местоимения изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам и являются в предложении согласованными определениями.

Для обозначения принадлежности могут использоваться личные местоимения 3-его лица в форме родительного падежа: «его», «её», «их».

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь (А. Пушкин).

Притяжательное местоимение «его» указывает на принадлежность лошадки крестьянину. В предложении оно выполняет синтаксическую роль несогласованного определения:

лошадка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соловью на шум их прилететь (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их — несогласованное определение.

Притяжательные местоимения «его», «её», «их» не изменяются.

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения

Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями.

Кто там стучится у ворот ? (С. Маршак).

Что сделаю я для людей? — сильнее грома крикнул Данко (М. Горький).

Вдруг он обратился к  матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не понимаешь?» — спрашивает Павел Васильевич у Стёпы (А. Чехов).

Какое известие ты вчера получил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по счету будет урок математики?

Относительные местоимения

Относительные местоимения

Те же местоимения только без вопроса служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного и называются относительными:

Смотри, сколько плоскодонных шаланд лежит на моем берегу (А. Катаев).

В ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел (А. Чехов).

Он был совсем не таким, каким воображал его Константин (Л. Толстой).

Уже смеркалось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я угадать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А. Пушкин).

Неопределенные местоимения

Правописание неопределенных местоимений

Неопределенные местоимения указывают на неизвестные предметы, признаки и количества:

«некто», «нечто», «некоторый», «несколько», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто, слышался смех (М. Горький).

Становилось страшно, как будто в этой тишине его молчаливо подстерегала какая-то опасность (В. Катаев).

В гостиной что-то небольшое упало со стола и разбилось (А. Чехов).

Ты не способен действовать из каких-либо побуждений (К. Федин).

А ведь, пожалуй, кое в чём он был прав (М. Шолохов).

Отрицательные местоимения

Образование отрицательных местоимений

Отрицательные местоимения «никто», «ничто», «некого», «нечего», «никакой», «ничей», «нисколько» служат для отрицания наличия какого-то предмета, признака или количества или для усиления отрицательного смысла всего предложения.

Я не хочу печалить вас ничем (А. Пушкин).

Толком никто ничего не знал (К. Симонов).

Владик стоял молча, никого не задирая и не отвечая ни на чьи вопросы ( А. Гайдар).

Они образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- или ударной приставки не-.

Местоимения «некого», «нечего» не имеют именительного падежа.

Молчали, потому что нечего было сообщить друг другу (И.А. Гончаров).

Не с кого спрашивать, когда сам виноват (пословица).

Местоимения «никто», «никакой», «ничей», «некого», «нечего» могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так свободно не проявляется народный характер, как в песне и пляске (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вмешиваться (М. Пришвин).

Попытка перехватить Машу по дороге не привела ни к чему (А. Фадеев).

Указательные местоимения

Указательные местоимения

Указательные местоимения «тот», «этот», «такой», «таков», «столько» служат для выделения среди других какого-то определённого предмета, признака, количества.

Строжайше запретил бы я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (А. Грибоедов).

Всё это было бы смешно, когда б не было так грустно (М. Лермонтов).

Сколько голов, столько и умов (пословица).

В темноте я залез в такой бурелом, из которого и днём-то не скоро выберешься. Однако я ухитрился выбраться из этого лабиринта (В. Арсеньев).

Определительные местоимения

Определительные местоимения

Определительные местоимения — «весь», «всякий», «сам», «самый», «каждый», «любой», «иной», «другой», «целый».

Каждый, кто молод, дайте нам руки — в наши ряды, друзья! (Л. Ошанин).

Всякая работа мастера хвалит (пословица).

Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведёт (А. Пушкин).

Направо было видно всё село, длинная улица тянулась далеко верст пять (А. Чехов).

Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.

Видео «Местоимение. Разряды местоимений (6 класс)»

Тест

Разряды местоимений в русском языке

Разряды место­име­ний — это лексико-грамматические груп­пы слов этой части речи, име­ю­щие харак­тер­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам в рус­ском язы­ке выде­ля­ют раз­ря­ды место­име­ний: лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Разряд — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак место­име­ний. В зави­си­мо­сти от того, на что ука­зы­ва­ет место­име­ние (пред­мет или лицо, при­знак или коли­че­ство), их делят на раз­ря­ды по зна­че­нию.

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ря­ды место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния эти сло­ва име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд Примеры Синтаксическая функ­ция
Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Я подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
Возвратное себя Посмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой Твое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительные кто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительные кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко Не могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательные никто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенные некто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительные сам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательные этот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, что такое место­име­ние как часть речи.

