Как найти друзей советы детям

Когда-то самыми трудными в школе были уроки и домашние задания. Сегодня же проблемы детей имеют мало общего с учебой, им сложнее всего даются отношения с одноклассниками. Как помочь ребенку найти друзей среди сверстников, рассказывает детский психолог Дебора Макнамара.


Дебора Макнамара

Школьники всегда сталкивались с хулиганами, в классах и школьных коридорах случались конфликты и споры — это нормально. Но молодежная культура в наше время серьезно изменилась. И это порождает новые проблемы.

В 2011 году были опубликованы результаты 15-летнего исследования подростков Северной Америки. Его авторы выявили у детей снижение эмпатии на 40%, а также снижение способности к перспективному анализу на 35% — думать о будущем молодым людям стало сложнее. И эти особенности влияют на их отношения со сверстниками. Поэтому атмосфера в классах, столовых и на игровых площадках меняется.

По данным Национального института психического здоровья, в наше время школьная травля стоит на первом месте в списке родительских проблем. Треть детей сообщают, что они сталкивались с буллингом в течение шести недель. Дети приходят домой из школы с разными эмоциями в зависимости от их общения с одноклассниками.

От дружбы до стаи из «Повелителя мух»

Школьникам сложнее общаться друг с другом, потому что им слишком важна оценка сверстников. Через общение с одноклассниками многие из них пытаются удовлетворить свои потребности в привязанности. Они заменяют школьной дружбой заботу взрослых, которой им не хватает.

Впервые эту точку зрения изложил психолог Гордон Ньюфелд и врач Габор Матэ в книге «Не упускайте своих детей». Дети так сильно тянутся к сверстникам из-за разрыва в отношениях со взрослыми в наши дни. Все больше времени они проводят именно с другими детьми. Родители хотят, чтобы они быстрее социализировались, поэтому настаивают на общении с ровесниками.

И у этого есть обратная сторона. До детей, которых волнуют их отношения с одноклассниками или друзьями из двора, сложнее достучаться. Учителям и родителям трудно будет воспитывать и направлять их. Потому что такие школьники разделяют ценности, которые соответствуют культуре их сверстников. Поэтому в лучшем случае их поведение будет незрелым, в худшем — агрессивным и враждебным по отношению ко взрослым.

Когда дети держатся только вместе, не слушая взрослых, которые могли бы их направлять, это может привести к печальным последствиям. Один из сценариев описан в книге Уильяма Голдинга. Поведение такой компании может быть жестоким, она может травмировать — и психологически, и физически — других детей.

Существует разница между ребенком, у которого есть друзья, и теми, кто создает компанию ради удовлетворения потребностей в отношениях. Если ваш сын или дочь ориентируется только на сверстников, ищет в них опору, ему нужно восстанавливать отношения со взрослыми. Нездоровые отношения с другими детьми могут привести к задержке развития, проблемам с учебой или эмоциональной подавленности.

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

От душевных ран и разочарований в отношениях со сверстниками могут защитить только любящие и заботливые родители. Когда дети больше думают о том, как к ним относятся мама и папа, то меньше обращают внимания на обидные слова сверстников. 

Очень важно, чтобы у ребенка были теплые отношения с учителем, особенно в начальных классах. Если вашему сыну или дочери трудно в школе, то попросите их обратиться к педагогу за помощью, когда вас нет рядом.

Если ребенок чувствует, что он не один, то ему легче перенести стресс.

Что делать, чтобы у ребенка появились настоящие друзья и в школе ему было комфортно:

Дети должны быть заняты. Проблемы со сверстниками часто возникают, когда у детей масса свободного времени и они предоставлены сами себе. Оставаясь наедине с собой, ребенок легче поддается влиянию сверстников. Такие ребята собираются в компании, обижают одноклассников в столовой или на игровой площадке. Один из способов избежать такого поведения — контроль со стороны взрослых в те моменты, когда ребенок ничем не занят. Пусть у ребенка будет насыщенная и интересная жизнь, а вы почаще будете рядом. 

Слушайте вашего ребенка. Если ребенок рассказывает о событиях в школе, важно внимательно слушать его, а не судить или огорчаться. Когда дети думают, что их истории расстраивают родителей или могут привести к ссоре, они замыкаются в себе и вообще не делятся тем, что с ними происходит. Этого допустить нельзя. Детям важно разобраться в собственных чувствах и мыслях, находясь в безопасности, поплакать, если этого хочется. После этого легче найти выход из ситуации. К тому же в этом случае школьник прислушается к советам взрослых.

Помогите узнать настоящих друзей. Поговорите с ребенком об однокласснике, которого он считает настоящим другом. Это должен быть тот, кто относится к нему доброжелательно, не обижает его, с кем комфортно. Помогите детям понять, как ведет себя настоящий друг, и это поможет ему найти такого человека в своем окружении. Также ребенок сможет понять, с кем не стоит дружить, поскольку с этими людьми он не чувствует себя в безопасности. Ребенок с добрым сердцем часто привлекает к себе таких же детей, как и он сам.

Вмешивайтесь, если это необходимо. Многие конфликты между школьниками можно урегулировать с помощью внимания взрослых. Если вы привлечете к ним учителя, это может помочь. Иногда педагоги не осознают, что у одного из детей возникли проблемы в отношениях со сверстниками. Беседу с учителем лучше провести в частном порядке, чтобы не обсуждать трудности ребенка с другими детьми и родителями. В данном случае сохранить конфиденциальность нормально — это поможет ребенку сохранить достоинство и не превратить его в мишень для одноклассников, которые его обижали. 

Когда вы будете говорить с учителем, по возможности, предлагайте конкретные решения. Например, попробуйте пересадить ребенка на другой ряд или объединить его с другими ребятами для работы над общим проектом. 

Дружба со сверстниками — это часть взросления. У детей появляется возможность общаться с теми, кто разделяет их интересы. Важно помочь вашему ребенку понимать других людей и не настаивать на дружбе с теми, кто не готов с ним общаться.

Слишком часто мы стремимся, чтобы дети поладили друг с другом. Но то, что не все могут подружиться, нормально.

Дети должны чувствовать себя свободными в своем выборе, чтобы обрести настоящих друзей. А взрослые могут помочь им справиться со сложностями в отношениях со сверстниками, когда они возникнут. Дети неизбежно испытают разочарования. Но хорошая новость в том, что эти раны затянутся. Если дома ребенка будут ждать любящие и заботливые родители, он сможет выдержать все испытания.

Источник: Macnamara.ca

Фото: rawpixel.com

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

«Как научить ребёнка дружить?» Ответ на этот вопрос всё чаще ждут от психологов родители современных детей. Мамам и папам важно, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноко, имел возможность устанавливать связи, обмениваться информацией и развиваться в социуме. Ребёнок, умеющий дружить и взаимодействовать, быстрее и легче адаптируется в условиях любого коллектива. Ему гораздо легче учиться и развивать свои способности.

Из нашей статьи вы узнаете о возможных проблемах коммуникации детей и способах их решения, об особенностях вхождения детей в новые детские коллективы и вариантах реагирования на детские «разборки в песочницах».

