Как найти духовный ориентир


    

В Евангелии от Луки Господь предупреждает всех, кто
решится следовать за Ним: «Кто из вас, желая
построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек,
имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда
положит основание и не возможет совершить, все видящие не
стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить
и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против
другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли
он с десятью тысячами противостать идущему на него с
двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет
к нему посольство просить о мире» (Лк.14:28-32).

О чем говорит Сын Божий? Попробуем истолковать буквально
слова Спасителя. В таком случае вполне естественным будет
предположить, что Господь призывает нас к расчетливости
каждого шага в духовной жизни. То есть, прежде чем
приступать к какой-либо добродетели, мы должны хорошенько
подумать, есть ли у нас достаточно ресурсов для ее
достижения. И если нет – отказаться от заведомо
провального плана. Однако если мы попытаемся перенести
этот смысл в реальную жизнь, то сразу же увидим
ошибочность такого понимания слов Спасителя.
Запрограммировать духовную жизнь на достижение
определенного результата невозможно. Скорее наоборот: как
только человек начнет измерять «ресурс»
собственной души, намечать этапы духовного роста, то он
непременно обречет себя на духовную катастрофу. Ведь
добродетельная жизнь начинается не с эффективного
планирования, не с капитала, «богатства»
внутреннего мира, а с его нищеты: «Блаженны нищие
духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3)!

Необходимо постоянно сверять, ради чего мы это делаем,
приближает ли это нас к Богу

Тогда о чем говорит Спаситель в приведенной выше притче?
Согласно объяснению блаж. Феофилакта «Господь
научает нас, чтобы мы, однажды решившись следовать за Ним,
сохранили сие самое намерение и не полагали одного только
основания, то есть следовать начали бы, а до конца не
последовали, как неимеющие достаточного приготовления и
усердия»[1]. То есть речь идет о ревности, которую
приступающий к совершению любой добродетели должен
сохранять не только в начале дела, но и до самого его
окончания. Собственно, в этом благодатном постоянстве,
неослабевающей верности Господу и заключается высота
духовной жизни. А ее можно достичь лишь в том случае,
если мы будем трезво оценивать состояние нашей души и
качество наших духовных начинаний. К этой трезвости в
конечном итоге и призывает нас Господь, приводя в
пример полезность подобной рассудительности в мирских
делах.

В связи с этим попытаемся наметить основные ориентиры, по
которым можно судить о характере нашей духовной жизни.

Главное – не промахнуться!

В буквальном переводе с греческого слово
«грех» –
ἁμαρτία –
означает «непопадание в цель, промах». То есть
мы грешим тогда, когда тратим впустую данные Богом силы,
когда они не достигают богоугодной цели. Какая же главная
цель наших духовных усилий? Таковой является, прежде
всего, единение с Богом! Все наши труды по исправлению
собственной жизни, воспитанию добродетелей должны быть
направлены именно на это. Без приближения к Богу, без
переживания в душе благодатной встречи с Ним никакие
бдения, посты, пожертвования не могут быть оправданы.
Следовательно, если во время вечерней молитвы или
всенощной мы обдумали план действий на завтра; после
недели строгого поста гордимся тем, что сбросили лишние
килограммы, приобрели более аскетичный вид или улучшили
физическое состояние организма; а благодаря очередной
сумме пожертвования получили признание среди прихожан,
повысили самооценку или думаем, что обеспечили счастье
детям, – если все это в той или иной степени имеет
место в нашей жизни, значит, мы продолжаем попадать мимо
цели. Любые духовные усилия требуют большой осторожности и
внимательности, необходимо постоянно сверять, ради чего мы
это делаем, приближает ли это нас к Богу.

Обойдемся без героев

Некий брат спросил авву Арсения: «Помыслы смущают
меня, говоря: ты не можешь поститься, ни работать –
посещай больных, в этом выражается любовь». Старец,
зная лукавство и козни демонов, сказал: «Иди, ешь,
пей, спи, не работай, но только из кельи своей не
выходи»[2].

Конечно же, на земле много мест, где могла бы пригодиться
наша помощь, много страждущих, которым мы могли бы
постараться помочь. Однако при всем этом мы должны
помнить, что ни один человек на земле так сильно не
нуждается в нашей помощи, как мы сами! Ни одно место во
всей Вселенной мы не можем так обезобразить своим
невниманием, как собственную душу. И наконец, ни в одном
подвиге человечество не нуждается настолько сильно,
насколько оно нуждается в нашей борьбе с грехом, живущем в
нашем сердце!

Любое начинание, главной целью которого является
героическая помощь другим, зачастую представляет собой
форму тщеславного самолюбия.