Личные местоимения

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» — ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» — к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик. (А.Коваленко)

У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы« и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты». Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Возвратное местоимение

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п. —
  • р.п.себя
  • д.п.себе
  • в.п.себя
  • т.п.собой
  • п.п.о себе

Притяжательные местоимения

Притяжательные место­име­ния «мой», «твой», «свой», «наш», «ваш», «его», «её», «их» ука­зы­ва­ют, како­му лицу при­над­ле­жит пред­мет.

Твой груст­ный шум, твой шум при­зыв­ный услы­шал я в послед­ний раз (А.Пушкин).

Жарко… Ваш кучер рас­ска­зы­ва­ет что-то, часто ука­зы­вая кну­том в сто­ро­ну, что-то длин­ное и ненуж­ное… (А.Чехов).

Вопреки пред­ска­за­нию мое­го спут­ни­ка, пого­да про­яс­ни­лась ( М. Лермонтов).

Несмотря на все наши предо­сто­рож­но­сти, весть о появ­ле­нии Пугачёва раз­нес­лась по кре­по­сти (А. Пушкин).

Притяжательные место­име­ния изме­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные, по родам, чис­лам и паде­жам и явля­ют­ся в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Для обо­зна­че­ния при­над­леж­но­сти могут исполь­зо­вать­ся лич­ные место­име­ния 3-его лица в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа: «его» , «её» , «их» .

Зима. Крестьянин, тор­же­ствуя, на дров­нях обнов­ля­ет путь; его лошад­ка, снег почуя, пле­тёт­ся рысью как-нибудь (А. Пушкин).

Притяжательное место­име­ние «его» ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность лошад­ки кре­стья­ни­ну. В пред­ло­же­нии оно выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния:

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их — несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

Вопросительные местоимения

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что?), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый?) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко?) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми.

Кто там сту­чит­ся у ворот ? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? — силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» — спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Относительные местоимения

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми:

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Неопределенные место­име­ния ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы ( А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не-.

Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

Указательные местоимения

Указательные место­име­ния «тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные местоимения

Определительные место­име­ния«весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый , кто молод, дай­те нам руки — в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/razryadyi-mestoimeniy-v-russkom-yazyike.html

Практикум по теме «Разряды местоимений»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Задание 1. Найдите в тексте все местоимения и определите их разряд.

(1) Каждый город, имеющий славную историю, не просто исторический памятник, не только прошлое. (2) Он живет с нами своей современной жизнью, будет жить после нас, служа приютом и поприщем деятельности нашим потомкам. (3) Город представляет собой единый культурно-исторический организм, имеющий свою душу. (4) И душа эта может раскрыться нам. (5) Как же подойти к городу, чтобы раскрылась его душа? (6) Как научиться понимать его язык, как вступить с ним в беседу? (7) Сначала необходимо в первом приближении познакомиться с этим исторически сложившимся культурным организмом, так как без должного познания нельзя ощутить истинной жизни города. (8 ) Нужно получить представление о его зарождении, полном то преуспевания, то упадка, то вновь возрождения, – словом, проследить судьбы его борьбы за историческое бытие. (9) Но это еще не всё. (10) Не превращайте город в музей достопримечательностей, которые показываются на экскурсиях недостаточно образованными гидами. (11) Ваши прогулки, а точнее, экскурсии должны быть постепенным покорением города. (12) Они должны раскрыть душу города и дать почувствовать некоторое подобие дружбы с ним. (13) Нельзя мерить город на свой аршин, вы должны войти с ним в общение. (14) Ведь сама форма земли, наклон улиц, очертания зданий воплощают в себе особенный дух города. (15) И чтобы постичь этот дух, нужно раскрыть свою душу для подлинного восприятия его души. (16) В некотором смысле требуется известноге самозабвение, очищение себя от предвзятых, непроверенных впечатлений. (17) Есть в каждом городе и такие уголки, где мы по-особому ощущаем свою внутреннюю связь с ним, как будто с живым существом. (18 ) Для меня, петербуржца, таков вид на Петропавловскую крепость со стороны Зимней канавки. (19) Мост над тихой канавкой, сжатой тяжелым гранитом, приземистая желтая башня, поднимающая арку дворца, из-под которой видна широкая река, покрытая льдинами. (20) Сам шелест движущихся льдин, которые подобно стае лебедей, медленно совершают по реке свой путь. (21) И там, за рекой, высятся стены мрачной крепости, над которыми, словно золотой луч, вознеслась сверкающая игла, увенчанная Архангелом. (22) Всё это единство звуков, красок, форм, игры света и тени, наконец, чувство пространства воплощает для меня неповторимый дух Петербурга, «непостижимого города», с его таинственной жизнью, трепещущей в его плоти, сияющей в его душе.