Содержание:

  • Почему у ребёнка могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками?
  • Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками?
  • Как помочь ребёнку влиться в новый двор или подружиться с соседскими детьми?
  • Как научить детей играть вместе? Советы родителям для сплочения детского коллектива
  • Какие варианты можно придумать для организации совместной деятельности детей?
  • Если ребёнка обижают во дворе или на детской площадке – что делать?

Почему у ребёнка могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Для начала давайте попробуем разобраться, в чём заключается смысл понятия «дружба»?! Существует огромное количество определений. Если применять это понятие к детям, то дружба — это, скорее, близкие и доверительные отношения, включающие взаимную привязанность, поддержку, сопереживание.

Проблемы детей часто кажутся взрослым несерьёзными, несущественными и не требующими особого внимания. В реальности же ребёнок может страдать из-за трудностей в общении со сверстниками и не только. Большую часть этих переживаний ребёнок не осознаёт. Но психика детей ранима и восприимчива, и ребёнку сложно справиться с этой проблемой самостоятельно.

Попробуем выделить основные причины коммуникативных проблем у ребёнка.

Ребёнок-интроверт

ребенок не умеет дружить

Prostock-studio/Shutterstock.com

Люди-интроверты, в том числе и дети, тщательно избегают общения. В силу личностных особенностей им комфортнее в одиночестве или с ограниченным кругом людей. Они ощущают себя уверенно только дома, в общении с мамой и папой и другими близкими людьми. Такие дети не станут пытаться разнообразить свою жизнь общением, не будут стремиться «выйти в свет».

«Мнительный» ребёнок

Застенчивого малыша или подростка часто называют «мнительным». Такие дети испытывают сильный страх в новых условиях, им страшно что-то сказать или сделать. Им сложно ответить у доски, даже если они отлично знают тему, сложно играть в коллективные игры. Им кажется, что это вызовет насмешки окружающих. Такое поведение может свидетельствовать о закомплексованности ребёнка и о проблемах с самооценкой.

Семья и её влияние

сплочение детского коллектива

Prostock-studio/Shutterstock.com

Первое место, где ребёнок может «показать» себя, проявить свои личностные особенности – это семья. Если в семье его готовы воспринимать как личность – «любым, каким бы он ни был», то есть учитывать его мнение, которое часто противоположно мнению родителей, поддерживать в проявлениях самостоятельности в различных сферах, – то такому ребёнку будет не сложно проявлять себя и в других местах, «вне семьи». Подсознательно он будет ожидать такого же отношения со стороны любых других людей.

Если же в семье ребёнок и его мнение не интересны, его не пытаются слушать и слышать, то в таком случае и в отношении со сверстниками общение предсказуемо: трудностей определённо следует ожидать.

Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками?

как научить ребенка дружить

Prostock-studio/Shutterstock.com

К сожалению, в этом вопросе нет пошаговой инструкции.

Главное, что стоит помнить родителям: огромное значение имеет личный пример. Если в семье принято приглашать в гости друзей, ходить на совместные прогулки, то детям в таких семьях гораздо легче заводить друзей.

Не стоит в присутствии детей оценивать других людей, в том числе своих друзей, и высказываться о них в «негативном ключе». Контролируйте свои эмоции. Ваше уважительное и доброе отношение к другим – это самый лучший ориентир для ребёнка.

Согласно одной крылатой фразе: «Дети – как губка, впитывают всё, что видят и слышат от нас».

В связи с этим:

  • говорите с ребёнком о самом понятии «дружба», постарайтесь вместе дать определение этому понятию;
  • рассуждайте о том, какую роль играет дружба в жизни человека, сколько она привносит добра и позитива;
  • обсуждайте героев книг, мультфильмов, фильмов в которых речь идёт о дружбе, их поступки, выстраивайте причинно-следственную связь в ситуациях, когда герои «становятся друзьями» или, наоборот, теряют дружбу.

Для совместного просмотра вы можете подобрать варианты книг и мультфильмов из предложенного ниже списка:

Книги:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы».
  2. Михаил Александрович Самарский «Радуга для друга».
  3. Людмила Александровна Дунаева «Дождь».
  4. Тиаки Окада «Кролик и Веснушка».
  5. Николай Николаевич Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  6. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  7. Вениамин Александрович Каверин, «Два капитана».
  8. Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда».
  9. Лев Николаевич Толстой «Два товарища».
  10. Чингиз Торекулович Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря».

Мультфильмы:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. «Крошка Енот».
  2. «По дороге с облаками».
  3. «Кот Леопольд».
  4. «Чебурашка и Крокодил Гена».
  5. «Жил-был пес…».
  6. «Король Лев».
  7. «А что ты умеешь?».
  8. «Золотая антилопа».
  9. «Рио».
  10. «Рио 2».
  11. «Ледниковый период».
  12. «История игрушек».
  13. «Как приручить дракона».

Ищите все шедевры «Союзмультфильма» (золотая коллекция и новинки) на нашем портале!

Фильмы:

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. «Пеликан».
  2. «Дамбо».
  3. «Мой друг мистер Персиваль».
  4. «Освободите Вилли».
  5. «Восточный ветер».
  6. «Девочка и лисёнок.
  7. «Белль и Себастьян».
  8. «Миа и белый лев».
  9. «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён».
  10. «Великан».
  11. «Сорванец»
  12. «Привет, Джули!».
  13. «Хористы».

А также:

  • по возможности расширяйте круг общения детей. Варианты могут быть разными: знакомство на детской площадке или в кружках по интересам. Важно, чтобы ребёнок имел возможность общаться с разновозрастными категориями людей: как со сверстниками, так и со старшими по возрасту детьми/людьми;
  • учите ребёнка решать конфликтные ситуации мирным путём, предлагайте варианты развития событий, пусть даже уже случившейся ситуации. Если ребёнок сумел проявить дипломатичность – обязательно похвалите. Важно обсуждать эмоции и чувства самого ребёнка и предполагаемые чувства других людей;
  • создавайте условия для развития детей, реализации их способностей. Это придаст ребёнку уверенности в себе, поможет понять и оценить свои «сильные» стороны.

Как помочь ребёнку влиться в новый двор или подружиться с соседскими детьми?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Некоторые дети легко идут на контакт и знакомство с другими детьми, а для других подойти к играющим ребятам – это сложный, часто непреодолимый шаг, особенно, если это «новая» площадка. Как в такой ситуации действовать родителям?!