Примиримся с собой

В той или иной мере мы понимаем, что нельзя требовать от
других того, что они физически не могут выполнить.
Впрочем, в жизни нередко приходится сталкиваться с тем,
что люди, принимающиеся за духовное делание, начинают
требовать от себя слишком многого. Как результат –
они раздражаются, впадают в уныние, недовольство и
ворчание из-за того, что никак не могут примириться с
собой настоящим, терпеть себя. А этот навык в духовной
жизни не менее важен, чем навык терпения к ближним. Мы
должны реально оценивать свои силы, возможности, состояние
и через этот реализм воспитывать в себе смирение: да,
этого я не могу сделать, а здесь я ошибся, оступился,
согрешил – значит, я не совершенный, значит, я
слишком сильно надеялся на себя, слишком много ожидал от
себя. Любые падения и проступки мы должны воспринимать как
милость Божию в том смысле, что Господь в очередной раз
показал нам нашу немощь. Если же мы возмущаемся,
недовольны собой – значит, наше «я» не
может смириться со своей немощью, гордыня еще слишком
сильна. В этом смысле все наши планы, намерения, правила
должны быть с человеческим лицом и без амбиций. Их
нарушение из-за непредвиденных обстоятельств не должно
выводить нас из себя или озлоблять по отношению к причине
такого нарушения (также и наоборот – удовлетворение,
вызванное выполнением очередного правила, свидетельствует
о чрезмерном увлечении самолюбованием). Так, в ответ на
просьбу ученика дать ему правило, «как должно
пребывать в псалмопении, посте и молитве», прп.
Варсонофий Великий отвечал: «Оставь человеческие
правила и послушай Сказавшего: претерпевый до конца, той
спасен будет (Мф. 10, 22). Если человек не имеет терпения,
не войдет он в жизнь вечную. Не желай получить от меня
правила, ибо я не хочу, чтобы ты был под законом, но под
благодатию <…>. Держись рассуждения, подобно
кормчему, который, соображаясь с ветром, направляет ладью
свою»[3].


[1] Блаженный Феофилакт Болгарский.
Толкование на Евангелие от Луки. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-luki/14.

[2] Преподобный Феодор Студит. Творения: В
3 т. Том второй. М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С.
463.

[3] Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн
Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на
вопрошания учеников. М.: Издательство Московского
Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. С.
47.

ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВА ОБЩЕСТВА.

Максакова Ю.Н.

Чуева И.И.

SPIRITUAL VALUES ARE THE MAIN PART OF PEOPLE`S LIFE AND THE BASIS OF SOCIETY

Maksakova U.N.

Chueva I.I.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме воспитания духовных ценностей как важной части жизни человека и основы общества.

Abstrakt. The article is devoted to the actual problem of spiritual values`s education, which is the main part of people`s life and the basis of society.

Ключевые слова: духовные ориентиры, мораль, идеал, ценности.

Keywords: spiritual values, moral, ideal, values.

Духовные ориентиры являются очень важной частью жизни человека и основой общества во все времена. Они зародились ещё в древнейшие времена. Проходило много времени и духовные ориентиры личности никогда не теряли своей значимости.  Во все времена людьми ценились такие качества как честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, своей Родине, доброта, а ложь, лицемерие, предательство, — считались качествами, недостойными “настоящих людей”.

В состав духовных ориентиров личности входят важнейшие понятия, основные из которых мораль, ценности и идеал. Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Мораль включает в себя идеалы, ценности. Идеал – это совершенство, высшая цель того, к чему стремится человек. Ценности – это то, что наиболее дорого для человека и человечества. Виды ценностей можно разделить на 6 групп. Ценности бывают правовыми, нравственными, политическими, профессиональными, религиозными и художественными [1]. Духовные ориентиры личности очень важны в жизни общества. Ведь к духовным ориентирам личности относятся патриотизм, совесть, ответственность и другие важнейшие черты личности.

Понятия ценностей  довольно обширны, каждый человек что-то ценит.  Не всегда ценности людей совпадают друг с другом. Благодаря морали люди стараются прилично держать себя в обществе, но некоторым людям не близки такие понятия и поэтому в нашем обществе все чаще совершаются различные преступления. Но большинству людям близки мораль, ценности и идеалы, так как они являются неотъемлемой частью нашей жизни. Без них не было бы многого и мы, люди, были бы совсем другими, нам были бы чужды многие понятия и жизнь была бы полностью другой.

Л.Н. Толстой говорил: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот»[2]. Я думаю, смысл высказывания Л.Н.Толстого заключается в том, что человек может построить свою судьбу «своими руками», только если он сам будет развивать свой духовный мир.