Задание 2. Найдите в текстах все местоимения и определите их разряд.

В редакцию журнала пришло интересное письмо. Автор — семидесятидвухлетний москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность. Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, эти джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё делает его настоящим инопланетянином в нашей семье.

Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?»

Спорить с автором письма не приходится. То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом: «Кто сделал их такими?». Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.

А пропасть эта, между прочим, была всегда. Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». Да что Тургенев! В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.

Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века, психологи даже ввели термин «шок будущего». Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за любыми чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории — мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. Это не просто шок будущего, это супершок. Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.

Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас? Просто они живут в другое время, в другую эпоху. А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать другие взгляды и нравы, какими бы чуждыми они нам ни казались. И это, разумеется, трудно, но необходимо.

Источник статьи: http://infourok.ru/praktikum-po-teme-razryadi-mestoimeniy-1763163.html

Местоимение – что это такое простыми словами, какие есть разряды местоимений и какие у них постоянные и непостоянные признаки

Местоимения указывают на предметы или признаки, не называя их.

5 084

Что такое местоимение простыми словами

Давайте разберем, что такое местоимение. Начнем с того, что это самостоятельная часть речи. Самостоятельная – то есть у нее есть значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы в тексте видите местоимение, вы понимаете, какой предмет или признак оно обозначает: «Папа пришел домой. (Кто?) Он [то есть папа] ужинает», «У меня кирпичный дом. У Саши (какой?) такой же [то есть тоже кирпичный]».

Особенность местоимений в том, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Понять, на что указывает местоимение, можно только из ситуации или из контекста. Например, я иду с другом по улице зимой, он говорит: «Пошли вон там прокатимся». «Там» – то есть на небольшом участке дороги, где кто-то своими ботинками «укатал» лед и сделал его очень скользким. Вне ситуации это указательное местоимение мне ни о чем не скажет.

Разряды местоимений по значению

Разряды – это такие группы, в которые объединяются местоимения с похожим значением. Разделов девять.

Личные. Сюда относятся местоимения, которые указывают на мою личность: я, на личность моего собеседника: ты, вы; на нас обоих: мы; на личность тех, кто в разговоре не участвует: он, она, оно, они.

Притяжательные – показывают принадлежность предмета. Он может принадлежать мне: мой; моему собеседнику: твой, ваш; нам обоим: наш; а также людям, которые не участвуют в разговоре: его, ее, их.

Если мы хотим показать принадлежность предмета лицу мужского или среднего рода, то используем одно и то же местоимение – «его». Лапа медведя – его лапа. Лучи солнца – его лучи.

Возвратное. Оно только одно – себя. Возвратное – то есть оно возвращает действие на того, кто его производит: «Я говорю себе, что надо учиться», «Я утомил себя работой». Без него действие будет направлено на других людей: «Я говорю (кому-то там), что надо учиться», «Я утомил (детей, друзей, учеников…) работой». Подробнее читайте об этом в статье про возвратные глаголы.

Указательные. Мы их используем, когда хотим указать на какой-то предмет: (вон) тот, (вот) этот; количество: (вот) столько; признак: (вот) такой (а не какой-то другой), таков.

Для запоминания

Вытяните указательный палец. Покажите на отдаленный предмет и произнесите: «Вон тот». Теперь покажите на предмет рядом с вами и скажите: «Вот этот». Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем УКАЗЫВАЕТЕ на предмет. И при этом произносите два указательных местоимения: тот и этот. Можно даже соединить их в одно предложение: «Мне нужен вон тот [пистолет], а не этот».

Представьте, вы идете по улице с мамой. Рядом идет незнакомая тетя с собакой. Вы УКАЗАТЕЛЬНЫМ пальцем показываете на собаку и говорите: «Я хочу ТАКУЮ собаку». Именно такую, на которую указал палец.

Ваш сосед привез гору песка. Вы эту гору сфотографировали, отправили своему другу и говорите: «Мне тоже нужно вот СТОЛЬКО песка».

Чувствуете, как слова «тот», «этот», «такой», «столько» УКАЗЫВАЮТ на то, что вам действительно нужно?

Определительные. Вы поднимаетесь по лестнице. Медленно. Поставили ногу на ступеньку, сказали: «Весь». Поставили другую, сказали: «Всякий». Перетащили ногу на ступень выше, сказали: «Сам», другую подставили – «Самый».

А потом второе дыхание открылось и вы побежали по ступенькам, приговаривая: «Каждый», «Любой», «Иной», «Другой».