Попробуем выделить основные моменты:

  1. Приводя ребёнка в новое общество детей, старайтесь не давить на ребёнка и не просите, а тем более не заставляйте подружиться со всеми.
  2. Напоминайте ребёнку слова из одной известной детской песенки: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернется». Объясните, что с хмурым и сердитым человеком навряд ли у кого-то появится желание знакомиться и играть.
  3. Объясните ребёнку, что важно смотреть при общении «в глаза» – это очень сближает.
  4. Иногда, чтобы стать друзьями, достаточно просто поиграть. Позвольте ребёнку максимально расслабиться, адаптироваться и вступить с кем-то из детей в игру.
  5. Старайтесь не вмешиваться в общение или игру детей. Напомнить о себе стоит только в критических ситуациях: когда назревает явный конфликт. Детям сложно контролировать эмоции, поэтому любая ситуация может вызвать бурную реакцию.
  6. Если ребёнок готов делиться игрушками, то стоит предложить ему пригласить в игру соседа по песочнице и поиграть вместе личными игрушками.
  7. Разрешите ребёнку приглашать других детей к вам в гости. Домашняя обстановка благоприятно влияет на развитие дружеских отношений.
  8. Объясните ребёнку, как важно мириться после ссоры и осознавать свои проступки. Главное в ссоре – уметь признавать свои ошибки и уметь извиниться. Акцентируйте, что это умеют делать только очень сильные духом люди!
  9. Если кто-то из детей вызывает у ребёнка страх или отторжение, обязательно проговорите это и выясните, из-за чего сложилась такая ситуация.

Как научить детей играть вместе? Советы родителям для сплочения детского коллектива

Prostock-studio/Shutterstock.com

Игре принадлежит огромная роль в воспитании и развитии ребёнка. А задача взрослого – помочь детям в организации игры, сделать её увлекательной для всех.

О каких же правилах не следует забывать взрослому?

  1. Не давите и не заставляйте детей играть. Нужно именно заинтересовать.
  2. Игра должна продолжаться до тех пор, пока она приносит удовольствие каждому из играющих детей.
  3. Предлагайте детям различные командные игры. Лучший вариант: игры, где дети не соперничают между собой. Примером таких игр могут служить: «Поиск сокровищ» (когда команда отправляется искать хорошо спрятанный клад), «Передай дальше» (дети по кругу передают любой предмет, пока ведущий не скомандует «стоп», тот, у кого остался предмет, выполняет физическое упражнение), «Ручеёк» (участники встают парами и держат руки, образуя коридор, в который заходит водящий и уводит с собой любого из пары, они встают в конце коридора, а свободный игрок становится водящим) и т.д.
  4. Не сдерживайте двигательную активность детей, постарайтесь создать непринуждённую, но вместе с тем безопасную обстановку.
  5. Выбирайте универсальные по возрасту игры.
  6. Выбирайте неструктурированные варианты игр. В таких играх нет особых целей и правил, таким образом, все дети будут чувствовать себя комфортно. К ним можно отнести различные спортивные игры с элементами лазанья, бега, прыжков, но не имеющие конкретной цели: хождение или лазанье по бревну, пускание мыльных пузырей и бег за ними; различные игры с водой, песком, пластилином; игры с элементами «строительства»: постройка «шалаша» из подручных средств (покрывало, стулья и т.д).

Какие варианты можно придумать для организации совместной деятельности детей?

как научить ребенка общаться

Prostock-studio/Shutterstock.com

Узы детской дружбы завязываются самостоятельно тогда, когда дети заняты чем-то не только объединяющим, но и очень интересным. Благодаря общим переживаниям и действиям появляется интерес. Дети видят в другом ребёнке «похожего, близкого по духу» человека.

Для детей дошкольного возраста этим связывающим звеном может стать, к примеру, свободная игра. Для того, чтобы игра получилась нужно обязательно предлагать какие-то варианты, что-то придумывать, учиться следовать правилам и разрешать разные конфликтные ситуации.

Для детей школьного возраста – это прогулки, походы, совместное выполнение «домашки» и, конечно, объединения по интересам.

Для младших детей нужно и важно «созидать», а для подростка – «предлагать» возможности для того, чтобы задатки приятельства, а в дальнейшем и дружбы, могли «прорости и окрепнуть»: игры, различные активности, секции, студии, различные тренинги и т.д.

Тематическая вечеринка

как влиться в новый коллектив

Prostock-studio/Shutterstock.com

Особое предпочтение следует отдавать организации тематических вечеринок (пиратские квесты, квесты на военную тематику, пижамные вечеринки, этнические вечеринки, Ковбойские, гангстерские, зомби и т.д.) Конечно, взрослому придётся хорошенько подготовиться и продумать конкурсы согласно тематике (благо, их огромное количество в сети), но результат превзойдёт все ожидания! Ни один ребёнок не останется равнодушным, особенно, если тема вечеринки придётся всем по душе.

Пикник

ребенок не общается со сверстниками

Prostock-studio/Shutterstock.com

Идея организации пикника кажется банальной и избитой, но совместная деятельность по подготовке пикника сближает детей. Разжечь костёр, пожарить сосиски или маршмеллоу, испечь картошку, игры в мяч – обязательно сплотят детей.

Туристический поход

как вести себя в новом коллективе

Prostock-studio/Shutterstock.com

Организовать однодневный туристический поход – один из вариантов для того, чтобы сблизить и детей, и взрослых. Можно объединиться семьями с друзьями или соседями, разработать несложный маршрут. Новые приключения, новые эмоции – это всегда про объединение и снятие зажимов.

Кроме того, сдружившись с родителями других детей, можно организовывать: совместные прогулки, походы в парк, в кафе, в кино и т.д. Есть большая вероятность того, что ваш ребёнок раскрепостится, и диалог с другими детьми получится сам собой.

Кружки, секции, студии, объединения

ребенка обижают во дворе что делать

Prostock-studio/Shutterstock.com

Каждый родитель видит у своего ребёнка те или иные способности, интересы, увлечения. Их тоже можно использовать для того, чтобы сформировать дополнительный круг общения. Благо, сейчас такие возможности есть и в больших городах и в небольших посёлках.

Ребёнок любит рисовать? Бинго! В изостудии ребёнок сможет найти себе новых друзей. Ребёнок любит конструировать? Бинго! На занятиях кружка по робототехнике можно найти детей с такими же интересами. Спорт – спортивные объединения; танцы – танцевальные коллективы; склонность к сцене и литературе – объединения кукольного театра, драматические кружки; поделки – объединения по бумагопластике, бисероплетению, лепке и.д. и т.п..

Если ребёнка обижают во дворе или на детской площадке – что делать?

как научить ребенка дружить со сверстниками

Prostock-studio/Shutterstock.com

Родителям следует помнить, что, как только ребёнок выходит на детскую площадку, потенциально возможно развитие различных конфликтных ситуаций: случайно сломанный кулич из песка, отобранные игрушки, желание покататься на занятых качелях и т.д. Вариаций развития событий может быть огромное количество: обозвали обидным словом, не пригласили в игру или не пригласили в гости; а иногда это выливается в бойкоты и систематическую травлю.

Давайте попробуем разобраться, как вести себя родителю в той или иной ситуации?

Наблюдение «со стороны»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Попробуйте понаблюдать за ребёнком дистанционно. Легко ли он находит контакт? Ищет ли выход из затруднительной ситуации или сразу бежит за помощью? Как реагирует на конфликтную ситуацию, на несправедливость, агрессию?