Я соглашусь с данным высказыванием. Тот, кто развивает себя не только физически, но и духовно, способен ставить себе правильные цели, достигать их, стремиться к лучшему, искать свой «идеал». Каждый духовно развитый человек должен знать, что морали, ценности и идеалы – это духовные ориентиры личности, должен всегда и следовать им. Тогда в нем сформируется нравственное начало, и он сможет «своими руками» построить свою судьбу.

Еще Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте. То есть личность, стремящаяся к духовной жизни, способная к самоконтролю и саморазвитию, сможет найти правильные ориентиры в жизни. Это подтверждает слова Толстого.

И наоборот, если человек не будет духовно развиваться, его существование станет обыденным и скучным. У него не будет целей в жизни и он не сможет найти в ней свой смысл. Поэтому так важно, чтобы человек  развивал в себе добрые качества, мораль, нравственность, и тогда вся его деятельность, вся его жизнь обретёт смысл.

 Нравственные чувства начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он находится. При целенаправленном воспитании чувства у ребенка становятся  гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших «правильного» воспитания.  Как говорил А.С. Пушкин: “Отсутствие воспитания есть корень всякого зла”[3].

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. “Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка и что любовь завоевывается преимущественно любовью же”[4]. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность помочь и т.д.  Очень важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили с ним его радость.

Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношений в семье, так как они являются свидетелями и участниками этих взаимоотношений. Как отметил русский писатель и педагог А.Н. Острогорский: “Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатление ее постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы”. [5]

Развитие нравственности в человеке начинается в семье и имеет своё продолжение в детском саду и школе. В последнем институте оно становится более целенаправленным. Поэтому заботиться о нравственном воспитании детей должны не только педагоги и воспитатели, но и родители.

В начальной школе ребенок начинает приобретать определенные знания. В нём уже сформированы некоторые черты характера, которые нужно развивать дальше  и направлять в нужное русло. Именно в школе продолжает закладываться нравственный облик личности.

Перед взрослыми возникает задача научить детей не только внешне выглядеть воспитанными, но и быть таковыми, обладать добрыми человеческими качествами. Чтобы поступки личности соответствовали нормам и правилам, принятым в обществе, необходимо, чтобы общечеловеческие нравственно-духовные нормы были пережиты самим воспитанником, чтобы среда, в которой он живет, предполагала постоянную ориентацию личности на общечеловеческие ценности. И только взрослый человек может быть этим ориентиром для ребенка, примером правильного поведения, подражания.

В наше время нравственное воспитание становится необходимостью, так как мир наполнен жестокостью, грубостью  и развратом. Семья и школа оказывают определённое влияние на понимание ребёнка о том, как правильно себя вести, что можно делать, а что нельзя. И, конечно же, ведущая роль принадлежит семье. Следовательно, именно родители должны не только воспитывать и прививать нравственные качества, но и развивать все грани личности своего ребёнка. Как сказал Филипп Лобстейн – «задача нравственного воспитания – воссоздание человека изнутри, вручную, причём начинать следует с себя».

Литература

  1. Обществознание 10 класса Л.Н. Боголюбов — М.: 2014. — 351с.
  2. http://mirkultura.ru Нравственное учение Льва Толстого.
  3. nsportal.ru Педагогические взгляды А.С. Пушкина
  4. mama66/ru  Нравственное воспитание детей в семье, в детском саду и школе.
  5. Журнал «Известия Пензенского государственного университета им. В.Г. Белинского». Выпуск 28, 2012г. Грицай Л.А. «А.Н. Острогорский об основных приоритетах родительского воспитания детей в семье».
  6. Лобстейн Ф.Уроки раздумья: педагогика нравственного развития. пер. с ф. Н. Малевич. М. Библейско-Богословский институт св. апостоля Андрея. 2000. 84с C.79

Любой человек живет не сам по себе, его окружают другие люди. Он должен жить в обществе, подчиняясь установленным требованиям. Это обязательно для выживания человечества, сохранения единства социума и надежности его совершенствования. Но социум не требует от человека поступаться собственными материальными интересами ради него, потому что утверждены принципы, призванные отстаивать потребности и пользу отдельного индивида. Первостепенны моральные устои и духовные ориентиры личности.

Духовность человеческой жизни

фото 149Мужание людей совпадает с их осознанием себя как личности: они стараются оценивать личные нравственные качества и развивать сферу духовных пристрастий, включающих эрудицию, убеждения, эмоции, ощущения, желания и склонности. Наука определяет духовность человеческого общества как полный диапазон эмоций и интеллектуальных завоеваний человечества. Она концентрирует познание и исследование всех воспринятых человеческим обществом духовных традиций и креативное создание новейших ценностей.