Так учительница пыталась помочь нам запомнить эти местоимения в школе. Текстом трудно передать, но попробуйте их произносить сначала с медленной интонацией: Весь – Всякий, Сам – Самый, а потом с очень быстрой: Каждый, Любой, Иной, Другой!

Вопросительные – это такие, с помощью которых мы задаем вопросы. Можно спрашивать о предмете: кто, что. О признаке: какой, который (из двух), чей. О количестве: сколько.

Относительные – это те же вопросительные, но они используются не для вопроса, а для связи двух частей сложного предложения. Сравните:

  • Кто там? – вопрос.
  • Я знаю, кто там – связь двух простых.
  • Какой цвет вам нравится? – вопрос.
  • Я знаю, какой цвет вам нравится – связь двух простых.

Отрицательные – это местоимения с приставками «не-» и «ни-». Они отрицают предмет: никто, ничто, некого, нечего. Или признак: никакой, ничей. Или количество: нисколько.

Неопределенные – когда возникает какая-то неопределенность и указать на конкретный предмет, признак или качество нельзя. Неопределенный предмет: некто, нечто. Признак: некоторый, некий. Количество: несколько.

На это «е» всегда падает ударение: «нЕсколько человек», «нЕкоторые сомнения».

Неопределенные местоимения также образуются с помощью приставки «кое-», например: кое-кто, кое-что. А еще с помощью суффиксов -то, -либо, -нибудь: кто-то, что-нибудь, какой-либо и пр.

Разряды по грамматическим признакам

Я вот такую классификацию в школе не встречал, только в вузе. Но на многих образовательных сайтах она приводится, поэтому даю ее тоже.

Местоимения-существительные – это такие, которые отвечают на вопросы «Кто?», «Что?» или «Кого?» . Например: (Кто?) Я, Он, Мы, (Кого?) Себя, Некого, (Что?) Ничто, Нечто. Они очень похожи на имена существительные.

Местоимения-прилагательные. Они отвечают на вопросы «Какой», «Каков?», «Чей?». Например: (Какой?) Такой, Некоторый, Какой-то, (Каков?) Таков, (Чей?) Мой, Твой, Свой. То есть такие, которые похожи на прилагательные.

К местоимениям-прилагательным относятся и указательные местоимения тот, этот.

Местоимения-числительные. Это слова «столько», «сколько» и все, которые от них произошли: несколько, нисколько, сколько-нибудь и так далее.

Местоимения-наречия – отвечают на те же вопросы, что и наречия. К ним относятся слова типа «куда», «где», «там», «когда» и производные от них.

Постоянные морфологические признаки местоимений

Постоянных признаков два: разряд и лицо. Разряд указывается по значению, то есть не надо писать, является ваше слово местоимением-прилагательным, местоимением-наречием и т. д. Просто: личное/определительное/возвратное…

Лицо есть только у личных местоимений. Они поэтому и называются «личными».

Непостоянные признаки

Их три: род, число, падеж.

Род – это непостоянный признак, потому что одно и то же местоимение может принимать форму разных родов: Тот (мужской), та (женский), то (средний).

Число – либо единственное (Я, этот), либо множественное (Мы, они, эти).

Если вы путаетесь в падежах, не можете запомнить их порядок или вопросы – посмотрите мою статью про косвенные падежи. Основная информация там в самом начале, долго читать не придется.

Обратите внимание, эти непостоянные признаки есть не у всех местоимений. Например, как определить род, число и падеж у местоимения «столько»? Никак.

Если быть более точным, непостоянные признаки есть у местоимений-существительных и местоимений-прилагательных.

Зачем нужны местоимения

Чтобы избегать тавтологии. С помощью местоимений мы указываем на уже упомянутые предметы, качества, количества, не называя их: «Я люблю учиться. Это [учеба] интересно».

Чтобы задавать вопросы. Без вопросительных местоимений это было бы неудобно, а с ними очень просто: «Сколько тебе лет?», «Кто тебе это сказал?»

Чтобы строить сложные предложения и не делать речь обрывистой. В этом помогают относительные местоимения: «Я увидел человека, который шел по улице». Без слова «который» получилось бы два простых предложения, звучало бы обрывисто: «Я увидел человека. Человек шел по улице».

Для экономии языковых средств. То есть чтобы быстро и коротко выражать свои мысли. Мы ведь не говорим: «Там были дети, но точное количество детей мне было неизвестно», мы скажем: «Там было несколько детей».

( 6 оценок, среднее 4.67 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Сталкер тень чернобыля как найти хвост псевдособаки
  • Как можно найти разность потенциалов
  • Как понять что ты нашла одного единственного
  • Как составить рассказ на тему глагол
  • Как составить емайл правильно составить