Останавливайте агрессию

сплочение детского коллектива

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если родитель не приходит на помощь в моменты агрессии, ребёнок может почувствовать себя брошенным и в следующий раз станет избегать общения, для того, чтобы вновь не попасть в подобную ситуацию.

Не оставляйте ребёнка «один на один» с трудностями

Prostock-studio/Shutterstock.com

Постарайтесь обсудить проблему, возникшую у ребёнка, а также пути её решения в сложившейся ситуации. Если помощь, которую вы оказали, будет своевременной, ребёнок получить опыт победы над препятствием.

Не стоит решать проблемы вместо ребёнка. Только совместно, поддерживая и подсказывая варианты.

Не допускайте посягательств на собственность

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если ребёнок готов делиться игрушками – здорово, но если такой готовности нет – не заставляйте его это делать «под нажимом». Вряд ли вам понравится ситуация, если вам предложат поделиться с соседкой по лестничной площадке вашей косметичкой, платьем, ноутбуком и т.д. Примерно такие же эмоции испытывает ваш ребёнок.

Читайте подробное интервью с психологом на тему Детские конфликты: как научить ребёнка постоять за себя?

Подводя итог, хочется пожелать всем нам, родителям, быть друзьями нашим детям: уважать их, принимать такими, какие они есть. Это поможет им в общении и дружбе. Родительское уважение станет фундаментом для дальнейшего развития коммуникабельных и доверительных отношений с другими людьми.

И пусть современным детям не так просто найти друзей и товарищей, нежели предыдущим поколениям, в наших, родительских, силах показать им личный пример настоящей дружбы!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Отношения занимают значительную часть жизни человека. Они способны влиять на настроение. Если в этой сфере все хорошо, мы чувствуем себя более счастливыми. Если все не так гладко, это удручает. Мы нуждаемся в друзьях и родных, людях, которые нас поддерживают и которым мы небезразличны. Такие отношения укрепляют наше эмоциональное здоровье, но, к сожалению, иногда разобраться в них бывает довольно сложно. Делимся с вами отрывком про отношения из книги «Ключ к себе. Берем эмоции под контроль». Прочитайте и обсудите ее вместе с подростком и предложите ему выполнить практические задания. Это поможет найти новых друзей и укрепить текущие связи.

Подумай об отношениях с другими людьми

Отношения играют в нашей жизни крайне важную роль. Без них человек чувствует себя обособленным и ненужным, ему не с кем поделиться болью и успехами. Все это может привести к острому чувству тоски и одиночества.

Посмотри на перечисленные ниже категории и подумай, кто именно в твоей жизни играет указанные роли. Запиши имена этих людей. Кого-то можно записать сразу в несколько групп — просто постарайся выполнить упражнение как можно тщательнее, чтобы точно понять, над какими сферами отношений нужно поработать.

Родные

Ты близок с кем-то из родственников? Есть ли среди них те, кому тебе комфортно довериться, кто понимает тебя, на кого ты всегда можешь положиться? Это не обязательно кровные родственники — сюда можно включить и тех, кого ты просто считаешь родными людьми.

Близкие друзья

У тебя есть лучший друг или несколько друзей, которые тебя не бросят и на которых можно рассчитывать? Они не обязательно должны быть сверстниками: можно воспринимать таким образом кого-то, кто старше или младше тебя. Важно знать, что ты им небезразличен, что они придут на помощь в трудную минуту.


Источник

Люди, которых ты уважаешь

Есть ли в твоей жизни человек, которого ты искренне уважаешь и считаешь хорошим примером для подражания и который при этом поддерживает тебя и уважительно к тебе относится? Это может быть учитель, тренер, общественный активист, человек из церковного прихода и так далее.

Приятели

Бывает, что с некоторыми знакомыми ты общаешься, но не считаешь их по-настоящему близкими друзьями и не стал бы делиться с ними чем-то личным. С ними бывает весело проводить время, но нельзя считать их настоящими, надежными друзьями, которым можно довериться.

Нездоровые отношения

Можешь ли ты назвать отношения, которые каким-то образом тебе вредят? Например, человек раньше был хорошим другом, но потом начал совершать поступки, которые тебе не нравятся, и ты не знаешь, как теперь быть. Или, может быть, ты хочешь сблизиться с человеком, но он не очень хорошо к тебе относится. Подумай о любых связях, которые кажутся тебе вредными или не приносят удовлетворения. Перечисли имена этих людей.

Теперь проанализируй, каким тебе показалось это упражнение. Выполнять его было трудно или относительно легко? Вызвало ли оно у тебя какие-то эмоции? Посмотри на заполненные категории. Что это говорит о твоих текущих отношениях? Например, достаточно ли их у тебя? Доволен ли ты ими? Нужно ли тебе найти больше людей в каких-то сферах жизни? Может быть, приятелей у тебя много, но по-настоящему близких друзей не хватает. Может быть, каким-то отношениям надо уделить больше внимания, чтобы они снова стали здоровыми и приносили удовлетворение. Напиши все, что тебе приходит в голову по этому поводу.

Как увеличить число социальных связей

Может быть, ты замечал, что в период эмоционального обострения ты отстраняешься, отгораживаешься от друзей и других людей, которым ты важен. Или бывает, что ты чувствуешь сильный гнев и выражаешь его неправильно (например, срываешься на друзей), и с тобой из-за этого меньше хотят общаться. Эффект будет тем же самым: ты обособишься, чаще будешь проводить время в одиночестве, в твоей жизни будет меньше общения. Как быть, если ты чувствуешь, что тебе не хватает социальных взаимодействий?

Во-первых, можно попробовать возродить дружбу, которая у тебя была раньше. Возможно, ты поссорился или перестал общаться с хорошим товарищем и ваши отношения прервались. Если они были для тебя важны и ты жалеешь, что все так кончилось, можно попробовать связаться с ним. Учти, что он не обязательно будет в этом заинтересован и отношения между вами могут не стать такими, как раньше, однако если ты хочешь их перезагрузить — стоит попробовать.

Во-вторых, надо подумать, можно ли превратить свои нынешние отношения в нечто большее. Так поступил Карлос.

История Карлоса

Карлос каждое лето играл в футбол. Многие игроки из его команды ходили в ту же школу, что и он. Ребята всегда были приветливы друг с другом, но никогда не проводили время вместе. Карлос решил, что это надо изменить. Однажды вместо того, чтобы пообедать в одиночестве, как он обычно поступал, он отыскал в столовой двух ребят из команды и спросил, можно ли к ним присоединиться. Потом это повторилось еще не раз — они, видимо, были рады пообщаться с Карлосом. Вскоре они стали вместе возвращаться домой и обнаружили общие интересы помимо футбола. Со временем эти парни стали друзьями Карлоса.


Источник

В-третьих, стоит подумать о том, как познакомиться с новыми людьми. Эта мысль может казаться пугающей, особенно если новые знакомства вызывают у тебя тревогу, но помни, что здоровые отношения — отличный способ увеличить число положительных эмоций, так что это очень важно.