Индивид, развитый духовно, отличается значимыми субъективными характеристиками, стремится к возвышенным духовным целям и замыслам, которые обуславливают характер его инициатив. Ученые считают духовность этично направленным стремлением и людским сознанием. Духовность рассматривается как понимание и жизненный опыт. Люди со слабо развитым духовным миром или совершенно бездуховные не в состоянии воспринимать всю многоликость и великолепие того, что их окружает.

Передовое мировоззрение считает духовностью наивысшую ступень становления и самоопределения взрослого индивида, когда основанием и жизненной сущностью являются не персональные желания и мироощущения, а главные общечеловеческие приоритеты:

  • благо;
  • милосердие;
  • прекрасное.

Овладение ими формирует ценностную направленность, сознательную готовность общества изменять жизнь сообразно этим принципам. Особенно это важно для молодежи.

Происхождение морали и ее изучение

Под моралью подразумевается комплекс обычаев и канонов, регламентирующих контакты и коммуникацию людей, их поступки и манеры, а также служащих залогом гармонии коллективных и персональных потребностей. Нравственные установления известны издревле. Существуют различные точки зрения на источники появления моральных норм. Есть мнение, что их первоисточником послужили практика и проповеди величайших наставников и вероучителей человечества:

  • Христа;
  • Конфуция;
  • Будды;
  • Мухаммеда.

фото 150Богословские манускрипты большинства верований содержат хрестоматийный принцип, ставший позднее наивысшим законом нравственности. Он рекомендует человеку поступать с людьми так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним. Исходя из этого, основа первостепенного регламентирующего этического предписания была заложена в культуре седой древности.

Альтернативная точка зрения утверждает, что моральные принципы и каноны образуются исторически и заимствуются из многочисленного житейского опыта. Способствуют этому литература и просвещение. Опора на существующую практику позволила человечеству сформировать ключевые нравственные ориентирования, предписания и воспрещения:

  • не проливать кровь;
  • не похищать чужого;
  • не обманывать и не лжесвидетельствовать;
  • выручать ближнего в сложных обстоятельствах;
  • держать слово, исполнять заветы.

В любые эпохи порицались:

  • алчность и скупость;
  • малодушие и нерешительность;
  • лукавство и двоедушие;
  • бесчеловечность и жестокосердие;
  • вероломство и коварство.

Одобрение же получили следующие свойства:

  • порядочность и благородство;
  • чистосердечие и добросовестность;
  • бескорыстность и душевная щедрость;
  • отзывчивость и гуманность;
  • усердие и старательность;
  • сдержанность и умеренность;
  • надежность и преданность;
  • отзывчивость и сострадание.

Эти качества народ отразил в пословицах и поговорках.

Замечательные философы прошлого изучали духовно-нравственные человеческие ориентиры. И. Кант вывел формулировку категорического требования морали, совпадающего по содержанию с золотым принципом нравственности. Этот подход констатирует персональную ответственность личности за содеянное.

Фундаментальные понятия нравственности

Кроме прямого регламентирования образа действий мораль содержит также идеалы и ценности — воплощение всего лучшего, образцового, безупречного, значимого и благородного в людях. Идеалом считают эталон, верх совершенства, венец творения — то, к чему человек должен стремиться. Ценностями называют особенно ценное и почитаемое не только для одной персоны, но и для всего человечества. Они показывают взаимоотношения индивида с действительностью, с другими людьми и с самим собой.

фото 151

Антиценности отражают негативное отношение людей к конкретным проявлениям. Такие оценки бывают несхожими в разных цивилизациях, у разных народностей, в различных социальных категориях. Но на их основе выстраиваются человеческие взаимоотношения, устанавливается приоритетность, обозначаются важнейшие установки. Ценности делятся на следующие категории:

  • юридические, или законные;
  • государственно-правовые;
  • благочестивые;
  • эстетические и творческие;
  • духовные и нравственные.

Первостепенные моральные ценности образуют комплекс традиционной и нравственной нацеленности человека, сопряженной с понятием морали. Среди основных категорий — добро и зло, добродетель и порок, соотнесенные парно, а также совесть, патриотизм.

Принимая в мыслях и деятельности нравственность, индивид должен контролировать поступки и желания, предъявлять к себе повышенные требования. Регулярное осуществление позитивных дел укрепляет нравственность в сознании, а отсутствие таких поступков подрывает способность человечества к принятию самостоятельных моральных решений, ответственности за свои поступки.

Вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, является базовой проблемой такой науки, как этика. Именно с точки зрения категории добра как высшей ценности и нужно рассматривать их.

В этике вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их функция, решается с помощью определений понятий «духовность» и «нравственность».

Рассмотрим эти понятия более подробно.