Заведи как можно больше социальных связей

Выполняя это упражнение, ты поработаешь над тем, чтобы отношений в твоей жизни стало больше (мы только что поговорили о том, как этого добиться), и поразмыслишь, что еще можно улучшить в этой сфере. Выполни упражнение, даже если считаешь, что друзей у тебя достаточно: дружбы много не бывает!

Разожги угасшую дружбу

  • Во-первых, подумай о тех, с кем ты дружил в прошлом, а потом по каким-то причинам перестал. Запиши имена, которые тебе приходят в голову.
  • Выбери одно имя и подумай, как восстановить контакт с этим человеком. Это может быть легко сделать, если он по-прежнему ходит с тобой в одну школу или у тебя есть его номер телефона. Но что, если он переехал и ты точно не знаешь, где он сейчас? Подумай и напиши, как вы можете связаться (например, можно поискать его в социальной сети).
  • Затем подумай, что сказать, когда ты с свяжешься с этим человеком. Надо ли разрядить атмосферу, если между вами произошла размолвка? Может быть, ты постоянно сердился и срывался и он от этого устал? В таком случае, возможно, придется объяснить, что ты признал проблему и поработал над ее решением. Может быть, потребуется извиниться. А возможно, ты слишком поддаешься тревоге и из-за этого исключил из своей жизни многих людей. Следует ли тебе объяснять это другу, чтобы он понял, что это вряд ли случится снова? Напиши варианты того, что ты можешь сказать.
  • Разумеется, следующий шаг — это связаться с этим человеком и посмотреть, можно ли восстановить дружбу. Помни, что отношения, скорее всего, будут не теми, что раньше, особенно поначалу. Дружба не появляется в одночасье, так что наберись терпения.

Развивай текущие отношения

  • Теперь подумай о своих нынешних знакомых, с которыми ты хочешь сблизиться. Может быть, как Карлос, ты занимаешься спортом и хочешь подружиться с кем-нибудь из товарищей по команде. Или, может быть, ты подрабатываешь или заниматься волонтерством и хочешь познакомиться поближе с кем-то из коллег. Запиши их имена и другие соображения по этому поводу.
  • Как развить эту дружбу? (Например, можно предложить провести вместе перерыв или сесть вместе за обедом.)

Подумай, как можно познакомиться с новыми людьми

А теперь по-настоящему трудная задача: придумай, как познакомиться с совершенно новыми людьми. Ниже перечислено несколько идей — добавь к ним свои.

  • Вступить в школьный клуб
  • Записаться на курсы испанского языка
  • Примкнуть к молодежной организации
  • Устроиться волонтером в приют для животных или благотворительную столовую
  • Пройти отбор в школьную спортивную команду


Источник

Многих пугает сама мысль о том, что надо познакомиться с новыми людьми. Но не забывай, что отношения — неотъемлемая часть жизни. Если тебе страшно, подумай: может быть, стоит заняться проблемой вместе с кем-то еще. Возможно, у тебя есть друг, который находится в аналогичной ситуации, и вам будет проще поработать над развитием отношений сообща.

Бывает полезно вспомнить о временах, когда отношений у тебя было больше — тебе было кому позвонить и поболтать, ты знал, что у кого-то всегда найдется для тебя время, было с кем просто пойти погулять. Вспомни, как это приятно, когда тебя понимают и принимают, когда ты член группы (пусть и небольшой), когда ты нравишься другим.

Человек — социальное существо и нуждается в отношениях, поэтому, как бы трудно ни было, необходимо найти способ удовлетворить эту потребность.

Больше интересного ищите в книге «Ключ к себе. Берем эмоции под контроль»

Обложка: unsplash.com

Период взросления – один из самых сложных в жизни человека. Смена ценностей, приоритетов, поиск своего места в обществе – лишь малая часть проблем, с которыми сталкиваются подростки. Поддержка и крепкое дружеское плечо в этот период важны как никогда. Но куда сложнее все происходит, если у подростка нет друзей.

Причины подросткового одиночества

Множество тинейджеров сталкиваются с проблемами в коммуникации. Отчасти это происходит из детства, когда ребенок не смог адаптироваться к коллективу в детском саду или начальной школе. Но бывает, что общительный и веселый малыш вырастает в замкнутого и угрюмого тинейджера.

Родители сначала радуются, что подросток сидит дома и не шатается по улицам, а потом начинают бить тревогу, когда понимают, что состояние одиночества переходит в патологическую депрессию.

Чтобы помочь подростку найти друзей, важно узнать ответ на вопрос, что является причиной замкнутости.

Все идет из головы

Тип личности играет особую роль. Подросток – интроверт, склонный к рефлексии, может подсознательно минимизировать общение с окружающими.

ВАЖНО: психолог поможет направить взгляд на внешний мир и начать более свободно общаться со сверстниками.

Просто у всех разные интересы

В основе крепкой дружбы часто лежат общие интересы. Поэтому когда подросток увлечен чем-то нестандартным или тем, что не находит отклика у окружения, он может остаться один на один со своим хобби.

хобби и одиночество.jpg

Выход – найти товарищей по увлечению, а возможно и человека с абсолютно другими целями и стремлениями. Главное – проявлять живой интерес к миру и не замыкаться только на своих желаниях.

Те, кто нас окружают

В подростковом возрасте окружение способно заменить семью.

Если тинейджер попал в среду, которая априори его не принимает, одиночество – закономерно

Самое опасное – стать жертвой агрессии. 

Совет психолога – не складывается общение в школе, постарайся найти друзей в кружках и секциях по твоим интересам или среди соседей по дому.

Под лежачий камень

Иногда подросток горячо мечтает научиться дружить, но ничего для этого не делает – отстраняется от общения со сверстниками, не проявляет инициативу.

Причиной такого поведения может быть:

  • недовольство своим внешним видом;
  • неудачная влюбленность;
  • стеснение;
  • завышенные требования к окружающим.

ВАЖНО: дружеские посиделки дома – интересный вариант укрепить отношения. Когда ребенок хочет пригласить домой пару-тройку товарищей, не препятствуйте или даже сами предложите это.

Необходимый шаг на пути преодоления одиночества в переходном возрасте – помочь тинейджеру понять и исправить ошибки в отношениях с другими людьми.

Строим отношения с окружающими

В период взросления дети сверх эмоционально реагируют на слова окружающих и сильно переживают, как выглядят в глазах общества.

Единственно верный способ избежать переживаний и обид тинейджеры видят в излишней агрессии и намеренном отстранении от людей.

Если у подростка нет друзей, нужно объяснить, как правильно выстраивать отношения с окружающими.

Те, кто ближе всего

Семья должна стать островом спокойствия, заботы и тепла для подростка. Родители должны быть примером здоровых взаимоотношений. Тогда ребенок сможет довериться и поделиться любой проблемой.

А есть ли близкие друзья

В более раннем возрасте дети легко заводят друзей. Но в переходном возрасте общение может прерваться по разным причинам.

Роль близких – показать ребенку ценность настоящей дружбы. Сделать это нужно ненавязчиво – за просмотром подходящего кинофильма, телепередачи, обсуждая ролик в социальной сети или прочитанную книгу.

Кто достоин уважения

Хорошо, если у тинейджера есть человек, который вызывает искреннее уважение и является авторитетом.

Иногда тот, кем восхищается ребенок, непонятен и неприемлем для старшего поколения. Нужно проявить гибкость и попытаться поговорить на эту тему. Результат вас может удивить.

Да это просто приятели

Когда тинейджер – популярная личность среди сверстников, это не значит, что ему не может быть одиноко.

окружение играет важную роль.jpg

Чтобы понять, какие отношения у ребенка превалируют, попросите его сделать тест:

«Возьми лист бумаги и запиши два списка — имена твоих настоящих друзей и тех, кого считаешь приятелями или знакомыми. Посмотри, кого больше и почему». 

Если первый список окажется пуст – повод серьезно задуматься о смене или расширении окружения.

Явно плохая компания

Страх быть отвергнутым и одиноким приводит тинейджера к нездоровым отношениям и плохой компании. Но ему кажется, что это лучше, чем быть одному.

В такой «дружбе» может быть и физическое насилие, и злоупотребление алкоголем и сигаретами, и издевательство над другими.

Помочь могут доверительные отношения в семье и откровенные беседы, в ходе которых ребенку нужно объяснить, что он сам может стать жертвой и эмоционального, и физического насилия.

Найти настоящих друзей – нелегкая задача для гиперэмоционального тинейджера.

Важную роль здесь играют умение налаживать новые социальные связи.

Как подростку стать активней в социуме

Главное – не бояться проявлять инициативу. Родители должны попытаться донести до повзрослевшего ребенка, как важно уметь делать первый шаг.

Открытость к общению – залог новых социальных связей

Преодолеть стеснение и начать общение первым может быть для подростка крайне сложно.

Здесь важны такие предпосылки, как:

  • Раннее приучение к самостоятельности – самостоятельные дети более уверенно справляются с проблемами в общении, чем те, кто под постоянной опекой взрослых.
  • Научить быть индивидуальностью – это особенно важно, когда тинейджер постоянно меняет имидж, пытаясь подстроиться под окружающую среду.
  • Адекватная оценка внешнего вида – привлекательная внешность значительно повышает самооценку, поэтому тинейджеру важно помочь подобрать модный образ. 

Особенно важна доброжелательная обстановка в семье, чтобы ребенок наглядно видел положительные стороны общения с окружающими.

Несколько рекомендаций и советов помогут выбрать тинейджеру правильное направление по налаживанию отношений с окружающими.

Старый друг лучше новых двух

Вновь напомните подростку о ценности настоящей дружбы. Пусть он попробует разыскать друзей из прошлого.

Предложите ему:

  • подумать и вспомнить, кто был по-настоящему близок раньше;
  • поразмышлять, почему прекратились эти взаимоотношения;
  • вспомнить, где и как можно найти этого человека, как с ним связаться;
  • придумать повод и возобновить знакомство.

Иногда достаточно сделать телефонный звонок, чтобы старая дружба разгорелась с новой силой. 

Не забываем и о тех, кто сейчас рядом

Обычно в окружении каждого подростка есть ребята, с которыми он бы хотел общаться, но в силу разных причин не может сделать этого.

Предложите подумать, как можно познакомиться и начать общение.

Возможные варианты:

  • подсесть к ребятам за столик в школьный столовой;
  • подойти и спросить, что задано на сегодня по любому из школьных предметов – вариант подойдет для одноклассников, в остальных случаях можно заговорить о знакомых, узнать, кто и где учится и т.д.
  • предложить вместе пойти домой после школы или секции.

Всего одна успешная попытка завести разговор способна сильно повысить уверенность подростка в себе и изменить отношение к людям.

Как еще можно расширить круг общения

Переходный возраст – время поиска себя. Новые интересы и увлечения – прекрасный повод найти новых друзей и расширить социальные связи.

общение с друзьями.jpg

Языковая школа, курсы по вокалу или игре на гитаре, новая спортивная команда – вот лишь несколько вариантов, где можно встретить интересных людей и обрести настоящую дружбу.

Оптимальный вариант для того, чтобы тинейджер прокачал коммуникативные навыки – поездка в лагерь. Там дети оказываются на длительное время среди сверстников, учатся общаться друг с другом и решать возникающие проблемы.

Лагеря SportZania понравятся даже тем, кто еще ни разу не уезжал надолго из дома.

Комфортабельные номера, необычные тематические развлечения и профессиональные наставники – далеко не весь перечень преимуществ отдыха в SportZania.

Множество групповых игр и занятий дадут возможность каждому ребенку раскрыть индивидуальные таланты и приобрести навыки командной работы и коллективного общения. Все это – залог крепких дружеских отношений и успехов в будущем.

Побывав в развивающих лагерях SportZania, подросток оценит радость общения, найдет настоящих друзей и больше не столкнется с проблемой одиночества.

9 советов, как помочь ребёнку найти друзей, если самостоятельно у него не получается

03.01.2022
5 минут чтения
1440

Оглавление

  1. С какого возраста дружба важна?
  2. Почему ребёнок не может найти друзей?
  3. Признаки, указывающие на то, что у ребёнка есть проблемы с социализацией
  4. Что поможет ребёнку влиться в коллектив?
  5. 9 советов психолога вашему ребёнку, как лучше завести друзей

9 советов, как помочь ребёнку найти друзей, если самостоятельно у него не получается

В жизни каждого ребёнка огромное значение имеют друзья. Это товарищи и единомышленники, с которыми можно играть, узнавать что-то новое, делиться секретами и знаниями. Взаимодействуя друг с другом, дети развивают физические и умственные навыки, появляется первая привязанность и опыт общения с другими людьми.

Ребёнок — это социальное существо, которому необходимо иметь контакты с другими ребятами. Позитивные эмоции от приятного общения влияют психологическое и даже физическое самочувствие человека. Друзья всегда смогут поддержать в трудную минуту. Благодаря их наличию, ребёнок впервые познаёт чувство единства, бескорыстного общения, сочувствия или радости.

Цитата

— Самый полезный опыт, это познать не свой характер, а характер своего друга, и вовремя сделать выводы.
— Или ноги.

Смешарики

С какого возраста дружба важна?

  • С года до трёх

    Первый интерес к взаимодействию со сверстниками возникает около двух лет. Ребёнок начинает обращать внимание на окружающих его малышей на улице, в песочнице или на качелях. По большей части этому способствуют родители, показывая, как играют другие детишки. Однако, в этом возрасте все отношения чаще всего мимолётные и несерьёзные. Главную роль друзей выполняют мама с папой, а также другие родственники или близкие.

    Первые попытки взаимодействия с ребятами, не всегда бывают удачные. Малыши только начинают оценивать реакции своих действий. Им предстоит ещё многому научиться, например, учитывать желания и интересы своих приятелей, уступать, делиться или сочувствовать. Помочь на данном этапе должны родители. Они могут подсказывать как вести себя в разных ситуациях.