Феномен духовности

Понятие духовности предполагает две трактовки: секулярную и религиозную.

С точки зрения первой из них, духовность – это стремление человека воплотить в своей жизни высшие ценности, такие как добро, красота и истина, реализовать себя через любовь к окружающему миру и достичь идеала.

С точки зрения религиозной позиции духовность понимается как глубокая связь человека с Богом, достижение единства с ним и начало процесса «обожения» личности человека.

При этом и светская, и религиозная позиции предполагают, что источником духовности является совесть, которая трактуется как ощущение связи человека и Бога (религиозная позиция) или чувство внутренней гармонии и справедливости (светская позиция).

Понятие нравственности

Понятие нравственности предполагает более конкретную трактовку. Обычно под этим феноменом предполагают часть общечеловеческой культуры, которая содержит в себе общечеловеческие нравственные ценности, моральные нормы, правила поведения, знания, убеждения.

На вопрос о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, можно ответить следующим образом: это духовные и нравственные показатели, заключающие в себя такие ценности как совесть, любовь, добро, чувство долга, красоту, стремление к истине, жажду справедливости, стремление к идеалу.

что такое духовно-нравственные ориентиры человека

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

что такое духовно-нравственные ориентиры человека какова

Что такое духовно-нравственные ориентиры человека: золотое правило нравственности

Немалую роль в формировании духовно-нравственных ориентиров человека играет сформулированное в древности правило, которое принято называть «золотым правилом нравственности». Его описание можно найти в древнейших текстах, а также в текстах Нового Завета.

Оно гласит следующее: «Не поступайте с другими людьми так, как вы не хотели бы, чтобы они поступали с вами».

Данное правило очень просто. Однако если бы люди, знающие о нем, действительно воплощали его в своей жизни, на земле было бы гораздо меньше зла, несправедливости и несчастий. Вся беда заключается в том, что многие из нас, следуя горестным словам одного из апостолов, знают, где добро, однако ему не следуют, знают, где зло, но творят злодеяния.

что такое духовно-нравственные ориентиры человека какова их роль

Духовное и нравственное воспитание

Говоря о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, нельзя не сказать и о необходимости организации духовного и нравственного воспитания.

О том, как воспитать такого благородного человека, задумывались еще педагоги древности. И сегодня на эту тему написано немало трудов.

Как правило, сводятся они к тому, что родителям и педагогам советуют прививать духовно-нравственные ориентиры детям своим жизненным примером. Ведь если родители говорят ребенку поступать справедливо и честно по отношению к окружающим людям, но сами в своем поведении далеки от идеала, то и ребенок, скорее всего, унаследует их дурной пример, не обращая внимания на их благородные слова.

что такое духовно-нравственные ориентиры человека какова их роль в деятельности

Стратегия воспитания

Существует базовый государственный документ, который называется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

В этом документе предлагается список духовно-нравственных ценностей, определяется их роль в процессе культурного развития нашей страны, дается понятие того, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль.

Данная стратегия была создана группой ведущих российских ученых.

Сами духовно-нравственные ориентиры человека, их роль в деятельности человека описаны достаточно подробно. Приведем лишь их краткий список, в который вошли такие ценности, как гуманизм (или человеколюбие), честь, справедливость и совесть, воля, вера в добро, личное достоинство, стремление к выполнению своего долга, в том числе и нравственного, любовь к своей семье, Отечеству и народу.

Как мы видим, данный список базовых духовно-нравственных ориентиров включает в себя в первую очередь те ценности, которые являются важнейшими для становления личности гражданина и человека. Их развитие в людях, безусловно, будет способствовать гармонизации социальных взаимоотношений и построения более справедливого общества.

 духовно-нравственные ориентиры человека это

Таким образом, мы постарались дать ответ на вопросы о том, что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в деятельности людей. Без духовных и нравственных ценностей мир бы превратился в нечто ужасное, и живые бы позавидовали мертвым. Именно эти качества, живущие в сердцах людей, сохраняют мир от хаоса и владычества зла.

Поиск духовных ориентиров в индивидуальной жизни

Одни
исследователи причину кризиса середины
жизни видят в убывании жизненных сил.
«Импульсивный блеск» молодости
требует больших физических сил, но никто
не может сохранять их беспредельно. В
35 или в 40 лет ведущий напряженную жизнь
профессионал должен изменить темп своей
жизни и не так «выкладываться».
Проблема убывающих физических сил
неизбежно возникает в жизни человека
любой профессии.