  • С 3-5 лет

    В возрасте 3-5 лет, дети уже активно общаются друг с другом. Но дружба в основном основана на интересах. То есть, ребёнку важны только те ребята, которые играют в любимые игры или у них есть новые игрушки, красивые вещи. Другом часто становится удобный или “подходящий” ребёнок. Например, общительная хохотушка и девочка-лидер прекрасно подружится со спокойным тихим мальчиком. Потому как он будет её внимательно слушать и участвовать во всех идеях. В этом возрасте дружба всё равно ещё не крепкая и друзья могут меняться по несколько раз в день, в зависимости от настроения или детской площадки. Родителям не стоит навязывать детям друзей или серьёзно относиться к их выбору.

  • С 5-7 лет

    Теперь ребята становятся старше и уже намного дольше могут проводить время вместе. Общение уже не ограничивается только играми. Они могут обсуждать интересные мультики, книги, секретничать друг с другом. В этот период становится очень важным — собственная репутация, например, во дворе или в группе в садике.

    Теперь родителям важно понять следующие нюансы общения. Для того чтобы не навредить репутации своего ребёнка, нужно всегда и везде относится к нему с уважением: не зацеловывать на улице при ребятах, если ему это неприятно; не ругать и не унижать, тем более прилюдно. В любой, даже самой неприятной ситуации, стоит отойти в сторонку и там уже обсуждать вину, ошибки и возможные наказания.

  • Младшие школьники

    В этом возрасте родители теряют свои полномочия подбора друзей. Новоиспечённый ученик теперь сам определяет свою компанию. Выбор делается на основании личной симпатии. Дружба может зародиться с девочкой, которая умеет прекрасно шутит и умело танцует, или с мальчиком, который умеет подтягиваться. Если родителям кажется, что их ребёнок выбрал совсем неподходящего друга или компанию, то стоит набраться терпения и просто наблюдать.

    Возможно, с течением времени, интересы изменятся, а ребёнок начнёт общаться с кем-то другим. Приглашайте почаще друзей своего школьника к себе домой. Таким образом, вы сможете немного понять, что их связывает и объединяет, из каких они семей, какие ценности разделяют их родители, и, в случае проблем вовремя помочь своему ребёнку.


  • Подростки от 12 лет

    Подростковая дружба очень важна, благодаря ей ребёнок чувствует себя “своим” в социальной среде. В этот период появляется потребность делиться секретами, сопереживать. Более того, в данном возрасте, по теории великого русского психолога Д. Б. Эльконина — дружба является ведущей деятельностью, необходимой для нормального развития личности.

    Другом становится тот, кто сможет всегда выслушать, понять и может даже дать совет. Авторитет родителей и их мнение уходит на последний план. Часто совету подруги девочка может доверять больше, чем своей маме. Это нормально, потому как ребёнок получает важный опыт жизни.

Рекомендуем статью Адаптация первоклассника в школе

Почему ребёнок не может найти друзей?

Дети играют

Ещё несколько десятков лет назад, самым сложным в школе были контрольные и сочинения, ну ещё и выход к доске. В современном мире проблемой номер один становится — взаимоотношения с ровесниками. Школа — это главный институт приобретения социальных навыков. Поэтому то, как сложатся отношения среди ребят, очень важно.

Есть дети, которые легко и быстро осваиваются в компании и быстро налаживают общение. А есть те ребята, которым достаточно сложно найти друзей.

  • Чаще всего причина в навыках коммуникации, которые позволяют ориентироваться в социальных отношениях и взаимодействовать с обществом. Данные навыки, как правило, закладываются в родительской семье, и улучшаются с возрастом так или иначе, но иногда их отсутствие может быть и признаком отклонений в развитии.

  • Иногда сложности во взаимодействии с окружающими имеют под собой личные причины: неуверенность в себе , застенчивость, страх общения. Опять же это может быть как проблемой воспитания, так и признаками психологических проблем.

Если вы довольно общительны и не чураетесь людей, не боитесь здороваться и вступать во взаимодействие с незнакомцами, ваш ребёнок всё это видит, но всё равно испытывает значительные сложности с ровесниками, проконсультируйтесь со специалистом.

Цитата

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

Антуан де Сент-Экзюпери

Признаки, указывающие на то, что у ребёнка есть проблемы с социализацией

Переживания родителей, связанные с отсутствием друзей у ребёнка вполне понятны. Вот несколько основных причин такой ситуации:

 

  • Не проявляет инициативы. Порою для того чтобы подружиться, необходимо просто подойти и познакомиться. “ Привет, я Маша, а тебя как зовут? Давай дружить?” Всего лишь несколько фраз и вот вам новый друг. Тем не менее далеко не все дети с лёгкостью могут обратиться к незнакомому ребёнку. Поэтому можно потренироваться на ребятах во дворе или на площадке, этот навык разработать не так сложно.

  • Неуступчивость. Есть ребятишки, которые очень тяжело идут на компромисс, или вообще отказываются от него. Они не любят уступать, делиться, договариваться и принимать чужие точки зрения.

  • Отсутствие отзывчивости, внимательности и интереса к окружающим. Это касается детей, сосредоточенных только на своём внутреннем мире и желаниях.

  • Стеснительность, страх, агрессия — проявление любых особенностей психики, которые мешают строить отношения. В данном случае необходима консультация психолога.

  • Особенности физического здоровья или внешние отличия. Дети очень часто с подозрением и недоверием относятся к тем, кто непохож на большинство. Такое возможно ещё тогда, когда ребёнок значительно младше или старше в компании.

  • Сильные обиды. Иногда громкая фраза или прилюдная насмешка ровесников способна сильно обидеть, вследствие чего, ребёнок замыкается и не хочет общения ни с кем.

В разном возрасте дружба имеет весомые отличия. Настоящая дружба начинается с 5-7 лет, с окончания детского сада и в начальных классах. От воспитания родителей и их примера зависит очень многое, ведь они всегда могут подсказать как себя вести, чтобы стать настоящим другом и иметь таких же.

Рекомендуем статью Стили воспитания

Что поможет ребёнку влиться в коллектив?

Дружеское рукопожатие

Отправляя своего ребёнка в первый класс, в другую школу или определяя в новый кружок, родители и ребёнок переживают о том, как сложатся отношения, каким будет коллектив, примут ли ребята в свой круг общения. Роль “новенького” всегда пугает и настораживает. Придётся приложить немалые усилия, ведь эта роль определяет развитие и внутренний рост. Прекрасно, когда в школе или в детском саду есть грамотные педагоги и психологи, формирующие положительную и дружественную атмосферу. Но реальность, порою, доказывает обратное. Не каждый учитель имеет желание и готов вникать в политику взаимоотношений подопечных, а психологи в школах занимают безразличную формальную позицию.

В первую очередь родителям необходимо успокоиться и “взять себя в руки”. Дети с самого рождения буквально считывают настроение и страхи своих родителей. Поэтому тревожность мамы или папы может с лёгкостью “впитаться” ребёнком.