Убывание
физических сил и привлекательности —
одна из многих проблем, с которыми
сталкивается человек в годы кризиса
среднего возраста. Многие люди просто
жалуются на то, что они начинают слишком
часто уставать. Большинство людей в
среднем возрасте начинают все больше
и больше полагаться на «мозги», а
не на «мышцы». Они находят новые
преимущества в знании, аккумулирующем
жизненный опыт; они приобретают мудрость.
Для тех, кто полагался на свои физические
качества, когда был моложе, средний
возраст может стать периодом тяжелой
депрессии (Массен П. и др. Указ. соч.
С.95).

Другое
исследователи главную причину кризиса
взрослости видят в осознании человеком
расхождения между своими мечтами,
жизненными планами и ходом их осуществления.
Далеко не всем удается двигаться по
жизненному пути в строгом соответствии
с первоначальными замыслами. Как правило,
действительность оказывается жестоким
редактором идеальных планов. К тому же
начинает ощущаться недостаток времени,
когда человек не уверен, что он успеет
сделать все, что хочет.

Творческие
люди нередко жалуются, что с возрастом
прибывает мастерство, возникают более
интересные замыслы, заманчивые проекты,
но убывают силы и здоровье. Этот парадокс
жизни трудно дается даже самым философски
настроенным индивидам. Обидно обладать
развитыми способностями и одновременно
ощущать признаки грядущей неспособности
(Толстых А.В. Возрасты жизни. М.,1988).

Мы
разделяем точку зрения третьей группы
исследователей, которые обозначают
кризис взрослости как кризис ценностей
и объясняют его поиском новых ценностных
оснований жизни. В молодости и во
взрослости человек успешно пользовался
определенной системой ценностей: работа,
семья, социальное и материальное
благополучие и т.п. Эта система ценностных
ориентации казалась единственно
возможной и действенной; все жизненные
проблемы решались в рамках этой системы.

Вступление
на ступень универсализации развития
означает поиск новых ценностей, ради
которых стоит жить. Это — поиск прежде
всего духовных опор. Духовное развитие
человека в конце тридцатых — начале
сороковых годов находится на распутье.
Или оно уменьшается вместе с биологическими
функциями, или поднимается в совершенно
новые сферы, где пробуждаются совершенно
другие творческие силы, делающие
возможной вторую кульминацию творческих
сил человека. Этот подъем приходится
на вторую половину пятидесятых годов
и продолжается в некоторых случаях до
70-х, хотя обычно после 65 отмечается явный
спад. В этот период жизни начинают
доминировать «духовно-душевные
стремления». Человек входит в совершенно
новую и очень важную фазу своей жизни,
в которой он вырастает для зрелого
человеческого бытия.

В
период кризиса взрослости человеку
приходится производить переоценку
собственных ценностей. Если такая
переоценка произведена, человек начинает
перестраивать и свой образ жизни в
соответствии с ней. Если этого не сделано,
взрослый человек сохраняет иллюзии о
себе как о молодом человеке — в дальнейшем
это может привести к отчаянию и
разочарованию в жизни.

Основа
для переоценки ценностей закладывается
на предыдущих стадиях развития. Б.
Ливехуд пишет, что если человек в третьем
десятилетии жизни не заложил хотя бы
фундамента для установления содержательных
связей с другими (на работе, в семье, с
друзьями), то в кризисе сороковых годов
он будет испытывать большие трудности.
При этом, решающим условием преодоления
кризиса взрослости является идеал
человека, который сознательно или
бессознательно носят в душе. Тот, кто
убежден в том, что у человека только
биологическое существование, с ужасом
будет думать о том времени, когда исчезнут
скромные радости тела. В тоске по
собственной юности такие люди стремятся
найти более молодого спутника жизни.

В
супружеских отношениях, как полагает
Б. Ливехуд, должны совместно предприниматься
поиски нового содержания жизни, которые
могут привести к «новой встрече»
друг с другом. Такой поворот в браке
возможен при условии, если личность
другого видится и принимается независимо
от его физического облика. Это возможно
на почве религиозного убеждения, но
может также опираться на мировоззрение
или глубокое уважение к индивидуальности
ближнего. Чтобы научиться знать и любить
этого другого человека, надо обратить
внимание на его «личный облик».

В
большинстве случаев для женщины это
легче, чем для мужчины; мужчина воспринимает
чужое Я с помощью «женского» начала
в себе, которое играет особую роль в
ходе четвертого десятилетия.

«Из
этих отношений, которые постепенно
можно назвать любовью, вырастает
верность, преодолевающая смерть, что
происходит и с другим партнером. Эти
отношения рождаются в тридцатые годы
, они должны долго и тщательно сохраняться,
и в пятидесятые годы они расцветают
полностью. Эта любовь не требует, она
отдает. В старости брак может стать еще
интенсивнее» (Ливехуд Б. Кризисы жизни
— шансы жизни. Калуга, 1994. С. 107).