  • Главная задача родителей — внушить ощущение крепкой и надёжной защиты. Заверить, что в любой непростой ситуации они всегда придут на помощь. Ребёнок должен чувствовать полную поддержку и понимание с их стороны. Уверенность в себе растёт прямо пропорционально каждой фразе родителей: “Я в тебя верю. У тебя всё получится”.

  • Можно также предложить использовать простую технику защиты в любой сложной ситуации. Технику можно назвать “Родительский щит” или выбрать любую другую понравившуюся фразу. Принцип заключается в том, чтобы, испытывая трудности или проблемы, ребёнок представлял перед собой щит, ну или семейного дракона, который сможет защитить его и уберечь от любых невзгод. Понятное дело, что в драке с одноклассником он скорее всего не поможет. Но психологически ему будет спокойнее, если он знает, что защищён невидимой, но сильной родительской любовью и поддержкой.

  • Можно помочь ребёнку влиться в коллектив, устроив небольшой домашний “тренинг”. Предложите ему подумать и определить свои самые лучшие качества, которые могут привлекать других ребят. Добродушие и готовность всегда прийти на помощь, умение плести красивые браслеты или играть в волейбол. Нужно как можно больше найти таких качеств.

    Следом, нужно определить и отрицательные качества, которые могут отпугивать или отталкивать сверстников. Например, излишнее чувство справедливости одноклассники могут принять за ябедничество, а ярлык “стукача” ещё никому не помог найти друзей и влиться в коллектив. Определить эти качества — не означает искоренить их, однако, зная свои сильные и слабые стороны, ребёнок будет ориентироваться в различных ситуациях гораздо лучше.

    Главное не подсказывать ничего ребёнку. Пусть он сам попробует изучить себя и особенности своего характера.

  • Уверенный в себе ребёнок всегда открыт, дружелюбен, приветлив и отзывчив. А вот если ребёнок пуглив и тревожен, то отношения могут складываться не в его в пользу.

  • Добавить уверенности в себе ребёнку поможет метод “Супергероя”. Предложите ребёнку придумать или вспомнить о герое, который его восхищает, например, крутой и непобедимый “человек-паук” или невероятная “принцесса Эльза”. В трудной ситуации пусть он представит себе, как бы на его месте поступил бы этот супергерой. Можно даже заранее проговорить детские страхи и тревоги, смоделировать ситуацию и найти выход.

  • 9 советов психолога вашему ребёнку, как лучше завести друзей

    Мишки обнимаются

    1. Новый ученик в классе или группе всегда вызывает интерес сверстников. Скорее всего, ему будут задавать вопросы, интересоваться его жизнью. Предупредите об этом своего ребёнка, чтобы не растерялся, когда у него спросят название любимого фильма или компьютерную игру. Возможно, он прокрутит различные сценарии знакомства и ко многим вопросам будет готов. А значит, увереннее будет отвечать и спокойнее себя чувствовать.

    2. Отправляясь, например, в первый класс, ребёнку полезно будет занять, что он будет там не единственным новеньким, детский эгоцентризм ещё не позволяет видеть ситуацию объективно, и малышу может казаться, что он один такой «новенький». Расскажите ему, что в любом случае найдётся ещё кто-то, кому будет также страшно и грустно без друзей. Подскажите, что можно спокойно подойти и познакомиться со словами:
      «Привет, я Дима, ты далеко живёшь? давай вместе сидеть за партой.»

      Вдвоём уже будет намного проще и спокойнее. Не забудьте также подчеркнуть, что нормально и не подружиться с первым встреченным ребёнком. Познакомиться надо и с остальными, и решить, кто ему больше нравится и с кем комфортнее общаться. Также полезно будет сообщить о том, что дружба процесс обоюдный, и с ним могут не захотеть дружить, и в этом нет ничего страшного, это не означает, что он плохой, так бывает.

    3. Пусть ваш ребёнок продемонстрирует свои таланты и умения. Вполне возможно, что ваша дочь увлекается сбором последней коллекции Барби или читает интересную книгу. Пусть возьмёт это с собой. Ребята со схожими интересами обязательно обратят внимание и захотят подружиться.

    4. Инициативность и приветливость. Вот одни из основных элементов лёгкого знакомства. Покажите на примере простых раз, что подойти и завязать разговор не так уж и сложно. “Привет, какая крутая сумка, где тебе её купили? Слушай, я тоже увлекаюсь игрой в космических гномов, ты на каком сейчас уровне?”

    5. Дети любят показывать себя со стороны экспертов, знающих толк в каких-то вещах. Можно ненавязчиво спросить совета, например, “Привет, я новенький, не подскажешь, где столовая, что у вас там продаётся?”. Напомните и о благодарности новому знакомому за помощь.

    6. Сближению и дружеским связям очень способствуют интересная совместная деятельность. Запишите дочь на кружок танцев в школе или сына на каратэ. Если ребёнок уже достаточно взрослый — пусть сам выберет занятие, которое ему по душе. Обеспечьте насыщенную жизнь, наполненную интересными знаниями и общением с единомышленниками.

    7. Можно найти одноклассника, который живёт неподалёку от вашего дома и ходить вместе на уроки. Совместная прогулка после школы очень сближает, ведь можно обсудить прошедший день и поделиться последними новостями.

    8. Родителям тоже стоит быть активнее в процессе обучения. Можно записаться в родительский комитет и начать интересоваться или даже организовывать различные мероприятия в школе или за её пределами. Родительский пример, это то, с чего начинается представление о поведении, о дружбе, о взаимоотношениях.

      Если в вашем доме часто бывают друзья или вы сами их часто навещаете, встречаетесь и весело проводите время — ваши дети возьмут это за пример, к которому будут стремиться. Только родители могут показать и объяснить настоящую ценность дружбы.

    9. Расскажите своему ребёнку, что он может пригласить к себе домой новых знакомых и предложите устроить чаепитие с вкусными пирожными или другими вкусняшками. Так процесс адаптации и завязывание дружбы пройдёт быстрее.

    Цитата

    В вопросах дружбы размер не имеет значения.

    Смешарики

    Используя и применяя рекомендации психологов, не забывайте о том, что все дети разные. Каждый ребёнок — индивидуальность, со своими особенностями и характером, со своими интересами. Не торопите ребёнка завязывать отношения, если он этого не хочет. Присмотритесь к его поведению, постарайтесь понять, что не все хотят дружить большими компаниями. Кому-то вполне достаточно и одного верного друга.

    Умение дружить и взаимодействовать с окружающими людьми не приходит сразу. Пусть ваш малыш накапливает навыки социализации самостоятельно и постепенно, в том ритме, в котором ему удобно.

    Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если ваш ребенок столкнулся со сложностями в установлении социальных контактов, проконсультируйтесь со специалистом!

    Предыдущая статья

    Психологическое бесплодие у женщин

    Следующая статья

    Как справиться с депрессией

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти напряжение в цепи пример
  • Как найти главаря разбойников
  • Как исправить ошибку error opening the file
  • Как составить справку по проекту
  • Как найти груз по накладной деловые линии