Успешное
разрешение кризиса среднего возраста
включает обычно переформулировку целей
в рамках более реалистичной и сдержанной
точки зрения и осознания ограниченности
времени жизни любого человека.

Супруг,
друзья и дети приобретают все большее
значение, тогда как собственное Я все
более лишается своего исключительного
положения. Наблюдается все усиливающаяся
тенденция довольствоваться тем, что
есть, и меньше думать о вещах, которые
скорее всего никогда не удастся достичь.
Отмечается отчетливая тенденция
чувствовать свое собственное положение
вполне приличным. Все эти изменения
знаменуют собой следующую стадию
развития личности, стабильный период
зрелости.

В
кризисе взрослости требуется серьезное
осмысление своей жизни, взвешенная
оценка жизненных целей и возможностей.
Как отмечают отечественные психологи,
если человек в кризисе взрослости
«осознает и оценит реальное положение
вещей, с учетом этого наметит новые цели
или скорректирует старые, если предпочтет
активно действовать, решать проблемы,
а не сетовать бесконечно на невезения,
коварства жизни, то он вполне благополучно
преодолеет этот «перевал» и с новыми
планами, с чувством оптимизма вступит
в следующий период своей жизни — период
зрелости. Самым опасным в период
взрослости следует считать состояние
застоя, при котором прогрессивного
развития личности не происходит. И
напротив, разумная и адекватная переоценка
ценностей в середине жизни приведет к
глубинному обновлению личности, создаст
благоприятные предпосылки для успешного
«вхождения» в следующий период —
период зрелости (40 — 45 — 55 — 60 лет), к росту
удовлетворенности не только на период
зрелости, но и на более поздние годы»
(Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова
Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология:
личность от молодости до старости.
М.,1999. С.39).

Результатом
кризиса средних лет является выработка
нового образа Я, переосмысление жизненных
целей, внесение изменений во все области
привычного существования, приведение
личности в соответствие с изменившимися
условиями жизни. «Происходит нечто
вроде «терапии смысла жизни», —
отмечает А.В. Толстых, — когда человек,
осмысливая уже прожитое, обдумывая
предстоящее, оказывается порой способным
на самые радикальные шаги. Стали
распространенными…серьезные перемены
образа жизни сорокалетних людей, вплоть
до смены профессии, увлечений, досуга
и т.д.» (Толстых А.В. Возрасты жизни.
М.,1988. С.172).

Э.
Эриксон кризис сорока лет связывает с
развитием чувства сохранения рода
(генеративности), выражающегося главным
образом в интересе к следующему поколению
и его воспитанию. Благополучное разрешение
кризиса приводит к высокой продуктивности
и созидательное™ в самых разных областях.
Если, напротив, эволюция супружеской
жизни идет иным путем, она может застыть
в состоянии псевдоблизости (стагнации),
что обрекает супругов на существование
лишь для самих себя с риском оскудения
межличностных отношений. Супруги тогда
начинают потворствовать самим себе,
как если бы они были своими собственными
или друг для друга единственными чадами;
и там, где условия этому способствуют,
носителем заботы о самом себе становится
ранняя инвалидность, физическая или
психологическая (Эриксон Э. Идентичность:
кризис и юность. М.,1996. С. 150).

Р.
Пекк выделяет четыре подкризиса,
разрешение которых служит необходимым
условием для развития чувства сохранения
рода. Во-первых, человек должен развить
у себя уважение к мудрости, сменяющее
примат физической храбрости. Во-вторых,
важно, чтобы сексуализация социальных
отношений уступила место их социализации
(что соответственно приводит к ослаблению
сексуальных ролей). В-третьих, необходимо
противиться аффективному обеднению,
связанному со смертью близких людей
или с обособлением детей, и сохранять
эмоциональную гибкость, способствующую
аффективному обогащению в иных формах.
Наконец, очень важно, чтобы человек
старался сохранить как можно большую
душевную гибкость и продолжать поиск
новых форм поведения, вместо того чтобы
придерживаться старых привычек и
пребывать в некоей психической ригидности
(Изл. по: Годфруа Ж. Что такое психология:
В 2 т. Т.2. С.45). Потрясающее по своей
психологической глубине и художественной
изобразительности автобиографическое
описание духовного кризиса представлено
в «Исповеди» Л.Н. Толстого. Этот
кризис Лев Николаевич переживал с 50 до
55 лет, но его первые симптомы проявились
примерно на тридцать пятом году жизни.
В связи с жизненными обстоятельствами
его развитие отодвинулось на 15 лет.
Выделим наиболее показательные места
из его «Исповеди».

«И
это сделалось со мной в то время, когда
со всех сторон у меня было то, что
считается совершенным счастьем: это
было тогда, когда мне не было пятидесяти
лет. У меня была добрая, любящая и любимая
жена, хорошие дети, большое имение,
которое без труда с моей стороны росло
и увеличивалось. Я был уважаем близкими
и знакомыми, больше чем когда-нибудь
прежде был восхваляем чужими и мог
считать, что я имею известность, без
особенного обольщения. При этом я не
только не был телесно или духовно
нездоров, но, напротив, пользовался
силой и духовной и телесной, какую я
редко встречал в своих сверстниках:
телесно я мог работать на покосах, не
отставая от мужиков; умственно я мог
работать по восьми — десяти часов подряд,
не испытывая от такого напряжения
никаких последствий. И в таком положении
я пришел к тому, что я не мог жить и, боясь
смерти, должен был употреблять хитрости
против себя, чтобы не лишить себя жизни…

Вопрос
мой — тот, который в пятьдесят лет привел
меня к самоубийству, был самый простой
вопрос, лежащий в душе каждого человека,
от глупого ребенка до мудрейшего старца,
— тот вопрос, без которого жизнь невозможна,
как я и испытал это на деле. Вопрос
состоит в том: «Что выйдет из того,
что я делаю нынче, что буду делать завтра,
— что выйдет из всей моей жизни?» Иначе
выраженный вопрос будет такой: «Зачем
мне жить, зачем чего-нибудь желать, зачем
что-нибудь делать?» Еще иначе выразить
вопрос можно так: «Есть ли в моей жизни
такой смысл, который не уничтожался бы
неизбежно предстоящей мне смертью?»…

Я
нашел, что для людей моего круга есть
четыре выхода из того ужасного положения,
в котором мы все находимся.

Первый
выход есть выход неведения. Он состоит
в том, чтобы не знать, не понимать того,
что жизнь есть зло и бессмыслица…

Второй
выход — это выход эпикурейства. Он состоит
в том, чтобы, зная безнадежность жизни,
пользоваться покамест теми благами,
какие есть… Третий выход есть выход
силы и энергии. Он состоит в том, чтобы,
поняв, что жизнь есть зло и бессмыслица,
уничтожить ее…

Четвертый
выход есть выход слабости. Он состоит
в том, чтобы, понимая зло и бессмысленность
жизни, продолжать тянуть ее, зная вперед,
что ничего из нее выйти не может…

Разумное
знание привело меня к признанию того,
что жизнь бессмысленна, жизнь моя
остановилась, и я хотел уничтожить себя.
Оглянувшись на людей, на все человечество,
я увидал, что люди живут и утверждают,
что знают смысл жизни. На себя оглянулся:
я жил, пока знал смысл жизни. Как другим
людям, так и мне смысл жизни и возможность
жизни давала вера… Какие бы и кому бы
ни давала ответы какая бы то ни была
вера, всякий ответ веры конечному
существованию человека придает смысл
бесконечного, — смысл, не уничтожаемый
страданиями, лишениями и смертью. Значит
— в одной вере можно найти смысл и
возможность жизни… Вера есть сила
жизни… Без веры нельзя жить…

Понятия
бесконечного Бога, божественности души,
связи дел людских с Богом, понятия
нравственного добра и зла — суть понятия,
выработанные в скрывающейся от наших
глаз исторической дали жизни человечества,
суть те понятия, без которых не было бы
жизни и меня самого…» (Толстой Л.Н.
Собр. соч.: В 22т. Т.16. М.,1983. С.106-165).

Психолог
Б.С. Братусь полагает, что выход из
кризиса середины жизни может быть как
позитивным, так и негативным. При
позитивном варианте человек находит
пути дальнейшего самосовершенствования;
он достигает соответствия между своими
возможностями и мотивами, либо изменяет
смысловую сферу в том направлении, в
котором будет возможно поступательное
развитие личности. Невозможность
осознания этой альтернативы приводит
к аномальному развитию личности,
реактивному преодолению сложившегося
противоречия, к появлению разного рода
«защитных» мотивов, которые толкают
к осуществлению ложнокомпенсаторной
деятельности. Смысл этой деятельности
сводится к тому, чтобы «законсервировать»,
оставить прежним внутреннее противоречие
и тем самым приспособиться к нему
(Братусь Б.С. К проблеме развития личности
в зрелом возрасте //Вести. Моск. ун-та.
Сер. И. Психология. 1980.№2. С.3-13).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • This program can only be executed on the asus computer как исправить
  • Как найти работу в островце
  • Как найти сохранения майнкрафта
  • Как найти песни которые скачали в айфон
  • Как можно исправить оценку по географии